Биографии Характеристики Анализ

Актуальность исследования в работе: примеры, обоснование. Введение

Введение – это небольшая часть дипломной работы , но ее важность нельзя недооценивать. Просматривая текст ВКР на защите, преподаватели читают в первую очередь именно введение, поскольку эта часть представляет собой анонс всего диплома. Написание введения затрудняет многих студентов, но на самом деле его писать проще, чем основную часть. Оно строится по определенной схеме, в которой каждый блок является обязательным. Одним из первых таких смысловых блоков является актуальность выбранной темы.

Что такое актуальность в дипломе

Актуальность раскрывает важность вашего исследования, позволяет понять, каким образом можно применить данный научный материал. Иначе говоря, почему вы выбрали эту тему, и какую пользу принесет ваша работа. Важно обосновать злободневность раскрываемой тематики, указать на ее востребованность в реалиях современности. Поэтому, расписывая данный блок, в первом абзаце обратитесь к обозначению социальной остроты проблемы. Например, если вы пишите диплом на инженерную тему о технологии строительства крыши, расскажите о том, как опасно несоблюдение стандартов при стройке, как часто это происходит и чем это чревато.

Описание актуальности обычно занимает два-три абзаца, не более одной страницы печатного текста. Не стоит растягивать ее на полтора-два листа. Рассказав об общей злободневности проблемы, в следующем абзаце распишите актуальность конкретно вашего проекта. Для этого используйте такие обороты, как «актуальность данной работы заключается в том, что…», «… Эти причины обуславливают актуальность дипломного проекта», или «в связи с этим очевидна важность выбранной темы и возможность применения ее на практике».

Как определить актуальность своей темы

Выявить и обосновать значимость своей работы можно по трем основным направлениям:

  1. Интерес ученых к данной тематике, или так называемая дискуссионность темы. В таком случае можно написать: «Большое количество исследований по данному вопросу доказывает, что тема является злободневной и актуальной». Но обратите внимание, что исследования должны быть достаточно свежими.
  2. Можно пойти и от обратного: если по вашей теме мало работ, это значит, что диплом будет уникальным и ценным проектом. Обоснуйте важность проблемы в современной жизни и продолжите таким образом: «Поскольку исследований по обозначенной проблематике мало, разработка данного научного материала будет актуальной для ученого сообщества».
  3. Практическая ценность работы. Это беспроигрышный вариант в составлении актуальности, особенно, если вы пишите по технической, экономической или другой прикладной дисциплине. В данном случае вы говорите, какие исследования были проведены (что-то модернизировано, усовершенствовано, изобретено), где их можно будет применить (например, в строительстве), и какие проблемы это позволит решить. В тексте это будет выглядеть примерно так: «данная технология применения нагревательных элементов позволит уменьшить экологическую проблему загрязнения окружающей среды вследствие сокращения расхода топлива».

Обратите внимание, что можно построить актуальность своей работы по аналогии с другими научными трудами. Выберите несколько книг или диссертаций, посвященных той же тематике, и просмотрите начало текстов – в них всегда указывается важность исследования. Выпишите эти предложения и свяжите логически с вашей работой.

Примеры составления актуальности во введении

Юриспруденция. Тема диплома «Недвижимые вещи как объекты гражданского права»:

Вопросы правового регулирования недвижимых вещей как объектов гражданского права обрели особую значимость в связи с непрекращающимися изменениями в гражданском законодательстве, это и обуславливает актуальность выпускной квалификационной работы.

Экономика. Тема диплома «Схема открытия туристического предприятия по системе франчайзинга»:

Актуальность данного исследования заключается в анализе основных способов построения бизнеса с использованием такого популярного инструмента, как франшиза, что позволяет определить критерии успешного практического применения данной схемы.

Педагогика. Тема диплома «Особенности социальной адаптации ребенка с задержкой речевого развития в младших классах школы»:

Важность работы обусловлена возможностью практического применения методик адаптации детей в начальной школе, описанных во второй части дипломного исследования.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена тем, что наличие в отечественной науке значительного числа работ, посвященных амнистии или касающихся ее, сочетается с существованием дискуссий о необходимости амнистии, ее назначении, влиянии ее на преступность, характере оформляющих ее актов и т.

Д. Указанные дискуссии создают поле для дальнейших исследований амнистии, направленных на выработку новых позиций, дополнительных аргументов в пользу той или иной из имеющихся точек зрения, а также проверку того, подходят ли для современной российской амнистии

имеющиеся суждения.

Практика объявления амнистии в Российской Федерации пополняется новыми актами, создавая потребность в их осмыслении. На сегодня последняя амнистия была объявлена в 2015 г. В 2016 г. появилась так называемая амнистия капиталов, требующая оценки ее правовой природы. В целом за время существования Российской Федерации была объявлена 21 «уголовная» амнистия 1 . В то же время, объем законодательного регулирования амнистии в Российской Федерации относительно незначителен, и некоторые вопросы находят разрешение лишь в практике амнистирования (что отчасти объективно обусловлено спецификой амнистии, отчасти может рассматриваться как недостаток, возможные пути устранения которого составляют поле для научного

исследования).

