Биографии Характеристики Анализ

Готовые уроки по технологии мальчики. Учительские университеты

Конспект урока и презентация к уроку технологии в 5 классе или внеклассному мероприятию (при проведении предметной недели, конкурсов, игр по предмету) в помощь учителям технологии.
Ресурс может представлять интерес для учителей начальных классов при проведении уроков по окружающему миру и внеклассных мероприятий.
В ресурсе представлены занимательные задания в виде игры «Путешествие в страну Легумию», анаграммы, ребусы, пословицы, загадки, кроссворды, викторины, аудио ресурсы.
Цель: закрепление, обобщение и повторение знаний учащихся по теме «Овощи».

Тема урока «Мельницы. Составление технологической карты модели мельницы».
В программе 5 класса есть раздел «Обработка древесины», именно в этом разделе я предлагаю детям заняться изготовлением модели мельницы из дерева.
Тип данного урока: урок развивающего контроля.
Цель: составить технологическую карту модели мельницы.
Урок соответствует федеральным образовательным стандартам второго поколения. На уроке решались следующие задачи:
. По формированию познавательных УУД: дети учились самостоятельно формулировать тему и задачи урока после обсуждения в группах; находить оптимальные средства и материалы по изготовлению модели,
. Развивая регулятивные УУД, ребята учились работать по плану, корректировать свою деятельность; определять степень успешности своей работы
. Коммуникативные УУД формировались при работе в группах: это умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, высказывать и аргументировать свою точку зрения.
. По развитию личностных УУД - формирование уважительного отношения к труду, таких качеств личности, как целеустремлённость, взаимопонимание, бережное отношение к природным ресурсам и понимание важности сохранения экологической безопасности.

Целевая аудитория: для 5 класса

Данный план-конспект урока предназначен для выступления с компьютерной поддержкой в формате презентации на уроках технологии.
Презентация позволяет показать методику проведения уроков по теме «Художественная роспись ткани. Холодный батик» в 7 классе. Элементы урока, представленные в презентации, способствуют формированию и развитию познавательного интереса к предмету. Слайды презентации, используемые при изучении темы «Батик», обогащают визуальный опыт детей через их знакомство с произведениями декоративно прикладного искусства.

Целевая аудитория: для 7 класса

Вашему вниманию предлагается разработка урока технологии в стихотворной форме «Графическое изображение деталей и изделий» для 5 класса. Материал изложен в интересном поэтическом виде. Содержит иллюстративную презентацию. Развивает графическую грамотность, интерес к предмету. Расширяет кругозор у обучающихся. Будет полезен всем, кто интересуется основами черчения.

Целевая аудитория: для 5 класса

Вашему вниманию предлагается разработка урока по технологии в 6 классе «Элементы машиноведения. Составные части машин». Эта тема является продолжением темы «Понятие о машине и механизме», изучаемой в 5 классе. Материал содержит иллюстративную презентацию. Рассматриваются цепной, зубчатый и реечный механизмы; шпоночное и шлицевое соединение шестерни с валом. Материал расширяет кругозор обучающихся, развивает интерес к предмету. Будет интересен всем, кто занимается машиноведением.

Целевая аудитория: для 6 класса

Вашему вниманию предлагается разработка урока по технологии в 5 классе на тему «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы». Материал содержит красочную иллюстративную презентацию. В конспекте подробно описываются основные лиственные и хвойные породы. Представлена информация о пиломатериалах и древесных материалах. Изучение данной информации способствует расширению кругозора обучающихся, развитию интереса к предмету. Материал будет полезен всем, кто увлекается древесиной и материалами на её основе.

Целевая аудитория: для 5 класса

Вашему вниманию предлагается разработка урока по технологии в 8 классе на тему «Электроизмерительные приборы». В конспекте изложена подробная информация об известных и распространённых электроизмерительных приборах. Разработка содержит иллюстративную презентацию. Материал позволяет обучающимся изучить домашний электросчётчик; развивает кругозор и интерес к предмету. Будет полезен всем, кто интересуется электроизмерительными приборами.

Целевая аудитория: для 8 класса

Вашему вниманию предлагается разработка урока по технологии в 8 классе «Электрические цепи». В презентации подробно иллюстрируются условные обозначения некоторых элементов электрической цепи. Конспект знакомит с особенностями этих элементов и правилами изображения принципиальных электрических схем. Материал развивает кругозор и интерес к предмету. Изложен в понятной и доступной форме. Ориентирован в первую очередь на людей, начинающих изучать электрические цепи, но будет полезен всем, кто ими интересуется.

