Биографии Характеристики Анализ

Библейские заповеди, призывающие обличать грехи. Дисциплинарные меры в церкви? Как обличать грех

Обличение - это, что такое? У этого слова существует несколько значений, в числе которых имеется и современное, и устаревшее. Зачастую это понятие есть в характеристиках литературных и публицистических произведений, в которых присутствует обличение пороков, в церковных текстах. Более подробная информация о данном слове будет изложена в статье.

Словарное значение

Словарное определение изучаемого объекта гласит о том, что обличение - это:

  1. Действие, соответствующее по значение глаголу обличать (обличить) (Непрекращающееся сверкание черных глаз девушки грозило обличением ее тайной страсти к молодому человеку).
  2. Результат указанного действия, которым может быть статья, речь, стихотворение, другие виды высказываний, где происходит резкое обличение человеческих пороков или других негативных явлений (Как представляется, обличение собственных сердечных слабостей требует интимного окружения, а не публичного «раздевания»).

Для лучшего понимания изучаемого слова рассмотрим значение глагола «обличить», на который дана ссылка в словаре.

Высказать правду

Значение глагола «обличить» выглядит следующим образом:

  1. Сделать чью-то виновность, преступные действия явными для окружающих; сказать правду о чьем-нибудь дурном поведении или поступке; осудить, разоблачить кого-то (Один из христианских богословов прямо обличил Достоевского в ереси).
  2. В устаревшем значении - довести до сведения широкой публики нечто, что до этого времени скрывалось (Архимандрит, будучи в курсе того, что вотчина является населенной людьми, и в случае ее передачи другому владельцу они попадут к нему в полную зависимость, грозился обличить обман).

Рассмотрев, что это - обличение - согласно словарному толкованию, перейдем к происхождению слова.

Этимология

Слово «обличение» является то есть образованным от глагола «обличить», который, в свою очередь, происходит из древнерусского и церковнославянского «обличити». В его состав входят: приставка «об» и корень «лик» (лицо). В этих языках оно обозначало:

  • придать вид, форму, образ;
  • выявить;
  • открыть;
  • обнаружить;
  • обвинить;
  • оскорбить бранными словами;
  • выставить на общее обозрение (на позор).

В эти два языка данная лексема перешла из праславянского в виде obličiti. Оттуда оно перекочевало также:

  • в болгарский - оличѭ (украсить);
  • в македонский - оличи (олицетворить, воплощать);
  • в сербохорватский - oblíčiti (обнародовать, объявить, обвинить, показать);
  • в словенский - oblíčiti (образовать, придать вид);
  • в чешский - obličiti (обвинить,

Синонимы к существительному

Чтобы лучше проникнуться пониманием, что это - обличение, рассмотрим синонимы к этому слову. К ним относятся, например:

  • Изобличение.
  • Разоблачение.
  • Обнаружение.
  • Изловление.
  • Уличение.
  • Брань.
  • Упрек.
  • Развенчивание.
  • Критика.
  • Тирада.
  • Памфлет.
  • Осмеяние.
  • Показывание.
  • Порицание.
  • Нарекание.
  • Бичевание.
  • Укор.
  • Обвинение.
  • Раскрытие.
  • Выявление.

Синонимы к глаголу

Не менее интересным будет рассмотреть синонимы к глаголу «обличать», имеющему непосредственное отношение к «обличению». В русском языке их также можно отыскать большое количество. Некоторые из них имеют вид устоявшихся словосочетаний. Рассмотрим их:

  • Выводить на чистую воду.
  • Приподнимать (приоткрывать, срывать) завесу.
  • Выводить на свет божий.
  • Выводить наружу.
  • Прижимать к стенке.
  • Снимать (срывать) личину.
  • Срывать покровы.
  • Снимать (срывать) маску.
  • Открывать глаза.
  • Уличать.
  • Демонстрировать.
  • Обвинять.
  • Разоблачать.
  • Показывать.
  • Изобличать.
  • Обнаруживать.
  • Являть.
  • Ловить.
  • Громить.

Античные прообразы

У изучаемого нами лингвистического объекта существуют также слова-синонимы, пришедшие к нам из древнегреческого и латинского языков, рассмотрим их.

1. Филиппика. Употребляется в переносном смысле и обозначает гневное выступление, обличающее какую-либо персону. Этот термин происходит от названия, данного выступлениям афинского оратора Демосфена, который в 4 веке до н. э. произносил подобного рода речи, адресованные Филиппу II, царю Македонии. В подражание Демосфену филиппиками свои обличительные речи, посвященные разоблачению Марка Антония в 1 веке до н э., называл Цицерон.

