Биографии Характеристики Анализ

Эффективность корпоративного обучения. От чего зависит результативность обучения в старших классах? И их результативности в обучении

Оценка эффективности обучения является важным этапом процесса обучения персонала. Ее смысл состоит в том, чтобы установить, какую пользу от обучения работников получает организация, или выяснить, является ли одна форма обучения более эффективной, чем другая. Раз на учебу затрачены деньги, то следует точно знать, что же взамен сможет получить организация.

Информацию, полученную в результате оценки эффективности конкретных учебных программ, необходимо анализировать и использовать при подготовке и проведении аналогичных программ в будущем. Оценка эффективности обучения работников организации позволяет постоянно работать над повышением качества обучения, избавляясь от таких учебных программ и форм обучения, которые не оправдали возложенных на них надежд.

В идеале оценку эффективности обучения следует производить постоянно, в качественной либо количественной форме оценивая влияние обучения на такие показатели работы организации, как продажи, качество продукции и услуг, производительность труда, установки работников и др.

Основная причина, по которой организация должна оценивать эффективность учебных программ, - это выяснение того, в какой степени в итоге были достигнуты цели обучения. Учебная программа, которая не позволяет достичь требуемого уровня рабочих показателей, сформировать необходимые навыки или установки, должна быть изменена или заменена другой программой. Не всегда организация после обучения своих работников добивается желаемого результата. В этом случае возникает необходимость выявления причин неуспеха. Даже хорошие программы могут потерпеть неудачу по многих причинам: могут быть поставлены нереалистичные или слишком общие цели обучения, может быть плохо организован сам процесс обучения, возможны срывы по причинам, находящимся вне контроля тех специалистов, которые занимаются организацией обучения (например, болезнь преподавателя, поломки оборудования или ошибки людей) и др. Выявление причин, по которым данная программа обучения потерпела неудачу, и их анализ, позволяют предпринять в будущем необходимые корректирующие меры.

Оценка эффективности обучения может проводиться с помощью тестов, опросников, заполняемых обучающимися, экзаменов и т.п. Оценивать эффективность обучения могут как сами обучающиеся, так и руководители, специалисты отделов обучения, преподаватели, эксперты или специально созданные целевые группы.

Можно выделить пять критериев, обычно используемых при оценке эффективности обучения. Данные представлены на рисунке 1.5.

Рассмотрим эти критерии.

Мнение обучающихся. Выяснение мнения обучающихся о той учебной программе, по которой они только что прошли обучение, о ее полезности, интересности является принятой практикой во многих организациях.

Рисунок-Критерии, используемые при оценке эффективности обучения

Это предполагает выяснение их мнения по следующим вопросам:

Качество преподавания (квалификация преподавателя, стиль преподавания, используемые методы обучения);

Общие условия и обстановка во время обучения (физические условия, отсутствие отвлечений и т.д.);

Степень достижения целей обучения (соответствие ожиданиям слушателей, готовность слушателей использовать результаты обучения в практике своей работы).

При оценке мнений исходят из того, что если программа обучения понравилось участникам, значит, она является достаточно хорошей. Мнение обучающихся рассматривается как оценка экспертов, способных объективно оценить учебную программу по предлагаемым критериям (показателям). Обучающимся обычно предлагают по завершении обучения заполнить специально разработанные анкеты, где могут содержаться, например, следующие вопросы:

Насколько полезной для вас была эта программа?

Насколько интересным было обучение?

Насколько актуальной была тематика обучения? и т.п.

Ответы слушателей могут дать важную информацию об их отношении к обучению, к тому, как был преподнесен материал преподавателем, и выявить их готовность к использованию полученных знаний и навыков в своей работе.

Усвоение учебного материала.

Чтобы оценить степень усвоения слушателями учебного материала, преподаватель или организатор учебы должен ответить на два главных вопроса:

Что должен уметь делать ученик, чтобы продемонстрировать, что он усвоил предмет?

Что должен знать обучающийся? На какие вопросы он должен быть способен дать ответы?

Именно полнота усвоения знаний и прочность приобретенных навыков является теми показателями, на основе которых оценивается успех обучения. Оценить полноту усвоения учебного материала можно при помощи устных опросов, контрольных работ, тестирования, устных или письменных зачетов и экзаменов. Как письменная, так и устная форма проверки знаний предполагает, что обучающимся задают разнообразные вопросы.

