Биографии Характеристики Анализ

6 е управление гру. Гру гш вс ссср

Таблица №1

1-е главное управление (ПГУ)

Разведка. «Элита», «Белая кость» - именно так называют сотрудников этой службы и по сей день

2-е главное управление

Контрразведка. Знала все про всех и практически не оставляла шансов для шпионов из других государств

3-е главное управление

Военная контрразведка. Многочисленная армия особистов. Держала под неусыпным контролем все советские Вооруженные Силы

4-е управление

Контрразведывательная работа на транспорте

5-е управление (впоследствии было переименовано в управление «З»)

Борьба с идеологической диверсией

Без комментариев

6-е управление

Контрразведывательная работа в сфере экономики. Стояло на страже социалистической собственности и плановой экономики. Раскручивало знаменитые дела «цеховиков», директора Елисеевского магазина, министра внутренних дел Щелокова

7-е управление

Наружное наблюдение и охрана дипломатического корпуса. Первая функция в комментариях не нуждается. Вторая включала в себя охрану дипломатических представительств. Чекисты, переодетые в милицейскую форму, стерегли посольства стран НАТО. Остальные посольства охранялись обычными милиционерами

8-е главное управление

Шифровально-дешифровальное

9-е управление

Охрана руководства страны (позже переименовано в Управление охраны руководителей)

Управление «ОП»

Борьба с организованной преступностью (было создано, как только в СССР появилось понятие «организованная преступность»)

Управление «СЧ»

Специальные части КГБ

Главное управление пограничных войск (ГУПВ)

15-е главное управление

Строительство и эксплуатация резервных объектов (бункеров для руководства государства на случай ядерной войны)

16-е управление

Радиоразведка, радиоперехват и дешифровка. Оперативно-техническое управление (ОТУ)

Инспекторское управление

Управление кадров

Военно-медицинское управление

Военно-строительное управление

Управление правительственной связи

Хозяйственное управление

Финансово-плановый отдел

10-й отдел

Учетно-архивный

12-й отдел

Прослушивание телефонных переговоров и помещений

Следственный отдел

Мобилизационный отдел

Секретариат КГБ

Юридический отдел

Служба оперативного анализа

и информации, или

Аналитическое управление

Центр общественных связей

(был создан последним, в 1990 году)

Таблица № 2

1. Департамент контрразведки

Управление контрразведывательных операций

Управление компьютерной и информационной безопасности

2. Департамент по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом

Организационно-оперативное управление

Оперативно-розыскное управление

Управление по борьбе с терроризмом и политическим экстремизмом

3. Департамент экономической безопасности

Административная служба

Управление по контрразведывательному обеспечению объектов промышленности

Управление по контрразведывательному обеспечению объектов транспорта

Управление по контрразведывательному обеспечению кредитно-финансовой сферы

Организационно-аналитическое управление

Управление по борьбе с контрабандой и незаконным оборотом наркотиков

Управление по контрразведывательному обеспечению МВД РФ, Минюста и МЧС

4. Департамент анализа, прогноза и стратегического планирования Управление координации оперативной информации

Информационно-аналитическое управление

5. Департамент организационно-кадровой работы

Управление кадров

Организационно-штатная служба

Инспекция по личному составу

6. Департамент по обеспечению деятельности

Финансово-экономическое управление

Контрольно-ревизионная инспекция

Инспекторское управление

Следственное управление

7. Управление военной контрразведки

8. Управление делами

9. Управление собственной безопасности

10. Военно-мобилизационный отдел

11. Оперативно-поисковое управление

12. Управление оперативно-технических мероприятий

13. Управление регистрации архивных фондов

14. Управление радиоконтрразведки

15. Научно-исследовательский центр

16. Следственный изолятор

17. Центр общественных связей

18. Договорно-правовое управление

"Наши" люди во власти

1. Владимир Путин - Президент Российской Федерации. Родился 7 октября 1952 года. Окончил юридический факультет ЛГУ.В органах КГБ с 1975 года. С 1990 года - помощник проректора ЛГУ, советник Ленгорсовета. С 1991 года - председатель Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга. С 1994 года - первый заместитель председателя правительства Петербурга. С 1997 года - заместитель управляющего делами Президента РФ. В марте того же года назначен заместителем руководителя Администрации Президента, начальник Главного контрольного управления. С мая 1998 года - первый заместитель главы Администрации Президента. 25 июля 1998 года назначен директором ФСБ. 29 марта 1999-го назначен секретарем Совета безопасности России. С августа 1999 года - председатель Правительства РФ. С декабря 1999 года - исполняющий обязанности Президента РФ.

