Биографии Характеристики Анализ

Давайте все убьем констанцию краткое содержание.

Рэй Брэдбери

Давайте все убьем Констанцию

Книга посвящается с любовью моей дочери АЛЕКСАНДРЕ - без ее помощи третье тысячелетие, быть может, никогда бы не наступило, и - также с благодарностью и любовью - СИДУ СТИБЕЛУ

Ночь была темная, грозовая.

Такое начало - способ завлечь читателя?

Ну ладно, ночь была грозовая, на Венис (Калифорния) рушилась темная стена дождя, полуночное небо расщепляли молнии. Ливень зарядил с заката и, похоже было, на всю ночь. Все твари замерли под этим потоком. В темных бунгало, накрытые тенями, мерцали тусклые голубые огоньки; полуночные прорицатели накликали там новости, одна хуже другой. В потопе, на десять миль к югу и столько же к северу, не двигалось ничто, кроме Смерти. И кого-то, кто резво бежал впереди Смерти .

Чтобы постучаться в тонкую, как бумага, дверь моего бунгало - ту, что смотрела на океан.

И вспугнуть меня, согнутого над пишущей машинкой, за рытьем могил - мое средство от бессонницы. Стук в дверь, в разгар грозы - и меня накрыло крышкой гроба.

Я распахнул дверь и увидел: Констанцию Раттиган.

Ту самую Раттиган, всем известную.

По небу трещинами побежали ослепительные молнии; фотовспышка, другая, десятая; щелк-щелк, готово: Раттиган.

Сорок лет успехов и несчастий, затиснутых в смуглое тюленье тело. Золотистый загар, пять футов два дюйма роста, знай себе мелькает то тут, то там; заплывет в море на закате, вернется (говаривали), оседлав волну, на рассвете; на пляже - круглые сутки, перекликается за полмили с морским зверьем или нежится в бассейне на берегу, в каждой руке по мартини, голая с головы до пят, подставляет себя солнцу. А то ныряет в подвальный этаж, где у нее кинопроектор, смотреть, как мельтешит на бледном потолке собственная тень с тенями Эриха фон Штрогейма, Джека Гилберта или Рода Ларока; потом, оставив на подвальных стенах свой немой смех, опять на пляж - подвижная мишень, ни Времени, ни Смерти не угнаться.

Констанция.

Раттиган, та самая.

Господи, что ты тут делаешь? - По ее выдубленному солнцем, как у дикарки, лицу катились то ли дождевые капли, то ли слезы.

Господи, - отозвался я, - а ты что?

Отвечай на мой вопрос!

Мэгги поехала на восток, на какую-то преподавательскую конференцию. Я пытаюсь закончить новый роман. Наш дом стоит пустой. Мой прежний хозяин квартиры сказал: ваше жилье на берегу не занято - приезжай, пиши, купайся. Вот я и приехал. Господи, Констанция, входи. Ты вот-вот утопнешь!

Уже утопла. Посторонись!

Но Констанция не двинулась с места. Долгое мгновение она стояла, дрожа, под вспышками гигантских молний, за которыми следовали удары грома. На миг мне почудилось, что передо мной давно знакомая женщина - шире, чем жизнь, прыг в море, прыг на берег, женщина, чью тень я наблюдал на потолке и стенах подвального кинозала, где она скользила по бытию фон Штрогейма и других немых теней.

Но тут все переменилось. Она стояла в дверном проходе, убавленная светом и грохотом. Размерами Констанция сравнялась с ребенком, к груди она прижимала черную сумку, поеживаясь, обхватила бока, глаза были прикрыты от непонятного стража. Трудно было поверить, что сюда явилась под громовые раскаты не кто иная, как Раттиган, вечная кинозвезда.

Наконец я повторил:

Входи, входи.

Она опять прошептала:

Посторонись!

Надвинулась на меня, присосалась поцелуем, тягучим, как «морская» ириска, и пробежала мимо. На середине комнаты надумала вернуться и легонько чмокнуть меня в щеку.

Ого, в этом что-то есть, - кивнула она. - Но погоди, я трясусь от страха!

Ухватившись за локти, Констанция мокрым кулем шмякнулась на софу. Я сбегал в ванную, стащил с Констанции платье и укутал ее гигантским полотенцем.

Ты так поступаешь со всеми своими дамами? - клацая зубами, поинтересовалась она.

Только когда на дворе ночь и гроза.

Я не скажу Мэгги.

Не дергайся, Раттиган, бога ради.

Всю жизнь только и слышу это от мужчин. А сами уже заносят кол - вогнать мне в сердце.

Ты что зубами скрежещешь: чуть не утонула или перепугалась?

