Биографии Характеристики Анализ

Где сталин получил кличку коба. Тайна даты рождения Сталина

В этом же возрасте Сталин прочел книгу Казбеги «Отцеубийца», которая его потрясла. Главный герой романа, Коба, посвятил всю свою жизнь борьбе против русских захватчиков.

Уроженец гор и страстный грузинский патриот, Казбеги сочинял будоражащие воображение рассказы о борьбе горских племен Кавказа с вторгшимися на их землю русскими войсками. Это были, по существу, выдуманные истории, очень похожие на схватки белых с индейцами, изложенные с позиций индейцев. <…>

В романе любовь, интриги и приключения переплетались с подлинными историческими событиями, имевшими место в 1845 г., когда отряды горцев, руководимые имамом Шамилем, вступили в бой с экспедиционным корпусом русских, возглавлявшимся наместником царя на Кавказе графом Воронцовым. Книга рассказывает о Иаго и Нуну, молодой крестьянской паре, постоянно разлучаемой судьбою, и об их верном друге по имени Коба, который изо всех сил пытается им помочь, полагаясь главным образом на свою храбрость, находчивость, ясный ум и способность выйти с честью из любой ситуации. Иаго заключен в тюрьму, а Нуну похищена в результате козней деревенского предателя Гирголы, который сотрудничает с русскими. Стремясь помешать увезти Нуну, Коба убивает одного из похитителей и становится разбойником, а затем устраивает дерзкий побег Иаго. Оба молодых человека живут в горах подобно Робин Гуду, водят дружбу с крестьянами, сражаются с казаками и захватывают несколько русских офицеров, которых доставляют Шамилю. И в тот момент, когда они уже готовы освободить Нуну и присоединиться к Шамилю, их постигает неудача. Попав в западню, расставленную Гирголой и его людьми, они бьются с во много раз превосходящими силами противника. Иаго убит, Нуну умирает после ложного обвинения в убийстве собственного отца, и только Кобе удается спастись. В эпилоге звучит выстрел мщения Кобы, и смертельно раненный Гиргола признается во всех своих злодеяниях.

Такер Р. С. 82–83

Коба стал для Coco Богом, взамен утраченного. Он стал для него смыслом жизни.

…Идеалом и предметом мечтаний Coco являлся Коба... Он хотел бы стать вторым Кобой, борцом и героем, знаменитым, как этот последний. В нем Коба должен был воскреснуть. С этого момента Coco начал именовать себя Кобой и настаивать, чтобы мы именовали его только так. Лицо Coco сияло от гордости и радости, когда мы звали его Кобой.

Иремашвили И. С. 12

Учитывая важную роль символического образа Кобы в жизни интересующей нас личности, стоит, пожалуй, подробнее остановиться на том, что в этом образе с самого начала привлекало Coco. Коба из «Отцеубийцы» - вовсе не сложная и тонкая натура, а довольно прямолинейный идеализированный тип героя, постоянно встречающегося в романах подобного жанра, - сильный, молчаливый, бесстрашный рыцарь, доблестный в бою, меткий стрелок, ловкий и изобретательный в трудных ситуациях. Подобные качества, конечно же, должны были понравиться любому задиристому подростку, желающему вообразить себя в роли героя. Но в истории, рассказанной Казбеги, Коба обнаружил еще одно свойство, которое, несомненно, сделало его для Coco Джугашвили особенно привлекательным: он выступает как мститель.

Тема отмщения проходит красной нитью через весь роман. Так, обычай кровной мести кавказских горцев многократно упоминается с одобрением. В романе простые люди Грузии горят желанием отомстить высокомерным русским завоевателям, которые захватили страну, ограбили и унизили ее народ. Сам Шамиль - «железный человек», храбрый военачальник, обожаемый своими сторонниками, - предстает как руководитель народного движения мстителей, который «олицетворял собой гнев народный». Иаго и Коба страстно желают отомстить не только непосредственным угнетателям (Гирголе и исправнику), но одновременно и русским властям, поддерживающим таких негодяев. И они видят в служении Шамилю ниспосланную небом возможность принять участие в коллективном акте отмщения. Таким образом, роман «Отцеубийца» не только дал Сосо идеализированный образ героя в роли мстителя, но и убедил его в том, что свершившийся акт - триумф отмщения - достойное дело, которому можно посвятить жизнь.

Такер Р. С. 83–84

Что же на самом деле означало имя Коба?

Как бы мы ни трактовали это слово, какие бы версии ни принимали за подлинные, - как ни странно, - мы приходим всегда к выводу, что этот псевдоним имел для молодого Джугашвили - символический смысл. И весьма глубоко символический.

Так, если исходить из того, что Коба (Кобе, Кова, Кобь) взято из церковно-славянского языка, то оно означает - волховство, предзнаменование, авгура, волхва, предсказателя, что весьма близко к предыдущему сталинскому псевдониму К. Като, но в более широком, и более обобщенном смысле.

Если же исходить из того, что это слово - грузинское и означает имя, то Коба - это грузинский эквивалент имени персидского царя Кобадеса, сыгравшего большую роль в раннесредневековой истории Грузии.

Царь Коба - покорил Восточную Грузию, при нем была перенесена столица Грузии из Мцхета, в Тбилиси (конец V века), где она и сохраняется в течение 1500 лет неизменно.

Но Коба не просто царь из династии Сассанидов, он - по отзыву византийского историка Феофана - великий волшебник. Обязанный в свое время своим престолом магам из раннекоммунистической секты, проповедовавшей равный раздел всех имуществ, Коба приблизил сектантов к управлению, чем вызвал ужас у высших классов, решившихся составить против Кобы заговор и свергших его с престола. Но посаженного в тюрьму царя-коммуниста освободила преданная ему женщина, и он вновь вернул себе трон. Эти подробности биографии царя Кобы кое в чем (коммунистические идеалы, тюрьма, помощь женщины в побеге, триумфальное возвращение на трон) совпадали с фактами биографии Сталина. Более того, они продолжали совпадать и тогда, когда Сталин расстался с этим псевдонимом, ибо в 1904-1907 гг. Сталин не мог, конечно, предвидеть 1936-1938 гг., но он знал, что его двойник царь Коба в 529 г. (за два года до смерти) зверски расправился со всеми своими бывшими союзниками, - коммунистами-маздакитами.

Следует отметить, что некоторые иностранные биографы Сталина, а вслед за ним и подражающие им отечественные, опираясь на указания некоторых своих поверхностных грузинских информаторов, считают, что псевдоним Коба Сталин заимствовал, якобы от имени героя одного из романов грузинского классика А. Казбеги - «Отцеубийца», которого также звали Кобой, и который предстает в романе, как абрек-горец, ведущий борьбу за независимость своей родины. Однако следует иметь в виду, что у самого А. Казбеги - имя Коба - вторично, взято оно от Кобы-царя, после которого оно и приобрело распространение в Грузии.

