Биографии Характеристики Анализ

А. Блок — певец Прекрасной Дамы

В день рождения Александра Блока Первый канал покажет премьеру документального фильма «Я медленно сходил с ума»

Текст: Наталья Соколова/РГ
Фото: ladunya

Об Александре Блоке написаны десятки литературоведческих исследований. Но его биография, изломанная личными драмами и социальными потрясениями, хранит немало неизвестных страниц. Авторов фильма, продюсеров Людмилу Снегиреву и Олега Вольнова, интересует не только творчество, но и личная жизнь поэта. Блок подарил своей жене - Любови Дмитриевне — бессмертие, посвятив ей лучшие стихи. Но супружеской верности между ними не было. У обоих были романы, которые они даже не скрывали. Еще при жизни поэта ходили слухи, что у него есть внебрачные дети. Авторы фильма встретились с предполагаемыми потомками поэта и расспросили, что из этих слухов правда. Они впервые взяли интервью у вероятного прямого потомка - Андрея Люша.

Зрители увидят рукописные оригиналы самых известных стихов, и узнают, как они создавались, как Блок искал свою Музу, свою Прекрасную Даму.

Авторы побывали и на малой родине Блока — в подмосковном имении , не пережившем революцию, но бережно восстановленном неравнодушными к творчеству поэта. Там будущий поэт сочинил свои первые стихи, встречал рассветы с Прекрасной Дамой, искал вдохновение. Он приезжал туда ежегодно в течение 36 лет из неполных прожитых сорока одного года. Там было написано почти 300 стихотворений. Андрей Белый писал: “Здесь, в окрестностях Шахматова, что-то есть от поэзии Блока; и даже: быть может, поэзия эта воистину шахматовская, взятая из окрестностей; встали горбины, зубчатые лесом; напружились почвы и врезались зори”.

Поэт приветствовал революцию, он же участвовал в составлении документов, связанных с отречением от престола царя Николая II. Черновики этих документов, написанные его рукой, в фильме покажут впервые. В фильме участвуют: блоковед, троюродный племянник Блока Владимир Енишерлов, сотрудник НИИ антропологии МГУ Илья Перевозчиков, эксперт по Блоку из Института Мировой Литературы Дина Магомедова, художник Валерий Розо, директор Музея-усадьбы Блока в Шахматово Светлана Мисочник, сотрудник Музея-квартиры Блока Марина Иванова и другие.

А. Блок - певец Прекрасной Дамы. Ранний А. Блок предстает перед нами как тонко чувствующий лирик, которому присущи и романтические порывы, и томление, и восторг, и предчувствия. Горький писал о нем, что “это настоящий, волею божьей поэт и человек бесстрашной искренности”.
На формирование А. Блока как поэта оказало большое влияние учение Вл. Соловьева, поэта, религиозного мыслителя и философа конца XIX в. Блок на время становится мистиком, видя в событиях окружающего мира предвестников конца света. Спасение от наступающего хаоса поэт видит в начале “Вечной женственности”, символе Красоты и Добра, которые и получили свое развернутое воплощение в первом поэтическом сборнике А. Блока “Стихи о Прекрасной Даме”. Эта книга не только отразила юношескую влюбленность поэта в Л. Д. Менделееву, которая стала впоследствии его женой, всегда была его мукой и радостью. Но Прекрасная Дама в интерпретации поэта принимает внеземные, сверхчувственные формы, становится символом высшего воплощения совершенства, гармонии, красоты, женственности.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо.
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
“Стихи о Прекрасной Даме” почти полностью отрешены от быта, от реальной жизни, поэтому у главного образа, к которому обращены все мечты и надежды поэта, нет имени - и множество имен: Дочь света, Таинственная Дева, Вечная Любовь, Владычица Вселенной, Святая, Светлая, Ясная, Тихая, Певчая… Лирический герой искренне верит и ждет встречи с ней, надеясь, что это поможет преобразить мир:
О, взойди же предо мною
Не в одном воображенъи!
Однако в то же время поэт предчувствует и бесконечно боится того, что может произойти обман, подмена: “Но страшно мне - изменишь облик Ты…” Это тревожит лирического героя, не дает ему покоя, но в конце концов так и случается:
Ты обманут неизвестным:
За священные мечты.
Невозможно бестелесным
Открывать свои черты.
Со временем окружающий мир с его трагедиями и конфликтами, человеческими страданиями, хаосом, революционными событиями вторгается в изолированный мир мечтаний и идеалов А. Блока, нарушает так и не найденную гармонию. И поэт начинает понимать, насколько недостижим в реальности его идеал:
Мне страшно с Тобой встречаться,
Страшнее Тебя не встречать…
А хмурое небо низко -
Покрыло и самый Храм.
Я знаю: Ты здесь. Ты близко.
Тебя здесь нет. Ты - там.
Поэт чувствует надвигающиеся большие перемены как в собственной судьбе, так и в судьбе своей страны, ощущает, что близится решающее, необычное время, обращающее все прошлые надежды в призраки:
Убегаю в прошедшие миги,
Закрываю от страха глаза
На листах холодеющей книги -
Золотая девичья коса.
Надо мной небосвод уже низок,
Черный сон тяготеет в груди.
Мой конец предначертанный близок,
И война, и пожар - впереди.
Именно в это время А. Блок утрачивает веру в свое “виденье, непостижимое уму”: “Ты в поля отошла без возврата”. Но перед поэтом открылся реальный мир - многообразный, противоречивый, человечески-земной, новый.
Отворяются двери - там мерцанья,
И за ярким окошком - виденья.
Не знаю - и не скрою незнанья,
Но усну - и потекут сновиденья

