Биографии Характеристики Анализ

Что такое phd образование. Расшифровка phd - что это такое на русском

В Великобритании первые докторские степени (DSc и DLitt) были введены в университетах Лондона, Эдинбурга и Кембриджа в 1870-х годах, а степень Доктора философии (PhD) была впервые введена в 1917 г. в Оксфордском университете.

В настоящее время в Великобритании существует более 5000 различных программ PhD.

Виды степеней

Аспирантские программы в Великобритании отличаются широким разнообразием и могут быть получены через:

  • Традиционные исследовательские программы (PhD, DPhil),
  • Программы, сочетающие исследовательскую деятельность с и практическими занятиями (New Route PhD),
  • Профессионально-ориентированные программы (DBA, DEng, DEd),
  • Присуждение степени PhD как результат выдающейся практической деятельности (PhD by Practice),
  • Присуждение степени PhD на основании выдающейся публикации (PhD by Publication).

Являясь первой ступенью послевузовского образования, аспирантура в Европе, фактически, эквивалента российским программам аспирантуры; для поступления необходимо наличие диплома магистра. Однако, по уровню требований и качеству исследовательской работы, аспирантура в Великобритании тяготеет к российской докторантуре. Эта особенность позволяется российским студентам получить высокую исследовательскую научную степень, признаваемую во всем мире, проучившись на одной (а не на двух, как в России) послевузовских программах.

Что дают слушателям докторские программы?

Предлагаемые британскими вузами программы уровня PhD, в зависимости от своего типа, дают возможность:

  • Расширить или углубить специализацию и знания, проводить междисциплинарные исследования, получить знания и навыки в новых предметных областях (программы Integrated PhDs, The New route PhD);
  • Проводить научные исследования на самом высоком академическом уровне, стать одним из ведущих мировых экспертов в какой-либо узкоспециализированной области, подготовиться к академической карьере (традиционные PhD);
  • Многократно усилить личностный потенциал и развить переносимые навыки (transferable skills).

Исследовательские (Research) программы

Цель и организация

Цель данных программ – проведение фундаментальных исследований в выбранной области, представление оригинальных и имеющих научную ценность выводов, написание и защита диссертации. В научных и технических предметах работа над диссертацией зачастую становится частью большого исследования, проводимого университетом. Это позволяет студенту стать частью действующей исследовательской группы и получить ценный для последующей карьеры и личного роста опыт и глубокое знание предмета. Исследовательские программы могут включать небольшие преподаваемые модули, посвященные статистике, специальным программам и оборудованию для ПК, отбору и использованию исследовательских методов, написанию научных работ и представлению данных.

Методы обучения

  • В основном – самостоятельная работа, демонстрирующая высокую степень интеллектуальной независимости студента, его навыки самоорганизации, ведения проектов, умение планировать свое время.
  • Работа с научным руководителем (одним или двумя): встречи раз в несколько недель для обсуждения промежуточных результатов возникших трудностей. Формат кураторства зависит от предмета.

Исследовательские программы также направлены на развитие необходимых для исследовательской работы навыков: ведение проектов, планирование, самоорганизации и других необходимых в выбранной предметной области навыков.

Значительно внимание в процессе обучения уделяется интеграции студентов в научное сообщество, усвоение способов его функционирования и обмена информацией – т.е. «профессиональная» подготовка ученого: участие в семинарах, конференциях, публикации.

Система оценки

Успешное завершение учебных модулей PhD-программы может быть обязательным требованием для получения степени, однако учебные модули не имеют существенного веса в итоговой оценке работы. Все решает диссертация и ее успешная защита, а также сдача устного экзамена по специальности.

Присуждаемые степени

Исследовательские программы ведут к получению степени Доктора философии (Doctor of Philosophy – PhD, DPhil).

Учебно-исследовательские программы

Цель и организация

К учебно-исследовательским программам докторского уровня в британских вузах относятся в первую очередь New Route PhD – интегрированные программы послевузовской подготовки, сочетающие исследовательскую деятельность с программой профессиональной подготовки.

Успешные выпускники таких программ – это независимые исследователи, оснащенные профессиональными, личными и переносимыми (transferable) навыками, способные внести значительный вклад в развитие выбранной области.

Плюсами программ New Route PhD являются:

  • Исследовательская программа, индивидуально подобранная для каждого студента;
  • Целевая подготовка с целью эффективного развития исследовательских навыков;
  • Развитие общих навыков, включая лидерство и предпринимательский дух;
  • Высокие шансы завершения программы в установленные сроки;
  • Выпускник способен выступать в качестве независимого исследователя.

Реализация собственного исследовательского проекта проходит в тесном взаимодействии с научным руководителем. Учебный модуль включает курсы по специальности, курсы, направленные на выработку учебных и исследовательских компетенций, а также междисциплинарные курсы, направленные на развитие профессиональных навыков.

The New Route PhD также позволяют студенту:

  • Проходить во время обучения необходимую для дальнейшей карьеры практику – то есть, фактически, работать по специальности во время учебы (например, преподавать);
  • Проводить часть исследований в своей стране, на базе оснащенного должным образом университета - опция называется “joint supervision/ registration”, “split PhD” или “part time PhD” и предлагается многими университетами. Этот вариант обучения согласовывается в индивидуальном порядке путем утверждения ВУЗа для исследований, кандидатуры «местного» научного руководителя и учебного плана.

New Route PhD относятся как так называемым интегрированным докторским программам (Integrated PhD). Идея заключается в том, что изначально студенты поступает на магистерскую программу учебно-исследовательского типа (например, MRes или MPhil), и при условии успешного завершения первого года обучения (или двух лет) принимает решение о продолжении обучения и переводится на программу PhD. Такая форма позволяет сократить срок обучения на докторской программе.

