Биографии Характеристики Анализ

Эсминец «Удалой. Эсминец «Удалой Эсминец удалой

Из них достроен только первый.

Большие противолодочные корабли проекта 1155
Проект
Страна
Изготовители
Операторы
Предшествующий тип Большие противолодочные корабли проекта 1134-Б
Годы постройки 1977 - 1991
Построено 12
В строю 8
Отправлено на слом 4
Основные характеристики
Водоизмещение 6930 (нормальное)
7570 (полное)
Длина 145,0 (по КВЛ)
163,5 (наибольшая)
Ширина 17,2 (по КВЛ)
19,0 (наибольшая)
Осадка 5,2 (средняя)
7,87 (по обтекателю антенны ГАК)
Двигатели 2 форсажных ГТД, 2 маршевых ГТД
Мощность 2х22 500 л. с. (форсажных ГТД)
2х9000 л. с. (маршевых ГТД)
Движитель 2 ВФШ
Скорость хода 32 узла (полная), 18 узлов (экономическая)
Дальность плавания 5000 морских миль на 14 узлах при наибольшем запасе топлива), 2400 миль на 32 узлах
Автономность плавания 30 суток (по запасам провизии)
Экипаж 220 (в том числе 29 офицеров)
Вооружение
Радиолокационное вооружение МР-145
РЛС «Фрегат »
Тактическое ударное вооружение 2 × 4 ракето-торпед ПЛРК «Раструб»
Артиллерия 2х1-100мм АУ АК-100 (1200 выстрелов)
2х1-45мм 21-КМ
Зенитная артиллерия 4х6-30 мм ЗАК АК-630
Ракетное вооружение 2 ЗРК «Кинжал » (64 ЗУР)
Противолодочное вооружение ГАК «Полином » (8 ПЛУР 85-РУ)
2х12-213мм РБУ-6000
Минно-торпедное вооружение 2х 533мм ТА ЧТА-53-1155 (8 торпед 53-65 К, СЭТ-65 или ПЛУР 83РН)
Авиационная группа 2 вертолёта Ка-27ПЛ
Медиафайлы на Викискладе

История разработки проекта

Проект большого противолодочного корабля проекта 1155 (шифр «Фрегат») был разработан Северным проектно-конструкторским бюро под руководством Н. П. Соболева и В. П. Мишина . По первоначальному ТТЗ (тактико-техническому заданию) 1972-1973 годов корабль проектировался как развитие сторожевых кораблей проекта 1135 с устранением недостатков последнего (в числе которых были: отсутствие вертолёта и несовершенство гидроакустических средств , не способных обеспечить целеуказание ПЛУР на полную дальность стрельбы - 90 км). Изначально планировалось ограничить стандартное водоизмещение БПК 4000 тонн, но в итоге от ограничений размеров отказались по причине внесения в ТТЗ требования размещения на кораблях проекта ГАК «Полином» нового поколения, имеющей бо́льшие массогабаритные характеристики, чем ГАК предыдущего типа «Титан-2 » и «Титан-2Т».

Конструкция

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка, полностью идентичная ГЭУ, установленной на сторожевых кораблях проекта 1135 «Буревестник», состоит из 2 ГТА (газо-турбинных агрегатов) М9, каждый из которых устроен так, что работает только на свою линию вала. Каждый агрегат включает в себя маршевый двигатель ГТД Д090 мощностью 9000 л. с. и форсажный ГТД ДТ59 мощностью 22 500 л. с. Предусмотрен аварийный пост управления форсажными ГТА; при нормальном функционировании всех систем корабля управление главными механизмами осуществляется с помощью пневмоэлектрической системы. Газовывод от ГТА осуществлён от каждого эшелона в 2 дымовые трубы: это позволяет, при необходимости, произвести агрегатную замену ГТД.

Электроэнергетическая система состоит из 4 (по 2 в носовом и кормовом машинных отделениях) газотурбогенераторов ГТГ-1250-2 по 1250 кВт, из которых по одному ГТГ в каждом из машинных отделений корабля имеют теплоутилизационные котлы, работающие на теплоотдаче уходящих газов ГТГ, которые дополняют паропроизводительность паровых котлов и обеспечивают паром общесудовые потребители.

Служба

Оценка проекта

После вступления в строй первых кораблей проекта 1155 и накопления опыта их эксплуатации на одном из совещаний у Главкома ВМФ С. Г. Горшкова в 1983 году был поставлен вопрос о недостатках проекта 1155. Таковыми считалось отсутствие на корабле ПКР, слабое зенитное и артиллерийское вооружение.

По результатам рассмотрения Главком ВМФ С. Г. Горшков принял решение о разработке модификации корабля с усиленным артиллерийским и управляемым ракетным оружием. Главным конструктором нового проекта 1155.1 стал В. П. Мишин, заместителями были назначены его помощники по проекту 1155, позже заместителем был назначен И. М. Шрамко, главным наблюдающим - Н. А. Андреев.

При сохранении практически всех кораблестроительных элементов в новом проекте противолодочный ракетный комплекс «Метель» был заменён на противокорабельный «Москит» , 533 мм торпедные аппараты - на универсальный противолодочный комплекс «Водопад» , а две 100-мм артиллерийских установки АК-100 на одну 130-мм АК-130 , реактивные бомбомётные установки РБУ-6000 - на ракетный комплекс противоторпедной защиты «Удав-1» , 30-мм автоматы АК-630М - на ЗРАК «Кортик» , а ГАК «Полином» - на ГАК «Звезда-2».

Для повышения мореходности, улучшения условий использования вооружения и комфортности экипажа на БПК проекта 11551 впервые установили успокоитель качки с неубирающимися рулями. По сравнению с ранее применявшимися успокоителями с выдвижными рулями, новый успокоитель стал занимать значительно меньшие объёмы, и был изготовлен в виде единого агрегата.

