Биографии Характеристики Анализ

Допотопная цивилизация была более развитой. Глава II

, "проливающие свет" на древнейшую историю Месопотамии, дают необычайно интересную информацию о времени жизни допотопных людей. Так, в отрывке "О халдейских царях и Потопе " в изложении Абидена говорится:
"Говорят, что первым царем в этой стране был Алор, который говорил, что сам бог пожелал сделать его пастухом народа; он правил десять саросов. Продолжительность сароса - 3600 лет…
После него на протяжении трех саросов правил Алапар; ему же наследовал Амиллар из города Пантибиблона, правивший в течение 13 саросов…
Были впоследствии и другие цари, последний из них Сисистр, общее же их количество равно десяти, а время правления - 120 саросов" .

Таким образом, Бероз описывает допотопную историю "современного " (живущего в городах и управляющего государствами) человечества, в одном только Двуречье длящуюся 432 000 лет. Сам этот факт - весьма примечательный, если принять во внимание, что традиционная наука сокращает время существования подобных сообществ людей, как минимум, в 100 раз. Но не это главное.
Наиболее важная информация, содержащаяся в цитируемом отрывке, - время жизни допотопных людей, она составляла не менее 10 тысяч лет и могла достигать 65 тысяч (Мегаллар правил 18 саросов) и более лет.
Хотя эти цифры превышают в 10 и даже в 100 раз возраст Адама и других библейских праотцов, они совпадают со временем жизни адитьев, дайтьев, данавов и других допотопных обитателей Земли в индийских преданиях. Значит, несмотря на всю кажущуюся невероятность, столь большая продолжительность жизни древних людей, по-видимому, имеет под собой довольно серьезную аргументацию.
Почему допотопные обитатели Земли жили так долго и что произошло с нашей планетой во время Великого потопа, после которого продолжительность жизни людей сократилась более чем в 100 раз? Я отвечу на этот вопрос в других своих статьях.

Раздел " Долголетие и бессмертие " / Время жизни людей и богов в древнем Египте (по Геродоту)

Предлагаю обсудить данный материал на , в том числе в темах " " и " "


© А.В. Колтыпин, 2009

Я, автор этой работы А.В. Колтыпин, разрешаю использовать ее для любых незапрещенных действующим законодательством целей при условии указания моего авторства и гиперссылки на сайт или http://earthbeforeflood.com

Читайте мои работы " Куда исчезли материальные остатки древних? Они исчисляются тысячами! ", " Следы людей и других разумных существ в палеозойских, мезозойских и кайнозойских отложениях ", " Нефть и газ - продукты переработки погибших во время катастроф растений, животных и людей "
Читайте также мои работы ", " 5 184 000 - 12 500 лет назад - время жизни современного человечества от Сотворения мира до Потопа. Еще раз о сопоставлении мифологической истории с геохронологической шкалой ", " Еще раз о времени Сотворения мира и библейского (Ноева) потопа. Коррективы, внесенные геологией и фольклором "

Часть 2. «Допотопные» люди.

Как зритель, не видевший первого акта,
В догадках теряются дети.
И всё же они ухитряются как-то
Понять, что творится на свете.
С.Маршак «Как зритель, не видевший первого акта…»

Для описания старых вещей, старомодных взглядов или когда хотим сказать о чём-то устаревшем, мы до сих пор употребляем слово «допотопный ». Это слово подтверждает мнение, что наши прародители пережили потоп. Согласно существующей теории этот масштабный, и катастрофический по своей сути, подъём уровня Чёрного моря произошёл около 5600 года до нашей эры .

На сегодняшний день археологи располагают свидетельствами, что первобытный человек в восточной части Приазовской возвышенности появился более 1 млн. лет назад. На северном берегу Таманского полуострова найдена стоянка древних людей — «Богатыри ». Время существования стоянки — от 1 до 1,2 миллионов лет назад.

Также археологами найдены стоянки:
. в пещере Киик-Коба (Дикая пещера, Крым);
. в пещере возле деревушки Чокурча (Крым);
. первобытных людей-охотников и костище (возле современного города Амвросиевка, Донецкой области);
. Антоновка I, Антоновка II и Александровка (около села Антоновка и посёлка Александровка в Марьинском районе Донецкой области);
. «Родники » (Приазовье);
. Мураловка (на берегу Миусского лимана);
. Каменная Балка 1 и Каменная Балка 2 (западнее устья реки Дон);
. Фёдоровка (на реке Каратыш);
. Янисоль (у села Малоянисоль на реке Кальчик);
. Калка (на берегу Старокрымского водохранилища);
. Зимовники 1 и Пищевик 1 (Северное Приазовье);
. Орловское (на реке Кальмиус);
. Ольгинка (на реке Сухая Волноваха) и многие другие.

Около 300 — 250 тысяч лет назад произошло максимальное оледенение Восточно-Европейской равнины — Днепровское оледенение . Ледник с севера продвинулся до современного Днепропетровска. С наступлением ледника люди отступали дальше на юг.
Подтверждением того, что это были именно «люди разумные» служат найденные орудия труда и охоты, бытовые предметы, остатки жилищ.

Рис. 2. Границы Днепровского оледенения.

Так, на стоянке около села Мезин Черниговской области найден браслет с ромбо-меандровым орнаментом (с протосвастической сеткой), неолитические печати для нанесения протосвастического орнамента и печати (пинтадеры) для нанесения ритуальной татуировки. Учёные относят данные находки к верхнему палеолиту, XXIII тысячелетию до н.э. [Источник: Елинек Ян. Большой иллюстрированный атласа первобытного человека. Прага, 1985. с. 446, № 715 ]. В Мезине у очага найден целый скелет волка, кости которого сохранили анатомический порядок. Череп волка был укреплен и на крыше над входом в одно из мезинских жилищ, а вокруг жилища брошены скелеты трех волков. [Источник: Кабо В., «Круг и крест. Размышления этнолога о первобытной духовности». Канберра: Алчеринга, 2002 ]. На стоянке сохранились остатки жилищ, места обработки кремня и кости, углублённые очаги вне жилищ. Жилища - наземные, округлые и овальные (диаметр до 6 м), сооружались из дерева, покрывались шкурами и обкладывались крупными костями животных. Найдено свыше 4 тысяч кремнёвых орудий (резцы, скребки, проколки, инструменты для гравировки по кости), а также орудия и бытовые предметы из кости и рога (иглы, проколки, молотковидные и клиновидные орудия, наконечники дротиков, подвески и др.). Интересны скульптурные фигурки из бивня мамонта (стилизованные статуэтки женщин и животных) и браслеты из бивня с геометрическими узорами, роспись красной охрой на крупных костях мамонта. [Источник: Большая советская энциклопедия, «Советская энциклопедия», в 30 т., 1969 - 1978 ]. На стоянке Костенки-1 на реке Дон найдена статуэтка беременной женщины («венера») сделанная из бивня мамонта. Учёные относят данные находки к верхнему палеолиту, XVI-XI тысячелетию до н.э. [Источник: Формозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. М., 1980, с. 19 ].


Рис. 3. Территория ледника и тундры 200 — 35 тыс. лет назад.


Рис. 4. Территория ледника и тундры 35 — 15 тыс. лет назад.

