Биографии Характеристики Анализ

Буква ю, ю и звуки, которые она обозначает. Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Буква Ю На что похожа буква ю рисунки

Стихи про букву Э

Буква Э на С дивится,

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка,

Только нету языка!

(А. Шибаев)

Эге-гей! - крикун кричит,

Изо рта язык торчит.

(Г. Виеру)

Над лугами в синеве

Пролетает буква Э.

Это ласточка весной

Возвращается домой.

(В. Степанов)

Это - Э с открытым ртом

И большущим языком.

Взял я лук и крикнул: -

Эх! Удивлю сейчас я всех!

Натянул потуже лук,

Да стрела застряла вдруг!

И вокруг сказали все:

(Е. Тарлапан)

Задание 1. Посчитайте, сколько букв "Э" в следующих стихотворениях:

Рот разинув до ушей,

Буква Э сказала: "Эй!"

Эта будет буква Э

Энергичная вполне:

Экскаватор, эшелон,

Элеватор, электрон.

Эхо слышно тут и там -

Эхо ходит по горам.

Эхо, спустишься сюда?

Эхо тихо: "Да-да-да-а-а!"

Мама! - слышится с холма.

Эхо тоже крикнет: "Ма-а-а!"

Это маму звал малыш.

Эхо, ты кому кричишь?

(Г. Виеру)

Задание 2. Слепите букву "Э" из пластилина и сделайте её из сушек и соломки.

Буква Ю

Говорят дети про букву Ю

"Буква Ю - это колобка привязали к палочке, чтобы он не укатился" (Вера, 5 лет).

"Буква Ю похожа на ключик Буратино" (Настя, 6 лет).

"Буква Ю - это шарик зацепился за палочку, улететь не может, или кто-то катит снежный ком, снеговика строит" (Олег, 6 лет).

Вся согнулась буква Ю,

Держит палочку свою.

Вот и выглядит такою -

Старой бабкою с клюкою.

(Б.Заходер)

На арене укротитель -

Грозных тигров повелитель.

Он, как буква Ю, с кольцом

К тиграм смело встал лицом.

(В. Степанов)

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка,

Что случилось:

Получилась... буква Ю.

(А. Шибаев)

Ходит пешком

Калач с посошком.

(К. Тарлапан)

Палка, палка и кружок

Нарисуй меня, дружок!-

Улыбнулась буква Ю,-

Я тебя благодарю!

(Е.Котова)

Задание 1. Посчитайте, сколько букв "Ю" встречается в следующих стихах:

В пути, в неведомом краю,

Нам компас - лучший друг.

Одной заглавной буквой Ю

На нем отмечен юг.

Над облаками мы летим

По компасу на юг.

На берег моря,

в Южный Крым,

Где нет зимою вьюг.

(С. Маршак)

Вьюн, жюри, сюита, люлька,

Лютик, нюня, юг, люблю.

Тюль, тюлень - слова мне Юлька

Назвала, где буква Ю.

(А. Мохорев)

Задание 2. Слепите из пластилина букву "Ю" и сделайте её из сушек и соломки.

Буква Я

Говорят дети, на что похожа буква Я

"Буква Я похожа на завязанный поясок" (Вера, 5 лет).

"Буква Я - это колобок на лапках убегает от бабушки и дедушки" (Настя, 6 лет).

"Буква Я похожа на хвастливую особу, грудь колесом, ножкой топает, а ещё буква Я похожа на яблочко на ножках" (Олег, 6 лет).

Стихи про букву Я

Я - бродяга с рюкзаком,

Путешествует пешком.

(Г. Виеру)

Куча яблок на прилавке...

И заметил, я друзья:

Если б яблоку две лапки,

Сразу б вышла буква Я.

(Б.Заходер)

Отвернула Я головку,

Влево ножку ставит ловко.

Буква Я пустилась в пляс -

Удивить хотела нас!

(Е.Котова)

Я выходит на дорожку

Я стоит отставив ножку,

Полюбуйтесь, вот и я,

Рада видеть вас, друзья!

Я похожа на артиста,

космонавта, хоккеиста!

(Н.и С.Гордиенко)

Всем известно буква Я,

Самая хвастливая.

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

А вы знаете, кто я?

Вы не знаете, кто я

Я не только буква

Я - буква, слог и слово!

