Биографии Характеристики Анализ

Домашнее задание на звук п и пь. Звук П(П, Буква П) план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Тема: Звуки «П», «ПЬ». Буква П.

Цель: уточнить и закрепить правильное произношение звуков «П», «ПЬ». Задачи:

Образовательная: вырабатывать навык четкого произношения звуков [п],[п " ]. Упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова) . Формировать понятие «согласный звук», «твердый и мягкий», «глухой и звонкий» звуки. Закрепить обозначение звука и слова символами. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза. Познакомить с буквой П, читать слоги, слова.

Развивающая: развивать фонематический слух, слуховое внимание и слухо-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к занятиям, умение контролировать собственную речь, формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника, воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Материалы: куклы Пик (зелёная шляпа) и Пак (синяя шляпа); предметные картинки (паук, птица, поезд, поросёнок); наборы для составления схем, карточка с изображением буквы П , счётные палочки, рабочие тетради, цветные карандаши.

Ход занятия

I . Организационный момент

Постановка цели занятия

Ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв, будем внимательными и старательными, узнаем много нового и интересного, а помогут нам в этом наши гости – это куклы Пик и Пак. Они познакомят нас новыми звуками.

II. Основная часть

1. Знакомство с новой темой.

Пак и Пик принесли с собой загадки и просят вас помочь их отгадать.

В тёмном уголке живёт, Кто имеет пятачок,

Тоненькую нить прядёт. Не зажатый в кулачок?

Он тайком сюда забрался, На ногах его копытца,

Строить новый дом собрался. (Паук) Из корытца пьёт водицу. (Поросёнок)

Холода их так пугают, Железные избушки

К тёплым странам улетают. Держатся друг за дружку.

Петь не могут, веселиться, Одна, с трубой,

Собрались все в стайки …. (Птицы) Тянет всех за собой. (Поезд)

Скажите, какой первый звук встречается в наших отгадках – Паук, Птицы, Поезд, Поросёнок.

- Правильно ребята, это звук [п]. Сегодня мы с вами познакомимся с этим звуком.

2. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным параметрам.

Когда мы произносим звук [п], губы сомкнуты, воздушная струя размыкает губы. Язык лежит неподвижно за нижними зубами. Если звук при произношении встречает преграду, какой это звук: согласный или гласный?

- Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.

Ребята, я знаю, что вы научились различать согласные твердые и согласные мягкие звуки. Пак, Пик - в каком слове звук [п] твердый, а в каком мягкий?

В слове Пик звук [пь] мягкий, потому что после него стоит гласный звук [и]. Он всегда делает согласные мягкими.

Звук [п"] – согласный, мягкий, глухой.

Звук «П» согласный, твердый, обозначать мы его будем синим цветом.

Звук «ПЬ» согласный, мягкий, обозначать мы его будем зеленым цветом.

3. Упражнение на развитие фонематического восприятия.

Выделение звуков на слух: Игра «Светофор».

Дети поднимают цветные семафоры, если звук мягкий – зелёный, если звук твёрдый – синий. Слова: паук, пень, поросёнок, почтальон, петух, пылесос, подушка, пирог, письмо, пальто, помидор, пять, пушка, пуговица.

4. Игровое упражнение «Дополни предложение».

Дополнить предложение, чтобы последнее слово начиналось на звук [п] или[п " ].

На огороде выросли красные … (помидоры)

Мама испекла вкусный … (пирог)

Мальчик на почте отправил … (письма)

Полина сняла … (пальто).

5. Звукослоговой анализ слов: ПАУК, ПИЛА.

- Помогите Пику выложить слово ПИЛА с помощью цветных кружочков.

П-п-пила. Какой первый звук? (Звук [пь])

Он какой? (Согласный, мягкий)

Каким цветом обозначим? (Зеленым)

П-и-и-ила. Какой следующий звук? (Звук [и])

Пи-л-л-ла.Какой следующий звук?(Звук [л])

Он какой? (Согласный, твердый)

Каким цветом обозначим? (Синим).