Похлебкин В. С. 47–48

Иосиф увлекался еще и романтической поэмой классика грузинской литературы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Эта поэма произвела на него глубокое впечатление на всю жизнь. Не питавший склонности к живописи, Coco, тем не менее, прилежно срисовал портрет Шота Руставели, который очень понравился окружающим. В этой связи мемуарист рассказывает трогательную и, не исключено, достоверную историю. Хозяину книжного магазина, куда часто приходил Coco, так приглянулся нарисованный портрет, что он предложил юному автору продать его. Мальчик продавать отказался, а отдал «просто так» и получил в качестве ответного дара две книги.

Громов Е. С. Сталин. Власть и культура. М.: Республика, 1998. С. 16

Я видел ее [поэму «Витязь в тигровой шкуре»] у Сталина, когда был у него в последний раз. Он очень любит эту поэму, и ему нравится этот перевод.

Н. Бухарин.

Цит. по: Николаевский Б. Тайные страницы истории. Париж, 1964. С. 63

Следует отметить, что в первый год пребывания в семинарии Coco сочинил ряд поэм на грузинском языке, которые были напечатаны в тифлисской литературной газете «Иверия» в 1895 г.

Такер Р. С. 88

Он взялся редактировать подпольный рукописный журнал, выходивший два раза в месяц.

Яковлев Н. Н. С. 31

Сталин нигде и никогда не упоминал о своей страсти к поэзии. Однако он был настоящим поэтом, отмечен живым классиком грузинской литературы Ильей Чавчавадзе, который, увидев искру необыкновенного дарования, включил его стихи в школьные хрестоматии еще в 1895 году, когда Иосифу было шестнадцать лет.

Красиков С. С. 98

Благодаря литературному покровительству Ильи Чавчавадзе, некоторые из его стихов и были опубликованы в его солидном литературно-художественном журнале, любимом грузинской интеллигенцией. Это уже была какая-то заявка о себе, своем мироощущении. В 1901 г. составитель пособия по грузинской словесности М. Келенджеридзе в числе лучших образцов грузинской классической литературы привел одно из этих стихотворений, подписанное «Сосело». В 1907 г. в «Грузинской хрестоматии или сборнике лучших образцов грузинской словесности» было приведено стихотворение И. В. Джугашвили, посвященное Р. Эристави.

Яковлев Н. Н. С. 36

Сталин писал стихи, - говорю я Молотову. - Я перевел несколько его стихотворений. Вот одно из них. Почитаю вам в своем переводе:

Он бродил от дома к дому,

словно демон отрешенный,

и в задумчивом напеве

правду вещую берег.

Многим разум осенила

эта песня золотая,

и оттаивали люди,

благодарствуя певца.

Но очнулись, пошатнулись,

переполнились испугом,

чашу, ядом налитую,

приподняли над землей

и сказали: - Пей, проклятый,

неразбавленную участь,

не хотим небесной правды,

легче нам земная ложь.

Это было в 1896 году написано. Ему не было еще семнадцать лет.

Сталин писал стихи до семнадцати лет. Это, когда все пишут стихи - так полагается. Хорошие писал, - говорит Молотов.

Чуев Ф. С. 314

В 1949 году, к 70-летию вождя, по инициативе Л. П. Берия будет предпринята попытка втайне от Сталина издать его стихи в подарочном оформлении на русском языке. Под строжайшим секретом к их переводам будут привлечены такие поэты, как Борис Пастернак и Арсений Тарковский. Однако в самый разгар работы пришло указание переводы стихов приостановить. Исходило оно от кого-то свыше всесильного Л. П. Берия.

Почему автор стихов не захотел пропагандировать себя как поэта, когда всячески способствовал пропаганде поэтического творчества Карла Маркса и Мао Цзэдуна? Неведомо. Его же поэтическая деятельность, продолжалась всего четыре года. Поиск прижизненных публикаций поэта Иосифа Джугашвили по объективным причинам ограничен. До нас дошла лишь малая толика их.

Красиков С. С. 98

Шел он от дома к дому,

Тихо псалмы напевал.

В молитве его и песне,

Как солнечный луч чиста,

Звучала мелодия чести,

Божественная мечта.

Сердца, обращенные в камень,

Будил вдохновенный напев,

Надежды и веры пламень

Вздымался выше дерев.

Но люди, забывшие правду,

Хранящие в душах тьму,

Вместо вина отраву

Налили в бокал ему.

Иди обратно.

Отраву испей до дна.

Молитва твоя чужда нам.

И правда твоя не нужна.

Когда луна из Зазеркалья

Расплещет свет на сонный мир

И голубою тенью дальней

Подсветит блещущий эфир,

Когда за рощей безмятежной

Расплещет звуки соловей

Разбудит песнь в груди моей,

Когда тоской воспоминанья

Родник в ущелье зазвенит,

Когда в тревожном ожиданье

Село в распадке замолчит,

Когда гонимый роком отрок

В беде увидит отчий край

И, разрывая тьмы волокна,

Увидит солнце невзначай,

Тогда тяжелый сумрак бездны

В больной рассеется груди

И белый ангел в поднебесье

Свободе славу протрубит,

Взойдет сиянье над планетой,

Как озаренная мечта,

И воспарит душа поэта

В лучах, возвышенно-чиста.

Плыви спокойно, величаво

Над беспокойною землей.

Развей серебряным сияньем

Тумана занавес густой.

Склонись, подобно человеку,

К земле, с улыбкою склонись.

Спой колыбельную Казбеку,

Чьи льды, искрясь, стремятся ввысь.

Но только знай, кто был обидой

Низвержен и повергнут в прах,

Сравниться думает с Мтацминдой,

Свет веры возродив в умах.

Блистай во тьме зимой и летом,

Лучами ясными играй,

Зеркальным блеском, мягким светом

Родную землю озаряй.

Я полечу к тебе навстречу,

Ладони к свету протяну,

И сердце птицей затрепещет,

Встречая светлую луну.

Поэту, певцу крестьянского труда,

князю Рафаэлу Эристави.

Когда бедой крестьянской доли

Ты, князь, унижен был до слез,

Немало ужаса и боли

Тебе увидеть довелось.

Когда ты ликовал и плакал

Над судьбами своей страны,

Твои псалмы под звуки арфы

Сошли с небесной вышины.

Когда, мечтою вдохновленный,

Заветных струн коснулся ты

И, словно юноша влюбленный,

Стране отдал свои мечты,

С тех пор с народом воедино,

Ты связан узами любви,

И сердце честного грузина

В твоей колотится груди.

Земля тебя за труд упорный

Должна наградой увенчать...

Уже пустило семя корни.

Жизнь будет всходы пожинать

Народ в веках тебя прославит,

Как прославляет этот стих.

Сынов, подобных Эристави,

Родная Грузия взрастит.

Приуныл сосед Ниника.

Сломлен старостью седой.

Голова его поникла.

Стал беспомощным герой.

Лишь вчера он был удалым,

Вел друзей в поля гуртом,

Проходил по полю шквалом,

Сноп ложился за снопом.

По жнивью шагал упрямо,

Утирая пот с лица.