(А. Шибаев)

Задание 1. Посчитайте, сколько букв "Я" в этих стихотворениях:

В алфавите буква "Я"

Самая последняя,

Но бывают ребятишки,

Что её балуют слишком,

"Я" у них на первом месте,

Целый день их видишь вместе,

Слышно только "Я хочу",

"Я умею", "Я могу",

"Я главнее", "Я умней"...

Нет у якалок друзей!

Не забудьте, буква "Я"

Нам нужна не для себя!

(В. Аношина)

Яблоко вон на дорожке,

Мы ему прикрепи ножки.

Получилась буква Я

Самая красивая.

А эта буква оттого

Считается последней,

Что ты себя же самого

Не ставишь в ряд передний.

Не могут ждать у нас в стране

Почета, славы, чести

Те, у которых "я" да "мне"

Стоят на первом месте!

Народ толково и не зря

Расставил буквы букваря.

(С. Маршак)

Задание 2. Слепите букву "Я" из пластилина и сделайте её из соломки и сушки.

Заключение

Я уверена, что прочитав эту книгу и выполнив все задания, ребенок без труда будет узнавать буквы, и вы сможете перейти к следующему этапу обучения чтению.

Из букв ребёнок быстро научится составлять слоги. Только тогда, когда ребёнок научится управлять слогом, можно плавно перейти к чтению. Эта система взаимосвязана, нежелательно пропускать какой-либо из этапов. Также этот процесс не может быть проведён поспешно. Развитие должно продвигаться естественным путём.

Желаю успехов на данном этапе знакомства со звуками и буквами русского алфавита.

Подготовка ребенка к школе. Образовательный комплекс включает в себя следующие задания и упражнения: обучение чтению, изучение букв и звуков, знаки препинания в предложении и простые числа, задания на сообразительность и творческое мышление.


Обучение чтению. Звуки "йу" и буква "Ю"

Цель : формирование навыка чтения, развитие фонематического слуха, развитие устойчивости внимания.

Материал : рабочий лист, карандаши. Карточка с буквой Ю.

"Ю" похожа на юлу,

Что кружилась на полу,

Повертелась как волчок

И упала на бочок.

"Юбка", "люстра" и "люблю", -

Вот словечки с буквой "Ю".

- О какой букве идет речь? Правильно о букве Ю.
- Послушайте слова и назовите первые звуки в этих словах: ЮБКА, ЮЛЯ, ЮГ, ЮЛА .
- Правильно, это звуки ЙУ. И записываются они буквой Ю.

Педагог показывает детям карточку с буквой Ю. Дети пальчиками обводят буковку. Пишут ее пальчиком на столе.

- Давайте сделаем с вами звуковой анализ слова ЮБКА.
- Сколько слогов в слове ЮБКА? (Два).
- А какой первый звук в слове ЮБКА? (Звук й).
- Второй звук в этом слове? (у).
- Третий звук? (б).
- Четвертый звук? (к).
- Пятый звук? (а)
- А когда мы пишем слово ЮБКА, то первая буква в этом слове Ю. Буква Ю состоит из двух звуков йу.
- Если буква Ю стоит в начале слова или после гласной, то она обозначает два звука ЙУ.
- Послушайте следующее слово - ЛЮК.

Проводим звуковой анализ слова ЛЮК .

- Давайте сделаем вывод. Если буква Ю стоит после согласной, то она указывает на мягкость согласного звука и обозначает звук У.
- Буква Ю – гласная, а гласные мы обозначаем красным цветом.
- Раскрасьте букву Ю в красный цвет.
- Раскрасьте схему звуков "йу" зеленым и красным карандашами. Й - зеленый, т.к. звук согласный мягкий. У – красный, т.к. звук гласный.
- Как вы считаете, на что похожа буква Ю?
- Обведите и допишите буквы Ю.

Обучение чтению. Слова с буквой Ю

Цель : формирование навыка чтения.

Материал : рабочий лист.

Прочитайте слова построчно, а затем столбиками.

Подчеркните одной чертой мягкие согласные.

Соедините чертой слова, которые начинаются на одинаковый слог.

Обучение чтению. Звуки "ЙА" и буква "Я"

Цель

Материал : рабочий лист, карандаши, карточка с буквой Я.

Сегодня мы познакомимся с новой буквой. Послушайте стихотворение, которое написала поэтесса Светлана Игнатова об этой букве:

Буква "Я" собой гордится:

Всех важнее быть стремится.