Сравнительная оценка по совокупности решаемых противолодочных, противоторпедных, ПРО-ПВО и противокорабельных задач БПК проекта 1155.1 и корабля проекта 1155 показывает, что БПК проекта 1155.1 превосходит своего предшественника в 1,3-1,4 раза и, по существу, является прототипом для перспективных многоцелевых кораблей охранения. Заложенные в нём инженерные решения и высокий модернизационный потенциал могут быть базовыми для создания новых (в том числе экспортных) вариантов, максимально учитывающих требования заказчика. В составе ВМФ России находится только один корабль этого проекта - «Адмирал Чабаненко» .

Сейчас это основные российские корабли дальней морской зоны - именно их отправляют в Аденский залив на борьбу с сомалийскими пиратами, которую Россия активно ведёт с 2008 года.

Как рассказал «Известиям» источник в главном штабе ВМФ, 30-летние БПК оснастят современными пушками А-192 «Армат» , ракетами «Калибр» и новейшим комплексом ПВО и ПРО с ракетами от С-400 «Редут» .

Благодаря такой переделке БПК станут фактически эсминцами и смогут уничтожать не только подводные лодки, но и надводные корабли, самолёты, ракеты и наземные объекты. То есть станут универсальными боевыми кораблями, - пояснил собеседник издания.

По его словам, модернизация БПК 1155, по предварительным расчётам, обойдется в 2 млрд рублей за каждый корабль, тогда как стоимость строительства нового эсминца сравнимого уровня начинается от 30 млрд рублей.

Адмирал в отставке Владимир Захаров пояснил «Известиям», что модернизация БПК 1155 позволит за короткий срок получить корабль, отвечающий всем насущным требованиям флота.

Новый эсминец дальней морской зоны, который сможет заменить «Удалых», появится не раньше 2020 года. Новых кораблей такого водоизмещения, как БПК 1155, пока ещё даже нет в проекте. А из современных кораблей такие функции, как у него, есть только у фрегатов проекта . Но они почти в два раза меньше, поэтому менее автономны - не могут отплывать далеко от базы - и несут меньше вооружения, - пояснил Захаров.

Представители проекта

Наименование б/н Верфь Зав. № Заложен Спущен В строю Флот Состояние Прим.
Удалой 637 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 111 23.07.1977 05.02.1980 31.12.1980 СФ Списан Утилизирован
Вице-адмирал Кулаков 626 ССЗ им. А. А. Жданова 731 04.11.1977 16.05.1980 29.12.1981 СФ В строю
Маршал Василевский 687 ССЗ им. А. А. Жданова 732 22.04.1979 29.12.1981 08.12.1983 СФ Списан Утилизирован
Адмирал Трибуц 564 ССЗ им. А. А. Жданова 733 19.04.1980 26.03.1983 30.12.1985 ТОФ В строю
Адмирал Захаров 513 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 112 16.10.1981 04.11.1982 30.12.1983 ТОФ Списан Утилизирован
Адмирал Левченко 605 ССЗ им. А. А. Жданова 734 27.01.1982 21.02.1985 30.09.1988 СФ В строю Заложен как «Хабаровск»
Адмирал Спиридонов 555 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 113 11.04.1982 28.04.1984 30.12.1984 ТОФ Списан Утилизирован
Маршал Шапошников 543 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 114 25.05.1983 27.12.1984 30.12.1985 ТОФ В ремонте

.
Цитата 1 : "Слабость противолодочного вооружения [эсминца пр. 956] должна была компенсироваться его использованием совместно с одновременно проектировавшимся БПК пр. 1155. Считалось, что при выполнении типовых задач такая пара будет превосходить пару новейших (в тот период) американских эсминцев типа Spruance . Создание полностью универ сального корабля (т. е. с развитым противолодочным вооружением) признавалось командованием ВМФ нерациональным из-за значительного роста водоизмещения" (Ю. Апальков, "Корабли ВМФ СССР", том II "Ударные корабли", часть I "Авиа несущие корабли. Ракетно-артиллерийские корабли", Галея Принт, СПб, 2003, стр. 76) .

БПК "Адмирал Левченко" и эсминец "Настойчивый", 28.06.2003 (фото с forums.airbase.ru от Пытливый808 )

Цитата 2 : "Выйти на уровень иностранного аналога (ЭМ типа "Спрюэнс" - А.Ш.) по возможностям ПЛО было невозможно из-за огромных размеров нового ГАК "Полином" и отсутствия уже на самом корабле всяких резервов, которые были израсходованы ранее на мощное артиллерийское вооружение (для огневой поддержки десанта - А.Ш.) и ЗРК "Ураган"... Учитывая эти обстоя тельства, было принято решение о создании системы из двух кораблей: корабля УРО и ПВО - пр. 956, и специализированного корабля ПЛО... - пр. 1155. По сути, планировались совместные действия в составе соединений и групп ЭМ пр. 956 и БПК пр. 1155. Предполагалось построить... по 50 кораблей обоих проектов" (В. Кузин, В. Никольский "Военно-морской флот СССР 1945-1991", Историческое Морское Общество, СПб, 1996, стр. 150) .


Превосходство системы "956 плюс 1155" над парой "Спрюэнсов" несомненно : трудносбиваемые сверхзвуковые "Москиты" против дозвуковых "Гарпунов" ("500-фунтовых бомб с моторчиком"), дальнобойный "Раструб" (50 км) против ASROC "а (9 км), эшелониро ванная ПВО "Ураган"/"Кинжал" (25/12 км) против "Си Спарроу" (20 км). Явным минусом было то, что при выходе из строя одного корабля система полностью теряла противокорабельную или противолодочную составляющую, однако при значительной числен ности корабельных соединений (заложенной в программу строительства ВМФ) этим обстоятельством можно было пренебречь.

