Биографии Характеристики Анализ

Анализ отрывка крестьянские дети некрасов. Анализ стихотворения «Крестьянские дети»

«Крестьянские дети» - одно из произведений Некрасова, которое можно назвать его визитной карточкой. Изучается оно в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Крестьянские дети» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было создано в июле 1861 г., впервые было опубликовано на страницах журнала «Время» в том же 1861 г.

Тема стихотворения – жизнь крестьян и их детей.

Композиция – Анализируемое стихотворение построено монолога-рассуждения лирического героя о судьбе крестьянских детей. В начале стихотворения автор подает вступительный эпизод, позволяющий понять, что подтолкнуло лирического героя к размышлениям. Вступление построено в форме полилога. По смыслу произведение делится на несколько частей. Монолог лирического героя состоит из строф с разным количеством стихов.

Жанр – поэма.

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ

Метафоры «глядят веселого солнца лучи», «коснулось души умиленье», «я делывал с ними грибные набеги», «хандра с души поэта соскочила», «те честные мысли, которым нет воли», «обаяние поэзии детства».

Эпитеты – «серые, карие, синие глазки», «святая душа», «густые, старинные вязы», «оглушительный лай».

Сравнения «смешались, как в поле цветы», «русых головок над речкой пустынной, что белых грибов на полянке лесной», «а ноги длинные словно, как жерди».

История создания

История создания произведения тесно связана с детством Н. Некрасова. Всем известно, что он вырос в имении отца-помещика. Барский сын не стыдился играть с крестьянскими детьми, наоборот, ему очень нравилось такое веселое общество. Николай Алексеевич принимал участие во всех забавах ребят, поэтому он так ярко описал их в поэме.

Будучи взрослым, поэт любил выезжать за город на рыбалку или на охоту. В начале июля 1861 г. в Грешново Николай Алексеевич написал «Крестьянских детей». Над произведением он работал около двух недель. Первая публикация датируется 1861 годом. Портрет лирического героя поэмы автобиографические. Поэт действительно носил в то время бороду.

Тема

В анализируемом произведении Некрасов развивает свою любимую тему: жизнь крестьян и их детей. Эта проблема была распространена в литературе его эпохи. Главную роль в поэме играют сборный образ детей и лирический герой. Крестьянское детство подается с точки зрения лирического героя. Он знает о всех ребячьих забавах, хоть сам является барином.

Начинается поэма коротким рассказом лирического героя о том, что он снова приехал в деревню, где охотится и сочиняет стихи. После охоты барин уснул в сарае, а когда проснулся, заметил, что в щели заглядывают детские глазки. Мужчина не подал вида, что увидел ребят, прислушался к их шепоту.

Дети с интересом рассматривали мужчину, замечая каждую деталь его внешности. Им было забавно, что герой с бородой, ведь дети знали: «баре» носят усы. На шапке ребятишки увидели часы и начали угадывать их цену. Все для крестьянских детей было диковинкой. Дети побаивались мужчину, видимо, не раз наблюдали, как «баре» обходятся с крестьянами. Пошептавшись немного, дети поспешили удалиться, ведь заметили, что охотник проснулся.

После полилога подается монолог лирического героя о крестьянских детях. Он признается, что завидует их беззаботному детству, свободному от наук. С наслаждением он наблюдает, как ребята играют и помогают взрослым. Любое дело кажется этой публике забавой. Лирический герой вспоминает, как когда-то и сам играл с детьми крестьян. Ностальгическое настроение недолго умиляет его душу.

Вскоре мужчина начинает рассматривать «другую сторону медали». Он прекрасно понимает, что без науки эти дети обречены на тяжелый труд и бедную жизнь. Свои мысли он подтверждает случаем из жизни. Как-то раз лирический герой наблюдал, как 6-ти летний мальчик пилил с отцом дрова, ведь больше в их семье не было мужчин.

Заканчивается поэма оптимистично. Лирический герой показывает ребятам, что умеет его пес. Дети с удовольствием наблюдают за этими «штуками», но к барину подойти все-таки не осмеливаются.

Главную мысль поэмы можно сформулировать так: детство крестьянских детей счастливое, полное ярких впечатлений, но без наук их ожидает невеселая участь в будущем.

Композиция

Композиция произведения оригинальная. Построено оно в форме монолога-рассуждения лирического героя о судьбе крестьянских детей. В начале стихотворения автор подает вступительный эпизод, позволяющий понять, что подтолкнуло лирического героя к размышлениям. Вступление написано в форме полилога. По смыслу произведение делится на несколько частей: рассказ о том, как дети наблюдают за уснувшим барином, размышление о позитивных сторонах судьбы крестьян, размышление о ее негативных проявлениях, концовка. Монолог лирического героя разделен на строфы с разным количеством стихов.

Жанр

Жанр произведения - поэма, ведь в нем есть сюжет и лирические отступы. Стихотворный размер - четырехстопный амфибрахий. Н. Некрасов использует перекрестную рифмовку АВАВ, некоторые строчки не рифмуются. В стихе есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использовал средства выразительности. Преобладают в тексте метафоры : глядят веселого солнца лучи», «коснулось души умиленье», «я делывал с ними грибные набеги», «хандра с души поэта соскочила», «те честные мысли, которым нет воли», «обаяние поэзии детства» . Дополняются картины эпитетами - «« звуки чудные», «сонная хандра», «рьяный чтец», «критик дикий», сатиры «неблагородны и обидны», «в сиянье спорят небеса» , сравнениями - « серые, карие, синие глазки», «святая душа», «густые, старинные вязы», «оглушительный лай» , гиперболами : «иступят пилу - не наточишь и в сутки».