14 — 12 тыс. лет назад заканчивается ледниковый период и на территории Восточно-Европейской равнины меняется климат. На месте тундры и ледника — вырастают леса. Исчезают древние животные (мамонты, шерстистые носороги и т.д.), вместо их появляются олени, лошади, волки, медведи, кабаны, быки и другие современные животные.


Рис. 5. Носорог, пещерный лев и мамонт. [Источник: dalizovut.narod.ru].


Рис. 6. Герб Амвросиевки и рубило из Амвросиевской стоянки. [Источник: donbass.ua].


Рис. 7. Статуэтки и жилища первобытных людей. [Источник: dalizovut.narod.ru].

Человек, в то время, жил родовым строем. Род вёлся (по рождению) по материнской линии. Главою рода, хранительницей очага и пищевых запасов была женщина. А когда произошло объединение родов в общины, образовался первобытно-общинный строй. В это время активно формируется первое религиозное сознание — шаманизм (Шаманизм — это культ предков и почитание умерших, вера в существования души и духов, в общего для конкретного коллектива предка из мира животных, в сверхъестественные возможности материальных предметов, в умение человека вызывать сверхъестественные явления и в то, что заклинаниями и обрядами можно повлиять на ход событий ).

Кто же были эти «допотопные» люди?

Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим некоторые исследования в области генетики.

В ДНК человека 46 хромосом, половину он наследует от отца, половину — от матери. Учёные доказали, что в одной мужской Y-хромосоме содержится набор нуклеотидов, который передается из поколения в поколение без каких-либо изменений в течение тысячелетий. Генетики называют этот набор гаплогруппой . У каждого мужчины в ДНК находится точно та же гаплогруппа, что у его отца, деда, прадеда, прапрадеда и так далее. У каждого народа своя одинакова гаплогруппа.


Рис. 8. Структура ДНК.

Спенсер Уэллс, директор Генографического проекта из National Geographic, считает, что около 10 — 15 тысяч лет назад в Европе на территории Русской равнины возникла гаплогруппа R1a . [

О том, почему «раскаялся Господь, что создал человека на земле» (Быт. 6: 6), что прообразует собой построенный Ноем ковчег, как святые отцы толкуют его устройство, каково первое деяние Ноя после спасения и чему оно учит нас, в очередной беседе на книгу Бытия Андрея Ивановича Солодкова.

Для православного христианина тема гибели допотопной цивилизации звучит как предупреждение о причине погибели и апостасии мира современного. Спаситель в Евангелии от Матфея предупреждал о кончине этого мира и наставлял учеников: «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни , так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Мф. 24: 34–44).

Исполины, пренебрегавшие Богом

Обратимся же к Книге Бытия. В главе 6 мы читаем:

«Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт. 6: 1–3)

Кто такие сыны Божии и дочери человеческие, и почему эти браки были не угодны Богу, более того – такие союзы названы «пренебрежением Духом Божиим»?

Итак, мы видим, какими были эти люди – «сильные и издревле славные»: они славились и кичились именно своей плотью, своей внешней красотой и силой и при этом пренебрегали Духом Божиим.

«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле (это подтверждается и словами Священного Писания, потому что на земле действительно умножилось развращение. – А.С.), и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время…» (Быт. 6: 5).

Представляете, какого состояния достигло человечество допотопного мира, если все помышления их были зло, а добра почти не осталось?

«…и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт. 6: 6).

Слово «раскаялся» употребляется по отношению к Богу как антропоморфизм. Таких антропоморфизмов, прилагаемых к Богу, в Библии встречается немало, например, говорится, что у Бога есть руки, ноги, уста… В Священном Писании это приписывается Богу для нашего человеческого понимания.

«И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт. 6: 7).

Почему до скотов и гадов и птиц? По той причине, что человек – венец творения. Человек был поставлен Богом быть ответственным за мир, который Бог для него сотворил. Но в связи с грехопадением, уходом человека от Бога в человеке развилось и развивается хищническое, потребительское отношение к природе по принципу «после нас хоть потоп». Недаром сохранилось это выражение, оно отражает весь характер и всю деградацию допотопного мира. Поэтому Бог говорит: «истреблю их».

Противление Богу – это не только открытое богоборчество, но и когда ложь выдается за правду евангельского Благовестия

Из-за пренебрежения Духом Божиим началось вырождение, как сегодня говорят: «вырождение нации», «вырождение народа». Что означают эти слова? Пренебрежение Духом Божиим есть хула на Духа Святого, то есть сознательное противление Божией воле, Божиему Закону, пренебрежение благодатью и всеми средствами, которые даны нам Богом для совершения дела нашего же спасения от смерти греха. Но это противление не обязательно открытое богоборчество. Противление Богу выражается и в духе антихриста, когда ложь выдается за правду евангельского благовестия, когда Истина преломляется под стандарты века сего в угоду человеческим хотениям и идеям. Вспоминаются слова : «Божественное Откровение не вешалка, чтобы на него навешивать человеческие идеи».

Народ извратился. Так и сказано: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления были зло во всякое время».

«Ной же обрел благодать перед очами Господа. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем» (Быт. 6: 8–9).

Праведный не означает «святой, безгрешный». Безгрешен только Бог. Здесь о Ное сказано, что он был праведен, но не безгрешен; что он был праведен «в роде своем» – то есть Ной был праведник в допотопном развращенном обществе, в тот исторический момент.

«Ной ходил пред Богом» (Быт. 6: 9).

«Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета. Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6: 11–12).

Люди стали жить, пренебрегая Духом Божиим, жить по своему хотению. Они стали воспринимать свободу как вседозволенность. Как писал русский философ Н. Бердяев: «Люди начали воспринимать свободу не “для”, а “от”». Не для служения Богу и людям, а от служения Богу и людям. Когда сегодняшняя молодежь говорит: «Ой, устали за неделю! Пойдем оторвемся в выходные», я всегда спрашиваю: «От Кого оторвемся? От Бога, Который есть Любовь и Жизнь?» И ведь действительно, в тех местах, в которые ходят «отрываться», можно и от Бога, и от жизни оторваться по полной программе – так, что после такого отрыва и вовсе не прийти в себя и не вернуться к жизни.

Ковчег

«И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье» (Быт. 6: 13–16).

Как видим, три отделения было в ковчеге, он был осмолен и снаружи, и изнутри и имел два отверстия: одно было вверх, а другое сбоку.

Ковчег – прообраз Церкви. Отцы Александрийской школы видели смысл и прообразы в самых мелких деталях устройство ковчега. Например, изнутри смола – это смола, которая сохраняется для Суда Божиего над теми, кто ходит в Церковь, но не ищет Бога. Просто ходит, но без покаяния, ищет чего-то своего, по своему усмотрению. Потому что сказано в , что суду Божиему начаться с дома Господня. А внешняя смола – это для внешних, тех, кто слышал призыв, но никогда в Церковь не пришел. То есть это указание нам на то, что не все в храм ходящие и даже к Таинствам прибегающие спасутся. Что же для спасения необходимо? Как подходить к Таинствам? Имея «сердце сокрушенно и смиренно» (Пс. 50: 19). И само по себе хождение в храм еще не гарантирует человеку спасения. Но не надо забывать и того, что без Церкви спасения нет.

Отверстие в ковчеге сверху – это молитва Церкви к Богу, а отверстие сбоку – это молитва Церкви за народ

Об отверстиях, которые были сделаны в ковчеге сверху и сбоку, блаженный Августин пишет так: отверстие сверху – это молитва Церкви к Богу, а отверстие сбоку – это молитва Церкви за народ. В этом и есть заповедь любви – к Богу и к ближнему.

