Биографии Характеристики Анализ

Что такое сыновья школы в древнем двуречье. Школа и воспитание в древнем египте и месопотамии

Древнее Двуречье

Это урок изучения нового материала.

Цель: познакомить школьников с географическим положением и природой Древнего Двуречья, с занятиями населения, религиозными верованиями и культурой этой страны.

Оборудование урока:

  1. карта «Египет и Передняя Азия в древности»
  2. учебник «Саплина «История древнего мира»
  3. дощечки и острые палочки
  4. на доске план беседы с джином для облегчения работы обучающимся.

В начале урока напоминаю ребятам, что Древний Египет, историю которого они изучили, был не единственной цивилизацией Древнего Востока:

  1. В долине, по которой протекают реки Тигр и Евфрат, издревле существовали очаги земледелия. Страна, расположенная по берегам этих рек называется Двуречьем или Междуречьем. О ее древнейшей истории на протяжении многих веков знали довольно мало - ведь на листе многих наиболее ранних поселений не осталось ни руин городов, ни остатков храмов, ни величественных царских гробниц, подобных египетским пирамидам, - лишь глиняные холмы. На землях Двуречья не было ни камня, ни леса, ни полезных ископаемых, а страна была богатейшая. Сам собой напрашивается вопрос - почему? Но есть и другие, не менее интересные вопросы. Например такой: почему мы делим час на 60 мин, а минуту - на 60 сек? Со всеми этими вопросами нужно обращаться как раз к древним обитателям Двуречья. Давайте возьмем вот этот кувшин и потрем его - что случится? Правильно, мы увидим джина. Давайте попробуем представить себе какой бы разговор мог состояться у нас с вами с джином из Междуречья.
  2. О, милостивый Шамаш! Ты властвуешь над жителями Вселенной, заботишься об угнетенном! Куда я попал?

Ребята отвечают, что джин попал в школу, и в ответ на недоуменный вопрос - объясняют, что это такое.

  1. А, так значит я в доме табличек - так у нас называют школы, но дети бедняков не могут их посещать. Как же мне вернуться на родину? Вы знаете, где находится Двуречье?

Школьники не знают.

  1. А может вы знаете, где Египет?

Ребята показывают на карте территорию Египта.

  1. О, в Египте я был один раз. Многие бедные люди, чтобы заработать, нанимаются там погонщиками в купеческий караван. Раз вы знаете, где находится Египет, я расскажу вам, как попасть оттуда в мою страну: нужно проделать очень долгий путь через перешеек между Средиземным и Красным морем, по Синайскому полуострову, пересечь пустыню - и вот мы в моей цветущей стране (маршрут показывают по карте). Двуречье - это уже не Африка; эта территория считается частью Передней Азии (ответом на вопросы о реках, растениях, природе может стать работа с рис. №1).

Работа сопровождается беседой (ребята зарисовывают его себе).

  1. Летом у нас очень жарко, до 50°. А у вас такое бывает?
  2. А зимой у нас идут дожди. А у вас?
  3. Снег? А что это такое?
  4. Вот наши реки, быстрые, бурные: мы их любим и боимся. На вопрос ребят «почему?» - ответ:
  5. Знаете, какой мощный разлив у Тигра и Евфрата! Он сносит лачуги бедняков. Вдоль реки делают насыпи, чтобы во время разлива река не смыла деревне и не унесла урожай с полей. Но река не только источник бедствий, но и кормилица. Как вы думаете, почему я так ее называю?

Ребята догадываются, что, вероятно, как и Нил в Египте, Евфрат и Тигр в Месопотамии, приносили на поля плодородный ил.

  1. Да, хорошая у нас земля, мягкая, плодородная, дает отличные урожаи. Но и работать приходится много, строить каналы для орошения полей, чистить их от песка.

Ребята продолжают задавать вопросы: что вы выращиваете, чем занимаются жители?

  1. Раз у нас такие прекрасные земли, то и главное занятие у нас земледелие. Есть у нас и сады с яблонями, гранатовыми, инжирными деревьями. И, конечно же, мы выращиваем финиковые пальмы. Вы если финики? Мы тоже их любим, едим их свежими и сушенными; косточками мы топим печь, из листьев финиковой пальмы плетем циновки, веревки, а древесину пальмы используем в строительстве; впрочем, многие дома построены не из дерева. Школьники спрашивают, из чего построены дома крестьян. Джин предлагает им угадать. Затем рассказывает, что в его стране почти нет хорошей древесины, но есть такой материал, из которого можно сделать очень многое. Это - глина.
  2. А что вы делаете из глины? - спрашивают учащиеся.
  3. Сейчас я вам расскажу и даже покажу. Кирпичи жители Двуречья часто даже не обжигали, а просто сушили на солнце, так же из глины делали светильники, посуду. Еще мы считаем, что даже человека бог вылепил из глины. Богачи для своих построек покупают камень или дерево, а бедняки строят дома из глины. Вот только одна проблема - дверь. Ее ведь из глины не сделать. А делать надо. Я плету ее из листьев финиковой пальмы.

Итак, беседа продолжается.

  1. А в каких богов вы верите?
  2. Больше всего у нас почитают бога солнца Шамаша. Крестьяне так же любят доброго бога воды Эа - он питает поля влагой. Богине Иштар молятся, чтобы она даровала плодородие полю.
  3. У вас есть храмы, жрецы?
  4. Наши храмы похожи на высокие ступенчатые горы . Там, на вершине храма, куда подыматься нельзя простым людям, наши жрецы беседуют с богами. Жрецы
  5. это очень мудрые и уважаемые люди, они могут по звездам предсказывать судьбу, предсказывают они и лунное затмение.

