Биографии Характеристики Анализ

Что общего у героев остапа и андрия. Тема: «Две жизни, две судьбы».(сопоставительная характеристика Остапа и Андрия, героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)

У главного героя повести, Тараса Бульбы, было двое сыновей – Остап и Андрий. Обоих старый полковник любил одинаково сильно, заботился и переживал за них. Однако после определённых событий его отношение к детям меняется. Главной причиной такого развития сюжета было то, что характеры у сыновей были разные. В тексте повести «Тарас Бульба» характеристики Остапа и Андрия даны достаточно объёмно. Читатель может узнать не только о жизни на Сечи, но и ненадолго окунуться в прошлое этих героев. Эти два героя, с одной стороны, невероятно отличаются друг от друга, а с другой – очень похожи. Именно поэтому интересной представляется сопоставление, сравнение Остапа и Андрия.

Автор знакомит нас с братьями, когда те приехали к отцу и матери после завершения обучения в киевской семинарии. На них нелепый наряд, что и подмечает отец. Старшего, Остапа, оскорбили такие слова, поэтому он хочет разрешить спор кулаками. Тарас Бульба охотно становится участником мелкой потасовки: он желает проверить, действительно ли сын не остановится ни перед чем, чтобы защитить собственную точку зрения. Остап оправдывает ожидания отца, после чего «бой» завершается семейными объятиями. Андрий никак не проявляет себя в этой сцене. «А ты, бейбас, что стоишь и руки опустил?» – спрашивает его Тарас. Но в диалог вмешивается жена Бульбы, и разговор переходит в другое русло.

В беседе за столом речь заходит о времени в семинарии, а именно о наказаниях розгами. Остап не хочет говорить об этом, Андрий же полон решительности нанести ответный удар, если подобная ситуация повторится. В этих двух небольших эпизодах прослеживается важная вещь: Остап рассудительнее и спокойнее Андрия, младший сын, напротив, жаждет подвигов.

Обучение в семинарии

По пути в Запорожскую Сечь рассказывается о времени, когда Остап и Андрий были учениками в киевской семинарии. Старший сын не отличался поначалу особым усердием. Он сбегал четыре раза, сбежал бы и пятый, но вот Тарас припугнул сына тем, что за следующий побег отправит его в монастырь. Слова Бульбы сильно подействовали на Остапа. Через некоторое время благодаря своему упорству и силе воли он стал в один ряд с отличниками. Можно подумать: что тут такого – прочитал учебник и сделал пару заданий. Но в те времена обучение сильно отличалось от современной учёбы. Гоголь говорит, что полученные знания нигде невозможно было применить, а схоластические методы обучения оставляли желать лучшего.

Остап любил участвовать в заварушках и различных шутках. Его часто наказывали, но он никогда не выдавал своих «подельников». Остап был хорошим товарищем. Стойкость и жёсткость в юноше были воспитаны благодаря наказаниям в виде ударов розгами. Позже именно эти качества сделали Остапа славным козаком. Остап «был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки».
Андрию учёба давалась легче. Можно сказать, что особых усилий он не прикладывал, хотя учился охотно. Так же, как и Остап, Андрий любил всякого рода авантюры, вот только наказания ему удавалось избежать благодаря своей изобретательности. Всякого рода подвиги были и в мечтах Андрия, но всё же большую часть мечтаний занимало чувство любви. Андрий рано открыл в себе потребность любить. Юноша старательно скрывал это от своих товарищей, «потому что в тот век стыдно думать козаку о женщине и любви» до того, как он отведает битвы.

Любовные переживания

Андрий влюбляется в красавицу-панну, с которой случайно встречается на улице. Линия отношений между козаком и полячкой – единственная любовная линия в произведении. Андрий показывается не столько козаком, сколько рыцарем. Андрий хочет бросить всё к ногам девушки, отдать самого себя, сделать то, как она велит.