Удалого сердца пламя

Озаряло молодца.

А теперь не ходят ноги.

Злая старость не щадит.

Не печалится убогий.

Внукам сказки говорит.

И, когда с долины ветер

Станет песни приносить,

Озаряется дед светом,

Опираясь на костыль.

Проклиная боль и старость,

Поднимается старик

И, детишкам улыбаясь,

Загорается на миг.

И. Джугашвили.

Цит. по: Красиков С. С. 98–101

Когда луна своим сияньем

Вдруг озаряет мир земной

И свет ее над дальней гранью

Играет бледной синевой,

Когда над рощею в лазури

Звучит свободно, не таясь,

Когда, утихнув на мгновенье,

Вновь зазвенят в горах ключи

И ветра нежным дуновеньем

Разбужен темный лес в ночи,

Когда, кромешной тьмой томимый,

Вновь попадет в свой скорбный край,

Когда кромешной тьмой томимый,

Увидит солнце невзначай, -

Тогда гнетущей душу тучи

Мне сердце пробуждает вновь,

Стремится ввысь душа поэта,

И сердце бьется неспроста:

Я знаю, что надежда эта

Благословенна и чиста!

Раскрылся розовый бутон,

Прильнул к фиалке голубой,

И, легким ветром пробужден,

Склонился ландыш над травой.

Пел жаворонок в синеве,

Взлетая выше облаков,

И сладкозвучный соловей

Пел детям песню из кустов:

«Цвети, о Грузия моя!

Пусть мир царит в родном краю!

А вы учебою, друзья,

Прославьте Родину свою!»

И. Джугашвили.

Цит. по: Мудрость вождей. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. С. 182–183

Я убеждена в том, что духовная семинария, где он провел в общей сложности более десяти (sic!) лет, оказала большое влияние на формирование его характера и на всю его дальнейшую жизнь. Она развила и усилила его врожденные свойства. Религиозного чувства у него никогда не было. У молодого человека, который ни минуты не верил в духовное, не верил в Бога, бесконечные молитвы и навязанная дисциплина могли привести только к противоположному результату... Семинарский опыт внушил ему, что люди нетерпимы и грубы, что духовные пастыри обманывают свою паству, для того чтобы крепче держать ее в руках, что они занимаются интригами, лгут и что у них очень много других пороков, но очень мало достоинств...

Аллилуева С. С. 150

Меня сделало марксистом мое социальное положение... но прежде всего, жесткая нетерпимость и иезуитская дисциплина, так беспощадно давившая на меня в семинарии.

Из интервью Сталина Э. Людвигу.

Цит. по: Сталин И. В. Сочинения: В 13 т. М., 1946-1952. Т. 13. С. 113

От юношеских лет у него осталась разве стремительная походка, Иосиф не ходил, а почти бежал. Товарищи прозвали его «геза» (идущий прямо). Эту привычку И. В. Сталин сохранил почти до смерти.

Яковлев Н. Н. С. 31

Огромные личные жертвы матери и государственные стипендии позволили Иосифу проучиться в духовной семинарии до 19 лет. Стипендию, давшую возможность продолжить образование в семинарии, он смог получить благодаря замечательным успехам в горийском церковном училище, при окончании которого он был отмечен похвальным листом.

Ноймайр А. С. 333

Что до повседневной жизни, то Серго Орджоникидзе, близко знавший Иосифа в эти годы, много лет спустя напомнил мнение товарищей о нем: «Коба не понимает шуток. Странный грузин - не понимает шуток. Отвечает кулаками на самые невинные замечания».

Яковлев Н. Н. С. 31

У молодого Джугашвили начали проявляться скрытность и угрюмая отчужденность, характерные для него в более поздние годы.

Такер Р. С. 67

Людвиг. Что Вас толкнуло на оппозиционность? Быть может, плохое обращение со стороны родителей?

Сталин. Нет. Мои родители были необразованные люди, но обращались они со мной совсем не плохо. Другое дело православная духовная семинария, где я учился тогда. Из протеста против издевательского режима и иезуитских методов, которые имелись в семинарии, я готов был стать и действительно стал революционером, сторонником марксизма, как действительно революционного учения.

Людвиг. Но разве Вы не признаете положительных качеств иезуитов?

Сталин. Да, у них есть систематичность, настойчивость в работе для осуществления дурных целей. Но основной их метод - это слежка, шпионаж, залезание в душу, издевательство, - что может быть в этом положительного? Например, слежка в пансионате: в 9 часов звонок к чаю, уходим в столовую, а когда возвращаемся к себе и комнаты, оказывается, что уже за это время обыскали и перепотрошили все наши вещевые ящики... Что может быть в этом положительного?

Сталин И. Т. 13. С. 113–114

Когда однажды инспектор семинарии монах Димитрий после обыска зашел к товарищу Сталину, товарищ Сталин сидел, читая книгу и как бы не замечая вошедшего. Монах спросил его:

Разве ты не видишь, кто перед тобой?

Товарищ Сталин встал, протер глаза и сказал:

Ничего, кроме темного пятна, не вижу.

Ярославский Е. О товарище Сталине. М., 1939. С. 10–11

Как-то вечером Джугашвили и Иремашвили тайком выскользнули из семинарии и отправились в дом рабочего главных тифлисских железнодорожных мастерских на собрание социал-демократической организации железнодорожников. Совершивший побег революционер, в черной рубашке с красным галстуком, с запавшими горящими голубыми глазами на худом бледном лице, несколько часов безраздельно владел их вниманием, рассказывая о страданиях политических заключенных в суровых сибирских краях.

Такер Р. С. 89

Людвиг: Когда я был у Масарика, то он мне заявил, что осознал себя социалистом уже с 6-летнего возраста. Что и когда сделало Вас социалистом?

Сталин: Я не могу утверждать, что у меня уже с 6 лет была тяга к социализму. И даже не с 10 или с 12 лет. В революционное движение я вступил с 15-летнего возраста, когда связался с подпольными группами русских марксистов, проживавших тогда в Закавказье. Эти группы имели на меня большое влияние и привили вкус к подпольной марксистской литературе.

Сталин И. Т. 13. С. 113

В ноябре 1896 года появилась первая запись о том, что Джугашвили читает запрещенные книги, вскоре другая.

Грей Я. С. 27

Иремашвили рассказывает: «Тайно, на занятиях, на молитве и во время богослужения, мы читали «свои» книги. Библия лежала открытой на столе, а на коленях мы держали Дарвина, Маркса, Плеханова и Ленина». Вначале, вспоминает Иремашвили, он и Coco, читали много грузинской литературы. Одним из любимых произведений была грузинская эпическая поэма XII века «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели, в которой трое друзей-витязей вызволяют прекрасную девушку из заточения в крепости и таким образом спасают от принудительного замужества».

Такер Р. С. 88

В 9 вечера в столовой инспектором была усмотрена группа воспитанников, столпившихся вокруг воспитанника Джугашвили, что-то читавшего им. При приближении инспектора Джугашвили старался скрыть записку и только при настойчивом требовании решился обнаружить свою запись. Оказалось, что Джугашвили читал посторонние, не одобренные начальством семинарии книги, составлял особые заметки по поводу прочитанных им статей.

