Биографии Характеристики Анализ

Английская аристократия. Внутри особняков современной аристократии

Владельцам великолепных особняков приходится идти на жертвы, чтобы сохранить наследие.

Писатель Нэнси Митфорд как-то сказала: «Аристократия в республике - что курица без головы: еще бегает по двору, хотя на самом деле уже мертва».

«Хотя многие герои этой книги уже немолоды, их взгляды точно нельзя назвать устаревшими, ведь им удалось приспособиться к новым временам и иначе взглянуть на фамильные владения».

А так и не скажешь. Книга повествует о 16 великолепных старинных домах и их владельцах. Наследников, пишет Реджинато, с боем заставляли открывать свои покои для бесконечных толп туристов, а одна женщина, имевшая больше титулов, чем королева Англии, была вынуждена переехать из георгианского особняка в обычный фермерский дом.

Еще один домовладелец, Джон Кричтон-Стюарт, 7-й маркиз Бьют, оказался не в состоянии содержать Дамфрис Хаус, палладиевую виллу XVIII века в графстве Эйршир, Шотландия, а заодно и поместье с неоготическим особняком; и только вмешательство Чарльза, принца Уэльского, помогло уберечь дом от продажи. Реджинато рассказывает: «Аукцион был отменен. Несколько грузовиков, доверху набитых фамильными сокровищами, уже направлялись в Лондон, когда им было велено возвращаться домой».

1 /5 Большая библиотека в Гудвуд-Хаус, Западный Суссекс

Но так ли плохо, если дом все-таки продают?

С точки зрения поклонников сериала «Аббатство Даунтон», все эти лорды, леди, маркизы и графы занимаются благородным, даже донкихотским, делом: они борются за сохранение блеска и красоты фамильных имений. Но с другой стороны, Реджинато лишь описал быт небольшой группы людей, которые по собственной воле тратят жизнь на содержание неоправданно больших домов. Вряд ли кому-то придет в голову жалеть правнучку инвестиционного банкира, которая изо всех сил пытается сохранить семейный загородный дом на Лонг-Айленде. А ведь положение английских «современных аристократов» ничуть не бедственнее ее, просто они куда дольше этим занимаются.

1 /5 Луггала, особняк в графстве Уиклоу, Ирландия, принадлежащий наследнику империи Guinness

Практически все имения из книги Реджинато находятся в Великобритании, а их владельцы в большинстве случаев принадлежат к классу землевладельцев, чьи деньги и власть начали испаряться на заре промышленной революции. После того, как по Англии прошлась Первая мировая война, погубившая многих дворянских наследников (с 1914 по 1918 года на полях сражений погибли 1157 выпускников Итонского колледжа), великие дома Соединенного Королевства оказались в довольно плачевном состоянии. Только уловки, вроде выгодного брака, могли спасти фамильные владения (например, Бленхеймский дворец был «спасен» браком по расчету между 9-м герцогом Мальборо и богатой американской наследницей Консуэло Вандербильт).

Даже семейство Ротшильдов, чьи успехи на банковском поприще сделали их относительно невосприимчивыми к меняющейся британской экономике , отказались от содержания впечатляющего поместья Уоддесдон в графстве Бакингемшир. Реджинато рассказывает: «После Второй мировой войны Уоддесдон стал слишком дорого обходиться даже для Ротшильдов». Так особняк, все его содержимое и 66 га земли перешли в ведение Национального фонда по охране исторических памятников, достопримечательностей и живописных мест Великобритании.

1 /5 Поместье Уоддесдон, переданное Ротшильдами в дар Национальному фонду

Этот список можно продолжить. Файнсы, владевшие замком Броутон с 1377 года, живут на «частной стороне» дома; остальные помещения открыты для публики по £9 за вход. Члены семьи, пишет Реджинато, порой и сами стоят за кассой в местной сувенирной лавке.

Лорд Эдвард Меннерс, второй сын 10-го герцога Ратленда, унаследовал усадьбу в графстве Дербишир. Один из флигелей он превратил в гостиницу «Павлин», а летом пускает туристов в парадные залы главного здания. Реджинато отмечает, что «в отличие от тех, кто воспринимает большие и старые усадьбы как непосильную ношу, Меннерс называет свою „делом всей жизни“».

Другими словами, все эти люди могут по-прежнему называть себя аристократами, но правящим классом они от этого не становятся. А вот управляющим хедж-фондами, например, не приходится взимать плату за вход в собственные покои.

1 /5 Третья зала для приемов и церемоний в Бленхеймском дворце

Однако есть и исключения.

В книге описаны два дома, принадлежащие очень богатой семье Кавендишей. В первом, относительно скромном коттедже, жила Дебора Кавендиш, герцогиня Девонширская. Она покинула 297-комнатный Чатсуорт-хаус, когда ее сын вступил в права наследства. Реджинато пишет, что она всегда высоко ценила компактное очарование таких домов.

«Иметь все такое маленькое - это восхитительная роскошь!», - говорила герцогиня.

Еще одну резиденцию семьи Кавендишей, замок Лисмор в графстве Уотерфорд, Ирландия, Реджинато называет просто - «запасным домом».

1 /5 Дебора Вивьен Кавендиш, герцогиня Девонширская в своем «Старом доме викария» (The Old Vicarage)

Пожалуй, самый великолепный из описанных великих домов принадлежит членам королевской семьи нового поколения. Дадли Хаус, лондонская резиденция катарского шейха Хамада бен Абдалла аль-Тани, площадью 4 тыс км², насчитывает 17 спален и один бальный зал длиной в 15 м; ее примерная стоимость составляет 440 млн долларов. Говорят, когда королева Елизавета впервые посетила эту резиденцию, она лишь сухо заметила, что по сравнению с ней «Букингемский дворец выглядит довольно скучно».