Под городом Дубно, где разместились козаки, решив взять город измором, Андрия находит татарка – служанка польской панны, той самой, в которую Андрий влюбился в Киеве. Зная, что воровство в козацкой среде считается серьёзным нарушением, юноша под страхом смерти вытаскивает мешок с продовольствием из-под уснувшего на нём Остапа. Это было сделано для того, чтобы не дать любимой и её семье умереть от голода.

Из-за чувств Андрий решается на невероятно сильный, возможно безрассудный, поступок. Юноша отрекается от всего козачества, от родной земли и христианской веры ради того, чтобы остаться с панной.

Козачество

Важно упомянуть о том, как проявили себя молодые люди на Сечи. Им обоим нравилась козацкая удаль и царившая атмосфера свободы. Прошло не так много времени, прежде чем сыновья Тараса Бульбы, недавно прибывшие на Сечь, начали сражаться наравне с опытными козаками. Остапу пригодились аналитические способности: он мог оценить уровень опасности, знал сильные и слабые стороны противника. В Андрие кипела кровь, он был очарован «музыкой пуль». Козак не раздумывая бросался в эпицентр событий и проделывал такое, чего у других бы попросту не получилось.

Их обоих ценили и уважали другие запорожцы.

Смерть

Смерть обоих героев показана через призму восприятия Бульбы. Он убивает Андрия, но не хоронит его по козацким обычаям: «похоронят и без нас… будут у него плакальщицы». За казнь Остапа Бульба мстит сожжённым городами и войной.

Из характеристик Остапа и Андрия видно, что эти персонажи отличаются между собой, однако тут нельзя говорить о том, что один был лучше, а другой хуже. У них обоих были ценности, которые козаки готовы были защищать. Переход Андрия на сторону поляков совсем не говорит о его слабости, а то, что Остап не пытался бежать из плена – о его безынициативности.

Благодаря проведенному анализу характеристик Остапа и Андрия из повести «Тарас Бульба» понятно, что эти молодые люди были достойными сыновьями своего отца. Это сравнение пригодится ученикам 6-7 классов при подготовке сочинения на тему «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия из повести Гоголя «Тарас Бульба»»

Тест по произведению

Синонимов (сопоставить, противопоставить).

  • Сравнивают свое понимание термина с трактовкой понятия из «Толкового словаря» С.И.Ожегова и Словаря литературоведческих терминов
  • Определяют роль сравнения героев

(это способ более глубокого постижения авторского замысла и понимания художественного произведения)

  • Анализируют этапы построения сравнительной характеристики

Вступление - определение проблемы, над которой предстоит работать.

Основная часть - параллельное сравнение поступков и действий героев в аналогичных ситуациях или по одним и тем же признакам (сходство и различие героев). Заключение - вывод по анализу (исследованию) характеров героев.

  • Ознакомительное чтение памятки при построении сравнительной характеристики
  1. Следует помнить о том, что Вам нужно продемонстрировать не только умение размышлять, думать и рассуждать. Вам нужно еще пояснить и убедить.
  2. Сочинение-рассуждение имеет четкую структуру (тезис - доказательство - вывод), и ее необходимо строго придерживаться.
  3. Нужно составить план сочинения.
  4. Не забывайте логически разделять части Вашего сочинения.
  5. Чтобы избежать повторений, используйте синонимы.
  6. Не следует забывать и о том, что есть несколько способов для приведения аргументов. Использование цитат и указание нумерации предложений должны быть использованы в сочинении.
  • Обычно сочинение - сравнительная характеристика - это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей того или иного художественного произведения

Теперь давайте более подробно рассмотрим, как правильно писать сочинение–рассуждение.

Части сочинения

Выдвинуть тезис, полное опровержение или доказательство которого будет детально разобрано в основной части нашего текста.

Вступление следует начинать с какого-нибудь вводного слова. Однако использовать вводные слова вовсе необязательно. Вступление может состоять из трех предложений. Также важно правильно заканчивать вступление. Последним предложением нужно закончить первую часть и начать основную. К примеру, фразы: "давайте поговорим об этом" или "давайте разберемся" являются отличным логическим завершением вступления.

