Биографии Характеристики Анализ

Евгений ильин биография. Евгений Ильин - Психология надежды

Первая глава сравнительного анализа будет посвящена становлению политического курса второго поколения председателей КНР – правлению Дэн Сяопина. Главной задачей является проследить этапы теоретической и практической составляющей политики «открытости», которая началась в 1978 году, обозначить цели и реальные результаты реформ.

Дэн Сяопин, родившийся в 1904 году в провинции Сычуань, является представителем второго поколения руководителей КНР. Начав свою политическую карьеру ещё во времена Мао Цзэдуна, в 1957 году он был назначен на пост генерального секретаря ЦК КПК. В период «культурной революции» 1967–1977 Дэна снимают со всех постов, и он направляется на тракторный завод простым рабочим. Кульминацией политической карьеры Дэн Сяопина становится смерть Мао и арест «банды четырёх» в 1977 году, после чего Дэн фактически становится лидером страны, хотя должность премьера Госсовета КНР занимает Хуа Гофэн, а сам он с 1981 г. занимает должность председателя Центрального Военного Совета КНР.

Историю развития политической концепции Дэн Сяопина стоит начать с переломного момента для Китая, а именно с 3-его пленума ЦК КПК 11-го созыва в конце 1978 года. Однако краеугольным камнем в фундаменте экономических реформ явилось рабочее совещание ЦК КПК декабря 1978 года, на котором завершился этап подготовки к пленуму. Повестка дня содержала 3 вопроса: 1) как будет развиваться сельское хозяйство; 2) обсуждение плана развития народного хозяйства 1979 и 1980 гг.; 3) изучение и обсуждение речи Ли Сяньняня на совещании Госсовета по идейно-политическим вопросам 3 . В процессе совещания Хуа Гофэн (под давлением политической конъюнктуры, сформированной деятельностью Дэна) поднял вопрос о переносе с января 1979 года центра тяжести работы всей партии на социалистическое строительство и модернизацию 4 . Изначально эта проблема была поднята год назад Дэн Сяопином (и за год интегрирована в идеологию номинального руководства) и именно она стала центральной на 3-м пленуме 11-го созыва. ЦК КПК решил закончить этап критики «четвёрки» и завершить «массовую классовую борьбу», и сосредоточить все силы на модернизации хозяйства, провести реформу чрезмерно централизованной экономической системы, развивать сельское хозяйство, развивать социалистическую демократию и укреплять законность.

Дэн Сяопин сформулировал основные положения стратегии реформ. Они заключались в следующем: главная цель социалистической модернизации определялась как выведение Китая к XXI веку на уровень среднеразвитых государств по производству на душу населения. Путь модернизации – это ускоренный экономический рост, качественное обновление экономики и повышение её эффективности на базе развития научно-технического потенциала. Ещё в марте 1978 года был проведён Всекитайский форум по вопросам науки, на котором Дэн Сяопин заявил, что травля интеллигенции в предыдущие годы и подрыв науки, негативно сказались на развитии народного хозяйства. Подчёркивалась также важность положения о том, что «наука и техника являются производственной силой» 5 .

На 1-й сессии ВСНП 5-ого созыва была принята новая Конституция КНР, состоящая из 30 статей. Текст конституции состоял из основных положений Конституции 1975 года с привлечением формулировок Конституции 1954 года. Документ подтверждал преданность маоизму, а главной задачей государства называлось проведение «четырёх модернизаций», то есть превращение Китая в мощное государство к концу столетия с современным сельским хозяйством, промышленностью, обороной, наукой и техникой. В статье 13 говорилось о развитии дела просвещения и повышения культурного уровня народа. В следующей статье вновь появляется тезис, выдвинутый ещё Мао Цзэдуном – пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ. Восстанавливаются статьи и свобода научно-исследовательского, литературно-художественного творчества и другой культурной деятельности, а также о поощрении государством творческой работы граждан.

В 1979 году были выдвинуты 4 принципа: 1. отстаивать социалистический путь развития, 2. отстаивать диктатуру пролетариата, 3. отстаивать руководство со стороны Компартии, 4. Отстаивать идеи марксизма-ленинизма и идеи Мао Цзэдуна. Государственной основой признан был социализм, потому что он даёт возможность обеспечить концентрацию материальных и людских ресурсов для ускорения экономического развития. Однако «социализм строится с учётом китайской специфики, заключающейся в экономической отсталости страны, дефиците пахотных земель и других ресурсов, необходимых для развития страны с миллиардным населением» 6 .

Экономическую основу «китайского социализма» составляет общественная собственность на средства производства, но поощряется и развитие несоциалистических секторов экономики, включая частный сектор.

«Реформы и открытая политика – это средства осуществления модернизации, которые призваны привлечь иностранный капитал, включающий КНР в процессы глобализации экономики, и в конечном счёте повышающий мировую конкурентоспособность Китая» 7 .

