Биографии Характеристики Анализ

Готов ли ребенок к школе: тесты, диагностика, определение. Тесты на готовность к школе

Конечно же родителям, имеющим детей «предшкольного» возраста интересно знать готов ребенок к школе или нет. И здесь важны не только знания и умственные способности ребенка, на которых в основном и сосредоточено родительское внимание. Не маловажное значение имеет психологическая готовность ребенка к школе . Согласитесь, если малыш очень хочет учиться, но когда он приходит в класс, не сможет найти общий язык со сверстниками, его мотивация быстро иссякнет. Тоже самое произойдет, если ребенок не готов к выполнению определенных команд, вопреки своим желаниям. Последствием психологической неготовности ребенка к учебному процессу может стать длительное восстановление со школьным психологом. Проверьте насколько ребенок готов к школе с помощью ниже представленных тестов.

Мотивационная готовность ребенка к школе

Если по результатам тестов вы выявите, что у ребенка слабые и неточные представления о школе, нужно будет провести с ним работу по формированию мотивации.

Тест: «Мотивационная готовность ребенка к школе » .

(по Т.Д. Марцинковской)

Этот тест позволит вам понять внутреннюю позицию ребенка по отношению к школе

Время на ответы не ограниченно. Задавайте вопросы и фиксируйте все ответы ребенка на бумаге:

«Представь себе город, в котором всего две школы. Я буду тебе называть чем отличаются эти школы, а ты должен выбрать, в какой из них ты хочешь учиться.»

  1. В одной школе проходят уроки математики, пения, русского языка, труда, рисования и физической культуры. В другой школе только уроки пения, рисования и физической культуры.
  1. В одной школе есть уроки и перемены. Во второй школе уроков нет, есть только переменки.
  1. В первой школе за хорошие ответы ставят оценки 5 и 4. А в другой дают конфеты, игрушки.
  1. В одной школе можно заниматься всем чем хочешь и когда хочешь. В другой школе нельзя вставать из-за парты без разрешения учителя, а если хочешь что-нибудь спросить нужно, поднять вверх руку.
  1. В одной школе учитель задает ребятишкам уроки на дом. А в другой домашних заданий нет.
  1. В одной школе, учительницу, которая заболела, директор заменяет другой учительницей. В другой школе, вместо заболевшего учителя, учить детей начинает мама.
  1. В одной школе можно договориться с учителем, и он будет учить тебя дома. Не нужно будет вставать по утрам, и ходить в школу. В другой, учитель не учит детей на дому, нужно обязательно ходить в школу.
  1. А теперь представь себе, что мама сказала: «Ты у меня еще маленький, наверное, тебе будет тяжело делать уроки, и вставать рано утром. Останься в детском садике еще на 1 годик, а потом пойдешь в школу». Что бы ты ответил?
  1. Если твой знакомый мальчик спросит: «Что тебе нравиться в школе больше всего?», как ты ему ответишь?

Анализ ответов: Правильный ответ-1 балл, неправильный – 0 баллов. Внутренняя мотивационная позиция отношения к школе у ребенка сформирована, если по результатам ответов он набрал 5 и более баллов.

Тест: «Какой вид мотивации к школе преобладает у ребенка».

1) Вопрос : Ты хочешь идти учиться в школу?

А) Да хочу

Б) Нет не хочу

Анализ ответа: Здесь все просто, либо мотивация присутствует, либо нет. Если ребенок выбрал ответ «А» — продолжайте тест. Если выбран ответ «Б» нужно проанализировать причины отсутствия желания.

2) Вопрос : Почему ты хочешь идти в школу?

А) В эту категорию можно отнести все ответы, в которых присутствуют внешние атрибуты: «Хочу, потому что у меня будет такой же портфель как у Пети»; «Хочу ходить в красивой школьной форме, как взрослый» и т.д.

Анализ ответа: Ответ «А» — говорит о наличии у ребенка внешней мотивации. В первом классе дети учатся намного успешнее, имея именно внешнюю мотивацию. Это происходит потому, что желания ребенка реализуются, в тоже время нагрузка на интеллект еще совсем мала. Ответ «Б» — говорит о внутренней мотивации ребенка. Она будет способствовать успешному обучению, если интеллектуальная нагрузка окажется посильной для ребенка.

Коммуникативная готовность ребенка к школе

При сформированной коммуникативной готовности, ребенок наделен навыками общения, готовностью договариваться и кооперироваться. Он способен придерживаться социальных правил.

Тест: «Значимость общения и выявление симпатий к членам группы»

(Методика «Два дома»).

Этот тест позволит выявить отношение ребенка (3,5-6,5 лет) к отдельно взятым людям из его окружения (к членам семьи, учителям, братьям и сестрам, друзьям и т.д). Для более объективного результата желательно, чтобы тест проводился квалифицированным психологом, ну или хотя бы не родителями. Обязательным условием является то, что тест проводиться один на один (ребенок + психолог)

Вам понадобится лист белой бумаги, красный и черный фломастеры.

  1. Психолог ненавязчиво расспрашивает ребенка о его доме: «А в каком доме ты живешь?»
  2. Психолог говорит: «Замечательно, а давай построим для тебя другой, замечательный и очень красивый домик» и рисует на листе бумаги домик красным фломастером. В процессе рисования нужно постоянно подчеркивать привлекательность красного домика.
  3. Психолог предлагает ребенку: «Ну, теперь нам нужно заселить этот прекрасный домик. Первым его жителем будешь, конечно, ты, ведь мы его для тебя построили». Психолог записывает рядом с домиком имя ребенка. «А кто еще будет жить в этом доме? Ты можешь вселить в него кого хочешь, и тех, кто сейчас живет с тобой и тех кто живет в другом месте. Кого хочешь вселяй.».
  4. Имя каждого «нового обитателя» домика психолог записывает под именем ребенка. Можно очень мягко поинтересоваться, а кто это.
  5. Когда в домике появятся 2-3 новосела, психолог рисует рядом черный домик и говорит: « Кто-то, наверное, не будет жить с тобой в красном домике, им тоже нужно где то жить. Давай поселим их в домик, который будет стоять рядом» Важное уточнение – черный дом ни как не характеризуется перед ребенком и не описывается! Это просто соседний домик и он не хуже чем красный!
  6. Если ребенок не заселяет черный домик, психолог его ненавязчиво к этому побуждает: «Ну что же, домик так и будет стоять пустой?»
  7. Когда домики уже заселены, допускается спросить про какого-нибудь человека которого забыли (учитель, братик и т.д).
  8. Затем психолог говорит: «Давай посмотрим, может быть, кто-то из соседнего домика хочет переехать в красный домик жить. Как ты думаешь кто это?». Стрелочками на листе бумаге помечается «переезд».
  9. «А может быть из красного домика кто-то хочет переехать?» -говорит психолог и опять помечает стрелочками «переезд».

