Биографии Характеристики Анализ

Что такое местничество в истории. Кто решал конфликтные ситуации? Причины отмены местничества

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова местничество

местничество в словаре кроссвордиста

местничество

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

местничество

(сн), местничества, мн. нет, ср. (истор.). В Московской Руси 15 - 17 вв. - порядок замещения государственных должностей боярами в зависимости от знатности рода и степени важности должностей, занимавшихся предками.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

местничество

    В России в 14-17 вв.: порядок замещения должностей в зависимости от знатности рода и от того, какие должности занимали предки.

    Соблюдение своих узкоместных интересов в ущерб общему делу. Проявлять м.

    прил. местнический, -ая, -ое. Местнические интересы, претензии.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

местничество

    ср. устар.

    1. Порядок замещения высших должностей в зависимости от знатности рода и важности должностей, занимавшихся предками (на Руси XIV-XV вв.).

      1. Особый порядок размещения за столом (на пирах, званых обедах), учитывающий знатность рода и занимаемую должность.

        перен. Желание, стремление занимать определенное место, положение на основании прав, преимуществ, действительных или мнимых.

    ср. Соблюдение только узко местных интересов, наносящее ущерб общему делу.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

местничество

система распределения служебных мест в Русском государстве с 14-15 вв. при назначении на военную, административную и придворную службу с учетом происхождения, служебного положения предков человека и его личных заслуг. Отменено в 1682. В современном значении местничество - выдвижение на первый план узкоместных интересов, наносящее ущерб общему делу.

Большой юридический словарь

местничество

в Русском государстве с XIV-XVII вв. система распределения служебных мест при назначении на военную, административную и придворную службу с учетом происхождения (знатности рода) и служебного положения предков человека, а также прецедентов его собственной служебной карьеры. Отменено в 1682 г.

Местничество

система феодальной иерархии в Русском государстве в 15≈17 вв. Название «М.» произошло от обычая считаться «местами» на службе и за государевым столом. Тот из феодалов, который считал своё происхождение более древним, благородным и знатным либо личные свои заслуги значительными, занимал место ближе к царю и, соответственно, претендовал на более высокую должность в войске или в гражданской администрации. Сложность и пестрота отношений внутри княжеских, боярских и дворянских родов и между ними, недостоверность генеалогическом сведений приводили к частым спорам и распрям по поводу М., которые разбирали царь и Боярская дума. В 1-й половине 16 в. М. наблюдалось лишь среди бояр и бывших удельных князей. С середины 16 в. М. проникает в среду дворян, а в 17 в. даже в среду гостей и городовых чинов. В силу М. люди способные, но недостаточно родовитые не могли занять сколько-нибудь значительного места на военной и государственной службе. В то же время М. открывало возможности для занятия высших служебных постов людям из знатных фамилий, не обладавшим личными достоинствами. Развитие в России абсолютизма, одним из принципов которого являлось создание бюрократического аппарата, подчиняющегося центральной власти и противостоящего носителям феодальной раздробленности, вело к вытеснению М. Князья и бояре, напротив, были заинтересованы в сохранении М распространявшего их прежне привилегии на дворян и служилых людей. Интересы обороны страны, требовавшие, чтобы во главе армии стояли способные военачальники, также вынуждали отменить М., которое и было ликвидировано решением земского собора 1682.

В переносном смысле М. ≈ соблюдение узкоместных интересов, наносящих ущерб общему делу.

Лит.: Местничество и абсолютизм, в кн.: Абсолютизм в России (XVII≈XVIII вв.), М 1964; Марквич А. И. О местничестве, ч. 1, К., 1879; его же, История местничества в Московском государстве XV≈XVI вв., Одесса, 1888.

С. О. Шмидт.

Википедия

Местничество

местнических книг в 1682 году при Фёдоре Алексеевиче Порядок назначения на государственные должности в зависимости от знатности происхождения.

Формирование государственного аппарата с конца XV века осуществлялось по принципу местничества, в значительной степени воспринятому из польско-литовского законодательства. Система местничества была основана на критериях знатности происхождения. Эта практика превращала боярство в замкнутую корпорацию, подменяла общесоциальные интересы сословными. Помимо знатности лица учитывалось и положение претендента внутри своего рода. Старшие в роду имели преимущество. Имели значение и заслуги предков - сын боярина, проявившего себя на службе, имел приоритет перед своим же двоюродным братом, чей отец никаким образом себя не прославил. Даже приглашённые к царскому столу, бояре сидели в соответствии со своими титулами. Между аристократами часто возникали «местнические споры» - кто знатнее, кто имеет право на должность. Эти споры разрешал, как правило, сам царь с участием чиновников Разрядного приказа.