2. Сергей Иванов - секретарь Совета безопасности. Генерал-лейтенант. Родился в 1953 году в Ленинграде. Окончил филологический факультет ЛГУ, Высшие курсы КГБ в Минске, школу 1-го главного управления КГБ. Более двадцати лет проработал во внешней разведке. С августа 1998 года являлся заместителем директора ФСБ. Владеет шведским и английским языками. Женат. Двое детей.

3. Сергей Лебедев - директор Службы внешней разведки. До этого занимал должность официального представителя российской внешней разведки в США.

4. Виктор Иванов - заместитель руководителя Администрации Президента. Генерал-лейтенант. Бывший заместитель директора Федеральной службы безопасности. Родился в 1950 году в Новгороде. Выпускник Ленинградского электротехнического института связи. В 1978 году закончил Высшие курсы КГБ. 20 лет проработал в Ленинградском КГБ. В 1998 году переведен в Москву и назначен начальником Управления собственной безопасности ФСБ. Затем руководил Департаментом экономической безопасности ФСБ, одновременно являясь заместителем директора.

5. Николай Патрушев - директор Федеральной службы безопасности РФ. Родился в 1951 году в Ленинграде. В 1974 году окончил приборостроительный факультет Ленинградского кораблестроительного института. В этом же году пришел в КГБ. С 1992 года - министр безопасности республики Карелия, начальник управления ФСК по Карелии. С 1994 по 1998 год - начальник Управления собственной безопасности ФСБ, затем заместитель руководителя департамента - начальник Организационно-инспекторского управления. В мае 1998 года занял пост начальника Главного контрольного управления Президента РФ. С октября 1998 года - заместитель директора ФСБ. С 1999 года - первый заместитель директора. 17 августа 1999 года назначен директором ФСБ.

6. Георгий Полтавченко - представитель президента в Центральном административном округе. Генерал-майор. Родился в 1953 году в Баку. Окончил Ленинградский институт авиационного приборостроения. В органах КГБ с 1979 года. В 1992 году перешел на службу в налоговую полицию, возглавив управление ФСНП по Санкт- Петербургу.

7. Виктор Черкесов - представитель президента в Северо-Западном округе. Генерал-лейтенант. Родился в 1950 году. Закончил юрфак ЛГУ. С 1992 года - начальник Управления ФСБ по Санкт-Петербургу. В 1998 году был назначен первым заместителем директора Федеральной службы безопасности РФ.
8. Сергей Веревкин-Рохальский - заместитель министра по налогам и сборам. Генерал-майор. С 1996 по 1999 год руководил Сахалинским управлением ФСБ. Перед последним назначением работал начальником УФСБ по Приморскому краю.
9. Алексей Седов - начальник ФСНП по Москве. Генерал. Кадровый чекист. Всю карьеру построил в ленинградском КГБ. Со сменой строя перешел на работу в налоговую полицию.
10. Александр Макарычев - заместитель руководителя аппарата Правительства РФ. Бывший заместитель начальника Управления по разработке и пресечению деятельности преступных организаций (УРПО).
11. Вячеслав Трубников - первый заместитель министра иностранных дел в ранге федерального министра, специальный представитель Президента России в государствах СНГ. Бывший глава СВР.
12. Сергей Степашин - председатель Счетной палаты РФ. Бывший глава МВД, ФСБ, Минюста, бывший премьер-министр, бывший руководитель Комиссии по расследованию деятельности КГБ. Один из авторов практического пособия «Формы и методы работы органов внутренних дел с самодеятельными организациями».
13. Евгений Муров - руководитель Федеральной службы охраны. До своего назначения занимал должность заместителя начальника Управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
14. Юрий Демин - первый заместитель министра юстиции. Генерал-полковник. Родился в 1945 году. После окончания Высшей школы КГБ работал в органах и дослужился до начальника Договорно-правового управления ФСБ. В 1997 году был назначен на пост Главного военного прокурора России. Одновременно являлся заместителем Генерального прокурора РФ.
(Восемь чиновников из тринадцати являются не только коллегами, но и земляками Владимира Владимировича Путина.)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

1. Николай Ковалев - бывший глава ФСБ. Председатель парламентской Комиссии по борьбе с коррупцией.
2. Александр Коржаков - бывший руководитель СПБ. Заместитель председателя Комитета Госдумы по обороне.
3. Валерий Воротников - депутат, бывший заместитель начальника 5-го управления КГБ.
4. Михаил Гришанков - заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности. Кандидат на пост губернатора Челябинской области. Бывший сотрудник УФСБ по Челябинской области.