Как сказать. - Она бессильно откинулась назад. - Я мчалась без остановки всю дорогу от дома. Не ожидала тебя застать, ты ведь давно уже съехал, но, господи Иисусе, как здорово, что ты тут! Спаси меня!

От чего, бога ради!

От смерти.

От смерти никто не спасется, Констанция.

Не говори так! Я не собираюсь умирать. Я здесь, Христос, для жизни вечной!

Это просто молитва, Констанция, а не реальность.

Ты вот будешь жить вечно. Твои книги!

Лет сорок, быть может.

А ты не швыряйся сорока годами. Мне бы из них хоть парочка пригодилась.

Что бы тебе пригодилось, так это глоток-другой. Посиди смирно.

Я принес полбутылки «Голд дака».

Боже! Это еще что?

Скотч я не терплю, а это грошовое зелье как раз для писателя. Хлебни.

Отрава. - Констанция скорчила гримасу. - Тащи живей что-нибудь другое!

В нашей маломерной ванной я отыскал небольшую фляжку водки, отложенную для тех случаев, когда ночь никак не кончается. Констанция ухватила ее:

Иди к мамочке!

Она присосалась к бутылке.

Полегче, Констанция.

Тебе хорошо говорить.

Она сделала еще три глотка и с закрытыми глазами вернула мне фляжку.

Бог милостив.

Констанция снова откинулась на подушки.

Не хочешь послушать, от какой чертовой напасти я улепетывала по берегу?

Погоди. - Я поднес к губам бутылку «Голд дака» и отпил. - Выкладывай.

Так вот. От смерти.

Я уже жалел, что во фляжке с водкой больше ничего не осталось. Дрожа, я включил небольшой газовый обогреватель в холле, обыскал кухню и извлек бутылку «Риппла».

Черт! - вскричала Раттиган. - Никак тоник для волос! - Она пила и тряслась. - На чем я остановилась?

Как ты мчалась во весь опор.

Да, но от чего я убегала, тоже было сказано.

В переднюю дверь постучался ветер.

Я держал Констанцию за руку, пока стук не прекратился.

Потом она схватила свою черную сумку и протянула мне какую-то книжечку.

Я прочитал: «Телефонный справочник Лос-Анджелеса. 1900».

Бог мой, - прошептал я.

Скажи, зачем я это взяла с собой? - спросила она.

Я пролистал книгу: А, потом Г, Д (кино, ТВ, сериалы) и до самого конца; имена, имена из забытого года, имена, о господи, имена.

Давайте все убьём Констанцию
Рэй Дуглас Брэдбери

Кинозвезда Констанция Раттиган получает по почте Книги Мертвых - старый телефонный справочник и записную книжку, фамилии в которой отмечены надгробными крестиками. Чтобы спасти ее и раскрыть загадку последовавшей за этим цепочки смертей, потрясших Голливуд воспоминаний и Голливуд современности героям нового романа Брэдбери (уже знакомым читателю по «Смерть - дело одинокое») придется Констанцию убить. Причем всем вместе.

Рэй Брэдбери

Давайте все убьем Констанцию

Книга посвящается с любовью моей дочери АЛЕКСАНДРЕ - без ее помощи третье тысячелетие, быть может, никогда бы не наступило, и - также с благодарностью и любовью - СИДУ СТИБЕЛУ

Ночь была темная, грозовая.

Такое начало - способ завлечь читателя?

Ну ладно, ночь была грозовая, на Венис (Калифорния) рушилась темная стена дождя, полуночное небо расщепляли молнии. Ливень зарядил с заката и, похоже было, на всю ночь. Все твари замерли под этим потоком. В темных бунгало, накрытые тенями, мерцали тусклые голубые огоньки; полуночные прорицатели накликали там новости, одна хуже другой. В потопе, на десять миль к югу и столько же к северу, не двигалось ничто, кроме Смерти. И кого-то, кто резво бежал _впереди_Смерти_.

Чтобы постучаться в тонкую, как бумага, дверь моего бунгало - ту, что смотрела на океан.

И вспугнуть меня, согнутого над пишущей машинкой, за рытьем могил - мое средство от бессонницы. Стук в дверь, в разгар грозы - и меня накрыло крышкой гроба.

Я распахнул дверь и увидел: Констанцию Раттиган.

Ту самую Раттиган, всем известную.

По небу трещинами побежали ослепительные молнии; фотовспышка, другая, десятая; щелк-щелк, готово: Раттиган.

Сорок лет успехов и несчастий, затиснутых в смуглое тюленье тело. Золотистый загар, пять футов два дюйма роста, знай себе мелькает то тут, то там; заплывет в море на закате, вернется (говаривали), оседлав волну, на рассвете; на пляже - круглые сутки, перекликается за полмили с морским зверьем или нежится в бассейне на берегу, в каждой руке по мартини, голая с головы до пят, подставляет себя солнцу. А то ныряет в подвальный этаж, где у нее кинопроектор, смотреть, как мельтешит на бледном потолке собственная тень с тенями Эриха фон Штрогейма, Джека Гилберта или Рода Ларока; потом, оставив на подвальных стенах свой немой смех, опять на пляж - подвижная мишень, ни Времени, ни Смерти не угнаться.

