Биографии Характеристики Анализ

Где находится музей усадьба некрасова. Государственный литературно-мемориальный музей Некрасова "Карабиха": обзор, история и особенности

March 18th, 2017

26.07.2016
Карабиха — третий некрасовский музей, в котором мне посчастливилось побывать. И если Чудовскую Луку я посетил до того, как приступил к ведению мебельного блога и фотографированию мебели для него, то уж я приходил дважды и нафотографировался там вдоволь. Так что теперь у нас есть возможность проследить в некрасовских интерьерах кое-какие параллели.

Приглашаю пройти в Большой дом.

Гардеробная
В гардеробной нас встречает вешалка , или гардеробная стойка , типичной для XIX века конструкции (подобные вешалки мы встречали и Напомню, что выступающая вперед перекладина совмещает в себе две утилитарные функции. Во-первых, это барьер для тростей. Во-вторых — дополнительная опора, препятствующая опрокидыванию вешалки под тяжестью многочисленных пальто.

Вспоминая рассказ о том, какое большое количество посетителей одновременно бывало у Некрасова в санкт-петербургской квартире, и сравнивая с карабихским вариантом, я поймал себя на мысли о том, что представленная в экспозиции квартиры вешалка не могла обеспечить прием гостей.
Ну сами посудите. Это вешалка из приемной в Санкт-Петербурге.

А мы снимаем верхнюю одежду и обувь, оставляем все в гардеробной и проходим в приоткрытую дверь кабинета.

Кабинет Николая Алексеевича Некрасова
Мы в помещении, которое служило кабинетом сначала для Николая Алексеевича, а впоследствии — для его брата Федора.
Рабочее место поэта здесь как бы спрятано. Действительно, первое, на что обращаешь внимание, входя в кабинет, — это распахнутая дверь, ведущая на балкон. Вспоминаешь внешний вид дома, и становится понятно, что кабинет — центральное помещение второго этажа.
Слева и справа от двери расположены парные трюмо с трехчастными зеркальными полотнами и консольными полочками. Внешний вид трюмо эклектичен, а в резном декоре обрамления верхних овальных зеркал просматриваются асимметричные детали, характерные для стиля рококо.

И лишь потом взгляд устремляется налево, в угол, где расположено рабочее место поэта. Но вновь наше внимание отвлечено от мебели. Его оттягивает на себя живописное изображение головы лошади (Н. Е. Сверчков, 1856 г., копия). Чудесный, выразительный портрет.
И только теперь нам предстоит рассмотреть три мемориальных предмета мебели, которые принадлежали Некрасову, ранее находились в его санкт-петербургской квартире, а после смерти поэта были перевезены его братом в Карабиху.

Первая мемория — двухтумбовый письменный стол из карельской березы (Н. Штанге, Санкт-Петербург, 1860-е гг.). Тумбы представляют собой, с одной стороны, основательные, а с другой — ажурные конструкции. В каждой из тумб три небольших выдвижных ящика скомбинированы с точеными ножками, которые дополнительно укреплены Н-образными проножками. Столешница покрыта красным сукном. Интересно, что красивый сам по себе материал, имеющий неповторимый и очень декоративный рисунок, — карельская береза — скрыт под слоями черного лака. Декоративности столу, помимо точеных ножек-проножек, придает плоская резьба, выполненная в стиле русского узорочья.

Вторая мемория — кресло Некрасова (неизвестный мастер, Северо-Запад России, 1860-е гг.). Сиденье, прямоугольная вставка в спинку и накладки на локотники мягкие, обиты сафьяном. Напомню, что сафьян — кожа козы, отлично выделанная, обладающая безупречной лицевой поверхностью, обычно выкрашенная в один из ярких цветов. По нижнему краю сиденья проложена бахрома ярко-красного цвета. Можно предположить, что ранее она лучше подходила к цвету сафьяна, который мог выгореть, выцвести от времени и от использования. В деревянной раме кресла просматриваются те же мотивы, что и в точеных элементах стола, но в отличие от стола проножки кресла изогнуты. Как и стол, деревянные части кресла покрыты черным лаком.

Наконец, третья мемория. Это корзина для бумажного мусора (неизвестный мастер, Северо-Запад России, 1860-е гг.). Стилистика корзины эклектична. Так, восьмигранная форма может отсылать нас к мавританскому стилю. С другой стороны, каждая грань представляет собой пластину с прорезным (на тканевом фоне) деревянным декором в виде двуглавого грифона, держащего герб с инициалами «НН» в центре.

Возьму на себя смелость и выдвину малонаучную версию, объясняющую возможную связь грифонов и инициалов — с именем Некрасова. Корзина могла быть сделана на заказ по типовому для мастера проекту (назовем его дизайном с грифонами). При этом в резной узор могли быть вписаны инициалы заказчика, то есть НН.

И вновь, мысленно возвращаясь в Петербург, ловлю себя на двух соображениях.
Взгляните, как выглядит рабочее место Некрасова в его петербургском кабинете. Во-первых, мы сразу обращаем внимание на значительные стилистические отличия между мебелью Карабихи и Петербурга. Отличия в конструкции также велики: в Петербурге Некрасов пользовался письменным столом — бюро и, возможно, стулом с гнутой рамочной спинкой и скругленным сиденьем с плетеной вставкой.

Но это ладно. А как быть с тем, что музейщики и в Петербурге, и в Карабихе гордятся тем, что имеют дело с мемориальными письменными столами Некрасова, происходящими из санкт-петербургской квартиры? Это во-вторых.

Ничего не остается делать, как верить и тем, и другим.

Но продолжим осмотр кабинета. Перед нами авторская копия портрета Николая Алексеевича Некрасова работы И. Н. Крамского (Санкт-Петербург, 1877 г.).
Портрет является центром симметричной композиции, притягивающим к себе большое количество фотографий и объединяющим вокруг себя два шкафа с библиотекой Некрасова.

