Биографии Характеристики Анализ

Геракл и деянира краткое содержание. Женитьба геракла на деянире


КЕНТАВРЫ в греческой мифологии дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесных чащ. Они рождены от Иксиона, сына Ареса, и тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры, на которую покушался Иксион. Жили они в Фессалии, питались мясом, пьянствовали и славились буйным нравом. Кентавры без устали сражались со своими соседями лапифами, пытаясь похитить для себя жен из этого племени. Побежденные Гераклом, они расселились по всей Греции. Кентавры смертны

Геракл сражается с кентаврами.
Гравюра Ганса Себальда Бехама, 1542 (B.96, P.98 v/v) из альбома / Подвиги Геракла / (The Labours of Hercules , 1542-1548)


/ Кентавры, сражающиеся с дикими животными / , мозаика с виллы Адриана, ок. 118-128, Берлин, Государственные музеи...

Обычно кентавры показываются дикими и несдержанными существами, в которых преобладает животная природа, но известны и мудрые кентавры, в первую очередь, Фол и Хирон, друзья и учителя Геракла и некоторых других героев..Большая часть кентавров была перебита Гераклом и рассеяна по всей Элладе.. Те, кто спаслись от Геракла, заслушались сирен, перестали есть и умерли от голода. По одному рассказу, Посейдон скрыл их в горе в Элевсине..


Гравюра. Семья кентавров
Художник - Ян ван дер Страт (Jan van der Straet), гравер - Ян Колларт (Collaert, Jan), издатель - Филипп Галле (Philippe Galle).
Иллюстрация из книги, изданной около 1580 года, и посвященной физиологии и питанию кентавров. _ Хранится в библиотеке Герцога Августа (Herzog August Bibliothek).

Один из кентавров, Несс, сыграл роковую роль в гибели Геракла.


Рубенс Питер Пауль __Кентавр Несс и Деянира

После кентавромахии, рассеявшей кентавров по Аттике, и разгрома остатков горного племени, учиненного Гераклом в его пятом подвиге, кентавры эпизодически появляются на мифологических просторах, занимая разные неподобающие должности. Несс · (N e s s o z) один из кентавров, известный своим коварством. После битвы Геракла с кентаврами жил у реки Эвен,-- подхалтуривал на переправе через горную речку, перевозя на широкой спине слабосильных путников и женщин.


Louis de Boullogne (1654 - 1733) __ Nessus and Dejanira


The Abduction of Deianira_19th.century.__Jose Garnelo (Spanish 1886-1944).


Под покровом ночи Картина запорожской художницы Натальи Деревянко,


Игорь Каретин__Несс и Деянира

Однажды судьба направила через эту реку Геракла с супругой Деянирой. Увидев перевозчика, Геракл поленился перенести жену сам, а препоручил ее Нессу. То ли решив отомстить Гераклу за причиненное племени зло, то ли действительно воспылав внезапной страстью к женщине, Несс, переплыв поток, бросился со своей ношей наутек от замешкавшегося героя.


Ноэль Куапель (1628–1707) Похищение Деяниры кентавром Нессом.


Несс, Деянира и Геракл. Аттическая гидрия, ок. 575-550 до н.э. Лувр.


Louis Jean Francois Lagrenee (1725-1805)__Похищение Деяниры кентавром Нессом. 1755
Ножками в воздухе болтает, видимо, бог реки Эвен


РЕНИ ГВИДО (1573 - 1642)__ Деянира, похищаемая кентавром Нессом, 1620-1621.


Nessus Abducting Deianira by Bertel Thorvaldses (1768 или 1770-1844).


Похищение жены Геракла Деяниры кентавром Нессом. Работа Антонио Коррадиниб 1720. Большой Дворец в Дрездене,


Кентавр Несс похищает жену Геракла Деяниру. Бронзовая скульптура по мотивам работ Джамболоньи


Франческо Цуккарелли (ZUCCARELLI, Francesco; 1702-1788).__"Геркулес убивает кентавра Несса"; до 1762.


Джамболонья Джованни (Giambologna Giovanni) (1529–1608)__Геркулес убивает кентавра Несса.


