Биографии Характеристики Анализ

Экология по воде для детей. "проект экология воды"

В течение всей своей жизни человек потребляет воду, объем которой можно выразить в массе цифрой в 75 тонн. Согласно данным, опубликованным Всемирной Организацией Здравоохранения, ежегодные сбросы бытовых и промышленных отходов в реки мира достигают 450 миллиардов кубометров, поэтому не удивительно, что вода содержит, по подсчетам экспертов ВОЗ, не менее 13 000 токсичных элементов. Еще Луи Пастер высказал мнение, что 80% болезней попадают в человеческий организм с водой.

Вода – удивительный, бесценный и незаменимый дар природы. Возникает по этому поводу парадоксальный вопрос – «Почему мы не хотим замечать ее ценности и не бережем ее?». Возможно, мы заблуждаемся, подсчитывая ее объемы, что стало причиной такого пренебрежительного отношения. Или сиюминутное желание любыми способами достигнуть благ цивилизации, без учета законов Природы, заставляет забывать, что бумеранг бездумного расточительства водных ресурсов вернется в виде глобальных экологических катастроф?

Факты о воде:

  • На сегодняшний день более чем одному миллиарду человек недоступна качественная питьевая вода.
  • К наступлению 2025 года около половины населения планеты столкнется с серьезной проблемой острой нехватки воды.
  • 97,5% мировых запасов воды составляют соленые воды океанов и морей, а на пресноводные запасы приходится всего лишь 2,5%.
  • 75% всей пресной воды Земли сосредоточено в полярных шапках и горных ледниках, 24% составляют подземные грунтовые воды и всего лишь небольшая часть в 0,5% находится в почве. На наземные источники пресной воды в виде рек, озер и водоемов приходится самая малая доля – 0,01%, что наглядно подтверждает утверждение экологов – вода – драгоценное сокровище.
  • 1000 литров пресной воды используется для выращивания одного килограмма пшеницы. 15 000 литров воды расходуется для получения одного килограмма говядины. 2 400 литров воды требуется для производства одного гамбургера, если учесть расходы на выращивание КРС и пшеницы. Употребление мяса среднестатистическим жителем Европы и США приводит к расходу пресной воды в 5 000 литров в день.
  • Около 80% потребления пресной воды приходится на сельское хозяйство, причем такое расточительство присуще всем странам мира. Совершенство ирригационных систем позволило бы сэкономить расход пресной воды на 30%.
  • 500 миллионов жителей Земли проживают в пустынях, где за воду рассчитываются золотом, а употребление загрязненной питьевой воды приводит к ежедневному сокращению населения Земли на 5000 человек.

Этот список тревожных фактов далеко не полный, и это является наглядным показателем нашего противопоставления себя природе. Тешась иллюзией независимости от нее, мы неизбежно вступаем с ней в конфликт, и проблемы экологии воды ярче всего демонстрируют печальные результаты этого противостояния.

Экология питьевой воды

Качество питьевой воды – главная экологическая проблема человечества, которая напрямую влияет на здоровье населения и экологическую чистоту потребляемых продуктов.

Естественные источники пресной воды отличаются богатым разнообразием живых организмов, которые часто являются крайне опасными для здоровья. С понижением качества питьевой воды увеличивается количество разнообразных заболеваний, которые можно подразделить на четыре типа:

  • заболевания, возникающие по причине потребления зараженной воды (холера, тиф, полиомиелит, гепатит, гастроэнтерит);
  • заболевания слизистых оболочек и кожи, которые возникают при использовании воды в гигиенических целях в процессе умывания и купания (начиная трахомой и заканчивая проказой);
  • заболевания, причиной которых становятся моллюски, проживающие в воде (ришта, шистосоматоз);
  • болезни, вызываемые обитающими и размножающимися в водной среде насекомыми, являющимися переносчиками инфекций (желтая лихорадка, малярия и т. д.).

Хлорировать ли воду?

Множеством заболеваний объясняется вынужденный выбор метода очистки пресной воды – хлорирование. Можно смириться с присутствием в воде разнообразных бактерий, вызывающих серьезные заболевания, или хлорировать природные воды и допустить образование хлорсодержащих токсичных, мутагенных и канцерогенных веществ. По утверждению Центра по изучению исполнения законов в США, хлор, вступающий в реакцию с частицами угля и жирными кислотами, образует токсичные соединения, составляющие 30% объема обработанной хлором воды.

По утверждениям доктора Н. Уотера, газ хлор во времена второй мировой войны использовался, как орудие убийства и только позже хлор стал использоваться в целях уничтожения бактерий в воде. Между тем, соединения хлора и животных жиров становятся причиной атеросклероза, инфаркта и других сердечных заболеваний, слабоумия и рака. Советом по качеству окружающей среды в США обнародованы результаты исследований, из которых следует, что у потребителей хлорированной воды на 93% выше риск заболеть раком.

Профессор Питсбургского университета, который занимается исследованиями в области химического состава воды, утверждает, что принятие душа или ванны подвергает организм человека воздействию испаряемых химических соединений в сто раз сильнее, чем вода для питья.

Растворенные в воде вещества в состоянии пара легко проникают в человеческий организм. Продолжительное принятие горячего душа является опасным, так как высокие концентрации токсических веществ вдыхаются человеком. Некачественная вода ускоряет процесс старения человеческого организма на 30%. Помимо пагубного влияния на человеческий организм, подобный метод очистки воды вредит экологии и тяжело отражается на состоянии любого живого организма.

Загрязнение воды – проблема экологии

Экология воды , которая страдает от деятельности человека, бумерангом отражается на состоянии всего живого на земле, ведь вода и есть сама жизнь. Все химические элементы и соединения, попадающие в воду, ведут к серьезным заболеваниям. Например, содержание свинца в воде является причиной изменений центральной нервной системы, крови, обмена веществ и вызывает поражение почек. Парализует иммунную и нервную системы алюминий, особенно пагубно отражаясь на детском организме. Повышенная концентрация меди в воде поражает слизистые оболочки печени и почек, никеля – приводит к поражениям кожи, цинка – отражается на почках, мышьяка – приводит к поражениям центральной нервной системы.

Экологический баланс природной воды не содержит такое убийственное количество химических элементов. Все это является результатом загрязнения промышленными стоками источников питьевой воды. Например, исследования девяти городов Сибирского региона наглядно показали, что загрязненная вода влияет на рост заболеваемости человека от 7 до 41%. Отмечается ежегодное возрастание эпидемических вспышек кишечных заболеваний, связанных с водой. Водная экология нарушена , и это подтверждают статистические данные многих Российских регионов, где качество питьевой воды очень низкое.

Экология водного бассейна России

Экология водных ресурсов Дагестана, Бурятии и Калмыкии, Приморского края, в Калининградской, Архангельской, Кемеровской, Томской, Ярославской, Курганской областях в критическом состоянии, что подтверждается данными Госсанэпиднадзора. Бактериологическая лаборатория города Ульяновска обнаружила в Заволжском водозаборе не менее сотни типов различных вирусов, что с большой долей вероятности может привести к экологической катастрофе.