Детство Николая Некрасова нельзя назвать счастливым. Он вырос в семье тирана, который постоянно угнетал и прислуживающих крестьян, и всю домашнюю родню. Именно поэтому, маленький Николай очень часто пытался сбежать от жесткости отца и уходил в село, где дружил с простыми деревенскими мальчишками. Они не считали его барином. Николай, вместе с деревенскими озорниками мог пойти и в лес за грибами, и на рыбалку, и в кулачных боях участвовал. Именно благодаря такому опыту из детства, Некрасов научился ценить жизнь, видеть ее изнутри и понимать все трудности и проблемы обычного крестьянина.

Находясь в юном возрасте, Николай неоднократно ходил в деревню, занимался охотой, ловил рыбу. И при каждом таком походе он всегда наблюдал за резвящимися детишками, которые не имеют горы проблем за плечами, которые веселы и радостны. Именно на фоне таких впечатлений Некрасов и создает стихотворение «Крестьянские дети».

Поэт в некотором роде даже завидует детишкам, вспоминая, как было замечательно играть с друзьями, вместе хохотать и проделывать всякие глупости. Некрасов замечает, что крестьянские дети, в отличие от барских наследников, могут насладиться своей свободой.

Конечно, Николай Алексеевич знает истинное положение этих маленьких тружеников. С самого малого их приучают к тяжелой работе, которая отсылает детишек и в поле, и на пастбище. Однако в своем стихотворении «Крестьянские дети» Некрасов хочет на мгновение, на секунду передать те счастливые моменты из жизни простых деревенских детишек. Они старательные, они работящие, развитые не по годам. На их недолгом жизненном пути уже достаточно опыта, чтобы делать правильные выводы.

Данная творческая работа Николая Алексеевича состоит из нескольких частей. В каждой части перед читателем оживают различные жизненные ситуации, за которыми приходилось наблюдать автору. И в каждой части читатель может познакомиться с маленькими героями, которые способны отвечать за свои поступки и принимать решения. Поэт обращается ко всем маленьким жителям с призывом наслаждаться своим детством, использовать каждое счастливое мгновение. Ведь такого беззаботного времени в их дальнейших жизнях больше не будет.

Анализ стихотворения «Крестьянские дети»

Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» впервые было опубликовано в 1861 году в журнале «Время». По общему настроению оно очень похоже на более позднюю поэму писателя «Мороз, Красный нос» (1863). Это теплая идиллия, в которой отражена нежность автора к детям крестьян и волнение за их судьбу.

Написано стихотворение четырехстопным амфибрахием, рифма перекрестная с отклонениями в некоторых фрагментах. По характеру ударения на последние слоги автор использует чередование женской и мужской рифмы.

Интересна кольцевая композиция стихотворения. В первой части лирический герой рассказывает о встрече с ребятами на охоте. Затем он переходит к своим воспоминаниям, чередуя их с размышлениями о судьбе и воспитании детей крестьян. В заключение герой говорит о том, что «Теперь пора возвратиться к началу», и мы снова переносимся в ситуацию охоты. Она завершается открытым концом - это характерный для Некрасова прием. Герои переждали грозу и отправились на новую охоту, однако это событие лежит уже вне поля нашего зрения.

Особенности композиции не позволяют назвать время и пространство стихотворения линейными. Сначала мы находимся в ситуации охоты, затем переносимся в пространство размышлений героя, из которых он переносит нас в пространство и время своего детства. Критики приписывают произведению автобиографичность – лирический герой вполне может описывать воспоминания самого Некрасова, который воспитывался в родовом имении в деревне Грешнево.

Размышления о крестьянских детях и об их судьбе приводят поэта к ключевой для него теме судьбы российского народа. Любовь смешивается с чувством боли (противопоставление эпитетов «красное детство» и «скудное поле», упоминание «честных мыслей, которым нет воли»). Стихотворение Некрасова гармонично вписывается в его творчество и содержит в себе рассуждения на актуальные для того времени темы.

После изучения анализа стихотворения «Крестьянские дети» прочитайте также другие сочинения, связанные с Некрасовым:

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прости», анализ стихотворения Некрасова
  • «Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
  • «Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова
  • «Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова

Урок 27 Н. А. НЕКРАСОВ. «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ»

13.05.2015 17319 0

Цели : познакомить учащихся с особенностями художественного мира Н. А. Некрасова, развивать умение выразительного чтения и анализа поэтического текста; воспитывать вдумчивого и внимательного читателя.

Ход урока

I. Организационный этап урока.

Создание эмоционального настроя, постановка целей.

II. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети» * .

Исходя из уровня литературной подготовки класса учитель определит глубину знакомства с текстом.

Первичное знакомство с текстом стихотворения и обмен впечатлениями от услышанного.

Комментарий: желательно, чтобы текст стихотворения был прочитан учителем. В том случае если чтение будет доверено учащемуся, необходима подготовительная индивидуальная работа.

Учитель . Встречались ли вы когда-нибудь с этим стихотворением?

Дети непременно вспомнят о том, что в начальной школе они знакомились со стихотворением «Мужичок с ноготок» («Однажды в студеную зимнюю пору...»). Учитель говорит учащимся о том, что изученный ранее текст не отдельное стихотворение, а составная часть поэмы «Крестьянские дети».

III. Анализ стихотворения «Крестьянские дети».

1. Беседа по вопросам .

