Биографии Характеристики Анализ

Александр иванович румянцев биография. Румянцевы

Существует множество различных классификаций русского холопства в соответствии с их правовым положением. Любая классификация холопства содержит исключения и открыта для пересмотра. Классифицируя холопов по правовому принципу, целесообразнее всего рассмотреть правовое разнообразие московского холопства по Р. Хелли, поскольку на данный период холопство было неоднородным. В Московии существовало восемь видов холопства. В Русском государстве существовали следующие виды холопов: 1.наследственное, не в первом поколении (старинное); 2.полное, также передававшееся потомкам до самого позднего времени; 3.докладное, для привилегированных холопов, в частности, для управляющих поместьями; 4.долговое, отбываемое несостоятельными должниками и преступниками, неспособными уплатить штраф в размере 5 рублей в год со взрослого мужчины, 2,5 рублей в год с женщины и 2 рублей в год с ребенка десяти лет и более; 5.жилое или договорное; 6.добровольное, в которое человек, проработавший на кого-либо от 3 до 6 месяцев, мог быть обращен по просьбе нанимателя; 7.кабальное, которое представляло собой холопство по договору об ограниченной продолжительности; 8.холопы, ряды которых формировались из военнопленных. До середины XVII века существовал еще особый городской тип холопства - закладничество, то есть превращение самого себя в заклад См.: Хелли Р. Указ. соч., с.51-52.. Типы и численность холопства можно проследить по данным таблиц (см. Приложения 1, 2).

М.Ф. Владимирский-Буданов определяет, что в Русском государстве существовало рабство двоякого рода: временное и вечное или, иначе, неполное и полное. Рабство первого рода отличалось от второго не только продолжительностью, но и существом прав господина. В эпоху Русской Правды временное холопство определялось сроком действия обязательства, из которого оно возникло, в московском же праве (в очень раннюю эпоху) оно получило определенность независимо от обязательств, а именно сделалось пожизненным; предел его обозначался не только смертью холопа, но и смертью его господина, не переходя на наследников того и другого. Этот вид рабства сделался особенным (sui generis) и самостоятельным под видой служилой кабалы. Он возникает уже по особому договору (кабале) независимо от договора займа или личного найма, хотя прежние признаки личного заклада за долг все-таки сохраняются См.: Владимирский-Буданов М.Ф. Указ. соч., с.394-395..

Теперь рассмотрим наиболее важные группы холопов, которые выделяет профессор Хелли.

Докладное холопство было предназначено, в основном, для «холопьей аристократии»; власти начали за плату разбирать такие дела и вести по ним записи гораздо раньше, чем по другим типам холопов, в отношении которых их позиция долго оставалась нейтральной. Закон требовал, чтобы облеченные доверием компетентные люди были холопами - «по ключи холоп» из соображений сохранения субординации. Институт этот, как кажется, возник в конце XV века, а последний пространный документ о докладном холопстве относится к концу XVII века. Указ царя Василия Шуйского Холопьему приказу от 21 мая 1609 года связал докладное и кабальное холопство в том отношении, что оба они должны были прекращаться со смертью хозяина, на чье имя была составлена грамота См.: Хелли Р. Указ. соч., с. 54-55..

Добровольное холопство было самым причудливым видом порабощения людей в Московии. В указе 1555 года оно упоминается лишь косвенно. На протяжении большей части XVI века было вполне возможным служить хозяину без официального оформления отношений холопа и хозяина. Первоначально, по-видимому, именно такие люди и назывались добровольными холопами - они служили хозяевам, не будучи формально обращенными в холопство. Указ 1555 года касался возможности наказания добровольного холопа по суду за кражу хозяйского имущества и лишал хозяев права возбуждать подобные иски. Добровольное холопство начинает процветать после указа 1586 года, изменившего условия кабального холопства и сделавшего его менее привлекательным. Между 1586 и 1597 гг. добровольное холопство, вероятно, было довольно популярным, замещая кабальное и вызвав временное снижение числа людей, желающих стать кабальными холопами См.: Хелли Р. Указ. соч., с.56-57..