2. Диатриба. Так называется один из жанров античной литературы, который вырос из философских проповедей таких школ, как киники и стоики, носивших публичный характер. Его признаком является поднятие моральных тем, обличение зла, сочетание серьезности с насмешкой. Основатель этого жанра - Бион Борисфенит, кинический писатель, живший в 3 веке до н. э. Темы его диатриб - это бедность и богатство, жизнь и смерть, государство, религия. Диатрибы также имели популярность в Древнем Риме. С ними к народу обращались Гораций и Ювенал. А также диатрибы легли в основу христианских проповедей.

3. Инвектива. Происходит от латинского слова, означающего «нападение». Это вид литературного произведения, представляющий собой одну из форм памфлета, в котором обличается или высмеивается какое-либо реальное лицо или группа людей. Инвектива появилась в античной литературе и отличалась резким обличением нелицеприятной действительности. Ее примером являются взаимные инвективы Цицерона и Саллюстия (1 век до н. э.). Отличием этого жанра от эпиграммы является необязательность стихотворной формы, а также отсутствие развлекательного юмористического аспекта. Однако обеим формам присуща сатирическая окраска.

Другие литературные разоблачения

Впервые в русской драматургии обличение крепостничества мы наблюдаем у Д.И. Фонвизина. В комедии «Недоросль» он показал неограниченный помещичий произвол, принявший самые уродливые формы в тот период, когда при Екатерине II наблюдалось усиление самодержавно-крепостнического строя.

В числе прочих он красноречиво изобразил крепостницу Простакову, которая своих слуг не считает за людей, так как обращается с ними как с животными. Она называет их: «скот», «девка», «собачья дочь», «скверная харя». Простакова уверена в своей полной безнаказанности, являясь жестоким и властным деспотом. Она помыкает также и своим мужем, обращаясь к нему не иначе как к уроду и рохле.

Обличение человеческих пороков в баснях можно проследить на примере произведений И.А. Крылова. В каждом из них как будто разыгрывается живая сценка из жизни. Поэт высмеивал такие людские недостатки, как зависть, лень, глупость, хвастливость, пустомельство, скупость, жестокость.

Вот, к примеру, одна из его басен «Тришкина свита». В ней автор обрушивает поток сокрушительный критики на человека, что, будучи лишенным таланта, берется за дело, которое явно ему не под силу. В результате от свиты остаются одни рукава.

В знаменитой басне «Волк и Ягненок», где первый уволок другого в лес, приводя в виде оправдательного аргумента исключительное свое желание («хочется мне кушать»), Крылов поднимает актуальную тему всесилия и хищнических устремлений людей, стоящих у власти, и бесправия простого народа.

Официальный служитель нашей церкви совершил определённый грех, но не хочет этого признавать. Должна ли я обличить его во грехе, ведь Библия говорит «начальствующего в народе твоём не злословь»? - Янина

Дорогая Яна, упомянутая Вами фраза является смирённой ответной реакцией апостола Павла в ответ на адресованное ему обличение во грехе злословия.

Данная фраза лишь ограничивает злословие , но не запрещает прямого обличения, - это отчётливо видно из развития конфликта, который произошёл между апостолом Павлом и Первосвященником [Деяния 23:1-5]:

«Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня .

Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам.

Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная ! ты сидишь, чтобы судить по закону , и, вопреки закону , велишь бить меня.

Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь ?

Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано : начальствующего в народе твоем не злословь»

Итак, вот что происходит в данном отрывке :

Павел даёт отчёт о своей жизни, заявляя про свою искренность и невинность [ст. 1] ;

Первосвященник Анания неправомерно приказывает бить Павла по устам [ст. 2] ;

Павел, обличает Первосвященника, говоря о том, что его приказ «бить его по устам» нарушает «закон» и впоследствии приведёт к Божьему наказанию [ст. 3] ;

В своём обличении Павел допускает «поношение» , называя одетого в белые одежды Первосвященника «стеной подбеленной» [ст. 4] ;

Писание не упоминает реакцию Первосвященника на обличение Павла, но говорит о том, что присутствующие люди в ответ обличили Павла в «поношении Первосвященника» [ст. 5] ;

Павел немедленно признал своё нарушение заповеди , записанной в книге Исход 22:28: «судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси».

Таким образом, фраза «начальствующего в народе твоём не злословь» относится именно к грубости Павла, а не к его обличению Первосвященника. Существует большая разница между обличением во грехе и злословием , надеюсь, вы это понимаете!?

Сама же реакция Павла является прекрасным примером того, как должен реагировать на обличение каждый служитель Божий, но об этом я напишу чуть позже…

Итак, можно ли обличать служителей церкви во грехе?

