Биографии Характеристики Анализ

Добровольное или феодальное. Эпоха феодализма

Термин «средние века» (лат. «Medium aevum») был введен в употребление итальянскими гуманистами XIV - XV вв. для обозначения периода, отделявшего Древнего Рима от истории современной им Италии.

Итальянские гуманисты стали первыми, кто противопоставил средние века античности, с одной стороны, и современности, - с другой. В «Декадах истории со времени падения Римской империи» итальянского гуманиста Флавио Бьондо (1392-1463 гг.) всемирная история была впервые поделена на «Древнюю», «Среднюю» и «Новую». Окончательно периодизация - Historia antiqva, Historia medii aevi и Historia nova - утвердилась в европейской науке после выхода в свет в 1676 г. работы немецкого историка Кристофера Келлера (Целлариуса) (1634 - 1707гг.) «История средних веков от времен Константина Великого до захвата Константинополя турками».

В современной исторической науке Средние века (Средневековье) - это исторический период, следующий после Античности и предшествующий Новому времени. Средние века являются предметом изучения специальной отрасли исторической науки - медиевистики. Хронологические рамки Средневековья условны. К. Келлер, например, определил их периодом с 395 г. (разделение Римской империи на Восточную и Западную) - до 1453 г. (падение и захват Константинополя турками). В современной российской и мировой медиевистике начальной датой традиционно считается падение Западной Римской империи - V в. (476 г.), а завершающей датой - середину XVII в. - начало Английской буржуазной революции.

Эпоха Средневековья традиционно подразделяется на три основных периода, существенно различающихся особенностями социально- экономического, политического развития, материальной и духовной культуры: Раннее Средневековье (конец V — середина XI вв.); Высокое или Классическое Средневековье (середина XI — конец XV вв.); Позднее Средневековье или раннее Новое время (XVI—XVII вв.). Некоторые исследователи ограничивают период Средневековья концом XV - началом XVI в., эпохой Великих географических открытий и Реформации, сделавших всемирной и оказавших, по мнению ученых, наиболее важное влияние на историческое развитие человеческого общества в целом.

Основное содержание периода средневековья составили генезис, развитие и упадок феодальных отношений. Феодализм - это общественный строй, характеризующийся особой системой общественных связей. Термин «феодализм» образован от лат. «feodum» (феод): в средние века феодом называли земельное владение или фиксированный доход (нем.аналог - «лен»; в России - вотчина, позже поместье), пожалованный сеньором (господином) вассалу (подданному) на условиях несения военной службы.

Весь комплекс связей и взаимоотношений сеньората - вассалитета (вассально-ленных отношений), а также полномочия, связанные с феодом, принято называть «феодальными отношениями». Впервые термины «феодализм», «феодальный» были приведены в работе Анри де Буленвилье «История древнего политического строя Франции» (1727 г.) для обозначения особого рода общественных связей, господствовавших в средние века, а именно - политической системы, созданной франками в завоеванной Галлии и нашедшей отражение в феодальной раздробленности и господстве знати (это политико-юридическое толкование).

Просветители XVIII в. раскрывали в феодализме не политический, а социально-экономический аспект: на первый план выходили привилегии дворянства, зависимое положение горожан и крестьян (вплоть до личной зависимости), уплата повинностей. Видный общественный деятель XVIII - XIX вв. Франсуа Гизо (1787-1874гг.) выделил следующие основные характерные черты феодализма: условный характер земельной собственности, слияние верховной власти с земельной собственностью, иерархичная структура класса феодальных землевладельцев. С точки зрения марксистской историко-материалистической концепции феодализм - это определенный этап истории, общественно-экономическая формация.

Согласно марксистскому учению о социально-экономических формациях в основе того или иного этапа развития общества лежит экономический фактор - базис, определяющийся, в свою очередь, уровнем развития производительных сил и особенностями производственных отношений. Феодализм, как формация, согласно теории исторического материализма, был закономерен для всех народов и государств и являлся переходным этапом от рабовладельческого строя к капитализму. В рамках формационного марксистского подхода феодализм подвергался критике как период господства знати, угнетения масс.

Вместе с тем, по отношению к рабовладельческому строю, он выступал как более прогрессивный общественный строй, что было связано, прежде всего, с переходом от малопроизводительного труда лично зависимых рабов к мелкому индивидуальному хозяйству, развитием техники, городов, появлением большинства современных европейских государств. Выдающийся французский исследователь Марк Блок (1886-1944 гг.) сформулировал срединный комплексный подход, согласно которому каждый этап общественного развития, в том числе феодализм, следует рассматривать, исходя из признания равенства всех факторов: политико- правового, социально-экономического, культурного. В конце XIX в. в основных чертах оформился новый подход в рассмотрении истории развития общества - цивилизационный.

Выдающийся русский исследователь, философ, культуролог Н.Я. Данилевский (1822 - 1885гг.) сформулировал теорию культурно-исторических типов (выделил всего 10), практически исключающую возможность преемственности в развитии отдельных культурно-исторических типов, и таким образом отрицающую условие обязательного прохождения всеми народами стадии феодальных отношений в поступательном всемирно-историческом процессе, которое было выдвинуто в своѐ время К. Марксом.

История человеческого общества, согласно концепции Данилевского, есть смена культурно- исторических типов - локальных и уникальных, не поддающихся передачи или заимствованию цивилизаций. В ХХ в. цивилизационный подход был развит в работах немецкого философа О.Шпенглера и английского исследователя А.Дж.Тойнби, рассматривавших человеческую как смену во времени локальных, уникальных по своему развитию цивилизаций, которым, в то же время, присуща идентичная формальная структура. Несмотря на различие подходов в понимании феодализма, следует выделить наиболее общие характерные черты, присущие данному строю.

Во-первых, это низкий уровень развития производительных сил, определявшийся использованием мускульной силы человека и животных, дополнявшихся использованием ручных орудий труда и природных источников энергии - ветра, воды. Во-вторых, при феодализме в качестве основной формы хозяйствования выступает мелкое индивидуальное хозяйство с ограниченной производительностью труда, что объяснялось естественным пределом физической выносливости и зависимостью от природных факторов. Главной отраслью производства являлось земледелие и скотоводство, а основным его направлением - производство продовольствия и ремесло.