Закон устанавливает для амнистии пределы должного, которые могут уточняться, нарушаться практикой объявления амнистии. Изучение законодательного регулирования амнистии само по себе недостаточно для установления характеристик современной российской амнистии и должно быть дополнено исследованием имеющейся практики объявления амнистии, оформляющих ее актов. Потребность подобного изучения связана и с тем, что
знание практики позволяет предотвратить формирование видения амнистии, не соответствующего ее реальным характеристикам, избежать неоправданных ожиданий и опасений, связанных с амнистией.

Одновременно формирование целостного представления об амнистии невозможно без обращения к тем концепциям, которые, предлагая некоторое представление о преступиении, вариантах и целях реагирования на него, дают

возможность понять место амнистии в механизме такого реагирования (относительно него). Обращение к подобным концепциям дает возможность понять основания тех или иных суждений об амнистии, а значит и условия, при которых они будут справедливы. Одна из таких концепций изложена Ч. Беккариа 2 .

Идеи Ч. Беккариа 3 оказали и продолжают оказывать влияние на законодательство, практику его осуществления, научные исследования в нашей стране 4 . К ним отсыпают и в современных российских исследованиях 5 . Так, к примеру, имя Ч. Беккариа присутствует в списках цитируемой литературы 801 публикации по тематике государство и право, юридические науки, размещенной в Научной электронной библиотеке eLIBRARY RU 6 . В частности, и сегодня в работах, посвященных современной российской амнистии, встречаются ссылки на

2 См, например Фокс В Введение в криминологию / пер Л А Нежинской и М А Тумановой, под ред и со вступит ст Б С Никифорова, В М Когана М. 1985 С 45

2 Когда говорится об идеях Ч Беккариа, подразумеваются идеи, изложенные в его работах Для целей настоящего исследования не имеет значения, был ли он их автором или только изложил их в систематизированном виде

4 БерковП Н Книга Ч Беккариа;;0 преступлениях и наказаниях;; в России // Россия и Италия из истории русеко-итальянских культурных и общественных отношений М, 1968 С 73-74, Медведева Н Т Идеи позитивной школы и их отражение в уголовном законодательстве России Рязань, 2001 С 23, Советское уголовное право Часть общая / под ред В Д Менынагина, Н Д Дурманова, П С Ромашкина М.1 962 С 430, Фельдштейн Г С Главные течения в истории науки уголовного права в России / под ред и с предисл В А Томсинова М.

2003 С 84. 172

5 См, например Кудрявцев В Н Стратегии борьбы с преступностью М, 2003 С 45, Новоселов Г П Учение об объекте преступления Методологические аспекты М, 2001 С 1-2, Сумачев А В Публичность и диспозитивность в уголовном праве монография М, 2003 С 21

‘ Такой результат получен по запросу на сайте Научной электронной библиотеки eLIBRARY RU (URL http ∕∕elibrarv m∕guervbox asp7scope=newauerv (дата обращения 02 09 2016 г)) с параметрами что искать - Беккариа, где искать - в списках цитируемой литературы, во всех типах публикаций, предлагаемых базой по тематике государство и право, юридические науки, поступивших в базу за все время при поиске с учетом морфологии

Ч. Беккариа, в том числе относящие сказанное им к современной российской амнистии ’ Реализация данной концепции в российском уголовном

законодательстве проявляется, в частности, в том, что в нем находят воплощение требования правовой определенности, регламентации уголовно-правовых отношений законом, представление о предупреждении преступлений как цели наказания, ограничение толкования уголовного закона (запрет на применение его по аналогии) и др.

С учетом отмеченного, обращение к идеям Ч. Беккариа, рассмотрение через их призму современной российской амнистии позволяет как объяснить ее, так и лучше понять позиции, высказываемые в отношении нее; выработать предложения по усовершенствованию практики осуществления амнистии, ее

нормативного регулирования.

Степень научной разработанности темы. В отечественной и зарубежной литературе неоднократно излагались и интерпретировались взгляды Ч. Беккариа (С. К. Гогель, М. Куссон, Э. Ферри, В. Фокс и др.). Достаточно обширен и круг исследований, посвященных амнистии, решающих вопросы: о понятии и видах амнистии (например, Б. С. Утевский), о необходимости амнистии и возможности отказа от нее (например, И. В. Нестеренко); о необходимой форме и субъекте принятия решений об амнистии (например, И Г Баранникова); об отраслевой природе института амнистии (например, А. В. Мохорев); о природе актов, оформляющих амнистию (например, Г. Д. Коробков, И. Л. Марогулова); о целях амнистии - должных и существующих (например, А. П. Фильченко); о влиянии амнистии на преступность (например, С. М. Иншаков); о соотношении амнистии и помилования (например, В. Г. Максимова); об истории амнистии (например, К. Ф. Хартулари); об особенностях амнистирования отдельных категорий лиц (например, А. А. Павлов); о характеристике личности амнистированных (например, С. А. Сотников); об отдельных амнистиях (С. И. Зельдов, А. П. Фоков и др.) ит. д.

