Биографии Характеристики Анализ

Александр Невский: краткая биография. Александр Невский: биография (кратко)

Александр Невский – великий князь киевский, князь Владимирский и Новгородский, а также великий русский полководец.
Говорить о личности Александра Невского можно долго, но мы рассмотрим его краткую биографию.
Ранние годы.
Родился будущий князь в мае 1221 года. Через четыре года он уже был посвященным в воины. Самостоятельная жизнь Александра началась, когда ему исполнилось пятнадцать лет.
Александр – великий полководец.
Первый военный опыт пришел к нему в войне за Смоленск против литовской армии, где он вышел победителем. В 1239 году он женился на дочери полоцкого князя Александре, а уже спустя год у него появился сын.
В 1240 году к Неве пришел большой шведский флот, который угрожал его государству. Александр решил действовать решительно и молниеносно. Он даже не подождал подкрепления, ополчения – только с помощью своей дружины он атаковал шведов и смог одержать решительную победу. Именно эта победа дала ему прозвище – Невский.
В конце 1239 года свой поход на русские земли начал Тевтонский орден. Им удалось захватить ряд городов, но Александр Невский встретил их у Чудского озера. Битва произошла 5 апреля 1242 года и вошла в историю как Ледовое побоище. Александру удалось переломить ход боя, когда был разбит его центр, благодаря фланговым атакам он отбросил армию тевтонцев. Русская армия преследовала бегущих по льду рыцарей, и при этом многие тевтонцы навсегда ушли под лед. После этого между Орденом и Новгородом был заключен мир.
В 1245 году Александр разбил литовскую армию.
Александр – великий князь.
В 1252 году великим князем становиться Александр Невский за чем сразу последовала война с литовцами и тевтонцами, где они вновь были разбиты и были вынуждены подписать мирный договор.
За время своего недолгого правление ему удалось завоевать уважение Золотой Орды, отразить множество атак со стороны Литвы и Ливонского ордена.
В 1262 году он отправился с Золотую Орду для того, чтобы успокоить монгольского хана, обозленного антимонгольским восстанием – ему удалось это сделать, но в Орде Александр серьезно заболел и вернулся на Русь.
В 1263 году князь умер. Его запомнили как рыцаря, который не проиграл ни одного сражения, монгольские женщины пугали его именем своих детей, а его подвигами восхищались западные рыцари. Кроме этого, он был святым Православной церкви.
Большинство оценивает Александра как великого князя и воина – так говорят отечественные историки, многие восточные, а также ряд западных историков. Но многие западные историки также оценивают его правление отрицательно, а его роль в войне против Тевтонского ордена малозначимой, так как они не представляли большой угрозы и битвы были небольшими.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. О них слагаются легенды, песни, сказания. Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, а, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Те же из них, чья жизнь была озарена ореолом святости, а деяния и служение народу были в угоду Богу, ещё более чтимы на Земле. К ним обращается народ за помощью в тяжёлые годы испытаний. Таким национальным героем, народным заступником, священной личностью в истории нашей страны, в памяти народной был и остаётся Святой Благоверный Великий князь Александр Невский. Мужественно и победоносно боролся он с западными врагами, расчетливо, умно берег свой народ от хищных татар. Среди трудных княжеских дел не забывал благочестивый князь и христианских обязанностей: помогал вдовам и сиротам, простому народу, много серебра и золота передавал он в Орду, немало несчастных выкупил из тяжкой неволи татарской.

В этом году на уроках литературы мы познакомились с «Повестью о житии и о храбрости Александра Невского». Раньше я знал об этом человеке только как о храбром воине, выигравшем битву на Неве и Чудском озере. И совершенно не знал, что русская церковь причислила его к лику святых. Мне захотелось больше узнать об этом человеке, в этом не помог мой учитель литературы. Для меня эта тема является актуальной, т.к. я знаю, что личность Александра Невского и по сей день является образцом мужества и бесстрашия для многих поколений россиян.

Так родился наш проект, цель которого - увидеть через текст «Повести о житии Александра Невского» образ Александра таким, каким его знали и воспринимали современники.

Задачи:

Изучить текст «Повести о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».

Выявить, как сочетаются черты воинской повести и агиографического жанра в «Повести о житии Александра Невского».

Проанализировать средства речевой выразительности в «Повести…» и выявить те, с помощью которых автор XIII века воссоздаёт личность Александра Невского.

Объект исследования - «Повесть о житии Александра Невского»

Предмет исследования - речевая характеристика главного героя «Повести о житии Александра Невского», текст произведения.

2. Основная часть

2.1 Черты воинской повести и агиографического жанра в «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра»

Прежде всего, нам необходимо разобраться, что же такое жанры.