1 /5 Интерьер Дадли Хауса в центре Лондона

Хотя ее слова и можно было бы принять за сомнительный комплимент одного короля другому, скорее, это говорит о том, что понятие «настоящей» аристократии в европейском обществе подразумевает лишь налет былой славы, подобно той, что проглядывает с глянцевых страниц прекрасной книги Реджинато. Правда, за всей этой валоризацией и ностальгией по богатому прошлому легко забыть, что в свое время все эти дома предназначались только для того, чтобы демонстрировать богатство, власть и статус их владельцев. Сегодняшние аристократы возводят свои дома по тем же канонам; просто дворянству нашего времени титулы раздает совет директоров, а не королева.

Четсворт – одно из самых известных аристократических поместий. Прошлогодние расходы на его содержание составили 2 миллиона фунтов.
Фото с сайта http://www.chatsworthimages.com/

В Англии не только газоны возделываются в течение веков. Безо всяких перерывов на экспроприацию здесь существует класс помещиков, у которого от прежних феодальных привилегий остались одни воспоминания, но звания и огромные угодья по-прежнему передаются по наследству. Довольно закрытая помещичья жизнь вызывает любопытство публики, поэтому так популярны у англичан телевизионные проекты с игрой в лордов и леди. Хотя, наигравшись, народ все равно стремится заглянуть в окна подлинной усадьбы, чтобы узнать, как живут ее владельцы, настоящие помещики.

Верхи, низы

Шесть утра. Первой по правилам просыпается судомойка – она должна разогреть кухонную плиту, чтобы вскипятить воду для чая, а также мальчик-слуга, который чистит обувь и выносит ночные горшки.

Но на кухне все идет наперекосяк, потому что судомойка Люси покинула телепроект. В реальной жизни девушка учила французский язык и не знала, что такое ручная стирка и приготовление обедов, а здесь ей приказали работать по 16 часов в сутки и запретили подниматься наверх.

Робу, 23-летнему генетику из Лондона, досталась роль второго лакея, он решил, что весело проведет время. Но после нескольких дней жизни в поместье XXI век перестал казаться ему реальным. Обитатели дома не пользовались ни мобильными телефонами, ни другой современной техникой. Выглянув в окно, они могли увидеть лишь 56-акровый ландшафт и иногда – экипаж с лошадьми.

Прекрасный дом, озеро для лодочных прогулок, образцовая молочная ферма, чайная комната, крокет и теннис в саду, лошади и экипажи в конюшне только что отреставрированного имения Мандерстон на границе Англии и Шотландии обеспечили истинно английскую атмосферу столетней давности. В нее окунулись на три месяца добровольцы – участники телевизионного проекта под названием «Усадьба эдвардианской эпохи». Пятеро счастливчиков превратились в членов семьи лорда. По условиям проекта они не должны были браться ни за какую работу.

Четырнадцать остальных стали их слугами и быстро познали суровость старой иерархической системы, разделявшей мир поместья на верхний – господский, и нижний – плебейский, уровни. Ванну принимать им разрешалось раз в неделю, зато работать они были обязаны с утра до ночи и все время помнить правила поведения, которыми в эдвардианском доме регулируются отношения господина и слуги.

Каждый лакей и слуга, имевший доступ на верхние этажи, нес еще ответственность за определенного члена семьи. «Невероятно, как крепко ты привязываешься к этому человеку, – удивлялся Роб. – Когда ты являешься слугой и не принимаешь самостоятельных решений, то неожиданно чувствуешь себя внутренне свободным. До чего же сильно изменилось общество с тех пор».

Да, золотая эдвардианская эпоха земельной аристократии прошла и стала последней, названной по имени монаршей особы. Интерес к ней велик. Поэтому задуманный в 2001 году сериал «Усадьба эдвардианской эпохи» имел успех, расходы продюсеров на материальную базу и многочисленных специалистов окупились.

А Великобритания и сегодня остается страной крупных поместий. Руководство того же 4-го канала предположило, что тему верхов и низов стоит продолжить в современных декорациях. И не ошиблось, выпустив очередной проект в духе нового телевизионного реализма.

Что увидел дворецкий

В новом сериале слуги были настоящими. Дворецкий, солидный и сдержанный мужчина, имел 20-летний профессиональный опыт. Он работал в семьях аристократов или просто богачей в Канаде, Франции и России. Ему и остальным слугам предстояло оценить поведение членов семейного клана Каллагенов, которых, как подопытных мышей, поселили в имении стоимостью 30 миллионов и предложили вести жизнь богатых аристократов со всеми ее атрибутами. Три брата с семьями боролись за большой денежный приз – предстояло выяснить, кто лучше других освоится с ролью лорда и леди.

Слуги оказались снобами и за закрытыми дверями обсуждали манеры своих хозяев. Те действительно были людьми простыми, считали признаком утонченности оттопыренный мизинец. Одна из героинь в первый день по наивности потребовала налить ей шампанского в ванну, другая перебрала спиртного во время званого обеда, где она была хозяйкой, и наговорила гостям, настоящим лордам, бестактностей. Слугам было над чем похихикать.

Каллагены, когда первая эйфория прошла, переругались между собой и захотели обратно, в свои дома на рабочих окраинах. «Мне надоело все время быть на виду. Я хочу сама стирать, готовить и убирать за собой», – сказала Мойра, которая, хотя и стала победительницей, с радостью вырвалась из этой позолоченной клетки.

Сериал «Что увидел дворецкий» стал очередным успехом, но вызвал споры о гуманности таких опытов над людьми. Хотя каждый из Каллагенов старался изо всех сил воплотить свое представление об аристократизме, недостаток образования и воспитания сделали их посмешищем.

Многие англичане, подобно Каллагенам, пребывают в неведении о жизни верхних слоев общества. Верхи спускаются вниз только при большой необходимости, для них иерархическая лестница не место для игр, а реальность. Например, они покидали свои угодья для участия в демонстрации против запрета охоты на лис. Народ мог увидеть их сердитые румяные лица. Нечасто появляется такая возможность.

Как живется этим настоящим – не телевизионным – английским помещикам?

«Надеюсь, в раю будет так же хорошо»

Гроб с телом одиннадцатого герцога Девонширского медленно провезли по подъездной аллее его имения Четсворт, сквозь ряды слуг в черно-белой униформе. Он скончался в возрасте 84 лет, оставив титул и поместье сыну, который стал двенадцатым герцогом Девоншира.