А Амнистия в уголовном праве России монография / под

См, например. Сотников С ред А И Чучаева М. 2010 С 6-7

Ряд авторов, обсуждая амнистию, ссылаются на Ч. Беккариа и делают выводы о ней, опираясь на сказанное им (В. В. Дубровин, В. В. Лунеев, А. К. Хачатрян и др.). Трактовку идей Ч. Беккариа, в рамках исследования амнистии, помилования осуществляли, в частности, П. И. Люблинский, Н. С. Таганцев, К. Ф. Хартулари.

Цель исследования - дать характеристику современной российской амнистии на основе идей Ч. Беккариа. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: 1) определить, что есть современная российская амнистия; 2) изучить взгляды Ч. Беккариа, касающиеся заявленной темы; 3) рассмотреть современную российскую амнистию с точки зрения тех понятий из концепции Ч. Беккариа, которые подходят для ее осмысления.

Научная новизна исследования заключается в том, что: получены новые эмпирические данные об имеющейся практике объявления амнистии в Российской Федерации (с учетом последних амнистий); сформулировано новое определение амнистии; предложена интерпретация воззрений Ч. Беккариа, отличающаяся от ряда имеющихся; оценена возможность влияния амнистии на поведение людей по тому механизму, который описан Ч. Беккариа; показано место амнистии в современном российском уголовном праве и отношение ее к иным его институтам с точки зрения того, воплощается ли в них описанная Ч. Беккариа модель уголовной системы порядка.

Методологической основой исследования является сочетание эмпирических методов юридической социологии и формально-юридического метода получения данных о современной российской амнистии с интерпретацией этих данных на основе концепции, изложенной Ч. Беккариа. Использовались, в том числе, такие методы, как обобщение юридической практики (актов, которыми оформлялись амнистии, связанных с ними актов, решений судов), документальное наблюдение (анализ стенограмм заседаний Государственной Думы), анализ статистических данных (ФСИН, Росстат), толкование (в том числе юридическое).

Положения, выносимые на защиту:

1. Современная российская амнистия может быть определена как заключенные в одном или нескольких актах веление или комплекс велений о полном или частичном освобождении категории лиц от уголовной ответственности или ее элементов (наказания, судимости), которые: 1) издаются органом власти, определяющимся в своих действиях самостоятельными побуждениями, а не указаниями каких-либо иных властей; 2) имеют силу закона; 3) адресованы персонально неопределенному кругу исполнителей; 4) могут быть исчерпаны исполнением; 5) существуют наряду с нормами, предписывающими освобождение от уголовной ответственности или отдельных ее элементов.

Исходя из присущих ей свойств, амнистия может быть оценена либо как такая особая разновидность индивидуальных велений, как веление акта- директивы, либо как ненормативное веление общего характера, не принадлежащее ни к индивидуальным велениям, ни к нормам права.

2. Амнистия может воздействовать на поведение людей по тому механизму, который описан Ч. Беккариа для награды, обеспечивая выполнение определенных условий лицом в обмен на его освобождение, если: освобождение по амнистии предсказуемо и неотменимо; уголовная ответственность уже реализуется, или известно, что ее применение неизбежно, и ее реализация более обременительна дня лица, чем выполнение условия освобождения; отсутствуют иные возможности освобождения; поставленное условие освобождения выполнимо.

Семь амнистий, объявленных за время существования Российской Федерации, предполагавших освобождение в обмен на прекращение преступления и устранение последствий преступления, могут быть описаны как награда в вышеозначенном понимании.

3. Амнистия может способствовать совершению преступлений по описанному Ч. Беккариа механизму только при условии предсказуемости освобождения по ней. В современной российской практике время объявления амнистии и категории лиц, на которых она будет распространяться, становятся относительно предсказуемыми только в период между появлением проекта амнистии и вступлением в силу акта об ее объявлении. В полной мере
освобождение по амнистии предсказуемо лишь в то время, когда акт об объявлении амнистии принят, но еще не вступил в силу. Способствовать совершению престугшений (по указанной схеме) такая предсказуемость может, если амнистия распространяется на деяния, совершенные до вступления в силу акта об ее объявлении, т. е. возможно амнистирование за деяния, совершенные после принятия акта об объявлении амнистии. Такая возможность имела место для 11 амнистий, объявленных за время существования Российской Федерации, когда между принятием и вступлением в силу актов об объявлении амнистии был разрыв, составлявший от одного до двадцати дней.

