Биографии Характеристики Анализ

Что творится в китае с уйгурами. Бесчеловечный эксперимент

Коммунисты превратили жизнь целого народа в кромешный ад.

День в лагере начинался еще до рассвета. Сначала Омир Бекали (Omir Bekali) должен был петь китайский гимн. В 7.30 поднимался китайский флаг, после чего его и примерно 1000 других сидельцев собирали в классах, где они разучивали такие красные песни, как «Без Коммунистической партии нет нового », наизусть. Перед приемами пищи всем приказывали кричать хором: «Спасибо, партия! Спасибо, родина! Спасибо, президент Си!», пишет в издании Berlingske Лене Винтер.

Если он пытался ослушаться, его отправляли в изолятор или часами заставляли стоять лицом к стене. Омир Бекали, 42-летний мусульманин из Казахстана, в подробностях рассказал свою историю информационному агентству АР, ставшим едва ли не единственным СМИ в мире, которому удалось сделать так, чтобы назвавший свое имя человек поделился своими впечатлениями о пребывании в лагере политического перевоспитания, которые в прошлом году появились в Синьцзяне в Китае.

Северо-западная провинция, по мнению наблюдателей и групп правозащитников, за последний год превратилась в одно из самых последовательно осуществленных полицейских государств, в открытую тюрьму, где практически никому не удается укрыться от хорошо замаскированной сети высокотехнологичной слежки властей. Если ты сделаешь хоть малейший неверный шаг, следующей остановкой может стать тюрьма или лагерь перевоспитания, в которых сидельцы, если верить рассказам очевидцев, подвергаются идеологической обработке, чтобы быть лояльными по отношению к компартии Китая.

Корреспондент Berlingske сама беседовала с очевидцами, которые все подтверждают, но не осмеливаются выступить открыто, назвать свое имя, или анонимно, потому что они боятся репрессий со стороны китайского режима.

«Мы хотим сказать, что Синьцзян сегодня - самый подавляемый регион в мире, превзошла его только Северная Корея», - говорит Майя Ванг (Maya Wang), старший научный сотрудник в Хьюмэн Райтс Уотч (Human Rights Watch) в Гонконге.

Дикий Запад Китая

В северо-западной провинции Синьцзян в Китае проживают около 10 миллионов уйгуров.

Уйгуры - это национальное, в основном мусульманское меньшинство, которое говорит на тюркском языке. Уйгуры составляют примерно 46% из 21 миллионов жителей Синьцзяна, а китайцы хань составляют 40%. Китайцы хань - преобладающая в Китае этническая группа.

Провинция стратегически важна для китайского режима, потому что является крупнейшим в Китае поставщиком нефти и газа и важным узлом в престижном проекте «Шелковый путь» президента Си Цзиньпина, предполагающем, что новые торговые маршруты и инфраструктура свяжут Китай с остальным миром.
Именно здесь власти начали использовать наиболее продвинутые современные системы слежки, особенно для того, чтобы присматривать за говорящим на тюркском языке мусульманским меньшинством, уйгурами, которых китайский режим рассматривает как питательную почву сепаратизма и исламского терроризма.

Способы слежки многообразны и взаимосвязаны. Human Rights Watch разоблачила тот способ, с помощью которого власти собирают биометрические данные - такие как пробы ДНК, сканирование радужной оболочки лиц, отпечатки пальцев и пробы голоса жителей. Цель - облегчить распознавание людей, когда они идут мимо одной из камер слежения, установленных повсюду, особенно в городах провинции.

Если поднять взор к небу, то ты увидишь там парящих голубей. Но это вовсе не птицы. В последнее время руководство Китая, если верить газете Саут Чайна Морнинг Пост (South China Morning Post), выпустило в небо в Синьцзяне новехоньких роботов-голубей, задача которых - шпионить за людьми на земле. Дроны воспроизводят 90% движений настоящих голубей.

Уйгуры под микроскопом

Сведения собираются под национальными идентификационными номерами, которые должны быть у всех жителей Китая. Но на этом все не останавливается. Под тем же идентификационным номером власти также собирают цифровые следы граждан: их телефонные привычки, потребление ими электричества, данные о покупках и коммуникациях в сети.

Алгоритмы обрабатывают сведения об отдельном человеке с помощью большой компьютерной программы под названием Джойнт Оперейшн Плэтформ (Joint Operation Platform IJOP), и в случае, если поведение человека отклоняется от нормы - например, он забывает оплачивать свой счет за телефон, контактирует с кем-то, живущим за границей или просто общается с подозрительными лицами, полиция получает соответствующие рекомендации.

«Это как сеть слежки, избежать которой не может никто. Уйгуры - просто под микроскопом. Синьцзян уже давно является одним из самых контролируемых мест в мире, но сейчас избежать слежки не удается никому», - говорит Майя Ванг из Human Rights Watch, которая документально подтвердила, как осуществляется сбор данных для слежки.

Власти сочетают новинки со старыми добрыми методами слежки.

В начале 2018 года начались постоянные визиты домой к мусульманским семьям в Синьцзяне. Государственные служащие - чиновники и учителя - посещают дома местных мусульман в деревнях раз в два месяца. Остаются они в том или ином доме в течение минимум пяти дней и собирают сведения о религии и политических взглядах семей. Еще они должны учить семьи говорить по-китайски и петь национальный гимн Китая. Ничто не указывает на то, что от подобных визитов можно отказаться, утверждает Human Rights Watch.

Историк Райан Там (Rian Thum) изучает уйгуров в Синьцзяне уже 20 лет. Он сравнивает развитие ситуации в Синьцзяне с режимом апартеида в Южной Африке, потому что, по его словам, целью интенсивной слежки являются только мусульманские меньшинства провинции. Правозащитные группы подтверждают, что слежка гораздо менее активна в тех районах, где проживают в основном китайцы хань.

«Синьцзян - полицейское государство, организованное по принципу расы. Существует уровень слежки, который соперничает с имеющимся в Северной Корее, но осуществляется она по принципу расы, как когда-то в Южной Африке», - говорит Райан Там, преподаватель Университета Лойолы в Новом Орлеане в США.

Волнения в 2009 году

Для того, чтобы понять, что происходит в Синьцзяне, надо вернуться в 2009 год. Тогда разразились серьезные волнения между уйгурами и китайцами хань, которые сегодня составляют меньше половины населения.

Уйгуры долго чувствовали, что их язык, культура и религия подвергаются угнетению со стороны китайцев хань, многие из которых переехали в провинцию в последние годы. Китайцы же хань в свою очередь считали, что они несут развитие и экономический прогресс на бедную окраину Китая.

В то лето чаша гнева переполнилась, после того, как несколько уйгуров были убиты в другом месте в Китае. На пыльных улицах Урумчи завязались бои, погибло 197 человек, почти 2 000 были ранены.

Когда я несколькими днями позже приехала в провинцию, чтобы освещать беспорядки, население в городе кипело так, как будто крышка скороварки вот-вот слетит. И уйгуры, и китайцы хань попеременно увлекали меня в узкие переулки, где шептали мне в ухо злобные слова, адресованные друг другу, которые не находили пути к иностранным журналистам в той уже тогда плотно контролируемой провинции, где беседы с журналистами были и есть признак подозрительного поведения.

Беспорядки заставили режим Китая усилить меры безопасности, и без того жесткие в Синьцзяне, а после того как настроенные радикально уйгуры-мусульмане осуществили несколько терактов, потребовавших человеческих жертв, в других районах Китая, в 2014 году была начата кампания под названием «Народная война с террором», чтобы искоренить экстремизм.

Новый партийный босс прибыл из Тибета

Кампания получила иное измерение, когда в августе 2016 года к работе приступил новый партийный босс. Чен Квангво (Chen Quanguo) прибыл из другой раздираемой беспорядками китайской провинции, Тибета, где он эффективно ужесточил контроль. Сейчас пришел черед Синьцзяна. Бюджет на меры безопасности был существенно увеличен, повсюду в Синьцзяне стали появляться новые политические лагеря перевоспитания.