Нам сказали, что ваши жрецы знают, почему мы делим час на 60 мин, а минуту - на 60 сек.

  1. Этого я, простой джин, не знаю, но жрецы наши хорошо считают, и число 60 у них считается священным.
  2. А у вас строят пирамиды?
  3. Я видел пирамиды в Египте. Нет, мы пирамид не строим. Но лучше бы уж занимались таким строительством. То, что у нас творится, куда хуже.
  4. А что у вас творится?
  5. Даже рассказывать не хочется. Прочитайте, пожалуйста, об этом в вашем учебнике.

Ученики читают.

  1. Теперь вы поняли, почему мне не хотелось рассказывать?
  2. Да у вас в Двуречье заставляют людей выпивать яд, чтобы они и после смерти служили своему хозяину, - отвечают ребята.
  3. Разве в Египте так? - спрашиваю я.

Ребята вспоминают особенности египетского погребального отряда.

  1. Вы умеете писать? - следует вопрос.
  2. Нет, я, несчастный бедный джин, не ходил в дом табличек - вы, кстати, помните, что у нас так называется школа?
  3. А почему ваши школы называются именно так?
  4. Да потому, что у наших учеников нет таких тетрадок и книжек, как у вас. Ученики сами делают себе тетради. Догадываетесь, из чего? Правильно, из глины; острыми палочками они пишут на сырой глиняной табличке. Посмотрите на рисунок в учебнике - вот так выглядит наша школа. Ученики разного возраста занимаются вместе. Много лет требуется мальчикам (ходят в школу только мальчики), чтобы научиться чтению, письму, счету и астрономии, узнать наши сказания и мифы. Я вижу у вас на партах дощечки и острые палочки, давайте представим себе, что мы находимся в школе Двуречья, что пластилин, который покрывает дощечки - это глина, а я - ваш учитель, или, как у нас говорят, - отец дома табличек. Возьмите палочку и начертите мини-строки. Теперь смотрите на доску. Вначале в Двуречье пытались писать рисунками, вот так изображали слово «нога» -

а так плуг (рисую на доске). Теперь напишите эти слова в своих табличках. Полу-

чается? А у кого будет получаться плохо - тот получит тростью по рукам. Да, именно так у нас вра-

зумляют нерадивых учеников. Да, что-то у вас не очень красиво получается. Но бить я вас не буду,

я понимаю, что глина - это не папирус, красиво не нарисуешь. Вот и в Двуречье со временем стали не рисовать, а оттискивать на глине палочками клинописные знаки. Вот так:

  1. Попробуйте теперь на глиняной табличке написать те же слова, но клинописными знаками. Вот теперь у вас получается четко, красиво. Понимаете теперь, почему наше письмо называется клинопись ?
  2. Да, на глине вы выдавливаете клинышки, это и есть ваше письмо.
  3. У нас есть книги, они также сделаны из глины; книга - это стопка глиняных табличек, исписанных мелкими клинописными знаками. Чтобы не рассыпать таблички и не смешивать их с другими их хранили в ящиках.
  4. Вспомните, как называлось древнеегипетское письмо?
  5. Иероглифы.
  6. Что они обозначали?
  7. Или слово, или согласную букву, или несколько согласных букв.
  8. Вот и клинописные знаки могут обозначать целое слово или сочетание звуков. Чтобы научиться писать, надо выучить несколько сот знаков, заниматься много лет. Небогатым людям надо работать в поле, поэтому они не ходят s дом табличек. Да и порядки у нас там очень строгие.
  9. О многом, ребята, мы с вами поговорили, пора мне домой. До свидания.

Теперь я снова учитель.

  1. Ребята, наш гость ушел? Обо всем расспросили? Все узнали? Давайте проверим.

Школьникам предлагаются вопросы:

  1. Что общего в природных условиях Древнего Египта и Двуречья?
  2. Что общего в похоронных обрядах древних египтян м жителей Двуречья? В чем состоят различия?
  3. Почему плохо сохранились храмы и города Двуречья?
  4. Почему знаки для письма имели в Двуречье клинообразную форму?

Дома: §13и творческое задание:

У каждой страны в наше время есть герб, есть свои гербы и у городов. Герб может нам рассказать о прошлом страны или города, о природе, о занятиях населения и т.д. Подумайте, как мог бы выглядеть герб Древнего Двуречья - если бы в это время уже был известен обычай составления гербов.


Конспект урока на тему «Древнее Двуречье».

5 класс

Урок « Древнее Двуречье » является первым уроком при изучении главы «Западная Азия в древности» по учебнику «История Древнего мира» 5 класс, авторы: Вигасин А.А. Годер Г.И. и Свенцицкая И.С.

Прогностическая цель : продолжать у учащихся формирование общих и особенных черт восточной цивилизации через изучение древних государств

Цель на данный урок: формирование универсально-учебных действий через предметные УУД работать с исторической картой, овладевать целостным представлением об историческом пути жителей Двуречья; устанавливать причинно-следственные связи между географическими условиями обитания шумеров и их экономическим развитием; метапредметные УУД: самостоятельно выделять и формулировать цели урока; самостоятельно ориентироваться в учебнике и осуществлять поиск нужной информации; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать других; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения.