Из книги записей проступков учащихся Тифлисской семинарии за 1898-1999 гг.

Цит. по: Яковлев Н. Н. С. 123

Очень интересны записи в «Кондуитном журнале» духовной семинарии:

«Джугашвили, оказалось, имеет абонементный листок из «Дешевой библиотеки», книгами которой он пользуется. Сегодня я конфисковал у него соч. В. Гюго «Труженики моря», где нашел и названный лист.

Пом. инсп. С. Мураховский».

Надпись на донесении:

«Наказать продолжительным карцером. Мною был уже предупрежден по поводу посторонней книги - «Девяносто третий год» В. Гюго.

Инспектор семинарии иеромонах Гермоген». (Запись в ноябре 1896 г.).

«В 11 ч. в. мною отобрана у Джугашвили Иосифа книга «Литературное развитие народных рас» Летурно, взятая им из «Дешевой библиотеки», в книге оказался и абонементный листок. Читал названную книгу Джугашвили на церковной лестнице. В чтении книг из «Дешевой библиотеки» названный ученик замечается уже в 13 раз. Книга представлена мною о. (отцу. - Е. Г. ) Инспектору.

Пом. инспектора С. Мураховский».

Надпись на донесении:

«По распоряжению о. Ректора, - продолжительный карцер и строгое предупреждение». (Запись в марте 1897 г.)

«Джугашвили Иосиф (V, I) во время совершения членами инспекции обыска у некоторых учеников V класса несколько раз пускался в объяснения с членами инспекции, выражая в своих заявлениях недовольство производящимися время от времени обысками среди учащихся, и заявил при этом, что-де ни в одной семинарии подобных обысков не производится. - Ученик Джугашвили вообще непочтителен и груб в обращении с начальствующими лицами, систематически не кланяется одному из преподавателей (С. А. Мураховскому), как последний неоднократно уже заявлял инспекции.

Пом. инспектора А. Ржавенский».

Надпись на донесении:

«Сделан был выговор. Посажен в карцер, по распоряжению о. Ректора, на 5 часов. И. Д. (иеромонах Димитрий)». (Запись 16 декабря 1898 г.)

Яковлев Н. Н. С. 26

В переводе Иосиф прочитал Бальзака, Гюго и Теккерея, чья «Ярмарка тщеславия» произвела на него глубокое впечатление. Читал он книги по истории, экономике и биологии. Среди них: «Происхождение человека» Дарвина; «Сущность христианства» Фейербаха; «Этика» Спинозы; «Химия» Менделеева... Это была довольно смелая программа для молодого семинариста. Он ничего не забывал из прочитанного. Годы спустя Сталин цитировал и ссылался на многие из этих книг.

Грей Я. С. 26

Сосо прочел много произведений художественной литературы, среди них «Отцы и дети» Тургенева. Под влиянием этой книги Сосо поставил вопрос, насколько можно верить авторитету известных лиц, должны ли мы без критики принимать взгляды того или другого ученого. По этому вопросу среди нас велись большие споры.

Неизвестный свидетель ранних революционных лет Сталина.

РЦХИНДИ. Ф. 558, оп. 4, д. 665, л. 194

Он был праведник и сам считал себя непогрешимым. Никто ни разу не видел, чтобы взор его увлажнили слезы. Вершина добродетели, недоступная и леденящая. Он был справедлив и страшен в своей справедливости. Для священника в революции нет середины. Превратности революции могут привлечь к себе священника лишь из самых низких либо из самых высоких побуждений; он или гнусен или велик. Симурдэн был велик, но это величие замкнулось в себе, ютилось в недосягаемых кручах, в негостеприимно мертвенных сферах: величие, окруженное безднами. Иные горные вершины бывают так зловеще чисты…

Отрывок из романа В. Гюго «93-й год», который по мнению некоторых биографов утвердил семинариста И. Джугашвили в революционном выборе.

Цит. по: Гюго В. 93-й год. М.: Худ. лит., 1988

Чем-то вроде игры в тайное сопротивление и способа выразить свой протест стало для него увлечение книгами, чтение которых официально не одобрялось или вовсе было запрещено. В семинарию контрабандой проносили не только произведения русских классиков, но и политические издания, обладавшие определенной подрывной силой, например, книги об эволюционной теории Дарвина или «Капитал» Маркса. Овладев этими, казавшимися ему научными, основами, он взялся за организацию социалистического кружка, в который вошли несколько его однокашников, в том числе и уже ранее цитированный нами Иремашвили.

Ноймайр А. С. 335

По словам Иремашвили, во время дискуссий среди молодых социалистов в семинарии Coco имел привычку упорно настаивать на собственной правоте и безжалостно критиковать другие взгляды. В результате группа раскололась на тех, кто, уступая давлению, согласился стать послушным последователем Джугашвили, и тех, кто мыслил более независимо и не желал уступать деспотическим методам Coco.

Такер Р. С. 87–88

Длительное богословское образование привело также к тому, что он усвоил определенные схемы мышления, которые позднее придали стилю и аргументации его литературных трудов столь характерный догматизм и идущее от катехизиса жесткое разделение всего на абсолютные черно-белые категории… Адам Улам называл литературный стиль Сталина «декламаторским полным повторений и литургических созвучий», что выразилось также и в его манере речи с «типичной схемой повторяющихся вопросов и ответов».

Ноймайр А. С. 334

В годы обучения в семинарии, по некоторым данным, духовником Иосифа Джугашвили был настоятель Новоафонского монастыря, находившегося под особым покровительством царствующего дома (в память об Александре II, его строителе). Простому семинаристу этим была оказана большая честь. Это тем более интересно, что духовником семинаристов обычно назначался настоятель местного (в данном случае тифлисского) храма. Почему же Джугашвили попал к новоафонскому? Не потому ли что он собирался принять постриг и вступить в этот монастырь? Или его незримые покровители готовили его к какому-то иному, невиданному послушанию?

Яковлев Н. Н. С. 37

На пятом курсе нелегальная деятельность Иосифа, в которой немалую роль сыграл его идол Ладо (Кецховели), была расценена начальством как «подстрекательство к беспорядкам», и он был «по неизвестным причинам» исключен из семинарии. Каковы в действительности были эти причины, узнать теперь уже, скорее всего, не удастся.

Ноймайр А. С. 336–337

В 1899-м исключен из семинарии по одним сведениям - за революционную деятельность, по другим - за неявку на экзамен.

Фельштинский Ю. С. 3

«Вышиблен из православной духовной семинарии за пропаганду Марксизма».

Из анкеты Сталина 1931 г.

Я забрала его домой из-за болезни. Когда он поступил в семинарию, он был здоровым мальчиком. Перенапряжение и чрезмерная работа ослабили его здоровье, и доктора сказали мне, что у него может развиться туберкулез. Поэтому я забрала его. Он не хотел оставлять учебу. Но я забрала его. Он был моим единственным сыном.