Констанция.

Раттиган, та самая.

Господи, что ты тут делаешь? - По ее выдубленному солнцем, как у дикарки, лицу катились то ли дождевые капли, то ли слезы.

Господи, - отозвался я, - а ты что?

Отвечай на мой вопрос!

Мэгги поехала на восток, на какую-то преподавательскую конференцию. Я пытаюсь закончить новый роман. Наш дом стоит пустой. Мой прежний хозяин квартиры сказал: ваше жилье на берегу не занято - приезжай, пиши, купайся. Вот я и приехал. Господи, Констанция, входи. Ты вот-вот утопнешь!

Уже утопла. Посторонись!

Но Констанция не двинулась с места. Долгое мгновение она стояла, дрожа, под вспышками гигантских молний, за которыми следовали удары грома. На миг мне почудилось, что передо мной давно знакомая женщина - шире, чем жизнь, прыг в море, прыг на берег, женщина, чью тень я наблюдал на потолке и стенах подвального кинозала, где она скользила по бытию фон Штрогейма и других немых теней.

Но тут все переменилось. Она стояла в дверном проходе, убавленная светом и грохотом. Размерами Констанция сравнялась с ребенком, к груди она прижимала черную сумку, поеживаясь, обхватила бока, глаза были прикрыты от непонятного стража. Трудно было поверить, что сюда явилась под громовые раскаты не кто иная, как Раттиган, вечная кинозвезда.

Наконец я повторил:

Входи, входи.

Она опять прошептала:

Посторонись!

Надвинулась на меня, присосалась поцелуем, тягучим, как «морская» ириска, и пробежала мимо. На середине комнаты надумала вернуться и легонько чмокнуть меня в щеку.

Ого, в этом что-то есть, - кивнула она. - Но погоди, я трясусь от страха!

Ухватившись за локти, Констанция мокрым кулем шмякнулась на софу. Я сбегал в ванную, стащил с Констанции платье и укутал ее гигантским полотенцем.

Ты так поступаешь со всеми своими дамами? - клацая зубами, поинтересовалась она.

Только когда на дворе ночь и гроза.

Я не скажу Мэгги.

Не дергайся, Раттиган, бога ради.

Всю жизнь только и слышу это от мужчин. А сами уже заносят кол - вогнать мне в сердце.

Ты что зубами скрежещешь: чуть не утонула или перепугалась?

Как сказать. - Она бессильно откинулась назад. - Я мчалась без остановки всю дорогу от дома. Не ожидала тебя застать, ты ведь давно уже съехал, но, господи Иисусе, как здорово, что ты тут! Спаси меня!

От чего, бога ради!

От смерти.

От смерти никто не спасется, Констанция.

Не говори так! Я не собираюсь умирать. Я здесь, Христос, для жизни вечной!

Это просто молитва, Констанция, а не реальность.

Ты вот будешь жить вечно. Твои книги!

Лет сорок, быть может.

А ты не швыряйся сорока годами. Мне бы из них хоть парочка пригодилась.

Что бы тебе пригодилось, так это глоток-другой. Посиди смирно.

Я принес полбутылки «Голд дака».

Боже! Это еще что?

Скотч я не терплю, а это грошовое зелье как раз для писателя. Хлебни.

Отрава. - Констанция скорчила гримасу. - Тащи живей что-нибудь другое!

В нашей маломерной ванной я отыскал небольшую фляжку водки, отложенную для тех случаев, когда ночь никак не кончается. Констанция ухватила ее:

Иди к мамочке!

Она присосалась к бутылке.

Полегче, Констанция.

Тебе хорошо говорить.

Она сделала еще три глотка и с закрытыми глазами вернула мне фляжку.

Бог милостив.

Констанция снова откинулась на подушки.

Не хочешь послушать, от какой чертовой напасти я улепетывала по берегу?

Погоди. - Я поднес к губам бутылку «Голд дака» и отпил. - Выкладывай.

Так вот. _От_смерти._

ГЛАВА 2

Я уже жалел, что во фляжке с водкой больше ничего не осталось. Дрожа, я включил небольшой газовый обогреватель в холле, обыскал кухню и извлек бутылку «Риппла».

Черт! - вскричала Раттиган. - Никак тоник для волос! - Она пила и тряслась. - На чем я остановилась?

Как ты мчалась во весь опор.

Да, но от чего я убегала, тоже было сказано.