Прежде всего, давайте согласимся с тем, что в данном размышлении мы называем вещи своими именами . Говоря об обличении служителя в грехе, мы имеем в виду рукоположённого служителя церкви и конкретный сделанный им грех .

Бог отчётливо призывает нас уважать и любить наших наставников и служителей , однако когда слуга Божий впадает в грех, тот же Святой Бог призывает нас проявить нашу любовь к служителю, обличив его.

Святой Бог одинаково строго относится ко греху каждого из Своих детей, будь то новообращённый, или председатель Союза Церквей. Библия не даёт служителям церкви ни малейших оснований ожидать от Бога преференцированного снисхождения к своим согрешениям и даже наоборот предупреждает их о излишней строгости Бога.

Господь Бог предъявляет к Своим «домостроителям» очень высокие стандарты и требует полного соответствия им :

«Епископ должен быть непорочен , как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова …»

Несоответствие этим требованиям дисквалифицирует служителя. В Писании нет ни одного случая, когда бы Святой Бог проявил бездействие по отношению к реальному греху Своих служителей:

- Бог обличил и наказал Моисея за то, что тот незначительно отступил от Божественных указаний и, этим самым, не явил Славы Бога – Числа 20:7-12;

Бог наказал царя Давида за прелюбодеяние с Вирсавией и убийство её мужа «и было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа» – 2 Цар. 11.

Иисус обличил Петра в приземистости его мышления – Мтф. 16:23.

В Ветхом Завете Бог ни раз осуждал священников, которые не учили о Боге и отпали от Него [Иер. 2:7-9]. Он называет «изумительным и ужасным», когда Его служители учат лжи и священники «господствуют » над народом - Иер. 5:29-31.

«Ибо уста священника должны хранить ведение , и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе , разрушили завет Левия [закон истины был в устах его], говорит Господь Саваоф. За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона. Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?» - Мал. 2:4-10.

Рукоположенный служитель не просто является дитём Небесного Отца, но несёт перед Ним особую ответственность за других людей. Грех в жизни служителя падает пятном на саму церковь, лишает её благословений и подвергает людей опасности «соблазна в законе» и разочарования в вере.

Именно из-за высокой ответственности данного поста, апостол Павел требует рукополагать человека на служение только после прохождения им «испытания» 1 Тим. 3:10 и только в случае его полного соответствия высоким требованиям Бога 1 Тим. 3 гл. . Ответственность пресвитеров церкви настолько высока, что согрешивших пресвитеров Павел требует «обличать публично , чтобы другие страх имели» 1 Тим. 5:19-20 .

Апостол Иаков, являясь служителем Божьим, предупреждает своих коллег-учителей Слова Божьего, что они «подвергнутся большему осуждению » Иак. 3:1 по сравнению с рядовыми членами Церкви.

Вот почему обличать служителей не только можно, но и, ради их же блага, нужно .

Важно только отчётливо понимать и, понимая данную разницу, именно обличать , а не осуждать или злословить!

Обличение всегда делается из любви и во благо человека. Оно всегда сфокусировано не на самом человеке , но на конкретном греховном поступке. Обличение всегда основано на Писании и имеет под собой доказательную базу совершенного греха.

Целью такого обличения является исправление человека и его освящение. Именно такое обличение поощряется Богом и приятно Ему [Пр.28:23].

«Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком»

В своём Слове Бог обязывает каждого верующего человека «обличать своего ближнего, и тогда он не понесет за него греха» [Левит 19:17]!

Более того, Бог предупреждает о личной ответственности верующего человека, отказавшегося обличить грешника, несмотря на внутренне побуждение духа [Иезекииля 33:8]:

«Когда Я скажу беззаконнику: "беззаконник! ты смертью умрешь", а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, – то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей ».

Смирённое, молитвенное обличение очевидного греха служителя является обязанностью каждого верующего человека и искусственная «канонизация» служителей этому, скорее, не помеха, а вызов к проявлению смелости, любви и принципиальности.

Именно так, – обличение служителя в грехе является проявлением «любви и нелицемерной веры» 1 Тим. 1:5 .

Как обличить правильно?

В зависимости от того, какого рода грех совершил служитель, процедура обличения должна происходить по различным сценариям:

Сценарий №1: согрешение против вас:

Если служитель церкви совершил против вас определённый грех, Иисус предписал следующую «щадящую» процедуру обличения, сказав [Мтф. 18:15]:

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним ; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает…».

Согласно требованиям Иисуса , вы должны молитвенно обличить служителя в соделанном против вас грехе «один-на-один».

Если грех не был совершён публично [например, воровство, драка…] и служитель признал перед вами свою вину, вы должны простить служителя [Мтф.18:21-22] и не выносить информацию о произошедшем проступке на публику.

