Биографии Характеристики Анализ

Фазиль абдулович искандер - тринадцатый подвиг геракла

Урок литературы в 6-м классе

Тема: « Юмор и ирония в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные уроки рассказа.

Тип урока: урок-исследование.

Вид урока: традиционный.

Методы ведения урока: частично-поисковый, словесный, проблемный, путь анализа литературного произведения исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальный, индивидуальный, частично групповой.

Образовательные:

    Путем анализа литературного произведения выявить, какова роль юмора и иронии в рассказе;

    Показать природу смешного в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», особенности стиля писателя;

Развивающий:

Воспитательный:

    воспитывать интерес к изучаемому предмету, продолжить формирование нравственных качеств, таких как честность, трудолюбие, совесть, чувство юмора.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Сегодняшний урок я хочу начать с известной мелодии (звучит музыка из «Ералаша»). Какое настроение создает мелодия? Кто догадался, откуда эта мелодия?

(Это мелодия из тележурнала «Ералаш» и, наверное, вы вспомнили смешные истории из этого тележурнала.)

Конечно, со смешным вы уже сталкивались в своей жизни - будь то забавный случай, чей - то рассказ или литературное произведение.

Произведения, которые вызывают наш смех, улыбку называются в литературе юмористическими.

Можно ли произведение Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» назвать юмористическим? Почему? (В рассказе есть смешные забавные эпизоды, выражения) Какие вам запомнились?

Юмористическими можно назвать эпизоды, в которых описывается, как директор хотел перенести стадион, потому что он нервирует учеников; как Харлампий Диогенович встречал опоздавшего ученика; как называл Авдеенко «черным лебедем». В рассказе много смешных выражений, например: «...на самом деле он больше всего боялся нашего завуча. Это была демоническая женщина...»; «Ему просто здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой за оленями»; «Казалось, приготовления палача пошли быстрее»; «Он не сразу взял кинжал, а сначала сунул его в солому, которой была покрыта Хижина Дореволюционного Бедняка».

Давайте вспомним, что же такое «юмор»? СЛАЙД 1

Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить?

Тема нашего урока « Юмор и ирония в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные уроки рассказа» СЛАЙД 2

2. Психологическая подготовка: СЛАЙД 3

Сегодня мы продолжим работать с рассказом и должны ответить на вопросы: какова роль юмора и иронии в рассказе и какие нравственные уроки получили ученики, герои рассказа.

3. Анализ художественного текста.

Перед нами рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

1. Беседа с учащимися:

    Где происходят события рассказа? (Школа для мальчиков.)

    Когда происходят действия рассказа? (Во время Великой Отечественной войны».)

    По каким деталям это определили? (Имя мальчика Адольф, называет себя Аликом, чтоб не дразнили Гитлером, болезни - тиф, малярия…)

    Что вы можете сказать о героях произведения? (Они учащиеся 5 б класса.)

Задание 1. Работа по рядам. (Д.З.) - реализация домашнего задания

Первый ряд составлял цитатную характеристику Шурика Авдеенко.

Второй ряд - характеристику Сахарова.

Третий ряд - характеристику Адольфа Комарова. ОПРОС ПО РЯДАМ - ПОТОМ СЛАЙД 4

Шурик Авдеенко

Отличник Сахаров

Адольф Комаров

Загорелое угрюмое лицо

Показывало мощные усилия ума и воли;

Стоял у доски с яростным и угрюмым лицом;

Длинный, нескладный самый мрачный человек в классе.

Чёрный лебедь

Умное добросовестное лицо;

Во время смеха не перестал быть отличником

Опрятный, худой и тихий;

Привычка держать руки на промокашке;

Считался способным троечником;

Волосы светлые;

Веснушки.

Его редко ругали, но ещё реже хвалили.

Адольф стал Аликом.

Правильно на слайде составлены характеристики? Давайте исправим. ИСПРАВЛЯЕМ

Вывод: Каждый герой рассказа запоминается надолго. Почему? (потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчёркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.

