Биографии Характеристики Анализ

Что звук для детей дошкольников. Что такое буквы и звуки? Жизнь в движении

Обычно родители говорят, что ребёнок не выговаривает некоторые буквы! К сожалению, родители не всегда понимают разницу между такими понятиями, как «звук» и «буква». Эти термины смешивать нельзя!

Звук – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. В русском языке различают 42 звука речи.

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Всего 33 буквы.

Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем .

Для родителей детей младшего и среднего дошкольного возраста достаточно , если малыш запомнит, что буква обозначает звук «Р» и выучит ее, как «Р», а не «эр», «Л», а не «эль», «Ш», а не «ша» и т.д.

Родителям, детей старшего дошкольного возраста и первоклассников, о звуках и буквах нужно знать намного больше.

Звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки – при их произнесении воздух во рту проходит свободно, не встречая преград. В русском языке 10 гласных букв (а, у, о, э, ы, е, ё. я, ю, и). Гласных звуков всего 6 – [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. Дело в том, что гласные буквы е, ё. ю, я в некоторых позициях обозначают 2 звука:

ё - [й"о], е - [й"э], ю - [й"у], я - [й"а].

Гласные звуки обозначаются кружочком красного цвета. Гласные звуки не бывают ни твёрдыми и мягкими, ни звонкими и глухими Гласный звук может быть ударным или безударным. Гласные образуют слог. В слове столько слогов, сколько гласных.

Согласные звуки – при их произнесении воздух во рту встречает преграды, образуемые языком, зубами или губами.

Согласные звуки бывают :

- твёрдые произносятся твёрдо. Обозначаются кружком синего цвета. Например: [п], [к], [д] и т.д.;

- мягкие – произносятся мягко. Обозначаются кружком зелёного цвета.

Например: [п"]= (пь), [к"]= (кь), [д"]= (дь).

Большинство согласных звуков имеют пару по твёрдости-мягкости. Например: [б]– [б"], [т] – [т"], [л] – [л"] и т.д.

Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по твёрдости-мягкости. Они либо всегда твёрдые, либо всегда мягкие:

- всегда твёрдые согласные – [ш], [ж], [ц];

- всегда мягкие согласные – [ч"], [щ"], [й"];

- звонкие согласные – произносятся с участием голоса.

Например: [л], [р],.[д], [м] и др. Для определения звонкости надо приложить руку к «горлышку» и послушать, есть ли «звоночек».

- глухие согласные – произносятся без участия голоса.

Например: [ф], [х] [с], [п] и т.д.

Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по звонкости – глухости. Они либо всегда глухие, либо всегда звонкие:

- всегда звонкие – [й], [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"];

- всегда глухие – [х], [х"], [ц], [ч"], [щ"].

Необходимо четко знать и различать звуки и буквы!

Полноценное сенсорное развитие осуществляется тогда, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др.Одним из значимых свойств предметов окружающего мира является цвет. О том, что важно знать родителям о процессе обучения ребенка цвету, читайте далее...


Что такое звуки? - За окном метель,

Что такое звуки? - За окном капель.

Это струны ливня, это первый гром.

Звуки, звуки, звуки – да они кругом!

Бесконечно разнообразный мир звуков вызывает у малыша живой интерес и много вопросов. Каким образом мы воспринимаем звуки? Что требуется для распространения звука? Где прячется звук?

Все это малыш узнает, если вы с ним начнете экспериментировать.

Как рождается звук?

Для начала, расскажите малышу, как рождается звук во время колебания.

Вам понадобится: пластмассовая, деревянная или металлическая линейка, стол.

Попросите малыша одной рукой прижать кончик линейки к краю стола, другой рукой оттянуть вниз и отпустить свободный конец. Линейка начинает дребезжать. Попробуйте сделать свободный конец линейки длиннее, а затем укоротить его. Оттягивайте свободный конец с разной силой и слушайте, как меняется звук!