«Жанр литературный (от франц. genre - род, вид) - форма, в которой реализуются основные роды литературы: эпос, лирика и драма, характеризующаяся теми или иными общими сюжетными и стилистическими признаками. Различают Ж. л.: в эпосе - роман, повесть, рассказ, очерк, сказка, былина и др., в лирике - стихотворение, ода, элегия и др., в драме - трагедия, комедия, драма и др. Каждому Ж. л. свойственно определенное "жанровое содержание" (тематика, проблематика, масштаб охвата изображаемого мира)»

«В древнерусской литературе определилась система жанров, в рамках которых началось развитие оригинальной русской литературы. Жанры в древнерусской литературе выделялись по несколько иным признакам, чем в литературе нового времени. Главным в их определении было «употребление» жанра, «практическая цель», для которой предназначалось то или иное произведение.

Об истории мира рассказывали хронографы; об истории отечества — летописи, памятники исторической письменности и литературы Древней Руси, повествование в которых велось по годам. Они повествовали о событиях русской и мировой истории. Существовала обширная литература нравоучительных биографий — жития святых, или агиография».

Как мы видим, в древнерусской литературе сложились свои, определенные жанры: молитва, притча, житие, поучение, повесть, воинская повесть, слово, хождение, летопись, включающая в себя мелкие жанровые формы - сказания, наставления и легенды.

Как следует из названия «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» является синтезом двух жанров - жития и воинской повести. Рассмотрим жанровые особенности каждого из них. Житие - описание жизни святого. В древнерусской литературе образ Христа выдвигался как образец поведения человека. Герой жития в своей жизни следует этому образцу. Житие, как правило, описывает, как святой становится таковым, проходя через ряд испытаний.

Как правило, в житии сообщается об основных событиях жизни святого, его христианских подвигах (благочестивой жизни, мученической смерти, если таковая была), а также особых свидетельствах божественной благодати, которой был отмечен этот человек (к ним относятся пожизненные и посмертные чудеса)

Жития святых пишутся по особым правилам (канонам):

считается, что появление отмеченного благодатью ребёнка чаще всего происходит в семье благочестивых родителей; чаще всего святой с ранних лет ведёт строгую, праведную жизнь; в процессе своей жизни святой набирается мудрости, проходит через ряд искушений и побеждает их; святой мог предсказывать свою смерть, так как чувствовал её; после смерти его тело оставалось нетленным.

Воинская повесть - жанр древнерусской литературы, распространённый в 11—17 вв. Основу воинской повести составляет изображение исторического события, связанного с героической борьбой народа против внешних врагов. Патриотический пафос повествования сочетается с публицистической оценкой происходящего, эпичность с взволнованным лиризмом. Центральный герой воинской повести - обычно реальная историческая личность, представленная в качестве идеального воина-христианина. Как же получилось так, что в одном произведении соединились особенности двух жанров? Я узнал, что жанр жития начал развиваться в эпоху начала монголо-татарского ига. Героями произведений становились не только святые, апостолы, мученики, но и люди, защищавшие Русь и веру от врагов-иноверцев. «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» возникла около 1283 г., автор его неизвестен, но известно, что оно написано в Рождественском монастыре. Это произведение было создано ещё до канонизации Александра Невского и первоначально было светской биографией. Возможно, из-за этой неоднозначности житие соединило в себе 2 жанра - житие и воинскую повесть.

Композиционно произведение обладает житийной макроструктурой - оно состоит из 3-х частей. Первая часть - вступление (используется самоуничижение, автор говорит о том, что знал Невского уже во взрослом возрасте, о том, что пишет с чистой душой). Вторая часть - центральная часть. Эпизоды центрального повествования в житии соединены хронологически и представляют наиболее важные, с точки зрения создателя произведения, деяния Александра: освобождение Копорья и Пскова от немцев; Ледовое побоище, рассказ о котором облечен в форму воинской повести информативного типа, причем описание битвы дается в воинских формулах; поездка князя к Батыю по его требованию, сведения о которой носят легендарный характер; возрождение земли после нашествия Неврюя; отказ от приема римских послов, желавших поучить князя своей вере. Третья часть - заключение. Последнюю часть повествования составляют рассказ о смерти Александра во время возвращения из второй поездки в Орду, сообщение о прощании с ним суздальцев, словах митрополита Кирилла, называющего князя «солнцем земли суздальской», и чудо с «душевной грамотой», произошедшее в момент погребения.

Как мы видим, по своему художественному облику "Повесть о житии Александра Невского" отличается от предшествующих произведений жанра ярко выраженным соединением признаков воинской повести и жития.

2.2. Образ Александра Невского в «Повести о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

«Повесть…» была написана в Рождественском монастыре во Владимире, где был погребён князь. По предположению Д. С. Лихачёва, автором этого произведения был галицкий книжник, а время возникновения "Повести" нужно относить к периоду между 1263 - 1280 гг.

Составление полной биографии князя Александра не входило в задачи автора. Содержанием жития является краткое изложение основных, с точки зрения автора, эпизодов его жизни, которые позволяют воссоздать героический образ князя, сохранившийся в памяти современников: князя - воина, доблестного полководца и умного политика.

«Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святой, и честной, и славной жизни его»,- так начинает свое неторопливое повествование автор «Повести» . Автор сохраняет традиционное вступление, начинает основную часть с упоминания о благочестивых родителях Александра, как это было принято.

