Биографии Характеристики Анализ

Доспехи и щиты (Armor and shields). Доспехи Кираса из пластин

Идея защитить солдата от пуль при помощи кирасы была взята прямо из реальной жизни. Дело в том, что на рубеже XIX-XX веков кирасы все еще находились в употреблении. Они являлись частью парадного мундира кирасирских полков. После ряда экспериментов выяснилось, что простая кираса старого образца, предназначенная для защиты от холодного оружия, с расстояния в два десятка шагов выдерживает попадание пули 7,62×38 мм от револьвера системы «Наган». И вот как раз с этого факта все и началось. Конструкторы всего мира кинулись усовершенствовать классическую средневековую кирасу.

Так массовым выпуском пулестойких кирас занялась французская компания «Симонэ, Геслюен и Ко». Именно у нее Россия в самый разгар Русско-японской войны (1904—1905 гг.) и закупила 100 тысяч пехотных кирас, которые должны были стать ответом на японские броневые щиты. Однако после того как кирасы поступили на фронт, выяснилось, что они полностью не годные. Причина этого фиаско так и осталась загадкой: то ли производители оказались жуликами, то ли победа русской армии над японцами совершенно не входила в планы Парижа. Вдобавок ослабленная войной Россия еще больше влезла в долги к французским банкам. (Не знаю как вам, мои уважаемые читатели, но мне почему-то вдруг подумалось о событиях уже сегодняшних дней и о покупке у тех же французов боевых вертолетоносцев «Мистраль»…)

Афера с французскими кирасами лишний раз доказал, что слепой космополитизм не доводит до добра. Вместо того чтобы устремлять свой вожделенный взгляд на сомнительные западные разработки, российскому правительству следовало обратить внимание на творения отечественных инженеров, тем более, что там действительно было на что взглянуть.

Самым известным российским разработчиком кирас являлся подполковник А. А. Чемерзин. Он изготавливал кирасы различных конструкций и экспериментировал со множеством броневых сплавов. Чемерзину удалось добиться превосходных результатов. Так, например, 11 июня 1905 года в Ораниенбауме его детище расстреливали с 300 шагов из 8 пулеметов. В панцирь попало 36 пуль, но ни одной из них так и не удалось пробить защиту или ее серьезно повредить.

Обжегшись на французском заказе, российское правительство, в конце концов, таки обратило свой взгляд на разработки подполковника Чемерзина. По его технологии изготовили около 7000 панцирей, щитов и шлемов, которые срочно отправили на дальний восток, но только было уже поздно, война с Японией оказалась проиграна.

Рожденные для войны, пулестойкие кирасы не остались забытыми и в мирное время, они стали товаром, который мог приобрести любой зажиточный обыватель по тем или иным причинам беспокоящийся за свою драгоценную жизнь. Эти легкие кирасы носились под одеждой, и они с успехом противостояли ножам и пистолетам грабителей. Для противодействия именно этому контингенту бронированные средства защиты стали поступать и в полицию.

Тема тяжелых армейских кирас возродилась вновь с началом Первой мировой войны. Массовое применение пулеметов и артиллерии приводило к огромным потерям, которые попытались хоть как-то снизить при помощи личной бронезащиты.

Самой известной и массовой разработкой Первой мировой по праву считается немецкий панцирь «Sappenpanzer» (по некоторым сведениям его было выпущено более 500 000 штук). Эти доспехи появились на Западном фронте в 1916 году. В июне 1917 года войска Антанты захватили несколько единиц германской защиты и произвели ее исследование и испытание. Оказалось, что «Sappenpanzer» в состоянии остановить винтовочную пулю, выпущенную с 500 метров, однако его главное предназначение ― защита от шрапнели и осколков. Панцирь можно было одевать как на грудь (когда солдату требовалось идти в атаку), так и на спину (когда боец находится в обороне за бруствером и был уязвим от осколков снарядов, которые разрывались у него за спиной). У первых образцов «Sappenpanzer» броневые пластины имели толщину 2,3 мм, но для эффективной защиты этого оказалось не достаточно, и в дальнейшем толщина брони была увеличена. Материал, из которого она состояла ― это сплав стали и никеля.