Это самое главное, что нужно малышу знать при изучении звука. Звук - это колебательное движение.

«Звуковой шар»

Проведите с малышом, еще один эксперимент на вибрацию.

В прозрачный шарик положите монетку или гайку. Надуйте шарик, завяжите кончик и попросите малыша заставить гайку двигаться внутри шарика. Очень хорошо видно, точнее слышно, что чем больше и тяжелее гайка, тем ниже звук ее вращения. Чем медленнее вращается гайка, тем ниже звук.

Как мы слышим звук?

Попросите малыша закрыть глазки и отгадать, что он слышит. (Перелейте воду, порвите бумагу, включите звонок телефона). Наверняка малыш ответит безошибочно, несмотря на то, что не видел все эти предметы. Расспросите ребенка о том, что он услышал и представил в своем воображении. Расскажите, что звуки сообщают нам о том, что происходит вокруг, даже если их нельзя увидеть.

Расскажите ребенку, как мы слышим звуки. Если ребенок маленький, то можно сразу переходить к эксперименту, а если малышу 6-7 лет, вы можете более подробно рассказать о строении уха человека и затем провести опыт со звуковой волной.

Для опыта понадобится:

Глубокий противень,

Сухая горошинка и крупный камешек.

Звуковые колебания передаются от источника к уху по воздуху (или в другой среде). Попросите малыша наполнить противень водой и, когда вода успокоится, бросьте в уголок сухую горошинку. Рассмотрите с ребенком круги, идущие по воде. Они похожи на волны негромкого звука.

Когда вода разгладится, попросите малыша бросить большой камешек с той же высоты. Круги стали больше - теперь они похожи на более громкий звук.

Наберите воды в таз, миску и попросите малыша бросить камешек или тяжелый предмет в воду. Что можно увидеть? Будто волны по воде расходятся круги. То же самое происходит со звуком: только в воздухе звуковая волна, как и воздух невидима.

Но «увидеть» звук, все же, можно.

Как «увидеть» звук?

Для эксперимента понадобится:

Кастрюля,

Деревянная ложка.

Натяните пленку на горлышко банки.

Насыпьте сверху на пленку немного сахара.

Поднесите кастрюлю донышком к банке и попросите малыша ударять деревянной ложкой по донышку. Понаблюдайте, что происходит с крупинками сахара?

Оказывается, звуковые колебания распространяются в воздухе и передаются пленке, заставляют ее вибрировать, а значит, и двигают крупинки сахара.

Как сделать звук громче?

Расскажите малышу, что звуковые колебания распространяются не в сторону его ушей, а во всех направлениях (как круги на воде) и постепенно затухают. В конце концов, они становятся очень слабыми, и человек перестает слышать звук. Но колебания звука можно «собрать» вместе и направить в ухо.

«Поющая ложка»

Для эксперимента понадобится длинный шнурок, ложка и вилка.

Попросите малыша постучать вилкой о ложку. Послушайте и запомните вместе этот звук.

А теперь привяжите посередине шнурка ложку. Кончики шнурка привяжите к указательным пальчикам ребенка. Предложите малышу чуть-чуть наклониться вперед и заткнуть пальчиками ушки. Коснитесь вилкой ложки, которая висит. Звук, который услышит малыш, будет похож на звук колокола.

«Большие уши»

Если уши станут больше, улучшится ли слух малыша?

Для эксперимента понадобится:

Ножницы,

Магнитофон или музыкальный центр.

Предложите ребенку вырезать себе большие новые «уши» из картона.

Совет. Придайте «ушам» такую форму, чтобы их можно было прижать к голове за настоящими ушами (лучше овальной формы).

Если вы включите негромкую музыку и попросите ребенка повернуться к ее источнику, то малыш сразу скажет, что звук стал громче!

ВИДЕОСОВЕТЫ

Соколова Мария Владимировна, методист центра Игры и Игрушки, кандидат психологических наук рассказывает о том на что обратить внимание родителям при выборе транспортных средств. Сколько должно быть машинок у ребенка, какие они должны быть смотрите в нашем видеоуроке.

