Биографии Характеристики Анализ

Басня маршака муравей и стрекоза. Удивительное школьное сочинение о басне Крылова «Стрекоза и муравей

В сборник вошли крылатые выражения Крылова Ивана Андреевича из его басен:

  • Я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. «Слон и Моська»
  • А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. «Квартет»
  • Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. «Воронёнок»
  • А дуги гнут с терпеньем и не вдруг. «Трудолюбивый медведь»
  • Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? «Зеркало и обезьяна»
  • Хоть ты и в новой коже, Да сердце у тебя всё то же. «Крестьянин и Змея»
  • А он украдкою кивает на Петра. «Зеркало и Обезьяна»
  • А ларчик просто открывался. «Ларчик»
  • Услужливый дурак опаснее врага. «Пустынник и Медведь»
  • Берись за то, к чему ты сроден Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. «Скворец»
  • Ты сер, а я, приятель, сед. «Волк на псарне»
  • Ведь я не здешнего прихода. «Прихожанин»
  • Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. «Волк и Ягнёнок»
  • Ворона каркнула во всё воронье горло. «Ворона и Лисица»
  • Слона — то я и не приметил. «Любопытный»
  • Да только воз и ныне там. «Лебедь, Щука и Рак»
  • Сильнее кошки зверя нет! «Мышь и Крыса»
  • За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку. «Кукушка и Петух»
  • Рыльце у тебя в пуху. «Лисица и Сурок»
  • И из гостей домой Пришла свинья — свиньёй. «Свинья»
  • Прощай, хозяйские горшки! «Обоз»
  • И Щуку бросили — в реку! «Щука»
  • Попался, как ворона в суп! «Ворона и Курица»
  • Как белка в колесе. «Белка»
  • По мне уж лучше пей, Да дело разумей. «Музыканты»
  • Как под каждым ей листком
  • Отколе, умная, бредёшь ты, голова? «Лисица и Осёл»
  • Когда в товарищах согласья нет,
  • Осёл мой глупостью в пословицу вошёл, И на Осле уж возят воду. «Осёл»
  • Коль выгонят в окно, так я влечу в другое. «Муха и Пчела»
  • Они немножечко дерут: Зато уж в рот хмельного не берут. «Музыканты»
  • Кто посмирней, так тот и виноват. «Мор зверей»
  • Одни поддельные цветы Дождя боятся. «Цветы»
  • Лебедь рвётся в облака,
  • Но умысел другой тут был. «Музыканты»
  • Молчи! Всё знаю я сама; Да эта крыса мне кума. «Совет мышей»
  • Не плюй в колодец — пригодится Воды напиться. «Лев и Мышь»
  • На лад их дело не пойдёт. «Лебедь, Щука и Рак»
  • Навозну кучу разрывая, Петух нашёл жемчужное зерно. «Петух и Жемчужное зерно»
  • Наделала Синица славы, А моря не зажгла. «Синица»
  • Мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем. «Квартет»
  • Не презирай совета ничьего, Но прежде рассмотри его. «Орёл и Крот»
  • Мартышка к старости слаба глазами стала. «Мартышка и очки»
  • Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись. «Лебедь, Щука и Рак»
  • Кто про свои дела кричит всем без умолку, В том, верно, мало толку. «Две бочки»
  • Он порча, он чума, он язва здешних мест! «Кот и Повар»
  • Крестьянин ахнуть не успел,
  • Орлам случается и ниже кур спускаться; Но курам никогда до облак не подняться! «Орёл и Куры»
  • Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет. «Лев и Барс»
  • От радости в зобу дыханье спёрло. «Ворона и Лисица»
  • Как счастье многие находят Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят. «Две собаки»
  • Охотно мы дарим, Что нам не надобно самим. «Волк и Лисица»
  • Как на него медведь насел. «Крестьянин и Работник»
  • Полают да отстанут. «Прохожие и собаки»
  • Избави Бог и нас от этих судей! «Осёл и Соловей»
  • Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела. «Стрекоза и муравей»
  • И сделалась моя Матрёна Ни пава, ни ворона. «Ворона»
  • Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. «Лебедь, Щука и Рак»
  • Запели молодые: кто в лес, кто по дрова. «Музыканты»
  • С разбором выбирай друзей. «Роща и Огонь»
  • Если голова пуста, То голове ума не придадут места. «Парнас»
  • Скупой теряет всё, желая всё достать. «Скупой и Курица»
  • Вперёд чужой беде не смейся, Голубок! «Чиж и Голубь»
  • Спой, светик, не стыдись! «Ворона и Лисица»
  • Великий зверь на малые дела. «Воспитание Льва»
  • Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши! «Стрекоза и Муравей»
  • Был готов и стол, и дом. «Стрекоза и Муравей»
  • У сильного всегда бессильный виноват. «Волк и Ягнёнок»
  • Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, А сапоги тачать пирожник. «Щука и Кот»
  • Хоть видит око, да зуб неймёт. «Лисица и Виноград»
  • А он — дивит Свой только муравейник. «Муравей»
  • Худые песни Соловью В гостях у Кошки. «Кошка и Соловей»
  • А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом. «Осёл и Соловей»
  • Что от ворон она отстала, А к павам не пристала. «Ворона»
  • А где пастух дурак, там и собаки дуры. «Волк и Волчонок»
  • Чтоб там речей не тратить по-пустому, Где нужно власть употребить. «Кот и Повар»
  • А Васька слушает да ест. «Кот и повар»

