Что такое монолог. Что такое монолог в литературе: примеры
МОНОЛОГ в литературе - довольно пространная речь одного персонажа, как правило, не второстепенного, хотя есть исключения: у Гоголя слуга Хлестакова Осип в одиночестве рассказывает (по сути, публике) о петербургской жизни и о своем барине. Преимущественно подобные монологи практикуются в драме, со временем все больше потесняясь диалогами. Классицисты не думали о правдоподобии монологов, многоречивость высоких трагических героев утверждала их именно как высоких, необычных, способствовала торжественности речи. У А.С. Грибоедова монологи Фамусова и Чацкого уже реалистически мотивированы: первый считает себя вправе учить молодежь, второй после долгого отсутствия в Москве еще не наговорился среди людей исконно близкого ему круга, находится “не в своей тарелке”, озабоченный холодностью любимой Софии и ее тайной, и провоцируется на спор становящимся ему все более чуждым окружением; Репетилов с его длиннейшим монологом - просто болтун, любитель “пошуметь”, вызывающий насмешку по-своему куда больше “нашумевшего” Чацкого.
Различают монологи уединенные и обращенные. Уединенные монологи не обязательно произносятся в полном одиночестве (монолог Осипа - прием откровенно условный), возможна психологическая изоляция: те же Чацкий и Репетилов продолжают говорить, не замечая, что их уже не слушают (соответственно характерам персонажей это имеет смысл в первом случае драматический, во втором - комический). “Обращенные монологи, подобно репликам диалога, включены в сферу межличностного общения и определенным образом воздействуют на адресата. Ho они не требуют от него сиюминутного отклика, даже исключают его”. Это следствие многовековой традиции длительного устного общения и воздействия на окружающих, существовавшей до распространения массовых технических средств коммуникации. Тогда действительно нередко говорили больше и дольше, чем сейчас, а собеседники и вообще присутствующие умели терпеливо слушать, если их не доводили до затыкания ушей, как неуемный Чацкий Фамусова.
В эпосе Нового времени больше распространены внутренние монологи. Это, как и уединенный монолог в драме, условность, но другая, лишь по современным привычным представлениям более правдоподобная: всеведущий автор знает, что думает про себя персонаж, и якобы точно передает внутреннюю речь, например, Раскольникова - сбивчивую, нервную. И.С. Тургенев идти на такие условности не хотел, предпочитал внешние формы выражения психологии, но в напряженный момент повествования, в сцене дуэли, и он передает мысли своего героя: “Он мне прямо в нос целит, - подумал Базаров, - и как щурится старательно, разбойник! Однако это неприятное ощущение. Стану смотреть на цепочку его часов...” Ho это передача именно мысли, анализа персонажем своего ощущения и решения о реакции на него, а не попытка найти понятийный эквивалент для передачи самого ощущения в его конкретике.
Непревзойденным мастером художественного воспроизведения не только мыслей и переживаний, но и ощущений, сложных ассоциаций был Л.Н. Толстой. Вот внутренний монолог Николая Ростова, обыгрываемого в карты Долоховым. “Ведь он знает, - говорил он сам себе, - что значит для меня этот проигрыш. He может же он желать моей погибели? Ведь он друг был мне. Ведь я его любил... Ho и он не виноват; что ж ему делать, когда ему везет счастие? И я не виноват, - говорил он сам себе. - Я ничего не сделал дурного. Разве я убил кого-нибудь, оскорбил, пожелал зла? За что же такое ужасное несчастие? И когда оно началось? Еще так недавно, когда я подходил к этому столу с мыслью выиграть сто рублей, купить мама к именинам эту шкатулку и ехать домой, я так был счастлив, так свободен, весел! И я не понимал тогда, как я был счастлив! Когда же это кончилось, и когда началось это новое, ужасное состояние? Чем ознаменовалась эта перемена? Я все так же сидел на этом месте, у этого стола, и так же выбирал и выдвигал карты и смотрел на эти ширококостые, ловкие руки. Когда же это совершилось и что такое совершилось? Я здоров, силен и все тот же, и все на том же месте. Нет, это не может быть! Верно, все это ничем не кончится”. Мысли и чувства Ростова мечутся, ему страшно, ему непонятно, что с ним происходит. Однако передано его состояние вполне логичными синтаксическими конструкциями, иногда явно не собственными словами персонажа (“Чем ознаменовалась эта перемена?”). Николай, конечно, не обдумывает форму рук Долохова и их ловкость, но он видит их, сигнал в мозг идет, а въедливый автор этого не пропускает. Ho, как видно из примера, внутренние монологи толетовских персонажей - тоже условность, не буквальное, а очень тонкое косвенное средство передачи психологии.