Данные презентация и подробный план-конспект урока являются завершением блока моих разработок, отражающих раздел технологии "Элементы техники" - 5 класс. Предназначены для использования на уроках технического труда. Составлены с учетом ФГОС. Содержат понятия "Деталь", "Сборочная единица", "Типовые детали", "Подвижное соединение", "Неподвижное соединение", знакомят с различными видами типовых деталей и их соединений. В презентации размещены изображения различных видов типовых деталей и их соединений, помогающий лучше понять изучаемую тему.План-конспект урока помимо подробной информации по теме урока содержит 2 практические работы: "Назначение типовых деталей машин" и "Подвижное и неподвижное соединение деталей механизмов"

Целевая аудитория: для 5 класса

Урок по технологии (мальчики)
Тема: «Изготовление предметов деревянной утвари»
Учитель: Мухажанов Е.Ж.
Цели:
1. Познакомить с новым словом “утварь”, объяснить значение.
2. Обучить приёмам и последовательности обработки внутреннего криволинейного контура детали.
3. Использовать, полученные учащимися ранее знания и умения, при выполнении более сложных изделий.
4. Отработать навыки ручной обработки древесины.
5. Использовать индивидуальный подход при повторении пройденного материала и распределении практического задания.
6. Воспитывать потребность к творчеству, стремлению вносить в свою жизнь красоту.
7. Развивать умения в планировании, самооценке, самоконтроле.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование, оснащение занятия:
- столики для пиления;
- электролобзики;
- ножи;
- напильники, надфили;
- шлифовальная шкурка;
- шаблоны, карандаши.
Наглядные пособия:
- образцы готовых изделий;
- плакаты, стенды.
План занятия:
Организационная часть (2 мин.)
Повторение пройденного (5 мин.)
Объяснение нового материала (20 мин.)
Закрепление полученных знаний (3 мин.)
Практическая работа (40 мин.)
Заключительная часть (10 мин.)

Ход занятия
1. Организационная часть.
Отметить отсутствующих, назначить дежурных, проверить готовность к занятию, сообщить тему урока.
2. Повторение пройденного.
Предложить ученикам тематические кроссворды по теме “ Разметка”, “Сверление”, “Пиление”.

3. Объяснение нового материала.
Дерево – это удивительный, щедрый дар природы, который человечество ценило на всем протяжении своей истории.
Дерево издревле было в ходу. Доступность, простота обработки и природная красота сделали его излюбленным поделочным материалом.
И если сегодня каждый из нас посмотрит вокруг, то, несомненно, убедится, что дерево играет в нашей жизни важную роль. И может быть оттого, что во многих областях нашей жизни его потеснили, а иногда и полностью заменили новые синтетические материалы, мы стали сегодня ещё больше ценить его неповторимую красоту, связывающую нас с миром природы.
Дерево – весьма прочный материал, способный дать в руках умелого мастера большое разнообразие форм, а изделия из него служат порой несколько поколений.
К таким изделиям относятся и предметы деревянной кухонной утвари.
Слово “утварь” произошло от старого русского слова “утваряти” (наряжать, убирать, украшать). А ныне, “утварь – украшения, наряды, драгоценности, всё движимое в доме: мебель, украшения, посуда ”. (Толковый словарь русского языка В. И. Даля).
В словаре русского языка С. И. Ожегова, “утварь– предметы, принадлежности какого- нибудь обихода, например, домашняя утварь”.
В нашем случае – это предметы деревянной кухонной утвари: разделочные доски, подставки под горячее, деревянные лопатки.
В течение столетий, по словам историков, “везде выделывалось множество разных деревянных изделий, которые были незаменимы в быту народа”.

Сегодня на уроке мы приступаем к изготовлению предметов деревянной кухонной утвари.
Показать образцы будущих изделий, назвать материал, из которого будут изготавливаться предметы.
Казалось бы, зачем нам это нужно сейчас, когда есть удобные и дешёвые изделия из пластмассы и металла?
Дело всё в том, что так выражается потребность людей в красоте. А. М. Горький говорил, что “человек по натуре своей художник, он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту”.
“К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать”, - писал А. Б. Салтыков.
Ещё одно интересное наблюдение.
Слова “утварь” и “творчество” имеют общий корень с чередующимися гласными:
Это корень “твар” - “твор”, гласные “а” и“о”.
А по определению С. И. Ожегова:
ТВОРЧЕСТВО – это создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей.
ТВОРИТЬ – творчески создавать.
Таким образом, приступая к изготовлению предметов, имеющих отношение к кухне, т.е. месту, где человек готовит и принимает пищу, мы будем не просто выпиливать лобзиком, мы будем “творчески создавать новые материальные ценности”.
К тому же, особую ценность в доме представляют предметы, сделанные своими руками.
Снова обратиться к образцами будущих изделий.
Отметить, что при работе мы будем опираться на уже полученные на предыдущих уроках знания и умения: в разметке, сверлении, выпиливании лобзиком.
Обратить внимание на то, что до сих пор, работая лобзиком, учащиеся пилили фанеру толщиной 4 мм., а на этом занятии для работы будут использовать тарную доску 6-ти мм., березовые и буковые рейки, а выпиливать предстоит как наружный, так и внутренний контур детали.