Бог говорит Ною:

«Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре» (Быт. 6: 18–19).

В ковчег были собраны для сохранения животного мира как чистые, так и нечистые животные. Нечистыми животными считались те, которые были не пригодны для пищи. Хотя повеление о вкушении мяса будет дано только после потопа, исполины и допотопные отступившие от Бога люди самовольно нарушали заповедь, убивали животных и ели мясную пищу.

Но вот вопрос: если ковчег – это прообраз Церкви, то почему в нем были и чистые, и нечистые животные? Потому что в Церкви разные люди. Напомню: грех в Церкви – это не грех Церкви, а грех против Церкви.

«И сделал Ной все: как повелел ему Бог, так он и сделал» (Быт. 6: 22).

Это очень важное указание! Ной, как праведный в роде своем, делает все то, что Господь ему указал.

Глава 7 начинается словами:

«И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем…» (Быт. 7: 1).

Обратим внимание: снова повторяются слова «в роде сем» – всегда это подчеркивается.

«…и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли, ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли. Ной сделал все, что Господь повелел ему» (Быт. 7: 2–5).

И вновь повторяются слова, которые мы с вами уже читали: «Ной сделал все, что Господь повелел ему». Видите, почему Ной спасся? И кто спасется в Церкви? – Тот, кто делает так, как Господь повелевает ему.

120 лет Ной строил этот ковчег, 120 лет звучали проповедь о спасении и предостережение от погибели. Но люди говорили: «Ной, ты с ума сошел? Ты куда собрался плыть? Дождя нет! (А земля тогда орошалась обильной росою.) До моря далеко, а ты строишь такой огромный корабль… Как ты собрался на нем добираться до моря?» И Ной отвечал: «Дождь будет – и не просто дождь, а потоп!» И слышал: «Какой потоп?! Что ты говоришь? Вода с неба – это невероятно. Всё в порядке, никакого потопа не будет, все хорошо! Ты, Ной, просто фанатик».

Сегодня над христианами тоже подшучивают. Православные говорят: «За нами придет Господь и заберет нас на Небо». Неверующие возражают: «У вас крылья, что ли, вырастут? Как это вы подниметесь? А закон гравитации? А если и подниметесь, то сгорите в атмосферных слоях…» У мира свое представление, мир мерит своими мерками. Но для Бога, сотворившего все законы физические, химические, законы биологии и термодинамики, нет никаких препятствий устранить их на Свое усмотрение. Он – Всемогущий, то есть может все. Поэтому Христос говорит: «Вы не от мира сего». Повторюсь: мир меряет своими мерками, у него свое представление о Боге и человеке. Мы об этих представлениях говорили в прежних наших беседах, когда разбирали первые главы Книги Бытия. Бог не старичок, сидящий на облачке. Такое представление о Боге примитивно, и, конечно, такой Бог не может ничего, да и вряд ли стоит в такого верить.

Итак, ковчег, согласно толкованию святых отцов, – это прообраз Церкви. Заметим, что Бог не предлагает в случае, если кто-то не согласен с Ноем, построить альтернативный ковчег. В беседе мы говорили о том, что только то служение угодно Богу и полезно, которое согласуется с Его волей. Так и здесь. Воля Бога такова, что каждый, кто хочет спастись, должен войти в ковчег. Так и сегодня: все желающие обрести спасения первое, что должны сделать, – войти в Церковь посредством Таинства Крещения и начать дело своего спасения. Как там не было альтернативы спасения вне ковчега, так и сегодня нет спасения вне Церкви – вне Христа, потому как Церковь есть Тело Христово, а мы – живые клеточки этого Живого Организма, и Сам Христос – ее Глава. И когда Православная Церковь обращается к людям других религий словами неповрежденного Благовестия, мы делаем это не потому, что боремся против них, – мы боремся именно за них , за их бессмертные души, спасение которых возможно только в Иисусе Христе. Святитель Феофан Затворник пишет в книге «Путь ко спасению» об этом так: «Протестанты захотели поправить католичество, но сделали еще хуже. Желают спастись вне ковчега Церкви на своих ботиках…» И напоминает, что все не вошедшие в ковчег – погибли. Недостаточно называть себя христианином, нужно им еще и стать, а стать им можно в полном смысле этого слова, только в Церкви, где через Таинства происходит соединение с Господом по благости Его к человеку.

«Чрез семь дней воды потопа пришли на землю. В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей. В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними» (Быт. 7: 10–13).

Господь сказал: «И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни» (Быт. 6: 17). Некоторые говорят сегодня, что водами потопа был залит только определенный участок Земли – только Палестина. Странное суждение. Трижды повторяется, что погибло все живое на всей земле . Читаем:

«И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли» (Быт. 7: 21–23).

Что еще надо доказывать людям, которые считают, что было затопление только какой-то части земли?! Говорят, что представления о географии в то время, когда создавалась Книга Бытия, были ограниченны. Но Моисей, ее автор, писал, будучи движим Духом Святым! Он не был очевидцем всех этих событий, но Дух Святой открыл ему, как все было. Кстати, ученые, верующие, что мир и все законы в мире и во Вселенной сотворены Богом, высказываются по этому поводу так: после потопа изменился климат на земле, до потопа ось Земли не была наклонена на 12 градусов, во время потопа Бог сдвинул ось Земли на 12 градусов, поэтому образовались полюса – Северный и Южный, климат изменился, закончился парниковый период, когда земля орошалась обильными росами, на землю после потопа стали выпадать атмосферные осадки. Сегодня находят на Северном полюсе останки мамонтов. Был обнаружен мамонтенок даже с цветочком в своей пасти, который он жевал: так с этим цветочком он и погиб. Произошла мгновенная катастрофа на земле – и вся земля лишилась жизни!

«И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, бывших с ним в ковчеге» (Быт. 8: 1).

События потом развиваются так:

«По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды» (Быт. 8: 6–7).

«Неизвестно, когда придет самый последний час, а ты говоришь: я исправляюсь. Когда ты исправишься, когда переменишься?»

Очень интересный стих! Блаженный Августин, давая на него толкование, обращается к христианину, который в Церкви, но непостоянен в своем служении и откладывает дело своего спасения: «Неизвестно, когда придет самый последний час, а ты говоришь: я исправляюсь. Когда ты исправишься, когда переменишься? Завтра, – отвечаешь ты. И всякий раз говоришь: завтра, завтра. Ты превратился в ворона. А я говорю тебе: когда ты каркаешь по-вороньи, ждет тебя погибель. Ведь тот ворон, голосу которого ты подражаешь, вылетел из ковчега – и не вернулся. Ты же, брат, вернись в Церковь, которую означал тот ковчег».

«Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег. И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8: 8–11).

Во многих школах советского периода в коридорах и актовых залах во всю стену висел плакат, на котором был нарисован земной шар, и на его фоне – голубь мира с масличной веткой в клюве. Этот образ взят как раз из Ветхого Завета. Голубь с масличной веткой – прообраз Духа, Который сошел на апостолов в . Мы помазываемся при Крещении святым миром, прообразом которого была масличная ветвь.

«Он помедлил еще семь дней других и выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему» (Быт. 8: 12).

Следующие стихи главы 8 Книги Бытия – повеление Господа:

«И сказал Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле. И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и все гады, и все птицы» (Быт. 8: 15–19).