Если грех был сделан в присутствии группы людей [например, клевета, ложь, грубость…] , то признание служителя во грехе в любом случае должно будет быть публичным, равно как и прошение прощения: у пострадавшего и перед свидетелями, которым служитель подал повод к соблазну.

Личное обличение с глазу-на-глаз и чистосердечное признание служителя позволят избежать публичных разбирательств и дадут вам возможность выступить перед другими вовлечёнными в конфликт людьми, в качестве свидетеля успешного разрешения , существовавшего по вине служителя конфликта.

Если служитель церкви, к вашему сожалению, отказывается признавать совершенный против вас грех, в данном случае вы обязаны исполнить следующие требования Иисуса [Мтф. 18:15]:

«…если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух , дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви…».

В том случае, если грех совершил пресвитер церкви , публичные «обвинения на пресвитера» третьему лицу могут быть заявлены только при наличии неоспоримых доказательств [например, аудио, видео, улики…] или при наличии «двух или трех свидетелей» произошедшего 1 Тим. 5:19 .

Устанавливая данное ограничение, Апостол Павел вовсе не пытается усложнить процедуру обличения пресвитера в намеренно соделанном грехе. Скорее, он показывает всю серьезность совершённого им поступка и огромную ответственность обличающего человека.

Сценарий №2: грех, не связанный с вами:

Если вы каким-то образом стали свидетелем стороннего, не связанного с вами , греха служителя, вы обязаны незамедлительно обличить его во грехе «…и тогда вы не понесете за него греха» [Левит 19:17]!

Именнотак поступил Павел [см. info] , обличивший призванного апостола Христова [Гал. 2:11+]:

«Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию .

Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.

Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской , то сказал Петру при всех…»

Info: можно долго мудрствовать о том, был ли данный поступок Павла обличением официального апостола сверхъестественно призванным апостолом. По факту нужно сказать, что апостол Павел не соответствовал требованиям апостолов, предъявленным кандидатам в апостолы [Деяния 1:20-21], - он пришёл к вере уже после смерти Иисуса.

Именно поэтому Павел с постоянством доказывал окружающим своё апостольство и в то же время сам не считал себя достойным этого титула.

Так в 1 Коринфянам 9:1-2 он пишет: «Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? Если для других я не Апостол , то для вас [Апостол]; ибо печать моего апостольства - вы в Господе. Вот мое защищение против осуждающих меня…» и в том же послании добавляет «Я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» - 1 Кор. 15:9.

Неверная реакция служителя церкви на обличение во грехе…

Говоря, об ожидаемой библейской реакции служителя церкви на обличение во грехе, я не питаю иллюзий и понимаю, что, к сожалению, многие из них так не поступят.

Однажды мне пришлось стать свидетелем ситуации в которой пастор церкви в ответ на объективное обличение во грехе настолько возмутился на своего обличителя, что неосторожно высказал ему голословное пророчество о том, что их следующий разговор состоится только после того, как обличающий брат попросит у него об этом три раза. С точки зрения пастора, это должно было стать для этого брата знамением его неправоты перед пастором.

Причин подобной надменности много, но, пожалуй, самая явная – это отсутствие искренней богобоязненности перед Святым Богом, связанное с собственноручной канонизацией пастора и верой в собственное превосходство над другими верующими.

На самом же деле, призванный Богом «служитель церкви» является, прежде всего, служителем, то есть слугой . Именно об это сказал Иисус, говоря [Лк. 22:25-26]:

«Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так : но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий»

«Начальствующий» служитель, который ведёт себя, как «правитель народов» и требует признание его «благодействий» не соответствует требованию Иисуса Христа и подаёт своим отношением плохой пример пастве.

Апостол Пётр откровенно «умоляет» такого служителя занимать свой пост «не для гнусной корысти, но из усердия, не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду » 1 Петра 5:1-3 .

Пастор, игнорирующий обличение в совершенном грехе, является поводом к соблазну для обличающего [Матф.18:6] и лицемерит [Мтф. 5:23-24]:

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя , оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой»

Правильная реакция служителя церкви на обличение во грехе…

Благочестивый богобоязненный служитель Божий осознаёт , что «открытое обличение лучше, нежели скрытая любовь. Искренни укоризны от любящего…» [Притчи 27:5,6] и рассматривает «обличение праведника», как «милость и лучший елей, который не повредит его голове» - Псалом 140:5.

Такой человек должен приложить все старания, чтобы молитвенно и непредвзято расследовать услышанное обличение, покаяться и исправить последствия совершённого греха, а в случае объективного несогласия с выдвинутыми обвинениями, аргументированно оправдать свой поступок.