– Какова композиция стихотворения? Можно ли разделить его на части? Найдите границы частей. (Текст состоит из двух больших частей, посвященных изображению светлой, «нарядной стороны» жизни (отрывки 1–6) и трудной, тяжелой стороны (отрывки 7–8). 9-й отрывок – кульминационное обращение к детям.)

– Рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети. Сначала они боялись, но постепенно осмелели. Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей? (Дрессированная собака стала выполнять команды хозяина, и сарай сразу превратился в цирковую арену:

Обширная область собачьей науки

Ему в совершенстве знакома была;

Он начал такие выкидывать штуки,

Что публика с места сойти не могла,

Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!)

– Чем закончилось неожиданное представление?

– Каковы интонации рассказчика? К кому может быть обращен его рассказ, кто слушатели этой истории?

Примечание . На доске и в тетрадях можно начертить таблицу. Заполняется постепенно, по ходу анализа.

Часть

Рассказчик

Слушатели

Охотник

Друзья, гости

Обращение к читателям, воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом

Журналист,
публицист

Читатель из дворян, из общества образованных
людей

Обращение к крестьянским детям

Гражданин,
который думает
о будущем народа

Крестьянские дети

4 (1)

Встреча охотника с крестьянскими детьми

Охотник

Друзья, гости

После того как таблица заполнена, учителю нужно сделать вывод о том, что первая и последняя часть как бы обрамляют все произведение. Это позволяет детям получить представление о таком композиционном приеме, как рассказ в рассказе.

2. Погружение в текст . (Комментированное чтение.)

Вопросы для анализа :

– «О, милые плуты!» – с этими словами автор обращается к детям или это риторическое восклицание ?

– В первом отрывке охотник рассказывает историю встречи с детьми своим друзьям. Изменяется ли образ рассказчика? К кому он обращается в этом отрывке? (Первое, на что нужно обратить внимание: меняется адресат. В тексте он назван: читатель , причем читатель преимущественно из дворянского сословия, – автор предполагает, что он может относиться к крестьянским детям как к людям «низкого сорта».

Образ рассказчика тоже становится совершенно иным: перед нами журналист, с публицистическим пафосом обращающийся к публике, высказывающий мнение, которое в те годы противоречило устоявшейся в обществе традиции: «...Я все-таки должен сознаться открыто, / Что часто завидую им...».)

– Почему рассказчик завидует крестьянским детям? Что значит фраза «В их жизни так много поэзии слито...»?

– Как вы понимаете строки: «Счастливый народ! Ни науки, ни неги / Не ведают в детстве они»?

Я делывал с ними грибные набеги:

Раскапывал листья, обшаривал пни,

Старался приметить грибное местечко,

А утром не мог ни за что отыскать.

(Рассказчик сопоставляет себя с детьми: он, дворянский сын, не мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян (они легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик не мог отыскать.)

– Как вы понимаете значения слов вологжанин, лудильщик, портной, шерстобит !

Вологжанин – житель города Вологды.

Лудильщик – рабочий, который лудит (чинит) посуду.

Портной – мастер по шитью одежды.

Шерстобит – работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой.

– Понаблюдайте над длиной строки в стихотворении в тех случаях, когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, или рассказывает об отдыхе. (Когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, то длина строки становится меньше. Потом, когда говорится об отдыхе, строки вновь удлиняются.)

– Как вы думаете, почему?

– Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда? Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек? (Многие современные дети с трудом представляют, что когда-то не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров и узнать о мире и о жизни можно было лишь из газет, журналов, книг, а неграмотному человеку – только из рассказов путешествующих, странников.)

– Объясните смысл слов и выражений: «Чернехоньки губы у всех, / Набили оскому: черница поспела!», «Взлетит ли тетеря, / Закокав птенцам».

– Посчитайте количество предложений в этом отрывке. Определите вид этих предложений по интонации. Какое настроение передает нам поэт с помощью этого отрывка? (Из шести предложений четыре – восклицательные.)

– Найдите в тексте ответ на вопрос: что необходимо сделать, чтобы вырастить хлеб.

– Объясните значения слов серп, сноп, рига, цеп, навьют сенца .

Рига – сарай для сушки снопов и молотьбы.

Навить сено – накладывать сено. Просушенное сено накладывают, высоко навивают на воз, ребенок влезает на самый верх и «в деревню въезжает царем».

– Почему труд оборачивается к Ванюше сначала «нарядной своей стороной»? (Когда ребенок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит видимые результаты, что человек, который выполнил эту работу, пользуется почетом и уважением, ему тоже хочется трудиться, и такой труд – не тягость, не наказание, а радость.)

– Найдите противопоставление в строках стихотворения:

Те честные мысли, которым нет воли,

Которым нет смерти – дави не дави,

В которых так много и злобы и боли,

В которых так много любви!

– Какие мысли мучают автора? Почему в них соединяются и злоба, и боль, и любовь? Как эти мысли выражены поэтом в прочитанном нами стихотворении «На Волге»? (Мысли о крестьянских детях, об их дальнейшей судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России и всего русского народа. Любовь к России смешивается с мучительным чувством боли за нее.)

– Как меняется образ рассказчика в конце стихотворения? Кого мы видим перед собой: охотника в гостиной, журналиста или кого-то еще?

– Какое вековое наследство призывает хранить поэт? (Вековое наследство это лучшие традиции русского народа: любовь к родине, к родной земле, любование ее красотой, радость жизни, радость трудиться и растить хлеб.)

– Мы прочитали текст стихотворения, который находится внутри нашего домика, то есть между началом и концом, и в нем рассказывается о встрече охотника с крестьянскими детьми.