Другими словами, несмотря на то, что оба проекта (956 и 1155) принято ругать , идея многоцелевой системы из двух кораблей была не столь уж глупа - особенно с учётом совместного использования с крейсерами пр. 1144 и 1164 с оперативно-тактическими ПКР "Гранит" и "Базальт" и ЗРК зональной обороны "Форт" под прикрытием истребительной авиации корабельного базирования.

Головные корабли пр. 956 и 1155 - "Современный" и "Удалой", как и их старший брат "Киров" пр. 1144 (первые отечественные БНК 3-го поколения), были переданы ВМФ в самом конце 1980 г. ("под ёлочку"), когда ещё строились "Спрюэнсы" (головной DD 963 вступил в строй 20.09.1975, 31-й DD 997 "Хейлер" - 05.03.1983), и когда ещё можно было говорить об определён ном паритете (если не о превосходстве СССР) в области надводного кораблестроения касательно неавианесущих кораблей основных классов. Всё изменилось после того, как 20.09.1986 в состав ВМС США вошёл 6-й крейсер типа "Тикондерога" CG 52 "Банкер-Хилл", оснащённый УВП MK 41, ставшей главным оружием всех последующих американских крейсеров и эсминцев.

Последовавшего за этим катастрофического отставания можно было бы избежать путём корректировки кораблестроительной программы в сторону постепенного сворачивания строительства 956-х и 1155-х с параллельной разработкой и запуском в серию "русского "Бёрка", однако Перестройка распорядилась иначе. Говорить об этом особенно обидно в свете того, что УВП, ставшие в наши дни безусловным стандартом в области морских вооружений, впервые в мире были установлены на БПК "Азов" пр.1134Б (1977 - ЗРК "Форт") и ТАРКР "Киров" (1980). Хотелось бы надеяться, что слово " Лидер ", ставшее шифром проекта перспективного рос сийского эсминца окажется пророческим .

Большие противолодочные корабли БПК проекта 1155 типа«Удалой, - самые многочисленные крупные надводные корабли ВМФ России, из оставшихся в строю (можно сказать от флота остались, рожки и ножки). После катастрофического сокращения финансирования многие постройки 1960-1970-х годов были списаны, и не только? тут =>> . Все фото кликабельны, представлены наиболее интересные фото БПК проекта 1155.

Напомню, захват доминирующих позиций в мировом масштабе на океанах и морях, никогда перед ВМФ СССР и его преемницей ВМФ России, не стоял . Но как морской державе, имеющей свои локальные интересы на определенных морских просторах, сильный флот необходим. Ключевые интересы, само собой в Черном море, но даже в большей степени в Арктике. Не пройдет и пятилетки (скорее даже меньше), и завершится борьба за Арктику. Незаметно, но она уже началась. Пока мы имеем, не смотря на все экономические коллизии, самый мощный военный флот, именно в акватории Северного Ледовитого океана. Это, чтобы было понятно, что наш флот далеко не самый мощный в мире, и даже не второй. Поэтому и требования к кораблям, узкоспецифичны, для выполнения определенных задач, не более того.

Одной из основных задач советско­го ВМФ в 1970-е годы являлась борьба с атомными подводными лодками - для этого ВМФ предполагал использовать свои подводные лодки- охотницы, базовые противолодочные самолеты и специализированные корабли. Последними и наиболее совершенными из надводных охотников за подлодками в океанской зоне стали разработанные в начале 1970-х годов корабли проекта 1155. Быстрый рост технических характеристик подводных лодок, особенно после перехода на атомные силовые установки, усложнил и до того, нелегкую борьбу с ними.

БПК Адмирал Чабаненко и американский ракетный крейсер Сан Хасинто в Средиземном море, 18 января 2008 г

В 1972 году флот выдал промышленности техническое задание на большой противолодочный корабль нового поколения, в котором было необходимо существенно увеличить возможности поиска и борьбы с новейшими АПЛ противника при одновременном усилении защиты от ПКР. Выполнение всех работ поручили Северному проектно-конструкторскому бюро (Ленинград), главным конструктором проекта был назначен Е. Третников, с 1977 года его сменил В. Мишин.
В результате противолодочникам потребовалось существенно увеличить как дальность обнаружения, так и дальность поражения. Эти системы, обладая значительными габаритами и весом (особенно в советских образцах, против этого не попрешь, с миниатюрностью проблемы были всегда), привели к неудержимому росту размеров и водоизмещения. Для примера, на большой противолодочный корабль БПК проекта 1155 тип Удалой надо было воткнуть гидроакустический комплекс «Полином», предыдущее поколение «Титан» и «Титан-2» ему уступало по всем параметрам. Так вот, масса комплекса «Полином» почти 800 тонн, размер подводного обтекателя (более пяти метров диаметра и 30 м в длинны) потребовали особых обводов корпуса в носовой части. Но обо всем по порядку.

90-е БПК "Удалой" в отстое, фото

Незавидна судьба первого корабля серии, после недолгой службы, выведен в резерв в 96, исключили из боевого состава флота в 2001г. После частичной разборки, затонул в 2002 году, недалеко от п. Белокаменка в Кольском заливе. В 2006 г поднят со дна и пущен на иголки.

