Биографии Характеристики Анализ

Дидактические игры по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста. Игры по развитию и обогащению словаря Игры и упражнения для обогащения словаря

Татьяна Шерстнева
«Придумай слово» (картотека на обогащение словарного запаса)

На занятиях по формированию лексико - грамматических средств языка и связной речи проводится большая работа по активизации и совершенствованию словаря, понимания речи, формированию умения выделять части предмета. На основе уточнения пассивного речевого запаса организуется устная речевая практика. Мы не только обогащаем лексику, развиваем речь ребенка, но и формируем его мышление.

Предлагаю Вашему вниманию систематизированный материал (в виде картотеки) по обогащению словарного запаса у дошколя т.

Список использованной литературы:

1. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. Под ред. О. С. Ушаковой. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 240с. ,ил.

2. Т. А. Ткаченко. Обогащаем словарный запас. РАбочая тетрадь. - Екатеринбург. ООО "Издательский дом Литур", 2008. - 24с.

3. Моторина Н. Н. Формирование предметного словаря у детей с общим недоразвитием речи//Логопед. 2005.№2.

3-4 го да:

«Добавь сл ово » (цель: находить нужное по смыслу слово (глагол); кукла Гена.

Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать. Далее скажем детям, что к ним в гости пришел Гена. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать Гена, дети должны будут сейчас угадать.

Я умею постель (глагол подбирают дети) убирать.

Я умею пол… (подметать).

Я умею пыль… (вытирать).

Я умею посуду… (мыть, полоскать).

Я умею постель… (застилать).

Я умею цветы… (поливать).

Я умею стол… (накрывать).

Я помогаю тарелки (расставлять).

Я помогаю вилки… (раскладывать).

Я помогаю крошки… (сметать).

Я помогаю комнату… (убирать).

«Кто что дела ет? » (цель: образовывать формы глаголов третьего лица единственного и множественного числа); игрушки (кошка, собака, два ёжика).

Взрослый и дети рассматривают игрушки и описывают их внешний вид. Далее игра проходит в форме вопросов и ответов.

Взрослый Дети

Как вы думаете, что делает кошка, когда мы её гладим? Мурлычет, радуется, выгибает спинку.

А что она делает, когда видит мышку? Тихо подкрадывается, бежит, ловит, прыгает.

Что делает кошка, когда видит мышку, не настоящую, а игрушечную? Бегает, играет, подпрыгивает, хватает, тащит, радуется.

Еще что умеет делать кошка?

Как много новых слов вы сказали про кошку! (Повторяет слова). Мяукать (мяу – мяу, лакать молоко, пить.

А что делает собака? Лает, кусается, бегает, ходит, сидит, спит, смотрит, ест.

Что делает собака, когда видит кошку? Хочет поймать, бежит за кошкой, лает, ловит.

А когда собаке дают кусочек мяса, то что она делает? Подпрыгивает, служит, ест, радуется.

А что умеют делать ежи? Они ходят, сворачиваются в клубочки, плавают, бегают.

А как ежи носят себе обед? Они накалывают всё на иголки.

«Кто больше увидит и собер ет» (цель: выделять и обозначать словом части предмета, его внешние признаки).

Сообщаем детям, что сегодня у них в гостях кукла Оля. Она любит, когда её хвалят, говорят про неё. Сейчас они должны будут сказать, какое у Оли платье, какие носочки, туфельки, волосы. Глаза. За каждый ответ Оля будет давать флажок. Флажки разноцветные Кто первый соберет флажки всех цветов, тот и победит. Сами начинаем игру словами: «У Оли светлые волосы». Получаем от куклы голубой флажок. Приглашаем детей продолжать.

При затруднении напоминаем, о чем еще можно сказать, например: «скажи про Олины глаза, носочки» и т. п. В ходе игры нужно следить, чтобы дети правильно согласовывали прилагательные с существительными в роде и числе.

«Как медвежонок катался на маш ине » (цель: выделить глагольный ряд, на основе которого построен сюжет).

Рассказываем и показываем:

Решил медвежонок покататься на машине. Сел он и поехал. Ехал – ехал и вдруг слышит: с-с-с – колесо спустилось. Медвежонок остановился, вышел и стал накачивать колесо: с-с-с. Накачал и поехал дальше. После инсценировки просим назвать все, что делал медвежонок (решил покататься…сел…поехал…слышал…остановился…вышел…стал накачивать колесо…накачал…поехал).

