Биографии Характеристики Анализ

Г мюррея. К

Мюррей (Murray) Генри Александр

(13.5.1893, Нью-Йорк - 1988) - американский психолог.

Биография.

Получил биологическое и медицинское образование в Гарвардском (бакалавр, 1915), Колумбийском (магистр, 1919; доктор медицины, 1920) и Кембриджском университетах. Работал преподавателем физиологии в Гарвардском университете и врачом в Пресвитерианском госпитале Нью-Йорка (1920-1922), с 1922 г. по 1926 г. он - ассистент профессора эмбриологии в Рокфеллеровском институте медицинских исследований, одновременно с этим с 1924 г. по 1925 г. работал в биохимической лаборатории Кембриджа, Англия, здесь по биохимическим вопросам защитил докторскую диссертацию (1927), в это время у него появился выраженный интерес к психологии. С 1926 г. по 1927 г. Мюррей - преподаватель психологии Гарвардского университета, с 1928 г. он - ассистент профессора, с 1937 г. - ассоциативный профессор в Гарвардской психологической клинике. Проходил стажировку по психологии у Ф.Александера и Х.Захса (1935). В 1943 г. покинул Гарвард, чтобы поступить на военную службу, работал в Отделе стратегических служб США над программой разработки ситуационных тестов на стрессоустойчивость, в 1947 г. вновь возвратился в Гарвард, где занял кафедру в Психологической клинике. Основал в 1949 г. собственную Психологическую клинику "Annex" при Гарвардском университете. Некоторое время работал по программам ЦРУ.

Исследования.

Особое значение для мировой психологии имели разработки Мюррея в области теории и диагностики личности. Его персонология, опирающаяся в большой степени на работы З.Фрейда о ранних детских фиксациях и комплексах и включающая в себя модифицированные понятия Я, Оно, Сверх-Я, нацелена прежде всего на анализ индивидуальных проявлений. В отличие от Фрейда и А.Адлера им было введено большое число базовых потребностей, где наряду с первичными, или витальными, потребностями выделялись вторичные (психогенные), свойственные человеку. В своей книге "Исследование личности" (Exploration in Personality. N.Y., 1938 (et al.)), он выделил 36 потребностей и определил соответствующие им побудительные условия ситуации (" "), а также предложил опросник для выявления индивидуальных различий в мотивах. Перечень потребностей, составленный Мюррем несколько позже, включал в себя такие потребности, как потребности в достижении, уважении, общении, порядке, в привлечении к себе внимания, независимости, защите, содействии, внутреннем анализе, помощи, доминировании, унижении, заботе, изменении, терпении, в индивиде другого пола, агрессии, игре (в дальнейшем на основе этого перечня были созданы опросники "Список личностных предпочтений" А.Эдварса и "Форма по изучению личности" Д.Джексона). Мюррей одним из первых стал рассматривать мотивы как устойчивые личностные диспозиции. Но, вместе с тем, в статье "К классификации взаимодействий" (Toward a classification of interaction // Toward a general theory of action. Cambridge, Mass., 1951), он пришел к заключению, что целенаправленное поведение можно объяснить лишь как результат взаимодействия личностных (потребностное состояние как желаемое целевое состояние) и ситуативных (" " как признаки ситуации, на которые можно надеяться или которых следует опасаться) факторов: "давление" актуализирует соответствующую потребность, а потребность ищет соответствующее ей "давление"; их встреча обозначалась Мюрреем как "тема". Благодаря такому подходу Мюррей оказал влияние на современный интеракционизм. Провел цикл исследований по определению влияния потребностных состояний на восприятие, в частности, выявил, что дети, недавно пережившие состояние страха, склонны воспринимать людей на фотографиях как более злых, чем они воспринимались раньше (1933).

Диагностика.

Разработал ряд методик для изучения личностных потребностей, в том числе принесший ему всемирную известность "Тематический Апперцептивный Тест", который был основан на его перечне потребностей и угнетающих обстоятельств (Thematic Apperception Test: Manual. Cambridge, 1943).

Сочинения.