Новгородский герой был одноименен Александру Македонскому, подобен «царю» Ахиллесу, а также библейским героям Иосифу, Самсону, Соломону, римскому императору Веспасиану: «Лицо его - как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона, храбрость же его - как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую» .

Но если каждого из них отличала в основном какая-то одна черта (сила, красота, мудрость, храбрость), то в личности князя Александра нашли отражение все лучшие качества человека: сила, красота, мудрость, храбрость. Очень редко бывает, что человек, стоящий у власти, обладает этими качествами. Перед нами князь - всем князьям князь

Автор, подчеркивая мудрость Александра Невского, приводит еще один аргумент: «Один из именитых мужей Западной страны, из тех, что называют себя слугами Божьими, пришел, желая видеть зрелость силы его… Так и этот, по имени Андреаш, повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: «Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей» .

В личности князя, несмотря на его высокое положение, мы наблюдаем удивительные качества характера. Известно, что характер человека формируется в испытаниях. И вот далее действия в «Повести…» разворачиваются, как определяет канон, из эпизодов, отражающих наиболее значительные подвиги главного героя.

Первый и наиболее важный фрагмент — рассказ о битве Александра со шведами на Неве. Мотивировка событий носит легендарный характер и связана с упомянутой выше характеристикой героя. Автор повествует о некоем Андреяше-иноземце, который, увидев Александра Ярославича, похвалил его в своей стране. Тогда король этой страны решил помериться силой с ним и пошел на него войной. Враг преисполнен уверенности в своих силах: «собрал силу великую», «пылая духом ратным», «опьяненный безумием», шлет он послов к Александру со словами: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою» .

А у князя в это время была малочисленная дружина, и ожидать помощи неоткуда. Зато есть крепкая вера в помощь Бога. Александр пошёл в церковь святой Софии, «пал на колено перед алтарём и стал молиться со слезами Богу». «Вспомнил он песнь псаломную и сказал: «Суди, Господи, и рассуди распрю мою с обидящим меня, побори борющихся со мною». Окончив молитву и получив благословение архиепископа Спиридона, князь, укрепившись духом, вышел к своей дружине. Подбадривая её, вселяя в неё мужество и заражая собственным примером, Александр сказал русичам: «Не в силе Бог, но в правде». С малой дружиной князь Александр встретил врага, бился бесстрашно, зная, что сражается за правое дело, защищает родную землю. Мы видим храбрость Александра, которому только минуло 20 лет. Уже в этом эпизоде он предстает перед нами воином-полководцем.

В то же время в этой части присутствует элемент, свойственный в ту эпоху в большей мере не воинской повести, а житию — видение Бориса и Глеба воину Александру Пелугую, которое предвещает победу в будущем сражении: «Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру». Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугуй стоял, трепетен, пока насад не скрылся с глаз его» .

Александр просил о том никому не говорить, мы видим, что князь выступает в этом фрагменте как мудрый правитель. «И решил он напасть на врагов в шестом часу дня. И была крепкая сеча с римлянами; побил он бесчисленное множество врагов и самого короля ранил в лицо острым своим копьём» . В этом эпизоде князь - опытный полководец. Онрешителен, сметлив, ловок. Затем автор останавливается на подвигах шести новгородцев-дружинников Александра, называя каждого по имени и рассказывая о его деяниях. У такого князя и воины - чудо-богатыри. Взаимопонимание и сплочённость приводят русичей к победе.

Наряду с конкретным описанием событий, свойственным воинской повести, в этой части также появляется элемент, свойственный житиям, - рассказ о чуде за рекой Ижорой, где стояли шведы, куда не могли пройти русские воины и где после битвы обнаружили множество врагов, «убитых ангелом Господним».

Таким образом, этот фрагмент «Повести о житии Александра Невского» в целом представляет собой воинскую повесть событийно-повествовательного типа, внутрь которой вкраплены два «малых жанра», широко использовавшихся житиями: видение и чудо.

Битва на Чудском озере с немецкими рыцарями 5 апреля 1242 года изображена в традиционной манере воинских повестей: «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью» .

На самом деле Александр в этой битве проявил незаурядный полководческий талант, разгадав тактический замысел врагов.

От Пскова на север лежит Псковское озеро, еще севернее — озеро Чудское. Они соединяются широкой протокой. Крестоносцы находятся на западе от озер. Александр решил отойти назад и построить свои полки между озерами. Здесь, на заснеженном льду, крестоносцы должны принять вызов Александра. Все войско строится в виде клина: его острие - одетые в латы рыцари, по бокам клина рыцари, а внутри этой подвижной брони - пехота. У Александра войско в основном пешее. И Александр решил: срединный полк будет состоять из ополченцев - горожан и селян, вооруженных копьями, топорами, ножами; опытные же воины, хорошо вооруженные, встанут на флангах, там же разместятся конные дружины. Клин легко сомнёт срединный полк. Рыцари посчитают, что главное дело уже сделано, но в это время с флангов их атакуют могучие воины. Позади срединного полка Александр распорядился поставить сани, на которых везли оружие, доспехи и продовольствие. За санями, за этой искусственной преградой, начинался берег, усеянный большими валунами - преграда естественная. Меж камней и саней, на коне и не поскачешь. Зато ополченец, одетый в легкие доспехи, будет действовать среди преград ловко. Так Александр Невский готовил победу своему войску.