В 1682 году система местничества была отменена приговором Земского Собора, в целях укрепления вооружённых сил правительством Фёдора Алексеевича.

Примеры употребления слова местничество в литературе.

С этого момента начали нарастать негативные последствия их деятельности -- местничество , диктат и администрирование по отношению к подведомственным предприятиям, прогрессирующая бюрократизация и др.

Поэтому-то Людовик Х от души восхищался дядей своим Валуа, который в течение всех этих дней ни на минуту не покидал племянника, умело разрешал все вопросы, пресекая все споры о местничестве , неутомимый, волевой, поистине страшный в своей вездесущности.

Центральный Комитет видит в них инструмент созидания, выразителя общепартийной точки зрения, несовместимой с ведомственностью и местничеством .

В царствование Бориса Годунова Пушкины были гонимы и явным образом обижаемы в спорах местничества .

Сама власть поддерживала такой взгляд на местничество , значит, признавала боярство такой аристократией.

И мы не можем допускать, чтобы ведомственность и местничество мешали реализации преимуществ социалистической собственности.

А недостатков тут немало, часто приходится сталкиваться с ведомственностью и местничеством , безответственностью, бюрократизмом, казенно-равнодушным отношением к людям.

Тем более, что здесь еще не изжиты и порой болезненно заявляют о себе стремление к национальной замкнутости, местничеству , иждивенческие настроения.

Чтобы понять такое сложное и запутанное явление, как старинное московское местничество , надобно отрешиться от некоторых современных понятий о государственной службе или, лучше сказать, сопоставить тогдашние и нынешние условия назначения на правительственные должности.

Изложенной схемы местнического счета, думаю, достаточно, чтобы понять, как местничество осложняло должностные назначения.

Итак, местничество устанавливало не фамильную наследственность служебных должностей, как это было в феодальном порядке, а наследственность служебных отношений между фамилиями.

Московское местничество было практическим приложением этих правил к служебным отношениям московских служилых людей.

Значит, местничество , ограничивая сферу своего действия родословными людьми, выделяло из военно-служилой массы класс, из которого верховная власть волей-неволей должна была преимущественно выбирать лиц для занятия правительственных должностей, и таким образом оно создавало этому классу политическое право или, точнее, привилегию на участие в управлении, т.

Этим местничество сообщало боярству характер правящего класса или сословной аристократии.

Вот один из многих случаев, где выразился взгляд на местничество как на опору или гарантию политического положения боярства.

История России настолько своеобразна и многогранна, что неподдельный интерес вызывают события, которые происходили даже сотни лет назад. Представьте, как вы оказываетесь в Средних веках, разделяете быт простого народа того времени и наблюдаете за тем, как народ реагирует на малейшие изменения. Сегодня возможность заглянуть в прошлое есть, ведь большинство событий, произошедших даже несколько столетий назад, описаны настолько подробно, что реально даже восстановить реплики правителей в те или иные серьезные для государства периоды.

Руководители государства менялись, менялись и реформы, производимые ими на территории государства. Каждый вносил в развитие страны свою лепту – кто-то заметно облегчал жизнь самого простого народа, кто-то делал ее поистине невыносимой, но у каждого правителя были и свои цели, и решения, которые приводили к последствиям, позволяли выбрать ту или иную ветвь развития государства, направляли страну на свой собственный путь. Одним из ключевых моментов истории нашей страны, интересных до сих пор, является отмена так называемого местничества, которая обрела и множество сторонников, и не меньше яростных противников. Но что же это за понятие, и как оно влияло на ситуацию в стране?