Четсворт – один из самых известных помещичьих комплексов севера Англии. Его архитектура, парковые пейзажи, лестница водяного каскада и художественные коллекции считаются первоклассной туристической достопримечательностью и просто прекрасным местом, где хочется остаться. Один посетитель написал в книге отзывов: «Надеюсь, в раю будет так же хорошо».

Мастера, придумавшие водные эффекты Четсворта четыреста лет назад, максимально использовали возможности этого переменчивого элемента стихии. Тишина прудиков и слабых течений контрастирует с бурными потоками, водопадами, фонтанами – большими и малыми. Знаменитый каскад состоит из 24 каменных ступеней. Каждая – отличается от предыдущей, так же как и звук падающей с них воды.

В отличие от других аристократических семейных гнезд, выхолощенных ради посещения публики, этот частный дворец хранит за своим фасадом жизнь, мало изменившуюся за несколько десятилетий.

Мир поместья кажется доступным – можно купить билет и провести здесь день, прыгая по водяным ступенькам, устраивая пикники на зеленой лужайке, свободно заходя во дворец, который писатель Даниэль Дефо называл «самым великолепным зданием». На самом же деле этот мир закрыт для посторонних, даже сельские новости и сплетни приходят сюда с опозданием. В эпоху супермаркетов Четсворт хочет сохранить почти феодальную автономию и обеспечивает себя многим необходимым. Рыба – из собственной речки, дичь – из своего леса, свежие продукты с – фермы, фрукты – из оранжереи. Школа швей и собственное мебельное производство поддерживают самостоятельность этого натурального хозяйства. Даже гроб, в котором провожали в последний путь герцога, плотник изготовил из дуба, срубленного в парке.

В летний сезон число работников здесь доходит почти до 600. Помимо 12 человек обычной домашней прислуги – лакеев, горничных, экономок и поваров – существует еще «команда по уходу за текстилем», которая поддерживает в порядке ковры, шторы, балдахины в спальнях; есть человек, заводящий часы; есть каменщик; художник, создающий различные таблички и указатели; два землекопа, отвечающих за работу стоков и дренажных систем; библиотекарь; хранитель коллекций; а также два архивариуса.

Мастер на все руки Джон, ответственный за состояние лестниц в доме, каждую среду начинает с выполнения своей дополнительной обязанности – он заводит все 64 часовых механизма. В поместье 297 помещений; для их уборки включается армада пылесосов численностью 40 штук; общая длина коридоров в доме превышает километр; блестят 7873 чисто вымытых оконных стекла – и все это огромное хозяйство освещают 2084 электрические лампочки, доводя ежегодный счет за потребление электроэнергии до 24 тысяч фунтов стерлингов.

Прошлогодние расходы на содержание Четсворта составили 2 миллиона фунтов. Покрыть их помогли деньги, собранные с более чем двух миллионов посетителей. За этими приходно-расходными процессами следит личный казначей герцога, он же управляющий поместьем, Джон Оливер.

Мистер Оливер живет в Четсворте всю жизнь, с того дня в 1946 году, когда он появился на свет в помещении герцогской конюшни. Его отец был шофером, мать помогала на кухне, дед работал главным садовником. В этой семейной династии нет ничего необычного для Четсворта, где связь между хозяевами и слугами проходит через поколения. Джон начал свою карьеру в 1961 году учеником плотника, а его старшие братья уже трудились здесь: «В те времена казначей, управляющий, экономки вызывали страх и беспрекословное подчинение персонала. Сейчас мы выглядим более-менее демократично, по крайней мере для посторонних, – бизнес обязывает. Но внутренние перемены небольшие. Наверное, самая заметная из них – люди уже не хотят посвящать этой работе свою жизнь с 14 лет и до старости и ищут перемен».

Тем не менее управляющий предпочитает брать на работу тех, кто приходит сюда навсегда. 113 человек из штата работают в поместье более 40 лет.

На сайте Четсворта сегодня перечислены рабочие вакансии: требуются работники в кафе и ресторан для туристов, шеф-повар в закрытый спортивный клуб, продавец в фермерский магазин, уборщики офисов. Но семья герцога избегает нанимать чужаков для работы в самом дворце – из соображений безопасности.

Преданность ценится: многие слуги получили хорошие дома в близлежащих владениях в прижизненное пользование. На ежегодном празднике для персонала герцог объявляет благодарности и награждает лучших. Когда старший брат мистера Оливера, его предшественник на посту управляющего, уходил на пенсию, герцог пригласил всю семью Оливеров на прощальный обед. Их старая мать тогда разрыдалась от переполнивших ее чувств – бывшая судомойка, она сидела за столом рядом с герцогиней.

Память верного слуги хранит и другие картины – он помнит, как 15-летним мальчиком втаскивал лестницу в хозяйскую столовую, помогая старшему напарнику. Их перед тем заверили, что в комнате никого нет. К своему ужасу, они застали там обедавшего герцога, который как раз подносил вилку ко рту. Длинная лестница помешала быстро развернуться и отступить обратно, поэтому Джон испуганно сказал: «Простите, ваша светлость, мы только раму хотели починить». И получил вежливый ответ: «Это замечательно, но не могли бы вы сделать это чуть позже?». Предки нынешнего герцога отличались большей холодностью и строгостью.

Барышни-крестьянки

Не все поместья Англии являются таким прекрасно налаженным предприятием, как Четсворт.

Леди Ингилби, владелица замка Рипли в северном Йоркшире, иногда вспоминает любимую шутку мужа о том, что наследование этого замка было подобно победе в лотерее, но без получения денежного приза. Чтобы добыть прибыль, они пускают в замок туристов и постояльцев, сдают его в аренду для свадеб и банкетов. Леди называет себя не только помещицей, но и работницей. Посетители не могут поверить, что дама в бальном платье, недавно водившая их по залам, и женщина, работающая вилами в саду, – одно и то же лицо. У ее семьи нет личных слуг, но под ее руководством находятся 100 человек обслуживающего усадьбу персонала.

