Биографии Характеристики Анализ

Анализ УМК. УМК "Школа России" и УМК " Гармония":сравнительный анализ Анализ программ по окружающему миру

Тема 3.

«Окружающий мир»

Вопросы для обсуждения на занятии.

1.Почему программы являются основным документом, в соответствии с которым учителю следует строить свою работу по предмету?

2. Из каких компонентов состоит любая программа?

3. Анализ структурных компонентов программы.

4. Соответствует ли программа стандарту по предмету «Окружающий мир».

5. Анализ учебников для разных классов. Выделите в учебниках элементы методического аппарата, проведите их анализ.

6. Принципы отбора содержания по предмету.

7. Структура и содержание знаний об окружающем мире.

8. Методика работы с учебником на уроках и во внеурочное время.

9. Отличительные особенности работы с учебником при реализации ФГОС второго поколения.

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучите вариативные программы по предмету «Окружающий мир». Прочитайте внимательно пояснительные записки к ним и выделите специфические особенности каждой из программ.

На основе проделанной работы сделайте сравнительный анализ программ, выделив сходство и различия между ними по следующим признакам:

цели и задачи изучения предмета (образовательные, развивающие, воспитательные);

методы и формы организации деятельности учащихся, рекомендуемые авторами для реализации заложенного в программе содержания.

4. Изучите учебники по «Окружающему миру» разных авторов. Выделите в учебниках элементы методического аппарата и проведите их сравнительный анализ.

5. Авторы предлагают учителю, который будет работать по их учебникам следующее: «Просмотрите учебники, выполните все задания, ответьте на все вопросы, запишите возникшие у вас вопросы, конспективно запишите ваши мысли по содержанию».

При подготовке к занятию разделитесь на микрогруппы и выполните это задание авторов, тогда вы хорошо будете знать содержание учебников.

6. Изучите методику работы с учебниками разных авторов, покажите ее вариативность.



7. Изучите пояснительную записку программы «Окружающий мир» авторов Е.В.Чудиновой и Е.Н.Букваревой и выделите особенности этого варианта.

8. Ознакомьтесь с учебником Е.В.Чудиновой И Е.Н.Букваревой «Окружающий мир». Чем они отличаются от других вариативных учебников? Как вы это можете объяснить?

9.Решите методические задачи, приведенные ниже.

10.Определите границы своих знаний, используя вопросы для этого.

Решите следующие методические задачи

1. В пояснительной записке к программе «Окружающий мир» авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков пишут, что «курс» «Мы и окружающий мир» разработан в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на достижение оптимального общего развития школьников (Л.В.Занкова).

Что вы под общим развитием школьников понимаете? Как это отражено в содержании программы? Приведите конкретные примеры.

2. Авторы программы «Мы и окружающий мир» Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков пишут, что одной из задач, которая должна решаться - это «формирование общеучебных умений: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить предусмотренные программой опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы».

Внимательно изучите эти общеучебные умения и покажите, заложено ли это в содержание учебников или это задача учителя? Особое внимание обратите на такие умения, как умение воспринимать проблему, выдвигать гипотезу.

3. Н.Я.Дмитриева и А.Н.Казаков пишут, что «при разработке программы курса особое значение приобретает дидактический принцип «ведущая роль теоретических знаний». Этот принцип требует реализации в программе существенных связей между теоретическими и практическими знаниями».

Проиллюстрируйте это примерами из учебников этих авторов для разных классов (1-4).

4. В методических рекомендациях к курсу «Мы и окружающий мир» авторы пишут: «Содержание учебника развертывается от общего представления обо всех компонентах окружающего мира к более углубленному рассмотрению одного из компонентов (неживая природа; живая природа; человек, его труд и человеческое общество). Каждый компонент рассматривается во взаимосвязях со всеми остальными компонентами окружающего мира, с которыми уже ознакомился ученик. Происходит постоянная активизация ранее полученных знаний, создаются условия для возникновения новых связей, для более глубокого проникновения в суть материала».

Подтвердите все эти позиции примерами из учебников этих авторов. Все ли из этого авторам удалось реализовать в своих учебниках? Ответ аргументируйте.

5.Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков в методических пояснениях к курсу пишут: «Ко всем темам разработаны вопросы и задания, требующие от ребенка добывания знаний в процессе индивидуальной, групповой и коллективной работы. Характер задаваемых вопросов предполагает в большинстве случаев вариантность ответов. Они направлены на обсуждение разных версий, оценку разных точек зрения, т.е. на многоаспектность анализа». Подберите примеры из учебников для разных классов, подтверждающих это высказывание авторов. Удовлетворяют ли вас эти вопросы и задания или вам хотелось бы что-то еще добавить? Почему?

6.В своих методических рекомендациях к курсу Дмитриева Н.Я. и А.Н.Казаков пишут, что содержание учебника шире обязательного минимума, который предусмотрен стандартом. Это поможет учителю выбрать тот объем материала и тот уровень трудности работы с ним, который соответствует детям данного класса. Но в то же время при необходимости учебник может обогащаться дополнительным материалом и заданиями, активизирующими познавательную деятельность школьников.

Выберите любую тему из учебника 3 класса и подберите к ней дополнительный материал, который, на ваш взгляд, будет способствовать активизации познавательной деятельности учащихся.

7. В конце любой программы даются требования к уровню подготовки обучающихся к концу 4 класса. В программе Н.Я. Дмитриевой и А.Н.Казакова в этой части программы записано, что учащиеся должны владеть общеучебными умениями, в частности, уметь осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам. Как вы это понимаете? Как учебники этих авторов помогают формировать это общеучебное умение? Подтвердите это примерами из учебников этих авторов.

8.Н.Ф.Виноградова в пособии «Методика обучения. Окружающий мир 1-4 кл.». - М. «Вентана- Граф», 2002 пишет: «Окружающий мир» - предмет особый, многогранный. Его содержание включает сведения из разных областей знаний и является пропедевтикой изучения географии и истории, обществознания и биологии, анатомии и валеологии. Авторами курса были выделены следующие структурные элементы, которые важны для процесса усвоения знаний младшими школьниками: образ, факт, связь, деталь». Проанализируйте учебники разных авторов и установите, есть ли эти структурные элементы, подтвердите это конкретными примерами. А может ли оказаться так, что не все эти элементы будут отражены в содержании? Почему? Ответ аргументируйте.

9.В пояснительной записке к программе «Окружающий мир» Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева пишут, что «в основе построения программы лежит принцип отбора знании, умений и навыков, наиболее актуальных для развития мышления и сознания ребенка этого возраста, а так же для успешного последующего обучения». Покажите, как это реализовано в учебниках - тетрадях этих авторов?

10.В программе по предмету «Окружающий мир» авторов Е.В.Чудиновой и Е.Н.Букваревой содержание для первого класса содержит такие разделы:

Способы получения ответов на вопросы об окружающем мире: беседа, чтение, наблюдение;

Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире. Анализ ощущений человека;

Свойства (признаки) объекта наблюдения. Выделение и называние разных свойств объекта наблюдения. Планирование наблюдений;

Сравнение объектов по выделенному свойству. Классификация объектов по выделенному свойству;

Разные состояния объекта;

Процесс как смена состояний объекта. Процессы вокруг нас.