Местничество

Местничеством на Руси назывался процесс, когда высокие должности занимали не простые граждане, избранные народом, а те личности, которые подходили для этих должностей по своему роду и богатству – как правило, именно дворяне занимали руководящие посты, и с самого детства готовили своих детей унаследовать престол. На все серьезные места у власти попадали далеко не те люди, которые обладали ораторским талантом или хорошо разбирались в политике – достаточно быть родовитым, обладать известной и благородной фамилией, и, даже если твои навыки ничем не отличаются от рядового кузнеца, ты можешь стоять у самой верхушки власти, руководить людьми и принимать серьезные для государства решения. Управление страной было на уровне чрезвычайного попустительства, ведь практически каждый, кто являлся руководствующим лицом, не обладал достойными и необходимыми знаниями – каждый действовал, исходя из своих личных, иногда очень примитивных интересов.

Почти под конец семнадцатого века действующий царь Федор Алексеевич наконец понял, что подобная система до добра не доведет, и предпринял все возможные попытки это местничество отменить. Однако, даже несмотря на высокий титул и, по сути, главенствующую должность в государстве, ему пришлось столкнуться с массой трудностей, недовольств и даже с волной возмущения со стороны благородных сословий, которые воспитывали своих детей с гарантией получения теплого места.

Изначально та реформа, которая была напрямую связана с повсеместной отменой местничества, была гораздо обширнее и подробнее. Даже сам император стал замечать, что у власти творится полнейший беспорядок – в борьбе за уютное и, конечно же, высокооплачиваемое и престижное место представители благородных сословий вели себя, как дикие животные – здесь происходили и небольшие словесные стычки, и всеобщая травля, и даже кровная вражда – настолько все хотели заполучить место получше. Самым печальным для царя был тот факт, что такая обстановка была не только на удаленных местах, но и в самом непосредственном его окружении, а с этим он мириться уже не мог.

Государь был всецело убежден, что именно местничество является тем самым «яблоком раздора», которое заставляет вороватых и не очень людей бороться за место все выше и выше, а претендентов на заветное местечко всегда было достаточно. Федор Алексеевич даже во всеуслышание утверждал, что властителями движет не желание изменить ситуацию к лучшему и достойно руководить своими подчиненными, а самая обычная гордыня, которая полностью противоречит всем православным канонам, а, соответственно, и сложившейся в стране идеологии.

Сегодня историки могут полноценно описать точку зрения царя, и считал он, что каждый человек равен на этой земле, и никто не в праве ставить себя выше себя, ведь все граждане государства – это единый организм, и от действий буквально каждого зависит его дальнейшее развитие. Чиновники же не выполняли надлежащих им обязанностей, они, по большей части, были заняты распрями и междуусобицами, которые уж точно не помогали правителю справляться с важными государственными задачами.

Уже перед подписанием самого указа об отмене местничества правитель заявляет, что у власти должны находиться не те, кто является представителем рода благородного, а те, чьи способности выделяются на фоне остальных – то есть те, кто с задачами справится в полной мере и имеет предрасположенность решать поставленные задачи на максимально эффективном уровне. Указ же государев гласил о том, что если кто-то из низших чинов не происходит из рода дворянского, но выгодно выделяется на фоне остальных, то все, даже самые благородные сословия, просто обязаны считаться с ним как с равным, ведь только в этом секрет прогресса, продвижения и дальнейших побед страны.

Слово царя


Правитель в своих действиях, в первую очередь, руководствовался опытом иностранных коллег. Он был уверен, что во всех развитых странах предпочтение отдается не тем, кто о счастливой случайности родился в богатой и известной семье, но тем, кто обладает необычными талантами, тем, кто способен привести государство к настоящим положительным переменам. Этот же полезный опыт он и захотел применить на свою подопечную страну для того, чтобы ни в чем не уступать иностранным коллегам, создавать достойное вооружение, совершенствовать всю систему в целом и давать возможность каждому жителю страны проявить себя и занять именно свое место по призванию, а не по сословию.

Важной ролью для царя был талант. Он говорил открыто, что благородство – это не всегда показатель всех наилучших качеств человека, и что иногда случается даже совсем наоборот – благородство губит личность и ее способности, достойный род не делает достойным самого человека, а наживаться на заслугах своих предков никто не имеет права. Царь не отменял благородства как такового – чистокровные были до сих пор в почете, однако, ценились теперь не за фамилию, а за ценный опыт, который передавался из поколения в поколение и таланты, которые проявлялись у представителей подобных сословий.