Свою работу в роли хозяйки замка леди Ингилби воспринимает как лицедейство. «Я всегда должна быть вежливой и ровной – люди не забывают грубое обращение со стороны титулованных особ».

Другая «барышня-крестьянка», графиня Денбих, живет в Ньюнхэм Пэддокс, где предки ее мужа обосновались еще в 1433 году. В течение 570 лет, до открытия в 2003 году парка скульптур, земли поместья использовались только как сельскохозяйственные. Молодой графской чете пришлось самостоятельно расчищать лесные заросли и прокладывать дорожки для публики. Сегодня они работают с мужем посменно – встречая посетителей в лесном домике-галерее...

Сара Калландер Беккет унаследовала от предков Комбермиэ Эби, основанное в 1133 году. Вернувшись домой после многих лет жизни и работы в Америке, она обнаружила дом в печальном состоянии. Без финансов, но с деловой хваткой и контактами, Сара успешно переоборудовала старые конюшни в пятизвездочные гостиничные номера, а затем начала сдавать замок в аренду для корпоративных вечеринок и семинаров.

Хозяйка Квинби Холл, что в Лейчестершире, Обин де Лисли, тоже прежде работала менеджером, делала карьеру в крупной компании и никогда не думала, что бросит все это ради жизни в поместье XVII века, сады и архитектуру которого она будет показывать туристам. Она использует свои навыки в бизнесе, чтобы заработать средства для поддержания дома, который давно нуждается в ремонте. (В первый же месяц их жизни там прорвало верхнюю трубу и залило все нижние этажи.) Владельцы Квинби Холл утверждают, что знаменитый сыр Стилтон был изобретен экономкой, которая много лет назад работала в поместье.

Некоторые помещики предпочитают предоставить весь дом экскурсантам. Фиона, графиня Карнавонская, владелица Хайклиа – усадьбы в сто комнат в Хэмпшире, живет в маленьком пятикомнатном коттедже.

Бииип... Фулфорд

Среди английских помещиков попадаются характеры эксцентричные, заставляющие вспомнить гоголевские «Мертвые души».

Обедневший аристократ Фулфорд ни за что не хочет продавать свой огромный дом в Южном Девоне, хотя у него нет ни слуг, ни денег. Он ходит по усадьбе с металлоискателем, в надежде найти зарытые предками клады, за плату показывает шокированным туристам свой ободранный дом и портреты предков. Его босоногие дети играют в футбол в старинных залах, отбивая мячом куски старинной лепнины. Леди Фулфорд ругает их и тут же на скорую руку реставрирует лепнину – с помощью моментального клея.

Речь хозяина поместья отличается экспрессией. Любимое его словечко – нецензурное, из тех, что отбиваются звездочками в тексте, а в эфире глушатся бипами. В документальный фильм про Фулфордов цензоры навставляли столько этих бипов, что разговоры аристократического семейства звучали так, как будто их слушаешь по испорченной телефонной линии.

Недавно Франсис Бииип... Фулфорд (нецензурное слово навсегда приклеилось к его имени) выпустил книжку – руководство для тех упрямых аристократов, которые живут в бедности, но хотят держать марку.

Он делится своими секретами. Первый – как сэкономить на приеме гостей. Найденные на задворках хорошего ресторана бутылки наполнить дешевым вином. Плюс – стаканчик портвейна для насыщенного цвета. Как следует встряхнуть – и подавать. Все будут в восторге. Те же фокусы можно проделать с водкой, джином и виски. В рецепте джина с тоником от Фулфорда очень много тоника и капля джина, другая капля размазана по краям стакана, для запаха.

Второй секрет – гардероб. Аристократ должен одеваться в дорогие вещи, пусть и старые. Их можно найти в магазинах секонд-хенда и носить десять лет, качество ведь хорошее. И, наконец, самое важное – как содержать огромный дом. Лучше всего его не трогать, все 50 комнат пусть остаются как есть – с лысыми коврами, облезлыми обоями и сломанными стульями. Проблема отопления решается просто – его надо отключить. Хотя, признается Фулфорд, он имеет слабость включать обогрев раз в году – в качестве рождественского подарка жене...

Недостает только подъезжающего к поместью английского Чичикова.

Новые английские сквайры

Усадьбы требуют денежных вливаний, и свежие деньги приходят в сельскую Англию – вместе с новой разновидностью помещиков. Эти помещики не носят твиды, их выговор не отполирован в частных школах. Это футболисты «Манчестер Юнайтед», «Ньюкасла», «Ливерпуля», и в последнее время – «Челси», зарабатывающие около ста тысяч фунтов всего за одну неделю. С 2003 года они купили больше 20 поместий стоимостью от 2 миллионов.

Старые аристократы заволновались по поводу новых соседей. Что если те начнут переделывать старый уклад под себя? Пример уже есть – нападающий из «Манчестер Юнайтед» Уэйн Руни разрушил прекрасное поместье тридцатых годов в Чешире и построил «дворец» для себя и своей подруги, подтвердив еще раз, что хороший вкус ни за какие деньги не купишь.

Сегодня очевидно: если когда-нибудь и придет английской помещичьей идиллии конец, он случится под звуки рэпа, гудки навороченных автомобилей и шум вульгарных вечеринок.

Лингвистический центр Lexxis Лингвистический центр Lexxis

Знакомим наших друзей с отрывками из «знаковой» книги англичанки Кейт Фокс (Kate Fox), вышедшей в 2011 году под названием Watching the English: The Hidden Rules of English Behaviour («Наблюдая за англичанами: скрытые правила поведения»).

Эта книга произвела фурор на родине автора, сразу после выхода в свет вызвав шквал восторженных откликов читателей, критиков и социологов. Кейт Фокс, потомственному антропологу, удалось создать смешной и поразительно точный портрет английского общества. Она анализирует причуды, привычки и слабости англичан, но пишет не как антрополог, а как англичанка - с юмором и без помпы, остроумным, выразительным и доступным языком. Итак, глава под названием:

Что говорят и чего не говорят английские аристократы

Языковые коды показывают, что класс в Англии не имеет ничего общего с деньгами и еще меньше – с образом деятельности. Речь – это самоцель. Человек с аристократичным акцентом, использующий лексикон высших кругов будет определен как выходец из высшего общества, даже если он или она живет на скудную зарплату, занимается бумажной работой и живет в бог знает какой квартире. Или даже если она или он – безработный, нищий и бездомный.