И последний звук: пила-а-а? (Звук [а])

Он гласный или согласный? (Гласный)

Каким цветом обозначим? (Красным)

Сколько всего звуков в слове ПИЛА? (Всего 4 звука)

Сколько гласных? (2)

Назовите их: ([и], [а])

Сколько согласных? (2)

Назовите их: ([пь], [л])

Пак просит, чтобы вы выложили цветными кружочками слово ПАУК. (Один ребенок работает у доски, остальные за столами самостоятельно).

- Проверьте, у всех получилось, так как на доске. Молодцы. Пик и Пак, довольны вашей работой и приглашают вас поиграть и отдохнуть.

III . Физкультминутка.

Девочки и мальчики

Прыгают как зайчики,

Ножками топают,

Ручками хлопают,

Головками кивают

И тихо приседают.

(Движения выполняются в соответствии с текстом).

IV . Знакомство с буквой П.

    Ребята, а вы знаете, что звуки [п],[п " ] обозначаются одной буквой?

Они обозначаются буквой П (показ на доске: П).

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

Ну-ка, милый, не ленись,

Подойди и подтянись!

Из скольких элементов состоит буква П?

Возьмите палочки и выложите букву П. (Дети выкладывают букву).

2. Работа в тетрадях

Печатаем букву П в Тетради по образцу.

    Чтение слогов и слов.

Логопед выкладывает на доске слоги: АП, ОП, УП, ЫП, ИП, ПА, ПО, ПУ, ПЫ.

Слова: ПАПА, ПУМА, ПАУК. (Дети читают).

IV . Итог занятия.

С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?

- Ребята, чтобы наши друзья - Пик и Пак не забыли, какими звуками обозначается буква П, давайте хором им напомним.

Пик - Звук [п"], согласный, мягкий, глухой.

- Пак - Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.

Тема: «Звуки П, ПЬ. Буква П»

Задачи:

  • Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков П, ПЬ;
  • Развивать фонематический слух;
  • Формировать навыки анализа и синтеза слогов;
  • Развивать память, внимание, мышление;
  • Обогащение словаря;
  • Знакомство с буквой;
  • Развитие навыка чтения, письма.

Материал: конверты для характеристики звука, зеркала, «Веселый артстадион».

Ход занятия:

1. Повторение пройденных звуков (А, У, М) по беззвучной артикуляции.

2. Артикуляционная гимнастика «Веселый артстадион».

3. Создание проблемной ситуации: какой звук наиболее часто повторяется?

Говорит попугай попугаю: Я тебя, попугай, попугаю! Попугай в ответ попугаю: Попугай, попугай, попугай! (звук П)

4. Артикуляция и характеристика звука П:

Губки сжались крепко-крепко! Словно сжала губки скрепка.

Как же звуку здесь пройти? Ведь преграда на пути!

Звук прорвался сквозь преграду и достался нам в награду.

П – глухой, взрывной, согласный, любит быть он рядом с гласной.

5. Речевая зарядка: ПА-ПЯ, ПО-ПЁ, ПУ-ПЮ, ПЫ-ПИ, АП-АПЬ, ОП-ОПЬ, УП-УПЬ, ЫП-ЫПЬ.

6. Различение П – ПЬ на слух:

А) па, пя, по, пе, пу, пы, пи, пю, ап, оп, апь, ипь, …

Б) пыль, пять, пятка, топ, петь, пить, парта, паук, петух, письмо, пароход…

В) игра «Наоборот»: па-па-па – пя-пя-пя, по-по-по – пё-пё-пё, пу-пу-пу – пю-пю-пю, пы-пы-пы – пи-пи-пи, ап-ап-ап – апь-апь-апь, оп-оп-оп – опь-опь-опь, уп-уп-уп – юп-юп-юп, топ-топ-топ – тёп-тёп-тёп.