К сожалению, большинство российских компаний не делает практически никаких попыток выяснить, в какой степени был усвоен учебный материал работниками, прошедшими обучение. Часто приходиться сталкиваться с тем, что процедура "зачета" или "тестирования", которыми пугают слушателей, на деле оказывается чистой формальностью - зачет получают все, а заполненные бланки с результатами тестирования прямым ходом, без проверки отправляются в корзину. Конечно же, и такая форма "контроля усвоения" имеет право на существования - в этом случае она выполняет функцию повышения мотивации слушателей к обучению. Но если можно взять от этой процедуры гораздо больше, то не следует от этого отказываться.

Поведенческие изменения. В соответствии с этим критерием определяется, как изменяется поведение работников после прохождения курса обучения, когда они возвращаются к своей работе. К примеру, обучение технике безопасности должно иметь итогом более высокий уровень соблюдения правил обращения с горючими или ядовитыми веществами; обучение вождению - овладение навыками вождения, безопасная езда; тренинг делового общения - уменьшение числа конфликтов в организации, более высокий уровень сотрудничества между работниками организации.

Рабочие результаты.

Эффективность программы обучения можно оценить также и по результатам производственной деятельности тех, кто прошел обучение. Если результаты работы организации, подразделения или отдельного работника улучшаются, то это и есть та реальная выгода, которую получает организация в результате обучения. Стимулом для того, чтобы начать обучение персонала, может быть слишком высокий уровень отходов или брака. При этом целью обучения работников будет сокращение отходов, например, с 10 до 3 процентов. Если такой результат достигнут, можно считать, что обучение было успешным. Успех курса по маркетингу можно оценить через определение объема продаж или через оценку степени удовлетворенности покупателей, выявленную в результате их опроса. Можно предложить непосредственным руководителям работников, прошедших обучение, оценить, насколько хорошо они применяют те знания, которые они получили за время обучения. Такую процедуру оценки можно повторить через какое-то время (через 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев или больше).

Эффективность затрат.

Программы обучения следует также оценивать на предмет эффективности затрат. Обучение должно быть выгодным для организации, то есть надо стремиться к тому, чтобы выгоды, которые будут получены по завершении обучения, превосходили затраты на проведение обучения.

Например, в компании "Хониуэлл" эффект воздействия программы обучения на повышение производительности труда и качества продукции определяется по формуле:

Э=П х N х V х K - N х З, (1.1)

где П - продолжительность программы (в годах); N - количество обученных работников; V - стоимостная оценка различий в результативности труда лучших и средних работников (долл.); К - коэффициент прироста результативности в результате обучения: З - затраты на обучение одного работника (долл.).

Обучение должно быть составной частью работы организации, неотделимой от ее основных целей. Обучение стоит денег, но эти вложения окупаются через повышение производительности, качества, удовлетворенности потребителей. Кроме того, и сотрудники высоко ценят те возможности, которые им открывает обучение.

Можно выделить следующие показатели эффективности обучения и методы их расчета (таблица 1.5):

Таблица 1.5 - Показатели эффективности обучения и методы их расчета

Направление оценки

Показатель

Метод расчета

Расходы на обучение

Доля расходов на обучение

Отношение расходов на обучение к общим расходам

Расходы на одного работника

Расходы на обучение, поделенные на число обученных сотрудников

Расходы на обучение в расчете на час занятий

Общие расходы на обучение, поделенные на общее время обучения

Отдача на вложения в обучение

Достигнутая экономия по отношению к затратам на обучение

Общая экономия за счет использования неиспользованных ранее ресурсов или предотвращения потерь, поделенная на сумму расходов на обучение

Процент улучшения производственных показателей после обучения в расчете на один курс

Процент работников, улучшивших производственные показатели (разница в показателях до и после обучения

Доход в расчете на одного работника за год

Общий доход или объем продаж, поделенный на общее число работников

Прибыль в расчете на одного сотрудника за год

Общая годовая прибыль до выплаты налогов, поделенная на общее число работников

Обеспеченность квалифицированными специалистами

Число сотрудников отдела обучения на 1000 работников компании

Численность отдела обучения, поделенная на общее число работников х 1000

Оценка работы отдела обучения

Удовлетворенность со стороны потребителей услуг отдела обучения и развития персонала

Отношение числа потребителей услуг отдела обучения, давших оценку «хорошая работа» или «эффективная работа», к общему числу потребителей, заполнивших оценочные листы

Понятно, что для разных видов оценки критерии будут несколько различаться. Например, для оценки первичного обучения критерии могут быть следующими: знание продуктов и услуг, профиль личности, коммуникативные навыки взаимодействия с клиентами; активность в учебном процессе. А для оценки практики, мониторинга и плановой оценки могут также добавиться такие критерии как стремление к развитию, соблюдение корпоративной культуры и т.д.