Методы обучения

The New Route PhD: примерно 30-40% учебного времени уделяется дисциплинам, непосредственно касающимся предмета исследования, предметам из смежных областей, навыкам преподавания, адаптации технологий из других областей деятельности, развитию переносимых навыков. Остальное время посвящено привитию исследовательских навыков, работе над поставленной конкретной исследовательской задачей и выработке профессиональных навыков.

Система оценки

Промежуточные оценки выставляются за учебные модули, по результатам практики и прохождение экзаменов. В итоговой оценке диссертация обычно имеет несколько больший вес, чем учебные модули.

Присваиваемые степени

В настоящее время программы New Route PhD существуют в 34 британских вузах и по широкому спектру направлений, таких как лингвистика, биология, информатика, социальные навыки, экономика, политическая наука, образование, инженерные науки, гуманитарные науки, математика, физика, агрикультура, медицина, право и др.

Типичными присваиваемыми степенями являются PhD (Integrated PhD) или NRPhD (New Route PhD).

Профессионально-ориентированные программы (Professional Doctorates)

Цель и организация

Профессионально-ориентированные докторские программы являются разновидностью учебно-исследовательских программ, однако они ориентированы не столько на развитие навыков исследовательской работы и проведения самостоятельного исследования, сколько на профессиональное обучение и развитие студента, связанное с конкретной профессией.

Профессионально-ориентированные докторские программы также могут функционировать по типу интегрированных программ и позволять получать промежуточные магистерские степени в случае успешного окончания первого этапа обучения.

Методы обучения

Учебные модули включают теоретические курсы, современные подходы к методологии исследований и профессиональную практику. Основной акцент в исследовательской работе делается на прикладные исследования, вносящие вклад в развитие выбранной студентом профессиональной области.

Система оценки

Промежуточные оценки выставляются за учебные модули, прохождение экзаменов и по результатам практики.

Присваиваемые степени

Профессионально-ориентированные докторские программы как правило ведут к получению докторских степеней в определенных науках, например, DEd, DEng, DBA, DClinPsych и др.

Основное отличие программы Доктора образования (DEd) от Доктора философии в образовании (PhD in Education) заключается в том, что первая программа позволяет охватить более широкий круг предметов, связанных с образованием, и сфокусироваться на одной исследовательской проблеме только в конце обучения.

Степень Доктора делового администрирования (Doctor of Business Administration, DBA) также является исследовательской степенью. Такие программы направлены на развитие теории и практики делового администрирования и менеджмента.

Степени PhD, присуждаемые по результатам профессиональной деятельности

Этот тип относится к чисто исследовательским программам.

Присуждение степени PhD как результат выдающейся практической деятельности (PhD by Practice) распространено в сфере изобразительного и художественного искусства. Диссертация может представлять собой анализ креативного процесса или творческий проект. В результате присуждаются такие степени как PhD, Doctor of Music (DMus), Doctor of Musical Arts (AMusD) и др.

Присуждение степени PhD на основании выдающейся публикации (PhD by Publication) практикуется членами профессорско-преподавательского состава. Диссертация представляет собой опубликованную работу, а также критический отзыв о работе объемом 5000-10000 слов. Степень PhD по результатам диссертации, а также ее успешной устной защиты.

Cрок обучения на докторских программах

Таблица наиболее популярных степеней

Степень Входные требования Длительность Тип программы Формы итогового контроля
Доктор философии (PhD, DPhil) Исследоват. программы Написание итоговой диссертационной работы + устный экзамен (устная защита)
New Route PhD Диплом об окончании магистратуры. Возможен прямой перевод с магистерской программы 3-4 года full time, 5-6 лет – part-time Исследоват. и учебные модули
Professional Doctorates (DEng, DEd, DBA, DClinPsych) Диплом об окончании магистратуры. Профессиональный опыт в соотв. сфере 3-4 года full time, 5-7 лет – part-time Исследоват. и учебные модули Промежут. контроль, прохождение экзаменов, написание диссертации
PhD by Practice (PhD, DMus, AMusD), PhD by Publication) Присуждение степени PhD как результат выдающейся профессиональной деятельности Исследоват. программы Подготовка диссертационного проекта и его защита

Подготовка и защита диссертации

Ключевым элементом успешного завершения докторской программы является подготовка и защита исследовательского проекта – диссертации (Doctoral thesis). Диссертация представляет собой результаты самостоятельной исследовательского работы аспиранта в тесном сотрудничестве с научным руководителем.

Программы и факультеты устанавливают свои требования по объему диссертационного проекта, который в области социальных и гуманитарных наук, как правило, составляет 80,000-100,000 слов, а в сфере точных наук – 40,000-50,000 слов.

Примерная структура диссертационной работы выглядит так:

  • Титульный лист,
  • Резюме,
  • Выражение благодарности,
  • Содержание,
  • Введение, формулировка проблемы исследования,
  • Цели, задачи и гипотезы исследования.
  • Обзор литературы,
  • Методология исследования,
  • Основная аналитическая часть – результаты исследования, структурированные по главам,
  • Выводы, рекомендации, направления дальнейшей работы,
  • Ссылки,
  • Библиография,
  • Приложения.

В Великобритании защита диссертации называется viva voce , т.е. устный экзамен (от латинского «живым голосом»). На защите присутствуют два или более экзаменаторов и кандидат. Один из экзаменаторов является представителем университета, в котором обучается кандидат (но не является его научным руководителем), остальные экзаменаторы – внешние, представляющие другие университеты. Присутствие основного научного руководителя на защите не обязательно, и он не имеет права задавать вопросы во время экзамена.

