Биографии Характеристики Анализ

Бехтерев в м годы жизни. Владимир михайлович бехтерев - биография и интересные факты

Шпаргалка по истории государства и права России Дудкина Людмила Владимировна

12. Предпосылки образования русского централизованного государства. Особенности русского централизованного государства

Русское централизованное государство сложилось в XIV–XVI вв.

Группы предпосылок образования русского централизованного государства .

1. Экономические предпосылки : к началу XIV в. на Руси постепенно после татаромонгольского нашествия возрождалась и развивалась хозяйственная жизнь, что явилось экономической базой борьбы за объединение и независимость. Также восстанавливались города, жители возвращались в родные места, возделывали землю, занимались ремеслом, налаживались торговые связи. Этому немало способствовал Новгород.

2. Социальные предпосылки : к концу XIV в. уже полностью стабилизировалась экономическая обстановка на Руси. На этом фоне развиваются поздние феодальные признаки, все более возрастает зависимость крестьян от крупных землевладельцев. Одновременно сопротивление крестьян также возрастает, что обнаруживает необходимость в сильной централизованной власти.

3. Политические предпосылки , которые в свою очередь подразделяются на внутренние и внешнеполитические:

1) внутренние : в XIV–XVI вв. значительно возрастает и расширяется власть Московского княжества. Его князья строят государственный аппарат для укрепления своей власти;

2) внешне-политические : главная внешнеполитическая задача Руси заключалась в необходимости свергнуть татаромонгольское иго, которое тормозило развитие Русского государства. Восстановление независимости Руси требовало всеобщего объединения против единого врага: монгол – с юга, Литвы и Шведов – с запада.

Одной из политических предпосылок образования единого Русского государства стала уния православной церкви и католической западной церкви , подписанная византийско-константинопольским патриархом. Россия стало единственным православным государством, объединяющим одновременно все княжества Руси.

Объединение Руси происходило вокруг Москвы.

Причинами возвышения Москвы являются :

1) удачное географическое и экономическое положение;

2) Москва была независима во внешней политике, она не тяготела ни к Литве, ни к Орде, поэтому стала центром национально-освободительной борьбы;

3) поддержка Москвы со стороны крупнейших русских городов (Костромы, Нижнего Новгорода и др.);

4) Москва – центр православия на Руси;

5) отсутствие внутренней вражды среди князей московского дома.

Особенности объединения :

1) объединение русских земель происходило не в условиях позднего феодализма, как в Европе, а в условиях его расцвета;

2) базой для объединения на Руси послужил союз московских князей, а в Европе – городская буржуазия;

3) Русь объединялась первоначально по политическим причинам, а потом по экономическим, тогда как европейские государства – в первую очередь по экономическим.

Объединение русских земель происходило под руководством князя московского. Он первым стал царем всея Руси. В 1478 г. после объединения Новгорода и Москвы Русь окончательно освободилась от ига. В 1485 г. к Московскому государству присоединилась Тверь, Рязань и т. д.

Теперь удельные князья контролировались ставленниками из Москвы. Московский князь становится высшим судьей, он рассматривает особо важные дела.

Московское княжество впервые создает новый класс дворян (служилых людей), они были воинами великого князя, которые награждались землей на условиях службы.

Из книги История военных судов России автора Петухов Николай Александрович

§ 1. Характеристика основных законодательных актов удельно-вечевого и Московского периодов русского государства Военные суды в современном понимании возникли в России с появлением регулярной армии, требующей поддержания в ней определенного правопорядка несения

Из книги История правовых и политических учений. Шпаргалка автора Шумаева Ольга Леонидовна

59. Правоведы русского зарубежья Заинтересованными исследователями начального опыта Советской России в сравнительно – исторической перспективе стали правоведы русского зарубежья. Это была критико-аналитическая работа, которая велась во имя «будущей» России, в

Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна

13. Общественный строй и правовое положение населения в период образования централизованного русского государства. Развитие процесса закрепощения крестьян В период образования централизованного Русского государства происходили довольно существенные изменения и в

Из книги История государства и права зарубежных стран. Шпаргалки автора

14. Государственный строй в период образования русского централизованного государства Русь в период становления единого централизованного государства была раннефеодальной монархией.Признаки наличия централизованной власти в конце XV-начале XVI вв.:1) наличие

Из книги История государства и права России. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

21. Судебный процесс русского централизованного государства Судебный процесс в период образования и существования русского централизованного государства по делам о мелких преступлениях и имущественных спорах носил обвинительно-состязательный характер.Постепенно на

Из книги Обзор истории русского права автора Владимирский-Буданов Михаил Флегонтович

7. Особенности восточного пути образования государства Восточный, или азиатский, тип формирования государственности отличается тем, что политическое господство основывалось на отправлении какой-либо общественной функции, должности.Огромное влияние на способ

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

31. Европейский путь образования государства В отличие от азиатского государства, ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества: здесь происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, скот, рабов.В

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

21. Предпосылки и особенности образования русского централизованного государства Преодоление феодальной раздробленности и создание централизованных государств - закономерный процесс развития феодализма. В его основе лежали социально-экономические факторы:

