Биографии Характеристики Анализ

Горделивый корабль. Экипаж скр "Порывистый" (ТОФ) встретился во Владивостоке

СКР типа «Ураган»

Проект разработки 1938-1939 гг., к июню 1941 года всего заложено 14 кораблей, но в связи с началом ВОВ , заказы на 8 кораблей были аннулированы. Головной корабль «Ястреб» вступил в строй 23.2.1945 года, остальные 5 кораблей были достроены после войны по откорректированному проекту «29К» (усилено зенитное вооружение, установлены РЛС и ГЛС).

ТТХ: Водоизмещение стандартное 916,7 т, нормальное 1091 т, полное 1266,2 т; длина 85,74 м, ширина 8,4 м, осадка 2,89 м. Мощность ТЗА 2x13 000 л. с.; скорость полного хода 31,3 уз., экономическая 15,5 уз.; дальность плавания 2160 миль. Вооружение: 3×1 100-мм АУ Б-34, 4×1 37-мм автомата 70-К, 3x2 12,7-мм пул. ДШК, 2 бомбосбрасывателя, 24 якорные мины. Экипаж 174 человека.

  1. «Ястреб» ††1956
  2. «Орёл» ††1958
  3. «Коршун» ††1958
  4. «Зоркий» ††1956
  5. «Альбатрос» ††1956
  6. «Буревестник» ††1956

Проект 42 («Ястреб»)

Строились в 1949-1953 годах. Всего было построено 8 единиц.

Проект разработки 1947 - 1949 гг. По сравнению с проектом 29 - новый корабль имел большие размерения, цельносварной гладкопалубный корпус, повышенную мореходность, усиленное вооружение. Однако, правительственная комиссия сочла водоизмещение неприемлемо большим, и от крупносерийной постройки кораблей проекта 42 отказалась.

ТТХ: Водоизмещение стандартное 1339 т, нормальное 1509 т, полное 1679 т; длина 96,1 м, ширина 11 м, осадка 3,96 м. Мощность ТЗА 2x13910л. с.; скорость полного хода 29,65 уз., экономическая 13,7уз.; дальность плавания 2810 миль. Вооружение: 4×1 100-мм АУ Б-34У-СМ, 2×2 37-мм АУ В-11М, 1×3 533-мм ТА, 2×16 РБУ-2500 (128 РГБ-25), 4 БМБ-1, 2 бомбосбрасывателя. Экипаж 211 человек.

  1. «Сокол» ††1961, вторично в 1971 году.
  2. «Беркут» ††1965
  3. «Кондор» ††1970
  4. «Гриф» ††1961, вторично в 1977 году.
  5. «Кречет» ††1956, вторично в 1977 году.
  6. «Орлан» ††1960, вторично в 1976 году.
  7. «Лев» ††1961, вторично в 1971 году.
  8. «Тигр» ††1961, вторично в 1974 году.

Проект 50

Строились в 1952-1958 годах. Всего было построено 68 единиц.

Проект разрабатывался, в качестве альтернативного проекту 42. Уменьшение водоизмещения обеспечивалось применением линейной схемы ГЭУ (вместо эшелонной) и сокращением количества 100-мм АУ до трёх… Ходовые качества и мореходность оказались весьма хорошими. При модернизации в 1959-1960 гг., все корабли проекта 50 оснастили трёхтрубными ТА и двумя бомбометами РБУ-2500. Помимо 68 ед. СКР советской постройки, 4 корабля были построены по лицензии СССР, в КНР.

ТТХ: Водоизмещение стандартное 1050 т, нормальное 1116 т, полное 1182 т, наибольшее 1337 т; длина 90,9 м, ширина 10,2 м, осадка 2,9 м. Мощность ПТУ 2x10015 л. с.; скорость полного хода 29 уз., экономическая 15,1 уз.; дальность плавания 2200 миль. Вооружение: 3×1 100-мм АУБ-34УСМ-А и 2×2 37-мм АУВ-11М, 1×2 533-мм ТА, 1×6 РБУ-200 и 4×1 БМБ-1, до 26 якорных мин. Экипаж 168 человек.

Проект 159, 159-А, 159-АЭ, 159-М

Строились в 1958-1976 годах. Всего было построено 45 единиц, которые были построены на следующих судостроительных заводах:

  • ССЗ № 340 «Красный металлист» , («Им. А. М. Горького», г. Зеленодольск, Татарской АССР);
  • ССЗ № 638 (368) («Им. С. М. Кирова», г. Хабаровск).

По проекту 159, строились в качестве малых противолодочных кораблей (МПК), по водоизмещению приблизились к СКР проекта 50. Состав артиллерийского и противолодочного вооружения - почти аналогичен ВПК проекта 61. Применена комбинированная, дизель-газотурбинная (ДГТУ)ГЭУ (дизели работают на средний вал, ГТУ- на бортовые).

По усовершенствованному проекту 159-А, строились 29 кораблей завершающей серии: РБУ-2500 заменены на более мощные РБУ-6ООО, установлен второй ТА, модернизированы системы РЛС.

По проекту 159-АЭ, строились экспортные корабли, которые имели аналогичный состав вооружения, но с бомбометами РБУ-2500.

ТТХ: Водоизмещение стандартное 938 т, полное 1077 т; длина 82,3 м, ширина 9,2 м, осадка 2,85 м. Мощность ДГТУ 2x15000 и 1x6000 л.с.; скорость полного хода 33 уз., экономическая 14 уз.; дальность плавания 2000 миль. Вооружение: 2×2 76-мм АУ АК-726, 1(2)×5 400-мм ТА, 4×16 РБУ-2500 (РБУ-6000). Экипаж 168 человек.