В большинстве вузов такие защиты проходят за закрытыми дверями, однако некоторые университеты, например, Оксфорд , разрешают присутствие членов университета на защитах докторских диссертаций на соискание степени DPhil.

Стоимость обучения на докторских программах

Британские вузы самостоятельно устанавливают стоимость обучения для двух типов студентов: для студентов из Великобритании и стран-членов Европейского союза - “home fee” и для зарубежных студентов (из всех остальных стран) “overseas fee”. Российские абитуриенты попадают в последнюю категорию.

Подготовлено по материалам

Quality Assurance Agency (QAA), British Council, портала Newroutephd, Park, C. “New Variant PhD: The changing nature of the doctorate in the UK”, Journal of Higher Education Policy and Management, Vol. 27, No. 2, July 2005, pp. 189–207.

Этим вопросом, общественность далекая от западных научных степеней, стала часто задаваться после просмотра популярного американского сериала «Теория большого взрыва». У одного из главных персонажей, доктора Шелдона Купера, было целых две степени PhD, а поскольку его интеллектуальные способности являются действительно выдающимися (IQ (коэффициент интеллекта)Шелдона Купера - 187, при том, что максимальный балл для людей старше 18 лет — 180, а средний балл кандидатов наук - 125), то в народе сложилось мнение, что степень PhD — это для избранных и ее наличие это безусловный показатель ума. Но так ли это на самом деле?

Квалификационной итоговой работой в российском университете на получение степени бакалавра и магистра, является дипломная работа. И пока для для одних, дипломная работа на заказ — это возможность получить заветную корочку, без лишних усилий, для других — это возможность заработать деньги своей головой. Квалификацию PhD (ученую степень) соискатель получает после написания и защиты докторской диссертации, в США такую работу называют — Ph.D. Thesis. PhD — это учёная степень, которая присуждается в англоязычных странах: например, США, Канада, Англия, Австралия. Аналогом степени PhD в России (в соответствии с Международной стандартной классификацией образования) является степень кандидат наук . Однако, в США, эта степень является высшей, в отличии от России, где есть еще и доктор наук. Это, кстати, является проблемой, так как англоязычного аналога российскому доктору наук нет. При переводе и оформлении документов, часто приходится изворачиваться, чтобы объяснить кто ты есть. Более подробно об этом можно прочитать в статье . Правда в последнее время, ряд университетов США присваивают степень Doctor of Science, D.Sc по определенным специальностям, и ее в общем-то можно считать аналогом нашей степени доктора наук.


Самый главный вопрос, тяжело ли получить степень PhD? Изучив множество примеров типичных , которые, кстати, лежат в открытом доступе, я могу сказать, что нет, не так уж и сложно. И возможно даже несколько легче, чем в России.

Обычная американская диссертация имеет объем 100-130 страниц, это с учетом рисунков, изображений, таблиц и схем; но без списка литературы и приложений. Если в России немыслимо представить диссертацию без анализа и сбора оригинального материала и собственных наработок, то в Америке нередко можно встретить только анализ имеющихся баз данных. Российские дипломные работы на получение степени магистра, по большому счету могут быть представлены как PhD-диссертации. Это не означает, что высшее американское образование хуже, чем наше. Просто мы немного оторваны от современных реалий, и даже не пытаемся идти в ногу со временем. Много воды в рефератах, курсовых, дипломных — это уже привычка, которую преподаватели поощряют из поколения в поколение. Но больший объем работы, не всегда больше знаний.


Сейчас в самом разгаре сезон приема заявок на степень PhD в британских и мировых вузах. Одни используют эту возможность для расширения своего академического потенциала, другие - как возможность переехать в другую страну. Прямых аналогов степени PhD в России не существует, поэтому вопросов на эту тему у меня накопилась куча. Получить на них ответы я решила у Григория Асмолова, докторанта факультета Медиа и Коммуникаций Лондонской Школы Экономики (LSE).

Помню, когда мы познакомились, я спросила: “А когда ты планируешь закончить свою диссертацию?” Он поморщился: “Есть вещи, которые PhD студентам задавать неприлично, потому что они и сами этого никогда не знают”. К другим “неприличным” вопросам относится, например, такие: “А сколько страниц ты уже написал? А сколько еще осталось?” Поговорив на эту тему подробнее, я поняла, почему такие вопросы действительно раздражают. PhD - это не экзамен, к которому нужно хорошо подготовиться и просто пойти его сдать. Это новый, особенный образ жизни, растягивающийся как минимум на несколько лет.

Russian Gap: Как, кстати, расшифровывается PhD?

Григорий Асмолов: Doctor of Philosophy, “доктор философии”. Но это не имеет отношения к философии как к дисциплине, это еще от греческого “любовь к мудрости”. Слово “доктор” тоже, как ты понимаешь, не имеет отношения к медицине.

RG: Зачем тогда учиться на доктора, если ты даже не можешь лечить людей? Другими словами, зачем людям получать эту степень?

ГА: У разных людей есть разные причины. Для многих это часть профессионального развития: человек может получить необходимое образование, необходимые умения, чтобы работать потом в исследовательских проектах и университетах. Это первая опция. Вторая - повышение своей квалификации. Люди относятся к PhD как к возможности передышки, переосмысления того, что они делали до сих пор. Кроме того, образование - всегда хороший повод сменить обстановку. Но надо понимать, что это очень затратная история. Просто пойти на PhD, от скуки, - довольно рискованное решение, потому что ты тратишь 4-5 лет жизни, и это очень нервная затея с точки зрения и физических, и финансовых ресурсов, и вообще сложно работать на протяжение нескольких лет над одним проектом.