Умер только тот, кто забыт
К 695-летию Франческо Петрарки (1304-1374)

ПЕВЕЦ ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ

Я тот, что был: любя, томясь, тоскуя,
Горю Лаурой, верен ей одной.
(Петрарка. «Канцоньере»- «Книга песен»,CXII)

Стихотворец умел сочетать землю и небо.
К. Батюшков

Каждый год внучка Элетта сплетала к его дню рождения лавровый венок и любовно украшала им голову обожаемого деда. Ему это очень нравилось. Он вспоминал давние времена: 1341 год. Ему было тогда всего 37 лет, но на какую вершину славы поднялся он тогда! Не внучка, а весь итальянский народ увенчал его тогда лавровым венком. Эта древняя традиция много столетий была забыта.
И вот 8 апреля 1341 года Петрарка, облаченный в пурпурную мантию, подаренную королем Сицилии, в сопровождении пышной свиты вступает во Дворец Сената римского Капитолия. Парадный зал устлан коврами, украшен огромным количеством цветов. Гремят трубы. Двенадцать юношей в пурпурных одеждах читают стихи героя торжества. Герольд выкликает его имя.
Петрарка начинает свою речь- поэтическую проповедь. Присутствующие загипнотизированы наступившей тишиной внимания, в которой слышны только звучащие стихи. И вот, наконец, пик торжества. Народ Рима восторженными возгласами утверждает закон «Privilegium Petrarche». Он объявляет Петрарку «великим поэтом и историком», дарует ему римское гражданство- очень почетное имя Гражданина Рима, присваивает звание магистра и дает право венчать лаврами других претендентов на литературную славу. Его ненасытная жажда славы, кажется, была удовлетворена. Но как он пришел к такому триумфу?
Тот, кто интересуется фактами жизни Петрарки, многое узнает из его произведений. Кроме того, конечно, что он тщательно скрыл от нас. Может, например, возникнуть вопрос: откуда у каноника Петрарки, духовное звание которого юридически обязывало его к безбрачию, появилась внучка? Да, та самая, которая возлагала на голову любимого деда венок. Разгадка в том, что Петрарка был живым человеком.
Хотя в той литературной автобиографии, над которой он тщательно трудился всю жизнь, его не покидало желание навести на себя глянец. Он никогда не раскрыл тайну того, от какой женщины или женщин у него были сын Джованни и дочь Франческа, которых он горячо любил.
Очень разным был он в разные периоды своей жизни. И ничто человеческое ему не было чуждо.
Он родился 20 июля 1304 года в семье Петракколо ди Паренцо и Элетты Каниджани. Его отец- флорентийский нотариус. Политические противники изгнали его из Флоренции, и он обосновался в городке Ареццо, недалеко от Флоренции. Здесь и родился Франческо Петрарка.
Атмосфера политических раздоров и междоусобиц городов вынудит семью переезжать из одного города в другой: Пиза, Авиньон, Болонья, Падуя…
Юный Франческо увлеченно изучает грамматику, риторику, диалектику, а в университете- право. Но больше всего времени он посвящает античным авторам, греческим и римским. Боготворит Гомера, Вергилия, Цицерона…
После смерти отца они с братом Джерардо выбирают для себя духовное поприще.
Но получив в Авиньоне сан «светского каноника», он отказался от церковной карьеры.
Здесь, в Авиньоне, происходит событие, определившее всю его последующую жизнь:
6 апреля 1327 года Петрарка встречает в церкви женщину Лауру, которая станет его Прекрасной Дамой. Эта дама Сердца породит в нем тот вулкан чувств, мыслей, стремлений, радостей и огорчений, который будет питать его поэзию всю оставшуюся жизнь.
Родится чудесный цикл его любовной лирики- «Канцоньере» («Книга песен»). И даже когда Лауры не станет (она умерла 6 апреля 1348 года во время эпидемии чумы), он до последних своих дней будет писать посвященные ей стихи. Только теперь это будут стихи не «На жизнь Мадонны Лауры», а «На смерть Мадонны Лауры».
Кто знает, смог бы он достичь вершины славы, если бы не повстречал Лауру?
Он очень много успел сделать.
Этот великий труженик был удивительно многогранной личностью: поэт и ученый,
филолог, философ-моралист, историк, дипломат, путешественник…
Первый великий гуманист того времени, которое историк Джорджо Вазари назовет эпохой Возрождения.
К старости он поймет всю тщету мирской славы… Более глубокие, духовные стороны жизни будут его интересовать…
Каждый оставшийся день он стремится урвать от сна лишний час для чтения, размышлений, записи своих мыслей…
Завтра ему исполнится 70 лет! Внучка уже заготовила для него венок…
Но в эту ночь он не задул свечу…
Наутро, 19 июля 1374 года, его нашли бездыханным. Голова его лежала на раскрытой книге…
Юрий Жданов 1999 г.