  1. СКР-1 ††1987
  2. СКР-38 ††1990
  3. СКР-17 ††1990
  4. СКР-9 ††1990
  5. СКР-22 ††1991
  6. СКР-333 ††1990
  7. СКР-34 ††1991
  8. СКР-29 ††1991
  9. СКР-103 ††1991
  10. СКР-18 ††1989
  11. СКР-41 ††1987
  12. СКР-11 ††1991
  13. СКР-43 ††1989
  14. СКР-3 ††1990
  15. СКР-46 ††1989
  16. СКР-23 ††1989
  17. СКР-78 ††1990
  18. СКР-21 ††1991
  19. СКР-36 ††1989
  20. СКР-92 ††1991
  21. СКР-92 ††1991
  22. СКР-120 ††1991
  23. СКР-128 ††1991
  24. СКР-47 ††1992
  25. СКР-26 ††1993
  26. СКР-33 ††1995
  27. СКР-27 ††1992
  28. СКР-40 ††1994
  29. СКР-16 ††1992
  30. СКР-106 ††1993
  31. СКР-110 ††1994
  32. СКР-112 ††1993
  33. СКР-87 ††1992
  34. СКР-123 ††1992
  35. СКР-126 ††1992
  36. СКР-133 ††1994
  37. СКР-138 ††1994

Проект 35

Всего было построено 18 единиц. Строились в 1961-1968 годах.

  1. СКР-7 ††1987
  2. СКР-20 ††1989
  3. СКР-32 ††1989
  4. СКР-39 ††1990
  5. СКР-86 ††1990
  6. СКР-49 ††1990
  7. СКР-53 ††1990
  8. СКР-24 ††1990
  9. СКР-83 ††1991
  10. СКР-48 ††1990
  11. СКР-35 ††1990
  12. СКР-6 ††1990
  13. СКР-13 ††1991
  14. СКР-90 ††1990
  15. СКР-117 ††1990
  16. СКР-84 ††1992
  17. СКР-12 ††1992
  18. СКР-19 ††1992

Проект 1135 («Буревестник»)

Всего был построен 21 корабль проекта.

  1. «Бдительный» ††1996
  2. «Достойный» ††1993
  3. «Бодрый» ††1997
  4. «Свирепый» ††1993
  5. «Сильный» ††1994
  6. «Доблестный» ††1992
  7. «Сторожевой» ††2002
  8. «Разумный» ††1998
  9. «Разящий» ††1992
  10. «Дружный» ††1999. С 2003 года находится на хранении у стенки СМП в Москве
  11. «Деятельный» ††1995
  12. «Жаркий» ††2002
  13. «Ретивый» ††1995
  14. «Ленинградский комсомолец» «Лёгкий» с 1992; ††2003
  15. «Беззаветный» ††2001
  16. «Летучий» ††2005
  17. «Пылкий»
  18. «Задорный» ††2005
  19. «Безукоризненный» ††1997
  20. «Порывистый» ††1994

Проект 1135М

Всего построено 11 единиц. Строились в 1973-1981 годах.

  1. «Резвый» ††2001
  2. «Резкий» ††1995
  3. «Разительный» ††1997
  4. «Грозящий» ††1995
  5. «Неукротимый» ††2009
  6. «Громкий» ††1998
  7. «Бессменный» ††1998
  8. «Горделивый» ††1994
  9. «Рьяный» ††1997
  10. «Ревностный» ††2003
  11. «Пытливый»

Проект 1135.1 («Нерей»)

Пограничный сторожевой корабль (ПСКР), спроектирован на базе СКР пр.1135. Строились в 1981-1990 годах. Всего построено 8 единиц, в том числе 7 ед. введено в состав Морских частей Пограничных Войск КГБ СССР (затем РФ). Ещё один корабль («Гетман Сагайдачный », бывший "Киров") входит в состав ВМС Украины .

  1. «Менжинский» ††2000
  2. «Дзержинский» в составе БО ФПС России
  3. «Орёл» в составе БО ФПС России
  4. «Псков» ††2003
  5. «Имени 70-летия погранвойск» ††2000
  6. «Кедров» ††2003
  7. «Воровский» в составе БО ФПС России

Проект 1154

Строились в 1987-2009 годах. Всего построено 2 единицы.

  1. «Неустрашимый» в составе ВМФ РФ.
  2. «Ярослав Мудрый» в составе ВМФ РФ.
  3. «Туман» достраивается.

Проект 11540 («Ястреб»)

По своим ТТХ аналогичен фрегатам морской зоны.

Проект 11661 типа «Гепард»

Официально отнесен к классу «Фрегат».

Проект 11661К

Построено 2 единицы.

  1. «Татарстан» в составе ВМФ РФ.
  2. «Дагестан» в составе ВМФ РФ.

Проект 12441 («Гром»)

Достраивается как учебный сторожевик.

Проект 20380 («Стерегущий»), экспортный вариант - («Тигр»)

Официально классифицирован как «Корвет». Построена 3 единицы, ведётся строительство ещё 2.