Как вы можете объяснить такую последовательность содержания? Какие теоретические позиции реализовали авторы? Сравните с содержаниями других программ для первого класса, в чем принципиальная разница между ними? Почему? Ответ аргументируйте.

11.Как авторы программы для реализации системы Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова (Е,В.Чудинова, Е.Н.Букварева) осуществляют интеграцию естествознания и обществознания? Найдите это обоснование в пояснительной записке к программе и приведите его содержание.

12.Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева в методических рекомендациях для учителя выделяют следующие приемы работы с текстами:

1) коротко сформулировать, о чем текст;

2) ответить на 1-2 содержательных вопроса по тексту;

3) придумать и записать название;

4) выделить маркером главные слова;

5) слушая или читая текст, нарисовать значок или картинку, которая потом поможет вспомнить его;

6) вспомнить и рассказать текст соседу по парте или классу по нарисованному значку, картинке или названию;

7) выделить маркером непонятные и незнакомые слова.

Можете ли вы к этим приемам что-то добавить? Есть ли различия в приемах работы с текстами у разных авторов учебников? Подтвердите это конкретными примерами.

Определите границы своих знаний

I .Почему учитель должен знать программу по предмету?

2.Из каких компонентов состоит любая программа?

З.Что должно входить в содержание пояснительной записки к программе? Почему?

4.В чем сходство и различия вариативных программ.

5.Чем от всех программ отличается программа Е.В.Чудиновой, Е.Н.Букваревой. предназначенной для реализации системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова?

6.Дидактические функции учебника?

7.Почему учебник является важнейшим средством обучения?

8. Принципы отбора содержания учебников. Структура знаний об окружающем мире. Содержание знаний об окружающем мире.

9.Чем представлен методический аппарат школьных учебников?

10. Какие виды текстов в учебниках разных авторов по жанру, объему, содержанию? Приведите примеры.

11. .Иллюстративный аппарат учебника. Виды иллюстраций. Соотношение между текстами и иллюстрациями в учебниках для разных классов.

12.Аппарат организации усвоения. Типы заданий и вопросов.

Приведите примеры для разных учебников.

13.Аппарат ориентировки, назначение, видовое разнообразие. Приведите примеры из разных учебников.

14. Методика работы с учебником. Вариативность этой работы.

Литература:

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А.Методика преподавания естествознания в начальной школе.- М.: Владос, 2008.

2. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» в начальной школе.- М.Академия: 1998, с.40-46.

3 Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 классы. Методика обучения.- М.:Вента-Граф. 2002.

5. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. «Мы и окружающий мир»: Учебники для 1,2,3,4 кл. - Самара; Корпорация «Федоров», 2008 и последующие годы.

6. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир» 1-2.3-4 классы.- Самара: Корпорация «Федоров», 2008 и последующие годы.

7. Зуев Д.Д. Школьный учебник.- М.:Педагогика, 1983.

8. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. - М,2002. С.293-324.

9. Чудинова Е.В., Букварева Е.Н. Окружающий мир. 1,2,3,4 классы: - М.: Вита-Пресс, 2008 и последующие годы.

10. Чудинова Е.В., Букварева Е.Н. Окружающий мир. 1,2,3,4 классы. Методическое пособие для учителя.- М.: Вита-Пресс, 2008 и
последующие годы.

Методический комментарий

Программа – это тот документ, в соответствии с которым учитель составляет календарно-тематическое планирование на год.

Любая программа состоит из пояснительной записки, содержания, перечня знаний и умений.

В пояснительной записке авторы обозначают основные цели и задачи изучения данного курса, принципы отбора содержания (общие и специфические), ведущие методы, позволяющие реализовать предлагаемое содержание и организовать процесс изучения предмета, нетрадиционные формы организации обучения.

Во второй части программы дается содержание предмета , которое разбито на классы, разделы с обозначением времени и последовательности их изучения и по этому содержанию учитель составляет календарно-тематическое планирование на год.

Третья часть программы посвящена основным требованиям к уровню подготовки выпускника начальной школы, где перечислено, что ученик должен уметь различать, кратко характеризовать, приводить примеры, применять знания практической деятельности.

Программа – это нормативный документ, не только направляющий деятельность учителя и учащихся, но и определяющий деятельность создателей учебников. Учебник должен быть написан в соответствии с программой, поэтому автор учебника должен быть и автором программы. Его содержание раскрывает вопросы программы, а структура отражает последовательность тем в изучении материала, предусмотренного программой.

Принципы отбора содержания

1. Принцип интеграции. В 1998-1999 учебном году две образовательные области, естествознание и обществознание, на уровне начального звена объединены в один образовательный компонент «Окружающий мир». Содержание данного компонента гораздо шире природоведения. Основу его составляют три группы знаний: человек, природа, общество.

Какие возможности представляет интегрированное построение предмета «Окружающий мир»?

1) Реализовать психологические особенности взаимодействия ребенка младшего возраста с окружающим миром. Важная психологическая особенность – это целостное восприятие мира. Построить учебный процесс необходимо таким образом, чтобы он постепенно переходил к расчлененному (предметно-дифференцированному) изучению мира;

2) При изучении интегрированного предмета младшие школьники устанавливают более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, понимают взаимозависимости в системе «человек-природа-общество»;

3) Осознает необходимость выполнения правил поведения; получает начальные навыки экологической культуры;

4) Подготавливается к изучению базовых дисциплин в основной школе;

5) Н.Я.Дмитриева, А.Казаков пишут, что интегрированный курс представит детям широкую целостную картину мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания – о природе, человеке, обществе в их историческом развитии. Таким образом, реализуя принцип интеграции, у школьников сформируется целостная картина мира и, наряду с этим, предупредит перегрузку, вызванную множеством изучаемых предметов.

2. Необходим учет дидактических принципов, которые позволяют трансформировать научное знание в учебный предмет.

Один из важнейших принципов – это научность отбора материала. Даже самое минимальное содержание учебного предмета должно быть необходимым и достаточным для того, чтобы в нем нашли отражение целостное содержание и структура какой-то теории.

3. В основе содержания лежит деятельностный подход. Этот принцип реализуется, прежде всего, в том, что содержание отбирается с учетом усвоения его учащимися в ходе непосредственной практической деятельности (наблюдение, распознавание признаков, моделирование, эксперимент), создающий запас конкретных представлений и первоначальных понятий. Наиболее доступным местом организации практической деятельности является окружающий ребенка мир.

4. Важный принцип отбора содержания – краеведческий, т.к. он дает возможность формировать знания о природе на основе непосредственных восприятий окружающей среды.

5. Экологическая направленность содержания. В учебниках должно быть такое содержание, которое обеспечит экоадекватное образование младших школьников.

Группы знаний, содержащихся в учебниках

Знания об окружающем мире чрезвычайно разнообразны и касаются всех его сторон: природы, предметной области, человека, общества, сфер деятельности и познания. Поэтому в содержании предмета выделяют такие группы знаний:

1) Природоведческие и экологические представления:

· это элементарные знания об объектах и явлениях живой и неживой природы (особенности внешнего вида, условий жизни и развития, приспособленность к среде обитания);

· представления об экологических связях и зависимостях всего живого на Земле;

· элементарные сведения о Земле как планете Солнечной системы (в начальной школе астрономические представления не выделены в особую группу, хотя подготовка к изучению этого содержания закладывается в начальной школе);

· изучение физических явлений: воздух, движение, электричество и др.