«Sappenpanzer» состоял из шести пластин и весил 10,3 кг. Горловина самой крупной грудной пластины была отформована так, чтобы образовался небольшой воротник, который прикрывал шею солдата. Изогнутые дугой плечевые пластины жестко приклепывались к грудной и служили одновременно и защитой, и крюками, с помощью которых панцирь держался на плечах. Все передние пластины крепились внахлест одна на другую с заходом в 25-30 мм. В этих местах на металл наклеивались полоски ткани, чтобы пластины не громыхали во время движения. Самая нижняя пластина защищала паховую область.


В 1918 году «Sappenpanzer» претерпел серьезные изменения. В новом панцире была оставлена лишь грудная пластина, толщину которой увеличили до 7,1 мм. Изнутри нагрудник обшили несколькими слоями ткани. Такая подкладка выполняла двойную функцию: во-первых, при попадании пуль или осколков она гасила энергию удара; во-вторых, блокировала осколки, отколовшиеся от самой кирасы. Обновленный «Sappenpanzer» слегка добавил в весе (11,1 кг), да и площадь защищенной поверхности значительно уменьшилась, но зато теперь броня выдерживала винтовочную пулю, выпущенную с 230 метров.


Разработку броневых кирас также вели США, Великобритания, Франция, Италия, Россия и другие страны, причем некоторые из них приступили к этим исследованиям гораздо раньше немцев, но несмотря на солидную фору, им так и не удалось опередить Германию как по качеству брони, так и по массовости производства.

После окончания Первой мировой войны разработка новых армейских кирас прекратилась. Пережившим войну людям не верилось, что такой ужас может повториться вновь, по крайней мере, в ближайшем будущем, а значит и защита вроде бы теперь оказалась ни к чему. Однако все изменилось, когда в Германии к власти пришли фашисты, и в Европе вновь запахло порохом.

Как бы сейчас не хаяли ту далекую сталинскую эпоху, но объективно следует отметить, что в Советском Союзе в довоенные 30-е годы денег на научно-технические разработки не жалели. Причем велись они в самых разнообразных, порой фантастических направлениях. Само собой, что советские инженеры не могли не вспомнить о кирасе. Так в 1938 году для испытаний в Рабоче-крестьянскую красную армию (РККА) поступил стальной нагрудник СН-38 (СН-1).


По своей сути СН-38 являлся модернизацией «Sappenpanzer». Как и германский прототип, советский нагрудник защищал бойца только спереди (грудь, живот, пах). Он состоял из пяти соединенных между собой секций, под которыми находилась толстая тканевая подкладка. Тестировались два типа нагрудников: первый ― весом 4-5 кг и второй ― облегченный, весом всего 2-2,5 кг.
Реальные боевые испытания СН-38 прошел в ходе Белофинской войны 1939-1940 годов. Опробовавшие его бойцы признали конструкцию крайне неудобной, сковывающей движение, а главное легко пробиваемой. Все это заставило советских конструкторов приступить к разработке совершенно иной модели. Ее создавали уже в ходе начавшейся в 1941 году Великой Отечественной войны.

Новый нагрудник получил обозначение СН-42 (СН-2). Его создателями являлась броневая лаборатория Института металлов (ЦНИИМ), которой руководил М. И. Корюков ― один из разработчиков знаменитой советской каски, используемой и по сей день.


СН-42 состоял всего из двух бронепластин толщиной 3 мм каждая. Броня выдерживала попадание осколков и автоматных пуль на дистанции до 50 м, однако пробивалась из винтовок и пулеметов.

Нагрудники СН-42 выпускались довольно большими партиями, но предназначались они вовсе не для простой пехоты. Этими средствами защиты снаряжались лишь элитные группы армейского спецназа, так называемые ШИСБр (штурмовые инженерно-саперные бригады резерва), подчиняющиеся напрямую Ставке Верховного Главнокомандующего.