Эта же реформа стала и преимуществом для некоторых представителей популярных кровей. Если раньше служение под крылом обычного человека считалось унизительным и приравнивалось чуть ли не к наказанию, то теперь такие дворяне приобретали статус, равный всем остальным, даже находящимся на высоких должностях – с этого момента все были равны, никто не имел права занижать достоинство другого, даже если он происходил из простых крестьян.

Реформа решила проблему переговоров. До введения царского указа многие руководители не имели права попасть на прием к высшим чинам хотя бы потому, что не соответствовали сословию – буквально не были достойны внимания. Для того, чтобы все же на прием прорваться, требовалось просить повышения у царя до определенного чина – и только тогда присутствие было разрешено. Теперь ситуация заметно упростилась, что, безусловно, сказалось и на решении государственно важных вопросов – ведь, как известно, большинство проблем в первую очередь видит простой народ, а его голос стало доносить легко, и народ наконец был услышан без бунта, мятежа и возмущения.

Результат

Отмена местничества принесла много пользы государству. Во-первых, пост чиновника теперь получить было гораздо сложнее – для этого важно было обладать навыками, показать себя на деле, а не только являться представителем прославленного рода. Теперь царю служили все на абсолютно равных правах – никто не мог похвастаться своим особым положением, но никто и не мог принизить другого, даже если он происходит из простого народа.

Теперь молодые люди из самых знатных сословий начинали свою службу при дворе не с высоких чинов, предписанных им по роду, а с должностей обычных стольников, наравне с простыми гражданами из обычных семей. Эта служба заметно сблизила народ – теперь дворяне куда больше знали о жизни простых крестьян, а крестьяне почувствовали свою значимость в жизни и функционировании государства.

Безусловно, выбирая пути развития страны, царь попал в самую точку, ведь с этого момента началась новая история, именно с отмены местничества началось прогрессивное время, где каждый имел право на достойное существование.

Конечно, было предпринято великое множество попыток оспорить такое решение государя, однако, ни одна из них не увенчалась успехом. Царь руководствовался, в первую очередь, христианством и его канонами, ведь в те годы религия уже была очень распространена и стояла на первом месте. Также царь не хотел наступать на уже пройденные грабли и совершать ошибок предыдущего правительства, ведь он был уверен, что местничество в полной мере оскорбляет веру христианскую, и на земле русской быть его не должно.

Заключение

Не имеет особого значения, по каким причинам правитель решил действовать таким радикальным образом – руководствовался ли он религиозными предпочтениями, равнялся ли на коллег из других государств или просто хотел лучшей жизни – в любом случае, реформа, проведенная правителем, показала всей стране, что каждый имеет право на существование и развитие, а благородство семьи – это далеко не то, что делает человека достойным по умолчанию

Отмена местничества (Реформы Алексея Михайловича)

Отмена местничества (Реформы Алексея Михайловича)

Отмена местничества приходится в русской истории на период, ставший предпосылкой к улучшению русского войска и его демократизации. При этом, была перестроена вся административная система управления в общем.

Кроме того, данная мера становится предвестницей известных петровских реформ, основная суть которых была сведена к ликвидации при определении на службу так называемого принципа знатности рода и выдвижение личных умений и талантов на первый план. Таким образом, многие современные историки считают отмену местничества одной из самых важных реформ семнадцатого века!

Рассматриваемое постановление было принято в период правления царя Фёдора Алексеевича, который ознаменовался проведением целого ряда новаторских преобразований, которые были направлены на укрепление самодержавия власти государя. Именно в эпоху правления данного монарха была предпринята фактическая попытка полного изменения системы административно-церковного управления. Но по причине ранней кончины правителя это так и осталось в планах.

Отмена местничества стала, пожалуй, самым важным событием того времени, так как она смогла привести к коренной и довольно значительной трансформации самого русского общества. Кроме того, местничество существенно осложняло работу военных сил и государственного аппарата. Ведь сама суть данного принципа сводилась не к способностям претендента, а лишь степенью его родовитости и знатности в глазах бояр. Тут необходимо отметить и сам состав боярства в Московском княжестве.

Итак, русское боярство включало в свой состав только представителей столичной аристократии, дворян присоединённых к княжеству Московскому княжеств, а также пришлых татарских и литовских князей. При этом, все они входили в состав государевой Думы, ежедневно занимаясь военным и гражданским управлением. Но регулярные споры о том, кто из них должен стоять выше другого могли помешать работе стремительно расширяющегося государственного аппарата, который как раз и нуждался более всего в гибкой системе местничества.

