Биографии Характеристики Анализ

1 общерусский съезд князей в любече состоялся. Любечский съезд русских князей: дата, решения, значение

В чём заключалось значение Любечского съезда князей? и получил лучший ответ

Ответ от Людмилка[гуру]
Княжьи съезды как своеобразная форма государственного правления, средство принятия важных решений и решения спорных вопросов, начали собираться со второй половины ХI века. На съездах обсуждались вопросы феодального устройства земель, отношений между князьями, организации консолидированного сопротивления угрозе со стороны Степи.
Любечский съезд 1097 года по своей актуальности и значению принятых на нем решений историки относят к самым важным. В то время княжеские распри, как ржавчина, изнутри разъедали когда-то великое государство - Киевскую Русь. Возобладало феодальное размежевание. Каждый князь хотел силой захватить богатства соседа, и все вместе стремились сесть на великокняжий стол в Киеве.
Видя эти усобицы, чем дальше, тем активнее начали действовать половцы, нападая уже не только на пограничные со степью земли, но и проводя рейды далеко вглубь русских земель. Пылали города и села, гибли люди, не в состоянии дать надлежащий отпор нападающим. И некоторые князья стали «приглашать» половцев в качестве союзников, идя грабить соседей.
В связи с растущей половецкой опасностью возникла насущная необходимость объединить все силы Руси-Украины для отпора кочевникам, любой ценой прекратить княжеские распри. В 1097 году Великий князь киевский Святополк Изяславич, переяславский (на то время) князь Владимир Мономах, смоленский князь Давид Святославич, его брат черниговский князь Олег Святославич, владимир-волынский князь Давид Игоревич и теребовльский князь Василько Ростиславич вместе с малыми дружинами собрались в городе Любеч, в Любечском замке на съезде. Инициатива созыва съезда князей принадлежала Владимиру Мономаху, который незадолго до этого добровольно уступил черниговское княжество Святославичам, а сам сел в Переяславе.
Целью Любечского съезда было прекратить вражду между Святославичами и другими князьями, прекратить междуусобные войны и вместе стать против угрозы со стороны Степи, против половцев. Князья говорили: «Для чего губим русскую землю, сами между собой устраивая раздор? А половцы землю нашу раздирают на клочья и радуются тому, что мы войны ведем меж собой. Объединимся отныне единым сердцем и будем беречь и почитать землю русскую» .
Одной из непосредственных причин княжеских распрей было отсутствие прямого наследования земель. Вотчины, уделы наследовались не сыном после отца, а старшим братом. Сыновья же оставались без земли, что и вызывало бесконечные споры и попытки решить их с помощью оружия.
Прямое наследование по предложению Ярослава и его сторонников и было введено на съезде в Любече. Каждому князю были отданы те земли, которые принадлежали его отцу, был провозглашен принцип: «Кождо да держит отчину свою» . Князь отныне должен был владеть унаследованными землями и обязывался не посягать на земли соседей.
Святополк получил Киев вместе с землями, всегда принадлежавшими его роду - Туровом. Владимир получил все земли Всеволода - Переяслав, Смоленск, Суздаль, Ростов и Белоозеро. Новгород достался его сыну Мстиславу. За Олегом, Давидом и Ярославом Святославичами закреплялась Черниговская земля, Рязань и Муром. Давиду Игоревичу досталась Владимир-Волынская земля, Володарю Ростиславичу - Перемышль, Васильку Ростиславичу - Теребовль. «И на том целовали крест: Если отныне кто на кого пойдет, против того мы будем все и крест честный. Сказали все: Пусть будет против того крест честный и вся земля русская!» , - сказано в летописи.
Значение первого Любечского съезда 1097 года в первую очередь заключалось в том, что это была первая в значительной степени удачная попытка прекратить процесс распада Киевского государства на мелкие удельные княжества путем изменения принципов наследования и постановки перед князьями общей цели - оказания должного вооруженного отпора половецким нападениям на Русь-Украину. Первый Любечский съезд прекратил на определенное время борьбу за Черниговские земли и позволил объединить силы пограничных княжеств против половецкой угрозы.