Тема: Крылатые выражения из басен Крылова. Русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов, автор 236 басен, многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.

(Пока оценок нет)

Расскажите своим друзьям:

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»-
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»-
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас —
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило».-
«А, так ты…» — «Я без души
Лето целое всё пела».-
«Ты всё пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!»

Мораль басни Стрекоза и Муравей

«Ты всё пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!»

Чтобы не мерзнуть зимой, нужно работать летом, а не постоянно отдыхать.
Муравей символизирует работу и трудолюбие, а Стрекоза — лень и легкомыслие.

«Всем известно, что великий наш баснописец И. А. Крылов заинтересовался басней французского поэта Лафонтена «Цикада и муравей». Надо сказать, что сам «Ванюша Лафонтен», в свою очередь, позаимствовал сюжет этой басни у великого грека Эзопа; от Эзопа к Лафонтену в стихи пробралось вместо обычного европейского кузнечика (по-французски «грийон») другое, особенно характерное для Средиземноморья, певучее и громкоголосое насекомое - цикада (la cigale, «ля сигаль» по-французски). Задумав перевести, или, точнее, переложить на русский язык эту басню, Крылов столкнулся с некоторыми затруднениями.

Лафонтен был француз. Он говорил и думал по-французски. Для него «муравей» был «ля фурми»; слово это во Франции женского рода. К женскому роду относится и слово «ля сигаль», означающее южную неумолчную певунью цикаду. Муравья (или «мураве´ю») французы, как и мы, испокон веков считают образцом трудолюбия и домовитости. Поэтому у Лафонтена очень легко и изящно сложился образ двух болтающих у порога муравьиного жилища женщин-кумушек: хозяйственная «мураве´я» отчитывает легкомысленную певунью цикаду.

Чтобы точнее передать всё это на русском языке, Крылову было бы необходимо прежде всего сделать «муравья» «муравьицей», а такого слова у нас нет. Пришлось оставить его муравьем, и в новой басне изменилось основное: одним из беседующих оказался «крепкий мужичок», а никак не «кумушка». Но это было еще не все.

Слово «цикада» теперь существует в нашем литературном языке, но оно проникло в него только в XIX веке, когда Россия крепко встала на берегах Черного моря, в Крыму и на Кавказе. До того наш народ с этим своеобразным насекомым почти не сталкивался и названия для него не подобрал. Народной речи слово «цикада» неизвестно, а ведь И. А. Крылов был великим мастером именно чисто народных, понятных и доступных каждому тогдашнему простолюдину, стихотворных произведений. Сделать второй собеседницей какую-то никому не понятную иностранку «цикаду» он, разумеется, не мог.