Предполагаемый результат. Учащиеся должны знать географическое положение Древнего Двуречья; — занятия и верования жителей Древнего Двуречья. Уметь — ориентироваться по карте, определять общие черты с историей Древнего Египта, выделять особенности развития Двуречья, извлекать необходимую информацию из текста учебника, высказывать своё мнение.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, карта «Древнее Двуречье», ТПО, раздаточный материал

Ход урока

1 этап. Организационный (1 минута)

— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в хорошем настроении! Начнём урок. Проверьте наличие учебных принадлежностей. Нам будут необходимы учебник (стр.63), карта Древнего Востока (стр.31), РТ (стр.36). А также простой и цветные карандаши.

Мы с вами продолжим путешествие по удивительному, загадочному миру, миру Древней истории. О какой стране Древнего мира мы говорили на прошлых уроках? (Египет).

Что мы знаем о Египте? Учитель по ответам составляет план урока

(На доске прикрепляю листы географическое положение; — природные условия; — занятия; — религиозные верования; — письменность

— Ребята, обратим внимание на карту в учебнике Древнего Востока (стр. 31). При фараоне Тутмосе III граница Египта была отодвинута до р.Евфрат. Найдите её на карте. Давайте проложим маршрут из Мемфиса до реки Евфрат (ученик выходит к карте и рассказывает о маршруте: из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайском полуострове, затем по восточному побережью Средиземного моря, где находятся Палестина, Финикия, Сирия, по пустыне мы доберёмся до реки). Именно здесь более 5 тыс. лет назад располагалась страна, которую называли Междуречье или Двуречье. Как вы думаете, откуда появилось такое название?

2 этап. ИНМ

Мы будем изучать историю Древнего Двуречья. В какой последовательности мы будем знакомиться с этой страной?

Цель нашего урока: (записываю на доске) что общего в развитии Древнего Египта и Двуречья. А об особенностях мы поговорим на следующем уроке.

Откроем тетради и запишем тему урока: Древнее Двуречье.

(Делаем записи) Общие черты:

— географическое положение;

— природные условия;

— занятия;

— религиозные верования;

— письменность

Откройте ТПО на стр.36.Ответьте на первые два вопроса задания №45. (Напоминаю правила работы в контурной карте). Предлагаю отметить соседние страны Двуречья, выполнив задание №5 (стр.37) – проверяем (к доске с ТПО – по карте).

— Итак, что общего мы можем отметить в географическом положение Двуречья и Египта? (Обе эти страны находятся в одной части света, имеют реки большие…)

А что общего в расположении городов этих стран? (на реках). Первые два крупных города в Двуречье возникли недалеко от Персидского залива и начинаются они на одну букву «У». Назовите эти города.

На экране рисунок. – Ребята, перед вами древнее поселение шумеров (народ). Сделайте вывод о занятиях жителей Двуречья ( разливы давали возможность заниматься земледелием). Земледелие было главным занятие жителей Двуречья и Египта.

Добавляю: — В Южном Двуречье не было ни гор, ни деревьев, а значит, не могло быть строительства из камня и дерева. Дерево было очень дорогим. Только богатые могли себе позволить, например, деревянные двери в доме. Топлива было мало. Кирпичи, которые делали из глины не обжигали. А такой кирпич быстро крошится. Поэтому, когда появляются первые города, стену приходилось делать такой толщины, что по верху могла бы проехать повозка.

Казалось бы, что глина малоценный, на первый взгляд, вид сырья. Но как его можно использовать? (кирпичи, печи, полы в домах, горшки…). Недаром в Междуречье возник миф о том, что боги создали человека, вылепив его из глины. На глине можно ещё и писать! Многовековой опыт подсказывал древним жителям Двуречья, что на влажной глине долго остаются следы ног человека, отпечатки пальцев. А нельзя ли на ней, подумал человек, фиксировать знаки. И он стал учиться писать изображениями или знаками письма на влажных глиняных табличках.

Как называлось это письмо, вы узнаете, разгадав анаграмму ОЛИСЬПНКИ (клинопись). Запишем термин в словарик. Клинопись письменность, знаки, которые состоят из групп клинообразных чёрточек, знаки выдавливались на сырой глине. (На слайде появляются знаки) – На что похожи эти знаки? (На иероглифы). Несколько сот знаков содержалось в клинописи, поэтому научиться читать и писать было не менее сложно, чем в Египте.

(рисунок) Так выглядела школа для обучения писцов в Двуречье). Ребята, а вам хотелось бы обучаться в такой школе?….Почему? В школе был человек, которого называли «отцом школы». Как вы думаете, он изображён на рисунке? («Человек с палкой»…)

Благодаря письменности до наших дней дошло сказание о царе Гильгамеше. Давайте прочитаем его на стр.64.

О какой стороне жизни общества свидетельствует этот факт?

Видео!!! (храмы) — Что общего в религиозных верования Египта и Двуречья? (Язычество)

Молодцы. Давайте вернёмся к цели нашего урока. Достигли мы результатов? (Доказывают)

3 этап. Закрепление. Раздаю листы с заданием. (3 минуты)

«Закончи предложение»

1. Междуречье иначе называется … (Двуречье)

2. Ур и Ур у к это название … (городов)

3. Бога солнца звали …(Шамаш)

4. Религия жителей Двуречья – это … (язычество)

5. Письменность Двуречья называлась … (клинопись)

6. Древним народом, создавшим первые государства в Двуречье, были …(шумеры)

7. Двуречье располагалось в Западной (Передней) …(Азии)

8. Дворцы, храмы, жилые дома сооружали из … (глиняных кирпичей)

9. Главного человека в школе называли…(«отцом школы»)

10. Учёные жрецы считали священным число …(60)

4 этап. Рефлексия. Подведём итоги!