4-5 л ет:

«Ты к то? » (употреблять в речи глаголы, называть признаки предметов)

К детям приходит говорящая кукла Таня, она читает стихотворение А. Барто:

У меня живет козленок…

Про кого говорит Таня? Что она о нем рассказала? Что Таня делала? (говорила, рассказывала стихи). Что она сейчас делает? (сидит, стоит, машет рукой). Сначала Вы слышали Танин голос, она говорила, а теперь она… (молчит, замолчала).

Как Вы думаете, что Таня умеет делать? А теперь расскажите ей, что Вы умеете делать? (рисовать, мыть посуду, играть, гулять и т. п.).

У Тани был козленок, а у вас будут другие животные. Сейчас я вам раздам картинки, а вы превратитесь в животных, которые на них нарисованы. Дети рассматривают картинки. Взрослый спрашивает: «Ты кто?» (собачка, слоненок, тигренок, волчонок и т. п.). Какой ты тигренок? (пушистый, полосатый и т. д.). Что ты умеешь делать? 9играть, рычать и т. д.). Подобным образом опрашиваются все дети.

«Закончи предложение и подбери к нему картин ку» (цель: заканчивать высказывание, начатое взрослым, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении).

Предметные картинки: мяч, рыба, кит, лягушка, тапочки, карандаш, елка, дом, газета, диван, кофта, пальто, косточка, яйцо.

Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает её, выбрав подходящую картинку среди предложенных:

Девочка рисует… ДОМ, ЕЛКУ, ЛЯГУШКУ.

Мама стирает…КОФТУ, ПАЛЬТО и т. д.

5- 7 л ет:

"Играем с пальчика ми"

5 раз повтори начало каждого предложения и дополни его пятью разными словами. Считай получившиеся предложения, загибая пальцы на руке.

За домом росли (что)---

Мама купила в магазине (что)---

Петя нёс в портфеле (что)---

Катя нашла в лесу (кого? Что)---

Около дороги стоял (кто?что)---

Собака залаяла на (кого?что)---

Петя увидел в комнате (кого?что)-

Катя взяла со стола (что)---

Мама разогревала на столе (что)---

Миша поднял голову и увидел (кого?что)--- Счетные флажки

"Назови как можно больше предметов, сделанных из указанного материала. Если назовешь больше пяти слов, ты – победител ь!"

Мясо Пластмасса

Дерево Резина

Металл Мрамор

Кирпич Бревно

Стекло Доска

Бумага Камень

Кожа Картофель

Шоколад Снег

"Шагайка – называйк а"

Подбери по пять слов, раскрывающих каждое обобщение. Называй слова и одновременно делай шаги вперед.

Я знаю молочные продукты…

Я знаю комнатные растения…

Я знаю перелетных птиц…

Я знаю луговые цветы…

Я знаю лиственные деревья…

Я знаю умывальные принадлежности…

Я знаю головные уборы…

Я знаю явления природы…

Я знаю виды спорта…

Я знаю кондитерские изделия…

Я знаю опасные профессии…

Я знаю музыкальные инструменты…

Я знаю животных жарких стран… Ошибки Незнайки

"Исправь ошибки Незнайк и"

Уборщица шьет головные уборы.

Плотник делает плоты.

Машинист чинит машины.

Водитель водит хороводы.

Секретарь хранит секреты.

Пожарный обжаривает продукты.

Часовой чинит часы.

Строитель учит ходить строем.

Садовник заведует детским садом.

Портной работает в порту.

Механик шьет изделия из меха.

Тепличница следит за теплом в домах.

Парикмахер – тот, кто делает парики.

Курьер – тот, кто ухаживает за курами.

Опреатор – то, кто делает операции.

Журналист продает журналы.

Переводчик переводит людей через улицы.

"Пять дейст вий "

Перечисли действия, которые можно совершать с указанным предметом. Если назовешь больше пяти слов, ты – победитель!

шоколад карандаш гвоздь

книга компьютер пульверизатор

простыня линейка миксер

кусок мяса вилка газовая плита

лимон краска шампур

огурец лак для волос бумажная салфетка

клей кисточка

"Законченное предложе ние "

Пять раз повтори пару слов и каждый раз дополни её новым словом.