Яхта, яблоко, земля, -

Вот словечки с буквой "Я".

- О какой букве идет речь? Правильно о букве Я.
- Послушайте слова и назовите первые звуки в этих словах: ЯБЛОКО, ЯКОРЬ, ЯЙЦО, ЯМА.
- Правильно, это звуки ЙА. И записываются они буквой Я.

Педагог показывает детям карточку с буквой Я. Дети пальчиками обводят буковку. Пишут ее пальчиком на столе.

- Давайте сделаем с вами звуковой анализ слова ЯМА.
- Сколько слогов в слове ЯМА? (Два).
- Какой первый слог? Второй?
- А какой первый звук в слове ЯМА? (Звук й).
- Второй звук в этом слове? (А).
- Третий звук? (М).
- Четвертый звук? (А).
- А когда мы пишем слово ЯМА, то первая буква в этом слове Я. Буква Я состоит из двух звуков йа.
- Если буква Я стоит в начале слова или после гласной, то она обозначает два звука ЙА.
- Послушайте следующее слово - МЯСО.

Проводим звуковой анализ слова МЯСО.

- Давайте сделаем вывод. Если буква Я стоит после согласной, то она указывает на мягкость согласного звука и обозначает звук А.
- Буква Я – гласная, а гласные мы обозначаем красным цветом.
- Раскрасьте букву Я в красный цвет.
- Раскрасьте схему звуков йа зеленым и красным карандашами. Й- зеленый, т.к. звук согласный мягкий. А – красный, т.к. звук гласный.
- Как вы считаете, на что похожа буква Я?
- Обведите и допишите буквы Я.

Обучение чтению. Чтение слов с буквой "Я"

Цель : формирование навыка чтения, развитие умственного действия анализа-синтеза.

Материал : рабочий лист, карандаши.

Прочитайте слоги построчно, а затем столбиками.

Поделите слова на слоги.

Поставьте в этих словах ударение.

Подчеркните слово, в котором больше всего слогов.

Обведите слова, где буква Я пишется в начале слова. Какие звуки обозначает буква Я, если стоит в начале слова?

Обучение чтению. Схемы предложений. Знаки препинания

Цель : формирование навыка чтения, развитие умственного действия, анализа-синтеза.

Материалы : рабочий лист, карандаши.

- Сейчас мы с вами будем читать предложения, но сегодня они будут необычными. Посмотрите на первое предложение. Что в нем интересного? Правильно, в конце предложения стоит не точка, а новый знак. Такой знак называется вопросительным. И предложение тоже называется вопросительным. Когда вопросительный знак стоит в конце предложения, то само предложение надо читать так, как будто ты спрашиваешь. Посмотрите, как я прочитаю это предложение (педагог дает образец прочтения).

Аналогично педагог знакомит детей с восклицательным знаком и побудительным предложением.

- Составьте схемы к предложениям.
- Найдите в предложениях слова с буквой Я. Сколько слов нашли? (Одно).

Математика. Состав чисел: 2, 3, 4, 5

Цель : учить детей запоминать состав чисел 2, 3, 4, 5.

Материал : рабочий лист, карандаши.

Давайте правильно заполним домики цифрами.

В первом домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 2.

Во втором домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 3.

В третьем домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 4.

В четвертом домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 5.

Развитие мышления. Скажи наоборот

Цель : развитие речи, формирование умения подбирать противоположные по смыслу слова.

Подберите противоположные слова.

  • Веселый – ... (грустный).
  • Глубокий – ... (мелкий).
  • Острый – ... (тупой).
  • Гладкий – ... (шершавый).
  • Горячий – ... (холодный).
  • Мокрый – ... (сухой).
  • Яркий – ... (тусклый).
  • Сытый – ... (голодный).
  • Тонкий –... (толстый).
  • Широкий – ... (узкий).
  • Ясный – ... (пасмурный, ненастный).
  • Новый – ... (старый).
  • Математика. Примеры. Решение задач

    Цель : обучение детей сложению и вычитанию, закрепление знаков +, - и =, закрепление образа цифры, учить составлять примеры.

    Материалы : рабочий лист, карандаши.