При обработке внутреннего контура детали существует несколько приёмов работы
Выпиливание острого угла:
I – й способ – если орнамент крупный, то острый угол можно выпиливать также, как и тупой, т.е.поворотом на месте, но у вершины угла пилку лобзика подают на себя, чтобы не было излишнего закругления. При выпиливании тонкого орнамента пропиливают одну сторону угла до вершины, за тем, возвращая пилку назад, пропиливают произвольную линию так, чтобы попасть на смежную сторону угла по касательной и продолжить выпиливание до вершины угла. У вершины угла выпадает выпиленный кусочек, и образуется острый угол. Затем выравнивают смежную сторону угла.
II – й способ – плавно перейти на смежную сторону угла, не доходя до вершины выпилить контур, затем выровнять обе стороны угла.
Если при выпиливании наружного контура, лобзиком в правой руке, необходимо пилить против часовой стрелки, то внутреннего – по часовой стрелке, чтобы при работе была видна разметочная линия.
В первую очередь выпиливают внутренний орнамент, в последнюю очередь - наружный контур. Это связано с безопасностью при работе.
После выпиливания деталь необходимо зачистить и шлифовать.
4. Закрепление полученных знаний.
Задать вопросы на повторение:
что означает слово “утварь”? Привести примеры домашней утвари;
в какой последовательности и почему выпиливают деталь, имеющую наружный и внутренний контур?
в каком направлении и почему выпиливают деталь по наружному и внутреннему контуру?
5. Практическая работа.
Объяснить последовательность практической работы, записанной на классной доске:
Разметить заготовку по шаблону.
Просверлить отверстие внутри контура.
Вставить пилку, закрепить в рамке.
Выпилить внутренний контур детали.
Вынуть пилку из детали, закрепить в рамке.
Выпилить наружный контур.
Зачистить, шлифовать.
Напомнить о соблюдении правил безопасности во время практической работы:
при сверлении;
при выпиливании лобзиком;
при зачистке и шлифовании.
Поставить задачу на урок.
Предложить каждому ученику индивидуальное задание.
Контролировать работу каждого ученика, оказывать при необходимости помощь, разъяснять моменты, вызывающие наибольшие затруднения.
6. Заключительная часть.
Привести в порядок рабочее место.
Сдать инструмент и готовые изделия.
Предложить учащимся самим оценить свои изделия в сравнении с образцами.
Проверить собранные изделия.
Подвести итоги повторения пройденного (по кроссвордам) и практической работы.

Приложение.
Кроссворд №1

Тема: «Пиление».


Вопрос (по вертикали):
1. Тонкая и узкая металлическая полоска с зубьями.
2. Испорченная деталь.
3. Операция, выполняемая после пиления.

Кроссворд №2
для проверки знаний учащихся.
Технология. Обработка древесины.
Тема: «Разметка».

Задание: определить слово по горизонтали, обозначающее инструмент.
Вопросы (по вертикали):
1. Инструмент для проведения разметочных линий на заготовке.
2. Инструмент для разметки и контроля прямых углов.
3. Инструмент для проведения прямых линий, определения размеров.

Кроссворд №3
для проверки знаний учащихся.
Технология. Обработка древесины.
Тема: «Сверление».

Задание: определить слово по горизонтали, обозначающее инструмент.
Вопросы (по вертикали):
1. Что образуется в древесине при сверлении?
2. Инструмент, используемый для ручного сверления.
3. Инструмент для обозначения центра отверстия перед сверлением древесины.

Конспект урока по техническому труду в 6 классе.

Тема: Охрана природы.
Разработал: учитель технического труда МАОУ СОШ №59 Хлестов С.В.
Цели урока:
1.Воспитывать в детях бережное отношение к животному миру.
2.Формировать целостное восприятие окружающего мира.
3.Научиться методам борьбы по охране природы.
Тип урока: урок-получение новых знаний.
УУД
1. Познавательные
Познакомиться с мерами по защите и охране природы.
Помочь учащимся понять первичные потребности и проблемы людей и животных, нуждающихся в помощи. Понимать значение животных в жизни человека.
Анализировать информацию. Обобщать, ориентироваться в разнообразии способов решения.
2. Регулятивные
Формулировать и удерживать учебную задачу.
Составлять план и последовательность действий.
Сличать способ действия и его результат.
3. Коммуникативные
Развивать умение высказывать собственную точку зрения.
Работать в группе, оказывать в сотрудничестве помощь.
Использовать речь для регуляции своего действия.
4. Личностные
Воспитывать способность воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в природе и окружающей жизни.
Воспитывать в детях бережное отношение к природе, животному миру.
Формировать понятия о доброте, отзывчивости.
Развивать творческий потенциал учащихся.
Задачи урока:
-способствовать формированию познавательного интереса к изучаемому материалу;

Выяснить значение леса в природе и жизни человека;

Изучить правила безопасного поведения в лесу;

Формировать умения обобщать полученные знания, делать самостоятельные выводы;

Воспитание экологической культуры личности, любви к природе.