Благодарение

А что же первое делает Ной, выйдя из ковчега?

«И устроил Ной жертвенник Господу» (Быт. 8: 20).

Он благодарит Бога! За что? За дело спасения, совершенное над ним и его семейством. Потому что построение жертвенника – это всегда молитва. Снова повторю: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). Ной устраивает жертвенник: первое, что он делает, – служит Богу благодарственный молебен.

У нас, к сожалению, бывает иначе. Когда у нас трудности, то мы: «Господи, Господи, помоги!» А как отлегло – мы Бога забыли. Как же часто мы забываем благодарить Бога! Даже на трапезе перед тем, как начать есть, «Отче наш» мы прочитаем, а вот после «Благодарим Тя, Христе Боже наш, » – забываем. Вот и утром мы утреннее правило прочитаем, чтобы в течение дня ничего плохого не случилось, а вечером – скорее спать. Ной поступает не так. Он благодарит Бога:

Как же часто мы забываем благодарить Бога!

«Взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике» (Быт. 8: 20).

Ной приносит Богу чистых животных. Чистые и непорочные животные для ветхозаветного жертвоприношения – это была самая лучшая и действенная проповедь для народа, жившего в те времена. Это возвещало о том, что придет Сын Божий без пятна и порока, подобен нам во всем, кроме греха, и спасет род человеческий. Мы же живем в иное время, и проповеди для нас нужны иные.

Бог принимает эту жертву, потому что она была чистой, устроенной, благодарственной.

Заключительный стих главы 8 Книги Бытия – очень важный. Это обетование Бога, Который говорит:

«И впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт. 8: 22).

Мы видим, как изменяется климат: в первый раз в Священном Писании говорится о зиме и лете.

Итак, воды потопа очистили всю землю от греха и грешников. Это ответ на вопрос тем, кто спрашивает: если есть Бог, почему Он не наведет порядок? Наводил Бог порядок с позиции силы, но люди от этого лучше не стали. Почему? Отвечу. Причина греха коренится в человеческой душе, и потому порядок надо наводить именно в душе. По мнению Отцов, душа трех составна - ум, чувства и воля. Порядок начинается с покаянного настроя ума. Человеку необходимо понять, в каком состоянии он находится, что с ним происходит, в чем смысл его жизни. Если человек не желает размышлять над этими вопросами, то жизнь его становиться безумна и никакие внешние перемены (реформаторские, социальные), не способны изменить жизнь к лучшему, как самого человека, так и общество в целом.

Об этом более подробно мы поговорим в нашей следующей беседе.

«Некоторые предварительные замечания»

В России историю начинают изучать в четвёртом классе средней школы. Дети доверчиво впитывают исторический материал, вполне веря, что это истина. Критически рассмотреть то, что изучают, дети ещё не умеют, этим занимаются специалисты-историки, которых немного. Изучение гуманитарных дисциплин влияет на формирование социального мировоззрения человека, а изучение истории, думаю, особенно сильно. Поэтому любителям истории важно определиться: где истина? Или «Что такое хорошо и что такое плохо!?»
Любой способ отображения окружающего мира и событий, происходящих в нём, выбирает лишь часть предмета и не может претендовать на всестороннюю полноту. Всегда значительная часть мира будет оставаться вне объектива фотоаппарата, т.е. предмет или событие будут зафиксированы в ракурсе, выбранном автором. А раз так, то личные свойства автора и его мировоззрение сильно влияют на документы, оставленные им потомкам.
Понятно, что важнейшее значение имеют письменные источники, чем же располагает наука?
Наберите в поисковике «Список древнеегипетских папирусов». Посмотрите в таблице содержание текстов. Можно ли на основании их составить исторический учебник? Конечно, нет! Какие-то фрагменты, чаще всего, маловажные. Пергамент широко начал применяться со II века до Н.Э. Есть ещё тексты на каменных изделиях и скалах, но на них большую книгу не напишешь. Есть всем известные глиняные таблички, и с их изучением не без проблем. Современная история относительно надёжные источники имеет, начиная с первого тысячелетия до Н.Э. Более древние времена отражены весьма туманно.
Есть и другая проблема: «и пронеслось слово сие (обман) между Иудеями до сего дня» – (Матфей 28.15) . Т.е. ложь, произнесённая в древности, нередко доходит и до нас. И это не единственный пример лжи людей, приводимый в Библии.
Древнейшим письменным памятником является Библия, она описывает события человеческой истории от сотворения мира. Мы, православные, верим в Богооткровенность Святого Писания. И хотя современные университеты изучают предмет «Библия как исторический источник», большинство учёных историков скорее поверит древнему горшку или древнему поэту, чем Слову Божию. Учитывая вышесказанное, поговорим о древней истории, используя и Библию, и данные исторической науки. Мы не будем рассматривать вопрос сотворения мира и сотворения человека. Интересующиеся могут прочитать дипломную работу «Сотворение мира» на нашем сайте.

«Всемирный потоп»

В православной традиции, принятой от Византии, Сотворение Мира датируется 21 марта 5 508 года до Н.Э., воды Всемирного потопа покрыли Землю через 2 242 года, т.е. в 3266 году до Н.Э.
Традиционная европейская наука отрицает Всемирный потоп, т.к. потоп не вписывается в эволюционную теорию сотворения Земли как планеты.
Образование осадочных пластов земной коры, содержащих остатки, как морских, так и живших на суше организмов, наука объясняет движениями земной коры в вертикальном направлении. Суша то поднималась из Мирового океана, то опускалась в глубины моря, и так происходило несколько раз. В результате такого движения и менялись флора и фауна в данной местности. Логика в этих рассуждениях есть, но тектоника – раздел геологии – не находит физической причины для многократного движения земной коры в вертикальном направлении. Существуют 25 теорий, пытающихся объяснить тектонические движения поверхности Земли (правильнее называть эти теории гипотезами). Само количество тектонических «теорий» – 25 – показывает, что нет физических причин для поднятия и опускания суши. Вот проблема в Эволюционной теории! Напротив! Если мы признаем Библейскую историю, то образования осадочных пластов легко объясняется Всемирным потопом. В наше время существует немало научных исследований, результаты которых подтверждают Всемирный потоп. Найдено много фактов, не вписывающихся в эволюционную теорию.
В данной работе мы не рассматриваем вопросы Сотворения Мира, Всемирного потопа, религии допотопного человечества. Интересующиеся могут посмотреть дипломную работу «Сотворение Мира» и контрольную работу «Ветхий завет» на нашем сайте.