Из книги автора

22. Государственный аппарат централизованного Русского государства Русское государство возглавлял Великий князь, с конца XV в. он стал называться государем всея Руси. По мере централизации государства и подчинения отдельных княжеств Московскому власть Великого князя

Из книги автора

История русского процесса

Из книги автора

Г. История русского процесса М. Т. Каченовский. «Рассуждение о судебных поединках». (Труды общ. ист. и др. Т. 1). 1811.И. Васильев. «Суд жребий». (Вестник Европы, 1826. № 6. Ч. 146).М. Евгений. «О разных родах присяг у славяноруссов». (Тр. и зап. общ. ист. и др. P. III).Каченовский. «О судебных

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

§ 1.1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки У древних мыслителей познание окружающего мира осуществлялось в рамках единой универсальной науки - философии, которая наряду с логикой, этикой, математикой, физикой, медициной исследовала

Из книги автора

§ 11.1. Предпосылки возникновения Советского государства Образование Советского государства имело как объективные, так и субъективные предпосылки.К объективным относится общественно-политическая ситуация, сложившаяся в России к 1917 году и обусловленная трагическими

Биография

Образование

Владимир Михайлович Бехтерев родился 20 января 1857 года в семье мелкого государственного служащего в селе Сорали Елабужского уезда Вятской губернии. В 1865 году его отец Михаил Павлович, дослужившийся до скромного чина коллежского секретаря, умер от туберкулеза. Семья к тому времени жила в Вятке Все заботы о ней легли на плечи матери Марии Михайловны, в девичестве Назарьевой.

В августе 1867 года мальчик начал занятия в Вятской гимназии, одной из старейших в России. После окончания семи классов гимназии в 1873 году юноша успешно сдал экзамены в Медико-хирургическую академию - он был зачислен в студенты первого курса медицинского отделения. 6 декабря 1876 года студент четвертого курса Медико-хирургической академии Владимир Бехтерев с группой товарищей принимал участие в совместной демонстрации рабочих и студентов, на которой выдвигались политические требования.

Активно участвуя в общественной жизни, Владимир Бехтерев в то же время не забывал, что главным для него является накопление знаний. Учился он успешно и уже на четвертом курсе определил свою будущую профессию - он решил посвятить себя невропатологии и психиатрии, которые в академии тогда рассматривались как единая клиническая дисциплина.

12 апреля 1877 года Россия вновь вступила в войну. Это была русско-турецкая война, которая велась на Балканах и в Закавказье. Профессор академии Сергей Петрович Боткин призвал принять участие в летней военной кампании 1877 года и студентов академии. Владимир Бехтерев, только что досрочно окончивший четвертый курс, вступил тогда в санитарный отряд, организованный на деньги состоятельных студентов - братьев Рыжовых.

С фронта Бехтерев вернулся больным «болгарской лихорадкой» и был госпитализирован в клинику, где находился на лечении около двух месяцев.

Курс обучения в Медико-хирургической академии быстро подходил к концу. Хотя война с турками и завершилась заключенным 19 февраля 1878 года Сен-Стефанским мирным договором, международная обстановка оставалась напряженной. Русской армии остро требовались врачи, и выпускные экзамены в Академии в 1878 года провели досрочно. С 1 по 20 апреля Бехтерев оказался в числе трех выпускников, у которых за весь курс обучения в академии было более двух третей отличных оценок. В связи с этим он получил денежную премию в 300 рублей и, главное, право держать экзамен в существовавший при Академии Институт усовершенствования врачей, или, как его часто называли, «профессорский» институт, готовивший научно-педагогические кадры.

Экзамен в Институт усовершенствования врачей Бехтерев сдал успешно, получив высший балл, однако, как и его товарищи, удостоенные этого права, зачислен в него не был. Ввиду напряженной внешнеполитической обстановки все они вошли во временно организованный запас армейских врачей при Клиническом военном госпитале - базовом лечебном учреждении Академии. В результате Владимир Бехтерев оказался врачом-стажером при возглавляемой И. П. Мержеевским клинике душевных и нервных болезней. В клинике Бехтерев работал увлеченно. Он много читал и, помимо лечебной деятельности, большое внимание уделял экспериментальным исследованиям.

Начало профессиональной карьеры

В 1879 году Владимир Михайлович Бехтерев был принят в действительные члены Петербургского общества психиатров. В сентябре того же года Владимир Михайлович женился на девятнадцатилетней Наталье Петровне Базилевской, обучавшейся на женских педагогических курсах. В Петербург она приехала в 1877 году из Вятки, где ее семья квартировала в доме Бехтеревых. Таким образом, и Наташу, и ее родителей Владимир хорошо знал еще в свои гимназические годы.

Бехтеревы сняли квартиру неподалеку от Медико-хирургической академии. Наташа оказалась хорошей хозяйкой и сумела создать хорошие условия для работы мужа. Теперь молодой ученый вечерами не всегда засиживался в клинике. В первые месяцы семейной жизни вечера он обычно проводил дома. В этот период в 1880 году, он написал давно задуманную серию «бытовых и этнографических очерков», опубликованных под названием «Вотяки, их история и современное состояние» в двух номерах крупного петербургского журнала «Вестник Европы».