Ход урока.
Организационный момент. Построение, проверка отсутствующих, рассаживание по местам.
Приветственное слово, выведение учащихся на формулирование темы урока.
Отгадайте загадки.
Весной веселит,
Летом молодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.(Лес)
Дом со всех сторон открыт,Он резною крышей крыт.Заходи в зелёный дом,Чудеса увидишь в нём! (лес)
В старину была такая поговорка:
Много леса-(не губи). Мало леса-..(береги). Нет леса-.(посади).
Итак, последняя поговорка подсказывает нам тему урока. Лес, и весь животный мир живущий в нём, постоянно уничтожается промышленной деятельностью человека, а порой и просто безответственным поведением и отношением к природе. Однако, если какой-то участок леса уничтожен – всегда можно на его месте посадить новый, таким образом помочь природе восстановиться, точно также и с животными, если у кого то из них возникают определённые проблемы, почти всегда в силах человека исправить ситуацию. Итак, давайте попробуем ещё раз назвать правильно тему урока.. ОХРАНА ПРИРОДЫ!!!
Правильно, давайте откроем тетрадки и запишем её в тетрадь.
Освоение нового материала.
Прежде чем начать разговор, я бы хотел, чтобы вы послушали небольшое сообщение на тему «Леса Челябинской области»
Леса – восстановимые природные ресурсы.
Окружающая нас природа охраняется законами. Установлены систематизированные своды законов кодексы: Земельный, Водный и Лесной. (Термин «кодекс»в переводе с латинского «книга»). Законы обязывают нас по-хозяйски относиться к земле, воде, лесу, воздуху, растениям, животным и полезным ископаемым.
Какое значение имеет лес для человека?
ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСА:Дом для растений, животных, грибовЗащитник воздуха, водоемов, почвМесто для охоты человекаИсточник ягод, грибов, лекарственных растенийИсточник древесины

От леса человек получает пользу не только в виде древесины. Лес сохраняет влагу и в засуху отдает ее полям в виде дождей. Тающий в лесу снег питает реки и озера. Лесные массивы задерживают содержащиеся в воздухе вредные примеси и обезвреживают их. Полезащитные лесные полосы предохраняют почву от пылевых бурь, от разрушений в виде промоин и оврагов ливневыми и талыми водами, задерживают сугробы снега, питающие влагой поля. Корни растений укрепляют почву, а опавшая листва и хвоя сохраняет в ней влагу.
Нельзя разорять гнезда птиц, повреждать муравейники. За один только день семья муравьев съедает тысячи вредителей леса гусениц.
3. страшный враг леса. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные трупы деревьев.Недаром говорят: “1 дерево 1 млн. спичек, 1 спичка млн. деревьев”.
Что может привести к пожару в лесу:
1. Оставленный непогашенным костер.
2. Выжигание травы.
3. Игры со спичками в лесу.
4. Молнии.
5. Искра от глушителя автотранспорта.
Правила безопасности в природе:
При пожаре всегда звоните 01
Никогда не поджигайте сухую траву!
Никогда не бросайте в лесу зажженные спички и сигареты;
Разводите костры только в установленных для этого местах.
Ни в коем случае не разводите костры в лесу в ветреную погоду.
Не поджигайте сухую траву на полянах в лесу;
Не разводите костер в сухом лесу и на торфянике, если есть необходимость, разожгите его на песке или глине, при этом всегда имейте под рукой емкость с водой и лопату, чтобы можно было немедленно залить водой или забросать землей вырвавшееся из-под контроля пламя;
Не уходите от залитого костра, пока от него идет дым или пар;
Не пользуйтесь пиротехнической продукцией в сухом лесу и на торфянике.