В переднюю дверь постучался ветер.

Я держал Констанцию за руку, пока стук не прекратился.

Потом она схватила свою черную сумку и протянула мне какую-то книжечку.

Я прочитал: «Телефонный справочник Лос-Анджелеса. 1900».

Бог мой, - прошептал я.

Скажи, зачем я это взяла с собой? - спросила она.

Я пролистал книгу: А, потом Г, Д (кино, ТВ, сериалы) и до самого конца; имена, имена из забытого года, имена, о господи, имена.

Соображай, - сказала Констанция.

Я начал с начала. А - Александер, Альберт и Уильям. Б - Берроуз. В -…

О черт, - прошептал я. - Тысяча девятисотый. А на дворе тысяча девятьсот шестидесятый. - (Из-под вечного летнего загара Констанции проступала бледность.) - Эти люди. Почти все уже умерли. - Я уставился на фамилии. - По большей части телефонов бесполезно звонить. Это…

Это Книга мертвых.

В самую точку.

Книга мертвых, - повторил я. - Египетская. Из гробницы.

Прямиком. - Констанция замолчала.

Кто-то тебе ее послал? Записку приложил?

К чему еще и записка?

Я перевернул еще несколько страниц.

Ни к чему. Поскольку никого практически не осталось в живых, подразумевается…

Скоро меня не будет.

Твоя фамилия станет последней в перечне?

Я затрясся и подкрутил нагреватель.

Гнусная выходка.

Гнусная.

Телефонные книги, - пробормотал я. - Мэгги говорит, я над ними пускаю слезу, но все зависит от того, что это за книги и какого года.

Да, все зависит от этого. И вот…

Она вынула из сумки еще одну черную книжечку.

Я прочел: «Констанция Раттиган» и адрес ее дома на берегу - и открыл первую страницу. Фамилии были все на А.

Басс, Бенсон, Бертон, Болдуин, Брэдли…

Кончики пальцев у меня похолодели.

Это ведь все твои друзья? Фамилии сплошь знакомые.

Не все, но большинство похоронены на Лесной Лужайке. И вот их откопали. Кладбищенская книга, - проговорил я.

И похуже, чем та, девятисотого года.

Эту я уже несколько лет назад отдала. «Голливудским помощникам». У меня не хватало духу вычеркивать фамилии. Мертвые накапливались. Осталось всего несколько живых. Но я эту книжку отдала. И вот она вернулась. Я нашла ее вечером, после пляжа.

Боже, ты купаешься в такую погоду?

И в дождь, и в солнце. Возвращаюсь вечером, а она лежит во дворе, словно надгробие.

Записки не было?

Слов тут не нужно.

Господи Иисусе. - Я взял в одну руку старый справочник, а в другую книжечку Раттиган, испещренную буковками и цифрами.

Две почти что Книги мертвых.

Ага, почти что, - кивнула Констанция. - Посмотри сюда, сюда и вот сюда.

Она показала мне на трех страницах три фамилии, каждая обведена красными чернилами и помечена крестиком.

Эти фамилии? Они какие-нибудь особенные?

Да, особенные. АВ мертв. Так, во всяком случае, я думаю. Но видишь, они помечены? Помечены крестиками, и что бы это значило?

Кандидаты на тот свет? Следующие?

Да, то есть нет, не знаю, только мне страшно. Гляди.

Фамилия Констанции, в самом начале, тоже была отмечена красным кружком и крестиком.

Книга мертвых плюс список вероятных кандидатов в покойники?

Как она тебе на ощупь, эта книжка?

Холодная. Ужасно холодная.

Дождь барабанил по крыше.

Кто бы мог устроить тебе такое, Констанция? Назови нескольких.

Черт, да сколько угодно. - Она помолчала, прикидывая. - Поверишь, если я скажу девятьсот? Плюс-минус дюжина.

Бог мой, список подозреваемых длинноватый.

За тридцать-то лет? Скудненько.

Скудненько? - воскликнул я.

Рядами выстроились на берегу.

Ты не обязана была их впускать!

А если они все кричали: Раттиган?!

Ты не обязана была слушать.

Что это, хор баптистов?

Ладно. - Большим глотком она прикончила бутылку и поморщилась. - Поможешь найти этого сукина сына или сукиных сынов, если их двое - каждый подбросил по книге.

Я не детектив, Констанция.

А не ты ли, помнится, чуть не потоп в канале с этим психом Чужаком?

А не тебя ли я видела в соборе Нотр-Дам на студии «Феникс» с Горбуном? Помоги мамочке, пожалуйста.

Подумаю утром. Не на сонную голову.

Эта ночь не для сна. Приласкай лучше эту старую развалину. А теперь…

Она встала, держа в руках две Книги мертвых, пересекла комнату, распахнула дверь в черную хлябь, где прибой размывал берег, и нацелилась.