Отмечается резкое ухудшение экологии водных ресурсов в Амурской области, что тесным образом связано с уровнем загрязнения водной среды. Его можно считать катастрофическим, т.к. он в 20 раз превышает норму. Катастрофа экологии водной среды грозит и Ярославлю, и Приволжским городам, где гудронные пруды у волжских берегов подпитывают воду реки.

Экология водного бассейна Астрахани находится в критическом состоянии, и это напрямую связано с огромным потоком грязи, стекающим к низовьям Волги, которая уже утратила способность к естественному самоочищению. Методом очищения воды опять выбрано глубокое хлорирование, от которого давно отказалось все цивилизованное человечество.

Экология пресных вод, среди 184 исследованных крупных городов России, в самом плачевном состоянии в Санкт-Петербурге - городе, занимающем первое место по серьезным заболеваниям обмена веществ и врожденным аномалиям, и второе - по онкологическим заболеваниям. Данные ужасающие и займут не одну страницу убористого текста, но и освещенные факты громко вопрошают – «До каких пор человечество будет самоуничтожаться?»

Самая чистая питьевая вода… Где она?

В России? Парадокс России в том, что в огромной стране, которая входит в десятку стран с самой чистой питьевой водой , каждый второй житель употребляет воду, которая не соответствует гигиеническим нормативам. Экспертами ООН в 2003 году был опубликован отчет исследования качества питьевой воды. Исследования проводились в 122 странах, и лидирующие позиции рейтинга заняла Финляндия.

В этом списке эксперты положительно оценили воду Канады, Новой Зеландии, Великобритании и Японии. России досталось седьмое место.

Странным для многих оказалось последнее место Бельгии, которую обошли даже Индия, Судан и Руанда. Подобное исследование необходимо и России, и самым важным для такой огромной страны является бережное отношение к .

Сохранение экологического баланса воды не должно только ограничиваться празднованием 22 марта Всемирного дня водных ресурсов. Больше нельзя игнорировать безрассудное и губительное вмешательство человека во все сферы природы.

Без решительных и конструктивных мер невозможно будет предсказать будущее человечества. Природа дает нам все блага для существования, и она требует разумного и бережного к себе отношения, к ее богатствам, которые не беспредельны.

Внеклассное занятие экологической направленности про воду - уникальное вещество, источник жизни и красоты. Занятие способствует воспитанию у подрастающего поколения бережного отношения к самому бесценному веществу на планете - воде. На нашей прекрасной планете есть ВОДА, пробуждающая и поддерживающая жизнь, ласковая и бодрящая, журчащая и громыхающая,твёрдая и парящая, такая привычная и нераскрытая загадка природы. Вот какие мысли хочется передать детям и вместе с ними прикоснуться к её тайнам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

3 класс

Тема экологического занятия:

«Вода – источник жизни и красоты»

Цель : формировать целостный взгляд на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность, формировать понятие бережного отношения к воде, значимость воды для жизни человека, повторить три состояния воды в природе, показать её красоту; развивать осознанное отношение к результату своего учебного труда, развивать приемы умственной деятельности: сравнение, классификация, анализ, синтез, развивать самоконтроль; способствовать экологизации образа жизни, воспитанию бережного отношения к воде, к природе в целом, воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу.

Оборудование: глобус, ноутбук, проектор; разрезные карточки-знаки; оборудование для опытов.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Ребята! Мы продолжаем проведение экологической недели. Сегодня наше занятие посвящено воде. Поговорим об удивительном, уникальном веществе вода, об её охране, защите, ведь вода – источник жизни и красоты.

Прочитаем хором тему занятия на доске: «Вода – источник жизни и красоты».

Для создания в нашем маленьком коллективе атмосферы сотрудничества и доверия проведём

Коммуникативное упражнение «Дождь».

Группа ребят образует круг. В центре круга находится ведущий, который показывает определённые движения. Новое движение начинается только после последовательного включения в его выполнение всех участников по кругу. Смена движения участником происходит в момент нахождения ведущего напротив его. Остальные ребята продолжают выполнять предыдущее действие.

Последовательность движений: ведущий и первый участник (потом по очереди второй, третий и т.д.) соединяют свои ладоши и начинает ими потихоньку делать круговые движения. Затем выполняются пальцами щелчки, потом начинают хлопать ладошками, далее похлопывание по бедрам и топот ногами. Потом все движения выполняются в обратной последовательности. Этими движениями участники имитируют грозу от начала до завершения. Во время всей игры ребята внимательно слушают и сравнивают получаемые звуки с явлениями, происходящими в природе.

2. Введение .

Посмотрите на глобус – модель земного шара. «Земля – планета поразительной голубизны! – восторженно докладывали возвращавшиеся из далёкого космоса первые космонавты.

Да и не может быть наша планета выглядеть по-другому, большую часть её поверхности занимают моря и океаны, ледники и озёра, реки, пруды и водохранилища. Вода самое распространенное вещество на нашей планете.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Как сосулька замерзает.

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся.

Лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Мы привыкли к ней, используем её каждый день, и считаем её обыденным явлением. А между тем, вода удивительна и загадочна. Она подлинное чудо природы, единственное с своём роде. Сегодня мы заглянем в её тайны.

Опыт «Вода на планете Земля».

Большая часть нашей планеты покрыта водой, но распределена она по поверхности неравномерно и далеко не всей водой мы можем воспользоваться. Попробуем оценить масштабы водных запасов.

(Демонстрирует учитель)

  1. Наполним литровую банку подкрашенной синей гуашью водой. Она будет символизировать все земные запасы воды.
  2. Наберем 1 мл воды с помощью шприца из литровой банки и выжмем её в воздух. Это вода, которая находится в атмосфере.
  3. 4 мл с водой выливаем в стакан – это пресная вода в реках и озёрах.
  4. 21 мл переливаем в форму для льда – именно такое количество воды (в соответствии с нашим масштабом) находится на земле в замороженном состоянии.
  5. 1 мл выливаем в почву. Это вода, находящаяся внутри земной поверхности.
  6. 973 мл, оставшиеся в банке, это вода морей и океанов. Добавляем туда соль – это солёная вода.
  7. Обсуждение. В каких ёмкостях находится вода, пригодная для человека? (для использования пригодна вода, символизирующая воду в реках и озёрах и в почве).

Вода! Это одно из самых распространённых веществ в природе. Более 70% Земли покрыты водой, но только 2,5% из этой воды пригодно для питья.

Скажите, при таком ограниченном запасе важно ли беречь её?

3. Моделирование воды в разных состояниях.

Известно, что в природе вода может находиться в трёх различных состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.

Облака, дождь, лёд, снег, пар, град, туман, иней - разные состояния воды.

Возьмите картинки, лежащие у вас на парте, распределите их на группы. (дети выходят к доске и распределяют картинки, согласно изображённому на них агрегатному состоянию воды: твёрдому, жидкому, газообразному)

Давайте поиграем, превратимся в молекулы воды и побываем в разных её состояниях.