По мнению Дэн Сяопина экономическая реформа должна обязательно сопровождаться и изменениями в политической системе. Политико-идеологическая надстройка характеризуется им как диктатура пролетариата под руководством Коммунистической партии Китая. Особое внимание уделялось повышению эффективности уже существующей системы представительных органов власти (собрания народных представителей всех уровней), упрощение и сокращение управленческого аппарата и т.п. Дэн Сяопин подчёркивал, что осуществление четырёх модернизаций (промышленности, сельского хозяйства, науки и обороны) невозможно без соблюдения четырёх принципов (верность социалистическому пути, диктатуре пролетариата, руководящей Компартии и марксизму-ленинизму и идеям Мао). Правящая партия определялась им как гарант обеспечения социально-политической стабильности, поэтому в центре внимания руководителей КПК находятся партийная дисциплина и усиление внутрипартийного контроля.

Одним из важнейших столпов модернизации Дэн Сяопина явилась деятельность партии по воспитанию «нового человека» в рамках создания социалистической духовной культуры, которые были сформулированы в 1983 году. Главной составляющей этой идеи являлись выработка у масс идеалов коммунизма и воспитание высококультурного и дисциплинированного человека.

Однако принимая во внимание важность различных аспектов реформирования, главнейшей и неотъемлемой частью программы являлось завершение процесса объединения страны по формуле «одно государство – два строя», предусматривающее сохранение в Сянгане, Аомэне и на Тайване, после их воссоединения с КНР, существующего там капиталистического строя» 8 . Вопрос о мирном объединении Тайваня с материковым Китаем также обсуждался в 1983 году. Предполагалось сохранение независимости Гоминьдана в вопросах внутренней политики, сохранение независимого суда, собственных вооружённых сил, однако внешнее представительство будет осуществляться КПК. При этом задачей «рыночного социализма» становится эффективное соединение общественной собственности с рыночной экономикой. Главные черты «социалистической рыночной экономики» включают: рыночное распределение ресурсов под макроэкономическим руководством государства; «многоукладность экономики при главенстве общественной собственности; расширение открытости китайской экономикии усиленное привлечение иностранных инвестиций» 9 ; создание эффективной системы социального обеспечения; реформа государственных предприятий и их превращение в полноценных рыночных субъектов; дифференцированность доходов (социально-экономический показатель, характеризующий степень неравномерности распределения материальных и духовных благ между членами общества).

«Социализм с китайской спецификой» предполагает умеренное развитие индивидуального, частного и иностранного сектора в качестве необходимых составляющих рыночной экономики и является органичной частью экономической системы начальной стадии социализма.

Однако анализируя терминологию реформ, можно увидеть, что у КПК не было ясной стратегии реформирования китайской экономики. В 1978 г. КПК объявила о создании «плановой экономики, дополненной регулированием рынка», с 1984 по 1987 годы целью экономических реформ стала «плановая товарная экономика», в 1987–1989 годах КПК приступила к строительству экономики, в которой «государство регулирует рынок, а рынок регулирует предприятия», а в 1993 году КПК стала использовать термин «социалистическая рыночная экономика с китайской спецификой».

Большое практическое значение при разработке Дэном реформ получили работы Чэнь Эньфу, У Цзинляня.

Известный китайский экономист У Цзинлянь в начале 1980-х гг. подготовил фундаментальное научное обоснование и практические рекомендации по реформе экономической системы. Центральной темой этих рекомендаций является постепенный переход от старой модели к новой, уменьшение сферы действия директивного плана с одновременным ослаблением контроля и оживлением обращения продукции и ресурсов. Он считал, что на первых порах необходимо учитывать показатели директивного плана и рыночные цены. Для преодоления ведомственной разобщённости предлагались меры, с одной стороны, по упрощению административных органов и расширению прав органов государственной власти на различных уровнях; с другой – по расширению хозяйственной самостоятельности предприятий.

В конце 1990-х гг. другой китайский учёный, профессор Шанхайского финансово-экономического университета, заместитель председателя научно-экономического общества Шанхая Чэнь Эньфу, подчёркивал, что центральными звеньями китайских реформ явились план, финансы и денежное обращение. Параллельно проводится политика расширения полномочий низовых органов власти, регионов и отраслей при сохранении централизованного руководства. Одними из основных условий реализации идеи создания регулируемого рыночного хозяйства стало предоставление хозяйственной самостоятельности предприятиям, за исключением оборонных и стратегических. По-мнению китайского учёного здесь решающую роль должны играть товарно-денежные отношения, а вторым условием является постепенное возведение отношений «государство-предприятие» в ранг отношений между, хотя и не полностью равноправными, но, по крайней мере, экономически самостоятельными единицами. То есть, другими словами, это можно назвать созданием системы государственного управления товарного производства с помощью государственных контрактов с товаропроизводителями на производство конкретных объёмов конкретной продукции.