Тогда вместо перевода Крылов написал совсем другую, уже собственную, свою басню. В ней все не похоже на Лафонтена: Разговор происходит не между двумя кумушками, а между соседом и соседкой, между „скопидомом“ муравьем и беззаботной „попрыгуньей“ стрекозой.

«Не оставь меня, кум милый!» - пищит она.

«Кумушка, мне странно это!» - отвечает он.

Понятно, почему Крылов заставил беседовать с муравьем именно стрекозу: он вовсе не желал, чтобы разговаривали двое «мужчин» - «муравей» и «кузнечик». В результате же в басне появился странный гибрид из двух различных насекомых. Зовется это существо «стрекозой», а «прыгает» и «поет» «в мягких муравах», то есть в траве, явно как кузнечик. Стрекозы - насекомые, которые в траву попадают только благодаря какой-нибудь несчастной случайности; это летучие и воздушные, да к тому же совершенно безголосые, немые красавицы. Ясно, что, написав «стрекоза», Крылов думал о дальнем родиче южной цикады, о нашем стрекотуне-кузнечике.»

Я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. «Слон и Моська» А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. «Квартет» Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. «Воронёнок» А дуги гнут с терпеньем и не вдруг. «Трудолюбивый медведь» Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? «Зеркало и обезьяна» Хоть ты и в новой коже, Да сердце у тебя всё то же. «Крестьянин и Змея»

Крылатые выражения и пословицы из басен Крылова

Бо?ле – более. Кум – крестный отец по отношению к крестной матери и к родителям крестника; отец ребенка по отношению к крестному отцу и крестной матери. Ве?шний – то же, что весенний. Кума? – крестная мать по отношению к родителям крестника и к крестному отцу; мать ребенка по отношению к крестному отцу и крестной матери. Мурава? – густорастущая сочная зелёная молодая трава.

Удивительное школьное сочинение о басне Крылова "Стрекоза и муравей"

Здравствуйте! На днях редакции «Я и Мир» попалось на глаза удивительное сочинение о всем известной басне И. А. Крылова “Стрекоза и муравей”. Крылов более всего известен, как русский публицист, поэт, баснописец и издатель сатирико-просветительских журналов. Басня «Стрекоза и муравей» имеет следующую мораль: всегда наступает тот самый момент, когда за свое безделье придется расплачиваться. Поэтому нужно уметь не только развлекаться, но и трудиться.

Крылатые выражения Крылова

Обычно в басне в доходчивой форме обличаются человеческие пороки и слабости. И в баснях «дедушки Крылова» тоже. Поэтому я сгруппировал крылатые выражения (фразеологизмы) Крылова по разным порокам и слабостям: Орлам случается и ниже кур спускаться; но курам никогда до облак не подняться («Орел и Куры»)

Крылатые фразы из басен Крылова

Выражение имеет значение: вместо того, чтобы искать недостатки у кого-то другого, нужно, прежде всего, критически и объективно отнестись к самому себе. “Чем кумушек считать трудиться,
В мягких муравах у нас —
Выражение используют для образного объяснения безосновательного, надуманного применения относительно каких-либо силовых средств или каких-то карательных санкций.

Срочно помогите из басни стрекоза и муравей выписать…

Иван Андреевич Крылов считал часть своих басен заимствованными. Сюжеты этих басен он брал у древних баснописцев. Но поэт-критик Жуковский называл переводные басни Крылова тоже оригинальными. Для того, чтобы понять, на какой высоте стоит Крылов в сравнении со всеми предшественниками, достаточно сделать сравнение любой заимствованной басни с оригиналом и подражаниями. Например, и Хемницер, и Крылов оба подражали Лафонтену в басне «Стрекоза и Муравей»

Афоризмы и крылатые выражения в баснях И. А. Крылова

1 Басня Крылова «Стрекоза и муравей» нам явно дает понять, что трудится стоит постоянно. Не стоит забывать, что кроме отдыха и развлечения есть труд. Когда есть в жизни цель, то чтобы воплотить ее в жизнь, надо много трудиться, как муравей. А все по одному щклчку пальцем не придет. Кто трудится и не ленится работать, тот всегда будет и обеспечен, и не останется возле разбитого корыта как некоторые герои из сказок и басен наших писателей.