Делоне, Жюль Эли (Delaunay, 1828-1891),__Похищение Деяниры


Геркулес убивает Несса __Итальянская школа,_барокко


Антонио дель Поллайоло (1431–1498)__Hercules и Deianira_около 1475–80


Franz von Stuck (1863–1928) __ Геракл убивает кентавра Несса, чтобы спасти Деяниру. 1899

Геракл, недолго думая, схватил лук и всадил отравленную стрелу в спину скакавшего галопом похитителя. Яд Лернейской гидры действует почти мгновенно, но, прежде чем умереть, Несс успел нашептать Деянире, что, де, кровь кентавра - лучшее приворотное средство в древнегреческой природе.


Рубенс Питер Пауль__ Кентавр Несс и Деянира, 1630, Эрмитаж.


The Rape Of Deianira__ Miguel Barbadillo Y Ossorio


David Vinckeboons (1576– 1632) - Геркулес, Деянира и кентавр Несс.


Анна Зинковская__ Геракл убивает кентавра Несса похищающего Деяниру


Spranger Bartholomeus.(1546-1611)__Геракл, Деянира и мертвый кентавр Несс 1580-1585.

Почему Деянира поверила своему хвостатому похитителю, чего ради собрала и сохранила его отравленную кровь - непонятно. Женщина - хоть и жена героя! Но когда, много позже, Геракл захватил в одном из военных походов качестве трофея дочь эхалийского царя красавицу Иолу, Деянира, справедливо опасавшаяся соперничества, смочила в ядовитом эликсире хитон мужа и послала ему с вестником. Геракл надел хитон - и лернейская отрава проникла в его жилы, ткань приросла к телу и герой был брошен в пучину неутолимой жгучей нарастающей боли. В отчаянии он смог лишь устроить жертвенный костер для себя самого и взойти на него.


Benvenuto Tisi da Garofalo (1481–1559) __Апофеоз Геркулеса_ ок 1539

Так он умер, а посмертие его неизвестно: стал ли он новым богом, а Геба его небесной супругой, сошел ли в Аид - в этом месте источники темны и неясны.


Созвездие Кентавра-Стрельца из арабского астрономического манускрипта / Китаб ал-Мавалид / Абу Машара (787-886 гг.), известного в Европе как Альбумасар.

Некоторые видят Несса в созвездии Стрелец.

Оказавшись во флорентийской Уффици (Galleria degli Uffizi), не спешите сразу же отправляться на поиски «Весны» или «Рождения Венеры» Сандро Боттичелли, а задержитесь в первом коридоре галереи возле скульптурной группы «Геркулес и Несс» (второе название скульптуры «Геракл и Кентавр»).

Она не так известна широким массам, как творения Микеланджело, но заслуживает не менее пристального внимания. Тем более буквально на днях реставрация этой скульптурной композиции была полностью завершена, и теперь ее снова могут увидеть все гости Уффици.

Как и многие крупные галереи, Уффици своим появлением обязана меценатам. Конечно, ни для кого не секрет, что в данном случае в роли меценатов выступило могущественное семейство Медичи, фактически управлявшее Флоренцией в эпоху Возрождения и покровительствовавшее художникам, скульпторам и прочим деятелям искусств, ведь, как справедливо было замечено в фильме «Медичи — крестные отцы Ренессанса», без посредничества глав этого флорентийского семейства итальянский Ренессанс мог и не состоятся.

Хотя изначально Уффици задумывалась Козимо I Медичи как дворец, в котором можно было бы объединить все административные службы города, уже с 1575 года галерея функционировала как музей. Личное собрание предметов искусства влиятельнейшего семейства Флоренции легло в основу коллекции Уффици, а одним из первых экспонатов музея стала скульптурная группа «Геракл и Кентавр». Она появилась в первом коридоре галереи в 1597 году и с этих пор не только ни разу не покидала Уффици, но даже место ее дислокации было неизменным, к примеру, во время последней реставрации скульптурную композицию не переместили в подсобное помещение, ее просто скрыли на время работ от посторонних глаз с помощью специальной конструкции.

Скульптура, выполненная из белого мрамора, иллюстрирует миф о Геракле и кентавре по имени Несс. Согласно греческим мифам, кентавр Несс был сыном Иксиона и Тучи, жил на реке Эвен и занимался тем, что за деньги перевозил путешественников с одного берега реки на другой. Однажды на реку пожаловал Геракл со своей женой — воительницей Деянирой, Геракл решил преодолеть реку вплавь, а вот Деяниру поручил заботам Несса. Кентавр оказался существом не самым порядочным и, улучив момент, решил воспользоваться беспомощностью супруги Геракла: по одной версии человек-конь попытался надругаться над Деянирой, по другой — похитить ее.