Быстро бегает…

Ловко плавает…

Важно ходит…

Высоко прыгает…

Тихо ползает…

В небе летает…

В лесу растет…

На полу валяется…

По полю мчится…

В цирке выступает…

К хозяину спешит…

Сладко спит…

Громко кричит…

В саду спеет…

В воде тонет…

По дороге едет…

В корзине лежит…

"Вот так магази ны! "

Перечисли товары, которые могут продаваться в магазинах с указанными названиями.

«Лакомка» «Всё для душа»

«Каблучок» «На старт!»

«Свет» «Мотор»

«Школьник» «Золотая рыбка»

«Три толстяка» «Мелодия»

«Верный друг» «Шкатулка»

«Твой дом»

"Пуговки – помощни цы"

К каждому слову – действию подбери названия пяти предметов. Считай слова с помощью пуговок.

Можно стирать…

Можно пить…

Можно жарить…

Можно рисовать…

Можно мыть…

Можно гладить…

Можно фотографировать…

Можно дарить…

Можно надевать…

Можно отодвигать…

Можно вешать…

Можно измерять…

"Три части "

Назови по три части указанных предметов. Если назовешь пять частей, ты – победитель!

Я знаю 3 части машины…

Я знаю 3 части дома…

Я знаю 3 части вертолета…

Я знаю 3 части телевизора…

Я знаю 3 части компьютера…

Я знаю 3 части дивана…

Я знаю 3 части часов…

Я знаю 3 части стиральной машины…

Я знаю 3 части велосипеда…

Я знаю 3 части корабля…

Я знаю 3 части грузовика…

"Главное действи е"

Перечисли другие действия, входящие в состав главного (пример : главное действие – выращивать овощи, другие действия в составе главного: сеять, накрывать, поливать, рыхлить, окучивать, полоть, прореживать, выкапывать, собирать).

Выращивать овощи…

Отдыхать на море…

Учиться в школе…

Убирать двор…

Гулять по парку…

Покупать продукты…

Шить костюм…

Пылесосить комнату…

Готовить борщ…

Принимать гостей…

Собирать грибы…

Мыть руки…

Рисовать цветы…

Строить дом…

"Все работы хоро ши"

По предметам назови профессии. Если подберешь 5 слов, ты – победитель!

С билетами работают…

С весами работают…

В халате работают…

С карандашом работают…

На компьютере работают…

В шлеме работают…

На сцене работают…

С ножницами работают…

"Цвет и отв ет"

Подбери названия трех предметов такого же цвета. Если подберешь 5 слов, ты – победитель!

Монета такого же цвета, как…

Больничный халат такого же цвета, как…

Помидор такого же цвета, как…

Елка такого же цвета, как…

Вишня такого же цвета, как…

Ствол дерева такого же цвета, как…

Цыпленок такого же цвета, как…

Облако такого же цвета, как…

Кирпич такого же цвета, как…

"Мир живот ных "

Назови как можно больше животных, у которых есть указанная часть тела.

Рога есть у…

Лапы есть у…

Копыта есть у…

Когти есть у…

Перья есть у…

Чешуя есть у…

Ноги есть у…

Грива есть у…

Длинная шерсть есть у…

Крылья есть у…

Клыки есть у…

Клюв есть у…

"Много действ ий"

Перечисли как можно больше действий, которые происходят в указанном месте:

В цирке…

В школе…

В детском саду…

На катке…

В гостях…

На пляже…

В поезде…

В самолете…

На поляне…

На рынке…

В огороде…

Во дворе…

В библиотеке…

В кабинете врача…

"На поверхно сти "

Назови предметы, которые могут находиться на указанной поверхности.

На ковре можно увидеть…

На корабле можно увидеть…

На стене можно увидеть…

На столе можно увидеть…

На дороге можно увидеть…

На тарелке можно увидеть…

На море можно увидеть…

"Каждый зна ет"

Пять раз повтори начало предложения, и каждый раз добавляй новое слово.

