Биографии Характеристики Анализ

Формирование направленности личности. Формирование направленности личности и основные характеристики Положительная направленность на людей

Направленность личности

Направленность личности - это система устойчиво характеризующих побуждений человека (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество ; чего избегает, против чего готов бороться). Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности . При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности .

Виды направленности

Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности , отношение к себе и окружающим. Различают общую направленность личности и профессиональную направленность.

Качества направленности

  • Уровень направленности - это общественная значимость направленности человека (его убеждений и мировоззрения).
  • Широта направленности характеризует круг интересов личности. Следует помнить, что широкая направленность - это не разбросанность и дилетантство во всех видах деятельности, которыми занимается человек. Среди большого круга интересов должен быть центральный, главный интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью.
  • Интенсивность направленности связана с её эмоциональной окраской. Она может иметь большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечётких влечений через осознанные желания и активные стремления до глубоких убеждений.
  • Устойчивость направленности характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни. Это качество направленности личности связано, в первую очередь, с волевыми характеристиками личности: настойчивостью, целеустремленностью.
  • Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности.

Связь с мотивационной сферой

В основе направленности человека лежат потребности , то есть состояния, отражающие нужды в чём-либо. Потребности бывают биологические (отражающие нужду организма в пище, воздухе, движении, отдыхе и т. п.) и социальные, исторически сложившиеся в человеческом обществе. Социальные потребности подразделяют на материальные (в одежде, жилье и т. п.) и духовные (познавательные, моральные, эстетические, творческие, а также потребность в общении). Неудовлетворённые потребности, выступая в качестве мотивов поведения, могут приобретать различные формы в зависимости от степени осознания цели и содержания: установки, влечения, желания, склонности, стремления , убеждения , мировоззрения .

В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут изменяться, что возможно на всех фазах совершения поступка и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации. За любыми поступками человека всегда кроются определённые причины. Мотив поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив - почему он к этому стремится. Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, то есть человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относятся установки и влечения.

Установки

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Направленность личности" в других словарях:

    направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Н. л. характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в к рых выражается … Большая психологическая энциклопедия

    НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ. Одна из подструктур личности, являющаяся ее высшем уровнем. Н. л. имеет ряд качеств – уровень, широта, интенсивность, устойчивость, действенность – и ряд форм: влечение, желание, интересы, склонности, идеалы,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Направленность личности - высший уровень личностного развития, представляющий собой комплекс наиболее устойчивых и значимых мотивов, ценностных ориентаций, идеалов, склонностей, мировоззренческих и нравственных позиций. Направленность личности строится на доминантах,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    Направленность личности - понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения. * * * – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Н. л … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Направленность личности - центральное психическое свойство, отражающее жизненно важные цели, мотивы, установки и потребности человека. Она влияет на содержание и уровень всех психических процессов, свойств, состояний, образований конкретной личности, на ее активность и… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

    НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - совокупность устойчивых, не зависимых от сложившейся ситуации мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности. Н. л. характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в к рых выражается мировоззрение человека.… … Педагогический словарь

    Направленность личности - Один из важных компонентов структуры личности (См. Личности структура по Рубинштейну. Представлена установками, интересами, потребностями, создающими мотивационную обусловленность деятельности человека, его поведения в соответствии с конкретными… … Толковый словарь психиатрических терминов

Направленность личности – тема, которая интересует многих людей. Характеристика направленности личности включает в себя многие аспекты формирования индивидуальных потребностей. Цельный человек никогда не отрицает какие-то значимые проявления своей жизни, даже если они в какой-то момент кажутся ему бессмысленными или неправильными. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности исследуют современные ученые и приходят к интересным выводам. Определение направленности личности позволяет обозначить сущность данного понятия. Направленность личности представляет собой определенные сферы жизни человека, которые имеют для него неоспоримую значимость. Рассмотрим подробнее виды направленности личности.

Индивидуальная направленность

Основой направленности личности является, безусловно, ее внутренний мир. У каждого имеются свои индивидуальные предпочтения, которые и отличают одного человека от другого. Индивидуальные стремления, желания, мечты составляют картину целостной личности, которая стремится к новым горизонтам и хочет достичь конкретной цели. Уровень осознанности человека зависит от того, насколько хорошо он понимает свои глубинные потребности.

Осознание личных мотивов ведет к раскрытию подлинной радости. Такая личность живет полной жизнью, обращая внимание на свои истинные стремления и мотивы. Развивая свои природные дарования и таланты, человек может приблизиться к пониманию сути своего предназначения. Совершая тот или иной поступок, он делает выбор, который приводит его к чему-то определенному.

Социальная направленность

Каждый человек нуждается в дружеском участии, в том, чтобы его понимали. Чтобы достичь такой цели, необходимо действительно эффективно взаимодействовать с людьми. Социальная направленность представляет собой такую направленность личности, при которой человек ориентируется на мнение окружающих и хочет произвести благоприятное впечатление в обществе. В психологии личности имеется понятие о потребностях, которое определяет основные формы личностного развития.