В этом сражении полезнее, чем личный пример, был своевременный приказ полководца. Александр дал знак вступить в сражение полкам правой и левой руки. Конные дружинники напали на противника с тыла. Сбившихся в кучу рыцарей русские воины стаскивали с коней. Весенний лед ломался под тяжестью борющихся, рыцари тонули в полыньях и проломах. До противоположного берега протоки лед был усеян телами врагов. Так закончилось сражение. Уже летом в Новгород приехали послы из ордена и просили у Александра вечного мира. Мир был заключен. Говорят, что тогда-то Александр произнес слова, ставшие на Русской земле пророческими: «Кто с мечом к нам, придет, от меча и погибнет!»

Эта битва принесла ему славу: «И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима». Слава об Александре Невском стала распространяться по всем странам. Все его битвы и победы были только во имя спасения русского народа.

Князь предстает перед нами не только как воин - князь. Из «Повести…» мы узнаем, что «великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей, разогнанных собрал в дома их. О таких сказал Исайя-пророк: «Князь хороший в странах - тих, приветлив, кроток, смиренен - и тем подобен Богу». Не прельщаясь богатством, не забывая о крови праведников, сирот и вдов по правде судит, милостив, добр для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих стран. Таким и Бог помогает, ибо Бог не ангелов любит, но людей в щедрости своей щедро одаривает и являет в мире милосердие свое». Перед нами встает мудрый правитель - приветливый, заботливый, милосердный. Прославлению Александра - защитника православия - посвящен в житии рассказ о приходе на Русь папских послов. Александр отвергает их предложение принять католичество, и в этом автор жития видит торжество национальной политики русского князя.

После свершения ратного подвига в сражении с Западом ему предстояло свершить подвиг смирения перед силой Востока. «Александр Невский мог, проявляя особые организаторские и дипломатические способности, уступить более сильному врагу, чтобы спасти свой народ от напрасных жертв».

Лаконично сообщает автор «Повести…» о принятом решении Александра Невского идти в Орду и просить хана освободить русских воинов от участия в походах татарских войск: «Было в те времена насилие великое от иноверных, преследовали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды» .

Батый отпускает Александра: «И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». Почтив же его достойно, он отпустил Александра». Автор сообщает нам о том, что по дороге из Орды князь заболел. Но прежде чем написать о его смерти, изливает свои чувства в горестном восклицании: «О горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего!» . Завершается рассказ о «дивном» и «достойном памяти» чуде, свершившемся во время погребения князя. Когда митрополит захотел вложить в руку князя духовную грамоту, Александр, как живой, протянул руку и сам ее взял.

Заключительная часть «Повести…» включает жанр плача. Повесть, сообщив о смерти князя, заканчивается традиционным плачем народа, автора.

Внимательно прочитав «Повесть…» мы нашли в тексте эпизоды, демонстрирующие князя Александра, с одной стороны, славным полководцем, с другой,- праведным (живущим по правде, исполняющем христианские заповеди) правителем. По нашему мнению, цель данного произведения - прославить мужество и храбрость Александра, дать образ идеального воина-христианина, защитника Русской земли.

Многие из упомянутых черт характера Александра Невского уместны более в воинской повести, чем в житии, поскольку они подчеркивают мирские, а не религиозные добродетели Александра: мужество, решительность, полководческий дар, силу и храбрость в бою, заботу о своих людях - и лишь затем упование на помощь высших сил, верность православию. Иначе говоря, главный герой жития приобретает черты, свойственные образу положительного героя-князя в воинских повестях, в то же время главным способом его изображения остается идеализация, характерная для жития.

По словам И. П. Еремина, Александр «предстает перед нами в образе то царя-военачальника библейской древности, то храброго витязя книжного эпоса, то иконописного «праведника». Этот несколько пестрый стилистический наряд, в который подчас облекает своего героя автор жития, - еще одна с его стороны восторженная дань светлой памяти покойного князя»

2.3 Языковые особенности «Повести о житии Александра Невского»

Личность Александра Невского производила чарующее впечатление на всех, кто его видел. Тайна его обаяния заключалась не только в его мудрости, мужестве, внешней красоте, но и в нечто высшем, которое неотразимо влекло к нему.

Самая первая характеристика Александра Невского дается уже в названии произведения. «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» уже содержит в себе два эпитета. Каково значение слова «благоверный»? Это слово, как мы видим, состоит из двух основ - «благо» и «вера». Благо - это добро, благополучие, следовательно, «благоверный» - это верный благу, верный чему-то хорошему.

В самом начале «Повести…», характеризуя героя, автор прибегает не к описанию, а к сравнительному методу: его образ создается с помощью многочис-ленных сравнений. Александр Невский сравнивается с различными библейскими героями Ветхого Завета - правителями, являвшимися воплощением лучших чело-веческих качеств - красоты, мудрости, силы, храбрости.