Ах, Локен, тебе много предстоит узнать о том, насколько на самом деле умна Стая. (с)Брор Тюрфингр

Незадолго до 23 февраля 2011 года по интернетам начала курсировать статья под названием "Путин поднял ВМФ РФ с колен и пустил на утилизацию". Существовали и другие вариации этого названия. Базировалось оно на утверждении Валентина Егоровича Селиванова, который занимал должность Начальника Главного штаба ВМФ РФ в 1990-е годы. В прошлом - весьма заслуженный моряк, принимавший участие во введении в боевой состав флота авианесущих крейсеров и обеспечивавший встречу Горбачева и Рейгана на Мальте. В конце 2009 года Селиванов В.Е. заявил на круглом столе КПРФ несколько интересных фактов:
- В Военно-Морском Флоте списано до 80-85 процентов надводных кораблей, подводных лодок, боевых самолетов.
- На флотах осталось по 30-35 кораблей, катеров и подводных лодок. Большинство из них - катера. Подумайте только: 251 атомную подводную лодку построил Советский Союз. В год сдавали флоту по 10-11 субмарин. Сейчас же на Северном и Тихоокеанском флотах - единицы атомных подводных лодок, а дизельных на Северном флоте в постоянной готовности только две, на Балтике и Черноморском флоте - по одной.
- У них - чудо! Вы не представляете! Это атомный авианосец на электродвижении. У нас же атомные на паросиловом. Мы все знаем, что такое паровые катапульты для взлёта с палубы. А у них эти катапульты уже электромагнитные.
- Нынешние силы не позволяют спланировать и провести хотя бы одну из тех пяти операций, которую должен проводить каждый флот: ни операцию по разгрому врага, ни поиск и уничтожение, ни нарушение коммуникаций противника, ни защиту своих, ни высадку оперативного состава.
Вину традиционно для КПРФ возложили на В.В. Путина.

Не хочется обвинять понапрасну адмирала В.Е. Селиванова в старческом маразме, но человек он не молодой (1936 года рождения) и кое-что немного попутал.

Авианосцев с атомным реактором на электродвижении не существует. Новейшим из построенных авианосцев США является USS George H. W. Bush (CVN-77), относящийся к подтипу авианосцев типа Nimitz. От основной серии имеет два основных отличия. Во-первых – вместо четырех тормозных тросов у него их три. При этом сэкономленное место пошло на установку более мощных тормозных систем, позволяющих принимать более тяжелые самолеты. Во-вторых – для усиления остойчивости корабля при сильном волнении, этот авианосец имеет бульб. Никаких электромагнитных катпульт, а винты приводятся в действие обычными паротурбинами. К тому же адмирал забыл, что первый атомный авианосец заложенный в СССР - ТААВКР "Ульяновск" даже не спустили на воду. Корпус недостроенного корабля достался Украине, которая его быстро разделала на металл. Так что атомных авианесущих кораблей в составе ВМФ РФ вообще никогда не было.

Но более интересным является его утверждение, что при Путине было списано 80-85% корабельного состава ВМФ. Увы, но и тут память подвела флотоводца. Путин стал премьер-министром РФ в августе 1999 года, президентом РФ в 2000-2008 гг. и премьер-министром в 2008. Занимает он этот пост до настоящего времени. Человек он не самый, наверное, хороший, явно не герой и не пример для подражания, но до марта 1997 года с флотом вообще никак не связанный. Непосредственное влияние на корабельный состав флота получил только, когда стал премьером. Т.е. в августе 1999 года. Что же в этот период было списано из крупных надводных кораблей (от фрегата и выше):

- БПК "Маршал Василевский" - введен в строй в 1983 году. Списан в 2007. Фактически корабль выведен из боевого состава еще в 1997 году. К началу 2000-х его состояние было неудовлетворительным, но ввести в строй его было еще можно.
- БПК "Адмирал Спиридонов" - введен в строй 1984 году. Разделан в 2002. Однако само списание корабля произошло в 1997 году. Т.е. ко "времени Путина" корабля в составе флота уже не было.
- ЭМ "Отчаянный" - введен в строй в 1982 году. С 1992 года простоял в Мурманске в ожидании капремонта. К 2003 году, когда корабль был разобран на металл он уже представлял из себя разграбленный корпус. Фактически его следует считать уничтоженным в 1990-е, так как после 1998 попыток его восстановления уже не предпринималось.
- ЭМ "Безупречный" - введен в строй в 1985 году. Поставлен на капремонт в Мурманске в 1993 году. Потом в 1994 переведен в Питер. Все закончилось списанием в 2002, хотя фактическая утилизация не произведена до сих пор.
- ЭМ "Ведущий" ("Гремящий") - введен в строй в 1988 году как "Гремящий". С 1998 года в связи с полным износом машин в резерве второй категории. Т.е. фактически потихоньку грабится и каннибализируется. В 2007 году списан окончательно, но опять-таки не утилизован.
- СКР "Сторожевой" - введен в строй в 1973 году. Списан в 2002. То есть в возрасте 29 лет. Для своего класса в очень почтенном.
- СКР "Дружный" . Списан в 2003 году, после 28 лет службы.
- СКР "Жаркий" . Списан в 2002 году. Однотипный со "Сторожевым" и "Дружным", но 1976 года постройки. Вообще предполагалось, что СКР данного типа смогут пробыть в строю до 27 лет, так что в чистой теории "Жаркий" мог эксплуатироваться еще год.
- СКР "Легкий" (до 1992 года - "Ленинградский комсомолец"). Введен в строй в 1977 году. Списан в 2003. Спустя 26 лет.
- СКР "Неукротимый" - списан в 2009 году. В 2005 получил повреждения корпуса от подрыва на имитационном заряде, а в 2008 - от пожара. В строю пробыл 32 года.
- СКР "Летучий" . Введен в 1978, а списан в 2005 году. Отслужил ровно 27 лет.
- СКР "Задорный" . Списан в конце 2005 года, фактически выведен из состава в 2006. Отслужил 26 лет.
- СКР "Ревностный" . Последний корабль в серии СКР пр. 1135. Введен в строй в 1979 году. После 1992 года в море не выходил, а стоял на заводе в ожидании ремонта. В 2003 году списан. Возраст корабля составлял 24 года, из которых на активную службу пришлось 13 лет.
Если закрыть глаза на то, что морпогранвойска это не ВМФ, а ФСБ, то тогда еще ПСКР "Менжинский", "Имени 70-летия Погранвойск", "Кедров" и "Псков" (бывший "Имени 70-летия ВЧК-КГБ") , прослужившие по 14-18 лет.
Итого выходит, что при Путине был списан 21 крупный надводный корабль. Правда из них половина (10 единиц) - списана по достижении предельного срока службы, который составил не менее 26 лет. Еще шесть кораблей фактически были выведены из боевого состава в 1992-1997 годах. При этом их фактическое списание было осуществлено, когда физический возраст кораблей (считая с момента введения в строй, хотя от спуска было бы правильнее) составил от 17 до 24 лет (в среднем около 20). БПК "Очаков" официально так и не списан, а угроблен еще в 1990-е. Остаются только четыре "крейсера КГБ" проекта 11351. Справедливости ради можно только отметить, что ПСКР "Менжинский" в этом году исполнилось бы 30 лет, а самому новому из них было бы больше 20 лет. Хотя для этого типа 30-35 лет - реально достижимый срок службы, при условии нормальной эксплуатации и прохождения ремонта вовремя.