В-третьих, в условиях феодализма господствовала натуральная форма хозяйствования, означавшая низкий уровень товарности производства, ориентированного, прежде всего, на собственное потребление. Натуральное хозяйство сосредотачивалось в отдельных феодах или владениях, представленных одним или несколькими населенными пунктами, объединенных под управлением одного феодала. В- четвертых, феодальная собственность имела условный характер. Система вассально-ленных отношений предполагала ступенчатый принцип функционирования: вассал от своего сеньора получал земельное владение, часть которого оставлял себе, а оставшуюся долю передавал уже своему вассалу и т.д..

Таким образом, «вассал моего вассала» получал феод (земельный участок, населенный пункт, город) уже через третьи руки, что и объясняло условный характер земельной собственности. Условность, раздельность и иерархичность феодальной собственности (т.е. правомочия на один и тот же объект могли быть разделены между несколькими людьми по линии: сеньор - вассал - вассал моего вассала) - главные особенности общественных отношений в эпоху феодализма. Особенности организации производственной деятельности - рутинность, низкая производительность труда, зависимость от внешних факторов, необходимость постоянной обороны занятых территорий, приоритет большой семьи, господство натурального хозяйства - нашли непосредственное отражение в таких ментальных установках, как преобладающая роль личностных и родовых связей, традиционализм, закрытость общественных групп (отдельных общин, ремесленных корпораций, социальных слоев), строгая иерархичность общества, основанная на закреплении общественных ролей и функций и передачи их наследственным путем.

Таким образом, экономическая сфера во многом определяла социальную картину. Феодальное общество имело иерархическую организацию: корпоративность отразилась в оформлении отдельных закрытых локальных корпораций, в том числе монашеских и рыцарских орденов, городских и сельских коммун, ремесленных цехов, купеческих гильдий, многочисленных крестьянских общин, и, в целом, сословий средневекового общества - феодалов и феодально-зависимого населения, каждое из которых обладало определенным набором прав и обязанностей, закрепленных в законах и обычаях. Знать играла господствующее положение, выполняя управленческие и военные функции, а принадлежность к высшему слою передавалась по наследству. К высшим слоям общества принадлежало духовенство: в средние века церковь стала одним из крупнейших феодалов и, основываясь на привилегии отправления высшего суда на земле и идеологическом господстве, достигла невероятного могущества.

Основная масса производителей - крестьянство - составляло более 90% всего населения. Крестьянин находился в экономической и зачастую личной зависимости от своего феодала, наделявшего крестьян землей и обеспечивавшего безопасность находящегося в ленном владении объекта. За право пользования землей крестьянин выплачивал часть доходов в виде феодальной ренты, бытовавшей в различных формах: отработочная, натуральная и денежная. Крестьянское хозяйство оставалось мелким, примитивным и низко производительным, и, соответственно, крайне низким оставался жизненный уровень самого крестьянства. Постоянное повышение повинностей, разорительные войны, низкий уровень жизни стали причинами массовых крестьянских движений, направленных против знати.

Эпоха Средних веков - это период образования большинства современных европейских государств, в том числе и древнерусского государства. Политическая организация феодального общества также характеризовалась иерархичностью и тесной связью с земельной собственностью. Верховную власть осуществлял монарх, в большинстве европейских государств - король, в России - великий князь, позже царь. Королевская власть носила сакральный характер, благословлялась церковью, что нередко становилось почвой для возникновения конфликта между религиозной и светской властью. Король как главный сеньор номинально являлся собственником всей земли, крупнейшим феодалом, источником, проводником и охранителем закона. Его ближайшее окружение - наиболее доверенные лица, родственники принимали непосредственное участие в поддержании порядка и целостности государства. Одной из характерных черт феодальной эпохи было обилие событий династического характера, т. к. вопросы престолонаследия являлись одними из наиболее важных в развитии того или иного государства.

Монарх стремился к укреплению своей власти, посредством расширения числа зависимых и верных вассалов. Специфика же политической истории изучаемого периода заключалась в борьбе центростремительных (монархия) и центробежных сил, представленных феодалами, стремившихся к полной независимости своих хозяйств. В своѐм развитии средневековая государственность прошла последовательно ряд этапов: раннефеодальная монархия, феодально-раздробленная монархия, сословно-представительная монархия и абсолютная монархия. Средние века - V в. - первая половина XVII в. - это период российской истории от древней Киевской Руси до образования единого централизованного Русского государства. В феодальную эпоху был осуществлен переход от родового строя к военной демократии, затем к государственности. Процесс становления и развития русской государственности имел собственную региональную специфику, вместе с тем, в общих чертах повторял развитие большинства европейских государств в эпоху феодализма.

Этот термин является практически синонимом средневековья. В фильмах, книгах и исторических журналах можно встретить описание феодальных отношений между людьми. Так что же такое феодализм? Феодализм, также называемый феодальной системой или феодальностью – это конструкция, обозначающая социальные, экономические и политические условия в Западной Европе в раннем Средневековье, начиная от 5 и заканчивая 12 веками. На самом деле эти термины — феодализм и «феодальная система» — это ярлыки, изобретенные спустя много веков после периода, к которому они применялись.

Словосочетание «феодальная система» было придуманы в начале 17-го века, а слова феодальность и феодализм (а также феодальная пирамида) использовались ближе к концу 18-го века. Они были выведены из латинских слов feudum («феодал”) и feodalitas (услуги, связанные с феодом), оба из которых использовались в Средние века, а затем для обозначения формы собственности. Суть заключалась в следующем – это обозначения собственности человека и правила землепользования.

Феодализм в Европе

Из школьного курса нам известно, что феодал – это человек, владеющий землей, а также несколькими рабами, эту землю обрабатывающими. Эти отношения проявились еще со времен античности (рабовладельческий строй был существовал и тогда). Но именно в эпоху средневековья он прямо-таки расцвел.

Период феодализма

Западноевропейский феодализм делится на три части – ранний (5-10 вв.). в этот период закладывается сама суть нового рабовладельческого строя, происходит постепенное закрепощение крестьян на принадлежащей феодалам земле. Самым ярким примером является государство франков. Более могущественные из поздних Каролингов пытались регулировать местных аристократов и привлекать их к своей службе, но власть местных элит никогда не была уничтожена или полностью подчинена королю. В отсутствие властных царей и императоров местные владыки расширили подвластную им территорию и усилили контроль над проживающими там людьми.