Индивидуальный рост часто бывает обусловлен социальным взаимодействием. Вне коллектива и ближайшего окружения личность не сумеет развиваться полноценно, не сможет понять, что ей действительно нужно . Ее психологические проявления свидетельствуют о выражении личностной зрелости. Методика определения социальной направленности личности позволяет вовремя распознать свои глубинные потребности и сделать все, чтобы достичь эффективной самореализации.

Деловая направленность

Представляет собой тип направленности, при котором человек испытывает высокую потребность в деловых контактах. Если личность ощущает в себе характерные перспективы, то ей, безусловно, хочется, как можно, лучше проявить себя. Деятельность дает такую возможность, помогает расширить границы существующих перспектив. Личное дело способствует укреплению характера, формированию уверенности в себе.

Многие исследователи считают деловую направленность личности высшей формой направленности, поскольку она помогает развиваться, ставить перед собой реальные достижимые цели и стремиться к их достижению. Каждый человек, независимо от возраста имеет возможность повышать свой уровень достижений. Показателем личностного роста является способность быть довольным своей персоной, и таких примеров немало.

Эмоциональная направленность

Направленность личности – тема достаточно глубокая и многоплановая. Ее следует изучать, воспользовавшись специальными схемами и методиками направленности личности. Направленность личности не исчерпывается только социальным взаимодействием и индивидуальными стремлениями. У каждого человека имеется способность, так или иначе, реагировать на проявления собственных чувств. Эмоции окружающих людей тоже оказывают определенное влияние на эту сферу.

Эмоциональное направление – это особый мир человека, куда он не пускает посторонних. Порой невозможно даже кратко себе представить, что испытывает личность, оказавшись в той или иной ситуации. Каждое условие что-то воспитывает и формирует в человеке. Эмоции здесь играют первостепенную роль. Именно они позволяют понимать окружающих и формировать собственное отношение к происходящему.

Особенности

Формы направленности личности отличаются большим интересом. Они отражают степень довольства человека самим собой, его отношение к окружающим. Если какая-то сфера развивается меньше остальных, то личность неминуемо начинает страдать. Вот почему всякая потребность должна быть удовлетворена. Рассмотрим подробнее особенности направленности личности.

Уровень ценностей

Уровень ценностей определяет направленность личности, ее потребности и мотивы. То, на что человек ориентируется в первую очередь, и представляет для него главную важность. У каждого имеются свои ценности. Нельзя сравнивать одну личность с другой и пытаться проводить между ними какие-то параллели. Духовные, нравственные ценности показывают, насколько человек развивается, уделяет внимание своему внутреннему миру. Психология направленности личности изучает мотивы поступков человека, его жизненные ориентиры. Ценности человека становятся для него главным ориентиром в жизни, побуждают поиск новых возможностей.

Целеустремленность

Без этой составляющей невозможно достичь определенного успеха. Чем больше личность представляет, что ей действительно нужно, тем скорее она может прийти к удовлетворительному результату. Целеустремленность помогает обходить преграды и значимые препятствия. Если человек не понимает, зачем ему совершать те или иные действия, то необходимые шаги никогда не будут сделаны. Только тот, кто действительно осознает необходимость дальнейший действий, станет прикладывать усилия для самореализации, для того, чтобы почувствовать в себе видимые изменения.

Имея четкую цель, гораздо легче становится достичь своей мечты. Человек начинает представлять, что ему в действительности нужно. Целеустремленность помогает оставаться верным самому себе даже тогда, когда препятствий слишком много для того, чтобы пытаться их избежать.

Гармония с собой

Находиться в единстве со своей внутренней сущностью также важно, как и уметь достигать цели. Чем сильнее человек удовлетворен собственной жизнью, тем больший потенциал он может раскрыть для того, чтобы почувствовать себя подлинно счастливым. Гармония с собой – важный аспект направленности личности, способствующий лучшему пониманию сути вещей. Чувство внутренней ценности часто помогает лучшему самовыражению. Человек, который по-настоящему любит себя, не позволит другим себя обижать.

Умение доводить начатое до конца

Важный навык, которым обладают далеко не все. Дело в том, что многие люди начинают какие-то действия, поддавшись первому порыву. Но им часто недостает внутренней силы для того, чтобы действительно активно принимать решения, быть ответственным и рассудительным. Умение доводить начатое до логического завершения – важный навык, который нужно стараться в себе воспитывать. В противном случае благие начинания не будут заканчиваться хоть сколько-нибудь удовлетворительным результатом.

К нужной цели следует идти шаг за шагом, основываясь на предпринятых усилиях. Чем больше человек осознает необходимость принятия перемен в своей жизни, тем проще ему будет действовать в дальнейшем. Умение доводить начатое до конца, безусловно, важный навык, без которого невозможно обойтись, если планируется какое-то значимое достижение. Люди иногда слишком боятся неудач. По этой причине они избегают что-то пробовать еще раз. Предпринимая новые попытки, можно увеличить шансы достигнуть желаемого результата. Не следует отказываться от своих целей только потому, что их по какой-то причине не удается реализовать сразу.

Таким образом, направленность личности представляет собой ее сосредоточенность на определенных аспектах жизни и деятельности. Человек – существо разностороннее, ему необходимо переключаться между многими сферами для того, чтобы чувствовать себя счастливым. Самореализация здесь играет большую роль.