Процедура оценки эффективности обучения обычно состоит из четырех этапов, которые представлены на рисунке 1.5.

Рисунок - Этапы процедуры оценки эффективности обучения

1. Определение целей обучения. Процесс оценки эффективности обучения начинается уже на этапе планирования обучения, при определения его целей. Цели обучения задают стандарты и критерии оценки эффективности учебных программ.

Время не стоит на месте, и на сегодня наше государство не устраивает качество российского образования. В международных исследованиях зафиксировано статистически значимое снижение результатов наших школьников по математике, чтению, естествознанию; отмечен низкий уровень сформированности коммуникативных умений и навыков, умений работать с различными источниками. «Хромает» функциональная грамотность: умение решать практические задачи, работать с информацией, проводить наблюдения, строить гипотезы и т.д


Для отслеживания учебных умений и навыков используется внешняя оценка: ЕГЭ для учащихся 11 класса В сентябре проходят мониторинговые обследования учащихся на остаточный уровень знаний по большинству предметов за предыдущий класс (2-7 кл.), на след. год + 4,8 классы Малый ЕГЭ: проведение государственной итоговой аттестации выпускников основной школы независимыми муниципальными экзаменационными комиссиями. Тестирование в 1 классе (октябрь) с целью оценивания уровня готовности к школе


Изменения по проведению ЕГЭ-2009 обязательныепо выбору Русский язык Математика Дорога в вузы 13 предметов: Химия Физика Литература Информатика География История Обществознание Биология Ин. языки При успешной сдаче ЕГЭ- свидетельство+ аттестат Заявление до 1 марта


PISA Оценка способности 15-летних обучающихся использовать приобретенные в школе знания и умения в области математики, естествознания и чтения (Бымовская ООШ Кунгурского района;Фокинская СОШ Чайковского района;СОШ 3 г. Осы;СОШ 1 г. Соликамска;СОШ 32 г. Перми) – 125 чел. Цель: ответить на вопрос: «Имеет ли возможность выпускник основной школы того или иного государства, получая бесплатное образование, приобрести знания и умения для того, чтобы вполне успешно функционировать в современном обществе?» Лозунг исследования: «Learning for Life – Учеба для жизни»


Основные дефициты в учебных умениях, объясняющие причины неудач наших пятнадцатилетних школьников в исследованиях 1.Группа дефицитов, связанных с работой с текстами: 1)Умеют читать и понимать тексты, но не могут дать развернутый ответ по тексту; 2)Хорошо понимают общее содержание текста, но затрудняются сформулировать конкретный ответ по тексту или вывод по тексту естественно- математического содержания; 3)Не могут сопоставлять отдельные разрозненные фрагменты информации; 4)Отсутствует опыт работы с бытовыми, публицистическими текстами и др.




Некоторые результаты исследования: Математическая грамотность: места Грамотность чтения: места Естественнонаучная грамотность: места Компетентность в решении проблем: места из 40 стран-участниц Результаты хуже только у 6 стран (Таиланд, Сербия, Бразилия, Мексика, Индонезия, Тунис)


Некоторые выводы: Российская школа учит, но не развивает школьников; Обладая большим арсеналом предметных знаний и умений и умея их применять в предметных заданиях (прямой результат обучения), наши школьники не могут строить самостоятельных гипотез и проверять их (непрямой результат обучения, характеристики развитого мышления), т.е. отечественная школа, обучая, препятствует нормальному развитию интеллекта учащихся; Современная российская школа не является эффективной по принятым сегодня в мире критериям.




Результаты обученности учащихся в у.г. Выводы: 1.Результаты успеваемости по школе и I ступени с каждым годом снижаются. 2. Качество обучения примерно остается на одном уровне.


Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определила основные направления развития российской школы. В Концепции модернизации российской школы четкой линией проводится идея, что системное развитие школы есть не только педагогический вопрос. В деле обновления российского общего образования огромное значение имеет весь уклад жизни школы, система её управления и общественного участия в её жизни: «…активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессиональное и педагогическое сообщество, научные, культурные коммерческие и общественные институты. Поэтому мы надеемся на наше сотрудничество с Вами.