· представления о человеке как биологическом существе и части природы.

Наиболее крупные разделы, темы, позволяющие формировать природоведческие и экологические представления:

а) изучение сезонных изменений в природе;

б) изучение природных сообществ;

в) изучение воды, воздуха, температуры как компонентов неживой природы и значение их для жизнедеятельности растений, животных, человека.

2) Географические представления.

География интегрирует практически все изучаемые в школе науки: астрономию, экологию, историю, физику и др.

В начальной школе преподается география, изучающая географическую оболочку Земли (верхнюю часть литосферы, гидросферу, нижнюю часть атмосферы), где существует жизнь.

Особенно выделяется материал о карте. Карта – это образно-знаковая модель действительности. Она несет в себе информацию обобщенную и абстрактную, отраженную в графической форме. Обучение картографической грамотности, писал Л.В.Занков, имеет важное значение для развития детей, т.к. она учит их восприятию пространственных отношений, знакомит с особым интеллектуальным искусством передачи человеческих знаний в графической форме. К тому же графический язык карты интернационален, он имеет единую форму выражения у всех народов.

Главное в этот период – пробуждение интереса к учебному предмету.

В настоящее время наиболее полно географическое содержание представлено в учебниках Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова (до 2001 года в системе Л.В. Занкова предмет географии был отдельным) и в учебниках А.А. Вахрушева (2 класс).

3) Социальные представления.

На этом содержании у детей формируют понимание места человека в обществе и среди людей, знакомят с правилами поведения в общественных местах, с нормами взаимоотношений между людьми. Дети знакомятся с различными социальными понятиями: «родина», «страна», «город», «село», «национальность», «закон», «право», «обязанность», «президент», «правительство» и многими другими, которые дают элементарное представление об экономике, политике, устройстве нашего государства, о достопримечательностях и значении родного края.

4) Исторические представления.

Этот раздел предусматривает ознакомление учащихся с историей Отечества и родного края. На ярком и доступном детям материале формируются образные представления о наиболее важных событиях и фактах из истории Российского государства.

Все эти области знаний окружающего мира существуют не изолированно друг от друга, а в тесном единстве, взаимодействии, взаимовлиянии. По мере изучения происходит не только обогащение общих представлений об окружающем мире, но осознание связей и отношений между различными группами знаний.

Структурные единицы содержания:

1. Первой структурной единицей знаний об окружающем мире является образ.

Образ - есть представление, выраженное посредством ощущений и чувств. Образ содержит знания о внешних особенностях предмета и является и включает как осуществленные, так и несущественные его признаки.

Ребенку младшего школьного возраста наиболее важно воспринимать образную картину мира. Такое восприятие является основой логического способа познания действительности, так как этот способ мышления развивается на основе наглядно-действенного и наглядно-образного типов мышления.

Отсюда так важно организовать наблюдение окружающего мира на экскурсиях, прогулках, индивидуальные самостоятельные наблюдения.

2. Второй структурной единицей знаний об окружающем мире являются факты.

Всякое знание вбирает в себя множество фактов, сгруппированных в определенной системе.

Содержание учебного предмета «Окружающий мир» насыщено актуальными для характеристики того или иного явления фактами. Для младших школьников отбираются только доступные, интересные и особенно динамичные факты и их общее число не так велико. По мере развития детей, формирования умения логически мыслить, число фактов о предметах и явлениях окружающего мира увеличивается.

3. Следующей структурной единицей знаний об окружающем мире является связь.

Процесс обучения детей не останавливается на передаче только фактологической стороны явлений окружающего мира. В него входят также осознание связей, объединяющих предметы и явления в разные области (природа, общество, предметный мир).

Группы связей, которые изучаются в начальной школе:

Причинно-следственные;

Временные;

Последовательные.

1) Причинно – следственные связи очень разнообразные:

Связи, характеризующие взаимообусловленность существования и развития живой и неживой природы

Например: «Почему птицы улетают на юг?»; «Приспособления растений пустыни к условиям произрастания»;

Связи, раскрывающие процессы взаимодействия в природе живых организмов. Например, пищевые связи;

Связи, показывающие зависимость существования человека от природных и социальной среды;

Связи, характеризующие взаимоотношения людей.

2) Временные связи обсуждаются при изучении раздела, посвященного историческим событиям.

3) Последовательные связи. Они дают возможность систематизировать знания учащихся. Примеры: «В какой последовательности улетают птицы осенью?», «Откуда в наш дом пришла вода и куда она уходит?»

Общие особенности построения учебников.

Современный школьный учебник – это массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные школьной программой для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных или иных особенностей.

Дидактические функции учебника многообразны: информационная, систематизирующая, закрепления и контроля, интегрирующая, координирующая, развивающе-воспитательная и др.

Эти функции учебника не являются рядоположенными, а составляют систему, которая должна выступать в каждом учебнике в органическом единстве, в комплексе.

Структура школьного учебника.

Учебник – это целостная система, состоящая из структурных элементов, между которыми обязательна устойчивая связь элементов. Выпадение одного элемента системы должно обязательно сказаться на единстве целого. Каждый из структурных элементов несет определенную функциональную нагрузку в решении учебно-воспитательных задач.

Текст – это основная словесная (вербальная) система общей модели учебника. Это носитель основной информации, определяет сущность и объем содержания образования, предназначенной для усвоения школьниками.

Внетекстовые компоненты служат тексту, организуют его усвоение, облегчают его понимание и практическое использование.

Основной текст (главный) содержит учебный материал дидактически и методически обработанный и систематизированный автором (авторами) в соответствие с программой. Он служит главным источником учебной информации, обязательной для изучения и усвоения учащимися. Ядро основного текста составляют знания об основных понятиях, законах, теориях и способах деятельности.

Основные тексты делят на две группы (описание дано в книге «Школьный учебник», автор которой Д.Зуев):

Теоретико-познавательные,

Инструментально-практические.

Теоретико-познавательные тексты, доминирующая функция которой информационная, включают следующие элементы:

1)основные термины и язык конкретной области научного познания;

2)сквозные (ключевые) понятия и их определения;

3)основные факты (явления, объекты, процессы, события);

4)характеристики основных законов, закономерностей;

Инструментально-практические, доминирующая функция которых преобразовательная, трансформационная (применение знаний), включает:

1)характеристики основных способов деятельности, необходимых для усвоения учебного материала и самостоятельного добывания знаний;

2)характеристики принципов и правил применения знаний;

3)описание задач, упражнений, опытов, экспериментов;

4)специальные разделы, способствующие систематизации, обобщению, повторению.

По жанру основные тексты относят к научно-популярным.

Дополнительные тексты содержат учебный материал, который служит для подкрепления и углубления положений основного текста. Этот материал может иногда выходить за рамки школьной программы. Они призваны усилить научную доказательность и эмоциональную нагрузку учебника, способствует реализации индивидуального подхода к учащимся и дифференциации обучения. Учебник нельзя считать зеркальным отражением содержания учебной программы, поэтому он должен предоставить учащимся возможность углубить, дополнить, уточнить свои знания при работе с учебником.