5 этап. Домашнее задание. (На слайде)

Институт школы и образования, как особая специализированная сфера деятельности берет свое начало в древней Месопотамии. Это был закономерный процесс, связанный с потребностью в образованных работниках самых различных направлений, состоящих на государственной службе. Тем государствам с сильно развитым бюрактратическим аппаратом требовалось на службу большое количество писцов для ведения учета, описи, документации и т.п. В храмы, так же являвшимися центрами власти на древнем Востоке, в свою очередь требовались жрецы для выполнения широкого спектра работ. Долгое время в междуречье не было каких-либо образовательных учреждений, позволявших освоить ту или иную специализацию.

Как и любой институт - система обучения складывалась постепенно, и брала свои истоки в семье, где, основываясь на семейно-патриархальных традициях, старшее поколение передавало накопленные знания младшему, как своему преемнику. В древних обществах особое внимание было уделено роли семьи, как базовому институту социализации. Семья обязана была должна дать первоначальные базовые элементы воспитания и образования, тем самым привести ребенка в общество, как полноправного гражданина. Изначально, подобные традиции были закреплены в древних литературных памятниках назидательного и поучительного характера, таких как "день школьника", Законодательно это нигде не было прописано, однако большое внимания внутрисемейным взаимоотношениям уделялось в положениях из "Кодекса Хаммурапи", где прописано множество пунктов, касательно воспитания своего ребенка или же воспитанника, обучение его ремеслу и т.д.

В Двуречье мастерство писцов передавалось по наследству от отца к сыну. Старший писец обучал грамоте своего сына или мог брать себе в ассистенты чужого юношу. На ранних периодах подобного частного наставничества было вполне достаточно для подготовки писцов к обычной повседневной деятельности. В связи с этим отношения между учителем и его учеником были более тесными, чем в последующее время. При чтении текстов на глиняных табличках, можно узнать, что учителя называли своих учеников сыновьями, а те, в свою очередь называли своих наставников отцами. Из этого существовало долгое убеждение, что передача искусства писца была исключительно между членами семьи. Но, изучив культуру и общественные отношения древних шумер, становится ясно, что так могли отзываться друг о друге и не родные люди. Дело в том, что писец "усыновлял" ученика, становясь его наставником и отвечая за него, и такие отношения продолжались до тех пор, пока молодой человек не становился полноправным писцом. В школьных табличках иногда можно прочесть, что ученики называли себя "сыновьями своих учителей-писцов", хотя родственниками им не приходились.

Со времен подобные группы учителей и учеников стали увеличиваться, учеников становилось больше, малое помещение в доме писца не слишком подходило для проведения учебных занятий. В интеллектуальном обществе встал вопрос об организации помещений для проведения занятий.

Таким образом, возникли предпосылки для организации государственных учреждений, целью которых стало бы обучение будущих писцов, чиновников и жрецов.

Первые школы, возникшие в древней Месопотамии, считаются самыми древними в мире. В руинах древних городов Двуречья вместе с самыми ранними письменными памятниками археологами было обнаружено большое количество школьных текстов. Среди табличек, обнаруженных в развалинах Ура, относящихся приблизительно к XXVIII-XXVII вв. до н. э., оказались сотни учебных текстов с упражнениями, выполненными учениками во время уроков. Обнаружено множество учебных табличек с перечнями богов, систематизированное списки всевозможных животных и растений. Общий процент школьных табличек по отношению к остальным текстам оказался внушающим. К примеру, коллекция Берлинского музея, содержит около 80 школьных текстов из 235 глиняных табличек, раскопанных в Шуруппаке и относящихся к первой половине III тысячелетия. Те школьные таблички представляли особую ценность еще и потому, что на многих из них содержатся имена писцов - составителей табличек. Ученые прочитали 43 имени. На школьных табличках также проставлены имена тех, кто их изготовил. Из подобных источников и сделалось возможным узнать об организации школ, отношениях между учителями и учениками, предметах, изучаемых в школах, и методах их преподавания.

Первые школы, возникшие в Междуречье, находились при храмах. В Месопотамии они назывались "дома табличек", или эдуббы, и были широко распространены в Древнем Шумере. В период расцвета Староавилонского царства (1-я половина II-го тысячелетия до н.э.) важную роль в деле образования и воспитания стали играть дворцовые и храмовые школы, которые обычно располагались в культовых зданиях - зиккуратах, где имелись и библиотеки, и помещения для занятий писцов. Такие, говоря современным языком, комплексы именовались "домами знаний", и по некоторым версиям, представляли собой аналог высших учебных заведений. В Вавилонии с распространением знаний и культуры в средних социальных группах появляются, по-видимому, учебные заведения нового типа, о чем свидетельствует появление на различных документах подписей торговцев и ремесленников. Так же существовали школы в царском дворце -- там, по-видимому, готовили придворных чиновников, или на территории храмов -- там обучались будущие жрецы. Довольно долго бытовало мнение, что школы были исключительно при храмах. Такое вполне могло быть в некоторых местах и в отдельные периоды, но это было явно не так, потому что документальные литературные источники этого времени, не имеют отношения к храмам. Были найдены здания, которые, по утверждению работающих там археологов, по своей планировке или наличию поблизости школьных табличек могли быть школьными классами. Шумерская школа, начинавшаяся, по-видимому, как особая служба при храмах, со временем стала светским учреждением.