4. Чтобы устранить возможность влияния предсказуемости освобождения по амнистии на совершение преступлений, сохранив при этом способность амнистии быть стимулом к прекращению преступления, предлагается дополнить статью 84 Уголовного кодекса Российской Федерации частями 6 и 7 следующего

«6. Амнистия распространяется на деяния, совершенные до дня внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта акта об амнистии или иного дня, предшествующего ему, определенного в акте об

амнистии.

7. Амнистия может распространяться на преступления, начатые до дня, указанного в части 6 настоящей статьи, если они прекращены после этого дня путем совершения действий, предусмотренных актом об амнистии, в пределах установленного им срока.».

5. Российское уголовное право наряду с иными моделями стремится

воплотить в жизнь описанную Ч. Беккариа уголовную систему порядка, которая предполагает: разграничение правотворческой и правоприменительной

деятельности; регулирование уголовно-правовых отношений исключительно законом, власть которого выше власти людей (даже общества в целом); существование закона не как произвольного установления, но как норм права, в которых воплощается общая воля, положения общественного договора.

Амнистии, предписывающие осуществить освобождение в тех случаях, в каких оно не предусмотрено уголовным законом, не будучи нормами права, являются тем элементом уголовного права, который построен не на основе указанной модели и препятствует полному воплощению ее в жизнь.

6. Амнистия является лишь одной из форм реализации запроса на ситуативное регулирование уголовно-правовых отношений, строящееся на иных началах, нежели требования, составляющие уголовную систему порядка. Поэтому отказ от амнистии повлечет не исчезновение такого регулирования, но

расширение использования иных его механизмов, некоторые из которых, как думается, более противоречат основам уголовной системы порядка, чем амнистия (создание, изменение норм уголовного права под конкретную ситуацию; включение в уголовный закон предписаний об освобождении, сходных по содержанию с амнистией, таких, как положение ч. 3 ст. 76\" Уголовного кодекса Российской Федерации).

7. Уголовная система порядка не является универсальной моделью, которая должна воплощаться независимо от имеющихся условий. Разрушение общественного договора (то есть полное или частичное исчезновение молчаливого или явного согласия членов общества на отказ от части своей свободы и подчинение их общей власти в обмен на обеспечение со стороны последней общих блага и безопасности) предполагает необходимость осуществления мер, способствующих восстановлению общественного договора, и реализацию иных моделей, нежели уголовная система порядка.

Амнистия за счет того, что она предполагает принятие решения под конкретную ситуацию, способна фиксировать договоренности, достигнутые между сторонами, не связанными общественным договором, или быть этапом достижения таких договоренностей. То есть амнистия может служить для регламентации не основанных на общественном договоре отношений и способствовать восстановлению общественного договора. Ряд амнистий, объявленных за время существования Российской Федерации, опосредовали
отношения, не основанные на общественном договоре (например, амнистия 1996 г.).

8. Нормативное регулирование амнистии не должно приводить к такому ограничению свободы Государственной Думы при объявлении амнистии, которое сделало бы невозможным использование амнистии как средства опосредования отношений, не основанных на общественном договоре. Невозможно формализовать в виде норм права ситуации, составляющие разрушение общественного договора. Не имеет смысла заранее устанавливать правила, регламентирующие применение амнистии в случае его разрушения В силу сказанного, нормы права могут тем или иным образом определять возможности амнистии, но не должны решать, в каком случае Государственная Дума должна прибегнуть к амнистии, и какими из предусмотренных в них возможностями ей следует при этом воспользоваться

9. Амнистия обеспечивает учет специфики конкретной ситуации за счет возможности по-разному решать те или иные вопросы в актах, оформляющих разные амнистии. При регламентации амнистии нормами права исчезновение такой возможности должно компенсироваться созданием иных механизмов дифференциации, - в частности, сохранением у Государственной Думы возможности сделать исключение из общего правила в установленной форме.

10. Существуют смежные с амнистией веления, которые могут выступать ее альтернативами (помилование; изъятие из регулятивных норм, влияющее на реализацию норм охранительных отраслей; включение предписания, сходного с амнистией, в уголовный закон н др.). Чтобы предотвратить использование данных альтернатив для осуществления освобождения вне тех рамок, которые установлены законом для амнистии, вводя то или иное нормативное ограничение на объявление амнистии, следует по возможности распространять его н на ее альтернативы.

11. С целью упорядочения имеющейся практики ограничения неоднократного амнистирования представляется необходимым законодательно закрепить предписание о нераспространении по общему правилу амнистии на
ранее амнистированных лиц, равно как и лиц, ранее освобожденных на основании ч. 3. ст. 76\" Уголовного кодекса Российской Федерации. Дня этого предлагается дополнить ст. 84 частями 3-5 следующего содержания:

«3. Действие актов об амнистии, если в них прямо не установлено иное, не распространяется:

а) на лиц, вновь совершивших умышленные преступления после

применения к ним амнистии в одной из форм, перечисленных в части второй настоящей статьи, произошедшего не ранее чем за лет до принятия акта об

амнистии;

б) на лиц, вновь совершивших умышленные преступления после освобождения их от уголовной ответственности на основании части третьей

статьи 76\" настоящего Кодекса, произошедшего не ранее чем за____________________ лет до

принятия акта об амнистии.