Крылатые выражения из басен Крылова

Анализ басни «Стрекоза и муравей» Идея басни Крыловым была перенята у баснописца Лафонтена, который также позаимствовал сюжет у писателя древней Греции Эзопа. Мораль басни: чтобы пережить зимние холода, не замерзнуть и не голодать – летом нужно трудиться, а не гулять и веселиться.

Басня Крылова "Стрекоза и Муравей": мораль, анализ выразительных средств, особенности возрастного восприятия

Все мы отлично с детства помним басню Крылова «Стрекоза и Муравей». Мораль басни известна каждому школьнику: труд будет вознаграждён, а праздность - наказана. Но ограничивается ли суть содержания басни этой краткой формулировкой? Попробуем ответить на этот вопрос.

Крылатые выражения в баснях И.А. Крылова

Попрыгунья СтрекозаЛето красное пропела,Оглянуться не успела,Как зима катит в глаза.Помертвело чисто поле,Нет уж дней тех светлых боле,Как под каждым ей листкомБыл готов и стол и дом. Все прошло: с зимой холоднойНужда, голод настает,Стрекоза уж не поет,И кому же в ум пойдетНа желудок петь голодный!Злой тоской удручена,К Муравью ползет она:Не оставь меня, кум милый!Дай ты мне собраться с силойИ до вешних только днейПрокорми и обогрей!

Самый знаменитый русский баснописец Иван Андреевич Крылов создал множество произведений. Сюжеты для своих басен он брал из жизни. Писатель соблюдал основные особенности в написании басен. То есть главные действующие герои – животные, способ для повествования автор избрал – поэтический, и обязательное наличие морали в конце или начале произведения.

Крылатые выражения из басен | «Стрекоза и Муравей»

Басня Л. Н. Толстого написана в прозаическом стиле. Герои басни – муравьи и Стрекоза. Автор представляет нам муравьев как трудолюбивый народ, Стрекоза же изображена лентяйкой, которая любит только развлечения и не думает о завтрашнем дне. По итогам басни каждый герой получает то, что он заработал.

Стрекоза и муравей. Басня Крылова

Кто такие Стрекоза и Муравей, знает каждый взрослый. Пришла пора познакомить и вашего ребенка с этими яркими персонажами известной басни «Стрекоза и Муравей». Басня «Стрекоза и Муравей». Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела, Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле, Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол и дом.

Какие крылатые выражения в басне И.А Крылова "Стрекоза…"

Когда мы слышим слово «басня», то сразу же вспоминаем Ивана Андреевича Крылова, однако история басни начинается не с него. Басня — один из древнейших жанров искусства. Миф и басня появились в глубокой древности, когда человек искал ответ на вопрос, как вести себя в этом огромном мире.

Анализ басни Ивана Крылова «Стрекоза и муравей»

развивать правильную выразительную речь, развить навыки выразительного чтения, инсценировки, творческое воображение, сценическое искусство; развивать умение работать в парах, группах сменного состава; -Умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев басни.

Басня И.А.Крылова "Стрекоза и муравей"

1 слайд Описание слайда: Урок литературного чтения в 4 классе Иван Андреевич Крылов «Стрекоза и Муравей» Басня 3 слайд

Описание слайда:
Из каких басен иллюстрации «Лебедь, Рак и Щука» «Мартышка и Очки» «Квартет» «Кот и Повар» «Ворона и Лисица»

Басня Крылова Стрекоза и Муравей

Крошечный муравей в басне Крылова – символ трудолюбия и самоотдачи. Эти насекомые не умеют отдыхать, они всегда трудятся: одни заняты поиском пищи, другие собирают материалы для укрепления муравейника, третьи выращивают потомство. Стрекоза же полная им противоположность. Она легкомысленна, ветрена, свободна от обязательств и работы. Именно поэтому ей некогда было думать о том, как прожить зиму и не умереть от голода и холода. Отсюда мораль: хочешь вкусно кушать и не мерзнуть зимой – трудись летом.