Введение

Актуальность темы работы следует из того, что направленность личности отражает мотивы ее поведения и деятельности, общий жизненный замысел, соотношение целей и средств их достижения, ее ценностные ориентации. Ценностное отношение, как и ценность, объективно само по себе и одновременно субъективно, так как существует в сознании субъекта. Ценностное отношение раскрывает внутренний мир личности, основными составляющими которого являются устойчивые смыслы и личностные ценности как источники данных смыслов. Таким образом, исследуя смысл, смысловую систему личности, акцент нужно сделать на характере ценностных отношений, ценностно-смысловой направленности личности, на способе осуществления человека, на способе его взаимодействия с миром, в которых смысловая система личности актуально проявляется или потенциал которых она в себе несёт.

Глобальные преобразования, активно происходящие в обществе, привели к изменениям ценностно-смысловых ориентиров жизнедеятельности человека. Меняются не только ценности и ментальность человека, меняется смысл человеческой жизни

Целю данной работы является рассмотрение различных аспектов направленности личности.

В соответствии с целью работы сформулированы следующие задачи работы:

.Анализ общих понятий о направленности личности;

.Классификация потребностей в направленности личности;

.Классификация мотивов в направленности личности;

.Определение форм направленности личности.

1. Общие понятия о направленности личности

Личность - это психологический облик человека как дееспособного члена общества, сознающего свою роль в нем. Психологический облик складывается из врожденных задатков и опыта, определяющих своеобразие протекания психических процессов и состояний, ставших под влиянием направленности личности не только ее отдельными свойствами, но и общими качествами: характером и способностями. Дееспособность, как главнейшая из черт личности, обусловливается тем, что она проявляется и формируется в процессе направленной деятельности личности совместно с окружающими людьми, в постоянном общении с ними.

В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Существуют разные определения этого понятия, например «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А.С. Прангишвили).

Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность - это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Сознание своей роли в обществе определяется участием в общественных делах, оценкой полезности этого участия окружающими и самооценкой результатов своей деятельности. Личность - объект изучения не только психологии. Социология, история, искусствоведение, эстетика, этика, педагогика, медицина, юридические и другие науки с разных сторон, в различных связях и отношениях также изучают личность. Психология рассматривает сущность ее психических свойств, состояний и процессов, а также закономерности ее изучения и формирования. Поэтому определение личности, даваемое психологией, только уточняет ее более общее определение для всех наук, ее изучающих. Личность - человек как сознательное, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности. Вне общества личности нет, так как каждый человек формируется как личность только в обществе, коллективе и проявляется в общении с другими людьми. Коротко говоря, личность - это человек как носитель сознания. О личности спящего человека ничего сказать нельзя. Но едва человек начнет действовать, как сразу же начнут проявляться различные свойства и особенности его личности. Чем активнее деятельность человека, тем отчетливее, ярче будут проявляться особенности (черты) его личности.

Черт личности очень много. В русском языке более 1,5 тыс. слов, их обозначающих. И не все черты личности могут быть обозначены одним словом. Разобраться в их обилии было бы невозможно, если бы личность не имела динамическую функциональную структуру и все особенности каждой личности не укладывались бы в четыре необходимые и достаточные для этого ее подструктуры. Эти давно уже изученные и ставшие главами учебников психологии подструктуры, находясь в иерархической взаимосвязи, одновременно являются и уровнями личности, на которые накладываются способности и характер. Две особенности уровней личности имеют особое значение для педагогов. Во-первых, это постепенная социализация свойств этих подструктур. Во-вторых - закономерная зависимость этих подструктур со все более усложняющимися видами формирования их свойств. Ведь воспитание, как высший вид формирования личности в целом и свойств ее высшей подструктуры, невозможно без обучения, которое осуществляется на основе упражнений, требующих повторений, необходимых и достаточных только для тренировки. Одинаковые по внешнему проявлению недостатки в деятельности учащегося могут быть следствием разных причин, заложенных в каждой из четырех подструктур личности.

Так, брак или даже несчастный случай, вызванный «невнимательностью» учащегося, может фактически быть следствием: недисциплинированности, небрежности как моральных качеств; отсутствия знаний и навыков распределения и переключения внимания при выполнении данной работы; неустойчивости внимания как особенности этого процесса, свойственной данному учащемуся; затруднения в переключении внимания, определяемого инертностью нервных процессов. Помимо различных отдельных свойств четырех основных и рядоположенных подструктур личности, в ней есть и то индивидуально-своеобразное сочетание существенных черт личности учащегося, которое определяет ее общие качества: характер и способности.

Чтобы узнать человека, очень важно разобраться в том, что он успел сделать на своем жизненном пути как член общества. Но еще важнее понять, к чему он стремится и во имя чего; чего, по его мнению, он не успел еще добиться и каким образом достичь поставленной цели. Все это определяет направленность личности, т.е. ее интересы и склонности, идеалы, мировоззрение и убеждения, являющиеся одновременно и мотивами деятельности.