Практическая часть урока:
А сейчас, когда мы с вами получили много новых знаний, давайте представим себе, что мы с вами уже все выросли, стали учёными, и направление нашей работы – это Охрана природы.
В нашем кабинете организованы 3 лаборатории, вы сейчас разделитесь на 3 группы, и каждая группа, по очереди будет работать в одной из лабораторий.
Давайте с вами подумаем, чем же могут заниматься подобные лаборатории по охране природы.
Самое первое, в деле защиты леса, это информация. Нужно постоянно напоминать людям о правилах обращения с лесом и с животными. Особенно это часто нужно делать для школьников. Как можно информировать население о проблемах природы?
ИДУТ ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ ОТ УЧЕНИКОВ
Например в нашей школе, самое простое это нарисовать стен-газету на соответствующую тему и повесить её в коридоре.
Таким образом первая группа будет заниматься разработкой стен-газеты. Для этого у вас есть лист ватмана, различные картинки. Ваша задача выбрать нужные картинки, вырезать их, разместить на вашей газете и приклеить, а также снабдить необходимыми подписями, лозунгами, возможно правилами поведения, и т.д.
Вторая лаборатория, по сравнению с первой, будет выходить на более массовую аудиторию. Одним из вариантов здесь является распространение листовок с соответствующим содержанием. Листовки можно раздавать в школьном коридоре, на улице, и даже просто пойдя сегодня домой, каждый из вас может взять немного листовок и разложить их в почтовые ящики соседям. Ваши листовки будут размером А4, вам также как и первой группе, нужно будет разместить на них картинки и сделать соответствующие надписи.
Третья лаборатория – это уже проявление конкретных действий по помощи животному миру. Вариантов здесь множество. Я бы предложил вам сегодня изготовить кормушки для птиц, которым тяжело переживать суровые уральские зимы, а потом повесить их на улице и прикармливать братьев наших меньших. У вас будет дан определённый набор материалов, из которых вам нужно будет изготовить кормушку по представленному образцу.
Время работы каждой группы на одной лаборатории 15-20 минут – по готовности, затем вы меняетесь местами. К концу второго урока у каждой группы будет своя стен-газета, свой проект листовки и своя кормушка. Тем самым мы внесём немалый вклад в дело сохранения природы.
Да, перед каждым переходом на новую лабораторию, каждая подгруппа в двух словах должна предоставить отчёт о проделанной работе.
РАБОТА В ЛАБОРАТОРИЯХ,

Подведение итогов урока, выставление оценок.
1. Как лес защищает природу?
2. Для чего сажают лесозащитные полосы?
3. Как мы можем помочь природе?

Открытый урок по технологии, класс 5

Тема урока: «Источники тока, проводники электрической цепи »

Задачи: образовательная: расширить политехнический кругозор учащихся,.

Воспитательная: аккуратность, ответственность

Развивающая: развитие у учащихся творческой инициативы, самостоятельности

Тип урока: комбинированный

Методы проведения занятий

объяснительно – иллюстративный

Репродуктивный

Частично – поисковый

Средство обучения: предметно-натуральные объекты,

Практические – трудовая деятельность

Эмоциональные – удовлетворение в работе

Наглядности: схемы, батарейка, лампочка с патроном, провода, выключатель, инструкционные карты, электропробники.

Ход урока

1. Организационный момент

1 Приветствие, проверка готовности к уроку

2 Сообщение темы и цели урока

Ребята посмотрите внимательно на свои столы,

(на каждом столе находиться батарейка, лампочка, две канцелярские скрепки, монтажные провода) это материалы необходимые для изготовления микропатрона.

А в этом нам поможет путешествие в журнал « Юный электротехник»

1-я страница журнала « Одна голова хорошо, а две лучше»

2-я страница « Мудр тот, кто обладает знаниями»

3 –я страница « Чем больше науки, тем умнее руки»

Мы открываем новую страницу «Технологии» раздел использования электрической энергии.

2. Актуализация знаний

И наша первая страница журнала « Одна голова хорошо, а две лучше»

–Посмотрите вокруг и скажите, что работает на электричестве?

Перечислите электрические приборы, которые работают у вас дома? (уч-ся перечисляют)

От каких источников электрической энергии эти приборы работают? (батарея гальванических элементов, аккумуляторы, генераторы на электростанции)

Какие ты знаешь электростанции?(ГЭС,ТЭЦ,АЭС и т.д)

С помощью чего передается электрический ток на большое расстояние? (проводов)

- Внимательно рассмотрите провод и скажите как он сделан.(Внутри провода – металл, снаружи – пластмасса)

Почему металлические провода нужно изолировать? (электроток имеет высокое напряжение, которое опасно для жизни)

Почему электромонтер во время работы пользуется резиновыми перчатками и инструментами, ручки которых изолированы пластмассой?

Почему мокрыми руками нельзя включать электроприборы?

Почему не в коем случае нельзя браться за оголенные провода?

Во всех этих случаях может «ударить» током. Удар электротока опасен для жизни человека

Зачитываем технику безопасности. Учащиеся расписываются в журнале по «Технике безопасности»

Продолжаем наше путешествие

3. Изложение нового материала

2 – страница нашего журнала « Мудр тот, кто обладает знанием»

Что нужно сделать, чтобы электрическая лампочка включилась?

(Включить электровыключатель)

Источник тока и потребитель электроэнергии соединены между собой проводниками, образуют электроцепь. Следовательно, чтобы провести ток нужно электроцепь соединить, а чтобы прекратить подачу тока, цепь нужно разъединить.

Запись в тетрадь

Соединение и разъединение цепи осуществляется с помощью выключателя.

Самая простая электроцепь состоит из 4 элементов.

Источник тока.

Выключатель.

Потребителя.

Проводника.

Показ рисунка простого соединения.