В XX в. не без влияния Толстого на Западе распространилась литература “потока сознания”, “стали появляться романы, героем которых выступало человеческое сознание (Дж. Джойс, М. Пруст и др.). Здесь внутренний монолог дарит над всем и вся, и мир находится как бы внутри сознания”. Разумеется, это еще одна условность, хотя, например, Джойс отказывается от относительной логической упорядоченности “потока сознания” и от пунктуации, которая есть принадлежность графики, письма.
Любое произведение допустимо считать авторским монологом, если признавать монологи письменные. Письменный монолог может быть имитацией или подражанием устному. В романтической лирике Лермонтова многие стихотворения строятся по типу театральных монологов. Эти монологи, как совершенно ясно, - совсем не то, что вообще любое произведение литературы. Есть в поэзии и монологи “ролевые”, например, “Завещание” М.Ю. Лермонтова и, кроме первой строфы, его же “Бородино”.
Основные сведения
Монолог как отрывок эпического или лирического характера, прерывающий на некоторое время действие и переключающий зрителя на размышление, появляется уже в античной драме. Иногда это было отвлечённое рассуждение на темы, не имеющие отношения к действию пьесы, с которым хор обращался к зрителю (комедии Аристофана) или в виде рассказов вестников о событиях, которые невозможно было представить на сцене. Аристотель в своей «Поэтике» называл монолог одной из важных составляющих драмы, но отводил ему последнее место среди её элементов.
Новое значение монолог получил при смене «драмы положений» на драму нового типа - «драму характеров». Его новый этап развития пришёлся на конец XVI - начало XVII в.в. в елизаветинском театре и драматургии французских классицистов . В английском театре близость действующих лиц пьесы к зрителям создавала особую атмосферу действия, - зритель делался непосредственным адресатом произносимой речи. Для достижения большего эмоционального воздействия монологи вводили в свои романтические трагедии К. Марло , Т. Кид . Главным содержанием драмы стало душевное движение персонажей, раскрыть которое и был призван монолог. Так сомнения главного героя , стоящего перед непростым выбором, отразил Шекспир в одном из самых знаменитых монологов мировой драматургии «Быть или не быть…»
Монолог может различаться по его драматургической функции и по литературной форме .
- по драматургической функции
:
- технический монолог , рассказ героя о событиях, уже произошедших либо происходящих в настоящее время;
- лирический монолог , повествование героя, раскрывающее его сильные душевные переживание;
- монолог-размышление , или монолог-принятие решения , монолог в условиях жесткого выбора, требующий принятия какого-либо ответственного решения, при котором герой излагает самому себе аргументы «за» и «против».
- по литературной форме
:
- апарт , несколько слов в сторону, характеризующих состояние персонажа;
- стансы , поэтические размышления героя (характерно для драматургии Классицизма);
- диалектика рассуждения , монолог, представленный как логически выстроенная последовательность смысловых и ритмических оппозиций;
- поток сознания (внутренний монолог , не путать с одноименным термином Системы Станиславского), повествование, представляющее свободное течение мысли героя, не требующее очевидной логики и не заботящееся о литературном построении речи;
- авторское слово , непосредственное обращение автора к публике, как правило, через какого-либо из персонажей;
- диалог в одиночестве , диалог героя с божеством, либо обращение к другому персонажу пьесы, который или не слышит его, или не отвечает.