Ответ от Красивая Дама [гуру]
Утвержение раздробленности Руси.


Ответ от Мария Пикалова [новичек]
Любечский съезд русских князей состоялся в 1097 году, в городе Любеч, что на Днепре. Князья, на съезде, сумели договориться о признание прав каждого из князей, принадлежавших к роду Рюриковичей, на свою вотчину. А вот захват чужой земли, принадлежащей брату или родственнику, рассматривался как преступление. Участники Любечского съезда целовали крест, в знак того что будут соблюдать его решения. Князья, бывшие, на любечском съезде договорились, о том, что если кто - то посягнет на чужую землю, то на него ополчатся прочие князья.
На Любческом съезде удалось договориться о совместных действиях по защите русской земли от набегов кочевников. Главным событие Любечского съезда стало провозглашение принципов наследования князьями земель своих отцов. Это решение означало появление нового политического строя на Руси, основой которого стало крупное феодальное землевладение. К сожалению, сразу после Любечского съезда опять начались усобицы. Давид Игоревич, со Святополком ослепили Василька Ростиславича, тем самым начав новую волну усобиц.
Необходимо осветить главные решения Любечского съезда и подчеркнуть его значение как сознательной попытки князей договориться и объединиться перед общей - половецкой - опасностью. Особо выделить предложения Владимира Мономаха о том, а) чтобы каждый князь "сидел на своей отчине"; б) чтобы не призывать кочевников в качестве союзников в междоусобной борьбе. Фактические это означало оформление феодальной раздробленности государства.
Второй попыткой сохранить единство Киевской Руси был съезд князей на Долобском озере. На съезде были приняты решения, согласно которым князья объединялись для борьбы с половцами. В итоге половцы были успешно биты Владимиром Мономахом и союзниками, а вот единство Руси сохранить так и не удалось.

  Любечский съезд (1097) - съезд русских князей, состоявшийся в городе Любече (на реке Днепр) с целью договориться о прекращении междукняжеских распрей из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь половцев . Непосредственной причиной съезда послужила необходимость заключения мира с Олегом Святославичем, против которого Святополк Изяславич и Владимир Мономах боролись с 1094 года.

Владимир Мономах, бывший при жизни своего отца его правой рукой в Чернигове, участвовал в разгромной для русских битве на Стугне (1093) , а в 1094 году Олег Святославич при поддержке половцев выгнал Владимира из Чернигова. На помощь Владимиру пришёл Святополк Изяславич киевский, но половцы атаковали южные границы Руси. В 1096-1097 годах Мстислав Владимирович с новгородцами и Вячеслав Владимирович с половцами боролись с Олегом за Муром, Рязань, Суздаль и Ростов, нанеся ему поражение на Колокше. Мстислав в качестве крестника Олега ходатайствовал не лишать его Русской земли перед отцом и позвал его на заключение мира.

На Любечском съезде (согласно «Повести временных лет») присутствовало 6 князей и было принято решение: «Кождо держить очьчину свою «.
— Святополку Изяславичу, как старшему, был оставлен Киев с Туровом и Пинском и титул великого князя;
— Владимиру Мономаху - Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро;
— Олегу и Давыду Святославичам - Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань;
— Давыду Игоревичу - Владимир-Волынский с Луцком;
— Васильку Ростиславичу (с братом) - Теребовль, Червень, Перемышль.

Фактически решение лишь резко перераспределяло владения между Владимиром Всеволодовичем и Святославичами в пользу последних.

Съезд провозгласил принцип наследования князьями земель своих отцов, то есть права на наследование каждого из нескольких сложившихся на тот момент княжеств были ограничены рамками определённой ветви династии Рюриковичей. Это констатировало наличие нового политического строя на Руси, основой которого было сложившееся крупное феодальное землевладение. Согласно БРЭ, Святославичи, получившие по решениям съезда обширное Черниговское княжество, были исключены из наследников Киева.