Геракл, само собой, не стал терпеть такое безобразие и ранил кентавра стрелой, смазанной желчью лернейской гидры. Умирая, Несс решил применить военную хитрость: он сообщил по секрету Деянире, что его кровь способна вернуть любовь Геракла в том случае, если чувство героя к ней внезапно угаснет. Деянире бы задуматься над тем, с чего вдруг кентавр делится с ней такими полезными сведениями, но дама по одной ей известным причинам доверилась Нессу, собрала его кровь и приберегла ее на всякий случай.

Случай, конечно же, представился. Совершив свои 12 подвигов, Геракл решил уйти на покой, но не один, а в компании Иолы, дочери царя Еврита, в которую герой влюбился на склоне своих лет (согласно одним данным, на тот момент ему было 50 лет, согласно другим — 52 года). Деянире не слишком понравилось такое развитие событий, и она не придумала ничего лучшего, чем пропитать кровью Несса хитон, после чего послала одеяние Гераклу в подарок. Дальнейшее общеизвестно: хитон оказался отправленным ядом все той же лернейской гидры, Геракл, не в силах терпеть боль, бросился в погребальный костер, а Деянира, терзаемая чувством вины, заколола себя мечом. В общем, как говорили в «Формуле любви», все умерли.

Скульптурная же композиция иллюстрирует тот эпизод мифа, когда все еще были живы, то есть непосредственно момент борьбы Несса и Геркулеса. Долгое время считалось, что автор скульптурной группы — Джованни Каччини (1556-1613 гг), флорентийский скульптор, занимавшийся оформлением садов Боболи, Palazzo Vecchio и Церкви Святого Духа, но, как недавно выяснилось, это не совсем так. Конечно, флорейтийский скульптор имел к «Геркулесу и Нессу» самое прямое касательство, но, похоже, он был не автором скульптуры, а просто воссоздал полуразрушенную скульптурную композицию, созданную еще в третьем веке до нашей эры.

Во время последних реставрационных работ, которые официально завершились 23 февраля 2015 года, реставратор Паола Росса и исследователь Марчелло Спампинато провели петрографический анализ мрамора, использовавшегося для создания «Геракла и Кентавра», и обнаружили любопытный факт: для создания скульптурной композиции использовался мрамор двух различных типов. Первый — белый каррарский мрамор из Апуанских Альп, который использовали практически все скульпторы Флоренции периода Возрождения, к примеру, именно из глыбы каррарского мрамора Микеладжело высек скульптуру Давида.

На фото: карьер в Карраре, где добывается тот самый белый мрамор.

Из этого же карраского мрамора высечены фигуры Геракла и Кентавра, а вот ступни Геркулеса, копыта Несса и частично ноги обоих высечены из мрамора, привезенного из ныне несуществующего царства Фригия. При этом анализ показал, что созданы эти части скульптурной композиции были примерно в третьем столетии до нашей эры.

Отсюда исследователи сделали вывод, что в шестнадцатом веке близ Флоренции была обнаружена полуразрушенная скульптурная композиция, относящаяся к эпохе древних римлян, скульптор Джованни Каччини восстановил ее, конечно, привнеся в скульптурную композицию свое авторское видение. Именно поэтому фигура Геркулеса так близка по стилю к античным прототипам и, возможно, этим объясняется и тот факт, что Медичи отвели скульптуре «Геркулес и Несс» почетное место в одном из первых залов Уффици, ведь античные статуи (пусть и частично восстановленные) даже во времена Ренессанса ценились знатоками искусства очень высоко.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

Иуда Искариот предал Иисуса и вступил в заговор с иудейскими первосвященниками и фарисеями. Более того, сам привёл стражу и помог арестовать Христа, указав на него воинам посредством своего коварного поцелуя (знаменитый поцелуй Иуды). В версии русских летописей этот же сюжет преломился как предательство, совершённое женой Андрея Боголюбского. Она возненавидела мужа, вступила в заговор с его врагами, провела убийц прямо в спальню к мужу и бестрепетно присутствовала при его гибели. Даже держала отрубленную руку великого князя. Таким образом, жена князя Андрея (Андроника-Христа) – это дубликат Иуды Искариота.

Спрашивается, появится ли этот эпизод в истории Геракла? Да, упоминается, причём в довольно ярком виде. Сейчас мы его опишем.