Поэтому на сегодня меняется не только методика преподавания учителя (раньше учитель был в роли передатчика знаний, судьи, а сейчас учитель не претендует на обладание монополией знаний, он организатор, консультант, толкователь, администратор сети,который направляет учащихся для самостоятельного поиска информации из различных источников: книг, справочников, энциклопедий, Интернета…). Сейчас от учащихся требуется не зубрёжка учебного материала, а его понимание и применение, самостоятельность в решении возникающих трудностей, выход за рамки алгоритма, т.е. решать задачи незнакомого содержания с опорой на данный материал.


Теперь важен самоконтроль, самооценка, дополненная внешней экспертной оценкой учебной деятельности. Позиция ученика раньше: подчиненная, безответственная, объект педагогических воздействий. теперь он субъект собственного развития, в процессе обучения занимает разные позиции внутри педагогического взаимодействия.


Урок: раньше традиционная форма - репродуктивный характер обучения (многократное повторение). Знания и способы действий передаются в готовом виде. теперь - урок одна из форм организации обучения. Есть сессия, группа по проекту, работа в библиотеке, Интернет и т.д.




Общие учебные умения и навыки Первая ступень Познавательная деятельность Речевая деятельность и работа с информацией Организация деятельности Вторая ступень Познавательная деятельность Информационно- коммуникативная деятельность Рефлексивная деятельность


Познавательная деятельность Начальная школа Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения; соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»). Основная школа Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.


Познавательная деятельность Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединение предметов по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…; такой же, как…); различение целого и части. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них


Познавательная деятельность Проведение простейших измерений разными способами; использование соответствующих приборов и инструментов для решения практических задач; работа с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике; использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.


Познавательная деятельность Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел); проявлять оригинальность при решении творческой задачи; создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы); разыгрывать воображаемые ситуации. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности


Речевая деятельность и работа с информацией Работа с учебными, художественными, научно- популярными текстами правильное и осознанное чтение вслух и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении; построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге представление материала в табличном виде; упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам


Речевая деятельность и работа с информацией Использование простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…»; Элементарное обоснование высказанного суждения. Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки Информационно- коммуникативная деятельность Речевая деятельность и работа с информацией


Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам; самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»). Везде должна ставиться цель ребёнком. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.); владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий; Организация деятельностиРефлексивная деятельность


Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»); нахождение ошибок в работе и их исправление поиск и устранение причин возникших трудностей; оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни. Организация деятельностиРефлексивная деятельность


Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности. (Работа в группах, парах…) Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.). Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей; использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива. Организация деятельностиРефлексивная деятельность


Учить по - новому Привлекать факты из реальной жизни Уходить от традиционной зубрежки Изменять методы оценивания: внедрять самоконтроль, самооценку, дополненную внешней экспертной оценкой. Предлагать множественность разных систем объяснения мира Выступать квалифицированным консультантом, облегчающим освоение систем поиска Учить детей ставить собственные задачи и выходить за рамки алгоритма



От чего зависит результативность обучения школьника?

В нашей стране учатся все. Все обязаны учиться, все имеют право учиться. Отметки, которые получают дети - это оценка их труда. Иногда получается, что успеваемость снижается по сравнению с прошлой четвертью. Почему это происходит? Почему дети не хотят учиться и как следствие – получают двойки?

Процесс обучения требует внимания и увлечённости. Они зависят от интереса и мотивации ребёнка. Учитель – это посредник между учеником и миром знаний. Учитель может приобщить ребёнка к учёбе, к предмету, который преподаёт. Но чтобы хорошо учиться, надо ещё и дома потрудиться.

Задача родителей приучить своего ребёнка к порядку, к доброй привычке работать чётко, организованно, с чувством ответственности.

Помощь родителей детям в организации их учебного труда идёт в трёх направлениях:

Родители организуют режим дня школьников;

Проверяют выполнение домашних заданий;

Учат детей самостоятельности.

Для обучающихся различного возраста в соответствии с их физиологическими особенностями устанавливается определённая длительность занятий дома.

При выполнении обучающимися домашней работы согласно нормам САНПиНов затраты времени на выполнение не должны превышать (в астрономических часах): в 4-5 классах – 2 ч., в 6-9 классах – 2,5 часа. Более длительное умственное напряжение приводит к снижению качества выполняемых заданий и к выраженному переутомлению, что может неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребёнка.