Сразу вслед за Любечским съездом, остановившим междоусобицы на левобережье Днепра, началась война за юго-западные волости (1097-1100) - с беспрецедентного на тот момент ослепления Рюриковича (Василька Ростиславича Давыдом Игоревичем). В ходе войны Давыд пытался овладеть княжеством Василька, а Святополк - Волынью, Перемышлем и Теребовлем. В итоге Ростиславичам удалось отстоять свои владения, а Волынь перешла от Давыда к Святополку по решению нового

Мир велик, чтобы удовлетворить нужды человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.

Махатма Ганди

Русь, раздираемая междоусобными войнами, бесконечными жестокими набегами половцев нуждалась в перемирии, как минимум внутри страны, чтобы избавиться от всех противоречий между князьями. Именно с этой целью и был созван съезд князей в Любече , на берегу реки Днепр, в 1097 году. В нем приняло участие 6 князей.

Любеческий съезд князей - цель

Идейным вдохновителем этого съезда был Владимир Мономах. Он держал речь перед братьями, призывая их забыть вражду, примириться и вместе избавить Русь от общего врага – половцев. Любеческий съезд князей прошел успешно и удолось договориться о самом главном: каждый должен править только в своих землях . Билы определены сферы влияния, кто какими городами будет управлять. Пример всем подал сам Владимир Мономах, который добровольно, отдал Олегу Святославичу город Чернигов, город, которым он сам управлял, но который в давние времена уппринадлежал равлялся родителем Олега. В остальном было решено следующее:

  • Святополку съезд князей в Любече передал в управление Киев, а вместе с ним и тутул Великого Князя.
  • Владимир Мономах стал властителе Смоленска. Белоозерска, Переяслявля и Суздальско0Ростовских земель.
  • Олег и Давит Святославичи по общему решению получили в удел Чернигов, Муром, Разань и Тмутаракань.
  • Давид Игоревич закрепил свое право на правление Владимир-Волынскиий.
  • Василько Ростиславич же получил в правление Теребовль, Перемышль, а также Червень.

Таким образом, съезд русских князей в Любече главной своей задачей имел решение вопроса о сферах влияния в Киевской Руси. Это острый вопрос, который породил немало войн. В результате все участники съезда признали права других на города, которые были за ними закреплены в результате устного соглашения.Завершился любеческий съезд целованием креста и присягой всех участников на вечный мир и дружбу.

Съезд князей в Любече - итоги

Результаты, которых достиг съезд, должны бил стать основой, прочным фундаментом, для строительства нового, мощного государства. И этого можно было добиться, если бы не коварство Давида Игоревича, правителя города Владимиро-Волынского. Он тайно сообщил Святополку о том, что Мономах и Василько Ростиславич задумали захватить киевский престол и тайно сговорились за спинами других. Святополк поверил и пригласил Василько в Киев. Василько отправился в Киев. Въезжая в Киев ему сообщили о коварстве Давида, но Василько не поверил, сказав: «Мы крест целовали, не мог Святополк заподозрить меня в предательстве ". В Киеве Василько был встречен Давидом, который силой посадил его в темницу, а его слуги выкололи Василько глаза. Так началась на Руси новая междоусобная война. А любеческий съезд князей из благого начинания перерос в убийства.

Второй съезд - завершение междоусобицы

Видя необходимость остановить Давида Игоревича, дабы остановить междуусобную войну на Руси, Владимир Мономах решил собрать новый съезд князей. На нем присутсвовал сам Мономах, Святополк, Олег и Давид Святославичи, а также сам Давид Игоревич. Съезд этот прошёл 30 июня 1110 года вблизи Киева. Мономах, посовещавшись с другими участниками, объявил, что они прошают Давида Игоревича и не хотят мстить ему. Они заверили его, что тот может жить спокойно на земле русской. В знак своей дружбы Святополк отдал Давиду Игоревичу города Черторижск и Дубна. Владимир Мономах, Олег Святослави и Давид Святославич предоставили со своей стороны по 200 гривен золота каждый. На этом междоусобная война прекратилась.