Адриан Ценц (Adrian Zenz) изучает этническую политику Китая в Тибете и Синьцзяне в Европейской школе культуры и теологии (European School of Culture and Theology) в Корнтале в Германии: "В марте 2017года Чен Квангво начал на тот момент самую жесткую кампанию против мусульман с ареста сотен тысяч мусульман и направления их в лагеря перевоспитания», - рассказывает Адриан Ценц.

Он собрал доказательства существования лагерей перевоспитания и их размаха, проанализировав и сравнив информацию о вакансиях, бюджетных отчетах и тендерах для лагерей местных властей в Синьцзяне. По его словам, в лагерях, существование которых режим Китая, по данным информационного агентства АР, официально отрицает, сейчас находятся от нескольких сотен тысяч до более миллиона заключенных.

«Ситуация гораздо хуже, чем в течение долгого времени, возможно со времен после «культурной революции» в Китае (1966-1976, прим. Berlingske). Люди просто исчезают, и никто это никак не объясняет. У всех уйгуров, с которыми тебе доводилось беседовать, в лагере перевоспитания есть кто-то из членов семьи или из знакомых. В Синьцзяне еще никогда так не боялись, как сейчас», - говорит Адриан Ценц.

Его задержали дома у родителей

Однажды холодным утром 23 марта Омир Бекали, по информации AP, выехал из своего дома в Казахстане в Синьцзян на работу. По пути он должен был еще навестить своих родителей, один из которых - этнический уйгур, другая - этническая казашка.

Сам Омир Бекали родился в Китае в 1976 году, но в 2006 году перебрался в Казахстан.

Когда он подъехал к одному из многочисленных КПП в провинции, то предъявил свою старую китайскую идентификационную карточку. На следующий день его задержали в родительском доме. Сначала он семь месяцев провел в обычной тюрьме, а потом его перевели в лагерь перевоспитания.

Здесь его держали взаперти в комнате с другими заключенными; и в комнате, и в туалете были установлены камеры слежения. Несколько раз в день он должен был отказываться от своей исламской веры, заниматься самокритикой и благодарить коммунистическую партию Китая.

«Мы против экстремизма, мы против сепаратизма, мы будем бороться с терроризмом», - эти слова он и остальные должны были повторять снова и снова.

Должен любить коммунистическую партию

Историк Райан Там объясняет, что лагеря перевоспитания преследуют цель изменить образ мыслей уйгуров и заставить их полюбить коммунистическую партию. Ставится также цель устранить с улицы молодых мужчин-мусульман - в особенности из-за того, что они могли бы представлять собой потенциальную угрозу стабильности в Синьцзяне.

«Это очень эффективная система, которая делает людей чрезвычайно послушными и имеет устрашающий эффект, потому что все уйгуры знают кого-то, кто исчез в этих лагерях перевоспитания», - говорит Райан Там.
Проведя всего лишь 20 дней в лагере перевоспитания,

Омир был готов к самоубийству

Но неожиданно его выпустили на свободу после в общей сложности восьми месяцев заключения. 4 декабря прошлого года он смог выехать из Китая и вернуться домой, в Казахстан.

Сначала он не хотел, чтобы журналисты из AP рассказали его историю публично. Как и многие другие, он опасался, что его родителей и сестру, оставшихся в Синьцзяне, арестуют. Но весной этого года сначала его сестру, потом отца и, наконец, и мать тоже отправили в лагеря перевоспитания. И тогда Омир Бекали передумал.

«Мне нечего терять», - сказал он корреспондентам AP.

При каких условиях возникают межэтнические конфликты и какими средствами их изживать? На эту тему много беседовал со своим учителем Львом Николаевичем Гумилевым, а также плотно проработал отечественные и зарубежные исследования, особенно американские. И, по внутреннему ощущению, достиг кондиции – не знаю никого в мире, который бы, как я, осмысливал проблемы межэтнических и межнациональных отношений с точки зрения субъектного понимания истории. Близкие трактовки есть, особенно у творчески-мыслящих марксистов и у разработчиков концепции nation-building, но основная масса путает природно-культурный «этнос» (народ) с «нацией», хотя нация – это совсем не этнос, а есть форма самоорганизации низовой субъектности (прежде всего «третьего сословия», «мелкой буржуазии», «среднего класса»). Нет «феодальных наций», поскольку в феодальном обществе собственность и власть принадлежат верхним сословиям обычно во главе с монархом, и нет опирающихся на некую «общенародную» собственность «социалистических наций», поскольку «общенародная собственность» обычно узурпируется «вождём» и номенклатурой и подминает низовых частных самодостаточных собственников-субъектников, - а есть только буржуазные нации. И когда свершилась Великая Французская буржуазная революция, то восставшее «третье сословие», взяв Бастилию, осознало себя именно «нацией» и стало скандировать на площади Nation! Nation!

Коммунистическое руководство КНР, судя по всему, так и не извлекло надлежащих уроков из прошлогодних межэтнических волнений в Тибете, когда тибетцы поднялись против засилья пришлых китайцев, прежде всего против ханьского «третьего сословия», монополизировавшего торговлю и услуги в Лхасе и в других населенных пунктах горной страны. А сейчас поднялись уйгуры, не выдерживающие конкуренции с пришлым ханьским бизнесом. И уйгуров можно понять, когда они громили ханьские банки, магазины и лавки и переворачивали-поджигали автомобили ханьцев и избивали-убивали встречных ханьцев. Накипело! Как же можно было этого кошмара избежать, не доводить до взрыва?

Ответ – в сходном опыте Сингапура и Малайзии, в которых пришлые ханьцы-предприниматели тоже монополизировали мелкий бизнес и тем самым ущемляли интересы низовой малайско-мусульманской субъектности, что ещё сорок-тридцать лет назад тоже вызывало кровавые межэтнические погромы. Но в Сингапуре и Малайзии нашлись тогда мудрые руководители-модернизаторы – китаец Ли Куан Ю и малаец Махатхир бин Мохамад соответственно, которые нашли рецепт излечения межэтнической розни. И сейчас в двух этих процветающих соседних странах – тишь и благодать. И хотя Дэн Сяопин очень уважал Ли Куан Ю и считал Сингапур некоей «социально-экономической лабораторией», в которой апробируются приемы стремительного экономического роста и эффективной национальной политики, и посылал к сингапурскому гуру своих чиновников, чтобы они фиксировали все его инновации и советы, - его методы преодоления межэтнических конфликтов так и не были осмыслены-освоены в Пекине. Метод же простой – форсированно взращивать «критическую массу» низовой субъектности в более отсталых этнических обществах, осуществлять их опережающее развитие. Напоминает «ленинскую национальную политику», но с акцентом не столько на всеобщую социализацию, сколько на адресную субъектизацию. И Ли Куан Ю, и Махатхир бин Мохамад признают в своих книгах, что использовали опыт не столько СССР, сколько США – «программу аффирмативных действий», направленную на взращивание массового афроамериканского и испаноязычного «среднего класса», что в конечном счете заблокировало межрасовый антагонизм в Америке и позволило Бараку Обаме стать первым чернокожим американским президентом.