Все эти виды направленности в своей структуре всегда содержат потребности, установки и отношения. Формирование коммунистической направленности учащегося должно пронизывать всю воспитательную работу с ним. Характеризуя направленность личности в целом, нужно обращать внимание на следующие ее общие качества Уровень - это общественная значимость направленности человека. Только общественно значимые цели, побуждающие его к деятельности, могут обеспечивать высокий уровень направленности его личности и тем положительно влиять на другие ее качества. В общественной направленности человека проявляется его моральный облик. Высокий уровень общественной направленности называют идейностью личности, формируемой в процессе коммунистического воспитания. Широта направленности не должна становиться дилетантством, разбросанностью, когда человек необоснованно начинает считать себя всезнайкой. Среди широкой направленности, большого круга интересов должен быть центральный, главный, интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью. Для учащегося - это совершенствование производственного мастерства. Интенсивность направленности связана с ее эмоциональной окраской. Она может иметь весьма большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечетких влечений, через осознанные желания и активные стремления до полной убежденности.

Устойчивость направленности личности характеризуется ее протяженностью во времена. Это качество направленности личности в первую очередь связано с настойчивостью как проявлением воли.

Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности.

В основе направленности человека лежат его потребности. Биологические - отражающие нужду его организма в еде, воздухе, воде и тепле. Исторически сложившиеся в человеческом обществе материальные потребности: пища, одежда, жилье. И духовные: познавательные, моральные и эстетические, творческие. Потребности тесно связаны с эмоциями; так, слабо выраженные потребности связаны с влечениями. С них начинается иерархия форм направленности личности.

Влечение - малодифференцированное, смутное стремление, направленное на какой-либо предмет или действие вследствие той или иной маловыраженной потребности. Для влечения характерно отсутствие четко понимаемой, осознанной цели.

Желание - более высокая форма направленности, при которой человек осознает то, к чему он стремится, т.е. цель своего стремления.

Интерес - еще более высокая и осознанная форма направленности на предмет, однако являющаяся только стремлением к его познанию.

Склонность - стремление к определенной деятельности. На основе интересов и склонностей формируются идеалы. Идеал - форма направленности, воплощенная в определенном, конкретном образе, на который человек, имеющий данный идеал, хочет походить.

2. Понятие и классификация потребностей

личность потребность сознание полезность

Для понимания потребностей личности, следует сначала более подробно остановиться на понятии личность и понять из чего она складывается.

С точки зрения социологов личность - это сложная система, которую составляют две подсистемы, благодаря которым раскрываются два мира личности: внешний и внутренний.

Внутренний мир рассматривают как мир сознания, скрытый от других, очень часто непонимаемый другими людьми и возможно самой личностью. Внешний мир - открытая подсистема, он дает возможность окружающим воспринимать внешние проявления личности и частично проникать во внутреннее состояние. Эти две подсистемы тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.

Человек - существо деятельное. При этом он не просто реагирует на условия внешней среды, а познает ее в процессе жизни и в соответствии с этим сознательно организует свою культурную деятельность.

Потребности, интересы, ценности, мотивы, которые позволяют характеризовать внутренний мир личности, внешне реализуются не только в индивидуальной культурной деятельности, но и через социальные группы и общности. Возможные проявления активности многообразны. Они являются способом удовлетворения потребностей, которые формируются под воздействием окружающего мира, накопленных культурных ценностей и удовлетворяются в процессе создания. Хранения, распространения и освоения их.

С точки зрения социологии потребности применительно к личности рассматривают как изначальные побудители деятельности личности, которые отражают объективные условия существования человека, являющиеся одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром.

Эта связь может выражаться как в виде естественных нужд (еда, питье, одежда и т.п.), так и в виде социальных потребностей (например, необходимость в общении, какой-либо формы действия).

В свою очередь социальные потребности подразделяют на материальные и духовные. В процессе проявления культурной активности удовлетворяются духовные потребности личности. В качестве условий деятельности могут быть окружающие человека предметы, социокультурные группы, коллективы, общество, существующие нормы и ценности, неформальные организации, в которые входят люди, занимаемые ими определенные социальные статусы и должности.

Условия деятельности будут определять поведение личности. Личность осознает и оценивает со своей точки зрения эти условия. Они могут вызвать удовлетворенность или неудовлетворенность. В случае негативной оценки происходит активация личности. Определенными условиями проявления культурной активности в нашем обществе являются учреждения культуры и искусств. Т.к. за последнее время личность все чаще разочаровывается в существующих учреждениях, все чаще происходят обращения к альтернативным, нетрадиционным формам культуры. Человек старается подобрать для себя такую деятельность, которая бы максимально отвечала существующим потребностям.

Культурная активность также складывается из интереса, который следует рассматривать как осознанную потребность, ее конкретным выражением. Например, эстетические потребности могут осозноваться и выражаться в интерес к природе, музыке, литературе и т.д.

Потребности - основные побудители деятельности человека, главный источник его активности. Побудительная роль заключается противоречивым изменчивым состоянием человека, разницей в том, что ему необходимо сейчас и тем, чего будет ему недоставать в будущем.

Потребности раскрывают внутреннее состояние индивида, его желание овладеть определенными структурами внешне среды или же стремление придать им какие-то конкретные формы и качества. Проявляются они в виде поисковых реакций, притязаний, спроса и характеризуют способность индивида к усвоению и созиданию. Они нацеливают внимание субъекта на объект, вызывают эмоциональный настрой индивида.