Уложение от 1 февраля 1597 года о холопстве призвано было существенно изменить статус добровольной службы и способствовать ликвидации этого института. В нем данная категория наряду с прежними обозначениями («добровольные люди», «служит добровольно»), получает впервые в законодательстве термин «холоп» в противоестественном по существу сочетании - с определением «добровольный», «вольный». Уложением было предписано перевести в течение весьма краткого срока всех без исключения добровольных холопов, прослуживших к 1597-1598 г. не менее полугода, в категорию кабальных людей См.: Панеях В.М.. Указ. соч., с.119-120..

Следующей формой холопства в Московии было долговое, возможно, наиболее знакомое подавляющему большинству обществ. Долговое рабство часто было связано с различными формами карательного рабства, поскольку отказ платить по обязательствам рассматривается как форма воровства. Судебник 1497 года предписывал похолопление для первично осужденных преступников, не имевших средства для возмещения пострадавшему нанесенного им ущерба. Если же злоумышленник наказывался кнутом, то он ни в коем случае не мог быть превращен в холопа истца. 1 октября 1560 года правительство запретило кредиторам получать полные и докладные грамоты на должников, и дало должникам, чьи дома были разрушены пожаром 17 июня 1560 года, пятилетнюю отсрочку платежей. В следующее правление, 8 февраля 1588 года было установлено пятнадцатилетнее ограничение сроков предъявления исков о взыскании невозвращенных ссуд. Эти меры создают впечатление, что «программа властей» была направлена на сокращение долгового холопства См.: Хелли Р. Указ. соч., с.59..

По Соборному Уложению 1649 года человек, неспособный расплатиться с по признаваемым законом обязательствам (долги, штрафы, оплата исков о краже собственности), мог быть вытребован своим кредитором на время, необходимое для отработки долга: пять рублей за год для мужчин, два с половиной рубля для женщин и два рубля для ребенка старше 9 лет. Устанавливая, запрет, бывший, похоже, нормой и в других обществах, русские провозгласили, что «недоросли младше десяти лет… в таковы лета не работают». Неизвестно, использовалось ли долговое холопство на самом деле как благотворительность, но, учитывая живучесть кабального холопства, можно предположить, что холоповладельцы не слишком стремились использовать формы порабощения, дававшие им меньше преимуществ Там же, с.60-61..

Жилое холопство было старинной формой временного порабощения, известной еще по Русской Правде, и включение некоторых - но отнюдь не всех - старых установлений в Краткую Правду показывает, что в конце XV в. эта форма едва-едва выживала; лучше всего она сохранилась в законах Западной Руси. Жилое холопство было возрождено в XVII веке, когда более старые формы утратили гибкость. По Русской Правде жилой работник (закуп) был, как и в других местах, полусвободным человеком. Во время службы он выступал в некоторых случаях представителем своего хозяина, а временами и от собственного лица. Хозяин не мог обвинить своего жилого холопа в краже. Хозяин не мог отобрать собственность работника, продать жилого третьей стороне или в холопство (статьи 57 и 58 Пространной Правды). Законодательство по жилому холопству было скудным, и те немногие случаи, которые к настоящему времени уже известны, не вполне ему соответствуют, - возможно, менялся со временем сам институт. В законодательстве жилое холопство выглядит средством, позволяющим родителям освободиться от детей, не продавая их в другие формы холопства. Степень зависимости, создаваемая жилыми холопами в Московии, неизвестна; ничего не известно и о том, какую жизнь вели свободные люди после окончания срока жилого холопства. Как бы то ни было, почти не приходится сомневаться в том, что их освобождение с деньгами или собственностью создавало им существенно лучшие условия для независимого выживания, чем большинству других холопов, освобождавшихся без того и другого См.: Хелли Р. Указ. соч., с.61-63..

Старинным холопством называлось, как правило, состояние тех, чьи родители были холопами. Документами, подтверждавшими чье-либо старинное холопство в соответствии с Судебником 1550 года, были духовные грамоты или «иные записи». В Соборном Уложении 1649 года список таких документов расширен и включает духовные, данные, приданные, рядные и правые грамоты. Когда такие холопы передавались как часть приданого, а жена умирала без потомства, вдовец должен был вернуть холопов (с их супругами) роду покойной жены, давшему ей приданое. Очень большая доля, возможно, до половины всех холопов были старинными.