Фото: kavkazr.com

NT : Дело Улюкаева наделало много шума благодаря той роли, которую в этом деле сыграло 6-е управление ФСБ. Фактически получается, что глава «Роснефти» Игорь Сечин «приватизировал» целое управление ФСБ в своих интересах, для того чтобы проводить подобные операции. Бывали ли в истории советских спецслужб такие случаи, когда условный Берия имел при себе какое-то управление, которое выполняло только его пожелания и работало в его интересах?

Петров: Во времена Сталина органы госбезопасности, безусловно, обслуживали интересы государства в лице Сталина. Сталин и был государством. По его санкции арестовать они могли человека любого уровня. Но если говорить о собственной инициативе - начиная с определенного уровня, для них были неприкасаемые. Скажем, член Центрального комитета, руководители обкомов, руководители очень крупных хозяйственных объектов, даже члены Союза писателей. Чтобы арестовать людей такого уровня, нужна была санкция непосредственно Сталина. И заниматься ими в смысле агентурно-оперативной разработки тоже могли, безусловно, только с санкции Сталина. Но это вовсе не значит, что Сталин «приватизировал» спецслужбы, - это была такая система.

Если говорить о Берии, то он сам был во главе НКВД и выполнял неукоснительно распоряжения Сталина, даже если они ему и его подчиненным казались преступными. Была очень известная история, когда была похищена, а потом без всякого суда и даже формального решения расстреляна, фактически убита, жена маршала Кулика Кира Симонич. Меркулова потом, когда шло следствие по делу Берии, спрашивали: а, собственно, почему вы это сделали? Он говорил: да, я не видел в этом никакой оперативной необходимости, но это было указание товарища Сталина, а любое его указание я выполнял безоговорочно.

Так что эта система использования карательно-репрессивного механизма для сведения политических счетов или расправы с неугодными - она в советское время была вполне очевидна. Но сегодня, мне кажется, нельзя говорить о том, что кто-то «приватизировал» 6-ю службу ФСБ. Нет, она просто обслуживает интересы влиятельного лица, если это необходимо. И вся та комбинация, которая была проделана с Улюкаевым, с житейской точки зрения выглядит не просто анекдотичной, а даже абсурдной.

Получается, что на таком уровне люди могут сводить счеты с помощью службы ФСБ. И в данном случае и суд, и вся государственная машина работают в интересах высокопоставленного чиновника. Это не лицо государственной власти, это все-таки бизнес - «Роснефть». Это выглядит уже, как использование служебного положения и привлечение для обслуживания своих интересов государственных органов. Сращивание крупного бизнеса с государством - сейчас вполне обыденное явление.

Интересно также, что в советское время не было понятия «коррупция». Ну не признавалось, что советское государство может содержать такой социально-экономический порок. Мы никогда не слышали о взятках на уровне Политбюро. Но у основания пирамиды, а особенно в торговле взятки были явлением обыденным. Система госбезопасности тоже бралась за такие дела. Примеры тому - дело «Океана» Министерства рыбной торговли и дело гастронома №1 в Москве (известный как Елисеевский гастроном. - NT ), к которым приложило руку КГБ.

«Получается, что на таком уровне люди могут сводить счеты с помощью ФСБ. И суд, и вся государственная машина работают в интересах высокопоставленного чиновника. Это выглядит уже, как использование служебного положения и привлечение для обслуживания своих интересов государственных органов»

NT : Что же побуждало КГБ, который был как бы про государственную безопасность, заниматься экономическими делами?

С конца 1970-х в политической системе появился определенный элемент недоверия к системе МВД. Противостояние (председателя КГБ Юрия) Андропова и (министра МВД СССР) Щелокова скорее имело некую глубинную неприязнь одного к другому, но соперничество ведомств было очевидным.

NT : Это соперничество и сейчас осталось?