Пойти на PhD от скуки - довольно рискованное решение, потому что ты тратишь 4-5 лет жизни, и это очень нервная затея.


RG: Почему сложно?

ГА: Обычно в какой-то момент наступает кризис. Есть проблемы, связанные с первичными ожиданиями, много подводных камней. Кроме того нет четкой структуры между работой и отдыхом. Выходных и отпуска не бывает в принципе, потому что этот тяжелый камень PhD постоянно висит у тебя на шее. Я для себя вынес важную вещь: PhD является не просто работой над какой-то конкретной темой, это некоторая программа для развития всего мозга как инструмента критического мышления. То есть прежде всего, это перестройка мозга, перестройка способностей анализа, и т.д. Конечно, человек становится большим специалистом в изучаемой области, но работа над узкой темой не является главным достижением. Кроме того, PhD - это некая форма самоопределения. Первое, что хотят от тебя преподаватели, когда ты начинаешь свой проект, это чтобы ты определился кто ты - с точки зрения научной традиции, подходов, того, чем ты хочешь заниматься. Нам кажется, что в этом возрасте мы уже со всем определились, и как-то рефлексировать по поводу самоидентификации уже не всегда просто, но это тоже часть профессионального развития.

RG: А можно самоопредилиться, а потом сменить ориентацию?

ГА: Ориентацию всегда можно менять! Но чтобы поменять мировоззрение, надо его четко отрефлексировать. Понятно, что это не требует подписания документов, мол, я такой-то, но некое понимание того, где ты, с кем ты, и так далее - необходимо.

RG: Когда можно поступать на PhD?

ГА: В большинстве стран мира существует трехступенчатая модель высшего образования. Первая - undergraduate (бакалавриат), вторая - магистратура (master’s), и третья - PhD. Причем в США, например, магистратура и PhD часто не разделяются. Там сразу после бакалавриата можно поступать на PhD, который включает в себя и магистратуру. После российских вузов, если у вас оконченное высшее образование, вы тоже сразу можете подавать заявку на PhD - в России обычно учатся пять лет, что приравнивается к магистратуре. Хотя законченные master’s где-то еще сильно увеличивают шансы на успех.

Большинство магистратур, прежде всего, фокусируются на теоретических знаниях в определенной области, они не будут учить конкретной профессии.

RG: Как я понимаю, большинство взрослых студентов из России здесь учатся именно в магистратурах.

ГА: Да, в Англии на master’s учатся один год, где-то - два года. Это более профессионально ориентированная программа. На разных карьерных путях от людей требуется повышение квалификации через образование, и для этого существуют магистерские программы. При этом не обязательно получать master’s там же, где ты получал степень бакалавра, - это также хорошая возможность поменять направление своей деятельности. Для многих университетов магистратура - это возможность зарабатывать деньги. Туда обычно намного сложнее получить стипендию, чем на PhD. Университеты больше заинтересованы в получении PhD студентов - для них это часть развития исследовательского потенциала. А магистратура - это не обязательно подготовка ученых. Она может преследовать совсем другие задачи, чаще всего, карьерные. Вместе с тем будет неправильно говорить, что на магистратуре дают более инструментальные знания и навыки, а на PhD более теоретические. Большинство магистратур все равно, прежде всего, фокусируются на теоретических знаниях в определенной области, они не будут учить конкретной профессии. Отсюда, кстати, проблема неправильных ожиданий и относительно частое разочарование относительно магистерских программ.

RG: Ты получал магистратуру?

ГА: Да, но в США. Первое свое образование я получил в Иерусалимском университете, на факультетах международных отношений и журналистики. Дальше я какое-то время работал, потом решил, что надо что-то в этой жизни менять. Я немного исчерпал для себя работу журналистом, и чтобы сменить обстановку и понять, что делать дальше, я решил закончить магистратуру. Когда я туда поступал, я проанализировал существующие программы и отправил документы в десяток разных мест. Получил несколько положительных ответов, и из них уже выбирал. В итоге я оказался в университете Джорджа Вашингтона - там как раз первый год открылась очень интересная программа глобальных коммуникаций на факультете международных отношений, и поскольку программа была новая, нас на ней было всего семь человек. И это очень важно, так как преподаватели уделяли нам гораздо больше времени, чем на больших потоках, у нас сложились личные отношения с профессорами. И еще, чем привлекательны университеты США в этом смысле, они дают возможности для стажировок, на которых ты набираешься много опыта.


RG: А как выбрать программу для PhD?

ГА: Есть много рейтингов, но важно также ориентироваться на конкретных научных руководителей, которые обладают знаниями в той области, которая тебе интересна. Когда ты пишешь мотивационное письмо, ты должен объяснить, почему ты хочешь именно к ним попасть. То есть ты пишешь не только почему ты хороший, но и чем они для тебя хороши. И чтобы оправдать свое обращение к ним, ты должен быть очень хорошо знаком с тем, чем они занимаются, и почему это имеет отношение к тому, чем ты хочешь заниматься.

RG: То есть в разные университеты заявки должны звучать по-разному?

Естественно. Я поступал в несколько университетов, в итоге меня приняли пять: в Калифорнии, Сиэтле, Торонто, Оксфорде и Лондоне. Дальше есть несколько параметров, по которым ты принимаешь решение о том, в каком из этих вузов учиться. Часто университеты, когда тебя принимают, сами платят за то, чтобы ты приехал с ними лично познакомился и все посмотрел. Я в итоге съездил во все, кроме Торонто, куда я просто не успел, но выбор остановил на LSE. Во-первых, мне больше всего здесь понравился научный руководитель и департамент. Во-вторых, структура программы здесь короче, чем в США (так как здесь не нужно делать дополнительную магистратуру). Потом, с финансовой точки зрения, меня больше удовлетворяла та стипендия, которую мне предложили в LSE. Ну и для жизни Лондон - не самый плохой город.