В соответствии с Уложением 1649 года, если истец по делу о беглом старинном холопе основывал свои притязании на деловой купчей, и эта купчая не устанавливала, что холоп и его потомство были куплены вплоть до внуков, такие беглый передавался ответчику, имеющему на него кабальную грамоту. Одной из необычных черт московского холопства с точки зрения компаративистики является то, что оно было во многих случаях наследственным. Каковы бы ни были намерения правительства, в конце XVII века старинные холопы продолжали существовать и передаваться из рук в руки.

Полное холопство возникло еще в домосковский период. По Русской Правде (ст.110) известны 3 источника полного холопства: самопродажа не менее чем за полгривны, в присутствии свидетелей, с уплатой пошлины представителю власти; женитьба свободного человека на холопке, если до свадьбы ее хозяину не было предъявлено условие сохранения свободы за ее будущим мужем; поступление в услужение или домоправителем без заранее оговоренного условия сохранения свободы Колычева Е.И. Русская Правда и обычное право о полных холопах XV-XVI вв. / Е.И. Колычева // Исторические записки. - Т.85 (1970).. В московский период полное холопство стало почти исключительно самопродажей. Большинство документов о полном холопстве не содержит ни сведений о продавце холопа, ни о получателе денег. Некоторые прямо указывают, что холоп продает сам себя, и, кажется, можно с уверенностью считать, что большинство случаев полного холопства были случаями самопродажи. Самопродажа является единственным источником полного холопства по закону 1550 года. Несколько реальных норм Соборного уложения 1649 года признавали только кабальное и старинное холопство, но в других указах упоминаются и полные холопы. Потомки полных холопов были наследственными старинными холопами Там же, с.64-65..

Выражение «кабальное холопство» имеет в основе термин «кабала», что означает «письменный контракт». Когда в Московском государстве возникает кабальное холопство, точно не известно. Первые упоминания об этом явлении появляются к концу XV века от духовных членов правящего дома, в которых они приказывают отпустить на волю кабальных людей. Самая давняя служилая кабала дошла до нас от 1510 года с юго-восточной границы Московии с Рязанью. К 1550 году кабальное холопство признается в качестве установившейся и в правовом отношении низшей формы холопства в главном своде законов - Судебнике. В Русском государстве преобладающими формами рабства были полное и кабальное холопство. Кабальное холопство отличалось от полного тем, что попасть туда можно было лишь по собственной воле. Кабалы заключались по инициативе свободных людей, которые, беря ссуду на год (первоначальное ограничение), соглашались отслужить проценты и выплатить основную сумму в конце года. При неспособности расплатиться они становились полными холопами. В 1586 году порядок изменился предположительно потому, что почти никто не мог расплатиться См.: Хелли Р. Указ. соч., с.66-67..

Уже сам факт наличия множества видов холопства, дифференцируемых по правовому признаку, свидетельствует о том, что в Русском государстве холопство расслаивалось в связи с развитием социально-экономических отношений. Поскольку изменялись потребности холоповладельцев, то соответственно изменялись и обязанности холопов по отношению к их хозяевам. Это поначалу значительно расширило источники холопства, но со временем послужило поводом для превращения отдельных видов холопов в крепостных крестьян. Тем не менее, разнообразие московского холопства наиболее четко объясняет разнообразие их деятельности и различные источники их формирования. Если добровольные холопы вступали в такое состояние по собственному желанию, то кабальные холопы попадали в зависимость вследствие неуплаты долга.

Несмотря на углубление и расширение процесса фео­дализации, категория холопов продолжала существовать в Московском государстве. Холопы стояли на самом низу общественной лестницы.

K XV в. имелось несколько групп холопов: «боль­шие холопы», полные и докладные холопы.

Первые были княжескими и боярскими приказными людьми, ключниками, тиунами, «прикащиками». Иногда «большие холопы» получали от своих господ в вознаг­раждение за свою службу земли, населенные крестьяна­ми, и таким образом сами фактически становились фео­далами.

Различие между полными и докладными холопами, которое упоминается некоторыми источниками, точно ус­тановить невозможно вследствие недостатка материалов. Под полными холопами, скорее всего, понимались соб­ственно холопы.