Знаете, сейчас соперничают все со всеми. Здесь не только МВД и ФСБ, сейчас есть масса других специальных служб, которые наделены правом вести агентурно-оперативную работу. В советское время внутри страны этим в политическом смысле занимался только КГБ, а МВД, даже ведя агентурно-оперативную работу в преступной среде, не имело возможности и не имело права пользоваться спецсредствами. Например, прослушивание телефонов, помещений было исключительно прерогативой и привилегией КГБ (этим занималось 12-е управление КГБ СССР. - NT ), у МВД всего этого не было.

«Ставка на чекистов была сделана Ельциным»

NT : Насколько широко КГБ пользовался провокациями при оперативно-розыскной деятельности?

КГБ, во-первых, не расследовал обычных дел о взяточничестве, я не помню, чтобы КГБ участвовал в подобных (как в истории с Улюкаевым).

В практике советских спецслужб провокации, естественно, всегда были. Известна история (1930-х годов), когда на Дальнем Востоке оборудовали так называемую японскую пограничную заставу с чекистами, переодетыми в форму белогвардейцев. Доставляли туда человека и объявляли, что он уже за границей. Если человек начинал плести что-то антисоветское и говорить: слава богу, наконец-то я у вас, - вот тут-то он и выявлял себя как потенциального изменника родины, и дальше с ним расправлялись. Были и расстрельные приговоры по таким делам. Впоследствии, при Хрущеве, такие методы осудили и даже кое-кого из чекистов наказали: дескать, как могут органы госбезопасности выступать в роли искусителей простых советских граждан. Но эти методы никуда не ушли. Это в арсенале госбезопасности оставалось и с тех пор.

NT : Можно ли говорить о массированном проникновении выходцев из спецслужб во власть? Насколько верно говорить, что страной правят чекисты?

Вне всякого сомнения: ставка на чекистов была сделана Ельциным с середины 1990-х годов - с пониманием того, что власть все меньше и меньше пользуется поддержкой народа из-за экономических и политических сложностей, в том числе и войны в Чечне. Эта ставка на силовые блоки, собственно говоря, и дала зеленый свет во власть выходцам из госбезопасности. А в бизнес они стали проникать гораздо раньше.

Всевозможные отставные чекисты, начиная, например, с бывшего первого заместителя председателя КГБ Филиппа Бобкова, который устроился в группу «Мост», - это ли не проникновение чекистов в бизнес? В 1992 году начался значительный отток людей из реформируемого КГБ. Надо же им было чем-то заниматься. А люди они деятельные, нацеленные на политическую активность. Раз с политической активностью не получается, пусть будет бизнес.

Уверяю вас, если бы даже тогда состоялся закон о люстрации, как того хотели демократы (и я тоже считаю, что такой закон необходим), они все равно перетекали бы в бизнес, получая финансовые стартовые позиции. И потом, в конце концов, все равно оказались бы во власти, потому что так устроена наша страна.

«Ставка на чекистов была сделана Ельциным с середины 1990-х годов - с пониманием того, что власть все меньше и меньше пользуется поддержкой народа из-за экономических и политических сложностей, в том числе и войны в Чечне»

NT : В госкомпаниях работают «прикомандированные сотрудники ФСБ». Этот институт существовал и в СССР?

Тема с так называемыми прикомандированными сотрудниками является типичной советской отрыжкой. В 1970-е, в 1980-е годы масса офицеров КГБ работали в качестве представителей этого ведомства, начиная с Гостелерадио и кончая Академией наук, и числились в действующем резерве. То есть они были в кадрах КГБ, но зарплату получали в тех организациях, куда они были прикомандированы. Занимались своей работой: вели агентуру, заводили досье, так называемые дела оперативной проверки. И получали доплату в своем основном ведомстве за офицерскую должность. Перед сотрудниками данного ведомства такой человек не должен был открываться как офицер КГБ.

Казалось бы, все это кончилось в 1991–1992 годах. Но потом стало нарождаться снова. Мы можем смеяться над тем, как, оказывается, много сфер, где необходимо соблюдать интересы госбезопасности (c помощью прикомандированных сотрудников). Эта линия на разрастание и раздувание аппарата спецслужбы совершенно немыслима в демократическом обществе.