Также необходимо создать «трёхуровневый механизм принятия хозяйственных решений, обеспечивающий защиту интересов государства, всех товаропроизводителей от мелких до крупных, и задействованных в них трудящихся: (а) государственный уровень − вопросы темпов экономического роста, соотношения фондов накопления и потребления, распределения капитальных вложений, регулирования максимального и минимального уровня банковских процентов за кредиты, платы за фонды, изменения части системы налогообложения потребителей, соблюдения социальных гарантий; (б) уровень предприятий – вопросы объёма и структуры производимой продукции, затрат на производство продукции, нахождение источников снабжения, рынка сбыта и т.д.; (в) уровень индивидуальной хозяйственной деятельности, то есть вопросы трудоустройства, индивидуального потребления, определения желаемого количества детей» 10 .

Практическое применение своей теории Дэн Сяопин начал с предприятий, которым было предоставлено больше хозяйственной самостоятельности и созданы условия для развёртывания роли рыночного регулирования в развитии предприятий. Данная система вводилась постепенно, и её введение началось с государственных предприятий в Сычуани, Шанхае и Пекине (впервые созданная на пекинском металлургическом комбинате «Шоуду», получившая название «гарантия, обязательство, проверка» 11 . Она содержала в своей основе принцип приоритета договорно-контрактных отношений между предприятием и вышестоящей организацией. Пункт «проверка» предусматривал систему жёсткого контроля за выполнением договоров и соответствующую систему административно-финансовых санкций.)

В 1982 году на XII Всекитайском съезде КПК Дэн Сяопин ставит цель: увеличить годовое производство промышленности с с/х продукции за 20 лет в 4 раза. Для развития деревни были введены разные формы подрядной системы. К примеру, существовал подряд на объём производства. Он подразумевал под собой форму хозяйствования, при котором «двор-подрядчик» (семья – низший «разряд» производителя) заключает с производственной бригадой (основной хозрасчетной единицей, выполняющей также роль посредника во взаиморасчетах между государством и единоличным сельхозпроизводителем) договор на выполнение конкретного производственного задания» 12 . Когда подряд на объём производства осуществляется в растениеводстве, то основная хозрасчетная единица – производственная бригада – выделяет «двору» необходимые ему землю, рабочий скот, орудия труда, семенной фонд и т.п.; в скотоводстве, соответственно – корма, пастбища, выгоны, орудия производства, услуги по переработке продукции. Перечисленное может служить как средством расчета после выполнения производственного задания, соответствующего договору или же, наоборот, предоставляться производственной бригадой в ходе производственного процесса в счёт будущего вознаграждения за выполнение договора.

Также внедрялся полный подворный подряд. При этой форме системы производственной ответственности в китайской деревне «двор-участник» также выступает в качестве подрядной единицы. Отличие ее от предыдущей формы состоит в том, что система оплаты результатов труда семьи-подрядчика по трудодням, использующаяся в первом варианте системы государственных подрядов, никаким образом, не учитывает произведенную сверх договорного объёма продукцию, которая полностью остаётся в распоряжении семьи.

В целом же, можно констатировать тот факт, что внедрение упомянутых систем было встречено крестьянами с огромным интересом, из-за очевидной материальной выгоды, а также значительной перспективности в свете всё большей либерализации китайского социалистического товарного производства.

«С конца 1980 года система семейного подряда стала распространяться на всей территории Китая, количество бригад, где был производственный или полный подряд крестьянского двора, выросло до 15–20%» 13 . И хотя государство поощряло распространение полного подряда, в 1982 году в Пекине был принят регламент, по которому крестьяне могли реализовывать на рынке лишь то количество товара, которое могли унести на себе или провезти на велосипеде. Запрещалось использование любых моторизованных транспортных средств.

Уже в 1983 году система дала значительную «положительную динамику: возросли доходы крестьян, а благодаря закреплению производственных заданий и ответственности за крестьянскими дворами, производство увеличилось на 30–50%» 14 , «производство промышленной и с/х продукции увеличилось на 8%» 15 .

Благодаря ведению «подворной» подрядной системы, к примеру, в провинции Аньхой, рост производства зерна увеличился с 15 до 43% 16 .

Следуя курсом либерализации, партком провинции Аньхой, потом и провинции Сычуань приняли постановление, которое разрешало крестьянам развивать подсобный промысел, торговать излишками, осуществлять систему «ответственности» за качество продукции и выполнение заданий.

Чтобы расширить связи с внешним миром и получить инвестиции в экономику Китая из-за рубежа, для увеличения экспорта и валютных поступлений, прежде всего для Сянгана и Аомэня, были созданы особые экономические зоны.