Во многих областях термин феодум, а также термины бенефицарий и касаментум стали использоваться для описания формы владения имуществом. Холдинги, обозначенные этими терминами, часто считались по существу зависимыми, в отношении которых права их владельцев были особенно ограничены. Однако существовал такой термин, как безусловное право собственности – в этот период оно приобретает новый оттенок. Второй этап – развитый феодализм (11-15 вв.) – здесь уже процветают города, образуются цехи, деревни полостью переходят на феодальный строй. Налаживается торговля. Третий период – поздний феодализм (15-17 вв.) – строй постепенно угасает, уступая место новинке того времени – капитализму.

Получали землю довольно просто – за военную службу. В те времена это было не 1 или 2 года, как сейчас служба в армии. Тогда это было пожизненная работа. И награда за нее должна быть соответствующей. Ведь войн тогда велось неимоверное количество. Владелец феода клялся в верности человеку, которого признавал своим господином. Церемония принесения присяги называлась данью уважения, или оммажем (от латинского homo; «человек»).

Эти учреждения сохранились в Англии до тех пор, пока не были упразднены парламентом в 1645 году и вновь заработали после английской революции и восшествия на престол Карла II в 1660 году. До их ликвидации Национальным Собранием в период с 1789 по 1793 год они имели большое значение во Франции, где они использовались для создания и укрепления семейных и социальных связей.

Как определяли ученые в 17 веке, средневековая феодальная система характеризуется отсутствием публичной власти и осуществления местными лордами административных и судебных функций, которые ранее (и позже), выполняли централизованные правительства. Отношения лорда и вассала были официально задокументированы в хрониках средневекового периода. Они предполагают оказание услуг вассалами для своих господ и обязательство лордов и их вассалов. Изученные юридические комментарии к законам, регулирующим собственность, называемые «феодами», также повлияли на интерпретацию источников. Эти комментарии, выпущенные с 13-го века, были сосредоточены на правовой теории и правилах, вытекающих из фактических споров и гипотетических случаев. Они не включали беспристрастный анализ исторического развития.

Юридические комментаторы в XVI веке подготовили почву для разработки феодальной конструкции, сформулировав идею, свободно вытекающую из libri feudorum, единого феодального закона, который они представили как распространенный по всей Европе в раннем Средневековье.

Термины феодализм и феодальная система позволили историкам разобраться с длительным периодом европейской истории, сложности которой были-и остаются — запутанными. Зачатки феодализма начались с Карла Великого и его империи. Различные римские, варварские и каролингские институты считались предшественниками феодальных обычаев: римское господство и слуги, варварские военные вожди и верные им подразделения, предоставление земель солдатам и чиновникам, а также клятвы верности.

Позже правители, которые приняли и приспособили феодальные институты для увеличения своей власти, были названы «феодалами“, а их правительства — «феодальными монархиями». «Несмотря на существование институтов и практик, связанных со средневековой феодальной системой в XVII веке, историки того времени представляли средневековый феодализм и феодальную систему как утратившие свое значение в XIV и XV веках.

Черты феодализма

Если отбросить всю философскую суть отношений между сеньором и его слугой, то можно выделить основные черты феодализма.

  • Господство натурального хозяйства
  • Личная зависимость крестьян от феодалов, принуждение к труду на земле
  • Рентные отношения – за право пользования землей крестьянин платил ренту (то есть, говоря современным языком, снимал землю для своих нужд)
  • Сословное деление общества – дворяне, духовенство, крестьяне.

Из всего вышесказанного складывается своеобразная картина – крестьяне вроде бы были свободными, но в то же время зависимыми от своих господ. Условия феодальных отношений не позволяли им уйти от сеньора и начать работать на себя.

Однако ничто не могло длиться вечно – с эпохой Великих географических открытий феодализм постепенно теряет свою главенствующую роль в жизни общества. Продержавшись кое-как еще пару столетий, в 17 веке он окончательно уходит в прошлое, оставляя за собой лишь воспоминания о ярких годах средневековья, когда товарно-денежные отношения были довольно просты и не требовали много умений и навыков.

Термин «феодализм» появился во Франции в 17 в. и первоначально употреблялся в области права; в историческую науку был введен в 19 в. известным французским историком Франсуа Гизо («История цивилизации во Франции») для определения этапа общественного развития, для которого характерно соединение верховной власти с землевладением, условный характер земельной собственности и вассальная иерархия. В отечественной исторической науке феодализм понимается как общественно-экономическая формация, представляющая собой закономерный этап прогрессивного исторического развития большинства народов мира на пути от рабовладельческого и первобытного общинного строя к капитализму. Данная ниже характеристика феодализма преимущественно относится к его европейскому варианту. Но феодализм возникал как результат разложения рабовладельческих порядков лишь в немногих странах, народы которых создали высокие цивилизации древности (например, Китай, Индия, Греция, Рим; см. Древний Рим, Древний Восток, Древняя Греция). У большинства других народов феодальные отношения зарождались из разложения первобытнообщинной формации (например, в Германии, у многих славянских народов, в Скандинавии, в Японии, у монголов, в ряде африканских стран; см. Первобытное общество). Известен и путь формирования феодализма, который характеризуется взаимодействием названных процессов (примером служит Франкское государство, возникшее в ходе завоевания германскими племенами Римской провинции Галии).

Во многих странах феодальные отношения складывались в течение длительного времени, что определялось характером и медленным темпом развития производительных сил» В Западной и Центральной Европе это эпоха средневековья, которую хронологически принято определять с 5 в. до середины 17 в. и разделять на раннее средневековье (конец 5 - середина 11 в., зарождение феодализма), расцвет средневековья (середина 11 - конец 15 в., развитый феодализм) и позднее средневековье (16 - середина 17 в., разложение феодализма и зарождение капиталистических отношений).

Расценивая средневековую эпоху как время господства феодальных отношений, следует иметь в виду, что понятия «средние века» и «феодализм» не совсем тождественны даже для Европы, где в период раннего средневековья феодальные отношения в известной мере сосуществовали с патриархальным укладом, а в позднее - с капиталистическим. Тем более это относится к другим районам мира. В таких древних цивилизациях Азии, как Китай и Индия, феодальные отношения зародились раньше (3-4 вв.), в большинстве стран Востока существовали значительно дольше, чем в Европе (в некоторых странах до середины 20 в.). В России феодальный период приходится на 9-19 вв. (см. Киевская Русь). Пережитки феодализма сохраняются в настоящее время в ряде стран Азии, Африки, Латинской Америки.