Первоначально предполагалось в качестве основы при разработке проекта использовать хорошо отработанные и строившиеся большой серией БПК проекта 1135. Вначале имели место надежды уложиться в водоизмещение немногим более 4000 т, что позволило бы строить новую серию на старых стапелях. Предыдущее поколение к этому моменту «доросли» почти до 9000 т и казались чрезмерно большими и дорогими.
Однако новый гидроакустический комплекс, который требовалось разместить, базирование двух противолодочных вертолетов и другие обязательные требования по увеличению боевой эффективности заставили отказаться от ограничений, и в конце концов новый проект преодолел отметку в 7000 т полного водоизмещения. В корме обводы диктовались размещением двух вертолетов и соответствующей взлетно-посадочной площадкой. Как помним носовая часть изменена под гидроакустический комплекс «Полином».

На новых БПК использовали газотурбинную силовую установку. В тяжелые 1990-е годы оказалось, что такое решение позволило избежать многих проблем, возникших при эксплуатации котлотурбинных эсминцев проекта 956.

Хотя концепция использования ЭМ и БПК предполагала разделение обязанностей - первые в основном были ориентированы на противокорабельные задачи, а вторые на борьбу с ПЛ, по сравнению с БПК проекта 1134 на «Удалом» артиллерийское вооружение было заметно усилено.

Большой противолодочный корабль Адмирал Левченко Северный флот и норвежсий фрегат Otto Sverdrup, причал №1 в Североморске, 11 сентября 2009 г

Помимо перечисленного вооружения, установлены две 45-мм пушки, не имеющие хоть какой-то боевой ценности и используемые в качестве салютных. В системе Минсудпрома корабли проекта 1155 были известны под шифром «Фрегат». На флоте считают, что система пожаротушения проекта 1155 малопригодна для выполнения своих задач.

Так был сделан шаг в направлении создания универсального боевого корабля, что в условиях постоянного роста размеров и стоимости оказалось верным решением. Говоря проще, все таки получили, более менее универсальный корабль, на котором мы и вошли в 21 век, впрочем все еще и продолжаем идти.

В 1976 году ВМФ потребовал скорректировать технический проект 1155: было принято радикальное решение об увеличении боевых возможностей за счет еще одного вертолета, установки второй РЯС и улучшения эксплуатационных характеристик.
Особенности конструкции военных судов типа «Удалой» обусловливаются их предназначением: они создавались для борьбы с подводными лодками.

Наконец, 23 июля 1977 года на заводе «Янтарь» в Калининграде был заложен головной корабль «Удалой». Спустя несколько месяцев второй БПК, «Вице-адмирал Кулаков» начали строить на судостроительном заводе им. Жданова (Ленинград).

Вступление в строй «Удалого» припало на 31 декабря 1980 года. Всего за последующие 10 лет по первоначальному проекту построили 12 БПК, восемь из них- на «Янтаре». Все они вошли в состав Северного и Тихоокеанского флотов и после 1991 года перешли в ВМФ России.

Корабли проекта 1155 имеют стальной корпус с удлиненным полубаком и большим развалом шпангоутов в носовой части для компенсации негативного влияния обтекателя ГАС «Полином». Надстройки изготовлены с широким применением легких (алюминиевых и магниевых) сплавов. Имеется система успокоения качки, снижающая бортовую качку в три с лишним раза. Улучшена (по сравнению с предшественниками) обитаемость корабля с учетом возможности действий в различных по климатическим условиям районах. Для офицеров предназначены одно- и двухместные каюты, для мичманов - двух- и четырехместные, для матросов - кубрики на 12-14 человек. Имеются помещения для отдыха, занятий спортом, лазарет.
ГЛАВНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
МГЭУ та же, что и на СКР (ранее БПК) проекта 1135. В ее состав входят два автономных газотурбинных агрегата М9, работающих каждый на свой гребной вал. ГТА состоит из газовой турбины экономического хода Д090 мощностью 9000 л. с. и газовой турбины полного хода ДТ59 мощностью 22 500 л. с. Разделение на турбины экономического хода и форсажные вызвано тем, что наиболее экономичными для газовых турбин (в отличие от паровых или ДВС) являются режимы, близкие к полным оборотам. Таким образом, в большинстве случаев корабль может использовать оптимальные для выбранной скорости турбины - либо только экономические, либо обе одновременно при необходимости полного хода.

Слева последний БПК проекта 1155, «Адмирал Пантелеев», поднял флаг всего за несколько дней до распада СССР, справа Адмирал Трибуц, 33-й причал, Владивосток, 14 февраля 2008 г

По сравнению с паротурбинной (котло- турбинной) установкой газовые турбины имеют высокую удельную мощность, меньшие габариты, более просты в обслуживании. Не менее важным достоинством является возможность быстро перейти из выключенного состояния в режим полной мощности - у ГТД это время составляет 10-15 мин, в то время как у классической паротурбинной установки «подъем» паров занимает более полутора часов. Наконец, современные котлы с высокими параметрами пара (давление и температура) оказываются очень требовательными к качеству котельной воды, что в реалиях повседневной службы создает порой большие проблемы (от чего страдают ЭМ проекта 956 - современники и близкие им по размерам).

4-трубные 533-мм торпедные аппараты

Гидроакустический комплекс «Полином»
Ядром противолодочного комплекса БПК является ГАС «Полином» - подкильная поисковая ГАС кругового обзора и целеуказания. Огромные размеры обеспечили высокие данные - в частности, дальность обнаружения цели типа ПЛ составляет 40-50 км, в то время как станции предыдущего поколения имели дальность примерно в 5-10 раз меньше. В дополнение к антенне в носовой бульбе имеется и буксируемая МР760 «Фрегат-МА» - трехкоординатная РЛС с фазированной антенной решеткой предназначена для обнаружения воздушных и надводных целей и выдачи целеуказаний ракетным и артиллерийским комплексам. Антенны станции размещены на гиростабилизированной платформе. Максимальная дальность обнаружения воздушной цели составляет 300 км. МР350 «Подкат» - двухкоординатная РЛС для обнаружения низколетящих малоразмерных целей в условиях помех. На высотах до 100 м дальность обнаружения превышает 30 км. МР212 «Позитив» - РЛС сопровождения и подсветки целей ЗРК «Кинжал». Кроме этого, имеются РЛС иного назначения (навигационные, управления огнем артиллерии МР-114 «Лев-114») антенна переменной глубины. Помимо подлодок, «Полином» способен обнаруживать торпеды и якорные мины. Корабли проекта 1155 - самые маленькие, оснащенные этой ГАС.

РАДИОЛОКАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
УРК-5 «Раструб-Б» - универсальный ракетный комплекс для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями.
Стреляет ракето-торпедой, которая доставляет в район цели малогабаритную торпеду УМГТ-1. Максимальная дальность стрельбы - 55 км. Счетверенные пусковые устройства располагаются побортно под ходовым мостиком. Автоматическая артустановка АК-100 калибра 100 мм предназначена для стрельбы по воздушным, морским и наземным целям. Башня имеет противоосколочное бронирование, сохранена возможность ручного заряжания. Дальность стрельбы - 21,5 км, скорострельность - 60 выстр./мин. Постоянное охлаждение ствола обеспечивается забортной водой.

Автоматическая 6-ствольная 30-мм АУ АК-630М предназначена для борьбы с воздушными и легкими морскими целями на дальности до 5000 м. Основное средство борьбы с ПКР на малых дистанциях. Скорострельность 4000-5000 выстр./мин. «Кинжал» - зенитный ракетный комплекс для уничтожения воздушных целей (включая низколетящие). Дальность стрельбы - 12 км. Ракеты размещаются в подпалубных пусковых контейнерах с вертикальным стартом. В конусе 60° «Кинжал» может обстреливать до четырех целей и наводить на них (для повышения вероятности поражения) до восьми ракет. Все вооружение корабля управляется боевой информационно-управляющей системой «Лесоруб-55», использующей информацию от РЛС и иных средств обнаружения. БИУС позволяет выделять приоритетные цели и использовать вооружение с максимальной эффективностью.

В настоящий момент в строю осталось всего восемь БПК (самые многочисленные корабли именно этого проекта) , поровну разделенных между Северным и Тихоокеанским флотами.

Более универсальный проект 11551

Вскоре после вступления в строй первых БПК проекта 1155 тип Удалой, стала очевидной возможность сделать комплекс вооружения заметно более сбалансированным, усилив противокорабельную и универсальную составляющие, одновременно заменив более совершенными системы ПЛО и ПВО. Артиллерия получила вместо двух 100-мм АУ одну двухствольную 130-мм АУ; появились восемь ПКР «Москит», а для ПВО в ближней зоне установили ЗРАК «Кортик». ПЛУР «Раструб» уступили место ПЛУР «Водопад», а реактивные противолодочные бомбометы РБУ-6000 - комплексу противоторпедной защиты РБУ-12000.

ГАК «Полином» заменили более новым «Звезда-2». Усовершенствованный таким образом корабль получил обозначение БПК проекта 11551; первый из предполагавшихся 10, заложили в 1990 году. Последовавшие события (перестройка и гласность, если кто не помнит) значительно затянули постройку, и в строй «Адмирал Чабаненко» вошел только в феврале 1999-го .

Он остался единственным представителем проекта 11551 , хотя этот вариант обладает заметно более высокими качествами по сравнению с оригинальными 1155-го. По мнению специалистов, БПК проекта 11551 представляет сбалансированный многоцелевой корабль, во многом превосходящий по боевым возможностям эсминец проекта 956, при этом лишенный недостатков последнего.

ТТХ большого противолодочного корабля БПК проекта 1155 тип Удалой

  • Водоизмещение, т: нормальное: 6945 полное: 7670
  • Размерения, м: длина: 162,8 ширина: 19 осадка: 5,2 (7,87 м по обтекателю ГАК «Полином»)
  • ГЭУ - 4 газотурбинные установки общей мощностью 61 ООО л. с.
  • (2 маршевых по 8000 л. с. и 2 форсажных по 22 500 л. с.)

Технические характеристики:

  • скорость, узлы: 30 (14 на маршевых ГТУ)
  • дальность, мили: 5700 (при 14 узлах)
  • Экипаж, чел.: 220

Вооружение:

  • противолодочное: 2 х 4 ПЛУР «Раструб-Б»,
  • два 12-ствольных реактивных бомбомета РБУ-6000;

артиллерийское:

  • две 100-мм АУАК-100,
  • две 6-ствольных 30-мм АУ АК-630М;

зенитное:

  • 2 ЗРК «Кинжал»;

торпедное:

  • два 4-трубных ТА калибра 533 мм;

авиационная группа:

  • два противолодочных вертолета Ка-27

Главкомат ВМФ решил превратить большие противолодочные корабли проекта 1155 в эсминцы

Как рассказал источник в главном штабе ВМФ, 30-летние БПК оснастят современными пушками А-192, ракетами «Калибр» и новейшим комплексом ПВО и ПРО с ракетами от С-400 «Редут».

— Благодаря такой переделке БПК станут фактически эсминцами и смогут уничтожать не только подводные лодки, но и надводные корабли, самолеты, ракеты и наземные объекты. То есть станут универсальными боевыми кораблями, — пояснил собеседник издания.

По его словам, модернизация БПК 1155, по предварительным расчетам, обойдется в 2 млрд рублей за каждый корабль, тогда как стоимость строительства нового эсминца сравнимого уровня начинается от 30 млрд рублей.

Адмирал в отставке Владимир Захаров пояснил «Известиям», что модернизация БПК 1155 позволит за короткий срок получить корабль, отвечающий всем насущным требованиям флота.