Расшифровка результатов теста не символична. Выводы делаются напрямую, в красном домике живут люди, которым ребенок симпатизирует, «жильцов черного домика» ребенок сторониться и психологически огораживается. При переселении «жильцов» из одного дома в другой нужно учитывать пояснение ребенка или формулировку вопроса (чье желание повлияло на переселение). Важнейшее значение имеет то, куда ребенок «поселил» родителей, братьев и сестер. В каком домике находиться учитель или воспитатель. А также присутствуют ли в красном домике сверстники ребенка.

Тест: «Коммуникативная готовность к школе»

1) Вопрос: Когда можно вставать во время урока?

А) Когда ты устал от уроков и хочешь поиграть.

Б) Если учитель задал вопрос, ты поднял руку для ответа и учитель назвал твое имя.

2) Вопрос: С каким вопросом можно обращаться к учителю?

А) Можно я не буду выполнять домашнее задание?

Б) Можно выйти в туалет?

Анализ ответов на вопросы №1 и 2 : Ребенок должен понимать, что существуют определенные правила поведения на уроке и общения с учителем. Если такое понимание у ребенка еще не сформировалось, нужно проводить работу по социально-коммуникативной подготовке к школе.

3) Вопрос: Если мальчик, учащийся с тобой в одном классе получил оценку лучше, чем ты, какие чувства у тебя возникнут?

Б) В эту категорию отнесите ответы, несущие агрессивные эмоции: «Ударю», «Разозлюсь», «Буду обзываться на него», «Буду смеяться над ним» и т.д. А также ответы со страдательными эмоциями: «Заплачу», «Надуюсь, «Обижусь» и т.д.

Анализ ответа № 3 : Ответ «А» — наиболее адекватная реакция, свидетельствующая о слабом или отсутствующем переживании. Психологической устойчивости к ситуации. Уверенности в своих силах и способности к доминированию. Ребенок спокойно относиться к школьной конкуренции. Ответ «Б» — реакция ребенка или активно-агрессивная (гнев, раздражительность, враждебность). Или страдательно-пассивная, при которой у ребенка отсутствует стремления получить новые навыки в общении. Идет возврат к более знакомым формам поведения (маленький ребенок плачет, обижается и жалуется).

ПРОГРАММА

ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Введение

Ни у кого не вызывает сомнения, что обучение в школе – тот первоначальный этап, с которого начинается осознанное вступление в нашу непростую жизнь. Оттого, насколько хорошо ребенок будет учиться в школе, зависит его самооценка, так как именно в школе начинается оценку его интеллектуальных возможностей учителями, а в зависимости от их оценки, и родителями. А от этой самооценки зависит его дальнейший успех в жизни, то, чего он сможет в ней добиться.

Исследования психологов уже давно показали, что люди с низким уровнем интеллекта не могут достичь успеха в жизни, а низкий достаток и бедность в детские годы, которые и формируют соответствующую самооценку и мировоззрение ребенка, не позволяют в дальнейшем добиться в жизни каких-то заметных успехов. Другими словами, даже потенциально умный ребенок, выросший в нищете, скорее всего, всю жизнь так в бедности и проживет, а сын миллионера вероятнее всего будет уметь «делать деньги» не хуже, чем его отец уже потому, что он привыкает мыслить и чувствовать себя богачом, приобретает соответствующую широту взглядов на то, как нужно зарабатывать деньги. Таким образом, очень важно, чтобы ребенок с первого же дня чувствовал себя успешным учеником, а не «плелся в хвосте» среди отстающих.

Школа – этот тот базис начальных знаний, который и позволяет приобрести столь необходимую для успешного продвижения в жизни и самопрезентации эрудицию. И очень важно, чтобы ребенок умел учиться самостоятельно, а не под угрозой родительского наказания, чтобы обучение вызывало у него интерес, желание что-то узнать самому, другими словами, чтобы у него было желание учиться. В этом случае, такой ребенок сохранит тягу к постижению новых знаний на всю жизнь, а это уже само по себе гарантирует успех, в том числе и материальный. Но возможно это только тогда, когда ребенок будет чувствовать, что обучение в школе дается ему без особого труда, а не превращается в «муку тяжкую».

Вот поэтому так важно, чтобы Ваш ребенок пошел в школу уже подготовленным , и школьная нагрузка не оказалась для него непосильным грузом. А для того, чтобы определить, насколько готов ребенок к школе, соответствует ли уровень его мышления и обладает ли он знаниями, соответствующими школьным требованиям, необходимо его протестировать. И затем, обнаружив где у малыша есть слабые места и пробелы, заниматься с ним именно в данном направлении.

Затруднения в учебе могут возникать не только из-за того, что ребенок не понимает какой-то предмет, а из-за неусидчивости и невнимательности. И это не шалость с его стороны, а психологическая незрелость, возникающая в результате несформированности определенных психических процессов, развить которые и есть основная задача родителей и воспитателей детского сада.

Что такое «психологическая готовность к школе»?

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание ПОЙТИ В ШКОЛУ и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почётно, наконец, потому что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё (и классы, и учительница, и систематические занятия) является новым. Однако это ещё не значит, что дети осознали важность учёбы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почётнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит с мамой дома. Дети в 6 лет уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки, так как покупка, например, Барби диктуется только вашим добрым отношением к ребёнку, а покупка ранца или учебника - обязанностью перед ним. Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьями или сёстрам, когда те засиживаются за уроками. Поэтому ваш ребёнок и стремится в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определённые права, например на ранец или тетрадки, а также закреплённые за ним обязанности, например рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он ещё полностью не осознаёт, что для того чтобы приготовить урок, ему придётся пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки НУЖНО делать. Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию» школьника.

Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её - это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу.

На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть. Однако главное - это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если вы даёте несколько заданий подряд или если ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку.

Тесты, определяющие готовность ребенка к школе

Прежде чем приступить к тестированию, к нему необходимо подготовиться. Все материалы теста должны быть готовы заранее, в комнате – тишина и уютная обстановка, ребенку все необходимо представить в виде увлекательной игры. Во время тестирования не подсказывайте малышу ответы или направления решения задания.

Тест № 1 «Определение уровня психосоциальной зрелости ребенка»

Инструкция для учителя.

Тест проводится в форме беседы.

Перед началом беседы приготовьте листочек бумаги, на котором Вы запишете баллы, засчитываемые за правильные ответы на вопросы. Затем задаете ребенку вопрос, он отвечает. Время ответа не ограничено, спешить не нужно. Дайте малышу возможность подумать. Если ответ неточный, но близок к правильному, дайте время подумать еще, но не подсказывайте ответ и не «направляйте» ребенка.

Инструкция для ребенка

Я буду тебе сейчас задавать разные вопросы, а ты попытайся ответить на них. Некоторые вопросы будут очень легкими, другие – посложнее. Но даже если ты сразу не будешь знать, как на них ответить – ничего страшного. Главное, не спеши и хорошенько подумай перед ответом.

Вопросы для беседы

1. Как твоя фамилия, имя, отчество?

2. Назови фамилию, имя и отчество своих родителей.

3. Ты мальчик или девочка? А когда вырастешь, то будешь дядей или тетей?

4. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года? Через три?

5. Есть ли у тебя брат или сестра? А кто старше?

6. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

7. Кем работают твои родители?