Феодализм рассматривается как прогрессивный общественный строй по сравнению с рабовладельческим, поскольку присущие ему формы личной, и тем более судебной и поземельной, зависимости крестьян были значительно легче рабства и при частичной заинтересованности в результатах труда стимулировали развитие производства, культуры, личности. Прогрессивным был также переход к феодализму от первобытнообщинного строя, так как утвердившееся индивидуальное производство в большей степени отвечало уровню развития производственных сил и, следовательно, было более эффективным. Эти преимущества сказались не сразу и привели к экономическому и культурному подъему лишь в период расцвета средневековья (например, в Европе с 10-11 вв.). Прогрессивные черты феодализма наиболее последовательно проявились в его западноевропейском варианте.

Экономика феодализма основывалась на практически монопольной собственности класса феодалов-помещиков на землю и носила натуральный характер. В условиях аграрной экономики земля была главным средством производства, и феодальная собственность давала возможность эксплуатировать непосредственных производителей-крестьян, определяла социальную структуру общества, его политическое устройство. Феодальная собственность могла выступать как в частной (характерной для Европы), так и государственной (в странах Азии) форме.

Земля не являлась товаром, ее не продавали и не дарили, а давали за государственную и военную службу. Вассальное служение сеньору (господину) было условием сохранения земельного пожалования, а собственником земли по сути был не только ее последний владелец, но и все лица, занимавшие разные ступени феодальной лестницы от сеньора до верховного сюзерена - короля, связанные системой вассально-сеньориальной зависимости. Феодалы большую часть своей земли раздавали крестьянам в держания, которые вели на ней самостоятельное мелкое хозяйство преимущественно собственными орудиями труда, отдавая значительную часть производимого продукта помещикам в форме ренты или налога. Рента для землевладельца была единственным способом получения дохода от его земельной собственности, а для крестьян - повинностью за пользование землей. Исторически она выступала в трех формах: отработочной (барщина), продуктовой (натуральный оброк) и денежной. На различных этапах средневековья все формы ренты сосуществовали, но играли разную роль в общей совокупности крестьянских повинностей. Сначала преобладали барщина и оброк, затем оброк и, наконец, денежная рента. Переход от одной формы ренты к другой называется коммутацией ренты.

Взимание платежей за землю, на которой крестьяне веками трудились, но не имели права свободно распоряжаться ни ею, ни продуктами своего труда, сопровождалось принудительными мерами (внеэкономическое принуждение). Эти меры осуществлялись через судебную и личную зависимость крестьянина от феодала. В Западной Европе зависимость крестьян носила по преимуществу личный характер - крестьянин считался прикрепленным к сеньору, а не к земле. Прикрепление же крестьян к земле, известное со времен поздней Римской империи, не получило повсеместного распространения. Оно существовало в Восточной и некоторых странах Центральной Европы (например, в России, Польше, Чехии, некоторых районах Северной Германии), где наиболее тяжелые проявления крепостничества периода кризиса феодализма связаны с формированием европейского рынка, растущей товарностью помещичьего хозяйства, что породило возвращение к барщине («второе издание крепостного права»). Возможность наступления реакции и возврат к крепостному праву в тех районах, где оно изжило себя в предшествующий период, обусловлены поражением крестьянских восстаний {Гуситские войныу Крестьянская война в Германии 1524-1525 гг.).

Натуральное хозяйство служило прежде всего удовлетворению потребностей феодала и крестьянской семьи. Причем почти все необходимое для его нормального функционирования создавалось в рамках данного хозяйства. При этом сам крестьянин (работник) не отделен от средств производства и близок к природной среде. Товарное производство (простое) и торговля при феодализме преимущественно связаны с развитием городов (см. Средневековый город). Европейские города становятся центрами ремесленного производства и торговли с 11 в. Развитие товарно-денежных отношений и обмен между городом и деревней размывали натуральный характер экономики. Потребности, главным образом, дворянства все больше удовлетворялись с помощью торговли, но воспроизводство по-прежнему осуществлялось на натуральной основе.

Феодальные отношения строились на сложной социальной структуре. Она не исчерпывалась делением на два класса - феодалов (светских и духовных) и зависимых крестьян, составлявших большинство населения. В городах кроме ремесленников (мелких самостоятельных производителей, хозяйство которых основывалось на собственности на средства производства и личном труде) существовали и другие социальные группы: купцы, банкиры, чиновники, интеллигенция. В период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений шло формирование новых классов - пролетариата и буржуазии. Кроме того, феодальное общество делилось на сословия, каждое из которых имело свои права и обязанности и выполняло определенные функции. Это духовенство (молящиеся), дворянство (воюющие), крестьяне и ремесленники, входившие в третье сословие (производившие материальные блага и содержавшие всех остальных через уплату ренты и налогов). Сословные права и обязанности существовали в единстве: наличие прав предполагало обязанности, невыполнение последних вело к лишению прав. Так, вассал, игнорировавший военную службу, лишался права на феод (надел); пользовавшийся «рыночным правом» простолюдин должен был соблюдать свои обязательства перед цехом или гильдией.

Внутри сословий также имелась своя особая система отношений. В духовенстве она соответствовала иерархической структуре католической церкви (см. Папство). Военное сословие подчинялось вассалитету, связывавшему вассала и сеньора личными отношениями служения и обязательного покровительства. Отношения господства и подчинения воспринимались как естественные и придавали относительный характер понятию свободы, так как свободным считался тот, кто избрал себе покровителя по доброй воле на основе договора (например, во Франции в 9 в. каждый свободный должен был найти себе сеньора). Этим он отличался, к примеру, от находившегося в личной зависимости крестьянина. Существенную роль в социальных отношениях играли корпоративные связи. Причастность к корпорации (сельская община, ремесленный цех, купеческая гильдия, союзы городов, духовно-рыцарские и монашеские ордены, социальные сословия и т. д.) предполагала равенство ее членов, взаимное уважение прав, придавала уверенность, помогала в житейских невзгодах. Средневековый человек подчинялся этическим и правовым нормам корпорации, ее традициям. Постепенно сложился особый психологический тип рыцаря, священнослужителя, купца, цехового ремесленника и т. д. Основным производителем, державшим на своих плечах всю систему феодального общества, был крестьянин. Когда его терпение истощалось, вспыхивали восстания. Антифеодальные выступления крестьянства были направлены на уменьшение нормы эксплуатации (5-15 вв.) и, несмотря на неизбежное поражение каждого в отдельности, имели вполне реальный суммарный результат - ограничение феодальных повинностей; отмену личной зависимости крестьян (в передовых странах Европы с 14 в.), временами смягчение налогового гнета. Все это придавало большую хозяйственную самостоятельность крестьянину, что способствовало повышению уровня производительных сил и в конечном счете общественному прогрессу. Прогрессивной была и борьба бюргерства; один из ее значимых результатов - обретение независимости и самоуправления многими городами. В период разложения феодализма массовые крестьянские восстания и борьба городских низов обеспечили победу буржуазии в ранних буржуазных революциях (см. Английская буржуазная революция 17 в., Нидерландская буржуазная революция 16 в.).