— Новый эсминец дальней морской зоны, который сможет заменить «Удалых», появится не раньше 2020 года. Новых кораблей такого водоизмещения, как БПК 1155, пока еще даже нет в проекте. А из современных кораблей такие функции, как у него, есть только у фрегатов проекта 22350. Но они почти в два раза меньше, поэтому менее автономны — не могут отплывать далеко от базы — и несут меньше вооружения, — пояснил Захаров.

Представитель ОПК, участвовавший в создании БПК, пояснил, что в 1970-е годы из-за достаточно габаритного бортового оборудования было решено разделить функции универсального корабля между двумя специализированными — ударным эсминцем стал проект 956 «Современный», а противолодочным — БПК 1155 «Удалой» с мощной гидроакустической станцией в носу.

Сейчас эсминцы практически выведены из эксплуатации из-за проблем с котлами — на ходу осталось всего три таких корабля. Их также готовят к модернизации. Вместе с обновленными БПК они составят основу океанской группировки российских ВМФ. При этом у США уже сейчас есть больше 40 универсальных эсминцев Arleigh Burke, способных топить подводные лодки, надводные корабли и поражать наземные цели крылатыми ракетами «Томагавк».

Техническое задание на проект модернизации будет разработано до конца года. Его поручили подготовить 1-му и 2-му центральным НИИ ВМФ. После этого флот объявит конкурс среди конструкторских бюро на лучший проект модернизации, а затем выберет завод, на котором корабли обновят. Ожидается, что это будет либо питерская «Северная верфь», либо калининградский завод «Янтарь».

Кроме вооружения БПК обновят ходовую часть, а также изменят центр тяжести, из-за которого на большом ходу корабль начинает задирать нос и бить днищем об воду (это явление называется «днищевый слемминг»).

В Северном проектно-конструкторском бюро, которое разрабатывало БПК 1155 и, скорее всего, получит заказ, рассказали, что для внедрения современных оружейных комплексов придется менять и корабельную систему управления, то есть практически всю электронику.

— Нужно еще посмотреть по габаритам, какие новые системы туда встанут вместо старых. Иначе придется ломать корпус, а это серьезно удорожит работы. Например, «Калибр» может встать на место «Раструба», а вот «Москит» — уже нет. Ну и, конечно, чтобы все это работало, нужно будет поменять всю электронную начинку, — пояснил представитель КБ.

По его словам, первый модернизированный БПК появится не раньше 2016 года: разработка головного проекта займет около 1,5 года — каждую деталь придется согласовывать с разработчиками и производителями комплексов вооружения, оборудования и других систем корабля. После этого еще от 2 до 4 лет будет дорабатываться технический проект модернизации — пошаговые инструкции для завода.

За 11 лет, с 1980 по 1991 год, было построено 13 БПК проекта 1155 (один из них по улучшенному проекту 1155.1). Кораблям присваивают имена российских и советских адмиралов. Сейчас в строю осталось восемь таких кораблей — четыре на Тихоокеанском флоте и столько же — на Северном. С пиратами ходили бороться пять из них — «Маршал Шапошников», «Адмирал Пантелеев», «Адмирал Левченко», «Адмирал Виноградов» и «Адмирал Чабаненко».

Один БПК 1155 — «Адмирал Харламов» — с 2006 года стоит в резерве. Ожидается, что именно с него начнут модернизацию всего проекта.

Справка

Корабли проекта 1155 "Фрегат" (Удалой) стали последним типом больших противолодочных кораблей отечественного флота. С 1972 года разработку этого проекта вело Северное ПКБ. Сначала он проектировался как сторожевой корабль, являющийся дальнейшим развитием серийно строящихся кораблей проекта 1135: с постоянным базированием противолодочного вертолёта Ка-252 (впоследствии Ка-27), усиленным противолодочным вооружением, размещением 30-мм зенитных автоматов, а также с обновлёнными РЛС и ГАС. Стандартное водоизмещение корабля ограничивалось до 4200 тонн исходя из условий его постройки на тех же стапельных местах завода «янтарь» (ранее завод 820), где строились корабли проекта 1135. Разработка в 1974 году эскизного проекта 1155 на базе проекта 1135 (главный конструктор Н.П.Соболев) показала, что данное водоизмещение корабля может быть получено лишь при размещении на нём ГАС того же класса, что и на сторожевом корабле проекта 1135.

Установка же более совершенного и мощного гидроакустического комплекса (с подкильной в носовом бульбовом обтекателе и буксируемой антеннами), обеспечивающего выход в первую дальнюю зону акустической освещённости, приводит к существенному (на 25%) росту водоизмещении я и главных размерений до пределов, исключающих возможность строительства корабля на указанных стапельных местах. Но поскольку новый ГАК значительно повышал эффективность противолодочных действий корабля, при утверждении эскизного проекта 1155 в мае 1975 года было решено дальнейшее проектирование вести без учёта ограничений по стапельным местам и с одновременным усилением средств ПВО за счёт замены ЗРК «Оса-М» на ЗРК «Кинжал» и увеличения числа 30-мм зенитных автоматов АК-630М с двух до четырёх.

В 1975 году технический проект 1155 был разработан Северным ПКБ (главный конструктор Е.И.Третников, затем В.П.Мишин) уже как для большого противолодочного корабля. А на заключительном этапе ВМФ принял достаточно радикальное решение о дальнейшем наращивании боевых качеств корабля за счёт базирования ещё одного вертолёта, установки второй РЛС обнаружения воздушных и надводных целей и улучшения ряда эксплуатационных характеристик. Для этого в 1976 году потребовалось корректировка технического проекта. В результате полное водоизмещение корабля достигло примерно 7600 тонн. Энергетическая установка была принята газотурбинной по типу проекта 1135, но мощностью 62000 л.с. (с перспективой увеличения до 72000 л.с.). Скорость полного хода превысила 29 узлов. В итоге корабль проекта 1155 по своим основным ТТЭ стал преемником больших противолодочных кораблей проекта 1134А и 1134Б, но на новом качественном уровне.