Пояснительные тексты являются средством организации и осуществления самостоятельной учебной деятельности школьников.

К внетекстовым компонентам относится аппарат организации усвоения, иллюстративный аппарат, аппарат ориентировки.

Аппарат организации усвоения – это вопросы и задания, систематизирующие и обобщающие таблицы. Все это призвано стимулировать и направлять познавательную деятельность учащихся в процессе усвоения ими содержания учебника, способствуя тем самым развитию их познавательных интересов и способностей, формированию специальных учебных умений и навыков.

З.А. Клепинина систематизирует вопросы и задания, включаемые в школьные учебники, выделяя при этом следующие группы:

Вопросы и задания, направленные на воспроизведение знаний. Эта группа способствует выявлению и закреплению знаний. Они часто помещены в рубрике «Проверь себя».

Вопросы и задания, требующие логического осмысления знаний: на анализ (выявите существенное свойство (признак) изученного объекта), на сравнение (выделите различия и сходство), установление причинно-следственных связей, обобщение. Часто они помещаются в рубрике «Подумай».

Вопросы и задания на исследование объектов с помощью опытов и наблюдений;

Вопросы и задания, требующие практического применения полученных знаний;

Особое место занимают задания для проведения самостоятельных наблюдений в природе (особенно много таких заданий в учебниках З.А.Клепининой). Выполнение таких заданий будет способствовать формированию правильных и четких представлений об объектах окружающего мира, особенно природы.

Творческие задания, которых особенно много в учебниках Н.Ф.Виноградовой.

Иллюстративный аппарат призван усилить познавательное, эмоциональное воздействие на учащегося учебного материала.

К иллюстративному материалу относятся: иллюстрации (художественно-образные – сюжетные и предметные; документальные, технические; фотоиллюстрации), чертежи, схемы, планы, диаграммы, графики, карты и др.

Аппарат ориентировки обеспечивает целенаправленную ориентацию школьника в содержании и структуре учебника, создавая необходимые условия для успешной самостоятельной работы с ним. К нему относятся: предисловие, оглавление, рубрикация, шрифтовые и цветовые выделения, сигналы-символы, предметные и именные указатели, библиография, колонтитул (колонтитул (нем.) – надпись, помещаемая в книге на каждой странице над текстом, включает в себя: фамилию автора, заглавие книги, или главы, название параграфа). Хорошо это представлено в новом издании учебников З.А.Клепининой.

Федеральный Государственный стандарт начального общего образования.

Сравнительный анализ действующих учебно-методических комплектов по предмету «Окружающий мир», соответствующих ФГОС НОО

Вопросы и задания к занятию:

1. Уточните, что означают термины: «цель курса», «задачи обучения», «принципы обучения», «содержание обучения», «ожидаемый результат».

2. Назовите цели и задачи обучения предмету «Окружающий мир».

3. Какие специфические естественно научные принципы обучения вы знаете? Перечислите.

4. Укажите функции и особенности учебника в системе средств обучения.

5. Объясните высказывание: «Учебник – модель целостного процесса обучения».

6. Назовите структурные компоненты учебника и охарактеризуйте их.

Задание 1. Цели, задачи, планируемые результаты изучения предмета «Окружающий мир» в свете ФГОС II поколения.

Изучите материалы ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС НОО). Обратите внимание на структурные элементы нового ФГОС для начальной школы. Выявите задачи изучения предмета «Окружающий мир», требования к планируемым результатам и систему оценки этих результатов. Результаты зафиксируйте в выводе (письменно в тетради ).

Задание 2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа ФГОС второго поколения.

Изучите материалы «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и выпишите базовые национальные ценности, представленные в нем. Соотнесите их с ценностными ориентирами рабочих программ предмета «Окружающий мир» различных УМК («Школа 2100», «Школа России» ). Подберите примеры содержания курса «Окружающий мир», позволяющие формировать названные ценностные ориентиры. Результаты работы запишите в тетрадях.

Задание 3. Сравнительный анализ рабочих программ по окружающему миру для начальной школы, разработанных по ФГОС второго поколения.

Изучите тексты рабочих программ, разработанных в соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СТАНДАРТОМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: А.А. Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Школа России» ), А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (УМК «Школа 2100» ). Выполните анализ рабочих программ по окружающему миру для начальной школы. Результаты занесите в таблицу №1 .

Проанализируйте полученные сведения в таблице. Укажите отличительные черты каждого курса. Результаты работы отразите в таблице №1 (вывод ). Отметьте, какие положения ФГОС НОО 2-го поколения и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России наиболее полно отражены авторами в программе по предмету «Окружающий мир». Как реализуются заявленные цели курса в задачах этих курсов, идеях, принципах построения обучения в данном курсе? Перечислите предлагаемые авторами методы обучения и определите их соответствие возрастным особенностям младших школьников, изучаемому материалу и возможности их реализации с помощью указанных средств обучения в программе данного курса. Обратите внимание, как распределяется содержание курса «Окружающий мир» по классам в этих УМК. Результаты зафиксируйте в выводе к таблице №1 (вывод ).


Таблица 1

Сравнительный анализ программ по предмету «Окружающему миру»