Для этого в 1979 году было принято решение «О некоторых вопросах всемерного развития внешней торговли для увеличения поступлений иностранной валюты». А немного позже «ЦК КПК и Госсовет в отношении провинций Гуандун и Фуцзянь, которые располагаются в непосредственной близости от Сянгана и Аомэня и отличаются наличием прочных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом (с эмигрантами-хуацяо ), решили проводить политику особых мер, направленных на поощрение их внешнеэкономических связей» 17 . В качестве эксперимента было задумано создать особые зоны в городах Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу (провинция Гуандун) и г. Сямэнь (провинция Фуцзянь), которые осуществляли бы разнообразную хозяйственную деятельность, включая переработку сырья зарубежных заказчиков и сборку изделий из их деталей, создание предприятий на основе смешанного или иностранного капитала.

Официально же решение о создании особых экономических зон (ОЭЗ) было принято в 1980 году на ПК ВСНП 5-ого созыва. «А в октябре 1980 была создана такая зона в Фуцзянь. В 1985 г. ОЭЗ создаются на реках Янцзы и Чжуцзян» 18 .

В 1988 г. начали создаваться ОЭЗ в 14-ти крупных приморских городах Китая, которые назвали зонами технико-экономического развития (ЗТЭР). В ЗТЭР были созданы тысячи СП (совместное предприятие) за счёт десятков миллионов долларов иностранных инвестиций. В том же 1988 году остров Хайнань получил статус провинции, и на его территории началось создание самой крупной в Китае ОЭЗ. На последующих этапах ОЭЗ Хайнань, Шэньчжэнь, Шаньтоу, Чжухай и Сямэнь расширили территории своего функционирования и были преобразованы в особые экономические районы (ОЭР).

В 1990 г. создаётся головная ОЭЗ, включающая г. Шанхай, район Пудун, несколько городов, расположенных вдоль реки Янцзы. В зоне за счёт иностранных инвестиций создаются финансовые компании, строятся супермаркеты, начинают функционировать фондовые биржи. Шанхай превращается в центр международных финансов, бизнеса и торговли. Кроме того, создается 13 беспошлинных зон.

В 1992 г. в 13-ти приграничных городах Китая создаются ОЭЗ приграничного сотрудничества, которые используют опыт приморских ОЭЗ. Эти зоны способствуют развитию приграничной торговли, в т.ч. с Россией, с которой у Китая наибольшая протяжённость границы.

Администрациям ряда ОЭЗ предоставлялись полномочия самостоятельно заключать контракты с нерезидентами, на основании которых они получали лицензии, сертификаты и осуществляли инвестиции. Все налоговые платежи оставались в распоряжении администрации ОЭЗ. Размер заработной платы в ОЭЗ регулировался администрацией ОЭЗ, которая была обязана устанавливать минимум заработной платы выше, чем за пределами ОЭЗ. «В годы создания ОЭЗ оплата труда работников, включая отчисления в фонды обязательного страхования, составляла до 75 долларов США в месяц» 19 . Такая дешёвая рабочая сила была привлекательной для иностранных инвесторов.

Стимулирование инвестиций достигалось не только упрощением административных процедур, но и существенными льготами по налогообложению. «Подоходный налог в ОЭЗ уменьшался на 40% и составлял 15%, а при контрактах длительностью более 10 лет, в первые 2 года получения прибыли налог не взимался, на 3-й год снижался на 50%, в последующие годы снижался на 10% при условии экспортирования более 70% произведенной продукции» 20 . При использовании инновационных технологий в первые 3 года подоходный налог снижался на 50%. Часть подоходного налога по решению местных властей могла возвращаться нерезиденту при инвестировании полученной прибыли в развитие ОЭЗ.

Импортная пошлина не взималась с импортируемых в ОЭЗ производственного и офисного оборудования, автотранспорта, потребительских товаров и электроприборов для персонала из зарубежных стран. При реализации внутри ОЭЗ продукции, предназначенной на экспорт, налог не взимался. Полученная иностранным инвестором прибыль в валюте могла выводиться за рубеж без уплаты налога.

Иностранные инвестиции защищались от рисков правовыми актами Китая, условиями контрактов с администрацией ОЭЗ и страхованием от политических рисков. Таким образом, всестороннее благоприятствование привлечению иностранных инвестиций привело к высокой результативности функционирования ОЭЗ и их дальнейшему развитию.

Результаты успешного функционирования ОЭЗ были налицо. Например, в 1980–1984 гг. ВВП в ОЭЗ Шэньчжэнь возрос в 6 раз, превысив в 4 раза темп роста ВВП в Китае. Такие темпы развития наблюдаются до настоящего времени, к 2012 г. Шэньчжэнь превратился в один из крупнейших мегаполисов страны с населением 14 млн. чел. Благодаря продуманной политике создания ОЭЗ Китай обогнал все страны мира по темпам ежегодного роста ВВП, которые в среднем составляют 9%, в 2011 г. превысил 10% экспорта на мировом рынке, увеличив его за годы реформ в 14 раз.