Теперь переходим к написанию основной части. В ней нужно доказать тот тезис, который мы выдвинули во вступлении. Нужно дать два доказательства и ограничиться этим количеством. Аргументы должны быть весомыми и опираться на заданную тему. Необходимо очень грамотно оформлять фрагменты из текста. Вы можете использовать цитаты, если их объемы позволяют это сделать. Как и в случае с прямой речью, мы точно так же расставляем знаки препинания, используя кавычки. Если цитата внушительная, то можно взять отрывок из цитируемого источника, заключить его в кавычки и поставить перед ним и после него многоточие. Многоточие означает, что отрывок начат и закончен по середине предложения. Если же выбранный Вами отрывок имеет в конце знак препинания, то также ставьте его в цитате без многоточия, но в кавычках.

Третьей частью является заключение. Зачастую Ваша оценка зависит именно от концовки. Именно она может испортить все сочинение, или же, наоборот, исправить некоторые допущенные неточности. Как и вступление, заключительная часть не должна превышать объем основной части. Для концовки достаточно использовать несколько предложений. В этой части сочинения весьма желательно использовать те самые вводные слова. Целью заключительной части является подведение итога основной части и соединение аргументов, приведенных до этого, воедино. В заключении не должно быть вопросов. Нужно просто подтвердить те аргументы, которые Вы приводили в основной части.

План сочинения-рассуждения

  1. Сначала пишем введение.
  2. Далее занимаемся постановкой проблемы.
  3. Пишем комментарий к данной проблеме.
  4. Описываем позицию автора.
  5. Высказываем свою позицию.
  6. Приводим аргументы, опираясь на текст.
  7. Пишем заключение.

2. Закрепление материала.

1. Сопоставление Остапа и Андрия (в таблице)

1. Что общего у героев

  • Учащиеся выделяют 4 сходства

(оба вышли из семьи запорожского казака, оба получили одинаковое воспитание в бурсе, оба увлекались боевой жизнью и обычаями запорожской Сечи, оба были молоды, отличались храбростью и ловкостью).

2. Чем отличаются друг от друга

1.Внешность

Остап суровый на вид, мужественный. – Андрий более нежный, красивый.

2.Отношение к учёбе

Остап был способен к учению, но желания учиться не имел. – Андрий учился охотно и без напряжения.

3.Проявление характера

Остап умный, честный, прямодушный, не умел хитрить, никогда не подводил своих товарищей. – Андрий более изобретательный, хитрый, умел увёртываться от наказания.

3. Поведение в бою

Остап хладнокровен и рассудителен. Во время боя он взвешивает положение противника, быстро соображает, какими средствами отбить врага. – Андрий - горячий, неуравновешенный человек. Он не ставит перед собой определённой цели, а действует так, как ему подсказывает чувство, которое преобладает у него над рассудком.

4. Отношение к Отечеству

Остап отличался горячей любовью к родине, был готов за неё отдать свою жизнь. – Андрий изменил родине. Любовь к полячке стала ему дороже отчизны.

5. Выдержка, воля

Остап – человек твёрдой воли, большой выдержки – мужественно переносит нечеловеческие мучения, пытки. – Андрий – человек безвольный, не борется со своим чувством, а поддаётся влиянию полячки и врагов.

  1. Отношение автора к своим героям

Н.В.Гоголь осуждает Андрия за измену родине. Герой умирает, по его словам, «бесславно, как подлая собака» (с.199).

Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Писатель изображает его как былинного богатыря, защитника родины, сравнивает со львом, говорит, что ему «на роду был написан битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела». Как и в Тарасе Бульбе, в Остапе воплощены лучшие черты русского человека, готового умереть за родину.

(попутно отбирают материал для выборочного цитирования (словосочетания, предложения) и вписывают в таблицу)

2. Коллективное составление вступления.

Своеобразным отражением жизни казаков Запорожья конца XVI и в первой половине XVII века является повесть Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. В ней решаются вопросы не только исторические, но и глубоко нравственные: об обязанностях казака перед отчизной, товарищами, вопросы долга, чести.