Завершив очередное завоевание, Геракл отправился в Калидон, где решил обосноваться. «Не имея законных наследников и жены, он стал ухаживать за Деянирой, предполагаемой дочерью Ойнея… Много женихов приходили во дворец Ойнея в Плевроне, чтобы просить руки прекрасной Деяниры, умевшей править колесницей и освоившей военное искусство. Но тут же отказывались от своих намерений, как только узнавали, что среди их соперников Геракл и речной бог Ахелой… Бессмертный Ахелой являлся в одном из трёх обличий: быка, пятнистого змея и человека с бычьей головой…

Когда Ойней призвал Геракла… тот стал хвастаться, что если Деянира выйдет за него замуж, мало того, что её свёкром станет сам Зевс, но и она сама будет купаться в лучах его славы за двенадцать совершённых им подвигов.

Ахелой… лишь хмыкнул и заметил, что и ему не занимать славы, ведь он отец всех греческих вод, а не беспутный бродяга вроде Геракла… Издеваясь, заметил Гераклу: «Или ты не Зевсов сын, или твоя мать была распутницей!»

Рис. 1.32. Геракл борется с Ахелоем. Стамнос Олтоса. Лондон. Британский музей. Взято из , с. 197.

Геракл нахмурился… «He потерплю, чтобы мою мать оскорбляли!»

Ахелой… стал бороться с Гераклом до тех пор, пока тот не бросил его спиной наземь, рис. 1.20, 1.21, 1.32. Тогда он не мешкая обернулся змеем и пополз прочь.

«Я ещё в колыбели душил змей!» – засмеялся Геракл, стремясь схватить его за шею. Тогда Ахелой превратился в быка и бросился на противника. Геракл… с такой силой ударил его оземь, что правого рога как не стало. Опозоренный Ахелой ретировался» , с. 411 – 412.

В результате Геракл женился на Деянире.

Вероятно, в цитированном рассказе уже начинают проступать отдельные фрагменты истории Иуды Искариота. Во-первых, чётко прозвучала скептическая иудейско-раввинская точка зрения на рождение Геракла-Христа. Ахелой сомневается в законности рождения Геракла. Дескать, либо Зевс не был отцом, либо твоя мать была распутницей. Мы подробно обсуждали эти средневековые споры вокруг рождения Иисуса в нашей книге «Царский Рим в Междуречье Оки и Волги».

Далее вновь всплывает сюжет о борьбе Геракла-Христа со змеёй (змеями). Как мы уже отмечали, ядовитая змея – это один из образов Иуды Искариота. Летописцы иногда путались и «склеивали» рождение Христа с его гибелью. В результате «змеиный сюжет» возникал как при описании младенчества Геракла-Христа, так и в последние дни его жизни в виде коварного «змеиного» поцелуя Иуды Искариота. (Напомним другие его отражения: укус змеи в грудь Клеопатры, нападение змеи на князя Олега…). Поэтому борьба Геракла с Ахелоем-змеёй перед женитьбой на Деянире олицетворяет, по-видимому, противостояние Христа и Иуды Искариота.

Вообще, Ахелой описан как коварный бог, меняющий свои обличья. С его косматой бороды постоянно стекала вода. В общем, перед нами предстаёт «нехороший образ». Недаром «Деянире казалось, что она лучше бы умерла, чем стала его (Ахелоя – Авт.) женой» , с. 412.

Затем Ахелой исчезает со страниц греческого мифа и его «нехорошее место», как мы сейчас увидим, занимает сама Деянира. Мы цитируем.

«Когда Геракл и Деянира переправлялись через реку Эвен во время половодья, кентавр Несс, утверждая, что боги поставили его в том месте паромщиком за его благочестие, предложил Гераклу ЗА НЕБОЛЬШУЮ ПЛАТУ перевезти Деяниру так, что та и ног не замочит, а сам Геракл пусть добирается вплавь Геракл согласился, ЗАПЛАТИЛ, ЧТО ПОЛОЖЕНО, перебросил дубину и лук на другой берег, а сам прыгнул в воду. Но Несс, вопреки уговору, поплыл в противоположном направлении, держа Деяниру на спине. Затем он бросил её наземь и попытался овладеть ею. Та закричала, призывая на помощь; Геракл быстро достал свой лук, тщательно прицелился и поразил Несса прямо в грудь с расстояния в полмили.