Поступив таким образом, служитель максимально снизит вероятность соблазнения или разочарования огорчённого верующего.

.]; руководитель Детских Олимпийских Игр, г. Киев ; лидер молодёжного и подросткового движений ; основатель движения «Жизнь в Истине».

Баптисты и многие православные любят отвергать библейское учение об обличении греха, не понимая, насколько серьезен хотя бы один грех, насколько свят Всевышний, и насколько строг Его Суд - ведь Адаму и Еве было достаточно сделать ОДИН грех, чтобы быть изгнанными из рая, понести на себе Божии проклятия (Бытие 3:16-19) и затем умереть за свой грех, "ибо возмездие за грех - смерть , а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем." (Римлянам 6:23).

Поэтому ниже перечислены библейские заповеди, призывающие обличать грехи. Разумеется, следует понимать, что обличать грехи надо с умом, со Христовой любовью и с индивидуальным подходом - "к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждой, которая отквернена плотию." (Послание апостола Иуды 1:22-23). Кроме того, если человек обличает другого в том грехе, который делает сам, то за свое лицемерие он навлекает на себя суд Божий (Римлянам 2:1-3). Но это не означает, что не надо обличать вовсе - наоборот Иисус учил ВЫНУТЬ сначала бревно, а потом и сучок: "Лицемер! ВЫНЬ прежде бревно из твоего глаза и ТОГДА УВИДИШЬ, как ВЫНУТЬ сучок из глаза брата твоего." (Матфея 7:5). И надо признать, что наш Спаситель Иисус Христос не стеснялся в выражениях, изобличая фарисеев за то, что они гнали обличавших их пророков, и Он называл их "змии, порождения ехидны..., да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле" (Матфея 23:33-36). Посл. Иакова 5:19-20 Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.

Иоанна 7:24 Не судите по наружности, но СУДИТЕ СУДОМ ПРАВЕДНЫМ.

1 Фесс. 5:11 увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.

1 Тимофею 5:20 СОГРЕШАЮЩИХ ОБЛИЧАЙ ПЕРЕД ВСЕМИ, чтобы И ПРОЧИЕ СТРАХ ИМЕЛИ.

Ефесянам 5:11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и ОБЛИЧАЙТЕ .

Титу 1:13 ОБЛИЧАЙ их строго, дабы они были здравы в вере.

Левит 19:17-18 Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; ОБЛИЧИ ближнего твоего, и НЕ ПОНЕСЕШЬ ЗА НЕГО ГРЕХА. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но ЛЮБИ ближнего твоего, как самого себя. Я Господь.

Притчи 24:25 а ОБЛИЧАЮЩИЕ БУДУТ ЛЮБИМЫ, и на них придет благословение.

Притчи 27:5 Лучше ОТКРЫТОЕ ОБЛИЧЕНИЕ, нежели скрытая любовь.

Притчи 28:23 ОБЛИЧАЮЩИЙ человека найдет после БОЛЬШУЮ приязнь, нежели тот, кто льстит языком.

Притчи 29:1 Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления.

Матфея 23:23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры , что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд , милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

Титу 2:15 Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.

2 Тимофею 4:2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай , запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.

1 Коринфянам 5:12-13 Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.

Евреям 3:12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого.

Евреям 12:15-16 Наблюдайте, ... чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие

Иуда 1:23 а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью.

Иезекииль 3:18 Когда Я скажу беззаконнику: "смертью умрешь!", а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих.

Иезекииль 33:8 Когда Я скажу беззаконнику: "беззаконник! ты смертью умрешь", а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, -то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей.

Исаия 58:1 Взывай ГРОМКО, НЕ УДЕРЖИВАЙСЯ; ВОЗВЫСЬ голос твой, подобно ТРУБЕ, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву - на грехи его.

"Громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе " - это громкое обличение в церкви! Если бы все христиане поступали именно так, как учит нас Библия, не отступали от Библии в угоду нечестивым (Иуда 4), то церкви были бы просто святы и непорочны! Притчи 1:7 Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.

Притчи 1:23 Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.

Притчи 3:11 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его;

Притчи 9:8 Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя;

Притчи 10:17 Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение-блуждает.

Притчи 12:1 Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.

Притчи 13:1 Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения.

Притчи 15:5 Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен.

Притчи 15:10 Злое наказание - уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет.

Притчи 15:12 Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет.

Притчи 15:32 Отвергающий наставление нерадеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.

Притчи 19:20 Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.

Притчи 19:25 Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличи шь разумного, то он поймет наставление.

Притчи 25:12 Золотая серьга и украшение из чистого золота - мудрый обличитель для внимательного уха.