«Допотопное человечество»

Первые люди Адам и Ева, их потомки имели более крепкую физическую природу, жили более восьмисот-девятисот лет. Что удивительного? Ведь Богом человек был сотворён для вечной жизни! Люди занимались земледелием, скотоводством, охотились, ловили рыбу, изготавливали одежду, строили. Например, ковчег Ноя из дерева Гофер длиной 300 локтей, шириной 50 локтей, высотой 30 локтей, в три этажа. Сложное сооружение!
Каких-то крупных допотопных архитектурных сооружений не найдено, хотя строили и города. Скорее всего, огороженные деревни. Умели изготавливать из меди и железа орудия труда и охоты, гусли и свирели, передвижные шатры. При Еносе, внуке Адама, Господь дал людям допотопную форму исповедания, первую религию, которая была сохранена до Ноя. Письменности не было, не было и государственного устройства и денег. Родоплеменные отношения, похоже, появились после Потопа. Жили большими семьями, что мы увидим, когда будем говорить об Аврааме.
Уже при первом сыне Адама, Каине, первое человечество разделилось на два враждующих племени, отличающихся по внешнему виду и отношению к Богу. А от межплеменных браков рождались великаны, издревле сильные и славные люди. Известно всем, Каин убил своего родного брата Авеля, праведного. Это не единственное допотопное убийство.
«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их зло во всякое время; …И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков…» (Бытие 6.5-7) – вот причина Всемирного потопа. Итак, человечеству потребовалось 2242 года, чтобы полностью развратиться, кроме Единственного Ноя с сыновьями. Надо полагать, людей было уже много, они жили долго, имели крепкую физическую природу, нескольких жён, так что детей у каждого было помногу.

«После потопа»

Итак, воды Потопа покрывают всю Землю, уровень воды выше самых высоких гор. И только ковчег с семьёй Ноя плавает на поверхности. Через год Ной высаживается на высохшую землю. Ковчег останавливается на вершине г. Арарат, возможно, стоянка ковчега находится рядом с местом, где при сотворении Земли находился Рай. В XIX веке ковчег Ноя был обнаружен на краю ледника г. Арарат. По мнению толковников Библии, на горах Араратских Ной впервые знакомится с плодами растения виноград, если это так, то какая-то часть растений, используемых человеком, возможно, произрастала только в Раю. И к райским растениям человек был допущен после Потопа.
Останки животных и растений, найденные в осадочных отложениях Потопа, свидетельствуют, что Земля до Потопа имела несколько климатических зон со своеобразной флорой и фауной. Так, массовые захоронения всеми любимых динозавров найдены в двух местах: Монголии и Канаде, это климатические зоны тёплого климата. Север Евразии и до Потопа был холодный, жили мамонты, шерстистые носороги, гигантские олени – эти холода не боялись.
Библия, описывая начало жизни на Земле, говорит о трёх местах: 1) Рай, 2) Лице земли, где наиболее благоприятные условия для проживания, 3) Вся остальная земля. Адамиты проживали вокруг Рая, затем заселили Лице земли. Каиниты ушли на восток от Рая за территорию Лица земли. Чем дальше люди уходили от Рая, тем больше дичали. Рая после Потопа не Земле нет, Лице земли, думается, соответствует современным территориям со Средиземноморским климатом.
Библия говорит, что в живых остались только находившиеся в ковчеге с Ноем. Но Библия в нескольких местах употребляет слова: всё, все, когда речь идёт о большей части, т.е. почти всё, или почти все. Почему об этом хочется сказать? В современном человечестве есть народы, которые резко отличаются от большинства по внешнему устроению, меньшей продолжительности жизни, количественно малым потомствам, неспособности иметь потомство в смешанных браках и другим антропологическим показателям. Например, айны, живущие в Японии, при браках с переселившимися на острова японцами, рождали бесплодное потомство. Немало ещё диких народов, не поддающихся цивилизации. Возможно, Господь по Своему промыслу сохранил и несколько допотопных людей из других племён, помимо Ноя. Так, когда Израиль завоёвывает Палестину, то уничтожает племена хананеев и несколько племён великанов. Кочевые народы, нападавшие в разные века на Киевскую Русь, тоже имели в своём составе великанов, а славяне нет. Не потомки ли это допотопных великанов?
«Восстаёт жезл от Израиля…и сокрушает всех сынов Сифовых… но разорён будет Каин» – (Числ, гл. 24, ст. 17, 22) О каких Сифитах и Каинитах здесь говорит библия? О переживших Всемирный потоп?

«Вавилонская башня»

Какое-то время семейство Ноя живёт у горы Арарат. После потопа Ной жил 350 лет, а всего Ной жил 950 лет, умер около 2916 года до Н.Э.
«Двинувшись с востока, они нашли в земле Сенаар (впоследствии страна Вавилонская) равнину и поселились там» (Бытие, гл. 11.2), возможно, часть потомков Ноя осталась в Кавказских горах, тогда праязык человечества нужно искать там. На всей земле был один язык.
«И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Бытие, гл.11.3-4).
Отсюда видим, что первоначально основным строительным материалом был природный камень, кладка из камня на извести. Долговечный материал! Но люди всегда пытаются идти более лёгким путём и находят новые проблемы. Господь «смешал» язык их так, чтобы один не понимал речи другого, «и они перестали строить город и башню. Посему дано имя ему Вавилон…и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Бытие, гл. 11. 8-9).
Произошло сие после смерти патриарха Ноя, т.е. после 2916 года до Н.Э.

Иерей Леонид Глебец.


Фрагмент XI глиняной таблички «Эпоса о Гильгамеше» из библиотеки Ашшурбанипала.
Британский музей. VII в. до н.э.


Судьба гуманизма в XXI столетии
ИА Красная Весна | Метафизическая война | 11 ноября 2016 г. - 19:04 | Сергей Кургинян
Опубликовано в «Суть времени» №203

Открещиваясь от гуманизма, эти силы, как бы вы их ни называли: консерваторами, традиционалистами или фундаменталистами - в концептуальном смысле оказываются в фашистском лагере

Итак, давайте для начала рассмотрим достаточно позднюю информацию о потопе. Ту информацию, которая содержится в отрывках из аккадского Эпоса о Гильгамеше, датируемого 2-м тысячелетием до н. э.

Будучи более поздним, чем шумерский эпос (ранние песни о Гильгамеше появились в 3-м тысячелетии до н. э.), аккадский эпос считается более продвинутым в культурном и духовном плане. И именно этот эпос излагается в тех двенадцати шестиколонных клинописных табличках, которые представляют собой невесть какую по счету копию первоначального аккадского текста. Который сам является копией и развитием шумерского текста и так далее...

Вот что сообщает Гильгамешу о потопе шумеро-аккадский Ной, которого зовут Утнапишти.

Утнапишти ему вещает:

Я открою, Гильгамеш, сокровенное слово
И тайну богов тебе расскажу я...

Посвящая Гильгамеша в эту тайну, Утнапишти, этот шумеро-аккадский Ной, говорит о совещании богов в некоем древнем городе Шуриппаке. Что это за город?

Шуриппак в переводе с шумерского означает «исцеляющее место». Это древний шумерский город. Он располагался на берегу Ефрата, южнее города Ниппур, центра культа верховного бога шумеров Энлиля. От древнего Шуриппака осталось городище. Оно расположено на территории современного Ирака, в провинции Аль-Кадисийа. Городище называется Тель Фара. Древний Шуриппак считался священным городом богини Нинлиль.

Нинлиль (в переводе с шумерского - «владычица воздуха») - это супруга бога Энлиля, владыки ветра. Энлиль - один из трех великих богов шумеро-аккадской мифологии. Он сын бога Ану (Неба) и богини Ки (Земли). В Эпосе о Гильгамеше Энлиль называется одним из инициаторов всемирного потопа. Считается, что Энлиль не только является одним из инициаторов этого самого потопа, но и божеством, достаточно регулярно действующим против человечества.