Электроцепи, которые используются в быту намного сложнее изображенной на рисунке. Выполнить рисунки таких цепей сложно. Вот почему в электротехнике принято изображать с помощью условных обозначений. С помощью условных знаков изображение электроцепи, называется электросхемой

Игра с условными обозначениями . Показываю рисунок-схему, батарейка, выключатель, проводник, потребитель.

Учащиеся находят у себя схему (см. Приложение № 1 )

4. Лабораторно – практическая работа схема и рисунки см. Приложение №2)

Задание №1 Чем отличаются друг от друга рисунки?

1. Простого соединения

3. Параллельного соединения (ответы детей)

Задание №2 Найдите соответствие рисунка и схемы

1. Простого соединения

2. Последовательного соединения

3. Параллельного соединения

а) Последовательного

б) Простого

в). Параллельного

Зарисуйте и подпишите схемы

Работа с инструкционной картой

1 Рассмотрите схему электроцепи и определите элементы, из которых она состоит.(

2 Включите электроцепь поочередно

А) последовательное соединение

Б) параллельное соединение

3. Вывернуть одну лампочку:

А) последовательного (вывод)

Б) параллельного (вывод)

4. Запись в тетрадь.

5. Практическая работа.

3 –я страница нашего журнала « Чем больше науки, тем умнее руки»

1.Вводной инструктаж:

Повторить правила ТБ

2.Изготовление изделия с простой электрической цепью – «электровикторины» (инструкционная карта см.Приложение№ 3 )

6. Закрепление знаний и умений

Из каких элементов состоит электрическая цепь?

Что представляет собой электрические схемы и зачем они нужны?

Назовите соединения электроцепи.

7. Подведение итогов.

- Сегодня мы узнали много нового об электросхемах, научились читать условные обозначения элементов электрической цепи и изготовили электровикторину. Я думаю, с целью сегодняшнего урока мы справились.

8. Оценка знаний .

9. Домашнее задание.

1. §1,2 страница 54-57ответить на вопросы

Приложение № 1

Приложение №2


Приложение № 3

Инструкционная карта

1. Прочитай описание изделия

«
Электровикторина» сделана из двойного листа бумаги.

На первом листе наклеены (нарисованы) изображения и написаны их названия. Рядом сделаны небольшие отверстия.

На втором листе наклеены полоски металлизированной бумаги. Ширина полоски – 10 мм. Длина на 20 мм больше расстояния между точками, поставленными через отверстия возле рисунка и его названия.

2.Подбери нужные инструменты и материалы.

Помни.

1. Отверстия не должны быть шире полоски.

2
. Полоски из фольги изолируй друг от друга кусочками бумаги.

Картинку наклей или нарисуй.

3. Выберите тему электровикторины

4. Проверь изделие в действии.

5. Сделай окантовку из полос цветной бумаги.

Сегодня система трудового воспитания в школах претерпевает изменения. Их двигатель — новые нормы федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОСов), которые, в частности, предусматривают сокращение часов на уроки технологии. Более подробное изучение этого предмета будет уходить в так называемые элективные, то есть обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, а бо́льшее внимание уделяться внеурочной деятельности. И тут уже решение должны принять сами дети, что для них станет приоритетом – технология на курсах и в кружках или какая-то иная наука для углублённого изучения.

В последнее время родители ни раз отмечали, что уроки технологии в школах устарели. Жизнь идёт вперёд, а трудовое воспитание топчется на одном месте, в большинстве школ не обновляется оборудование, не внедряются более современные технологии.

«Черёмуха» решила выяснить, так ли это на самом деле? Что изменилось в уроках труда-технологии за последнее время кроме названия, как повлияли на них стандарты, в рамках которых живёт школа?

ЧТО ХОТЯТ РОДИТЕЛИ?

Чтобы дети вышли из школы в буквальном смысле универсалами.

Николай Соловьёв, папа 12-летнего Антона и 14-летней Наташи: «Девочки умели бы готовить не тривиальные блюда типа бутербродов и салатов, а более сложные, освоили бы кройку и шитьё, основы ведения домашнего хозяйства, были психологически готовы к созданию семьи. Мальчики знали бы дерево- и металлообработку, стали технически подкованными. Было бы хорошо, если б дети владели медицинскими знаниями».