  • Сцепимся руками, согнутыми в локтях. Мы плотно стоим. – Это твёрдое состояние. Мы как лёд.
  • Возьмёмся за ручки. Теперь мы свободнее стоим, можем повертеться. «Потечём» в правую сторону, а теперь в левую! – Это жидкое состояние.
  • Расцепим ручки. Свободно «летаем» кто куда! – Это газообразное состояние воды.

Молекулы! Разлетимся на свои места!

4. Мозговой штурм «Значение воды».

Вода – не только самая распространённая, но и самая важная жидкость на планете.

  1. Вода – источник энергии.
  2. Воде принадлежит важная роль в геологии, в истории планеты.
  3. Без воды невозможно существование живых организмов, в живых организмах содержится вода.
  4. На предприятиях, фабриках, заводах, фермах большинство технологических процессов протекает с участием воды. Например, химическая промышленность, производство бумаги, металла, лекарств, пищевых продуктов.
  5. Огромную роль имеет вода в быту.
  6. Для некоторых животных вода – место их жизни.
  7. По воде перевозят грузы, пассажиров.
  8. Вода может хранить и передавать информацию.

Назовите, какое значение играет вода для жизни на нашей планете?

Ребята фиксируют свои мысли на цветных листочках бумаги, высказывают их вслух и кладут свои листочки в карман «Значение воды». Этот карман находится на «исследовательском фартуке», который держит в руках учитель.

5. Презентация «Вода – источник жизни и красоты».

(Показ презентации сопровождается чтением текста о красоте воды)

Красоту воды не сможет передать словами ни один человек в мире. Она и главный источник жизни всего живого на земле. И самое завораживающее явление.

Гладкие реки и озёра отражаются в лучах солнца. Сверкают, вызывая восхищение. Шум воды способен успокоить душу человека. А маленький звонкий ручеек может звенеть веселой песней.

Утром можно увидеть настоящее чудо. Маленькие, чистые и прозрачные росинки, словно стеклянные бусинки рассыпались на листьях и цветах. Кажется, весь мир отражается в каждой росинке.

Вода может быть и в виде тёплого летнего дождя. Капли, падающие с неба, радуют и веселят. А после летней грозы можно увидеть разноцветную радугу, которую без дождя увидеть невозможно.

Моря и океаны могут показать всю силу и мощь воды. Наблюдая за морем можно увидеть в одно время тихую гладь, а можно увидеть настоящий шторм. Волны, бьющиеся о скалы, тоже привлекают своей красотой.

Без воды не было бы жизни на земле!

6. Эксперименты с водой.

1) Лаборатория «Исследовательская» (Работа в парах)

Узнай, сколько воды может быть потрачено из-за неисправности крана. (Работа в малых группах).

Настроим кран самовара так, чтобы из него капала вода. Посчитаем количество капель в минуту. Запишем результат в таблицу.

Теперь поставим под кран пустой стаканчик (100г) и проследим, за какое время он станет полным. Результаты запишем в таблицу.

Берегите чистую воду!

2) Лаборатория «Экспериментальная»

Человек использует чистую воду, а какая вода возвращается природе, вы сами можете увидеть.

Возьмите балончики на вашем столе, откройте их и высыпайте содержимое в стаканчики с чистой водой. Перемешайте стеклянной палочкой.

  • средство для мытья посуды (такую воду мы сливаем после мытья посуды);
  • щепотку почвы (такая вода остаётся после мытья обуви);
  • немного стирального порошка (вода после стирки);
  • гуашь (вода после рисования красками);
  • опилки (вода после мытья пола в прихожей);
  • капля мазута (вода после мытья машины)

Нравится ли вам такая вода?

Можно ли её снова использовать?

Можно ли сделать эту воду снова чистой?

Возьмите в руки кружок фильтра, сложите его кулёчком и опустите в воронку, попробуйте очистить воду, пропустив её через фильтр.

Хорошо ли очистилась вода?

Отчего воду труднее очистить?

Что легче: загрязнить воду или очистить её?

  1. Упражнение «Водный светофор». (Работа в парах)

Каждой паре выдаются по три карточки-знака и круги красного, жёлтого и зелёного цвета, согласно цветам светофора. Участники должны разложить карточки-знаки по назначению.

  • Красный круг – действия человека, приносящие вред воде;
  • Жёлтый круг – действия по рациональному использованию воды;
  • Зелёный круг – действия человека, которые направлены на охрану воды и её обитателей.

Красный круг (ответы А3, Б2, В1)

  • А3 – выбросы сточных вод от заводов загрязняют реки городов.
  • Б2 – при мытье машины тратится много воды и загрязняются почва, водоёмы.
  • В1 – реки загрязняются бытовым мусором в местах отдыха.

Жёлтый круг (ответы А1, Б3, В3)

  • А1 – можно предотвратить потери воды, закрыв плотно кран.
  • Б3 – принимая душ, а не ванну, можно сэкономить воду.
  • В2 – применение воды для полива растений из лейки экономнее.

Зелёный круг (ответы А2, Б1, В3)

  • А2 – наш родник – чистый, так как люди берегут его от загрязнения.
  • Б1 – мальков, которых выращивают искусственно, выпускают в чистую воду.
  • В3 - дождевая вода, которая собирается в ёмкостях, может использоваться на благо человека.
  1. Рефлексия «Капля настроения».

Составление синквейна о воде.

  1. Домашнее задание.

Проектная деятельность в ДОУ
Тема: «Проект «Экология воды», автор- Щипачева Татьяна Александровна,
воспитатель МКДОУ «Детский сад №28 «Детство» г. Ревда, Свердловская обл.

Аннотация

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами- педагогами дошкольных учреждений.
Одной из ведущих особенностей развития образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую научно- техническую информацию, но прежде всего- гуманитарные, личностно развивающие знания и умения, систему нравственно- эстетических понятий.
Актуальность проблемы приобщения детей дошкольного возраста к природе на современном этапе обуславливает поиск наиболее эффективных методов организации деятельности по данному направлению. Эффективным способом, позволяющим обеспечить единство воспитательных. Развивающих и обучающих задач, построить образовательный процесс с учётом современных требований (принципа интеграции образовательных областей) , является метод проектирования. В представленном проекте показана небольшая часть работы по экологическому воспитанию детей, одна из современных форм работы (проектный метод) –проект «Экология воды». Однако большое всегда начинается с малого. Если ребёнок научится беречь, любить маленькую букашку, птичку, цветок, то став взрослым, он приложит все свои силы и возможности для сохранения окружающей природы. Проект «Экология воды» адресован воспитателям, родителям детей дошкольного возраста и может быть реализован в любом дошкольном учреждении, в рамках любой общеобразовательной программы.

Актуальность

Что такое экология? Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. С латинского языка экология переводиться как «наука о доме». Что же происходит с водой в нашем общем доме под названием «Земля»?

Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.