В древних шумеро-аккадских легендах говорится о том, что Энлиль изнасиловал свою будущую супругу Нинлиль (которую ее мать подговорила соблазнить великого бога Энлиля). За это нехорошее деяние Энлиль был, по общему решению богов, низвергнут в ад. Его супруга последовала за ним. И, руководствуясь указаниями своего мужа, зачала, вслед за зачатым на земле первенцем, еще троих детей. Оставив их в аду, Энлиль и Нинлиль вернулись в сообщество богов и заняли там почетное место.

При этом Нинлиль считается наиболее прочно связанной с демонами, которые в шумеро-аккадской мифологии враждебны и людям, и богам. С одной стороны, Нинлиль входит в сообщество богов, призванное противостоять демонам. С другой стороны, она вроде бы более прочно, чем другие боги, сплетена с этими самыми демонами... Впрочем, шумерскую демонологию надо обсуждать отдельно. Здесь же достаточно указать на то, что Шуриппак - это священная территория Нинлиль, и вкратце обсудить эту самую Нинлиль. Обсудив же, продолжить чтение того фрагмента Эпоса о Гильгамеше, в котором содержатся интересующие нас сведения о потопе.

Утнапишти, шумеро-аккадский Ной, являющийся прототипом Ноя библейского, сообщая Гильгамешу тайну богов, начинает с города Шуриппака:

Ану в шумеро-аккадской мифологии играет примерно ту же роль, какую Уран играет в мифологии древнегреческой. Это верховный бог Неба, возглавляющий сонм богов. Ану, Энлиль и Энки - самые могущественные и старейшие боги месопотамского пантеона. Титул Ану - «отец богов». Ану - муж богини Земли Ки. Ее другое имя - Нинхурсаг («Владычица лесистой горы»).

Ану и Ки породили Энлиля, бога воздуха, отделившего небо от земли. В отличие от древнегреческого Урана, Ану не претерпевает урона от своих сыновей. Но, будучи утомлен, а в чем-то и удручен активностью своих потомков, Ану по преимуществу бездействует, вмешиваясь только в самых крайних случаях.

Энлиля мы уже обсудили вкратце.

Нинурта - это сын Энлиля, своего рода аналог древнегреческого бога Ареса. Почему аналог? Потому что Нинурта - это бог счастливой войны, это бог-витязь, бог, ведущий за собой других богов, в случае, если разгорается какая-либо война с враждебными этим богам сущностями.

Эннуги, названный в тексте «мираб», - это прозвище бога подземного царства. Иногда так же называют бога подземных вод Нергала. «Мирабом» Эннуги называют потому, что он, владея подземными водами, является своего рода управляющим оросительными работами, то есть мирабом.

Итак, собрались эти боги в городе Шуриппаке для принятия решения о потопе. Приняли это коллективное решение - и на тебе, кто-то из богов вместо того, чтобы держать решение в тайне и довести замысленное до конца, взял и посодействовал человеку. Кто же это сделал?

В цитируемом мною тексте сказано следующее:

Светлоокий Эа с ними вместе клялся,
Но хижине их он слово поведал:
«Хижина, хижина! Стенка, стенка!
Слушай, хижина! Стенка, запомни!
Шуриппакиец, сын Убар-Туту,
Снеси жилище, построй корабль,
Покинь изобилье, заботься о жизни,
Богатство презри, спасай свою душу».

Таким образом, на совещании богов, кроме уже обсужденных нами последовательных сторонников уничтожения человечества с помощью потопа, был еще и бог Эа, который не стал открыто противостоять остальным членам высшей божественной семьи, в которую сам входил. Вместо этого Эа выдал секретное решение богов смертному, жителю Шуриппака, сыну Убар-Туту Утнапишти. Эа именно выдал Утнапишти это решение. Все ссылки на хижину и стенку не должны запутывать читателя. Потому что ссылки эти призваны в определенной форме выразить именно мысль о секретной, противоречащей принятому коллективному решению, роли бога Эа.

Но Эа не только выдал это решение шумеро-аккадскому Ною (он же - Утнапишти). Эа еще и посоветовал Утнапишти, что именно надо соорудить, дабы спастись от потопа. Причем советы бога Эа сугубо конкретные.

Тот, корабль, который ты построишь,
Очертаньем да будет четырехуголен,
Равны да будут ширина с длиною,
Как океан, покрой его кровлей!

Следуя совету Эа, Утнапишти действует как опытный кораблестроитель. Утнапишти подробно повествует о своих судостроительных подвигах Гильгамешу. Вот что он ему говорит:

Шесть в корабле положил я палуб,
На семь частей его разделивши ими,
Его дно разделил я на девять отсеков,
Забил в него колки водяные
Выбрал я руль, уложил снаряженье...
Нагрузил его всем, что имел я,
Нагрузил его всем, что имел серебра я,
Нагрузил его всем, что имел я злата,
Нагрузил его всем, что имел живой я твари,
Поднял на корабль всю семью и род мой,
Скот степной и зверье, всех мастеров я поднял.
Время назначил мне Шамаш (бог солнца - С.К.):
«Утром хлынет ливень, а ночью
Хлебный дождь ты увидишь воочью, -
Войди на корабль, засмоли его двери».
Настало назначенное время:
Утром хлынул ливень, а ночью
Хлебный дождь я увидел воочью.
Я взглянул на лицо погоды -
Страшно глядеть на погоду было.
Я вошел на корабль, засмолил его двери...
Едва занялось сияние утра,
С основанья небес встала черная туча...
Что было светлым, - во тьму превратилось,
Вся земля раскололась, как чаша.
Первый день бушует Южный ветер,
Быстро налетел, затопляя горы,
Словно волною, настигая землю.
Не видит один другого,
И с небес не видать людей.
Ходит ветер шесть дней, семь ночей,
Потопом буря покрывает землю.
При наступлении дня седьмого
Буря с потопом войну прекратили,
Те, что сражались, подобно войску.
Успокоилось море, утих ураган - потоп прекратился...

Я так подробно цитирую то, что говорится о потопе в Эпосе о Гильгамеше, потому что читающие должны вдуматься - насколько повторяется почти один к одному то, что говорилось в библейских текстах, и то, что говорилось тысячелетием раньше, в текстах других народов. Согласитесь, подобные повторения не только информативны. Они в чем-то еще и, что называется, завораживают. А это, опять-таки, немаловажно при проведении таких исследований, как проводимое здесь. Поэтому я доведу цитирование до конца.

Успокоилось море, утих ураган - потоп прекратился,
Я открыл отдушину - свет упал на лицо мне,
Я взглянул на море - тишь настала,
И всё человечество стало глиной!
Плоской, как крыша, сделалась равнина.
Я пал на колени, сел и плачу,
По лицу моему побежали слезы.
Вынес голубя и отпустил я;
Отправившись, голубь назад вернулся;
Места не нашел, прилетел обратно.
Вынес ласточку и отпустил я;
Места не нашла, прилетела обратно.
Вынес ворона и отпустил я;
Ворон же, отправившись, спад воды увидел,
Не вернулся, каркает, есть и гадит.

Как мы видим, повторяется даже сюжет о троекратном отправлении птиц на разведку для обнаружения суши. Чуть разные птицы отправляются на разведку, но это крохотная вариация на фоне беспрецедентного повторения всех основных тем библейского и шумеро-аккадского повествования о потопе.

С шумеро-аккадским повествованием мы сейчас знакомились по Эпосу о Гильгамеше, изложенному в уже обсуждавшихся двенадцати шестиколонных таблицах. Таблицы эти, являясь копиями с более древних таблиц, находились - и об этом тоже было уже сказано выше - в клинописной библиотеке царя Ашшурбанипала.

