Биографии Характеристики Анализ

6 элементом структуры сознания является. Сущность и структура сознания

Сознание представляет собой единство психических процессов (активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия), определяется не непосредственно его телесной организацией (антропологическими аспектами) и приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметной деятельности, выражается в языке и служит регулятором человеческой деятельности.

Различие понятий "субъективное", "психическое", "сознание". Психическое - индивидуальный внутренний мир субъекта ("субъективное") и механизм, обеспечивающий разумное поведение ("объективное"). Психический образ - это и есть субъективная реальность, в которой субъективное и объективное диалектически взаимосвязаны. Субъективный образ как знание, как духовная реальность и физиологические процессы как его материальный субстрат - качественно разные явления. Психику и сознание следует различать как субъективный (индивидуализированный) и идеальный (нематериальный) способы существования бытия. Так, психическое отражение субъектом внешнего мира носит двойственный характер (материально-идеальный); с другой стороны, не все в идеальном отражении субъективно.

К сфере сознания относится прежде всего отражение действительности в отчетливых формах чувственности и мышления. Мышление - процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности субъектом. Мышление - "ядро" сознания. Результатом мышления является субъективно новое знание, которое нельзя вынести из непосредственного опыта, из содержания ощущений, восприятий, представлений. Продукты фантазии тоже являются результатом преобразования прошлого опыта индивида. Но продукт фантазирования может не иметь ничего общего с объективной реальностью. Результаты мыслительного процесса всегда претендуют на истинность и верифицируемы. Мышление обеспечивает прогнозирование будущего и процесс принятия решения.

Понятие сознания шире, чем понятие мышления, поскольку включает в себя и другие осознаваемые элементы психики.

Антропологические аспекты сознания

Человеческое тело - феномен социокультурного и исторического, биологического и индивидуально-личностного развития. Информационная и культурологическая специфика органов тела. Диалогические возможности кожи. Проблема кожной чувствительности связана с локализацией отдельного тела в пространстве и во времени.

Рука - универсальный инструмент отношения человека с миром, общения с другими людьми, самовыражения. Ручной опыт и ручное сознание. "Ручное сознание" характеризует способности высокоорганизованных животных к анализу конкретной ситуации, к образованию сложных ассоциаций, отображающих связи между вещами.

Глаз и перцептивные возможности сознания. Информационно-ориентационные функции глаза. Глаз и гармония цвета и пространственных отношений.

Ухо: проблема вслушивания в бытие. Слуховое восприятие времени, ритма и музыкальной гармонии мира. Нос и парфюмерные способности человеческого сознания. Мир запахов и запахи тела.

Язык как телесный орган вкуса. Проблема воспитания вкуса.

Усилители тела и его отдельных органов: техническая оснащенность руки, глаз и оптика, ухо и акустические средства.

Феноменологические структуры сознания

Сознание представляет собой единство знания и его переживания. Знание основной способ существования сознания. Человек переживает свое знание в разных и многих формах, среди которых прежде всего нужно назвать эмоции, чувства и волю.

Воля - универсальный регулятор сознательной деятельности человека, универсальная побудительная способность и мотивация деятельности.

Эмоции - объективное явление. Эмоциональный мир сознания. Структура и функции эмоций. Многообразие эмоциональных состояний. Мир эмоционального общения. Эмоции - способ культурно-социального конструирования мира. Понимание эмоций как рудиментов неудавшихся инстинктов. Ж. П. Сартр об эмоциях как о способе ухода от принятия ответственного решения.

Память как способность сознания запечатлевать, хранить и воспроизводить опыт человека.

Интерсубъективные структуры сознания

Язык - форма существования и проявления мышления и важнейшее условие формирования сознания. Язык - объективированное мышление; система знаков, соотнесенная с системой значений (понятий). Мысль - это молчащий язык. Структурные единицы анализа языка: слово - предложение - текст - контекст лингвистические и экстралингвистические факторы.

Сущность языка обнаруживает себя в его функциях. Язык выступает как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию. Материальной, чувственной оболочкой мысли выступает слово как единство знака, звучания и значения. Слово имеет две основные функции: функцию замещения предметов (функцию представления, замещения предмета знаком) и функцию переработки опыта, позволяющую анализировать и синтезировать те впечатления, которые человек получает из внешнего мира. Слово выделяет из вещей соответствующий признак (прилагательные выделяют признаки вещей, которые входят в эти вещи, но не существуют самостоятельно; глаголы абстрагируют из вещи качества действия).

Речь - деятельность, процесс общения, обмена мыслями, чувствами, осуществляемый с помощью языка как средства общения.

Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения и оформления мыслей, способность человека откликнуться голосом окружающего мира. Границы языка - границы мира человека. Не человек говорит языком, а язык говорит через человека. Мир полностью присутствует в языке, как в доме бытия. Мир хочет быть высказанным, дело только за человеком. Присутствие мира в языке требует человека: человек может дать слово миру, мир требует человека для своего явления. И человек требует мира, потому что иначе, как в мире, он себя не узнает.