Сельскохозяйственная реформа, стимулируемая государством, также дала значительный эффект: летом 1979 года были подняты закупочные цены на 18 видов сельскохозяйственной продукции, в которые входили пшеница и хлопок. «А с 1983 года крестьянам разрешалось закупать сельскохозяйственную технику, создавать различные формы объединений предприятий, строить на паях склады, дороги, малые электростанции, был даже разрешён ограниченный наём рабочей силы» 21 .

Ход экономических реформ активно поддерживается политическими посылами, так в частности в 1979 году выходит постановление о прекращении навешивания ярлыков «помещик» и «богатей». А сам Дэн Сяопин заявляет, «что становиться зажиточным не преступление». 22 По мнению экономистов, период с 1978 до 1984 гг. это период самых быстрых темпов развития Китая.

Но, как известно, у каждой медали две стороны. Внедрение радикальных экономических реформ столь высокими темпами приносит целый букет проблем. Уже с середины 1980-х годов становится очевидным ослабление способности государства эффективно управлять макроэкономической обстановкой, что привело к дисбалансу в сферах производства и обращения. Общую ситуацию охарактеризовали на традиционный манер формулой «четыре слишком, один беспорядок» – «слишком большой общественный спрос, слишком быстрый промышленный рост, слишком большие кредиты и денежная эмиссия, слишком большой рост цен и беспорядок в экономике» 23 . По мнению экспертов, данная ситуация сложилась из-за переходного состояния экономики, определяемой заменой планово-директивного, административного механизма управления рыночным. И именно параллельное сосуществование этих механизмов не позволяло стабилизировать экономику. Но главной проблемой стала инфляция – суммарный спрос (инвестиционный и потребительский) был выше предложения. «Уже к 1987 году денежная масса возросла в 1,7 раза по сравнению с уровнем 1983 года, вместе с тем росли цены, а золотовалютные резервы страны сократились с 12,2 млрд. долл. в 1984 г. до 2,2 млрд. долл. в 1986 г.» 24 .

Сельское хозяйство к 1986 году стало отставать от промышленности. Отрасль по производству зерна стала слабым звеном в экономике, его экспорт сменился импортом. Дисбаланс выражался и в увеличении доходов крестьян и рабочих быстрее, чем росла производительность труда.

Создались все условия для проведения реформы цен, чтобы устранить дисбаланс. В 1989 году вышло постановление августовского заседания, где Политбюро сообщило, что государство будет контролировать малую часть цен и небольшое число товаров и услуг, все остальные цены будут регулироваться рынком. Но вместе с тем необходимо было регулировать заработную плату, чтобы не допустить снижения жизненного уровня рабочих и служащих.

Данное решение вызвало ещё больший хаос: «в городах и сёлах был скуплен весь товар, независимо от качества и цены. Поэтому уже через неделю Постоянный комитет Госсовета КНР объявил, что переход к рыночному регулированию почти всех цен рассчитан на 5 или более лет, и что в следующем году движение в этом направлении будет ограничено» 25 . Наряду с углублением реформ в экономике продолжалась либерализация общественно-политического климата. В марте 1985 года ЦК КПК принял «Постановление о реформе системы управления наукой и техникой», согласно которому технические достижения должны превратиться в товар и внедряться в производство, чтобы удовлетворять потребности развития страны.

Была проведена реформа системы высшего образования, были внесены изменения в методы преподавания в вузах общественно-политических дисциплин. Студентам было предоставлено право высказывать собственную точку зрения, расширилась самостоятельность учебных заведений и проведено реформирование содержания и методик образования.

Политическая сфера на деле не претерпела никаких значительных изменений. Вновь и вновь, в дополнение к тезису о «четырёх модернизациях», повторялась идея и о необходимости усиления партии. В октябре 1983 года на 2 пленуме ЦК КПК 12 созыва Дэн Сяопин заявил, что необходимо выявлять людей «трёх категорий», а именно тех, которые поддерживали Линь Бяо и Цзян Цин во время культурной революции. Также сообщалось о необходимости превращения партии в «боеспособную, марксистскую партию, в крепкое ядро, руководящее народом в процессе строительства социалистической материальной и духовной культуры» 26 .

Имя: Дэн Сяопин (Дэн Сяньшэн)

Государство: Китай

Сфера деятельности: Политика

Величайшее достижение: Реформы Сяопина помогли Китаю выйти из глубочайшего кризиса.

Китай дал миру (и самому себе в первую очередь) знаменитых людей – патриотов, стремившихся улучшить положение страны не только внутри, но и на международной политической арене. Зная всю подноготную, проблемы Китая, эти люди пытались создать новый Китай, отойдя от прежних постулатов и традиций. Удалось это или нет – покажет история. но есть одно имя, которое до сих пор в Китае почитается с трепетом. Речь идет о Дэн Сяопине.