Структура PhD очень простая: первый год ты занимаешься разработкой своего вопроса, второй год ты, по идее, должен собирать данные, а на третий год все пишешь. Хотя по факту часто все растягивается на каждом этапе.

RG: Какие еще документы надо предоставить при поступлении?

ГА: Сегодня система поступления в университеты по всему миру базируются на онлайн-платформах, и почти везде можно отправить заявку через интернет. Нужны предыдущие оценки, мотивационное письмо, оценки по стандартизированным тестам и рекомендации. Иногда требуется также приложить CV или профессиональные публикации. Хочу подчеркнуть, что рекомендации бывших преподавателей не должны быть формальными, они должны показывать высокую степень знакомства профессора со студентом. Сами студенты причем эти рекомендации не видят, но, в идеале, это должно быть несколько страниц текста, где тот, кто рекомендует, не только говорит, что ты человек хороший, но и аргументирует это, ссылаясь на примеры своего опыта взаимодействия с тобой. Поэтому я всегда советую: если вы где-то делаете магистратуру, знакомьтесь со своими профессорами, дружите с ними, участвуйте в проектах. Во многом, это даже важнее, чем отметки.

RG: Ты сказал, что тебя удовлетворила стипендия. О какой сумме идет речь, если не секрет?

ГА: Моя стипендия в LSE – £15000 в год.

RG: Этого достаточно для жизни в Лондоне?

ГА: Ну, каждый сам для себя решает. Виза в Англии в этом смысле более либеральна, чем в США, - здесь ты можешь работать на полставки, причем не привязываясь к своему университету.

RG: А кто выдает эти стипендии? Сам университет?

ГА: Часто да. Есть и другие источники финансирования: научные фонды, международные гранты и прочее. Получить стипендию на PhD легче, чем на master’s, многие студенты учатся на стипендии. В США практически все. В Англии это намного сложнее. Но без стипендии получается очень дорого, долго и не очень правильно. Докторанты находятся посередине между сотрудниками университета и студентами, это такой пограничный статус. PhD студенты - это очень важная часть функционирования университета, и, естественно, университеты заинтересованы в том, чтобы получить наиболее перспективных сотрудников.

RG: По каким параметрам оцениваются успехи PhD студентов? Вы сдаете какие-то экзамены?

ГА: То, что я описываю, это исключительно мой опыт в LSE - в каждом университете относительно индивидуальная система. У нас экзаменов, как в бакалавриате, нет. Есть две работы, которые оцениваются в первый год: ты должен сдать экзамен по статистике (в социальных науках), и главное мероприятие в конце года - подготовить свой исследовательский проект. Это такой документ на 10000 слов, который рассылается внутренней комиссии из трех профессоров. Они решают, является ли твой проект ценным с исследовательской точки зрения, и насколько он реализуем в рамках программы диссертации. То есть структура PhD очень простая: первый год ты занимаешься разработкой своего вопроса, второй год ты, по идее, должен собирать данные, а на третий год все пишешь. Хотя по факту часто все растягивается на каждом этапе. В основном, все заканчивают PhD за четыре года. После защиты проекта, как правило, уже все сводится к самостоятельной работе и встречам с научным руководителем.

RG: Вы пересекаетесь с другими докторантами?

ГА: Пересекаемся, конечно, хотя совместных проектов у нас нет. В естественных науках: химии, физике, биологии, - то есть работах, связанных с дорогим оборудованием, очень часто есть групповые проекты. Но в социальных науках, которыми я, в частности, занимаюсь, это часто более индивидуально.

RG: А чем конкретно ты занимаешься?

ГА: Я занимаюсь изучением роли социальных технологий между людьми и государственными институтами во время природных катаклизмов. То есть грубо говоря, мы говорим о треугольнике, когда есть природа с ее наводнениями и пожарами, есть государственные структуры и человек. Меня интересует роль интернета в контексте этого треугольника. Например, какие задачи могут выполнять онлайн-платформы в зависимости от характера отношений между волонтерами и службами чрезвычайного реагирования, и как роль интернета зависит от типа этих взаимоотношений. В особенности меня интересуют краудсорсинговые платформы как механизм привлечения ресурсов пользователей интернета для достижения конкретных задач.

RG: Насколько это уникальная тема?

ГА: Естественно, сегодня есть много людей, которые изучают и природные катаклизмы, и интернет, но в том аспекте, в котором я к этому подхожу, есть оригинальный подход и теоретическая новизна - иначе в моей работе нет смысла. Существует разная база, на основе которой ты делаешь свое исследование: теоретическая, методологическая и практическая. Практическая, в моем случае, это интервью, которые я проводил в разных странах, в том числе в России, Австралии, Англии, Кении. Ну и еще, наверное, важно то, что мой интерес изначально базируется на некотором практическом опыте - в том числе проекте «Карта Помощи», который мы с моим коллегами делали в России во время пожаров в 2010 году.

Маленькие дети и PhD действительно сочетаются очень плохо.

RG: Тебе приходится заниматься преподаванием?

ГА: Я начал преподавать в этом году. В США это обязательная практика, там ты вообще довольно много работаешь на свой университет, но в Англии такого обязательства нет, и в этом есть определенные минусы, так как преподавание - это тоже часть обучения. Но в моем университете количество мест для преподавания меньше, чем количество PhD студентов, поэтому получение такой возможности проводится на конкурсной основе. Аспиранты стремятся получить эту должность - не из-за денег, они тут очень незначительные, - а потому, что это важно для резюме. Особенно если ты дальше хочешь искать работу в академической среде, где преподавание - это принципиально важный навык.