7. Игра «Кто внимательный?» - запомнить слова со звуками П, ПЬ из сказки Г. Юдина «День поросенка»:

Поросенок Персик пришел на почту и сказал Пете-почтальону: «Завтра наш праздник, День поросенка, Я хочу послать посылку моему приятелю Пончику. Вот тут, в платке, пирожки и пирожные. Он их очень любит». А Пончик жил на другой стороне пруда. «Пешком далеко-ко-ко. Не успею до праздника. Поплыву лучше на плоту»,- решил Петя. Сел он на плот, поставил парус и плывет потихоньку. И вдруг на самой середине пруда плот развязался, и Петя упал в воду! А плавать-то он совсем не умеет, «Помогите! Тону!» - кричит Петя, но посылку не выпускает. А поросенок Пончик сидит у своего дома и размышляет: «Потонет петух или не потонет?» Хорошо Персик услышал! Плюхнулся он в пруд и стал пятачком Петю к берегу подталкивать. Кое-как вытащил его на берег. «Ты чего же, Пончик, не помог? Ведь тебе Петя посылку вез». «Так если бы я знал, что мне, я бы помог. А так и простудиться можно».

8. Физкультминутка.

9. а) Поставить звук П в начало слова: ушки, Уля, Оля, Аллочка, луг, лавка

Б) заменить первый звук слова на звук П: точка, тачка, карта, шелка, шелк, торт, мальчик, мост, кол.

10. а) заменить первый звук в слове на звук ПЬ: лекарь, лесенка, речка, лесок, лечение, зеленка, вила, медаль, лень, мир, мел.

Б) Назвать первый и второй звуки в словах: паста, пудель, палка, пуговка, павлин, пудра.

11. Словарь: Птицы.

(картинка) Вот какие зубастые страшилы были прапрапрабабушками наших птиц! Сейчас самая большая птица – страус – выше человека, а самая маленькая – колибри – не больше конфеты. Малышка, а летает целый день без отдыха. Даже нектар из цветков ест, повиснув в воздухе как вертолет. А вот домашние куры почти совсем летать разучились. Все птицы покрыты перьями, которые служат им одеждой. У павлина, например, наряд просто королевский, зато голос никудышный. А серенький невзрачный соловей – самый искусный певец. Птицы яйца, из которых потом вылупляются птенцы. У древних птиц яйца были размером с футбольный мяч, а у малютки колибри – с горошину. Чтобы прокормить своих голодных птенцов, некоторые птицы за одно лето уничтожают огромное количество вредных насекомых. А какая польза от птицы, сидящей в клетке?

12. Итог занятия.

Закрепление вне занятия.

1 Артикуляционная и пальчиковая гимнастика..

2. Игра «Наоборот» - различение П-ПЬ

3. Игра «Бегите ко мне» - различение П-ПЬ

4. Игра «Запомни, повтори»: ап-оп-уп, оп-уп-ип, уп-ип-ап

5. Игра «№Живые звуки» (ап, уп, ип)

6. Игра «Отгадай последний звук?»: сто., хло., глу., потто., су., то.

Чтение и письмо:

1. Нахождение буквы в кассе.

2. «Из скольких элементов состоит буква?»

3. Выкладывание буквы П из палочек.

4. Прорисовывание П в воздухе.

5. Печатание буквы.

6. Анализ слогов АП, УП.

7. Синтез слогов АП, УП.

8. Печатание слогов АП, УП.

9. Чтение по карточке № 4.


Цели:

  • Развитие слухового восприятия.
  • Познакомить с понятиями мягкий, твердый.
  • Формирование фонематического слуха.
  • Развитие фонематического анализа.
  • Развитие памяти.

Материал:

  • Картинки на заданный звук
  • Кружки красного, зеленого и синего цвета, счетные палочки.

Занятие:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кого я назову ласково.

2. Повторяем гласные звуки (АУ, АУИ, УОЭ).

Это какие звуки? (гласные)

Почему? (потому что их можно петь)

Каким цветом мы их обозначаем? (красным)

3. Знакомство с новым звуком.

Показ картинок (папа, поросенок, поганка, пакет, помидор, пингвин, пирожок, пушка)

На какой звук начинаются все эти картинки? (на звук П)

Звук П согласный (петь его нельзя), П твердый (произносим грозно), дружит с синим мальчиком.

ПЬ мягкий (произносим ласково) дружит с зеленым мальчиком.

4. Дидактическая игра «Внимательные ушки».