Пока человек не удовлетворит свои потребности, он находится в состоянии неудовлетворенности, стрессе. При этом его недовольство может отражаться не только на себе самом, но и на окружающей его среде, людях, обществе. У личности, лишенной возможности своевременно удовлетворять свои потребности, возникает депрессивное состояние, ощущение разлада внутри себя, сомнения в целесообразности своего положения.

Основными потребностями личности можно назвать: естественные, материальные потребности. К социальным относят: духовные, культурные.

Насколько приоритетными будут те или иные потребности, зависит от индивидуальных особенностей каждой личности. После удовлетворения той или иной потребности, как правило, возникают новые цели, зачастую более высокого уровня, чем предыдущие. В зависимости от доминантности, эластичности и высоты порога терпимости человек может избирательно относиться к ним: отдавать предпочтение одним, разрабатывать определенный временной пан по их реализации, отказываться от одних потребностей в пользу других. Таким образом, личность выстраивает иерархию потребностей, которая включает в себя определенную последовательность удовлетворения от естественных до социальных.

А. Маллоу считает, что потребности поддерживают человека как активную целостную систему. Они могут быть расположены на шкале от биологической до социальной. Предложенная им шкала имеет следующую последовательность:

.Физиологические потребности, обусловленные процессами метаболизма: еда, вода, воздух, выведение из организма конечных продуктов обмена, оптимальная температура (климат), размножение.

.Потребность в безопасности: защита индивидуумом своей жизненной среды в физическом и социокультурном смысле.

.Потребность в социальных связях: отношения с другими людьми, привязанности, любовь

.Потребность в признании, уважении: самоуважение и признание со стороны других людей.

.Потребность в самореализации, связанная с возможностью проявления индивидуальных способностей, склонностей, талантов.

По мнению А. Маслоу, все потребности иерархичны. Новая потребность возникает только после удовлетворения предыдущей. При этом иерархичность для каждого индивида своя. Первой и самой приоритетной для всех остается только физиологическая потребность. Данная классификация является неполной - у человека много различных потребностей и не всегда можно отнести какую-либо из них к определенной группе. Однако, данная классификация проста и удобна, поэтому признана и широко используется социологами всего мира.

Высшие духовные потребности всегда связаны с эмоциональной сферой человека. Проявление эмоций имеет не только биологический смысл, но также является отражением удовлетворенности или неудовлетворенности индивида, отражением его связи с окружающим миром. Любое сильное эмоциональное потрясение может кардинально изменить человека, перевести его на качественно новый уровень.

По мнению Т.А. Марченко, отношение человека к его потребностям и желание совершенствоваться, зависит от его ценностей, формирующихся в тесной взаимосвязи социальной и эмоциональной сфер.

Личность на протяжении всей жизни испытывает потребность совершенствоваться в духовной сфере. При этом духовное совершенствование охватывает сразу несколько сторон жизни индивида. Рассмотрим их более подробно.

Одной из высших потребностей, связанных с творческой деятельностью человека, является потребность в самореализации (самовыражение). Эта духовная необходимость формируется на основании активной деятельности по освоению культурных ценностей в результате длительной, постоянной работы по развитию своих способностей. Безусловно, эта необходимость у всех выражена в разной степени, а может и совсем отсутствовать. Это связано с уровнем развития и формирования личности, ее природных задатках и способностях. Как правило, чем больше этих способностей, тем больше у человека потребность и желание развиваться и совершенствоваться. В первую очередь это реализуется в трудовой деятельности, хотя часто это выражается в виде хобби. При этом индивид полностью отдается своему увлечению и тратит на него все свободное время и материальные ресурсы. Высокоразвитые личности стремятся к более яркому индивидуальному самовыражению в культуре. И зачастую это находит отражение в авторском творчестве.

Одной из важнейших духовных потребностей человека - потребность в самоутверждении. Самоутверждение - это стремление занять и удерживать в системе отношений определенную позицию, обеспечивающее данной личности уважение, признание или доверие, благосклонность, поддержку. Оно способствует общению человека с другими людьми, проявлению индивидуальных, личностных характеристик. Такая потребность есть у каждого человека. Она заставляет человека самосовершенствоваться в различных областях: науке, творчестве, труде, межличностных отношениях и т.д. Чем больше эта духовная потребность, тем, как правило, больше активность индивида. Невозможность удовлетворения приводит к серьезным последствиям: невозможности найти общий язык с обществом, отчужденность, психологические травмы, депрессии и т.п. Многие психологи сходятся во мнении, что преступления зачастую совершаются людьми, которые не смогли удовлетворить свои духовные потребности, а именно найти свой способ самовыражения и самоутверждения.

Духовная сфера человека - комплексное понятие. Оно складывается из желания и потребностей к получению новых знаний, самовыражения, самоутверждения, возможности улучшить и усилить эстетическое наслаждение и эмоциональное состояние.

Совершенствование одной части не возможно без совершенствования другой. Человек - это целостная система, и лишь удовлетворение и совершенствование всех подсистем принесет удовлетворение и положительный результат, позволит человеку жить в гармонии с собой и обществом. Поэтому понятие «духовное совершенствование» можно рассматривать только как многогранное и широкое понятие, обобщающее и объединяющее все духовные стороны жизни индивида.