RG: А что еще нужно, чтобы получить работу в академической среде?

ГА: Самое-самое-самое важное - это публикации. Причем они бывают нескольких видов, самые престижные - в научных рецензируемых журналах. Также важны конференции. Там ты знакомишься с другими исследователями, делишься своими идеями и проектами. По итогам конференций часто выходят публикации с упоминаниями твоих работ, и те статьи, которые ты готовишь для конференций, ты также можешь переделать потом в статью для журнала. Но естественно, никто не ведет учет, на каких конференциях ты был или не был, и никаких формальных требований на этот счет не существует. Хотя конференции – это прекрасная вещь. Они позволяют много поездить по миру, особенно если университет дает микрогранты на поездки. Правда, и тут важно знать меру, суметь найти правильный баланс между поездками и работой над PhD. В этом году мне пришлось полностью отказаться от конференций, иначе я никогда не закончу свою диссертацию.

Мне легче выступить на тему роли Фуко в анализе конструирования субъектов в контексте роли краудсорсинговых платформ, чем купить стиральный порошок.

RG: Возможно совмещать работу над PhD с работой где-то еще?

ГА: Все возможно. Зависит и от того, насколько человек дисциплинирован, и от характера работы. Я ведь тоже занимаюсь не только PhD все это время - есть и другие проекты, которые я веду, в том числе исследовательские. Также я преподавал два года спецкурс в Высшей Школе Экономики в Москве. По идее, это можно совмещать и с постоянной работой где-то, главное, мощный самоконтроль. Особенно первый год в этом смысле сложно. При этом я вижу, что тем аспирантам, у которых есть маленькие дети, - вот им очень тяжело. Маленькие дети и PhD действительно сочетаются очень плохо.

ГА: Окончательный срок сдачи моей диссертации - октябрь следующего года. Дальше буду смотреть, какие позиции в каких университетах предлагают. Есть два основных варианта развития: пост-докторант (это когда тебя берут как исследователя на год, но у тебя нет преподавательского статуса, ты просто увеличиваешь свое научное портфолио) или преподавание. Впрочем, не обязательно придерживаться академического пути. Можно, например, заниматься консалтиногм, используя свои исследовательские умения и знания в той или иной области.

RG: То есть к октябрю ты все же должен закончить свою диссертацию? Не буду спрашивать, сколько страниц осталось, спрошу только, сложно ли вообще писать по-английски?

ГА: Конечно, сложно. Академический язык отличается от разговорного. Но я к нему привык, и в этом смысле мне легче выступить на тему, не знаю там, роли Фуко в анализе конструирования субъектов в контексте роли краудсорсинговых платформ, чем купить стиральный порошок. Но все равно я работаю с пруфридером - это считается легитимной практикой. Она исправляет мои грамматические ошибки и делает текст более читаемым.

RG: А остается время на что-то помимо учебы?

ГА: Первый год я вообще никуда не ходил и сидел все время в библиотеке – благо, она круглосуточная. Но потом понял, что так жить нельзя, мозги перегорают. Да и вообще учиться в нескольких сот метрах от Royal Opera House и ни разу туда не сходить - просто неприлично. Хотя (только обещай, что оставишь это между нами!) за три года в Лондоне в National Gallery я так и не побывал. А еще важно понять, какое время является самым продуктивным для работы. Вот у меня, например, лучшие идеи приходят в душе. Но там, как известно, с компьютером не поработаешь, поэтому я приобрел одно из самых гениальных изобретений человечества для PhD студентов – водостойкий блокнот. Это мой маленький секрет успеха, правда, чтобы говорить про успех, надо все-таки сначала успешно закончить диссертацию.

Научная степень доктора наук впервые была присуждена Болонским университетом в 1130 году. Через 100 лет эту степень начал присуждать Парижский университет. В университетах России научная степень док-тора наук появилась в 1819 году. В Советском Союзе с 1934 года была введена двухступенчатая система ат-тестации научных кадров - стали присуждаться научные степени кандидата и доктора наук.
Доктор философии Phylosophy Doctor (Ph.D., PhD, обычно произносится как пи-эйч-ди) - учёная степень, присуждаемая в странах Запада. Во многих странах приоритетным эталоном документа о научном признании является Диплом PhD, без указания специальности. Несмотря на название, в настоящее время степень не имеет никакого практического отношения к философии (только историческое) и присуждается почти во всех научных областях, например: доктор философии по ли-тературе или доктор философии по физике.
Такое положение связано с традициями, восходящими к временам средневековых университетов, стандартная структура которых обычно предполагала наличие факультетов:

  1. философии,
  2. юриспруденции,
  3. теологии
  4. медицины.

Поэтому помимо степени доктора философии существуют и ограниченный ряд других докторских степеней того же ранга;

  1. врачам присуждается степень доктор медицины (MD),
  2. юристам - доктор права (LL.D.),
  3. богословам - доктор богословия (Theology Doctor. ThD),
  4. а всем остальным доктор философии (Phylosophy Doctor PhD).

Как переводить ученую степень "кандидат наук"

Как переводить степень кандидата наук? Споров очень много. Основная причина споров - отсутствие точного аналога в англоговорящих странах.

Обратимся к разъяснению Министерство образования и науки РФ:

Согласно п. 262 Международной стандартной классификации образования (МСКО) 2011 (документ № 36 C/19), установлено, что «В разных странах программы, относящиеся к уровню МСКО 8, называются по-разному, например, кандидат наук (PhD), доктор наук/философии (DPhil), доктор литературы, (D.Lit), доктор (естественных) наук (D.Sc), доктор права (LL.D), докторская степень или аналогичные термины. Значит, кандидат наук = PhD.