Шкафы исключительно живописны. Нижние, глухие части дверок представляют собой необыкновенно фактурные филенки. Здесь и выпуклые вазы с пышными букетами цветов, и растительные гирлянды, и резьба различного рисунка по контуру филенки, и декоративно проработанные угловые «накладки», и картуши.

В разрыв полукруглого фронтона, украшающего верхнюю часть шкафов, помещена квадратная ваза-урна, стоящая на квадратном же постаменте. По фризу проложена бесконечно вьющаяся растительная резьба.

И вновь хочется провести параллель с обстановкой петербургской квартиры поэта.
Вспомним, как выглядит фрагмент интерьера редакционной приемной, и сразу отметим роль резного декора в украшении некрасовских книжных шкафов . Это вам не простые толстовские книжные шкафы из Ясной Поляны.

В углу кабинета организована зона для отдыха за чаепитием и чтением газет.

Обратим внимание на стулья . Их сиденья выполнены в технике плетения из соломки (соломка наверняка новодельная), а спинки оформлены в виндзорском стиле.

Дальний родственник таких стульев имеется и в Санкт-Петербурге.
Стоит себе один-одинешенек в просторной зале рядом с булевской тумбой.

Осмотр кабинета завершаем взглядом на люстру, которую отправляем в двадцать восьмую

История Большого дома тесно переплетена с судьбой не только Николая Алексеевича, но и его брата Федора. Так что не удивляйтесь названию следующего помещения.

Спальня Федора Алексеевича Некрасова
Как я уже неоднократно замечал, интерьеры спален нечасто воссоздаются в музейных экспозициях, а кровать в музеях является одним из самых редких предметов мебели.
Вот и сейчас в помещении мужской спальни представлен женский туалетный столик , или трюмо-комод (1830-е гг.). Чтобы разрешить возможное когнитивное противоречие, добавлю, что перед нами вещь не мемориальная, а типологическая. Рассмотрим столик поближе.

От комода столику достались два широких ящика со ступенчато изменяющейся (для удобства сидения) в середине глубиной. От трюмо — зеркало в прямоугольной раме с двумя стойками по бокам (вероятно, для дополнительных свечей). Зеркало возвышается на надстройке с ящичками для драгоценностей, называемой в мире итальянской мебели словом alzata. Форма ящичков надстройки повторяет форму ящиков комода.

Но есть в спальне и некрасовская мемория. Это столик (1880-1900 гг.), ранее использовавшийся в столовой как закусочный, а сейчас приспособленный под витрину.

Смею предположить, что верхняя часть столешницы — новодел (крышка витрины), а нижняя часть, с резным декором по периметру, — историческое подстолье. Ритм вертикальных элементов резьбы повторяется в балюстраде, которой украшена Н-образная проножка, а форма маленьких балясинок повторяет форму больших точеных ножек.

Люстра, как и положено в спальне, небольшая, аккуратная, дающая приглушенный свет.

Из спальни проходим в зал охоты. Движемся по Г-образному коридору, в котором висит вот такая люстра.

Зал охоты
Соответствующее настроение залу придают атрибуты охотничьей жизни, как то: охотничья сумка, рожок, чучела птиц и рога добытых животных, изображения всевозможных сценок и

собственно ружья. Эти ружья вместе с

настенными часами были куплены Некрасовым и подарены крестьянам-охотникам.

Остальные предметы в зале типологические, например сундук-саквояж в комбинированной деревянной и металлической оплетке, боковины которого скромно и даже несмело украшены двумя нарисованными контурными линиями разной толщины.

На сундуке покоится дорожное бюро , или дорожный секретер , красного дерева (первая четверть XIX в.). Его конструкция настолько непроста, что я позволю себе развернутую цитату из музейного описания данного предмета.
«Крышка откидывается на металлических кронштейнах. Планшет под откидной доской крепится на петлях с помощью латунных замочков. Ящик раскладывается на две части со скошенными боковыми стенками, соединенными двумя латунными петлями. В боковых стенках передней части имеются пазы для доски с сукном, запирающейся латунной пластинкой. Вторая часть имеет внутренний вынимающийся ящик с многочисленными отделениями для канцелярских принадлежностей. Под ним — съемная доска с отделением для бумаг. Секретер запирается на внутренний металлический замок».

Похожий, но гораздо более простой секретер встретился мне , что в Гатчине.


Люстра из зала охоты.

Кабинет Натальи Павловны Некрасовой
Из сугубо мужского помещения мы попадаем в помещение исключительно женское, которое в свое время занимала супруга Федора Алексеевича — Наталья Павловна.
Три предмета указывают нам на то, что хозяйка помещения — дама. Первый из них — швейная машинка марки «Зингер», издали выглядящая даже воздушно.

Воторой — миниатюрный, элегантный, очень аккуратный дамский письменный стол (конец XIX в.).

На утонченных, заостренных книзу ножках; с красной подушечкой — подставкой под ноги, вмонтированной в центральную проножку; с небольшим ограждением по задней стороне, в углах которого помещены оригинальные подсвечники.
Стол подлинный, принадлежал семье Некрасовых.

Третий предмет — люстра с ажурным абажуром.

Спальня Натальи Павловны Некрасовой
Альков для размещения в нем кровати оформлен четырьмя колоннами и занимает чуть ли не бо́льшую часть пространства. Но отсутствие в помещении самой кровати в очередной раз подтверждает мою спальную теорию.
Тем не менее мы будем вознаграждены возможностью увидеть подлинные вещи семьи Некрасова.

Вглубине алькова — мемориальный туалетный столик (середина XIX в.).