В результате китайцы в Сингапуре под руководством Ли Куан Ю наладили нормальные отношения с мусульманами-малайцами, да и малайцы в соседней Малайзии под руководством Махатхира бин Мохамада обуздали китайских экстремистов и создали более-менее сплоченную процветающую многоэтническо-многоконфессиональную страну. Этнический китаец Ли Куан Ю озаботился, например, отставанием малайских школьников от ханьских по успеваемости и по IQ. Сингапурские ханьцы привыкли считать малайцев-мусульман тупыми и потому неспособными к бизнесу, малайцы отвечали ненавистью, как ныне тибетцы или уйгуры. Ли Куан Ю понимал, что если такие отношения между общинами сохранятся, то благополучное государство не построить. Надо подтянуть малайцев к ханьскому уровню! Он собрал авторитетов малайской общины на разговор с правительством по этому вопросу. Решили организовать для наиболее способных малайских школьников индивидуальные занятия с педагогами, выделить квоты для студентов-малайцев в вузах Сингапура, США и Европы. Кроме того, были установлены квоты для малайцев в руководстве ханьских фирм. И расселяли малайцев и ханьцев в новых комфортных домах вперемешку, чтобы не образовывались компактные этнические анклавы. Впрочем, каждый может почитать, как сглаживались межэтнические неравенства в Сингапуре и Малайзии, поскольку книги Ли Куан Ю и Махатхира бин Мохамада обильно представлены на сайтах Рунета. А вот пекинские руководители не сумели научиться у своего мудрого соплеменника Ли Куан Ю социально-экономическим приемам профилактики межэтнической вражды – и провалились и в Тибете, и в Синьцзяне!

Ранее Коммунистическая партия Китая проводила вполне интернациональную политику, как в своё время и Коммунистическая партия Советского Союза. Во главу угла ставилась задача всеобщей социализации, а решение не менее важной задачи субъектизации или вообще не предусматривалось, или откладывалось на неопределенное будущее. Однако в ходе постепенной либерализации общества в СССР («перестройка») и в КНР не удалось избежать вспышек межэтнической розни. В чем же политическая ошибка советских и китайских коммунистов?

При жестком административно-командном режиме в СССР и КНР благодаря репрессиям и уравнительству в нищете тоже царили межэтническая тишь и благодать, я в 1950-1960-ые годы пешком в одиночку обошел Кавказ и Среднюю Азию, ночевал в саклях и юртах, никакого недоброжелательства не испытывал, а скорее дружелюбие. Сохранявшие тогда пассионарность коммунисты могли возбуждать энтузиазм строителей утопии и последовательно подавляли русский «великодержавный шовинизм» и местный «буржуазный национализм», и отношения между русскими и этниками («нацменами») вроде бы гармонизировались, и самых способных этников продвигали в вузы и в руководство, остальные жили в равенстве, пусть и колхозном и пролетарском, и в мыслях не держали стремиться к обособлению своего этноса и освобождению его из-под власти центра. Даже в книжных магазинах, в том числе на Украине, навалом лежали книги на местных языках, их никто не покупал, все брали книги на русском, инстинктивно стремясь скорее социализироваться в среде общегосударственной культуры и политики. Короче, стимулировалась социализация этников (бесплатные образование, здравоохранение, и т.п.), и до поры до времени всё было в порядке.

А вот с субъектизацией вышла промашка. В СССР в годы «перестройки» предпринимались робкие попытки форсированно взрастить низовую субъектность через развитие кооперативного движение, в КНР же благодаря «четырём модернизациям» Дэн Сяопина субъектизация вроде пошла очень успешно (хотя радикалам казалось, что она-де не идёт достаточно быстро, и нетерпение молодежи привело к трагическим событиям на площади Тяньаньмэнь в мае-июне 1989 года). На окраинах же – в Тибетском и Синьцзян-Уйгурском автономных районах – возник разрыв между экспансирующей китайско-ханьской торгово-предпринимательской субъектностью и местным коренным населением, которое мало что могло ей противопоставить. Ведь нарождающийся ханьский капитал, приходя в Тибет или Синьцзян, заведомо превосходил местное предпринимательство, и получилась типичная ситуация «внутреннего колониализма». А китайские коммунисты, убаюканные сводками об успехах всеобщей социализации среди нацменьшинств, почивали на лаврах и не выработали ничего похожего на «программу аффирмативных действий» для тибетцев и уйгуров (я, например, не слыхал). И жестоко расплачиваются за это. И неясно, поймут ли они свою ошибку.

И вот в воскресенье 5 июля 2009 года уйгурская молодежь устроила погром ханьцев в столице Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР). Александр Ломанов сообщает в статье «Кровавые игрушки: Погром в Урумчи спровоцировали через Интернет» (Время новостей, Москва, о7 июля 2009 года, № 118 /2242/, стр. 1, 5):

«Вчера столица расположенного на северо-западе Китая Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) приходила в себя после беспрецедентных по размаху кровопролитных межэтнических беспорядков, которые вспыхнули в Урумчи в воскресенье вечером. Власти сообщили о гибели не менее 140 человек, еще 828 были ранены. Погромщики сожгли 190 автобусов, десять такси, две полицейские машины, разгромили и разграбили 203 магазина и 14 частных домов. Несколько сотен участников беспорядков арестовано, полиция разыскивает 90 наиболее опасных зачинщиков.

По свидетельствам очевидцев, толпа молодых уйгуров начала собираться в центре Урумчи около половины седьмого вечера по местному времени в воскресенье. Первые погромы начались около восьми часов, когда вооруженные ножами, палками, кирпичами и камнями демонстранты, которых было около тысячи, начали шествие по городу. Их главной мишенью стали ханьцы -- то есть этнические китайцы. Крупнейшая в Урумчи Народная больница сообщила, что приняла 291 пострадавшего (17 позднее скончались), среди них было 233 ханьца и 29 уйгуров, остальные принадлежали к другим этническим меньшинствам многонационального Синьцзяна.

По официальной версии, направленную против ханьцев волну насилия спровоцировали зарубежные уйгурские организации, стремящиеся к отделению Синьцзяна от Китая. Ныне исповедующие ислам этнические уйгуры составляют менее половины 20-миллионного населения СУАР. В двухмиллионной столице СУАР доля этнических китайцев превышает 70%. Часть уйгуров недовольна постоянным притоком переселенцев из Китая. Уйгурские эмигрантские организации утверждают, что полиция открыла «беспорядочный огонь» по «мирной демонстрации», требовавшей расследования недавнего инцидента на юге Китая, жертвами которого стали уйгуры.

Председатель правительства СУАР Нур Бекри заявил вчера утром, что беспорядки в Урумчи вспыхнули вслед за конфликтом между гастарбайтерами из Синьцзяна и местными работниками на фабрике игрушек в городе Шаогуань в провинции Гуандун, который произошел в ночь на 26 июня. Все началось с появления на местном веб-сайте информации о том, что шестеро юношей из Синьцзяна прямо на фабрике «изнасиловали двух невинных девушек».

Разгорелся межэтнический конфликт, погибли два уйгура, пострадали 118 человек. В минувший вторник полиция сообщила, что арестовала человека, который разжег страсти сообщением об изнасиловании, -- бывший работник фабрики по фамилии Чжу якобы «сфальсифицировал информацию, чтобы выразить недовольство» тем, что не смог найти новую работу после увольнения.

Примечательно, что конфликт произошел за несколько тысяч километров от Синьцзяна -- в противоположном углу Китая, на экономически развитом юго-востоке, который как магнит притягивает иностранные инвестиции (работающая на экспорт фабрика игрушек принадлежит гонконгскому бизнесмену). Китайские власти призвали тамошних предпринимателей активнее нанимать рабочих из менее развитого Синьцзяна, чтобы дать жителям национальной окраины возможность получить более высокую зарплату. В мае руководство фабрики игрушек наняло в Синьцзяне 800 человек, но, похоже, местные работники встретили гостей без энтузиазма.

Глава правительства китайского Синьцзян-Уйгурского автономного района Нур Бекри заявил, что событиями на юге страны воспользовались «зарубежные враждебные силы», стремящиеся разжечь беспорядки, подорвать этническое единство и социальную стабильность в Синьцзяне. Власти объявили, что за насилием в Урумчи стоит эмигрантский «Всемирный уйгурский конгресс», который возглавляет 62-летняя уйгурка Ребия Кадыр (Rebiya Kadeer). Она занималась бизнесом в Китае, в 1999 году ее арестовали по обвинениям в подрыве национальной безопасности. Стремясь улучшить отношения с Вашингтоном, китайские власти отпустили ее под залог в марте 2005 года, после чего г-жа Кадыр отправилась в США.