Как переводить ученую степень "доктор наук"

Но тогда как переводить отечественную степень "доктор наук"? Ряд университетов присваивают по определённым специальностям степень доктора наук (Sc.D., D.Sc., S.D. или Dr.Sc.) Эта учёная степень, как альтернативная степени доктора философии, присваивается Гарвардским университетом, университетом Джонса Хопкинса, Массачусетским технологическим институтом, университетом Роберта Морриса и университетом Тулэйн (Тулейнский университет Луизианы).

  1. Доктор наук - DSc in Philosophy
  2. Кандидат наук - PhD in Philosophy
  1. Доктор наук - Doctor of Psychology
  2. Кандидат наук - Candidate of Psychology
  1. Доктор наук - Doctor of Political Science
  1. Доктор наук - Doctor of Science
  2. Кандидат наук - Candidates of Science
  1. Доктор наук - Doctor of Science
  2. Кандидат наук - Candidates of Science
  1. Доктор наук - Doctor of Philology
  2. Кандидат наук - PhD in Phililogy
  1. Доктор наук - D.Sc. in Economics
  2. Кандидат наук - Ph.D. in Economics

Таким образом, как мы видим, общепринятого перевода ученых степеней в России нет.

Нет единых правил и в Западной Европе, США и др. странах.

Так, например, в немецкоговорящих странах принято:

Dr rer. nat.: Doctor rerum naturalium, literally "Doctor of the things of nature"

Dr rer. pol.: Doctor rerum politicarum, Doctor of economics, business administration, or political science

Dr rer. medic.: Doctor rerum medicarum, Doctor of medical sciences

Dr sc. nat.: Doktor der Naturwissenschaften, Doctor of Natural Sciences

Dr sc. ETH: Doktor der Naturwissenschaften ETH, Doctor of Natural Sciences, awarded by ETH Zurich, Switzerland.

Dr phil. nat.: Doctor philosophiae naturalis, used only by Goethe University Frankfurt instead of Dr rer. nat.

Dr.-Ing.: Doktor der Ingenieurwissenschaften (Doctor of Engineering), awarded by German universities in areas of technology and engineering.

Dr mont.: Doctor rerum montanarum, awarded by the University of Leoben instead of Dr techn.

Dr techn.: Doctor technicae, awarded by Austrian technical universities.

Dr sc. agr.: Doctor scientiarum agrariarum, Doctor of Agricultural science

Dr sc. hum.: Doctor scientiarum humanarum, Doctor of Humanistic Sciences

Dr sc. inf.: Doctor scientiarum informaticarum, Doctor of Science in Informatics

Dr sc. inf.med.: Doctor scientiarum informaticarum medicæ, Doctor of Science in Medical Informatics

Dr sc. inf.biomed.: Doctor scientiarum informaticarum biomedicæ, Doctor of Science in Biomedical Informatics

Dr sc. math.: Doctor scientiarum mathematicarum, Doctor of Mathematics

Dr scient. med.: Doctor scientiæ medicæ, Doctor of Medical Sciences

Dr sc. mus.: Doctor scientiae musicae, Doctor of Musicology

Dr sc. oec.: Doctor scientiarum oeconomicarum, Doctor of Economics

Dr sc. pol.: Doctor scientiarum politicarum, Doctor of Political Sciences

Dr sc. soc.: Doctor scientiae socialis, Doctor of Social Sciences

В англоязычных странах

В Европе доктор наук (Doctor of Science – сокр. DSc or ScD) – почетное звание, которое не связано с PhD, т.е. ученый может иметь звание доктора наук даже без степени PhD.

В США нет единого понимания, что есть «доктор наук». Степень или звание? За что, в каком порядке присуждается и о чем свидетельствует данная категория. Каждый университет, исследовательский центр имеет свой взгляд на данный вопрос.

Прежде всего, стоить понять, что же такое phd и изучить расшифровку данного понятия.
Phd, или Doctor of Philosophy – это ученая степень доктора философии или других специальностей, не касающихся философии (здесь подразумевается совокупность наук, а не специальность), которая присуждается в Америке, Канаде, Германии или других западных странах и является последней ступенью образования.
В некоторых университетах Америки также существует Sc.D. (расшифровка Doctor of Science) и переводится как доктор наук и присваивается по определенным специальностям.
Однако, она равна Ph.D. и почти ничем не отличается. Так что можно спокойно сказать, что Ph.D. – это кандидат наук или доктор.

Есть ли аналог phd в России

В РФ мы можем найти аналог Ph.D., им будет являться кандидат наук или доктор. В отличие от Америки, в России это не последняя высшая ступень, дальше идет доктор наук, что и будет последним этапом в российском образовании. В связи с таким различием, доктора наук часто сталкиваются с проблемой перевода документов, а также объяснением и расшифровки, что это за степень, так как «доктора наук» в Западных странах нет. За исключением некоторых университетов США, где только развивается Sc.D, об этой степени упоминалось ранее.

Полезно знать!

В западных странах существует три ступени образовании:

1. Bachelor’s degree. В России же это степень бакалавра

2. Master’s degree, или степень магистра

3. Ph.D., стоит переводить как кандидат наук

Как получить степень phd

Чаше всего доктором становятся после того, как получили master’s degree (перевод - степень магистра) Стоит отметить, что phd подразумевает длительное (три года или более) независимое изучение определенной темы, которая ранее не была подвергнута такому же детальному и длительному изучению. В течении всего периода исследования, будущий доктор может обращаться за помощью к эксперту в нужной области. Проще говоря, чтобы получить заветную phd необходимо написать и защитить докторскую диссертацию, или как называют эту работу в США - Ph.D Thesis.
Обычная докторская диссертация включается в себя следующее:

  • тщательное изучение литературы;
  • проведение оригинальных исследований, сбор и анализ результатов;
  • предоставление тезиса (темы), которая будет присутствовать в начале работы(введении) и в конце (выводе);
  • написание диссертации по теме, оформление результатов исследований по определенным правилам;
  • защита диссертации.