Нельзя сказать, что действующий офицер или генерал всегда обслуживает только свои интересы или только интересы ФСБ, или только интересы того ведомства, к которому он прикомандирован. Это, я бы сказал, такой комплекс человеческих отношений, который в каждом конкретном случае индивидуален. В советское время, точнее, в постсталинское время, некоторым ограничителем на деятельность КГБ служил отдел Административных органов ЦК КПСС (и соответствующие отделы в обкомах партии) и Политбюро ЦК КПСС. Принять какой-то закон или не принять, расширять или не расширять кадровый состав КГБ - все это решалось на уровне Политбюро. Сколько раз (председатель КГБ СССР) Андропов ходил с запиской к Брежневу, что ему нужно создать столько-то новых районных отделов КГБ! И Брежнев не так часто и не так быстро давал разрешение на это. Иногда он писал Андропову записки, например, вот Кунаев просит создать где-то в Казахстане еще дополнительное подразделение КГБ, надо бы помочь. Андропов, конечно, тут же откликался и говорил, что если мы поможем Кунаеву, а другие управления тоже просят, давайте сразу сделаем столько-то новых управлений и увеличим штат еще на четыре тысячи.

Но каждый раз, чтобы раздуть штат КГБ по всему Советскому Союзу на четыре, на пять тысяч, требовался, во-первых, не один месяц, несколько согласований, решение Политбюро, и только потом все это происходило. Все это касается также и регламентации деятельности КГБ. Самые важные приказы, которые принимались, регламентировали работу оперативной сферы, они тоже рассматривались ЦК КПСС.

Все случаи нарушения законности (сотрудниками КГБ) тоже рассматривались ЦК КПСС. Достаточно вспомнить, как уже в годы Перестройки, в 1987 году, в Ворошиловградской области был арестован корреспондент газеты, по-моему, «Советский шахтер». Из-за этого сняли начальника управления КГБ Дьяченко. Генерал расстался со своей должностью только потому, что они просто так арестовали человека, подозревая его в чем-то, а на самом деле это было сведение счетов со стороны обкома. ЦК КПСС вмешался, Комитет партийного контроля вмешался, КГБ должен был оправдываться. Что-то ничего подобного в наши дни я не вижу.

«В советское время, точнее, в постсталинское время, некоторым ограничителем на деятельность КГБ служил отдел Административных органов ЦК КПСС (и соответствующие отделы в обкомах партии) и Политбюро ЦК КПСС»

«Соцзаказа нет и быть не может»

NT : Получается, нет сейчас в России никакого государственного контроля за деятельностью спецслужб в принципе?

Контроль на бумаге есть, вам любой скажет, что у нас в Думе должен быть парламентский контроль за деятельностью ФСБ. Но я когда-то спрашивал председателя этого комитета: а вы получаете сводки, сколько дел было заведено в ФСБ, всю статистику агентурно-оперативной работы? Для него это была новость. Раньше ЦК КПСС и отдел административных органов вникал в эту работу. Я не хочу сказать, что при коммунистах было хорошо. Коммунисты - это тоталитарная власть, поэтому их задача была контролировать все, включая и собственную госбезопасность. Но сейчас все зависит от политического веса того или иного начальника. Если он входит куда-то в самый верхний круг или в Совет безопасности, который сегодня можно считать аналогом Политбюро… Но все-таки в Политбюро была власть, я бы сказал, коллективная. Несмотря на то, что был авторитет в лице генерального секретаря - либо Хрущева, либо Брежнева, либо Андропова, - но все-таки это было обсуждение коллектива. А сейчас же структура власти иная, многие решения единолично принимаются первым лицом, и все.

NT : Что вы думаете о трансформации образа офицера госбезопасности в массовой культуре последних 10–15 лет - достаточно вспомнить «Однажды в Ростове» или недавний сериал «Спящие»?

«Спящие» - это уже такая заказная конспирология, ожившие агитки времен советской эпохи про осажденную крепость, типа фильмов «Конец резидента» и «Возвращение резидента». Считать, что есть какие-то «спящие» агенты, которые десятилетиями сидят и ждут команды - это паранойя. Получается, что они просто так деньги получают и не работают? Даром хлеб едят? А если не получают, значит, они идейные противники власти? Тогда почему же идейные противники не выступают сразу, а кого-то ждут? Этот бред и обсуждать всерьез не надо.