Та же самая система лингвистических ценностей относится к человеку с произношением рабочего класса, который называет диван Settee, салфетку Serviette, а дневной прием пищи – Dinner, даже если он мультимиллионер и владелец загородного имения. Помимо речи у англичан существуют и другие индикаторы классов, такие как: предпочтения в одежде, мебели, декорациях, автомобилях, домашних животных, книгах, хобби, еде и напитках, но речь – индикатор мгновенный и наиболее очевидный.

Нэнси Митфорд придумала термин ‘U и Non-U ‘– со ссылкой на слова представителей высшего класса и не высшего класса – в статье, опубликованной в Encounter в 1955 году. И хотя некоторые слова ее индикаторов класса уже устарели, принцип остается неизменным. Некоторые шибболеты* изменились, но до сих пор их существует достаточное количество в повседневной речи для безошибочного распознавания того или иного класса английского общества.

___________________

* Шибболет (иврит – «течение») – библейское выражение, в переносном смысле обозначающее характерную речевую особенность, по которой можно опознать группу людей (в частности, этническую), своеобразный «речевой пароль», который неосознанно выдает человека, для которого язык – неродной.

Простой бинарный метод Митфорд не является, однако, вполне достаточной моделью для точного распределения лингвистических кодов: некоторые шибболеты помогают просто отделить аристократов от всех остальных, но другие – более конкретно – отделить рабочий класс от низшего среднего или среднего слоя среднего и верхушки среднего классов. В некоторых случаях, как ни парадоксально, слова-коды рабочего класса и высшего класса удивительно схожи, и значительно отличаются от речевых привычек классов, пролегающих между ними.

Какие слова НЕ говорят английские аристократы

Есть, однако, несколько слов, которые воспринимаются английской аристократией и верхушкой средних классов как безошибочные шибболеты. Произнесите одно из этих слов в присутствии представителей высших классов Англии и их бортовые радиолокационные датчики начнут мигать, сообщая о необходимости немедленного понижения вашего статуса до середины среднего класса, а в худшем случае (что вероятнее) – ниже, а в некоторых случаях – автоматически – до уровня рабочего класса.

Это слово особенно ненавидят английские аристократы и верхушка среднего класса. Журналист Джилли Купер вспоминает разговор своего сына с другом, невольно подслушанный ею: «Мама говорит, что слово pardon – хуже, чем fuck.» Мальчик был совершенно прав: это явно простонародное словечко хуже бранного выражения. Некоторые даже называют пригороды, в которых живут обладатели этого лексикона Пардонией.

Вот хороший тест на классовую принадлежность: в разговоре с англичанином скажите что-нибудь слишком тихо, чтобы вас не расслышали. Человек ниже среднего и среднего классов переспросит с помощью «Pardon?», верхушка среднего класса скажет «Sorry?» или «Sorry – what?» или «What – sorry?» А верхний класс скажет просто «What?» Как ни удивительно рабочий класс также скажет «Wha’?» – с той лишь разницей, что отбросит ‘T’ на конце слова. Некоторые из верхушки рабочего класса могут сказать «Pardon?», ошибочно претендуя на то, что это звучит аристократично.

Toilet – еще одно слово, которое заставляет содрогаться высшие классы или обмениваться понимающими взглядами, когда какой-то горе-карьерист произносит такое. Правильное слово для обозначения уборной для представителей света – «Loo» или «Lavatory» (произносится как lavuhtry с ударением на первом слоге). «Bog» – иногда приемлемо, но только если это сказано иронично-шутливым тоном, как если бы было взято в кавычки.

Рабочий класс напропалую говорит «Toilet», как и большинство выходцев из низших и средних слоев среднего класса, с той лишь разницей, что в добавок к этому упускает ‘T’ на конце. Простолюдины тоже могут говорить «Bog», но явно не подразумевая кавычки.

Представители низкого среднего и среднего класса с претензией на более благородное происхождение слова заменят его такими эвфемизмами как: «Gents», «Ladies», «Bathroom», «Powder room», «Facilities’ и «Convenience»; или шутливыми эвфемизмами такими как: «Latrines», «Heads» и «Privy». Женщины склонны использовать первую группу выражений, мужчины – вторую.

На языке обитателей Пардонии «Serviette» – это салфетка. Это еще один пример джентлизма, в данном случае неверная попытка повысить свой статус с помощью фрацузского словечка. Было высказано предположение, что слово «Serviette» было подхвачено брезгливыми представителями низшего слоя среднего класса, которые нашли слово «Napkin» (салфетка) слишком похожим на «Nappie» (подгузник), и, чтобы звучать более изящно, заменили слово на эвфемизм французского происхождения.

Каким бы ни было происхождение этого слова, «Serviette» в настоящее время безнадежно рассматривается как признак речи низшего класса. Матери детей высших сословий очень расстраиваются, когда их дети, следуя самым лучшим побуждениям нянь из низших сословий, учатся говорить«Serviette» – приходится переучивать говорить «Napkin».

Само слово «Dinner» не опасно. Порочно только его неуместное употребление рабочим классом по отношению к обеденному приему пищи, который должен называться не иначе как «Lunch».

Называть вечерний прием пищи «Tea» – также привычка рабочего класса. В высшем обществе вечернюю трапезу называют «Dinner» или «Supper». Dinner – грандиознее, чем Supper. Если вас пригласили на Supper, вероятно, это будет неофициальная семейная трапеза, возможно, даже на кухне. Иногда подобную деталь могут сообщить и в приглашении: «Family supper», «Kitchen supper». Высшие классы и верхушки средних используют слово Supper гораздо чаще, чем средние и низы средних слоев общества.