Из интервью матери Сталина американскому журналисту Г. Кникербокеру.

Цит. по: Фельштинский Ю. Вожди в законе. С. 223

Екатерина прибавляет, что сын ее не хотел покидать семинарию и что она «взяла» его против его воли. Это звучит маловероятно. Плохое здоровье могло вызвать временный перерыв в занятиях, но не полный разрыв со школой, не отказ матери от столь заманчивой карьеры для сына. В 1899 г. Иосифу было уже двадцать лет, он не отличался податливостью, и вряд ли мать легко могла распоряжаться его судьбой. Наконец, по выходе из семинарии Иосиф вовсе не вернулся в Гори, под крыло матери, что было бы наиболее естественно в случае болезни, а остался в Тифлисе без занятия и без средств. Старуха Кеке чего-то не договорила журналистам.

Троцкий Л. С. 44

Иремашвили пишет, что «Иосиф покинул семинарию, унося с собой горькую и жестокую ненависть к школьному начальству, буржуазии и вообще ко всему, что служило для него воплощением царского режима».

Ноймайр А. С. 337

C полгода он перебивался, давая частные уроки, а 28 декабря 1899 г. поступает наблюдателем-метеорологом в Тифлисскую физическую лабораторию.

Яковлев Н. Н. С. 43

Из книги Великий псевдоним автора Похлёбкин Вильям Васильевич

6. Какие задачи ставил Сталин при выборе псевдонима? История его псевдонима «Коба» На букву "К" был первый стабильный псевдоним Сталина – Коба, под которым он вошел в историю революционного движения на Кавказе и под которым его, в основном, знали в партии до 1917 г. На букву "С"

Из книги Иосиф Джугашвили автора Прудникова Елена Анатольевна

Коба бросается в бой К тому времени он взял себе новый псевдоним, назвавшись именем человека, чья судьба до самой глубины тронула эту возвышенно-романтическую душу. Трудно сказать, когда Иосиф прочел роман Казбеги «Отцеубийца», но почему-то именно эта книга, одна из

Из книги Майя [Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты] автора Ко Майкл

Поселения классической эпохи. Северная область. Рио-Бек, Ченес и Коба Покрытые густыми лесами пустынные области, лежащие в южной части штатов Кампече и Кинтана-Роо, представляют собой самую труднодоступную часть интересующего нас региона. По этим территориям разбросано

Почти как Коба Сознаю возможную – особенно по нынешнему времени – бестактность такого заявления, однако из песни слова не выкинешь: своим новым взлетом, а возможно, даже и выживанием, Диди Сакартвело обязана, в первую очередь, осетинам. Конкретно говоря, Ос-Багатуру.

Из книги Политическая биография Сталина. Том 1. автора Капченко Николай Иванович

6. Коба и меньшевики Специального внимания заслуживает еще один довольно пикантный момент в политической биографии Сталина того периода. Речь идет о весьма распространенной среди исследователей жизни Сталина версии, согласно которой в первое время после образования

Из книги Сталин автора Белади Ласло

КОБА - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕВОЛЮЦИОНЕР Профессиональный революционер есть человек, который полностью отдает себя рабочему движению в условиях нелегальной и вынужденной конспирации. На это способен не всякий и, во всяком случае, не худший. Рабочее движение

Большинство политических деятелей времен СССР предпочитали использовать псевдонимы . Как правило, они были связаны с историческими событиями, чертами характера владельца или несли в себе другие личные причины. Писатели, политики, ученые стали знамениты именно под псевдонимом, умудрившись если не сохранить настоящую фамилию в тайне, то, по крайней мере, избавиться от ее употребления среди народа.

Легендарный вождь СССР, Иосиф Виссарионович Джугашвили , не был исключением. При своей жизни он имел более тридцати псевдонимов – имена, фамилии, инициалы, партийные клички. Все они возникали не случайно и несли определенное значение. Псевдонимом, под которым культовая личность вошла в историю, стала фамилия Сталин . Она ассоциируется у народа с тяжелым временем Великой Отечественной Войны и с великой победой, которой удалось добиться.

Это имя связано с массовыми гонениями и расстрелами, политическими репрессиями, доносами и угнетением народа, и в то же время с периодом восстановления после войны, развития и расцвета Советского Союза. Пожалуй, на территории бывшего СССР нет ни одной семьи, прошлое которой не имело бы связи с именем Сталина. Многие думают, что «Сталин» и есть настоящая фамилия вождя.

История возникновения самого яркого псевдонима И.В. Джугашвили

С появлением псевдонима Сталин связано немало легенд.

Некоторые люди считают, что источником для него послужила фамилия реального человека, журналиста Е.С. Сталинского , который перевел на русский язык одну из любимых поэм Иосифа Виссарионовича – «Витязь в тигровой шкуре». В конце 19 века Джугашвили сам занимался поэзией, и, возможно, решил взять фамилию, созвучную с автором его любимого произведения. Однако эта версия идет вразрез с характером мирового вождя, привыкшего принимать только взвешенные и обдуманные решения.

Сталин от слова «сталь»?

Так, некоторые выдвигают версию о том, что псевдоним «Сталин» призван ассоциироваться у людей со сталью – твердым и прочным металлом. Таким же мы видим и характер революционера – стойким и несгибаемым.

Существует похожий арабистский вариант происхождения, согласно которому глагол «исталла», созвучный выбранному Джугашвили псевдониму, переводится с арабского как «вытаскивать меч» . Действительно, соратники часто называли Сталина «обнаженным мечом революции».

Возможно, возникновение последних двух легенд неслучайно. Ведь фамилия Джугашвили дословно переводится с грузинского на русский язык как «сын стали» , от древнегрузинского «джуга» – сталь, и «швили» — сын. Они характеризуют политика как сильного человека с несгибаемой волей и желанием борьбы.

Другие мнения о происхождении псевдонима

Стоит упомянуть менее популярные версии происхождения, также имеющие лингвистические основания. По одной из них, если разделить фамилию на ста- и –лин, получаем два противоположных перевода: «наступать, нападать», и «мягкий». Некоторые современники вождя, считают, что подобное описание как нельзя лучше ему подходит. Обходительный и мягкий с близкими и друзьями, он был жестким и бескомпромиссным правителем, когда дело касалось интересов партии и страны. Сталин прекрасно сочетал в себе два противоположных качества.

Наконец, одна из самых редко встречающихся легенд – прочтение фамилии Сталин как арабское «исталъан», что в переводе на русский означает «принимающий на себя проклятия» . Мировой вождь наверняка предполагал, что, восхищаясь им при жизни, люди будут проклинать времена его правления после его смерти. Ведь принятые им решения покалечили множество людских судеб и разрушили миллионы семей. Тем не менее, он продолжал выполнять свою тяжелую работу, готовый, таким образом, принимать на себя проклятия.