Я буду называть разные звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук П.

А П И М В У О

Хлопни в ладоши, когда услышишь слог со звуком П.

ПА ГА ДА ПИ

5. Повтори за мной, не ошибись:

ПЯ ПЯ ПА
АП АП УП

5. Звуковой анализ слогов.

Я буду называть слог, а вы на парте выкладываете кружочки, соответствующие звукам.

ПА (синий и красный)
ПИ (зеленый и красный)
ЭП (красный и синий)

6. Дифференциация П-Пь.

У каждого мальчика есть свои картинки. У синего мальчика картинки которые начинаются на звук П, а у зеленого на звук Пь.

Кому отдадим папу? (синему), а пирожок? (зеленому).

7. Знакомимся с буквой П.

Посмотрите, что я написала на доску (это БУКВА П), вот так она пишется, звуки мы слышим, а буквы пишем.

Давайте каждый соберет букву П из счетных палочек. И все вместе прочитаем ее.

8. Дидактическая игра «Назови ласково».

Я показываю картинку на звук П, ПЬ, а вы называет ласково.

9. Дидактическая игра «Посчитай до 5″.

Я Вам раздам картинки, а вы посчитаете то, что изображено.

1 помидор, 2 помидора, 3 помидора и т.д.

Итог занятия:

С какими звуками мы сегодня познакомились? (с П-Пь), вспомните, какие картинки были у меня на звук П-пь?

Юшина Светлана Сергеевна,
учитель-логопед,
ГБОУ Гимназия 1519

«Звуки П, ПЬ. Буква П» «Знакомство со звуками [р, р’ ], с буквой Р, р.«Звуки П, ПЬ. Буква П»

Тема: «Звуки П, ПЬ. Буква П»

Задачи:

  1. Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков П, ПЬ;
  2. Развивать фонематический слух;
  3. Формировать навыки анализа и синтеза слогов;
  4. Развивать память, внимание, мышление;
  5. Обогащение словаря;
  6. Знакомство с буквой;
  7. Развитие навыка чтения, письма.
Материал: конверты для характеристики звука, зеркала, «Веселый артстадион».