Примечания
Ссылки
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
- Статья в «Кругосвете»
См. также
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :- Аквариум (рок-группа)
- Гребенщиков, Борис Борисович
Смотреть что такое "Монолог" в других словарях:
Монолог - (от греческого monos единственный, единый и logos слово) «единоречие» (soliloque, Selbstgesprach), в драматургии речь, одного действующего лица в условиях сценической изолированности, произносимая независимо от реплик других действующих лиц и… … Литературная энциклопедия
МОНОЛОГ - (греч., от monos один, и lego говорю). Сцена в театре, где лицо говорит само собою, высказывает самому себе вслух свои чувства в мысли, в противоположность диалогу. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка
монолог - речуга Словарь русских синонимов. монолог сущ., кол во синонимов: 8 монолог исповедь (1) … Словарь синонимов
монолог - а, м. monologue m. Пространная речь действующего лица, обращенная к другому, к группе действующих лиц, к самому себе или непосредственно к зрителю. БАС 1. Комедию его никогда играть не станут. Во первых, она очень велика, потому что очень много… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Монолог - МОНОЛОГ. Монологом называется речь ряд предложений одного из действующих лиц драмы, либо в виде длинной реплики драматического диалога, не прерываемой контр репликами других действующих лиц (явная часть диалога), либо в виде отдельной… … Словарь литературных терминов
МОНОЛОГ - (от моно... и греческого logos речь), развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная в эпических и особенно в драматических жанрах. В повествовательной прозе 19 20 вв. распространен внутренний монолог героев … Современная энциклопедия
МОНОЛОГ - (от моно... и греч. logos речь) развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная в эпических, особенно драматическом, жанрах. В повествовательной прозе 19 20 вв. распространен внутренний монолог героев … Большой Энциклопедический словарь
МОНОЛОГ - «МОНОЛОГ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1972, цв., 100 мин. Драма. Профессор Никодим Сретенский (Михаил Глузский) имеет любимую работу, юную дочь и старое хобби, игру в солдатики. Профессор становится академиком, работа тянется, дочь (Маргарита Терехова)… … Энциклопедия кино
Монолог - речь индивида: выключенная из разговорного общения с другими индивидами; и не предполагающая непосредственного отклика. По английски: Monologue См. также: Устная речь Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
"Монолог" - «МОНОЛОГ», стих. медитативного характера, принадлежащее к ранней филос. лирике Л. (1829). В жанровом отношении представляет собою фрагмент с нек рыми формальными признаками драматич. монолога, связанного с предшествующими словами некоего… … Лермонтовская энциклопедия
Основные сведения
Монолог как отрывок эпического или лирического характера, прерывающий на некоторое время действие и переключающий зрителя на размышление, появляется уже в античной драме. Иногда это было отвлечённое рассуждение на темы, не имеющие отношения к действию пьесы, с которым хор обращался к зрителю (комедии Аристофана) или в виде рассказов вестников о событиях, которые невозможно было представить на сцене. Аристотель в своей «Поэтике» называл монолог одной из важных составляющих драмы, но отводил ему последнее место среди её элементов.
Новое значение монолог получил при смене «драмы положений» на драму нового типа - «драму характеров». Его новый этап развития пришёлся на конец XVI - начало XVII в.в. в елизаветинском театре и драматургии французских классицистов . В английском театре близость действующих лиц пьесы к зрителям создавала особую атмосферу действия, - зритель делался непосредственным адресатом произносимой речи. Для достижения большего эмоционального воздействия монологи вводили в свои романтические трагедии К. Марло , Т. Кид . Главным содержанием драмы стало душевное движение персонажей, раскрыть которое и был призван монолог. Так сомнения главного героя , стоящего перед непростым выбором, отразил Шекспир в одном из самых знаменитых монологов мировой драматургии «Быть или не быть…»
Монолог может различаться по его драматургической функции и по литературной форме .
- по драматургической функции
:
- технический монолог , рассказ героя о событиях, уже произошедших либо происходящих в настоящее время;
- лирический монолог , повествование героя, раскрывающее его сильные душевные переживание;
- монолог-размышление , или монолог-принятие решения , монолог в условиях жесткого выбора, требующий принятия какого-либо ответственного решения, при котором герой излагает самому себе аргументы «за» и «против».