Очень интересен язык «Повести…», в нем можно найти метафоры: «озеро покрылось и двинулось». Этот троп позволяет ярче осознать, какое же количество воинов было во время сражения на Чудском озере. Образ князя, который «разгорелся сердцем» от нашествия врага, «опьяненного безумием» позволяют ярче дать характеристику Александру Невскому. Для этой же цели служат эпитеты: «о святой, и честной, и славной жизни его», «чудо дивное», набожность главного героя также подчеркивается с помощью этого тропа. Александр имел «веру великую к святым мученикам». Перифраза также дает полную характеристику Александру Невскому: «Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!»

Создавая биографию своего современника задолго до его канонизации, автор «Повести о житии Александра Невского» воспользовался как образцом традицией житий - единственного древнерусского жанра, дававшего жизнеописание героя. Но реальная жизнь, которую он описывал, требовала привлечения литературных форм и средств, свойственных распространенному и хорошо известному автору жанру — воинской повести. Поэтому-то так много описаний битв, сражений, а в них, естественно тоже дается характеристика Александра Невского. Это, опять, эпитеты. Александр собрал сильное войско, где «было много храбрых воинов», были они исполнены «духа ратного». А сравнение, несомненно, показывает их храбрость: «ведь были сердца их, как сердца львов».

Несомненно, и влияние воинской стилистики, обнаруживающееся в воинских формулах, использованных в картинах битв: «Сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью». Среди тропов мы можем выделить гиперболу: «покрылось оно кровью». Сам полководец не отстает от своих воинов, а кажется, что и превосходит их: «Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться» . Так, с помощью сравнения, автор подчеркивает богоизбранность воина-князя. И вот уже перед нами яркий образ князя - защитника, полководца, воина, святого.

Многосоюзие придает повествованию неторопливость, протяженность сражений по времени: «Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов». «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью» .

Риторический вопрос также встречается в «Повести…»: «Тот царь, прослышав о такой славе и храбрости Александра, отправил к нему послов и сказал: "Александр, знаешь ли, что Бог покорил мне многие народы. Что же - один ты не хочешь мне покориться?»

Эмоциональное напряжение достигает высшей точки в конце жития с помощью риторического восклицания: ««О, горе тебе, бедный человек! Не можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут твои глаза со слезами вместе! Как не разорвётся сердце от горькой печали! Отца человек может забыть, а доброго государя забыть не может, готов бы живым с ним в гроб лечь!»

Как мы выяснили, описание доблести князя Александра и его дружины не оставляет читателей равнодушными. Глубине восприятия способствуют художественные приемы, использованные автором (эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, многосоюзие, противопоставление, риторические восклицания и риторические восклицания).

В то же время повествование насыщено библейскими аналогиями, цитатами, литературными параллелями. Автор постоянно напоминает о небесном покровительстве князю, стремясь показать, что «на таковые Бог призирает». Идея священности княжеской власти определяет особенности художественной структуры жизнеописания Александра Невского.

Воинские формулы, церковнославянизмы и живой язык используются автором вместе, что является несомненным жанровым своеобразием произведения.

3. Заключение

«Повесть о житии Александра Невского» относится к 80 годам ΧІІІ века. Само заглавие произведения дает определение его специфики: «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» - рассказ о жизни, главным содержанием которой явились подвиги «храбрости». Это произведение представляет собою княжескую биографию, соединяющую в себе черты жития и воинской повести.

Оно открывается «славой» герою, заканчивается плачем по Александру Невскому. Очевидец тех событий своеобразный «портрет» Александра Невского.

Библейские сравнения и аналогии стали одним из главных элементов художественной системы «Повести…», деяния князя осмысляются в сопоставлении с библейской историей, и это придает жизнеописанию особую величавость и монументальность. Постоянные уподобления и упоминания Давида, Езекии, Соломона, Иисуса Навина и самого Александра возвышают до библейского героя. Указания на помощь свыше (явление Бориса и Глеба Пелгугию перед Невской битвой, чудесное избавление от шведов ангелами за рекой Ижорой, помощь Божия полка в сражении на Чудском озере) убеждают, в особом покровительстве Александру божественных сил.

Сама структура «Повести о житии Александра Невского» представляет собой произведение сложного характера: внутрь центральной житийной части введены в качестве двух эпизодов самостоятельные воинские повести, а в их состав входят жанры, свойственные житиям,-видения и чудеса.

В стилистике «Повести…» тоже есть место необычному - воинские формулы и живой язык используются автором вместе, что тоже является жанровым своеобразием произведения. А Библейские воспоминания сочетаются с русским историческим преданием, литературные традиции - с реальными наблюдениями над битвой. Все это придает «Повести о житии Александра Невского» как литературному произведению своеобразный неповторимый характер.