Ступени написаний диссертационной работы варьируются в зависимости от университета, в котором вы обучаетесь, но суть остается той же.

Для того, чтобы понять, что такое phd образование необходимо более детально изучить этапы написания по годам.

Первый год PhD student

Начало докторской работы – это попытки найти себя и свою тему, которую придется изучать в течение длительного времени. Так же Вы выбираете научного руководителя, с которым Вам предстоит составить план работы, основанный на прогнозируемом конечном результате.

Самый первый шаг – это нахождение нужной литературы по теме. С помощью научного руководителя Вам предстоит определить актуальность и уникальность выбранной темы.

Важно!

Однако работа не должна полностью упираться на литературу, которую Вы найдете, самое важное в получение степени является исследование, значит, вам необходимо выявить что-то новое и ранее неизученное. Для этого будущему доктору потребуется проводить эксперименты, отыскивать первичные источники по заданной теме, а также проектировать или создавать.
Год может закончиться обновлением магистерской работы. Это происходит, когда Ph.D. students (кандидаты) изначально регистрируются на степень MPhil (Master’s students degree - магистерская степень), а затем «модернизируются» в кандидаты PhD при достаточном прогрессе. Предоставив проект своих исследований, вы можете перевестись и продолжить свою магистерскую программу, как Ph.D. student, то есть уже как кандидат наук или доктор.

Второй год обучения Ph.D. student

Второй год обучения сосредоточен на самом исследовании. Процесс написания работы будет варьироваться в зависимости от области вашей диссертации, однако самое главное – это получить результаты от экспериментов, архивных исследований, опросов и других средств получения новой информации. Также стоит обратить внимание на иностранную литературу, где можно найти полезные статьи на определенную тему, так как многие доктора наук уже делали некоторые записи по теме, которую Вы выбрали. Важно правильно их интерпретировать, в чем Вам может помощь опытный переводчик.

Важно!
Необходимо придерживаться темы, которые Вы выбрали в самом начале, отходить от нее, значит потерять смысл исследования.
По-прежнему Вы можете обращаться к научному руководителю, который направит вас, поможет выйти из тупика или же просто прокомментирует ваши идеи и ваши успехи.
Второй год – это прекрасное время, когда вы можете раскрыть себя как ученый, как будущий доктор наук. Набраться нужного опыта, приобрести новые знакомства, которые могут быть полезны для вашего исследования.

Третий год PhD student

Этот год в основном состоит из записи и оформления самой диссертации. Обычно этот «год записи» подразумевание сбор полученной информации и изложение в печатном или письменном виде. Но на самом деле не все так просто. Частым явлением на третьем курсе является продолжение экспериментов, ведь не всегда хватает времени подвести итоги в срок. Поэтому некоторые студенты берут 4 год изучения. Важно отметить, что финансирование здесь играет важную роль.
В конце концов, Вам придется предоставить диссертацию научному руководителю, который оценит уровень готовности Вашей работы.
Все, что Вам осталось, это удачно защитить работу на устном экзамене. Это формальное обсуждение исследования и защита выбранной темы с участием хотя бы одного экзаменатора. Традиционно, это единственная процедура, оценивающая будущего доктора наук. И если вы удачно сдали viva voce (перевод - устный экзамен), то вас можно поздравить, так как Вы кандидат наук!

Где лучше получать phd

Прежде всего, стоит отметить для себя цели получения докторской степени. Русская система образования и западная значительно отличаются по своей структуре. Американская научная работа чаще всего финансируется, у Вас есть стипендия, с помощью которой Вы можете проводить эксперименты и опросы.

Получив ученую степень в таких странах как США, Канада, Германия, у вас есть возможность реализовать себя как специалист, как востребованный доктор и продолжать работать в англоязычной стране, это вряд ли удастся, получив степень в РФ. Но все зависит от Вас и Ваших стараний.

Изучив немного американские диссертации, можно прийти к тому, что текст получается проще русской диссертации из-за небольшого объема, всего 100-130 страниц. Также в некоторых западных университетах не так строги с информацией, представленной в работе, то есть уже готовый анализ или уже проведенный эксперимент может «прокатить». Что значительно отличается от русской системы защиты проекта, где без оригинального, нового просто не обойтись. Иногда даже магистерские дипломные работы в РФ могут быть аналогом для phd диссертации в англоговорящих странах. Это не означает, что в США проще обучаться, ведь все дело в разных системах.

Что дает степень phd

Неудивительно, что кандидатская степень дает больше возможностей для карьерного роста, значит, есть возможность получить зарплату больше, чем у других сотрудников, не имеющих эту степень. Также счастливых обладателей Ph.D. степени приглашают преподавать в ведущие вузы страны. Не стоит забывать и о престиже, об уважении со стороны окружающих, ведь Ph.D. степень под силу не каждому.

Вы становитесь доктором наук, которого ценят в таких странах, как Канада. Германия, США и не только.

И самый важный и бесспорный плюс получения степени доктора – это знания. Все, что Вам удастся узнать во время исследования пойдет на пользу не только в теоретическом смысле, но и в практическом, это будет оценено вашими друзьями, вашим боссом и даже СМИ.