8. Сейчас вечер или утро? (День или утро?)

9. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше – ужин или обед?

10. Какого цвета этот карандаш, кофточка, платье?

11. Почему снег выпадает не летом, а зимой?

12. Какое сейчас время года: зима, лето, весна или осень? А почему ты так думаешь?

13. Когда люди катаются на лыжах (коньках, санках) – летом или зимой?

14. Зачем в школе нужны парта и звонок?

15. Хочешь ли ты учиться в школе?

16. Что делает учитель? Врач? Продавец?

17. Для чего тебе нужны нос, уши, глаза? Покажи свое правое ухо, левую бровь.

18. Каких ты знаешь птиц? А животных?

19. У кого больше лап – у утки или у коровы?

20. Кто больше: комар или птица? Кошка или лошадь?

21. Посчитай от 7 до 10. От 8 до 3-х. Что больше: 9 или 4? 2 или 7?

22. Что ты будешь делать, если нечаянно сломаешь чужую игрушку?

Обработка теста

1 . За правильные ответы на все подвопросы одного пункта ребенок получает один балл

(за исключением контрольных – см. ниже).

2. Правильными считаются ответы, которые соответствуют поставленному вопросу: «Папа работает водителем. У коровы больше лап, чем у утки». Неправильные ответы, это ответы, типа: «Папа работает на работе. Мама Наташа», и т. д.

3. За правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта ребенок получает по полбалла.

4. К контрольным вопросам относятся вопросы: № 4, № 6, № 14, № 22. Оцениваются они таким образом:

- № 4 – если ребенок говорит, сколько ему лет – 1 балл. Если называет года с учетом месяцев – 3 балла.

- № 6 – за неполный домашний адрес – 1 балл. За полный, с названием города – 2 балла.

- № 14 – за каждое правильно названное применение школьных атрибутов – 1 балл.

- № 22 – за правильный ответ – 2 балла.

5. № 15 оценивается вместе с № 14 и № 17. Если в пункте № 14 ребенок набирает 3 балла и дает положительный ответ на № 15, то у него наличествует положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4-х).

Оценка результатов

24 – 29 баллов – Высокий уровень (соответствующий школьным требованиям уровень психосоциальной зрелости).

20 – 23 баллов – Средний уровень – средняя зрелость.

15 – 20 баллов – Низкий уровень психосоциальной зрелости.

Собирание разрезных картинок

Разрежьте картинку по одной из предлагаемых схем. Перемешайте полученные части и предложите ребенку собрать сломанную картинку. При этом не надо произносить название получаемого изображения.

Вариант высокой трудности

Упрощенный вариант

Оценка результатов. Высокий уровень – все картинки собраны, средней уровень – собрана вторая картинка (упрощенный вариант), низкий уровень – картинки собраны неверно.

Исследование восприятия

Из каких геометрических фигур составлены эти рисунки?

Для выявления уровня избирательности внимания ребенку можно предложить найти только круг, только треугольник.

Оценка результатов. Высокий уровень – ребенок правильно нашел и назвал все фигуры, средней уровень – ребенок допустил 3-4 ошибка, низкий уровень – ребенок допустил 5 и более ошибок.

Рассказ по картинкам

Положите перед ребенком в произвольном порядке 3 – 4 картинки, связанные единым сюжетом. Затем предложите ему разложить их в нужном порядке и составить по ним рассказ.

Пример 1.

Пример 2.

Оценка результатов. Высокий уровень - правильное расположение картинок и правильное описание событий, средней уровень – ребенок правильно расположил картинки, но не может составить грамотный рассказ, низкий уровень – случайная последовательность картинок.

Понимание грамматической конструкции

Произнесите предложение: «Девочка пошла гулять после того, как посмотрела мультфильм». Затем задайте вопрос: «Что девочка делала раньше – гуляла или смотрела мультфильм?»

Что лишнее?

Покажите ребенку карточку и задайте следующие вопросы:

    Что здесь лишнее?

  • Как одним словом можно назвать остальные предметы?

Карточка № 1

Карточка № 2

Проверка мелкой моторики рук

Одной из предпосылок успешного обучения в школе является достаточно высокий уровень развития мелких движений. У многих детей шести лет это умение сформировано недостаточно. Для выявления уровня развития мелких движений ребенку можно предложить следующее задание:

Велосипедисту нужно проехать к домику. Воспроизведи его путь. Проведи линию, не отрывая карандаша от бумаги.

Оценка результатов. Высокий уровень - отсутствуют выходы за пределы "дорожки", карандаш не более трех раз отрывался от бумаги, отсутствуют нарушения линии. Низкий уровень – имеется три или более выхода за пределы "дорожки", а также имеются ярко выраженные нарушения линии (неровная, дрожащая линия; очень слабая или с очень сильным нажимом, рвущим бумагу). В промежуточных случаях результат оценивается как средний.

Рекомендации. Для повышения уровня развития мелких движений полезны занятия рисованием, лепкой аппликацией. Можно рекомендовать нанизывание бус, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

Счет в пределах 10

1. Что больше 7 или 4, 2 или 5.

2. Посчитай от 2 до 8, от 9 до 4.

3. Мама испекла пирожки. Дима взял 2 пирожка с капустой и столько же с мясом. Сколько пирожков взял Дима?

4. В гараже стояло 7 машин. Уехала 1 машина. Сколько машин осталось?

5. Дети надули 10 воздушных шариков. 2 шарика лопнули. Сколько шариков осталось?

Проверка чтения

1 вариант. Ребенок не умеет читать, но знает буквы.

1. Покажите ребенку карточку с буквой и спросите, какая это буква.

2. Положите перед ребенком несколько карточек с буквами. Назовите букву и попросите показать нужную карточку.

3. Прочитай слоги.

та, то, ны, ни, ре, ку, по, бу.

2 вариант. Ребенок умеет читать.

Воробей и ласточки.

Ласточка свила гнездо. Воробей увидел гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь своих подруг. Вместе ласточки выгнали воробья из гнезда.

Кто свил гнездо?
- Что сделал воробей?
- Кого позвала на помощь ласточка?
- Что сделали ласточки?

Тест №2

Задание 1

Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (нарисовать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки.

Текст задания. «Посмотри сюда (указывается рисунок к заданию ). Здесь ты будешь выполнять задание. Внутри маленькой рамочки ты видишь фигуру. Рассмотри ее. Возьми карандаш. Нарисуй похожую фигуру в большой рамочке» (учитель обводит указкой большую рамочку ).

Оценка выполнения задания:

0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия;
1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо;
2 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена;
3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены.

Если фигура изображена нетвердой рукой, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

Задание 2

Цель. Выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.

Текст задания. «Задание ты будешь выполнять на клетчатой части своего листа (указывается место для выполнения задания ). Найди на клетчатом поле черную клеточку.

1. Возьми красный карандаш, отсчитай от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрась красным карандашом.

2. Возьми синий карандаш. От красной клетки отступи вниз на две клеточки и третью закрась синим карандашом.

3. Возьми зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, через одну клеточку от нее, закрась зеленым карандашом.