A к категории докладных, вероятно, относились те холопы, кто проживал вне хозяйства своего феодала, был сравнительно самостоятелен в своей повседневной деятель­ности (хотя считалось, что вся хозяйственная деятель­ность велась им в интересах хозяина-феодала) и лишь периодически отчитывался перед своим хозяином.

C развитием товарных отношений в XV в. малопро­изводительный труд холопов в хозяйстве феодалов стал невыгодным. Ввиду этого сделались частыми случаи от­пуска холопов по завещанию.

Законодательство отразило перемену отношения фе­одалов к эксплуатации труда холопов. Поскольку невы­годность холопского труда хорошо сознавалась феодала­ми, в этот период наблюдалась ярко выраженная тенденция по возможности сжать, сузить предел холоп­ства, уменьшить количество его источников. По Судебни­ку 1497 г. число источников холопства было сокращено. Плен в настоящий период хотя и продолжал быть источ­ником холопства, но в крайне незначительной степени. C другой стороны, по Судебнику 1497 г. холоп, попавший в плен к татарам, но затем убежавший из этого плена, превращался в свободного человека. «Холопство по клю­чу» утратило самостоятельное значение. Люди, становив­шиеся ключниками в городе, не превращались теперь в холопов (хотя по Русской Правде все ключники превра­щались в холопов, если противное не было специально оговорено). «Ключ» мог вести к холопству лишь «по док­ладу» .

Преступление перестало быть источником холопства, равно как и несостоятельность. Как преступник, так и несо­стоятельный должник отдавались теперь не «на продажу», а «головой до искупу», т.е. до отработки своего долга.

Источниками холопства остались рождение у роди- телей-холопов и брак с холопами.

Сокращение полного холопства сопровождалось уве­личением числа «кабальных людей» т.е. людей, сделав­ших заем и оформивших его в особой долговой записке, называвшейся кабалой. Кабальные люди должны были работать до уплаты долга (с учетом процентов по долгу). Фактически кабальный человек только в исключитель­ных случаях мог достать нужные ему для погашения долга деньги, и, следовательно, его зависимость от господина (кредитора) превращалась в зависимость пожизненную.

B XVE в. была произведена окончательная регламента­ция положения кабальных людей. Основная тенденция за­конодательных мер заключалась в том, чтобы оградить от кабалы служилых людей. Уже Судебник 1550 г. запретил давать на себя кабалы свыше 15 руб.. а Указ 1558 г. пред­писал уничтожать служильные кабалы, выданные детьми боярскими, не достигшими пятнадцатилетнего возраста.

Особенно много важных и интересных постановлений о кабальном холопстве содержалось в Указе 1586 г., кото­рый до нас не дошел, но о котором есть упоминание в Указе 1597 г. Этот Указ ввел обязательную запись кабал в холопьи крепостные людские книги, присвоил кабаль­ным людям название холопов и установил пожизнен­ность кабального холопства.

Формально положение холопов оставалось прежним: они не имели никаких личных и имущественных прав. Ho фактически холопы стали приобретать некоторую сте­пень право- и дееспособности. Так как холопы очень час­то пользовались землей, обрабатывали ее, приобретали сво­им трудом имущество, то стали возможны гражданские сделки, заключаемые с холопами даже их собственными господами. До нас дошли, например, документы, свидетель­ствующие о займах, делавшихся холопами у господ, при­чем в обеспечение займа холоп, как и любой свободный человек, давал запись. Бывали также случаи, когда холоп, не выходя на волю, получал от господина землю и владел ею наследственно.

Так осуществлялась и продолжала усиливаться со­вершенно определенная тенденция к превращению холо­пов в зависимых крестьян.

Эта тенденция обусловливалась прежде всего превра­щением холопов в пашенных людей. Уже в XV и XVI вв. число холопов, посаженных на землю и утративших связь с барским двором, стало резко увеличиваться. Возник даже особый термин для обозначения этого разряда холопов - они стали называться задворными холопами, или задвор- ными людьми. Холопы, посаженные на землю и обязан­ные отправлять барщину, назывались страдниками.