Признаки для сравнения А.А. Плешаков «Окружающий мир» А.А. Вахрушев «Окружающий мир»
1.Название федерального учебно-методического комплекта, в кот. входит данный курс Школа России Школа 2100
2. Цели курса Образовательная и воспитательная. Развивающего аспекта в целях напрямую не названо, задачи уточняют цель. Комплексная
3. Задачи курса: Задачи совпадают с формулировкой, предложенной в стандарте. Задачи комплексные (развив., образов., воспит.) Образовательные и воспитательные – работают на развитие.
4. Основные идеи Идея многообразия мира, идея целостности мира, идея уважения к миру. Целостности научной картины мира, оценочное отношение к миру
5. Ценностные ориентиры содержания курса Природа. Культура. Наука. Человечество. Международное сотрудничество. Патриотизм. Семья. Труд и творчество. Здоровый образ жизни. Нравственных выбор. Разница в этих УМК. Нравственные ориентиры сформулированы короче. Общее. Ценностные ориентиры одинаковые. Ценность жизни. Ценность природы. Ценность человека. Ценность добра. Ценность истины. Ценность семьи. ценность труда и творчества. ценность свободы. Ценность социальной солидарности.
6. Естественнонаучные принципы отбора содержания Родиноведческие, краеведческие, землеведческие, сезонность, экологические, санитарно-гигиенические. Родиноведческие, краеведческие, землеведческие, сезонность, исторические, экологические, санитарно-гигиенические.
авторские принципы
7. Ведущие методы и методические приемы обучения Проблемно-поисковый подход. Наблюдения, опыты, творческие задания, дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование. Наглядные методы, словесные, практические Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Наглядные методы, словесные, практические
8. Формы обучения Урок, экскурсия, внеуроч.деят., лаборатория. Урок, экскурсия, внеуроч. деят., лаборатория.
9. Материально-техническое обеспечение курса (в т.ч. средства обучения) Книгопечатная продукция (учебники, рабочие тетради, тесты, атлас), наглядные пособия, электронно-наглядные пособия, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, игры и игрушки, натуральные объекты. Книгопечатная продукция (учебники, рабочие тетради, тесты) наглядные пособия, приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал, измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки, набор энциклопедий экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки путеводители.
10. Содержательные линии (блоки), количество часов на их изучение Блоки:1класс «Что и кто?»20ч. «как, откуда и куда?» 12 ч. «где и куда?» 11 ч. «почему и зачем?» 22 ч. Блоки: 2 класс «где мы живем?» 4 ч. «природа» 20 ч. «жизнь города и села» 10 ч. «здоровье и безопасность» 9ч. «общение» 7ч «путешествие» 18 ч. Блоки: 3 класс «как устроен мир» 6 ч. «эта удивительная природа» 18 ч. «мы и наше здоровье» 10 ч. «наша безопасность» 7ч «чему учит экономика» 12 ч «путешествие по горам и странам» 15 ч. Блоки: 4 класс «земля и человечество» 9 ч «природа России» 10 ч. «родной край-часть большой страны» 15 ч. «страницы всемирной истории» 5 ч. «страницы истории России» 20ч «современная Россия» 9ч. Блоки:1класс «как мы понимаем друг друга» 9ч «как мы узнаем, что перед нами» 4ч «времена года» 3ч «как ты узнаешь мир» 4 ч. «твоя семья и друзья» 7 ч. «времена года» 6ч. «что нас окружает» 10ч «времена года» 4ч «живые обитатели природы» 9 ч. «времена года» 6ч Блоки: 2 класс «как мы будем учиться, общие слова-понятия» 2ч «наша планета» 36ч «земля – наш общий дом» 26 ч Блоки: 3 класс «вещество и энергия» 4 ч. «оболочка планеты, охваченная жизнью» 6ч «экологическая система» 9 ч. «живые участники круговорота веществ» 13 ч. Блоки: 3класс часть 2. «Введение.Отправляемся в путешествие» 1ч «твои родные и твоя родина» 4ч «ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР» 21 ч «современна Россия» 6ч Блоки: 4 класс «как работает организм человека» 16ч «рукотворная природа»16ч Блоки: 4 класс 2 часть «человек и его внутренний мир» 5ч. «человек в мире людей» 6ч «человек и прошлое человечества» 10 ч. «человек и многоликое человечество» 3 ч. «человек и единое человечество» 6ч.
11*. Планируемый результат – см. задание 4 (таблицу №2) Планируемые результаты данного УМК совпадают с формулировкой, предложенной в стандарте. Формулировка отличается, но соответствует требованиям стандарта, предложена схема взаимосвязи результатов.
Выводы: Отличительной чертой УМК Школа России является, на мой взгляд, доступность предложенного материала, построение материала в учебнике. Цели, задачи и планируемые результаты соответствуют новому стандарту. Отличительной черной УМК Школа 2100, на мой взгляд, яляется избыточность материала, которые ребята могут усвоить и избыточность заданий, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Цели, задачи и планируемые результаты соответствуют новому стандарту.

Задание 4. Сравнение требований к достижениям ученика начальной школы по предмету «Окружающий мир» (разные программы).

Сопоставьтетребования к достижениям младших школьников по разным программам. Соотнесите их с требованиями ФГОС НОО 2-го поколения. Результаты работы отразите в таблице №2 и сделайте вывод.