The effect of fear upon estimates of the maliciousness of other personalities // J. o. social psychol. 1934, 4;

A method for investigation fantasies // Neurol. Psychiat. 1935 (совм с Morgan C.); Preparation for Scafford of a Comprehensive System // Psychology. Study of a Science. N.Y., 1957; Vicissitudes of Creativity // Creativity and its Cultivation. N.Y., 1959. Литература.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1, М., 1986, с. 109-112.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Смотреть что такое "Мюррей (Murray) Генри Александр" в других словарях:

    Мюррей (Murray) Генри Александр - (13.5.1893, Нью Йорк 1988) американский психолог. Получил биологическое и медицинское образование в Гарвардском (бакалавр, 1915), Колумбийском (магистр, 1919; доктор медицины, 1920) и Кембриджском унив … Психологический словарь

    МЮРРЕЙ - (Murray) Генри Александр (1893 1988) американский психолог. Специалист в области клинической психологии, проективных тестов, психологии личности, мотивации,поведения, отбора персонала. Получил биологическое и медицинское образование в Гарвардском … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Мюррей, Генри - Генри Александр Мюррей Henry Alexander Murray Дата рождения: 13 мая 1893(1893 05 13) Место рождения: Нью Йорк … Википедия

    Ротбард, Мюррей - Мюррей Ротбард Murray Rothbard Дата рождения: 2 марта 1926(1926 03 02) Место рождения: Бронкс, Нью Йорк, США Дата смерти … Википедия

(1893-05-13 ) Дата смерти:

Профессиональной специализацией Генри Мюррея были взаимодействие диспозиционных и ситуационных детерминант поведения, мотивация, личность, отбор персонала.

Биография

Генри Мюррей родился 13 мая 1893 года в Нью-Йорке в зажиточной семье, где помимо него воспитывалась старшая дочь и младший сын. В 1915 году Мюррей окончил Гарвардский университет , получив степень бакалавра, а затем продолжил обучение в Колумбийском университете , где в 1919 году получил степень магистра, а в 1920 году доктора медицины. В 1927 году Мюррей защитил докторскую диссертацию по биохимии в Кембридже .

Генри Мюррей занимался преподавательской деятельностью в Гарвардском университете. С 1920 по 1922 год работал врачом. С 1927 года проявляет интерес к психологии. Мюррей сотрудничает с Гарвардской психологической клиникой (англ. Harvard Psychological Clinic ). Он занимается разработкой концепции человеческих потребностей: латентных (скрытых), явных (проявляемые в поступках людей), и пр. Мюррей сформулировал понятия «давление» (англ. press ) и «тема» (англ. thema ), которые позднее были использованы им при работе над Тематическим Апперцептивным Тестом .

Во время Второй мировой войны он покинул Гарвард и поступил на военную службу в Управление стратегических служб . В 1943 году Мюррей подготовил специальный доклад для УСС - «Анализ личности Адольфа Гитлера » (англ. Analysis of the Personality of Adolph Hitler ). Этот доклад положил начало новому методу в психологии: составлению психологического портрета преступника (англ. Offender profiling ), который широко применяется в современном правосудии, а также политике и дипломатии.

После окончания военной службы, Мюррей вернулся в Гарвардский университет в 1947 году . На базе университета он основал психологическую клинику Annex , продолжал преподавать. Был награждён премией за выдающиеся достижения в науке, присуждаемой Американской Психологической Ассоциацией (англ. American Psychological Association ), а также Золотой Медалью за заслуги Американского Психологического Фонда (англ. American Psychological Foundation ).

Мюррей умер в возрасте 95 лет от пневмонии.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 13 мая
  • Родившиеся в 1893 году
  • Умершие 23 июня
  • Умершие в 1988 году
  • Психологи США
  • Выпускники Кембриджского университета
  • Учёные Кембриджского университета
  • Умершие от пневмонии

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Книга пророка Даниила
  • Степняк (значения)

Смотреть что такое "Мюррей, Генри" в других словарях:

    Мюррей Генри - Александр (13 мая 1893, Нью Йорк, США 23 июня 1988) американский психолог, известный прежде всего как автор Тематического Апперцептивного Теста (ТАТ) … Википедия

    Мюррей Генри / Murray, Henry A. - (1893 1988). Мюррей разработал собственную таксономию потребностей и давлений для описания направлений жизни и деятельности людей. Таким образом, он развил систематический и динамический подход к изучению личности … Психологическая энциклопедия

    Мюррей - Марри (часто транскрибируется как Мюррей, Муррей или Маррей, англ. Murray, часто произносится как [ mʌri], однако встречаются и иные произношения: ) многозначное имя собственное. Для многих конкретных персоналий и… … Википедия