Особенно важное значение для слияния положения холопов и крепостных крестьян имела реформа в системе обложения - отказ от сошного оклада «живущего чет­вертью». При этой системе обложения величина оклада определялась не размерами распаханной пашни, а количе­ством крестьянских дворов. И землевладельцам было вы­годно увеличивать размер своей запашки при помощи хо­лопов, поскольку за холопский двор не надо было платить тягло. Реформа 1679 г. имела целью установить взамен «живущей четверти» систему подворного обложения. Она застала на помещичьих землях массу холопов, сидевших на пашне и обладавших дворами подобно крестьянам. Указом 1679 г. эти холопы были зачислены в тягло и, таким образом, какое-либо существенное различие между закрепощенными крестьянами, близкими по своему поло­жению к холопам, и холопами, сидевшими на тягловых землях, подобно крестьянам, исчезло.

K концу XVII в. собственно холопское положение сохранялось лишь у дворовых холопов.

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич

1735 - 1736 Предшественник: Платон Иванович Мусин-Пушкин Преемник: Сергей Дмитриевич Голицын
Астраханский губернатор
28.07.1735 - 16.10.1735 Предшественник: Иван Петрович Измайлов Преемник: Егор Иванович Пашков Рождение: (1680 ) Смерть: 15 марта (1749-03-15 ) Род: Румянцевы Отец: Иван Иванович Румянцев Супруга: Мария Андреевна Матвеева Дети: Пётр Александрович Румянцев-Задунайский Военная служба Принадлежность: Российская империя Российская империя Род войск: пехота Звание: Генерал-аншеф Командовал: Преображенский лейб-гвардии полк Награды:
Граф Алекса́ндр Ива́нович Румя́нцев - русский дипломат и военачальник, правитель Малороссии в 1738-1740 годах, астраханский и казанский губернатор в 1735-1736 годах.

Биография

В мае 1712 года был командирован к российскому послу в Копенгагене , произведён в поручики .

С 1736 года служил в армии под начальством Б. К. Миниха , принимал участие во взятии Очакова , будучи командиром дивизии. В 1737 году произведён в генерал-аншефы .

В мае 1742 года участвовал в Москве в коронации императрицы Елизаветы Петровны ; получил от неё табакерку, украшенную алмазами, 35 тыс. руб. и был произведён в полковники лейб-гвардии Преображенского полка. С августа 1742 года - уполномоченный от России для ведения мирных переговоров со Швецией, в августе 1743 года подписал Абоский договор со Швецией, за что в 1744 году был возведён в графское достоинство.

При императрице Елизавете Петровне враги А. П. Бестужева прочили одно время Румянцева в канцлеры , но Елизавета отклонила это назначение.

Семья

Жена (с 1720 г.) - Мария Андреевна (1699-1788), наследница крупного состояния своего отца графа Андрея Артамоновича Матвеева . В браке родились дети:

  • Екатерина (1721-1786) - замужем за генерал-поручиком Н. М. Леонтьевым ;
  • Пётр (1725-1796) - генерал-фельдмаршал;
  • Прасковья (1729-1786) - статс-дама, замужем за генерал-аншефом Я. А. Брюсом ;
  • Дарья (1730-1817) - замужем (в 1755-1758 гг.) за графом Ф. И. Вальдштейном , затем за князем Ю. Н. Трубецким ; от второго брака дочь Прасковья

Напишите отзыв о статье "Румянцев, Александр Иванович"

Ссылки

  • Василенко Н. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Майков П. // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. -М ., 1896-1918.
  • . Дипломаты Российской империи (4 февраля 2010). Проверено 8 мая 2012. .