В решении этих проблем особенно важна роль двух героев повести – Остапа и Андрия. Ставя их раз за разом перед серьезным выбором, автор утверждает мысль о том, что дорога чести – это дорога верности долгу перед родиной, дорога чести и глубокого патриотизма (идея сочинения).

Остап и Андрий - центральные персонажи повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба".

Остап - старший сын Тараса Бульбы, который является запорожским казаком. В повести указывается, что ему 22 года. Каждое упоминание о внешности героя отражает его личные качества. Н. В. Гоголь описывает Остапа так:

"Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва."

В повести нет много упоминаний о внешности Остапа, чаще Гоголь описывает внешность братьев вместе, а не по отдельности. Примером будут служить такие цитаты:

"...Это были два дюжие молодца... Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва..."

"...У них были только длинные чубы..."

"...при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты.."

Андрия же Гоголь описывал в тексте гораздо чаще Остапа, который больше раскрывался с помощью описания внутренних качеств.

Андрий второй сын Тараса Бульбы, он младше Остапа всего на год. Он совсем не похож на своих суровых родственников.

Гоголь описывает внешность Андрия так:

" ...славный вояка! Всех взрачней..."

"...это дитя было двадцати с лишком лет и равно в сажень ростом..."

"...смелою дугой выгнулась бархатная бровь, загорелые щеки блистали всею яркостью девственного огня, и как шелк, лоснился молодой черный ус..."

Остап -безупречный боец, надежный товарищ. Он молчалив, спокоен, рассудителен. Остап продолжает и чтит традиции отцов и дедов. Для него никогда не стоит проблема выбора, колебаний между чувствами и долгом. Он удивительно цельная натура. Безоговорочно принимает Остап запорожский быт, идеалы и принципы старших товарищей. Почтительность никогда не переходит у него в угодливость, он готов проявить инициативу, но с уважением относится к мнению других запорожцев. В то же время он никогда не будет интересоваться мнением, взглядом "чужих" - иноверцев, иноземцев. Остап видит мир суровым и простым. Есть враги и друзья, свои и чужие. Его не интересует политика, он прямодушный, отважный, верный и суровый воин. Остап думает только о сражениях, он страстно мечтает о ратных подвигах и готов умереть за свою Родину.

Остап и Андрий - центральные персонажи повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба".

Остап - старший сын Тараса Бульбы, который является запорожским казаком. В повести указывается, что ему 22 года. Каждое упоминание о внешности героя отражает его личные качества. Н. В. Гоголь описывает Остапа так:

"Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва."

В повести нет много упоминаний о внешности Остапа, чаще Гоголь описывает внешность братьев вместе, а не по отдельности. Примером будут служить такие цитаты:

"...Это были два дюжие молодца... Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва..."

"...У них были только длинные чубы..."

"...при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты.."

Андрия же Гоголь описывал в тексте гораздо чаще Остапа, который больше раскрывался с помощью описания внутренних качеств.

Андрий второй сын Тараса Бульбы, он младше Остапа всего на год. Он совсем не похож на своих суровых родственников.

Гоголь описывает внешность Андрия так:

" ...славный вояка! Всех взрачней..."

"...это дитя было двадцати с лишком лет и равно в сажень ростом..."

"...смелою дугой выгнулась бархатная бровь, загорелые щеки блистали всею яркостью девственного огня, и как шелк, лоснился молодой черный ус..."

"...весь прямой, как надречная осокорь..."

Повесть «Тарас Бульба» была написана Н.В. Гоголем в 1835 году. Его интерес к истории Украины (Малороссии), а именно борьба запорожских казаков за независимость от поляков, и побудили Гоголя написать эту повесть. Его отношение к роли украинцев в политической и культурной жизни России было неоднозначным.
Но повесть «Тарас Бульба» — одно из любимых произведений Гоголя, где он показал, что главной силой в свершении исторических событий может выступить народ. Сам писатель написал о повести: «Тогда было поэтическое время, когда все добывалось саблею, когда каждый в свою очередь стремился быть действующим лицом, а не зрителем».
Знание национального характера казаков, их обычаи помогли Гоголю создать яркие и выразительные образы героев. Семья Тараса Бульбы и стала этим примером. показал нравы и обычаи запорожского казачества тех лет.
Главный герой Тарас Бульба не был бедным и мог отправить своих детей учиться. Он считал, что дети должны быть образованными и сильными. В Сечи были суровые нравы. Запорожские казаки учили своих детей дисциплине, стрельбе и езде на лошадях. Но около матери они такими не будут.
Два сына Тараса Бульбы, которые были воспитаны в одинаковых условиях, совершенно разные типы. Трудно давалась учеба Остапу. Он неоднократно сбегал из бурсы. Его пороли и опять заставляли учиться. Испугавшись угроз отца, что его отдадут в монастырь, Остап решил учиться, но розги ему все-таки доставались.
По характеру Остап был добрым, прямодушным и в то же время суровым и твердым. Он никогда не «предводительствовал другими» и был хорошим товарищем. А в дерзких предприятиях и затеях всегда был первым, и, если что, брал всю вину на себя.
Остап, воспитанный на традициях Запорожской Сечи, всегда чтил их и всегда мечтал стать продолжателем этих традиций. Как и его отец, Остап считает, что защищать Родину — это его долг, поэтому для него нет выбора, кем он будет. Остап знает, что его дело — дело воина.
Андрий же был совершенной противоположностью брату. Учился охотно и без напряжения, но был более чувственный, романтичнее и мягче брата. В отличие от Остапа любил поверховодить друзьями, его тянуло на подвиги. С другой же стороны, Андрий испытывал какие-то другие чувства, и он уходил от друзей и бродил один.
Попав на Сечь вслед за отцом, они скоро начали выделяться «между другими молодыми прямою удалью и удачливостью во всем». Отец радовался, что воспитал сыновей под стать себе.
«Ей-ей, будет добрый полковник, — восхищался сыном старый Тарас. — Да еще такой, что батька за пояс заткнет». Так говорил Тарас о старшем сыне.
Остап — это воплощение отваги, мужества, любви к Родине, близким и родным людям. Эти качества всегда присущи самоотверженным защитникам своей отчизны, и многие казаки обладали этими качествами. Каждый из них, рискуя собственной жизнью, старался прийти на выручку товарищу.
Не зря его отец Тарас Бульба, обращаясь к своим воинам, сказал: «Нет уз святее товарищества». Он призывал защищать не только свой народ, но и всех христиан. И Остап, воспитанный своим отцом в традициях своего народа, не склонившего голову перед захватчиками, не посрамил его честь и не уронил свою. Он сражался, как герой, рядом со своим отцом и, погибая, хотел, чтобы отец видел — Остап не стал предателем. Он вынес все нечеловеческие пытки, но не дрогнул.
Сравнивая Андрия со старшим братом, мы считаем его предателем. Его образ стоит обособленно, но от этого его судьба не менее трагична. Андрий сражался так же отчаянно, как и брат, но без какого-либо расчета. Он совершал поступки, руководствуясь только «запальчивым увлечением». Но судьба распорядилась иначе. Любовь к польской панночке сделала младшего сына Тараса Бульбы предателем. Такого не смог простить Тарас своему сыну. Ничто не может искупить измену, а оправдать тем более. Такого позора, как предательство сына, Тарас Бульба не смог вынести. Андрия казнил сам отец, сказав перед этим: «Я тебя породил, я тебя и убью».
Показывая двух братьев в своей повести

Остап и Андрий - старший и младший сыновья главного персонажа повести, Тараса Бульбы. Остапу 22 года, Андрию - едва за 20. Братья возвращаются в родной дом из киевской бурсы по окончании обучения, описана их встреча с отцом и матерью. Мать скучает по сыновьям, ее приводит в отчаянье желание мужа немедленно увозить их в Запорожскую Сечь.

Тарас Бульба напротив к сантиментам не склонен и намерен знакомить ребят с жизнью в суровых условиях поля битвы. «Какая вам нежба? Ваша нежба - чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю? вот ваша матерь!» Также известно, что Бульба прислал юношам лошадей лишь к моменту окончания их учебы; прежде во все каникулы они возвращались домой пешком. Проявление чувств у мужчин того времени было не в чести. Долг перед Родиной – вот святая обязанность козака.

У Остапа несгибаемая воля и железный характер; ему не присущи никакие сомнения и колебания. Еще подростком, принимая участие в шалостях семинаристов, он показал себя отличным товарищем, ни разу никого не выдав и не пытаясь уходить от справедливого возмездия в виде порки. Желания учиться у него не было, он не раз избавлялся от своего букваря, но стоило отцу пригрозить Остапу монастырем, как тот быстро оказался в числе лучших учеников. Он умеет ставить цели и искать способы их достижения, проявив себя грамотным стратегом на поле боя. В сражении он хладнокровен, вынослив и неутомим, решая четко поставленную задачу: одолеть противника.

Андрий «имел чувства несколько живее и как-то более развитые». В период обучения он чаще Остапа бывал предводителем юношеских проказ, но старался найти способ увильнуть от наказания. Он также отважен в сражении, как старший брат, но куда менее расчетлив: «понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный, и одним бешеным натиском своим производил такие чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях».

Андрий отличается от брата большей эмоциональной подвижностью: «…Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет…». Способен он и к состраданию: его глубоко потрясла сцена казни убийцы, когда того закопали живым в могилу, поставив сверху гроб его жертвы; идя спасать возлюбленную, он бросает кусок хлеба умирающему от голода. Он стесняется проявления чувств, поскольку в то время это совершенно не было принято. Эта душевная потребность отдаляет его от собратьев-козаков, став роковой.

Встретив очаровательную панночку, Андрий влюбляется со всем пылом юношеского сердца и отрекается от всего святого для запорожского козака: веры, Отчизны, отчего дома. Безусловно, это предательство. Но предательство почти всегда идет рука об руку с трусостью: это не про Андрия. Его предательство говорит о едва ли не большей отваге и мужестве, чем поведение его старшего брата во время пыток и казни. Скорее всего, он понимает, что ничем особенно хорошим его история с панночкой не завершится; скорее всего он по молодости и горячности все же надеется на благополучный исход ситуации, но несмотря ни на что, он не может оставить любимую.

Факт измены Родине налицо, но это следствие не подлости человека, а непреодолимого свойства его натуры. Потребность в любви - одна из базовых в жизни нашего современника, и сейчас мои слова кажутся смешными по причине совершенной их очевидности; в то время люди мыслили другими категориями, и в этом смысле, конечно, Андрий был более душевно развитым, нежели другие персонажи повести.

Для обоих братьев вспыхнувшая война стала, в сущности, первой и единственной. Остап героически сражается, но попадает в плен в неравном бою. Его казнят. Сцена пыток страшная, но самый, пожалуй, отчаянный момент, когда он, несгибаемый, целеустремленный, невероятно сильный духом и телом человек, перед смертью зовет отца, и тот отзывается ему.

Как было и раньше, в момент расплаты Остап не мечтает о пощаде и не молит о ней, принимая неминуемую гибель, как должное. Но в последнее мгновение он надеется на поддержку «твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине».
Андрий погибает раньше от рук отца: Тарас не находит возможности смириться с предательством сына. Как и Остап, он не противится своей участи, но перед дулом ружья он вспоминает лишь свою прекрасную панночку, сожалея о ней - не об измене.

Трудно сравнивать братьев между собой. Внешне все выглядит просто: старший - герой Отчизны, младший - подлый изменник, продавший за юбку все на свете. Но не все в жизни можно мерить черным и белым. У братьев говорящие имена. «Остап» означает «устойчивый», что вполне подходит под его характер, а «Андрий (Андрей)» - «мужчина, мужественный, храбрый».

Так что не считает автор своего юного изменника предателем всего самого святого… Младший брат попал в такие несчастливые для себя обстоятельства, когда все, что свято для козака, оказалось противопоставлено его личной святыне - глубокой любви. И если сузить понятие Родины до одного-единственного человека, то оба брата были верны ей до конца.