Рассказ Юрия Жданова «Певец Прекрасной Дамы- Петрарка» опубликован:
1. Юрий Жданов. Певец Прекрасной Дамы. Газета «Радость» № 7- 8, 1999. Стр. 16- 17
2. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2005. 140 с. Стр. 22- 25 (Певец Прекрасной Дамы).
3. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2009. 184с. Стр. 22- 25 (Певец Прекрасной Дамы).
4. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2012. 184с. Стр.22- 25 (Певец Прекрасной Дамы).

Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru

Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»)

Петрарка. «Канцоньере» («Книга песен»)

LXI
Благословен день, месяц, лето, час
И миг, когда мой взор те очи встретил!
Благословен тот край, и дол тот светел,
Где пленником я стал прекрасных глаз!

Благословенна боль, что в первый раз
Я ощутил, когда и не приметил,
Как глубоко пронзен стрелой, что метил,
Мне в сердце Бог, тайком разящий нас!

Благословенны жалобы и стоны,
Какими оглашал я сон дубрав,
Будя отзвучья именем Мадонны!

Благословенны вы, что столько слов
Стяжали ей, певучие канцоны,-
Дум золотых о ней, единой, сплав!

(Перевод Вяч. Иванова)

Мне хочется тебе, Сеннуччо мой,
Сказать о том, какую жизнь веду я.
Я тот, что был: любя, томясь, тоскуя,
Горю Лаурой, верен ей одной.

Вот лик ее, то гордый, то простой,
То строг, то благ, то хмурясь, то ликуя,
То сдержанность, то шалость знаменуя,
Он- ласковый, иль гневный, иль не мой;

Вот запоет она; вот сдержит шаг;
Вот сядет медленно; вот отвернется;
Вот чудным взором мне взволнует кровь;

Вот скажет что-нибудь; вот улыбнется;
Вот побледнеет… Дни и ночи так
Меня томит владычица Любовь!

(Перевод А. Эфроса)

В прекрасные убийственные руки
Амур толкнул меня, и навсегда
Мне лучше бы умолкнуть- ведь когда
Я жалуюсь, он умножает муки.

Она могла бы- просто так, от скуки-
Поджечь глазами Рейн под толщей льда,
Столь, кажется, красой своей горда,
Что горьки ей чужого счастья звуки.