Этнографические очерки Владимира Михайловича Бехтерева получили значительный резонанс в широких кругах русской демократической общественности. Впервые многие узнали из них неприглядные подробности дикости быта одной из многочисленных малых народностей, населявших Российскую империю. Врач Бехтерев становился известен и как публицист, умеющий вскрывать злободневные для страны социальные проблемы.

4 апреля 1881 года Бехтерев успешно защитил диссертацию на степень доктора медицины. Проведенные исследования укрепляли позиции сторонников существования материальной основы психических заболеваний и системы в жизнедеятельности всего организма. Вскоре после защиты диссертации «Опыт клинического исследования температуры при некоторых формах душевных заболеваний» она была издана в виде монографии на русском и немецком языках.

Владимиру Бехтереву присвоили ученое звание приват-доцента, после чего допустили к чтению лекций по диагностике нервных болезней студентам пятого курса. В марте1884 года его зачислили в клинику душевных болезней на штатную врачебную должность.

В мае 1884 года научный руководитель Бехтерева профессор И. П. Мержеевский предложил Конференции Военно-медицинской академии направить Бехтерева для дальнейшего совершенствования научных знаний в страны Западной Европы. Список печатных работ молодого ученого к тому времени состоял из пятидесяти восьми названий. Особый интерес представляла его серия клинических исследований периферических и центральных органов равновесия, материалы которых были отражены в целом ряде статей и в обобщающей работе «Теория образования наших представлений о пространстве».

Важными были экспериментальные работы Бехтерева, позволяющие уточнить функцию расположенных в глубине головного мозга так называемых бугров. Раздражая у экспериментальных животных эти структуры мозга, ученый впервые установил, что они «служат по преимуществу для обнаружения тех движений, при посредстве которых выражается эмоциональная сторона душевной жизни».

За статью «О вынужденных и насильственных движениях при разрушении некоторых частей центральной нервной системы», написанную в 1883 году, значительно пополнявшую сведения о роли отдельных структур мозга и обеспечении двигательных функций, Владимир Бехтерев был удостоен серебряной медали Общества русских врачей. В том же году его избрали в члены Итальянского общества психиатров, что свидетельствовало о признании заслуг молодого ученого и за пределами России.

За рубеж Бехтерев выехал в июне 1884 года. Сначала он побывал в Германии, а затем переехал в Париж, где ему прежде всего хотелось поработать с Жаном Мартеном Шарко - основателем первого в мире отделения для неврологических больных, открытого при больнице медицинского факультета университета в парижском предместье Сальпетриере.

Казанский период

В декабре 1884 года Бехтерев, находясь в Лейпциге, получил официальное приглашение занять кафедру в Казани. Он принял предложение и сократил сроки командировки, так как к сентябрю 1885 года ему необходимо было вернуться на родину.

Кафедру психиатрии в Казани Владимиру Михайловичу пришлось организовывать заново. Возглавив кафедру и лабораторию, Бехтерев получил возможность сосредоточить все силы на осуществлении давно задуманного плана, как можно лучше изучить нервную систему и связанные с ней физиологические, психологические и клинические проблемы. Настало время планомерного познания сущности нервной и психической деятельности человека в условиях нормы и патологии. Первым этапом этого познания было изучение строения мозга.

Владимир Бехтерев писал тогда, что без знаний морфологии мозга «...нельзя обойтись ни одному невропатологу и всякому вообще врачу, претендующему на правильное понимание нервных заболеваний». Особое внимание он уделял изучению проводящих путей мозга, пользуясь при этом многими методами исследования нервной ткани, в частности, эмбриональным методом, или методом развития.

В. Бехтерев утверждал, что отдельные зоны коры больших полушарий выполняют определенные функции. В 1887 году в статье «Физиология двигательной области мозговой коры» он писал: «...я вовсе не причисляю себя к числу тех авторов, которые смотрят на кору как на мозаику, состоящую из отдельных кусков различной окраски. Кора мозга, быть может, и уподобляется карте, разрисованной отдельными красками по отдельным участкам, но так, что соседние краски, понятно, смешиваются между собой и при этом, может быть, на этой карте не существует ни одного участка, покрытого одним цветом, а не смешанного из множества красок». Эта мысль В.М. Бехтерева позже нашла развитие в учении физиолога Ивана Петровича Павлова о проекционных и ассоциативных полях коры больших полушарий.

Морфологические и физиологические исследования, проведенные Бехтеревым в лабораториях Казанского университета, легли в основу большого числа его публикаций и продолжались в последующие годы в Медико-хирургической академии.

В течение всей жизни Владимир Михайлович был убежден в отсутствии четкой грани между нервными и психическими болезнями. Он обращал внимание на то, что нервные болезни нередко сопровождаются психическими расстройствами, а при душевных заболеваниях возможны и признаки органического поражения центральной нервной системы.

Накопленный клинический опыт позволил ему опубликовать работы по невропатологии и смежным дисциплинам. Наиболее известной из них стала его статья «Одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания», опубликованная в столичном журнале «Врач». Описанное в этой статье заболевание в настоящее время известно как анкилозирующий спондилит, или болезнь Бехтерева. Многие впервые выявленные ученым неврологические симптомы, а также ряд оригинальных клинических наблюдений нашли отражение в двухтомной книге «Нервные болезни в отдельных наблюдениях», изданной в Казани.