Отрывок, характеризующий Румянцев, Александр Иванович

Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.
Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.
– Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! – закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.
– Решилась! Расея! – крикнул он. – Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась… – Ферапонтов побежал на двор.
По улице, запружая ее всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела также на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.
Была уже совсем ночь. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрестка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в черном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрестке. Перед пожаром мелькали черные фигуры людей, и из за неумолкаемого треска огня слышались говор и крики. Алпатыч, слезший с повозки, видя, что повозку его еще не скоро пропустят, повернулся в переулок посмотреть пожар. Солдаты шныряли беспрестанно взад и вперед мимо пожара, и Алпатыч видел, как два солдата и с ними какой то человек во фризовой шинели тащили из пожара через улицу на соседний двор горевшие бревна; другие несли охапки сена.
Алпатыч подошел к большой толпе людей, стоявших против горевшего полным огнем высокого амбара. Стены были все в огне, задняя завалилась, крыша тесовая обрушилась, балки пылали. Очевидно, толпа ожидала той минуты, когда завалится крыша. Этого же ожидал Алпатыч.
– Алпатыч! – вдруг окликнул старика чей то знакомый голос.
– Батюшка, ваше сиятельство, – отвечал Алпатыч, мгновенно узнав голос своего молодого князя.
Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча.
– Ты как здесь? – спросил он.
– Ваше… ваше сиятельство, – проговорил Алпатыч и зарыдал… – Ваше, ваше… или уж пропали мы? Отец…
– Как ты здесь? – повторил князь Андрей.
Пламя ярко вспыхнуло в эту минуту и осветило Алпатычу бледное и изнуренное лицо его молодого барина. Алпатыч рассказал, как он был послан и как насилу мог уехать.
– Что же, ваше сиятельство, или мы пропали? – спросил он опять.
Князь Андрей, не отвечая, достал записную книжку и, приподняв колено, стал писать карандашом на вырванном листе. Он писал сестре:
«Смоленск сдают, – писал он, – Лысые Горы будут заняты неприятелем через неделю. Уезжайте сейчас в Москву. Отвечай мне тотчас, когда вы выедете, прислав нарочного в Усвяж».
Написав и передав листок Алпатычу, он на словах передал ему, как распорядиться отъездом князя, княжны и сына с учителем и как и куда ответить ему тотчас же. Еще не успел он окончить эти приказания, как верховой штабный начальник, сопутствуемый свитой, подскакал к нему.
– Вы полковник? – кричал штабный начальник, с немецким акцентом, знакомым князю Андрею голосом. – В вашем присутствии зажигают дома, а вы стоите? Что это значит такое? Вы ответите, – кричал Берг, который был теперь помощником начальника штаба левого фланга пехотных войск первой армии, – место весьма приятное и на виду, как говорил Берг.
Князь Андрей посмотрел на него и, не отвечая, продолжал, обращаясь к Алпатычу:
– Так скажи, что до десятого числа жду ответа, а ежели десятого не получу известия, что все уехали, я сам должен буду все бросить и ехать в Лысые Горы.
– Я, князь, только потому говорю, – сказал Берг, узнав князя Андрея, – что я должен исполнять приказания, потому что я всегда точно исполняю… Вы меня, пожалуйста, извините, – в чем то оправдывался Берг.
Что то затрещало в огне. Огонь притих на мгновенье; черные клубы дыма повалили из под крыши. Еще страшно затрещало что то в огне, и завалилось что то огромное.
– Урруру! – вторя завалившемуся потолку амбара, из которого несло запахом лепешек от сгоревшего хлеба, заревела толпа. Пламя вспыхнуло и осветило оживленно радостные и измученные лица людей, стоявших вокруг пожара.
Человек во фризовой шинели, подняв кверху руку, кричал:
– Важно! пошла драть! Ребята, важно!..
– Это сам хозяин, – послышались голоса.
– Так, так, – сказал князь Андрей, обращаясь к Алпатычу, – все передай, как я тебе говорил. – И, ни слова не отвечая Бергу, замолкшему подле него, тронул лошадь и поехал в переулок.