Теперь власти КНР утверждают, что зафиксировали на днях ее телефонные переговоры с собеседниками внутри Китая. Ребия Кадыр якобы призывала единомышленников «быть храбрыми» и «совершить нечто грандиозное».

Призывы к проведению акции протеста в Урумчи уйгурские националисты начали распространять в Интернете в минувшую субботу. Быстрота отклика и трагический характер последствий показали, что современные средства коммуникации могут превратиться в опасное орудие дестабилизации Китая -- националистические настроения среди молодежи столь сильны, что даже небольшая искра грозит кровопролитием. Вчера власти отключили в Синьцзяне доступ в Интернет. Заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев заметил «Времени новостей»: «Для экспертов масштаб происшедшего стал неожиданностью, хотя сообщения об инцидентах в Синьцзяне поступали на протяжении многих лет. Эта история служит предостережением, что в Китае возможны не только массовые выступления против коррупции местных властей, но и опасные этнические столкновения, чреватые эскалацией эмоций».

По свидетельству эксперта «ВН», тема событий в Урумчи заняла важное место в китайских интернет-блогах: «Ханьцы откровенно высказывают неприязненное, пренебрежительное отношение к уйгурам, называют их «воришками» и «преступниками». Однако уйгуры и народности Синьцзяна за годы и десятилетия также накопили свои причины для недовольства -- им кажется, что в своем собственном краю они становятся маргиналами по мере роста присутствия ханьцев. Эти события показали, что уровень межэтнической гармонии оказался весьма низким и данную проблему не решить лишь за счет экономического подъема».

Похожий всплеск межэтнической неприязни произошел в марте 2008 года в другом этническом автономном районе Китая -- в Тибете. Тогда массовые беспорядки в Лхасе начались с демонстрации тибетцев в память о годовщине антикитайского восстания 1959 года, поражение которого привело к бегству в Индию их духовного вождя далай-ламы. Через несколько дней в Лхасе начались массовые беспорядки и погромы, направленные против этнических китайцев -- прежде всего торговцев -- и их имущества. Властям пришлось силой восстанавливать порядок, погибли 22 человека, включая полицейского. Пекин назвал те события «заговором» сторонников независимости Тибета.

Впрочем, в преддверии прошлогодней Олимпиады китайские власти назвали главной угрозой безопасности именно уйгурских боевиков-сепаратистов. В марте 2008 года власти рассказали, что предотвратили теракт на борту пассажирского самолета, летевшего из Урумчи в Пекин, -- молодая уйгурка с пакистанским паспортом пронесла на борт легковоспламеняющуюся жидкость и попыталась поджечь ее в туалете. А в августе, за пару дней до открытия Олимпийских игр, два боевика напали на полицейский участок в синьцзянском городе Кашгар, тогда погибли 17 человек».

МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Если встать на субъектную позицию «честного маклера», то что можно посоветовать синьцзянцам? Конечно, произошел всплеск не уйгурского национализма, а уйгурского досубъектного этнозоологизма. А погромщиков-этнозоологистов надо подавлять пусть не с абсолютной, но по крайней мере с разумной беспощадностью. Так устроены люди, что иногда приходится убивать сотни, чтобы спасти сотни тысяч. Так что спуску погромщикам ни в коем случае давать нельзя. Удивительно, но у меня создается впечатление, что неудовлетворительно показали себя китайские органы государственной безопасности, которые даже не сумели внедрить сеть своей агентуры в уйгурское подполье, безусловно ответственного за беспорядки. Как можно управлять государством, не занимаясь оперативной профилактикой?!

А что касается стратегии гармонизации межэтнических отношений в многоэтническом обществе Синьцзяна, то здесь не надо изобретать велосипед - надо просто взять на вооружение успешный опыт США, Сингапура, Малайзии. Читайте книги-учебники таких гуру современной политики модернизации в многоэтнических странах, как сингапурский лидер Ли Куан Ю и малайзийский лидер Махатхир бин Мохамад. Совместный бизнес ханьцев с аборигенами - лучшее лекарство от неравенств и сопутствующих фрустраций. Ненавижу пустые призывы к "дружбе народов"! А вот если правом банковской подписи любой фирмы в районах компактного проживания этников будут обладать двое - один из этников и другой из представителей стержневого этноса (уйгур и китаец) - то, с одной стороны, исключается доминирование более продвинутых ханьцев, а с другой стороны опережающе взрастает уйгурская низовая субъектность. Так делали в Сингапуре и Малайзии и отчасти в США. И у нас в России в национальных республиках тоже целесообразно применять это правило двух разноэтнических банковских подписей. Например, если фирма регистрируется в Чечне, то одна подпись - чеченца, а другая - русского (или еврея, немца, якута, чукчи). Тогда волей-неволей русские в Чечне будут не изгоями, а равноправными (хотя бы формально, но и это неплохо) бизнес-партнерами. Рецепт универсален и уже сработал как в США, так и в модернизированной ЮВА. Чем хуже в этом плане КНР и РФ?

Уйгуры верят, что, согласно преданиям, на месте пустыни Такламакан («пустыня смерти», «родина Тохаров», «войдешь и не вернешься»), расположенной в центре Уйгурского региона, в античные времена была своя цивилизация, и что предки уйгуров родом именно из тех мест.

Исторически Восточный Туркестан формирует со Средней Азией один этнокультурный регион. Тюркоязычные народы близки по культуре и истории к народам центральноазиатских республик. Особенно тесно традиции, обычаи, национальная одежда, традиционная музыка и музыкальные инструменты, кулинарные изыски и многое другое связывают уйгуров с узбеками. У уйгуров в ходу даже мнение, что узбеки, уйгуры, турки и татары — «одного поля ягоды», а киргизы и казахи — «соседнего». Однако размышлениями на тему «что есть узбекское, а что уйгурское» заниматься не буду, поделюсь только фактами из многострадальной жизни уйгуров и событиями, происходящими в современном уйгурском обществе. Все нижеописанное основано на собственных наблюдениях и изучении реальных событий.

НОВЫЕ РУБЕЖИ

В античные времена хорошо развитая Уйгурская цивилизация оказывала огромное влияние не только на Среднюю Азию, но и на Китай. Однако в ХVIII веке уйгуры под натиском маньчжурских китайцев потеряли независимость. Оккупированные территории стали называться Синьцзян, что с китайского означает «Новые рубежи». С тех самых пор, как утверждают уйгуры, против завоевателей то и дело вспыхивали повстанческие мятежи.

В 1949 году началось переселение китайцев в Восточный Туркестан, в результате чего отношения между коренным населением и китайскими переселенцами ухудшились. Сегодня напряженные отношения между уйгурами и китайцами выражаются не только в форме повстанческих мятежей уйгурских сепаратистов в Синьцзяне, но и в столкновениях и неприятии друг друга в повседневной жизни. Китайцы, к примеру, с неохотой питаются в уйгурских ресторанах, редко ездят по исконно уйгурским городам, таким, как Кашгар, Турпан, Или, Хотан. Уйгуры, в свою очередь, не ездят в другие провинции из-за того, что им будет сложно найти ресторан или кафе, где пища приготовлена строго по мусульманским законам, они избегают китайских заведений общепита, где еда в основном готовится из свинины. Уйгуры называют китайцев «кофир» (неверный), избегают пользоваться услугами китайцев-таксистов, предпочитая платить деньги «своим», не уступают представителям этого народа дорогу. «Рукопашные бои», особенно между китайской и уйгурской молодежью, можно наблюдать даже в таком экономически и культурно развитом городе, как Урумчи. О свадьбах между представителями этих двух наций можно и не упоминать – это табу: для китайца считается категорически неприемлемым заводить уйгурскую невесту или жениха. И наоборот. Хотя прецеденты создания браков между уйгурами и иностранцами есть.