4. Возьми желтый карандаш. Отсчитай от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрась желтым карандашом».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – ученик не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции;
1 балл – выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета;
2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;
3 балла – все пункты задания выполнены верно.

Если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

Задание 3

Цель. Выявить умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, правильно понять текст задачи и перейти от заданного числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Текст задания. «Здесь ты будешь выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания 3 ). Послушай задание.

1. В классе (группе) сегодня дежурят 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей дежурит сегодня в классе? Нарисуй столько кружков, сколько детей дежурит сегодня в классе. (Текст задачи можно повторить .)

2. В легковой машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Нарисуй столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить )».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное;
1 балл – выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет;
2 балла – одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное;
3 балла – обе задачи выполнены верно.

Задание 4

Цель. Выявить умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Текст задания. «Найди у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию 4 ). Чего больше: кругов или треугольников? Если больше кругов, то нарисуй рядом еще один круг. Если больше треугольников, то нарисуй еще один треугольник».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – сравнение проведено неверно (нарисован один треугольник);
3 балла – сравнение проведено верно (нарисован один круг).

Задание 5

Цель. Выявить умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация.

Текст задания. «Рассмотри эти два рисунка (указываются рисунки к заданию 5 ). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке ты бы ее нарисовал. От белочки к этому рисунку проведи карандашом линию».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – задание не принято, линия не проведена;
1 балл – линия проведена неверно;
3 балла – линия проведена правильно.

Задание 6

Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.

Текст задания. «Посмотри на эти картинки. Видишь, под ними есть небольшие кружочки. Тебе нужно самостоятельно назвать каждую картинку и, если в названии картинки есть звук [с], зачеркнуть кружок под ней. На первой картинке – солнце. В слове солнце есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступай к самостоятельному выполнению задания».

Оценка выполнения:

0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с] – [з], [с] – [ц], [с] – [ш] или полное непринятие задания;
1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с] – [з]);
2 балла – выделен звук только из позиции начала слова, ошибочного выделения других звуков нет;
3 балла

Задание 7

Цель. Выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Текст задания. «Ты видишь домик с тремя окошками и рядом с ним – картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назови тихонько все картинки и подумай, в каком слове три звука. Эту картинку соедини стрелкой с домиком».

Оценка выполнения:

0 баллов – полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества «окошек»;
2 балла – наличие ошибок в один звук (отмечено слово волк );
3 балла – правильное выполнение задания.

Тестовый материал – знание сведений о себе, своей семье.

    Назови свои фамилию, имя, отчество.

    Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

    Кем работает твоя мама (папа)?

    Где ты живешь, назови свой домашний адрес?

БЛАНК ОБСЛЕДОВАНИЯ.

Фамилия Имя

сведения

Готовность к школе

Определение типа ориентации в отношении школы и учения (уровень формирования у ребенка внутренней позиции школьника) Адаптированная стандартная беседа Т.А. Нежновой Интерпретация содержания ответов и критерии оценки. А – ориентация на содержание учебной деятельности (2 балла );
Б – ориентация на внешние атрибуты школьной жизни (1 балл );
В – ориентация на внешкольные виды деятельности (0 баллов ).

Вопросы

Баллы

1. Хочешь ли ты идти в школу?

А – очень хочу

Б – так себе, не знаю

В – не хочу

2. Почему ты хочешь идти в школу?

Б – нравятся новая форма, книги, ручки, карандаши, портфель и т.д.

В – в садике надоело, в школе не спят, там весело, все дети идут в школу, мама сказала и т.д.

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (как тебя готовят) к школе?

А – занимаюсь в группе подготовки, с мамой учим буквы, решаем задачки и т.д.

Б – мне купили форму, школьные принадлежности и др.

В (упоминает занятия, не относящиеся к школе )

4. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как проводил свой день?

А – писал(а) бы буквы, читал(а) и т.д.

Б – рисовал(а) бы, лепил(а), конструировал(а) и т.д.

В – играл(а) бы, гулял(а), помогал(а) по дому, ухаживал(а) за животными

Результат

7–8 баллов – внутренняя позиция школьника достаточно сформирована;
4–6 баллов – начальная стадия формирования внутренней позиции школьника;
0–3 балла – внутренняя позиция школьника не сформирована.
С родителями необходимо обсудить результаты беседы, дать рекомендации.

Безусловно у каждых родителей наступает самый ответственный момент в жизни это поступление ребёнка в школу. Любая мама беспокоиться за уровень развития будущего школьника и хотела бы знать насколько её ребёнок готов психологически, умственно и физически к учебному заведению. Существуют определённые нормативы для возрастного периода ребёнка о готовности к школе.

  1. Ребёнок должен чётко знать имена своих родителей, а также свои Ф.И.О.
  2. Определять по картинкам времена года, уметь ассоциировать их (зима – холодно, лето – жарко).
  3. Прочитать по слогам простой текст и написать печатными буквами лёгкие слова, рассказать стихотворение.
  4. Считать в пределах двадцати, вычитать и складывать числа до десяти.
  5. Определять по картинкам различия и сходства предметов, исключать лишнее с пояснением почему.
  6. Знать геометрические фигуры и уметь их рисовать.
  7. Знать основные цвета.
  8. Определять время (раньше – позже), размер предметов (большой – маленький), массу (легкий – тяжелый).
  9. Уметь отличить хороший поступок от плохого.

Это основные требования, которым должен быть эрудированы дети в возрасте 6-7 лет.

Способность ребёнка употреблять речевые обороты в правильной форме основной показатель его умственного развития. Словарный запас дошкольника в норме составляет около 3500 слов. Для того чтобы определить уровень развития речи, который напрямую зависит от психологического развития вашего ребёнка, нужно обратиться к профессиональным специалистам, которые смогут дать точную оценку развития вашего ребёнка.

Шестилетний ребёнок должен уметь

  1. Составлять предложения из простых слов разного падежа и склонения.
  2. Образовывать новые словосочетания. Например, рагу из овощей-овощное рагу.
  3. Объяснить смысловую нагрузку пословиц. Например, «Как откликнется, так и аукнется».
  4. Уметь составит логический по смыслу рассказ по картинкам.
  5. Исполнять стихи с выразительной интонацией, мимикой, которые полностью передают содержание текста.
  6. Уметь отгадывать загадки.

Для того, чтобы определить уровень развития речи вашего ребёнка можно воспользоваться методической литературой с красочными иллюстрациями, направленной на занятия с ребёнком в тестированной форме заданий. На основании результатов тестов можно диагностировать уровень развития ребёнка и его готовность к школе. Итоги выполнения тестов покажут какие знания нужно подкорректировать для улучшения умственных способностей ребёнка. Примеры методических пособий:

«Тесты не готовность ребёнка к школе. Ребёнка шести семи лет» автор Юлия Соколова
«Готов ли я к школе? Диагностика детей шести семи лет» авторы С.В. Пятак, И.М. Мальцева
Такие и подобные интерактивные материалы можно без труда найти в интернете и распечатать для удобства занятий с ребёнком.