3. Понятие мотива и его виды

В процессе взросления многие ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К их числу следует отнести мотивацию достижения или мотивацию избегания неудачи, мотив власти, мотив оказания помощи другим, агрессивные мотивы поведения. Доминирующие мотивы становятся одной из основных характеристик личности, отражающейся на особенностях других личностных черт, Например, установлено, что у людей ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных на избегание неудач, - нереалистические, завышенные или заниженные, самооценки.

Уровень самооценки в значительной степени связан с удовлетворенность или неудовлетворенностью человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или появления чувства неудачи. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постоянно формируют самооценку личности. В свою очередь, особенности самооценки личности выражаются в целях и общей направленности деятельности человека, поскольку в практической деятельности, он, как правило, стремиться к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению.

С самооценкой тесно связан уровень притязаний. Под уровнем притязания подразумевается результат, которого субъект рассчитывает достичь в ходе своей деятельности.

Мотивы аффилиации (мотив стремления к общению) и власти актуализируется и удовлетворяется только в общении людей. Мотив аффилиации обычно проявляется как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми. В результате удовлетворения мотива аффилиации, между людьми складываются доверительные, открытые взаимоотношения, основанные на симпатиях и взаимопомощи.

В качестве противоположного мотиву аффилиации выступает мотив отвержения, проявляющийся в боязни быть непринятым, отвергнутым людьми. Доминирование у человека мотива отвержения ведет к неуверенности, скованности в движениях. Преобладание данного мотива ведет к напряжению в межличностном общении. Эти люди часто одиноки, у них слабо развиты умения.

Другим, весьма значимым мотивом деятельности личности, является мотив власти. Он определяется как устойчивое и отчетливо выраженное стремление человека иметь власть над другими людьми. Г. Мюррей дал такое определение этому мотиву: мотив власти - это склонность управлять социальным окружением, в том числе людьми, воздействовать на поведение других людей разнообразными способами, включая убеждение, принуждение, внушение, сдерживание, запрещение и т.д.

Особое место занимают исследования так называемых просоциальных мотивов и соответствующего просоциального поведения. Под таким поведением понимают любые альтруистические действия человека, направленные на благо других людей, оказание им помощи. Эти формы поведения по своим особенностям разнообразны и располагаются в широком диапазоне от простой любезности до широкой благотворительной помощи. При альтруистическом поведении акты заботы о других людях осуществляются по собственному желанию человека, без какого бы то ни было расчета и давления со стороны. По смыслу такое поведение диаметрально противоположно агрессии.

4. Формы направленности

Направленность - это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

Различают несколько связанных иерархических форм направленности: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все они являются мотивами деятельности. Мотивы деятельности - это то, что побуждает человека к действиям и поступкам, обеспечивающим удовлетворение возникающих потребностей. Простейшим побуждением человека является влечение, которое характеризуется неосознанностью цели действия. Желание представляет собой осознанную потребность в чем-либо вполне определенном.

Стремление возникает при включении в структуру желания волевого компонента, а интерес есть познавательная форма направленности на предметы.

Главная роль в направленности личности принадлежит осознаваемым мотивам. На основе потребностно-мотивационной сферы формируются жизненные цели. В них находит выражение осознаваемая им «концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности. Следует подчеркнуть, что одни мотивы (установки, влечения, желания) носят побудительный характер, другие (интересы, мечты, идеалы, убеждения) - притягательный.

Человек направляет свою психическую активность лишь на те явления, предметы, вещи и тех людей, которые непосредственно его интересуют, отвечают его запросам, стремлениям, идеалам и убеждениям, удовлетворяют его потребности. Эти вещи, предметы, явления, люди приобретают для него ценностное значение, а отношение к ним выступает как ценностная ориентация.

В структуре ценностных ориентации принято выделять три основных компонента:

Когнитивный (познавательный) компонент содержит информационный аспект (знания и убеждения человека, касающиеся данной ценности) и временную перспективу (степень влияния предполагающихся в будущем изменений, связанных с ценностью, на ее восприятие индивидом в настоящий момент). Кроме того, он включает в себя восприятия, оценки и ожидания субъекта относительно различных социальных ценностей, стереотипы, сложившиеся в обществе, в оценке каких-то благ, групповые мнения относительно тех или иных объектов.

Эмоциональный (аффективный) компонент включает направленность и интенсивность переживаний и отражает чувства, испытываемые субъектом к данной ценности. Каждое устойчивое предпочтение как компонент ценностной ориентации содержит положительное переживание.

Динамический, поведенческий компонент (конативный) обусловливает связь ценностных ориентации с реальным поведением личности. Он отражает тот факт, что человек не только определенным образом относится к данному объекту как к ценности исходя из своих убеждений, но и стремится вести себя соответствующим образом.

Заключение

Основные выводы по работе:

Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Направленность - к чему личность стремится.

Развивать себя можно в разные стороны. Это может быть развитие:

·в сторону гармонизации (в силу разных причин - например, для получения покоя) - гармонически развитая личность,

·в сторону выработки всех необходимых навыков для выполнения тех или других поставленных задач, - иерархически развитая личность

·в сторону максимального развития своих возможностей способностей, - это и называется собственно самоактуализацией.

Характеристики направленности личности

·широта или узость.

·устойчивость и действенность направленности.