Обостренное внимание мирового сообщества к экологическим проблемам, от решения которых зависит будущее человечества, да и каждого человека в отдельности, стало причиной, побудившей нас формировать у дошкольников представление о мире, значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости.

Наш проект мы назвали «Экология воды». Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, мы воспитаем аккуратного, но бессердечного человека

Выбрали тему исследования: «Бережное отношение к воде».

Наметили направления в работе с детьми: виды воды, её функции, характеристику. А также влияние воды, как на живую природу, так и на неживую

Миссия педагогического проекта: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Цель: сформировать у дошкольников элементарные экологические знания и представления, навык бережного отношения к воде; развивать любознательность, логическое и диалектическое мышление и поведение через организацию поиского- познавательной деятельности.

Определили следующие задачи:

1. Оздоровительные

    охранять и укреплять здоровье детей;

    учить детей правильно взаимодействовать с природой;

    формировать умения рационально использовать природные ресурсы;

2. Образовательные

    расширять и углублять знания и представления об окружающем мире, в том числе и о воде;

    развивать речь, воображение, мышление, умение анализировать, сравнивать;

    развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность;

    формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

3. Воспитательные

    формировать навыки работы в коллективе, умение и желание согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми;

    учить накапливать опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.

Формами обучения стали:

  • Экскурсии

    Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, видение дневников наблюдений

    Чтение художественной литературы, театрализованная деятельность

    Наблюдения в уголке природы, на прогулке.

    Целевые прогулки на природе

    Игры: подвижные, дидактические, настольные

    Разные формы бесед: по иллюстрациям, по вопросам, о прочитанном и т.д.

    Организация труда в уголке природы, на участке детского сада

    Экспериментирование, поисковая деятельность на интересующие вопросы

    Работа с календарем природы, дневники наблюдения.

Работа направлена на:

    Развитие речи

    Развитие логического мышления

    Пробуждение воображения и фантазии

    Обобщение представлений о природе

    Классификация представлений о природе.

    Развитие коммуникативных качеств у детей.

Совместная деятельность взрослых и детей, в которой используются такие формы как:

Наблюдения в уголке природы;

Целевые наблюдения;

    Рассматривание иллюстраций о природе;

    Экспериментальная и поисковая деятельность;

    Труд в уголке природы и на участке детского сада;

    Совместная экскурсия детей и родителей на водоем;

Воспитание бережного отношения к воде.

Интересные беседы:

«Вода. Какая она?» (где встречается вода в повседневной жизни)

«Как поступает вода в наши дома».

« Мы пришли на водоем» (о безопасном поведении у водоема летом и зимой).

«Значение воды».

«Мировой океан».

«На пруду».

«Ручейки и озера».

«Родники. Образование родников».

«Почему воду нужно беречь».

«Берегите воду».

«Кто живет в реке, море, океане?» и много других.

Изюминка моего проекта в том, что мы с детьми не стали решать глобальные экологические проблемы как спасти мир, а постарались решить хотя бы одну, но не менее важную для их окружающего мира – бережное отношение к воде.

Начали с экспериментальной деятельности. Были проведены такие эксперименты как:

    «Ходит капелька по кругу» - этот опыт помог понять детям, как происходит круговорот воды в природе и какие факторы на это влияют.

    «Красота воды» ,на котором дети увидели, что вода может приобретать цвет.

    Был проведен большой цикл опытов и экспериментов на тему: «Какой бывает вода».

Вода прозрачная.

У воды нет вкуса.

У воды нет запаха.

Лед – твердая форма воды.

Пар – это тоже вода.

Лед легче воды.

    Принцип развития отражает чёткую ориентацию познавательной деятельности на развитие личностных качеств: ответственность, гуманизм и т.д.;

    Принцип системности . Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

    Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе познавательной деятельности.

    Принцип диалогического общения , как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребёнка, и проецирует установку на разумное усвоение.

    Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребёнка и своевременной воспитательно- образовательной работы.

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

    Сформировать мотивацию детей на природоохранную деятельность, первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

    Развитие социально-значимых качеств личности;

    Ответственное отношение детей к окружающей среде.

    Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.

Вывод : мы добились результата – дети осмысленно, со знанием проблемы дефицита чистой воды, не пройдут мимо включенного крана. Не смогут бросить и пройти мимо мусора возле водоема и в сам водоем. Не сорвут растения, растущие в воде и вокруг водоемов. Будут бережно относиться к родникам. Вырастут экологически грамотными людьми.

Мы надеемся, что дети и дальше будут расширять и углублять свои представления об окружающем мире, развивать свои познавательные умения через экспериментальную деятельность, ведь дети так любят эксперименты. Помимо всего накапливают опыт гуманного отношения к растениям и живым существам. возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества. Ведь прежде чем изменить мир, начни изменять себя.

Участники проекта : Дети 4-7 лет, воспитатели, родители, сотрудники детского сада.

Сроки реализации проекта : долгосрочный

Список литературы

1 Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста (текст)-СПб.:-«Детство-Пресс», 2010-496с., ил.- Прил:1 электрон.опт. диск (Библиотека программы «Детство»)

2 Коломина И.В. Занятия по экологии в детском саду-М.:ТЦ Сфера, 2008-144 с.

3 Кравченко И.В.,Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду, Младшая и средняя группы: Методическое пособие/Под ред. Г.М.Киселевой, Л.Н. Понаморёвой. М.,ТЦ Сфера, 2008,-176 с.

4 Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников.\Под ред. Л.М.Маневцевой: СПб: Детство-ПРЕСС,2003-112 стр.

Коммунальное государственное учреждение « Областная специальная школа – интернат для детей с нарушениями слуха города Талдыкорган» государственного учреждения « Управление образования Алматинской области»

Клышбаева Асель Кайратовна

Открытое занятие

Тема: Вода – это жизнь. Охрана воды и водоемов.

Цели:

Образовательные:

Закрепить знания учащихся о свойствах воды, выявить причины загрязнения воды, расширить представления об охране воды человеком;

Развивающие:

развивать речь, наблюдательность, внимание, слуховое восприятие, умение общаться, договариваться, взаимодействовать друг с другом; умение сравнивать и делать выводы;

Коррекционные:

формировать интонационную сторону речи, работать над выразительном чтением;

Воспитательные;

Продолжать воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде.

Задачи урока:

Расширение представлений детей об окружающем мире через сопоставления, сравнения, связи содержательно – смысловых фрагментов о воде.

Активизация и обогащение словаря: жидкость, бесцветная, пресная, соленая

Тип урока:

Урок формирования знаний и навыков.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентации, плакаты на тему « Берегите воду», заготовки для коллективной работы учащихся, стаканы с водой для детей, картинки с обитателями водной среды.

Ход урока

    Орг момент

Вы пришли сюда ….. (учиться)

Не лениться, а …..(трудиться)

Работать как? (старательно)

А слушать как? (внимательно)

Если хочешь отвечать …(руку не забудь поднять)

Если спросят …. (надо встать, громко, четко отвечать)

II . Мотивация учебной деятельности.