И в очертаниях элементов столика в целом, и в линиях его декора — во всем присутствует форма овала с зауженной талией. Будь то зеркало, или столешница, или контуры накладной резьбы на дверцах тумб. Некоторые элементы столика зооморфны, например стилизованные под морских коньков полочки под свечи или напоминающие лапы животных тяжеловесные ножки-опоры.

Внимательный читатель заметил, что стулья с плетеными вставками в сиденье и спинку, окружающие туалетный столик, — родные братья стулу, мимо которого мы только что прошли в кабинете Натальи Павловны.

Еще один мемориальный предмет — бельевой шкаф , или комод (вторая половина XIX в.). Формы комода просты: ящики плоские, ручек нет, вместо них использовались ключи. Из декора только рисунок шпона, перетекающий с ящика на ящик, да каннелюрированные накладки на ребра.

Люстра спальни.

Гостиная
По наличию тех или иных предметов мебели можно сразу сделать вывод о том, чем могло быть занято время посетителей гостиной: игрой на рояле или в карты, рукоделием, беседами и прослушиванием граммофонных записей.
Что касается рояля старейшей фортепианной фирмы Германии «Рениш» (1870-е гг.), то он не принадлежал Некрасову.

Поэтому обратим большее внимание на банкетку простых и строгих форм, с характерными для классицизма перекрестиями в локотниках.

Кстати, в гостиной Панаевых, что в музее Некрасова в Петербурге, тоже есть интересная банкетка, но только уже ампирная.

Рядом с камином организована зона рукоделия.
Каминный экран , выполненный в стиле модерн с характерными для него линиями-пузырями и линиями ириса, относится к началу XX века и не сочетается с другими предметами мебели, относящимися к предшествовавшим ему большим классическим стилям. Возможно, брат поэта, Федор Алексеевич, владевший Карабихой и доживший до расцвета модерна, поддался очарованию новомодного стиля, который просуществовал недолго, но был чрезвычайно популярен в свое время.

Перед нами дамский столик для рукоделия (первая половина XIX в.). Ранее он принадлежал княгине А. В. Голицыной и находился в имении Гагаринские Новоселки, Переславского уезда.
Утилитарный предмет мог бы быть совсем неказистым, если бы не был изготовлен из карельской березы и не имел «задумки». Так, издалека можно обмануться, оценивая на глаз высоту подстолья. Однако при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что «нижний ящик» вовсе не ящик, а откидная крышка, а четыре темные точки на ней, издалека кажующиеся ручками, на самом деле — отверстия-выемки, в которые помещаются настоящие ручки расположенных выше ящичков. А потом оказывается, что если присмотреться еще более внимательно, то и для ручех трех самых верхних и самых узких ящичков тоже находятся выемки на откидной крышке.

Центральное композиционное место гостиной занято гигантским зеркалом-трюмо (середина XIX в.). Зеркало было привезено Федором Алексеевичем Некрасовым из дома купца Трунова. Можно только представить себе, какого высокого достатка был тот купец, который владел невероятных размеров зеркалом в золоченой резной рококошной оправе, со столиком с мраморной столешницей на еще более богатых резных ножках-лапах, соединенных хитроумной резной проножкой. Трудно вообразить.

Но в этом месте моего рассказа нам придется представить себе еще кое-что. Речь о других, парных зеркалах-трюмо второй половины XIX века, которые принадлежали семье Некрасова и сейчас находятся за моей спиной. Одно из них мы можем видеть отраженным в только что изученном нами купеческом трюмо. Мы вынуждены довольствоваться лишь отражением, так как некрасовские зеркала просто невозможно сфотографировать с близкого расстояния.

С игрой на рояле и рукоделиями мы отчасти разобрались. Переходим к беседам за чаепитиями, которые могли происходить за этим овальным чайным столиком . Его столешнице, но особенно ножкам приданы чрезвычайно прихотливые формы. Кресла (как и находящиеся в гостиной стулья) типичные барочные. Диван с фанерованной, украшенной низкопрофильной резьбой спинкой и стилизованными под рог изобилия локотниками — ампирный.

Зона игр образована ломберным столиком типовой конструкции: точеные ножки, немного отличающиеся от столика к столику формой и видом декоративной резьбы; невысокое подстолье; обитая зеленым сукном и, должно быть, складывающася крышка.

Последниее из перечня занятий — прослушивание граммофонных записей — было возможно благодаря присутствию в гостиной граммофона-патефона-тумбочки (начало XX в.). На то, что, наравне с каминным экраном, это более поздний предмет, нам указывают типичные для модерна линии накладного металлического декора.

Кстати, какими интересными бывают конструкции подобных граммофонов-тумбочек, можно увидеть в музее Щербова, о котором я уже упоминал.

Люстра.

Столовая
Столовая не порадовала нас столовой мебелью. Здесь только напольные часы да бюро-секретер (XIX в.). Дистанционно изучая бюро, по форме крышки-столешницы, край которой повторяет волнообразные изгибы ящиков, понимаем, что она выдвижная, а не откидная. Значит, рабочая зона с внутренними ящичками должна закрываться гибкой рейчатой крышкой-задвижкой, которая в мире итальянской мебели называется serrandina.

Взглядом на люстру закончим нашу экскурсию по Большому дому Карабихи.

Говорят, отсюда, с площадки «бельвю», раньше вдали был виден Но то ли дымка держится в воздухе, то ли леса выросли, а Ростова мы не увидели, как ни старались.

Тогда я решил вернуться в дом и подняться на его крышу, в бельведер. Но и отсюда Ростова не увидел.

Зато увидел верхний регулярный парк, отдельно стоящие фигурки моих родственничков и

Восточный флигель, в котором находились личные комнаты Николая Алексеевича и о которых, дай бог, когда-нибудь напишу.