Миры D&D - широкий гобелен, сотканный из разнообразных культур, где каждая находится на своём технологическом уровне. Поэтому искателям приключений могут попасться самые разнообразные доспехи, от кожаных курток и кольчуг до дорогих лат. Таблица «Доспехи» ниже приводит характеристики самых распространённых доспехов, разделённых на три категории: лёгкие, средние и тяжёлые. Многие воители дополняют доспехи щитом.

Таблица «Доспехи» показывает стоимость, вес и прочие свойства самых распространённых доспехов в мирах D&D.


Владение доспехами. Кто угодно может напялить доспех или пристегнуть щит к руке. Но только тот, кто знает, как носить доспех, может носить его эффективно. Ваш класс даёт владение некоторыми видами доспехов. Если вы носите доспех, которым не владеете, вы совершаете с помехой все проверки характеристик, спасброски и броски атаки, использующие Силу или Ловкость, и вы не можете накладывать заклинания.

Класс Доспеха (КД). Доспех защищает владельца от атак. Надетый доспех (и щит) определяет базовый Класс Доспеха.

Тяжёлые доспехи. Более тяжёлые доспехи мешают владельцу свободно и тихо перемещаться. Если в колонке доспеха написано «Сил 13» или «Сил 15», этот доспех уменьшает скорость владельца на 10 фт., если его значение Силы меньше указанного.

Скрытность. Если в колонке доспеха написано «Помеха», владелец совершает проверки Ловкости (Скрытность) с помехой.

Щиты. Щит изготавливается из дерева или металла, и несётся одной рукой. Использование щита увеличивает КД на 2. Вы получаете преимущество только от одного щита одновременно.


Доспех Стоимость Класс доспеха (КД) Сила Скрытность Вес
Лёгкий доспех
Стеганый 5 зм. 11 + модификатор ЛОВ - Помеха 8 фнт.
Кожаный 10 зм. 11 + модификатор ЛОВ - - 10 фнт.
Проклепанная кожа 45 зм. 12 + модификатор ЛОВ - - 13 фнт.
Средний доспех
Шкурный 10 зм. 12 + модификатор ЛОВ (макс. 2) - - 12 фнт.
Кольчужная рубаха 50 зм. 13 + модификатор ЛОВ (макс. 2) - - 20 фнт.
Чешуйчатый 50 зм. - Помеха 45 фнт.
Кираса 400 зм. 14 + модификатор ЛОВ (макс. 2) - - 20 фнт.
Полулаты 750 зм. 15 + модификатор ЛОВ (макс. 2) - Помеха 40 фнт.
Тяжелый доспех
Колечный 30 зм. 14 - Помеха 40 фнт.
Кольчуга 75 зм. 16 13 Помеха 55 фнт.
Наборный 200 зм. 17 15 Помеха 60 фнт.
Латы 1 500 зм. 18 15 Помеха 65 фнт.
Щиты
Щит 10 зм. +2 - 6 фнт.

ЛЁГКИЙ ДОСПЕХ

Лёгкие доспехи, изготовленные из лёгких и тонких материалов, предпочитают ловкие искатели приключений, поскольку те предоставляют защиту, и при этом не ограничивают подвижность. Если вы носите лёгкий доспех, вы при определении Класса Доспеха добавляете модификатор Ловкости к базовому числу, предоставленному доспехом.

Стёганый. Стёганый доспех состоит из прошитых слоёв ткани и ватина.

Кожаный. Нагрудник и плечи этого доспеха изготовлены из кожи, вываренной в масле. Остальные части доспеха сделаны из более мягких и гибких материалов.

Проклёпанная кожа. Изготовленный из крепкой, но гибкой кожи проклёпанный доспех усилен тесно расположенными шипами или заклёпками.

СРЕДНИЙ ДОСПЕХ

Средние доспехи предлагают лучшую защиту, чем лёгкие, но немного ограничивают перемещение. Если вы носите средний доспех, вы при определении Класса Доспеха к базовому числу, предоставленному доспехом, добавляете модификатор Ловкости, но не более +2.