В 1891 году Владимир Михайлович Бехтерев обратился к администрации медицинского факультета с предложением об организации в Казани неврологического научного общества. Согласие на создание такого общества было получено, и председателем единогласно избрали его.

С 1893 года Казанское неврологическое общество стало регулярно издавать свой печатный орган - журнал «Неврологический вестник», который выходил до 1918 года под редакцией Владимира Михайловича.

Должности в Санкт-Петербурге и основные научные книги

Весной 1893 года Бехтерев получил от начальника Петербургской Военно-медицинской академии приглашение занять кафедру душевных и нервных болезней, освобождающуюся в связи с уходом в отставку «за выслугой лет» Мержеевского, учителя Владимира Михайловича.

Владимир Бехтерев прибыл в Петербург в конце сентября и сразу включился в работу. Он начал создавать первую в России нейрохирургическую операционную. Ученый стремился к созданию специализированной нейрохирургической службы, считая, что нейрохирургами могут стать хирурги, овладевшие невропатологией, или невропатологи, научившиеся оперировать. При этом он явное предпочтение отдавал нейрохирургам из невропатологов. Сам ученый не оперировал, но принимал активное участие в диагностике нейрохирургических болезней.

В лабораториях клиники В.М. Бехтерев вместе со своими сотрудниками и учениками продолжал многочисленные исследования по морфологии и физиологии нервной системы. Это позволяло ему пополнить материалы по нейроморфологии и приступить к работе над фундаментальным семитомным трудом «Основы учения о функциях мозга». Тогда же он большое внимание стал уделять изучению психологии.

В 1894 году Владимир Михайлович получил первый генеральский чин действительного статского советника. В конце того же года он был назначен членом медицинского совета министерства внутренних дел, а в 1895 году - членом военно-медицинского ученого совета при военном министре и тогда же членом совета дома призрения душевнобольных.

Трудоспособность ученого была поразительной. С 1894 по 1905 год Бехтерев ежегодно выполнял от четырнадцати до двадцати четырех научных работ. При этом следует иметь в виду, что ученый никогда не ставил подпись под работой, написанной другим. Все, что издано под его именем, было написано его собственной рукой.

В ноябре 1900 года двухтомник «Проводящие пути спинного и головного мозга» был выдвинут Российской академией наук на премию имени академика Карла Максимовича Бэра.

29 декабря того же года на торжественном заседании Российской академии наук профессорам В.М. Бехтереву и И. П. Павлову была вручена присужденная им награда.

Казалось бы, после такого успеха можно какое-то время отдохнуть, но ученому такое времяпрепровождение было несвойственно. Накопленный жизненный и научный опыт побуждал к обобщениям, философским трактовкам. В 1902 году он опубликовал книгу «Психика и жизнь», в которой высказал свое мнение о сущности психических процессов, о соотношении между бытием и сознанием, психикой и жизнью.

К тому времени Владимир Михайлович подготовил к печати первый том фундаментальной работы «Основы учения о функциях мозга», которая стала его главным трудом по нейрофизиологии. В ней он стремился привести в строгую систему все накопленные в литературе и самостоятельно добытые в лабораторных исследованиях и в процессе клинических наблюдений сведения о деятельности нервной системы. В книге он не только обобщил все известные данные о функциях мозга, но и описал функцию всех его отделов, опираясь на собственные многолетние экспериментальные и клинические исследования.

В первом томе, вышедшем из печати в 1903 году, изложены общие положения о деятельности мозга. В нем, в частности, Бехтерев представил энергетическую теорию торможения, согласно которой нервная энергия в мозгу устремляется к находящемуся в деятельном состоянии центру. Она как бы стекается к нему по связующим отдельные территории мозга проводящим путям, прежде всего, из вблизи расположенных территорий мозга, в которых, как считал Бехтерев, возникает «понижение возбудимости, следовательно, угнетение».

После завершения работы над семью томами «Основы учения о функциях мозга» особое внимание Бехтерева как ученого стали привлекать проблемы психологии. Исходя из того, что психическая деятельность возникает в результате работы мозга, он считал возможным опираться главным образом на достижения физиологии, и, прежде всего, на учение о сочетательных (условных) рефлексах. Владимир Бехтерев высказывался о том, что «нет ни одного субъективного явления, которое не сопутствовалось бы объективными процессами в мозгу в виде пробегающего по нервным клеткам и волокнам тока, представляющего собой... по внешности акт химико-физический». Вслед за ученым Иваном Михайловичем Сеченовым Бехтерев утверждал, что «так называемые психические явления суть рефлексы».

В 1907-1910 годах В.Бехтерев опубликовал три тома книги «Объективная психология», в которых изложил основные представления нового, созданного и развиваемого им направления в психологической науке. Ученый утверждал, что все психические процессы сопровождаются рефлекторными двигательными и вегетативными реакциями, которые доступны наблюдению и регистрации. Опираясь на объективные критерии, он считал возможным изучать не только осознаваемые, но и неосознанные психические явления.