А, скажем, сериал «Однажды в Ростове» - это уже про советское время, и это, что называется, фантазийно-цветочно. Дело здесь не в положительном образе сотрудника КГБ - безусловно, в постхрущевское время там можно было встретить нормальных и честных людей. Есть примеры, как сотрудники КГБ, например капитан московского управления КГБ просто помогал диссидентам, предупреждая их об обысках. Везде могли быть честные, совестливые люди. Вопрос в другом - не они делают погоду в ведомстве.

Рискну предположить, что соцзаказа нет и быть не может, потому что он нереализуем. Если будет выполняться соцзаказ на реабилитацию сотрудника (КГБ), это будет нелепо, ходульно и антихудожественно. Есть фильмы про Великую Отечественную войну, из которых можно сделать вывод, что вообще-то войну выиграли органы контрразведки СМЕРШ. Там репрессивная роль этой организации просто замалчивается, а выпячивается борьба с агентурой абвера и других немецких разведывательных органов, которую они тоже действительно вели. Но это же нелепо.

NT : Давайте вернемся к истории Сечина и Улюкаева: получается, что хотя экономическая система в стране кардинально другая, но тон в ней задают те самые люди из андроповских 1980-х, с тогдашним пониманием интересов государства. Просто у них руки при этом развязаны, и они могут, ко всему прочему, иметь собственные яхты и самолеты?

Знаете, в этом нет ничего удивительного. Собственно говоря, и советская власть-то бесславно закончилась потому, что людей раздражала экономическая несвобода. А в 1990-х многие, оставаясь советскими людьми, получили экономический простор и возможность действовать. Но действовать в тех правилах и в тех установках, к которым привыкли, - например, сводить счеты с оппонентами с помощью институтов власти. Кстати говоря, нежелание Сечина явиться в суд в качестве свидетеля вполне понятно. Уже сам гласный разбор этого дела неприятен, он рисует его в не лучшем свете. Ведь массу неудобных вопросов зададут, на которые нужно отвечать. Я уже не говорю о том, что довольно трудно посмотреть человеку в глаза, после всего сделанного.

Поражает, конечно, слабость нашей правовой системы. Сечин не спецсубъект, он не государственный служащий высокого уровня или судейский, прокурорский работник. Почему суд не может настоять на его вызове в суд, мне не понятно. Возможен привод, в конце концов. Права обвиняемого очевидным образом не соблюдены. И потому я не вижу для суда никакого иного пути, кроме как оправдывать (подсудимого) за недостатком улик.

Вторым разведывательным органом Советского Союза было Главное разведывательное управление Генерального штаба Вооруженных Сил СССР (ГРУ ГШ ВС СССР). Помимо ведения стратегической и военной разведки, ГРУ с момента его образования на заре Советской власти занималось добыванием военно-технической информации и сведений о передовых научных достижениях в военной области. В отличие от ФСБ, ГРУ ГШ ВС РФ по-прежнему остается закрытой для посторонних глаз структурой, что не удивительно, поскольку цели и задачи военной разведки в гораздо меньшей степени зависят от политического режима страны, чем цели и задачи спецслужб, обеспечивающих внутреннюю безопасность государства.

Организационно ГРУ ГШ ВС СССР состояло из управлений, направлений и отделов (рис. 3.4). Кроме того, ГРУ были подчинены разведуправления всех военных округов, групп войск и флотов. Разведуправлениям, в свою очередь, подчинались разведотделы армий и флотилий. На уровне дивизии структуры ГРУ были представлены разведбатальонами. Наконец, почти во всех военных округах существовали отдельные бригады специального назначения (спецназ), а также подразделения особого назначения (осназ).

С точки зрения собственно защиты информации следует выделить следующие управления ГРУ.

· 5-е управление - оперативная разведка, организация разведработы на уровне фронтов, флотов и военных округов. Начальники разведуправлений военных округов подчинялись именно 5-му управлению. Начальники 2-х управлений штабов флотов также осуществляли свою деятельность в рамках 5-го управления под руководством начальника флотской разведки, имевшего статус заместителя начальника ГРУ.

· 6-е управление - радиотехническая разведка. Работа управления выполнялось силами и средствами четырех отделов.

· 1-й отдел (радиоразведка). Занимался перехватом и дешифрованием сообщений из каналов связи иностранных государств. Он руководил подразделениями осназ военных округов и групп войск.