Прижизненные заслуги - далеко не все, чем славен образ Великого князя. Князю Александру суждено было обрести вторую, посмертную жизнь. Его имя стало символом боевой доблести. Окружавший князя ореол святости позволял ждать от Невского и небесного заступничества. В 1547 г. он был включен в число святых, память которых отмечалась во всех без исключения храмах русской церкви. В 1724 году святые мощи по приказу Петра I были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где покоятся и теперь.

Выводы:

1. Мы изучили текст «Повести о житии и храбрости благородного и великого Александра Невского». Автор «Повести…» подобно рассказал о трех подвигах: битве на Неве со шведами (1240 г.), о Ледовом побоище с немцами на Чудском озере (1242 г.), о поездке в Орду.

Мы видим, что первые подвиги Александра Невского бранные, а третий связан с самопожертвованием. Александр Невский поехал к хану Батыю отмолить, чтоб татары не заставляли русских людей нести воинскую службу.

2. Мы выяснили, что в «Повести…» сочетаются элементы двух жанров - жития и воинской повести. Элементы жития: самоуничижение автора, благочестивые родители, рисуется образ христианина (отказал в католичестве, благочестивое приставление), элементы чудесного, плач по смерти героя, изобилие цитатами и соотнесениями из Библии.

Элементы воинской повести: рассказ не всей жизни князя, а только о воинских победах, используются устойчивые формулы для описания военных действий, преувеличение физических качеств героя, прославление его силы.

3. Мы нашли ответ на вопрос: чем же примечателен образ Александра Невского? В этом нам помогла «Повесть…», написанная человеком, кто лично знал этого героя, сам был свидетелем зрелого возраста его и рад поведать «о святом, и честном, и славном житии его». «Повесть» прославляет Александра как полководца и воина, правителя и дипломата.

4. Мы проанализировали средства речевой выразительности в «Повести…» и выявили те, с помощью которых автор XIII века воссоздал личность Александра Невского. Глубине восприятия способствуют художественные приемы, использованные автором (эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, многосоюзие, противопоставление, риторические восклицания и риторические восклицания).

4. Список литературы:

Большая советская энциклопедия Воинская повесть. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/

Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства: (Легенда о “Государстве пресвитера Иоанна”). - М., Наука, 1970.

Еремин И.П. Житие Александра Невского. В кн.: Художественная проза Киевской Руси XI-XIII вв. / Сост. пер. и примеч. И. П. Еремина и Д. С. Лихачева. М., 1957, с. 354-356;

Жанры древнерусской литературы. - http://licey.net/free/

Жанровое своеобразие «Жития Александра Невского». № 24.- [Электронный ресурс].- Режим доступа.- https://studopedia.ru/nevskogo

Жизнь и подвиги Александра Невского. 3 подвига Александра Невского - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://fb.ru/article/

Каргалов В. В. Полководцы X - XVI вв. -М.: ДОСААФ, 1989.

Лурье Я. С. Обобщение летописи XIV-XV вв./ Отв. ред. Д. С. Лихачев. - Наука, 1976

Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005- [Электронный ресурс]. -Режим доступа. - http://enc-dic.com/litved/Zhanr-literaturn-383

Приложение

Храм-часовня во имя благоверного князя Александра Невского в Воронеже

Александр Ярославович появился на свет 30 мая 1220 года н.э. в городе Переславле-Залесском. Являлся князем новгородской земли с 1236 н.э. по 1240 н.э. , с 1241 н.э. по 1252 н.э. и с 1257 н.э. по 1259 год н.э.. Помимо этого Великим князем Владимирским начиная с 1252 года н.э. и заканчивая 1263 годом н.э. . Один из величайших полководцев в истории России, является православным святым.

Александр Ярославович был одним из сыновей князя Ярослава Всеволодовича. С 1236 года он стал самостоятельно править в Новгородской земле. В июле 1240 года в акваторию Невы вошел военный флот Швеции, который планировал овладеть Ладогой. Александру сообщили о том, что флот вошел в Неву и он без промедления собрал армию и дружину и нанес сокрушительный удар и одержал великолепную и знаменательную победу 15 июля. С тех пор, после этой победы, Александр получил прозвище Невский.

Однако, не смотря на успех зимой 1241 годов, новгородцы выгнали князя. Однако в скором времени новгородцы поспешили вернуть Александра Невского обратно. Во многом такой поступок связан с внешней угрозой с запада, которая не только не исчезла, но и увеличилась. Уже в 1241 году Александр был возвращен на должность князя Новгородской земли. Уже в 1242 году Александр при помощи брата отбил город Псков. А 5 апреля 1242 года на Чудском озере произошла главная битва, знаменитая из учебников как «Ледовое побоище» . Во время сражения Александр Невский со своей дружиной разгромил передовые отряды Ордена, который в последствии был обязан заключить мирный договор и вернуть все ранние завоеванный территории и земли, которые до оккупации принадлежали Новгородскому княжеству.