В первом томе «Объективной психологии» Владимир Бехтерев предложил выделить психологию индивидуальную, общественную, национальную, сравнительную, а также зоопсихологию. Кроме того, он признавал необходимость выделения психологии детского возраста «как науки, изучающей законы и последовательность психического развития отдельных индивидуумов».

В 1915 году по инициативе Владимира Михайловича при Психоневрологическом институте был создан приют с детским садом и школой для детей беженцев из западных губерний. Постоянно находясь в гуще общественной жизни столицы, Бехтерев по-прежнему много внимания уделял Психоневрологическому институту.

После Октябрьской революции академик Бехтерев сразу же включился в создание здравоохранения молодой республики. В мае 1918 году Бехтерев обратился в Совнарком с ходатайством об организации научно-исследовательского учреждения - Института по изучению мозга и психической деятельности. Вскоре Институт открылся, и его директором до самой смерти являлся Владимир Михайлович Бехтерев.

Владимир Михайлович Бехтерев умер 24 декабря 1927 года. Она установил у Иосифа Виссарионовича Сталина паранойю и это по одной из версий стоило ученому жизни .

Самин Д. К. 100 великих ученых. - М.: Вече, 2000

Содержание научных трудов и интересов Владимира Бехтерева

В центре научных интересов Бехтерева стояла проблема человека. Ре-шение ее он видел в создании ши-рокого учения о личности, которое было бы основой воспитания чело-века и преодоления аномалий в его поведении. По сути дела, все выска-зывания Бехтерева глубоко психоло-гичны, и его по праву следует назвать одним из первых и наиболее

выдающихся психологов России. Не будем забывать, что именно им была основана первая русская психологическая лаборатория. Ха-рактерно, что в «Истории современной психологии», учебнике для американских университетов, принадлежащем перу Д.П. Шульц и С.Э. Шульц (1998), который издан и в переводе на русский язык, упоминаются имена всего двух российских ученых - И.П. Павлова и В.М. Бехтерева (вероятно, с американской точки зрения, этим вклад России в современную психологию и исчерпывается). Оба удостоены этой чести как предтечи бихевиоризма, не более того. Но это далеко не так.

К психологии В.М. Бехтерев пришел от неврологии и психиатрии, которыми занимался (после окончания Медико-хирургичес-кой ака-демии в Петербурге и заграничной стажировки в клиниках Германии, Австрии и Франции) в Казанском университете. Здесь в 1885 г. он организовал психофизиологическую лабораторию. Это было первое в России психологическое научно-исследовательское учреждение.

При организации лаборатории Бехтерев опирался, в частности, на опыт В. Вундта, у которого он прошел стажировку по экспери-ментальной психологии, однако собственный подход Бехтерева отличался принципиальной новизной. Для Вундта предметом пси-хологии выступало сознание, а его материальному субстрату - мозгу - внимания не уделялось. Изучение сознания велось субъек-тивно, методом интроспекции - изощренного самонаблюдения специально натренированных экспертов.

В.М. Бехтерев, говоря о природе психических процессов, ука-зывал: «Было бы совершенно бесплодно еще раз обращаться в этом процессе к методу самонаблюдения. Только эксперименталь-ным путем можно достичь, возможно, точного и обстоятельного решения вопроса» (Цит. по: Степанов С.С., 2001. С. 45-46). Пре-обладание объективных методов исследования в психологии уже тогда, на ранних этапах творчества Бехтерева качественно отлича-ло его позицию от вундтовской.

Для проведения экспериментов, кроме стандартного лаборатор-ного оборудования, использовались приборы, сконструированные самими сотрудниками лаборатории: большая схематическая модель проводящих путей головного и спинного мозга, выполненная на основе исследований в области анатомии центральной нервной си-стемы (в том числе исследований Бехтерева); пневмограф - аппарат для записи дыхательных движений; рефлексограф - прибор для за-писи коленных рефлексов; рефлексометр - аппарат для измерения силы коленного рефлекса. Практически все эти приборы и аппараты предложены и сконструированы Бехтеревым.

За относительно небольшой период существования лаборато-рии ее сотрудники провели и опубликовали около 30 исследова-ний. Принятый в школе В.М. Бехтерева принцип качественного анализа нарушений психологической деятельности стал одной из традиций отечественной психологии.

В.М. Бехтеревым, С.Д. Владычко, В.Я. Анфимовым и другими представителями школы было разработано множество методик экспериментально-психологического исследования душевноболь-ных, некоторые из которых (методика сравнения понятий, опреде-ления понятий) вошли в число наиболее употребляемых в совет-ской патопсихологии.

Сохранили значение для современной науки сформулирован-ные В.М. Бехтеревым и С.Д. Владычко (1911) требования к мето-дикам: 1) простота (для решения экспериментальных задач испы-туемые не должны обладать особыми знаниями, навыками); 2) портативность (возможность исследования непосредственно у постели больного, вне лабораторной обстановки); 3) предвари-тельное испытание методики на большом количестве здоровых людей соответствующего возраста, пола, образования.

Видную роль в определении направления отечественной экс-периментальной психологии сыграл ученик В.М. Бехтерева А.Ф. Лазурский, заведующий психологической лабо-раторией в основанном В.М. Бехтеревым Психоневрологическом институте, организатор собственной психологической школы. В предисловии к книге А.Ф. Лазурского «Психология общая и экспериментальная» Л.С. Выготский писал, что ее автор относится к тем исследователям, которые были на пути превращения психо-логии эмпирической в научную психологию.