    - Посмотрите на картинку, кто нарисован на картинке?
    - Давайте составим задачу про птиц.
    - Сколько птиц сидит на ветке?
    - Сколько птичек прилетело?
    - Зная, эти данные мы можем составить задачу?
    - Составьте задачу.

    На ветке дерева сидело 3 птицы. К дереву подлетела еще одна птица. Сколько всего птиц на рисунке?

    - Назовите условие задачи.
    - Какой вопрос в задаче?
    - Решите составленную задачу.
    - Составьте и запишите пример к задаче на рабочем листе.
    - Задача на сложение или вычитание? Какой знак будет в примере?
    - Прочитайте получившийся пример.
    - Составьте задачу по той же картинке на вычитание.
    - Какая задача у вас получилась?
    - Назовите условие и вопрос задачи?
    - Составьте и запишите решение задачи на рабочем листе.

    Развитие умственных действий. Анализ-синтез

    Цель : развитие анализа-синтеза.

    Материал : мяч.

    Педагог организовывает игру на ковре. Дети встают вкруг, педагог стоит внутри круга.

    Педагог бросает детям мяч и просит продолжить фразу.

  • Человек - сердце, машина - ...
  • Ужин – вечером, завтрак - ...
  • Птица – летает, змея - ...
  • Лето – жаркое, зима - ...
  • Ручка – пишем, ... - рисуем.
  • Хлеб – коричневый, молоко - ...
  • Самолет – ангар, машина - ...
  • Платье – портной, туфли - ...
  • Подготовка руки к письму. Палочки

    Цель : формирование графо-моторных функций.

    Материал : рабочий лист

    Обведите и допишите палочки.

    Педагог задает домашнее задание детям.

    Прощание

    До свидания, до свидания приходите к нам еще,

    До свидания, до свидания, с вами очень хорошо.

    До свидания, до свидания, приходите к нам опять.

    До свидания, до свидания – будем весело играть!

    Класс: 1

    Цели:

    • познакомить учащихся с гласной буквой Ю, ю;
    • развивать речь, логическое мышление, память;
    • воспитывать трудолюбие, дружбу

    Наглядность и оборудование: карточки, учебники, демонстрационная таблица.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    II. Формирование новых знаний, умений и навыков

    1. Постановка целей и задач урока

    На доске гласные буквы

    а и
    о е
    ы я
    у ё

    – Назовите гласные, которые обозначают твердость согласных.
    – Назовите гласные, которые обозначают мягкость согласных.
    – Почему буквы е, я, ё называют особенными? (обозначают 2 звука)

    е [ й? э]
    я [ й? а]
    ё [ й? о]

    – Сегодня на уроке вы узнаете еще одну, четвертую, особенную гласную букву.
    – Отгадайте загадку:

    Закружится на острой ножке.
    Жужжит, как будто бы жучок.
    Захочет – вскачь пройдет немножко,
    Захочет – ляжет на бочок. (Юла)

    На доске предметная картинка с изображением юлы. Слово напечатано.

    – Произнесем слово юла, разделим на слоги.
    – Сколько слогов в этом слове?
    – Определим, на какой слог падает ударение?
    – Произнесем слово 2 раза по-разному.(ю"ла, юла")
    – На какой слог падает ударение?

    На доску вывешивается схема.

    – Медленно произнесем первый слог слияния [ й? у]
    – Какой вывод можно сделать? (буква ю обозначает 2 звука)
    – Буква ю обозначает 2 звука в начале слова и после гласных.

    2. Игра «Кто внимательный?»

    – Хлопайте в ладоши, если услышите ю в словах: Юра, яблоко, юмор, яма, юла, улица, юбка, Елена.

    3. Физкультминутка

    4. Знакомство с новой буквой

    – А сейчас вы познакомитесь с буквой Ю, ю.

    На арене укротитель –
    Грозных тигров повелитель.
    Он, как буква ю, с кольцом.
    К тиграм смело встал лицом.

    – На что похожа буква ю? (Ответы детей)
    – Когда мы называем эту букву, то произносим 2 звука [ й? у]. Если эта буква находится в начале слова или после гласной, то при чтении надо просто назвать букву.

    5. Чтение слов

    а) с доски

    пой – пою
    рисуй – рисую
    играй – играю
    читай – читаю

    б) с учебника с. 171

    6. Выразительное чтение колыбельной песни на с. 170

    – Найдите в этой песне слова с буквой ю.