Умирая, Несс сказал Деянире: «Если ты смешаешь семя, которое я пролил на землю, с моей кровью, добавишь оливковое масло и ТАЙНО натрёшь этой смесью одежду Геракла, то тебе никогда не придётся жаловаться на его супружескую неверность». Деянира быстро собрала всё, на что он указал, в кувшин, запечатала его и СПРЯТАЛА НА СЕБЕ, НЕ СКАЗАВ О СЛУЧИВШЕМСЯ НИ СЛОВА ГЕРАКЛУ.

Рассказывают также, что Несс предложил Деянире шерсть, пропитанную его кровью, и сказал, чтобы нити этой шерсти она вплела в одежду Геракла. Третий вариант гласит, что он дал ей свою собственную испачканную кровью одежду в качестве любовного амулета, а сам убежал к соседнему племени локров, где и умер от раны. Его тело осталось непогребённым у подножия холма Тафиасс, наполняя всю округу ужасным зловонием… Источник, близ которого умер Несс, до сих пор несёт зловонную воду со сгустками крови» , с. 413.

Вскоре Деянира воспользуется советом Несса, натрёт адской смесью одежду Геракла, и тот погибнет.

В сцене переправы явственно звучит тема предательства Иуды Искариота. В самом деле.

Упоминается о некоей плате, которую следовало дать за «переправу через реку». Причём этот эпизод миф рассматривает как важный. Говорится, что Геракл заплатил что положено коварному кентавру Нессу. Скорее всего, перед нами – отражение знаменитых тридцати сребренников Иуды. Эту плату вручили Иуде за его предательство. «Проклятые деньги» стали потом символом коварства.

Между прочим, в данном «античном» сюжете Иуда Искариот, вероятно, выступает как пара персонажей: кентавр Несс + Деянира. Может быть, словосочетание «кентавр Несс» является сильно искажённым отражением имени «искариот» (на этом мы, конечно, не настаиваем).

Правда, греческий миф считает, будто деньги были выданы самим Гераклом-Христом, а не иудейскими первосвященниками. Однако мы уже сталкивались с тем, что некоторые летописцы путали, например, Иуду с Христом. См. и нашу книгу «Царский Рим в Междуречье Оки и Волги». Поэтому знаменитые тридцать сребренников Иуды могли перекочёвывать на страницах разных текстов из рук иудейских фарисеев в руки Христа. Тем не менее, суть дела в мифе в общем сохранена, поскольку деньги подучил именно «плохой кентавр» Несс, аналог Иуды.

Рис. 1.33. Несс и Деянира. Картина Рубенса. Взято из , с. 557, илл. 614.

Рис. 1.34. Похищение Деяниры. Этрусское зеркало. Взято из , с. 558, илл. 615.

Далее, денежная плата коварному Нессу приводит к секретному сговору между ним и Деянирой. Иначе их поведение не назовёшь. Ведь они фактически вступают в тайный союз, заговор. Тайком от Геракла Несс сообщает Деянире, что нужно сделать, а она, опять-таки ТАЙКОМ ОТ МУЖА, аккуратнейшим образом исполняет указания раненого кентавра (собирает его семя, кровь и т.п.). Здесь вновь всплывает в памяти история коварной жены Андрея Боголюбского, которая тайком от него вступает в заговор против собственного мужа. Деянира тоже фактически вступает в заговор против своего мужа Геракла. Греческий миф, правда, пытается обелить её. Дескать, жена поступила так «по простоте душевной», не подозревая о последствиях. Но всё это, скорее всего, уже позднейшие редакторские уловки, имеющие своей целью переложить вину на других.

Вообще, в анализируемой нами сцене громко звучит тема обмана. Кентавр Несс обещал Гераклу исполнить оплаченный уговор, однако тут же ОБМАНУЛ. Этим дело не кончилось. Деянира фактически обманула мужа, ничего не сказав ему о рекомендациях Несса, и лукаво скрыв от Геракла кувшин со смертельным для него ядом. Мы узнаём здесь всё тот же обман, совершённый Иудой Искариотом вкупе с иудейскими первосвященниками. Как Евангелия, так и греческий миф, уделяют данному эпизоду самое серьёзное внимание.

В христианском мире отношение к Иуде Искариоту негативное. Как мы показали в предыдущих публикациях, аналогично оцениваются и многочисленные фантомные отражения Иуды (под другими именами) на страницах «античных» летописей. То же самое мы видим теперь и в сюжете о Нессе-Деянире. Греческий миф рисует Несса чёрными красками. В частности, говорится об ужасном зловонии, распространившемся по округе после его гибели. До сих, дескать, источник несёт вонючую воду.