С одним согласна – основы медицинских знаний в человека нужно закладывать с подросткового возраста. Но делать это должны специалисты. Но почему бы перечисленные выше знания не заложить в ребёнка родителям? Но реалии современности таковы, что почти половина детей в каждом классе – из неполных семей. Отсутствуют, как правило, папы. Девочкам основы ведения домашнего хозяйства мамы, бабушки ещё могут показать, объяснить. Как быть с мальчиками? Нагрузка падает на учителей технологии. А в полных семьях родители озабоченные зарабатыванием денег, практически не видят своих детей.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ

Учителя технологии считают, что сегодня сложился стереотип относительно уроков технологии, который нужно ломать. Существует мнение: на уроках школьники только и делают, что мастерят табуретки и швабры, а девочки вышивают крестиком. На самом деле всё не так. По крайней мере в тех школах, где удалось побывать во время подготовки этого материала. Сегодня ребята знакомятся со множеством направлений – черчением, электротехникой, технологиями обработки различных материалов, ведением домашнего хозяйства, ремонтом и строительством. Например, восьмиклассники в рамках региональной программы профессиональной подготовки школьников изучают современные отрасли и производства Ярославской области, вузы и учебные заведения региона.

Технология включает в себя несколько взаимосвязанных предметов: трудовое обучение, информатику, математику, геометрию, черчение, физику. Новые образовательные стандарты предусматривают возможность внедрения в учебный процесс современных образовательных блоков по усмотрению учителя.

Проблема как раз в том, кто будет продвигать современные направления в школах города? Средний возраст учителей технологии – порядка 45 – 50 лет. К тому же, молодых специалистов, желающих пойти работать в школу, не очень много. Сложился стереотип, что здесь мало зарабатывают. Но при хорошей загрузке учителя можно получать среднюю зарплату по городу. Плюс отпуск летом — 56 дней, три раза в учебном году каникулы. Есть и социальные гарантии. Существует региональная программа ипотечного кредитования для покупки жилья молодым специалистам.

Педагоги уверены — нужно возрождать престиж профессии школьного учителя и как можно скорее, рассказывать о её плюсах, пропагандировать среди подростков и родителей. Может, и не стоит ждать молодых специалистов из педуниверситетов? В Рыбинске есть свой технический вуз. Почему бы не ввести педагогику в программу обучения студентов как курс по выбору? А после окончания учебного заведения привлечь их для работы в школы.

О том, что в современном мире уроки технологии меняются, рассказала и Галина Чепурина, учитель технологии средней общеобразовательной школы № 12 имени П. Ф. Дерунова: «Мы работаем по программе Ирины Сасовой, в основе которой лежит метод проектов. И дети выполняют свои работы от идеи до воплощения. Если раньше на уроках труда девочки шили салфетки, и у всех они получались практически одинаковые, то сейчас всё по-другому. Недавно мы выполняли проект по театральной кукле – и у каждого ребёнка она получилась своя, кто какую захотел и выбрал для себя».

Галина Алексеевна показала несколько проектных куколок – смешариков, другие сделаны из обычных ложек, третья похожа на планшетную куклу для настоящего театра кукол.

Галина Чепурина: «Выполнив проект, дети представляют результаты своей работы – кто-то просто рассказывает технологию изготовления, а кто-то готовит целый спектакль. Разве это не интересно»?

Одинаковой остаётся только технология изготовления вещей – снять мерки, освоить швы. Но главную роль играет именно творчество.

Лилия Гладкова, учитель технологии средней школы № 26: «Новые стандарты мне больше понравились, потому что дают возможность через проектную деятельность развивать фантазию детей. И дети за проекты берутся с большим интересом. Наша цель как учителей – познакомить девочек с новыми веяниями прикладного искусства, расширить их кругозор. Мы сейчас изучаем интерьер дома, даже формирование семейного бюджета. И чем только не занимаемся – вяжем крючком, на спицах, шьём различные изделия, делаем картины в стиле батик. С появлением интернета у ребят сейчас больше возможностей – увидели что-то там, а на уроках мы это делаем. Даже щи варим виртуально. Жаль только, что сокращают время на уроки технологии».


Фото из личного архива Станислава Матчина

А что же у мальчиков?

Каких только поделок нет в мастерской учителя технологии средней школы № 12 Станислава Матчина, который в этом году стал победителем рыбинского этапа конкурса «Учитель года». Подставки под цветы, планшеты и сотовые телефоны, записные книжки из устаревших компьютерных материалов – дискет, богомолы из «начинки» лампочек накаливания, наборы для ухода за комнатными цветами, часы из старых пластинок, модели самолётов, деревянные чёртики для Хэллоуина. Мальчишки изучают основы дерево- и металлообработки, различные технологии и хитрости, которые несомненно пригодятся им в дальнейшей жизни.

С девочками осваивать азы кулинарии, изучать кройку и шитьё легче. В каком плане? Материалы не такие дорогостоящие. Не спорю, швейные машины, электроплиты, посуда тоже стоят денег, но это гораздо дешевле, чем приобретение металла, древесины и соответствующих станков, инструментов и приспособлений для уроков технологии у мальчиков.

Сергей Занин, учитель технологии у мальчиков средней общеобразовательной школы №26: «Уроки технологии в школах – удовольствие дорогое. Они «съедают» порядка 40% средств от всего предметного обеспечения. Сегодня стоимость школьного токарно-винторезного станка – примерно 240 тысяч рублей плюс в 50 тысяч выльется его установка и подключение. А ещё стоимость инструментов и приспособлений. Поэтому часы на работу с металлом сокращены. Стало больше времени уделяться декоративно-прикладному творчеству».

Сергей Николаевич показал образцы изделий из древесины и металла, которые они делали и делают с мальчиками на уроках технологии. У современных ребят изделия получаются более простые, чем у детей в 80-90-е годы. Причина — проблемы с материально-техническим обеспечением. Оборудование и инструменты изношены, а на приобретение новых средств, как всегда, не хватает. В своё время предприятия оказывали помощь школам и инструментами, и станками.

Чтобы сегодня сделать уроки труда более высокотехнологичными, нужна база, оборудование, материалы, специалисты, в конце концов. Сегодня, к сожалению, нет преемственности среди педагогических работников. Ведь и учитель, прежде чем дать ребёнку знания, сам должен уметь работать на станках и руками. В настоящее время не хватает учителей технологии для мальчиков. В некоторых школах этот предмет у них ведут женщины. Чему они могут научить мальчишек? Да, теоретические знания по учебнику они дадут, но самое главное – практика, на которую по программе отдаётся 75% учебного времени.


Фото из личного архива Станислава Матчина

Сергей Занин: «Я считаю, что мы должны научить ребёнка работать руками и дать азы работы различными инструментами, на станках. А потом он сам решит, в каком направлении совершенствоваться. Если нам немного углубиться в историю. Вы знаете, что впервые трудовое обучение в немецких школах ввёл Бисмарк. И упор был сделан именно на ручной труд. После чего Германия стала быстрыми темпами развиваться, как индустриальная страна. И развивается до сих пор. По её примеру пошли Франция, Англия, США. Наша страна в начале XX века была одним из лидеров по ручному труду, в то время работало около 5 тысяч преподавателей».

После нашего разговора подхожу к мальчишкам, которые только что на уроке технологии осваивали электрическое дело. Судя по горящим глазам, им это нравится.

— Чем бы ещё хотели заниматься на уроках технологии? – допытываюсь у них. Ребята только заулыбались и побежали на перемену. Им на помощь пришёл Сергей Николаевич:

«Наша цель – привить любовь к труду, заинтересовать детей, увлечь их творчеством. Но для этого нужны материалы, инструменты, станки, конструкторы».

ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ ВЗГЛЯД ИЗ РГАТУ

Если отойти от стандартов, какими могут быть уроки технологии в школе? Этот вопрос «Черёмуха» адресовала одному из преподавателей Рыбинского государственного авиационного технического университета. У него своё видение, довольно оригинальное.

Андрей Печаткин, заведующий кафедрой радиоэлектронных и телекоммуникационных систем РГАТУ, кандидат технических наук: «На мой взгляд, можно пойти и в более интересные сферы, например, робототехнику, которая объединяет в себе многие области знаний. И заниматься этим могут как девочки, так и мальчики. На первом этапе ребёнок конструирует своего робота. Какую функцию он будет выполнять – зависит только от его фантазии. В данном случае дети обращаются к такой области знания как механика. Создали объект. Теперь в него нужно «вдохнуть» жизнь, чтобы робот смог выполнять простейшие команды – двигаться в разных направлениях, поднимать руки, брать что-то. Здесь уже «вступают» в дело такие науки, как программирование, информатика. После чего его можно сделать более изящным – с помощью 3D принтера придать форму. В данном случае дети уже осваивают системы автоматизированного проектирования. Робота можно сделать разноцветным».

Современная техника, которая, кстати, безопасна для ребёнка, позволяет это сделать. Кроме того, робот может быть радиоуправляемым. И пусть эти игрушки растут вместе с детьми. И можно устраивать соревнования – у кого робот быстрее преодолеет препятствия, доберётся из точки А в точку Б — фантазировать до бесконечности. Но можно создавать и более реальные устройства для нужд школы, например, тепловизоры — устройства для наблюдения за распределением температуры исследуемой поверхности. С их помощью фиксировать, происходит ли утечки тепла в школе, исследовать тело человека и животных, растения, ответить на вопрос, что происходит с проводником, когда через него проходит электрический ток.

Что потребуется для создания роботов? Типовые наборы для их создания, компьютер и программное обеспечение, дизайнерские программы и 3D принтер – всё, к слову, сегодня возможно приобрести.

К чему приведёт сокращение часов на уроки технологии в школе? Наверное, к тому, что дети всё меньше будут работать руками. Всё, что нас окружает – создано трудом и руками. Труд – основа жизни человека. Поэтому и уроки технологии в школе должны быть производительными. Труд связан с основами всех наук. Он воспитывает в человеке многие качества: дисциплину, осторожность, настойчивость, глазомер, усидчивость, внимательность. В конце концов, формирует из ребёнка человека.

  • Светлана Бакунина