Романов А. | Крылатые выражения из басен И.А. Крылова

В нашей повседневной речи мы часто употребляем выражения из крыловских басен, не всегда при этом осознавая их авторство. Они давно стали крылатыми выражениями, пословицами и поговорками. Употребляется по отношению к человеку, который, не оспаривая обращенных к нему доводов, продолжает делать по — своему.

Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: мораль, основная…

В этой статье описывается история создания басни «Стрекоза и Муравей», ее сюжет, мораль и основная мысль. Басня - это нравоучительное произведение, в котором высмеиваются пороки людей. Персонажи басни обычно животные, вещи, растения или насекомые. С их помощью легче понять суть морали. Кто написал басню «Стрекоза и Муравей»? Мораль, основную мысль и рассуждения вы сможете найти в этой статье.

Стрекоза и муравей рисунок

Басня Стрекоза и муравей читать текст

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.

До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас -
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.

А, так ты...

Я без души лето целое все пела.

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

Стрекоза и муравей - Мораль басни Ивана Крылова

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Стрекоза и муравей

Мораль этой басни заключается в том, что если ты не хочешь остаться без жилья и умереть с голоду, то нужно поработать. Здесь идет явное осуждение лентяев и людей, любивших жить за чужой счет.

Таким образом, суть этой басни относится не только к насекомым, но и к людям. Ведь среди них есть такие же, кто будет жить ни о чем не думая, а потом просить помощи. Не нужно жить одним днем, нужно всегда заботиться о будущем и думать не только о себе, но и о близких людях. Возможно, кто – то подумает, что муравей поступил слишком жестоко по отношению к стрекозе. Увы, таким людям нельзя помогать зная, что они даже не потрудились ничего сделать.

Нужно беречь время. А то можно упустить его. Нужно все делать вовремя.

Анализ басни Стрекоза и муравей, герои басни

Еще одним переложение знаменитого Эзоповского сюжета стала басня Крылова «Стрекоза и муравей». Однако, как отмечает Жуковской, эту басню нельзя считать простым переводом, ведь Крылов взяв за основу фабулу, переработал классический сюжет и добавил национальный русский колорит в образ Стрекозы и мира, окружающего героев. Главным действующем персонажем является прекрасная Стрекоза.

Крылов дает развернутую характеристику персонажа в басне, подчеркивая ее легкость, живость, подвижность и веселость. Стрекоза – олицетворения «красного лето», прекрасного и очень короткого. Акцентируя внимание на скоротечности времени, Крылов открывает новую веху в классическом сюжете, ведь ни Эзоп, ни европейские баснописцы не придают этому такого значения.

А все дело в скоротечности русского лета, в котором зима (как и у Стрекозы) приходит нежданно-негаданно. Крылов использует просторечное слово «попрыгунья», чтобы передать нравственное качество Стрекозы, являющегося обратной стороной ее живости и веселости – легкомысленность. И в страшном отчаянии Стрекоза, не видевшая ужасов побелевших полей и зимних вьюг, бежит к Муравью, выступающим антиподом Стрекозы.

Басня «Стрекоза и муравей» является ярким примером двух противоположностей. В данном случае одна из них – это лень, а вторая – трудолюбие. Главные герои – это стрекоза и муравей. Сюжетом басни является то, что не подготовившаяся к зиме стрекоза просит у муравья пожить до весны. Все лето она пела песни и беззаботно жила, ведь у нее была еда и жилье. Стрекоза живет сегодняшним днем, не думая о будущем. Она не подготовилась к зиме, а зимой выжить непросто даже подготовленным. Муравей в то же время готовился к зиме, запасал еду.

Приходит зима, но стрекоза ведь не подготовилась летом. Тогда она идет и просит помощи у муравья. Ее просьба- это предоставить ей жилье и еду до весны. Она думает, что муравей ей не откажет, ведь жилье ей нужно ненадолго. Муравей безразлично отнесся к ее просьбе и добавил, что летом нужно было позаботиться о себе и о запасах еды. Он поинтересовался, трудилась ли она летом. Она была удивлена такому вопросу, ведь летом есть куча приятных занятий, несмотря на то, что надо бы готовиться к зиме. Наверное, он ожидал такой ответ и поэтому отказал ей. Сказал, что она дальше может петь и веселиться. Автор показывает, к каким последствиям может привести безделие на примере стрекозы. Стрекоза не подумала, что муравью приходилось трудиться и, возможно было непросто собирать запасы еды и строить жилище. Она просто захотела придти на все готовое.