Наконец, язык выполняет роль инструмента накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием других людей.

Противоречивое единство языка и сознания. Мысль (понятие, значение слова) есть отражение объективной реальности, а слово как знак - средство выражения и закрепления мысли, передачи ее другим людям. Мышление по своим логическим законам и формам интернационально, а язык по своему грамматическому строю и словарному составу - национален. Отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в том, что порой мы понимаем слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для нас недоступной. Мышление любого народа развивается быстро, а язык изменяется очень медленно, всегда отстает от развития мышления. Язык влияет на сознание (его исторически сложившиеся нормы, специфические у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные призраки), однако зависимость мышления от языка не является абсолютной (мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью), язык может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Естественные языки - главное и решающее средство общения между людьми, средство организации нашего мышления. Вместе с тем по мере развития познания и общественной практики начинают все шире использоваться и неязыковые знаки, и знаковые системы, формируются искусственные языки, Формализованные языки программирования. Искусственные языки выполняют функции экономного выражения научного материала, средства интернационализации науки (поскольку искусственные языки едины, интернациональны).

Сознание и самосознание

К характеристике сознания относится закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, то, что принадлежит "я" человека и его "не-я". Человеческое бытие - это осознанное бытие.

Русский философ Семен Людвигович Франк (1877 - 1950) разграничивал сознание на предметное сознание (ориентированное на осмысление окружающего человека мира), сознание как переживание (чувства, связанные с физическим ощущением удовольствия, страха) и самосознание (подлинное содержание человеческого "я", связанное с трансцендированием - достижением трансрационального, каковым является прежде всего любовь к людям, Богу). Самосознание, по мнению философа, - это не только познание себя, но и известное отношение к себе, к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. "Я" - есть тело, сознание, центр психической жизни. Самосознание - разгадка великих тайн бытия, которые в действительности кроются в нас самих, в нашей психике. "Кто знает себя, тот знает Бога" (Климент Александрийский).

П. Тейяр де Шарден видит в самосознании приобретенную сознанием способность сосредотачиваться на самом себе и овладевать самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и специфическим значением. Самосознание составляет, по мнению французского философа, качественное отличие человека от всего остального животного мира.

Современная философия отмечает не только социальную обусловленность формирования самосознания, но и индивидуальный и общественный уровни его проявления: самосознание индивида (осознание им своего тела и его вписанности в мир окружающих людей), самосознание группы (осознание своей принадлежности к той или иной социальной группе), этноса (в связи с последним возникает проблема специфики национального самосознания).

Самопознание и саморегуляция - формы самосознания. Самопознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознавании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности. Самопознание выступает также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе (самооценки). Самооценка это тот компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.

Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека, который можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими. В процессе самосознания человек становится личностью и начинает осознавать себя и как личность, и как субъекта практической и духовной деятельности.

Существование личности без "Я" и "Я" - без личности.

Сознание и бессознательное

До Фрейда бессознательное считалось периферией сознания. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) меняет эту гипотезу: сознание лишь частный случай структуры бессознательного. Фрейд продолжил дело деантропологизации: первый шаг в этом направлении сделал Н. Коперник (Земля не является центром Вселенной), второй шаг сделал Ч. Дарвин (человек не отличается от других животных, а происходит от них); третий шаг сделал З. Фрейд (разум человека - островок в мире бессознательного).

Согласно концепции З. Фрейда, бессознательное - это психические процессы, которые проявляются активно и в то же время не доходят до сознания переживающего их лица; это - основная и наиболее содержательная система психики человека, регулирующаяся "принципом удовольствия и включающая в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, комплексы, характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, ассоциальностью.

Соотношение сознания и бессознательного впервые рассмотрено Фрейдом, который ввел представление об уровнях строения психики:

Бессознательное - принципиально не доступное сознанию содержание, составляющее энергетическое ядро личности. Бессознательное - котел кипящих страстей, эмоций, резервуар психической энергии - проявляет себя в тех феноменах, которые человек не контролирует.

Подсознательное - эмоционально нагруженные воспоминания, которые могут быть осознаны с помощью техники психоанализа.

Досознательное - содержание, которое при необходимости может легко стать осознанным.

Сознание - рефлексивное содержание сознания, поддающееся произвольной регуляции, поверхностный слой душевного аппарата. Сознание не является хозяином в собственном доме.

Психика человека имеет три сферы: "Оно", "Я" и "Сверх-Я". "Оно" - слой бессознательных влечений и наслаждений, черпающее свою энергию в основном из двух источников: Либидо (сексуального влечения, ответственного за развитие человека) и Танатоса (стремления к смерти и сил агрессии и деструкции).