На рис. 1.33 показана картина Рубенса «Несс и Деянира». На рис. 1.34 – этрусское зеркало, на котором изображено похищение Деяниры Нессом.

Рисунок на старинной вазе представляет Деяниру, зовущую Геракла на помощь, рис. 1.35. На рис. 1.36 мы видим картину Гида «Похищение Деяниры кентавром Нессом». См. старинные изображения этого сюжета также на рис. 1.37 – 1.39.

Рис. 1.35. Деянира зовёт Геракла на помощь. Рисунок на старинной вазе. Взято из , с. 558, илл. 616.

Рис. 1.36. Похищение Деяниры. Картина Гида (Лувр). Взято из , с. 559, илл. 617.

Рис. 1.37. Несс и Деянира. Роспись старинной вазы. Лондон, Британский музей. Взято из , с. 198.

Рис. 1.38. Геракл, Деянира и Несс. Роспись старинной вазы. Бостон. Взято из , с. 198.

Рис. 1.39. Геркулес и Деянира. Помпеи. Фреска. Взято из , вклейка между с. 352 – 353.

Жил в Этолии, в городе Калидоне, царь Ойней, была у него дочь Деянира. О ее необычайной красоте молва облетела всю Элладу и дошла до самых отдаленных стран. И вот стали сходиться в Калидон женихи и свататься за Деяниру. А воспитывалась она в эголийском городе Плевроне, и там увидел ее однажды бог соседней реки Ахелой и полюбил. Он трижды являлся свататься к ее отцу Ойнею. Он приходил то в образе юноши, то в виде сильного круторогого быка или змеи, или в виде чудовища с человеческим туловищем и с бычьей головой, с косматой бородой, из которой струился ручей. С ужасом смотрела Деянира на жениха Ахе-лоя, когда тот являлся в дом ее отца, и долгое время она отказывала своему страшному жениху. Наконец ей пришлось согласиться, так как ее отец боялся разгневать могущественного речного бога.

Как раз в это время явился свататься за нее Геракл, которого просил в подземном царстве брат Деяниры Мелеагр взять сестру его в жены.

И вот перед славным Зевсовым сыном Гераклом и могущественным богом реки Ахелоем отступили все прочие женихи, и было только одно неизвестно: кто из двух женихов окажется победителем. И решили тогда соперники решить дело единоборством.

На большом ровном поле, за городом, в присутствии царя Ойнея и Деяниры стали друг против друга Геракл и Ахелой, принявший на этот раз человеческий образ, и вышли они на битву без всякого оружия. Со страхом ожидала Деянира решения своей участи; она сильно желала, чтобы победителем вышел славный герой Геракл, пленивший ее сердце.

И вот начался бой между ними. Геракл, искусный в боях, стал нападать на неуклюжего речного бога Ахелоя, но, несмотря на свою силу и ловкость, он не мог одолеть великана. Боролись они, подобно быкам разъяренным, и трижды пытался Геракл осадить нападавшего на него речного бога. Тяжестью своего могучего тела он напирал иа него, как гора, пока наконец речной бог, задыхаясь, упал на колени и коснулся лицом земли. Только это случилось, как тотчас обратился Ахелой в змея. Извиваясь, выскользнул он из рук Геракла. «Бороться со змеями я научился еще с раннего детства, -подумал Геракл. -Лернейская гидра тоже грозила мне не одной своей пастью». И вот он схватил змея обеими руками и крепко его зажал. Но вдруг волшебный змей превратился в круторогого быка; стоит он перед Гераклом и грозит ему своими рогами. Но Геракл бросился на быка, схватил за рога и бросил на землю с такой силой, что вырвал у него рог. Тогда речной бог признал себя побелсденным и отказался от Деяниры. А вырванный рог Геракл выменял у нимфы Амалфеи на полный цветами и плодами рог изобилия.

Пышно праздновалась свадьба Геракла и Деяниры, и долго оставался Геракл в доме своего гостеприимного тестя. Но стал Геракл снова стремиться к подвигам, и когда Деянира родила ему сына Гилла, они отправились в Калидон к старому другу Геракла царю Кеику.

Пришлось им идти по пустынной безлюдной стране, и они дошли до реки Эвен, где встретили кентавра Несса, который за плату переносил на своей спине странников на другой берег.