Любечский съезд - собрание русских князей, основной целью которого было остановить междоусобную войну и создать единое государство для сопротивления иноземным захватчикам.

Первый съезд князей в Любече

Съезд русских князей состоялся в г. Любече (на р. Днепр) в 1097 г. Причинами для созыва съезда князей в Любече стали:

  • жестокая между князьями, которые воевали друг с другом за территории и влияние на Руси;
  • необходимость создать единую армию для сопротивления , чьи набеги наносили серьезный вред стране.

Съезд русских князей в Любече был провозглашен Владимиром Мономахом , который первым понял все печальные последствия междоусобицы.

Значение Любечского съезда

Киевская Русь в конце 11-го в. находилась в крайне сложном положении. С 1094 г. шла постоянная борьба за территории, которая сильно ослабляла страну и не позволяла собрать единую армию. Князья не хотели признавать авторитет друг друга и пытались захватить у противника все новые территории для получения прибыли и распространения своего влияния. Положение осложнялось половцев.

Владимир Мономах потерпел поражение в битве на Стугне в 1093 г., уступив часть территорий захватчикам. Позднее, в 1094 г., князь Олег Святославич заручился поддержкой половцев и выгнал Владимира из Чернигова. Заручившись поддержкой другого князя, Святополка Изяславича, Владимир хотел отвоевать обратно свои владения, но в это же время половцы совершили жестокий набег на южные территории. В течение двух лет Русь постоянно находилась в состоянии войны.

Чтобы исправить ситуацию, необходимо было помирить князей - с этой целью Владимир Мономах и созвал Любечский съезд в первый раз.

Основные решения Любечского съезда князей

Во время собрания князья занимались в основном переделом территорий. После многочасовой дискуссии съезд князей в Любече провозгласил следующее: заключить мир между князьями и обязать их приходить на помощь друг другу в борьбе с половцами. Основной целью Любечского съезда было создание единого государства.

Территории были поделены следующим образом:

  • Василько Ростиславич (с братом) - Теребовль, Червень, Перемышль;
  • Владимир Мономах - Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро;
  • Давыд Игоревич - Владимир-Волынский с Луцком;
  • Олег и Давыд Святославичи - Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань;
  • Святополк Изяславич - Киев с Туровом и Пинском и титул великого князя.

Съезд русских князей в Любече провозгласил новый принцип деления земель. Князья наследовали территории, принадлежавшие их отцам, - родовое распределение. Таким образом, удавалось избежать споров за владения, а Русь постепенно должна была превратиться в феодальное государство.

Последствия Любечского съезда князей

К несчастью, князь Давыд Игоревич был недоволен новым договором и сразу после собрания сообщил Святополку о том, что Владимир Мономах и Василько Ростиславич имели тайный сговор и хотели захватить единоличную власть на Руси. Святополк поверил и по настоянию Давыда пригласил Василько к себе в Киев, где последний был немедленно обвинен в измене и посажен в темницу.

Владимир Мономах, видя, что начался новый конфликт, созвал второй съезд князей (1110 г.), на котором удалось заключить окончательный мирный договор. Князь Давыд был прощен за свое предательство.

Итоги Любечского съезда князей

Благодаря тому, что князьям удалось договориться, междоусобица на Руси закончилась и государство постепенно объединялось, чтобы дать отпор половцам. Великие князья смогли объединить свои войска и противостоять захватчикам, а Русь перешла в новую эпоху с новым политическим строем.

Приложение 16

«Потомки Ярослава Мудрого на киевском престоле»

Приложение 17

Справочный материал.