Какой бы ни была причина выбора псевдонима, фамилия Сталин надежно привязалась к правителю, став очень удачной и судьбоносной для него. Именно под ней он вошел в историю Советского Союза, именно так называли его современники и продолжают называть до сих пор, и именно ее возникновение вызывает у людей наибольшее количество вопросов. Почему Сталина называли Сталин? Личность мирового вождя окутана множеством тайн, и это – одна из загадок, которую нам уже никогда не предстоит разгадать.

Рождение Кобы: подпольная кличка или осознанный выбор Сталина

Еще одним псевдонимом, под которым глава народа известен широкому кругу людей, стал второй по популярности и любимый Иосифом Виссарионовичем – Коба. В истории не сохранилось точных сведений о том, почему Сталина называли Коба, но этому есть несколько возможных объяснений.

Литературная версия

Согласно литературной версии, он имел личный скрытый смысл для молодого Джугашвили, в те времена еще не ставшего жестким и властным правителем и проживавшего в Закавказье. Иосиф Виссарионович встретил имя Коба в патриотической повести классика грузинской литературы Александра Казбеги «Отцеубийца». Герой повести – Коба , молодой крестьянин-горец, который всеми силами борется за независимость Грузии. Мужественный и настойчивый, он готов добиваться цели ценой любых жертв. Возможно, таким же видел себя и Сталин – стойким и неустрашимым выходцем из народа, способным повести за собой народные массы.

Стоит отметить, что имя героя романа само по себе было заимствовано А. Казбеги из истории Грузии, и происходит от имени персидского царя Кобадеса, покорившего Восточную Грузию в V веке. Интересный факт – царь проповедовал коммунистические взгляды, выступая за равный раздел имуществ, за что и был свергнут с престола и помещен в тюрьму. Но вскоре освобожденный из заключения любимой женщиной, он вновь вернулся на трон, продолжая оставаться непреклонным правителем. Историки прослеживают очевидную связь между биографиями Кобы-царя и Иосифа Виссарионовича.

Уголовная версия

Еще одно, менее романтическое объяснение, связано с временами, когда молодой Джугашвили промышлял грабежами и вынужден был помотаться по тюремным лагерям. Якобы, там ему и дали кличку «Коба», в тюремных кругах означающую «неукротимый».

Псевдоним Коба пользовался большей популярностью в Грузии. Когда же Иосиф Виссарионович переместился на политическую арену, он стал Сталиным, и лишь близкие товарищи называли его по-старинке Кобой, не задумываясь над происхождением этого прозвища и не проводя никаких параллелей. Краткая и емкая фамилия Сталин оказалась наиболее достойной великого мирового правителя.

Факты из истории правления мирового вождя

Первые политические шаги Сталин предпринимал еще в Грузии, в начале 20 века, участвуя в митингах и организовывая демонстрации. После знакомства с вождем мирового пролетариата, он еще сильнее впитал в себя революционные идеи Ленина и стал лидером партии большевиков. Годы правления Сталина начинаются с 1922г.с политики насильственной коллективизации сельского хозяйства и длятся вплоть до его смерти в 1953г.

Сам правитель считает годы первого пятилетнего плана важнейшими в развитии страны. Если в начале план был выполнимым и приносил оправданные плоды, то затем окрыленный успехом Сталин увеличил плановые показатели настолько, что ситуация в стране накалилась до предела и в результате вылилась в массовые мятежи, аресты и репрессии. Так почему Сталин назвал 1929 годом великого перелома, если внутреннее положение в стране было далеко не оптимистичным?

Рассматривая политический курс Советского Союза конца 20х-начала 30х годов, внешне картина, действительно, казалась радужной. Благодаря форсированной индустриализации , насильственной коллективизации имущества в колхозах, развитию добывающих отраслей промышленности, а также введенному режиму строжайшей экономии, Россия из аграрной страны превратилась в индустриальную.

Как известно очень многим, даже особо не интересующимся историей, у Иосифа Сталина в бытность его подпольной революционной деятельности был псевдоним - Коба. Спустя много лет лишь ближайшие сторонники могли к нему так обращаться, к примеру, Вячеслав Молотов.

Коба - герой повести Александра Казбеги (1848 - 1893) «Отцеубийца». Так сложилось, что ещё при жизни Сталина бытовало мнение, что этот самый Коба и был отцеубийцей. Как вы понимаете, у Сталина были более важные дела, чем заниматься разоблачением этого мифа. К тому же, книга Казбеги издавалась, так что любой желающий мог самостоятельно разобраться, что там и к чему.

После смерти Сталина данное мнение превратилось в устойчивый миф. Возможно, миф был запущен сознательно, т.е. был целенаправленной ложью. ХХ съезд КПСС, десталинизация…

Миф быстро перекочевал в массовое сознание, а потом обосновался в интернете. Информация о том, что Коба был разбойником и отцеубийцей кажется настолько незыблемой, как сама твердь земная.

Открываем электронную версию книги «Отцеубийца» версии 1955-го года. Современный редактор, который, как мне кажется, книгу даже не читал, уверяет читателей в том, что «роман «Отцеубийца» был любимой книгой Иосифа Джугашвили, который взял себе партийный псевдоним Коба по имени главного героя — разбойника, любителя жестокости и мести ».

Напомню, что на улице двадцать первый век. У каждого есть возможность прочитать книгу. И если кто-то заявляет нечто, что совершенно не соответствует действительности, то этот кто-то либо нагло врёт, считая вправе манипулировать мнением обычных людей, либо этот кто-то некомпетентный дилетант, который думает, что «и так сойдёт».

Я за два дня прочитал повесть «Отцеубийца». Специально для того, чтобы самому разобраться, кто же такой на самом деле Коба. И теперь у меня есть даже не собственное мнение, а объективное представление о сюжете книги. Я по-настоящему знаю, кто такой Коба и чем он отличился в повести.

Сразу сообщу, что я - дабы не плодить спойлеры - постараюсь сфокусировать ваше внимание только на персонаже повести по имени Коба. Я не хочу давать подробную характеристику другим персонажам, а тем более - раскрывать сюжет. Конечно, частично последнее сделать придётся, но я постараюсь это сделать так, чтобы ни в коем случае не отбить у вас желание самому прочитать повесть Казбеги.

Итак, Коба, что в имени твоём?

Коба - основной персонаж повести, но отнюдь не главный. История закручивается вокруг пары влюблённых, которым начинает мешать плохой и подлый человек. А Коба появляется только под конец первой части (всего их три).

Появляется Коба, кстати говоря, не как разбойник - а как обычный крестьянин, который пришёл на помощь девушкам, на которых напала группа мужчин. В борьбе против превосходящего по силам соперника он убивает одного из бесчестных, которые нарушают как писаные законы, так и древние традиции предков. При этом нужно подчеркнуть, что Коба не упивался своей победой, наоборот - он назвал поражённого им врага «несчастным», явно сожалея о том, что ему пришлось его убить, защищая себя и честь девушки.

Разбойник? Полно! Коба как раз и сражается против разбойников, которые притесняют обычных крестьян, постоянно бесчинствуя, втаптывая в грязь имена простых честных людей.