Шкурный. Этот грубый доспех состоит из толстых мехов и шкур. Обычно их носят племена варваров, злые гуманоиды и прочие народы, у которых нет инструментов и материалов для создания более качественных доспехов.

Кольчужная рубаха. Сделанная из переплетённых металлических колец кольчужная рубаха носится между слоями одежды или кожи. Этот доспех предоставляет умеренную защиту торса и заглушает звон колец внешним покрытием.

Чешуйчатый доспех. Этот доспех состоит из кожаных куртки и поножей (а также, возможно, отдельной юбки), покрытых перекрывающимися кусочками металла, похожими на рыбную чешую. В комплект входят рукавицы.

Кираса. Этот доспех состоит из подогнанного металлического панциря, носимого с подкладкой из кожи. Несмотря на то, что руки и ноги остаются практически без защиты, этот доспех хорошо защищает жизненно важные органы, оставляя владельцу относительную подвижность.

Полулаты. Полулаты состоят из сформированных металлических пластин, покрывающих большую часть тела владельца. В них не входит защита для ног кроме простых поножей, закреплённых кожаными ремнями.

ТЯЖЁЛЫЙ ДОСПЕХ

Из всех видов доспехов, тяжёлые доспехи предоставляют лучшую защиту. Эти комплекты доспехов покрывают всё тело и созданы для защиты от самых разных атак. Их вес и нагрузку могут выдержать только самые тренированные воители.

Тяжёлый доспех не позволяет добавлять к Классу Доспеха модификатор Ловкости, но и не даёт штраф, если модификатор Ловкости отрицательный.

Колечный доспех. Это кожаный доспех с нашитыми на него толстыми кольцами. Эти кольца усиливают доспех от ударов мечей и топоров. Колечный доспех хуже кольчуги, и обычно его носят только те, кто не могут позволить себе доспех получше.

Кольчуга. Изготовленная из переплетающихся металлических колец кольчуга включает также слой стёганой ткани, надеваемой под низ, дабы предотвратить натирание и смягчать удары. В комплект входят рукавицы.

Наборный доспех. Этот доспех состоит из узких вертикальных металлических пластин, приклёпанных к кожаной подложке, носимой поверх слоя ватина. Соединения защищаются кольчужным полотном.

Латы. Латы состоят из сформированных металлических пластин, покрывающих всё тело. В комплект лат входят рукавицы, тяжёлые кожаные сапоги, шлем с забралом, и толстый слой ватина. Ремешки и пряжки распределяют вес по всему телу.

НАДЕВАНИЕ И СНЯТИЕ ДОСПЕХОВ

Время, нужное для надевания и снятия доспехов, зависит от их вида.

Надевание. Столько времени требуется для надевания доспеха. Вы получаете КД от доспеха только если потратили нужное время на его надевание.

Снимание. Столько времени требуется на снятие доспеха. Если вам помогают, уменьшите время вдвое.


ПОДГОНКА СНАРЯЖЕНИЯ

В большинстве кампаний можно носить и использовать любое найденное снаряжение в рамках здравого смысла. Например, грузный полуорк не сможет втиснуться в кожаный доспех полурослика, а гном запутается в мантии облачного великана.

Мастер может усилить этот реализм. Например, доспех, изготовленный под одного человека, не подойдёт другому без значительных изменений, и униформа стражника может выглядеть заметно чужеродной, если искатель приключений оденет её для маскировки.

По этим дополнительным правилам когда искатели приключений находят доспех, одежду или другой похожий предмет, предназначенный для носки, им нужно посетить изготовителя доспехов, портного, кожевника или другого специалиста, который подгонит этот предмет для них. Стоимость этой работы составляет от 10 до 40 процентов от рыночной стоимости предмета. Мастер может определить стоимость методом 1d4 × 10 или самостоятельно решить, какую назначить цену, основываясь на итоговой сумме.