Возникновение частных школ приходится на период аккадского литературного канона, в конце III тысячелетия до н. э. Роль школьного образования усиливается в I тысячелетии до н. э.

Первые школы частного типа помещались, вероятно, в больших домах учителей-писцов. Широкое распространение деловой переписки в Месопотамии, особенно в конце II-начале I тысячелетия до н. э., свидетельствует о развитие школьного образования в средних социальных группах.

Здание школы представляло собой большое помещение, разгороженное на две части. В первой части находился класс, состоявший из ряда скамеек. Ни столов, ни парт не было, однако, писцы в Древнем Шумере изображались, сидя на полу, скрестив ноги. Ученики сидели, держа глиняную табличку в левой руке, а тростниковый стиль в правой. Во второй части класса, огороженной перегородкой, сидели учителя и человек, занимавшийся изготовлением новых глиняных табличек. При школе также существовал двор для прогулок и отдыха. При дворцах, храмах, школах и училищах были отделы библиотеки "глиняных книг на разных языках". Сохранились библиотечные каталоги.

Из источников известно, что в школе мог быть как один учитель, так и несколько, выполняющие различные функции. Возглавлял эдуббу "отец-учитель", вероятно, его функции были чем-то похожим на функции директора школы в наши дни, в то время как остальные преподаватели именовались "братьями отца", некоторые тексты упоминают об учителе с розгами, следившим за порядком, а так же о помощнике учителя, который изготавливал новые глиняные таблички. Так, ассистент учителя значился "большим братом", и в число его обязанностей входило составлять образцы табличек для копирования, проверять копии учеников, выслушивать задания наизусть. Другими учителями при эдуббах были, например, "ответственный за рисование" и "ответственный за шумерский язык" (период, когда шумерский язык стал мертвым, и изучался лишь в школах). Там были также старосты, следящие за посещением, и инспектора, ответственные за дисциплину.

Из бесчисленных документов не было найдено не одного, где была указана зарплата учителей. И здесь возникает вопрос: как учителя эдубб зарабатывали себе на жизнь? А оплачивался труд учителей за счет средств родителей школьников.

Образование в Шумере было платным, и, судя по всему достаточно дорогим, так как простые крестьяне и ремесленники не имели возможности отправить своих детей в эдуббы. Да и не имело это особого смысла: сын крестьянина, ремесленника или рабочего, с ранних лет помогающего по хозяйству или работе, продолжит дело своего отца или займется своим собственным аналогичным. В то время как дети вельмож и чиновников, весьма уважаемых и престижных групп в шумерском обществе, в свою очередь продолжат карьеру отцов - писцов. Из этого следует закономерный вывод, что обучение в школе было престижным и амбициозным делом, представляющим большие возможности для карьерного роста будущих работников государственного аппарата. От того, как долго родители ученика могли платить за его пребывание в стенах школы, во многом зависело, будет ли их сын простым переписчиком текстов или пойдет дальше и получит, вместе с углубленным образованием, приличную государственную должность. Впрочем, у современных историков есть основания предполагать, что особо одаренные дети из небогатых семей имели возможность продолжать образование.

Сами ученики делились на младших и старших "детей" эдуббы, а выпускника -- "сыном школы прошлых дней". Классовой системы и возрастной дифференциации не существовало: начинающие ученики сидели, повторяя свой урок или списывая прописи, рядом с великовозрастными, почти уже доучившимися писцами, имевшими свои, гораздо более сложные задания.

Вопрос женского обучения в школах остается дискуссионным, так, как доподлинно неизвестно, учились или девочки в эдуббах, или нет. Веским аргументом, в пользу того, что девочки не получали образование в школах, был тот факт, что на глиняных табличках не встречаются женские имена писцов, подписывающих свое авторство. Возможно, что женщины не становились профессиональными писцами, но среди них, особенно среди жриц высшего ранга, вполне могли быть образованные и просвещенные люди. Однако в Старовавилонский период при храме в городе Сиппар была одна из женщин-писцов, помимо этого, женщины-писцы встречались в числе служанок и в царских гаремах. Скорее всего, женское образование было очень мало распространено и связано с узкими сферами деятельности.

На сегодняшний день неизвестно, в каком точно возрасте официально начиналось образование. В древней табличке этот возраст именуется "ранней юностью", что, вероятно, означало возраст менее десяти лет, хотя это не совсем ясно. Приблизительный срок обучения в эдуббах - начиная с восьми-девяти лет и оканчивая учебу в двадцать-двадцать два.

Школы были "приходящими". Ученики жили дома, вставали с восходом солнца, брали у своих матерей обед и торопились в школу. Если ему случалось опоздать, то получал надлежащую порку; та же самая судьба ожидала его за любой проступок во время школьных занятий или за не сделанные должным образом упражнения. Практика телесных наказаний была обычным делом на древнем Востоке. Работая целый день с текстами, читая и переписывая клинопись, вечером ученики возвращались домой. Археологами обнаружено некоторое количество глиняных табличек, которые вполне могли сойти за домашние задания учеников. В древнешумерском школьном тексте, условно названным "день школьника", описывающим день одного ученика, нашлось подтверждение вышесказанному.