Но даже, если считать, что морские рубежи мог бы охранять этот 21 корабль, не взирая на техническое состояние и возраст (например, СКР "Сметливый" из состава ЧФ продолжает нести службу, хотя его возраст в этом году достигнет 42 лет, а в какой-нибудь Южной Америке нередки боевые корабли возрастом в 50-60 лет), то все равно что-то не так. Ведь, как утверждалось, при Путине списано 80-85% корабельного состава. 21 корабль - 80%? Весь флот тогда был 26 кораблей с четвертью? Тогда 30-35 кораблей в составе флота - большой прогресс. Чушь, не так ли? Наверное стоит поискать где-то еще "пропавшие" крупные боевые корабли ВМФ СССР (лодки и меньшие корабли и суда пока за бортом, сам принцип можно понять и по НК 1-2 рангов). И они найдутся. Списанными, разумеется. С 1992 по 2010 год было списано 86 крупных надводных кораблей классов авианосец, ракетный крейсер, эсминец и фрегат. Т.е. Путину "достается" не больше четверти. И пик списаний явно прошел до него.

Теперь для совсем уж справедливого мнения давайте посмотрим, что было списано при товарище Селиванове. Ведь в 1992-1994 годах он был Начальником Главного штаба, Первым заместителем Главкома ВМФ. В отличие от Путина, делавшего карьеру помощника губернатора Питера, он имел непосредственное влияние на развитие флота. Да, не он определял какой корабль списать, а какой оставить, но влиять на принимаемые решения очень даже мог и уж точно знал. И мог бы быть тревогу. Только не припоминается мне тревоги по поводу ВМФ в начале 1990-х. А вот как раз продажа за копейки кораблей, приводимая в статье "Путин поднял ВМФ РФ с колен и пустил на утилизацию" имела место.