Ашшурбанипал - это последний великий царь Ассирии, правивший примерно с 669 до 627 гг. до н. э. И тут легко сказать, что времена уже вполне библейские. И параллели между двумя текстами - библейским и шумеро-аккадским - могут быть порождены взаимодействиями культур и народов. На самом деле тексты на табличках, находившихся в библиотеке Ашшурбанипала, относятся к гораздо более раннему периоду, чем правление самого этого царя. Но тем не менее.

Дабы ликвидировать малейшие сомнения в том, что шумерские тексты о потопе древнее текстов библейских, надо ознакомиться с тем, что было найдено в так называемой Ниппурской библиотеке. Там были найдены тысячи клинописных глиняных табличек. В том числе и те, в которых говорится о потопе. А Ниппур - это не Ниневия, связанная с такими относительно молодыми цивилизациями, как ассирийская. Ниппур - это город-государство, являвшееся важнейшим духовным центром в так называемый ранний династический период, который начался в XXVIII веке до н. э. и завершился в XXIV веке до н. э.

Так что эти глиняные таблички - по древности своей не чета тем, которые были найдены в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала. Другое дело, повторяю, что и таблички, найденные в ашшурбанипаловской Ниневии, ну никак не принадлежат к эпохе Ашшурбанипала. Они являются качественно более древними. И, тем не менее, ниппурские таблички еще древнее.

В раннединастический период в Ниппуре находился пантеон всех главных богов древних шумеров. Боги эти, как считают специалисты, делились на две группы. Первая группа - горные боги, главой которых был уже обсужденный нами бог Энлиль.

Другая группа - морские боги во главе с тем самым Эа (или Энки), который спас Утнапишти (в шумерском варианте Зиусудра), а значит, и всё человечество. Эа (он же Энки) покровительствовал городу Эриду и реке Тигр. В отличие от буйного Энлиля, Эа/Энки был мудр. Он заботился о том, чтобы люди выходили из дикого состояния, осваивали ремесла, развивали культуру, поклонялись прекрасному. А еще Эа/Энки заботился о чистоте морских, речных и подземных вод. Иногда Энлиля противопоставляют Энки, утверждая, что Энлиль - это властитель верхнего мира, а Энки - властитель нижнего мира. Но на самом деле всё намного сложнее.

Однако вернемся к Ниппурской библиотеке. Ниппур был городом-святилищем. Это святилище являлось своеобразным местом компромисса между Энлилем и Энки. Возглавить конгломерат шумерских городов мог лишь властитель, получивший легитимацию в Ниппуре. В XVIII веке до н. э. Ниппур был захвачен Вавилонией. Но и тогда он не потерял определенной внутренней автономии. В Вавилонии государственным языком был язык аккадский, но жрецы Ниппура по-прежнему пользовались шумерским языком.

Жрецы бережно хранили ниппурское наследие. Но шли века и тысячелетия. Древний Шумер, казалось бы, исчез безвозвратно и навсегда не только как реальная цивилизация, но и как нечто культурно значимое. Однако в 1889 году нашей эры американская археологическая экспедиция начала раскопки в Ниппуре. Раскопки были существенно заторможены мировыми войнами. И возобновлены после конца второй из них.

В 1948 году, воспользовавшись относительной стабилизацией на Ближнем и Среднем Востоке, археологи начали особо активно раскапывать Ниппур. Они установили древность этого города-государства, создали историческую периодику (додинастийный/догосударственный период, раннединастийный период и так далее). Вскоре после окончания Второй мировой войны в Ниппуре был обнаружен храм, возведенный при ранних династиях, затем еще несколько храмов. Была обнаружена ирригационная система с арочными перекрытиями, выложенными кирпичом, и тот древний месопотамский интеллектуальный центр, за которым закрепилось название Ниппурская библиотека. В этой библиотеке было обнаружено около 60 тысяч табличек, из которых 23 тысячи относится к древнейшему периоду.

Одна из 23 тысяч древнейших ниппурских табличек посвящена потопу. Эта табличка сильно повреждена, а часть записи потеряна, но она всё равно считается историческим документом огромной важности. В верхней части таблички отсутствует 27 строк. Специалисты уверены, что именно в них говорится о том, почему боги решили погубить людей с помощью потопа.

Все это неслыханное интеллектуальное богатство оказалось обнаруженным в полном объеме уже после Второй мировой войны. Но отдельные таблички, в том числе та, в которой повествуется о потопе, были найдены раньше. Ведь раскопки в Ниппуре начались аж в 1893 году. А в 1914 году американский востоковед-шумеролог Арно Пебель опубликовал свои переводы текстов из ниппурской коллекции, датированных XVIII веком до н. э.

В этих текстах шумерский Зиусудра (он же - аккадский Утнапишти) отрекомендован как царь города Шуриппака. В них сказано, что Зиусудра получил известие о предстоящем потопе от Энки, бога мудрости, бога-покровителя культуры и человеческой цивилизации. В текстах также сказано о том, что Энки не осуществляет, подобно Богу Библии, некий проект спасения избранной части человечества. Нет, Энки всего лишь предупреждает праведника Зиусудру о том, как надо спастись от проекта погубления людей, затеянного всем сообществом богов. Проекта, который он, Энки, поневоле поддержал. Который он, более того, поклялся не выдавать никому из людей. Но поскольку Энки крайне недоволен этим проектом, то он делает максимально возможное для того, чтобы проект сорвать. Это максимально возможное сводится к тому, что Энки, дабы не нарушить клятву о невыдаче проекта кому-нибудь из людей, как бы выдает этот проект всего лишь стене дома или храма. Тем самым он формально остается верен клятве. Вот как Энки это делает:

Край стенки слева, ну-ка, послушай!
Край стенки, скажу тебе слово, прими мое слово!
Будь внимателен к моим наставленьям!

Энки знает, что за стеною, к которой он обращается, находится праведник Зиусудра, к которому на самом деле обращены его слова и его наставления. Энки инструктирует Зиусудру по поводу строительства ковчега, но на единственной дошедшей до нас клинописной табличке эти инструкции стерты. Зиусудра спасается со своей семьей и представителями животного и растительного мира. Потоп длится семь дней и семь ночей. После потопа боги даруют Зиусудре и его жене вечную жизнь. Боги поселяют этих праведников, которых, между прочим, хотели погубить, на блаженном острове Дильмун и даруют им вечную жизнь.

Повествования о потопах тянутся от этих шумерских табличек в Вавилон, в аккадские версии и оттуда - в библейские и древнегреческие предания.

Преданий о потопе так много, что в них легко запутаться, даже если тебя интересует только «потопология». А поскольку мы не «потопологией» занимаемся, то в какой-то момент надо подвести черту под крайне интересной, но всё же не основной для нас темой допотопного и послепотопного. А подведя черту, извлечь из интересного материала какой-то минимум важных для нас стратегических сведений. Этот минимум, на мой взгляд, сводится к следующему.

В библейском варианте, естественно, говорится о том, что Бог сам и человечество решил извести за его грехи, и праведника Ноя спасти, дабы род людской полностью не иссяк. Иначе в библейском повествовании и быть не может. Потому что у Бога, разгневавшегося на людей, не может быть доброго антагониста, защищающего людей. Библейский Бог - это Бог крайнего монотеизма. Его достаточно ущербным противником является дьявол. Но дьявол заведомо хуже относится к человечеству, чем Бог. И потому он именуется врагом рода человеческого.