Погоди! - выкрикнул я. - Если я возьмусь помочь, мне они понадобятся!

Молодчина. - Она закрыла дверь. - Постель и ласки? Но без механического монтажа.

И в мыслях не было, Констанция.

ГЛАВА 3

Без четверти три, среди грозовой ночи, у самого бунгало с жутким сверканием воткнулась в землю молния. Разразился гром. Мыши в стенах подохли с испугу.

Раттиган подскочила в постели.

Спаси меня! - завопила она.

Констанция! - Я вгляделся в тьму. - Бога ради, ты к кому обращаешься? К себе или ко мне?

К любому, кто слушает!

Мы все слушаем.

Она лежала в моих объятиях. В три пополуночи, в час, когда умирают все, кому нужно умереть, зазвонил телефон. Я поднял трубку.

Кто это с тобой в постели? - Мэгги говорила из местности, где в помине не было ни дождя, ни грома с молнией.

Я поискал глазами загорелое лицо Констанции, белый череп, прикрытый летней плотью.

Никого, - ответил я. И почти не соврал.

ГЛАВА 4

Утром, в шесть, где-то там занялся рассвет, но его было не видно из-за дождя. Молнии все еще сверкали, фотографируя прибой, захлестывавший берег.

Небо прорезала невероятно мощная молния, и я понял, что, пошарив по другому краю кровати, никого там не найду.

Констанция!

Передняя дверь стояла распахнутой, как выход со сцены, дождь барабанил по ковру, две телефонные книги, большая и маленькая, были брошены на пол, с расчетом, чтобы я их заметил.

Констанция, - испуганно повторил я и огляделся.

По крайней мере, платье надела, подумал я.

Набрал ее номер. Тишина.

Я накинул дождевик и, ослепленный дождем, дотащился по берегу до дома Констанции, похожего на арабскую крепость; и снаружи и внутри он был ярко освещен.

Однако теней нигде не мелькало.

Констанция! - громко позвал я.

Свет продолжал гореть, было тихо.

На берег набежала чудовищная волна.

Я присмотрелся, нет ли на песке ее следов, ведущих к морю.

Следов не было.

Слава богу, подумал я. Хотя следы могло смыть дождем.

Будь здорова! - выкрикнул я.

Венецианская трилогия - 3

Книга посвящается с любовью моей дочери АЛЕКСАНДРЕ — без ее помощи третье тысячелетие, быть может, никогда бы не наступило, и — также с благодарностью и любовью — СИДУ

СТИБЕЛУ

Ночь была темная, грозовая.
Такое начало — способ завлечь читателя?
Ну ладно, ночь была грозовая, на Венис (Калифорния) рушилась темная стена дождя, полуночное небо расщепляли молнии. Ливень зарядил с заката и, похоже было, на всю

Ночь. Все твари замерли под этим потоком. В темных бунгало, накрытые тенями, мерцали тусклые голубые огоньки; полуночные прорицатели накликали там новости, одна хуже

Другой. В потопе, на десять миль к югу и столько же к северу, не двигалось ничто, кроме Смерти. И кого-то, кто резво бежал впереди Смерти.
Чтобы постучаться в тонкую, как бумага, дверь моего бунгало — ту, что смотрела на океан.
И вспугнуть меня, согнутого над пишущей машинкой, за рытьем могил — мое средство от бессонницы. Стук в дверь, в разгар грозы — и меня накрыло крышкой гроба.
Я распахнул дверь и увидел: Констанцию Раттиган.
Ту самую Раттиган, всем известную.
По небу трещинами побежали ослепительные молнии; фотовспышка, другая, десятая; щелк-щелк, готово: Раттиган.
Сорок лет успехов и несчастий, затиснутых в смуглое тюленье тело. Золотистый загар, пять футов два дюйма роста, знай себе мелькает то тут, то там; заплывет в море на

Закате, вернется (говаривали), оседлав волну, на рассвете; на пляже — круглые сутки, перекликается за полмили с морским зверьем или нежится в бассейне на берегу, в каждой

Руке по мартини, голая с головы до пят, подставляет себя солнцу. А то ныряет в подвальный этаж, где у нее кинопроектор, смотреть, как мельтешит на бледном потолке

Собственная тень с тенями Эриха фон Штрогейма, Джека Гилберта или Рода Ларока; потом, оставив на подвальных стенах свой немой смех, опять на пляж — подвижная

Мишень, ни Времени, ни Смерти не угнаться.
Констанция.
Раттиган, та самая.
— Господи, что ты тут делаешь? — По ее выдубленному солнцем, как у дикарки, лицу катились то ли дождевые капли, то ли слезы.
— Господи, — отозвался я, — а ты что?
— Отвечай на мой вопрос!
— Мэгги поехала на восток, на какую-то преподавательскую конференцию. Я пытаюсь закончить новый роман. Наш дом стоит пустой. Мой прежний хозяин квартиры сказал: ваше