Геракл поручил ему перенести свою жену, а сам перешел реку вброд.

Когда Геракл находился уже на другом берегу, он услышал крик Деяниры и заметил, что дикий кентавр собирается похитить прекрасную Деяниру и плывет вниз по реке.

Мои стрелы быстрее тебя, разбойник! - крикнул Геракл и вонзил ему меткой рукой в грудь свою быстролетную стрелу. Упал пораженный насмерть кентавр и сказал, умирая, Дея-нире: «Дочь Ойнея, ты так прекрасна, что я хотел бы быть полезным тебе». И он взял из раны запекшуюся кровь, смешанную с ядом стрелы, дал ее Деянире и просил хранить ее у себя, оберегая от солнечного света. «Если муж разлюбит тебя, ты помажь этой кровью его одежду, и его любовь вернется к тебе снова, и навсегда». Деянира поверила хитрому кентавру и приняла от него сгусток запекшейся крови, забыв, что это вражеский дар. Она спрятала его тайно от мужа в сосуд, думая когда-нибудь им воспользоваться. Этот дар кентавра был впоследствии причиной смерти Геракла.

Наконец, после долгого и трудного пути по пустынным горам Парнаса и Эты, Геракл и Деянира благополучно прибыли к царю Кеику и долгое время гостили у него.

    Радуясь, что скоро родится у него сын, эгидодержавный Зевс сказал богам: Выслушайте, боги и богини, что я скажу вам: велит мне сказать это мое сердце! Сегодня родится великий герой; он будет властвовать над всеми своими родственниками, которые ведут свой род от сына моего, великого Персея...

    Возмужав, Геракл победил царя Орхомена Эргина, которому Фивы платили ежегодно большую дань. Он убил во время битвы Эргина, а на минийский Орхомен наложил дань, которая была вдвое больше, чем та, что платили Фивы. За этот подвиг царь Фив Креонт отдал Гераклу в жены свою дочь Мегару, а боги послали ему трех прекрасных сыновей...

    Долго искал Геракл по лесистым склонам гор и в ущельях логовище льва, наконец, когда уже солнце стало склоняться к западу, нашел Геракл в мрачном ущелье логовище; оно находилось в громадной пещере, имевшей два выхода. Геракл завалил один ив выходов громадными камнями и стал ждать льва, скрывшись за камнями...

    После первого подвига Эврисфей послал Геракла убить лернейскую гидру. Это было чудовище с телом змеи и девятью головами дракона. Как и немейский лев, гидра была порождена Тифоном и Ехидной. Жила гидра в болоте около города Лерны и, выползая их своего логовища, уничтожала целые стада и опустошала все окрестности...

    Эврисфей поручил Гераклу перебить стимфалийских птиц. Чуть не в пустыню обратили эти птицы все окрестности аркадского города Стимфала. Они нападали и на животных, и на людей и разрывали их своими медными когтями и клювами. Но самое страшное было то, что перья этих птиц были из твердой бронзы, и птицы, взлетев, могли ронять их, подобно стрелам, на того, кто вздумал бы напасть на них...

    Эврисфей знал, что в Аркадии живет чудесная керинейская лань, посланная богиней Артемидой в наказание людям. Лань эта опустошала поля. Эврисфей послал Геракла поймать ее и велел ему живой доставить лань в Микены. Эта лань была необычайно красива, рога у нее были золотые, а ноги медные...

    Эврисфей опять дал ему поручение: Геракл должен был убить эриманфского кабана. Этот кабан, обладавший чудовищной силой, жил на горе Эриманфе и опустошал окрестности города Псофиса. Он не давал и людям пощады и убивал их своими огромными клыками. Геракл отправился к горе Эриманфу. По дороге навестил он мудрого кентавра Фола...

    Вскоре Эврисфей дал новое поручение Гераклу. Он должен был очистить от навоза весь скотный двор Авгия, царя Элиды, сына лучезарного Гелиоса. Бог солнца дал своему сыну неисчислимые богатства. Особенно многочисленны были стада Авгия. Среди его стад было триста быков с белыми, как снег, ногами...

    Чтобы выполнить седьмое поручение Эврисфея, Гераклу пришлось покинуть Грецию и отправиться на остров Крит. Эврисфей поручил ему привести в Микены критского быка. Этого быка царю Крита Миносу, сыну Европы, послал колебатель земли Посейдон; Минос должен был принести быка в жертву Посейдону...