· 2-й отдел (радиотехническая разведка). Пользовался услугами тех же станций перехвата и осуществлял наблюдение электронными средствами за теми же странами, что и 1-й отдел. Однако специалистов этого отдела интересовала не сама информация, а параметры излучения радио-, телеметрических и других электронных систем, используемых в аппаратуре слежения и обнаружения военного назначения.

· 3-ий отдел (техническое обеспечение). Занимался обслуживанием станций перехвата, оборудование которых размещалось в зданиях советских посольств, консульств и торговых миссий, а также на отдельно расположенных станциях перехвата.

Рис. 3.4. Структура ГРУ ГШ ВС СССР

· 4-ый отдел (слежение). Круглосуточно отслеживал всю информацию, которую добывало 6-е управление. Основная задача отдела состояла в отслеживании состояния и динамики изменения военной ситуации в мире. Каждый офицер этого отдела отвечал за свой объект наблюдения (командование стратегической авиацией США, командование тактической авиацией и т.д.)

· 9-е управление - военные технологии. Работало в тесном сотрудничестве с научно-исследовательскими, проектными и другими учреждениями и организациями военно-промышленного комплекса СССР. Занималось добыванием информации о разработке и использовании технологий производства военной техники и вооружений.

· 10-е управление - военная экономика. Занималось анализом информации по производству и продажам в других странах продукции военного и двойного назначения, а также вопросами экономической безопасности.

Местом дислокации 309-го Центрального радиопеленгационного узла связи, или в/ч 34608 является город Климовск Московской области. Подразделение было создано в 1954 году как отдел спецнаблюдения ГРУ на базе нескольких дивизионов. В 1955 году реорганизован в 6-е управление ГРУ, а в 1957 году – в 6-е управление Министерства обороны. В настоящее время относится к войскам ОСНАЗа и принадлежит к системе «Круг».

Впечатления очевидцев

Нарукавный шеврон Главного разведывательного управления Генштаба

Система «Круг» была создана в 1950-х годах для отслеживания самолетов-носителей ядерных боеголовок и разведывательной авиации противника. Название системы произошло от расположения пеленгов – узлов радиоустановки: трех на каждый объект и оного независимого. Сегодня радиоразведка используется в стратегических целях, и каждый радиопеленгаторный узел имеет множество резервных каналов, подчиняемых Центральному узлу связи, или в/ч 34608.
По поводу материально-бытовых условий службы в «Гудке» очевидцы отмечают следующее. Часть находится недалеко от южной стороны города Подольска. Ранее она была расположена на южной окраине, но из-за большого количества построек военгородка стала самостоятельным городом.
Военнослужащие проживают в кубриковых казармах, контрактникам разрешено снимать жилье в Подольске. На территории части – радиопеленгаторные установки, несколько установок РЭБ, радиоцентры-площадки, столовая, чипок, медсанчасть и банно-прачечный комбинат.

Построение бойцов части на плацу

Боевой и физической подготовки у солдат в/ч 34608 нет. Больше внимания уделено военному делу, прослушиванию радиосигналов и тактическим учениям на одном из полигонов ОСНАЗа. Цели и задачи учения бойцы узнают только по прибытию на полигон.
При поступлении на службу в 309-й Центральный радиопеленгационный узел призывники и новобранцы-контрактники заполняют анкеты, где помимо личных данных указываются данные о родственниках, зарегистрированных в соцсетях. При этом неуставных отношений и дедовщины в части нет: все бойцы одного призыва, проводится телесный и медицинский осмотр 1 раз в день. При наличии телесных повреждений солдаты и офицеры пишут объяснительную на имя командира части.
Сами военнослужащие рассказывают о специфике службы в ОСНАЗе ГРУ следующее:

  • При подготовке бойцов внимание уделяется не физическим и боевым, а интеллектуальным навыкам;
  • Боевые задачи служащих связаны как с работой современной военной техники, так и средств связи и разнообразных систем для наблюдения;
  • Военные радиоразведчики бывают «слухачами», перехватывающими радиосигналы противника, и «микрофонами», улавливающее переговоры противника. С 1988 года в число боевых задач последней категории стало входить боевое дежурство.