Необходимо добиваться, чтобы ребёнок садился за уроки в одно и то же время. Естественно, на первых порах это бывает не просто, но постепенно вырабатывается привычка и тогда мобилизовать себя на занятия ребенку будет значительно легче.

Необходимо устранить все помехи. Посторонний шум во время занятий увеличивает количество ошибок, заставляет перенапрягаться нервную систему. Необходимо выключить радио и телевизор, компьютер.

Необходимо выделить постоянное место для приготовления домашних заданий. В одной и той же обстановке быстрее сосредоточивается внимание и успешнее идёт приготовление уроков.

Необходимо обеспечить достаточное освещение рабочего места с целью сохранения зрения. Свет от окна или лампы должен падать на учебники, тетради слева от сидящего ученика, чтобы тень от руки не мешала при письме. На окне не должно быть цветов и занавеси широко раздвинуты.

Для работы при искусственном освещении необходимо пользоваться настольными лампами. Мощность лампочки должна быть 40-60 ватт. Настольная лампа должна иметь абажур , который защищал бы от яркого света и направлял пучок световых лучей на рабочую поверхность стола. Большое значение для сохранения нужного уровня освещения имеет своевременная очистка ламп и световой арматуры от пыли.

Необходимо организовать занятия за столом, не имеющим полированную поверхность или покрытым стеклом, т. к. это вредно для зрения. Лучи света, падая на стекло или полированную поверхность, отражаются ею, а это создаёт сильный блеск, оказывающий слепящее действие. При приготовлении домашних заданий и чтении желательно, чтобы книга лежала не на горизонтальной поверхности стола, а под углом к нему в 35-400.

Итак, при планировании учебной работы и других обязанностей ребенка по дому, прогулок и игр родителям важно иметь в виду, что всему должно быть отведено определённое время. Нельзя, не считаясь с тем, чем сейчас занимается ребёнок, отвлекать поручениями. В зависимости от типа нервной системы ребёнка переключение на другой вид деятельности может происходить быстрее или медленнее. Чтобы бросить одно занятие, на которое он настроился, и приступить к другому, ребёнку приходится преодолеть естественное внутреннее желание настоять на своём и не выполнить просьбы родителей. В результате появляется общее недовольство, чувство огорчения. Всякое необоснованное переключение ребёнка с одного дела на другое вредно и тем, что ребёнок вынужден бросить начатую работу, не закончив её. Если это войдет в систему, то у школьника будет воспитана плохая привычка – не доводить дело до конца.

Итак, главная задача родителей – проконтролировать, когда ребёнок сел за уроки, всё ли сделал, подсказать, где найти ответ на вопрос, но не давать готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность. Терпение родителей, доброжелательный тон – являются важнейшими условиями помощи ребёнку в учении.


Контроль результатов обучения является составной частью учебного процесса. Он представляет собой сложный дидактический комплекс, включающий ряд тесно взаимосвязанных между собой звеньев. В структуру контроля входят:

Проверка (выявление, измерение),

Оценка (как процесс и результат),

Учет (фиксация и сохранение получаемых результатов в виде баллов в классных журналах, дневниках, ведомостях).

Необходимость контроля как составной части учебного процесса вытекает из целого ряда обстоятельств:

Из общественной потребности иметь информацию о степени эффективности функционирования школы,

Из особенностей структуры процесса обучения, предполагающей осушествление обратной связи в виде проверки‚ без чего невозкюжно само регулирование процесса обучения,

Из имеющей место многофунуциональности самого контроля, что в свою очередь, обеспечивает результативность обучения

Все это налагает определенные требования к организации и проведению контроля. Контроль должен быть результативным, т.е.

способствовать повышению качества знаний учащихся. Это будет выполняться тогда, когда проверочные задания будут соответствовать целям и задачам обучения. Контроль должен быть всесторонним, т.е учителем должны учитываться не только объем знаний, но и их глубина, осмысленность, научность, систематичность, форма выражения, прочность и др. Контроль должен быть систематическим, т.е. осуществляться не от случая к случаю, а по каждой теме с последовательным усложнением задач, содержания и методики. Контроль должен быть объективным, т.е. не зависеть от настроения учителя, симпатии и антипатии, содержать оценку не только в виде баллов, но и в виде устных комментариев. Контроль должен быть гласным, т.е. каждую оценку учитель должен объявить, так, чтобы о ней знал и ее понимал весь класс, что придает оценке силу стимула. В пронессе контроля должен осуществляться индивидуыьиый подход к учащимся и педагогический такт учителя, т.е. учитель использует такт для того, чтобы видеть каждого ученика, особенности его работы, достижения, срывы, трудности и верно руководить его ростом; цель учителя - не «поймать» незнающего, а помочь ему.