В скором времени Александру Невскому перешло Великое княжество Владимирское, случилось это в 1252 году. Правление Александра принесло много полезного во Владимирское княжество. В 1262 году Александр Ярославович отправился в Золотую Орду для того чтобы уговорить Хана не производить военный призыв жителей русских земель. Во время своей поездки он сильно заболел. Он смог уже больным вернуться на Русь и принял монашество под именем Алексий. 14 ноября 1263 года он умер и был похоронен в Владимирском Рождественском монастыре, а в 1724 году по приказу императора Петра Великого, тело Великого Князя Александра Невского было захоронено в Санкт-Петербургской Александро-Невской лавре.

Александр Ярославович Невский навсегда вошел в историю России как один из самых выдающихся полководцев своего времени, как выдающийся дипломат и политик. До него мало кто мог похвастаться такими успехами во внешней политике. Он успел поруководить несколькими княжествами, сделав для них очень много. Он на равных мог разговаривать с ханом Золотой орды, а тот прислушивался к нему, мог вести переговоры с представителями запада не только со стороны силы, но и путем мирных переговоров. Александр Невский заботился не только о своем княжестве, его интересовало процветание всей Руси, именно Александр Невский положил задатки для объединения Руси, для прекращения междоусобиц. Александр Невский не просто так приписан к лику святых, он получил вечную память и почет у православных именно за то, что он сделал, за то, что отстаивал интересы православных.

Таких правителей, как Александр Ярославович (Невский) в истории России было очень мало, он стремился к реформам, но одновременно был консерватором, он был очень харизматичным лидером, но одновременно всегда размышлял над каждым своим действием, он увел воевать, но и в дипломатии преуспевал. Петр 1 очень уважал Александра Невского и желал перевести его тело в город Санкт-Петербург, для этих целей был построен специально, названный в честь князя, монастырь (ныне Александро-Невская лавра), в торжественной обстановке он в был погребен в этом монастыре.

Биография Невского

Кратно опишем биографию всем известного полководца Руси, также князя и зовут этого человека – Александр Невский. Этот Великий князь за свои годы успел руководить не только Киевом, его еще называли князем таких городов как Владимир и Новгород. Об этой знаменитом человеке и его подвигах рассуждать долгое время, но опишем его автобиографию.

Русский полководец появился на свет в мае 1221 рода, спустя четыре года Невского посвятили в воины. В свои пятнадцать лет князь Александр стал вести взрослую и самостоятельную жизнь. Что можно сказать об этом великом русском полководце? Свою первую победу Александр приобрел в битве в городе Смоленске. Бой был сложный армия князя сражалась с Литвой, итог боя победа со стороны Невского.

В 1235 году воевал на реке Эмбах и был одним из воинов в армии родного ему человека отца. В 1239 году полководец обзавелся семьей, спустя год его супруга родила ему наследника. Александр Невский участвовал в битве, которая вошла в историю и получила название Ледовое побоище, состоялось эта битва в 1242 году 5 апреля. А в 1245 русский полководец вышел победителем и раздавил все литовское войско.

В 1252 году Невский становится великим правителем и начинает войну с литовцами и тевтонцами, в которой они снова потерпели поражение, и было принято решение заключить между сторонами мир. Александру Невскому удалось многое за годы правления князя уважало много людей, одним из таких одним стала Золотая Орда, он смог отбить огромное количество атак со стороны литовской армии.

В 1262 князь посетил Золотую Орду его цель была остановить монгольского хана, и Невский добился свое цели и остановил восстание. Хотел остаться в Орде по состоянию здоровья решил вернуться к себе домой в Русь.

Александр Невский умер в 1263 году. Всем он запомнился великим человек, смелым полководец, который не проиграл не одной своей битвы

О князе главное интересные факты о жизни

Интересные факты и даты из жизни

XIII век по праву считается одним из наиболее сложных периодов в истории России: продолжаются княжеские усобицы, разрушившие единое политическое, экономическое, духовное и культурное пространство, а к восточным рубежам страны в 1223 году подходят грозные завоеватели из глубин Азии — монголо-татары.

В 1221 году на свет появляется еще один Рюрикович — Александр Ярославович. Его отец, переяславский князь Ярослав, скоро займет киевский престол, что предписывает ему поддерживать порядок во всей русской земле. Малолетнего князя Александра вместе со старшим братом Федором отец в 1228 году оставляет на княжение в Новгороде под опекой тиуна Якуна и воеводы Федора Даниловича. Несмотря на невнимательность Ярослава к Новгороду, новгородцы повторно призывают его в 1230 году, надеясь, что князь поступит как и прежде: оставит княжить своих отпрысков, а сам будет «пропадать в низовых землях». Расчет новгородцев прост — они хотят получить князя, уважающего их порядки и нравы. В 1233 году Федор Ярославович в возрасте 13 лет умирает, а 12-летний Александр под отцовским стягом первый раз участвует в военном походе на Дерпт (Юрьев). Поход не принес удачи, а разорение Батыем в 1237-1238 годах Северо-Восточной Руси стало причиной активизации деятельности Ливонского ордена и Швеции, направленной на захват территорий Новгородской республики.