Политическая власть соединялась с землевладением. Характерной формой государства была монархия (империи, королевства, княжества, халифаты, эмираты ит. д.), имевшая разные исторические формы. В европейских странах последовательно сменялись раннефеодальная монархия, средневековая раздробленность, сословная и абсолютная монархия. Господство монархической формы правления не исключало существования республик в ряде городов-государств (например, Венеция, Генуя, Новгород). Жизнь средневекового общества основывалась на уважении права, традиций, норм сословной и религиозной морали. Правовые нормы не были унифицированы, права жаловались людям, социальным группам, городам, рынкам, церкви. Они имели сотни местных вариантов. Право было документально закрепленным или традиционным. Даже королевские указы должны были соответствовать предыдущему законодательству и традициям страны, не нарушать прав подданных.

Из названных выше регуляторов общественной жизни универсальным, присущим без исключения всем сословиям, классам, группам, индивидам выступала мораль. Свойственная религиозному сознанию мысль о неизбежности в конце жизненного пути предстать перед судом Творца побуждала к самоанализу, к трезвой оценке собственного поведения и в конечном счете к осознанию себя как личности.

Влияние религиозной идеологии было доминирующим во всех сферах жизнедеятельности человека. Мораль и право (в исламе право является частью религии), наука и искусство, образование и литература, конкретные проявления политической жизни и даже социального протеста пронизаны религиозным миропониманием (см. Реформация). В условиях свойственных феодализму политического сепаратизма, экономической разобщенности религия и церковь выступали носителями идей вселенского единства. Церковь в лице высших иерархов претендовала на политическое господство. Духовенство использовало тонкие формы идейного воздействия на массы в пользу феодального класса, к которому принадлежало само.

Религиозная основа многих явлений средневековой культуры объясняет ее обращенность к внутреннему миру человека, ее особую духовность и символику. Она не только сама по себе интересна, оригинальна и значима, но и представляет один из важнейших этапов восходящего развития человеческой цивилизации.

Наследие феодальной эпохи в истории человечества чрезвычайно многогранно. В феодальное прошлое уходят корнями многие явления современной жизни. Так, в истории нашего континента к этому периоду относится формирование большинства государств и их границ, народностей, национальных языков и культур, образование наций и классов буржуазного общества. Средневековые сссловно-представительные собрания дали начало ряду современных парламентов. Крестьянские и городские восстания той эпохи, борьба против национального угнетения, опыт ранних буржуазных революций заложили основы революционных традиций народов. Большинство европейских городов, многие из которых до сего дня не утратили своего исторического облика, возникли в средние века. На рубеже 12-13 вв. появились первые университеты, а к концу 15 в. в Европе их было уже около 60. Потребности развития образования и науки привели к изобретению книгопечатания и появлению многочисленных библиотек. Памятники архитектуры, созданные талантом и умением средневековых зодчих, и сейчас служат людям, олицетворяя связь времен и взаимовлияние культур.

Исключительными успехами в науке и культуре отмечен период позднего средневековья. Он дал миру высокие идеалы гуманизма и шедевры культуры Возрождения. В 16-17 вв. произошел подлинный переворот в развитии научной мысли, подготовленный накоплением эмпирических знаний в предшествующие века. В это время сложились новые представления о Земле и Вселенной. Это была эпоха Великих географических открытий и начала колониальной политики европейцев.

При анализе многих этнических, национальных, территориальных и иных конфликтов современного мира также нередко приходится обращаться к их средневековым истокам, в том числе к его глубокому и серьезному религиозному наследию, имея в виду как содержание вероучений, так и деятельность церковных организаций. Прежде всего это относится к таким мировым религиям, как христианство (в его римско-католическом, православном и протестантском вероисповеданиях) и ислам (см. Религия).

Касаясь особенностей феодализма в странах Востока, надо отметить, что экономические, исторические, культурные различия определили специфику конкретных форм, хронологических границ феодального общества в отдельных странах, разновременность их перехода к новой исторической эпохе. При этом в целом для Востока в большей степени, чем для Западной Европы, понятия «феодализм» и «средние века» не совпадают по времени: феодальные порядки отличались там большей стабильностью (например, в Китае) и продержались гораздо дольше, что связано с замедленностью темпов экономического развития. К важным особенностям большинства феодальных стран Азии относится преобладание государственной собственности на землю (ранние феодальные общества). Государство в лице монарха являлось верховным собственником земли, причем феодальная рента выступала в форме государственных налогов и через казну перераспределялась в пользу отдельных феодалов. Сама же феодальная монархия на Востоке на всех этапах своего развития носила деспотический, а в некоторых случаях, как в Арабском халифате, теократический характер.

Очевидно, что изучение эпохи феодализма имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение и до сих пор, несмотря на многовековую традицию, оставляет место для научных споров и поисков (см. также статьи Культура, Искусство, Цивилизация, Наука и техника, Образование).

I. Сущность феодального устройства

78. Сущность западного феодализма

84. Феодальное общество

Феодальная лестница сеньоров и вассалов опиралась внизу на остальную массу населения. Феодализм резко делил население страны на класс господа и класс простолюдинов. Первый составлял знать или благородное сословие, сословие людей родовитых (gentiles homines, откуда франц. gentilhomme), из которого и произошло позднейшее дворянство. Это было прежде всего сословие военное, которое должно было защищать остальное население. К классу господ принадлежало и высшее духовенство, тоже обладавшее феодами и выставлявшее ратников со своих земель (настоящим призванием духовенства считалась молитва). Вся остальная масса, т. е. земледельцы, ремесленники и торговцы, находилась в зависимости от феодалов и обязана была своим трудом кормить сеньоров и духовных. Таким образом, феодальное общество распадалось на три класса, из которых один молился, другой сражался, а третий работал.