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие игрушки необходимы ребенку на третьем году жизни. В этот период актуальными остаются игрушки и второго года жизни, но они усложняются, а также появляются новые на развитие детского экспериментирования и зарождение игры.

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие игрушки необходимы ребенку в возрасте от 6 до 12 месяцев с точки зрения их развивающего эффекта.

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие еще игрушки необходимы ребенку на втором году жизни: особенности вкладышей, пирамидок, начало предметной деятельности и экспериментирования

Программное содержание: развивать фонематический слух, учить различать звуки различного происхождения, обогащать словарь, закрепить форму родительного падежа существительных единственного числа, развивать внимание и воображение детей, прививать любовь к природе.

Оборудование: музыкальные детские инструменты: гармошка, свисток, бубен, барабан, дудочка. Предметы: молоток, газета, стакан, ложка (можно деревянная и железная), записи звуков природы.

Ход занятия

1. Оргмомент. Шёпотом: - Дети, послушайте тишину. Как тихо у нас в группе, ни звука. А, послушайте, так ли тихо на улице за окном? Что вы слышите? Разговор, щебет птиц, самолёт… (отвечают сами дети).

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы с вами поговорим о звуках. Их очень много и они все разные.

3. Знакомство с понятием «звук».

Есть звуки природы: грохот грома, стук дождя по крыше, шелест листьев, звон ручья. Есть звуки, издаваемые различными предметами: скрип двери, удары молотка, звон посуды, шелест газеты. (Все звуки, по возможности, демонстрируются). Эти звуки не всегда приятны. А есть звуки очень приятные: это звуки музыки (следует прослушивание маленького отрывка).

4. Введение в словарь детей глаголов.

Чтобы звучала музыка, нужны музыкальные инструменты.

Перед детьми выкладываются музыкальные инструменты, уточняется их название. Далее к столу вызывается ребёнок, выбирает понравившийся инструмент. Называет его и играет на нём. Учитель задаёт ребятам вопросы:

На чём играет Катя? (на дудочке).

Что делает дудочка? (дудит).

По аналогии строятся все вопросы и ответы: свисток - свистит, бубен - звенит, барабан - барабанит, погремушка - гремит, гармошка - играет.

Когда музыкальные инструменты играют вместе, как это называется? Это называется - оркестр. Сегодня у нас получился свой маленький оркестр. Сыграем все вместе. Все дети играют на инструментах.

5. Развитие внимания. Закрепление формы родительного падежа существительных. Игра «Чего не стало?» Дети кладут инструменты на стол и садятся.

А теперь закройте глаза.

Учитель убирает со стола по одному инструменту. Каждый раз спрашивает: - Чего нет? Свистка… Чего нет? Барабана… гармошки…бубна. Похвалить детей за внимание и старание.

6. На занятии может быть проведена игра «Отгадай, что звучит», для развития фонематического слуха.

За ширмой преподаватель стучит молотком, звенит посудой, шуршит газетой и т.д. Если дети затрудняются в определении звука, звук показывается детям, воспроизводится самими детьми по выбору педагога, и опять включается в игру.

7. Релаксация.

А сейчас мы представим лето. Светит ласковое солнышко, дует тёплый ветерок, и мы гуляем… А вот где, вы мне сами расскажете после прослушивания записи.

Ребятам предлагается лечь на ковёр, закрыть глаза и ставится запись различных звуков природы.

8. Беседа по прослушиванию.

Что вы услышали, что представили, какая это пора года, были ли вы в лесу, кто отдыхал на море, где вы слушали звуки моря - вначале или в конце, какие звуки леса вам понравились?

В зависимости от конкретной записи придумываются различные варианты вопросов.

9. Итог занятия.

Что делают наши ушки? Что они слышат? Какие бывают звуки? Подвести итог: звуки природы, звуки предметов, звуки музыки.