Притчи 30:6 Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличи л тебя, и ты не оказался лжецом.

Захария 8:16 Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно СУДИТЕ у ворот ваших.

Исаия 59:2-5,7,8,15 Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать. Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши - беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду. Никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину ; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство; высиживают змеиные яйца и ткут паутину; кто поест яиц их, - умрет, а если раздавит, - выползет ехидна. ... Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их -мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их. Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира. ... И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда . И это неудивительно, ведь Он заповедал судить судом праведным (Иоанна 7:24, Матф. 7:15-20; 12:33; 23:23). Но, к большому сожалению, вместо выполнения заповеди обличения во многих "церквях" процветает компромисс с грехом. Амос 5:10 А они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду.

Второзаконие 1:16 выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его;

Псалтирь 140:5 Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои - против злодейств их.

Матфея 7:15-23 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их.

Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

Матфея 12:33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.

В Иис. Навин 7 - только один грех Ахана среди Израиля остановил продвижение дела Божьего - Израиль не мог завоевать землю обетованную. Таким же образом только один нераскаянный грех среди церкви полностью останавливает продвижение дела Божьего - церковь не может спасать грешников. Она может сделать людей членами "церкви", но она полностью не может привести людей в послушание Христу (Иоанна 15:4-5; 2Кор. 10:3-6), ибо она сама непослушна Христу.

1 Иоанна 4:1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Притчи 27:5 Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь.

Иеремия 6:16 Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим.

Этот старый добрый путь отражен в великом

Несмотря на то, что внешне практика обличения и осуждения очень близка, их суть на самом деле очень различна. Этимологии слов: «Обличение» – значит, показать истинный облик оступка. «Осуждение» – значит вершить суд над человеком.

Обличение по своей сути является добродетелью и поэтому поощряется Богом – Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха. (Лев.19:17).

Так же через пророка Бог сказал — Когда Я скажу беззаконнику: «беззаконник! ты смертью умрешь», а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, — то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей (Иез.33:8)

Осуждение же является грехом и запрещается Спасителем, сказавшим «не судите, да не судимы будете»

Обличение совершается в осознании собственной несостоятельности в свете святости Бога – Ин. 8:7 . Осуждение совершается с позиции собственной непогрешимости и, поэтому, права судить. Обличать всегда эмоционально тяжело. Осуждать всегда естественно легко. Обличение требует собственной чистоты. Осуждение часто совершается и не менее виновным человеком. Обличение духовно-сдержанно. Осуждение душевно-эмоционально.

ОБЪЕКТ СУЖДЕНИЯ

Обличение – это объективное осуждение пагубного поступка [Фил. 3:18 ] человека, имеющее под собой законное основание и доказательную базу – Титу 2:14-15 . Осуждение же – это субъективное осуждение самого человека и мотивов его поступков.

Обличение возможно только по отношению к каждому из конкретных, определённых поступков и должно быть аргументировано «полезным для обличения» Писанием – 2 Тим. 3:16 . Осуждение же почти всегда выражается «общими фразами» и часто аргументируется домыслами и мнениями.

МОТИВЫ

Обличение стремиться восстановить согрешившего, являясь проявлением «чистосердечной любви» к человеку, «нелицемерно верующим» ближним – 1 Тим.1:5 . Осуждение же является проявлением личной внутренней неприязни к человеку и стремится разрушить жизнь обвиняемого.

Обличение всегда подкрепляется искренней молитвой о милости Бога к согрешившему. Осуждение же чаще всего выражается в, завуалированном под праведность, эгоистичном прошении о суде Божьем на осуждаемого.

Обличение стремиться исправить и сохранить авторитет согрешившего человека и поэтому, прежде всего, совершается «в глаза» один-на-один – Мтф. 18:15 . Осуждение же стремиться всячески унизить осуждаемого и поэтому чаще всего совершается публично и «за спиной» самого человека.

Обличение совершается публично только после того, как все попытки личного увещевания оказались безуспешными – Мтф. 18:15-17 . Осуждение же стремиться поскорее вынести «ссор из избы».

Обличение считается успешно завершенным сразу после признания человека в соделанном грехе. Осуждение использует исповеданный проступок, как аргумент для дальнейшего развития последующего унижения.

Обличение происходит из чувства сострадания и поэтому изначально совершается мягко, позитивно и с верой в скорое исправление. Осуждение является проявлением внутреннего желания вырасти в собственных глазах за счёт унижения другого и поэтому изначально жёстко, скептически настроено и без надежды на перемены.

Обличение лаконично указывает на проступок, стремясь примириться – Пр. 17:9 . Осуждение драматизирует проступок, стремясь отдалиться.

К огда в последний раз кто-нибудь говорил вам, что вы не правы?