Спасибы
Теперь же, по уже устоявшейся традиции, хочу искренне поблагодарить одного человека, без помощи которого и особенно в условиях тотального отсутствия какого бы то ни было путеводителя написание моего рассказа о мебели Карабихи было бы затруднено.
Я говорю о нашем экскурсоводе и впоследствии моем заочном бескорыстном и очень надежном консультанте.
Спасибо вам, Яна, за поддержку моего мебельного начинания.

Летнее путешествие 2017 года охватывало несколько областей России. Планируя прогулки по городам и поездки на автомобиле по областям, выбирала те места, которые, во-первых, вписывались в нашу дорожную карту, и, во-вторых, входили в круг моих «заинтересованностей». Если говорить обо всем путешествии, приоритет был отдан посещению русских усадеб. Осмотрели четыре усадьбы, однозначным фаворитом, лично для меня, стала усадьба семьи Некрасовых в деревне Карабихе.

Небольшое историческое предисловие. До начала XVIII века в окрестностях современной деревни Карабихи располагалось село Богородское. В 1711 году владельцем села Богородское и прилегающих земель становится княжеский род Голицыных. В 40-х годах XVIII века по заказу Голицыных неизвестным архитектором возводится усадьба на Карабитовой горе, само имение получает название – Карабиха, в скором времени, и деревня приобретает одноименное название. В начале XIX века семейство Голицыных осуществляет реконструкцию имения, усадебный ансамбль приобретает более парадный вид. Практически в таком виде усадебный комплекс сохранился до наших дней.

Н.А.Некрасов покупает имение в 1861 году для летнего отдыха. Все хозяйственные хлопоты по управлению имения ложатся на плечи брата поэта – Федора. Карабиха становится для семьи Федора Некрасова постоянным местом жительства, а поэт приезжает только в летнее время на отдых.

Музей-заповедник «Карабиха» располагается на расстоянии 15км от Ярославля. «Птички» мы ранние, поэтому в половине девятого утра были уже на месте. Музейные экспозиции открываются в 10.00, парковая территория с мая по октябрь открыта с 7.00 утра. Поэтому сначала пошли исследовать усадебную территорию. Приглашаю и Вас сориентироваться на местности и прогуляться по парковым аллеям.

Мы попали на территорию усадьбы со стороны Верхнего парка (вход на территорию платный – 50 рублей за взрослого человека). Двигаемся к главному усадебному дому - по правую руку располагается здание Людской, по левую – Верхний парк.

Пройдя несколько метров по дорожке, мы попадаем на «главную площадь имения». Перед нами цветочный партер, на заднем плане – ледник, Восточный флигель, где проживал Н.Некрасов во время своих летних приездов, и Большой усадебный дом.

Напротив Большого дома располагается Верхний парк, который относится к типу регулярных парков. Перспектива центральной аллеи, ведущей от крыльца Большого дома, продолжается центральной аллеей парка и завершается зданием оранжереи. В прежние времена здание оранжереи завершалось бельведером со шпилем, схожим с бельведером Большого дома. Сейчас оранжерея сохранилась в руинированном виде.

В парк обращен один из фасадов «Зеленого домика». Это деревянный дом был построен в 1870-х годах для проживания младшего из братьев Некрасовых – Константина.

Верхний парк небольшой по площади, квадратный по форме, с восьмилучием парковых аллей, исходящих из единого центра.В тени деревьев (а сохранилось несколько 200-летних лип) приятно присесть на уединенную скамейку.

К Верхнему парку примыкает фруктовый сад и винный склад. Здание склада построено в начале XX века в характерном для этого времени «краснокирпичном» стиле. В перспективе предполагается реконструкция объекта и приспособление его под музейный визит-центр.

На склоне за Большим усадебным домом разбит Нижний пейзажный парк. К достопримечательностям парка относятся мостики, каскад прудов и извилистые дорожки, которые опутывают парковую территорию словно паутина. Узор парковой паутины замысловат, причем в некоторых местах тропинки словно пропадают и еле читаются среди высокой травы. На протяжении всей прогулки по Нижнему парку меня не покидало ощущение, что гуляешь по лесу. Парковые аллеи и тропинки только слегка оформлены, и то не везде, а только на спусках и подъемах.

А начинается Нижний парк с Большой поляны перед усадебным домом.

Чередование открытого и замкнутого пространства – основные черты Нижнего парка. Почувствовать единение с природой, насладиться пением птиц, просто посидеть в тишине и полюбоваться окружающей природой можно на разбросанных по парковой территории скамеечках.

А наш путь лежит к Верхнему пруду.

На территории Нижнего парка находятся два пруда искусственного происхождения – Верхний и Нижний, соединяет их ручей Гремиха. Посредине Верхнего пруда располагается островок. Берега обсаживались деревьями, со временем, разрастаясь, деревья затеняли водную гладь, а кроны создавали естественную крышу. Получалась живописная беседка посредине водного пространства, что давало дополнительные возможности для отдыха.

Вода в Верхний пруд поступает из многочисленных ключей, избыток воды по камням небольшим водопадом спускается на дно оврага, небольшим ручейком бежит в Нижний пруд. Верхний пруд мы нашли по шуму воды. Водопадик небольшой, но в лесной утренней тишине, когда посетителей еще нет, звук подающей воды слышен хорошо.

Время в парке пролетает не заметно, стрелки часов приближаются к 10 часам, нас ждет усадебный дом. Возвращаемся на парадный двор усадьбы.

Прежде, чем отправиться на осмотр музейной экспозиции, подойдем к бюсту Н.А.Некрасова. Бронзовый бюст поэта работы ленинградского скульптора Л.Ю.Эйдлина появился в 1960 году в преддверии 140-летия со дня рождения Н.А.Некрасова. В 2011 году памятник был обновлен и установлен на площадке у Восточного флигеля, в котором Некрасов жил во время своего пребывания в Карабихе.