На собрании духовенства в 1682 году стал острый вопрос об отмене местничества, которая впоследствии стала его самым главным административным решением. При этом, нужно помнить, что в целом собрание было посвящено церковным делам и различным религиозным моментам. Но потребность перемены существующего строя была настолько острой, что именно это собрание решило сжечь все разрядные книги.

Определение местничества - система норм в социальной, служебной, бытовой среде знати, действовавшая в 15-17 веке в России.

В свое время московский князь объединил вокруг себя земли. Потомки былых владельцев этих земель стали частью правительственного класса. Именно бояре создали систему служебных отношений, которая известна как местничество. Кто такие бояре?

Боярство

В былые времена существовал Государев родословец. В нем были записаны представители важнейших служилых родов. Составлен родословец был при Иване Грозном. Именно на этот документ опирались при разбирательстве генеалогических споров.

Фамилии, которые находились в документе, стали называться родословными. Вот эта самая родословная знать стала именоваться московским боярством. Чтобы сохранить за собой право относиться к знати, необходимо было входить в родословный круг. Для этого среди предков должны находиться московские бояре, окольничие и прочие высшие чины.

Создание местничества

Обычай распределять места московских бояр за столом князя появился в 14-м веке. Сформировалось местничество к середине 16-го века. Система постоянно развивалась. В нее входили новые роды, которые возвышались по разным причинам.

Понять, что такое местничество, довольно сложно. Прежде всего необходимо разобрать принцип этой системы.

Принцип местничества

В современном мире при назначении лиц на службу учитываются такие факторы, как образование, опыт работы, личные качества и прочее. По-другому обстояло дело в 16-м веке на территории Московского царства.

Когда выбирали человека на замещение высшей должности, учитывались не личные качества претендента, а значимость его фамилии. Также важно было генеалогическое положение каждого представителя внутри своего рода.

Например, князья Одоевские ставились выше Бутурлиных. Поэтому представитель Одоевских получал должность выше. При этом старшие Бутурлины могли сравниваться с младшими князьями Одоевскими.

Немаловажное значение имело не только служебное положение предков, но и его давность. Другими словами, представитель знати, у которого дед был боярином, претендовал на более высокое назначение, чем лицо, у которого боярином был отец. Во внимание бралась только мужская линия.

Старшинство внутри рода работало по следующему принципу: младший брат на одну ступень ниже старшего. Из этой схемы получалось, что старший сын старшего брата в правах сравнивался с четвертым братом, то есть своим дядей. В некоторых случаях человек мог занять ступень выше, чем ему полагалась в иерархии.

На подавляющее большинство государственных должностей служащих назначали по нормам местничества. Следить за всеми назначениями и фиксировать их в специальной книге полагалось дьякам Разрядного приказа.

Теперь разберемся, что такое местничество, конкретнее.

В придворной сфере

Поскольку большинство лиц были связаны родственными отношениями с семьей царя либо были фаворитами, то за столом вместе с государем все рассаживались согласно этикету и церемониалу. Служащие одного чина размещались по местническому счету.

По-настоящему суть местничества раскрывалась во время подготовки к торжественным церемониям:

  • свадьба;
  • венчание на престол;
  • крестный ход;
  • прием послов;
  • посещение летнего дворца.

Служащие спорили за получение «места».

В военной службе

Чтобы понять, что такое местничество в полках, следует упомянуть Приговор о местничестве. Он был составлен в 1550 году при Иване 4-м Грозном. Но некоторые формулировки были настолько туманными, что вызывали множество споров.

В каждый полк ставили одного-четырех воевод. Главным считался первый воевода большого полка. Воеводы других полков стояли на ступень ниже. Во многих вопросах не было ясности. Например, не до конца определялось положение воеводы полка левой руки.

Кто решал конфликтные ситуации?

Множественные споры относительно местничества в России разбирались разными способами. Решить вопрос мог человек, который осуществлял назначение. Нередко в ситуации разбиралась боярская комиссия, которую назначал царь. В некоторых случаях правитель руководил комиссией.

Судьи занимались проверкой фактов по разрядным книгам, документам личных архивов, информации Разрядного приказа. Также собирались свидетельские показания, и сравнивался счет «мест» предков спорящих сторон.