«Tea» по обыкновению высшего света принимается в районе 16:00 и состоит из чая и пирожных или булочек – cakes & scones – (второе слово они произносят с коротким O) и, возможно, мини сэндвичей (которые они произносят как ‘sanwidges’, а не ‘sand-witches’).

Эти особенности восприятия временных параметров создает дополнительные проблемы для иностранных гостей: если вас пригласили на «Dinner» – в какое время вы должны почтить хозяев своим визитом – в полдень или вечером, а прийти на «Tea» – это к 16:00 или к 19:00? Чтобы не попасть в неловкое положение, лучше переспросите, к какому именно часу вас ожидают. Ответ приглашающего также поможет вам безошибочно определить его социальный статус, если пожелаете.

Или же, находясь в гостях, вы можете проследить за тем, как хозяева называют свою мебель. Если предмет мягкой мебели, предназначенный для двух и более людей называется у них «Settee» или «Couch» – это значит, что хозяева дома принадлежат не выше, чем с среднему слою среднего класса. Если это «Sofa» – они представляют верхушку среднего класса или выше.

Однако, здесь есть место исключениям: это слово не такой яркий индикатор рабочего класса как «Pardon», поскольку некоторые молоденькие представители верхушки среднего класса, подхватившие влияние американских фильмов и телевизионных программ, могут сказать «Couch», но они вряд ли скажут «Settee» – разве что в шутку или, чтобы нарочно подействовать на нервы своим класс блюдущим родителям.

Хотите еще потренироваться в прогнозах классовости? Обратите внимание на саму мебель. Если предмет обсуждения представляет из себя новодельный гарнитур из дивана и двух кресел, обивка которых подобрана в тон шторам, – хозяева, наверняка, употребляют слово «Settee».

Так же полюбопытствуйте, как они называют комнату, в которой находится «Sofa» или «Settee»? «Settee» будут находиться в комнате с названием «Lounge» или «Living room», в то время как «Sofa» – в «Sitting room» или «Drawing room». Ранее«Drawing room» (сокращение от «Withdrawing room») был единственным допустимым термином в отношении гостиной. Но многие представители верхов сочли слишком претенциозным и напыщенным называть маленькую гостиную в обычном доме с террасой – «салоном» («Drawing room»), поэтому «Sitting room» стало вполне приемлемым выражением.

Случайно можно услышать от выходцев из средних слоев среднего и верхов среднего классов «Living room», хотя это и не одобряется, но только представители ниже середин среднего класса станут называть ее «Lounge». Это особенно полезное слово для представителей среднего класса, которые стремятся выдать себя за верхушку среднего: они, возможно, уже успели научиться избегать «Pardon» и «Toilet», но они часто не в курсе, что «Lounge» – тоже смертельный грех.

Как и «Dinner» само по себе слово «Sweet» не есть показатель класса, но его неуместное применение таковым является. Верхушка среднего класса и аристократия настаивают на том, чтобы в отношение десерта, который подается в конце трапезы, использовалось исключительно слово «Pudding», но никогда такие слова как: «Sweet», «Afters» или «Dessert», каждое из которых – деклассированный и неприемлемый термин. «Sweet» может свободно использоваться в качестве прилагательного, а если в качестве существительного, то только относительно того, что американцы называют «Candy», то есть -карамельной конфеты и больше ничего!

Блюдо, завершающее трапезу, – всегда «Pudding» , что бы он из себя не представлял: кусочек торта, крем-брюле или лимонное мороженое. Спрашивая: «Does anyone want a sweet?» в конце трапезы приведет вас к тому, что вы будете немедленно классифицированы как середина среднего класса и ниже. «Afters» – также включит классовый радар и ваш статус будет понижен.

Некоторые, подверженные влиянию американской культуры, юнцы из верхов среднего класса начинают говорить «Dessert», и это наиболее допустимое слово из всех трех и наименее подлежащее идентификации как слова из словаря рабочего класса. Впрочем, осторожно с этим термином: в высших кругах «Dessert» традиционно означает блюдо из свежих фруктов, которое едят с ножом и вилкой и которое подается в самом конце застолья – после того, что принято называть «Pudding».

If you want to talk posh – для начала вам придется отказаться от самого термина «Posh». Корректное слово для обозначения превосходства, аристократизма – «Smart». В высших кругах слово «Posh» может произноситься только с иронией в шутливом тоне, показывающем, что вы знаете, что это – словечко из словаря низших слоев.

Антоним слова «Smart» в устах тех, кто находится выше среднего – слово «Common» – снобистский эвфемизм для обозначения рабочего класса. Но будьте аккуратны: используя это слово слишком часто, вы сами указываете на то, что принадлежите не более чем к среднему уровню среднего класса: постоянно называть вещи и людей «Common» означает ваш неуемный протест и попытку дистанцироваться от более низких классов. Увы, только недовольные своим статусом люди бравируют снобизмом в такой форме.

Люди аристократического воспитания, расслабленные на предмет своего статуса, предпочтут использовать такие вежливые эвфемизмы относительно людей и явлений рабочего класса как: «Low-income groups», «Less privileged», «Ordinary people», «Less educated», «The man in the street», «Tabloid readers», «Blue collar», «State school», «Council estate», «Popular».

«Naff» – термин более неоднозначный и в данном случае более подходящий. Он может означать то же, что и «Common», но может и попросту быть синонимом «Tacky» и «Bad taste». «Naff» стало обобщенным универсальным выражением неодобрения, наряду с которыми подростки часто используют такие свои любимые тяжелые оскорбления как «Uncool» и «Mainstream».

Если эти молодые люди –«Common», то они будут называть своих родителей «Mum & Dad». «Smart» дети говорят «Mummy & Daddy». Некоторые из них привыкли к «Ma & Pa», но те слишком старомодны. Говоря о своих родителях в третьем лице, «Common» дети будут говорить «my Mum» & «my Dad» или «me Mam» и «me Dad» в то время как «Smart» дети будут называть их «My mother» и «My father».