Взаимные отношения между сюзеренами и вассалами определялись множеством обычаев и обрядов. Установление вассальной связи сопровождалось таким обрядом: вассал становился на колени перед сюзереном и клал свои руки в его руки; это было равносильным объявлению себя «человеком»(homo) сеньора, откуда и название присяги Hommagium (или hommage). Сеньор целовал при этом своего вассала и делал ему какой-либо подарок, символизировавший феод (кольцо, перчатку и т. п.). Уже после этого вассал скреплял свою преданность присягою в верности (foi). Феодальное право выработало целый кодекс взаимных» обязанностей сеньора и вассала. Например, вассал должен был помогать сеньору на войне не менее сорока дней в году, выкупать его из плена , являться в курию для подачи совета, по крайней мере, три раза в год и т. п.

85. Военный быт феодальной эпохи

Западные феодальные сеньоры были в общем сословием привилегированных воинов. Одною из причин развития их власти над населением отдельных местностей было то, что они защищали его от разного рода нападений и нашествий. Ради этого само население помогало им строить укрепленные замки , куда в случае надобности можно было скрываться. Однако, эти же замки позволяли сеньорам, кроме того, отстаивать свою независимость от государства и укреплять свою власть над окрестными жителями. Сделавшись государями, феодальные сеньоры стали вести между собою войны, нападать друг на друга и грабить владения своих неприятелей. В поводах к частным войнам (федам) не было недостатка; даже сами феодальные отношения их часто вызывали, когда, например, одна сторона нарушала вассальный договор. Феодальные усобицы были настоящим бичом для мирного населения. На помощь к нему пришла, однако, церковь, которая после неудачных попыток установления общего мира ограничилась учреждением перемирия Божия (treuga Dei), состоявшего в запрещении нападать на противников и вообще воевать в дни недели, посвященные воспоминанию о страданиях, смерти и воскресении Спасителя.

Замок Каркассон, Франция

Феодальное ополчение состояло главным образом из конницы, и самое название всадника, или рыцаря (нем. Ritter, т. е. Reiter) стало обозначать собою низшие разряды феодального дворянства. Но рыцарское звание получило и другое значение. Рыцари сделались с течением времени почетным военным сословием, вступление в которое совершалось посредством особого обряда посвящения и принадлежность к которому налагала обязанность починяться известным нравственным требованиям. Сыновья рыцарей (дамуазо, т. е. господчики, барчуки) воспитывались при дворах будущих своих сеньоров в качестве привилегированных слуг (пажей) и оруженосцев, пока не получали рыцарского посвящения с соблюдением довольно сложной обрядности, имевшей религиозный характер. Посвящаемый давал при этом рыцарские обеты – защищать церковь, вдов и сирот, вообще всех невинно угнетенных, говорить всегда правду, соблюдать данное слово, избегать нечистых способов обогащения и т. п. Жизнь выработала даже целый ряд обычаев особой рыцарской чести и вежливости в отношении даже к противникам. Особенно развилось в рыцарстве вежливое обращение с дамами, т. е. госпожами (dame – от лат. domina), перешедшее даже в особый культ дамы. Далее, каждый рыцарь имел право на герб, как на свою эмблему и отличительный знак. Впрочем, рыцари, вполне соответствовавшие своему идеалу, встречались больше в тогдашней поэзии, чем в действительности. Свое время рыцари проводили в войнах, на охоте и в примерных битвах, получивших название турниров . Умственная их культура была очень слабою, а отношение к подвластным далеко не было исполнением обета защищать слабых и угнетенных.

Рыцарский турнир. Миниатюра XIV века

86. Сельское население феодальной сеньории

Установление сеньориальной власти уравняло положение всех классово сельского населения сеньории. Крестьянство феодальной эпохи образовалось на Западе из потомков как рабов и колонов еще римских времен, так и из безземельных или малоземельных свободных варварской эпохи. Рабы и колоны с самого начала не пользовались гражданскою свободою, свободные же сами закрепощались путем коммендации. Сеньор, бывший и государем, и землевладельцем, и господином несвободных людей, всех уравнивал под своею властью. Сельское население отдельных сеньорий сделалось крепостным. Вилланы, как их теперь называли, были в лучшем положении, чем рабы, но все‑таки их положение было тяжелым. Сеньоры вели хозяйство лишь на незначительной части своих земель, большая же их часть состояла из мелких хозяйств крестьянских. Вилланы платили со своих участков оброки и отбывали барщину, т. е. работали на земле сеньора, и хотя количество оброка или работы большею частью определялось обычаем, тем не менее нередко сеньоры требовали того или другого по своему усмотрению. С другой стороны, крестьяне, жившие в одном и том же селении, образовывали из себя сельские общины, сообща владевшие разными угодьями и даже заправлявшие своими внутренними делами.

87. Феодальное землевладение и крестьянские повинности

Особенностью западного феодального землевладения было то, что каждый «держал» землю от кого‑либо высшего. Свободная собственность исчезла и заменилась собственностью условною. Прежние свободные собственники превращали свои земли (так называемые аллоды ) в бенефиции, отдавая себя под опеку сильных людей, а крупные землевладельцы тоже раздавали бенефиции мелким людям. За свой феод каждый должен был нести известную службу. На таких же условиях держали землю и крестьяне, но только они не служили, а платили или работали. Свои оброки они вносили большею частью не деньгами, а натурою (хлебом, скотом и т. п.). Барщина состояла не только из полевых работ на сеньора, но и из работ по постройке или починке замков и т. п. Пока держатель земли исполнял свои обязанности, земля оставалась за ним и переходила по наследству от отца к сыну. Таким образом, если крестьянин и был прикреплен к земле, то и земля была к нему прикреплена. Права сеньора по отношению к крестьянину не ограничивались одною связью их по земле. Сеньор был и государем в своем владении, а по отношению к некоторым классам сельского населения его власть имела даже характер власти рабовладельца. В качестве государя сеньор мог устанавливать какие ему было угодно подати и подчинять крестьян каким угодно распоряжениями, в роде, например, обязанности молоть зерно непременно на сеньориальной мельнице и печь хлеб в сеньориальной печи (баналитеты) или по ночам мешать лягушкам своим кваканьем нарушать сон обитателей замка. В качестве государя же сеньор пользовался разными пошлинами, штрафами и т. п. В самом худшем положении находились те крестьяне, которые состояли как бы в рабском положении (сервы). Сеньор был для них не только землевладельцем‑государем, но и господином. Такие крестьяне во Франции назывались менмортаблями (мертворучниками), так как их «рука была мертва»,чтобы передавать после себя наследство детям. Они не могли вступать в браки без согласия своих господ, а когда серв одного сеньора женился на крепостной другого, то дети от такого брака делились поровну между обоими господами.