Дэн Сяопин, китайский коммунистический лидер, был самой могущественной фигурой в Китайской Народной Республике с конца 1970-х годов до своей смерти в 1997 году. Он отказался от многих ортодоксальных коммунистических доктрин и попытался включить элементы системы свободного предпринимательства и других реформ в китайскую экономику.

Ранние годы

Будущий реформатор родился 22 августа 1904 года в семье состоятельного землевладельца. Его настоящее имя было Дэн Сяньшен (в студенческие годы он получил прозвище Сяопин – так называлась бутылка водки, которую было невозможно нормально уложить в сумку). В 1908 году умирает мать, и четверо детей остаются на попечение отца. Вскоре он женился второй раз, и у будущего лидера складываются отличные отношения с мачехой. В возрасте 16 лет Дэн вместе с 80 учениками гимназии отправляется во Францию, чтобы посмотреть на западную жизнь и получить более качественное образование. Тогда Дэн начал работать – официантом, пожарным, шахтером. Но самое главное было другое – во Франции Сяопин увлекся , которые он привез в Китай.

По возвращении Дэн стал ведущим политическим и военным организатором в Цзянси, автономном коммунистическом анклаве на юго-западе Китая, который был создан в 1931 году . После свержения коммунистов националистическими силами под руководством в 1934 году Дэн принял участие в трудном долгом походе китайских коммунистов на новую базу в провинции Шэньси на северо-западе . С 1937 по 1945 годы он служил комиссаром дивизии коммунистов, затем был назначен секретарем Центрального Комитета Коммунистической партии Китая (КПК). Дэн также работал в должности главного комиссара Второй полевой армии коммунистов во время Гражданской войны в Китае. После коммунистического захвата Китая в 1949 году он стал региональным лидером партии Юго-Западного Китая. В 1952 году был вызван в Пекин и стал вице-премьером. Быстро поднимаясь по карьерной лестнице, он стал генеральным секретарем КПК в 1954 году и членом правящего политического бюро в 1955 году.

С середины 1950-х годов Дэн был крупным политиком как во внешних, так и во внутренних делах. Однако его правление, как генерального секретаря, пришлось на очень тяжелое время – «Большой Скачок» Мао, в результате которого погибли более 30 миллионов человек. Дэн с энтузиазмом принялся разгребать то, что наворотил Цзедун. Голод прекратился, Сяопина в народе стали любить и уважать больше, чем Мао. Этого китайский лидер стерпеть не мог. Когда в 1966 году в Китае произошла Культурная революция, Сяопин был одним из первых, кто попал под горячую руку Мао. Он был лишен высоких партийных и государственных постов где-то в 1967-69 годах, после чего он исчез из поля зрения общественности и несколько лет провел под следствием, затем работал на заводе.

Однако, в 1973 году, Дэн был восстановлен в должности по ходатайству премьер-министра Чжоу Эньлая и стал его заместителем, а в 1975 году начальником Генерального штаба. Как эффективный глава правительства в течение месяцев, предшествовавших смерти Чжоу, он считался вероятным преемником Эньлая. Однако после смерти Чжоу в январе 1976 года Дэн вновь был отстранён от власти людьми Мао. Только после смерти Цзедуна в сентябре 1976 года и последовавшего за этим падения власти банды четырех Дэн был реабилитирован, на этот раз с согласия Хуа Гофэна, избранного преемником Мао в руководстве Китая.

К июлю 1977 года Дэн вернулся на свои высокие посты. Вскоре он начал борьбу с Хуа за контроль над партией и правительством. Превосходные политические навыки Сяопина и массовая людская поддержка вскоре привели к тому, что Хуа подал в отставку и отдал свой пост протеже Дэна. Теперь Сяопин имел в своих руках всю полноту власти.

Реформы Дэна Сяопина

С этого момента Дэн приступил к осуществлению своей собственной политики экономического развития Китая. Действуя на основе компромисса и убеждения, Дэн разработал важные реформы практически во всех аспектах политической, экономической и социальной жизни Китая. Его важнейшей социальной реформой стало учреждение самой строгой в мире программы планирования семьи- политики «одного ребенка» — для контроля за растущим населением Китая. По новым правилам семья могла иметь лишь одного ребенка, за второго полагался крупный штраф и даже тюрьма (теперь страна пожинает плоды этой политики – в Китае большое количество мужчин и нехватка женщин-если мать узнавала, что у нее будет девочка, она шла на аборт.