Вот конкретика, по избранным уже типам с названиями и датами:
- ТАВКР "Киев" - 1976 год; 1982-84 -ремонт-модернизация; 1987-1990 - ремонт; 1993 - разоружен; 1994 - продан
- ТАВКР "Минск" - 1978 год; 1991 - подготовка к ремонту; 1992 - консервация; 1993 - разоружен; 1995 - продан и уведен
- ТАВКР "Новороссийск" - 1982 год; 1988-1990 - усиленный ремонт; 1993 - разоружен, списан; - 1996 - продан и уведен
- РКР "Грозный" - 1962 год; 1989-1991 - капремонт; 1992 - списан; 1993 - разделан
- РКР "Фокин" - 1964 год; 1993 - разоружен и списан
- ТАРКР "Киров" - 1981 год; 1990 - авария реактора; 1994 - расформирован
- ТАРКР "Калинин" ("Нахимов") - 1988 год; 1994 - резерв
- КРЛ "Мурманск" - 1955 год; 1972-1973 - ремонт-модернизация; 1989 - консервация; 1992 - разоружен и списан; 1994 - продан
- БПК "Сообразительный" - 1963 год; 1976-1978 - капремонт; 1988 - консервация; 1992 - списан; 1994 - продан
- БПК "Образцовый" - 1965 год; 1988 - капремонт; 1993 - списан
- БПК "Стерегущий" - 1966 год; 1978 - резерв; 1993 - списан
- БПК "Смышленый" - 1968 год; 1975-77 - ремонт-модернизация; 1993 - списан
- БПК "Строгий" - 1968 год; 1990 - консервация; 1993 - списан
- БПК "Красный Крым" - 1970 год; 1978-83 - капремонт; 1993 - списан
- БПК "Способный" - 1971 год; 1987-1992 - капремонт; 1992 - резерв; 1993 - списан
- БПК "Скорый" - 1972 год; 1982-1985 - капремонт; 1992 или 1993 - списан
- БПК "Адмирал Зозуля" - 1967 год; 1991-92 - капремонт; 1994 - списан
- БПК "Адмирал Исаков" - 1970 год; 1986-1990 - капремонт; 1993 - списан
- БПК "Адмирал Макаров" - 1972 год; 1983-85 - капремонт; 1992 - списан; 1994 - продан
- БПК "Маршал Ворошилов" - 1973 год; 1992 - списан
- БПК "Адмирал Октябрьский" - 1973 год; 1993 - списан
- БПК "Адмирал Исаченков" - 1974 год; 1982-1986 - капремонт; 1992 - списан
- БПК "Маршал Тимошенко" - 1975 год; 1988-1991 - капремонт; 1992 - списан
- БПК "Василий Чапаев" - 1976 год; 1993 - списан
- БПК "Адмирал Юмашев" - 1977 год; 1992 -списан; 1994 - продан
- БПК "Николаев" - 1971 год; 1987-1992 - капремонт; 1992 - списан; 1994 - продан
- БПК "Ташкент" - 1977 год; 1989-1992 - капремонт; 1992 - списан; 1994 - продан
- БПК "Таллин" ("Владивосток") - 1979 год; 1994 - списан
- БПК "Удалой" - 1980 год; 1988-1990 - капремонт; 1992 - списан
- БПК "Адмирал Захаров" - 1983 год; 1991 - выгорел; 1994 - списан
- БПК "Адмирал Кучеров" - 1991 - заложен; 1994 - разделан
- ЭМ "Сведущий" - 1956 год; 1992 - списан
- ЭМ "Зоркий" - 1961 год; 1984-1987 - капремонт; 1993 - списан
- ЭМ "Окрыленный" - 1987 год; 1994 - резерв
- СКР "Достойный" - 1971 год; 1993 - списан
- СКР "Свирепый" - 1972 год; 1993 - списан
- СКР "Сильный" - 1973 год; 1990-94 - капремонт; 1994 - списан
- СКР "Доблестный" - 1973 год; 1991-1992 - капремонт; 1992 - списан
- СКР "Разящий" - 1974 год; 1992 - списан
- СКР "Горделивый" - 1979 год; 1994 - списан; 1995 - продан
- СКР "Порывистый" - 1981 год; 1992 - резерв; 1994 - списан
_____________________________________________________________________________
Итого списано или выведено в резерв: 41 корабль.

Даже если из их числа вычесть корабли очевидно отслужившие срок, а также корабли, которые неизбежно приходилось списывать из-за недофинансирования, то все равно выйдет многовато. В том числе обнаружится, что "продажа за копейки" была как раз тогда, когда В.Е. Селиванов был "у руля". Можно еще посмотреть, что творилось в отношении ПЛ и катеров, но, думаю, сам принцип понятен. О 41 боевом корабле, списанном и проданном в 1992-1994 годах адмирал забыл. Зато теперь он помнит о том, что нам грозить Японии нечем. Когда у него на глазах было списано больше половины БПК ТОФ, кто о Японии должен был помнить? Тоже Путин?

Летом 2013 года в Главной базе Тихоокеанского флота России во Владивостоке состоялась встреча экипажа одного из лучших кораблей 10 оперативной эскадры КТОФ сторожевого корабля "Порывистый" (проект 1135). Флотская газета "Боевая вахта" не осталась равнодушной по поводу памятной встречи тех, кто стоял на страже тихоокеанских рубежей Советского Союза в годы "холодной войны" и в первом номере газеты за 2014 год опубликовала воспоминания о встрече капитана 2 ранга МИРЗЫ Николая Ивановича. Читаем вместе.


ВОЗВРАЩАЯСЬ ВО ФЛОТСКУЮ ЮНОСТЬ...

Идея собрать бывших членов экипажа сторожевого корабля «Порывистый» появилась у старшин 1 статьи запаса Дмитрия ГОТЛИБА и Вадима НЕЖНИПАПА. Встречу решили посвятить 30- летию начала перехода сторожевого корабля «Порывистый» с Черноморского на Тихоокеанский флот.


И пошли звонки во все уголки нашей необъятной Родины. В результате во Владивостоке собралось около тридцати человек, тех, кто бороздил моря и океаны на этом корабле. География городов, из которых приехали бывшие тихоокеанцы, довольно обширна: Владивосток и Хабаровск, Комсомольск на Амуре и Пермь, Астрахань и Уссурийск, Омск и Находка,Челябинск и многие другие.

Участники встречи не скрывали слёз радости, увидев через 30 лет своих сослуживцев, командиров и те яркие изменения, которые произошли за этот период в приморс кой столице. Для каждого из них, для их семей и даже земляков эта поездка стала большим событием.

Например, матроса запаса Валерия НЕМЧИНОВА , приехавшего из Челябинской области, провожали всем селом. Односельчанам передавалось его волнение от предстоящего свидания. И ждали Валерия, чтобы разделить радость впечатлений.

Энтузиасты объединились в не формальный оргкомитет для под готовки встречи. Они понимали, что каждый бывший моряк мечтает увезти не только тёплые воспоминания о встрече, но и сувениры, поэтому позаботились о подарках заранее.


С этой целью были изготовлены буклеты об истории корабля и Тихоокеанского флота, бейсболки с надписью «Сторожевой корабль «Порывистый», вымпел, на котором с одной стороны изображён родной корабль, а с другой современный вид на город с вантовым мостом через бухту Золотой Рог.