У: Сегодня мы будем говорить о веществе, без которого мы жить не можем. А вот, что об этом веществе сказал писатель Антуан де Сент – Экзюпер, Послушайте внимательно и скажите о чем идет речь:

- «У тебя нет ни вкуса, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете» (На доске написано).

У: - Как вы думаете о чем говорит писатель? Ответ вы можете сказать с помощью ребуса, который написан на доске.

ВО ДА

У: Сегодня мы будем говорить про воду. А что вы знаете о воде? (На доске карточки со словами Вода – это)

Д: - Вода – это жидкость.

Вода бывает горячая и холодная.

В воде можно купаться.

У: Как много вы знаете. Молодцы! А хотите узнать еще больше о воде? Итак, сегодня мы узнаем, почему воду говорят природным богатством, познакомимся с некоторыми её свойствами, поговорим, о том, как правильно охранять воду, и чем вы можете помочь воде.

III . Работа по теме урока.

У: Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть повсюду только в разных количествах и состояниях. Без воды нам не прожить.

Знакомство с понятием «исследователь»

У: Перед нами сегодня откроется еще одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут исследовательские лаборатории. Вы – исследователи. Кто знает, кого называют исследователями?

Д : Исследователи – это люди, которые хотят быть умными.

Исследователи следят за чем- то непонятным и новым.

Слайд(Исследователь)

У: Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью.

У: Итак ребята наша научная аудитория превращается в исследовательскую лабораторию.

Звучит музыка, дети одевают атрибуты исследователя.

У: А как вы думаете, что будет предметом исследования?

Д: Вода

Сегодня мы будем изучать вопросы о свойствах воды, наблюдать за распространением воды в природе, узнаем о значении воды для растений, животных, человека, и попробуем решить проблему загрязнения и охраны воды.

План работы нашего исследования (На доске)

    Изучение вопроса о свойствах воды и её превращениях.

    Наблюдение за распространением воды в природе.

    Изучение вопроса о значении воды для растений, животных, человека.

    Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.

Практическая работа.

Опыт №1

1 –я исследовательская группа ответьте на первый вопрос.

У: Вы, наверное, догадались, что у вас в стакане?

Д: Вода. Воду можно перелить в банку и обратно.(Дети демонстрируют)

У: Почему?

Д: Она текуча.

У: Какой сделаем вывод?

Д: Вода – жидкость.

Опыт №2

У: Всегда ли она жидкая?

Если нальем в блюдце и поставим в морозилку. Что произойдёт?

(Исследователи каждой лаборатории рассматривают, держат в руках кусочки льда)

У: Какой сделаем вывод?

Д: Вода, если её заморозить, превращается в лёд.

Лёд – это вода в твёрдом состоянии.

Опыт№3

Видео – сюжет.

Д: Внимание, мы пришли к лаборатории № 3. Давайте пройдём дальше. Здравствуйте. Познакомтесь- это старший работник научной лаборатории Алма апай. Алма апай давайте проведём практическую работу поставив чайник с водой на плиту. Посмотрите наш чайник за кипел. Если он простоит на плите 10 мин, то что будет с чайником. Давайте по наблюдаем.

Вот посмотрите после десяти минут кипения чайника, в чайнике воды не осталось.

У: Куда делась вода?

Д: Вода превратилась в пар.

У: Какой сделаем вывод?

Д: Вода – это пар, газ.

У: Молодцы! Давайте сделаем выводы по первому вопросу. Какие превращения имеет вода?

Д: Вода в природе может находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. (Слайд на доске)

У: хорошо. Молодцы. Вы показали свои практические работы. А теперь давайте вернёмся в нашу научно- исследовательскую аудиторию, где продолжим наши работы. (Звучит музыка, ребята садятся на свои места)

У: Внимание на доске второй вопрос.

2) Распространение воды в природе

У: Вода в природе в жидком состоянии – это море, река….. Продолжите.

Д: Океан, лужа, ручей, родник, дождь.

У: Вода в природе в твёрдом состоянии – это …

Д: Ледники, снег, лёд, град.

У : Вода в природе в газообразном состоянии – это …

Д: Облака, туман, тучи.

(Слайд круговорот воды природы)

У: давайте перейдем к третьему вопросу.

3-й вопрос Изучение вопроса о значении воды для растений, животных, человека

(Слайд земля)

У: Какого цвета больше на нашей планете, какой кажется земля?

Д: Голубой

У: А почему?

Д: Потому что это вода.

У: Действительно, голубой цвет – это вода. Поэтому мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Это моря и океаны. Но кроме этого на земле есть много голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. И это все водные запасы земли. Но в морях и океанах вода какая?

Д: Соленая

У: А человеку нужна пресная вода, то есть которая бежит в речках и озерах. А ее не так и много. Поэтому сбережение пресной воды – главная задача человека.

У: А где мы используем воду?

Д: Воду мы используем в хозяйстве- умываемся, стираемся, готовим обеды.

У: Хорошо. Посмотрите слайды. Обратите внимание, кроме хозяйственных нужд, вода нужна и растениям, и животным, на гидроэлектростанцию, если не будет гидроэлектростанции, то у нас не будет света, электричество, перевозку грузов по рекам, отдых на воде.

Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.

(Слайд на доске Вода – это) диаграмма

У: Значит, вода – это…?

Д: Вода – это жизнь.

У: Зачем мы должны мыться, закаляться?

Д: Чтобы быть здоровыми.

У: Значит вода – это?

Д: Вода – это здоровье.

У: По рекам, океанам ходят лодки и корабли. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество. Значит вода – это?

Д: Вода – это друг и помощник человека.

У: Молодцы. Давайте сделаем вывод по третьему вопросу.

Вода – это жизнь, здоровье, помощник человека.

IV . Физ.минутка

У: дорогие исследователи вы наверное немного устали. Давайте сделаем маленький перерывчик. Встаньте, возьмите частичку вашей теплоты и подарите ее нашим гостям. Ребята говорят пожелания гостям.

У: .Ребята возьмите стакан с водой в руки. Перед тем как выпить воду загадайте желание, и оно обязательно сбудется.

V . Продолжение работы по теме урока.

У: Молодцы. Вы отдохнули немного? А теперь давайте продолжим наш урок и перейдем к четвертому уроку.

4 Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.

У: Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней. К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. Отчего же? Давайте посмотрим сказку про рыбака. Сказка поучительная! Экологическая драма!

Сказка про рыбака.

Рыбак: Из страны заморской, дальней

Я подарок получил

Удочку, чтоб рыб ловил

На Каратал поспешил

Леску в воду отпустил

Друг: Ну и что, поймал?

Рыбак: Поймал!

Друг: Какую? Может, рыбку золотую?

Рыбак: Да куда там? Если б так

Я б тогда не был бедняк

Я поймал не щуку, не карася,

А маленького пескаря

Говорит вдруг мне пескарь!

Пескарь: В речке нам житья не стало

Рыб, ракушек стало мало.

Рыбак: Что с твоим речным народом?