Ход занятия:
1. Повторение пройденных звуков (А, У, М) по беззвучной артикуляции.
2. Артикуляционная гимнастика «Веселый артстадион».
3. Создание проблемной ситуации: какой звук наиболее часто повторяется?
Говорит попугай попугаю: Я тебя, попугай, попугаю! Попугай в ответ попугаю: Попугай, попугай, попугай! (звук П)
4. Артикуляция и характеристика звука П:
Губки сжались крепко-крепко! Словно сжала губки скрепка.
Как же звуку здесь пройти? Ведь преграда на пути!
Звук прорвался сквозь преграду и достался нам в награду.
Мы его произнесли, но без голоса, увы!
П - глухой, взрывной, согласный, любит быть он рядом с гласной.
5. Речевая зарядка: ПА-ПЯ, ПО-ПЁ, ПУ-ПЮ, ПЫ-ПИ, АП-АПЬ, ОП-ОПЬ, УП-УПЬ, ЫП-ЫПЬ.
6. Различение П - ПЬ на слух:
А) па, пя, по, пе, пу, пы, пи, пю, ап, оп, апь, ипь, …
Б) пыль, пять, пятка, топ, петь, пить, парта, паук, петух, письмо, пароход…
В) игра «Наоборот»: па-па-па - пя-пя-пя, по-по-по - пё-пё-пё, пу-пу-пу - пю-пю-пю, пы-пы-пы - пи-пи-пи, ап-ап-ап - апь-апь-апь, оп-оп-оп - опь-опь-опь, уп-уп-уп - юп-юп-юп, топ-топ-топ - тёп-тёп-тёп.
7. Игра «Кто внимательный?» - запомнить слова со звуками П, ПЬ из сказки Г. Юдина «День поросенка»:
Поросенок Персик пришел на почту и сказал Пете-почтальону: «Завтра наш праздник, День поросенка, Я хочу послать посылку моему приятелю Пончику. Вот тут, в платке, пирожки и пирожные. Он их очень любит». А Пончик жил на другой стороне пруда. «Пешком далеко-ко-ко. Не успею до праздника. Поплыву лучше на плоту»,- решил Петя. Сел он на плот, поставил парус и плывет потихоньку. И вдруг на самой середине пруда плот развязался, и Петя упал в воду! А плавать-то он совсем не умеет, «Помогите! Тону!» - кричит Петя, но посылку не выпускает. А поросенок Пончик сидит у своего дома и размышляет: «Потонет петух или не потонет?» Хорошо Персик услышал! Плюхнулся он в пруд и стал пятачком Петю к берегу подталкивать. Кое-как вытащил его на берег. «Ты чего же, Пончик, не помог? Ведь тебе Петя посылку вез». «Так если бы я знал, что мне, я бы помог. А так и простудиться можно».
8. Физкультминутка.
9. а) Поставить звук П в начало слова: ушки, Уля, Оля, Аллочка, луг, лавка
Б) заменить первый звук слова на звук П: точка, тачка, карта, шелка, шелк, торт, мальчик, мост, кол.
10. а) заменить первый звук в слове на звук ПЬ: лекарь, лесенка, речка, лесок, лечение, зеленка, вила, медаль, лень, мир, мел.
Б) Назвать первый и второй звуки в словах: паста, пудель, палка, пуговка, павлин, пудра.
11. Словарь: Птицы.
(картинка) Вот какие зубастые страшилы были прапрапрабабушками наших птиц! Сейчас самая большая птица - страус - выше человека, а самая маленькая - колибри - не больше конфеты. Малышка, а летает целый день без отдыха. Даже нектар из цветков ест, повиснув в воздухе как вертолет. А вот домашние куры почти совсем летать разучились. Все птицы покрыты перьями, которые служат им одеждой. У павлина, например, наряд просто королевский, зато голос никудышный. А серенький невзрачный соловей - самый искусный певец. Птицы яйца, из которых потом вылупляются птенцы. У древних птиц яйца были размером с футбольный мяч, а у малютки колибри - с горошину. Чтобы прокормить своих голодных птенцов, некоторые птицы за одно лето уничтожают огромное количество вредных насекомых. А какая польза от птицы, сидящей в клетке?
12. Итог занятия.

Закрепление вне занятия.
1 Артикуляционная и пальчиковая гимнастика..
2. Игра «Наоборот» - различение П-ПЬ
3. Игра «Бегите ко мне» - различение П-ПЬ
4. Игра «Запомни, повтори»: ап-оп-уп, оп-уп-ип, уп-ип-ап
5. Игра «№Живые звуки» (ап, уп, ип)
6. Игра «Отгадай последний звук?»: сто., хло., глу., потто., су., то.

Чтение и письмо:
1. Нахождение буквы в кассе.
2. «Из скольких элементов состоит буква?»
3. Выкладывание буквы П из палочек.
4. Прорисовывание П в воздухе.
5. Печатание буквы.
6. Анализ слогов АП, УП.
7. Синтез слогов АП, УП.
8. Печатание слогов АП, УП.
9. Чтение по карточке № 4.


Написать комментарий
/img.mail.ru/r/blogs/themes/101/message_top_left_bg.gif" target="_blank">http://img.mail.ru/r/blogs/themes/101/message_top_left_bg.gif); background-attachment: initial; background-origin: initial; background-clip: initial; background-color: initial; background-position: 0% 0%; background-repeat: no-repeat no-repeat; "> 11-09-2012 01:09 (cсылка)

онспект занятия «Знакомство со звуками [р, р’ ], с буквой Р, р.
(подготовительная группа)