4. Ограничение, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, распространяется на лиц, к которым была применена амнистия, предусмотренная актами об амнистии, принятыми в Российской Федерации.

5. В акте об амнистии может быть предусмотрено, что применение предписанной им амнистии к лицу не может учитываться как обстоятельство, препятствующее распространению на него действия иных актов об амнистии. Если такая оговорка сделана, она действует независимо от содержания актов об амнистии, принимаемых в последующем. Указанная оговорка не может быть включена в текст акта об амнистии путем внесения в него изменений.».

12. Дифференциацию доступа к амнистии лиц, освобожденных до принятия общего правила о нераспространении амнистии на ранее амнистированных, предлагается обеспечить, предусмотрев в Федеральном законе о внесении изменений в статью 84 Уголовного кодекса Российской Федерации возможность Государственной Думы определить в пределах установленного срока перечень актов, освобождение на основании которых не может быть основанием отказа в амнистии без права пересмотра такого перечня, который действует независимо от содержания актов об амнистии, принимаемых в последующем.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: введены в научный оборот новые эмпирические данные (результаты, полученные в ходе обобщения практики объявления и исполнения амнистии, обработки статистических данных); выработаны схемы исследования амнистии, которые могут использоваться в дальнейших изысканиях; сформулировано определение амнистии, подходящее для современной российской амнистии; осмыслено место современной российской амнистии в уголовно-правовом регулировании с точки зрения предложенной Ч. Беккариа модели уголовной системы

Практическая значимость исследования заключается в возможности внедрения в закон и практику осуществления амнистии предложений диссертанта, а также возможности учета при объявлении амнистии, применении актов, оформляющих амнистию, законодательном регулировании и др. выявленных им сведений о российской амнистии.

Степень достоверности полученных результатов обеспечивается: 1) анализом текстов всех актов, оформлявших амнистию за время существования Российской Федерации; обращением к официальным интернет - ресурсам для получения текстов таких актов, сопровождавших их актов, информации о датах их опубликования, для формирования их перечня и т. и.; 2) анализом трактовок идей Ч. Беккариа, данных иными авторами, с учетом издания (перевода), с которым они работали; 3) анализом стенограмм заседаний Государственной Думы, решений судов, статистических данных, размещенных на официальных интернет - ресурсах; 4) сопоставлением статистических данных из различных источников, разнообразием судов, чьи решения анализировались и субъектов Российской Федерации, в которых расположены данные суды; 5) обращением к редакции нормативных актов, действующей (действовавшей) на тот момент времени, для которого разрешается тот или иной вопрос.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре уголовного права Уральского государственного юридического университета, где она прошла рецензирование, обсуждение и была одобрена. Основные итога и промежуточные результаты диссертационного исследования

нашли отражение в восьми публикациях автора, в том числе в четырех научных статьях в изданиях, входящих в Перечень рецензируемых научных изданий (Кокотова Д. А. Анализ практики осуществления амнистии в Российской Федерации с точки зрения наличия (отсутствия) цели исправления недостатков применения уголовного закона // Право н политика. 2015. № 5. С. 684 - 689; Кокотова Д А. Амнистия как фактор совершения преступлений // Право и политика. 2015. № 9. С. 1257 - 1264; Кокотова Д. А. Фактор времени как условие влияния амнистии на поведение людей // Библиотека уголовного права н криминологии. 2016. № 2 (14). С. 38 - 42; Законодательное закрепление

ограничения неоднократности амнистирования // Библиотека уголовного права н криминологии. 2016. № 5 (17). С. 43 - 48) н четырех публикациях в иных

изданиях (Кокотова Д А. Совместимость амнистии и идей классической криминологической школы // Актуальные вопросы публичного права: материалы ХП всерос. науч. конф. молод, учен, н студ. (25-26 окт. 2013 г.) / Отв. ред. М. В. Гончаров. - Екатеринбург, Издательство УМЦ УПИ, 2014. С. 331 -333; Кокотова Д А. Значение для определения направленности амнистии закрепления в ней отбытия определенной части наказания как условия освобождения // Эволюция российского права: тезисы докладов ХШ Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов (Екатеринбург, 23-24 апреля 2015 года) / Уральский государственный юридический университет. - Екатеринбург, 2015. С. 235 - 237; Кокотова Д. А. Часть 3 статьи 76\" уголовного закона - непоименованная амнистия //Российское право: образование, практика, наука. 2016. №2. С. 65 -67; Kokotova D. A. Les idees de Beccaria et Γamnistie russe moderne // Современные тенденции мирового сотрудничества: материалы V междунар. науч.-практ. конф. на ни. яз. 20 мая 2016 г.; РАНХиГС, Сиб. Ин-т кпр. - Новосибрск: Изд-во СИБАГС, 2016. С. 97).