В кассе музея предлагают на выбор посещение нескольких экспозиций, можно осматривать самостоятельно, можно оплатить экскурсионное обслуживание (все подробности на сайте музея www.karabiha-museum.ru). Мы остановились на осмотре Большого дома с подъемом на Бельведер и Восточного флигеля.

Большой усадебный дом (сотрудники музея называют его сокращенно – Большой дом) был построен на рубеже XVIII-XIX веков. В первой четверти XIX века окончательно сформировался архитектурный ансамбль Большого дома и двух флигелей, соединенных галереями с главным домом. Большой дом- двухэтажный, с 4-х колонными портиками с южного и северного фасадов, со смотровой башенкой-бельведером на крыше. Во второй половине XIX века соединяющие галереи между домом и флигелями были разобраны. В таком виде усадебный дом предстает и в наше время.

На первом этаже Большого дома посетителей встречает владелец имения - Н.А.Некрасов.

А мы поднимаемся на второй этаж, идем в гости к семье Федора Алексеевича Некрасова.

Кабинет Ф.А.Некрасова, брата поэта. Сначала Федор Алексеевич был управляющим имения. В 1867 году поэт переписывает купчую на брата, и Федор Алексеевич становится владельцем всей Карабихи и окрестных пустошей.

Заслуживает внимание корзина для бумаг, на каждой грани которой вырезаны инициалы «Н.Н.». Корзина принадлежала Н.А.Некрасову, была привезена Федором Алексеевичем из Петербурга после смерти поэта.

В этой комнате есть выход на балкон.

С балкона открывается прекрасный вид на парадный цветочный партер перед Большим домом. Как утверждают смотрительницы музея, партер восстановлен в том виде, в каком он был во времена Некрасовых.

Проходим через кабинет Натальи Павловны Некрасовой, второй жены Федора Алексеевича.

Дамский письменный стол (конец XIX века) всегда стоял в этой комнате и принадлежал Н.П.Некрасовой.

Спальня Н.П.Некрасовой.

Некрасов купил Карабиху у князей Голицыных с частью обстановки, семья Некрасовых всегда бережно эти вещи хранила. Гостиная усадебного дома отвечала своему назначению во все времена существования усадьбы, часть вещей в интерьере гостиной (портреты и рояль) сохранилось со времен прежних владельцев.

Из гостиной есть выход на балкон, с которого открывается прекрасный вид на Нижний парк, на Большую поляну.


После осмотра жилых помещений Большого дома мы поднимаемся на чердак, впереди нас ждет Бельведер.

На чердаке стоит задержать и посмотреть изнутри на систему крепления потолочной системы второго этажа.

В жаркую погоду долго на чердаке находиться невозможно – чердачное помещение основательно прогревается. Преодолеваем последний маленький пролет лестницы.

Перед нами площадка Бельведера.

Она небольшая, круглой формы. Вся усадьба, как на ладони, кроме этого можно обозревать и близлежащие окрестности. Нижний парк, парадный партер и Восточный флигель с высоты смотровой площадки.

После осмотра усадебной территории с высоты покидаем Большой дом и отправляемся в Восточный флигель. Здесь останавливался поэт во время своих приездов в Карабиху. Сейчас во флигеле расположилась экспозиция «Личные комнаты Н.А.Некрасова».

Поднимаемся по парадной лестнице. Она появилась вследствие приспособления Восточного флигеля для жизни в нем поэта. Ее конструкция сохранилась с конца XIX века.

Первая комната в личных покоях Некрасова – столовая. Такое расположение обусловлено близостью к лестнице, по которой готовые блюда поднимались с кухни на нижнем этаже.

Самая большая и светлая комната анфилады жилых покоев- гостиная. Она служила местом литературного творчества, так как была удалена от шумного двора усадьбы. Обстановка гостиной частично сохранилась, на своих местах располагаются камин и зеркало на нем, предкаминное кресло, бюст Вальтера Скотта на тумбе-подставке, пара трюмо, диван-оттоманка. Обстановка гостиной отражала вкус и привычки Николая Алексеевича, сочетая элементы парадного и приватного типа помещений.

Из гостиной можно выйти на балкон. Перед нами - усадебный двор и Большой дом с Бельведером. Можно предположить, что и перед Николаем Алексеевичем во времена его летнего отдыха «видовые» картинки открывались те же, что и сейчас перед нами.

Продолжает анфиладу жилых помещений кабинет. Он и следующая за ним спальня были недоступны для посторонних. Здесь поэт занимался редакторской работой, деловой перепиской.

Спальня завершает череду жилых покоев. Это помещение носило приватный характер. Доступ сюда мало кто имел, поэтому описания спальни в воспоминаниях родственников минимальны. Обстановка спальни не сохранилась.

Наше путешествие по усадьбе Некрасовых завершилось, мы провели здесь два с половиной часа. Нас поджимало время, впереди еще была долгая дорога. Усадьба меня очаровала, уезжать не хотелось. Сюда надо приезжать на весь день, спокойно гулять по паркам, исследовать остальные постройки усадьбы, заглянуть и на другие музейные экспозиции. В Большом доме есть буфет, можно и перекусить.

Добро пожаловать в гости к семейству Некрасовых. Гостям здесь рады, я очень душевно пообщалась с музейными смотрительницами – они рассказывают о поэте и семье его брата с большой любовью и воодушевлением.