Памятка для родителей

« Как научить ребенка слышать звуки

и определять место звука в слове»

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки, но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребёнок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов.

Приступая к играм по формированию звукового анализа, надо четко представлять себе последовательность работы и не перескакивать через этапы.

Общие правила работы по формированию навыков звукового анализа:


- соблюдайте строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа:

    выделение звука из слова, т.е. определение наличия данного звука в слове (есть такой звук или нет);

    определение первого звука, последнего звука,

    установление места звука (начало, середина, конец слова),

    полный звуковой анализ;

- соблюдайте порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства, в речевом плане, по представлению;
- соблюдайте последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа.

Необходимо придерживаться определенной последовательности формирования умственных действий при обучении звуковому анализу:


1. Проговариваем слово, выделяя голосом нужный звук. Например, выделяем голосом звук м в слове МАК – МММММак. Ребенок поднимает условный символ, или хлопает в ладоши, когда услышит слово с данным звуком.

2. Ребенок выделяет утрированно произнесенный звук и называет его изолированно, вне слова.

3. Затем умственное действие переходит в речевой план - ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук; определяя место звука в слове, то где он находится (вначале, середине, конце).
4. Происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.

Данный порядок умственных действий применяется на этапах формирования элементарных форм звукового анализа.

Когда ребенок будет осваивать последовательный анализ слова, вначале ему придется опираться на дополнительные вспомогательные средства: звуковую схему слова и фишки.

Вашему вниманию предлагаем игры , которые будут способствовать развитию фонематического восприятия и навыка звукослогового анализа.

    «Выдели слово»

Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять но коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.

    «Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (например: пол, пух, помидор), и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах, или с какого звука начинаются все эти слова?

    «Звуковые песенки»

Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ - дети кричат в лесу, ИА - так кричит ослик, УА - так плачет ребенок. Как мы удивляемся? О-О-О! (И т. п.) Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем - второй.

    «Назови лишнее слово»

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку нужно назвать то, которое отличается от остальных.

    «Какой звук начинает слово?»

Вы бросаете малышу мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук. Например: аист, осы, утка, эхо, иней, лучше - с ударением на первый гласный, тогда ребенку будет легче его определить. Услышав слово и поймав мяч, малыш некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть он сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет мяч вам.

    «Что за звук спрятался в середине слова?»

Игра, похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т.д. Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук, но буква пишется совсем другая. Малышу разница в понятиях «звук» и «буква» еще неизвестна.

    « Что за звук в конце слова?»

Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов: ведро, нога, столы, бери, каратэ и т.д. Ударение опять падает на искомый звук.

Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т.д.

    «Договори словечко»

Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму:

Портфель я выронил из рук - такой большой на ветке... (жук).

Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась... (шишка).

Как-то вечером две мышки унесли у Пети... (книжки).

Не полезет Влад на ель: у него в руках... (портфель).

То назад, то вперед может плыть... (пароход).

    «Цепочка»

От данного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом - мак - кот - топор - рука.

Игры для развития фонематического слуха рекомендуется для детей после трех лет. Хороший фонематический слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи. Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда помимо развития фонематического слуха вы поможете малышу и в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности.

Для того чтобы развить фонематический слух у ребенка, придется потрудиться. Чем раньше вы начнете заниматься, тем больше шансов, что в школе у ребенка не будет проблем.

Учитель – логопед: Цивилева О.Ю.

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети­ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой ана­лиз устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово гло­бально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фо­нетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый, яблочный..."

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до пол­ной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Примерные игровые задания.

Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.).

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

Выложить схему слова КОТ.

Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).

Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).

Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).

Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).

Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).

Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

- «На что похожа буква?»

В ряду букв обвести в круг заданную букву.

Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!

Список используемой литературы.

  1. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. СПб.: Детство-пресс, 2005.
  2. Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М.: Гном и Д, 2005.