Каждый знает, что желтым бывает…

Каждый знает, что сильным бывает…

Каждый знает, что старым бывает…

Каждый знает, что жарким бывает…

Каждый знает, что белым бывает…

Каждый знает, что хрупким бывает…

Каждый знает, что умным бывает…

Каждый знает, что легким бывает…

Каждый знает, что новым бывает…

Каждый знает, что нужным бывает…

Каждый знает, что сладким бывает…

Каждый знает, что острым бывает…

"Забавные превращени я"

Назови – в кого превратится обычный человек, если окажется:

На переходе улицы…

На собственных именинах…

В школе…

На рынке…

В седле…

В походе…

На стадионе…

В бассейне…

"От норы до г оры "

Назови как можно больше животных (рыб, птиц, зверей, насекомых, живущих в указанных местах.

В траве живут…

В клетке живут…

В норе живут…

В сарае живут…

В море живут…

В гнезде живут…

В пруду живут…

В дупле живут…

В реке живут…

В квартире живут…

В земле живут…

В подвале живут…

Разные действия

"Перечисли слова – действия для каждого времен и"

Отпуск… Ночь…

Осень… Лето…

Вечер… Выходной…

Зима День рождения…

Каникулы… Новогодний праздник…

Детство…

"Самые, самые "

Вспомни сказки и назови подходящих героев.

Самый знаменитый долгожитель…

Самый добрый врач…

Самая уродливая царевна…

Самая аленькая девочка…

Самый высокий мужчина…

Самый некрасивый птенец…

Самый большой сладкоежка…

Самый длинноносый человечек…

Самая злая старуха…

Самый маленький мальчик…

Самая печальная царевна…

Самая холодная королева…

Самый длиннобородый человек…

Эти игровые упражнения очень нравятся детям, они с заинтересованностью реагируют на выполнение заданий в рифмованной форме, им интересен сам соревновательный момент.

Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения его в школе. У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности в усвоении лексических закономерностей родного языка. Особые трудности дети с ОНР испытывают в усвоении и использовании в своей речи прилагательных.

Данные лексические упражнения помогут обогатить словарь детей словами-признаками.

«Описание внешности человека». Лексическая тема: «Человек».

Инструкция:

Послушай стихотворение и скажи,каким цветом бывают глаза и волосы.

Глаза у Вари- карие,
У Васи с Верой – серые,
У маленькой Аленки
Зеленые глазенки.

Каштановые волосы
У шустрой Маринки.
А рыжие кудряшки
У маленькой Галинки.
И только у Леночки
Русые косички.

«Отгадай загадки». Лексическая тема « Животные и птицы».

Инструкция:

Найди картинку-загадку и назови слова-признаки, которые тебе помогли в этом.

Эта птица острым клювом стучит.
(Дятел)

А с красной грудкой зимой к нам летит.
(Снегирь)

Огромные глаза у этой птицы.
(Сова)

А эта опереньем ярким гордится.
(Попугай)

У этого зверя пушистая шубка.
(Белка)

Задиристый этот- игра с ним не шутка.
(Тигр)

Вот с этим дружи, он огромный, но добрый.
(Слон)

А этот уж точно друг твой надежный.

«Опиши щенка».

Инструкция:

Послушай стихотворение и назови слова-признаки, которые характеризуют щенка. Назови другие слова-признаки, которые услышишь в этом стихотворении.

Наш задиристый щенок
Громко лает у ворот,
Потому что у ворот
Ходит черный гордый кот.

Любит наш щенок играть,
Катин мячик погонять.
Очень он игривый
Наш щеночек милый.

Очень он у нас веселый,
Шаловливый и смешной.
Смелый, ласковый, красивый
Мой щенок родной.

«Исправь ошибки».

Инструкция:

Послушай стихотворение и исправь ошибки.

Бродил я по речной (лесной) тропинке
И видел страшные (странные) картинки.
Пушистый (колючий) еж шуршит в траве,
Мышонок красный (серый) спит в норе,
Крылатая (рогатая) корова на лугу
Соленую(зеленую) жует траву.

Игра «Наоборот».

Инструкция:

Послушай стихотворение и назови недостающие слова.

Скажу я слово высокий,
А ты ответишь…(низкий).
Скажу я слово дальний,
А ты ответишь …(близкий).
Скажу тебе трусливый,
А ты ответишь…(смелый).
Еще скажу холодный,
А ты ответишь …(теплый).
Затем скажу короткий,
А ты ответишь …(длинный),
Теперь скажу начало
Ты отвечай …(конец).