САМАЯ БОЛЬШАЯ КИТАЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ

Уйгурский автономный округ или Восточный Туркестан, расположенный по соседству с республиками Средней Азии, Монголией и Россией, является самой большой провинцией Китая. Согласно официальной статистике, в регионе проживает чуть больше 16 миллионов населения, добрую половину которого составляют китайцы (ханцзы), другую часть — мусульманское население, а именно — 42 процента уйгуров, в остальные 8 процентов входят этнические казахи, дунгане, киргизы, узбеки, таджики, русские и представители других народов. Уйгуры считают, что на самом деле их намного больше, но китайское правительство скрывает реальные данные. По сути, китайский контроль за рождаемостью (одна семья – один ребенок) не затрагивает этнические группы, однако рождаемость среди коренного населения резко уменьшилась и приводит к полной ассимиляции уйгуров, что соответствует демографической политике китайских властей. Данная ситуация рассматривается международными организациями как геноцид народа, долгие века проживающего на этой территории.

Притом, что регион богат природными ресурсами, флора и фауна изобилует разнообразием, уйгуры живут в нищете. Большая часть ресурсов переправляется в восточные регионы Китая для военного оснащения страны, а не на борьбу с бедностью и безработицей. Многие ключевые позиции во власти, государственные посты занимают китайцы. Работающие в государственных структурах мусульмане были неофициально предупреждены об увольнении в случае посещения мечети. Количество уйгурских студентов, обучающихся за пределами Синьцзяна (например, в пекинских или тьянжинских университетах), чрезвычайно мало, из-за чего уйгуры чувствуют себя изгоями. В разговоре с одной уйгурской студенткой из Тьянжинского университета выяснилось, что национальные меньшинства в университете регулярно притесняются, несмотря на то, что их представители – в числе лучших студентов. В итоге эта девушка была вынуждена бросить учебу и вернуться в родной Синьцзян.

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ КИТАЙСКИЙ

Многие уйгуры из политических соображений отдают детей в китайские школы, где их обучают только китайской грамоте. Таким образом, новое поколение уйгуров не в состоянии прочесть арабскую вязь, и намного грамотнее общаются на китайском языке, нежели на родном уйгурском. Кроме того, свою роль сыграло и изменение в семидесятых годах прошлого века письменности. В то время уйгуры использовали латиницу (до сих пор старые журналы и книги, написанные на латинице, можно найти в подземных переходах в Урумчи), затем перешли на арабскую письменность. Одни специалисты склоняются к тому, что это было сделано для предупреждения воссоединения тюркских народов Советского Туркестана с жителями Восточного. Другие утверждают, что в то время был созван совет уйгурских ученых, на котором было решено принять арабскую письменность, применявшаяся уйгурами с момента принятия ислама в десятом веке.

Не в последнюю очередь и поэтому степень образованности уйгурского населения оставляет желать лучшего. Так, по моим наблюдениям, многие люди среднего возраста кроме бытовой жизни, торговли и выживания в суровых условиях нищеты, не имеют представления о многих вещах, происходящих как в самой стране, так и за ее пределами. Нелюбовь к китайцам, китайскому языку и ко всему китайскому вполне объяснима, но это не может оправдать безграмотность и неосведомленность элементарными знаниями в области географии, биологии, физики и так далее. И это притом, что несколько веков назад уйгурская империя считалась самой развитой и мощной в азиатском регионе.

БУНТЫ С РЕЛИГИОЗНЫМ ОТТЕНКОМ

В 90-х годах прошлого столетия в Синьцзяне активно действовали сепаратистские группы, имели место редкие случаи терроризма, вспыхивали спонтанные мятежи. Памятными для населения уйгурского автономного региона оказались даты, когда в 1990 году взорвался автобус в Кашгаре, а в 1992-м — в Урумчи. Когда власти запретили мусульманам посещать мечети, в пригороде Кашгара прошли бунты и акции протеста. Религиозный оттенок приняло и восстание 1995 года в Хотане, когда власти решили сменить имама.

Но самыми серьезными стали волнения в приграничном с Казахстаном городке Инин, произошедшие в 1997 году. Демонстрации мусульман, требовавших от властей возврата своих религиозных прав, закончились открытым восстанием, которое было жестоко подавлено китайской армией. Немногие сегодня осмеливаются вспоминать о тех временах. Между тем, недавнее сообщение о разгроме в Синьцзяне центра подготовки террористов уйгурского «Восточного Туркестана», квалифицированного в 2002 году ООН как террористическая организация, общественностью воспринимается не чем иным, как ширмой для очередного истребления местного населения.

Китайцы ошибочно относят уйгурский сепаратизм к исламской религии. Прикрываясь борьбой с терроризмом и радикальными исламистскими группами власти угнетают весь народ. А у уйгуров практически нет никакой возможности пропагандировать свои идеи. Так, к примеру, из-за ограниченных источников информации мало кто знал о номинировании в конце 2006 года успешной бизнес-леди, политика и борца за права и свободу уйгурской нации Рабии Кадыр на нобелевскую премию мира. И даже те, кто знал, помалкивали об этом.

Китайские власти, напротив, достаточно хорошо проводят «идеологию в массы», строя в Уйгурском автономном округе менее религиозное общество. Преследуется свобода вероисповедания, проводятся всяческие мероприятия для ограничения «религиозности», среди мусульманского населения культивируется понятие «светского общества». Дабы ограничить посещение школьниками пятничной молитвы, во время каникул мальчикам строго наказано приходить в школу. Во время праздников работающим уйгурам в виде подарков выдается алкоголь — китайская водка со специфическим запахом — «baijiu», что с китайского языка переводится как «белый ликер» или «белый дух».

На первый взгляд, права мусульман Синьцзяна властями не ущемляются. Повсеместно, даже в маленьких городах, можно видеть открытые двери мечетей, людей, приходящих на вечернюю молитву. Но говорят, что все мечети находятся под строгим контролем, а имамы назначаются только властями. Одна уйгурская семья посоветовала нам не делать благотворительные взносы — «закят» — самой мечети, так как деньги разворовываются служителями «дома божьего», а напрямую передать их бедным семьям.

В Урумчи есть и православная церковь, основанная русскими переселенцами, перебравшимся в Восточный Туркестан в тридцатые годы прошлого столетия. Посещающие эту церковь китайцы не преследуются, если только они не состоят в коммунистической партии Китая. Однако миссионеры, прибывшие из Америки, не могут открыто вести свои проповеди и обращать «неверующих» в христианство. Ибо власти уверены, что под предлогом изучения китайской и уйгурской культур и языков американские проповедники подпольно выполняют свою миссию, что противоречит законам коммунистической партии.

МЕЖДУ ТЕМ, УРОВЕНЬ ЖИЗНИ РАСТЕТ

Несмотря на все факты угнетения уйгуров, ущемления их религиозных прав, вмешательства во внутренние дела Уйгурского региона, который приобрел статус «автономного» в 1955 году, газеты, журналы, телерадиопередачи выходят здесь на уйгурском языке, а при университетах, школах и частях китайской армии, дислоцированных в уйгурском автономном округе, открыты специальные столовые, кафе и рестораны для мусульман.

Кроме того, китайские власти прилагают все больше усилий для повышения уровня жизни в Уйгурском регионе, развития промышленности, экспорта, привлечения иностранных капиталов, для чего в 1994 году Урумчи был назван специальной экономической зоной. В глубинках все больше стали ездить на автомобилях, нежели на античных средствах передвижения. Бизнес и торговля, особенно со странами Средней Азии и России, развиваются. Многим городам выделяются государственные субсидии. Таким образом, нельзя игнорировать факт, что уровень жизнь населения в Синьцзяне за последнее десятилетие значительно улучшился.