Любечский съезд (1097 г.) - съезд русских князей, состоявшийся в городе Любече (на Днепре) с целью договориться о прекращении междоусобных княжеских распрей из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь половцев. На нем был установлен совершенно новый принцип владения княжескими уделами. "Кождо да держит отчину свою" - гласило конечное определение съезда. Таким образом, Русская земля перестала считаться единым владением всего княжеского дома Рюриковечей, и превратилась в совокупность отдельных "отчин", наследственных владений ветвей княжеского дома.

В « Истории Государства Российского» (Т.1.Гл.VI) , давая характеристику Любечскому съезду, Н.М.Карамзин писал: «Чрез несколько месяцев Россия в первый раз увидела торжественное собрание Князей своих на берегу Днепра, в городе Любече. Сидя на одном ковре, они благоразумно рассуждали, что отечество гибнет от их несогласия; что им должно наконец прекратить междоусобие, вспомнить древнюю славу предков, соединиться душою и сердцем, унять внешних разбойников, половцев, - успокоить Государство, заслужить любовь народную. Нет сомнения, что Мономах, друг отечества и благоразумнейший из Князей Российских, был виновником и душою сего достопамятного собрания. В пример умеренности и бескорыстия он уступил Святославичам все, что принадлежало некогда их родителю, и Князья с общего согласия утвердили за Святополком область Киевскую, за Мономахом частный удел отца его: Переславль, Смоленск, Ростов, Суздаль, Белоозеро; за Олегом, Давидом и Ярославом Святославичами - Чернигов, Рязань, Муром; за Давидом Игоревичем - Владимир Волынский; за Володарем и Васильком Ростиславичами - Перемышль и Теребовль, отданные им еще Всеволодом. Каждый был доволен; каждый целовал святой крест, говоря: да будет земля Русская общим для нас отечеством; а кто восстанет на брата, на того мы все восстанем. Добрый народ благословлял согласие своих Князей: Князья обнимали друг друга как истинные братья.»

Согласно «Повести временных лет» на Любечском съезде присутствовало 6 князей.

Святополку Изяславичу, как старшему, был оставлен Киев с Туровом и Пинском и титул великого князя. Владимиру Мономаху - Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро. Олегу и Давиду Святославичам - Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань.

Давиду Игоревичу - Владимир-Волынский с Луцком. Васильку Ростиславичу (с братом) - Теребовль, Червень, Перемышль.

Любечский съезд, провозгласив принцип наследования князьями земель своих отцов, констатировал наличие нового политического строя на Руси – Руси Удельной, основой которой было сложившееся крупное феодальное землевладение. Однако Любечский съезд не мог дать реальных гарантий выполнения своих постановлений. Сразу же после Любечского съезда Давид Игоревич с согласия Святополка ослепил Василька Ростиславича, что повлекло за собой новые войны между князьями.

Приложение 18

Биография.

Владимир II Всеволодович Мономах (церковное имя Василий) (1052–1125 гг.)

– князь смоленский (с 1067 г.), черниговский (с 1078 г.) великий князь киевский (1113–1125 гг.);

Сын киевского князя Всеволода Ярославича и Анны, дочери византийского императора Константина IX Мономаха, в честь которого Владимир получил свое прозвище «Мономах».

Родился в 1052 г. Еще начала своего княжения в Киеве снискал себе славу победителя половцев и миротворца. Пользовался народной любовью и влиянием среди других князей.

Его отец, великий киевский князь Всеволод I завещал Владимиру великое княжение в Киеве, но Мономах не хотел возобновления междоусобных войн, отказался от этой чести и, следуя принципа старшинства в роде, провозгласил великим князем киевским своего двоюродного брата Святополка II Изяславича. Завещание Всеволода I осуществилось лишь после смерти Святополка II .