Коба автором показан как смелый и отважный человек, живущий по совести, для которого слова «честь» и «справедливость» - не пустые звуки. Не раз он выручал своих друзей, не раз смотрел в глаза опасности, рисковал собой ради влюблённых.

Подчеркну, что Коба показан не просто «правильным бойцом», но и исключительно наблюдательным человеком. Однажды, бродя по улицам города, он «непостижимым образом » уверился в том, что один из нищих стариков, которого он встретил, именно тот старик, который был ему нужен, что вскоре и подтвердилось.

А в одном из эпизодов Коба, охотясь, подстрелил оленя. Но сделал это тяжело, скрепя сердцем. Ему было больно отнимать жизнь у красивого и благородного животного. При этом Александр Казбеги, подчеркнул, что:

«Коба слыл хорошим охотником, и немало оленей пало от его мажары, но не было случая, чтобы он не жалел убитого зверя или убил бы его просто ради скуки. И теперь он угрюмо чистил свое ружье, в то время как его товарищ, весело напевая, свежевал оленя. Бывало и так, что Коба целыми часами сидел с нацеленным ружьем и, забывшись, любовался резвящимся перед ним зверем

О поэтичной составляющей души Кобы можно узнать также из следующего фрагмента:

«Вечера обычно заканчивались щемящими звуками пандури. Коба играл на нем с большим искусством , напевая вполголоса песни о мужестве. Велика сила этих звуков; они как будто тревожат, но в то же время успокаивают, смягчают недуги и навевают на душу целительный сон. Кто не испытывал, будучи больным, благодетельной сладости этих звуков, пронизывающих все существо человека?»

И где здесь проявляется «любитель жестокости »? Давай перейдём к эпизоду с убийством отца, скажите вы? Да ради Бога!

Главный злодей повести убивает отца одного из персонажей, и на него же наводит тень подозрения следствия. Невиновный был назван отцеубийцей и ему вынесли приговор: казнь. Злодей, возвращается со своим начальником домой. Гремят два выстрела: начальник убит, а злодей смертельно ранен. Голос Кобы из леса: «за жизнь [убитого] расплачиваетесь ». Раненого злодея довезли до города, там он просит позвать священника. Умирая, у него просыпается совесть, и он признаётся во всех своих злодеяниях, в том числе прямым текстом говорит, что это он убил чужого отца.

В книге нет ни одного намёка на то, что старика убил Коба. Подчёркиваю, ни одного намёка: ни со стороны автора, ни со стороны героев повести. Всё написано настолько прозрачно и понятно, что только извращённый ум может решить, что старика убил Коба.

Такой вот Коба, герой повести «Отцеубийца» Казбеги. Благородный, смелый, человек с большим сердцем. Теперь вы будете знать правду.

Хотелось бы ещё добавить пару слов о том, как и почему извращают смысл произведения Казбеги, наводят напраслину на Кобу вымышленного и на Кобу настоящего, но тут, как мне кажется, лучше просто дать слово автору:

«Иные полагают, что простой народ неспособен на глубокие рассуждения, доступные людям высших сословий, что его удел — только труд. Однако народная мудрость гласит: Сердце человека подобно морю, - чего только не способно оно совершить! Да, напрасно думают иные, что у простых крестьян нет разума!»

Как получилось, что обычный подросток из провинциального грузинского селения Гори стал "главой народа"? Мы решили посмотреть, какие факторы поспособствовали тому, что Коба, промышлявший грабежами, стал Иосифом Сталиным.

Фактор отца

На взросление мужчины большую роль оказывает отцовское воспитание. Иосиф Джугашвили был его фактически лишен. Официальный отец Кобы, сапожник Виссарион Джугашвили, много пил. Екатерина Геладзе развелась с ним, когда сыну было 12 лет.

Отцовство Виссариона Джугашвили до сих пор оспаривается историками. Саймон Монтефиори в своей книге "Молодой Сталин" пишет о трех "претендентах" на эту роль: виноторговце Якове Игнаташвили, главе полиции Гори Дамиане Давричуи и священнике Христофоре Чарквиани.

Детская травма

На характер Сталина в детстве серьезно повлияла травма, которую он получил в возрасте двенадцати лет: в дорожном происшествии Иосиф повредил левую руку, со временем она стала короче и слабее правой. Из-за сухорукости Коба не мог полноценно участвовать в юношеских потасовках, победить в них он мог только при помощи хитрости. Травма руки помешала Кобе научиться плавать. Также Иосиф в возрасте пяти лет переболел черной оспой и еле выжил, после чего у него появилась первая "особая примета" : "лицо рябое, с оспенными знаками".

Ощущение физической неполноценности отразилось на характере Сталина. Биографы отмечают мстительность молодого Кобы, его вспыльчивость, скрытность и склонность к заговорам.

Отношения с матерью

Отношения Сталина с матерью были непростыми. Они писали друг другу письма, но встречались редко. Когда мать навестила сына в последний раз, это произошло за год до её смерти, в 1936 году, то выразила сожаления, что он так и не стал священником. Сталина это только позабавило. Когда мать умерла, Сталин не поехал на похороны, только послал венок с надписью "Дорогой и любимой матери от ее сына Иосифа Джугашвили".

Такие прохладные отношения Сталина с матерью можно объяснить тем, что Екатерина Георгиевна была человеком независимым и никогда не стеснялась в своих оценках. Ради сына, когда Иосиф ещё не был ни Кобой ни Сталиным, она научилась кройке и шитью, освоила профессию модистки, но на воспитание сына времени у нее не хватало. Рос Иосиф на улице.

Рождение Кобы

Партийных кличек у будущего Сталина было немало. Его называли "Осип", "Иванович", "Васильев", "Василий", но самое знаменитое прозвище молодого Иосифа Джугашвили - Коба. Показательно, что Микоян и Молотов даже в 30-е годы так обращались к Сталину. Почему Коба?

Повлияла литература. Одной из любимых книг юного революционера был роман грузинского писателя Александра Казбеги "Отцеубийца". Это книга о борьбе крестьян-горцев за свою независимость. Один из героев романа - неустрашимый Коба - стал и героем для молодого Сталина, который после прочтения книги сам стал называть себя Кобой.

Женщины

В книге британского историка Саймона Монтефиоре "Молодой Сталин" автор утверждает, что Коба в годы своей молодости был очень любвеобилен. Монтефиоре, впрочем, не считает это чем-то особенным, такой образ жизни, пишет историк, был свойственен революционерам.

Монтефиоре утверждает, что в числе любовниц Кобы были и крестьянки, и дворянки, и соратницы по партии (Вера Швейцер, Валентина Лобова, Людмила Сталь).

Британский историк также утверждает, что две крестьянки из сибирских деревень (Мария Кузакова, Лидия Перепрыгина), где Коба отбывал ссылку родили от него сыновей, которых Сталин так и не признал.
Несмотря на такие бурные отношения с женщинами, главным делом Кобы была, конечно, революция. В своем интервью журналу "Огонек" Саймон Монтефиоре так прокомментировал добытую им информацию: "Достойными уважения считались лишь соратники по партии. Любовь, семья изгонялись из жизни, которая должна была быть посвящена только революции. То, что в их поведении нам кажется аморальным и преступным, для них самих не имело значения."