Чтобы вызвать нашу улыбку, писатель, кроме юмора, использует еще одно художественное средство - иронию

Сведения о значении этого слова мы найдём …. «В словаре литературоведческих терминов» с.308.

Приведите примеры употребления иронии в жизни (ученик получил 2 - родитель « Молодец»; на уроке ученик сказал что-то неправильно - учитель «Ну ты академик»; двоечник - «вундеркинд»)

Обратимся к таблице. Найдите иронию в характеристиках героев. Какова роль юмора и иронии в данной ситуации?

Вывод: юмор и ирония помогают создать образы детей.

Физкультминутка:

Мы хорошо поработали, а теперь немного отдохнём и посмеемся. На каждом ряду спрятана картинка с изображением предмета из рассказа. Картинку надо найти. Кто найдет, того ждет сюрприз. Сюрприз - вспомнить и рассказать смешной фрагмент из рассказа, связанный с этим предметом.

Слайд5 (шляпа)

Слайд 6. Хотелось скинуть с директора шляпу, она всем порядочно надоела. Он всегда и зимой и летом ходил в одной шляпе, вечнозелёной, как магнолия. (стр. 167)

Слайд 7 (корона)

Слайд 8. Принц Уэльский - опоздавший ученик. Принц никак не мог появиться в нашем классе. Ему здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой на оленей. И если уж ему надоест охотиться за своими оленями и он захочет посетить какую-нибудь школу, то его обязательно поведут в первую школу, что возле Электростанции. Потому что она образцовая. (стр.169)

Слайд 9. (четки)

Слайд 10. Щелк! На этот раз только одна бусина упала с правой стороны на левую. Он ее резко подтолкнул пальцем. Она как-то нехорошо упала. Лучше бы упали две, как раньше, чем одна такая.

Я почувствовал, что в воздухе запахло какой-то опасностью. Как будто не бусина щелкнула, а захлопнулся маленький капканчик в руках Харлампия Диогеновича.

Ребята, от чьего лица ведётся повествование? (От первого лица) Почему?

Повествование от 1 лица создаёт правдоподобие, поскольку о себе человек рассказывает сам.

1. Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? (Не выполнил домашнее задание)

К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы не быть осмеянным? (Оттягивает время, доктор с медсестрой)

Смог избежать герой наказания смехом? (Нет.)

Убедиться в этом, обратившись к тексту:

1. Стр. 181 - 183. Чтение по ролям или работа по рядам
2. Класс ждёт расплаты, давайте проследим состояние героя: СЛАЙД 11

Состояние главного героя

Реакция класса

    В воздухе запахло какой-то опасностью.

    Захлопнулся маленький капканчик.

    Сердце моё с размаху влепилось в спину.

    От ужаса и отвращения.

Звонок - погребальный колокол.

Какой троп помогает ярче описать состояние героя?

Троп этот - метафора.

Снова мы обращаемся к нашему помощнику словарю.

    Смотрел на меня и ждал

    Ждал, что я буду проваливаться

    Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее

    Сдерживал хихиканья

Обратите внимание на подчёркнутые слова.

Что вы заметили. С каждым разом смех становится сильнее. Какое средство выразительности использует автор?

Вывод: Смех нарастает, а состояние главного героя ухудшается. Почему? Его мучает совесть. Чем был продиктован поступок нашего героя? (Он совершил свой подвиг из трусости).

Какой урок извлёк герой? Читаем стр. 183

(С тех пор я стал серьёзней относиться к домашним заданиям и с нерешёнными задачами никогда не совался к футболистам. Каждому своё.)

Какова роль юмора и иронии в данной ситуации? (Метод воспитания детей)

Важную роль в нравственном становлении детей сыграл учитель математики Харлампий Диогенович. (математик, палач, мудрый, грек, Пифагор)

Давайте охарактеризуем образ учителя в нескольких словах. (Образ Харлампия Диогеновича вызывает смешанное чувство. С одной стороны, неприятно, когда учитель высмеивает учеников. С другой стороны, важно, чтобы на уроке была дисциплина. Остроумие, когда оно не оскорбляет другого человека, вызывает уважение).