Если не можете вспомнить, возможно, у вас есть причина серьезно задуматься. Иногда, наибольшим проявлением любви по отношению к вам со стороны другого человека может быть его предупреждение о том, что то, как вы думаете или живете, не совсем согласуется с истиной. Тот факт, что в нас по-прежнему присутствует остаточный грех, означает, что мы будем ошибаться и, соответственно, не видеть некоторые из своих «непрямых» путей. Поэтому часто Бог дает нам возможность посмотреть на себя с такого ракурса, в котором мы нуждаемся, через глаза, сердце и слова других людей. Они видят то, что нужно изменить или исправить, и говорят нам истину с любовью. Они нас обличают. Любовь будет обличать нас.

Однажды Павлу пришлось обличать Петра. «Однако когда Пётр пришёл в Антиохию, я открыто выступил против него, ибо он был неправ.» (Галатам 2:11, Современный перевод). Почему? Потому что Петр (будучи иудеем) поддался давлению своих соотечественников, и не стал есть с верующими из язычников. Петр был в числе первых в служении примирения между иудеями и язычниками через Иисуса Христа (Деяния 15:11). Он видел и пережил превозмогающую все любовь Божью к нам через Христа и крест Его (Деяния 10:28). Она все изменила, даже то, как он ел (Галатам 2:12).

Но иудеи стали стали гнать иудеев-христиан из-за того, что Петр ел с язычниками, поэтому некоторые попытались убедить его прекратить есть с ними. И таким образом, в тот момент, когда христиане из язычников нуждались в нем больше всего, Петр в страхе покинул их. Христос заплатил за этих людей дорогую цену, Отец назвал их Своими, и в них обитал Дух Святой, а Петр отверг их.

Любить достаточно сильно, чтобы говорить резкие слова

Павел пишет: «Когда я увидел, что они не ведут себя, как должно, в соответствии с евангельской истиной, то сказал Петру перед всеми: „Если ты, иудей, живёшь, как язычник, а не как иудей, то как же ты можешь принуждать язычников следовать обычаям иудеев?» (Галатам 2:14). Если вкратце: «Прекрати!» Петр, твое поведение свидетельствует о другом евангелии — евангелии, которое никого не спасет. А ложное, зависящее от мнения окружающих, расистское евангелие, о котором говорит твое поведение, завоевывает последователей. (Галатам 2:13). Вспомни истинное Евангелие - спасение только по благодати, независимо от этнических преград- и покайся. Снова приведи поступки в соответствие с той Вестью, за которую умер Христос.

Исходя из того, что было дальше в этой истории, обличение Павла, возможно, спасло служение Петра и молодую церковь (с человеческой точки зрения). Петр покаялся и снова открыто ел с язычниками. И так как Павел хотел говорить резкие слова и любил Петра «неудобной» и не совсем приемлемой окружающими любовью, семена ложного евангелия были уничтожены, а истинное Евангелие сохранилось, было проповедано и распространилось.

Чему мы можем научиться на примере Павла? Как мы можем обличать друг друга с любовью? Вот четыре урока.

1. Обличайте, чтобы сохранить Евангелие и его свидетельство.

Чему мы учимся на плохом примере Петра? Наши убеждения обязательно будут проявляться на экране нашей жизни, особенно в том, как мы реагируем на неприятие и критику со стороны других людей. Евангелие, которое мы любим сердцем и о котором говорят наши уста, будет путешествовать на протяжении нашей жизни и через огонь одобрения или неодобрения других людей. И когда мы начинаем терять что-то из-за того, во что верим, тогда мы начинаем видеть, во что мы на самом деле верим.

Усилия Петра угодить своему окружению ослабили влияние Евангелия в Галатии, по крайней мере, на какое-то время. Со временем, наше поведение - наши приоритеты, решения, слова - проповедуют Евангелие почти так же громко и ясно, как наши «презентации Евангелия», а иногда и более громко и четко. Наши компромиссы с истиной (скрытые или явные) угрожают нашему свидетельству и препятствуют распространению Евангелия через нас. Хуже того, грех - жить «не в соответствии с евангельской истиной» - может убедить кого-нибудь из вашего окружения поверить в ложное евангелие или отвергнуть истинное Евангелие по ложной причине.

Подумайте, как могла бы верность Петра повлиять на других христиан из иудеев и Варнаву. Он мог бы быть вдохновителем «волны» бесстрашной веры и верности. В противовес усиливающимся гонениям в Иерусалиме, это была бы возможность позволить ярко сиять истинной вести Евангелия. Это мотивация для нас не грешить, но более того, это сильная мотивация для того, чтобы жить в соответствии с Евангелием, потому что такой плод умножается среди других. И это является мотивацией обличать с любовью и принимать обличение с верой.