"Я" - сфера сознательного, посредник между сознательным и внешним миром. Важнейшая ее задача - самосохранение, обеспечение удовлетворения потребностей. "Я" принимает решения по поводу отсрочки или вытеснения требований инстинктов. Оно повинуется принципу реальности и защищает себя посредством вытеснений.

Третий слой психики человека "Сверх-Я" представлен совестью, различными правилами и запретами, общественными ценностями и нормами, вообще культурой. Культура с ее идеалами и требованиями подавляет желания бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо.

Главный вывод Фрейда: человек никогда не может сам себя знать до конца.

Неклассический психоанализ

новое прочтение бессознательного

Проблема взаимодействия сознательного и бессознательного в концепции Альфреда Адлера 1870 - 1937). Основные ее положения:

Идея об органической целостности человека как уникальной совокупности способов поведения и привычек;

Социальный интерес как врожденное стремление вступать во взаимные отношения сотрудничества;

Мотивация реализации социального интереса как естественное стремление человека к творческой реализации собственного "я";

Связь между причиной поступков человека и целью деятельности;

Бессознательное как врожденный социальный инстинкт и показатель психического здоровья.

Проблема влияния социальных и культурных детерминант на развитие индивидуума находит отражение в учении швейцарского психолога и мыслителя Карла Густава Юнга (1875 - 1961). Главная идея Юнга состоит в том, что кроме личностного бессознательного (являющегося резервуаром вытесненных подавленных или забытых - влечений) существует более глубокий пласт внутреннего мира - коллективное бессознательное как хранилище латентных следов памяти человечества. Его содержание составляют архетипы.

Архетипы - это система установок и реакций на мир древних людей, когда мир открывался им совершенно иным образом, чем нам сейчас (и люди были вынуждены вживаться в этот мир, приспосабливаться к нему, как-то объяснять и интерпретировать его). Архетип сам никогда не может достичь сознания непосредственно, но только опосредовано - через переживания и образы конкретных людей, в культурных и религиозных традициях (Бога нельзя видеть, Бог - это страх Божий), зашифрованных в эзотерической символике. Они являются через сны, мифы, отклонения в поведении. Ведущие архетипы: Анима (женское начало) и Анимус (мужское начало), Тень (низший человек в нас, личное бессознательное), Персона (совокупность социальных масок), Самость (наше истинное интегральное "Я", к которому мы лишь бесконечно приближаемся через процесс индивидуализации). Архетипы изначально связаны с тем, что не охватываются разумом, они - тайна, они сакральны. В них заключается колоссальная энергия, могучая безличная сила. Люди тянутся к этим вечным образцам и одновременно боятся их, потому и выражают их в символах, которые и приоткрывают, и скрывают мощь бессознательного. Кризис традиционных символов в современном мире ведет к вулканическому выбросу бессознательного, к агрессии, войнам, деморализации. Разрушая древние символы, интеллект оставляет вокруг себя пустыню.

Проблема поиска человеком собственной идентичности в социально-культурных параметрах бытия стоит в центре внимания одной из известных книг Эриха Фромма "Иметь или быть?". Философ проводит различие между двумя основными способами существования - "быть" и "обладать" - как разными видами самоориентации и ориентации человека в мире. Быть - это значит обновляться, расти, выйти из изоляции собственного "Я", любить, отказаться от всех форм присвоения.

Проблема бессознательного

в постнеклассической философии

Французский психоаналитик Жак Лакан (1901 - 1981), отталкиваясь от З. Фрейда и в то же время переосмысливая его, окончательно противопоставляет сознательное и бессознательное. Бессознательное не выступает обратной стороной сознательного: между ними нет никакой связи, они абсолютно исключают друг друга. На этом основании мыслитель делает вывод о том, что человек никогда не тождественен атрибутам своего "я" и поэтому его "я" неопределимо. Бессознательное сводится им к надчеловеческой сущности, которая препятствует человеку обрести целостность своего "я", фактически превращает его в "дивида" - разорванного, расщепленного, фрагментарного человека.

Функции сознания

Основные функции сознания: отражательная (отражение обобщенное, целенаправленное, оценочное), преобразовательная (конструктивно-творческая, стихийно-спонтанная, преднамеренно-нормативная деятельность), ориентировочная (регулирование и самоконтроль).

Сознание как внутренний мир человека имеет свою структуру. Чтобы его рассмотреть, следует, первым делом, обратить внимание на следующее обстоятельство. Нередко понятие "сознание" отождествляется с понятием "психика человека". Это делается по ошибке. Психика более сложное образование. Оно включает две сферы отражения - сознание и бессознательное.