Пескарь: Грязь всю в речку к нам сливают

От нее все погибает

Все бросают в воду к нам

От иголок до пижам

И полно других отходов

Вот беда, браток, какая!

Рыбак: Что же делать? Как нам быть?

Соберу- ка, я друзей

И решим вопрос скорей.

У: Грустная сказка! Всему нужна вода, и особенно, чистая вода. Давайте поговорим о том, отчего вода загрязняется и чем это грозит. Посмотрите слайд и скажите отчего загрязняется вода?

(Слайд фабрики, заводы, бросают мусор, моют машины)

Д: Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку.

От грязной воды страдает всё живое.

Грязная вода вредна для здоровья человека.

У: Как ещё человек загрязняет воду?

Д: Бросает мусор, моет машины.

У: Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая. Уважаемые исследователи, вносите свои предложения.

Д: Не выбрасывать мусор в водоёмы.

Чистить берега рек и озёр.

Ставить таблички с призывами о бережном отношении к воде.

Не уничтожать растения и обитателей водоёмов.

Сажать деревья около водоёмов.

У: Помните, что пресной воды на земле мало, и мы должны расходовать воду экономно. А что значит

« Экономно»? Давайте посмотрим видео.

(Видео как правильно экономить воду)

У: Кто мне скажет где и как мы должны экономить воду?

    Д: Надо беречь воду на кухне. Когда мы моем посуду, надо закрывать воду. Мыть посуду в какой либо ёмкосте.

    Экономить воду при стирке.

    Экономить воду в ванной комнате. Во время чистки зубов не забывайте воду выключать.

    Надо учить всех плотно закрывать краны.

У: Правильно. И я надеюсь, что вы так и будете поступать.

У: Давайте подведём итог.

VI . Рефлексия учебной деятельности.

Смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока? Для самопроверки мы заполним таблицу.

Что я знал (а)?

Что я узнал (а)?

Вода- это жидкость

Вода бывает горячая и холодная

В воде можно купаться и нырять

Лёд – это вода в твёрдом состоянии

Вода – это пар, газ

Облака, туман, тучи – это вода в газообразном состоянии

В морях и океанах вода солёная

В речках вода пресная

Вода- это жизнь

Вода- это здоровье

Вода – это друг человека

Пресной воды на земле мало

Мы должны экономить воду

Чистить берега рек и озёр

Не выбрасывать мусор в водоёмы

VII . Итоговое обобщение.

У: Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. И хочется закончить наше занятие призывом!

Природу не уродуй,

Природу не обидь.

Родился человеком

Так надо им и быть!

Пусть на земле не умирают реки,

И стороной обходит их беда.

Пусть чистой остаётся в них на веки,

Студёная и чистая вода.

Всё это называется природа,

Давайте же всегда её беречь!

У: На этом наш урок закончен. По прощайтесь.

Д: До свидание!

Экологическая викторина-путешествие "Вода, вода, кругом вода..."

библиотекарь городской библиотеки № 14 МБУК "ЦБС г. Вологды" Ромина Наталья Алексеевна.
К дню воды в городской библиотеке № 14 г. Вологды для учеников 3-4 классов прошла экологическая викторина-путешествие "Вода, вода, кругом вода...". Ребята узнали о свойствах воды, распространении её в природе и использовании воды человеком. Познакомились с водными растениями и животными, вспомнили героев сказок и мультфильмов, которые живут в воде. А также порассуждали о том, как нужно беречь воду и охранять водоёмы от загрязнения. Предлагаю вашему вниманию конспект этого мероприятия.

Цели:
- Продолжить экологическое воспитание школьников;
- Познакомить детей с интересными фактами о воде, с ролью воды в природе и жизни человека;
- Пополнить знания детей о водных животных и растениях.
- Заинтересовать учащихся книгами о воде, о водных животных и растениях имеющимися в библиотеке.

Оборудование: ноутбук, мультимедиа проектор, белый проекционный экран, колонки; литровая банка с водой, пипетка.

Оформление: красочный заголовок мероприятия; мультимедиа презентация «Вода, вода, кругом вода…», книжно-иллюстративная выставка «Чистый голос воды»; запись фрагмента мультфильма «Катерок» (Союзмультфильм, 1970 г.) с песней «Синяя вода» (сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского, исп. А. Ведищева и детский хор студии «Спутник»); запись мультфильма «Берегите воду» (Экран, 1982 г.).

Ход мероприятия
Вода!
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами…
Ты самое большое богатство на свете…
Антуан де Сент-Экзюпери

Здравствуйте, ребята! 22 марта отмечается праздник – Всемирный день воды. Впервые он был объявлен в 1994 году по предложению Международной ассоциации водопользователей.

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
Рыжова Н. Волшебная вода

Сегодня мы отправляемся в путешествие вместе с героем мультфильма «Катерок» маленьким катерком «Чижик». В нашем путешествии мы посетим несколько островов. На каждом из этих островов вы, ребята, будете отвечать на мои вопросы или знакомиться с водными обитателями. Итак, в путь!

Конкурс 1. Загадочный остров
На Загадочном острове много воды, поэтому жители этого острова подготовили для вас, ребята, загадки о воде и различных водных объектах.

Вопросы к кроссворду:
1.
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
(Вода)
2.
Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги.
(Болото)
3.
В земле живёт,
И бежит, и бьёт,
Чистый да свежий –
И никто в земле сырой
Его не удержит.
(Родник)
4.
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём.
(Роса)
5.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц и звёзды –
В нём всё отражается...
Как это зеркало называется?
(Пруд)
6.
Не перина, не подушка,
Положить его под ушко
Не получится никак –
Над тобой оно плывёт,
В даль туманную зовёт.
(Облако)
7.
Говорю я брату:
- Ох, с неба сыплется горох!
- Вот чудак, - смеётся брат, -
Твой горох ведь это...
(Град)

В выделенных клетках по вертикали получилось слово – ВОДОПАД.
Вниз летит воды каскад!
Это милый водопад!
Это место, где вода
Вниз торопится всегда.

Через край крутых обрывов
Вниз летит с огромной силой.

Водопад всегда шумит:
То тихонечко журчит,
То ревёт раскатом грома,
Под собой создав каньоны.
Андреева-Доглядная М. Водопад

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Наша планета Земля – планета воды. Более ¾ поверхности Земли занимают воды океанов, морей, озёр и льдов, поэтому из космоса наша планета выглядит голубой. Кажется, что беспокоится не о чем – уж чего-чего, а воды хватает. Но странная вещь: не всякую воду мы пьём. Со времён первых мореплавателей самым ценным грузом на корабле была пресная вода. Чем же объяснить жажду человечества при таких огромных запасах воды?
Дело в том, что большая часть воды – это солёная вода морей и океанов, которую пить нельзя. Часть пресной воды надёжно «заморожено» в ледниках и в виде пара содержится в атмосфере. Поэтому готовой к употреблению доступной пресной воды, которая находится в реках, озёрах и под землёй очень мало. Если всю воду Земли представить в виде литровой банки с водой, то, набрав оттуда пипеткой воды, мы увидим доступные пресные воды планеты. А их, как вы можете убедиться сами, очень мало. (Ведущий показывает литровую банку с водой и пипеткой набирает оттуда воду).