Интересной деталью школьной жизни, которую открыл профессор Крамер, является ежемесячное количество времени, которое ученикам отводилось в качестве выходных дней. В табличке, найденной в городе Уре, ученик пишет: "Подсчет времени, которое я ежемесячно провожу в "доме табличек"), таков: у меня три свободных дня в месяц, праздники составляют три дня в месяц. Двадцать четыре дня каждого месяца я живу в "доме табличек". Это долгие дни".

Основным приемом воспитания в школе, как и в семье, являлся пример старших. В одной из глиняных табличек, например, содержится обращение отца, в котором глава семьи призывает сына-школьника следовать благим образцам сородичей, друзей и мудрых людей.

С целью стимулирования в учениках стремления к образованию, наряду с учебниками, учителями создавалось большое количество поучительных и назидательных текстов. Шумерская назидательная литература была предназначена непосредственно для воспитания учащихся, и включала в себя пословицы, поговорки, поучения, диалоги-споры о превосходстве, басни и сценки из школьной жизни.

Самые знаменитые из назидательных текстов переведены на множество современных языков, и озаглавленные учеными примерно так: "Школьные будни", "Школьные споры", "Писарь и его непутевый сын", "Разговор угулы и писаря". Из вышеприведенных источников и можно было в полной мере представить картину учебного дня в древнем Шумере. Основным смыслом, вкладываемым в данные произведения, было восхваление профессии писца, поучения ученикам о прилежном поведении, стремлении к постижению наук и т.д.

Пословицы и поговорки с очень раннего времени становятся излюбленным материалом для тренировки навыков письма и устной шумерской речи. Позже из этого материала создаются целые композиции морально-этического характера -- тексты поучений, из которых наиболее известны "Поучения Шуруппака" и "Премудрые советы". В поучениях советы практического характера перемешаны с различного рода запретами на магические действия -- табу. В целях подтверждения авторитета поучительных текстов говорится об их уникальном происхождении: якобы все эти советы в начале времен отец дал Зиусудре, праведнику, спасшемуся от потопа. Сценки из школьной жизни дают представление об отношениях между учителями и учениками, о распорядке дня учащихся и о программе.

Касательно экзаменов, остается неисследованным вопрос об их форме и содержании, а так же о том, повсеместно ли они были распространены или только в некоторых школах. Существуют данные из школьных табличек, в которых говорится о том, что в конце своей учебы, выпускник школы должен был хорошо владеть словами арго различных профессий (языком жрецов, пастухов, моряков, ювелиров) и уметь перевести их на аккадский язык. В обязанность ему вменялось знание тонкостей певческого искусства и вычисления. Вероятней всего, это и были прообразы современных экзаменов.

По окончании школы ученик получал звание писца (дуб-cap) и нанимался на работу, где он мог стать либо государственным, либо храмовым, либо частным писцом или писцом-переводчиком. Государственный писец состоял на службе во дворце, он составлял царские надписи, указы и законы. Храмовый писец, соответственно, вел хозяйственные расчеты, но мог выполнять и более интересную работу, например, записывать из уст жрецов различные тексты богослужебного характера или вести астрономические наблюдения. Частный писец работал в хозяйстве крупного вельможи и на какое-то интересное для образованного человека дело рассчитывать не мог. Писец-переводчик ездил по самым разным работам, нередко бывал и на войне, и на дипломатических переговорах.

Некоторые выпускники после окончания оставались при школе, выполняли роль "старшего брата", готовили новые таблички и составляли поучительные или учебные тексты. Благодаря школьным (и отчасти храмовым) писцам до нас дошли бесценные памятники шумерской литературы. Профессия писца давала человеку хорошее жалованье, писцы в древней Месопотамии причислялись к сословию ремесленников и получали соответствующее жалование а так же уважение в обществе.

В цивилизациях древнего востока, где грамотность не была привилегией большинства слоев общества, школы были не только учреждениями для подготовки будущих чиновников и жрецов, но и центрами культуры и развития научных знаний древности. Богатое наследие древних цивилизаций дошло до наших дней благодаря огромному количеству научных текстов, хранившихся в школах и библиотеках. Существовали так же частные библиотеки, расположенные в частных домах, которые собирали для себя писцы. Таблички собирали не в учебных целях, а просто для себя лично, что было обычным способом собирания коллекций. Некоторым, вероятно наиболее ученым, писцам удавалось создать с помощью своих учеников личное собрание табличек. Писцы школ, которые существовали при дворцах и храмах, были экономически обеспечены и располагали свободным временем, что позволяло им интересоваться специальными темами. Так создавались коллекции табличек по различным отраслям знаний, которые ассириологи обычно называют библиотеками. Древнейшей библиотекой считается библиотка Тиглатпаласарома I (1115-1093), расположенная в бороде Ашшур. Одна из самых крупнейших библиотек древнего Двуречья - это библиотека аккадского царя Ашшурбанапала, которого считают одним из самых образованных монархов своего времени. В ней археологами было обнаружено более 10000 табличек и, исходя из источников, царь был очень заинтересован в накоплении еще большего количества текстов. Храмы часто составляли обширные собрания религиозных текстов, происходивших из древних времен. Гордостью храмов было иметь сохранившиеся шумерские оригиналы, которые считались священными и особо почитались. Если же оригиналов не было, то брали на время важнейшие тексты из других храмов и собраний и переписывали их. Таким путем была сохранена и передана потомству большая часть шумерского духовного наследия, прежде всего мифы и эпос. Даже если оригинальные документы давно исчезли, то их содержание оставалось известным людям благодаря многочисленным копиям. Так как духовная и культурная жизнь населения Двуречья была насквозь пронизана духовными представлениями, то в области образования тоже стали появляться свои боги-покровители. С этим явлением, например, связана история богини по имени Нисаба. Имя этой богини первоначально звучало нин-ше-ба ("госпожа ячменного рациона").