Концепцию бессознательного впервые сформулировал известный немецкий философ XVII-XVIII вв. Г. Лейбниц. В работе "Монадология" он говорил бессознательное как низшую форму душевной деятельности. Позже английский мыслитель XVIII в. Д. Хартли связал бессознательное с деятельностью нервной системы человека. С позиции иррационализма пытался объяснить бессознательное А. Шопенгауэр. Но особое внимание этой проблеме уделил 3. Фрейд. Он считал, что бессознательное - это совокупность психических явлений, состояний и действий, которые находятся вне сферы разума. К бессознательному относятся прежде всего инстинкты совокупность врожденных актов поведения человека, которые создаются в результате длительной эволюции и направлены на обеспечение жизненных функций, самого существования каждого существа. В структуру бессознательного относятся также интуиция и автоматизмы, которые могут зарождаться в сфере сознания и со временем погружаться в сферу бессознательного. Интуиция - это знание, которое возникает без осознания путей и условий его получения, через непосредственное чувственное созерцание или умозрение. Автоматизмы - это сложные действия человека, которые, первично образующийся под контролем сознания, в результате долгой тренировки и многократного повторения приобретают бессознательного характера. Бессознательными также сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и тому подобное. Благодаря включению бессознательного к психической деятельности нагрузки на сознание уменьшается, а это, в свою очередь, расширяет поле творческих возможностей человека. Современная наука оперирует и понятием подсознательного. Подсознательное - это особый пласт или уровень бессознательного. К нему относятся психические явления, связанные с переходом операций деятельности с уровня сознания на уровень автоматизма.

Бессознательное и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека; довольно часто между ними возникают противоречия, иногда конфликты, но они взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достичь гармоничного единства. В бессознательном заложены широкие возможности для рационализации человеческой жизнедеятельности, особенно это касается творческой деятельности субъекта. Это обстоятельство служит основой формирования иррационалистических философских учений. В этих учениях основным в человеческом поведении считаются различные формы бессознательного: инстинкты, интуиция и др. Однако многие философских школ занимают другую позицию. Они считают, что первичной в человеческой психике есть сознание, "питая" и в значительной мере формируя бессознательное, в целом способна его контролировать, а также определять общую стратегию поведения человека.

Структура сознания

Какую же структуру имеет само сознание? Структурность сознания в значительной степени носит достаточно условный характер. Дело в том, что элементы сознания тесно связаны друг с другом. Однако при всей условности в сознании можно выделить такие три элемента.

Первым элементом является знание. Это главный компонент, ядро сознания, способ ее существования. Знание - это понимание человеком действительности, отражение ее в виде осознанных чувственных и абстрактных логических образов. Благодаря знаниям человек может "охватить", осмыслить все то, что его окружает и составляет предмет познания. Знание приводит такие свойства сознания, как способность через предметную деятельность целенаправленно "творить мир", предвидеть ход событий, проявлять творческую активность. Иначе говоря, сознание - это отношение к действительности в форме знаний с учетом потребностей человека.

Вторым важным элементом структуры сознания являются эмоции. Человек познает окружающий мир не из холодным равнодушием автомата, а с чувством удовлетворения, ненависти или сочувствие, восторг или негодование. Она переживает, что отражает. Эмоции или стимулируют, или затормаживают осознание индивидом реальных явлений действительности. То, что радует глаз, легче запоминается. Но иногда чрезмерно "радужное" восприятие мира может ослепить, породить иллюзии, выдать желаемое за действительное. Некоторые, особенно негативные, эмоции оказывают сопротивление сохранению ясности ума. Чувство страха, например, становится препятствием на пути осознания человеком того, что происходит. Уровнем эмоций есть духовные чувства (например, чувство любви), которые формируются в результате осознания связей лица с существенными социальными и экзистенциальными ценностями. Чувство характеризуются предметным содержанием, постоянством, независимостью от сложившейся ситуации. Эмоциональная сфера имеет значительное влияние на все проявления сознания, выполняет функцию основ деятельности.

Третьим структурным элементом сознания есть свобода. Воля - это осознанное целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Это способность человека мобилизовать и направлять свои психические и физические силы на достижение цели, на решение задач, стоящих перед ее деятельностью и требуют сознательного преодоления субъективных и объективных трудностей и препятствий. Изготовление орудий человеком - это первая и самая главная школа формирования воли. Воля и цель взаимодополняют друг друга. Без воли нельзя достичь мести; без целесообразной деятельности нет свободы. Воля - это осознанные стремления и побуждения к действию. Однако для человека характерны и неосознанные побуждения. Иногда бывает так, что человек куда-то рвется, а куда и зачем - сама не знает. Такая подсознательная регуляция осталась от животных.

Следует также отметить и такой элемент, входящий в структуру сознания, как мышление. Мышление - это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Этот процесс завершается созданием абстрактных понятий, суждений, которые представляют собой отражение существенных, закономерных отношений вещей на основе известного, ощутимого на ощупь, услышанного и т. Д. Благодаря умственной деятельности мы проникаем в невидимое, в то, что не воспринимается на ощупь и не слышны. Мышление дает нам знания о существенных свойства, связи и отношения. С помощью мышления мы осуществляем переход от внешнего к внутреннему, от явления к сущности вещей, процессов.