В семье приветствовалось рождение наследника). Он установил децентрализованное экономическое управление и рациональное и гибкое долгосрочное планирование для достижения эффективного и контролируемого экономического роста. Китайские крестьяне получили индивидуальный контроль и ответственность за свое производство и прибыль, что привело к значительному увеличению сельскохозяйственного производства в течение нескольких лет после его начала в 1981 году. Дэн подчеркнул индивидуальную ответственность в принятии экономических решений, материальные стимулы как вознаграждение за промышленность и инициативу, а также формирование квалифицированных, хорошо образованных техников и менеджеров, чтобы возглавить развитие Китая. Он освободил многие промышленные предприятия от контроля и надзора со стороны центрального правительства и дал руководителям заводов полномочия определять уровень производства и получать прибыль для своих предприятий. В иностранных делах Дэн укрепил торговые и культурные связи Китая с Западом и открыл китайские предприятия для иностранных инвестиций.

Дэн столкнулся с критическим испытанием своего лидерства в апреле-июне 1989 года. В 1987 году Чжао Цзыян заменил слишком либерального Хуа Гофэна на посту генерального секретаря КПК (оба они были ставленниками Дэна). Смерть Хуа в апреле 1989 года вызвала серию студенческих демонстраций на площади Тяньаньмэнь в Пекине с требованием большей политической свободы и более демократического правительства. После некоторого колебания Дэн поддержал тех из руководства КПК, кто выступал за применение силы для подавления протестующих, и в июне армия разгромила демонстрации на площади (было много жертв). Чжао был отстранен от власти. К тому времени у Дэна не было официального поста в коммунистическом руководстве, но он все еще сохранял высшую власть в партии. Хотя его непосредственное участие в правительстве сократилось в 1990-х годах, он сохранил свое влияние до самой смерти.

Дэн Сяопин восстановил внутреннюю стабильность и экономический рост Китая после катастрофических эксцессов культурной революции. Под его руководством Китай приобрел динамично развивающуюся экономику, повысился уровень жизни, значительно расширились личные и культурные свободы, укрепились связи с мировой экономикой. Дэн также оставил на месте слегка авторитарное правительство, которое оставалось приверженным однопартийному правлению КПК, даже в то время как оно опиралось на механизмы свободного рынка для превращения Китая в развитую страну.

Китай Дэн Сяопина

В 1990-е годы Дэн много болел, у него развилась болезнь Паркинсона. Скончался бывший экономический гигант 19 февраля 1997 года от легочной инфекции. Он уже не стоял у власти, но народ его все равно любил и почитал-ведь он поднял Китай с самого дна на поверхность.

Правильно говорят – жизненный путь закладывается в детстве. Так случилось и с молодым Дэном Сяньшеном, родившимся в 1904 году в семье помещика Дэн Венминя. Его отец стремился дать сыну хорошее образование и записал его в одну из лучших школ Чунцина, откуда Дэн в 1919 году отправился учиться во Францию, как один из преуспевающих студентов.

Итак, молодой мальчик, китайский интеллигент приезжает во Францию и оказывается, буквально, без гроша в кармане. Отцовских денег не хватало. Приходилось работать, но во Франции царил кризис, китайцев брали исключительно на кабальных условиях. Дэн работал чернорабочим, слесарем, официантом. Этот нелегкий период принес ему новое имя – Сяопин, от названия небольшой китайской дорожной бутылочки для переноса водки. Друзья нашли в ней внешнее и личное сходство с Дэном – маленькая и пузатая на вид, эта посудина отличается устойчивостью. Сяопин невозможно перевернуть -даже если положить на бок, он непременно снова встанет на донышко. Как говорится, «как лодку назовешь, так она и поплывет».
Именно во Франции Сяопин, насмотревшись "прелестей" капитализма, делает свой первый шаг к коммунизму, вступив в 1924 году в Китайскую коммунистическую группу во Франции.

Иван Дозоров

Спасаясь от гонений правительства Франции, которое вскоре положило глаз на «опасного коммунистического агитатора», Дэн отправляется продолжать обучение в нэповскую Москву, где вскоре поступает в Университет трудящихся Китая имени Сунь Ятсена – «кузницу кадров» для Красного Китая. В качестве конспирации он получает студенческий билет на имя Ивана Сергеевича Дозорова. Контраст с Европой колоссален – все бесплатно. Экономика страны была на подъеме – открывались новые магазины, рестораны, кафе. «У нас никогда не было недостатка в курах, утках, рыбе и мясе, – вспоминал один из одноклассников Дэна. Мы получали хорошее питание три раза в день. На завтрак, например, нам давали яйца, хлеб с маслом, молоко, колбасу, чай, а иногда даже икру». Впоследствии, именно это впечатление всеобщего благополучия после голодной жизни во Франции, этот «бухаринский социализм» ляжет в основу «китайского чуда» Сяопина, который потом вспоминал: «Я приехал в Россию прежде всего для того, чтобы, научившись соблюдать железную дисциплину и получив коммунистическое крещение, полностью коммунизировать свои идеи и поступки».