∏p омежуточные и итоговые результаты работы были обсуждены на научно- практических конференциях, в числе которых: ХП всероссийская научная конференция молодых ученых и студентов «Актуальные вопросы публичного права» (Екатеринбург, 25-26 октября 2013 г.); ХП Всероссийская научная
конференция молодых ученых и студентов «Эволюция российского права» (Екатеринбург, 25-26 апреля 2014 г.); XI Международная конференция молодых ученых и студентов «Правовая реформа в России» (Екатеринбург, 6 ноября 2015 г.); V международная молодежная научно-практическая конференция на иностранных языках «Современные тенденции мирового сотрудничества» (Новосибирск, 20 мая 2016 г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения; двух глав, включающих шесть параграфов; заключения; списка использованных источников и приложений.

Письменное задание, которое поручается выполнять всем студентам высших или средних специальных обучающих учреждений в указанные сроки и в согласии с определёнными требованиями. Одним из важных требований, которым должен соответствовать данный научный труд – это актуальность курсовой работы.

Актуальность курсовой работы – та важнейшая часть курсовой , которая помогает раскрывать необходимость изучения выбранной студентом темы. Она должна отвечать на вопрос: “Почему нужно заниматься исследованием темы?”

Определить, действительно ли, избранная тема актуальна, студент должен еще задолго до начала написания курсовой работы. Если избранная тема не будет актуальной, то и выполнение данной работы практически не имеет смысла.

Актуальность курсовой должна быть подробно обоснована. Студенту необходимо показать, действительно ли, избранная им тема востребована современной промышленностью, наукой, или местным производством. Если же тема курсовой работы не представляет ценности, то и её написание не поможет студенту стать лучшим профессионалом на избранном им пути.

Чтобы рассмотрение темы актуальности курсовой удалось на славу, нужно показать: как это исследование может помочь улучшить существующую ныне ситуацию в той области развития современного общества, которая была бы прямо или косвенно связана с темой экзаменационной работы.

Инструкция по написанию актуальности курсовой

Актуальность темы курсовой работы нужно рассмотреть в самом начале экзаменационного текста, в его введении. Нужно помнить, что сначала нужно обосновать значимость темы и лишь после этого – ее главные цели и поставленные задачи. Особенно ценится в данной части работы личное мнение студента и его видение важности исследуемых им вопросов. Поскольку если студенту удастся хорошо разобраться в особенностях исследуемого им материала, то и раскрытие теоретических или практических аспектов у него также не должно вызвать особых затруднений.

Для того чтобы обоснование актуальности курсовой работы прошло успешно, автор должен умело объяснять, чем определяются цели проведения его исследования конкретно в текущий период времени.

Прежде всего, стоит обратить внимание научного руководителя, на степени изученности избранной темы для экзаменационной работы в той или иной области на сегодняшний момент. Студент должен осветить, какие аспекты еще не были достаточно изучены, и как этот пробел возможно восполнить. Такое логичное рассуждение будет прочным основанием для дальнейшего личностного роста на избранном пути.

Было бы полезно также упомянуть о взаимосвязи рассматриваемой темы и текущей ситуации в стране в данной области. Затем, нужно сделать упор на то, как данное исследование и его воплощение в жизнь может поспособствовать развитию как конкретного объекта , с которым была связана тема работы, так и на всей стране в целом.

Необходимо обратить внимание на то, в какой мере актуальность темы курсовой связана с:

  • состоянием научного развития;
  • появлением новейших обучающих методов и иных дополнительных сведений, непосредственно связанных с темой исследования

Также, следует пояснить:

  • насколько связана выбранная тема с выявленными недостатками в ранее проводившихся исследованиях;
  • обуславливается ли тема стремлением воспользоваться новейшими методами исследования;
  • имеется ли необходимость в проведении данного исследования в связи с изменением экономических условий и пр.

Ознакомившись с обоснованием, преподаватель, проверяющий выполненную курсовую работу, должен убедиться в том, что избранная студентом на самом деле полезна и актуальна. В зависимости от изучаемого предмета, избранной темы и пожеланий преподавателя объём может колебаться от 7-8 предложений до 2-х страниц.

Бывают случаи, когда даже самое подробное исследование инструкции по правильному написанию курсовой не приносят желаемого результата.

В подобной ситуации, бывает полезно рассмотреть примеры правильного описания актуальности работы, воспользоваться ими как наглядным пособием, и, затем, определить актуальность темы своей работы по аналогии.

Примеры написания актуальности курсовой

Как правило, для большинства фирм и компаний актуальны задачи, помогающие увеличить уровень фондоотдачи и с большей эффективностью использовать имеющиеся в наличии активы. Актуальность исследования, проводимого в данной области можно описать так:

Пример 1

“Состояние производственных компаний тесно связано с результатами экономической деятельности любой организации. При помощи максимальной загрузки производственных мощностей вполне возможно добиться значительного увеличения фондоотдачи, уровня производительности и постепенного снижения себестоимости продукции. Это, в свою очередь приведёт к повышению рентабельности предприятия.