К сожалению, сегодня о нашем корабле мы можем говорить только в прошедшем времени.


21 мая 1980 года он был заложен на стапеле судостроительного завода «Залив» в городе Керчи. Спущен со стапелей на воду 16 мая 1981 года. В конце того же года вступил в строй кораблей Военно-Морского Флота, а уже через несколько месяцев был включён в боевой состав Тихоокеанского флота.

СКР «Порывистый» в период с сентября 1982 по февраль 1984 года совершил межфлотский переход из Севастополя во Владивосток вокруг Африки, совершил деловые заходы в Луанду (Ангола), Викторию (Сейшельские о-ва) и в порт Мадрас (Индия). В процессе выполнения учебно-боевых задач на просторах Мирового океана с 1984 по 1990 г. совершал дружественные визиты в порты Вонсан (КНДР), Коломбо (Шри Ланка), Аден (Южный Йемен) и многие другие.

В летописи корабля немало страниц, которыми и сегодня можно гордиться. В 1984 году корабль завоевал приз главкома Военно -Морского Флота по зенитной подготовке (в составе КУГ), по противолодочной подготовке (в составе КПУГ). По итогам 1985 учебного года СКР «Порывистый» объявлен лучшим кораблём на Тихоокеанском флоте среди кораблей 2 ранга. В этом же году ему было присвоено звание «Отличный корабль».

В июле 1994 года исключён из состава ВМФ, а в ноябре этого же года передан морскому клубу «Восток» для использования в учебных целях. К сожалению, в 1998 году корабль был продан для разделки на металлолом.


...Конечно, встреча вернула нас в годы юности. Вспомнились походы в далёкие моря, напряжённые дни службы, учений и тренировок до седьмого пота. Вспомнились
многие товарищи по флотской службе. Местом встречи выбрали 33- й причал, где ранее базировался СКР «Порывистый».


Бывшие сослуживцы сфотографировались на память у героической подводной лодки С- 56, возле памятника Адмиралу Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецову, у стелы, посвящённой основанию города Владивостока, на видовой площадке, у памятника основателям русской письменности Кириллу и Мефодию и в других памятных местах.


Затем состоялась экскурсионная поездка по обновлённому городу, по возведённым мостам, на остров Русский, где базируется один из самых крупных вузов Российской Федерации Дальневосточный федеральный университет.


Вечер в кафе открыл один из командиров корабля в середине 80-х годов капитан 1 ранга в отставке Владимир ЛЫСИКОВ .

Собравшиеся очень трогательно, с чувством гордости за свой корабль и экипаж рассказывали интересные истории, которые происходили с ними во время службы. Вспомнили также, как побывали на корабле режиссёр Виктор МЕРЕЖКО, актриса Лариса УДОВИЧЕНКО, скульптор Ольга СУШКОВА, космонавты, писатели, сотрудники военно-патриотического журнала «Звезда» и многие другие знаменитые люди.


Мне вспомнился курьёзный случай. На корабле перед личным составом выступали сотрудники военно- патриотического журнала «Звезда».

После общения журналистов с экипажем командир корабля Сергей ШИШКИН пригласил их в кают -компанию офицерского состава на ужин. Предварительно одному из них заместитель командира корабля предложил пройти в свою каюту помыть руки. Второй с этой же целью был направлен в каюту командира корабля. А надо сказать, что бачок для воды ёмкостью пять литров в каютах офицеров заполняется один раз в сутки, как правило, утром.

Повернув кран на полный оборот, мастер словесности, слегка намочив руки, начал их усердно и долго мылить. Деликатность не позволила мне сказать, что вода вот-вот за кончится. Так оно и случилось. Мы с ним направились в каюту командира корабля, благо, она на кораблях этого проекта находится рядом. Но навстречу нам шли с такой же проблемой командир и его гость с густо намыленными руками и недоуменным лицом. Вот такая оказия приключилась...

В памятной для нас встрече приняли участие капитан 1 ранга Анатолий УЗАРЕВИЧ , председатель Приморского регионального отделения «Движение в поддержку флота», и Лариса ТОЛСТОВА (на фото), руководитель военно-исторического клуба «Морская душа» , созданного в стенах Тихоокеанского военно-морского института, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидат педагогических наук.

После этого в Военно-историческом музее Тихоокеанского флота состоялось расширенное заседание общественного формирования.

По инициативе Анатолия Ивановича УЗАРЕВИЧА рассмотрена презентация программы «Встреча моряков-тихоокеанцев, ранее служивших в составе экипажа СКР «Порывистый». После обсуждения принято решение рекомендовать её для памятных встреч другим экипажам кораблей Тихоокеанского флота.


Разъехались по городам и весям бывшие военные моряки, увозя в душе самые тёплые воспоминая о городе форпосте России на Тихом океане, о друзьях-товарищах, о крепкой морской дружбе, преодолевшей годы и расстояния.
МИРЗА Николай Иванович,капитан 2 ранга запаса.
заместитель командира скр "Порывистый" по политической части (с 1984 по 1986 гг.)

Фото Алексей Назаренко
http://www.odnoklassniki.ru/profile/131021542584/album/522961869496

***
p.s. Пользуясь случаем, поздравляем Николая Ивановича, а в его лице весь экипаж скр "Порывистый" с наступившим Новым 2014 годом! Крепкого флотского здоровья, счастья, удачи Вам и Вашим родным и близким! Семь футов под килем!