Подготовка к школе, подготовка детей к школе, подготовка ребенка к школе

Уровень развития слуха

Хорошо подготовить ребёнка к школе, обучить его основам письма и чтения задача и обязанности каждого родителя. Уровень фонематического слуха напрямую связан с развитием речи дошкольника. При нормальном развитии слуха ребёнок способен различать слова с одинаковой фонемой (мишка – мышка, точка – дочка, коса – коза), различать слова сходные по звучанию, но имеющие разное смысловое значение (нота – рота, жар – шар).

Тест на определение уровня развития фонематического слуха.

Предложите ребёнку картинки с рисунками в разном порядке. Ребёнок должен собрать картинки в правильном соотношении.

  1. Уточка- удочка, бочка- точка, папа- баба, ручка- тучка.
  2. Попробуйте подобрать в игровой форме рифму к словам гора, зайка, крыша.
  3. Предложите ребёнку повторить скороговорку « кукушка кукушенку сшила капюшон, как в капюшоне он смешон». Спросите у ребёнка какой звук он чаще всего слышит.
  4. Найти на рисунках предметы, которые начинаются с одного и того же звука. Найти слова, которые оканчиваются на один и тот же звук.

Найти лишнее слово. При произношении слов попросите ребёнка хлопнуть в ладоши, если он услышит слово, которое явно отличается:

– сом, сом, сом, дом, сом;
– бочка, бочка, дочка, бочка, бочка;
– кучка, кучка, кучка, тучка, кучка.

Результаты теста

  1. – Ребёнок самостоятельно определил все картинки и произнес звуки в словах 3 балла
    – Нашёл все картинки сам, но не выговаривает 1 звук речи 2 балла
    – нашёл картинки с помощью подсказок, произносил слова неразборчиво 1 балл
    – Путает рисунки непонятно произносит слова 0 баллов
  2. – Подобрал рифмы сам 3 балл
    – При помощи подсказок 2 балла
    – с помощь подсказок для всех слов 1 балл
    – Не смог подобрать рифмы 0 баллов
  3. – Повторил скороговорку с первого раза 3 балла
    – Повторил скороговорку с неточностями 2 балла
    – Повторил со 2-3 раза заучивания 1 балл
    – Не смог повторить после 3 раза. 0 баллов
  4. – Нашёл и подобрал около 5 слов к каждому звуку 3 балла
    – Нашёл самостоятельно 3 слова 2 балла
    – Нашёл 2-3 слова но с подсказками 1 балл
    – Не нашёл ни одного слова 0 баллов
  5. – Хлопал сразу 3 балла
    – Хлопал после паузы 2 балла
    – Необходимо было повторения задания 1 балл
    – Не смог выделить лишнее слово 0 баллов.

От 0 до 4 Фонетический слух неразвит. Нужно обратиться за помощью к логопеду.

От 5 до 8 Низкий уровень развития фонематического слуха и произношения.

От 9 до 12 Нормальный уровень развития фонематического слуха и произношения.

От 13 др 15 Высокий уровень развития фонематического слуха и произношения.Оценка физического развития.

Для определения физического развития детей врачи педиатры используют специальные таблицы и на основании соотношения роста, возраста, определяют характеристику физических данных. В интернете вы без труда можете найти интерактивные таблицы и вычислить нормативные показатели физического развития вашего ребёнка. Нормой физических данных ребёнка в возрасте 6-7 лет считают, рост 114-128 см., вес 20-30 кг.

Тест на психологическую готовность ребёнка к школе.Психологическое развитие ребёнка это способность воспринимать окружающий мир в соответствии с возрастным поведением в положительном восприятии. Задача любого родителя выработать у ребёнка позитивную мотивацию к обучению в школе.

В 6-7 лет ребёнок должен иметь ясное представление о школе. Однако, теоретические знания, которые он приобрёл благодаря вашим усилиям, недостаточны. Дошкольнику предстоит учиться общению, уступать и занимать лидирующую позицию в разных ситуациях.

Тест на психологическую готовность ребенка к школе

Дайте ребёнку чистый лист бумаги и ручку и попросите на утвердительный ответ ставить цифру 1, а на отрицательный 0, перечислите 10 предложений;

  1. Скоро я пойду в школу и у меня появится много новых знакомых.
  2. Очень интересно, какие я буду изучать предметы.
  3. Наверное буду приглашать на день рожденье большую половину класса.
  4. Хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
  5. Думаю, я буду хорошо учиться.
  6. Мне интересно, какая еда на обед а школе.
  7. Мне бы хотелось, чтобы каникулы были длиннее.
  8. Мне кажется, что а школе лучше, чем а детском саду.
  9. Все мои друзья идут в школу и я этого хочу.
  10. Я бы пошёл в школу даже с 5 лет.

Результаты теста

От 7 до 10 баллов – отношение к школе положительное, ребёнок готов получать новые знания и общаться со сверстниками.

От 4 до 6 баллов – ребенок хочет в школу, но интереса к знанием не проявляет, но привлекает общение.

От 0 до 3 баллов – ребенок имеет не ясные понятия о школе, обучение его не интересует.

Тест Керна Йирасека

Тест Керна Йирасека определяет в общем школьную зрелость ребёнка и является модификацией теста А. Керна. Тест Керна Йирасека можно выполнять как индивидуально, так и коллективно в группах. Я. Ийрасек предложил тест, как модификацию методики методики А. Керна в 1978 г. И был опубликован через 5 лет на русском языке. Тест Керна Йирасека пользуется особой популярностью в начальных классах школы, психологическая готовность ребёнка таким способом выявляется довольно просто.

Тест состоит из трёх заданий, помощь в выполнении теста Керна не допускается.

Задание 1

Ребёнка просят нарисовать мужскую фигуру (дядя, папы). Взрослым запрещено делать какие-либо уточнения.

1 балл – фигура нарисована полностью, на лице глаза, нос, рот. Руки заканчиваются кистью с пятью пальцами. Наличие одежды, на голове волосы, возможно головной убор.

2 балла – выполнены все пункты, как при оценке в 1 балл. Отсутствие трёх деталей волосы, шея, палец на руке, но на лице присутствуют все части.

3 балла – у фигуры есть все составляющие. Отсутствие волос, ушей, одежды, пальцев рук и ступней ног.

4 балла – руки и ноги фигуры соединяются с туловищем просто одной тонкой линией.

5 баллов – каракули.

Задание 2

Ребёнка просят скопировать рисунок в виде короткого словосочетания прописными буквами « он ел суп».
1 балл – скопированную фразу можно прочитать, буквы образуют три слова, буквы больше абзаца.

4 балла – группа букв напоминает пропись, прочитать можно не менее 2- х символов.

5 баллов – каракули.

Задание 3. Ребёнку предлагают скопировать точки, нарисованные в горизонтальном и вертикальном положении на равном расстоянии.

1 балл – точное копирование образца.

2 балла – небольшие нарушения в расстоянии точек.

3 балла – грубые нарушения в количестве точек и их расстоянии.

4 балла – несоответствие пропорций образца, хаотичная группа точек.

5 баллов – каракули.

Оценка результатов

От 3 до 5 баллов – сформированное, зрелое, соответствующее возрастной норме психомоторное развитие.

От 6 до 7 баллов – средний уровень развития ребёнка, говорит о положительном прогнозе дальнейшего развития.

От 8 до 9 баллов – уровень ниже среднего. Ребенок нуждается в усиленных занятиях

10 баллов и более – отстаёт в психомоторном развитии, нуждается в коррекции специалистов.

Результаты тестов Керна Йирасека для детей 6-7 лет это неточные выводы и определения готовности к школе. Высокие баллы по тесту Керна Йирасека это основание обратить особое внимание и усилить психологическую и эмоциональную поддержку в начальном обучении ребёнка в школе.

Психологическая готовность дошкольников в 6-7 лет тесты, которые оценивают уровень развития ребёнка, показатели физических данных это основные методы для определения способностей вашего ребёнка, выявления его талантов, но результаты, которые дают тесты, такие как тест Керна Йирасека ” общая психологическая готовность”, тесты Юлии Соколовой, Нестеровой и другие подобные не дают точных результатов, к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход. Самое основное это любить своих детей и принимать их такими, какие они есть.

Подготовка детей к школе



Как узнать самостоятельно, без помощи специалиста, готов ли ребенок к школе? Какие тесты и методики обычно используются психологами, приемной комиссией при поступлении в школу?

Родители могут оценить уровень “зрелости” с помощью наблюдения и ответов на вопросы. Вопросы разработаны психологом Джеральдиной Чейни.

    Оценка развития познания

  1. Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.) ?
  2. Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?
  3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
  4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (одень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)?
  5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?
  6. Оценка базового опыта

  7. Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу?
  8. Был ли малыш в библиотеке?
  9. Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?
  10. Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?
  11. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?
  12. Оценка языкового развития

  13. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
  14. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
  15. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?
  16. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.?
  17. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?
  18. Четко ли ребенок выговаривает слова?
  19. Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?
  20. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?
  21. Оценка уровня эмоционального развития

  22. Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников?
  23. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
  24. Легко ли малышу “переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности?
  25. Способен ли ребенок работать (играть, заниматься) самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?
  26. Оценка умения общаться

  27. Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?
  28. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
  29. Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
  30. Оценка физического развития

  31. Хорошо ли ребенок слышит?
  32. Хорошо ли он видит?
  33. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
  34. Развита ли у него координация моторных навыков (может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила,…)
  35. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
  36. Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?
  37. Зрительное различение

  38. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)?
  39. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова (кот/год, б/п…)?
  40. Зрительная память

  41. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать?
  42. Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни?
  43. Зрительное восприятие

  44. Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?
  45. Понимает ли он, что читают слева направо?
  46. Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
  47. Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.
  48. Уровень слуховых способностей

  49. Может ли ребенок рифмовать слова?
  50. Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?
  51. Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?
  52. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
  53. Оценка отношения к книгам

  54. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
  55. Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?
  56. Задает ли вопросы о словах, об их значении?

После того, как Вы ответили на приведенные выше вопросы, проанализировали результаты, можно провести ряд тестов, используемых детскими психологами при поступлении в школу.

Тесты проводятся не все сразу, в разное время, когда у ребенка хорошее настроение. Не обязательно проводить все предложенные тесты, выберите несколько.

1. Степень психосоциальной зрелости (кругозор) -
тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым.

Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

  1. Назови свои фамилию, имя, отчество.
  2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
  3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
  4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
  5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
  6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
  7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
  8. Что бывает раньше – обед или ужин?
  9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  10. Кем работает твой папа, твоя мама?
  11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)
  12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
  13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
  14. Почему снег бывает зимой, а не летом?
  15. Что делает почтальон, врач, учитель?
  16. Зачем в школе нужна парта, звонок?
  17. Ты хочешь пойти в школу?
  18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
  19. Каких животных ты знаешь?
  20. Каких птиц ты знаешь?
  21. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
  22. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
  23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Оценка ответов

За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “ Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”.

К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так:

№5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.

№8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный – 1 балл.

№ 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.

№ 22 – за правильный ответ -2 балла.

№ 16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.

Оценка результатов: ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым,
20-24 – средне-зрелым, 15-20 – низкий уровень психосоциальной зрелости.

2. Ориентационный тест школьной зрелости Керна - Йирасика
выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.
Тест состоит из 4-х частей:

  • тест “Рисунок человека”(мужской фигуры);
  • копирование фразы из письменных букв;
  • срисовывание точек;
  • опросник.
  • Тест “Рисунок человека”

    Задание

    “Здесь (показывается, где) нарисуй какого-либо дядю, как ты умеешь”. Во время рисования недопустимо поправлять ребенка (“ты забыл нарисовать уши”), взрослый молча наблюдает.

    Оценивание

    1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему.

    2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.

    3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

    4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.

    5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.

  • Копирование фразы из письменных букв

    Задание

    “Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь”.

    На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная:
    Он ел суп.

    Оценивание

    1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали).

    2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз).

    3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.

    4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.

    5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье.

  • Срисовывание точек

    Задание

    “Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же”.

    В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.

    Оценивание

    1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.

    2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.

    3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.

    4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.

    5 баллов: каракули, чирканье.

    После оценки каждого задания все баллы суммируются. Если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:
    3-6 баллов – у него высокий уровень готовности к школе;
    7-12 баллов – средний уровень;
    13 -15 баллов – низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития.

  • ОПРОСНИК

    Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств.

    Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.

    1. Какое животное больше – лошадь или собака?

    2. (лошадь = 0 баллов;
      неправильный ответ = -5 баллов)
    3. Утром мы завтракаем, а днем...

    4. (обедаем, едим суп, мясо = 0;
      ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)
    5. Днем светло, а ночью...

    6. (темно = 0;
      неправильный ответ = -4)
    7. Небо голубое, а трава...

    8. (зеленая = 0;
      неправильный ответ = -4)
    9. Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?

    10. (фрукты = 1;
      неправильный ответ = -1)
    11. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?

    12. (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0;
      неправильный ответ = -1)
    13. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)

    14. (города = 1; станции = 0;
      неправильный ответ = -1)
    15. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)

    16. (правильно показано = 4;
      показано только целый час или четверть часа = 3;
      не знает часов = 0)
    17. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это..., маленькая овечка – это...?

    18. (щенок, ягненок = 4;
      только один правильный ответ = 0;
      неправильный ответ = -1)
    19. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?

    20. (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0;
      на кошку без объяснения = -1
      на курицу = -3)
    21. Почему во всех автомобилях тормоза?

    22. (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1;
      одна причина = 0;
      неправильный ответ = -1)
    23. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

    24. (два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3;
      одно подобие = 2;
      неправильный ответ = 0)
    25. Чем похожи друг на друга кошка и белка?

    26. (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3;
      одно подобие = 2;
      неправильный ответ = 0)
    27. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?

    28. (у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг) = 3;
      винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2;
      неправильный ответ = 0)
    29. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это...

    30. (спорт (физкультура) = 3;
      игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2;
      неправильный ответ = 0)
    31. Какие ты знаешь транспортные средства?