Тем не менее, прилагаемые китайскими властями усилия для умиротворения и улучшения положения в этом регионе приветствуются далеко не всеми правоверными мусульманами, для которых жизнь по законам предков и пятничная молитва важнее накопления богатства, которое они не могут забрать с собой на Тот свет.

И У СТЕН ЕСТЬ УШИ

В целом, добыть какую-либо информацию довольно сложно, так как китайские власти предприняли все необходимые меры для пресечения утечки. Люди говорят, что в Китае даже у стен есть уши, и иностранцы, прибывшие в поисках каких-либо сведений об уйгурах и их положении, строго предупреждаются: «Мол, помалкивайте в ваших же интересах и ради нашей безопасности». В приватных разговорах люди могут критиковать коммунистов, систему, но открыто поддерживать или бороться за независимость уйгурского народа практически невозможно даже в кругу одной семьи — под угрозой ареста. Как нам рассказали, среди уйгуров также имеются свои «почтальоны», ради маломальского поощрения и «государственной безопасности» доносящие в нужные инстанции разговоры соседей и друзей. Все Интернет-сайты из разряда, к которому относятся BBC, Wikipedia, Human Rights Watch, а также все сайты, посвященные уйгурам, местными провайдерами блокируются.

Уйгуры – восточно-турецкий народ, упоминаемый в китайских летописях с 4 века после Рождества Христова. По мнению некоторых ученых, уйгуры называли себя прежние турецкие народы, и название «уйгуры» тождественно с названием финских угров, или югров: при движении на запад турки смешались с финнами и дали свое имя нескольким финским народностям. Но эта теория не может считаться доказанной.

В средние века уйгуры разделялись на две ветви: одна кочевала в , в бассейне , другая поселилась в Восточном Туркестане, где подверглась влиянию китайской культуры и религиозных учений, распространявшихся из () и западной Азии (зороастризм, манихеизм, несторианство, впоследствии ислам). В китайских летописях северные уйгуры упоминаются под названиями гао-гюй, хой-ху и хой-хэ.

В 8 веке, после распадения государства турков-огузов, уйгуры достигли первенствующего положения в и образовали сильное государство, просуществовавшее около ста лет (744 – 840 годы). Им принадлежит основание города Каракорума, развалины которого существуют и теперь и размерами значительно превосходят развалины города того же имени, построенного в 13 веке . Среди развалин сохранился памятник начала 9 века с надписями (китайской и турецкой), открытый Ядринцевым в 1889 году. Из надписей видно, что северные уйгуры, подобно своим южным соплеменникам, подчинились влиянию западных религиозных учений и что уже тогда рядом с древнетурецким алфавитом употреблялся алфавит сирийского происхождения, получивший потом название уйгурского.

Подобно другим кочевым владетелям Монголии, уйгурские ханы вели постоянные войны с китайцами. В 840 году они были разбиты , жившими в бассейне Верхнего , и бежали на юг, в Восточный Туркестан и Тангоут. Об их судьбах в течение следующих веков существуют только догадки.

В эпоху появления монголов (начало 13 века) упоминается только одно уйгурское владение, в Восточном Туркестане, с городами Бишбалык (развалины около Гучена) и Кара-ходжа (развалины в 30 километрах к востоку от Турфана). Владетель носил титул идикута, был вассалом кара-китайских гурханов, отложился от них в начале 13 века и в 1209 году добровольно подчинился Чингисхану.

Уйгурская культура имела значительное влияние на монголов. Во всех государствах, основанных монголами, уйгуры еще в 14 веке и частью в 15 веке сохраняли влиятельное положение, в качестве чиновников монгольских канцелярий и воспитателей монгольских царевичей и других знатных юношей. От уйгурского алфавита происходят алфавиты монгольский и маньчжурский.

Уйгуры были частью буддистами, частью несторианами и считались самыми ожесточенными врагами ислама. В половине 13 века один из идикутов был казнен за намерение перебить в один день всех мусульман в Бишбалыке.

Владение идикутов упоминается еще во второй половине 13 века, но в уменьшившихся пределах. Под властью идикута оставались только город Кара-ходжа и его округ. Восточная часть (Хами) отошла к , западная (Бишбалык) – к Джагатайскому государству, в состав которого потом вошел и Турфан. Ислам постепенно (с 15 века) вытеснил последние остатки буддизма и несторианства; уйгурский алфавит был вытеснен арабским.

В настоящее время название «уйгуры» существует у многих турецких народов, в качестве названия отдельного рода. Как народное название, оно употребляется только двумя народцами, на границе Тибета – кара-уйгуры и сарыг-уйгуры. Первые говорят по-монгольски, вторые сохранили турецкий язык. Выяснению истории уйгуров и их культуры будут способствовать сделанные в последние годы археологические открытия, научная разработка которых только начата. Кроме развалин построек, найден целый ряд уйгурских рукописей, частью буддийских религиозным текстов (иногда - санскритские тексты с уйгурской транскрипцией), частью деловых документов.

Уйгуры являются коренным народом тюркского Восточного Туркестана. Это сформировавшаяся средневековая народность, у которой есть свой язык, культура и традиции. Среднеазиатские народы называют уйгуров кашгарцами, китайцы - чантоу, монголы - хотонами. На протяжении долгого времени страна, которую образовали племена уйгуров, называлась Уйгурстан или Уйгуристан, Могулия, Кашгария, Малая Бухария и Восточная Татария.

Где живут

В Китае уйгуры являются вторым крупнейшим тюркским мусульманским народом. Они населяют основные территории северо-запада КНР, пограничные районы Киргизии и Казахстана. В Турции существует крупная диаспора уйгуров. Есть такие общины и в ОАЭ, Пакистане, Бельгии, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швеции, России, Австралии и Японии. Уйгурские общины образуют традиционные самоорганизации, составляющие один или несколько кварталов в городе под названием малля. Во главе стоят старшины жигит-беши, которых народ выбирает сам. Обычно такие общины являются членами уйгурских общественных организаций, объединенных во Всемирный уйгурский конгресс.

Численность

В Китайской Народной Республике проживет около 11 миллионов уйгуров. 7 000 человек - на юго-востоке КНР в провинции Хунань. За пределами Китая проживают около 5 000 человек, большая часть из них заселяет сопредельные с Китаем страны Средней Азии, где их насчитывается более 300 000: 248 000 в Казахстане, 50 000 в Киргизии, 20 000 в Узбекистане и около 3 000 в Туркмении.

Название

Есть несколько версий происхождения этнонима «уйгур»:

  • по версии тюркского филолога Махмуда Кашгари, Александр Македонский называл противостоящих ему в Центральной Азии всадников «худхуранд», что переводится как «подобные соколу, от которых ни один зверь не может ускользнуть». Со временем это слово сократилось до «худхур», которое позже превратилось в «уйгур»;
  • историк Абулгази в своей летописи «Родословное древо тюрков» вывел этот этноним из тюркских корней и писал, что словом «уйгур» племена назвал легендарный герой и прародитель огузских племен Огуз-хан. В переводе с тюркского он означает «сторонник, присоединившийся, идущий вслед».

История

Исторически этнос уйгуров был образован из территориально отдаленных друг от друга групп населения, которые часто были разного этнического происхождения. Все они проживали на территориях региона Восточного Туркестана. И сегодня уйгурский этнос делится на большое количество этнографических групп:

  • лобнорцы
  • доланы
  • турфанцы
  • хотанцы
  • кашгарцы
  • аксуйцы
  • комульцы
  • яркендцы
  • чугучакцы
  • атушцы
  • учтурфанцы
  • кульджинцы
  • полурцы
  • мачины
  • абдалы
  • корлинцы
  • кучарцы

У каждой группы свои особенности культуры. Основная часть этносов была сформирована как этно-территориальные группы, из-за большого расстояния между оазисными древними поселениями, которые разделялись между собой непригодными для жизни человека частями пустыни Такла-Макан. Некоторые образовались в результате племенного деления.