- по литературной форме
:
- апарт , несколько слов в сторону, характеризующих состояние персонажа;
- стансы , поэтические размышления героя (характерно для драматургии Классицизма);
- диалектика рассуждения , монолог, представленный как логически выстроенная последовательность смысловых и ритмических оппозиций;
- поток сознания (внутренний монолог , не путать с одноименным термином Системы Станиславского), повествование, представляющее свободное течение мысли героя, не требующее очевидной логики и не заботящееся о литературном построении речи;
- авторское слово , непосредственное обращение автора к публике, как правило, через какого-либо из персонажей;
- диалог в одиночестве , диалог героя с божеством, либо обращение к другому персонажу пьесы, который или не слышит его, или не отвечает.
Примечания
Ссылки
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
- Статья в «Кругосвете»
См. также
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :Смотреть что такое "Монолог" в других словарях:
- (от греческого monos единственный, единый и logos слово) «единоречие» (soliloque, Selbstgesprach), в драматургии речь, одного действующего лица в условиях сценической изолированности, произносимая независимо от реплик других действующих лиц и… … Литературная энциклопедия
- (греч., от monos один, и lego говорю). Сцена в театре, где лицо говорит само собою, высказывает самому себе вслух свои чувства в мысли, в противоположность диалогу. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка
Речуга Словарь русских синонимов. монолог сущ., кол во синонимов: 8 монолог исповедь (1) … Словарь синонимов
монолог - а, м. monologue m. Пространная речь действующего лица, обращенная к другому, к группе действующих лиц, к самому себе или непосредственно к зрителю. БАС 1. Комедию его никогда играть не станут. Во первых, она очень велика, потому что очень много… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Монолог - МОНОЛОГ. Монологом называется речь ряд предложений одного из действующих лиц драмы, либо в виде длинной реплики драматического диалога, не прерываемой контр репликами других действующих лиц (явная часть диалога), либо в виде отдельной… … Словарь литературных терминов
- (от моно... и греческого logos речь), развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная в эпических и особенно в драматических жанрах. В повествовательной прозе 19 20 вв. распространен внутренний монолог героев … Современная энциклопедия
- (от моно... и греч. logos речь) развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная в эпических, особенно драматическом, жанрах. В повествовательной прозе 19 20 вв. распространен внутренний монолог героев … Большой Энциклопедический словарь
- «МОНОЛОГ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1972, цв., 100 мин. Драма. Профессор Никодим Сретенский (Михаил Глузский) имеет любимую работу, юную дочь и старое хобби, игру в солдатики. Профессор становится академиком, работа тянется, дочь (Маргарита Терехова)… … Энциклопедия кино
Речь индивида: выключенная из разговорного общения с другими индивидами; и не предполагающая непосредственного отклика. По английски: Monologue См. также: Устная речь Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
- «МОНОЛОГ», стих. медитативного характера, принадлежащее к ранней филос. лирике Л. (1829). В жанровом отношении представляет собою фрагмент с нек рыми формальными признаками драматич. монолога, связанного с предшествующими словами некоего… … Лермонтовская энциклопедия
монолог -
литературный , для передачи сокровенных мыслей и чувств персонажа. В драме так называют длинную героя с изложением его мыслей, интуитивных или опасных, их другим персонажам. В лирической поэзии монологом (или тическим монологом) называют , воспроизводящее речь какого-то персонажа, обращенную к подразумеваемому молчаливому слушателю. В прозе монологом (или внутренним монологом) называют мыслей и чувств персонажа.
В драме с самого ее возникновения монолог использовался, чтобы зрителям сведения о том, что на сцене. В классической греческой драме персонажи обращались с монологом к хору, а , и к зрителям. Служили эти монологи нескольким целям: в них раскрывалась предыстория событий; сообщалось о х, произошедших за сценой; выражалось персонажа к уже случившимся или возможным событиям. в монологах встречаются богам или философские размышления.