·уровень высокий или низкий - определяется общественной значимостью направленности человека. Человек идейный, высоких идеалов - или приземленный, интересы на уровне «трусики и покушать».

Ориентиры направленности - различают направленность:

.на себя,

.на общение,

.на дело.

Список литературы

1.Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Психология личности М.: Инфра-М, 2001 - 328 с.

.Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. М.: Интерпракс, 2005 - 356 с.

3.Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 2007 - 221 с.

4.Крэйн У. Психология развития. СПб.: Питер, 2005 - 279 с.

5.Культурология /под ред. А.А. Радугина М.: Центр, 2002 - 224 с.

.Марцинковская Т.Д., Марютина Т.М., Стефаненко Т.Г. Психология развития М.: Академия, 2005 - 312 с.

7.Марченко Т.А. Потребности как социальное явление. М.: Высшая школа, 2004 - 285 с.

.Мацумото Т. Психология развития. М. Инфра-М, 1998 - 400 с.

.Михайлова Л.И. Социология культуры. М.: Фаир-Пресс, 2004 - 232 с.

10.Рябов В.Ф. Наш духовный мир. СПб.: Глав.издат., 2005 - 279 с.

.Социология. Под ред. Осипова В. - М.: Мысль, 2005 - 199 с.

В трудах различных авторов направленность личности обозначается по разному: как динамическая тенденция (Рубинштейн), смыслообразующий мотив (Леонтьев), доминирующее отношение (Мясищев), основная жизненная направленность (Ананьев).

Чаще всего в научной литературе под направленностью личности понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

Направленность личности выступает как системообразующее свойство личности, определяющее её психологический склад. В направленности выражаются цели личности, её мотивы, её субъективны отношения к различным сторонам действительности. В широком плане направленность - это отношение того, что личность получает и берет от общества (материальные и духовные ценности), к тому, что она ему дает и вносит в его развитие.

Направленность личности формируется в процессе её развития в системе общественных отношений. От направленности личности зависит, как личность участвует в социальных процессах (содействует их развитию, противодействует, тормозит или уклоняется).

Направленность личности частично характеризуется потребностно-мотивационной сферой личности, которая является исходным звеном направленности. На основе направленности личности формируются её жизненные цели, которые выступают в роли общего генератора всех частных целей личности, связанных с отдельными деятельностями.

Направленность личности - это уже сложившаяся система её важнейших целевых программ, определяющее смысловое единство её инициативного поведения, противостоящего случайностям бытия.

Следует отметить, что направленности личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.

Направленность - это установки, ставшие свойством личности и проявляющиеся в таких различных формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеалы, мировоззрение, убеждение.
Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности в порядке иерархии.

Влечение - это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. С психологической точки зрения - это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность.

Желание - это осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному. Желание, будучи осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет сознание будущей цели и построение плана.

Следущая форма направленности - стремление . Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включен волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.

Наиболее ярко характеризуют направленность личности её интересы. Интересы - это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.

Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т.е. интерес к определенному виду деятельности. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей.

Следующая форма проявления направленности личности - это идеал. Идеал - это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т.е. то к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т.е. системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.

Убеждения - высшая форма направленности - это система мотивов личности, побуждающих его поступать в соответствии со взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют её мотивацию к деятельности.

Направленность является ведущим, системообразующим компонентом психологического склада личности, потому как всё другие, так или иначе, работают на неё. В своей доличностной форме направленность в виде совокупности врожденных биологических потребностей начинает определять внешнюю и внутреннюю активность ребенка ещё тогда, когда у него нет даже намека на общее понимание мира, но и взрослого человека потребности в гораздо большей степени определяют его постижение действительности, чем это постижение - его потребности.

Направленность личности наряду с характером представляют регуляторы поведения человека с готовым информационным содержанием. Личность же нуждается в постоянном притоки новой информации, в её анализе, перекодировки и использовании в качестве управляющих организмом сигналов. Одним из сложных элементов структуры личности, который служит этой цели, являются способности.

Направленность личности − это психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности. Направленность включает в себя несколько иерархически связанных форм. Она всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.

Желание

Желание - вполне осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Причем осознается не только объект желания, но и пути его достижения. На основе своих желаний человек определяет цели, строит планы. Сильные желания перерастают в постоянное тяготение к объекту, т.е. становятся стремлением. Следовательно, желанием можно считать мысли о возможности что-то иметь или что-то сделать.

Стремление

Стремление тесно связано с волевым компонентом и проявляется в том, что человек способен преодолеть все препятствия, трудности, невзгоды на пути к объекту потребности. Стремление неотделимо от чувств, которые сигнализируют, достигнута цель или нет, вызывая у человека ощущение соответственно удовольствия или неудовольствия. Таким образом, объективно присущее организму стремление (имеющее смысл мотива, который побуждает организм действовать) неразрывно связано с субъективно испытываемыми чувствами.

Влечение

Влечение - недостаточно полное осознанное стремление к достижению чего-либо, нередко в основе влечения лежат биологические потребности индивида.

Интерес

Интерес можно рассматривать как познавательную форму направленности на предметы: человек интересуется тем, что может удовлетворить его потребность. Интересы развиваются: удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а напротив, вызывает новые интересы.