Сперва она олицетворяла жертвенный ячмень, затем -- процесс учета этого ячменя, а впоследствии стала отвечать за все счетные и учетные работы, превратившись в богиню школы и грамотного письма.

Богатое наследие древних цивилизаций дошло до наших дней благодаря огромному количеству научных текстов, хранившихся в школах и библиотеках. Существовали так же частные библиотеки, расположенные в частных домах, которые собирали для себя писцы. Таблички собирали не в учебных целях, а просто для себя лично, что было обычным способом собирания коллекций.

Некоторым, вероятно наиболее ученым, писцам удавалось создать с помощью своих учеников личное собрание табличек. Писцы школ, которые существовали при дворцах и храмах, были экономически обеспечены и располагали свободным временем, что позволяло им интересоваться специальными темами.

Так создавались коллекции табличек по различным отраслям знаний, которые ассириологи обычно называют библиотеками. Древнейшей библиотекой считается библиотека Тиглатпаласарома I (1115-1093), расположенная в городе Ашшур.

Одна из самых крупнейших библиотек древнего Двуречья - это библиотека аккадского царя Ашшурбанапала, которого считают одним из самых образованных монархов своего времени. В ней археологами было обнаружено более 10000 табличек и, исходя из источников, царь был очень заинтересован в накоплении еще большего количества текстов. Он специально направлял своих людей в Вавилонию на поиски текстов и проявлял столь огромный интерес к собиранию табличек, что лично занимался отбором текстов для библиотеки.

Многие тексты с научной аккуратностью по определенному стандарту весьма тщательно копировались для этой библиотеки.

1. Воспитание и обучение в Древнем Египте.

2. Школы в Месопотамии.

1. Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к III тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в эту эпоху должны были формировать ребенка, подростка, юношу в соответствии со сложившимся на протяжении тысячелетий идеалом человека: немногословного, умевшего терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы. В логике достижения такого идеала шло все обучение и воспитание. Огромную роль в Древнем Египте играло семейное воспитание:

Мальчикам и девочкам уделялось равное внимание;

Дети усваивали мысль о том, что праведная жизнь на земле определяет счастливое существование в загробном мире;

Ребенок, прежде всего, должен был научиться слушать и слушаться;

Признавалась естественность и необходимость физических наказаний;

Обычай передавать профессию по наследству - от отца к сыну. Своего рода государственные школы существовали при храмах, дворцах царей и вельмож.

Характерные черты обучения в древнеегипетских школах.

Основная цель - подготовка служилых писцов, из которых составлялась администрация египетского государства;

Школьная дидактика отличалась утилитаризмом;

Обучение, как правило, начиналось с 5 лет;

Профессиональное образование продолжалось иногда до 25 - 30 лет;

Ученики должны были относиться к учителю как к отцу;

Школа не только давала сумму знаний, но и воспитывала стиль поведения;

Широко применялись телесные наказания;

· основа образования обучение сложной системе письма: ученики копировали текст целиком, письмо считалось "словом бога";

· образование включало также знание религиозных текстов и магических формул;

· обучение строилось на заучивании текстов;

· математические задачи обычно имели практический характер;

· немаловажное значение придавалось обучению игре на музыкальных инструментах.

2. Шумерские школы первоначально существовали при храмах. Храмы в Шумере играли важную экономическую роль и вели крупное хозяйство, требовавшее письменной документации и подготовки грамотного персонала.

Видимо, уже в середине III тысячелетия до н. э. сложился тип школы, общий для всех шумерских городов.

В связи с распадом храмовых хозяйств в начале II тысячелетия до н. э. утрачивают значение и храмовые школы, уступая место частным школам, открывавшимся с одобрения властей во всех городах. Учителями в них были обычно писцы-практики, взимавшие с учеников регулярную плату, а также получавшие единовременные поощрения. Обучение в школах Месопотамии:

Обычно от 12 до 20 учеников у одного учителя;



Телесные наказания (за опоздания, баловство, вставание без разрешения, плохой почерк);

Большая часть учеников - из знатных семей, но встречались и дети ремесленников, пастухов, рыбаков и даже рабов;

Обучение в школе начиналось с 5 - 7 лет (первая стадия продолжалась3-4 года);

Профессиональную подготовку юноша получал к 20 - 25 годам;

В школах, как правило, учились только мальчики;

Основное внимание уделялось изучению языка и литературы;

Ученики упражнялись в переводах и в заучивании религиозно-магических шумерских текстов;

Переписывали текст много раз, учитель комментировал отдельные формулы;

Общее обучение включало также основы арифметики и геометрии;

Заучивались списки слов по определенной тематике, в том числе специальные термины жрецов, ювелиров, юристов;

Учащимся нередко давали профессиональные сведения о различных ремеслах, они изучали знаменитые Законы Хаммурапи;

Во главе шумерской школы стоял "отец школы", его помощники именовались "старшими братьями";

Школы имели библиотеки клинописных текстов (за что именовались "домами табличек") и являлись центрами культуры.