«Школа 2100» для начальной школы - это система учебников (учебно-методический комплект) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Учебно-методический комплект (УМК) «Школа 2100» выпускает издательство «БАЛАСС».
Главная цель ОС «Школа 2100» - научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.
Учебники Образовательной системы «Школа 2100» построены как энциклопедии и научно-популярные книги для взрослых: в них всегда содержится избыточная информация, из которой читатель должен найти ответ на интересующий именно его вопрос. Это создает возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Причем важно, что находить и использовать нужную им информацию школьники учились бы сами (например, задания, связанные с поиском в тексте главного). Именно по этой причине авторы не разделили весь материал на основной и дополнительный: ведь в таком случае выделять главное научатся авторы, а не школьники.Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).
В силу психологических особенностей развития младшего школь- ника учебный процесс в курсе технологии должен строиться таким образом, чтобы продуктивная предметная деятельность ребёнка стала основой формирования его познавательных способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление. Только так на осно- ве реального учёта функциональных возможностей ребёнка и законо- мерностей его развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом.
Каковы методические особенности курса
Курс “Технология” является составной частью образовательной модели “Школа 2100”. Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием эстетической компоненты личности в процессе деятельностного освоения мира. Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом первой функции; интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им, закономерностей, которые проявляются как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают: образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объем, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение и др.), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого образа мира. Особенное место в этой интеграции занимает художественно-творческая деятельность - естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащенного эстетического опыта.
Изобразительное искусство – использование средств художе-ственной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Какие линии развития реализует курс
Цель курса - саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственное творческое естество определяет следующие линии развития:
Расширение общекультурного кругозора учащихся.
С рождения ребенка окружает мир вещей, несущий отпечаток развития цивилизации человечества как совокупности материального и духовного. Если материальная целесообразность отражает технический прогресс, то социально-эстетический идеал определяется уровнем развития духовной культуры. Она же, как мы знаем, существует в двух неразрывно связанных формах: в форме духовных качеств человека и в форме духовных ценностей, созданных им.
Развитие качеств творческой личности, умеющей:
а) ставить цель,
б) искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в жизни проблем,
в) выбирать средства и реализовывать свой замысел,
г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт,
д) находить речевое соответствие своим действиям и эстетическому контексту.
Художественно-творческая деятельность, как и любая другая, дает ребенку возможность восприятия духовной и материальной культур, развивает чувства сопричастности и самореализации, помогает осваивать мир не только через содержание, но и через его преображение. Процесс и результат художественно-творческой деятельности становятся с одной стороны, средством познания мира, с другой - средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств ребенка.
Общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах.
Духовная культура - достояние каждого человека и освоение ее - обязательный компонент формирования личности. Сама культура является специфическим способом организации и развития человеческой жизнедеятельности. Духовные качества обладают большей субъективностью, ибо проявляются индивидом, исходя из данных ему природой возможностей на основе рациональных и эмоциональных установок. Духовные же ценности - явление, исходящее из представлений об эстетической целесообразности всего человечества на основе общего накопленного духовного опыта.
Формирование основ эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.
Задачи курса реализуются через культурологические знания, которые будут основой для последующей художественно-творческой деятельности и обеспечат саморазвитие и развитие личности ребенка.
Задачи курса:
– получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
– усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
– приобретение навыков самообслуживания; овладение техно- логическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
– использование приобретённых знаний и умений для творче- ского решения несложных конструкторских, художественно-кон- структорских (дизайнерских), технологических и организацион- ных задач;
– приобретение первоначальных навыков совместной продук- тивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирова- ния и организации;
– приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно- конструкторских задач.
В чем особенности реализации курса
Программный материал рассчитан на 1 - 4 классы, отражает требования обязательного минимума содержания образования по трудовому обучению.
Программа состоит из трех блоков. Основополагающим является культурологический блок. Он объединяет эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.
Второй блок – художественно-творческая изобразительная деятельность. Здесь эстетический контекст находит свое выражение в практической деятельности, основанной на эстетических переживаниях и художественной рефлексии и направлен на формирование творческого восприятия произведений изобразительного искусства.
Третий блок - трудовая деятельность, где основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметном содержании. Особое внимание обращается на формирование у учащихся основ культуры труда и творчества, составной частью которых являются знания элементов технологии и компонентов художественно-изобразительной деятельности.
На основе интегративного подхода дети учатся целостно воспринимать художественные произведения, видеть эстетическое в окружающем мире и технических конструкциях и выявлять общие закономерности художественно-творческого процесса.
Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям: эстетичности, практической значимости (личной или общественной), доступности, а также целесообразности, экологичности. Учитель вправе включать свои варианты изделий с учетом регионального компонента и собственных эстетических интересов.
Важной составной частью практических работ являются упражнения по освоению:
а) элементов пластики руки, тела, актерские этюды, являющиеся основой сценической деятельности;
б) отдельных приемов изобразительной деятельности;
в) основных технологических приемов и операций, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям младшего школьного возраста.
Упражнения являются залогом качественного выполнения целостной работы. Освоенные через них приемы включаются в практику выполнения изобразительных работ и изготовления изделий.
Предлагаемые в курсе “Технология” виды работ имеют целевую направленность. Их основу составляет декоративно-прикладное наследие народов России и театрализованная деятельность как коллективная форма творчества. Это изделия, имитирующие народные промыслы, иллюстрации и аппликации-иллюстрации тех произведений, которые дети изучают на уроках чтения, образы-поделки героев произведений, выполненные в различной технике и из разных материалов, театральный реквизит: декорации, ширмы, маски, костюмы, куклы, рисунки на темы, рисунки с натуры, на свободные темы и т.п. Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и искусством, различные виды творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это могут быть изделия, по тематике связанные с ремеслами и промыслами данной местности, театрализованные постановки фольклорных произведений народов, населяющих регион и т.п.
Какими должны быть уроки
Уроки художественного труда, построенные в контексте искусства, - это уроки творчества, их целью является развитие качеств творческой личности, формирование основ эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.
Эстетическое пронизывает все этапы уроков. Созерцание, восприятие художественных произведений, предметов культурного наследия народов, образцов будущей изобразительной и практической работы осуществляется, прежде всего, с точки зрения их эстетики: цветовые сочетания, подбор материалов, соотношение целого и частей, ритм и т.д. Размышление и рассуждение подразумевают создание своего образа предмета, поиск через эскизы его внешнего вида, обоснование технологичности выбранного того или иного материала, определение рациональных путей (необходимых технологических операций) его изготовления, определение последовательности в практической реализации замысла, решение технико-технологических задач. Практическая манипулятивная деятельность предполагает освоение основных технологических приемов, необходимых для реализации задуманного, и качественное его воплощение в объект с соблюдением требований эстетического вкуса.
Методическая основа курса - организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с 1 класса. Репродуктивным остается только освоение изобразительных и технологических приемов и упражнений.
Продуктивная деятельность на всех этапах урока связана с речевым развитием детей. Оно получает наивысшее развитие в театрализованных действиях школьников: при пересказе по ролям прочитанных произведений с использованием изготовленного детьми настольного театра, в театрализованных постановках на сцене и в кукольном театре.
Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов.
Особое внимание уделяется вопросу оценки деятельности учащихся на уроке. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практику по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает и поэтому зачастую мало одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребенка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приемов и операций и работы в целом; степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.
Как и где может использоваться курс?
Содержание курса может реализоваться в следующих вариантах:
В рамках предмета «Трудовое обучение» – 2 часа в неделю.
Возможно использование материала учебника учителем в качестве содержательного общеэстетического дополнения к урокам по изобразительному искусству.
В школах с углубленным изучением художественно-эстетического цикла. В данном случае курс рассчитан на 3 часа: 2 часа - уроки трудового обучения и 1 час - из школьного компонента.
Занятия могут проводиться учителем начальных классов, специалистами-предметниками (учитель по трудовому обучению, изобразительному искусству).
Программа может быть использована как основная в начальной школе и дополнительная
в ИЗО студиях;
в театральных кружках;
в центрах эстетического развития;
в школах искусств.
При реализации программы учитель творчески подходит к отбору дидактического материала, активизирует учащихся, учитывает их индивидуальные особенности, культурные запросы.
Рекомендации по оснащению учебного процесса
Требования к оснащению учебного процесса на уроках технологии разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безо- пасности труда школьников.
Для работы учащимся необходимы:– учебники:
О.А. Куревина, Е.А. Лутцева, «Технология» (Прекрасное рядом с тобой). Учебники для 1, 2, 3, 4-го класса;
Е.Д. Ковалевская, «Рабочая тетрадь к учебнику "Технология"»
для 1, 2, 3, 4-го классов.
– индивидуальное рабочее место (которое может при необходимо- сти перемещаться – трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы);
– простейшие инструменты и приспособления для ручной обработ- ки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и с шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем, подставка для кистей, коробочки для мелочи*;
– материалы для изготовления изделий, предусмотренные про- граммным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами, крепированная), картон (обычный, гофриро- ванный, цветной) ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин (или глина, пластика, солёное тесто), калька, при- родные и утилизированные материалы, клей ПВА; мучной клейстер, наборы «Конструктор» **;
– специально отведённые места и приспособления для рациональ- ного размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр. ***

Анализ УМК по окружающему миру

Название

Основные принципы

Приоритетные методы

Последовательность предъявления учебного материала

Качество иллюстративного материала

Навигация по учебнику

Интересные находки

УМК «Школа России» «Окружающий мир» (А.А. Плешаков)

Приоритет воспитания в образовательном процессе;

Личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения;

Сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.

принцип воспитания гражданина России;

Принцип ценностных ориентиров;

Принцип обучения в деятельности;

Принцип работы на результат;

Принцип синтеза традиций и инноваций в образовании.

Наблюдения природы и общественной жизни;

Практические работы и опыты, в т.ч. исследовательского характера;

Творческие задания;

Дидактические и ролевые игры;

Учебные диалоги;

моделирование объектов и явлений окружающего мира.

Неживая природа, растения,

животные.

Отличное, т.к. в учебниках и тетрадях много реалистичных изображений и фото.

Читаем и работаем вместе со взрослыми

Сравниваем

Атлас-определитель

Странички «умного совенка»

Пословицы и поговорки

Используется «Алгоритм самооценки». В первом классе алгоритм состоит из 4 вопросов:

Какое было дано задание? (Учимся вспоминать цель работы)

Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)

Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)

Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс)

УМК «Гармония»

«Окружающий мир» (Поглазова ОТ., Шилин В.Д.)

вариативности

системности

доступности

наглядности

преемственности

краеведческий

экологический

сезонный

Объяснительно-иллюстративный,

Частично-поисковый,

Исследовательский

Неживая природа, растения,

животные.

Концентрический принцип построения программы

Учебник менее красочный, чем в УМК «Школа России», но иллюстрации также реалистичные.