Интересы бывают непосредственные, напрямую связанные с какой-либо конкретной потребностью, и опосредованные, когда потребность прослеживается неясно. Например, один ученик может интересоваться музыкой, так как ему нравятся уроки музыки или он любит петь и получает от этого удовольствие, а другой - ходит на уроки музыки просто потому, что ему нужно, чтобы в дневнике были только хорошие отметки.

В зависимости от длительности сохранения интересы бывают устойчивые и неустойчивые. Так, некоторые интересуются самыми разнообразными предметами, но недолго; у них один интерес быстро сменяется другим. У увлекающихся людей скоропреходящие интересы бывают очень сильными и эмоционально захватывающими. Человек, не способный иметь устойчивые интересы, не может достичь значительных успехов ни в одной сфере деятельности.

В зависимости от содержания и объектов могут быть выделены интеллектуальные интересы, эстетические, политические и др. Например, для людей, живущих интеллектуальными интересами, главное в жизни - занятие наукой, разрешение теоретических и практических проблем. Можно сказать, что такими интересами живут великие ученые.

Интересы также бывают широкие и узкие. В трагедии «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкин в образе Сальери показал человека, вся душевная жизнь которого ограничена одним узким интересом - интересом к музыке. Музыка для Сальери - высокая стена, заслоняющая собой весь мир. Интерес к музыке сделал его глухим ко всем другим впечатлениям жизни. Противоположен ему Моцарт, гениальный музыкант, не замкнутый на своем профессиональном интересе, а открытый всем жизненным впечатлениям. Для Моцарта музыка - широкое окно, через которое он постигает гармонию окружающей жизни. Широкими интересами отличаются талантливые и гениальные люди. Так, Леонардо да Винчи был не только великим художником, но и великим математиком, механиком, инженером, ему обязаны важными открытиями самые различные отрасли науки. Мелкими называют интересы, если их носитель интересуется в основном удовлетворением естественных потребностей - в еде, питье, сне и других чувственных удовольствиях. Таковы, например, интересы Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны из повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» и у чиновника Акакия Акакиевича из «Шинели», который посвящал все свободное время переписыванию бумаг, и в этом переписывании ему виделся какой-то свой, разнообразный и приятный мир.

Склонность

Интерес, в который включается волевой компонент, становится склонностью.

Склонность - проявление потребностно-мотивационной сферы личности, выражающееся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности. При этом интерес начинает проявляться в стремлении заниматься определенной деятельностью. Человек старается совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью. Обычно возникновение склонности сопровождается развитием способностей. Многие великие художники, музыканты проявляли склонность к своей профессии еще в детстве.

Мировоззрение

Мировоззрение - осознанная система сложившихся взглядов человека на мир, общество, самого себя. Каждый человек имеет конкретное мировоззрение, которым он руководствуется в повседневной жизни, в своей практической деятельности. Наличие мировоззрения - существенный показатель зрелости личности. Когда говорят «сложившийся человек», подразумевают прежде всего сформированное мировоззрения. Мировоззрение проявляется во всем - в быту, труде, отношениях людей. По содержанию мировоззрение человека может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, религиозным или атеистическим. Оно не только основывается на обобщении знаний из различных сфер деятельности, но и опирается на взгляды и убеждения, которые передаются из поколения в поколение. Сочетание мышления и воли, проявляемых в поведении и действиях человека, приводит к переходу мировоззрения в убеждения.

Убеждение

Убеждение - высшая форма направленности личности, побуждающая ее поступать в соответствии с се взглядами, принципами, идеалами. Человек со сложившимися убеждениями не только действует в строгом соответствии с ними, но и стремится передать их другим. Образуя упорядоченную систему взглядов, убеждения человека становятся его мировоззрением. Убеждения и знания не одно и то же. Если человек знает, как надо поступать или вести себя, но так не поступает, то это знание есть не убеждение, а «мертвое» знание. Когда человек знает и поступает в соответствии с этим знанием, то это убеждение.

Идеал

Идеал - это образ, которому хочет следовать человек в своей деятельности, в поведении. Благодаря идеалам человек способен отражать окружающий мир и изменять его в соответствии с идеалами. Если идеал неверен (иллюзорный идеал), он приведет человека не к тому, на что тот надеялся. В качестве идеалов выступают: реальные люди - герои, близкие и т.д.; нереальные образы - литературные герои, герои кинофильмов и т.п.; собирательные образы.

Установка

Установка - готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, когда явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием, негативной, когда эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека, или нейтральной. Установка опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой, а знание содержания этих воздействий позволяет человеку с определенной степенью достоверности прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях.

Позиция

Позиция - устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Она включает в себя совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми индивид руководствуется в своих действиях. В систему факторов, определяющих конкретную позицию человека, включаются также его притязания на определенное положение в социальной и профессиональной иерархии ролей и степень его удовлетворения в этой системе отношений.

Цель

Цель - желаемый и представляемый результат конкретной деятельности человека или группы людей. Цель может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или вредной, альтруистической или эгоистической. Личность или группа людей ставит перед собой цель на основе потребностей, интересов и возможностей ее достижения. В целеполагании важную роль играют мыслительные процессы, информация о состоянии вопроса, эмоциональное состояние и мотивы предполагаемой активности.