Разрабатывая, главным образом, вопросы индивидуальной и педагогической психологии, А.Ф. Лазурский придавал большое значение патопсихологии: «Данные, добытые патологией души, заставили пересмотреть, а во многих случаях и подвергнуть осно-вательной переработке многие важные отделы нормальной психо-логии»; патология дает «возможность рассматривать душевные свойства человека как бы сквозь увеличительное стекло, делающее для нас ясным такие подробности, о существовании которых у нормальных субъектов можно только догадываться» (Цит по: Зейгарник Б.В., 1999. С. 13).

А.Ф. Лазурский был новатором в экспериментально-методи-ческой области: он раздвинул границы эксперимента в психологии, применяя его в обычных условиях повседневной жизни, и сделал предметом экспериментального исследования конкретные формы деятельности и сложные проявления личности. Естественный экс-перимент, разработанный А.Ф. Лазурским вначале для педагогиче-ской психологии, был внедрен в клинику. Конечно, осуществление такого эксперимента в условиях клиники было много сложнее, чем в школе, где в ходе обычной учебной деятельности можно опреде-ленным образом строить программу, давать экспериментальные за-дания. В клинике «естественный эксперимент» применялся в ходе организации досуга больных, их занятий и развлечений - со специ-альной целью давались счетные задачи, ребусы, загадки, задания по восполнению пропущенных букв и слогов в тексте и др.

В 1907-1912 гг. увидела свет «Объективная психология» Бехте-рева. Она была переведена на немецкий, французский, английский языки и стала важной вехой в истории современной психологии, что отмечают и зарубежные исследователи (Флюгель, Уотсон, Боринг и др.). Впоследствии Бехтерев выдвинул программу создания новой науки, названной им рефлексологией. На основе эксперименталь-ных работ по изучению сочетательных, то есть вырабатываемых прижизненно, двигательных рефлексов, совокупность которых была названа соотносительной деятельностью, Бехтерев сделал вывод о том, что именно эта деятельность должна стать объектом изучения как воплощение строго объективного подхода к психике.

В отличие от бихевиористов, Бехтерев не сводил предмет пси-хологии к поведению, к формуле «стимул - реакция», не игнори-ровал феномены сознания. Его подход страдал некоторым механи-цизмом, особенно в анализе социальных явлений, но включал и перспективные линии развития наук о человеке. Эта линия четко прослеживается в трудах его учеников и сегодня, представлено в исследованиях сотрудников созданного им НИИ психоневрологии и носящего теперь его имя (В.Н. Мясищева, М.М. Кабанова, Б.Д. Карвасарского, Л.И. Вассермана и многих других).

Очень важно отметить, что в 1956 г. в журнале «Вопросы пси-хологии» В.Н. Мясищев опубликовал статью «О значении психо-логии для медицины». При АМН СССР была создана проблемная комиссия «Медицинская психология», которую в течение 10 лет возглавлял В.Н. Мясищев. В университетах вновь были созданы факультеты психологии, готовящие кадры и для медицины.

В конце творческого пути Мясищев написал очень важную ра-боту «Проблемы, методы и значение медицинской психологии». Медицинская психология, по мысли автора, - это широкий ком-плекс всего, что может отразиться положительно или отрицатель-но на психическом здоровье человека, и того, что может через психику отразиться на его соматическом состоянии .

Г.В. Залевский. История клинической психологии: учеб. пособие. - Томск: Томский государственный университет, 2012. - 116 с.

Владимир Михайлович Бехтерев, всемирно известный невропатолог, психиатр, физиолог, основатель отечественной школы психоневрологов, родился 1 февраля 1857 года в селе Сорали Вятской губернии.

На выбор специальности повлиял перенесенный Бехтеревым недуг, душевное расстройство. Потому в Императорской Медико-хирургической академии он на старших курсах выбирает в качестве направления - нервные и душевные болезни. Впоследствии он участвовал в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

В 1881 г. Владимир Михайлович защитил диссертацию на соискание степени доктора медицины по теме «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний», а также получил ученое звание приват-доцента.

После ряда лет руководства кафедрой психиатрии в Казанском университете, в 1893 г. Бехтерев возглавил кафедру душевных и нервных болезней Императорской Военно-медицинской академии, а т

акже стал директором клиники душевных болезней Клинического военного госпиталя.

В 1899 г. Бехтерев был избран академиком Военно-медицинской академии и награжден золотой медалью Российской академии наук. Недолгое время Владимир Михайлович исполнял обязанности начальника академии.

Владимир Михайлович Бехтерев выступил с инициативой создания Психоневрологического института, и благодаря его стараниям в 1911 г. появились первые здания института за Невской заставой. Вскоре он становится президентом института.

Активно участвовал Бехтерев и в общественной жизни. В 1913 году он принял участие в знаменитом политически ангажированном «деле Бейлиса». После выступления Бехтерева главный обвиняемый был оправдан, а экспертиза по его делу вошла в историю науки как первая судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

Подобное поведение вызвало недовольство властей, и вскоре Бехтерев был уволен из академии, Женского медицинского института и не был утвержден на новый срок в качестве президента Психоневрологического института.