Пик в развитии монолога приходится на 16 - 17 в. в английском и французском театре. В английском театре той эпохи маленькой и выдавалась в середину зрительного . уже само спектакля создавало зрителем и ами и располагало зрителя к адресата героя, произносящего монолог. Иногда актер произносил монолог, на сцене , иногда присутствовали и другие персонажи, но предполагалось, что они монолога не слышат. Широко пользовались монологом К.Марло и Т.Кид. монолог Шекспира - "Быть или не быть" в Гамлете - это о смерти и самоубийстве. У французских трагиков П.Корнеля и Ж.Расина монологи статичны и лиричны, чем у Шекспира.
Монологом продолжала и тическая драма в 18 и 19 вв. Но драматургов 19 в. пытались своим пьесам максимальное жизнеподобие и отказались от использования монолога. В 20 в. драматурги пробовали прием, них Ю.О"Нил в пьесе Странная . В 20 в. монологом стали и драматическое с единственным актером, играющим одного или нескольких персонажей.
Упадок монолога в драме 19 в. с его расцветом в лирической поэзии, где он получил "драматический монолог". широко пользоваться формой начал Р.Браунинг в стихотворениях, написанных от вымышленных или исторических персонажей. В самых знаменитых его монологов входят Андреа и Моя последняя . В 20 в. к драматическому монологу обращались такие поэты, как Э.А.Робинсон, Р.Фрост, Э.Паунд и Т.С.Элиот.
Монолог
литературный прием, служащий для передачи сокровенных мыслей и чувств персонажа. В драме так называют сравнительно длинную речь героя с изложением его мыслей, слишком интуитивных или опасных, чтобы сообщать их другим персонажам. В лирической поэзии монологом (или драма тическим монологом) называют стихотворение, воспроизводящее речь какого-то персонажа, обращенную к подразумеваемому молчаливому слушателю. В прозе монологом (или внутренним монологом) называют воспроизведение мыслей и чувств персонажа. В драме с самого ее возникновения монолог использовался, чтобы сообщить зрителям сведения о том, что нельзя представить на сцене. В классической греческой драме персонажи обычно обращались с монологом к хору, а следовательно, и к зрителям. Служили эти монологи нескольким целям: в них раскрывалась предыстория событий; сообщалось о события х, произошедших за сценой; выражалось отношение персонажа к уже случившимся или возможным событиям. Иногда в монологах встречаются молитвы богам или философские размышления. Пик в развитии монолога приходится на конец 16 - начало 17 в. в английском и французском театре. В английском театре той эпохи сцена была маленькой и часто выдавалась в середину зрительного зала. Поэтому уже само пространство спектакля создавало близость между зрителем и актер ами и располагало зрителя к роли адресата героя, произносящего монолог. Иногда актер произносил монолог, стоя на сцене один, иногда присутствовали и другие персонажи, но предполагалось, что они монолога не слышат. Широко пользовались монологом К.Марло и Т.Кид. Самый знаменитый монолог Шекспира - "Быть или не быть" в Гамлете - это размышление о смерти и самоубийстве. У французских трагиков П.Корнеля и Ж.Расина монологи более статичны и лиричны, чем у Шекспира. Монологом продолжала пользоваться и роман тическая драма в 18 и 19 вв. Но большинство драматургов 19 в. пытались придать своим пьесам максимальное жизнеподобие и потому отказались от использования монолога. В 20 в. некоторые драматурги пробовали возродить этот прием, среди них прежде всего Ю.О"Нил в пьесе Странная интерлюдия. В 20 в. монологом стали называть и драматическое представление с единственным актером, играющим одного или нескольких персонажей. Упадок монолога в драме 19 в. совпал с его расцветом в лирической поэзии, где он получил название "драматический монолог". Впервые широко пользоваться этой формой начал Р.Браунинг в стихотворениях, написанных от лица вымышленных или исторических персонажей. В число самых знаменитых его монологов входят Андреа дель Сарто и Моя последняя герцогиня. В 20 в. к драматическому монологу обращались такие поэты, как Э.А.Робинсон, Р.Фрост, Э.Паунд и Т.С.Элиот. Еще в середине 18 в. вышел роман Лоренса Стерна Тристрам Шенди, где на первом месте стоял не сюжет, а переживания и мысли главного героя. В начале 20 в. прозаики пытались воспроизвести бессвязную и непроизвольную смену мыслей и впечатлений в сознании героя - такое воспроизведение получило название "внутреннего монолога". Самые знаменитые его образцы принадлежат Дж.Джойсу: в романе Улисс он излагает события одного дня, как они отразились в сознании трех персонажей. Широко пользовались этим приемом Дороти Ричардсон, Вирджиния Вулф и У.Фолкнер.