Катерок «Чижик» снова отправляется в путь.
(Просмотр фрагмента из мультфильма «Катерок»).

Конкурс 2. Остров Водных животных
На этом острове есть озеро, в котором живут разные животные. Давайте познакомимся с ними поближе. (Дети отгадывают загадки о животных пресных водоёмов, аведущий рассказывает о них).
1. В водных зарослях живёт,
Страшный хищник пресных вод,
Рыбу ест, лягушек тоже,
Угадайте, это кто-же? (Щука)
Щука – самый известный и крупный хищник наших водоёмов. Недаром её зовут «водяным волком». В отличие от настоящих волков щука охотится не стаями, а в одиночку. Она караулит добычу в засаде, спрятавшись среди водных зарослей, а затем неожиданно набрасывается на проплывающую мимо беспечную рыбку. Пасть щуки – очень страшное оружие. Зубы у неё острые и загнуты назад. Морда похожа на крокодилью. Из такого капкана добыче уже не вырваться. Щуку часто называют подводным санитаром, так как она питается не только живой, но и мёртвой рыбой. Щуки – долгожительницы. Некоторые из них доживают до 100 лет.

2. Рыба полосатая,
Хищная, опасная,
Ловит маленьких мальков,
Красный цвет у плавников! (Окунь)
На теле окуней отчётливо видны чёрные и белые полоски, за это в народе их называют «матросиками» или «морячками». Плавники и хвост у них красного цвета. Окуни в отличие от щук охотятся стаями. Они загоняют в круг свою добычу, а затем хватают сбившихся в панике в плотный ком мальков. Главная их пища - мелкая рыбёшка и икра; крупные окуни любят раков.

3. Все движутся вперёд,
А он наоборот,
Он может два часа подряд.
Всё время пятиться назад. (Рак)
У раков пять пар конечностей. Четыре из них – это ходильные ноги, а пятая пара – клешни. Своими клешнями рак защищается и ловит добычу. Усами он ищет себе дорогу. Пятиться назад ему помогает хвост. У каждого рака имеется своя отдельная нора или даже несколько нор, вырытых в стенке берега. В реках с каменистым дном, раки укрываются под камнями, делая под ними углубления. При опасности, а также на зимовку, они закапываются в ил. Живут раки очень долго - не один десяток лет. Всеядны, но кормятся, в основном, мёртвыми животными, попавшими в воду. Раки могут жить только в чистой воде. Если люди будут беречь водоёмы от загрязнений, то в них будут обитать раки.

4. У воды живёт плутовка
И скрывается так ловко,
Что беднягам мухам, мошкам
Не уйти от этой крошки. (Лягушка)
Весной в прудах и болотах слышно, как поют лягушки. В это время проходят лягушачьи свадьбы. Немного позднее на водных растениях можно увидеть икру лягушек, из которой потом появляются головастики – личинки лягушек. Сначала они совсем не похожи на взрослых лягушек. Но постепенно у них вырастают лапки, исчезает хвост, и они становятся лягушатами. Лягушки приносят большую пользу в природе: поедают комаров, очищают воду, являются кормом для речных птиц, а ещё лягушки украшают реку своим пением – кваканьем.

5. Есть такой на свете жук –
Может в воду прыгнуть вдруг.
Но не тонет жук-храбрец,
Плыть умеет… (Плавунец)
По названию этого жука можно догадаться, что он хороший пловец. Этот жук – хищник. Сам маленький, а питается головастиками и мальками рыб.

6. Кровь пью,
А жизнь даю. (Пиявка)
Пиявок с древности использовали для того, чтобы убрать «излишки» крови и понизить кровяное давление. Сейчас это делают редко. Раньше во многих странах медицинских пиявок вылавливали и специально разводили тоннами. Вспомните Дуремара из сказки про Буратино, который ловил в пруду пиявок и продавал их. Пиявки, живущие в водоёмах, присасываются медленно. Поэтому, во время купания, бояться их не стоит. К тому же медицинские пиявки сейчас встречаются редко, а другие виды пиявок к человеку не присасываются. Кровь жертвы в кишечнике пиявок переваривается долго, поэтому они способны на длительные голодовки.

7. Я в пруду живу,
На себе свой дом ношу. (Прудовик)
Прудовые улитки (прудовики) живут в прудах, небольших озерах или в затонах рек, где, особенно в тихий солнечный день, они оживленно ползают по дну или по прибрежной растительности. Также они часто плавают на поверхности водоёма, повиснув на поверхностной водяной плёнке. Питаются растениями. С помощью мускулистого языка, покрытого шипиками, они скоблят стебли и листья подводных растений. В случае опасности прудовики прячутся в раковину.

8. В воде родится,
А воды боится. (Стрекоза)
Летом над водой можно увидеть много летающих стрекоз. Эти насекомые живут на суше, но размножаются в воде. На водные растения в стоячих или медленнотекущих водоёмах они откладывают свои яйца. Из них потом появляются личинки стрекозы – наяды. Они очень опасные хищники. Охотятся на головастиков, мальков рыб, личинок других насекомых.

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Человек может без пищи прожить около сорока дней, а без воды – лишь трое суток. Даже неприхотливый верблюд не может прожить без воды больше восьми дней. В 525 году до н. э. при переходе через Ливийскую пустыню в страшных мучениях погибло от жажды пятидесятитысячное войско персидского царя Камбиза II – войско, которое не мог одолеть ни один враг. Вот что значит вода в жизни человека!

Продолжаем наше путешествие на катерке.
(Просмотр фрагмента из мультфильма «Катерок»).

Конкурс 3: Остров Водных растений
На этом острове есть небольшой, заросший разными водными растениями пруд. Совершим прогулку на пруд.
На берегу пруда топко. Вода стоит у самой поверхности. Здесь заросли различных осок. Это осока острая. Осоку острую некоторые ботаники ещё называют изящной из-за красивых длинных листьев. Листья у неё длинные, тёмно-зелёные и очень острые. Они крепкие и жёсткие – как лезвия. На краях – мелкие зубчики. Такие листья сорвать невозможно – обрежешь руку.
Посмотрим подальше от берега. Там на ровной водной глади можно увидеть красивые водяные белые лилии. Лилии вернее называть кувшинками, потому что плоды у них похожи на маленькие крыночки-кувшинчики. У них круглые кожистые плавающие листья. Лилии – как часы: к вечеру закрывают цветки и окунаются под воду, а утром снова появляются на поверхности и раскрываются. Лилии растут вперемежку с жёлтыми кубышками. У них листья в отличие от листьев лилий не круглые, а с заострённым кончиком. Ни лилии, ни кубышки в букеты рвать не стоит, так как эти растения редкие. К тому же они, в отличие от наземных цветов, в вазе с водой стоять всё равно не будут, а сразу завянут.
Недалеко от берега можно увидеть растение, которое вы наверняка знаете. Это рогоз широколистный. Он хорошо известен по чёрно-коричневым початкам, которые образуются к осени на верхушке стебля. В народе его часто называют камышом, но это неправильно. В одной известной песне есть такие слова: «Шумел камыш, деревья гнулись». Это, скорее всего, о рогозе. Так как камыш шуметь не может, а вот широкие листья и толстые трубчатые стебли рогоза, колышимые ветром, могут издавать шум.
А это камыш озёрный. Он отличается от рогоза – стебли у него без листьев, как трубки, заострённые и закрытые с верхнего конца. На стебле-трубке сбоку как бы прилеплена кисточка тёмно-коричневых сухих плёнчатых цветков. Среди плёнок – тычинки и пестики.
Всю поверхность пруда покрывает тоненькая зелёная плёнка. Это заросли ряски – самого маленького цветущего растения. Ряска представляет собой зелёный лист около 1 см в диаметре, от которого снизу отходит небольшой корешок. Ряска идёт в пищу свиньям, курам и уткам («утиная трава»). Она относится к числу ценнейших кормовых, пищевых и лекарственных растений.