Цель : закрепить навык произношения звука р в словах и фразах; учить определять слог по счету; проводить звукослоговой анализ слов; определять ударный звук; развивать фонематический слух. Познакомить с буквой; учить преобразовывать слова; печатать слоги и слова. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Ход занятия
Организационный момент.
Садится тот, кто назовет слова, состоящие из одного, двух, трех слогов и обозначающие названия животных.
Отгадывание звука по описанию.
- Язык находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит.
- Как вы думаете, о каком звуке мы сегодня будем говорить? (О звуке р .)
История про 2-х собак (с показом игрушек или картинок): в одном дворе жили две собаки, одна большая, другая - маленькая. В этот двор повадился ходить кот Васька. Собаки очень сердились на него и рычали: большая собака - р-р-р, а маленькая - р’-р’-р’.
Игра «Порычим как маленькая и большая собака».
Характеристика звука . Струя воздуха встречает препятствие, значит звук согласный. Произносим с голосом - звонкий. Бывает твердым и мягким.
Речевая зарядка : тра - тро - тру - тры
пра - про - пру - пры
стра - стро - стру - стры
Ра - ра - ра - рама, рак, гора, нора
Ро - ро - ро - роза, роща, рот, перо.
Ру - ру - ру - руки, ружья, кенгуру
Ры - ры - ры - рыба, рынок, рыжик, рысь.
Определение позиции звука в словах (в начале, в середине, в конце слова). Дети работают по картинкам.
Физкультминутка
На болоте две лягушки, две зеленые подружки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям - физкультпривет

Знакомство с буквой Р, р (эр)
На что похожа буква? Буква Р - на мачте парус,
«Дрожу от страха Вдаль плывет, небес касаясь.
До сих пор! - В. Степанов
Воскликнуло полено, - Ручка круглая у трости.
Похожа буква на топор! Трост для деда сделал Костя.
Расколет непременно». Г. Виеру
Е. Терлапан
Печатание буквы, слогов, слов . (ра, ро, ру, ры, ри, рэ, рана, рама, Рита, Римма).
Звукослоговой анализ слов . Составление схем к словам (руки, тигр, грибы, шары), определение места твердого и мякгого звука р в словах, деление слов на слоги, определение ударного звука.
Игровое упражнение «Составь слово». Педагог называет первый слог, а дети к этому слогу добавляют слово точка.
Словарный материал: кар (точка), трос (точка), кур (точка), чёр (точка), коф (точка), фор (точка).
Дидактическое упражнение «Вставь в слово после первого звука звук р»
Словарный материал: ковать - кровать
топка - тропка
дама - драма
кошка - крошка
каска - краска пост - прост
Подведение итога занятия : С какой буквой познакомились?
Какие звуки она ообозначает?
Охарактеризуйте звуки [р, р’].

^

Тема № 13. Звуки [П], [П"]; [П] - [П"]. Буква П


1. Учить ребенка узнавать близких людей по голосу.

2. Учить выполнять графические упражнения.

3. Научить четко произносить звуки [П], [П"], дифференцировать и на слух и в произношении.

4. Учить ребенка произносить серию слогов со стечением согласны звуков.

5. Развивать у ребенка фонематические представления.

6. Учить самостоятельно анализировать слово папа, составлять предложения по опорным словам.

Задание 1. Дидактическое упражнение «Узнай по голосу» (развита слухового внимания).

Взрослый предлагает ребенку с закрытыми глазами узнать по голосу членов своей семьи и друзей.

Задание 2. Дидактическое упражнение «Продолжи строчку». Взрослый предлагает ребенку продолжить строчку:

Задание 3. Знакомство со звуком [П].

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть ряд картинок с изображениями следующих предметов: чашка, тарелка, кастрюля, чайник, сковорода, и ответить на вопрос: каким словом можно назвать все эти предметы? (Посуда.) Какой первый звук слышится в слове посуда ?

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [П]:

Вначале губки сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;

Горлышко «молчит».

Символ звука: самовар кипит: ППППП... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: звук согласный (губки создают преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание 4. Фонетическое упражнение. Каша на плите пыхтит: пых! пых! пых!

Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»:

П, м, т, м, п...; па, ма, мы...; ап, оп, ум...; Паша, Павел, Катя, Маша, Поля, Полина, Павлик, Соня, Павлуша, Прокоп, Прокопушка, Ваня...

Назвать полные и уменьшительные имена, начинающиеся на звук [П].

Задание 6. Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать и повторить серию слогов со стечением согласных:

Пта-пто-пту-пты; пты-пта-пто-пту...