Домашнее задание:

1. Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.

2. Индивидуальное творческое задание: создать галерею портретов крестьянских детей – героев произведений русских писателей.

Вернувшись в Грешнево, в первой половине июля 1861 года Некрасов написал одно из самых известных своих стихотворений – «Крестьянские дети». В. Е. Евгеньев-Максимов пишет: «…летом 1861 года (июнь-июль) (…) датировано и знаменитое, все школьные хрестоматии обошедшее и во всех хрестоматиях утвердившееся, стихотворение “Крестьянские дети”»198 . «Судя по датировке рукописи», отмечает А. Ф. Тарасов, поэт работал над этим стихотворением «с 1 по 14 июля»199 .

В основу «Крестьянских детей» лёг эпизод, с которого и начинается стихотворение. Некрасов пишет:

Вчера, утомлённый ходьбой по болоту,

Забрел я в сарай и заснул глубоко (II, 108).

Этот сарай, скорее всего, стоял в Шоде, возле дома Г. Я. Захарова. Проснувшись, Некрасов увидел, как в щели на него смотрят дети:

Проснулся: в широкие щели сарая

Глядятся веселого солнца лучи.

Воркует голубка; над крышей летая,

Кричат молодые грачи (…).

Чу! шопот какой-то… а вот вереница

Вдоль щели внимательных глаз!

Всё серые, карие, синие глазки –

Смешались, как в поле цветы.

В них столько покоя, свободы и ласки,

В них столько святой доброты! (II, 108).

Поэт слышит разговор детей, заинтересованно обсуждающих его персону, его собаку и его ружьё. Этот эпизод, разумеется, не выдуман. А. А. Буткевич вспоминала, что Некрасов: «…редкий раз не привозил он из своего странствия какого-либо запаса для своих произведений. Так, однажды, при мне он (…) засел на два дня, и явились “Крестьянские дети”. В самом деле, разве возможно выдумать форму этой идиллии? Этот сарай с цветами-глазками!»200 .

Обсуждая внешний вид охотника, дети отмечают наличие у него бороды. Поэт слышит, как они переговариваются:

А барин, сказали!..

Потише вы, черти!

У бар бороды не бывает – усы» (II, 108-109).

Данное обсуждение – характерная примета времени. К 1861 году ношение некоторыми господами бороды являлось новшеством, и в восприятии крестьянских детей барин всё еще оставался человеком безбородым, самое большее – с усами.

В разговоре дети упомянули Гаврилу Яковлевича. Один из мальчиков сказал:

И видно не барин: как ехал с болота,

Так рядом с Гаврилой… (II, 110).

Сарай, в котором задремал поэт, явно находился в Шоде, раз дети, рассматривавшие Некрасова, знают Гаврилу Яковлевича. Впрочем, на то, в каком месте произошел этот эпизод, существуют разные точки зрения. Б. Л. Лунин полагал, что в основу «Крестьянских детей» лёг случай, произошедший в Грешневе, и что в нем поэт дал свой «автопортрет – через восприятие маленьких грешневцев»201 . Однако эта версия не выдерживает критики, т. к. получается, что маленькие грешневцы почему-то знают Гаврилу Яковлевича, но зато в первый раз видят своего барина. В. Н. Бочков пишет, что в основу «Крестьянских детей» «лег, по некоторым данным, случай, происшедший с поэтом в селе Шахове под Судиславлем…»202 . Правда, В. Н. Бочков ничего не говорит об этих «некоторых данных» и не объясняет, почему именно шаховские дети хорошо знают Гаврилу.

«Крестьянские дети» выгодно выделяются на фоне традиционно мрачного творчества Некрасова. В. В. Жданов отмечает: «Стихотворение проникнуто неподдельной любовью и нежностью к детям. (…) Здесь открылась такая сторона деревенской жизни, какой еще не было в прежних некрасовских стихах, да и в русской лирике вообще. (…) Он открыл светлое начало там, где еще недавно ему виделись только горе и темнота»203 .

Предположение о мотивах, побудивших Некрасова написать «Крестьянских детей», высказал Ю. В. Лебедев. «Что послужило толчком к возникновению замысла поэмы (традиционно “Крестьянские дети” считаются стихотворением – Н. З.)? – пишет он. – Может быть, детские воспоминания, столь естественные по возвращении поэта в родные места, или действительный факт его встречи с крестьянскими ребятишками во время охотничьих странствий в одной из “спопутных” деревень? На этот счет мы вольны высказывать самые разнообразные предположения, но все они будут лишены фактической точности: никаких автобиографических признаний Некрасов нам не оставил. О творческой истории “Крестьянских детей” не упоминают в своих мемуарах и люди, хорошо знавшие подробности интимной жизни поэта»204 . «Читая “Крестьянских детей”, – продолжает Ю. В. Лебедев, – невольно замечаешь их полемический подтекст. Он ощутим в самой манере повествования, в той полемической страстности, с которой Некрасов отстаивает истинную поэзию и суровую прозу крестьянского детства. Временами эта страсть прорывается прямыми полемическими выпадами по адресу воображаемых, враждебно настроенных собеседников. Чем вызван в поэме этот полемический накал?»205 . Ответ на данный вопрос, по мнению исследователя, состоит в том, что «в начале 1861 г., как раз перед отъездом Некрасова в ярославско-костромские края, русские журналисты оживленно обсуждали проекты об организации воскресных школ, вели споры о том, как и чему нужно учить крестьянских детей. Л. Н. Толстой решил приступить к работе в Яснополянской школе и уже намечал издание специального педагогического журнала. В газетах одна за другой появлялись корреспонденции о нравственном облике современных крестьянских детей, их жизни и быте, семейном воспитании. Мир деревенского детства привлекал особое внимание общественности, и Некрасов, без сомнения, знал всё, что печаталось об этом в русской прессе. (…) поэт решительно отвергал как заведомо лживые, так и ограниченные представления о жизни народа, которые упорно прививала русскому общественному сознанию либеральная печать. Она не была единой в своих взглядах на суть семейных отношений крестьянина. Знакомство с газетными статьями убеждает, что внутри либерального лагеря наметились два подхода к освещению этой темы: или сознательное очернение деревенского детства, или неумеренная его идеализация. Между этими направлениями шла довольно острая дискуссия»206 . Приведя конкретные примеры подобных публикаций весны 1861 г., Ю. В. Лебедев делает вывод, что «вся (…) поэма “Крестьянские дети” дышит в подтексте искренней злобой против той лжи, которую распространяла со страниц русских газет и журналов либеральная и консервативная публицистика 1860-х годов»207 .