Система условных обозначений:

Обратите внимание

Рассмотрите изображение

Запомните

Задание повышенной сложности

К заданию есть ответ

Это интересно знать

Проведите эксперимент

Используются:

Дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.;

Уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез;

Уроки-путешествия,

Уроки-заседания экологического совета, - уроки-конференции.

УМК «Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

«Окружающий мир»

(Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварёва)

Курс основывается на следующих принципах: естественно-научное знание представляет собой совокупность фактов, теорий, объясняющих факты, и научного метода, позволяющего получить факты и строить объяснительные модели; предметом изучения является не картина мира, а сами способы построения этой картины, способы получения знаний о природе; основным методом обучения является решение детьми системы учебных задач; в курсе «Окружающий мир» основной учебной задачей является открытие эксперимента как способа проверки выдвинутых предположений.

Частично-поисковый,

Исследовательский

Наблюдение

Эксперимент

Неживая природа, растения,

животные.

В данном УМК работа над каждой темой идет более интенсивно, чем в других УМК.

На высоком уровне, т.к. иллюстрации реалистичные. Учебник и тетрадь содержат много картинок-инструкций и картинок-задач, связанных с практической деятельностью детей.

Система условных обозначений:

Цели обучения

Обрати внимание! Это важно! Суть!

Ответы на вопросы

Практическое задание

Литература

Повтори!

Контрольные вопросы

Обдумайте это

Это надо записать в тетрадь

Программа содержит разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы, в основу изучаемых курсов положена система научных понятий.

Анализ УМК курса «Окружающий мир» образовательной системы «Школа 2100»

На современном этапе образования в школах функционируют разнообразные дидактические системы, представленные различными программами и авторскими наработками.

Для того чтобы определить каково место формирования представлений о взаимосвязях живой и неживой природы у младших школьников, необходимо проанализировать программный материал по окружающему миру в начальной школе. Для анализа был выбран программный курс образовательной системы «Школа 2100».

Программа А.А.Вахрушева, О.В.Бурского, А.С.Раутиана и С.В.Тырина «Мир и человек» является одной из достаточно интересных в плане структурирования материала, хотя и достаточно сложной в отношении работы.

Программа нацелена на воспитание человека, осознающего свое место и место человечества в окружающем его мире, т.е. на воспитание биосферной этики. Последнее невозможно без ознакомления ребенка с элементами целостной картины мира, которая должна стать своеобразным личностным императивом в его поведении. Это находит отражение в своеобразном расположении материала: межотраслевое следование от биоэкологии к глобальной с параллельным рассмотрением вопросов экологии человека как части природы и одновременно несколько отошедшего в своем развитии от животных. При этом смысл сообщения картины мира видится авторам в том, чтобы при минимуме сообщаемых детям знаний сделать их сознательными участниками жизни, что в свою очередь предполагает творческо-исследовательский характер работы со стороны и учителя, и учащихся. То есть предполагается не только познакомить школьников с образом мира, но и научить их пользоваться своим опытом. Поэтому решение проблемных творческих задач рассматривается как главный способ осмысления мира [коз, с.403].

Для облегчения работы в учебнике основные понятия выделены в рамке в конце каждого параграфа, а их толкование четко дано в словарике (в конце пособия), структурированном порядке [коз, с.405].

В процессе работы у учащихся сознательно формируется умение выдвигать гипотезы и доказательно отстаивать свою точку зрения (искать способы проверки), принимать чужую позицию (выслушать и выбрать правильный ответ), диагностировать и прогнозировать происходящее. Такого рода поисковая ориентация дает возможность подготовить человека к постоянному изменению условий среды. Поэтому-то именно разнообразное отражение единого и его объяснение становятся предметом данного курса [коз, с.406].

1-й класс. «Я и мир вокруг» (66 ч) - Вахрушев А.А., Раутиан А.С.

Что нас окружает (10 ч). Зависимость человека от природы. Живые природные богатства: животные и растения. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, запасы подземных кладовых. Силы природы - ветер, солнечный свет, течение рек. Роль природных богатств в хозяйстве человека. Бережное отношение к природным богатствам. Твёрдые, жидкие и газообразные тела, их отображение в русском языке. Три состояния воды: твёрдое (лед, снег), жидкое (вода), газообразное (пар).

Живые обитатели планеты (9 ч). Растения, грибы, животные, человек - живые организмы. Рост, дыхание, питание, размножение - свойства живых организмов. Смертность живых организмов. Бережное отношение к живым обитателям Земли.

Сходство растений и животных: дыхание, питание, рост, развитие, размножение. Растения - «кормильцы». Животные - «едоки». Многообразие растений (цветковые и нецветковые растения). Грибы. Многообразие животных. Связь живых организмов разных «профессий» друг с другом. Их приспособленность к своему месту жизни.

Времена года (12 ч). Осень. Признаки осени: похолодание, короткий день, листопад, лёд на лужах. Окраска листьев. Подготовка животных к зиме.

Зима. Признаки зимы. Погода зимой. Снег, снежинка, сосулька, морозные узоры. Животные и растения зимой. Помощь животным.

Весна. Признаки весны: ледоход, таяние снега, распускание листьев, прилёт птиц, начало цветения растений, гнездование птиц. Цветы - первоцветы. Птицы и их гнёзда.

Лето. Признаки лета: длинный день, короткая ночь, яркое солнце, гроза (гром, молния). Народные приметы. Всё живое приносит потомство, созревание плодов. Грибы. Путешествие воды. Правила поведения при грозе. Гнёзда и логова животных.

Экскурсия в парк «Осенняя природа».

Экскурсия в парк «Зимняя природа».

Экскурсия в парк «Весенняя природа».

2-й класс. «Наша планета Земля» (68 ч) - Вахрушев А.А., Раутиан А.С.

Введение (4 ч). Живая и неживая природа.

Земля и солнце (16 ч). Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта.

Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле - Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси - причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.

Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца - причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей.

Земля - наш общий дом (11 ч). Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.

Природные зоны - территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.

Природные зоны.

3-й класс. Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч). - Вахрушев А.А., Раутиан А.С.

Оболочка планеты, охваченная жизнью (5 ч). Живая оболочка Земли - биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.

Участники круговорота веществ. Растения - производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные - потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии - разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.

Экологическая система (9 ч). Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема - единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва - единство живого и неживого.

Экосистема озера. Болото - заросшее озеро. Экосистема луга. Экосистема леса.

Поле - искусственная экологическая система.

Аквариум - маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.

Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».

3-й класс. Раздел 2: «Моё Отечество» (34 ч) - Данилов Д.Д., Тырин С.В.

Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч)

Времена Древней Руси. IX - XIII века (5 ч)

Времена Московского государства. XIV - XVII века (4 ч)

Времена Российской империи. XVIII - начало XX века (5 ч)

Времена Советской России и СССР. 1917 - 1991 годы (4 ч)

Современная Россия (8 ч)

4-й класс. Раздел 1: «Человек и природа» (34 ч) - Вахрушев А.А., Раутиан А.С.

Данный раздел содержит следующие темы:

Человек и его строение (14 ч)

Происхождение человека (2 ч)

Рукотворная природа (10 ч) Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека.

Вода, её свойства. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.

Воздух, его состав и свойства. Воздушный шар.

Горные породы и минералы, их использование человеком. Драгоценные и поделочные камни.