Ананьева Анна Викторовна,
учитель — логопед,
МБДОУ «Детский сад №151″,
город Рязань

Усложненный вариант (для старших дошкольников): требуется, прежде чем достать предмет из мешочка, определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, тряпичный, деревянный, пластмассовый), качество поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный).

Игра «Почта», «Укрась елку» «Волшебное дерево», «Тематическое лото», «Домино»

Игра «Посылка»

Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

Оборудование. Предметы, коробки по количеству игроков.

Игра «Аналогии»

Цели: Активизация существительных с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного компонента лексического значения слова)

Игра «Съедобное – несъедобное»

Цели: Развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность, др.), уточнение значения обобщающих слов, развитие слухового внимания, общей моторики.

Игра «Я знаю пять…»

Цели: Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова).

Содержание. Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом: «Я» и передает (перебрасывает) мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово: «Знаю» - и передает мяч дальше. Третий игрок: «Пять». Следующий ребенок «Насекомых». Далее каждый ход сопровождается называнием одного насекомого до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Игра продолжается дальше.

Игра с мячом «Ассоциации»

Цели: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.

Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки. Примерный лексический материал: глубокая – тарелка; голубая – кастрюля; маленькое блюдце; прозрачный – кувшин.

Игра «Я собрал в огороде…»

Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.

Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде….огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду….», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице….», «В лесу живет….», «На кухне есть….» и т.д.

Игра «Назови другим словом»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря синонимов.

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Содержание. Дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру придумывая свои слова.

Учитель – логопед

Криль О.А.

МДОБУ № 44 рп. Чунский

Иркутской области

Изобрести новое нельзя, важно из множества источников выбрать, обыграть и наполнить интересом и занимательностью.

Пополнение лексического запаса (обогащение словаря) каждого ребенка, как мы уже говорили, происходит в процессе ознакомления его с окружающим; слово входит в память ребенка не иначе, как одновременно с представлением о том предмете или действии.

Процесс усвоения ребенком слов происходит одновременно с «исследованием» предметов, соответствующих этим словам: ребенок предметы осматривает, трогает, ощупывает, поглаживает (осязает), прислушивается, как они звучат, пробует на вкус, нюхает (обоняет).

Работа над словообразованием является одним из важнейших источников обогащения словарного запаса детей.
На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением.

У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий. Детей учат понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве.

На основе наглядности проводится работа и с ознакомлением с многозначными словами.

КОЛОБОК пришел научиться у вас .

Игра «Кому принадлежит фраза?»

Взрослый. А сейчас я хочу проверить, как внимательно вы умеете слушать. Мы сыграем в игру «Кому принадлежит фраза?». Вы будете отвечать, человек какой профессии мог сказать данную фразу.
– Как вас постричь? А челку покороче? (Парикмахер.)
– Дети, здравствуйте, откройте учебники на странице 33. (Учитель.)
– Несите кирпичи, цемент. (Строитель.)
– Сегодня я буду рисовать пейзаж. (Художник.)
– Откройте рот и скажите «а-а-а-а-а-». (Врач.)
– Какие пуговицы пришить вам на эту блузку: белые или черные? (Портной.)
– Сколько килограммов картошки вам взвесить? С вас 25 рублей. (Продавец.)
Молодцы, вы правильно отгадали все профессии.

Игра: “Игры с буквами”

Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в звуки.
Взрослый: наш колобок встретил в лесу всех персонажей своей сказки, назовите с какого звука начинаются их названия, каким заканчивается. (какие еще звуки слышите)
Если малыш хорошо справляется, можно попросить его:
– проговаривать предложенные слова по звукам;
– придумывать слова, в которых, например, звук “а” стоит в начале, в конце или в середине.
Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение.
Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению.

Игра «Посылка» (для детей от четырех лет)
Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.
Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.

Игра «Сравни разных зверят»

Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.
- Мишка большой, а мышка… (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит… (сыр, сухарики).
- Лапы у Мишки толстые, а у мышки… (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка… (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки… (короткий).