От Смоленска войска продолжали отступать. Неприятель шел вслед за ними. 10 го августа полк, которым командовал князь Андрей, проходил по большой дороге, мимо проспекта, ведущего в Лысые Горы. Жара и засуха стояли более трех недель. Каждый день по небу ходили курчавые облака, изредка заслоняя солнце; но к вечеру опять расчищало, и солнце садилось в буровато красную мглу. Только сильная роса ночью освежала землю. Остававшиеся на корню хлеба сгорали и высыпались. Болота пересохли. Скотина ревела от голода, не находя корма по сожженным солнцем лугам. Только по ночам и в лесах пока еще держалась роса, была прохлада. Но по дороге, по большой дороге, по которой шли войска, даже и ночью, даже и по лесам, не было этой прохлады. Роса не заметна была на песочной пыли дороги, встолченной больше чем на четверть аршина. Как только рассветало, начиналось движение. Обозы, артиллерия беззвучно шли по ступицу, а пехота по щиколку в мягкой, душной, не остывшей за ночь, жаркой пыли. Одна часть этой песочной пыли месилась ногами и колесами, другая поднималась и стояла облаком над войском, влипая в глаза, в волоса, в уши, в ноздри и, главное, в легкие людям и животным, двигавшимся по этой дороге. Чем выше поднималось солнце, тем выше поднималось облако пыли, и сквозь эту тонкую, жаркую пыль на солнце, не закрытое облаками, можно было смотреть простым глазом. Солнце представлялось большим багровым шаром. Ветра не было, и люди задыхались в этой неподвижной атмосфере. Люди шли, обвязавши носы и рты платками. Приходя к деревне, все бросалось к колодцам. Дрались за воду и выпивали ее до грязи.
Князь Андрей командовал полком, и устройство полка, благосостояние его людей, необходимость получения и отдачи приказаний занимали его. Пожар Смоленска и оставление его были эпохой для князя Андрея. Новое чувство озлобления против врага заставляло его забывать свое горе. Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили. Но добр и кроток он был только с своими полковыми, с Тимохиным и т. п., с людьми совершенно новыми и в чужой среде, с людьми, которые не могли знать и понимать его прошедшего; но как только он сталкивался с кем нибудь из своих прежних, из штабных, он тотчас опять ощетинивался; делался злобен, насмешлив и презрителен. Все, что связывало его воспоминание с прошедшим, отталкивало его, и потому он старался в отношениях этого прежнего мира только не быть несправедливым и исполнять свой долг.
Правда, все в темном, мрачном свете представлялось князю Андрею – особенно после того, как оставили Смоленск (который, по его понятиям, можно и должно было защищать) 6 го августа, и после того, как отец, больной, должен был бежать в Москву и бросить на расхищение столь любимые, обстроенные и им населенные Лысые Горы; но, несмотря на то, благодаря полку князь Андрей мог думать о другом, совершенно независимом от общих вопросов предмете – о своем полку. 10 го августа колонна, в которой был его полк, поравнялась с Лысыми Горами. Князь Андрей два дня тому назад получил известие, что его отец, сын и сестра уехали в Москву. Хотя князю Андрею и нечего было делать в Лысых Горах, он, с свойственным ему желанием растравить свое горе, решил, что он должен заехать в Лысые Горы.

Александр Иванович Румянцев

Румянцев Александр Иванович (1680-1749), генерал-аншеф. Потомок старинных, но не знатных и не богатых костромских помещиков; сын стольника Ивана Ивановича Румянцева. Был денщиком Петра I , одним из его ближайших помощников, которому царь давал разные, в т.ч. и дипломатические, поручения. Он был послан вместе с П.А. Толстым за границу для поимки царевича Алексея Петровича . Его же посылал Петр I в Малороссию по делу полковника и наказного гетмана Павла Леонтьевича Полуботка , чтобы выяснить настроение в Малороссии. При императрице Анне Ивановне за нерасположение к немцам и протест против роскоши при дворе Румянцев был лишен чинов и сослан в казанскую деревню, но в 1735 восстановлен в чине генерал-лейтенанта и сделан астраханским, а затем казанским губернатором и назначен командующим войсками, отправленными против взбунтовавшихся башкир. В 1738 Румянцев был назначен правителем Малороссии, но скоро переведен в действующую армию, а в 1740 послан чрезвычайным и полномочным послом в Константинополь. Противники А.П. Бестужева прочили одно время Румянцева в канцлеры, но Елизавета отклонила это назначение.

Сын Петр (будущий генерал-фельдмаршал), дочери Екатерина (родилась в 1721, замужем за генерал-поручиком Н.М. Леонтьевым), Дарья (1723-1817, замужем за графом Ф.И. Вальдштейном, затем за действительный тайным советником князем Ю.М.Трубецким Прасковья (1731-1786, статс-дама, за генерал-аншефом Я.А. Брюсом).