Жилье на берегу не занято — приезжай, пиши, купайся. Вот я и приехал. Господи, Констанция, входи. Ты вот-вот утопнешь!
— Уже утопла. Посторонись!
Но Констанция не двинулась с места. Долгое мгновение она стояла, дрожа, под вспышками гигантских молний, за которыми следовали удары грома. На миг мне почудилось, что

Передо мной давно знакомая женщина — шире, чем жизнь, прыг в море, прыг на берег, женщина, чью тень я наблюдал на потолке и стенах подвального кинозала, где она скользила

По бытию фон Штрогейма и других немых теней.
Но тут все переменилось. Она стояла в дверном проходе, убавленная светом и грохотом. Размерами Констанция сравнялась с ребенком, к груди она прижимала черную сумку,

Поеживаясь, обхватила бока, глаза были прикрыты от непонятного стража. Трудно было поверить, что сюда явилась под громовые раскаты не кто иная, как Раттиган, вечная

Кинозвезда.
Наконец я повторил:
— Входи, входи.
Она опять прошептала:
— Посторонись!
Надвинулась на меня, присосалась поцелуем, тягучим, как «морская» ириска, и пробежала мимо.

Такое начало – способ завлечь читателя?

Ну ладно, ночь была грозовая, на Венис (Калифорния) рушилась темная стена дождя, полуночное небо расщепляли молнии. Ливень зарядил с заката и, похоже было, на всю ночь. Все твари замерли под этим потоком. В темных бунгало, накрытые тенями, мерцали тусклые голубые огоньки; полуночные прорицатели накликали там новости, одна хуже другой. В потопе, на десять миль к югу и столько же к северу, не двигалось ничто, кроме Смерти. И кого-то, кто резво бежал впереди Смерти.

Чтобы постучаться в тонкую, как бумага, дверь моего бунгало – ту, что смотрела на океан.

И вспугнуть меня, согнутого над пишущей машинкой, за рытьем могил – мое средство от бессонницы. Стук в дверь, в разгар грозы – и меня накрыло крышкой гроба.

Я распахнул дверь и увидел… Констанцию Раттиган.

Ту самую Раттиган, всем известную.

По небу трещинами побежали ослепительные молнии; фотовспышка, другая, десятая; щелк-щелк, готово: Раттиган.

Сорок лет успехов и несчастий, затиснутых в смуглое тюленье тело. Золотистый загар, пять футов два дюйма роста, знай себе мелькает то тут, то там; заплывет в море на закате, вернется (говаривали), оседлав волну, на рассвете; на пляже – круглые сутки, перекликается за полмили с морским зверьем или нежится в бассейне на берегу, в каждой руке по мартини, голая с головы до пят, подставляет себя солнцу. А то ныряет в подвальный этаж, где у нее кинопроектор, смотреть, как мельтешит на бледном потолке собственная тень с тенями Эриха фон Штрогейма , Джека Гилберта или Рода Ларока ; потом, оставив на подвальных стенах свой немой смех, опять на пляж – подвижная мишень, ни Времени, ни Смерти не угнаться.

Констанция.

Раттиган, та самая.

– Господи, что ты тут делаешь? – По ее выдубленному солнцем, как у дикарки, лицу катились то ли дождевые капли, то ли слезы.

– Господи, – отозвался я, – а ты что?

– Отвечай на мой вопрос!

– Мэгги поехала на восток, на какую-то преподавательскую конференцию. Я пытаюсь закончить новый роман. Наш дом стоит пустой. Мой прежний квартирохозяин сказал: ваше жилье на берегу не занято – приезжай, пиши, купайся. Вот я и приехал. Господи, Констанция, входи. Ты вот-вот утопнешь!

– Уже утопла. Посторонись!

Но Констанция не двинулась с места. Долгое мгновение она стояла, дрожа, под вспышками гигантских молний, за которыми следовали удары грома. На миг мне почудилось, что передо мной давно знакомая женщина – шире, чем жизнь, прыг в море, прыг на берег, женщина, чью тень я наблюдал на потолке и стенах подвального кинозала, где она скользила по бытию фон Штрогейма и других немых теней.

Но тут все переменилось. Она стояла в дверном проходе, убавленная светом и грохотом. Размерами Констанция сравнялась с ребенком, к груди она прижимала черную сумку, поеживаясь, обхватила бока, глаза были прикрыты от непонятного страха. Трудно было поверить, что сюда явилась под громовые раскаты не кто иная, как Раттиган, вечная кинозвезда.