Игра «Отгадай предмет по названию его частей»

Цель: формировать умение определять и называть предмет, ориентируясь на части этого предмета

Детям предлагается следующий речевой материал:

– Ствол, ветки, листья, кора, корни – дерево

– Копыта, рога, вымя, голова, ноги, туловище, большая – корова

– Кабина, крылья, мотор, хвост – самолет

– рука, туловище, нога, волосы – человек.

«Путешествие»

«Давайте представим, что мы поедим в путешествие на корабле, а отправимся мы … например, в Индию.»

Что с собой возьмем? А возьмем мы предметы которые нам очень необходимы, на букву «К»! Первый начинает и говорит: «Берем компас, канат, карту, кастрюлю, картофель и т.д.» Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: «Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву «М».

Игра «Кто с какими буквами дружит»

Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные.

Например, у одного ребенка – слон, у второго – крокодил, у третьего – ёжик. Первый говорит: ” Мой слон дружит с буквой “Х”, потому, что у него есть хобот”.

Второй говорит: “А мой крокодил дружит с буквой “Р”, потому, что живет в реке.”

Третий говорит: “Мой ёжик дружит с буквой “И”, потому, что у него иголки. И т.д.

Сказка «Ярмарка слов»

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве была особая ярмарка – ярмарка слов. На ней продавались самые разные слова – кому какие нужны. Слов было много, поэтому продавали их целыми партиями.

кому, кому иголки ? Иголки понадобились многим: дикобразам, ежам, кактусам, соснам, елям и конечно же портным.

нашлось много разных покупателей и на слово язык . За ним выстроилась огромная очередь из людей, животных и птиц. Даже костру понадобилось это слово.

слово нос шло на расхват . Оно было необходимо людям и животным, а еще лодкам, кораблям и катерам.

а вот слово шляпки ! Кому шляпки? – кричали продавцы. К ним подбежали женщины, неуклюже приковыляли грибы и гвозди. (грибам – хрупкие и разноцветные, гвоздям – крепкие, железные)

только у нас и только сейчас – ножки . За ножками поспешили столы, стулья, шкафы, кровати, диваны. Одним словом мебель. Весело прибежали дети, охая приковыляли грибы.

После проведения этой ярмарки дети стали встречать одно и тоже слово в нескольких местах, да и значения у них самые разные.

Игра Угадайте, что за сказка? Рассказ сказки по первым слогам .

«Жи бы де и ба. По де ре. Вы ре бо. По де ре тя. Тя по тя, вы не мо.

По де ба. Ба за де, де за ре, тя по тя вы не мо.

По ба вну. Вну за ба, ба за де, де за ре, тя по тя вы не мо.

Система развивающих игр по обогащению словаря детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Трудно переоценить значение общего развития ребенка в дошкольном
возрасте. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это
время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений,
отношения ребенка к окружающему миру.
Речь ­ великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие
возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их
деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения. Речь
оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень
мало времени ­ ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются
благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент
для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и
языкового развития ребёнка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе
становления речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохо
начиная осознавать свой недостаток, становятся
говорящие дети,
молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с
людьми.
В целом уровень речевого развития современных детей ­ дошкольников
можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительный. С точки зрения
речевой патологии одним из наиболее распространённых нарушений является
общее недоразвитие речи (ОНР). Изучая отклонения речевого развития у детей
с нормальным слухом и интеллектом, профессор Р.Е.Левина впервые выделила
и описала особую категорию детей с проявлениями системной
несформированности всех языковых структур (фонетики, грамматики,
лексики), которую и обозначила термином «общее недоразвитие речи».

Речевая запущенность ярко проявляется при поступлении детей в школу.
Здесь выявляются серьёзные речевые проблемы, которые затрудняют процесс
обучения, являются причинами дисграфии и дислексии. По данным
исследователей, в некоторых первых классах насчитывается до 85­ 90% детей
с различными речевыми нарушениями.
Актуальность данной темы значительна: 1. Развитая устная речь детей
дошкольного возраста ­ это один из показателей готовности ребенка к
обучению в школе; 2. Введение нового Федерального государственного
в структуру основной
образовательного стандарта
общеобразовательной программы дошкольного образования, в котором
(ФГОС)