    - (13.5.1893, Нью Йорк 1988) американский психолог. Биография. Получил биологическое и медицинское образование в Гарвардском (бакалавр, 1915), Колумбийском (магистр, 1919; доктор медицины, 1920) и Кембриджском университетах. Работал преподавателем… … Большая психологическая энциклопедия

    Мюррей (Murray) Генри Александр - (13.5.1893, Нью Йорк 1988) американский психолог. Получил биологическое и медицинское образование в Гарвардском (бакалавр, 1915), Колумбийском (магистр, 1919; доктор медицины, 1920) и Кембриджском унив … Психологический словарь

    Мюррей-Руст, Питер - Питер Мюррей Руст Peter Murray Rust … Википедия

    Мюррей, Арчибальд - Арчибальд Мюррей англ. Archibald James Murray Генерал лейтенант, сэр Арчибальд Мюррей … Википедия

    Мюррей (округ, Джорджия) - Округ Мюррей Murray County Страна США Статус округ Входит в Джорджия Административный центр … Википедия

    Генри (округ, Джорджия) - Эта статья об округе в штате Джорджия; другие значения: Генри (округ). Округ Генри Henry County Страна США Статус округ Входит в Джорджия … Википедия

    Мюррей Абрахам - Мюррэй Эбрахам в роли Антонио Сальери. Фарид Мюррей Абрахам (англ. F. Murray Abraham, род. 24 октября 1939 г.) американский актер сирийского происхождения. Содержание 1 Биография 2 Фильмография … Википедия

Генри Александр Мюррей

Мюррей (Murray) Генри Александр (1893-1988) - американский психолог. Биография . Получил биологическое и медицинское образование в Гарвардском (бакалавр, 1915), Колумбийском (магистр, 1919; доктор медицины, 1920) и Кембриджском университетах. Работал преподавателем физиологии в Гарвардском университете и врачом в Пресвитерианском госпитале Нью-Йорка (1920-1922), ассистентом профессора эмбриологии в Рокфеллеровском институте медицинских исследований (1922-1926). Одновременно с этим (1924-1925) работал в биохимической лаборатории Кембриджа, Англия, здесь по биохимическим вопросам защитил докторскую диссертацию (1927), в это время у него появился выраженный интерес к психологии. С 1926 но 1927 годы Мюррей - преподаватель психологии Гарвардского университета, с 1928 года - ассистент профессора, с 1937 года - ассоциативный профессор в Гарвардской психологической клинике. Проходил стажировку по психологии у Ф. Александера и X. Захса (1935). В 1943 году покинул Гарвард, чтобы поступить на военную службу, работал в Отделе стратегических служб США над программой разработки ситуационных тестов на стрессоустойчивость, в 1947 году вновь возвратился в Гарвард, где занял кафедру в Психологической клинике. Основал в 1949 году собственную психологическую клинику Annex при Гарвардском университете. Некоторое время работал по программам ЦРУ . Исследования . Особое значение для мировой психологии имели разработки Г. А. Мюррея в области теории и диагностики личности. Его персонология, опирающаяся в большой степени на работы 3. Фрейда о ранних детских фиксациях и комплексах и включающая в себя модифицированные понятия Я, Оно, Сверх-Я, была нацелена прежде всего на анализ индивидуальных проявлений. В отличие от З. Фрейда и А. Адлера им было введено большое число базовых потребностей, где наряду с первичными, или витальными, потребностями выделялись вторичные (психогенные), свойственные человеку. В своей книге исследование личности» (Exploration in Personality. N. Y, 1938 (er al)). он выделил 36 потребностей и определил соответствующие им побудительные условия ситуации («давление»), а также предложил опросник для выявления индивидуальных различий в мотивах. Перечень потребностей, составленный Г. А. Мюрреем несколько позже, включал в себя такие потребности, как потребности в достижении, уважении, общении, порядке, в привлечении к себе внимания, независимости, защите, содействии, внутреннем анализе, помощи, доминировании, унижении, заботе, изменении, терпении, в индивиде другого пола, агрессии, игре (Murray Н А. Toward а classification of interaction // Toward a General Theory of Action. Cambridge, Mass., 1951). На выявление этих мотивов был изначально ориентирован «Тематический апперцептивный тест», в дальнейшем на основе этого перечня были созданы опросники «Список личностных предпочтении» А. Эдварса и «Форма но изучению личности» Д. Джексона . Мюррей одним из первых стал рассматривать мотивы как устойчивые личностные диспозиции. Но вместе с тем в статье «К классификации взаимодействий» (Toward а classification of interaction // Toward a General Theory of Action. Cambridge, Mass., 1951) он при-шел к заключению, что целенаправленное поведение можно объяснить лишь как результат взаимодействия личностных (потребное гное состояние как желаемое целевое состояние) и ситуативных («давление» как признак ситуаций, на которые можно надеяться или которых еле дует опасаться) факторов: «давление» актуализирует соответствующую потребность, а потребность ищет соответствующее ей «давление», их встреча обозначалась Мюрреем как «тема». Благодаря такому подходу Мюррей оказал влияние на современный интеракцноннзм. Провел цикл исследований по определению влияния потребностных состояний на восприятие, в частности выявил, что дети, недавно пережившие состояние страха, склонны воспринимать людей на фотографиях как более злых, чем они воспринимались раньше (1933). Диагностика . Разработал ряд методик для изучения личностных потребностей, в том числе принесший ему всемирную известность «Тематический апперцептивный тест» (ТАТ), который был основан на его перечне потребностей и угнетающих обстоятельств (Thematic Apperception Test: Manual. Cambridge, 1943).

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 360-361.

Далее читайте:

Исторические лица США (биографический указатель).

Сочинения:

The effect of fear upon estimates of the maliciousness of other personalities //Journal of Social Psychology. 1934. N 4; A method for investigation fantasies // Neurologie and Psychiatry. 1935 (with с Morgan C.); Preparation for Scafford of a Comprehensive System // Psychology. Study of a Science. N Y, 1957; Vicissitudes of Creativity // Creativity and its Cultivation. N Y., 1959

Литература:

Хакхаузен Х. Мотивация и деятельность. M., 1986. Т. 1; Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб.: Евразия. 1998: Г. А. Мюррей // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж Чеимана, У. А. Конроя. СПб.- Евразия. 1999.

Генри Александр Мюррей (1893- 1988 гг.). В детстве Генри был отвергнут собственной матерью, что послужило причиной повторявшихся на протяжении всей жизни приступов депрессии. Он обладал необыкновенной чувствительностью и отзывчивостью к страданиям других людей, компенсировал свои физические недостатки за счет других своих способностей. После окончания медицинского колледжа при Колумбийском университете он поступил в интернатуру по хирургии и по окончании ее получил ученую степень по биологии в Кембридже. Психологией он увлекся под влиянием личного кризиса: он влюбился в молодую замужнюю женщину, Кристиану Морган. Однако ему не хотелось расставаться и со своей прежней женой. Он отправился в Цюрих на консультацию к Карлу Юнгу. Юнг сумел наглядно показать ему, что психология - в особенности изучение сферы бессознательного - способна давать ответ на вполне жизненные проблемы.

В 1927 г. Мюррей присоединился к Гарвардской психологической клинике, созданной специально для исследования проблем личности.

Вся его последующая карьера протекала в стенах Гарварда, за исключением периода 1941 -1945 гг., когда он участвовал в специальной программе Управления стратегических исследований (предшественник ЦРУ).

В качестве центрального положения он выдвинул тезис о снятии напряжения. Из фрейдовской традиции им были позаимствованы положения о роли бессознательного и о влиянии детских переживаний на поведение взрослого человека. В его системе присутствовали и понятия ид, эго и супер-эго, хотя и в несколько модифицированном по сравнению с ортодоксальным виде.

Проблема мотивации занимает центральное место в теории личности Мюррея. Появление потребностей ведет к химическим изменениям в мозге, под воздействием которых и протекает деятельность мышления и чувств. Любая потребность вызывает в теле человека определенное напряжение, снять которое можно, лишь удовлетворив потребность. Таким образом, потребности запускают соответствующие типы поведения, которые и должны принести искомое удовлетворение. Выделял около двадцати различных видов потребностей: в самоунижении, в достижении, в афилиации, в агрессии, в автономии, в противодействии, в защите, в уважении, в доминировании, в эксгибиции, в избегании ущерба, в избегании позора, в опеке, в порядке, в игре, в отвержении, в чувственных впечатлениях, в сексе, в поддержке, в понимании.