Любой язык выступает средством общения. Люди разговаривают друг с другом, произносят речи на публике, созваниваются по телефону, но при этом не всегда задумываются о том, что используют в это время монологическое или диалогическое построение речи.
Подобные формы являются важнейшим способом обмена информацией, употребляются повсеместно и каждый день. Давайте рассмотрим подробно, что такое монолог и диалог.
Что означает слово «монолог»?
Термин «монолог» состоит из древнегреческих слов μόνος и λόγος . Первое переводится как «один», второе – как «речь», следовательно, монолог – речь одного лица. Впервые это понятие появилось в древнегреческих театрах и использовалось для выступления одного артиста на сцене в сопровождении хора.
То есть изначально монолог не употреблялся как средство общения, а в большей мере был призван выделить одного персонажа на фоне «массовки». В Древнем Риме монолог стали применять в качестве перерыва, который позволял немного отвлечь зрителей от основного действия. Интересно, что зачастую он представлял собой отвлеченную сцену, не имеющую ничего общего с главной темой спектакля.
Что такое монолог?
Современное значение монолог приобрел в конце XVI столетия, когда актеры стали адресовать свое обращение непосредственно к зрителю. Таким образом он стал выступать своего рода средством общения, не требующего отклика от собеседников.
Монологи чаще используются в драматических произведениях и направлены на донесение до зрителей (читателей) мысли и точки зрения персонажа. Они помогают лучше раскрыть характер героя и передать собеседнику определенную информацию. Иногда бывает так, что выступающий обращается не непосредственно к слушателям, а как бы разговаривает сам с собой – такой монолог называют внутренним.
В зависимости от цели высказывания монолог делится на несколько видов. Технический направлен на донесение до собеседника определенных сведений, например информации о событиях, которые уже произошли или происходят в данный момент.
Лирический монолог призван продемонстрировать душевные переживания персонажа, а монолог-размышление включает в себя мысли героя и его аргументы «за» и «против» принятия каких-либо решений. В качестве примеров монолога в литературе можно привести знаменитую речь Гамлета «Быть или не быть…» или раздумья Наташи Ростовой в романе «Война и мир» – «Отчего люди не летают так, как птицы?»
Что значит слово «диалог»?
Термин «диалог»
тоже пришел к нам из древнегреческого, но, в отличие от монолога, состоит только из одного слова Διάλογος
, означающего «разговор, беседа»
.
Автором, который впервые стал употреблять это понятие, был древнегреческий философ Платон, использовавший его в своих произведениях об искусстве диалектики.
Что понимают под диалогом?
Диалог – это обмен высказываниями между двумя собеседниками. Он широко используется как в повседневном общении, так и в различных литературных жанрах, в кино или философских произведениях. Чаще всего диалог представляется в виде вопросов и ответов, то есть один человек спрашивает, другой отвечает.
Главная его составляющая – это смысловое объединение разговора в одно или несколько высказываний. Примеров диалогов в литературе достаточно много. Наиболее яркие из них – разговор между Свидригайловым и Раскольниковым в произведении «Преступление и наказание» или беседа Князя Мышкина с Настасьей Филипповной в «Идиоте» Достоевского.
В соответствии с целями и задачами диалоги делятся на интервью, бытовые беседы и деловой разговор. Под интервью понимают общение человека с представителем прессы, причем в процессе разговора основная роль принадлежит интервьюеру, который последовательно выстраивает драматургию беседы.
Деловой разговор всегда имеет определенный предмет и происходит между представителями одной компании либо бизнес-партнерами. Особенность бытовой беседы – это возможность отклоняться от темы и общаться без каких-либо целей.
Люди обмениваются репликами незапланированно, без необходимости принимать какие-либо решения, и зачастую используют разговорную речь.