В 1240 году шведы высадились в устье Невы для похода на Новгород, а рыцари Ливонского ордена осадили Псков. Шведский предводитель прислал Александру надменное послание: «Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою». Александр решил не дожидаться активности шведов и с небольшой дружиной новгородцев и ладожан выдвинулся к Неве и, застав шведов врасплох, нанес им сокрушительное поражение. Полная победа Александра превратила его в героя. Особый ореол личности князя придало то, перед битвой ижорскому старосте Пельгусию было видение, будто по Неве плыла ладья с русскими воинами и святыми Борисом и Глебом, которые пришли помогать сроднику своему.

Однако новгородцам показалось, что князь возгордился этой победой, поэтому они «указали ему путь из города». Взятие ливонцами Пскова и продвижение их вплоть до самого Новгорода заставило новгородцев изменить свое мнение, и в 1241 году Александр вновь стал князем новгородским.

5 апреля 1242 года на Чудском озере новгородцы и суздальцы наголову разбили войско Ливонского ордена, уничтожив тем самым возможность дальнейшего продвижения западных соседей на Восток. В Ледовом побоище было пленено 50 рыцарей, чего никогда ранее не случалось.

В 1245 году литовский князь Мидовинг вторгся в русские пределы. Узнав об этом, Александр собрал дружину и выступил в поход. Литовцам стало известно о приближении князя и войско Мидовинга побежало, испугавшись одного его имени, но новгородцы нагнали его и нанесли сокрушительное поражение. За пять лет своей деятельности Александр сумел расширить новгородские владения, отвоевав у Ливонского Ордена часть Латгалии.

Теперь главным стратегическим направлением внешней политики Александра становятся отношения с Ордой. В 1246 году князь Ярослав был отравлен в Каракоруме, а в 1247 году князь Александр отправился на Волгу к Батыю, который тепло принял князя и даже стал его приемным отцом.

Александр Невский правил Русью вплоть до 1263 года. По пути домой после очередной поездки в Каракорум князь скончался. Возможно, он тоже был отравлен.

Александр Невский (Александр Ярославич) (1220 или 1221-1263), князь новгородский (1236-1251 гг.), великий князь владимирский (с 1252 г.).

Сын князя Ярослава Всеволодовича, внук великого князя владимирского Всеволода III Большое Гнездо. Правил в Переяславле (ныне Переславль-Залесский), а также неоднократно занимал княжеский престол Великого Новгорода.

В 1235 г. Александр был при отце во время битвы на реке Амовже (Эмбах), где русская рать разгромила немецких рыцарей ордена меченосцев. 15 июля 1240 г. он одержал свою первую победу, в честь которой и получил прозвание Невский: на реке Ижоре, впадающей в Неву, разбил шведов. Вскоре после этого новгородцы принудили Александра оставить княжение в их городе и удалиться в отчий Переяславль.

Однако через несколько месяцев на северные русские земли напали немецкие рыцари из Ливонии; их благословил сам Папа Римский. Был захвачен Изборск, затем Псков. Новгородцы оказались вынуждены обратиться к Александру за помощью. В начале 1242 г. исход войны Великого Новгорода и Тевтонского ордена определился. Александру удалось освободить Псков, где, по сведениям немецкой Ливонской хроники, погибли 70 знатных рыцарей, а 6 взяты в плен. Затем князь повёл войска к Чудскому озеру. 5 апреля на льду состоялось решающее сражение, вошедшее в историю как Ледовое побоище. Сознательно позволив немцам, использовавшим традиционное для рыцарского воинства того времени построение клином - свиньёй, потеснить русскую пехоту в центре, Александр фланговыми ударами дружинной конницы
взял противника в кольцо и наголову его разгромил.

В 1246 г. в далёкой Монголии умер отец Александра Ярослав Всеволодович, пребывавший тогда при дворе великого хана монголов Гуюкхана. Печальная весть достигла сыновей лишь через год. Теперь в Монголию пришлось отправиться Александру с братом Андреем. Результатом двухлетнего путешествия (1247-1249 гг.) стало пожалование владимирского княжения Андрею, а Киева - Александру, куда, впрочем, он так и не поехал, оставшись в Новгороде.

Андрей, войдя в союз со своим тестем - галицким и волынским князем Даниилом Галицким, которого готовы были поддержать Литва, Польша, Венгрия, Тевтонский орден и папа Иннокентий, попытался создать коалицию против Золотой Орды. Однако грандиозный план был пресечён монголами, в 1252 г. обрушившими на Русь так называемую Неврюеву рать (по имени ордынского царевича Неврюя, возглавившего поход).

Поражение Андрея и его бегство за рубеж, в Швецию, открыли Александру путь к великокняжескому престолу. В соответствии с ханским ярлыком в 1252 г. он стал великим князем владимирским. Последнюю поездку в Золотую Орду Александр предпринял, чтобы спасти русские города от ордынского погрома, после того как в 1261-1262 гг. во Владимире, Суздале, Ростове, Ярославле, Переяславле жители перебили ордынских сборщиков дани.

Возвращаясь из Орды, князь заболел и 14 ноября 1263 г. скончался в Городце близ Нижнего Новгорода, приняв перед смертью схиму.

Похоронен в храме Рождества Богородицы во Владимире.