Что я ни делай, сколько ни хитри,
Алмаз- не сердце у нее внутри.
И мне едва ли что-нибудь поможет.

Но и она, сколь грозно ни гляди,
Надежды не убьет в моей груди,
Предела нежным взорам не положит.

(Перевод Е. Солоновича)

Промчались дни мои, как бы оленей
Косящий бег. Поймав немного блага
На взмах ресницы. Пронеслась ватага
Часов добра и зла, как пена в пене.

О семицветный мир лживых явлений,-
Печаль жирна, и умиранье наго:
А еще тянет та, к которой тяга,
Чьи струны сухожилий тлеют в тлене.

Но то, что в ней едва существовало,
Днесь, вырвавшись наверх, в очаг лазури
Пленять и ранить может, как бывало.

И я догадываюсь, брови хмуря:
Как хороша? К какой толпе пристала?
Как там клубится легких складок буря?

(Перевод О. Мандельштама)

Сочинение "Александр Блок-певец прекрасной дамы"

Эпоха 1900-х годов - эпоха лирики, .в которой по преимуществу отразились предчувствия, трево­ги, упования времени, сулившего «неслыханные пе­ремены, невиданные мятежи». Никто другой так беспощадно-искренне, так честно и мужественно не обнажал нам душу, зажатую в тисках времени, ког­да «раскололся мир и трещина пошла по сердцу поэ­та», как Александр Блок.

Блок, бесспорно, - первый лирик своего време­ни. Поэт вошел в литературу как певец Прекрасной Дамы. Удивительное откровение юной души - вы­сший взлет, озаренность, романтический порыв, томление, предчувствие, восторг, душевная чистота - это ранний Блок.

«Стихи о Прекрасной Даме» - явление, сто­ящее особняком в русской поэзии. Уже само назва­ние стоит вне традиции: культа Прекрасной Дамы наша поэзия не знала. Культ творит сам поэт. Это - высокое, верное, рыцарское служение юноши-поэта своей мечте о нездешней любви, беззаветное восхи­щение той, кто кажется ему высшим воплощением земного совершенства, царицей мира, Вечной Женст­венностью. Каждая встреча с ней - событие, имею­щее глубокий смысл, за ним - тайна.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя.

Для выражения несказанного нужны особенные слова-символы, слова-намеки. Такая поэзия живет в чистом, разреженном воздухе вершин.

Ты в белой вьюге, в снежном стоне

Опять волшебницей всплыла,

И в вечном свете, в вечном звоне

Церквей смешались купола.

Название «Стихи о Прекрасной Даме» - чуже­родное, романское, но Блок не поселяет ту, которой поклоняется, в средневековые замки. Та, которой имени нет, является ему среди русских полей и лу­гов, среди таинственной и прекрасной природы, рас­стилающейся за порогом гнахматовского дома: рус­ская лирика нерасторжима с русской природой.

В шахматовском уединении шла напряженная работа духа, а вернее, горение. «Я сильно светился», - вспоминал позже Блок «мистическое лето» 1901 года. Не только внешняя, но и духовная изолированность способствовали небывалому сосредоточе­нию поэтической мечты на идеале, принявшем не­земные, сверхчувственные формы. «Виденье, непо­стижимое уму», является юноше-поэту среди окрестных полей и лугов. Он предчувствовал ее («Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...»), ви­дел ее («Молодая, золотая... шла Ты яркою сте­зею...») и утратил ее («Ты в поля отошла без возвра­та»).

Создавался «роман в стихах», в нем «деревен­ское преобладает над городским; все внимание на­правлено на знаки, которые природа щедро давала слушавшим ее с верой». Блок писал также об ощу­щаемом им в то время «необычайном слиянии с при­родой».

В «Стихах о Прекрасной Даме» нет собственно пейзажа, но есть фон, намеченный несколькими штрихами, но штрихами вполне конкретными, за ними угадывается шахматовская природа, лирика которой окутывает юношеские видения Блока.

Кругом далекая равнина

Да толпы обгорелых пней.

Внизу - родимая долина,

И тучи стелются над ней.