В отношениях с удельными князьями стремился поддерживать мир. Будучи князем смоленским, в 1078 г. Владимир получил от отца в правление Чернигов. Владея им, возвел в своей резиденции замок в Любече, способный выдержать длительную осаду. Но, когда в 1094 г. князь Олег Святославович явился под стены Чернигова во главе половецкого войска с целью вернуть город, в котором когда-то правил его отец, Владимир отказался от сражения и ушел из города с небольшой дружиной в Переславль. Позже он передал Переславль своему брату Ростиславу и княжил в Смоленске. Активно помогал удельным князьям в борьбе с внешними врагами: черниговскому князю Святославу – с немецким императором Генрихом IV, когда «ходил с дружиною» через Богемию в Силезию. Был одним из инициаторов и активных участников съездов удельных князей – в Любече (в 1097г.) и в Уветичах (Витичеве) (в 1100 г.).

Владимир Мономах неоднократно участвовал в походах против половцев (в 1093 г., 1094 г., 1095 г., 1101 г., 1103 г., 1107 г., 1110 г., 1111 г. и др.). По его собственным словам, девятнадцать раз заключал с половцами мир, используя для этого любую возможность. Но нередко выступал инициатором ответных нападений на половцев (1095 г.), постоянно подталкивал других князей к тому, чтобы вести в отношении половцев наступательную политику.

В 1113 г. после смерти великого киевского князя Святополка II Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание против ростовщиков. В надежде на прекращение смуты, верхушка знатных киевлян призвала Владимира Мономаха на княжение с просьбой «спасти от неистовой черни». Подавив смуту и став киевским князям, Владимир II Мономах увидел необходимость разобраться в причинах волнений. В результате были урегулированы нормы долгового права. Это нашло отражение в «Уставе Владимира Мономаха», который был позднее включен в пространную редакцию «Русской Правды». Согласно «Уставу» было улучшено положение должников и закупов (наемников), отменено холопство за долги, установлен точный размер взимаемых резов (процентов) для ростовщиков (не более 100%). Продолжив законодательную работу Ярослава Мудрого, Владимир Мономах внес в «Русскую правду» много изменений. Их целью была необходимость утверждения «закона» – справедливого («праведного») суда по христианским заповедям.

В период киевского княжения Владимира II возобновилась борьба с половцами – походы 1116 г. и 1120 г. В 1116 г. Владимир Мономах послал в поход против половцев своего сына Мстислава. Сам же Мономах в том году воевал против Византии.

Активно поддерживал борьбу новгородцев и псковитян против племени чудь на северо-западе (недалеко от Чудского озера); на северо-востоке сын Мономаха Юрий Долгорукий одержал победу против болгар и мордвы. В 1120 г. были изгнаны с Руси печенеги.

Княжение Владимира Мономаха, хотя и короткое по времени, было периодом политического и экономического усиления Руси, расцвета культуры и литературы. При нем строились церкви, создавались летописные своды, началось составление Печерского патерика, включившего жития Антония и Феодосия Печерских, княгини Ольги, князя Владимира I Святославича, князей Бориса и Глеба.

Владимир Мономах был широко образованным для своего времени человеком, обладал литературным талантом. В «Поучении детям» (около 1117г.) Мономах выступил как мудрый государственный деятель, «о земле великой печальник», «заботливый домовладыка», просвещенный мыслитель, отважный воин и начитанный книжник, блестящий мастер слова. Обращаясь к своим наследникам, автор восклицал: «Дети! Не бойтесь ни рати, ни зверя, делайте мужское дело, ничто не может вам вредить!». И добавлял: «Не забывайте убогих, сирот и вдов»!» Поэтическое «удивление» князя красотами природы сделали его труд достойным предшественником «Слова о полку Игореве». Главное в «Поучении» – это призыв к единству Руси, братолюбию, осуждение междоусобиц.