Рассмотрим основные, выделенные выше, структурные звенья контроля.

1) Проверка знаний, умений и навыков учащихся. Проверить знания - это, прежде всего, проверить объем знаний, т.е. удостовериться в наличии их или отсутствии, а также сравнить имеющиеся у ученика знания с объемом знаний, изложенных в учебнике или учителем. Во-вторых, проверить знания - это проверить их качество, т‚е. узнать, насколько правильны понятия и факты, усвоенные учеником, какова их научная достоверность, в-третьих, - удостовериться в общих и специальных способностях учеников.



Проверка выполняет три основные функции: контролирующую, обучающую и воспитывающую. Контролирующая функция состоит в

выявлении состояния (наличия, отсутствия, степени усвоения) знаний, умений и навыков. Эта функция в деятельности учителя состоит в оценке собственных методов и приемов обучения, в выявлении собственных методических ошибок. Обучающая функция проверки состоит в умении учителя так организовать проверку, чтобы она была полезна для всего класса. Например, во время ответа одного ученика другие, слушая его, сравнивают свои знания с тем, что говорит отвечающий; отвечающий закрепляет свои знания; учитель или учащиеся дополняют, исправляют, делают выводы, показывают целесообразные приемы умственной деятельности, т.е. идет обучение. Дидактически важно, чтобы проверка предусматривала репродуктивное и творческое применение знаний и умений. В этом случае прояшшется и развивающая роль проверки, реализуемой посредством создания ситуаций познавательных затруднений, требующих для их разрешения применения комплекса мыслительных операций. Воспитывающая функция проверки состоит в приучении учащихся к систематической работе. Проверка способствует выработке критического отношения к своим знаниям, помогает правильно оценить свои силы, воспитывает силу воли, ответственность, трудолюбие, умение организовать свое время.

Учитель осуществляет контроль во всех основных звеньях процесса обучения, используя для этого различнъте виды проверки: текущую, тематическую (в конце пройденной темы) и итогову (экзамены).



Методы проверки (устной и письменной). К методам устной проверки относятся: индивицушный опрос уплотненный опрос, фронтальный опрос. К письменной проверке относятся различные самостоятельные, контрольные работы, тесты, рецензирование статей.

2) Оценка знаний, умений и навыков. Результатом проверки знаний является оценка, это завершающий этап проверки. Оценка - это суждение, окончательное заключение учителя о том, что положительно и какие недостатки имеются в знаниях ученика. Оценка - это суждение о качестве знаний и степени сформированности умений и навыков в соответствии с конкретными целями обучения. Учителя используют письменную и устную оценку знаний. Письменная оценка осуществляется в форме рецензии выполненной учеником работы. Устная оценка выражается различными формами: одобрительный кивок, улыбка, осуждающий жест, пристальный взгляд, тон голоса, похвала или порицание. Высказываются суждения о качественной стороне знаний. Результатом дальнейшего педагогического обобщения оценочного суждения является выставление отметки. Отметка - это результат оценочного суждения учителя в виде баллов. Отметка показывает уровень успеваемости ученика.

3) Учет знаний и успеваемости учащихся. Учет- это фиксация наиболее существенных данных, полученных преподавателем в результате проверки, оценки и выставления соответствующей отметки. Учет ведется каждым учителем по своему предмету.


18. Урок как ведущая форма сотрудничества в системе “учитель-ученик”.

Подавляющее большинство современных представлений фокусируются на факторах эффективности профессионального обучения конкретных сотрудников.

Л. Джуэлл утверждает, что «Каковы бы ни были технические возможности, изменение поведения людей в определенном направлении –например, передача им новых профессиональных знаний и умений – должно основываться на трех важнейших принципах человеческого научения, среди которых практика, обратная связь и подкрепление» .

М. Армстронг приводит десять основных условий эффективности профессионального обучения:

    Работники должны быть мотивированы обучаться. Они должны отдавать себе отчет в том, что если они хотят, чтобы от их работы они сами и другие люди получали удовлетворение, то их нынешний уровень знаний, навыков или компетентности, существующие установки и поведение необходимо совершенствовать. Поэтому они должны ясно представлять себе, какое поведение им следует усвоить.