Здесь можно увидеть скрытый смысл, ведь речь идет не только о насекомых. Если перенести это на людей, то тут будет то же самое. Кто – то заботится о будущем и пытается сделать как лучше, а кто – то ни о чем не думает и живет в свое удовольствие. Многие хотят жить, не думая ни о чем, но чтобы кто – то за них все делал. Но ведь такого не бывает. Чтобы чего – то добиться, то надо трудиться и думать не только о себе.

Главные герои

Муравей

Муравей - маленькое, трудолюбивое и степенно живущее насекомое. Однако прося у Муравья кров, «попрыгунья» не раскаивается в своем поведении, не хочет исправиться, а только до «вешних дней» просит приютить, чтобы потом снова радоваться веселым летним денькам. Этим Крылов подчеркивает неисправимость «попрыгуний», их постоянную тягу к лености, легкомыслию и праздности. Жизнь таких людей бессмысленна и зловредна для окружающих, а те, кто приютят подобных Стрекозе, могут нарваться на неблагодарность и попрошайничество. Автор осуждает людей, живущих только одним днем, не думающих о будущем и желающих жить за счет других.

От лица Муравья Крылов выносит сухой приговор: «Ты все пела? Так поди же попляши».

В басне «Стрекоза и муравей», Крылов показал муравья как умное и трудолюбивое создание, которое трудится, не зависимо от поры года и думает о завтрашнем дне.

Стрекоза

В то время как стрекоза ведет себя глупо и легкомысленно, прожив все лето без забот, а с приходом зимы просит помощи у «кума-муравья».

В жизни так часто случается с людьми: одни работают практически круглосуточно, думая о будущем и своей семье, а другие попросту бездельничают в поисках легких денег, а потом просят помощи у близких ему людей. До воли часто случается, что одни люди живут за счет других без зазрения совести.
Мораль: Если хочешь зимой быть сытым и в тепле – нужно трудиться все лето. Об этом глаголет каждая строчка басни.

Сочинение на тему Басня Крылова Стрекоза и муравей (5 класс)

Среди большого количества басен, написанных И.А.Крыловым, особое место занимают басни, героями которых являются животные. А поскольку в основе этого жанра литературы лежит аллегория, то животные несут в себе не только некоторые черты, но и целые характеры. Ярким примером этого является басня «Стрекоза и Муравей».

Сюжет о трудолюбивом Муравье и беспечной Стрекозе Крылов взял у французского поэта-баснописца Лафонтена. Однако басня Крылова, в отличие от своего предшественника, больше напоминает сказку о животных, где каждый герой наделен определенной чертой характера. Муравей олицетворяет трудолюбие, Стрекоза – легкомысленность.
Молодая, беспечная Стрекоза все летние дни проводит в танцах и веселье. Ей ничего не нужно, она не думает о завтрашнем дне. Главное для нее – прыгать, скакать, петь и танцевать.

Полная противоположность ей – Муравей, который трудится целый день. Он усердно работает, заготавливает запасы, чтобы затем спокойно перезимовать.

Наступают холодные дни, и тут Стрекоза понимает, что ей негде спрятаться. Голодная, замерзшая, она просит Муравья, пустить ее перезимовать. Муравей удивлен, чем же была занята Стрекоза все летние дни? Ответ, что она «пела и плясала», вызывает у него возмущение. «Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши!», - советует он ей. В этих словах заключена основная мораль басни: за лень и беспечность обязательно приходит расплата.
Так бывает и с людьми: надо жить не только днем сегодняшним, но и думать о будущем.

Вариант 2 Анализ басни Крылова Стрекоза и муравей 2 класс

Стрекоза и муравей. Одна из самых показательных, поучительных и актуальных в любое время басен. Для детей и для взрослых. Для представителей различных классов и прослоек населения.