На решение могли влиять не только высокие должности предков, но и сведения о низших службах, позорящих знатный род. Лицо, которое проигрывало спор, обвинялось в нанесении «бесчестья». Его приговаривали к выплате штрафа, формальному кратковременному аресту, называли «ослушником царской воли». Иногда применялись телесные наказания. Существовала такая форма наказания, как «выдача головой». Проигравшее лицо приходило под конвоем к победителю и публично просило прощения.

Неподчинение приговору могло повлечь за собой более суровые последствия. Конфликтные разбирательства могли тянуться годами, ничем не заканчиваясь. В редких случаях признавалось равенство сторон. Разбор споров откладывался во время военных действий.

Ограничение местничества

Подобная система существенно осложняла должностные назначения. Особенно тяжело было распределить «места» в полковых воеводствах. Лицо должно было соответствовать генеалогическим и разрядным требованиям. При этом следовало минимизировать вероятность возможных фамильных притязаний.

Чтобы исключить споры относительно важнейших должностей в полках, в 1550 году был оглашен приговор царя и Боярской думы. По нему некоторые должности были убраны из местнического счета, они объявлялись «без мест».

Идея местничества

Система местничества является строго консервативной и аристократической. Отношения между фамилиями, которые когда-то были установлены, не изменялись. Если отцы и деды стояли на определенной службе, их место занимали потомки.

Местничество не являлось фамильной наследственностью конкретных служебных должностей. Оно было наследственностью служебных взаимоотношений между фамилиями. Например, князь Одоевский мог занимать любую должность, но она должна была быть на ступень выше, чем у Бутурлина.

Политическое значение местничества

Введение местничества привело к тому, что положение бояр стало зависеть от службы их предков. Другими словами, политическое значение фамилии не зависело от усмотрения царя, личных заслуг лица либо его удач.

Если предки занимали определенную ступень, на ней же должны находиться и потомки. И менять этот порядок было не позволено. Повлиять на подобную иерархию не могла ни милость государева, ни личные таланты, ни заслуги перед государством.

В службе не существовало соперничества, поскольку все предопределялось родословной. Место не нужно было заслуживать, завоевывать, оно доставалось по наследству. Служивый человек не занимался собственной карьерой, он мог только выискивать для себя более выгодное «место», судиться за него в спорных ситуациях. Весь род следил за ним. В случае служебного выигрыша все его родичи повышались. В то время как служебная «потерька» понижала всех представителей рода.

Фамилия выступала как единое целое в служебных столкновениях. Ее интерес стоял превыше личных желаний и нравственных побуждений. Родовая знать устанавливала между своими представителями служебную солидарность, круговую поруку, взаимную ответственность.

Существует пример, который объясняет важность местничества для бояр. В 1598 году состоялся поход. В нем князь Репин-Оболенский занимал место ниже князя Сицкого. Он должен был добиться для себя пересмотра, но не стал этого делать, поскольку дружил с Сицким. Фамилия Оболенских обиделась на своего родственника. Они обратились к царю. Государь разобрал дело и вынес решение, что князь Репин-Оболенский понизил только себя перед родом Сицких, то есть род Оболенских от этого не опустится ниже своего отечества. Получается, что местничество защищало фамилию не только от произвола со стороны правителя, но и от необдуманных решений отдельных лиц.

Боярин мог лишиться имущества, быть изгнан, избит. Однако никто не мог заставить его занять «место» в управлении ниже своего отечества.

Повлиять на распределение мест не мог даже государь. Примером этому служит случай с Волконским. Когда он пожелал стать выше боярина Головина, суд посадил его в тюрьму. Дума приняла сторону родовитого Головина. То есть царь может обогатить своего служивого человека, но не может сделать его родовитым. Это под силу только предкам.

Недостатки местничества

Для понимания, что такое местничество, следует больше узнать о недостатках этой системы. Исследователи выделяют два основных пункта.

В заключение

Местничество являлось ключевым элементом светской субкультуры Российского государства в 15-17-м вв. В этой системе вырабатывались нормы морали и этикета, а также историко-культурные генеалогические традиции.

Молодых дворян воспитывали так, чтобы они умели защищать свой род от посягательств со стороны. Местничество сыграло важную роль в развитии дворянского самосознания.