Металлы, их свойства. Использование различных металлов.

Торф, каменный уголь, нефть и природный газ - ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.

Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.

Звук, его свойства. Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства.

4-й класс. Раздел 2: «Человек и человечество» (34 ч) - Данилов Д.Д., Тырин С.В.

Данный раздел представлен следующими темами:

Человек и его внутренний мир (9 ч)

Человек и общество (4 ч)

Картина всемирной истории человечества (6 ч)

Человек и многоликое человечество (5 ч)

Человек и единое человечество (4 ч) [Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / - М.: Баласс, 2010. - 400 с.]. -С. 245-267

В целом естествоведческий по своей сути курс носит экологическую направленность с историко-культурологической ориентацией, отраженную как в представленном материале, так и в подходах по его построению. Он содержит много интересных авторских находок, богатый иллюстративный материал, усложненную подборку сведений и опытов, а также базируется на исследовательском, проблемном, деятельностно-практическом принципе получения информации как основополагающем, хотя и лишен в основном социально-исторического материала. Действенный его характер и идея целостности как доминантная линия построения отражены в конечном результате: понимать мир - это значит знать, что и почему так происходит в нем, прогнозировать, что с ним может произойти, и решать как далее вести себя в нем [коз, с.409].

Анализ учебников образовательной системы «Школа 2100»

Учебники формата А4, для каждого класса предусмотрено 2 части учебника, что, несомненно, облегчает эксплуатацию учебника ребенком - он лёгкий по весу, содержит крупный шрифт, красочный. Всё это обусловлено возрастными особенностями ребенка обучающего в начальной школе.

1 класс, часть 1, 2 «Я и мир вокруг»

На первых страницах учебника расположена информация для учителя родителей. Далее по содержанию идет материал о том, как пользоваться учебником. Тут ученик может познакомиться с условными обозначениями, встречающимися по тексту учебника и каким образом, ему на них реагировать.

Каждая тема начинается с новой страницы. Автор учебника как бы ведет ненавязчивый диалог с ребенком, что делает процесс обучения более свободным в плане усвоения информации.

В конце учебников размещен толковый словари.

Взаимосвязь живой и неживой природы изучается в темах о временах года .

2 класс, часть 1, 2 «Наша планета Земля»

Начиная со второго класса в учебнике помимо иллюстраций, схем еще встречаются фотоматериалы, что дает ребенку в большей степени представлять те или иные объекты окружающего мира.

В 1 части учебника, имеются 3 приложения: 1. Учимся решать жизненные задачи; 2. Проект «Моя страна»; 3. Карты (размещено 6 различных физических карт).

Вторая часть так же содержит приложения: 1. Учимся решать жизненные задачи; 2. Проект «Всемирная выставка»; 3. Карты (15 карт); 4. Игра «Путь человечества.

Как и в каждом из учебников 1 класса, во втором имеется толковый словарик в конце учебника.

Взаимосвязь живой и неживой природы можно проследить в темах о природных зонах .

3 класс, часть 1 «Обитатели Земли»

На первых страницах учебника авторы знакомят ученика, как работать с учебником, объясняет им, зачем мы учимся, как будем учиться, что надо обязательно запомнить. Далее представлен маршрут в страну знаний и с этой страницы авторы знакомят ученика с их помощниками Мишей и ленной.

1 часть учебника содержит больше текстового материала, напечатанного уже более мелким шрифтом, нежели учебники 1 и 2 классов. Много красочных схем, иллюстраций.

В этой части учебника, имеются 2 приложения: 1. Учимся решать жизненные задачи; 2. Проект «Сохраним красоту природы».

В конце учебника размещен толковый словарь.

Взаимосвязь живой и неживой природы можно проследить в главе 3 «Экологическая система» .

3 класс, часть 2 «Моё Отечество»

Здесь авторский коллектив не изменил своей традиции - знакомить учеников с устройством учебника. В учебнике в каждой теме прописан проблемный вопрос, который предлагают обсудить герои учебника Анюта и Илюша. Далее на разворот учебника представлена карта «Путешествие по «реке времени» российской империи».

В учебнике 6 глав относительно истории нашей страны.

Глава 1. Твои родные и твоя Родина в потоке времени

Глава 2. Времена Древней Руси. 9-13 века

Глава 3. Времена Московского государства. 14-17 века

Глава 4. Времена Российской империи. 18- начало 20 века

Глава 5. Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы

Глава 6. Современная Россия.

В конце учебника расположены 2 приложения: 1. Учимся решать жизненные задачи; 2. Проект «Сохраним историю родного края» и проект «Отмечаем государственные праздники».

Завершает курс обучения толковый словарь.

4 класс, 1 часть «Человек и природа»

Первая часть учебника состоит из двух глав:

Глава 1. Как работает организм человека

Глава 2. Рукотворная природа

После каждой главы учащимся предлагаются приложения. В первой главе - приложение 1. Учимся решать жизненные задачи, а во второй главе - приложения: 2. Учимся решать жизненные задачи; 3. Повторение. Природа, вещества, явления; 4. Повторение. Земля - планета жизни; 5. Повторение. Растения и животные; 6. Повторение. Природные зоны. Экосистемы.

По окончании изучения всего курса предлагается толковый словарик.

В первой части учебника взаимосвязь живой и неживой природы повторяется в приложениях 5 и 6. Где ученику предложены вопросы относительно растений и животных, их взаимосвязи, а так же вопросы касательно природных зон и экосистем .

4 класс, часть 2 «Человек и человечество»

Вторая часть учебника состоит из двух разделов. В первом разделе две главы с включенными в нее параграфами.

Раздел 1. Человек

Глава 1. Человек и его внутренний мир

Глава 2. Человек и мир людей

После главы 1 обучающимся предлагается дополнительный материал, а после первого раздела есть приложение 1. Учимся решать жизненные задачи.

Раздел 2. Человечество

Глава 3. Человек и прошлое человечества

Глава 4. Человек и многоликое человечество

Глава 5. Человек и единое человечество

После главы 4 предложен дополнительный материал, а после главы 5 приложение 2. Учимся решать жизненные задачи; приложение 3. Проект «Моё человечество».

И по завершении пройденного материала обучающимся предлагается толковый словарик.

Во второй части учебника взаимосвязь живой и неживой природы не изучается .

Вывод по главе 1

Первая глава направлена на рассмотрение теоретических основ взаимосвязей живой и неживой природы.

Охарактеризованы взаимосвязи живой и неживой природы: представлена характеристика экологических факторов; рассмотрены важнейшие экологические факторы - температура, свет и влажность.

Рассмотрены сезонные изменения в жизни растений и животных Омского Прииртышья. Дано описание изменений в живой и неживой природе по сезонной периодичности: весна, лето, осень, зима. Рассмотрено понятий «фотопериодизм».

Проанализирован УМК курса «Окружающий мир» образовательной системы «Школа 2100». Подводя итоги, констатируем, что взаимосвязь живой и неживой природы изучается в 1 классе в 4 темах о каждом времени года; во 2 классе при изучении природных зон; в 3 классе, части 1 - в главе 3 «Экологическая система»; в 4 классе, части 1 в конце учебника даются лишь вопросы для повторения природных зон и экосистем.