    • Материал взят из pdf-версии перевода «Player"s handbook» от студии «

Гиппоторакс или же анатомическая кираса – нагрудный доспех из двух металлических пластин с выбитой на них мускулатурой мужского торса. В основном такие кирасы использовались древнегреческими гоплитами (тяжелой пехотой). В Древнем Риме же подобный доспех использовался лишь офицерами. В 1953 году на греческом полуострове Пелопоннесе в Аргосе была найдена могила воина VIII века до н. э. Там были отлично сохранившиеся греческий шлем и анатомический нагрудник. Это позволило больше узнать о защитном снаряжении греков.

Греческая кираса

В VIII-VII веках до н. э. «мускулатура» панциря была еще довольно примитивна. В VI в. до н. э. кираса уже не выглядит столь неуклюжей. А с V-IV веков до н. э. выделка гиппоторакса становится все более совершенной. Как считают исследователи, предшественником анатомического панциря была кираса-колокол ахейского периода (получила такое название из-за расширения нижнего края кирасы подобно колоколу). В IV в. до н. э. гиппотораксы стала носить уже и кавалерия.

Обычный греческий гиппоторакс состоял из нагрудной и спинной пластин. Окружность вокруг бедер, отверстия для шеи и рук дополнительно укреплялись бронзовыми полосками, нижний край кирасы закруглен для защиты паховой области. Передняя пластина панциря скреплялась с задней частью посредством специальных шпилек, которые вставлялись в совпадающие отверстия. По бокам гиппоторакс застегивался кожаными ремешками или пропущенными через два кольца шнурами. Часто к анатомической кирасе крепились дополнительные наплечники. Иногда для защиты живота сверху панциря еще накладывалась бронзовая пластина овальной формы – митра. Как правило, вес кирасы составлял около 6 кг. Благодаря анатомической форме, гиппоторакс имел упрочненную конструкцию, так как «мускулы» торса играли роль ребер жесткости. Еще пожалуй следует отметить, что эти нагрудники разделялись на два вида: укороченный до талии и длинный, закрывающий нижнюю часть живота.

Классическая анатомическая кираса

Кирасы античного периода изготавливали путем ковки, но чаще – отливали. Материалом в основном была бронза, кожа (V – начало IV века до н. э.), а потом обычное железо. Существенным недостатком бронзовых гиппотораксов была их дороговизна. И вскоре анатомическая кираса в основном используется военачальниками. А гоплиты с VI-V в. до н. э. вместо нее начали снаряжаться линотораксом – кирасой из нескольких проклеенных слоев льна. Но гипотораксы еще не были окончательно вытеснены другими типами нагрудников и бронзовые анатомические кирасы продолжают применяться до III века до н. э. Падение Римской империи привело к большому упадку кузнечного и оружейного дела и кирасы, тем более анатомические, уступают поле боя более дешевым и простым в изготовлении доспехам – кольчугам, чешуям. И лишь в Восточной Римской империи (Византии) до самого ее заката военачальники и басилевсы продолжают носить доспехи «подчеркивающие их фигуры».

Спустя многие века анатомическая кираса вновь напоминает о себе. До нашего времени сохранилось надгробие некого Бурхарда фон Штейнберга 1379 года. На нем особый интерес представляет анатомическая кираса, наподобие древнегреческого гиппоторакса. Правда, ученые до сих пор спорят по этому поводу: было ли это ошибкой скульптора или он умышленно изобразил мускульный узор на панцире. Помимо этого сохранилась анатомическая кираса (датируется 1562 годом) коннетабля Карла IX. И такой нагрудный доспех в XVI веке был достаточно распространенным, так в то время появилась мода на античность. Но этот доспех могли позволить себе люди с достатком гораздо выше среднего и только как парадный вариант.