Музей-заповедник Н.А. Некрасова усадьба «Карабиха» находится в 15 километрах, к югу от Ярославля, по старому Московскому шоссе близ посёлка городского типа Красные Ткачи.
До начала XVIII века в окрестностях усадьбы располагалось село Богородское. В начале XVIII века владельцами села и прилегающих земель становится княжеский род Голицыных . В сороковых годах XVIII века по заказу князя Николая Сергеевича Голицына начинается строительство усадьбы на Карабитовой Горе. Усадьба была спроектирована и построена как одна из самых крупных в Ярославской губернии. К сожалению, имя архитектора, автора проекта усадьбы, не сохранилось. Название усадьба получает по названию горы -- Карабиха . Со временем название Карабиха переходит и на село, в котором находится усадьба .

Усадебный комплекс "Карабиха"

Усадебный комплекс "Карабиха " является единственным в Ярославской области усадебным комплексом второй половины XVIII века, в котором сохранен первоначальный архитектурный облик . Усадьба Карабиха относится к усадьбам дворцового типа , что характерно для эпохи классицизма. В ансамбль усадьбы входят жилой дом, хозяйственные постройки, два парка (пейзажный и регулярный) и система прудов.

Основу архитектурного ансамбля составляют главный дом и два флигеля . Когда-то между домом и флигелями находились крытые двухэтажные галереи, объединявшие постройки в единое строение. Главный усадебный дом представляет собой двухэтажное каменное здание с фронтонами на колоннах, бельведером и верандами.

Сразу за домом - отлогий спуск к реке Которосли. Интерьер Большого дома сохранил элементы оформления, относящиеся к концу XVIII - началу XIX века . Флигели, в свою очередь, сохранили элементы, свойственные более раннему архитектурному периоду - фрагменты барочных наличников, полуциркульное завершение оконного проема в Восточном флигеле . Все это свойственно более раннему периоду (XVII - началу XVIII века ). Конный двор, располагавшийся на территории усадьбы, был построен в начале XIX века изначально представлял собой симметричную композицию, состоявшую из трех частей -- центрального здания и двух флигелей - каретников. В начале XX века на месте северного каретника был построен двухэтажный жилой дом.

Два парка , входящие в состав усадебного комплекса условно названы Верхним и Нижним. Верхний парк, расположенный перед домом, является парком французского типа - аккуратный, ухоженный, кустарники и деревья пострижены, каждый объект имеет четкое расположение. Нижний парк находится за домом и обладает чертами, свойственными английскому парку - с одной стороны, производит впечатление запущенности, однако каждое дерево растет на определенном ему изначально месте. Именно в этом парке, на большой поляне , Н.А. Некрасов проводил чтения

По краю Нижнего парка проходит водный каскад Гремиха - ручей протекающий через Верхний и Нижний пруды и образующий мелкие пруды и водопады

Некрасов и усадьба Карабиха

Как уже говорилось, основателями и первыми владельцами усадьбы Карабиха были князья Голицыны . В начале XIX века Михаил Николаевич Голицын начинает реконструкцию имения, в результате которой усадебный ансамбль принимает облик парадной резиденции, соответствующий статусу владельца. Практически в этом виде усадебный комплекс сохранился до наших дней .

После смерти М. Н. Голицына в 1827 году, усадьба остаётся бесхозной, приходит в упадок и ветшает. Владельцем усадьбы становится сын Михаила Николаевича - Валериан Михайлович . Однако он был арестован как участник движения декабристов и сослан в Сибирь а затем рядовым на Кавказ . Был амнистирован в 1856 году с возвращением княжеского титула. После приезда из ссылки предпочитал Карабихе другие усадьбы. Валериан Михайлович умирает в 1859 году и его вдова Дарья Андреевна продает усадьбу.

В 1861 году усадьбу приобретает Николай Алексеевич Некрасов . Усадьба приобретается им для летнего отдыха. Все хозяйственные заботы берет на себя брат поэта - Федор Некрасов, поселившийся вместе с Николаем Алексеевичем.
С 1861 года по 1875 год Николай Алексеевич Некрасов проводит в усадьбе десять летних сезонов . Здесь он создает поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины». Здесь же работает над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». В усадьбе Карабиха были написаны стихотворения «Орина, мать солдатская», «Каллистрат» и другие.
Последний раз Некрасов был в своей усадьбе в 1875 году. В тот приезд он навестил могилу матери, в селе Абакумцево , осмотрел созданную им сельскую школу, побывал в Грешнево - родовой усадьбе дворян Некрасовых . После этого поэт в усадьбу уже не приезжал.

Карабиха — новейшая история

После революции, в 1918 году усадьба была национализирована и отнесена к памятникам истории. Однако, как тогда часто бывало, исторический памятник служил новой власти вполне прагматично -- после Гражданской войны здесь размещался совхоз «Бурлаки» .
В 1946 году, в связи со 125-летием Николая Алексеевича Некрасова, Совет Министров СССР принимает постановление «О мероприятиях по увековечиванию памяти Н. А. Некрасова в связи со 125-летием со дня рождения» Одним из результатов этого постановления было проведение реконструкции усадьбы и организация в Карабихе мемориального музея Николая Алексеевича Некрасова . Первое время этот музей был филиалом краеведческого музея , а с 1 января 1988 года, музей усадьба Н.А. Некрасова была преобразована в литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха » с филиалами в Аббакумцево и Грешнево.

Спустя 14 лет, 6 июля 2002 года , в день XXXV Всероссийского Некрасовского праздника поэзии, был открыт после десятилетней реставрации Большой дом усадьбы .

Фонды музея насчитывают более 20 тысяч предметов, среди которых личные вещи жителей усадьбы, портреты, предметы интерьера, усадебной обстановки. Особое место в экспозиции занимает большая коллекция любительских фотографий конца XIX - начала XX веков с видами усадьбы и портретами её владельцев .
В библиотечных фондах экспозиции представлено свыше 15 тыс. единиц редких книг и журналов XVIII — начала XX веков. Среди имеющихся здесь книг представлены первые издания Н. А. Некрасова , множество прижизненных и посмертных изданий, а также 7 книг из личной библиотеки поэта, выпуски журналов, с которыми Н. А. Некрасов сотрудничал, и журналы, которые он издавал.