Личность проходит в своем развитии ряд ступеней. На каждой стадии ведущим является определенный способ достижения удовлетворения. Данные стадии запечатлеваются в личности в виде определенного комплекса - это и есть нормальный путь воздействия бессознательного на развитие личности. Все это очень напоминает стадии психосексуального развития, по : 1) клаустральный комплекс -безопасное существование внутри материнского лона; 2) оральный комплекс - чувственные наслаждения, получаемые от сосания;
3) анальный комплекс - удовольствие, получаемое от дефекации; 4) уретральный комплекс - удовольствие, получаемое от мочеиспускания; 5) генитальиый комплекс - генитальные удовольствия.

Теория Мюррея породила целую волну исследований по проблеме потребностей и методам количественной оценки личностных характеристик. Некоторые из его положений - такие, как потребность в принадлежности к группе, потребность в достижении желаемого, - получили достаточно надежное экспериментальное подтверждение. Что касается остальных утверждений, то уровень их подтвержденноcти значительно ниже.

Научные заслуги Мюррея получили признание коллег по профессии. Он был удостоен золотой медали Американского психологического фонда и награды «За выдающийся вклад в развитие науки» Американской психологической ассоциации.

Если теория личности Олпорта строилась как практически полная антитеза фрейдовской психологии, то система Мюррея, названная им пер-сонологией, продолжала основные традиции классического психоанализа. Однако, как и Олпорт, Мюррей предпочитал строить свои заключения не на клинических наблюдениях, а на лабораторных данных. Он прошел курс психоанализа (по словам Мюррея, его психоаналитик с ним намучился), но, тем не менее, никогда не занимался частной практикой. Он предпочитал иметь дело со здоровыми людьми - студентами Гарвардского университета. По его убеждению, психоанализ является единственной психологической концепцией, позволяющей иметь дело с психикой человека во всей ее сложности, и ему суждено в скором времени стать стандартным предметом университетской программы (Triplet. 1992).

Страницы жизни

В детстве с Мюрреем произошло несколько знаменательных событий. Он был отвергнут собственной матерью, что, по его мнению, и послужило причиной повторявшихся на протяжении всей жизни приступов депрессии. Он обладал необыкновенной чувствительностью и отзывчивостью к страданиям других людей. В полном соответствии с адлеровским тезисом о чувстве неполноценности, он компенсировал свои физические недостатки (неряшливость и полную неспортивность) за счет других своих способностей.

После окончания медицинского колледжа при Колумбийском университете он поступил в интернатуру по хирургии и по окончании ее получил ученую степень по биологии в Кембридже - безусловно, не самый короткий путь для того, чтобы стать в итоге психологом. Он располагал достаточным досугом, чтобы удовлетворять свои обширные научные интересы, благо это позволяло приличное наследство и удачная женитьба на наследнице империи Дюпонов.

Мюррей лишь однажды посещал курс по психологии, но уже на второй лекции, по его собственным словам, стал искать глазами выход (лектором был профессор Хьюго Мюнстерберг). Его следующим курсом по психологии много лет спустя стал уже его собственный курс. Психологией он увлекся под влиянием личного кризиса: он влюбился в молодую замужнюю женщину, Кристиану Морган. Однако ему не хотелось расставаться и со своей прежней женой. По настоянию Кристиа-ны Морган, он отправился в Цюрих на консультацию к Карлу Юнгу.

В то время Юнг сам находился в сходной ситуации: у него был роман с женщиной много его моложе, но при этом он продолжал жить со своей семьей. Юнг посоветовал Мюррею не мучиться и последовать его примеру. Мюррей внял совету и прожил в таком положении около сорока лет. В итоге Юнгу не только удалось решить личную проблему Мюррея, но и увлечь его психологией. Юнг сумел наглядно показать ему, что психология - в особенности, изучение сферы бессознательного - способна давать ответ на вполне жизненные проблемы.


В 1927 году Мюррей присоединился к Гарвардской психологической клинике, специально созданной для исследования проблем личности. Вся его последующая карьера протекала в стенах Гарварда, за исключением периода 1941-1945 годов, когда он участвовал в специальной программе Управления стратегических исследований (предшественник ЦРУ). В рамках этой программы испытуемых наблюдали в различных реальных стрессовых ситуациях. Позже на ее основе был разработан ряд оценочных тестов для отбора претендентов, ныне широко используемый в деловых и правительственных сферах.