Использованы материалы книги: Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005

Румянцев Александр Иванович (1680-1749), граф, отец П. А. Румянцева-Задунайского . Был костромским помещиком, в 1703 служил в Преображенском полку, вскоре, замеченный Петром I, стал его ординарцем. В 1716 участвовал во взятии шведского г. Каянбурга. Позже был назначен послом в Константинополе и ратифицировал договор 1724, командовал русскими войсками на границе с Персией в 1728-30. При имп. Анне Ивановне был пожалован генерал-адъютантом, но за отказ занять пост главноуправляющего государственными доходами в 1732 был сослан в деревню, откуда в 1735 возвращен и назначен губернатором в Казань. С 1736 служил в армии под начальством Б. К. Миниха , принимал участие во взятии Очакова и укрепил все посты украинской линии до Киева. В 1738 был назначен правителем Малороссии. После заключения мира с Турцией получил назначение посла в Константинополь и заключил в дополнение к Белградскому миру договор 1741 года. Вместе с бароном Люберасом заключил Абоский договор со Швецией, за что был возведен в графское достоинство (1743).

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Румянцев Александр Иванович (1680-1749) - русский военный деятель и дипломат.

В 1712 Румянцев был направлен к турецкому султану с ратификационной грамотой Прутского мирного договора 1711 (см.). В мае 1712 Румянцев ездил в Копенгаген для уведомления датского короля о заключении мира с Турцией.

В 1716 Румянцев сопровождал Петра I за границу. В декабре 1716 Пётр получил известие о бегстве из России царевича Алексея и послал Румянцева в Вену с приказом вернуть его. В марте 1717 Румянцев прибыл в Вену и вместе с русским послом А. П. Веселовским и тайным советником П. А. Толстым принял участие в переговорах с императором Карлом VI, а затем (в Неаполе) и с царевичем Алексеем о его возвращении в Россию. В начале февраля 1718 царевич в сопровождении Румянцева и Толстого прибыл в Москву. За успешное выполнение поручения Румянцев был произведён в генерал-адъютанты.

В августе 1720 Пётр I послал Румянцева в Швецию с поздравлением по поводу вступления Фридриха I на шведский престол и с поручением убедить нового короля в мирных намерениях России. Румянцев доставил Петру письмо от короля с выражением желания начать переговоры о мире и о размене пленными. В начавшихся мирных переговорах Румянцев не принимал прямого участия, но, находясь в Финляндии, регулярно доносил Петру о ходе переговоров.

В 1722-1723 Румянцев принимал участие в войне с Ираном, а летом 1724 был послан в Константинополь в качестве чрезвычайного посланника для размена ратификациями русско-турецкого договора 1724 об установлении границ между Россией, Турцией и Ираном. Турция всячески затягивала выполнение договора. Румянцеву и русскому резиденту в Константинополе И. И. Неплюеву (...) с большим трудом удалось заставить Порту пойти на уступки. В мае 1726 Румянцев выехал на границу Ирана для проведения разграничения, установленного договором 1724. 7. XI 1726 был подписан акт о разграничении между Россией и Турцией. До 1730 Румянцев оставался в Закавказье, продолжая выполнять различные поручения командующего кавказскими войсками кн. В. В. Долгорукого .

Вернувшись в Россию, Румянцев вступил в острый конфликт с временщиками, окружавшими императрицу Анну Ивановну. Он был привлечён к суду и приговорён к смертной казни, которая была заменена ссылкой. В 1735 Румянцев был возвращён из ссылки и назначен сначала астраханским, а затем казанским губернатором. В 1737 он принял участие в войне против Турции. После заключения Белградских мирных договоров 1739 года (...) Румянцев в мае 1740 был направлен в Константинополь в качестве чрезвычайного посла. Он занял твёрдую позицию в вопросе о срытии Азова, которое было определено Белградским миром, заявив, что крепость может быть срыта не ранее, чем будет установлено место для новых русских крепостей, и после освобождения всех пленных. Кроме того, Румянцев требовал признания Турцией императорского титула русских государей. 7. IX 1741 Румянцев подписал конвенцию, в силу которой Россия обязалась срыть Азов, а Порта признавала императорский титул за русскими государями. Обе стороны обязались обменяться пленными. В начале 1742 Румянцев возвратился в Россию.

В августе 1742 Румянцев был назначен уполномоченным для ведения мирных переговоров с Швецией. После подписания Абоского мирного договора 1743 года (...)Румянцев ещё некоторое время оставался в Або, ведя переговоры о разграничении земель между Россией и Швецией. В 1744 Р. возвратился в Петербург, был возведён в графское достоинство и назначен сенатором. В последние годы своей жизни Румянцев не принимал активного участия в дипломатической деятельности.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.