    Обучающимся следует установить стандарты выполнения работы. Обучающиеся должны ясно определить цели и стандарты, которые они считают приемлемыми и могут использовать для оценки своего развития.

    У обучающихся должно быть руководство. Им необходимо руководство и обратная связь о том, как они учатся. Самомотивированные работники большую часть этого могут обеспечить себе сами, но все же должен быть преподаватель, чтобы поддерживать их и помогать, когда это необходимо.

    Обучающиеся должны получать удовлетворение от обучения. Они способны учиться в самых тяжелых условиях, если обучение удовлетворяет одну или несколько их потребностей. И наоборот, самые лучшие программы обучения могут не оправдать ожиданий, если обучающиеся не видят в них пользы.

    Обучение – активный, а не пассивный процесс. Необходимо, чтобы обучающиеся были увлечены своими преподавателями, соучениками и предметом программы обучения.

    Следует применять подходящие методы. Преподаватели имеют большой запас учебных тем и средств обучения. Но они должны разборчиво их использовать, в соответствии с потребностями должности, работника и группы.

    Методы обучения должны быть разнообразными. Использование разнообразных методик, при условии, что все они одинаково подходят для конкретных условий, способствует обучению, поддерживая интерес обучающихся.

    Следует выделить время на усвоение новых навыков. На то, чтобы усвоить, проверить и принять новые навыки, требуется время. Его следует предусмотреть в программе обучения. Очень многие преподаватели чрезмерно переполняют свои программы новой информацией и не дают достаточных возможностей для ее практического освоения.

    Правильное поведение обучающихся должно подкрепляться. Обычно обучающиеся хотят незамедлительно знать, правильно ли они делают то, чему их учат. В длительных программах обучения требуются промежуточные шаги, на которых могут быть закреплены новые навыки.

    Необходимо понимать, что существуют разные уровни обучения, и что они требуют разных методов и занимают разное время.

В 2010 году, центр карьеры г. Москвы провел опрос 116 представителей российских организаций. Они ответили на вопрос – от чего зависит успех обучения (рисунок 1).

Рисунок 1 – От чего зависит успех обучения

Как показано на рисунке 1, ключевым фактором успеха обучения является заинтересованность в обучении самого персонала (36% респондентов). Немного уступает ей квалификация тренера (31%). Особую роль играет поддержка руководства (18%) и, наконец, качество учебных материалов определяет успех обучения на 15%.Значимость мотивации подтверждается и в других исследованиях. Так, в исследовании В. Потребича отмечается, что рост объемов продаж наблюдался лишь у тех сотрудников магазинов, которые имели определенный мотивационный стимул к использованию техник взаимодействия с клиентом. В случае потери интереса к работе или использованию методов успешной продажи, контролируемые показатели снижались.

Формирование и поддержание высокой мотивации к обучению является ключевым фактором эффективности как организации, так и проведения обучения. Кроме того, возможность получить дополнительное образование является для абсолютного большинства работающих и потенциальных сотрудников мощным фактором стимулирования к трудовой деятельности.

Перечисленные представления и эмпирические данные о факторах эффективности профессионального обучения Н.А. Костицын (кандидат экономических наук, бизнес-тренер) классифицировал по критерию временной оси («до», «во время» и «после») на три группы:

    Факторы эффективной организации обучения влияют на будущую эффективность обучения, создавая у участников определенные ожидания. К ним относится учет индивидуальных особенностей при разработке программы, правильный выбор места и формы проведения, обеспечение учебного процесса необходимыми ресурсами и др.

    Факторы эффективного проведения профессионального обучения вступают в силу во время проведения учебной программы и зависят в большей степени от преподавателя и групповой динамики. К ним относятся такие принципы обучения, как своевременное предоставление полной обратной связи, наличие практических упражнений и др.

    Факторы эффективной организации труда обеспечивают закрепление результатов обучения. К ним относятся поддержка руководства, содержательное обогащение труда, разработка стандартов деятельности и др..

Таким образом, обучение персонала представляет собой сложный, комплексный, многогранный процесс, при организации которого многие компании сталкиваются с рядом проблем. Для их выявления, решения, а также повышения эффективности процесса обучения персонала необходимо проводить оценку эффективности обучения, используя метод или комплекс методов наиболее подходящих для конкретной организации.