"Эксы"

Сегодня уже хорошо известно, что Коба в годы своей молодости не брезговал противозаконными делами. Особое рвение Коба проявлял во время совершения экспроприаций. На съезде большевиков в Стокгольме в 1906 году так называемые "эксы" были запрещены, через год, уже на лондонском съезде, это решение было подтверждено. Показательно, что съезд в Лондоне закончился 1 июня 1907 года, а самое нашумевшее ограбление двух карет Госбанка, организованное Кобой Ивановичем, произошло позже - 13 июня. Коба не стал соблюдать требования съезда по той причине, что считал их меньшевистскими, в вопросе "эксов" он занимал позицию Ленина, который их одобрял.

В ходе упомянутого ограбления группе Кобы удалось получить 250 тыс. рублей. 80 процентов этих денег было отправлено Ленину, остальное - пошло на нужды ячейки.

Не слишком чистая репутация Сталина в будущем могла стать препятствием его продвижению. В 1918 году глава меньшевиков Юлий Мартов опубликовал статью, в которой привел три примера противоправной деятельности Кобы: ограбление карет Госбанка в Тифлисе, убийство рабочего в Баку и захват парохода "Николай I" в Баку.

Больше того, Мартов даже писал о том, что Сталин не имеет права занимать правительственные посты, поскольку был исключен из партии в 1907 году. Сталин от этой статьи был в бешенстве, он утверждал, что это исключение было незаконным, поскольку проводила его тифлисская ячейка, контролируемая меньшевиками. То есть факта своего исключения Сталин все таки не стал отрицать. Но пригрозил Мартову революционным трибуналом.

Почему "Сталин"?

За всю жизнь у Сталина было три десятка псевдонимов. При этом показательно, что Иосиф Виссарионович не делал из своей фамилии тайны. Кто сейчас вспоминает Апфельбаума, Розенфельда и Валлаха (Зиновьев, Каменев, Литвинов)? Но Ульянов-Ленин и Джугашвили-Сталин - на слуху. Сталин выбрал псевдоним вполне сознательно. По мнению Вильяма Похлебкина, который посвятил этому вопросу работу "Великий псевдоним", при выборе псевдонима совпало несколько факторов. Реальным источником при выборе псевдонима стала фамилия либерального журналиста, вначале близкого к народникам, а затем к эсерам Евгения Стефановича Сталинского, одного из видных русских профессиональных издателей периодики в провинции и переводчика на русский язык поэмы Ш.Руставели - "Витязь в тигровой шкуре". Сталин очень любил эту поэму. Есть также версия, что Сталин взял псевдоним, основываясь на фамилии одной из своих любовниц, соратниц по партии Людмиле Сталь.

Не только «звезды отечественной и зарубежной эстрады», как говорили во времена , если так можно назвать, тех, кто сегодня вызывает оскомину и раздражение одним только своим обязательным, проплаченным на годы вперед появлением на экранах телевизоров, а, действительно, кумиры миллионов, как правило, имели псевдонимы. Большинство руководителей Всероссийской коммунистической партии большевиков, интеллектуальным лидером, идейным вдохновителем которой был Владимир Ленин, по рождению и первому паспорту Ульянов, прошли, как и он, кроме ссылок и тюрем, через годы подполья, эмиграции, скрываясь от жандармов, полиции самодержавной Российской империи. Поэтому наличие фальшивых документов, а, следовательно, фамилий, биографий было обязательным условием для долгой жизни на свободе. Поэтому настоящая фамилия Сталина, которую он никогда не скрывал, за годы правления кумира, «вождя всех народов» естественным образом забылась, так как немногочисленные личные друзья и соратники по партии называли давним псевдонимом – Кобой, а миллионы советских людей знали его как генерального секретаря ЦК ВКП (б) Иосифа Виссарионовича Сталина.

Количество придуманных партийных кличек, фамилий, устных и печатных политических псевдонимов государственных деятелей Советского Союза исчислялось десятками – на все случаи нелегкой, называя вещи своими именами, противоправной деятельности, жизни вне законов Российской империи, да и других стран Европы. Именно под ними они и вошли в историю нашей страны, избавившись от собственных фамилий как среди своей среды, так и среди простого народа, большей частью боготворившего их, например, такие:

Одним из самых любимых псевдонимов Джугашвили был Коба, сохранившийся до конца дней. Исследователи объясняют этот факт притягательностью для молодого революционера имени царя, покорившего Восточную Грузию, так как некоторые факты из его биографии были близки, даже совпадали с жизнью амбициозного уже тогда Иосифа Виссарионовича.

Сталин сменил местечкового Кобу, в тот период, когда нужно было широкое признание в партии, раздираемой на части склоками, внутренней борьбой, а Иосиф Виссарионович перебрался из Грузии в центральную Россию. Здесь древний царь, да еще и не русский, был не в авторитете, нужно было что-то новое – серьезное имя, несущее символ, харизму для товарищей по партии и простого народа, который еще предстояло повернуть на путь революционной борьбы против царизма.

Сталь, что тверже, острее железа, гнется, но не ломается, как булатный клинок. Так, на свет появился будущий руководитель страны Советов – Иосиф Виссарионович Сталин, придуманная фамилия полностью отразила внутреннюю сущность человека, самостоятельно выбравшего ее. Любопытный факт, еще некоторое время, видимо, по инерции, не желая расставаться с Кобой, он подписывал документы – К. Сталин.

С 1922 и по 1953 гг. И.В. Сталин являлся генеральным секретарем ЦК ВКП (б), бессменным лидером СССР, одним из создателей которого он был. Полновластным правителем он стал после 1929 года, постепенно оттеснив, как говорят, даже убив всех, хоть немного значимых конкурентов, претендентов на эту роль, в том числе Сергея Кирова.

Огромный вклад Сталина в становление молодого Советского государства, окруженного кольцом врагов – буржуазных стран Запада, тяжело доставшуюся победу над фашистской сложно переоценить. В то же время методы, которые использовались для этого, назвать гуманными могут только прекраснодушные оптимисты, не обращающие внимание на миллионы репрессированных, посаженных в тюрьмы и трудовые лагеря «по Троцкому», выселенных со своей малой Родины.

Тем не менее, социологические опросы последних лет неизменно показывают, что жители нашей страны больше и лучше помнят хорошие дела, совершенные им, и поэтому Сталин обычно входит в пятерку, а то и в тройку самых уважаемых людей России за все время ее существования.

Исходя из фактов, можно прийти к парадоксальному выводу: настоящая фамилия Сталина – Сталин, ведь молодой Иосиф Джугашвили остался на родине в Грузии, а участвовал в политической борьбе, строил Советское государство, защищал его от многочисленных врагов уже совсем другой человек, будущий единственный Генералиссимус Советского Союза.