Владимир Мономах завещал великокняжеский престол в Киеве своему старшему сыну Мстиславу Удалому, установив тем самым новый порядок престолонаследия, направленный на централизацию княжеской власти. Владимир Мономах был одним из последних великих князей киевских, при которых удавалось сохранить единство Руси. После смерти его сына Мстислава, правившего всего 7 лет, летописец записал: «раздрася вся земля русская».

Владимир Мономах умер 19 мая в 1125 г., находясь в походе.По словам летописи, «слава его прошла по всем странам, особенно же был он страшен поганым; был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец за Русскую землю».

С.М.Соловьева считал, что Киевская Русь в обстановке междоусобной борьбы на краткий миг вернула при Мономахе свою былую славу: «Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей, но личными доблестями, строгим исполнением обязанностей прикрывал недостатки существующего порядка, делал его не только сносным для народа, но даже способным удовлетворить его общественные потребности».

Приложение 19

Сочинения Владимира Мономаха написаны в XI–начале XII века и известны под названием «Поучение». Они входят в состав Лаврентьевской летописи. «Поучение» - это своеобразное собрание сочинений князя, включающее само «Поучение», автобиографию и письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Автор «Поучения» выступает как высокообразованный книжный человек, эрудированный, прекрасно разбирающийся в литературе своего времени, что видно по многочисленным цитатам, которые он приводит в своем труде.

« Поучение» явилось политическим и нравственным завещанием князя.

В начале «Поучения» Мономах дает ряд моральных наставлений: не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте, «на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего... Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более всего чтите гостя. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите».

Постепенно «Поучение» перерастает в автобиографию, в которой князь рассказывает, что был участником 82 больших воинских походов. Свою жизнь он старался строить по тем же правилам, о которых пишет сыновьям. Мономах предстает в своем сочинении человеком необычайно деятельным, ревностным поборником просвещения. Он считает, что в быту князь должен быть образцом для окружающих, семейные отношения нужно строить на уважении. В «Поучении» Мономах охватывает широкий круг жизненных явлений, дает ответы на многие социальные и нравственные вопросы своего времени.

Третье произведение Владимира Мономаха - письмо к двоюродному брату Олегу Святославичу, написанное по поводу гибели своего родного сына Изяслава, убитого Олегом в бою. По мнению Мономаха, беда не в том, что на поле брани погиб еще один князь. Беда в том, что княжеские распри и усобицы губят Русскую землю. Мономах считает, что пора прекратить эти братоубийственные войны. Князь предлагает Олегу мир: «Я тебе не враг, не мститель... И мир я тебе предлагаю потому, что не хочу я лиха, но добра хочу всей братии нашей и земли русской».

Академик Д.С. Лихачев, автор одного из лучших современных переводов «Поучения» ,отмечал, что «письмо Мономаха поразительно. Я не знаю в мировой истории ничего похожего на это письмо Мономаха. Мономах прощает убийцу своего сына. Более того, он утешает его. Он предлагает ему вернуться в русскую землю и получить полагающиеся по наследству княжества, просит забыть обиды».

Из «Поучения Владимира Мономаха»:

«…О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным судьею, не покаявшись и не помирившись между собою.

Ибо кто молвит: «Бога люблю, а брата своего не люблю», - ложь это. И еще: «Если не простите прегрешений брату, то и вам не простит отец ваш небесный». Пророк говорит: «Не соревнуйся лукавствующим, не завидуй творящим беззаконие». «Что лучше и прекраснее, чем жить братьям вместе». Но все наущение дьявола! Были ведь войны при умных дедах наших, при добрых и при блаженных отцах наших. Дьявол ведь ссорит нас, ибо не хочет добра роду человеческому. Это я тебе написал, потому что понудил меня сын мой, крещенный тобою, что сидит близко от тебя. Прислал он ко мне мужа своего и грамоту, со словами: «Договоримся и помиримся, а братцу моему божий суд пришел. А мы не будем за него мстителями, но положим то на бога, когда предстанут они пред богом; а Русскую землю не погубим». И, увидел смирение сына моего, сжалился я и, бога устрашившись, сказал: «Он по молодости своей и неразумию так смиряется, на бога возлагает; я же - человек, грешнее всех людей».