В структуру сознания относятся также внимание и память. Внимание - это форма психической деятельности человека, проявляется в ее направленности и сосредоточенности на определенных объектах. Память - это психический процесс, который заключается в закреплении, сохранении и воспроизведении в мозгу индивида его прошлого опыта. Основными элементами памяти является запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

В субъективной реальности человека имеет место такая важная под-структура, как самосознание. Самосознание - это осознание человеком себя как личности, осознание своей способности принимать самостоятельные решения и поступать на этом основании в сознательные отношения с людьми и природой, нести ответственность за принятые решения и действия. Иначе говоря, это целостная оценка самого себя, своего морального облика, собственных знаний, мыслей, интересов, идеалов, мотивов поведения, действий, моральных свойств и др.; с помощью самосознания человек реализует отношение к самой себе, осуществляет собственную самооценку как мыслящего существа, способного чувствовать. В этом случае объектом познания для субъекта является он сам и его сознание. Итак, человек - самооценочных существо, без этой характеристической действия не смогла бы определить себя и найти свое место в жизни.

Понимание человеком своего внутреннего состояния, ее способность к самоконтролю приходит не сразу. Самосознание, наряду с такими духовными элементами личности, как мировоззрение, способности, характер, интересы, формируется под влиянием социальной среды. Среда требует от личности контроля над своими действиями и ответственности за их результат. Уровень сознания в значительной мере зависит от того, какие требования ставятся перед лицом и социальные ценности культивируются в данной среде. Основным требованием здесь выступает то, что человек сам должен контролировать свои действия и отвечать за их последствия.

Проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных, так как сознание – невидимый поток мыслей и чувств, находящийся внутри нас. Оно не существует как отдельный предмет, вещь, процесс, а потому познать, описать, определить его нельзя с помощью тех способов познания, которые применяются, например, в естествознании.

В философии сознание рассматривается через целый ряд взаимосвязанных проблем: 1) как существует сознание; 2) каковы его сущностные черты (основные свойства); 3) как оно возникло (генезис сознания); 4) каковы структура и субстрат сознания.

Решение первой из этих проблем связано с основным вопросом философии об отношения сознания к бытию, определения его места и роли в мире. В истории философии сложились несколько вариантов ответа.

1. Субстанциализм (объективный идеализм и дуализм). Это первоначало мира в виде Бога, космической души (Мирового Разума), особой духовной субстанции. Ин­дивидуальное человеческое сознание (душа) рассматривается при этом лишь как отдельное проявление Мирового Разума, законы органи­зации которого совпадают с логикой мышления. Истоки этого подхода уходят в античность (Платон, Аристотель), он господствует в классической философии Средневековья, Возрождения и Нового времени. Для древней философии характерен также метемпсихоз – учение о переселении душ. В современных эзотерических концепциях носителем сознания считается гипотетическое информационное поле космоса, а наши органы чувств и мозг – лишь антенны и приемник информации. В холотропной модели С. Грофа поле сознания бесконечно в пространстве и времени, включает весь опыт Вселенной, а мозг служит только его посредником.

2. Натуралистический функционализм. Согласно этому под­ходу, развивавшемуся метафизическим материализмом XVIII в. (Ж. Ламетри, П. Гольбах, П. Кабанис) и вульгарным материализмом XIX в., сознание - это особая функция мозга человека, благо­даря которой он оказывается в состоянии познавать окружающий мир и самого себя в ощущениях. Функция эта действует автоматически и проявляется в химических реакциях мозга. Содержание сознания определяется составом пищи, например неграмотность и рабская приниженность народов колоний объясняется однообразной пищей и голодом.

3. Социокультурный функционализм берет начало в немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель), выявившей влияние мира культуры на формирование феноменов индивидуально­го сознания. Как целостнаяконцепция представлен в диалектико-материалистической философии. В ней была детально проанализирована проблема генезиса и развития сознания под воздействием социокультурных факторов и выявлены механизмы связи общественного сознания с прак­тически-предметной деятельностью людей. В этой концепции сознание считается способностью высокоорганизованной материи – мозга общественно развитого человека – отражать объективный мир в индивидуальных субъективных образа х и в коллективных формах общественного сознания .

4. Субъективистский подход представленв феноменологииЭ. Гус­серля и экзистенциализме. Внешний мир всегда проявляется во внутренних явлениях (феноменах) моего сознания – мыслях, переживаниях. Сознание изнутри конструирует всю мою жизнь. По крайней мере, если есть мир и другие люди, то этот мир не столько дан сознанию, сколько создан им. Эта трактовка сознания отказывается от характер­ной для философской классики оппозиции «субъект - объект». Для нее в мире интересно не бытие предметов как таковых, а субъективное духовное бытие.

5. Психоаналитическая традиция (3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм) по­ставила перед философией проблему бессознательного, т. е. существования психических явлений, влияющих на сознание, но не контролируемых им. Наряду с признанием персонального бессознательного она ввела представление о коллективном бессознательном, символизи­рующем наследие опыта предшествующих поколений людей в инди­видуальной психике человека.