В.М.Бехтерев занимался исследованием значительной части психиатрических, неврологических, физиологических и психологических проблем, при этом в своем подходе он неизменно ориентировался на комплексное изучение проблем мозга и человека. Он многие годы изучал проблемы гипноза и внушения.

Поддержка советской власти обеспечила ему относительно достойное существование и деятельность в новой России. Он работает в Наркомпросе, создает Институт по изучению мозга и психической деятельности. Однако альянс с властью был недолгим. Как великий ученый и независимый человек, он тяготился складывавшейся в стране тоталитарной системой. В декабре 1927 года Владимир Михайлович скоропостижно скончался. Существует немало доказательств того, что смерть носила насильственный характер.

Урна с прахом Владимира Михайловича Бехтерева долгие годы хранилась в мемориальном музее ученого, в 1971 г. была захоронена на «Литераторских мостках» Волковского кладбища. Известный отечественный скульптор М.К. Аникушин стал автором надгробного памятника.

Имя Владимира Михайловича Бехтерева носит Психоневрологический институт, а улица, на которой он расположен, также названа в честь великого ученого. Здесь же находится памятник Бехтереву.

Российский и советский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, организатор науки

Родился в семье станового пристава. Учился в Вятской гимназии (1867-1873), затем в петербургской Медико-хирургической академии (1873-1878), где заинтересовался проблемами психиатрии и невропатологии. Весной 1877 принял участие в военных действиях в ходе Русско-турецкой войны.

После окончания академии бы оставлен на кафедре психиатрии у профессора И. П. Мержеевского, работал при его клинике. Действительный член Петербургского общества психиатров (1879), приват-доцент Медико-хирургической академии (1881). В 1884 командирован за границу для продолжения обучения, стажировался в клиниках и университетах Германии, Австрии, Франции - у Э. Дюбуа-Реймона (Берлин), В. Вундта и П. Флексига (Лейпциг), Ж.-М. Шарко (Париж). Тогда же получил предложение занять вакантную кафедру психиатрии в Казанском университете. Экстраординарный профессор кафедры душевных болезней (1884), заведующий кафедрой психиатрии (1885) Казанского университета. Одновременно работал консультантом в созданной им первой в России Окружной психоневрологической клинике на Арском Поле, где организовал первую в мире научно-исследовательскую психофизиологическую лабораторию; добился государственного финансирования клиники. Основал казанское Общество невропатологов и психиатров, организовал наркологическую помощь населению, разработал и осуществил метод коллективной гипнотерапии.

В 1893 переехал в Петербург. Возглавлял кафедру душевных и нервных болезней петербургской Военно-медицинской академии (1893-1913, в 1906-1906 - начальник академии), где организовал одно из первых в мире нейрохирургических отделений. Одновременно преподавал в Женском медицинском институте (с 1897). Член медицинского совета Министерства внутренних дел (1894), военно-медицинского ученого совета при военном министре (1895). Учредил журнал «Неврологический вестник» (1893, до 1918 редактор), Организовал Общество психоневрологов и Общество нормальной и экспериментальной психологии и научной организации труда. Редактировал журналы «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», «Вопросы изучения и воспитания личности» , «Вопросы изучения труда» и др. Председатель Русского общества нормальной и патологической психологии (1900). С начала 1900-х гг. выпускал первую в мире 7-томную энциклопедию мозга «Основы учения о функциях мозга».

В 1908-1913 руководитель основанного им на общественные средства петербургского Психоневрологического института с педагогическим, юридическим и медицинским факультетами (в 1916 факультеты преобразованы в частный Петроградский университет). В годы Первой мировой войны в институте оперировали раненых и оказывали помощь людям, ставшим душевнобольными на фронте. Директор созданного им Института по изучению мозга и психической деятельности (1918-1927).

Заслуженный деятель науки РСФСР (1927). Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища, мозг Бехтерева хранится в Институте по изучению мозга и психической деятельности.

Основоположник отечественной экспериментальной психологии, автор большого количества трудов по различным проблемам психиатрии, невропатологии, функциям мозга. Исследуя препараты на основе срезов мозга, открыл ядра и проводящие пути, создал учение о проводящих путях спинного мозга и функциональной анатомии мозга, установил анатомо-физиологическую основу равновесия и пространственной ориентации, обнаружил в коре головного мозга центры движения и секреции внутренних органов и др.

Описал целый ряд физиологических и патологических рефлексов, расстройств и синдромов, некоторые болезни и разработал методы их лечения («Постэнцефалитические симптомы Бехтерева», «Психотерапевтическая триада Бехтерева», «Фобические симптомы Бехтерева», «Болезнь Бехтерева» (анкилозирующий спондилит) и др.), создал ряд лекарственных препаратов.

Разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей. Многократно критиковал психоанализ, вместе с тем способствовал проведению теоретических, экспериментальных и психотерапевтических работ по психоанализу, которые осуществлялись в Институте по изучению мозга и психической деятельности. Выступил против теории и методов господствовавшей субъективной психологии и стремился построить естественнонаучное психологичексое учение, основанное на объективных методах исследования. Свою систему психологических воззрений называл объективной психологией (с 1904), а затем - психорефлексологией (с 1910) и рефлексологией (с 1917); понимал её как особую науку, отличную как от физиологии, так и от психологии, и призванную заменить последнюю.