Усиление царской власти сопровождалось некоторыми измене­ниями в системе управления страной. Например, в 1682 г. было от­менено местничество. Учащимся предлагается вспомнить:

Какой порядок назывался местничеством?

(Местничеством назывался такой порядок, при котором все го­сударственные и военные должности в стране распределялись меж­ду боярами не по заслугам, а по породе. Самые знатные и родови­тые, несмотря на свою неграмотность, неспособность, получали выс­шие чины в государстве).

Желательно, чтобы учащиеся попытались самостоятельно оценить факт отмены местничества. Поэтому им можно предложить вопрос:

Какое же значение, по вашему мнению, имела отмена мест­ ничества?

Дополняя ответы ребят 1 , необходимо добиться понимания того, что отмена местничества наносила удар боярству, наиболее крупной час­ти феодалов, владевших вотчинами, наследными землями. Именно бояре были самыми знатными и родовитыми, они соперничали с ца­рем, пытаясь разделить с ним власть. Отмена местничества способст­вовала выдвижению другой части феодалов - поместного дворянст­ва, получавшего землю из рук царя и нуждавшегося в сильной госу­дарственной власти. Дворяне являлись опорой царской власти. Царь назначал дворян на высшие государственные и военные должности. Постепенно они приобретают все большее влияние в войске, Бояр­ской думе, приказах, уездах и т.д. Отмена местничества, таким обра­зом, с одной стороны, способствовала укреплению положения дворян­ства, а с другой - централизации власти в руках царя.

3. Приказы

Не считаясь с Боярской думой и Земскими соборами, царь Алек­сей Михайлович чаще всего ограничивался совещаниями с несколь­кими особо доверенными лицами или, ни с кем не советуясь, при­нимал то или иное решение. Но для дел текущего управления по-прежнему существовали приказы. Развитие Русского государства в XVII в., изменения в экономике страны (рост городов, промышлен­ности, развитие товарно-денежных отношений), обострение клас­совых противоречий, присоединение новых больших территорий, установление более широких связей с иноземными государствами потребовало расширения и совершенствования всего управленчес­кого аппарата. Число приказов увеличилось до 50, расширились их функции, вырос штат. Наиболее крупным был, например, Посоль­ский приказ, ведавший сношениями с иноземными государствами. В приказе насчитывалось 14 подьячих, более ста переводчиков. «А ведомы в том приказе, - сообщает Григорий Котошихин, - дела всех окрестных государств, и послов чужеземских принимают и от­пуск им бывает; так еж русских послов и посланников и гонцов по­сылают в которое государство прилучится... А бывает тем пере­водчикам на Москве работа по вся дни... Толмачи, днюют и ночуют в Приказе, человек по 10 в сутки» 2 . Существовало несколько прика-

1 Часто на этот вопрос учащиеся дают односторонний ответ, отмечая только тот факт, что отмена местничества способствовала выдвижению на государственные должности знающих и способных людей.

2 Хрестоматия по истории СССР, XVI-XVII вв. - М.: Изд. социально- экономической литературы, 1962. - С. 496.

зов, занимавшихся вопросами собственности и классовых отноше­ний. Так, Поместный приказ ведал раздачей поместий дворянам, Хо­лопий занимался делами о холопах, обеспечивая при этом классо­вые интересы дворянства. Разбойный приказ охранял феодальную собственность и т.д. Появление Стрелецкого и Иноземного прика­зов (наряду со старыми - Пушкарским, Рейтарским, Разрядным) было следствием изменений, проведенных правительством в воо­руженных силах страны. Отдельные приказы: Сибирский, Казан­ский, Малороссийский и др. - управляли огромными территория­ми русского государства. Во главе каждого приказа стоял дьяк, ко­торый назначался царем из числа бояр и дворян. Из их среды впо­следствии выделились особо доверенные лица царя, с которыми он советовался, принимая важнейшие государственные решения. При­казы целиком и полностью подчинялись царю, подготавливали по его требованию дела для окончательного рассмотрения и утвержде­ния их царем, проводили в жизнь решения, указы, принятые царем. В целях более конкретного знакомства с деятельностью приказов используется картина С.В. Иванова «Приказная изба» 1 , которая от­ражает типичную, повседневную работу одного из приказов. Обра­щается внимание учеников на то, что приказная изба состоит из двух комнат: небольшой комнаты, которая называлась «казенкой», так как в ней хранились казна и наиболее важные документы приказа, и большой передней, где работали подьячие. В «казенке» за столом сидят: глава приказа - «судья» из бояр и дьяк - главный секретарь приказа. От них зависит окончательное решение того или иного во­проса. Дверь в эту комнату охраняется вооруженным приставом. Он стоит у дверей, опершись о притолоку.