Наконец я повторил:

– Входи, входи.

Она опять прошептала:

– Посторонись!

Надвинулась на меня, присосалась поцелуем, тягучим, как «морская» ириска, и пробежала мимо. На середине комнаты надумала вернуться и легонько чмокнуть меня в щеку.

– Ого, в этом что-то есть, – кивнула она. – Но погоди, я трясусь от страха!

Ухватившись за локти, Констанция мокрым кулем шмякнулась на софу. Я сбегал в ванную, стащил с Констанции платье и укутал ее гигантским полотенцем.

– Ты так поступаешь со всеми своими дамами? – клацая зубами, поинтересовалась она.

– Только когда на дворе ночь и гроза.

– Я не скажу Мэгги.

– Не дергайся, Раттиган, бога ради.

– Всю жизнь только и слышу это от мужчин. А сами уже заносят кол – вогнать мне в сердце.

– Ты что зубами скрежещешь: чуть не утонула или перепугалась?

– Как сказать. – Она бессильно откинулась назад. – Я мчалась без остановки всю дорогу от дома. Не ожидала тебя застать, ты ведь давно уже съехал, но, господи Иисусе, как здорово, что ты тут! Спаси меня!

– От чего, бога ради!

– От смерти.

– От смерти никто не спасется, Констанция.

– Не говори так! Я не собираюсь умирать. Я здесь, Христос, для жизни вечной!

– Это просто молитва, Констанция, а не реальность.

– Ты вот будешь жить вечно. Твои книги!

– Лет сорок, быть может.

– А ты не швыряйся сорока годами. Мне бы из них хоть парочка пригодилась.

– Что бы тебе пригодилось, так это глоток-другой. Посиди смирно.

Я принес полбутылки «Голд дака».

– Боже! Это еще что?

– Скотч я не терплю, а это грошовое зелье как раз для писателя. Хлебни.

– Отрава. – Констанция скорчила гримасу. – Тащи живей что-нибудь другое!

В нашей маломерной ванной я отыскал небольшую фляжку водки, отложенную для тех случаев, когда ночь никак не кончается. Констанция ухватила ее:

– Иди к мамочке!

Она присосалась к бутылке.

– Полегче, Констанция.

– Тебе хорошо говорить.

Она сделала еще три глотка и с закрытыми глазами вернула мне фляжку.

– Бог милостив.

Констанция снова откинулась на подушки.

– Не хочешь послушать, от какой чертовой напасти я улепетывала по берегу?

– Погоди. – Я поднес к губам бутылку «Голд дака» и отпил. – Выкладывай.

– Так вот. От смерти .

Я уже жалел, что во фляжке с водкой больше ничего не осталось. Дрожа, я включил небольшой газовый обогреватель в холле, обыскал кухню и извлек бутылку «Риппла».

– Черт! – вскричала Раттиган. – Никак тоник для волос! – Она пила и тряслась. – На чем я остановилась?

– Как ты мчалась во весь опор.

– Да, но от чего я убегала, тоже было сказано.

В переднюю дверь постучался ветер.

Я держал Констанцию за руку, пока стук не прекратился.

Потом она схватила свою черную сумку и протянула мне какую-то книжечку.

Я прочитал: «Телефонный справочник Лос-Анджелеса. 1900».

– Бог мой, – прошептал я.

– Скажи, зачем я это взяла с собой? – спросила она.

Я пролистал книгу: А, потом Г, Д (кино, ТВ, сериалы) и до самого конца; имена, имена из забытого года, имена, о господи, имена.

– Соображай, – сказала Констанция.

Я начал с начала. А – Александер, Альберт и Уильям. Б – Берроуз. В – …

– О черт, – прошептал я. – Тысяча девятисотый. А на дворе тысяча девятьсот шестидесятый. – (Из-под вечного летнего загара Констанции проступала бледность.) – Эти люди. Почти все уже умерли. – Я уставился на фамилии. – По большей части телефонов бесполезно звонить. Это…

– Это Книга мертвых.

– В самую точку.

– Книга мертвых, – повторил я. – Египетская. Из гробницы.

– Прямиком. – Констанция замолчала.

– Кто-то тебе ее послал? Записку приложил?

– К чему еще и записка?

Я перевернул еще несколько страниц.

– Ни к чему. Поскольку никого практически не осталось в живых, подразумевается…

– Скоро меня не будет.

– Твоя фамилия станет последней в перечне?

Я затрясся и подкрутил нагреватель.

– Гнусная выходка.

– Гнусная.

– Телефонные книги, – пробормотал я. – Мэгги говорит, я над ними пускаю слезу, но все зависит от того, что это за книги и какого года.