Задание 7.

Па-ап; по-...; ...ап-па; оп-...

Задание 8. Работа с картинками:

Четко назвать все картинки в ряду, игры «Что изменилось?», «Чего не стало?»;

Из ряда нарисованных предметов выбрать только те, в названии которых нет звука [П];

Перечислить оставшиеся предметы, в названии которых есть звук [П], определить место звука в словах - начало, середина, конец слова (в случае затруднения использовать карточку и синий кружок);

Вспомнить названия всех предложенных к рассмотрению картинок.

Задание 9. Взрослый просит ребенка добавить к слову первый звук [П]. Какое новое слово получилось?

Ушки - пушки, Уля - ..., Оля - ...

Задание 10. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [П].

Задание 11. Взрослый предлагает ребенку подобрать слова по заданию: звук [П] стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова:

Полка, лопата, суп.

Задание 12. Выучить чистоговорки:

Па-па-па - на столе крупа.

Пы-пы-пы - нет крупы.

Оп-оп-оп - все в ладоши хлоп.

Уп-уп-уп - мы ели суп.

Задание 13. Знакомство со звуком [П"].

Дидактическое упражнение «Доскажи словечко».

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто это?... (Петушок )

Взрослый задает ребенку вопрос: «Какой первый звук в слове-отгадке?»

Символ звука: маленький чайник кипит: пьпьпь... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 14. Фонетическое упражнение.

Птенцы пищат: пи-пи-пи!

Задание 15. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П"]»:

Пь, ть, мь, пь...; пя, мя, пи, ти...; перо, пила, молоко, пирога корова...

Задание 16. Взрослый предлагает ребенку прослушать слова, запомнить их, назвать одинаковый первый звук:

Петя, петушок, пирог, пила, пенал, песня.

Задание 17. Подобрать слова по первому слогу:

ПИ: -ла, -рог...; ПЕ: -рец, -чень, -карь...

Задание 18. Выучить чистоговорку:

Пи-пи-пи - пирожок купи.

Задание 19. Дифференциация звуков [П] - [П"]. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»:

П, пь, пь, п...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

Па-пя, по-...; пя-па, пи- ...

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

Зубастый зверек

Грызет со свистом дубок. (^ Пила )

Наткет, наплетет,

Сядет и добычи ждет. (Паук )

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу. (Петух )

Набита пухом,

Лежит под ухом. (Подушка )

Подобрать слова со звуками [П] и [П"].

Выучить скороговорки:

Поля пошла полоть петрушку в поле.

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

Пара птиц порхала, порхала - да и выпорхнула.

Задание 20. Знакомство с буквой П.

По тропинке из ворот

Детский сад пошел в поход.

^ О. Гофман

На что похожа буква П?

Буква П из пальцев: указательные пальцы опущены вниз, кончики больших пальцев соединены, остальные пальцы - сжаты в кулак.

Игры с буквой.

Задание 21. Самостоятельный звуковой анализ слова папа (составление схемы из кружков, нахождение повторяющихся звуков), составление слова из букв разрезной азбуки, нахождение одинаковых букв. Чтение, письмо печатными буквами под диктовку.

Составление предложений по опорным словам. Взрослый называет слова по порядку и просит ребенка составить из этих слов предложение. При этом следует обратить внимание ребенка на правильный порядок слов в предложении.

Папа, газета, читает; папа, гвоздь, молоток, забивает; картошку, папа, чистит.
^

Тема № 14. Звуки [Б] - [П]; [Б"] - [П"]


Коррекционно-развивающие задачи.

1. В игре учить ребенка узнавать животных и птиц по голосу.

3. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Б] - [П], [Б"] - [П"] (дифференциация звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков).

4. Продолжать учить слоговому анализу и синтезу слов без стечения согласных звуков.

5. Учить составлять предложения по опорным словам.

6. Учить анализировать и сравнивать слова.

7. Закреплять у ребенка знания элементарных правил правописания (работа с предложением).

Задание 1. Дидактические упражнения «Колхозный двор», «В лесу» (развитие слухового внимания).