Рассматривая вместе с учащимися события, происходившие в первой комнате, изображенной на переднем плане картины, следу­ет перед ними поставить вопросы:

    Какую работу выполняют подьячие, сидящие за столом?

    Кто находится в избе в качестве просителей?

    Всем ли просителям оказан одинаковый прием?

    Что можно сказать об организации работы в приказах? (Ребята, отвечая на поставленные вопросы, должны отметить, что

подьячие, работавшие за большим столом, подготавливают матери­ал для решения тех или иных вопросов. Они пишут гусиными перь­ями на листках бумаги и подклеивают их один к другому, наматы­вая на палочки в длинные свитки. На столе чернильницы, горшок с

1 Работа по картине составлена на основании описания ее в методическом пособии П. С. Лейбенгруба «Изучение истории СССР в VII классе». - М.: Просвещение, 1967. - С. 222.

клеем, бумага, перья и т.д. Однако в комнате царит страшный бес­порядок. За столом так тесно, что один из подьячих, согнувшись, заполняет свиток, положив его на колени, другие - отвлекаются от работы, разговаривают между собой и с посетителями, рассматри­вают их приношения. Просители не случайно пришли с узелками, бубликами, птицей, рыбой и т.д. Они принесли свои дары, надеясь добиться этим решения дела. Не все посетители одинаково приня­ты в приказной избе. Простой народ терпеливо ждет у дверей, а боя­рин в богатой шубе держится хозяином, ему что-то угодливо объяс­няет помощник дьяка).

Действительно, в приказах дела решались долго, бестолково, не­редко иное дело разбиралось по нескольку лет. Волокита и взя­точничество сопутствовали работе приказов, даже в поговорке тех лет говорилось: «Не ходи в суд с одним носом, а ходи с приносом». Да и само выражение «волокита» возникло в связи с работой при­казов: чем дольше тянулось дело, тем длиннее становился свиток, лента его волочилась, достигая иногда 50-80 метров.

Давая оценку приведенным фактам, важно обратить внимание учащихся на то, что причина подобного положения заключалась не в том, что в приказах сидели нерадивые и неспособные люди, а в том, что вся приказная система того времени была типичным про­явлением феодальной организации управления. В ведении каждого приказа, кроме его основной функции управления, находилась ка­кая-либо территория или группа населения. Даже Посольский при­каз получал в управление определенную область. По отношению к отданной в ведение приказа группе населения последний выступал в роли полновластного хозяина, ведал сбором налогов и податей, землями и промыслами, осуществлял судебную и административ­ную власть над подвластным ему населением. Отсюда - взя­точничество, подкупы, казнокрадство. Функции отдельных прика­зов не имели четкого распределения дел. Часто одни и те же вопросы находились в ведении разных приказов, а в ведении одного приказа были самые разнообразные дела. Это вело к страшной запутанно­сти дел и волоките. Царь Алексей Михайлович пытался преодолеть запутанность и раздробленность управления, сосредоточить власть в своих руках. С этой целью он предпринял реорганизацию и слия­ние некоторых приказов, подчинение нескольких приказов одному лицу или одному приказу. Так, например, тесть царя И.Д. Мило-славский правил пятью приказами 1 . Одной из попыток централиза­ции власти была организация Приказа тайных дел, который дол-

1 См.: Сахаров А.М. Очерки истории СССР, XVII в. - М.: Учпедгиз, 1958. - С. 55.

жен был контролировать деятельность всех приказов. «А устроен тот приказ при нынешнем царе, - пишет Г. Котошихин, - для того, чтоб его царская мысль и дела исполнилися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали» 1 . В распоряжении приказа имелось огромное число агентов, рассылаемых по всей стра­не и докладывавших царю о состоянии дел. Однако все попытки ца­ря упорядочить работу приказов не дали желаемого результата.