    32. (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4;
      только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2;
      неправильный ответ = 0)
    33. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

    34. (три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4;
      одно или два различия = 2;
      неправильный ответ (у него палка, он курит …) = 0
    35. Почему люди занимаются спортом?

    36. (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4;
      одна причина = 2;
      неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)
    37. Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?

    38. (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4;
      он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2;
      неправильный ответ = 0)
    39. Почему на письмо нужно наклеивать марку?

    40. (так платят за пересылку этого письма = 5;
      другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2;
      неправильный ответ = 0)
    Суммируем баллы.
    Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).
    Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.
    Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.
    От -1 до – 10 – ниже среднего.
    От – 11 и меньше – низкий показатель.

    Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего, необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка.

  • 3. Графический диктант , разработанный Д. Б. Элькониным.
    Выявляет умение внимательно слушать, точно выполнять указания взрослого, ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно действовать по заданию взрослого.

    Для проведения потребуется лист бумаги в клетку (из тетради) с нарисованными на нем четырьмя точками, расположенными одна под другой. Расстояние между точками по вертикали примерно 8 клеток.

    Задание
    Перед исследованием взрослый объясняет: “Сейчас мы будем рисовать узоры, надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно меня слушать и рисовать так, как я буду говорить. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен провести линию. Следующую линию рисуешь там, где закончилась предыдущая. Помнишь, где у тебя правая рука? Вытяни ее в сторону, куда она указала? (на дверь, на окно, т.д.) Когда я скажу, что нужно провести линию направо, ты ее проводишь к двери (выбрать любой наглядный ориентир). Где левая рука? Когда я скажу, что нужно провести линию налево, вспомни о руке (либо любой ориентир слева). Теперь пробуем рисовать.

    Первый узор – тренировочный, он не оценивается, проверяется, как ребенок понял задание.

    “Поставь карандаш на первую точку. Рисуй, не отрывая карандаш от бумаги: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, далее продолжай рисовать такой же узор сам.” Во время диктования нужно делать паузы, чтобы ребенок успел окончить предыдущее задание. Узор не обязательно продолжать на всю ширину страницы.

    В процессе выполнения можно подбадривать, но никакие дополнительные указания по выполнению узора не даются.

    “Рисуем следующий узор. Найди следующую точку, поставь на нее карандаш. Готов? Одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо. А теперь сам продолжи рисовать тот же узор.”

    Через 2 минуты начинаем выполнять следующее задание со следующей точки.

    “Внимание! Три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо. Теперь сам продолжай узор.”

    Через 2 минуты – следующее задание: “Поставь карандаш на нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх, три клетки направо, две клетки вниз, одна клетка налево, одна клетка вниз, три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх. Теперь сам продолжи узор.” Должны получиться следующие узоры:

    Оценка результатов
    Тренировочный узор не оценивается. В каждом последующем узоре рассматривается точность воспроизведения задания и умение ребенка самостоятельно продолжить узор. Задание считается выполненным хорошо, если есть точное воспроизведение (неровность линий, “дрожащая” линия, “грязь” не снижают оценку). Если при воспроизведении допущены 1-2 ошибки – средний уровень. Низкая оценка, если при воспроизведении имеется лишь сходство отдельных элементов либо сходство вообще отсутствует. Если ребенок смог самостоятельно продолжить узор, без дополнительных вопросов – задание выполнено хорошо. Неуверенность ребенка, допущенные им ошибки при продолжении узора – средний уровень. Если ребенок отказался продолжать узор либо не смог нарисовать ни одной правильной линии – низкий уровень выполнения.

    Подобные диктанты можно превратить в развивающую игру, с их помощью у ребенка развивается мышление, внимание, умение слушать указания, логика.

    4. Лабиринт

    Подобные задания часто встречаются в детских журналах, в рабочих тетрадях для дошколят. Выявляет (и тренирует) уровень наглядно-схематического мышления (умение пользоваться схемами, условными обозначениями), развитие внимания. Несколько вариантов таких лабиринтов мы предлагаем:


    5. Тест "Чего не хватает?" , разработанный Р. С. Немовым.

    Задание

    Ребенку предлагаются 7 рисунков, на каждом из которых не хватает какой-то важной детали, либо что-то нарисовано неправильно.

    Проводящий диагностику фиксирует время, затраченное на выполнение всего задания с помощью секундомера.

    Оценка результатов

    10 баллов (очень высокий уровень) – ребенок назвал все 7 неточностей менее чем за 25 секунд.

    8-9 баллов (высокий) – время поиска всех неточностей заняло 26-30 секунд.

    4-7 баллов (средний) – время поиска заняло от 31 до 40 секунд.

    2-3 балла (низкий) – время поиска составило 41-45 секунд.

    0-1 балл (очень низкий) – время поиска больше 45 секунд.

    6. Тест "Найди отличия".

    Выявляет уровень развития наблюдательности.

    Приготовьте две одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга 5-10 деталями (такие задания встречаются в детских журналах, в развивающих книгах-прописях).

    Ребенок рассматривает картинки 1-2 минуты, затем рассказывает о найденных им отличиях. Ребенок дошкольного возраста с высоким уровнем наблюдательности должен найти все отличия.

    7. Тест "Десять слов".

    Изучение произвольного запоминания и слуховой памяти, а также устойчивости внимания и умения концентрироваться.

    Подготовьте набор односложных или двусложных слов, не связанных между собой по смыслу. Например: стол, калина, мел, рука, слон, парк, калитка, окно, бак, собака.

    Условие проведения теста – полная тишина.

    В начале скажите: “Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить слова, а ты слушай внимательно и постарайся их запомнить. Когда закончу, повторишь столько слов, сколько запомнишь в любом порядке”.

    Всего проводится 5 предъявлений слов, т.е. после первого перечисления и повтора ребенком запомнившихся слов, Вы опять произносите те же 10 слов: “Сейчас я повторю слова еще раз. Ты снова будешь запоминать их и повторять те, которые запомнил. Называй и те слова, которые говорил в прошлый раз, и новые, какие запомнишь”.

    Перед пятым предъявлением скажите: “Сейчас я назову слова в последний раз, а ты постарайся запомнить побольше”.

    Кроме инструкции вы не должны больше ничего говорить, можно лишь подбадривать.

    Хороший результат, когда после первого предъявления ребенок воспроизводит 5-6 слов, после пятого – 8-10 (для старшего дошкольного возраста)

    8. Тест "Чего не хватает?"

    Это и тестовое задание, и простая, но очень полезная игра, развивающая зрительную память.

    Используются игрушки, различные предметы или картинки.

    Перед ребенком выкладываются картинки (или игрушки) – до десяти штук. Он смотрит на них 1-2 минуты, затем отворачивается, а Вы меняете что-то, убирая или переставляя, после ребенок должен посмотреть и сказать, что изменилось. При хорошей зрительной памяти ребенок легко замечает исчезновение 1-3 игрушек, перемещение их в другое место.

    9. Тест "Четвертый – лишний".

    Выявляется умение обобщать, логическое, образное мышление.

    Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать и картинки, и словесный ряд.
    Важно не только то, что ребенок выберет лишнее, но и как он объяснит свой выбор.

    Подготовьте картинки или слова, например:
    изображение белого гриба, подберезовика, цветка и мухомора;
    кастрюля, чашка, ложка, шкаф;
    стол, стул, кровать, кукла.

    Возможные словесные варианты:
    собака, ветер, смерч, ураган;
    смелый, храбрый, решительный, злой;
    смеяться, сидеть, хмуриться, плакать;
    молоко, сыр, сало, простокваша;
    мел, ручка, сад, карандаш;
    щенок, котенок, лошадь, поросенок;
    тапочки, туфли, носки, ботинки, т.д.

    Если использовать эту методику как развивающую, можно начинать с 3-5 картинок или слов, постепенно усложняя логический ряд, чтобы имелось несколько правильных вариантов ответа, например: кошка, лев, собака – лишними может быть и собака (не из семейства кошачьих), и лев (не домашнее животное).

    10. Тест "Классификация".

    Исследование логического мышления.

    Подготовьте набор корточек, включающие в себя различные группы: одежда, посуда, игрушки, мебель, домашние и дикие животные, еда, т.д.

    Ребенку предлагается разлоджить кретинки (предварительно перемешанные) по группам, далее предоставляется полная свобода. После выполнения ребенок должен объяснить, почему он разложим картинки именно так (часто дети складывают вместе животных или изображение кухонной мебели и посуды, либо одежду и обувь, в таком случае предложите разделить эти карточки)

    Высокий уровень выполнения задания: ребенок разложил карточки правильно по группам, сумел объяснить, почему и назвать эти группы (“домашние животные”, одежда”, “еда”, “овощи”т.д.)

    11. Тест "Составление рассказа по картинкам".

    Часто используется психологами для выявления уровня развития речи, логического мышления.

    Подберите картинки из серии “рассказов в картинках”, разрежьте их. Для старшего дошкольного возраста достаточно 4-5 картинок, объединенных одним сюжетом.

    Картинки перемешиваются и предлагаются ребенку: “Если расположить эти картинки по порядку, получится история, а чтобы правильно разложить, нужно догадаться, что было в начале, что в конце, а что- в середине.” Напомните, что раскладывать нужно слева направо, по порядку, рядом, в длинную полоску.

    Высокий уровень выполнения задания: ребенок правильно сложил картинки, смог составить по ним рассказ, используя распространенные предложения.

    * * *
    Еще раз напоминаю, что:

  • все предложенные методики могут быть использованы как развивающие игры;
  • при поступлении ребенка в школу не обязательно использование всех перечисленных тестов, психологи выбирают самые информативные и простые в исполнении;
  • не обязательно выполнять сразу все задания, можно предлагать выполнять их в течении нескольких дней;
  • сейчас в продаже появились пакеты подобных методик, включающие в себя не только описание, но и наглядный материал, примерные нормы. При покупке такого пакета обратите внимание на набор методик, качество выполнения рисунков и издательство.
  • Лето - заслуженное время отдыха для школьников и волнительное для будущих первоклашек и их мам и пап. Еще не все определились со школой и не все собрали . Нужно успеть ! Купить самый красивый ранец, школьную форму и канцтовары. А еще немного пугает неизвестность: хорошо ли подготовлен вчерашний детсадовец к школе? Портал Ннмама.ру узнал, как проверяется готовность ребенка к школе, что должен уметь будущий первоклашка.

    Готовность ребенка к школе: психологическая

    1. Развитая усидчивость. Ребенок должен быстро приспосабливаться к новой деятельности и уметь работать над задачей какое-то время.

    2. Навык постановки цели, составления плана действий. Будущий первоклашка должен понимать важность некоторых дел. Например, чтобы выучить стихотворение, ему нужно отказаться от интересующей его игры.

    3. Ребенок должен уметь сам усваивать информацию и делать из нее логические выводы. Например, по форме предмета он сможет догадаться о его назначении.

    4. У него должна быть развита связка «глаз – рука»: умение координировать действия.

    5. Способность успешно взаимодействовать со сверстниками.

    Готовность ребенка к школе: интеллектуальная

    • Зачатки умений оперировать мысленно отвлеченными понятиями (что такое счастье, боль, радость).
    • Элементарное владение операциями анализа и синтеза в речевой и зрительной формах (различать гласные и согласные, первый и последний звук в слове и т.д).
    • Умение обобщать, классифицировать: яблоко, груша, апельсин – это фрукты.

    Готовность ребенка к школе: речевая

    1. Словарный запас в пределах возрастной нормы. У ребенка 6-7 лет в активном использовании должно быть от 3500 до 7000 слов.

    2. Ребенок активно использует образные выражения, метафоры (солнечная улыбка, красивый закат). Выстраивает грамматически верные предложения: склоняет все члены предложения по роду, числу и падежу. Причем, несколько простых предложений ребенок может объединять в одно с помощью союзов «потому что», «когда», «если».

    3. В этом возрасте дети любят рассказывать истории, отвечать на вопросы, придумывать сюжеты по картинкам. При этом часто при пересказе второстепенные детали сюжета опускаются, ведь все внимание ребенка сконцентрировано на основных персонажах.

    4. Дошкольник 6-7 лет может не только объяснить значение знакомого слова, но и рассуждать о возможном значении незнакомых выражений.

    5. Ребенок способен в беседе озвучить свое эмоциональное состояние и мнение по поводу определенной ситуации. Дети 6-7 лет очень любят рассуждать о явлениях жизни, наблюдать за происходящим и делиться с близкими впечатлениями.

    Три теста на готовность ребенка к школе

    Чтобы узнать, как ваш ребенок готов к школе, можно провести следующие тесты. Только не нагружайте ими ребенка сразу, сделайте перерыв хотя бы в один день.

    Тест на кругозор №1

    Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

    1. Назови свои фамилию, имя, отчество.

    2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

    3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?

    4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

    5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

    6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?

    7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?

    8. Что бывает раньше – обед или ужин?

    9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

    10. Кем работает твой папа, твоя мама?

    11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш).

    12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

    13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

    14. Почему снег бывает зимой, а не летом?

    15. Что делает почтальон, врач, учитель?

    16. Зачем в школе нужна парта, звонок?

    17. Ты хочешь пойти в школу?

    18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

    19. Каких животных ты знаешь?

    20. Каких птиц ты знаешь?

    21. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

    22. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.

    23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

    Оценка ответов

    За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”, а неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”.

    К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так: .

    • №5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.
    • №8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный – 1 балл.
    • № 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.
    • № 22 – за правильный ответ - 2 балла.
    • № 16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.

    Оценка результатов

    Ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым, 20-24 – средне-зрелым, 15-20 – низкий уровень психосоциальной зрелости.

    Тест “Найди отличия” №2

    Выявляет уровень развития наблюдательности. Приготовьте две одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга 5-10 деталями (такие задания встречаются в детских журналах, в развивающих книгах-прописях). Ребенок рассматривает картинки 1-2 минуты, затем рассказывает о найденных им отличиях.