6. Структуралистская трактовка в лице постструктурализма (Ж. Лакан, М. Фуко, Р. Барт) и философской гер­меневтики (М. Хайдеггер, Г. Гадамер) стремится представить бытие со­знания через структуры языка. Сознание вторично по отношению к структурам «языка» культуры. Индивид застает их уже готовыми и усваивает в основном бессознательно. «Сам по себе субъект - ничто, пустота, заполняемая культурным содержанием» (Лакан). В концепциях философии постмодерна сознание трактуется как процесс рече- и текстопорождения, призван­ный производить и передавать безадресные сообщения по кана­лам коммуникации.

Каждая из этих концеп­ций делает акцент на определенных сущностных чертах сознания. Так, субстанциализм подчеркивает идеальную природу сознания. Функционализм, напротив, отмечает зависимость сознания от природных струк­тур (мозга как его материального носителя, чувственного опы­та как генетически первичного уровня отражения действитель­ности и предметной деятельности как гаранта адекватности этого отражения). Психоаналитический подход открыл феномен бессознательного, а субъективистский обра­тил внимание на особую значимость самосознания. Современное представление о сознании призвано синтезировать эти различные аспекты анализа проблемы сознания .

Структура сознания

Анализ структуры сознания первоначально базировался на данных классической психологии, в русле исследований которой были вы­делены следующие составляющие единого целого - человеческого сознания: мышление, эмоции, воля, память, внимание. Мышление представляет собой сложный комплекс различных способностей: понятийное отражение в мозгу человека существенных свойств и причинных взаимосвязей вещей и явлений, ориентацию в мире, управление орудийной деятельностью (операции с предметами), операции с числами (идеальными заместителями предметов в сознании), рассчет конкретных ситуаций и проектирование будущего (планы и мечты), формирование сложных образов на основе синтеза хранящихся в памяти представлений (творческое воображение), нравственная оценка и самооценка, рефлексия (размышление) и т.д.

Эмоции – это результат оценки самим же организмом своих отношений с окружающим в чувствах, переживаниях (более длительны по времени) и аффектах (кратковременных, но самых бурных эмоциях). Эмоции активно влияют на деятельность всего сознания. Так, на основе положительных эмоций по поводу какой-то деятельности и ее возможных результатов возникает такое явление, как интерес. Интерес подстегивает мышление, память, внимание. Непосредственным продолжением механизма эмоций выступают волевые процессы. Воля – это способ связи избирательно-ориентированной психики и практического поведения человека. Выражение «у него сильная воля» означает, что у данного человека ориентация на совершение трудного действия (план, желание, долг) практически всегда выполняется в реальности. Как и другие элементы структуры сознания, воля поддается тренировке и развитию. Память – способность сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутрен­нем состоянии. Внимание – концентрация сознания на каком-то объекте или процессе. Память и внимание, связанные с волевым усилием, называются произвольными, и непроизвольными – когда все происходит «само по себе», без усилий. Механизм действия памяти до сих пор не изучен. Одни полагают, что абсолютно вся информация хранится в памяти (но ее трудно вывести), другие – что часть ее стирается (забывается навсегда). Изучение людей с абсолютной памятью показало, что они используют специальные приемы архивирования информации, как в дереве каталога компьютера, некоторые раскрашивают ее в оттенки цветов и т.д. Есть среди людей и гениальные счетчики. Исследования показали, что человек в среднем использует не более 7% возможностей мозга. По-видимому, мы действительно «помним все», но (по аналогии с компьютером) имеем слабый «процессор» для обработки и выведения информации. Впрочем, и эти способности можно тренировать.

В рамках психоаналитического подхода (австрийский психиатр 3игмунд Фрейд) в начале XX в. в ду­шевной жизни человека была зафиксирована особая бессознательная сфера , некий бездонный резервуар переживаний, который в принци­пе не может быть до конца просветлен разумом и энергия которого во многом определяет работу сознания человека и его внешнее по­ведение. В структуре духовного опыта человека психоаналитическая философия выделяет три сферы: «Сверх-Я» (традиции, идеалы, цен­ностные представления, социальные нормы культуры; «Я» (сознание); «Оно» (совокупность инстинк­тов, комплексов, вытесненных переживаний и т. д.). «Я», будучи связанным со «Сверх-Я» и «Оно», как бы балансирует между ними. То, что не пропускается через фильтры Сверх-Я, загоняется в бессознательное, «вытесняется» из сознания, становясь впоследствии причиной серьезных психических расстройств. Фрейд считал, что нужно помочь людям осознать бессознательное и тем расширить сферу их свободы, избавить от власти Оно. Он полагал, что следует расширять в нашей психике культурное Сверх-Я. Реформаторская версия психоаналитической философии (К. Юнг) заявила о наличии в индивидуальной психике архетипов (про­образов) коллективного бессознательного, за которыми скрывается опыт понимания и переживания мира наших предков. Архетипы - это система врожденных программ поведения, типичных реакций и установок