Обратите внимание на имя учителя. Харлампий. Что оно обозначает? (Д/З всем - имя греческое, обозначает «радостью сияющий». Харлампий последователен, настойчив, терпелив, обладает могучими интеллектуальными и аналитическими способностями) СЛАЙД 13 Подходит имя к герою?

Почему такое отчество?

(Автор дает учителю отчество «Диогенович», чтобы подчеркнуть, что учитель, как и греческий философ Диоген, относился к жизни спокойно и философски. При помощи имени и отчества автор дает характеристику своему герою).

Почему герой с благодарностью говорит об учителе? (Герой с благодарностью говорит об учителе, потому что научился с его помощью относиться к себе и людям критически, с иронией и юмором).

Геракл совершил двенадцать подвигов, тринадцатого не было. Название говорит нам, что герой совершил поступок, который подвигом назвать нельзя. ИРОНИЯ (Найдите цитаты из текста стр. 180)

1. Рефлексия.

« Какие нравственные уроки получили ученики, герои рассказа?» Чему научил их учитель?

Какие слова или цитаты вы можете предложить? Стр. 184 (Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора.) СЛАЙД 16

Какие нравственные уроки вы вынесли для себя в процессе нашего диалога? (Относиться к жизни с юмором. Ведь юмор позволяет на многие сложные вещи смотреть проще. Юмор несёт радость и отвлекает нас от проблем.)

Домашнее задание. Сочинение «Учитель, который останется в моём сердце навсегда» или вспомнить и записать смешной случай из своей жизни. СЛАЙД 17

Реализация домашнего задания: смешные случаи из жизни детей.

Конец урока (смешные картинки)

Д/З к данному уроку 1 ряд характеристика Авдеенко значение имени Харлампий, Диоген (2-3 пр.)

2 ряд Сахаров юмор, ирония, градация, метафора

3 ряд Комаров смешной случай

Вопросы и задания (к стр. 184-185 (156-157))

1. Каким вы представляете рассказчика?

Я представляю себе рассказчика бойким, озорным пятиклассником, который любит футбол. Этот пятиклассник живёт в Грузии.

2. Расскажите о его товарищах. Чем каждый из них интересен?

Автор рассказывает о нескольких одноклассниках главного героя. Это Сахаров, Шурик Авдеенко и Алик Комаров.
Сахаров - отличник. Даже во время смеха он старается не перестать быть отличником. Рассказчик говорит о нём так: «- Правильный, - кивает он мне головой с такой противной уверенностью на умном, добросовестном лице, что я его в ту же минуту возненавидел за благополучие».
Шурик Авдеенко учится плохо. Когда учитель смеётся над ним, называя «чёрным лебедем», Авдеенко «сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи». У него угрюмое загорелое лицо, он длинный и нескладный. Шурик даже не радуется, когда ему наконец делают укол. Рассказчик называет его «самым мрачным человеком нашего класса».
Больше всех укола боится Алик Комаров. Алика на самом деле зовут Адольф, но началась война, мальчика стали дразнить, и он на тетради написал «Алик». Он «тихий и скромный ученик». Рассказчик говорит о нём: «Он сидел над своей раскрытой тетрадью, опрятный, худой и тихий, и оттого, что руки его лежали на промокашке, он казался ещё тише. У него была такая дурацкая привычка - держать руки на промокашке, от которой я его никак не мог отучить». Во время того как Алику делают укол, у него на лице выступают веснушки. Он рыжеватый, и рассказчик думает о том, что мальчика, наверное, дразнили бы рыжим, если бы в классе не было настоящего рыжего.
Каждый герой этого рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчёркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.

3. Какое чувство оставил у вас учитель Харлампий Диогенович? Случайно ли автор даёт ему такое отчество?Почему герой с благодарностью говорит о нём?