Китайские генетики провели исследования, которые показали, что уйгуры на 60% принадлежат к европеоидной расе и на 40% - к монголоидной. По их оценке, смешение произошло около 126 поколений назад (2520 лет назад). Позже они провели другую научную работу, которая показала 30% принадлежности к европеоидной расе. Детальные исследования выявили, что народность уйгуры состоит из многих компонентов в разных пропорциях. Процент европеоидной и монголоидной рас отличается в зависимости от места жительства уйгуров. Генетически уйгуры больше схожи с жителями Восточной Азии.

Внешность

Уйгуры шьют одежду в основном из хлопчатобумажных тканей. Праздничную одежду изготавливают из шелка, сукна и бархата. Лобнорцы носят одежду, пошитую из кендыря. Зимой надевают халаты, подбитые шкурками уток. Таглыки раньше производили ткани и одежду из шерсти.

В качестве нижней одежды мужчины носят длинные распашные рубахи с широким длинным рукавом и очень широкие шаровары, которые собираются на шнурке в области пояса. Турфанцы надевают под рубаху короткую рубашку до пояса (калта хантай). Верхним платьем служит халат чапан различных цветов и стеганая на вате, короткая кофта хамча. Чапан шьют на подкладке и покрывают хлопчатобумажной материей, полосатой или темного цвета. У горла и на груди есть застежки, иногда пришиваются пуговицы на шнурке, сложенном вдвое. Пришивается такой шнурок по всей ширине борта. С другой стороны халата он заканчивается петлей.

Зимой уйгурские мужчины носят штаны с ватной подкладкой, подбитые мехом широкие кожаные штаны, бараньи шубы. При езде верхом в штаны заправляют полы шубы или халата. Халат, рубаху и кофту зимой подвязывают поясом, сделанным из свернутого платка. Иногда с левой стороны к поясу подвешивали нож в ножнах, трубку с кисетом или платок. На ноги обувают кожаные чувяки, сафьяновые или кожаные мягкие ичиги красного или зеленого цвета. Если нужно было выйти на улицу, на них надевали галоши (кепиш). Многие носили кожаные, очень высокие сапоги на каблуке с языком спереди, который закрывал колено. На ноги надевали чулки из маты, в холодную погоду их заменяли шерстяными чулками (пайпак).


Головным убором уйгурам служит тюбетейка (борюк, или допа). Старинные вышивные тюбетейки состояли из широкой части цилиндрической формы, с конической или круглой верхушкой. По краю тюбетейку обшивали полоской из вышитой материи. Сегодня все чаще носят квадратные небольшие тюбетейки. Теплые шапки тумаки изготавливают с меховым околышем и на меховой подкладке из выдры и барашка.

Женская национальная одежда состоит из длинного платья туникообразного прямого кроя на кокетке, с прямыми проймами для рукавов и стоячим воротником. Рукава шьются длинными и широкими, иногда с манжетами. Сверху платья надевают безрукавку, которая обшивается каймой в области бортов и воротника. Шаровары снизу широкие и перехвачены у щиколотки, иногда украшены снизу цветной лентой или вышивкой. У платья спереди есть застежка. Раньше девушки носили платья с разрезом в области плеч, а борта и ворот обшивали по разрезу цветной тесьмой, завязывали тесемками или застегивали пуговицами. Замужние женщины из Хотана и Курля, у которых есть дети, украшали платья в области груди нашивками из лент.

Верхняя одежда женщин от мужской отличается отсутствием пояса и более яркими цветами. Помимо стеганой короткой кофты, женщины носят безрукавки и кофты маньчжурского кроя, которые отличаются вырезом ворота и широкой правой полой. Зимняя одежда от мужской не отличается. Бедняки часто носили одну шубу на двоих. Маленьким детям шьют комбинезоны, в которых вместе соединены рубашка, чулки и штаны.


Женщины заплетают волосы в косы. Раньше девушки делали прямой пробор, на лбу оставляли челку и заплетали пять кос. Две косы женщинам разрешалось носить только после рождения ребенка или проведения особого обряда плетения волос. В Турфане такая прическа разрешалась после рождения троих детей. В концы кос вплетаются шелковые черные шнурки с кистями. Иногда вместо них вплетают шелковые шнурки и кисти черного цвета, украшенные ювелирными серебряными подвесками. На голову девушки и женщины надевают тюбетейки, которые от мужских отличаются более богатой вышивкой с бисером и бусами. В холодное время года носят меховые шапки с более широким околышем, чем на мужских. На спину из-под шапки спускается большое покрывало белого цвета, выполненное из маты или кисеи. С передней стороны из-под шапки опущен белый платок из прозрачной кисеи, часто окаймленный кистями и вышитый по краям. Женщины из богатых семей носили шапки с меховым околышем.

Лобнорские женщины поверх шапки накидывают белое покрывало и повязывают его ниже подбородка. В 19 веке уйгурские женщины еще носили шапочки из утиных и лебяжьих шкурок перьями наружу.

Одежду украшают пуговицами, отделанными серебром или золотом, очень часто на одежде делают вышивку в области ворота, кантов и кокетки платья. Из украшений женщины носят кольца с полудрагоценным или драгоценным камнем, браслеты и серьги из драгоценных металлов. Популярны коралловые и стеклянные бусы.


Язык

Уйгурский язык относится к тюркской языковой группе, современный язык уйгуров называется новоуйгурский и считается преемником уйгурско-караханидского языка.

Новоуйгурский делится на множество говоров и следующие диалекты:

  1. лобнорский
  2. центральный
  3. хотанский

Уйгуры на протяжении всей своей истории сменили несколько письменностей. Предки уйгуров примерно в 6 веке, на основе согдийского создали древнеуйгурское письмо. Широко распространилось уйгурское письмо среди восточных народов: маньчжуров, монголов и тюрков и позже стало одним из официальных письменностей Монгольской империи державы Тимуридов. Некоторые группы уйгуров использовали этот вид письма до 16 века.

С 10 века, после того, как часть коренного населения Восточного Туркестана приняла ислам, среди уйгуров распространилась арабская письменность, которая окончательно вытеснила древнеуйгурское письмо в 16 веке. Уйгуры Восточного Туркестана и по сей день используют арабское письмо. В Центральной Азии уйгуры пользуются письмом на основе кириллицы, которая была введена в советское время.


Религия

Древние уйгуры исповедовали буддизм, тенгрианство и манихейство. В 10 веке, в период караханидского правления, часть уйгуров приняла ислам. Сегодня основная часть верующих уйгуров мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба.

Жизнь

Уйгуры издавна занимаются земледелием, торговлей, различными ремеслами, отгонным и пастбищным животноводством. Лобнорские уйгуры занимаются охотой и рыболовством.

Жилище

Жилища уйгуры строят из сбитой глины с соломой или сырцового кирпича. В местах проживания уйгуров, где есть леса, каркас домов делают из дерева и набивают его глиной. Ставят стены без фундамента или делают его из булыжника. Крыша плоская, устанавливается на балках, расположенных поперечно и продольно. Сверху на них укладывается настил из тонких жердей, который накрывают тростниковыми циновками. Сверху стелется тростник и засыпается слоем земли толщиной 10 см, обмазывается глиной. На юге плоские крыши используют для сушки кукурузы, овощей и фруктов.

Окна в жилищах раньше были в виде отверстий, которые делали в центре потолка. Закрывали их деревянными ставнями. Сейчас окна делают в стенах и вставляют в них узорчатую решетку из дерева, которую заклеивают бумагой. Все двери и окна дома выходят во двор, наружные стены глухие. К жилищу примыкают хозяйственные постройки и скотный двор. Огораживается жилище вместе с постройками высокой стеной из глины или живой изгородью в местах проживания, где есть вода. Главная в доме это зимняя комната, перед ней расположена летняя комната. Дома уйгуров выполнены в форме прямоугольника, который разделен на несколько комнат поперечными перегородками с дверями. Полы в домах земляные, утрамбованные плотно глиной. Основную часть комнаты занимает лежанка, высота которой около полуметра, тянется она вдоль стен. Обогревают дома разведением огня посередине комнаты. Дым выходит через отверстие на крыше.