2. Обличайте на условиях Евангелия, а не на своих собственных.

Павел обличил Петра, потому что «увидел, что они не ведут себя, как должно, в соответствии с евангельской истиной» (Галатам 2:14). Он обличал Петра не просто потому что, ему не нравилось то, что тот делал, или потому что Павел сам сделал бы это иначе. То, как вел себя Петр, неверно представляло благую весть об Иисусе Христе. Если мы намерены обличить, важно научиться отличать разницу во мнениях от грехов против Бога.

Мы развиваем такой навык различения, погружаясь в Евангелие, погружаясь в Божье Слово, в Книгу «о благодати», данной нам (1 Петра 1:10). Когда мы исследуем друг друга, все покрывая, всему веря, всего надеясь, все перенося (1 Коринфянам 13:7), мы ищем свидетельство работы Божьей благодати друг в друге (либо не ищем). Мы ищем не просто благодать, которая прощает, но благодать, которая дает нам необходимые силы и изменяет нас. Показывает ли наша жизнь всю историю Божьей благодати, проявленной по отношению к нам: от состояния отчаяния и осуждения к прощению и примирению и последующему изменению и обновлению (2 Коринфянам 5:17)?

Если нет, нам нужно обличать друг друга, однако обличать, будучи движимыми благодатью, наполненными благодатью и имея своей целью благодать. Мы не осуждаем друг друга. Мы используем обличение, чтобы исправлять, вдохновлять и назидать друг друга.

3. Обличайте кротко, нежно и твердо.

Есть ли на вашем дереве обличения плоды Духа? Или мы воспринимаем такие беседы как отдельные деревья в саду нашей жизни? В том же письме, где Павел описывает плоды - любовь, радость, мир, терпение, доброту, благость, верность, кротость, самоконтроль (Галатам 5:22–23) - он говорит: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию… кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.» (Галатам 1:6, 9)

Другими словами: “Пусть будет он проклят!” Вы могли бы сказать это с терпением, добротой и кротостью? Истинная любовь, библейская любовь иногда так делает. В Галатам 1:6–9 есть нотки удивления, сомнения, обеспокоенности и гнева, при этом мы также видим терпение, благость и кротость. Баланс очень важен, даже если часто труднодостижим, и это то, чем является любовь. Если есть терпение и кротость без дерзновения и убежденности — не хватает любви. Если есть дерзновение и убежденность, но без терпения и кротости — не хватает любви. Только Дух Божий - плоды Духа, не человеческие усилия или дисциплина - может дать нам эту странную формулу для исправления по-христиански.

4. Обличайте, чтобы угодить Богу, а не людям.

Павел пишет выше в послании к Галатам, когда осуждает ложное учение, которое проникло в галатийские церкви: «У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.» (Галатам 1:10).

Взор христиан, которые обличают с любовью, обращен на Христа, а не на людей. Они не ищут одобрения, оправдания или повышения своей самооценки «по горизонтали». Их Царь восседает на троне вверху, и их сокровище находится на небесах вместе с Ним. Они свободны от сплетен, позирования и клеветы. Когда они открывают рот, чтобы обличить или исправить другого верующего, они знают, что Бог смотрит на них и ждет проявления любви. Они хотят, чтобы все слова их, какими бы жесткими они ни были, являлись сладким ароматом для Небесного Отца.

Подписывайтесь:

“Человек”, которому я пытаюсь угодить через греховное обличение, — это я сам. Существует множество способов, которые мы используем для угождения людям – способы, через которые проявляется наш страх перед людьми — но сомневаюсь, что обличение относится к популярным из них. Люди, особенно в нынешнем обществе, не очень-то в восторге или не расположены к тем, кто достаточно «горд», чтобы обличать кого-то и фактически заявлять, что кто-то может быть не прав. Но в нашем собственном сердце может возникнуть определенное чувство, когда мы говорим другим о том, что они не правы, — искушение думать о себе больше, чем мы должны о себе думать (Римлянам 12:3).

Обличение, которое хочет достичь такого краткосрочного чувства удовлетворения своего самолюбия, получит свою награду (Матфея 6:16). Но когда вы обличаете, старайтесь отодвинуть в сторону эгоистичные амбиции и личную выгоду, и бескорыстно, в любви, посвятите себя другому человеку и его возрастанию во Христе. “И Отец твой, видящий тайное” - каждый маленький шаг смелости, каждое доброе слово честности, каждая постоянная толика терпения - “воздаст тебе явно” (Матфея 6:18).

Автор — Маршалл Сегал / By John Piper. © 2016 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод —