Биографии Характеристики Анализ

Что понимают под работоспособностью нервной клетки. Предел работоспособности нервных клеток


Среди вопросов физиологии высшей нервной деятельности человека особо важное значение имеет учение о типах высшей нервной деятельности. Это связано с тем, что именно типологические особенности нервной системы детей и подростков и их высшей нервной деятельности являются той физиологической основой, на которой затем происходит формирование темперамента ребенка.

В основе типа высшей нервной деятельности лежат индивидуальные особенности протекания в центральной нервной системе двух основных процессов: возбуждения и торможения. Согласно взглядам И. П. Павлова, создателя учения о типах высшей нервной деятельности, ведущими, или основными, являются три свойства нервных процессов:

1) сила процессов возбуждения и торможения,

2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения,

3) подвижность процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов связана с уровнем работоспособности нервных клеток. Слабые нервные процессы характеризуются неспособностью нервных клеток выдерживать сильные или длительные нагрузки, следовательно, эти клетки обладают низким уровнем работоспособности. Сильные нервные процессы связаны соответственно с высоким уровнем работоспособности нервных клеток.

Уравновешенность нервных процессов определяется их соотношением. Возможно преобладание одного из нервных процессов (например, возбуждения над торможением) или их уравновешенность.

Подвижность нервных процессов характеризуется скоростью возникновения возбудительного и тормозного процессов и способностью нервных клеток переходить из состояния возбуждения в тормозное или наоборот. Следовательно, нервные процессы могут быть высоко подвижными или инертными.

Различные люди характеризуются различными соотношениями всех перечисленных свойств, которые в конечном итоге и определяют тип их нервной системы и высшей нервной деятельности. Основные свойства нервной системы обусловлены как наследственностью, так и условиями развития и воспитания данного индивидуума.

Комбинация этих параметров центрального возбуждения и торможения образует следующие четыре типа высшей нервной деятельности.

Сангвинический тип характеризуется достаточной силой и подвижностью возбудительного и тормозного процессов (сильный, уравновешенный, подвижный).

Флегматический тип отличается достаточной силой обоих нервных процессов при относительно низких показателях их подвижности, лабильности (сильный, уравновешенный, инертный).

Холерический тип характеризуется высокой силой возбудительного процесса с явным преобладанием его над тормозным и повышенной подвижностью, лабильностью основных нервных процессов (сильный, неуравновешенный, безудержный).

Меланхолический тип характеризуется явным преобладанием тормозного процесса над возбудительным и их низкой подвижностью (слабый, неуравновешенный, инертный).

Необходимо иметь в виду, что отмеченные выше типы высшей нервной деятельности представляют собой крайние классические типы, которые в чистом виде либо вообще не встречаются, либо встречаются крайне редко.

Существенные различия в типологии человека (в отличие даже от высших животных) обусловлены наличием у него второй сигнальной системы, его мыслительной творческой деятельностью. На это обстоятельство обратил внимание еще И. П. Павлов, который предложил применительно к человеку различать два типа: художественный и мыслительный. Для художественного типа характерно образное мышление; познавательные процессы и творческая деятельность преимущественно ориентированы на яркие художественные образы; в общем поведении человека преобладают стимулы первой сигнальной системы, вызывающие в мозге их яркие образы. Напротив, у мыслительного типа процессы познания, мышление преимущественно оперируют абстрактными понятиями, определяющими в индивидуальном поведении становятся сигналы сигналов - стимулы второй сигнальной системы. Естественно, это два крайних значения в типологии человека; обычно в индивидуальной типологии человека можно лишь говорить о предрасположенности, большей или меньшей выраженности одного из отмеченных типов высшей нервной деятельности.


ПО ПСИХОМОТОРНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ Е.П.ИЛЬИНА
(ТЕППИНГ-ТЕСТ)

Тест отслеживает временные изменения максимального темпа движений кистью. Многие из лабораторных методов диагностики основных свойств нервной системы требуют специальных условий проведения и аппаратуры. Они трудоемки. Этих недостатков лишены экспресс-методики, в частности, теппинг-тест (или как ее иногда называют «Дятел»). Задача обследуемого – поставить карандашом как можно больше точек в квадрате. Если обследование групповое, карандаши должны быть одинаково мягкими.