    7. Разгадывание загадки на с.171

    Юбки шью и брюки шью,
    Одеваю всю семью (Иголка)

    8. Работа по картинке. Ответы на вопросы .

    – Кто на картинке? (Ёж)
    – Что делает ёж? (Гладит брюки)
    – Можно ли ежа назвать трудолюбивым? (Ответы детей)
    – А какую работу вы можете выполнять по дому? (Ответы детей)

    9. Физкультминутка

    10. Игра «Доскажи словечко»

    На одной ноге кружится,
    Беззаботна, весела.
    В пестрой юбке танцовщица,
    Музыкальная … (юла)

    Любят хрюшки букву ю:
    Без неё не скажешь … (хрю)

    11. Чтение текста на с. 172. Ответы на вопросы

    – У кого была юла?
    – Кто попросил юлу?
    – Что ответил Юра?
    – Как запела юла?
    – Что можно сказать о Юре?

    III. Итог урока

    – О какой букве узнали на уроке?
    – Чем она особенна?

    В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что похожа буква". В стихотворениях советских писателей на глазах изумленных первоклассников буквы начинают оживать. Буква А превращается в ракету, буква Ж - в жука, буква М - качели и т.д.

    Работая над проектом первоклассники рисуют букву, оживляя её. После учат стихотворение о своей букве. Стих можно записать под рисунком. Каждый ребёнок приносит в класс свой проект и получается веселый АЛФАВИТ.

    Азбука
    Пусть начинается с аиста
    Он,
    Как и азбука,
    С А начинается

    Буква А, буква А
    Алфавита голова
    Знает Вова, Знает Света,
    А похожа на ракету.

    Буква Б с большим брюшком
    В кепке с длинным козырьком

    Буква Б проснется рано.
    Буква Б - бочонок с краном.
    Умывайся! Будь здоров,
    Богатырь Борис Бобров!

    Палочка,
    Рядом две дужки
    Вот и готовы
    Очки для лягушки

    Перед нами буква Г
    Стоит подобно кочерге

    Вот стоит, дымок пуская,
    Буква Д труба печная

    Е на грядке пригодилась
    Вместо грабель потрудилась

    Эта буква широка
    И похожа на жука
    И при этом точно жук
    Издает жужжащий звук
    Ж-ж-ж-ж-ж-ж

    Это - Ж,
    А это - К
    Целый жук
    И полжука

    По белому полю
    В туман и снега
    Бредут потихоньку
    Бараньи рога (Буква З)

    На калитку посмотри:
    Чем она не буква И?
    Между двух прямых досок
    Одна легла наискосок

    Сигнальщик держит два флажка
    С флажками он как буква К

    Алфавит продолжит наш
    Буква Л - лесной шалаш

    Вот качели-
    Буква М!
    Здесь качаться
    Можно всем

    На букве Н
    Я, как на лесенке
    Сижу и распеваю
    Песенки

    Там я букву Н найду,
    Где гамак висит в саду.

    Посмотри на колесо
    А увидишь букву О

    На хоккее, на футболе
    Буква П - ворота в поле

    Буква Р - на мачте парус,
    Вдаль плывет, небес касаясь

    Полумесяц в небе темном
    Буквой С повис над домом

    Молоток стучит: "Тук-тук!
    Букве Т я старый друг"

    У - сучок. В любом лесу
    Ты увидишь букву У

    Федя ходит руки в боки
    Значит, выучил уроки

    Не рогаты мы,
    Не злы
    Ко′злы мы
    А не козлы′

    Буква Ц -
    Внизу крючок
    Точно с краником бачок

    Да, вы правильно решили:
    Ч мы пишем как четыре.
    Только с цифрами, друзья,
    Буквы путать нам нельзя

    Шура сено ворошил
    Вилы в сене позабыл

    На расческу
    Щ похожа
    Три зубца всего
    Ну что же!

    А бедняжка буква Ы
    Бродит с палочкой, увы

    Буква Р перевернулась
    Мягким знаком обернулась

    Над лугами в синеве
    Пролетает буква Э

    Чтобы О не укатилось,
    Крепко к столбику прибью.
    Ой, смотри-ка,
    Что случилось:
    Получилась... буква Ю

    Поглядите-ка, друзья,
    Смастерил скворечник я.
    А в скворечник залетела
    Вместо птички - буква я