Каковы сущностные черты сознания? Каждая эпоха имела свои представления об этом. Философы античности связь между миром и душой пытались передать с помощью метафоры вощеной дощечки, на которой писец процарапывал специальной острой палочкой (стилем) буквы. Античность открыла только одну сторону сознания - направленность на объект (причем как пассивное его восприятие). Другая же сторона – активная работа сознания, умение человека сосредоточить свое внимание на внутреннем мире - не была установлена. В культуре христианства произошло важное событие: обострение потребности человека обращать внимание на свой внутренний духовный мир. В эпоху Нового времени на решение проблемы сознания оказало влияние мировоззрение антропоцентризма. Предполагалось, что человеческая мысль сама себя порождает и предопределяет. Отсюда и новая метафора сознания: оно не восковая дощечка, на которой отпечатываются образы реальных вещей, а некий сосуд, в котором содержатся идеи и образы до того, как оно включится в общение с миром. В истории философии такое учение было названо идеализмом. Его историческая заслуга – обоснование внутренней активности сознания , но акцент делался на рассмотрении его познавательных возможностей (И. Кант, И. Фихте).

Социокультурный функционализм к сущностным чертам сознания относит:

1) общественно-исторический характер его формирования (пример Маугли – у младенца, выросшего среди животных, сознание не возникает);

2) его интенциональность , т.е. направленность на объект;

3) внутренняя активность , опережающий характер отражения (информационного взаимодействия), способность к творчеству и фантазии;

4) его несубстанциональность , оно воздействует на мир только через объективацию мыслей и чувств в речи, поступках и результатах деятельности людей. Отсюда невозможны телепатия, телекинез, экстрасенсорное воздействие, непосредственное видение будущего и другие «паранормальные» явления. Паранормальное знание (греч. para - около, при, вне) включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями (например, мистика, ясновидение);

5) его идеальность – внутренние образы сознания не сводятся к группам возбужденных клеток мозга, группировкам молекул или комплексам связанных электромагнитным полем элементарных частиц (непосредственно рассмотреть мысль или распознать какое-то чувство невозможно). Для более конкретного объяснения идеальности сознания сторонники функционализма предлагают аналогию между мозгом и компьютером. В самом деле, все части компьютера, несомненно, чисто материальны, они сделаны из железа, меди, кремния и других веществ. Но в компьютере эти физические элементы и их состояния являются только основой для работы разнообразных и часто очень сложных программ. Вот эти-то программы и есть то, что аналогично работе сознания (точнее, его «счетной» функции). Идеальные образы сознания возникают как общие функциональные состояния мозга; характер происходящих при этом физических процессов остается дискуссионным.

Определение 1

Сознание представляет собой высшую, свойственную только человеку, функцию мозга, реализация которой заключается в осмысленном, обобщенном и целенаправленном отражении окружающей действительности в виде идеальных образов, осуществлении контроля над психическими процессами, поведенческими стратегиями, направлении хода психической и предметной деятельности, рефлексии и саморефлексии.

Функции сознания

Выступая важнейшей составляющей личности, сознание успешно выполняет ряд функций, включая следующие:

  • познавательная – благодаря сознанию человек формирует систему знаний;
  • целеполагающая – личность осознает свои потребности, осуществляет целеполагание, планирование стратегий для достижения поставленных целей;
  • ценностно-ориентационная – личность анализирует, подвергает оцениванию феномены, процессы действительности, формулирует свое отношение к ним;
  • управленческая – личность осуществляет контроль за собственным поведением, реализацией собственных поведенческих паттернов в соответствии с поставленными целями, сформулированными стратегиями их достижения;
  • коммуникативная – сознание существует и передается в знаковой форме, тесно связано с коммуникативной деятельностью личности;
  • рефлексивная – благодаря сознанию личность осуществляет самоконтроль, самосознание , саморегулирование, обеспечивающие возможности личностного развития.

Структура сознания

Сознание представляет собой сложный, многогранный и многоаспектный феномен, в структуре которого можно выделить следующие составляющие:

  1. Интеллект – психические способности личности, необходимые в процессе решения умственных задач. К способностям данной группы можно отнести характеристики мышления (интенсивность, гибкость, системность), памяти (объем, скорость запоминания, забывания, готовность к воспроизведению), внимания (распределенность, устойчивость, переключаемость, концентрация, объем), восприятия (избирательность, наблюдательность, способность узнавания). Ядром интеллекта является система знаний;
  2. Мотивация – совокупность побуждений, стимулов, определяющая целенаправленность деятельности личности;
  3. Эмоции , чувственно-эмоциональная сфера – переживания личности, отражающие ее субъективное отношение, оценивание тех или иных явлений, феноменов, процессов, ситуаций, социального окружения. В чувственно-эмоциональную сферу входят настроения, чувства, переживания, эмоциональные стрессы, аффекты и пр.;
  4. Воля – способность личности сознательно регулировать собственную деятельность и поведение, достигать поставленных целей, преодолевая трудности. Волевая регуляция предполагает ответственность и свободу;
  5. Самосознание - репрезентация собственного «Я», часть сознания личности, обеспечивающая ее саморегулирование, самоконтроль и самовоспитание.