Постройка кораблей проекта 1155 велась на заводах «Янтарь» (восемь единиц) и имени Жданова (четыре единицы). Головной корабль «Удалой» был заложен в Калининграде 23 июля 1977 года и сдан ВМФ 31 декабря 1980 года., 12-й корабль серии «Адмирал Пантелеев» - в 1991 году.

Последний, 13-й корабль «Адмирал Чабаненко» строился по улучшенному проекту 11551 (главный конструктор В.П.Мишин), разработанному в 1983 году. В нём предусматривалось размещение ПКРК «Москит» с восемью ПКР за счёт замены ПЛРК «Метель» («Раструб») на новый комплекс «Водопад», двух 100-мм артустановок АК-100 на одну 130-мм АК-130 и РБУ-6000 на РК ПТЗ «Удав-1». Одновременно усиливались средства ПВО-ПРО путём замены 30-мм автоматов ЗКБР «Кортик», а также значительно обновлялось радио- и гидролокационное вооружение.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, тонн
. стандартное
. полное
-
6 930
7 570
Основные размерения, м
. длина наибольшая (по КВЛ)
. ширина наибольшая (по КВЛ)
. осадка наибольшая (средняя)
-
163,5 (145)
19 (17,2)
7,8 (5,2)
Главная энергетическая установка:
. 2 маршевых газовых турбины М- 5
. 2 форсажных газовых турбины ГТУ-12
суммарная мощность, л.с. (кВт)
. 4 газотурбогенератора, мощность, кВт
ГГТУ М-9
-
1 6 000 (11 760)
-
45 000 (33 080)
4 Х 1250
2 вала; 2 гребных винта -
Скорость хода, уз:
. наибольшая
. экономическая
-
29...30
18
Дальность плавания, миль (при скорости, уз) 5700 (18)
2600 (29)
Автономность, сут. 30
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) 220 (29)

ВООРУЖЕНИЕ

Противолодочное ракетное:
. ПУ КТ-Р-1134А ПЛРК РПК-3 «Метель» или
ПУ КТ-100М-115 УРК-5 «Раструб-Б»
ПЛУР 85-Р или 85-РУ (SS-N-14 «Silex »)
-
-
2 Х 4
8
Зенитное ракетное:
. УВП СМ-9 ЗРК «Кинжал» не на всех кораблях
ЗУР 9М330-2 (SA-N-9 «Gauntlet»)
-
8 Х 8
64
Артиллерийское:
. 100-мм АУ АК-100
. 30-мм ЗАК АК-630
-
2 Х 1
4 Х 6
Торпедное:
. 533-мм ТА ЧТА-53-1155
торпеды 53-65К и СЭТ-65
-
2 Х 4
8
Противолодочное:
. РБУ-6000 «Смерч-2»
РГБ-60
-
2 Х 12
96
Минное:
. может нести мины на верхней палубе
-
6...26
Авиационное:
. вертолёты Ка-27ПЛ/ РЦ («Helix-A/C »)
-
2

РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ

БИУС . «Лесоруб-55 »
РЛС общего обнаружения 2 х МР-320/ 320М «Топаз(-В)» (Strut Pair) или
1 х МР-760 «Фрегат-МА» (Top Plate) и
1 х МР-360 «Подкат»
РЛС обнаружения НЦ 3 х «Волга» (Palm Frond)
ГАС . ГАК «Полином» с носовой бульбовой (Horse Jaw) и буксируемой (Horse Tail) антеннами
средства РЭБ . «Старт-2» (2 Bell Shroud; 2 Bell Squat; 4 Foot Ball)
комплексы выстреливаемых помех 2 Х 2 ПУ ЗиФ-121 ПК-2
8 Х 10 ПУ ПК-10 «Смелый»
оптико-электронные приборы 2 х н/ д
РЛС управления огнем 2 Х «Муссон» (Eye Bowl) для ПЛРК
2 Х 3Р95 (Cross Sword) для ЗРК «Кинжал»
1 Х МР-142 «Лев-215» (Kite Screech) для 100-мм АУ
2 Х МР-123 «Вымпел» (Bass Tilt) для 30-мм ЗАК
средства радионавигации 2 Х «Привод-В» (Round House) для вертолетов
1 Х (Fly Screen B)
средства связи . «Тайфун-2С» или «Буран-5»
РЛС госопознавания . (Salt Pot A и B)
Общие характеристики Длина (м): 163 Ширина (м): 19,7 Водоизмещение (тонн): 8900 Скорость (узлов): 29 Запас хода (миль): 3500 Экипаж: 249 Вооружениe Орудия: 2 АК-100 Торпедные аппараты: 8 533 мм Вертолеты: 2 КА-27 Системы ПВО Противо-воздушная оборона : 2 Кортик
4 AK-630 Мины: 26 ПЛК Противолодочные комплексы : 2 РБУ-6000
8 Метель/Раструб-Б УВП Установка вертикального пуска (ячеек): 64 Кинжал

Основным противолодочным кораблем дополнявшим 956 Современный должен был стать новый "1155 Удалой". Первоначально разрабатывался как улучшенный вариант БПК , имея цель ликвидацию его основных недостатков: отсутствие вертолета и сравнительно малая дальность действия гидроакустических средств, не обеспечивающая целеуказание ПЛУР на полную дальность.