    После укрощения критского быка Гераклу, по поручению Эврисфея, пришлось отправиться во Фракию к царю бистонов Диомеду. У этого царя были дивной красоты и силы кони. Они были прикованы железными цепями в стойлах, так как никакие путы не могли удержать их. Царь Диомед кормил этих коней человеческим мясом. Он бросал им на съедение всех чужеземцев...

    Тяжелое время для Адмета выбрал Геракл. Великое горе царило в доме царя Фер. Его жена Алкестида должна была умереть. Некогда богини судьбы, великие мойры, по просьбе Аполлона определили, что Адмет может избавиться от смерти, если в последний час его жизни кто-либо согласится добровольно сойти вместо него в мрачное царство Аида...

    Слава о подвигах сына Зевса давно уже достигла страны амазонок. Поэтому, когда корабль Геракла пристал к Фемискире, вышли амазонки с царицей навстречу герою. Они с удивлением смотрели на великого сына Зевса, который выделялся, подобно бессмертному богу, среди своих спутников-героев. Царица Ипполита спросила великого героя Геракла...

    На обратном пути в Тиринф из страны амазонок Геракл прибыл на кораблях со своим войском к Трое. Тяжелое зрелище предстало пред глазами героев, когда они причалили к берегу недалеко от Трои. Они увидели прекрасную дочь царя Трои Лаомедонта, Гесиону, прикованную к скале у самого берега моря. Она была обречена, подобно Андромеде, на растерзание чудовищу, выходившему из моря...

    Вскоре после возвращения из похода в страну амазонок Геракл отправился на новый подвиг. Эврисфей поручил ему пригнать в Микены коров великого Гериона, сына Хрисаора и океаниды Каллирои. Далек был путь к Гериону. Гераклу нужно было достигнуть самого западного края земли, тех мест, где сходит на закате с неба лучезарный бог солнца Гелиос...

    Едва Геракл вернулся в Тиринф, как уже снова послал его на подвиг Эврисфей. Это был уже одиннадцатый подвиг, который должен был совершить Геракл на службе у Эврисфея. Невероятные трудности пришлось преодолеть Гераклу во время этого подвига. Он должен был спуститься в мрачное, полное ужасов подземное царство Аида и привести к Эврисфею стража подземного царства, ужасного адского пса Кербера...

    Самым трудным подвигом Геракла на службе у Эврисфея был его последний, двенадцатый подвиг. Он должен был отправиться к великому титану Атласу, который держит на плечах небесный свод, и достать из его садов, за которыми смотрели дочери Атласа геспериды, три золотых яблока...

    На острове Эвбее, в городе Ойхалии, правил царь Эврит. Далеко шла по всей Греции слава Эврита, как самого искусного стрелка из лука. Сам стреловержец Аполлон был его учителем, даже подарил ему лук и стрелы. Некогда, в юности, учился у Эврита стрелять из лука и Геракл...

  • После того как Эврит прогнал Геракла из Ойхалии, великий герой пришел в Калидон, город Этолии. Там правил Ойней. Геракл явился к Ойнею просить руки его дочери Деяниры, так как он обещал в царстве теней Мелеагру жениться на ней...

  • На остров Кос послал к Гераклу отец Зевс свою любимую дочь Афину-Палладу призвать великого героя на помощь в их борьбе с гигантами. Гигантов породила богиня Гея из капель крови свергнутого Кроном Урана. Это были чудовищные великаны со змеями вместо ног, с косматыми длинными волосами на голове и бороде...

    Там сложили они громадный костер и положили на него величайшего из героев. Страдания Геракла становятся все сильнее, все глубже проникает в его тело яд лернейской гидры. Рвет с себя Геракл отравленный плащ, плотно прилип он к телу; вместе с плащом Геракл отрывает куски кожи, и еще нестерпимее становятся страшные муки. Одно лишь спасение от этих сверхчеловеческих мук - это смерть...

    После смерти Геракла его дети и мать его Алкмена жили в Тиринфе у старшего сына Геракла, Гилла. Недолго прожили они там. Из ненависти к Гераклу Эврисфей прогнал детей величайшего героя из владений их отца и преследовал их всюду, где только не старались они укрыться. Дети Геракла долго скитались во всей Греции: наконец, приютил их у себя престарелый Иолай, племянник и друг Геракла...