Когда мы впервые начали делать доспехи перед нами стоял вопрос - какого типа доспехи делать массово нашей команде. Прежде всего мы выделили требования: хорошая защита, подвижность, вес, простота изготовления (команда не маленькая), простота в обслуживании. После долгих раздумий, удачных и неудачных проб, мы отдали предпочтение латному доспеху конца 16 - начала 17 веков.
О достоинствах латного доспеха:

ХОРОШАЯ ЗАЩИТА - много говорить об этом не надо. Из всех видов доспеха латник предоставляет наиболее полную защиту от любых ударов (включая топтание ногами проверено мной лично);

ПОДВИЖНОСТЬ - естественно латный доспех не дает такой полной подвижности, как кольчуга или ламелярный доспех, но использование подвижных пластин в нагрудной и спинной броне, а также правильная подгонка сочленений позволяет двигаться совершенно свободно (разве что не кувыркаться);

ВЕС - мой доспех (кираса, наплечники, латные руки и шлем) сделанные из 1,5 мм стали горячего проката весит 10 кг. Хауберт из кольца толщиной 2мм и диаметром 10мм весит 18-19 кг. Причем латник дает гораздо лучшую защиту и хитовку;

ПРОСТОТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ - количество деталей в полуторном латнике - 3/4 (можно меньше) и собрать их значительно проще, чем кольчугу из 20000 колец или дощатник из 300 - 400 пластин (меня на этот подвиг ни разу не хватало). Отковка же при наличии навыков много времени не занимает;

ПРОСТОТА ОБСЛУЖИВАНИЯ - недостаток кольчуг и дощатников - расходятся кольца (ни разу не видел доспех в котором кольца были полностью склепаны или сварены). Недостаток ламелярных доспехов - перетираются шнуры, недостаток чешуи - заклепки крепящие чешуйки постепенно прорывают основу. Латный доспех лишен всех этих недостатков. Единственные уязвимые места - ремни на которые собираются некоторые детали доспеха и пряжки. Но, при желании, ремни можно заменить подвижной " испанской " заклепкой, а пряжки - штифтами и петлями. Латнику намного проще бороться с бичом металла - ржавчиной. Предохранить доспехи от ржавчины можно тремя способами: либо держать в масле или жире - грязно и неудобно; либо отполировать до зеркального блеска - очень красиво и не ржавеет очень долго; либо воронить, что не исключает полировку.

КАК СДЕЛАТЬ КИРАСУ " ПОЛУРАК " Изготовление латного доспеха начинается с построения выкройки, выкройка - со снятия мерок (недостаток латника в том, что делается он на хозяина и кроме него подойдет не всякому).

    1. От плеча до диафрагмы;

      Ширина плеча (не заходя на плечевой сустав);

      Ширина груди;

      Ширина груда в области диафрагмы;

      Ширина шеи;

      От диафрагмы до поясницы;

      От плеча до подмышки.

Выкройка пластронов (грудь - спина, рис. 2):
Не забывайте давать припуск, кираса - не майка, сидеть по телу не должна.

1. Сначала отмеряется обща длина - от плеча до диафрагмы (припуск 1 -2 см).
2.Затем наибольшая ширина - полуобхват груди в районе подмышки (обхват на 2, припуск 2 - 3 см). Соединить создав прямоугольник, провести центральную линию (рис. 2а).
3. Отмерить сверху расстояние от плеча до подмышки (припуск 2 - 3 см).
4. Отмерить от центральной линии половину ширины шеи (припуск 1 см, рис. 2б).
5. Нарисовать шейный вырез с расчетом того, что линия заканчивается немного ниже ключиц.
6. Отмерить от оси половину ширины плеч (рис. 2в).
7. Нарисовать подмышечный вырез. Чем глубже вырез - тем лучше подвижность рук, но хуже защита. На мой взгляд вырез должен проходить вверху через середину грудной мышцы и закругляться в районе соска (для мужчин). Приложите выкройку телу и попробуйте подвигать рукой. Выкройку в отличие от кирасы очень просто переделать.
8. Отмерить внизу от центральной линии четверть обхвата груди в районе диафрагмы (припуск 2 - 3 см, рис. 2г).
9. Соедините точки по прямой. Вы получили половину выкройки. Вырезать по линиям, согнуть по центру, начертить и вырезать вторую половину - и выкройка (рис. 2) готова.