Но эти слова не являются непогрешимыми показателями классовости, так как некоторые дети высших кругов теперь говорят «Mum & Dad», а некоторые очень маленькие дети рабочего класса могут сказать «Mummy & Daddy». Но если ребенок старше 10 лет, скажем, 12, то по-прежнему называть своих родителей «Mummy & Daddy» он будет, скорее всего, в том случае, если рос в «Smart» кругах. Взрослые люди по-прежнему называющие своих родителей «Mummy & Daddy» – определенно выходцы из высших кругов.

_________________

**ETC. – сокращение от латинского «et cetera», таким образом, этот подзаголовок по-русски звучит как «и так далее, и тому подобное».

На языке матерей, которых их дети называют «Mum», дамская сумочка – «handbag», а духи – «perfume». На языке матерей, которых их дети называют «Mummy» – сумочка – это «Bag», а духи – «Scent». Родители, которых называют «Mum & Dad», про скачки скажут «Horse racing» ; родители из света – «Mummy & Daddy» – говорят просто «Racing».

Представители «Common» общества, желая сообщить, что идут на вечеринку, используют выражение go to a «do»; люди из средних слоев среднего класса вместо «Do» употребят слово «Function», а представители «Smart» кругов назовут прием просто «Party».

«Refreshments» подаются на «Functions» среднего класса; гости«Party» первого эшелона пьют и едят «Food & Drink». Средние слои среднего класа и ниже них получают свою еду в «Portions»; выходцы из аристократии и верхушки среднего класса о порции называют «Helpings». Первое блюдо простолюдины назовут «Starter», а представители выше среднего – «First course», хотя это менее надежный индикатор статуса.

Средний слой среднего класса и те, что ниже называют свой дом «Home» или «Property», внутренний дворик в своем доме – «Patio». Выходцы из верхних слоев среднего класа и выше, говоря о своем жилье, употребят слово «House», а внутренний дворик – «Terrace».

Быть модницей хорошо, но выглядеть статно, словно ты женщина из высшего общества, - настоящий труд. Ты ведь замечала, что есть дамы, которые вроде и одеты просто, но выглядят при этом безупречно. А вот некоторые девушки пытаются надеть на себя всё самое модное и дорогое, делают важное лицо, но вычислить, что они простолюдинки, не составляет труда. Мы хотим тебе рассказать о типичных ошибках стиля .

© DepositPhotos

Чтобы выглядеть состоятельной особой, нужно подавать себя правильно и очень внимательно относиться к подбору одежды. Британские эксперты в области моды предложили очень дельные советы для тех, кто хочет выглядеть безупречно. Редакция «Так Просто!» с радостью поделится ими с тобой.

Как одеваться недорого и стильно

  • Носи белую одежду
    Черный цвет соблазнителен, но вот белый по-настоящему облагораживает. Носи белое с ног до головы, чтобы выглядеть как девушка из высшего общества. Ты будто заявляешь миру: «Я не боюсь запачкать свой белоснежный костюм, ведь в случае неприятностей пойду и куплю новый, ведь я состоятельная дама». Практичностью не должно даже попахивать.

    © DepositPhotos

  • Вещи должны смотреться безуперчно
    Запомни: в твоем доме всегда должны быть хороший утюг, гладильная доска и средства для стирки. На твоей одежде не должно быть пятен (даже в незаметных местах) и уж тем более помятостей. Важно не то, за сколько ты купила блузу или платье, а то, как они на тебе сидят. Если не по размеру - ушей, если строчка разошлась - в ремонт одежды сдай. Ярлык с модным брендом никто не заметит, а вот то, как вещь на тебе сидит, оценят и запомнят все.

    © DepositPhotos

  • Выбирай обувь на каблуке
    Вряд ли ты будешь выглядеть безупречно в кроссовках или неприглядных балетках. Это говорит еще и о том, что ты много времени проводишь на ногах или ходишь пешком. А вот удачный каблук добавит твоему образу роскоши, вытянет силуэт и сделает ноги стройными и длинными. А также подскажет, что ты передвигаешься, скорее всего, на автомобиле.

    © DepositPhotos

  • Натуральные ткани
    Полюби шелк, хлопок и лен. Эти ткани смотрятся шикарно, к тому же твое тело в одежде из них не так сильно потеет и не отекает. Натуральная ткань во все времена была, есть и будет оставаться признаком обеспеченного человека. Такие наряды придадут твоему образу оттенок изысканности.

    © DepositPhotos

  • Приобрети зонт-трость
    Маленький зонт - это удобно, а зонт-трость - это элегантно. Даже если на улице не пойдет дождь, этот предмет гардероба внесет в твой образ изюминку. Ты будешь выглядеть солидно в пасмурную погоду, невзирая на то, что волосы распушатся, а тушь поплывет.

    © DepositPhotos

  • Правильная сумка
    Говорят, что в недрах сумки можно найти даже прошлое женщины, а по форме этого аксессуара можно сказать многое о характере дамы. По мнению Виктории Бекхэм, сумка и очки играют ключевую роль в образе женщины.

    Поэтому придется прикупить роскошную сумочку Hermes Birkin или Fendi, чтобы выглядеть дамой обеспеченной. Поверь, это хорошее капиталовложение. Качественная вещь в классическом стиле прослужит долгие годы.

    © DepositPhotos

  • Наручные часы
    Все успешные люди носят хорошие часы. Этим они как бы показывают уважительное отношение к своему времени. Это тоже атрибут богатого человека. Несмотря на засилье современных гаджетов, люди всё равно остаются верны механическим часам.

    Часы красиво подчеркивают запястье, а бегущие стрелки действуют гипнотически на собеседника. Когда женщине нужно срочно узнать, который час, и она начинает копаться в своей сумке в поисках телефона, это выглядит неуклюже и суетливо.

    © DepositPhotos

  • Не носи куртки
    Если ты хочешь выглядеть богато, позабудь о пуховиках и прочих куртках. Они простят. Да, они хороши для прогулок и поездки за город, но с красивыми платьями и брюками не очень сочетаются. Лучше надевай пальто, которое идеально сидит на твоей фигуре, а для весны прикупи бежевый тренч. Изысканно и женственно.