Разрабатывал и изучал связь между нервными и психическими болезнями, психопатии и циркулярный психоз, клинику и патогенез галлюцинаций, описал ряд форм навязчивых состояний, различные проявления психического автоматизма. Для лечения нервно-психических заболеваний ввел сочетательно-рефлекторную терапию неврозов и алкоголизма, психотерапию методом отвлечения, коллективную психотерапию.

Один из главных организаторов всероссийских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике, создатель ряда научно-педагогических учреждений в Петербурге. Развитые им идеи К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта и других отечественных педагогов основываются на экспериментальном изучении рефлекторной деятельности ребёнка, преимущественно раннего возраста (до 3-4 лет). Подчёркивал необходимость воспитания человека с раннего детства (воспитание «социального героизма», трудовое воспитание, половое воспитание и др.), понимая воспитание как создание «привычек в сфере физической, нравственной и умственной». Утверждал, что только гармоничное сочетание физического и психического развития обеспечивает совершенствование личности. Выступая против формального обучения, задачу умственного воспитания видел в развитии у детей любви к знаниям и самостоятельности мышления. К методам воспитания относил убеждение, пример, поощрение и наказание (не телесное), игру и внушение.

Основные труды

Объективная психология. Вып. 1-3. СПб., 1907-1910. (Переиздание: М., 1991).

Общая диагностика болезней нервной системы. Ч. 1-2. СПб., 1911-1915.

О социально-трудовом воспитании. Пг., 1917.

Коллективная рефлексология. Пг., 1921. (Переиздание: в кн. «Избранные работы по социальной психологии». М., 1994).

Общие основы рефлексологии человека. М. ; Пг., 1923. (4-е изд.: М; Л., 1928).

Проводящие пути спинного и головного мозга. Ч. 1. М. ; Л., 1926.

Избранные произведения (статьи и доклады). М., 1954.

Мозг: структура, функция, патология, психика. Избр. труды. Т. 2. М., 1994.

Избранные труды по психологии личности. В 2 т. СПб., 1999.

Литература

◦ Сборник, посвященный Владимиру Михайловичу Бехтереву к 40-летию профессорской деятельности. Л., 1926.

Осипов В. П. Бехтерев. М., 1947.

Просецкий В. А. В. М. Бехтерев как психолог и педагог. Учёные записки Елецкого гос. пед. ин-та. 1957. Вып. 3.

Гращенков Н. И. Роль В.М. Бехтерева в развитии отечественной неврологии. М., 1959.

Дмитриев В. Д. Выдающийся русский учёный В. М. Бехтерев. Чебоксары, 1960.

Мунипов В. М. В. М. Бехтерев и его место в истории русской педагогики и педагогической психологии. Дис. … канд. пед. наук. М., 1968.

Баталов А. А. Философские взгляды В. М. Бехтерева и место в них проблемы личности. Дис. … канд. филос. наук. Свердловск, 1969.

Бальдыш Г. М. Бехтерев в Петербурге - Ленинграде. Л., 1979.

Никифоров А. С. Бехтерев. М., 1986.

Кузнецов Ю. М. Патографические аспекты становления личности и научного мировоззрения В. М. Бехтерева. Дис. … канд. мед. наук. СПб., 1995.

Ситдикова Г. Ф., Маринович Р. А., Костюшко В. В. Владимир Михайлович Бехтерев. Казань, 2003.

Незнанов Н. Г. и др. Школа В. М. Бехтерева: от психоневрологии к биопсихосоциальной парадигме. СПб., 2007.

Никифоров А. С. и др. В. М. Бехтерев. Жизненный путь и научная деятельность. М., 2007.

Михашина А. С. Вклад В.М. Бехтерева в развитие отечественной теории воспитания первой трети XX в. // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2011. № 4.

Комиссаров А. Г. Из рода богатырей: кн. о великом рос. ученом, акад. Владимире Михайловиче Бехтереве. Набережные Челны, 2011.

Библиография

Хижняков В. В. Академик В. М. Бехтерев (1857-1927). Библиогр. указатель. М., 1946.

▫ Систематический указатель трудов и выступлений академика В. М. Бехтерева, напечатанных на русском языке / сост. О. Б. Казанская, Т. Я. Хвиливицкий // Бехтерев В. М. Избр. произведения (статьи и доклады). М., 1954. С. 471-523.

Исаев П. О. Литература о жизни и деятельности В. М. Бехтерева. К столетию со дня рождения. М., .

▫ Список основных работ В. М. Бехтерева, литература о нем // Бехтерев В. М. Мозг: структура, функция, патология, психика. Избр. труды. Т. 2. М., 1994. С. 796-798.

Архивы

≡ Личный фонд В. М. Бехтерева. ЦГИА СПб, ф. 2265, 1368 ед. хр., 1890-1927.

≡ Личный фонд В. М. Бехтерева. Архив ПФА РАН, ф. 842, 9 ед. хр., 1900-1914.