Образ Харлампия Диогеновича вызвал смешанное чувство. С одной стороны, неприятно, когда учитель высмеивает учеников. С другой стороны, важно, чтобы на уроке была дисциплина. Остроумие, когда оно не оскорбляет другого человека, вызывает уважение.
Автор даёт учителю отчество «Диогенович», чтобы подчеркнуть. что учитель, как и греческий философ Диоген, относился к жизни спокойно и по-философски. Герой с благодарностью говорит об учителе, потому что научился с его помощью относиться к себе и людям с иронией и юмором.

4. Как вы понимаете слова «Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»?

5. Как вы думаете, в чём состоит главная идея этого произведения? Постарайтесь в одном-двух предложениях
сформулировать вашу мысль.

Главная идея этого произведения состоит в том, что смех позволяет человеку увидеть со стороны свои скрытые черты характера, признавать собственные ошибки и больше не допускать их.

Геракл совершил двенадцать подвигов. Тринадцатого подвига не было. Название рассказа говорит нам, что герой совершил поступок, который никак не является подвигом.

7. Найдите юмористические эпизоды и подумайте, как писателю удаётся вызвать смех.

Юмористическими можно назвать эпизоды, в которых описывается, как директор хотел перенести стадион, потому что он нервирует учеников; как Харлампий Диоге- нович встречал опоздавшего ученика; как называл Авдеенко «чёрным лебедем». В рассказе много смешных выражений, например: «...на самом деле он больше всего боялся нашего завуча. Это была демоническая женщина...»; «Ему просто здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой за оленями»; «Казалось, приготовления палача пошли быстрее»; «Он не сразу взял кинжал, а сначала сунул его в солому, которой была покрыта Хижина Дореволюционного Бедняка».
Писателю удаётся вызвать смех неожиданными поворотами сюжета и неожиданными, непривычными словосочетаниями, применяемыми к обычным людям или явлениям.

Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Юмор в рассказе

27.01.2013 16165 691

27.01.2012

5 класс

Тема: Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Юмор в рассказе

Цели: познакомить учеников с биографией писателя, своеобрази­ем его прозы; пробудить интерес к творчеству Искандера,

Оборудование урока: портрет Ф. Искандера, сборники его рассказов.

Методические приемы: рассказ учителя, беседа о прочитанных произ­ведениях, анализ текста, беседа по вопросам.

Ход урока

I . Чтение и обсуждение 2-3 сочинений по рассказу В. Г. Распутина

II . Слово учителя

Творчество Фазиля Искандера тесно связано с его родиной, с абхазски­ми горами, яркими красками южного неба и моря, с воспоминаниями дет­ства. Многие герои книг Искандера - его земляки, простые, веселые, тру­долюбивые и гордые люди. Детство писателя прошло в Сухуми и в горном селе, куда он приезжал на лето к родным. Учился Искандер в Москве, окончил Литературный институт имени Горького. Первый рассказ был на­печатан почти полвека назад в журнале «Пионер». Этот и многие другие рассказы - о детстве, но их с удовольствием читают и взрослые. Попытаем­ся разобраться, в чем причина необычайной популярности произведений писателя.

Мы уже познакомились с автобиографическими рассказами Ю. М. На­гибина, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина. Автобиографический рассказ Ф. Искандера называется «Начало» (учитель читает в сокращении - около 10 минут).

- Какие еще рассказы Искандера вы прочитали?

- Какие чувства они вызвали?

- Почему день, описанный в рассказе «Первое дело», становится со­бытием в жизни героя?

- О чем говорится в рассказе «Мученики сцены»? Какова его главная мысль?

III . Чтение рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»

Прочитаем рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» (читает учитель).

IV . Беседа по вопросам

- Что в рассказе связано с Древней Грецией? (Название напоминает о мифах, Пифагор - древнегреческий ученый, математик; греческое происхождение учителя. Его отчество - Диогенович - звучит иро­нически и в то же времяуважителъно, напоминая о философе Дио­гене. Упоминаются басни Эзопа.) Обратимся к эпиграфу: «Юмор делает серьезное еще более серьезным»

(Ф. Искандер). Значит, читать будет весело, но речь пойдет о серьезных

вещах.