На этом фоне среди «знаков» - закатов, зорь, туманов происходит мистическое явление той, чье имя пишется поэтом с большой буквы. У нее множе­ство имен: Закатная Таинственная Дева, Дочь Све­та, Владычица Вселенной, Дочь Блаженной страны, Вечная Любовь, Хранительница Дева, Величавая Вечная Жена, Российская Венера. Она - Невозму­тимая, Тихая, Ясная, Певучая, Далекая, Светлая, Ласковая, Святая.

Целый день передо мною,

Молодая,золотая,

Ярким солнцем залитая,

Шла Ты яркою стезею...

О, взойди же предо мною

Не в одном воображеньи!

Но этому не суждено было сбыться. Произошло искажение.

Оно было предчувствовано («предчувствие изме­нения облика»): «Но страшно мне - изменишь об­лик Ты...» Уже тогда поклонников ненапечатанных еще стихов Саши Блока пугали эти строки. Чуть слышимый, приглушенный, вторгается диссонанс, где-то вдали маячит неясная тень двойника, сквозит тревога, что та на самом деле иная, что допустима подмена.

Ты обманут неизвестным:

За священные мечты

Невозможно бестелесным

Открывать свои черты.

Певец Прекрасной Дамы творит свой идеал в не­измеримом разрыве мечты с действительностью. И как ни вневременна Прекрасная Дама, а действи­тельность вторгается и в этот изолированный мир мечты, нарушая гармонию. Где-то таится пока еще смутное ощущение неблагополучия в большом мире и в душе поэта.

Мне страшно с Тобой встречаться.

Страшнее Тебя не встречать...

А хмурое небо низко -

Покрыло и самый храм.

Я знаю: Ты здесь. Ты близко.

Тебя здесь нет. Ты - там.

Предтеча поэзии Блока - философия и лирика Владимира Соловьева. Юный Блок принял его поэ­зию как откровение. В стихах Вл. Соловьева звучит тема «подруги вечной», олицетворяющей «Вечную Женственность»: «Знайте же: вечная женственность ныне в теле нетленном на землю идет...» Блока его друзья воспринимали как продолжателя дела Вл. Соловьева.

Однако образ Прекрасной Дамы тускнел, раздва­ивался.

Начиналась страшная, никем не изжитая траге­дия души. В записной книжке 1904 года Блок при­знается, что Прекрасная Дама его покинула - на­всегда.

Она отошла «в поля без возврата». Единая на­правленность творчества - гимны той, всецелая по­груженность в мечту - исчезла, мир становится многообразен. Мир тревожный, страшный, но и вле­кущий.

Много нас - свободных, юных, статных -

Умирает, не любя...

Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя!

Ты - уже с маленькой буквы. Здесь путеводным огоньком мерцает вдали тот образ, который чем дальше, тем будет все ярче и светлее - образ Роди­ны.

Эпоха 1900-х годов - эпоха лирики, в которой по преимуществу отразились предчувствия, тревоги, упования времени, сулившего "неслыханные перемены, невиданные мятежи". Никто другой так беспощадно-искренне, так честно и мужественно не обнажал нам душу, зажатую в тисках времени, когда "раскололся мир и трещина пошла по сердцу поэта", как Александр Блок.

Блок, бесспорно, - первый лирик своего времени. Поэт вошел в литературу как певец Прекрасной Дамы. Удивительное откровение юной души - высший взлет, озаренность, романтический порыв, томление, предчувствие, восторг, душевная чистота - это ранний Блок.

"Стихи о Прекрасной Даме" - явление, стоящее особняком в русской поэзии. Уже само название стоит вне традиции: культа Прекрасной Дамы наша поэзия не знала. Культ творит сам поэт. Это - высокое, верное, рыцарское служение юноши-поэта своей мечте о нездешней любви, беззаветное восхищение той, кто кажется ему высшим воплощением земного совершенства, царицей мира, Вечной Женственностью. Каждая встреча с ней - событие, имеющее глубокий смысл, за ним - тайна.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Все в облике одвом предчувствую Тебя.
Весь горизовт в огве - и ясев нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.

Для выражения несказанного нужны особенные слова-символы, слова-намеки. Такая поэзия живет в чистом, разреженном воздухе вершин.

Ты в белой вьюге, в снежном стоне
Опять волшебницей всплыла,
И в вечном свете, в вечном звоне
Церквей смешались купола.