88. Феодальная власть в городах

Западные города тоже вошли в общую феодальную систему. Вообще городской быт пришел в упадок еще в эпоху варварских королевств, и сельская жизнь взяла перевес над городскою. Феодальные сеньоры жили в замках среди своих поместий со своими дружинами и слугами. Постоянные беспорядки и войны нанесли страшный удар торговле. Промышленность также упала, тем более, что феодальные владельцы в числе своих слуг имели и ремесленников, работавших на них самих и на всю их дворню. Вследствие этого и населения городов уменьшилось. С раздроблением страны на феодальные владения города очутились под властью отдельных графов, во многих же городах утвердилась власть епископов. Положение горожан поэтому ухудшилось, так как нередко графы и епископы стремились низвести и городское население на степень вилланов.

Понятие «феодализм» возникло во Франции перед революцией, примерно в конце 18 столетия и обозначало на то время так званый «Старый порядок» (то есть монархия (абсолютная) или же правительство дворянства). Феодализм в то время рассматривался как социальная и экономическая реформация, которая была предшественником всем известного капитализма. В наше время, в истории феодализм считается такой социальной системой. Она была лишь в средневековье, а точнее в Центральной и Западной Европе. Однако также можно найти, что-то похожее в других эпохах и в других частях мира.

В основу феодализма входят отношения, которые называются межличностными, то есть между сеньором и вассалом, сюзереном и подданным, крестьянином ичеловеком, который имеет много земли. В Феодализме присутствует юридическая несправедливость, другими словами неравенство, которое было закреплено правом, и рыцарская армейская организация. Главной основой феодализма была религия. А именно - христианство. И оно показывало весь характер средневековья, культуру того времени. Феодализм формировался в пятом-девятом столетии, когда варвары завоевали всем известную Римскую империю, которая была очень сильна. Период расцвета, где то двенадцатые-тринадцатые столетия, тогда политически и экономически укреплялись большие города и его все население, оформлялись так званые сословно - представительные общины, например английский парламент, также сословная монархия была вынуждена принимать обращать внимание не только на интересы знати, но и всех других членов общества.

Мирская монархия противостояла так званому папству, и это создавало возможность создания и утверждения всех своих прав и своей свободы, и она со временем так сказать подтачивала феодализм, то есть его строй и главные понятия. Городская экономика довольно быстро развивалась, и это подорвало основу правительства аристократии, а точнее натуральные и хозяйственные основы, ну а ересей перерос в реформацию, которая была в 16 столетии, и была она из-за роста свободы мышления. В связи с обновлённой этикой и новой системой ценностей протестантизма, он помогал развиваться всем предпринимателям с их деятельностью, которая была капиталистического вида. Ну а революция, которая была в 16-18 столетии, помогла завершению феодализма.

Возникновение феодализма

Принято считать, что феодализм как особая общественно-экономическая формация возник в Западной Европе на почве распада рабовладельческой системы античного мира и падения римского рабовладельческого государства в результате революции рабов и завоевания Римской империи германцами. Обычное представление, что рабовладельческий строй непосредственно сменяется феодальным строем, не совсем точно. Чаще феодальный строй заново возникал из первобытнообщинного строя. Народы, которые завоевали Рим, находились на стадии первобытнообщинного строя и не переняли римских рабовладельческих порядков. Лишь через несколько веков у них появилось классовое общество, но уже в форме феодализма.

Элементы феодализма стали складываться ещё в недрах хозяйственной системы позднего периода Римской империи и в обществе древних германцев II--III вв. Но господствующим типом общественных отношений феодализм становится лишь с V-- VI вв. как результат взаимодействия общественно-экономических условий, которые имелись в Римской империи, с новыми условиями, которые принесли с собой завоеватели.Феодализм вовсе не был перенесен в готовом виде из Германии. Его происхождение коренится в военной организации варварских войск во время самого завоевания, которая лишь после завоевания, благодаря воздействию найденных в завоеванных странах производительных сил, развилась в настоящий феодализм. Новые формы общественно-экономического строя, возникшие на месте римского рабовладельческого общества, имели глубокие корни как в старом обществе самого Рима, так и у завоевавших его народов. В Римской империи кризис крупного рабовладельческого хозяйства уже к I--II вв. н. э. достиг наибольшей силы. При сохранении крупной земельной собственности в руках небольшого числа римских магнатов последние вследствие крайне низкой производительности рабского труда начинают разбивать свои земли на мелкие парцеллы и сажать на них рабов и свободных земледельцев. Вместо крупного рабовладельческого хозяйства возникает, таким образом, колонат как одна из наиболее ранних форм новых общественных отношений -- отношений мелких земледельческих производителей, ещё сохранявших некоторые элементы личной и хозяйственной свободы сравнительно с рабством, но прикреплённых к владельческой земле и уплачивавших землевладельцу ренту натурой и отработками. Другими словами, колоны «...были предшественниками средневековых крепостных». На почве экономического распада рабовладельческого хозяйства Рима его экономическая и политическая система была окончательно разрушена восстаниями миллионов рабов. Всё это облегчило завоевание империи германцами, положив конец рабовладельческому обществу. Но новые формы общественных отношений не были принесены германцами «готовыми», а, наоборот, их «форма общественности» должна была измениться сообразно уровню производительных сил завоёванной страны.Германцы ещё во времена Тацита (I в. н. э.) сохраняли значительные остатки родового строя. Но, уже ко времени первых их проникновений в Римскую, германские племена теряли родовой быт и переходили к территориальной общине-марке. Военные движения и завоевания приводили у них к выделению военно-племенной аристократии, образованию военных дружин. Происходил захват дружинниками прежних общинных земель, возникала частная земельная собственность, эксплуатация рабов, сажаемых на землю. Эти новые отношения стали усиливаться и переноситься на римскую почву, когда германские племена стали оседать в различных частях прежней империи. Германцы «...в награду за то, что освободили римлян от их собственного государства...» не только стали занимать свободные земли, но и отняли у прежних римских владельцев две трети их земли -- громадные римские латифундии с массой, сидевших на них рабов и колонов. Раздел земель происходил согласно порядкам родового строя. Часть земель оставлялась нераздельно во владении всего рода и племени, остальная часть (пахотная земля, луга) распределялась между отдельными членами рода. Так переносилась в новые условия германская община-марка. Но выделение военно-племенной аристократии и военных дружин, захватывавших большие пространства земли и крупные рабовладельческие римские латифундии, способствовало распаду общинного владения и возникновению крупной частной земельной собственности. В то же время римская земельная знать стала объединяться с военной знатью германских дружинников и вождей.