В процессе реставрации усадьбы в конце XX века экспозиция пополнилась также коллекцией стеклянной и хрустальной посуды XIX века (23 предмета) и письмом А. И. Мусина-Пушкина владельцу усадьбы М. Н. Голицыну. Письмо датировано 1808 годом.

Музей Некрасова в Карабихе, расположенный недалеко от Ярославля, позволяет прикоснуться к жизни и творчеству великого поэта. Усадьба, расположенная в живописном месте, была для Николая Алексеевича тем местом, где ему комфортно жилось, легко и вдохновенно работалось.

Имение Голицыных

В начале XVIII века село Богородское, что в 15 километрах от Ярославля, и окрестные земли становятся собственностью князей Голицыных. К строительству на Карабитовой горе приступили через тридцать лет после покупки земли. Имение назвали Карабихой. Стоит отметить, что за весь период своего существования, она активно застраивалась в два периода. В голицинский - со второй половины XVIII до начала XIX века, и некрасовский - с последней трети XIX до начала XX веков.

В основном свой вид дворцового комплекса, Карабиха, будущий музей Некрасова, приобрел при Михаиле Николаевиче, получившем ее в наследство. В начале XIX века Голицын назначается на пост ярославского губернатора и приступает к реконструкции усадьбы. Построенный по его указанию ансамбль выглядит величественно и соответствует статусу владельца.

Судьба семьи сложилась таким образом, что через некоторое время дворец остается без хозяйского глаза и усадьба начинает приходить в упадок. В 1863 году ее покупает Н. А. Некрасов.

Усадьба Н. А. Некрасова Карабиха

Имение приобреталось поэтом для летнего отдыха, он провел здесь более десяти сезонов. Поэт очень любил эти места и вырывался сюда при каждом удобном случае. Он часами бродил по окрестностям с ружьем, приносил домой какую-либо добычу. Но именно здесь ему особенно хорошо думалось и работалось.

Хозяйственные дела вел брат поэта, Федор Алексеевич. Он разумно управлял поместьем, поселившись здесь вместе со своей семьей. После его смерти в Карабихе жили его дети и внуки.

Алексей Николаевич переживает сложный этап своей жизни. Обострение политической борьбы повлекло за собой аресты друзей и единомышленников. Опубликовав в «Современнике» рукопись Н. Г. Чернышевского «Что делать?», которую тот написал, сидя в Петропавловской крепости, Некрасов попадает в список неблагонадежных. Только в Карабихе он смог успокоиться и продолжить работу. В первый же год пребывания в этом месте были написаны «Мороз, Красный нос», «Орина, мать солдатская», задумана большая поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Стараниями брата будущий музей-заповедник Карабиха была приведен в порядок, сюда стали приезжать гости. Имение под Ярославлем посещали А. Н. Островский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Д. В. Григорович. С 1870 года Некрасов приезжал в Карабиху вместе с Ф. А. Викторовой (Зинаидой Николаевной). Они чудесно проводили время. За эти годы были написаны такие произведения, как «Русские женщины», Княгиня М. Н.Волконская», «Княгиня Трубецкая», многие стихотворения. Николай Алексеевич продолжал работать над главами поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

В 1875 году физическое состояние поэта заметно ухудшилось, и в начале лета он вместе с Зинаидой Николаевной приехал в Карабиху в последний раз. Он по-прежнему много гулял по окрестностям, закончил многолетнюю работу над поэмой «Современники» и в начале августа покинул имение. В 1877 году Николай Алексеевич обвенчался с Зинаидой Николаевной (Ф. А. Викторовой), а в декабре скончался.

Карабиха - музей-заповедник Н. А. Некрасова

В 1946 году, в преддверии празднования 125-летия со дня рождения поэта, постановлением Совета Министров СССР было принято решение произвести реставрацию усадьбы Карабиха и создать в ней музейный комплекс.

Начало коллекции экспонатов было положено передачей предметов, представляющих ценность, Ярославским краеведческим музеем и детским домом, располагавшимся в имении в предвоенные и военные годы. Родственники поэта, потомки его брата, которые проживали в Карабихе все эти годы, также передали музею семейные книги, фотографии, документы. Далее собрания пополнялись типологическими вещами XVIII-XIX веков, найденными в окрестностях Карабихи.

Первая экспозиция в музее Некрасова Карабихе была открыта в 1949 году, а двумя годами позже А. Ф. Тарасов закончил работу над мемориальным отделом. Со временем фондохранилище музея пополнялось новыми экспонатами, открывались отделы и выставки. В настоящее время учреждение владеет 50-ю тысячами экспонатов. Отзывы о музее-заповеднике Н. А.Некрасова в Карабихе, об экспозициях и выставках, созданных на основе собранных коллекций, всегда только положительные.

«Не бойся горького забвенья…»

Постоянно действующая экспозиция под таким названием работает с 2002 года. Она посвящается времени, которое Николай Алексеевич провел в своем имении под Ярославлем. Экскурсия проводится в двух зданиях, одно из которых называется «Большой дом», а второе - «Восточный флигель». Кроме этих строений, к жилой части относится Западный флигель.

Большой усадебный дом

Белоснежный двухэтажный дом был ранее соединен галереями с симметрично расположенными флигелями. В настоящее время это три отдельно стоящих сооружения. Портики с северной и южной стороны здания поддержаны колоннами, а кровля увенчана смотровой башенкой, вход на которую предусмотрен по внутренней лестнице.

На первом этаже при входе установлен бюст Николая Алексеевича. Описание Карабихи, музея-заповедника Н. А. Некрасова, и экскурсия по дому начинаются на втором этаже.

Кабинет брата поэта, который жил здесь в качестве управляющего, открывает экспозицию. Камин, отделанный черным мрамором и такая же темная мебель. Письменный стол и большое вертикальное зеркало выполнены в одном стиле. Корзина для бумаг с инициалами «Н. Н.» принадлежала ранее поэту. Ее привезли из Петербурга после его смерти. С балкона открывается панорамный вид на парадный партер и флигели.

Гостиная с красивым наборным паркетом всегда отвечала этому назначению. Ломберный и чайный столики, удобные кресла, рояль - все предполагает к спокойному и комфортному времяпрепровождению. Николай Алексеевич, покупая имение у Голицыных, оставил у себя часть их мебели. Семья всегда относилась бережно к этим произведениям мебельного искусства. В гостиной стоит гарнитур прежних хозяев.

По узкой лестнице можно подняться на крышу и осмотреть открывшиеся виды с площадки бельведера. Ухоженные парки, сооружения и газоны - это заслуга сотрудников музея, которые придают окружающему ландшафту виды того времени.

Восточный флигель

Реставрационные работы во флигеле были закончены в 2010 году, и тогда же здесь открылась экспозиция «Личные комнаты Н. А. Некрасова». Николай Алексеевич, приезжая в Карабиху, всегда жил во флигеле, это здание он считал самым уютным.

Парадная лестница на второй этаж не так внушительна, как в Большом доме, но красиво оформлена резными балясинами и гнутыми перилами.

Так как еда готовилась на первом этаже, рядом с лестницей была устроена столовая. Небольшая комната, предназначенная для ежедневного, не парадного, использования. Мебель простая, но удобная.

Гостиная - большая и светлая украшена вертикальными зеркалами. Мебель скорее комфортная, чем изысканная. В комнате устроен камин, который украшен чучелами птиц. Одно из кресел придвинуто к огню очень близко. Это непонятно, так как в этих комнатах жили только летом. В углу гостиной стоит музыкальный инструмент, в этом доме любили музыку. Считается, что работал поэт чаще всего именно в этой комнате.

Экспозиция музея-заповедника Карабиха продолжается следующими двумя помещениями: кабинетом и спальней поэта. Это были приватные комнаты. И если о кабинете родные и знакомые могли рассказать хоть что-то, то описание спальни не мог дать никто. Ее мебель не сохранилась.

В кабинете Некрасов занимался редакторской работой, правкой и деловой перепиской. Беспокоить его в это время запрещалось.

Парки Карабихи. Нижний парк

На склоне горы, сразу за Большим домом был разбит пейзажный, английский парк. Выполненный опытным мастером, он создает впечатление естественности, нетронутости природного ландшафта. На самом деле, следует изрядно потрудиться, чтобы вырастить такое великолепие.

В пейзажных парках деревья высаживаются по определенным правилам. Есть отдельно стоящее - это солитер, а могут быть композиции из нескольких стволов одного или разных видов.

В Нижнем парке музея Некрасова Карабихе садовник использовал деревья с раскидистыми кронами: липу, дуб, клен. Особенностью этого уголка природы является чередование открытых мест с тенистыми дубравами. В зависимости от настроения можно укрыться среди деревьев и подумать о чем-то, а можно погреться на солнышке, любуясь облаками. Извилистые дорожки, словно случайные тропинки, проведут вас по всем уголкам пейзажного Нижнего парка. На пути встретятся ручьи, мостики через них, каскады прудов.

Верхний пруд в Нижнем парке

На территории Нижнего парка есть два пруда: Верхний и Нижний. Оба они искусственно созданные и соединяются между собой ручьем Гремиха. Отсюда и второе название - Каскадные пруды. Верхний пруд примечателен тем, что посредине него устроен остров. Такое оформление в то время было очень модным. Появлялось уединенное, романтичное место для отдыха. Деревья, высаженные вокруг, разрастаясь, создавали тенистые прохлады. Отзывы о музее-заповеднике Карабихе, парке с прудами и их состоянии всегда одобрительные. Посетители довольны ухоженностью этих природных уголков.

Вода в Верхнем пруду постоянно обновляется за счет множества бьющих со дна ключей. Избыток, переливаясь через запруду, небольшим водопадом устремляется в Нижний пруд.

Большая поляна

Она расположена в центре Нижнего парка и примыкает к Большому дому и флигелям. Главной достопримечательностью здесь был огромный кедр, росший во времена Некрасова. Известно, что первую читку своей поэмы «Русские женщины» автор устроил на поляне.

Это послужило идее создания ежегодного праздника «Некрасовские чтения», который проходит в начале июля. Тема праздника поэзии, проводимого в Карабихе, музее Некрасова, меняется с каждым годом. Выступают молодые авторы и именитые, известные мастера. Желающие могут посетить мастер-классы.

Верхний парк

Верхний парк, созданный в начале XIX века, носит регулярный характер. Восьмиугольная звезда, взятая в квадрат - это первоначальная и воссозданная ныне форма. Раньше в парке были высажены только липы, кроны которых декоративно подстригались. Сегодня основное дерево здесь - береза, хотя осталось несколько лип возрастом более 200 лет.

Липа - памятник природы всероссийского значения

На территории музея-усадьбы Некрасова в Карабихе есть липа, которую в обязательном порядке показывают всем посетителям. Растет она недалеко от Большого дома, в парадном дворе. Изо всех старовозрастных деревьев усадьбы, это самое древнее. Специалисты Центра древесных экспертиз недавно установили его возраст - 235 лет! В 2014 году ему присвоен статус памятника природы.