С помощью теппинг-теста определяется выносливость нервной системы и обязательным условием выполнения теста для определения силы нервной системы становится работа в максимальном темпе. Если это условие не выполняется, диагностика будет неправильной. Отсюда следует и другой вывод: по выносливости человека нельзя судить об имеющейся у него силе нервной системы. М. Н. Ильиной, например, показано, что при работе большой и средней интенсивности выносливость людей со слабой и сильной нервными системами бывает одинаковой, но это происходит благодаря разным психофизиологическим механизмам.
Обязательное условие диагностирования силы нервной системы с помощью теппинг-теста - максимальная мобилизованность обследуемого. Чтобы добиться этого, надо не только заинтересовать субъекта результатами обследования, но и стимулировать его по ходу работы словами («не сдавайся», «работай быстрее» и т. п.). Это способствует более четкому разделению испытуемых на «сильных» и «слабых».

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Экспериментатор подает сигнал: «Начали», а затем через каждые 5 сек дает команду: «Следующий». По истечении 5 сек работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп».

Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой.

Протокол исследования


ОБРАБОТКА .

Обработка включает следующие процедуры:
1) подсчитать количество точек в каждом квадрате;
2) построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат - количество точек в каждом квадрате.
Коэффициент силы нервной системы (КСНС ) рассчитывают по следующей формуле:

КСНС=((х2-х1)+(х3-х1)+(х4-х1)+ (х5-х1)+ (х6-х1)) : х1 и умножаем на 100%

Х1 – сумма постукиваний в первом пятисекундном отрезке,

Х2 – сумма постукиваний во втором пятисекундном отрезке

Х3 – сумма постукиваний в третьем пятисекундном отрезке и т.д.

Рассчитать коэффициент функциональной асимметрии по работоспособности левой и правой рук, получив суммарные значения работоспособности рук путем сложения всех данных по каждому из прямоугольников. Абсолютное различие по работоспособности левой и правой рук делится на сумму работоспособностей, а затем умножается на 100%:

KFa = ((Σ R- Σ L ) : (Σ R+ Σ L )) умножаем на 100% , где

Σ R - общая сумма точек, поставленных правой рукой
Σ L - общая сумма точек, поставленных правой левой

АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой.
Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:
- выпуклый (сильный) тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 сек работы; в последующем, к 25-30 сек, он может снизиться ниже исходного уровня (т. е. наблюдавшегося в первые 5 сек работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;
- ровный (средний) тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип-кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;
- нисходящий (слабый) тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Разница между лучшим и худшим результатом составляет больше 8 точек. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
- промежуточный (средне-слабый) тип: темп работы снижается после первых 10-15 сек. При этом разница между самым лучшим и худшим результатами не превышает 8 точек. При этом возможно периодическое возрастание и убывание темпа (волнообразная кривая). Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы - средне-слабая нервная система;
- вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

Типы динамики максимального темпа движений

Графики: ·
А - выпуклого типа;·

Б - ровного типа,

В - промежуточного и вогнутого типов,

Г - нисходящего типа.

·Горизонтальная линия - линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 сек.

Ниже представлены нормативные данные для детей 9-12 и 12-15 лет
Для детей 9-12 лет
20 точек и меньше - медленный темп. Ребенок склонен выполнять любые задания в медленном темпе. Поэтому та скорость, с которой он работает, является для него нормальной. Заставлять его работать быстрее - значит травмировать психику ребенка, создавать для него стрессовую ситуацию.
20-25 точек - средний темп. Нормальный темп работы.
26 точек и выше - высокий темп. Ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе.
Для детей 12-15 лет
24 точек и меньше - медленный темп.
25-30 точек - нормальный средний темп работы
30 точек и больше - ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе.
Чем вышеКСНС ( коэффициент силы нервной системы ) , тем нервная система сильнее; чем ниже, тем нервная система слабее. Исходя из значения КСНС можно осуществлять интерпретацию результатов по 25 бальной диагностической шкале силы-слабости нервной системы с учетом знака по следующей таблице

Примечание: Сильная нервная система имеет коэффициент КСНС со знаком «+»; слабая нервная система - со знаком «−»

Если в ходе исследования изучали работоспособность левой и правой рук, то при анализе результатов сопоставляют полученные графики работоспособности. В большинстве случаев они по характеру одинаковы. У правшей – работоспособность правой руки выше работоспособности левшей, а у левшей – наоборот. В случае значительных расхождений графиков опыты желательно повторить через некоторые промежутки времени.
Важно сравнить силу нервной системы с особенностями темперамента испытуемого. На этом основании можно дать диагноз работоспособности и продумать рекомендации по ее повышению.
Знак коэффициента функциональной асимметрии интерпретируется следующим образом: если полученный коэффициент баланса имеет знак «+ », это свидетельствует о смещении баланса в сторону возбуждения; если полученный коэффициент имеет знак «- », это свидетельствует о смещении баланса в сторону торможения.

Зависимость максимальной частоты движений от возраста, пола и уровня тренированности [Кирой, 2003]
Знание возрастных изменений частоты движений позволяет судить о развитии одной из важнейших характеристик индивидуальности. Исследования показали (И.М.Янкаускас), что с возрастом максимальная частота элементарных движений прогрессивно увеличивается у лиц обоего пола , однако эти изменения неравномерны и носят индивидуальный характер.
Основные черты моторного стереотипа складываются к 12-13 годам (К.В.Шагинян, 1978), после чего наступает период стабильности.
Сравнительный анализ показал, что темпы развития различных скоростных способностей в различные возрастные периоды неодинаковы (В.П.Озеров, 1989). Максимальное увеличение быстроты движений наблюдается в возрасте до 12-13 лет, после чего изменения несущественны. В среднем, частота постукивания кистью возрастает в возрастном диапазоне от 8-9 до 12-13лет с 6,5 до 7,7 уд/с. Вместе с тем, отдельные дети уже к 8-9 годам развивают стремительный темп до 9,5 уд/с. Такие показатели объясняются их особой двигательной одаренностью. Среди подростков 12 лет максимальная частота движений выше у девочек , однако, впоследствии они это превосходство теряют (И.М.Янкаускас, 1972). В целом, таким образом, сроки достижения максимума развития скоростных качеств у женщин меньше, чем у мужчин, на 1-2 года (Е.П.Ильин, 1983).

Природа индивидуальных особенностей человека двояка.Такие индивидуальные особенности как интересы,склонности характеризуются непостоянством,колебаниями, изменчивостью.Поэтому и учитывать их нужно с вполне определенной целью - стимулировать их развитие.

Есть и другой тип индивидуальных особенностей.Они довольно устойчивы. Изменить их практически нельзя,но невозможно и не обращать на них внимания,ибо их влияние ощутимо в деятельности,в поведении,во взаимоотношениях с окружающими.

К таким особенностям относятся черты,связанные с индивидуальными проявлениями основных свойств нервной системы.Постоянство индивидуального поведения в определенных ситуациях - первый признак того,что в основе его лежат природные свойства нервной системы.

Среди природных индивидуально-типологических свойств наиболее изучены в настоящее время сила-слабость (то есть степень выносливости,работоспособности нервной системы,ее устойчивость к различного рода помехам) и подвижность-инертность (то есть скорость смены и скорость протекания процессов возбуждения и торможения).

При наличии сильной (или слабой) нервной системы,подвижной (или инертной) могут в ходе развития,при разных условиях жизни,воспитания,обучения возникнуть разные психологические черты личности.Сильную нервную систему характеризует высокая работоспособность. Другими словами,нервные клетки длительное время могут воспринимать и передавать нервные импульсы,не переходя в тормозное состояние,"не уставая".Для слабой нервной системы характерна низкая работоспособность нервных клеток,они быстрее истощаются.Эти свойства нервной системы имеют соответствующие проявления в деятельности,поведении человека.

Человек со слабой нервной системой - чаще всего спокойно-тихий,осторожный,послушный. Он не может долго участвовать в шумных,подвижных делах,что связано с его небольшим запасом сил,повышенной утомляемостью.Часто склонен к аккуратность,отличается повышенной впечатлительностью.Непривычная среда,внимание незнакомых людей,оказываемое на него психическое давление - все это может стать для такого человека сверхсильным раздражителем. В таких случаях он теряется,не находит нужных слов,не отвечает на вопросы,не выполняет простейших просьб.

Вследствие своей повышенной чувствительности такие люди отличаются особой уязвимостью,болезненно реагируют на критику,недовольство окружающих. Нередко таким людям не хватает уверенности в себе,им свойственны боязнь неудачи и страх глупо выглядеть,вследствие чего для них значительно осложняется продвижение к успеху.

Совсем иным видится окружающим человек с сильной нервной системой - чаще всего бодрый,уверенный в себе,не испытывающий напряжения в учении,поражающий легкостью,с которой он осваивает значительный по объему материал.Он полон энергии,неутомим,постоянно готов к деятельности. Он почти не бывает усталым,вялым,расслабленным.Включаясь в работу,он почти не испытывает трудностей;ему нипочем дополнительные нагрузки,переход к незнакомой новой деятельности.Человека с сильной нервной системой отличает большая эффективность использования времени,способность выполнить за тот же отрезок времени больше,чем другие,благодаря своей выносливости,отсутствию остановок и сбоев в работе.

Еще одним преимуществом сильной нервной системы является способность адекватно реагировать на сверхсильные раздражители,даже имеющие устрашающий характер.У лиц со слабой нервной системой нормальное функционирование нервных клеток в таких условиях нарушается, а, следовательно, страдает и деятельность.

Таким образом,сила нервной системы обеспечивает эмоциональную, психологическую устойчивость человека к воздействию сверхсильных раздражителей и тем самым повышает надежность в экстремальных ситуациях. Обычно в сложной обстановке лицам с сильной нервной системой легче сохранить самообладание,они способны принять правильное решение в условиях дефицита времени,не растеряться.В ряде профессий это необходимо для обеспечения безаварийной работы всей системы "человек - машина".

Профессий,в которых возможно возникновение сложных,опасных для жизни ситуаций,не так уж много (летчики-испытатели,космонавты,шахтеры,авиадиспетчеры,саперы,хирурги,пожарные,спасатели), но цена ошибки в них зачастую может обернуться слишком дорого.

Как показывают специальные исследования психологов,правильность действий профессионала в экстремальной ситуации зависит не столько от стажа и опыта работы,сколько от силы нервной системы.Только лица с сильной нервной системой в нестандартной,сложной ситуации (аварии,взрывы,пожары,стихийные бедствия(способны правильно оценить обстановку,сохранить выдержку,самообладание,найти оптимальное решение для нормализации чрезвычайного положения.Так,изучая деятельность "сильных" и "слабых" операторов энергосистем в аварийной ситуации,психологи обнаружили громадные различия в их поведении.Если "сильные" не терялись и принимали все необходимые меры для того,чтобы предотвратить распространение аварии,ликвидировать ее последствия, то "слабые" вели себя совершенно иначе. Они либо покидали свое рабочее место,либо совершали хаотические действия, которые в перспективе могли лишь ухудшить развитие ситуации, либо полностью теряли возможность совершать какие либо действия.В любом случае их профессиональная деятельность разрушалась.Это не было связано ни с величиной стажа,ни с возрастом,ни с опытом работы.

Таким образом,при выборе профессии обязательно должно учитываться свойство силы - слабости нервной системы. "Слабым" не рекомендуется выбирать профессии,в которых реально возможно возникновение аварийных,экстремальных,опасных для жизни ситуаций.Поэтому при проведении профконсультации могут быть внесены ограничения на выбор определенного круга профессий для лиц со слабой нервной системой. Однако не всегда требуется коренная перестройка планов на будущее. Самому школьнику можно порекомендовать в этой же профессии другую специальность,или,как принято говорить у профконсультантов,другой рабочий пост.Даже в профессии летчика есть рабочие посты,не предъявляющие слишком жестких требований к человеку,- это летчик сельхозавиации,вертолетчик.

В профессии врача лицам со слабой нервной системой противопоказаны такие специализации,как реаниматолог,хирург.Но им могут быть рекомендованы специальности терапевта,санитарного врача,фармацевта,стоматолога. Надо сказать,что лица со слабой нервной системой имеют и определенные преимущества.Так,многие "слабые" обладают гораздо более высокой чувствительностью по сравнению с "сильными",ориентированы на высокую точность,тщательность выполнения деятельности,на более строгий контроль за качеством выполнения, гораздо лучше,продуктивнее и с меньшими затратами справляются с однообразной монотонной работой.Им могут быть рекомендованы работы,требующие высокой точности, тщательности, четкого соблюдения заданного алгоритма (ювелир,огранщик, зубной техник, сборщик микросхем, программист).С высокой чувствительностью слабой нервной системы, видимо, связано то, что в музыкальных, художественных профессиях обнаруживается много людей с нервной системой этого типа. Это свидетельствует о преимуществах "слабых" в овладении профессиями, в которых главным являются взаимоотношения с другими людьми, общение (то есть типа "человек - человек").

Для многих занятий учет свойств силы - слабости чрезвычайно важен. Для одних профессий наличие сильной нервной системы является обязательным условием формирования профпригодности;в этом случае необходим отбор.Для других более подходящими могли бы оказаться лица со слабой нервной системой, именно они могут работать тут наиболее эффективно и качественно.Тем не менее в подавляющем большинстве профессий учет природных особенностей необходим не для отбора, а для нахождения наиболее подходящего рабоче- го поста или выработки оптимального индивидуального стиля деятельности,который позволяет максимально эксплуатировать природные данные и компенсировать недостатки.

Например,наблюдения за водителями автотранспорта показали,что стиль работы "сильных" и "слабых" существенно различается. Так, "слабые" практически не попадают в аварийные ситуации за счет того,что более тщательно готовят машину к рейсу, пытаясь предугадать любую неисправность и поломку, прогнозируя возможности возникновения неблагоприятных ситуаций в пути. Они гораздо осторожнее ведут машину. Психологи, изучая водителей пассажирских автобусов, обнаружили такой факт: в группе водителей с высоким уровнем нарушений безопасности (наличие аварий) представители слабого типа полностью отсутствовали. Однако общее число водителей со слабым типом нервной системы было в выборке невелико.Видимо, эту сложную профессию чаще выбирают люди с сильным типом, т.е. с более высокой работоспособностью и сопротивляемостью стрессовым ситуациям.

Высокие скоростные показатели выполнения разных видов деятельности обеспечиваются такой особенностью нервной системы, как подвижность и лабильность (высокий темп, быстрая переключаемость с одного вида работы на другой, скорость, хорошее распределение внимания между разными видами деятельности). Противоположными качествами обладают люди с инертными нервными процессами. Для них характерны медлительность, неторопливость, обстоятельность как при выполнении любой деятельности, так и в движениях, речи, выражении чувств. Они тщательно обдумывают любое действие, слово, реплику, медленно реагируют на просьбы, не сразу понимают инструкцию. Ясно,что им гораздо труднее выполнять работу, требующую расторопности, быстроты, частой переключаемости, принятия ответственных решений в условиях дефицита времени. Однако их индивидуальность имеет ряд преимуществ. Они работают более вдумчиво, им свойственны основательность, кропотливость, четкое планирование действий, стремление к порядку. В то же время "подвижные" имеют наряду с положительными чертами ряд отрицательных. Им бывают свойственны торопливость, небрежность, стремление быстрее перейти к другому виду работы, не доведя дело до конца, они менее глубоко вникают в суть проблем, часто схватывают лишь поверхностный слой знаний.

Все эти черты не являются обязательно присущими "подвижным" и "инертным",поскольку очень большое значение имеют обучение и воспитание,саморегуляция,самодисциплина и самокоррекция поведения и деятельности.

Психологи,специально изучавшие особенности выполнения разных видов деятельности "подвижными" и "инертными", обнаружили, что для последних существует определенный предел в возможностях скоростного выполнения двигательных задач. Но ведь и круг профессий, предъявляющих жесткие требования к скоростным характеристикам, невелик. В подавляющем большинстве профессий нахождение подходящего рабочего поста, выбор наиболее соответствующих своим особенностям занятий, выработка индивидуального стиля помогают успешно справляться с разными видами деятельности как "подвижным",так и "инертным"людям. Например,среди токарей существует такое деление,как токарь-скоростник и токарь-точностник. Первый предпочитает задания, которые требуют очень высоких скоростей работы. Будучи "подвижными", такие работники любят высокий темп, быстрые переходы от одних заданий к другим. "Инертные" же не справляются с необходимостью работать в высоком темпе и выбирают себе задания,которые надо выполнять неторопливо, тщательно, с высокой точностью и хорошей отделкой. Им гораздо удобнее, легче работать медленно и кропотливо. Опытные мастера при распределении заданий рабочим учитывают их индивидуальные особенности, поскольку это в конечном итоге обеспечивает высокое качество и эффективность всей деятельности.

То же самое относится к выработке индивидуального стиля деятельности. Очень наглядно это проявилось при изучении представителей ткацких профессий. Действительно, эти профессии требуют очень высокого темпа, ибо эффективность труда зависит от того,сколько времени без остановки работает станок. Остановки чаще всего бывают вызваны обрывом нити и необходимостью смены челнока.

Чем быстрее выполняются эти операции, тем эффективнее работа. Казалось бы, подвижные ткачихи тут обладают преимуществом. Специальные наблюдения за работой тех и других показали тем не менее, что "инертные" ткачихи тоже успешно справляются со своими обязанностями и по производительности труда, качеству работы не уступают "подвижным", а иногда и превосходят их.Но высокая эффективность их труда обеспечивается особой его организацией, когда большая часть рабочего времени отводится на подготовительные, предупредительные операции, снижающие вероятность обрыва нити. Зная свои индивидуальные особенности, они не допускают возникновения экстремальных ситуаций, поскольку им труднее с ними справиться.

Круг профессий, которые требуют очень высоких скоростей выполнения работы (например, музыкант, жонглер цирка),достаточно узок. В большинстве профессий добиться успеха можно людям с разными показателями скорости протекания психических процессов.

Однако для того, чтобы выбираемая работа не была в тягость, надо учитывать особенности нервной системы.Ясно, например, что профессия диспетчера или продавца легче и быстрее будет освоена подвижными людьми, поскольку требует постоянных переключений."Инертным" лучше выбирать себе такие профессии, которые выполняются по редко меняющимся алгоритмам, не требуют спешки и принятия решений в условиях дефицита времени.

Еще одним свойством нервной системы является уравновешенность, которая зависит от степени соответствия силы возбуждения силе торможения, от их баланса.Чрезмерная возбудимость при слабых процессах торможения нежелательна в тех профессиях, где часто нервное напряжение.Такой человек предрасположен к самым неожиданным срывам, поэтому ему нужна более спокойная работа.И, наоборот,чрезмерная тормозимость плоха там, где нужны быстрый темп, частые перестройки и т.д.

У детей уже рано проявляются врожденные особенности строения и деятельности нервной системы,какими являются такие свойства нервных процессов, как возбуждение и торможение, а именно: их сила, подвижность и уравновешенность.На этих качествах основывается темперамент.Российские психологи считают, что особенности темперамента нельзя рассматривать оторвано от профессии.Не каждый тип темперамента годен для любой работы.В.Мерлин утверждает, что имеются профессии, для которых не подходят люди с определенными качествами темперамента.Так,например,для профессии оператора пульта управления электростанции противопоказана слабость нервных процессов, свойственная меланхолику.

Сила нервных процессов

Под силой понимается работоспособность клеток коры больших полушарий. При оценке силы раздражительного процесса (возбудимости) применяют такие мероприятия, которые направлены на повышение возбудимости клеток коры головного мозга. При этом оценивается, какую степень возбудимости может выдержать нервная система собаки, не впадая в запредельное торможение. Если собака легко развивает признаки запредельного торможения, то это свидетельствует о низком пределе работоспособности нервных клеток, о слабости коры головного мозга. И, наоборот, если собака выдерживает значительное повышение возбудимости корковых клеток, не проявляя признаков запредельного торможения, это свидетельствует о высоком пределе работоспособности нервных клеток, о силе коры головного мозга.

Для оценки силы раздражительного процесса академик И.П. Павлов пользовался тремя основными показателями.

1. Применение физически очень сильного внешнего раздражителя (используется обычно очень сильная трещотка). Если собака выдерживает звук трещотки и даже может выработать на него условный рефлекс, это свидетельствует о сильном процессе возбуждения. Наоборот, если собака не выдерживает трещотки, не может выработать на ее звук условного рефлекса, это свидетельствует о слабости ее нервной системы.

2. Повышение возбудимости клеток коры головного мозга достигается повышением пищевой возбудимости. Для повышения пищевой возбудимости собаку не кормят в течение 1 или 2 суток. Если пищевые условные рефлексы после этого оказываются повышенными, это свидетельствует о том, что клетки коры головного мозга выдерживают повышение возбудимости, наступающее в результате повышения пищевой возбудимости, не впадая в запредельное торможение, что свидетельствует о силе типа нервной системы собаки. Наоборот, если после голодовки пищевые условные рефлексы собаки оказываются пониженными, это свидетельствует о том, что кора мозга не выдерживает повышения возбудимости, наступающего в результате повышения пищевой возбудимости, а это свидетельствует о слабости коры головного мозга у собаки.

3. Повышение возбудимости коры головного мозга может быть достигнуто применением некоторых лекарственных веществ. Академик И.П. Павлов применял кофеин. Это вещество повышает возбудимость, главным образом коры головного мозга. При его введении (кофеин дают в молоке за 40-60 минут до начала работы с собакой) условные рефлексы повышаются. Но только собаки сильного типа выдерживают большие дозы кофеина (0,8-1,0 г). У таких собак кофеин в этих дозах увеличивает условные рефлексы. Собаки слабого типа выдерживают очень маленькие дозы кофеина (0,05-0,1 г). Большие дозы, повышая возбудимость коры головного мозга, снижают работоспособность нервных клеток, уменьшают условные рефлексы собаки.

На основании этих трех основных показателей (имеются еще и дополнительные методы) дается оценка силы процесса возбуждения собаки. Собаки со слабым пределом работоспособности нервных клеток, у которых легко развивается запредельное торможение, были охарактеризованы академиком И.П. Павловым, как собаки слабого типа, или меланхолики. Вся их условно-рефлекторная работа выявляет слабость их нервной деятельности, низкий предел работоспособности коры головного мозга.

Собак с сильным раздражительным процессом делят, в зависимости от уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, тоже на три типа: сангвиников, холериков и флегматиков.

Оценка силы тормозного процесса.

1. Показателем того, насколько силен у собаки тормозной процесс, является скорость и прочность образования у нее дифференцировки. Собаки со слабым тормозным процессом легко и быстро вырабатывают положительные условные рефлексы, но с трудом вырабатывают рефлексы, связанные с торможением. Дифференцировки у таких собак непрочны, постоянно дают положительную реакцию на неподкрепленный раздражитель.

2. Сила тормозного процесса собаки может быть оценена применением лекарственного вещества - брома. Бром, как показали многочисленные исследования в лаборатории академика И.П. Павлова, усиливает тормозной процесс. При этом оказалось, что собаки с сильным тормозным процессом могут выдерживать большие дозы брома (8-10 г.). При этом у них улучшается дифференцировка и все рефлексы, связанные с торможением. Собаки со слабым тормозным процессом выдерживают только маленькие дозы брома (0,5-2 г.). Большие дозы вызывают срыв торможения, которое проявляется в еще большем ухудшении дифференцировки.

3. Сила тормозного процесса может быть оценена путем напряжения торможения. Это достигается тем, что раздражитель, па который выработана дифференцировка (т.е. такой раздражитель, который систематически не подкреплялся), удлиняется (вместо обычных 20-30 секунд) до 3-5 минут. Собаки со слабым торможением не могут так долго выдерживать действие этого раздражителя, на который они должны развивать торможение. Торможение у них срывается, и собаки начинают отвечать на этот раздражитель положительной условно-рефлекторной реакцией. В некоторых случаях в результате этого может развиться даже длительное болезненное состояние нервной системы. Если собака по всем этим показателям обнаруживает слабость тормозного процесса, она относится к типу холериков. Холерики - это собаки с сильным процессом возбуждения, но с относительно слабым процессом торможения.

Какие особенности имеет слабая нервная система? Этот вопрос интересует многих. С каждым поколением число людей со слабой нервной системой значительно увеличивается.

Однако как у сильной, так и у слабой системы имеются свои определенные неоспоримые преимущества.

Сила нервной системы

По определению, сила нервной системы каждого человека является врожденным показателем. Мы должны согласиться с тем, что это просто необходимо для обозначения выносливости и работоспособности всех нервных клеток, находящихся в организме человека. Сила нервной системы позволяет ее клеткам выдерживать любые возбуждения, не переходя в торможение.

Последнее является жизненно важным компонентом нервной системы. Оно способно координировать всю ее деятельность. Отличительной способностью сильной системы является то, что люди, которые ею обладают, способны пережить и выдержать даже сверхсильные раздражители. Люди со слабой системой, напротив, плохо держат сигнал и слабо реагируют на раздражители.

Человек, обладающий слабой нервной системой, не отличается терпеливостью, с большим трудом удерживает поступившую к нему информацию и при первой же возможности делится ею чуть ли не с первым встречным.

Из всего вышеперечисленного уже можно сделать вывод, что люди со слабой системой просто не способны переносить сильные раздражители.

В таких ситуациях система либо тормозит, либо вовсе «исчезает» без всяких тормозов. Однако она тоже имеет преимущества, например, способность к повышенной чувствительности. Также она может с легкостью различать сверхслабые сигналы.

Основные признаки слабой нервной системы

Слабая нервная система у человека имеет такие признаки:

  1. Равнодушие. Такой сигнал способен заставить человека принимать всевозможные удары судьбы без всякого протеста. Слабая нервная система делает людей ленивыми как с психической, так и с физической стороны. Люди при этом, даже живя в бедности, не будут делать никаких попыток, чтобы исправить ситуацию и изменить свое положение в обществе.
  2. Нерешительность. Человек, у которого преобладает повышенная чувствительность, способен подчиняться каждому. Хуже всего, что этим человеком могут завладеть до такой степени, что он просто превратится в живого робота.
  3. Сомнения. Чувствительные люди способны сомневаться не только в себе, но и в людях, которые пытаются им всячески помочь. Такие люди очень часто оправдываются для того, чтобы завуалировать собственные неудачи. Очень часто это выражается в зависти к тем людям, которые лучше и успешнее их.
  4. Беспокойство. Этот сигнал является основным в значительно пониженной нервной силе. Беспокойство способно привести человека к нервному расстройству и даже срыву. Часто беспокоящиеся люди являются чуть ли не самыми жалкими существами на всей планете. Они живут в постоянном страхе. Стоит отметить, что беспокойство способно отбирать жизненные силы и преждевременно старить человека. Такие люди в качестве оправдания привыкли говорить давно заученную фразу: «Вам бы мои заботы и переживания, вы бы беспокоились не меньше».
  5. У каждого человека свои определенные заботы, и зачастую они сталкиваются с большими жизненными трудностями. Но человек со здоровой системой такие сложности встречает достаточно спокойно и пытается найти решение в сложившейся ситуации. Чрезмерное беспокойство не поможет решить возникшую проблему, но оно может изрядно подкосить ваше здоровье и приблизить старость. Иными словами, беспокойство — это оружие против вас самих.
  6. Сверхосторожность. Человек постоянно выжидает подходящего момента для воплощения в жизнь собственных идей и планов. А такое ожидание способно превратиться в привычку. У этих людей очень сильно возрастает пессимизм, их может сбить с толку только одна плохая мысль о том, что может случиться неудача, и все рухнет. Люди со сверхосторожностью рискуют получить несварение желудка, достаточно слабую циркуляцию крови, нервозность и множество других отрицательных факторов и заболеваний.

Особенности воспитания при слабой нервной системе у детей

В основном все привыкли видеть веселых, жизнерадостных и активных детей, но среди них встречаются и достаточно пассивные, сильно замкнутые в себе и очень плохо выдерживающие даже самые незначительные напряжения. Они очень впечатлительны и чересчур чувствительны к малейшим раздражителям.

Родителям нужно помнить, что к сильно впечатлительным детям необходим особый подход. В этом случае ошибки в воспитании могут привести не только к пугливости и раздраженности ребенка, но и к различного рода болезням и даже к нервному расстройству.

В первую очередь нужно продумать необходимый для жизни ребенка режим дня как дома, так и вне его стен. Самым важным фактором для расходования энергии является такой режим, напрямую связанный с устойчивостью и ритмичностью, в которых очень сильно нуждаются дети со слабой нервной системой.

Очень важным для таких детей является расписание, по которому они будут жить. Режим, конечно, способен , но нужно ли ребенка ограничивать и ставить его в новые жизненные условия? Непременно, но только не забывайте учитывать склонности своего малыша и его состояние. Изменение режима для ребенка уместно только в том случае, если его ничего особо не утомляет. Например, такими изменениями в его жизни можно заняться во время летних каникул.

Дело в том, что у учащихся во время отдыха привычный для них режим сбивается. Таким детям очень важно ежедневно видеть и узнавать что-то новое и интересное. Например, походы способны придать ребенку бодрости, жизненной энергии и сил.

Однако необходимо всячески избегать резких перемен в его жизни. Они могут привести к сильному нервному перенапряжению, что чревато срывом. Особенно не стоит наседать на таких детей со стороны учебы и труда.

Важно, чтобы всевозможные трудности и впечатления в жизни ребенка были ему под силу и никаким образом не переутомляли его.

Если к чувствительным детям относиться с заботой, но в то же время требовать от них исполнительности как дома, так и в школе, то это способно воспитать в них смелость, уверенность в себе и придать им активности. Очень важно доверять таким детям определенные общественные поручения, часто важные и ответственные, тем самым предоставляя возможность проявить свою активность.

Помните, что по отношению как ко взрослым, так и к детям со слабой нервной системой нужно найти индивидуальный подход!