определена образовательная область «Речевое развитие» и как одно из ее
направлений ­ «обогащение активного словаря»; 3. Заинтересованность со
стороны государства вопросами эффективного воспитания и развития детей
дошкольного возраста; 4. Неудовлетворительный уровень речевого развития
современных детей.
Проблема заключается в том, что по окончании дошкольного обучения
дети с ОНР не овладевают целевым ориентиром, в котором выражается
следующее достижение воспитанника: « … ребенок достаточно хорошо
владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения…»
без специально организованной образовательной деятельности.
Процесс развития устной речи затрудняют множественный лексические
нарушения у воспитанников. Бедность словаря мешает полноценному общению,
а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря
является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня
умственного развития. Именно в значении слова «завязан узел того единства,
которое мы называем речевым мышлением» (Л.С. Выготский).

Работу по обогащению словаря как одного из компонентов устной речи
следует строить через систему коррекционно­логопедического воздействия,
включая взаимосвязь всех участников данных отношений (воспитанник,
родители, учитель­логопед) и правильно созданную предметно­развивающую
среду.

Коррекционно­логопедическая работа по обогащению словаря
воспитанников, которая проводится поэтапно:
I этап – уточнение лексического значения слов;
II этап – развитие умения воспитанников употреблять антонимы,
синонимы и многозначные слова в устной речи;
III этап – формирование обобщающей функции речи.
В связи с тем, что игровая деятельность у дошкольников является
ведущей, то система развивающих игр должна стать составной частью каждого
логопедического занятия (фронтального, подгруппового, индивидуального),
проводимого с детьми. Каждая игра адаптируется под изучаемую тему.
I. Игры, направленные на уточнение лексического значения слова:
1.
Настольные игры «Лото»,
«Домино»,
«Парные картинки»,
«Кубики». Цель ­ обогащение предметного словаря, развитие логического
мышления.
Данные игры являются одним из эффективных способов обогащения
словаря детей. Проводя игру, воспитанникам объяснялось её правило. В
процессе игры (например, с разрезными картинками) сначала рассматривались
целые картинки­образцы, уточнялось: «Что нарисовано на картинке?», «Как
можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты?», «Что можно сделать
из фруктов?» После уточнения шло объяснение: «Вот пред вами маленькие
картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, вы должны сложить
целую картинку, каждый свою. Вспомните, какого цвета слива, какие у неё
листья, и подберите необходимые картинки». По такому же принципу дети
собирали картинки из кубиков.

2. Игра «Чудесный мешочек». Цель ­ обогащение предметного словаря (в
процессе игры обратить внимание на правильность грамматического
оформления слов).
3. Игра «Что не так?». Цель ­ обогащение предметного словаря, обращая
особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия, развивать
слуховое внимание.
Инструкция: «Правильно ли я называю домашних животных: корова,
лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц?» Дошкольники исправляют
ошибки.
4. Игра «Меморина». Цель ­ обогащение и активизация словарного запаса;
развитие памяти,
коммуникативной функции детей.
слухового внимания,
мыслительных процессов,
Принцип игры: найти пары одинаковых или похожих предметов (или
сюжетов) из данных 8­16 карточек (в зависимости от возраста и развития
ребёнка). Карточки разложены на столе изображением вниз, что как раз и
создавало эффект неожиданности. Игроки по очереди открывали карточки.
Если картинки оказывались разными, то карточки опять переворачивались.
Если же картинки оказывались одинаковыми (или похожими), то открывший их
получал фишку. Ставилась задача: стараться запомнить изображения и 2 раза
одну карточку не открывать. В конце игры, подсчитав фишки, определялся
победитель.
5. Игра «Путаница». Цель ­ обогащение предметного словаря, обращая
особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия; закреплять
названия частей целого предмета.
6. Игра «Подбери слово». Цель ­ обогащение и уточнение активного
словаря (подбор подходящих слов к названным определениям, словам­
действиям).
Мокрый; тяжёлый; радостный.
Светит; пишет; висит.

7. Игра «Кто как кричит». Цель – учить детей подбирать слова­действия
по способу подачи голоса.
8. Игра «Запомни и назови». Цель ­ развитие активного словаря детей.
9. Игра «Часть ­ целое». Цель ­ обогащение предметного словаря,
закрепление названия частей целого предмета или объекта.