Интеллект как одна из важнейших составляющих сознания

Определение 2

Интеллект представляет собой общие способности личности к познанию, интерпретации, разрешению проблем, к осуществлению познавательного процесса, эффективному решению проблем; способность организовывать, планировать, контролировать собственную деятельность по достижению цели.

Данное понятие объединяет все индивидуальные познавательные способности, включая восприятие, ощущение, представление, память, мышление, воображение.

Выступая основой личностного сознания, интеллект включает ряд качеств, включая любопытство, глубину, гибкость и подвижность ума, логичность, широту и доказательность мышления, обеспечивающих формирование системы знаний, представлений личности, ее личностное развитие.

Таким образом, сознание представляет собой сложное, многомерное образование, в моделировании которого активное участие принимают различные личностные качества, свойства, одно из приоритетных мест среди которых занимает интеллект.

Сознание человека — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

К неотъемлемым признакам сознания относятся речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, па мять). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и.направляет человека на их достижение).

Эти функции сознания можно схематично показать в виде относительно самостоятельных, но связанных между собой функциональных блоков (рис. 18.1).

Рис. 18.1. Структура сознания: 7 — блок познавательных процессов; 2 — блок различения субъекта и объекта; 3 — блок эмоций и чувств; 4 — креативный блок; 5 — блок формирования временной картины мира; 6 — блок целеполагания

Помимо изложенной выше, можно рассмотреть и иные варианты структуры сознания человека.

Например, в основу структуризации сознания можно положить:

Масштаб сознания (индивидуальное и общественное сознание);

Компоненты сознания (познание, переживание, отношение);

Типы психических явлений (сознательные процессы, состояния и свойства);

Его свойства (константность, целостность, активность) и т. д.

Однако с нашей точки зрения рассмотренная выше модель структуры сознания является наиболее удобной как в теоретическом, так и практическом аспектах.

Общественное сознание, складываясь из сознаний составляющих общество людей, не является его простой суммой, а обладает некоторыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам индивидуального сознания (рис. 18.2).

Можно выделить различные формы общественного сознания, главные из которых показаны па рис. 18.3.

С точки зрения материалистической науки между сознанием чело века и окружающим материальным миром существуют четыре вида взаимодействий (рис, 18.4).


Первый и второй тин взаимодействия диалектически связаны: первично сознание рождается из материального мира и определяется им,

Рис. 18.2. Уровни общественного сознания

Рис. 18.3. Основные формы общественного сознания по затем, по мере своего созревания, оно начинает активно влиять на этот мир, преобразуя его по собственному плану.

Третий и четвертые типы взаимодействия сами по себе не материальны, а относятся к информационному типу. При этом третий тип взаимодействия только кажется пассивным. На самом деле это активное отражение, включающее в себя элементы осмысления, оценки и преобразования. Самый сложный и позже всех развивающийся — четвертый тип взаимодействия, который знаменует собой высшую стадию развития сознания — самосознание,

Рис. 18.4. Схема взаимодействия сознания с материальным миром

Функции сознания человека

Исходя из структуры сознания, изображенной на рис. 18.1, мы можем вывести основные его функции (рис. 18,5).

Рис. 18.5. Основные функции сознания человека

Кратко охарактеризуем каждую из них:

- Отражательная. Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует па мять.

- Оценочная. Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.

- Креативная. Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

- Рефлексивная . Разновидностью сознания является самосознание - процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания чело века сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.

- Преобразующая. Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.

- Времяобразующая. Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.

Свойства сознания человека

Сознание человека обладает рядом свойств, благодаря которым отражение человеком окружающего мира носит субъективный характер. Эти свойства отражены в табл. 18.1.

Таблица 18.1. Свойства сознания человека

Свойство Описание свойства
Активность Сознание связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающей мир
Избирательный характер Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями)
Обобщенность и отвлеченность Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутом конкретных объектов действительности
Целостность Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения)
Свойство Описание свойства
Константность Относительная устойчивость, не изменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности
Динамичность Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и вновых свойствах личности
Искаженность Сознание всегда отражает действительность в иска женном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия, и установками личности)
Индивидуальный характер Сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания:, жизненным опытом, социальным окружением и пр.
Способность к рефлексии Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди

В государственном образовательном стандарте наряду с функциями сознания в качестве дидактической единицы дается такое понятие, как «эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая)». С нашей точки зрения эти понятия представляются весьма дискуссионными и относящимися скорее к компетенции философии, нежели психологии - науки, тяготеющей к опытному знанию. Тем не менее, попытаемся определить эти «эмпирические» характеристики (рис. 18.6).