Рэй Брэдбери

Давайте все убьем Констанцию

Книга посвящается с любовью моей дочери АЛЕКСАНДРЕ - без ее помощи третье тысячелетие, быть может, никогда бы не наступило, и - также с благодарностью и любовью - СИДУ СТИБЕЛУ

Такое начало - способ завлечь читателя?

Ну ладно, ночь была грозовая, на Венис (Калифорния) рушилась темная стена дождя, полуночное небо расщепляли молнии. Ливень зарядил с заката и, похоже было, на всю ночь. Все твари замерли под этим потоком. В темных бунгало, накрытые тенями, мерцали тусклые голубые огоньки; полуночные прорицатели накликали там новости, одна хуже другой. В потопе, на десять миль к югу и столько же к северу, не двигалось ничто, кроме Смерти. И кого-то, кто резво бежал впереди Смерти .

Чтобы постучаться в тонкую, как бумага, дверь моего бунгало - ту, что смотрела на океан.

И вспугнуть меня, согнутого над пишущей машинкой, за рытьем могил - мое средство от бессонницы. Стук в дверь, в разгар грозы - и меня накрыло крышкой гроба.

Я распахнул дверь и увидел: Констанцию Раттиган.

Ту самую Раттиган, всем известную.

По небу трещинами побежали ослепительные молнии; фотовспышка, другая, десятая; щелк-щелк, готово: Раттиган.

Сорок лет успехов и несчастий, затиснутых в смуглое тюленье тело. Золотистый загар, пять футов два дюйма роста, знай себе мелькает то тут, то там; заплывет в море на закате, вернется (говаривали), оседлав волну, на рассвете; на пляже - круглые сутки, перекликается за полмили с морским зверьем или нежится в бассейне на берегу, в каждой руке по мартини, голая с головы до пят, подставляет себя солнцу. А то ныряет в подвальный этаж, где у нее кинопроектор, смотреть, как мельтешит на бледном потолке собственная тень с тенями Эриха фон Штрогейма, Джека Гилберта или Рода Ларока; потом, оставив на подвальных стенах свой немой смех, опять на пляж - подвижная мишень, ни Времени, ни Смерти не угнаться.

Констанция.

Раттиган, та самая.

Господи, что ты тут делаешь? - По ее выдубленному солнцем, как у дикарки, лицу катились то ли дождевые капли, то ли слезы.

Господи, - отозвался я, - а ты что?

Отвечай на мой вопрос!

Мэгги поехала на восток, на какую-то преподавательскую конференцию. Я пытаюсь закончить новый роман. Наш дом стоит пустой. Мой прежний хозяин квартиры сказал: ваше жилье на берегу не занято - приезжай, пиши, купайся. Вот я и приехал. Господи, Констанция, входи. Ты вот-вот утопнешь!

Уже утопла. Посторонись!

Но Констанция не двинулась с места. Долгое мгновение она стояла, дрожа, под вспышками гигантских молний, за которыми следовали удары грома. На миг мне почудилось, что передо мной давно знакомая женщина - шире, чем жизнь, прыг в море, прыг на берег, женщина, чью тень я наблюдал на потолке и стенах подвального кинозала, где она скользила по бытию фон Штрогейма и других немых теней.

Но тут все переменилось. Она стояла в дверном проходе, убавленная светом и грохотом. Размерами Констанция сравнялась с ребенком, к груди она прижимала черную сумку, поеживаясь, обхватила бока, глаза были прикрыты от непонятного стража. Трудно было поверить, что сюда явилась под громовые раскаты не кто иная, как Раттиган, вечная кинозвезда.

Наконец я повторил:

Входи, входи.

Она опять прошептала:

Посторонись!

Надвинулась на меня, присосалась поцелуем, тягучим, как «морская» ириска, и пробежала мимо. На середине комнаты надумала вернуться и легонько чмокнуть меня в щеку.

Ого, в этом что-то есть, - кивнула она. - Но погоди, я трясусь от страха!

Ухватившись за локти, Констанция мокрым кулем шмякнулась на софу. Я сбегал в ванную, стащил с Констанции платье и укутал ее гигантским полотенцем.

Ты так поступаешь со всеми своими дамами? - клацая зубами, поинтересовалась она.

Только когда на дворе ночь и гроза.

Я не скажу Мэгги.

Не дергайся, Раттиган, бога ради.

Всю жизнь только и слышу это от мужчин. А сами уже заносят кол - вогнать мне в сердце.

Ты что зубами скрежещешь: чуть не утонула или перепугалась?

Как сказать. - Она бессильно откинулась назад. - Я мчалась без остановки всю дорогу от дома. Не ожидала тебя застать, ты ведь давно уже съехал, но, господи Иисусе, как здорово, что ты тут! Спаси меня!

От чего, бога ради!

От смерти.

От смерти никто не спасется, Констанция.