    © DepositPhotos

  • Не набивай сумку
    Состоятельной женщине сумочка нужна только для того, чтобы положить в нее помаду, телефон и банковскую карту. Не нужно набивать ее так, чтобы она прямо форму поменяла. Ты должна излучать легкость и беззаботность, а не перекашиваться на один бок и всем своим видом являть крик о помощи.

    Поэтому распланируй свой день так, чтобы можно было зайти домой за необходимыми вещами (спортивной формой, например) или же выбирай такой фасон сумки, который не будет выдавать твою запасливость.

    © DepositPhotos

  • Выбери красивый дорожный чемодан
    Багаж, как и повседневная сумочка, должен выглядеть безупречно. Это твоя визитная карточка в путешествиях. Выбирай чемодан из материалов, которые сохраняют форму. А также следи, чтобы на нём не было пятен, порезов и вмятин.

    © DepositPhotos

  • Существует много советов, как красиво одеваться женщине . Но для того, чтобы выглядеть на миллион, нужно прежде всего чувствовать себя именно так. Ведь именно женская энергетика цепляет, а не одежда. Принятие себя, цель в жизни и любовь вдохновляют женщину ухаживать за собой и выделяться из толпы. А еще ее глаза должны гореть.

    Расскажи нам в комментариях, согласна ли ты с советами британских экспертов. А также поделись полезной статьей со своими подругами в соцсетях!

    Фото на превью depositphotos.

    Британского аристократа, даже если он выглядит несколько неряшливо и бедно, легко узнать в толпе по выражению лица. Во-первых, как бы странно это ни звучало, у аристократов особое строение челюсти. (Вообще, как мне рассказывала одна английская актриса и преподаватель по технике речи, именно по ней можно отличить бритта от, например, американца, канадца или француза. Челюсть истинного британца немного выдвинута вперед и вниз, открывается легко и падает в разговоре низко. Так рождается по-настоящему открытый, красивый английский. А у настоящего урожденного английского аристократа, воспитанного в лучших традициях британского образования, челюсть еще длиннее.)

    Во-вторых (это, пожалуй, самый главный признак), взгляд. Даже если челюсть вас несколько смущает, и вы не уверены, насколько аристократичен ваш новый знакомый, проследите за тем, как он смотрит на вас. Не надменно, не изучающе, прикидывая, можно ли вас как-то использовать. Скорее всего, британский аристократ посмотрит на вас как на стекло. В отличие от российского олигарха, он никогда не даст вам понять, кто он такой и чем именно вы его хуже. Не заставит вас слизывать пыль с его ботинок, не упомянет в разговоре свою яхту на Средиземном море или подробности выходных во Французских Альпах. Просто он в курсе, что вы не его круга, потому что не учились с ним в одной частной школе, не принадлежите к одному и тому же колледжу и не являетесь членом его закрытого клуба. Поэтому, собственно, вы - ничто.

    Даже если это ввергнет семью в нищету, британский аристократ отправит ребенка в дорогую частную школу. Но совсем не для того, чтобы он получил самое лучшее образование или в совершенстве овладел игрой в поло. Британская аристократичность совсем не в том, что ты знаешь, а, скорее, в том, кого ты знаешь. И пусть твой пиджак, сшитый на заказ у самого роскошного лондонского дизайнера в 1975 г., трещит по швам - зато в кармане лежит приглашение на вечеринку к баронессе Н., доступную лишь для избранных.

    Большинство британцев, либерально настроенных и свободных, к аристократии относится с удивительным пренебрежением и даже раздражением. Чувства эти распространяются на самое святое - королевскую семью. Собственно, если до экономического коллапса аристократия никому особенно жить не мешала и «обыденная Британия» с «высшим обществом» существовали в параллельной Вселенной, то после кризиса все чаще раздавались призывы «продать уже все эти земли и замки, чтобы пополнить бюджет».

    Это весь мир, затаив дыхание, наблюдал за свадьбой принца Уильяма и Кейт Миддлтон. Пока тучные американки из Техаса лили слезы умиления у Букин- гемского дворца, японские туристки фотографировались с восковыми фигурами принца, а китаянки заказывали на свадьбы «точные копии платья Кейт», лондонцы уезжали из города куда-нибудь в Брайтон, чтобы, по их словам, «сбежать от всего этого сумасшествия».

    Самые острые конфликты поколений нередко заканчиваются нежной родительской поркой, насильственными свадьбами, а то и поножовщиной. Периодически британцев шокируют и так называемые «убийства чести»: в основном родители-мусульмане убивают слишком распустившихся на вольном британском воздухе дочерей. Чуть ли не восемь лет длилось расследование по делу 17-летней британки Шафлии Ахмед, рожденной в городке Брэдфорд, что в Западном Йоркшире. Она хотела стать адвокатом, а родители отправили ее в Пакистан, чтобы выдать замуж за «знакомого знакомых». В Пакистане Шафлия, дабы избежать нежеланной свадьбы, выпила отбеливатель и сожгла себе горло.

    Она пропала вскоре после возвращения домой в Брэдфорд в сентябре 2003 г. Через неделю после исчезновения Шафлии ее учителя наконец сообщили в полицию. Семья утверждала, что девушка могла принимать свои собственные решения и, хоть и нашли ей жениха, окончательный выбор был за ней. В феврале 2004 г. тело Шафлии было найдено в реке Кент. Родители опознали тело по золотому браслету в виде зигзага и кольцу с голубым топазом. Следствие на какое-то время задержало родителей девушки - отца Ифтикхара Ахмед, водителя такси, и мать Фа- ранцу Ахмед, домохозяйку, а также еще пять членов большой семьи. В ходе расследования были также обнаружены стихи Шафлии, полные отчаяния и рассказывавшие о непонимании и проблемах в семье. Друзья подтвердили, что Шафлия несколько раз убегала из дома, поссорившись с родителями из-за предстоящей свадьбы. В 2011 г. родители девушки были обвинены в убийстве, однако суд состоялся лишь в мае 2012-го.