ПЕЛЕВИН Владимир Александрович, капитан 1 ранга в отставке (10 ОпЭск)
ПЕЛЕВИН Алексей Владимирович, капитан 2 ранга запаса
(бпк "Способный", бпк "Ташкент", бпк "Петропавловск", 201 брплк).


Сторожевые корабли проекта 1135.

Сторожевые корабли проекта 1135 (шифр «Буревестник», код NATO — Krivak I, II, III). Головной корабль — «Бдительный». До 1977 года классифицировались как большие противолодочные корабли.

Сторожевой корабль Бдительный.

Сторожевой корабль Бдительный - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 28 марта 1970г. и вступил в строй 31 декабря 1970г., и уже 20 февраля 1971г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). С июня по июль 1972г. выполнял задачу по оказанию помощи вооружённым силам Египта и Сирии. В июне 1993г. участвовал в учениях НАТО «Балтопс-93». В 1992г. на корабле поднят Андреевский Военно-морской флаг. Бортовые номера: 500(1970), 509(1974), 502(1974), 520(1974), 205(1975), 512, 515, 250(1977), 700(1978), 719(1982), 744(1983), 713(1987), 744(1989), 707(1991). Списан: 1996г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Безукоризненный.




…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Беззаветный.

Сторожевой корабль Беззаветный - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 07 мая 1977г. и вступил в строй 30 декабря 1977г. и уже 17 февраля 1978г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). В 1988г. вытеснял, вместе с СКР-6, зашедший в территориальные воды СССР у берегов Крыма ракетного крейсера "Йорктаун" и эсминец "Кэрон" ВМС США. Бортовые номера: 195, 192(1978), 805(1978), 878(1978), 811(1981), 817(1984), 807(1997). 01 августа 1997 г. передан ВМС Украины и переименован в “Днепропетровск” (U134).

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Бодрый.

Сторожевой корабль Бодрый - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 28 апреля 1971 г. и вступил в строй 31 декабря 1971г., и уже 14 февраля 1972 г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). С июня по июль 1972г., выполнял задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии. 31 октября 1974г. был награжден вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть». 26 июля 199 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 220(1970), 503(1971), 222(1972), 517, 508(1974), 204(1975), 513(1975), 505(1977), 514(1978), 788(1978), 705(1979), 724(1981), 704(1984), 722(1988), 710(1990). Списан: 1997г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Деятельный.


Сторожевой корабль Деятельный - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 5 апреля 1975г., и вступил в строй 25 декабря 1975г., и уже 19 февраля 1976г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). Бортовые номера: 193, 192(1976), 533(1976), 196(1976), 800(1979), 801(1980), 810, 814(1984), 813(1986), 811(1992). Списан: 1995г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Доблестный.



Сторожевой корабль Доблестный - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 22 февраля 1973г., и вступил в строй 28 декабря 1973г., и уже 17 февраля 1974г. вошел в состав 10 БрПЛК 2 ДПЛК Краснознаменного Северного флота (КСФ). По итогам 1975г. кораблю было присвоено звание «отличный корабль», а корабельный противолодочный расчёт объявлен лучшим на КСФ. В 1982 году был переподчинён в состав 130 БрПЛК. 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 167(1974), 544(1976), 257(1977), 944(1978), 912, 983(1985), 949(1989). Списан: 1992г. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Достойный.

Сторожевой корабль Достойный - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 8 мая 1971г., и вступил в строй 31 декабря 1971г. и уже 28 апреля 1972г. вошел в состав 10 БрПЛК Краснознаменного Северного флота (КСФ). В 1975г. принимал участие в учениях «Океан-75», а в 1977г. в учениях «Север-77». В 1982г. был переподчинён в состав 130 БрПЛК. Далее в 1983г. принял участие в учениях «Океан-83» и «Магистраль-83». С 19 по 24 мая 1984г. в составе КПУГ принял участие в учениях с кораблями объединённой эскадры стран участниц Варшавского Договора «Эскадра-84». 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 550(1973), 557(1975), 542(1976), 255(1976), 503(1979), 971(1983), 976, 944(1989), 978(1990). Списан: 1993г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Задорный.


Сторожевой корабль Задорный - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 25 марта 1979г., и вступил в строй 31 августа 1979г. и уже 13 сентября 1979г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). В 1981 г. принимает участие в учении «Авангард-81», а 5 июля 1981 г. - участвует в учении «Север-81» и 19 сентября 1983г. - принимает участие в учении «Океан-83» . 31 августа 1984г. корабль объявлен лучшим противолодочным кораблем КСФ. 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. . В 1996г. участвует в параде Победы в городе Герое Мурманске и в этом же году участвует в параде в городе Архангельске в честь 300-летия ВМФ. В мае 1997г. участвовал в совместных учениях с фрегатом ВМС Великобритании в Баренцевом море. В Августе 2001 г. участие в учении «Дервиш-2001». Бортовые номера: 965, 909, 948(1983), 937(1985), 959(1988), 955(1998). Списан: 2005г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Ладный.


Сторожевой корабль Ладный - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 07 мая 1980г., вступил в строй 29 декабря 1980г. и уже 25 января 1981г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). В 1994г. участвовал в совместных учениях стран НАТО, а 08 мая 1995г. - в международном морском параде, посвященном 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. 27 июля 1997г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В августе 2008г. корабль принимал участие в совместной со странами НАТО антитеррористической операции "Активные усилия", осуществляя контроль над судоходством в районе Суэцкого канала. В настоящее время находится в составе Черноморского флота РФ. Бортовые номера: 802, 815(1981), 824(1986), 801(05.1990).