В согласии с данными, предъявленными Министерством статистики и анализа состояния экономических активов РФ, на сегодняшний момент, износ важнейших фондов составляет около 80%. В связи с этим, поиск методов повышения эффективности использования имеющихся в наличии средств остается актуальным. Он крайне необходим для развития отдельных предприятий и нормализации экономического состояния всей страны в целом”.

Пример 2

“Отмечаемая в течение последних десятилетий в России тенденция к росту числа преступлений и гибели сотрудников ОВД во время исполнения своего служебного долга говорят о необходимости повышения уровня как физической, так и психологической подготовки сотрудников полиции, поиска более эффективных методов обучения и подготовки новых сотрудников. О существовании подобной проблемы многократно говорили члены Коллегии МВД Р.Ф.

Реальность перспективы повышения уровня профессионализма и психологической подготовки сотрудников ОВД может определяться исключительно на основании научной концепции. Следует подчеркнуть, что, на сегодняшний день в МВД подобной концепции нет”.

Типовые ошибки при написании актуальности

Многие студенты считают, что введение к курсовой работе и описание её актуальности – самая сложная часть всей экзаменационной работы. А преподаватели недоуменно пожимают плечами: ну что же сложного в требованиях к описанию актуальности?

Рассмотрим наиболее распространённые ошибки:

Ошибка №1 . Объем или структура актуальности курсовой работы не соответствует стандарту. Запомните главный совет при описании актуальности к курсовой работе: введение следует писать по шаблону. Не стоит здесь изобретать велосипед. Стоит помнить, что актуальность работы должна быть рассмотрена во введении к курсовой, непосредственно перед описанием ее задач и поставленных целей. Объем этой части курсовой работы не должен быть больше 2-х страниц.

Ошибка №2 . Уровень уникальности данной части работы не соответствует требуемому. Как говорилось выше, в описании актуальности особенно ценится личное мнение учащегося и его точка зрения в отношении важности исследуемых им вопросов. Если же большая часть данной части работы была взята из интернета или учебной литературы о личном понимании данного вопроса не может идти и речи.

Ошибка №3 . Описание не достаточно аргументировано. Чтобы описание актуальности курсовой работы удовлетворило преподавателя, за его основу должны браться текущие достоверные сведения в изучаемой сфере. Но мало переписать только лишь отдельные факты и цифры. Понимание сути вопроса поможет студенту обыграть полученные сведения таким образом, чтобы преподаватель увидел его глубокую заинтересованность в улучшении имеющегося положения дел в данной отрасли.

Ошибка № 4 . Описание актуальности не согласуется с основной частью работы. Часто бывает так, что научный руководитель побуждает студента вносить немалые изменения в основную часть курсовой. По этой причине, введение к работе, в том числе и описание её актуальности, может требовать полной или частичной переработки.

Введение 1

Заключение 3

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях развития экономики обеспечение жизнеспособности и непрерывности развития предприятий возможно, главным образом, за счет повышения конкурентоспособности выпускаемой и продаваемой ими продукции, что в большей степени можно достичь путем снижения затрат на производство и продажу продукции. Сокращение расходов на продажу повышает мобильность предприятия в условиях рынка и эффективность сбытовой деятельности. Для сокращения указанных расходов необходимо создание системы управленческого учета и их контроля. Система управленческого учета расходов на продажу послужит базой для принятия эффективных управленческих решений (по ценообразованию, ассортиментному составу продукции и т.д.). В связи с этим многие российские компании считают для себя наиболее приоритетной задачу построения системы управленческого учета и контроля расходов на продажу и делают шаги по ее созданию.

Изучив существующие научные работы по управленческому учету, можно сделать вывод, что проблема управленческого учета расходов на продажу недостаточно проработана и соответственно необходимо ее целенаправленное исследование.

Цель курсовой работы – анализ и совершенствование управленческого учета расходов на продажу предприятия.

Для достижения указанной цели решались следующие основные задачи:

    раскрыть понятие и классификацию расходов на продажу;

    рассмотреть сущность и принципы управления расходами на продажу;

    дать краткую организационно-экономическую характеристику объекта наблюдения;

    оценить организацию синтетического учета расходов на продажу на предприятии;

    оценить аналитический учет, управленческую отчетность и контроль расходов на продажу на предприятии;

    предложить пути совершенствования управленческого учета расходов на продажу товаров на предприятии.

Объектом исследования курсовой работы является торговое предприятие ООО «Техноресурсстрой».

Предметом исследования является методология системы управленческого учета и контроля расходов на продажу на предприятии.

Информационной базой исследования является нормативная документация, литература по бухгалтерскому финансовому и управленческому учету, финансовому менеджменту, данные синтетического и аналитического учета расходов на продажу, бухгалтерская отчетность предприятия за 2006-2008 гг.