«Крестьянские дети» были напечатаны не в «Современнике». Впервые стихотворение увидело свет в десятом номере журнала «Время» за 1861 г., который издавал Ф. М. Достоевский (по-видимому, Некрасов поступил так исходя из каких-то «дипломатических» отношений между журналами). «Крестьянские дети» были опубликованы с посвящением О. С. Чернышевской. Известно, что 14 мая 1861 года Некрасов, собиравшийся к отъезду в Грешнево, оставил в альбоме супруги своего соратника следующую запись: «Обязуюсь написать Ольге Сократовне Чернышевской стихотворение ко дню её ангела 11 июля, коего содержанием будут красоты природы в пределах Ярославской губернии. Ник. Некрасов. 14 мая 1861. СПб.»208 . В. А. Громов отмечал, что «Крестьянские дети» являются «осуществлением (…) обещания», данного О. С. Чернышевской209 . В свете приведённых выше данных о времени написания «Крестьянских детей» можно уверенно полагать, что своё обязательство Некрасов сдержал, и обещанное стихотворение действительно окончил к Ольгиному дню, т. е. к 11 июля (24 июля н. ст.). В последующих изданиях «Крестьянских детей», вышедших уже после ареста Н. Г. Чернышевского, Некрасов по понятным причинам посвящение его жене убрал.

Сразу после окончания «Крестьянских детей» в июле-августе 1861 года Некрасов написал поэму «Коробейники». А. А. Буткевич вспоминала: «…однажды, при мне он вернулся и засел за “Коробейников”, которых потом при мне читал крестьянину Кузьме (имеется в виду Кузьма Солнышков – Н. З.)»210 . В. Е. Евгеньев-Максимов пишет: «На полях белового автографа “Крестьянских детей”, датированного 14 июля 1861 года, – ряд заметок, фольклорных записей и отдельных стихов, относящихся к (…) поэме “Коробейники”. Это дает основание для вывода, что в середине июля, закончив работу над “Крестьянскими детьми”, Некрасов уже приступил к начальной стадии работы над “Коробейниками”. Закончил же он эту работу, если судить по дате под беловым автографом, (…) 25 августа 1861 года, т. е. в очень короткий промежуток времени – в какие-нибудь 40 дней (от 14 июля до 25 августа)»211 . Однако к 25 августа, по-видимому, была написана только первая редакция «Коробейников». Чуть позже Некрасов дополнил текст поэмы, включив в него, в частности, стихотворное посвящение Г. Я. Захарову. Сличая первоначальную редакцию и окончательный текст «Коробейников», В. Г. Прокшин пришел к выводу, что работа над поэмой «началась не позднее 23 августа и завершилась до 6 ноября 1861 года»212 .

В 1902 году сын Г. Я. Захарова, Иван Гаврилович, рассказывал, что «Коробейников» Некрасов «написал по тятинькину рассказу. Летом тятинька на охоте рассказал Николаю Алексеевичу, а через зиму Николай Алексеевич приехал и книжку стихов о коробейниках привез, тятеньке и подарил…»213 . Согласно записи рассказа Ивана Гавриловича, сделанной о. Леонидом Парийским, история о коробейниках, легшая в основу некрасовской поэмы, выглядит так: «Был у нас мужик такой, хитрый, негодный, Давыд Петров из Сухорукова, из деревни, вот он и убил коробейников, ограбил, – с них и разжился, кабак имел; под конец Господь покарал – ослеп под старость. Тятинька и ружье-то, из которого Давыд застрелил коробейников, делал. Поднес тятинька Давыду да все и выспросил, как он убил.

– Вот, говорит, видят они, что я не с добром возле их – шли они прямиком, тропкой, из Сухорукова к Закобякину* , – отговаривать меня стали, а из одного стволика хлоп – только по-заячьи верескнул, из другого – снопиком повалился.

Тятенька такую ему взвесил: «Разве я по тебе ружье мастерил?»215 .

По сообщению Ивана Гавриловича, убийство коробейников «произошло верстах в 20-ти от Шоды к востоку, к Молвитинской дороге**, в Мисковской волости»216 .

По-видимому, властям об этом преступлении так и не стало известно, во всяком случае, в фондах Костромской палаты уголовного суда за вторую половину 50-х годов XIX века нам не удалось найти никаких следов уголовного дела по убийству коробейников.