В некоторых частях бывшей империи, как в Остготском королевстве в Италии, ассимиляция завоевателей с побеждёнными имела наибольшее распространение и привела к усвоению германцами общественно-экономических отношений, зачатков крепостничества и латифундиальногоназывались обширные поместья, специализирующиеся на экспортных областях сельского хозяйства: выращивании зерновых, производстве оливкового масла и виноделии.) хозяйства бывшей империи.Во Франкском государстве, где римское влияние было слабее и где пришлые франкские племена менее быстро ассимилировались с римским населением, некоторое время оставался обширный слой свободного крестьянства, и до развития феодально-крепостнических отношений «между римским колоном и новым крепостным стоял свободный франкский крестьянин». Наиболее полно германские земельные порядки сохранились там, где, как в Британии, германские завоеватели почти полностью уничтожали прежнее кельтское население страны и вводили свои порядки пользования землёй, с быстро растущим, однако, неравенством в нём, с выделением племенной знати (эрлов) и простых свободных земледельцев (керлов). При всём разнообразии развития феодальных отношений в различных местностях и странах дальнейший процесс везде состоял в постепенном закрепощении оставшейся массы свободного сельского населения и в развитии основ феодально-крепостнической хозяйственной системы. С падением рабовладельческого хозяйства и разложением общинно-земельных форм на почве зарождения в земельной общине имущественного и земельного неравенства, а затем личной и экономической зависимости и, наконец, с захватом земли завоевателями -- создаётся сложная и развитая система феодально-земельных отношений в королевствах Западной Европы. Всё социальное здание, все общественные отношения и место в них каждого отдельного лица определяются на основе землевладения и земельного «держания». Начиная от сюзерена, короля, его приближённых и более крупных и могущественных владельцев все зависимые от них вассалы получают землю в феод, в лен, т. е. в наследственное условное владение, в пожалование за службу. Сложная система вассалитета и вассальной зависимости, иерархии высших и «благородных» руководящих классов пронизывает всё общество.

Развитие феодальным производственным отношениям обеспечивало, прежде всего, частичное раскрепощение непосредственного производителя: поскольку крепостного уже нельзя убить, хотя можно продать и купить, поскольку у крепостного есть хозяйство и семья, он имеет некоторую заинтересованность в труде, проявляет некоторую инициативу в труде, требуемую новыми производительными силами. Основой феодальных производственных отношений являлась собственность феодалов на главное средство сельскохозяйственного производства, землю, и отсутствие собственности на землю у трудящихся. Наряду с этой главной чертой феодальная форма собственности на средства производства характеризуется также неполной собственностью феодала на работника (внеэкономическое принуждение) и основанной на личном труде собственностью самих работников производства, т. е. крестьян и ремесленников, на некоторую часть орудий и средств. Из феодальной формы собственности вытекало положение в производстве и взаимоотношение основных классов феодального общества: феодалов и крестьян.

Феодалы в той или иной форме наделяли крестьян землёй и заставляли их работать на себя, присваивая часть их труда или продуктов труда в виде феодальной ренты (повинностей). Крестьяне и ремесленники принадлежали в широком смысле слова к одному классу феодального общества, их отношения не являлись антагонистическими. Классы и общественные группы при феодализме имели форму сословий, от положения и взаимоотношения социальных групп в производстве всецело зависела и форма распределения продуктов производства. Для раннего феодализма характерно полное господство натурального хозяйства, с развитием ремесла всё большее значение в городе и деревне приобретает товарное производство. Товарное производство, существовавшее при феодализме и обслуживавшее его, несмотря на то, что оно подготовило некоторые условия для капиталистического производства, нельзя смешивать с капиталистическим товарным производством.

Основной формой эксплуатации при феодализме была феодальная рента, возраставшая путём последовательной смены трёх её форм: отработочной (барщины), продуктовой (натурального оброка) и денежной (денежного оброка). Позднефеодальная барщинно-крегюстническая система в странах Восточной Европы не есть простое возвращение к первой форме, но несёт в себе и черты третьей формы: производство для рынка. С возникновением мануфактуры (XVI в.) в недрах феодального общества начинает развиваться всё более глубокое противоречие между новым характером производительных сил и становящимися тормозом их развития феодальными производственными отношениями. Так называемое первоначальное накопление подготавливает возникновение класса наёмных рабочих и класса капиталистов.

В соответствии с классовым, антагонистическим характером феодальной экономики вся жизнь феодального общества была пронизана классовой борьбой. Над феодальным базисом возвышалась соответствующая ему надстройкa - феодальное государство, церковь, феодальная идеология, надстройка, которая активно служила господствующему классу, помогая подавлять борьбу трудящихся против феодальной эксплуатации. Феодальное государство проходит, как правило, через ряд стадий -- от политической раздробленности («поместье-государство»), через сословную монархию к абсолютной монархии (самодержавию). Господствующей формой идеологии при феодализме являлась религия

Обострившаяся классовая борьба дала возможность молодой буржуазии, возглавив восстания крестьян и плебейских элементов городов, захватить власть и низвергнуть феодальные производственные отношения. Буржуазные революции в Нидерландах в XVI в., в Англии в XVII в., во Франции в XVIII в. обеспечили господство передового в то время класса буржуазии и привели производственные отношения в соответствие с характером производительных сил.

В настоящее время пережитки феодализма поддерживаются и укрепляются империалистической буржуазией. Пережитки феодализма очень значительны во многих капиталистических странах. В странах народной демократии решительно ликвидированы эти пережитки путём демократических аграрных реформ. В колониальных и зависимых странах народы ведут борьбу с феодализмом и империализмом одновременно; каждый, удар по феодализму является вместе с тем и ударом по империализму.