В работе применялись следующие методы исследования: методы бухгалтерского учета (двойная запись, балансовое обобщение, счета), методы финансово-экономического анализа, статистики и т.д.

Заключение

Подводя итоги курсовой работы, можем сделать следующие выводы:

К расходам на продажу относят расходы, связанные с продажей продукции (работ, услуг), оплачиваемые поставщиком. Расходы на продажу вместе с производственной себестоимостью образуют полную себестоимость проданной продукции.

Для учета расходов на продажу используют активный счет 44 "Расходы на продажу". По дебету этого счета учитывают расходы на продажу с кредита соответствующих материальных, расчетных и денежных счетов. По истечении каждого месяца расходы на продажу списывают на себестоимость проданной продукции. На отдельные виды продукции они относятся прямым путем, а при невозможности распределяются пропорционально их производственной себестоимости, объему проданной продукции по оптовым ценам организации или другим способом.

Управление расходами на продажу – это выполнение всего комплекса функций управленческого цикла, направленных на повышение эффективности использования ресурсов на предприятии. Для управленческого учета важное значение имеет анализ факторов, влияющих на уровень издержек обращения. Эти факторы могут быть разделены на управляемые (зависящие от деятельности предприятия) и неуправляемые (не зависящие). К неуправляемым факторам, прежде всего, относится фактор цен (кроме цен на собственные товары), так как цены на материалы, инвентарь и хозяйственные принадлежности, тарифы на транспортные услуги, арендные ставки, проценты за пользование займами и др. зависят от внешних условий и оказывают прямое воздействие на сумму издержек. К управляемым можно отнести факторы организации и управления хозяйственными процессами, которые включают степень рационального использования основных и оборотных средств, изучение конъюнктуры рынка, выбор эффективных форм торгового обслуживания, повышение производительности труда, рациональное осуществление кредитных и финансовых операций.

Практическая часть исследования была проведена на материалах ООО «Техноресурсстрой». Основным видом деятельности ООО «Техноресурсстрой» является оптово-розничная торговля строительными материалами, системами отопления, подоконниками, комплектующими и др.

ООО «Техноресурсстрой» учитывает издержки обращения на балансовом счете 44 "Расходы на продажу". По дебету счета 44 "Расходы на продажу" в течение отчетного месяца накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей товаров. Расходы на продажу отражаются на соответствующих статьях в том отчетном периоде, к которому они относятся. Независимо от срока возникновения и срока оплаты. Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в дебете балансового счета 97 "Расходы будущих периодов". Затем они списываются в расходы на продажу. Учтенные на счете 44 расходы на продажу (издержки обращения), приходящиеся на реализованные за текущий месяц товары в конце месяца, списываются в дебет счета 90 «Продажи», причем транспортные расходы по завозу товара распределяются между реализованным товаром и остатком товара на складе. Аналитический учет по балансовому счету 44 ведется по видам и статьям расходов.

За управленческий учет в ООО «Техноресурсстрой» отвечает отдел управленческого учета и контроля. Бухгалтерия и отдел управленческого учета и контроля в ООО «Техноресурсстрой» - это два равноправных подразделения, непосредственное руководство которыми осуществляет финансовый директор. Но оба отдела - управленческого и бухгалтерского учета - работают в тесном взаимодействии друг с другом. Ведь первичные данные, которые заносит в программу бухгалтерия, служат основой для управленческого учета и анализа.

Отдел управленческого учета и контроля составляет отчет о расходах компании в разрезе структурных подразделений. Таким образом, руководство компании может проследить расходы как по отдельным статьям (элементам затрат), так и по структурным подразделениям компании.

Для контроля расходов в ООО «Техноресурсстрой» используют метод сопоставления. В его основе лежит суммирование отклонений от установленных норм по местам затрат. Места возникновения затрат представляют отчеты с отражением плановых (установленных сметой) и фактических показателей, а также отклонениями по ним.

В целом можно отметить, что управленческий учет в ООО «Техноресурсстрой» играет двойную роль: выступает в качестве инструмента управленческого контроля и в то же время является инструментом внутреннего контроля организации.

В целях управленческого учета представляется полезным вести учет затрат по складам, розничным точкам и т.п. Такой учет позволит проводить анализ эффективности работы каждой торговой точки.

Также ООО «Техноресурсстрой» целесообразно организовать аналитический учет затрат по способу отнесения на издержки отдельных товарных групп и структурных подразделений, т.е. учет прямых и косвенных затрат. Прямыми на предприятии торговли являются затраты, которые можно прямо отнести на соответствующий вид реализуемых товаров. К косвенным относятся затраты, связанные с реализацией нескольких (всех) видов товаров. В сочетании с учетом затрат в разрезе торговых точек (зон) учет прямых и косвенных затрат дает полезную информацию о рентабельности товаров каждого вида, способствует эффективному ценообразованию.