Безусловной заслугой В. Н. Бочкова является то, что в ревизской сказке 1858 года среди жителей д. Сухоруково он нашел Давыда Петрова 35 лет, имевшего жену Настасью Лукьяновну и четырех детей: 14-летнего Ивана, 10-летнего Семена, 6-летнего Осипа и двухлетнюю Наталью. В ревизской сказке значится, что Давыд был подкидыш во дворе крестьянина Петра Васильева и его жены Настасьи Артамоновны217 . В. Н. Бочков пишет: «Положение подкидыша в старообрядческой деревне было вдвойне тяжело – они являлись париями, отщепенцами. В детстве Давыд, верно, натерпелся и наголодался. (…) Подкидышам не положен земельный надел, пришлось идти в лесники, содержать большую семью на грошовое жалованье. Из таких, как Давыд, и формировались ущербные типы, готовые на все, дабы “выбиться в люди”. Преступление он готовит обдуманно и, спокойно убив коробейников, не мучится угрызениями совести, а, наоборот, похваляется»218 . Трудно сказать, насколько натерпелся и наголодался Давыд в детстве. Согласно ревизской сказке, у Петра Васильевича и Настасьи Артамоновны своих детей не было (отчего младенца Давыда и подбросили именно к ним), и вполне вероятно, что приемные родители вырастили его, как своего родного сына. Тяжелая доля выпадала тому подкидышу, которого усыновляла не конкретная семья, а вся деревня, т. е. «мир», делавшая это с целью отдать его со временем в рекруты вместо своих сыновей* .

По-видимому, Некрасов давно хотел написать произведение, сюжетную основу которого составило бы описание странствия коробейников (не зря он так настойчиво еще в 1856 г. заказывал С. В. Максимову для «Современника» очерк о коробейниках220 ). Скорее всего, рассказ Гаврилы Яковлевича о недавно убитых торговцах послужил последним толчком к написанию поэмы.

Поэму предваряло посвящение «Другу-приятелю Гавриле Яковлевичу (крестьянину деревни Шоды, Костромской губернии)» и стихотворное обращение к нему:

Как с тобою я похаживал

По болотинам вдвоем,

Ты меня почасту спрашивал:

Что строчишь карандашом?

Почитай-ка! Не прославиться,

Угодить тебе хочу.

Буду рад, коли понравится,

Не понравится – смолчу.

Не побрезгуй на подарочке!

А увидимся опять,

Выпьем мы по доброй чарочке

И отправимся стрелять.

Н. Некрасов (II, 123).

Посвящение поэмы крестьянину было первым в русской литературе и носило, конечно, не столько личный, сколько в каком-то отношении декларативный характер. В конце 1861 года критик С. С. Дудышкин даже писал в «Отечественных записках»: «Мы полагаем, что “Коробейники” для того только и напечатаны, чтобы приделать к ним то замысловатое посвящение, которое, конечно, очень многих прельстит, как выражение истинно-народных чувств автора»221 . Насколько это посвящение являлось искренним, идущим от сердца, или прав С. С. Дудышкин? Думается, что искренность Некрасова в данном случае подвергать сомнению нельзя. «Самый тон этого посвящения, – пишет В. Е. Евгеньев-Максимов, – свидетельствует о наличности теплых и дружеских отношений между знаменитым поэтом и костромским охотником. Что тон этот не был литературным приемом со стороны Некрасова, а отражал действительный характер его отношений с Гаврилой Яковлевым*, – явствует из исполненного необыкновенной теплоты и дружелюбия письма Яковлева к Некрасову»222 .

Однако наверняка имел место и расчет. Посвящение «Коробейников», безусловно, носило определённый демонстративный характер. В. Е. Евгеньев-Максимов отмечал: «У Некрасова вообще очень мало “посвящений”. Но “Коробейники” он демонстративно посвящает простому мужику. Хотя этот мужик и назван поэтом по имени, хотя это имя отнюдь не вымышленное, а принадлежит определенному лицу, одному из постоянных спутников Некрасова по охоте – Гавриле Яковлевичу, однако значение посвящения не столько в том, что оно обращено к определенному лицу, сколько в том, что оно обращена к мужику вообще, иначе говоря – к массовому народному читателю»223 . «Само посвящение “Коробейников”, – указывал А. В. Попов, – (…) являлось тогда манифестом-знаменем новой литературы, литературы демократической»224 .

Одним из главных в поэме был образ крестьянской девушки Катеринушки. По мнению А. В. Попова, прототипом Катеринушки послужила жена Гаврилы Яковлевича225 . В. Е. Евгеньев-Максимов пишет: «Образ Катеринушки, (…) так напоминает образы двух основных героинь Некрасова – Дарьи из “Мороза…” и Матрены Тимофеевны из “Кому на Руси жить хорошо”, что, независимо от своего самостоятельного значения, может быть рассматриваем как своего рода подготовительный этюд к созданию этих монументальных образов»226 . С этой мыслью одного из крупнейших некрасоведов нельзя не согласиться. Если же учесть мнение о том, что главным прототипом Катеринушки является Маремьяна Родионовна, то можно предположить, что жена Гаврилы Яковлевича в какой-то степени послужила прототипом и Дарьи, и Матрены Тимофеевны.