В то же самое время начала складываться особая литература, обслуживавшая школу. Первые словари и хрестоматии, оформленные в виде клинописных табличек, появились в Шумере за 3 тыс. лет до н. э. В них включались поучения, назидания, наставления.

Знакомясь с главой, подготовьте сообщения: 1. О том, что способ­ствовало созданию великих держав - Ассирийской, Вавилонской, Персидской (опорные слова: железо, конница, осадная техника, международная торговля). 2. О достижениях культуры древних на­родов Западной Азии, которые сохраняют значение в наши дни (опорные слова: законы, алфавит, Библия).

1. Страна двух рек. Она лежит между двумя больши­ми реками - Евфратом и Тигром. Отсюда и её назва­ние - Двуречье или Междуречье.

Почвы в Южном Двуречье удивитель­но плодородны. Так же как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой тё­плой стране. Но разливы рек проходили бурно: порой потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося и жилища, и загоны для скота. Приходилось строить насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения по­лей и садов рыли каналы. Государства воз­никли здесь приблизительно в то же время, что и в долине Нила, - более пяти тысяч лет назад.

2. Города из глиняных кирпичей. Древ­ним народом, создавшим первые государ­ства в Двуречье, были шумеры. Многие поселения древних шумеров, вырастая, превращались в города - центры неболь­ших государств. Города обычно стояли на берегу реки или возле канала. Жители пла­вали между ними на судёнышках, сплетён­ных из гибких веток и обтянутых кожей. Из многочисленных городов самыми круп­ными были Ур и Урук.

В Южном Двуречье нет ни гор, ни ле­сов, а значит, не могло быть строительства из камня и дерева. Дворцы, храмы, жи-

лые дома - всё здесь сооружали из боль­ших глиняных кирпичей. Дерево было до­рого - деревянные двери имелись лишь в богатых домах, в бедных вход закрывали циновкой.

Топлива в Двуречье было мало, и кир­пичи не обжигали, а просто сушили на солнце. Необожжённый кирпич легко крошится, поэтому оборонительную го­родскую стену приходилось делать такой толщины, что по верху могла бы проехать повозка.

3. Башни от земли до неба. Над при­земистыми городскими постройками воз­вышалась ступенчатая башня, уступы ко­торой поднимались к небу. Так выглядел храм бога - покровителя города. В одном городе это был бог Солнца Шамаш, в дру­гом - бог Луны Сан. Все почитали бога воды Эа - ведь он питает влагой поля, да­рит людям хлеб и жизнь. К богине плодо­родия и любви Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей.

Только жрецам было позволено подни­маться на вершину башни - в святилище. Те, кто оставался у подножия, верили, что жрецы там беседуют с богами. На этих баш­нях жрецы вели наблюдения за движением небесных богов: Солнца и Луны. Они со­ставляли календарь, вычисляя сроки лун­ных затмений. По звёздам предсказывали людям судьбу.

Учёные-жрецы занимались и математи­кой. Число 60 они считали священным. Под влиянием древних жителей Двуре­чья мы делим час на 60 минут, а окруж­ность - на 360 градусов.

Богиня Иштар. Древняя статуя.

4. Письмена на глиняных табличках. Раскапывая древние города Двуречья, ар-

хеологи находят таблички, покрытые знач­ками в виде клинышков. Значки эти вы­давлены на табличке из мягкой глины концом специально заострённой палочки. Для придания твёрдости исписанные та­блички обычно обжигали в печи.

Клинообразные значки - это особое письмо Двуречья, клинопись.

Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначает целое сло­во, например: звезда, нога, плуг. Но мно­гие знаки, выражающие короткие одно­сложные слова, употреблялись и для передачи сочетания звуков или слогов. Например, слово «гора» звучало как «кур» и значок «гора» обозначал также слог «кур» - как в наших ребусах.

В клинописи несколько сот знаков, и научиться читать и писать в Двуречье было не менее сложно, чем в Егип­те. Много лет надо было посещать школу писцов. Уроки продолжались ежедневно с восхода до заката. Мальчики старательно переписывали древние мифы и сказания, за­коны царей, таблички учёных-звездочётов, гадавших по звёздам.


Во главе школы стоял человек, которого почтительно именовали «отцом школы», ученики же считались «сыно­вьями школы». А один из работников школы назывался буквально так: «человек с палкой» - он следил за дисци­плиной.

Школа в Двуре­чье. Рисунок на­шего времени.

Объясните значение слов: шумеры, клинопись, глиняная табличка, «отец школы», «сыновья школы».

Проверьте себя. 1. Кому принадлежат имена Шамаш, Син, Эа, Иштар? 2. Что общего в природных условиях Египта и Двуречья? В чём разли­чия? 3. Для чего в Южном Двуречье возводились ступенчатые башни? 4. Почему в клинописи гораздо больше знаков, чем в нашей азбуке букв?

Опишите рисунки нашего времени: 1. «Посёлок шумеров» (см. с. 66) - по плану: 1) река, каналы, растительность; 2) хижины и загоны для ско­та; 3) главные занятия; 4) колёсная повозка. 2. «Школа в Двуречье» (см. с. 68) - по плану: 1) ученики; 2) учитель; 3) работник, разминающий глину.

Подумайте. Почему в Южном Двуречье богатые люди указывали в за­вещании среди прочего имущества деревянную табуретку и дверь? Познакомьтесь с документами - отрывком из сказания о Гильгамеше и мифом о потопе (см. с. 69, 70). Почему именно в Двуречье возник миф о потопе?