У нас в библиотеке есть много книг о воде, водных растениях и животных. (Ведущий делает обзор книг с выставки «Чистый голос воды»). Все эти книги вы, ребята, можете взять почитать домой.

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Тело взрослого человека на 70 процентов состоит из воды. Ещё больше воды в теле ребёнка. При весе 40 килограммов в нем 34 килограмма воды. Вода есть в каждой клетке нашего организма, во всех тканях и органах. Больше всего воды содержится в крови человека. Меньше всего воды в костях.

Катерок «Чижик» вновь спешит продолжить свой путь.
(Просмотр фрагмента из мультфильма «Катерок»).

Конкурс 4. Сказочный остров
На этом острове собрались герои сказок, которые сами живут в воде или сюжет сказки связан с водой.
1. Какая рыба исполняла желания Емели? (Щука, «По щучьему велению»)
2. Как зовут одного из героев мультфильма «Лунтик и его друзья», который следит за порядком в пруду? (Пескарь Иванович)
3. Какая рыбка исполняла желания старухи в одной из сказок Александра Сергеевича Пушкина? (Золотая рыбка, «Сказка о рыбаке и рыбке»)
4. Героиня какой сказки Андерсена жила в море, а мечтала жить на берегу? («Русалочка»)
5. В какой русской народной сказке главный герой не послушался сестры, и вода его наказала? (Иванушка выпил воды из копытца и превратился в козлёночка; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Вода жизненно необходима всем живым существам на Земле: животным, растениям и человеку. Ребята, а вы любите воду? Для чего вам нужна вода? (Чтобы пить и мыться).
Кроме утоления жажды и мытья воду люди используют и для других целей.
Так, большое количество воды применяется в промышленности, особенно при изготовлении бумаги. Для производства целлюлозно-бумажному комбинату требуется столько воды, сколько необходимо для населения крупного города. Ведь для получения 1 тонны бумаги необходимо потратить 20 тысяч литров воды.
Вода нужна и в сельском хозяйстве для полива растений и для питья животных.
Реки, озёра и моря используются в качестве транспортных путей, ведь по ним ходят корабли и пароходы.
С помощью воды получают электрическую энергию. Для этого на крупных реках строят плотины и в них размещают гидроэлектростанции (ГЭС). Эти станции производят электроэнергию, которая по проводам поступает к нам в дома.

Нам пора снова отправляться в путь.
(Просмотр фрагмента из мультфильма «Катерок»).

Конкурс 5. Музыкальный остров
Здесь живут сказочные герои, которые любят петь. Отгадайте, кто они. (Звучат фрагменты песен. Нужно отгадать героя и название сказки или мультфильма).
1. Песня лягушки-путешественницы. (В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
2. Песня черепахи Тортилы. (А. Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»).
3. Песня о лягушке-царевне. (Русская народная сказка «Царевна-лягушка»).
4. Песня водяного. (Мультфильм «Летучий корабль»).
5. Песня Капитошки. (Мультфильм «Капитошка»).

Обычно о воде, особенно о пресной, не задумываются тогда, когда её много. Монгольская пословица гласит: «Человек не ценит воду, пока не иссякнет источник». И ведь, действительно, мы не слишком-то бережем воду, иногда плохо закрываем водопроводный кран. А ведь из неплотно закрытого крана за сутки вытекает 15 литров воды!
Вот как об этом написал поэт С. Я. Маршак:

Стали жить по новой моде,
Завели водопровод.
Речка спятила с ума –
По домам пошла сама!

А бывало, с перезвоном
К берегам её зелёным
Шли девицы за водой
По улице мостовой.

Подходили к речке близко,
Речке кланялися низко,
Здравствуй, речка – наша мать!
Дай водицы нам набрать!

А теперь иной невежа
Захотел водицы свежей –
Шевельнул одной рукой –
И вода бежит рекой!

Бережливым будь с водой!
Шевельни опять рукой.
И как только воду взял,
Хорошенько кран закрой!

(Просмотр мультфильма «Берегите воду»).

Ответьте на вопросы:
1. Куда делась вода из реки?
2. Что случилось с рыбами?
3. Что мы должны делать, чтобы такое не случилось на самом деле?
Представьте себе, что вдруг на Земле кончилась вода. Что тогда произойдёт, ребята? (Всё живое погибнет).
Ребята, давайте будем беречь воду: закрывать краны дома, не мусорить на водоёмах и, конечно же, хвалить и благодарить воду. Ведь как говорится: Без воды и ни туды, и ни сюды!
Спасибо за внимание! До новых встреч, ребята!

Литература
1. Вершинина Т. А., Воронина Т. В., Комогорцева М. В. и др. Подводный мир / Т. А. Вершинина, Т. В. Воронина, М. В. Комогорцева и др. ; художн. А. Н. Сичкарь, Л. В. Корнилова. – М. : РОСМЭН-ПРЕСС, 2005. – 72 с. : ил.
2. Герасимов В. П. Животный мир нашей Родины: Пособие для учителей / В. П. Герасимов. – М. : Просвещение, 1977. – 191 с. : ил.
3. Лопатина, А., Скребцова, М. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. Лопатина, М. Скребцова. – М. : Амрита-Русь, 2007. – 256 с. – (Образование о творчество).
4. Некрасов, И. Б. Капля камень долбит [Текст] / И. Б. Некрасов // Читаем, учимся, играем. – 2003. – № 12. – С. 83-87.
5. Парамонова, В. И. Кладовая природы [Текст] / В. И. Парамонова // Читаем, учимся, играем. – 2008. – № 12. – С. 91-95.
6. Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: Книга для учителя / В. В. Петров. – М. : Просвещение, 1991. – 207 с. : ил.
7. 1000 весёлых загадок для детей. – М. : АСТ, 2008. – 382 с.
8. Шустов С. У воды и под водой / С. Шустов. – Нижний Новгород: Доброе слово, 2012. – 112 с. : ил. – (Иллюстрированная энциклопедия о природе России).