Нельзя не упомянуть о том, что Н. Г. Чернышевский считал прототипом Катеринушки свою супругу Ольгу Сократовну. 7 июля 1888 года он писал жене: «Обожал тебя даже Некрасов, – да, и он, охладевший к людям, изуверившийся в них, был ободрен к своей поэтической новой деятельности впечатлением, какое производила на него ты. Саша (в поэме, называющейся её именем), Катерина в “Коробейниках” и княгиня Трубецкая (задуманная им еще при мне) – всё это твои портреты. Без знакомства с тобою он не написал бы ни этих дивных поэм, ни многого другого, наилучшего в его произведениях. Это я знаю от него самого»227 . Не беремся судить о прототипах героинь «Саши» и «Княгини Трубецкой», но то, что О. С. Чернышевская могла послужить прототипом крестьянки Катерины, – весьма сомнительно. Разве что какой-нибудь отдельный штрих, отдельная чёрточка могла быть привнесена в образ Катеринушки от жены Чернышевского.

В целом «Коробейники» нехарактерны для трагической музы поэта. Однако Некрасов не был бы Некрасовым, если бы не вставил в поэму звучащую диссонансом «Песню убогого странника», рассказывающую о тяжелой жизни крестьянства. В «Песне» говорится:

Я в деревню: мужик! ты тепло ли живешь?

Холодно, странничек, холодно,

Холодно, родименький, холодно!

Я в другую: мужик! хороши ли ешь, пьёшь?

Голодно, странничек, голодно,

Голодно, родименький, голодно! (II, 140).

Возможно, Некрасов полагал, что «Песня убогого странника» станет народной песней. Однако народ принял как раз не её, а абсолютно аполитичное и идеологически не выдержанное начало поэмы, ставшее одной из самых популярных русских песен. «Интересно, – отмечал А. Ф. Тарасов, – что “Песню убогого странника” из “Коробейников” народ не принял, а поёт начало поэмы»228 .

«Коробейники» целиком написаны на костромском материале, и в них имеется немало прямых примет Костромского края. В частности, в поэме упоминаются река и город Кострома. Старый Тихоныч рассказывает Ваньке, своему молодому товарищу:

«А то раз попал я к случаю

За рекой за Костромой.

Именины были званые –

Расходился баринок!» (II, 132).

Тихоныч и Ванька идут в город Кострому. В тексте сказано:

В Кострому идут проселками (II, 134).

В разговоре коробейников мелькает:

Хороша наша губерния,

Славен город Кострома (II, 135).

Данное двустишие издавна любят цитировать в костромской литературе о Некрасове. Вырванное из контекста оно звучит по-костромски патриотично и жизнеутверждающе, т. е. не очень характерно для Некрасова. В поэме это место звучит несколько иначе. Старый Тихоныч ругает дорогу к городу Костроме:

«Дьявол, что-ли, понапихивал

Этих кочек да корней?

Доведись пора вечерняя,

Не дойдёшь – сойдёшь с ума.

Хороша наша губерния*,

Славен город Кострома,

Да леса, леса дремучие,

Да болота к ней ведут,

Да пески, пески сыпучие…» (II, 135).

Однако весь негатив в данных строках относится к дороге, а о губернском городе Костроме, действительно, говорится хорошо.

В черновых вариантах поэмы упоминается село Мисково. В крестьянской шутке, приводимой в качестве эпиграфа к одной из главок, говорится: «– Далеко ли до Мискова? – Да дорогой-то три, а прямо-то шесть» (XI, 557). А. В. Попов отмечал: «При таком эпиграфе поэма получалась выдержанно костромской: село Мисково находится около д. Шоды»229 . В окончательном тексте Мисково в эпиграфе было заменено на Гогулино (Гогулино – принадлежавшая Некрасовым деревня вблизи от Грешнева).

Некрасов сделал лесника-убийцу коробейников жителем с. Шунги, через которое он многократно проезжал. Лесник говорит коробейникам: «Я из Шуньи» (II, 136). Село Шунга, центр Шунгенской волости Костромского уезда, находилось в 7 верстах от губернского города. Село стояло на Ярославском тракте, и Некрасов многократно проезжал через него по дороге в Кострому и обратно. Еще в начале XX века местные жители обычно называли своё село «Шунья»230 . Этот же вариант названия фиксируют документы XVI-XVII веков, а шунгенские старики так называют село и до сих пор.

В «Коробейниках» упоминаются местные помещики-охотники Зюзины (или Зузины) и Кашпиревы:

Попадались им собашники:

Псы носились по кустам,

А охотничек покрикивал,

В роги звонкие трубил,

Чтобы серый зайка спрыгивал,

В чисто поле выходил.

Остановятся с ребятами:

– Чьи такие господа?

«Кашпирята с Зюзенятами…

«Заяц! вон гляди туда!»

Всполошилися борзители:

«Ай! а-ту его! а-ту!»

Ну собачки! Ну губители!

Подхватили на лету… (II, 130).

К словам «Кашпирята с Зюзенятами» Некрасов сделал сноску: «Кашпировы, Зюзины. Крестьяне, беседуя между собою об известных предметах и лицах, редко употребляют иную форму выражения» (II, 130). А. В. Попов комментировал это примечание: «На эзоповском подцензурном языке это значило, что крестьяне презрительно, с уменьшительным суффиксом “ята” говорят об “известных лицах” – помещиках и “предметах” – охотах помещиков, в данном случае Кашпировых и Зюзиных»231 .