Персонология

Учитывая то, что Мюррей получил основательную подготовку по медицине и биохимии, не покажется удивительным, что он предпочел заниматься преимущественно физиологическими аспектами человеческой личности, В качестве центрального положения он выдвинул тезис о снятии напряжения. В его интерпретации этот процесс имел еще большее значение, чем даже у Фрейда. Также из фрейдовской традиции им были позаимствованы положения о роли бессознательного и о влиянии детских переживаний на поведение взрослого человека. В его системе присутствовали и понятия ид, эго и супер-эго, хотя и в несколько модифицированном по сравнению с ортодоксальным виде (Murray. 1938).

С его точки зрения, ид содержит в себе врожденные, импульсивные тенденции и является основным поставщиком энергии для деятельности личности, что почти полностью совпадает с позицией Фрейда. Однако наряду с примитивными устремлениями к наслаждению, у Мюррея ид включает в себя еще и социально позитивные тенденции, такие как эмпатия, идентификация и любовь. И хотя некоторые части ид для нормального хода развития должны подвергаться подавлению, другие, напротив, должны проявлять себя совершенно свободно. В подобном сочетании можно увидеть следы юнговского архетипа тени, в котором также содержатся как желательные, так и нежелательные моменты.

Как и в работах неофрейдистов эго-психологов, у Мюррея эго выполняет активную роль и определяет собой поведение человека. Мюррей был уверен, что эго выполняет не только служебные по отношению к ид функции. Задача эго состоит в том, чтобы подавлять одни, нежелательные импульсы, и способствовать выражению других, желательных импульсов в составе ид.

Мюррей принимал фрейдовское положение о том, что супер-эго представляет собой интериоризованные культурные и социальные ценности, и что при помощи супер-эго индивид рассматривает свое поведение как соответствующее или не соответствующее тем или иным ценностям. Несогласие у него вызывало лишь представление о путях формирования супер-эго. С точки зрения Мюррея, супер-эго формируется не только под воздействием одного из родителей, но также и под влиянием сверстников и товарищей, литературы и мифологии. Супер-эго не заканчивает свое развитие к пятилетнему возрасту, но продолжает меняться на протяжении всей жизни человека.

Проблема мотивации занимает центральное место в теории личности Мюррея. Впрочем, его классификация потребностей не внесла существенного вклада в психологию личности. С его точки зрения, появление потребностей ведет к химическим изменениям в мозге, под воздействием которых и протекает деятельность мышления и чувств. Любая потребность вызывает в теле человека определенное напряжение, снять которое можно, лишь удовлетворив потребность. Таким образом, потребности запускают соответствующие типы поведения, которые и должны принести искомое удовлетворение. Он насчитывал около двадцати различных видов потребностей, среди которых потребность в достижении желаемого, в принадлежности к определенной группе, проявлении агрессии, независимости и стремлении к власти.

Как и Фрейд, Мюррей считал, что личность проходит в своем развитии ряд ступеней. На каждой стадии ведущим является определенный способ достижения удовлетворения. Данные стадии запечатлеваются в личности в виде определенного комплекса - это и есть нормальный путь воздействия бессознательного на развитие личности. Все это очень напоминает стадии психосексуального развития, по Фрейду:

1) клаустральный комплекс - безопасное существование внутри материнского лона;

2) оральный комплекс - чувственные наслаждения, получаемые от сосания;

3) анальный комплекс - удовольствие, получаемое от дефекации;

4) уретральный комплекс - удовольствие, получаемое от мочеиспускания;

5) генитальный комплекс - генитальные удовольствия.

По мысли Мюррея, каждый человек проходит через подобные стадии развития личности, а потому нет ничего ненормального и в появлении у человека комплексов, если только они не переходят разумные границы.

Тематический апперцептивный тест

В основу тематического апперцептивного теста (ТАТ), разработанного совместно с Кристианой Морган, была положена мюрреевская классификация потребностей. В течение многих лет считалось, что основную роль в создании теста играл сам Мюррей, а Морган была лишь помощником. Однако в 1985 году Мюррей объявил, что именно ей принадлежит ведущая роль, а сама идея теста была навеяна ему одной из студенток во время занятий (Bronstein. 1988. P. 64).

Идея проективных тестов основывается на фрейдовском понимании проекции как одного из защитных механизмов психики, когда человек приписывает тревожащие его импульсы кому-то иному. В ТАТ испытуемому предлагают описать некоторую неопределенную картинку. При этом считается, что он непременно спроецирует беспокоящие его импульсы на описание ситуации. В настоящее время ТАТ широко используется как в академических исследованиях по психологии личности, так и для оценки личностных характеристик кандидатов при приеме на работу.