Редко встречаются дома сложного плана с большим центральным помещением. У богатых хозяйственные постройки расположены в особом дворе, у бедных они часто объединены одной крышей, одной стеной или общим входом со стороны улицы. У богатых есть отдельная кухня, комната для гостей и особая летняя комната. В домах зажиточных уйгуров бывает по 20-25 комнат.


Еда

Блюда уйгурской кухни очень разнообразны и у каждого есть своя символика. Холодные блюда делятся на 2 вида: из обжаренных и вареных овощей, блюда из сырых овощей. Салаты заправляют маслом, уксусом и приправами. Из овощей едят редис, огурцы, помидоры, морковь, капусту, редьку, перец, из бобовых - проросшие бобы и фасоль.

Особое место в кухне занимает блюдо гуль тавак, готовят его из овощей, мяса и приправ. Выкладываются ингредиенты в виде цветка. Из первых блюд популярны бульоны, супы с овощами и рисом. Супы с лапшой бывают двух видов: с поджаркой и бульонные. Уйгуры называют такие блюда едой уставших и едой-отдыхом. Приправляют их свежей зеленью и кореньями. Очень популярное и любимое у этого народа блюдо лагман. Состоит оно из длинной лапши и специально приготовленной подливы. Называют лагман блюдом любви. В зависимости от времени года лагман делится на 4 вида, которые отличаются ингредиентами подливы.


Манты готовят на пару в специальных приспособлениях с решетками. Тесто для мант может быть пресное, дрожжевое или кислое. Начинка тоже различная: тыква с луком, мясом, клевер, инжир, айва, овощи, зеленый лук. Готовят уйгуры пельмени чощуря, которые подают молодоженам на второй день свадьбы как символ благополучия и многодетности.

Часто, особенно по праздникам, уйгуры готовят плов, заправляют его изюмом и чесноком. На праздники специально для этого приглашают повара ашпаз . Одно из самых почитаемый древних блюд уйгуров - самса. Это пирожки с начинкой из фарша, лука, овощей, тыквы и фруктов. Готовят их в специальной печи конусообразной формы, в которой выпекают хлеб. Популярен у уйгуров мясной хлеб «гощ-нан», чебуреки «поря» и хлеб-рулет «олух нан».

Особым мастерством нужно обладать для приготовления блюда опкя-есип - начиненные легкие. Когда уйгуры режут теленка, ягненка или барана, они стараются не задеть легкие ножом. Их начиняют смесью из молока, масла, яиц и теста, для этого легкие надувают и только потом вливают в них начинку через сито. Отверстие туго перевязывают и опускают легкие в кипящую воду.

Хлеб пекут из пшеничной и кукурузной муки в виде лепешек. В уйгурской кухне существует более 40 вариантов приготовления хлеба. В казане пекут сдобные слоеные лепешки и блины. На праздники в котле пекут печенье различных сортов.

В рационе уйгуров очень важную роль играет чай. Пьют его с солью, молоком, приправляют сливками, сливочным маслом и сметаной. Напиток разливают в большие пиалы. С жирными заправками чай пьют в основном на завтрак, после обильной пищи пьют черный чай со сладостями. Ферганские уйгуры любят зеленый чай.


Культура

Культура уйгуров своеобразна и богата. Это монументальная культовая архитектура, литературные и музыкальные произведения, изобразительное искусство, в особенности миниатюрная живопись. Ключевым произведением в музыке народа является «Двенадцать уйгурских мукамов», которое было объявлено ЮНЕСКО частью нематериального наследия человечества.

Есть у этого народа огромное количество песен и инструментальных народных музыкальных произведений. Уйгуры мастерили различные музыкальные инструменты, которых насчитывается около 62. Некоторые из них:

  • дутар
  • гиджак
  • тамбир
  • равап
  • сатар

Популярный уйгурский танец - санам. Танцуют его на свадьбах и праздничных вечерах. Исполнять танцы можно под пение и музыкальное сопровождение. Популярен также сама - групповой танец для Нового года (Новруз). Для танцев уйгуры в качестве аккомпанемента используют ручной барабан дап.

Литература уйгурского народа еще с древности была очень богатой. В ней присутствует поэзия, фольклор, проза, религиозная литература, состоящая из переводов буддистских и манихейских текстов. Большой частью литературных памятников уйгуров являются произведения общего наследия тюркоязычных народов Восточного Туркестана и Средней Азии.

Архитектура уйгуров делится на доисламскую и исламскую. Стоит отметить следующие памятники уйгурской архитектуры: Мавзолей Тоглук-Тимура, Мавзолей Аппака Ходжи и самая большая мечеть в Китае Ид Ках.


Традиции

У уйгуров до сегодняшнего для сохранилось много традиций. Существуют и сегодня мужские союзы оттуз огул, что переводится как «30 парней» или «30 джигитов». Вступают в союз мужчины определенного возраста, возглавляют их избираемые лидеры. Цель таких мужских союзов - взаимная поддержка и помощь всем членам союза.

Еще одна традиция мяшряп - старинный обычай, который иначе называется вечером отдыха. Начинается он в конце осени и длится до весны. В кругах собираются мужчины из мужских союзов, которые имеют общие интересы, живут в одном селе или районе. В начале такого собрания участники выбирают главу, который обладает правом назначить музыканта, повара и танцора, а также судью, который наказывает отступившихся членов «Мяшряпа». На собраниях поют народные песни и танцуют. Мужчины беседуют, открывают для себя что-то новое и полезное. Для них мяшряп это также круг друзей, которые всегда готовы прийти на помощь. Иногда люди из союза бывают друг другу ближе, чем родственники. После событий 1997 года в Кульдже, китайское правительство запретило мяшряпы, но уйгуры все равно не отказываются от своих обычаев.


У уйгуров Восточного Туркестана есть традиция повседневного ношения холодного оружия - национального ножа пчак. В течение столетий пчак был символом мужчины и традиционным холодным оружием уйгуров. Даже мальчикам младенцам в колыбель под подушку кладут пчак. Изготавливают эти ножи семьи ремесленников в течение многих поколений. Самый известный район изготовления пчаков - уйгурский древний город Янгигисар. Здесь почти все население занимается этим ремеслом.

У уйгуров есть традиция, согласно которой в семье остается единственный или младший сын, а его старшие братья, которые женились, отделяются от семьи. Браки принято заключать только между единоверцами. Очень осуждается и не одобряется выданье девушки за иноверца. Важным в выборе невесты или жениха является воля родителей. Акт бракосочетания должно подтвердить духовное лицо - имам или ахун. После того, как имам прочтет суру из Корана, молодожены должны съесть размоченную в воде с солью, чаем и молоком лепешку.


Первого ребенка женщина должна родить в доме матери. За 20-30 дней до родов мать жены приходит в дом ее мужа и просит разрешение, забрать дочь к себе. Сопровождают ее близкие и родственницы с подарками. Когда ребенок рождается, все заботы на себя берет мать женщины. Считается, что 40 дней после родов мать и новорожденный особенно подвержены действию злых духов и их нужно оберегать. Все 40 дней к роженице ограничен доступ. Через 12 дней ребенку дают имя. Приглашаются родственники мужа и мулла. В дом женщины до 40 дней приходят женщины с подарками и приготовленными блюдами в знак помощи молодой матери.

На 40 день проводят обряд купания младенца. Все женщины, которые принимают участие, должны произнести ребенку свои пожелания. После купания младенцу в первый раз стригут ногти и волосы. Следующие дети женщины должны рождаться в доме мужа.