Упоминание о Зузиных и Кашпиревых по сюжету поэмы необязательно, и поэт назвал их явно не случайно. Богатая усадьба Зузиных Денисово, находящаяся на севере Костромского уезда, являлась одной из ближайших к Шоде дворянских усадеб. Скорее всего, Зузины знали Гаврилу Яковлевича, который и мог познакомить их с поэтом. Безусловно, Некрасов неоднократно не только видел усадьбу Денисово, но и, возможно, бывал в ней гостем. Во всяком случае, он был лично знаком и состоял в переписке с сыновьями тогдашнего хозяина усадьбы Александра Ивановича Зузина, Николаем Александровичем и Петром Александровичем Зузиными. До нас дошло по одному письму братьев Зузиных, адресованных Некрасову в ответ на его письма, причем письмо поэту от Н. А. Зузина было отправлено 3 июля 1872 года из Костромы232 . Н. А. Зузин (1835 – 1901 гг.) являлся видной фигурой в костромском земстве: отставной штабс-капитан артиллерии, участник севастопольской обороны, он в 1871-1876 гг. состоял председателем Костромской уездной земской управы233* .

Владелец усадьбы А. И. Зузин (1795 – 1879 гг.), отставной гвардии майор, построивший в Денисове двухэтажный каменный дом, был известен как страстный псовый охотник. А. И. Зузин держал большую стаю костромских гончих, которую он завел от гончих богатого костромского помещика второй половины XVIII века татарского князя Арслан-Алея. Охотовед и биолог Л. П. Сабанеев отмечал, что в первой половине XIX века «в Костромской губернии наибольшей известностью» пользовалась стая А. И. Зюзина235 . В 30-40 гг. XIX века неизвестным художником была написана картина «Псовая охота А. И. Зузина», вплоть до революции висевшая в усадьбе. На картине, на фоне господского дома в Денисове, изображена мчащаяся со стаей костромских борзых группа конных охотников во главе с А. И. Зузиным** .

Внуки А. И. Зузина, сыновья Н. А. Зузина, являлись видными деятелями Костромской губернии в предреволюционную эпоху: Б. Н. Зузин (1868 – после 1918 гг.) был предпоследним (в 1908 – 1917 гг.) председателем Костромской губернской земской управы, а его брат генерал-майор в отставке М. Н. Зузин (1870 – после 1929 гг.) предпоследним (в 1908 – 1914 гг.) Костромским губернским предводителем дворянства.

Но почему же всё-таки Некрасов упомянул Зузиных в «Коробейниках»? Вряд ли он сделал это «по знакомству», как охотник об охотниках. Возможно, они упомянуты в связи с событиями, произошедшими в вотчине А. И. Зузина незадолго до приезда в эти места поэта. В мае 1861 года бывшие крепостные, а ныне временно-обязанные крестьяне А. И. Зузина из деревень Холм, Горки, Иванищево, Юрново, Невежино, Болтаново и др. при составлении уставной грамоты вступили в конфликт с помещиком, отказавшись платить установленный им оброк и выходить на барщину. Ситуация достигла такой остроты, что губернатор И. В. Романус предписал, что если не будет достигнуто полюбовного соглашения между помещиком и крестьянами, направить туда военную команду и подвергнуть виновных наказанию розгами. К сожалению, в настоящее время нельзя выяснить, было ли осуществлено данное распоряжение. М. Д. Шахова, работавшая с делом о событиях в зузинской вотчине еще до пожара Костромского областного архива в 1982 г., пишет, что воинская команда прибыла, и зачинщиков высекли237 . Однако в результате своего выступления крестьяне добились уступок от помещика: количество барщинных дней было сокращено238 .

В июле-августе 1861 года выступление крестьян в вотчине А. И. Зузина являлось еще совсем свежим событием, и Гаврила Яковлевич мог рассказать о нем поэту. В таком случае упоминание о Зузиных в «Коробейниках», возможно, связано с этой историей.

Упоминаемые вместе с Зузиными Кашпиревы – это представители дворянского рода, жившего в Ярославской и Костромской губерниях. Кашпиревы владели поместьями в Любимском уезде, граничащем на севере с Костромским уездом239* .

Любимский и Костромской уезды в прошлом, как и одноименные районы в настоящее время, находятся на разных берегах разделяющей их реки Костромы. Сведений о знакомстве Некрасова с кем-то из Кашпиревых нет, но, скорее всего, их знал Гаврила Яковлевич. А. В. Попов пишет: «Кашпировы – ярославские, а Зюзины – костромские помещики, “богатые собачники”. (…) Так же и от крестьян и потом от команды парохода “Крестьянка”, плававшего по реке Костроме, слышал я и о Кашпировых. Отец одного моего собеседника из команды парохода сам работал у Кашпирова»241 . Л. П. Сабанеев упоминает об известной стае охотничьих собак Кашперова, жившего в Любимском уезде242 .

По предположению Ю. В. Лебедева, наряду с рассказом Г. Я. Захарова одним из источников, использованных для написания поэмы, мог послужить очерк С. В. Максимова «В дороге. Из путевых записок», опубликованный в восьмом номере «Отечественных записок» за 1860 г. По мнению Ю. В. Лебедева, работая над «Коробейниками» Некрасов данный очерк «держал в уме»243 . Если вспомнить, что Некрасов еще в 1856 году заказывал С. В. Максимову очерк о коробейниках для «Современника», то с этим нельзя не согласиться. Вполне вероятно, что какие-то отдельные штрихи для поэмы могли быть взяты Некрасовым из максимовского очерка, ведь сам он, конечно, вряд ли хорошо знал уклад жизни мелких торговцев-коробейников.

В первой половине сентября 1861 г. Некрасов покинул Грешнево. По дороге в Москву он сделал большой крюк, заехав во Владимирскую губернию, в слободу Мстера, к известному издателю книг для народа И. А. Голышеву, с которым обсудил возможность издания и распространения своих стихов для крестьян. В первую очередь речь шла о дешевом издании «Коробейников».