Название "Стихи о Прекрасной Даме" - чужеродное, романское, но Блок не поселяет ту, которой поклоняется, в средневековые замки. Та, которой имени нет, является ему среди русских полей и лугов, среди таинственной и прекрасной природы, расстилающейся за порогом шахматовского дома: русская лирика нерасторжима с русской природой.

В шахматовском уединении шла напряженная работа духа, а вернее, горение. "Я сильно светился", - вспоминал позже Блок "мистическое лето" 1901 года. Не только внешняя, но и духовная изолированность способствовали небывалому сосредоточению поэтической мечты на идеале, принявшем неземные, сверхчувственные формы. "Виденье, непостижимое уму", является юноше-поэту среди окрестных полей и лугов. Он предчувствовал ее ("Предчувствую Тебя. Года проходят мимо..."), видел ее ("Молодая, золотая... шла Ты яркою стезею...") и утратил ее ("Ты в поля отошла без возврата").

Создавался "роман в стихах", в нем "деревенское преобладает над городским; все внимание на правлено на знаки, которые природа щедро давала слушавшим ее с верой". Блок писал также об ощущаемом им в то время "необычайном слиянии с природой".

В "Стихах о Прекрасной Даме" нет собственно пейзажа, но есть фон, намеченный несколькими штрихами, но штрихами вполне конкретными, за ними угадывается шахматовская природа, лирика которой окутывает юношеские видения Блока.

Кругом далекая равнина,
Да толпы обгорелых пней.
Внизу - родимая долина,
И тучи стелются над ней.

На этом фоне среди "знаков" - закатов, зорь, туманов происходит мистическое явление той, чье имя пишется поэтом с большой буквы. У нее множество имен: Закатная Таинственная Дева, Дочь Света, Владычица Вселенной, Дочь Блаженной страны, Вечная Любовь, Хранительница Дева, Величавая Вечная Жена, Российская Венера. Она - Невозмутимая, Тихая, Ясная, Певучая, Далекая, Светлая, Ласковая, Святая.

Целый день передо мною,
Молодая, золотая.
Ярким солнцем залитая,
Шла Ты яркою стезею...
О, взойди же предо мвою
Не в одном воображеньи!

Но этому не суждено было сбыться. Произошло искажение.

Оно было предчувствовано ("предчувствие изменения облика"): "Но страшно мне - изменишь облик Ты..." Уже тогда поклонников ненапечатанных еще стихов Саши Блока пугали эти строки. Чуть слышимый, приглушенный, вторгается диссонанс, где-то вдали маячит неясная тень двойника, сквозит тревога, что та на самом деле иная, что допустима подмена.

Ты обманут неизвестным:
За священные мечты
Невозможно бестелесным
Открывать свои черты.

Певец Прекрасной Дамы творит свой идеал в неизмеримом разрыве мечты с действительностью. И как ни вневременна Прекрасная Дама, а действительность вторгается и в этот изолированный мир мечты, нарушая гармонию. Где-то таится пока еще смутное ощущение неблагополучия в большом мире и в душе поэта.

Мне страшно с Тобой встречаться.
Страшнее Тебя не встречать...
А хмурое небо низко -
Покрыло и самый храм.
Я знаю: Ты здесь. Ты близко.
Тебя здесь нет. Ты - там.

Предтеча поэзии Блока - философия и лирика Владимира Соловьева. Юный Блок принял его поэзию как откровение. В стихах Вл. Соловьева звучит тема "подруги вечной", олицетворяющей "Вечную Женственность": "Знайте же: вечная женственность ныне в теле нетленном на землю идет..." Блока его друзья воспринимали как продолжателя дела Вл. Соловьева.

Однако образ Прекрасной Дамы тускнел, раздваивался.

Начиналась страшная, никем неизжитая трагедия души. В записной книжке 1904 года Блок признается, что Прекрасная Дама его покинула - навсегда.

Она отошла "в поля без возврата". Единая направленность творчества - гимны той, всецелая погруженность в мечту - исчезла, мир становится многообразен. Мир тревожный, страшный, но и влекущий.

Много ипс - свободных, юных, статных -
Умирает, не любя...
Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить и плакать без тебя!

Ты - уже с маленькой буквы. Здесь путеводным огоньком мерцает вдали тот образ, который чем дальше, тем будет все ярче и светлее - образ Родины.