Немногие об этом знают, но сама идея басни принадлежит не Крылову. Он лишь подсмотрел ее у другого баснописца – Лафонтена и переделал на свой лад. А Лафонтен – в свою очередь – за основу басни взял рассказ Эзопа . Это показывает, насколько стара сама идея басни и как точно была подмечена тема еще во времена расцвета Древней Греции.

Так устроена сама жизнь: чтобы пережить времена трудные да лютые (в басне – зима), необходимо к ним подготовиться во времена не столь тяжкие (в басне – лето).

За временами легкими и беззаботными, когда в мураве можно каждый час без души резвиться и петь, всегда следуют времена тяжелые. И это касается не только смены времен года. Богатые годы сменяются кризисами, мир – войной, урожайные годы – годами засухи. В басне времена года взяты за основу именно для наглядности. Для того, чтобы показать неизбежность смены времен, так очевидную для практичного муравья и почему-то оказавшуюся неприятным сюрпризом для ветреной стрекозы.

Итак: лето. В то время, когда в теории можно радостно плясать, муравей старательно готовится к зиме. Запасает еду, дрова, утепляет жилище. Кто знает: может он и сам рад поплясать да попеть. Но разум берет верх над эмоциями, и муравей понимает, что если он будет петь сейчас, то зимой он еще «ох как запоет». Муравей обладает взрослым взглядом на вещи. Он умеет делать выводы из ситуаций, умеет видеть жизнь через день, неделю, месяцы, понимает причинно-следственную связь между действиями сейчас и последствиями в будущем. Приготовился к зиме – не замерзнет, не помрет с голоду, выживет. Будет петь – зимой верная смерть. Кроме всего прочего, он, обладая взрослым взглядом на вещи, привык рассчитывать только на себя. Несмотря на то, что муравьи живут в огромном социуме себе подобных (равно как и люди), и вполне могут рассчитывать на помощь близких, он на всякий случай все делает сам.

Что же делает стрекоза? Стрекоза обладает инфантильным детским мышлением, несмотря на то, что в басне она представлена совсем не ребенком. Она живет днем сегодняшним. Ей не интересно, что же будет завтра, послезавтра, а – тем более – через несколько месяцев. «Сейчас тепло, хорошо, зачем терять время и себя в чем-то ограничивать? Зачем себя изводить работой, когда и стол, и дом мне готов под каждым листком?» - так она мыслит. Кроме того, у стрекозы совершенно нет представления о том, что жизнь может измениться. Сегодня лето, и каждый рад послушать ее пение. А завтра – зима, и людям не до песен. Второй момент инфантильного мышления стрекозы: она привыкла жить за чей-то счет. Ведь летом так и получалось. Потому она спокойно рассчитывает, что тенденция сия продолжится и зимой.

И наверняка рад бы муравей был приютить этого взрослого ребенка, если бы сам был большим поклонником пения. В конце концов, пение – если оно радует слух – также может стать работой. За искусство платят. Ценители. Муравей – не ценитель. Муравей – трудяга, а заодно и учитель. И небогатый, судя по всему. Главная задача – выживание. Он не бездушный. Он не жадный («я работал, а ты – нет! Ишь нашлась!»). Он принимает решение научить стрекозу немного уму-разуму. Когда муравей саркастично рекомендует стрекозе сменить амплуа с певицы на танцовщицу, он заодно рекомендует стрекозе «подвигаться», «потрудиться», поплясать, чтобы хотя бы не замерзнуть. Примерно как имеет двойной смысл выражение балерин «Хочешь жить – умей вертеться», имеет и фраза муравья «Так поди же, попляши». Быть может, выражение «Она у меня попляшет» имеет корни в этой же басне.

Хочется надеяться, что зима стрекозу многому научит. Даже если беззаботная мадам стрекоза и найдет добрую душу, готовую ее приютить за пение по вечерам у камина, ей вначале придется получить ряд отказов и нравоучений от мудрых муравьев.

  • Басня Эзопа Пасечник

    Текст и анализ басни Пасечник