Кроме того, у дьявола не может быть самостоятельного проекта спасения человечества, которому Бог не мог бы помешать. Поэтому в Библии говорится о том, что Бог сам и карает кого надо, и спасает опять-таки кого надо. Возникает избыточная сложность конструкции. Но эта избыточная сложность спасает монотеизм.

Но ни у шумеров, ни у аккадцев, ни у древних греков нет необходимости спасать монотеизм, потому что монотеизма нет. И потому у них одно верховное божество организует, опираясь на мнение большинства богов, потоп как погибель всего человечества, а другое, равномощное, божество (или, по крайней мере, божество, имеющее способность к проведению в жизнь альтернативных проектов) спасает человечество. В шумеро-аккадском варианте таким божеством, спасающим человечество от беспощадности Энлиля и находящегося под его влиянием сообщества богов, является отпавший от этого сообщества бог Энки (или Эа). Тем самым уже в древнейших мифологиях появляются как недоброжелательные по отношению к людям боги или коллективы божеств, так и те высшие существа, которые, тайно или явно противодействуя человеконенавистничеству большинства богов, человеку сочувствуют и помогают.

И почему бы, собственно, не назвать богов, помогающих людям, антропофилами (или теогуманистами), а богов, стремящихся людей погубить, антропофобами (или теоантигуманистами)?

Кому-то такое предложение покажется и не до конца убедительным, и избыточным. Но давайте порассуждаем.

К сожалению, определенные круги настойчиво пытаются убедить доверчивую публику в том, что гуманизм - это очень поздняя конструкция, имеющая в существенной степени светский характер. Что быть гуманистом - значит быть атеистом или, как минимум, религиозно уступчивым либералом. В эти круги входят отнюдь не только представители наползающей на нас глобальной постмодернистской, якобы либеральной, антиисторической и антигуманистической публики. В эти круги входят и те, кто в целом противостоит данной публике, защищая разного рода традиции - культурные, семейные, моральные, ценностные и так далее.

Но защищая эти традиции, они открещиваются от гуманизма, отрекомендовывая себя как радетелей за духовность, за традиционные ценности. В силу этого оказывается, что в решающей для человечества битве за гуманизм в XXI столетии консервативные или традиционалистские силы участвуют в лучшем случае косвенно, защищая определенные гуманистические по своей сути слагаемые человеческого бытия. И говоря при этом: «Мы защищаем не гуманизм, а нечто другое».


Отпечаток цилиндрической печати аккадского периода.
Бог Эа изображен с потоками воды, в которых плавают рыбы.
Примерно 2300 г. до н.э.

Открещиваясь от гуманизма, эти силы, как бы вы их ни называли: консерваторами, традиционалистами или фундаменталистами - в концептуальном смысле оказываются в фашистском лагере. Они при этом могут яростно бороться с фашизмом. Но непонятно, за что они борются. Потому что фашистам нужно уничтожить именно гуманизм. И если его не защищать, то самим этим отказом от защиты, открещиванием от гуманизма, низведением всего гуманизма к очень хлипким квазилиберальным конструкциям - ты способствуешь краху гуманизма. А когда он рухнет, тебе никто не даст спасать традиционные, фундаментальные, консервативные слагаемые человеческого бытия. Все эти слагаемые, будучи изъятыми из гуманистического целого, немедленно фашизируются. Фашизация может иметь как явный, так и тайный характер. Но поскольку нет ничего тайного, что не стало бы явным, то очень скоро оказывается, что сдав гуманизм, ты выступаешь единым фронтом с теми, кто в конечном итоге хочет вернуть в мир антигуманистический проект под названием «Допотопное человечество 2.0» .

Всё, что написано в «Фаусте», проникнуто этой страстью по возвращению в мир отторгнутого когда-то этим миром допотопного начала. Фауст и есть «проект допотопность 2.0». Допотопные боги... Допотопные темные существа... Допотопные заклятия... Допотопные принципы сакральных иерархий... Ну как было гитлеровцам не уцепиться за всё это?

И неужели Томас Манн, восхищенный гением Гёте, не стал бы сражаться против извращенного нацизмом гётелюбия, провозгласив, что Гёте принадлежит гуманизму? Казалось бы, как легко было воскликнуть: «Руки прочь от нашего гуманистического Гёте!» Тем более что очень многие интеллектуалы, дотошно занимающиеся Гёте, были искренне убеждены, что Гёте - великий гуманист.

Приведу один пример. Моя мать дружила с очень известным советским гётеведом Николаем Николаевичем Вильмонтом (1901–1986). Николай Николаевич был замечательным человеком, блестящим профессионалом, великолепным исследователем. Разве он лукавил, утверждая, что Гёте гуманист? Нет, он не лукавил. Он искренне был в этом убежден. Но что там Вильмонт! Он ведь выдающийся критик, литературовед, переводчик. А Томас Манн - великий писатель и великий философ. Он ведь тоже боится заявить о том, что Гёте не принадлежит гуманизму. Он боится изъять Гёте из гуманистической немецкой культуры, понимая, что тогда всё здание немецкой гуманистической культуры может разрушиться.

Томас Манн понимает, что такое разрушение немецкой гуманистической культуры может быть на руку только фашистам и неофашистам. И не он один это понимает. Все мы это понимаем. И что? Можно ли спасти здание, скрывая нечто?

Разве это нечто может быть сокрыто?

Разве оно рано или поздно не обнаружит себя?

Разве в этом обнаружении не вскроется зловещая мощь, к противостоянию которой мы, осторожничая, лукавя, не расставляя точек над «i», окажемся не готовы?

Разве не пора иначе сформулировать саму гуманистическую проблематику, иначе выстроить саму гуманистическую традицию?

И разве не ясно, что по самому крупному счету в ряду священных надчеловеческих персонажей, защищавших человека от античеловеческой - а значит, антигуманистической - антропофобии таких же надчеловеческих персонажей находится не только Энки или Прометей, но и Христос? Разве не верой в человека, не любовью к нему продиктованы деяния Христа? И что останется от Христа, если эту веру и эту любовь к человеку, да-да, именно к человеку, даже не изъять, а лишить системообразующей силы? Чем тогда станет христианство как религия? Во что превратится христианская культура? И что станет с общечеловеческой культурой при таком антигуманистическом по сути переделывании христианской религии и христианской культуры?

Так что не шумерскими или иными табличками мы занимаемся в нашем исследовании. Или, точнее, не только ими. Мы занимаемся ими лишь постольку, поскольку это нужно для выявления подлинной природы хорошо скрытого подлинного антигуманистического начала. Начала - допотопного в своей сокровенной сути. Именно для этого мы занимаемся допотопным по сути своей, августианским пеласгизмом Вергилия, допотопным по сути своей фаустианством Гёте, допотопными элементами в кросс-культурных теологических играх со всякими там Афинами/Нейт и так далее, допотопным матриархатом, весьма далеким от матриархата первобытно-коммунистического, и допотопным же началом в нацизме.

Что имел в виду Бертольт Брехт, предупреждавший о том, что расправившись с нацистской гадиной, нужно помнить о черном плодоносящем чреве, способном порождать еще худших гадов, чем нацизм?

Что, если собирательное и условное имя этого чрева - некая фундаментальная допотопность?