Задание 2. Дидактические упражнения «Колхозный двор», «В лесу».

Аналогично заданию 1, но ребенок сам имитирует голоса животных и птиц, а взрослый угадывает, чей это голос.

Задание 3. Дифференциация звуков [Б] - [П].

Назвать первый одинаковый звук в словах:

Батон, булка, баранка...

Назвать одинаковый последний звук в словах:

Суп, тулуп...

Сравнить артикуляцию звуков [П] и [Б] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»); вспомнить характеристику звуков [П] и [Б], обозначение.

Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [П]»:

П, б, б, п...; ба, па, по, бу...; Боря, боты, папка, бабка, папа, баба...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

Па-ба, ба- ...; бу-пу..., пу-...

Повтори за взрослым серию слогов:

Па-ба-ба, ба-па-па, па-ба-па, ба-па-ба, ба-ба-па, па-па-ба...

Дидактическое упражнение «Составь слово из слогов»:

Па-ро-ход, ба-ра-бан, па-ра-шют, бу-зи-на.

Дидактическое упражнение «Раздели слово на слоги» (взрослый предлагает ребенку произнести слово по слогам, хлопая в ладоши на каждый произнесенный слог). Подумать, какое слово самое длинное?

Помидоры, папа, бабуля, подарок, бусы, бумага.

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [П] и [Б]):

Банка, панама, бутерброд, бутылка; павлин, пуговица, палка, баран.

Из ряда нарисованных предметов выбрать со звуком [Б] ([П]) в названиях.

Подобрать слова со звуками [П] и [Б].

Вспомнить загадки на звуки [П] и [Б] (см. темы № 12, 13).

Взрослый предлагает ребенку заменить звук [П] на звук [Б] в словах. Какие слова получились?

Почка - бочка, пар - ..., пот - ..., пой - ..., папа - ..., пашня - ..., пас - ..., правый - ..., палка - ...

Задание 4. Дифференциация звуков [Б"] - [П"].

Назвать первый звук в словах:

Бегемот, белка, бизон ([Б"]).

Назвать первый звук в словах:

Петя, первый, пила ([П"]).

Сравнить артикуляцию звуков [П"] и [Б"], обратив внимание на «работу горлышка», вспомнить характеристику и обозначение звуков.

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Б"]»:

Бь, пь, пь, бь...; пя, бя, би, пи...; береза, белка, писать...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

Пя-бя, пи-...; би-пи, бя- ...

Повторить за взрослым ряд слогов:

Пи-пи-би, би-би-пи, би-пи-би, пи-би-пи, пи-би-би, би-пи-пи.

Из ряда картинок убрать лишнюю (по наличию в словах звуков [П"] и [Б"]), взрослый при этом картинки не называет:

Белка, береза, петух, бегемот...

Вспомнить загадки на звуки [П"] и [Б"] (см. темы № 12, 13).

Вспомнить слова со звуками [Б"] и [П"], определить место звуков в этих словах (в случае затруднения использовать карточку и зеленые кружки с колокольчиком и без).

Взрослый предлагает ребенку заменить звук [П"] на звук [Б"] в слове. Какое новое слово получилось? Составить предложения с этими словами.

Задание 5. Дифференциация звуков [Б] - [П], [Б"] - [П"].

Назвать звонкие и глухие согласные звуки; назвать твердые и мягкие согласные звуки.

Взрослый называет слово, а ребенок поднимает соответствующую букву из этого слова (Б - П).

Выучить скороговорки.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа.

Задание 6. Звуко-слоговой анализ слов баба, папа (выкладывание схем слов из кружков, сравнение звукового состава слов, нахождение общего и различия в схемах).

Выкладывание слов из букв разрезной азбуки. Взрослый задает ребенку вопрос: «Какие буквы надо заменить в слове папа, чтобы превратить слово папа в слово баба ?»

Чтение, списывание слов, предложений:

Тут папа. Тут баба.

Составление предложений по опорным словам (обратить внимание ребенка на порядок слов в предложении и согласование членов предложения):

Баба, вязать, носки; дрова, папа, рубить.