В процессе проектирования авиационное и зенитно-ракетное вооружение было усилено, установлен ГАК Гидроакустический комплекс "Полином", вместо ЗРК Зенитно-ракетные комплексы Оса/Oca-M размещен многоцелевой ЗРК Зенитно-ракетные комплексы Кинжал и другие новые образцы техники и вооружения. По требованию ряда ученных ЦНИИ им. Крылова, вместо варианта развития бульба была принята новая торпедообразная форма. К сожалению, эта конструкция отрицательно сказалась на мореходности, так как вызывала днищевый слеминг и сильное брызгообразование затруднявшее использование оружия. На корабле было обеспечено базирование двух вертолетов Ка–27. Они размещались в двух полуутопленных ангарах.

В качестве РЛС Радио-локационная станция обнаружения воздушных целей на первых двух кораблях устанавливались "Топаз" и "Топаз-В", а на остальных кораблях "Фрегат-МА" и "Подкат".

Двухвальная главная энергетическая установка была полностью идентична и включала маршевый и форсажный двигатели на каждом валу. Отличие заключалось в увеличении мощности как маршевого, так и форсажного двигателей.

Неудовлетворительные темпы поставок ЗРК Зенитно-ракетные комплексы Кинжал привело к тому, что первые корабли серии сдавались без него, последующие сдавались лишь с одним комплексом и только на последних кораблях устанавливались оба ЗРК Зенитно-ракетные комплексы в полной комплектации.

Создание системы из двух кораблей 956 Современный и "1155 Удалой" хотя и было частично реализовано, но не вызывало восторга у специалистов, а в конечном счете и у руководства ВМФ Военно-морской флот . Поэтому постоянно велись поиски возможности создать в ограниченном водоизмещении многоцелевой корабль объединяющий возможности 956 Современный и "1155 Удалой" . Однако из этого ничего не получилось, ибо простое сложение номенклатуры оружия и вооружения без определенного компромиса вело к резкому возростанию водоизмещения. Проводимые иследования показали, что создание многоцелевого корабля возможно только на путях унификации оружия и вооружения. Еще в конце 70-х годов специалистами предлагались различные варианты универсальных пусковых установок и многофункциональных систем управления, создаваемых уже на элементах уже имеемых или разрабатываемых образцов оружия и вооружения. Никаких научных или технических проблем здесь не существовало. Нужны были лишь организационные решения направленные на изменение порядка разработки систем вооружения. Однако руководство ВМФ Военно-морской флот , в лице С.Г. Горшкова, на это не пошло. Главком не пожелал проводить такую реорганизацию, всегда связанную с интригами и очередным ущемлением интересов моряков в "сухопутном" министерстве обороны СССР под воздействием всесильной промышленности.

Подобные исследования в США привели к созданию в 1983 году первого многоцелевого корабля - крейсера Тикондерога . На этом корабле впервые были применены унифицированные пусковые установки использующие ПКР Противокорабельные ракеты , ЗУР Зенитная управляемая ракета , ПЛУР Противолодочная управляемая ракета и СКР Сторожевой корабль , а также установлена многофункциональная система "Иджис". Эти крейсера послужили прототипом ЭМ Эскадренный миноносец нового поколения в США и Японии. Именно после появления этого поколения кораблей началось научно-техническое отставание надводного флота СССР. Обиднее всего что никаких объективных причин для этого не было, была лишь воля отдельных руководителей компетенция которых мягко говоря была не на уровне. Уйдя от дел эти руководители оставляли после себя себе подобных. Поэтому и в 90-х годах продолжалось строительство морально устаревших кораблей.

Удалой1980 Вице-адмирал Кулаков1981 Маршал Василевский1983 Адмирал Захаров1983 /1994

17 февраля 1992 года противолодочный корабль "Адмирал Захаров" совершал переход с места базирования поселок Тихоокеанский во Владивосток, для прохождения на Дальзаводе давно требовавшегося ремонта энергетической установки. Во время этого, казалось бы, совсем типичного перехода, в проливе Аскольд в кормовом машинном отделении противолодочного корабля возникла аварийная ситуация в 11:45 приведшая к взрыву турбины. В момент взрыва погиб один моряк, части разрушенной турбины пробили наружную обшивку ниже ватерлинии. В результате образовалась подводная пробоина размером 40 на 60 см. Кроме того, произошло возгорание масла и топлива. Вскоре пламя охватило значительную часть внутренних помещений противолодочного корабля, который, к тому же, остался без хода и электроэнергии. Собственными силами экипаж противолодочного корабля "Адмирал Захаров" справиться с объемным пожаром уже не мог. Для этой цели на борьбу с огнем были привлечены находившиеся поблизости морские суда. Были задействованы аварийные партии, находившиеся в городе, а также корабли, которые стояли на ремонте в Дальзаводе.

Тушение пожара осложнялось наличием на борту противолодочного корабля боезапаса и особенностями самого БПК Большой противолодочный корабль , из которых были выполнены внутренние конструкции корпуса и надстроек. Во избежание взрыва погреба, где располагались боеприпасы установок AK-630 , было принято решение постоянно охлаждать забортной водой. Борьба за живучесть корабля продолжалась в течение полтора суток. Только к вечеру 18 февраля пожар удалось полностью потушить. Пострадавший противолодочный корабль на буксире был доставлен в одну из бухт Владивостока.

Планы по ремонту и вводу противолодочного корабля в строй остались нереализованными из-за недостаточного финансирования. Осенью 1994 года начались работы по подготовке к его разборке на металл, что и было осуществлено на судоремонтном заводе в бухте Чажма.

Адмирал Спиридонов1984 Адмирал Трибутц1985 Маршал Шапошников1985 Североморск1986 Адмирал Левченко1988 Адмирал Виноградов1988 Адмирал Харламов1989 Адмирал Пантелеев1991


72 Kb
84 Kb
91 Kb 96 Kb
97 Kb
97 Kb
97 Kb
98 Kb