«Великий кормчий»

Вернувшись в Китай, Дэн по-новому взглянул на положение бедных, бесправных крестьян и рабочих, которые составляли большую часть населения страны. Здесь он продолжает борьбу против консервативного гоминьданского правительства, активно поддерживает связи с Мао Цзэдуном. Молодой Дэн находился под глубоким впечатлением от коммунистического лидера. Во имя него Сяопин принял первую «политическую смерть» - в 1933 году его сместили со всех слоев за следование идеям Мао и критике левацкого пути.
Но пути двух великих сторонников быстро разошлись. Немалую роль здесь сыграл личный фактор. Мао Цзэдун был классическим восточным деспотом – он мог позволить себе вставать посреди дня, проводить заседания, лежа на кровати, принимая трапезу. Да и требования свои он объяснял загадками: «Дождь будет падать с небес, вдовы - выходить замуж», считал, что так «выманит змей из нор». Иногда Дэн просто не понимал, чего от него хочет великий вождь. Но последним толчком для Сяопина стала политика большого скачка, которая обернулась настоящим бедствием для Китая, гибелью тех «простых» людей, ради защиты которых Дэн встал на путь коммунизма.

«Кошка»

Задача восстановить экономику после большого скачка легла на плечи Дэна. Он прекрасно понимал, что продолжение политики Мао приведет к новой катастрофе. Только деколлективизация и освобождение экономики может спасти Китай. В конце концов: «Не важно, чёрная кошка или белая кошка, если она может ловить мышей - это хорошая кошка». Именно эта пословица, которую обычно говорили на родине Дэна в провинции Сычуань, стала девизом его новой политики. И именно эту «кошку» Мао Цзэдун уже никогда не простил Сяопину.
Великий кормчий, который увидел в новом политическом курсе угрозу своему режиму, обвинил Дэна в «каппутизме», то есть приверженности капиталистическому пути: «Этот человек никогда не признавал классовую борьбу как решающее звено. Ему все равно - марксизм или империализм» - говорил Мао. Уже в 1966 году раздался новый призыв вождя – «Огонь по штабам». Началась «культурная революция», а Дэн Сяопин «погиб» второй раз – его отправили искупать вину трудом на тракторном заводе. Отныне даже его имя под запретом. Дэна Сяопина не существовало, отныне его можно было называть лишь «Старина Дэн».

Серый кардинал

Окончательную реабилитацию Дэн получил только после смерти Мао и падения организации его жены – «Банды четырех». В 1980 году опальный Сяопин, сплотивший вокруг себя сторонников, фактически становится правителем Китая. Но в этот раз он предпочитает оставаться «в тени» оставив себе пост председателя Центрального военного совета. Но отныне и до своей смерти «правил балом» именно Сяопин. Вновь обосновавшись в политических пенатах Китая, он выдвигает лозунг: «Одна страна - две политические системы». Используя опыт, полученный в нэповской Москве, Сяопин провозглашает принцип свободной и смешанной экономики и создает «социализм с китайским лицом», который впоследствии превратит Китай в одну из ведущих стран мира.

Площадь Тяньаньмынь

Несмотря на все свои либеральные реформы, Дэн Сяопин остался верен пути восточной диктатуры. Подобно Мао, он не церемонился с врагами режима, что публично доказал во время событий на площади Тяньаньмынь. Вдохновленные политической либерализацией в СССР, китайские студенты и представители местной интеллигенции потребовали свободы политической системы, многопартийности. Поводом стало свержение с поста генерального секретаря сторонника «быстрых реформ» Ху Яобана и его последующая внезапная смерть от сердечного приступа. Тысячи протестующих собрались на площади Тяньаньмынь, где когда-то в 1976 году многомилионная толпа воспевала честь Дэна Сяопина, критикуя Мао. Встревоженный событиями в СССР, Сяопин приказал подавить восстание в крови. Ему приписывают слова: «Не надо бояться жертв». Солдаты не церемонились – трупы сгребали бульдозерами.

«Горбачев – идиот»

Еще во времена Мао Цзэдуна, КНР разошлась в интересах с советским руководством. Дэн Сяопин не стал отказываться от курса своего предшественника, будучи убежденным в неправильности действий советского руководства. Из всех политических курсов в СССР, он признавал только «ленинский-бухаринский». Говоря о трех мировых революциях, он упоминал лишь Американскую, Французскую и Китайскую. Даже в 1989 году, во время примирения с Горбачевым, когда китайской делегации был устроен самый радушный прием, Сяопин сказал своим подчиненным: «Не надо обниматься с русскими».
Дэн Сяопин испытывал искреннюю неприязнь к Михаилу Сергеевичу. Впоследствии, сын Сяопина говорил, что его отец «считал Горбачева идиотом», ставя ему в вину, что лидер СССР допустил «пятую модернизацию» - демократическую, которой сам Дэн «сказал нет» во время Тяньаньмыньского восстания. Но был ли, вообще, возможен путь азиатского Китая для СССР? Как говорят, что Китаю хорошо, то Советскому союзу тупик.