Выкройка пластин:

  1. Отмерить ширину пластрона по нижней части.
  2. Длину от диафрагмы до поясницы делим на 3 и прибавляем припуск 3 - 4 см.
  3. Отступите сверху 1 - 1.5 см и прочертите линию как на рис. 3а.

Дальше знакомый процесс - вырезать половину выкройки, согнуть по центру. Получаем выкройку пластины (рис. 3). Пластины должны заходить одна на другую на 1.5 - 2 см. Чем шире пластины и чем больше они заходят на друг друга - тем больше прочность, но меньше подвижность. Выкройка пластронов (дополнение). Выкройка спины отличается от выкройки груди тем, что шейный и подмышечный вырезы не такие глубокие. Я предпочитаю подгонять спину после отковки.

Отковка пластронов.

Кираса подобного типа не нуждается в сильной отковке. Основная отковка производится в зоне а (рис. 4). В принципе пластрон должен повторять форму тела (я не имею ввиду анатомические кирасы. Отковываем мы холодной ковкой используя закругленный молоток и отковочный пенек (впрочем ковать можно и на свернутом ковре, и на мешке - кожаном или с кожаной верхней частью, набитом песком или крупной солью; и на толстой резине. О вкусах не спорят.) После отковки пластрон нуждается в заглаживании (выпрямлении шишек и вмятин неизбежных при отковке). Заглаживать лучше на резине или стальной плите. При желании небольшую отковку можно дать и пластинам, но это не обязательно.

Сборка кирасы

Имея готовые пластроны Вам нужно подогнать под них пластины. Пластины должны повторять изгиб пластрона, но при этом чуть - чуть сужатся к талии (красивее и удобнее). Существуют два вида сборки кирасы такого типа: на ремнях и на заклепках. На ремнях красивее и больше подвижность, но сложнее в сборке и уязвимее - перетираются при долгой носке. При сборке на заклепках пластины стоят не очень плотно, но в целом эта система прочнее и проще.

Сборка на ремнях.

Кираса собирается на трех ремнях. Центральный идет по середине пластрона и пластин. Боковые отступив на 5 см от края. Мы предпочитаем для сборки брезентовые ремни. Они прочнее кожаных, хотя кожаные историчнее. Ремень приклепывается к детали доспеха при помощи заклепки и шайбы (шайба со стороны ремня). Мы используем заклепки толщиной 3 мм. Пластины заходят друг на друга на 2 - 4 см (в зависимости от ширины пластин).

Начинается сборка с первой от пластрона пластины, причем снаружи пластина заходит на пластрон (ремень естественно внутри, рис. 5).
Отверстие сверлится примерно на треть от общей ширины пластины отмеряя сверху. Помните: если это расстояние будет слишком маленьким - пластины потеряют большую часть подвижности (беда нашей первой кирасы); если слишком большим - пластины будут провисать (рис. 5а). Сборка на заклепках.
Производится также, как сборка на ремнях, только центральное крепление отсутствует, а на боковых креплениях пластины приклепываются друг к другу. Приклепывайте не слишком плотно, чтобы заклепка служила осью для пластин. При сборке таким образом оставляйте небольшой зазор (примерно 4 мм), чтобы пластины могли двигаться, но не слишком большим. После всех перечисленных выше операций Ваша кираса почти готова, осталось поставить пряжки. Пряжки ставят на плечах, по бокам на пластронах и средней пластине.

ДОРАБОТКИ.

Для красоты и удобства вырезы для горла и рук можно завальцевать или отогнуть наружу. Можно также оббить толстой кожей или латунью. Без плечевых пряжек можно обойтись, если вместо них приклепать широкие кожаные ремни (так удобнее носить - меньше давит плечи). На нагрудном пластроне и пластинах можно выбить ребро жесткости (при помощи молотка и тупого зубила).