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Летучий.

Сторожевой корабль Летучий - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 19 марта 1978г., и вступил в строй 10 августа 1978г., и уже 20 сентября 1978г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 510(1978), 845, 713(1980), 646(1980), 699(1981), 686(1983), 645(1990), 661(1996). Списан: 2005г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Порывистый.


Сторожевой корабль Порывистый - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 16 мая 1981г, и вступил в строй 29 декабря 1981г., и уже 9 февраля 1982г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). В период с 18.9.1983 по 27.2.1984 совершил межфлотский переход вокруг Африки из Севастополя во Владивосток. 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 859(1981), 806(1984), 628(1985), 641(1986), 626(1989), 670(1990), 618(1990). Списан: 1994г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Пылкий.

Сторожевой корабль Пылкий - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 20 августа 1978г. и вступил в строй 28 декабря 1978г. и уже 24 января 1979г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ) и вскоре в этом же году перешел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). После модернизации, по проекту 11352, в 1993г. был возвращён в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). 26.07.1992 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 518(1978), 806(1981), 810, 819, 813, 807(1982), 808(1984), 758(1985), 809(1987), 807(1988), 702(1993). В настоящее время находится в составе Балтийского флота РФ.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Свирепый.



Сторожевой корабль Свирепый - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 27 января 1971г., и вступил в строй 29 декабря 1972г., и уже 31 января 1973г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 517(1974), 502(1975), 504, 507(1977), 715(1978), 742(1980), 758(1984), 725(1987), 719(1990). Списан: 1993г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

В 1975 году появился СКР нового проекта - 1135М. На нем была установлена 100-мм артиллерийская установка и два 533-мм четырехтрубных торпедных аппарата. Головной корабль - «Резвый».

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

- Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 30 мая 1975г. и вступил в строй 30 декабря 1975г. и уже 19 февраля 1976г. вошел в состав 10 БрПЛК Краснознаменного Северного флота (КСФ). В 1981г принял участие в учении «Запад-81» под руководством Министра Обороны СССР. В 1984г. участвовал в учении «Атлантика-84». В 1986г. охранял голландское судно «Дипватер-2» во время глубоководной операции по подъёму золотых слитков с погибшего во время Второй Мировой войны в Баренцевом море английского крейсера «Эдинбург». Доля золота СССР на корабле была доставлена в Мурманск. 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 11 июля 1995г. корабль в составе ОБК участвовал в учении «Кумжа-2». Бортовые номера: 210(1976), 212(1977), 958(1980), 916(1981), 942(1983), 930(1985), 210(1986), 930(1985), 970(1987), 952(1991), 916(1996). Списан: 2001г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

- Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 11 апреля 1978г. и вступил в строй 30 сентября 1978г. и уже 23 ноября 1978г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). С 26 по 30 августа 1991г. участвовал в проводке конвоя «Дер-виш-91» из Кольского залива в Архангельск, посвященного 50-летию начала движения союзных конвоев. 26.7.1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 794(1977), 926(1979), 916(1979), 757(1980), 935(1985), 962(1986), 968(1990). Списан: 1998г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

- Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 3 мая 1979г., и вступил в строй 20 сентября 1979г. и уже 17 октября 1979г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 777(1979), 758(1980), 621(1985), 643(1987), 670(1987), 641(16.03.1993). Списан: 1994г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 7 февраля 1977г. и вступил в строй 30 сентября 1977г., и уже 29 ноября 1977г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). В 1978г. совершил межфлотский переход из Балтийска в Черное море, а в следующем 1979г. переход вокруг Африки из Севастополя во Владивосток. 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 758(1980), 695(1982), 648(1987), 678(1990), 620(1990), 643(1991), 621(1994). Списан: 1995г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

- Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 09 августа 1978г, и вступил в строй 26 декабря 1978г. и уже 09 февраля 1979г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота(КСФ). 26 июля 1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 931(1981), 913(1983), 967(1989), 933(1990), 963(1995). Списан: 1998г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Разительный.

Сторожевой корабль Разительный - Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 1 июля 1976г., и вступил в строй 31 декабря 1976г., и уже 5 февраля 1977г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). 1 августа 1997 передан ВМС Украины и переименован в «Севастополь». Бортовые номера: 235(1976), 232(1977), 249(1977), 165(1978), 808(1978), 812(1979), 806(1980), 804(1984), 821(1987), 807(1989), 819(1990).

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Неукротимый.


Сторожевой корабль Неукротимый - Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 7 сентября 1977г.,и вступил в строй 30 декабря 1977г., и уже 17 февраля 1978г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). 2 ноября 1987г. переименован в «Комсомолец Литвы» , и 27 марта 1990г. кораблю возвращено его первоначальное имя - «Неукротимый» 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 517(1977), 720(1978), 700(1981), 317(1982), 701(1982), 733(1984), 755, 741(1988), 731(1990). Списан: 2009г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Пытливый.

Сторожевой корабль Пытливый - Построен по проекту 1135М. Cпущен на воду 16 апреля 1981г, и вступил в строй 30 октября 1981г., и уже 9 февраля 1982г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). 28 июля 1996г. участвовал в международном морском параде в С.-Петербурге, по священном 300-летию Российского флота. 27 июля 1997г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 942(1981), 751(1981), 759, 888(1982), 826(1984), 889(1988), 808(1.05.1990). В настоящее время находится в составе Черноморского флота РФ.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............