Описание. Детям называют части предмета или объекта, а они
догадываются, о каком предмете идёт речь и называют его. Например, корень,
ствол, ветки – дерево; спинка, ножки, сиденье – стул; крылья, клюв, хвост –
птица и т.д.
10. Игра «Какой?» Цель ­ развитие словаря признаков.
11. Игра «Исправь ошибку». Цель ­ развитие глагольного словаря,
логического мышления (Повар лечит, а врач готовит. И т.д.).
12. Игра «Снежный ком». Цель ­ развитие активного словаря,
закрепление «новых» слов в связной речи.

Описание. Детям предлагается с «новыми» словами составить
словосочетания, предложения, рассказ.
II. Игры, направленные на
развитие умения воспитанников
употреблять антонимы, синонимы и многозначные слова в устной речи.
Подбор игр осуществляется с нарастающей сложностью, так как игра ­
основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, через неё он
познаёт окружающий мир, овладевает родным языком, а правильно и интересно
организованная игра способствует не только развитию и исправлению речи, но
и развитию личности в целом:
1. Игры «Скажи по­другому» (с волшебной палочкой) и «Кто скажет
иначе?» (с мячом). Цель ­ введение в речь синонимов разных частей речи.
Дети вставали в круг и, отвечая, передавали друг другу волшебную
палочку или мяч.
Бой ­ битва, сражение.

Бояться - пугаться, страшиться, робеть. Горевать ­ печалиться, грустить.
Заглядеться ­ залюбоваться, засмотреться.
2. Игра «Упрямые дети». Цель – обогащение словаря­антонимов.
Детям сообщалось, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё
наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать
«закрыл».
3. Игра «Скажи наоборот». Цель – обогащение словаря ­ антонимов.
Взрослый произносил фразу с эпитетом, ребёнок повторял её, называя антоним
эпитета. Например, взрослый говорил: «Я вижу высокий дом». Ребёнок
отвечал: «Я вижу низкий дом».
4. Игра «Угадай слово». Цель – обогащение словаря­антонимов.
Детям предлагается закончить предложение, а затем повторить его
полностью:
Дуб большой, а рябина...
Сосна высокая, а куст...
Пчела летает, а гусеница...
Дорога широкая, а тропинка...
Опёнок съедобный, а мухомор...
III. Игры на формирование обобщающей функции речи:
1. Игра «Четвертый лишний» Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас.
Цель ­ закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать
способность к обобщению.
Описание. Логопед, бросая мяч ребенку, называет 4 слова и просит
определить, какое слово лишнее. Например, день, ночь, утро, весна. Дети,
бросая мяч обратно, называют лишнее слово.
2. Игра­пазл «Обобщение». Цель ­ закрепление обобщающих понятий,
развитие произвольности внимания, логического мышления, мелкой моторики.
3. Игра «Назови одним словом». Цель ­ закрепление обобщающих понятий.

Таким образом, ребенок с общим недоразвитием речи овладевает целевым
ориентиром: «… хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и
желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения…», только
при создании: 1) условий развития, открывающих возможности для его
позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и
творческих способностей, на основе сотрудничества со взрослыми и
сверстниками и соответствующими возрасту и видам деятельности; 2)
развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему
условий социализации и индивидуализации детей.
Использование данной методики способствует расширению словарного
запаса, а так же благотворно воздействует на развитие речевой коммуникации
дошкольников в целом. Эффективность комплекса позволяет рекомендовать
его использование педагогам дошкольных общеобразовательных учреждений.
Список литературы
1. Гризик Т.И. Речевое развитие современного ребёнка.// Детский сад от А
Я. №2 (14) 2005.­ 4с.
2. Громова О.Е. Инновации ­ в логопедическую практику /Методическое
пособие для дошкольных образовательных учреждений.­ М.: ЛИНКА­ПРЕСС,
2008г.­232с.
3. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. система упражнений по
коррекции письма и чтения детей с ОНР/ Практическое пособие для логопедов.
­ Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006.­ 217с.
4. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у
дошкольников с общим недоразвитием речи.: Монография. ­ СПб.: КАРО, 2006.
­ 240с. (48).
5. Лосев П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4­7 лет:
Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения. ­М.: ТЦ. Сфера, 2005.