Спальные места солдат

Перед началом подготовки и несения боевых дежурств для новобранцев проводится двухнедельный курс молодого бойца, а затем проходит присяга. В данном подразделении мероприятие проводят в пятницу, в 9.00 утра. После нее солдат отпускают в увольнение после обеда, до 17.00.
Увольнение с ночевкой разрешено при наличии брони из гостиницы, и только под залог паспорта родителей либо жены. Прибыть обратно в гарнизон боец должен к 18.00 воскресенья, но в субботу обязательно отметиться на КПП.
В остальное время увольнительные в подразделении – редкость, в них могут уйти только жители Москвы и Московской области. Остальным военнослужащим личного состава полагается отпуск дважды в год. Родственники могут встретиться с солдатами в субботу с 15.00 (до 13.00 – парко-хозяйственный день) до 18.00 или в воскресенье с 9.00 до 18.00 в комнате для посетителей на КПП. Исключения для визитов родственников составляют наряды, боевые дежурства, караулы или учения.

Военный оркестр в/ч 34608

Телефоны у бойцов в/ч 34608 изымают на весь период воинской службы, у них остается только сим-карта. В части есть дежурные мобильные телефоны, по которым бойцы связываются с родственниками по выходным в порядке очереди. На звонок домой отводится не более двух минут.
Ближайший к части военный госпиталь № 1586 находится в г. Подольске. Туда отправляются бойцы с осложнениями из медсанчасти.
Денежное довольствие служащие получают на карту ВТБ-24. Банкомат этого банка в Климовске один – по ул. Победы, 3. Очевидцы рекомендуют открыть карту Сбербанка России и передать ее солдату. Снимать деньги можно через офицеров или контрактников. Ближайший к части банкомат Сбербанка находится по ул. Школьной, 31 и работает круглосуточно.

Информация для мамы:

Посылки и письма

Радио- и радиотехническая разведка. 2-й отдел был создан в в ходе реорганизации ГРУ в апреле 1953 г. в результате разделения 3-го Управления . В мае 1955 г. он был преобразован в 6-е Управление.

Станция перехвата 539-го отдельного пункта разведки радиоизлучений космических объектов
Пос. Чабанка, Одесская обл.

Начальники:
1. ЗЮБЧЕНКО Анатолий Константинович (октябрь 1953 – 1955 г.), генерал-майор;
2. ТРУСОВ Николай Михайлович (май 1955 – июнь 1963 г.), генерал-майор, с 8 августа 1955 г. – генерал-лейтенант;
3. СТРОИЛОВ Георгий Андреевич (1963 – 1971 г.), генерал-майор, с 25 октября 1967 г. - генерал-лейтенантинженерно-технической службы;
4. ШМЫРЕВ Петр Спиридонович (1971 – 1987 г.), генерал-лейтенант;

Заместители начальника:
РОГАТКИН Михаил Иванович (на 1954 – на 1963 г.), полковник, генерал-майор;
СТРОИЛОВ Георгий Андреевич (1960 – 1963 г.), полковник, с 27 апреля 1962 г. - генерал-майор инженерно-технической службы;
ШМЫРЕВ Петр Спиридонович (на 1968 – 1971 г.), генерал-майор;
ТЕРЕНТЬЕВ Михаил Тимофеевич (на 1974 г.), полковник;
РЯБОВ А. (на 1975 г.)
РОГОВОЙ Владимир Петрович (1977 – ... г.), генерал-майор;
ЦЫГАНКОВ Валентин Михайлович (1988 – 1991 г.)

К 1980-м гг. направления были преобразованы в отделы, структура Управления имела следующий вид:

  • Руководство (начальник, заместители начальника, партком)
  • 1-й отдел (радиоразведка)
  • 2-й отдел (радиотехническая разведка)
  • 3-й отдел (техническое обслуживание)
  • 4-й отдел (слежение)

Управлению подчинялись части радио- и радиотехнической разведки ОСНАЗ в войсках.

В 1951 – 1953 г. была создана система «Круг» (отслеживание самолетов-носителей ядерного оружие, стратегических разведчиков, прослушивание военных линий связи США и НАТО). С 1963 г. в систему входили радиопеленгаторные узлы за границей (Куба, Монголия, КНДР, Вьетнам, Бирма).

С 1972 г. действует система «Звезда» (разведка радиоизлучений космических объектов).

Численность (с апреля 1953 г.): 38 чел. (31 военнослужащий и 7 служащих).

Источники: М.Е.Болтунов, Золотое ухо военной разведки;