Послушал я сына своего, написал тебе грамоту: примешь ли ты ее по-доброму или с поруганием, то и другое увижу из твоей грамоты. Этими ведь словами я предупредил тебя, чего я ждал от тебя, смирением и покаянием желая от бога отпущения прошлых своих грехов. Господь наш не человек, но бог всей вселенной, - что захочет, во мгновение ока все сотворит, - и все же сам претерпел хулу, и оплевание, и удары и на смерть отдал себя, владея жизнью и смертью. А мы что такое, люди грешные и худые? Сегодня живы, а завтра мертвы, сегодня в славе и в чести, а завтра в гробу и забыты. Другие собранное нами разделят.

Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей. С этими словами тебе первому, брат, надлежало послать ко мне и предупредить меня. Когда же убили дитя, мое и твое, пред тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: «Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери - слезы!»

Надо было бы сказать тебе словами Давида: «Знаю, грех мой всегда передо мною». Не из-за пролития крови, а свершив прелюбодеяние, помазанник божий Давид посыпал главу свою и плакал горько, - в тот час отпустил ему согрешенья его бог. Богу бы тебе покаяться, а ко мне написать грамоту утешительную да сноху мою послать ко мне, - ибо нет в ней ни зла, ни добра, - чтобы я, обняв ее, оплакал мужа ее и ту свадьбу их, вместо песен: ибо не видел я их первой радости, ни венчания их, за грехи мои. Ради бога, пусти ее ко мне поскорее с первым послом, чтобы, поплакав с нею, поселил у себя, и села бы она как горлица на сухом дереве, горюя, а сам бы я утешился в боге.

Тем ведь путем шли деды и отцы наши: суд от бога пришел ему, а не от тебя. Если бы тогда ты свою волю сотворил и Муром добыл, а Ростова бы не занимал и послал бы ко мне, то мы бы отсюда и уладились. Но сам рассуди, мне ли было достойно послать к тебе или тебе ко мне? Если бы ты велел сыну моему: «Сошлись с отцом», десять раз я бы послал.

Разве удивительно, что муж пал на войне? Умирали так лучшие из предков наших. Но не следовало ему искать чужого и меня в позор и в печаль вводить. Подучили ведь его слуги, чтобы себе что-нибудь добыть, а для него добыли зла. И если начнешь каяться богу и ко мне будешь добр сердцем, послав посла своего или епископа, то напиши грамоту с правдою, тогда и волость получишь добром, и наше сердце обратишь к себе, и лучше будем, чем прежде: ни враг я тебе, ни мститель. Не хотел ведь я видеть крови твоей у Стародуба; но не дай бог видеть кровь ни от руки твоей, ни от повеления твоего, ни от кого-либо из братьев. Если же я лгу, то бог мне судья и крест честной! Если же в том состоит грех мой, что на тебя пошел к Чернигову из-за язычников, я в том каюсь, о том я не раз братии своей говорил и еще им поведал, ибо я человек.

…Ибо не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле. А что ты хочешь добыть насильем, то мы, заботясь о тебе, давали тебе и в Стародубе отчину твою. Бог свидетель, что мы с братом твоим рядились, если он не сможет рядиться без тебя. И мы не сделали ничего дурного, не сказали: пересылайся с братом до тех пор, пока не уладимся. Если же кто из вас не хочет добра и мира христианам, пусть тому от бога мира не видать душе своей на том свете!

Не от нужды говорю я это, ни от беды какой-нибудь, посланной богом, сам поймешь, но душа своя мне дороже всего света сего…»

См.:Русская Цивилизация - Информационно-аналитический и энциклопедический портал

Приложение 20

«Политическая раздробленность Руси вторая половина XII. – начало XIII вв.»