- Как учитель добился образцовой тишины на уроках? («Он властно и спокойно держал класс в руках», никогда ни на кого не кричал, не уговаривал заниматься, не грозил вызвать родителей. Главным оружием Харлампия Диогеновича было делать человека смешным)

- Что значит выражение «он заставлял нас смеяться»? Можно ли за­ставить смеяться? {«Это был не стихийный смех, а веселье организо­ванное сверху, самим же учителем. Учитель так умел сыграть на несоответствии, что удержаться от смеха было невозможно)

Прочитаем эпизод опоздания ученика, которого учитель назовет «принц Уэльский». Здесь несоответствие ученика, позволяющего себе опаздывать на урок, и титула, которым награждает его учитель.

V . Выразительное чтение эпизода

Прочитаем эпизод «На контрольной работе».

- Почему учитель не делает замечание Авдеенко за списывание? (Авдеенко сидит в неестественной позе, вытянув шею, чтобы списать. Поэтому он выглядит жалким, смешным и нелепым. Учитель будит в нем чувство собственного достоинства - уважающий себя чело­век не захочет попасть в смешное положение из-за собственной ле­ни, невнимательности или нечестности)

VI . Пересказ эпизода

Пересказ эпизода, когда в смешном положении оказывается герой.

- Почему действия Харлампия Диогеновича кажутся герою «приготов­лениями палача»? (Он не решил задачу, успокоил свою совесть тем, что не он один не решил, и теперь ждал расплаты: «Харлампий Дио­генович, наверное, заметил мое волнение и первым меня вызовет»)

- Как учитель использует для высмеивания даже сорванный медиками (при участии героя) урок? («Будем вызывать по списку, - сказал Харлампий Диогенович, - потому что здесь сплошные герои» - и вы­звал Авдеенко, который только что совсем не героически вел себя у доски. Класс, конечно, засмеялся)

- Какую роль играет название рассказа? (Название играет двойную роль: во-первых, сразу вызывает воспоминания о древнегреческих мифах о двенадцати подвигах Геракла. Так писатель заинтриговы­вает читателя - нам уже интересно узнать, о каком подвиге идет речь. Во-вторых, в конце рассказа учитель заинтриговывает класс, объявляя о загадочном «тринадцатом подвиге Геракла». Название играет юмористическую роль несоответствия традиционному, знакомому, хорошо известному)

VII . Чтение по ролям отрывка рассказа

Один ученик читает за Харлампия Диогеновича, мысли рассказчика оз­вучивает другой ученик (от слов «До конца урока оставалось немного вре­мени...» до слов «Щелк! На этот раз только одна бусина упала...»).

VIII . Обсуждение эпизода

- Как чувствует себя герой у доски? (Он чувствует, что он в руках у учителя. Чувствует, что класс уже приготовился к спектаклю. Хо­чет, чтобы «раньше времени не делаться смешным», содрогается «от ужаса и отвращения». Он решает «ни за что не делаться смешным, лучше просто получить двойку», но поздно. Он уже по­ставил себя в смешное положение)

IX . Итоги урока

- Как повлиял это случай на героя? {Герой «стал серьезней относить­ся к домашним заданиям». Кроме того, это натолкнуло его на фи­лософские размышления о природе смеха)

Герой понял, что «слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого». То есть любой человек может ока­заться в смешном положении, но плохо не понимать, что ты смешон, быть глупым. Герой благодарен учителю за то, что он смехом «закалял наши лукавые детские души и приучал относиться к собственной персоне с дос­таточным чувством юмора».)

- В чем состоит главная идея рассказа? (Главная идея рассказа в том, что смех помогает бороться с ложью, фальшью, обманом)

10. Рефлексия

11. Домашнее задание: Стр. 305-323, читать; зад. рубрики «Сочиняем» на стр. 30-31

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.