Биографии Характеристики Анализ

Конспект грибоедова горе от ума. Конспекты уроков. А. С. Грибоедов "Горе от ума" (9 класс)

Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы говорили о личности Александра Сергеевича Грибоедова, его необычайных талантах и выдающихся способностях, о судьбе этого человека. Апогеем литературной деятельности Г стала пьеса в стихах «Горе от ума». Сегодня мы будем знакомиться с этим произведением и его героями, прочтем 1 действие.

Для начала давайте вспомним особенности драмы как вида литературы. Проведем обратный диктант – я читаю определения терминов, связанных с драмой, а вы записываете сами термины в тетради.

  1. форма устной речи, разговор между двумя или несколькими лицами – диалог
  2. один из основных видов драмы, в котором коллизия, действие и характеры трактованы в формах смешного и проникнуты комическим – комедия
  3. пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе – ремарка
  4. высказывания действующих лиц, из кот-х склд-ся диалог в драматическом или повествовательном произведении – реплика
  5. один из видов драмы, в основе которого лежит особо напряженный, непримиримый конф-т, оканчивающийся часто гибелью героя – трагедия
  6. в литературном произведении речь действующего лица, обращенная к самому себе или другим, независимая от реплик других персонажей – монолог
  7. одна из законченных частей, на которые делится пьеса или спектакль – акт \ действие

Проверка: ученики сравнивают написанное с правильными ответами на доске.

Итак, а сейчас давайте вспомним определение драмы.

Драма – один из основных видов литературы, наряду с эпосом и лирикой, предназначенный для постановки на сцене .

Грибоедов стал создателем одной из самых величайших драм всех времен. Послушайте, как он шел к написанию своего великого произведения.

В 1818 г Г предложили уехать на дипломатическую службу в Персию, и ему пришлось принять это назначение. В авг 1818 он выехал через Москву на Кавказ, откуда должен был двигаться дальше.

В М посетил близких. Мать была довольна его службой, и не принимала всерьез литературные занятия. Тогда Г писал св другу Степану Никитичу Бегичеву: «В М все не по мне. Праздность, роскошь, не сопряженные ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему».

В 1819 г ему удалось попасть в Тифлис, где он жадно набросился на русские журналы, бывал в обществе. Ему хотелось писать, он сравнивал персидские порядки с русскими, и гов, что «там и здесь чиновники отвратительны» . Известно, что в 1820 г Г уже держал в голове замысел «Горя от ума», а 1821 годом датирован первый рукописный текст пьесы, дошедший до наших дней. Общаясь с опальными (неугодными власти) офицерами на Кавказе, Г узнает об армейской муштре, о преследовании просвещения, жестокости цензуры, все это влияет на замысел пьесы.

Весной 1824 г выехал в столицу, надеясь напечатать комедию или поставить ее в театре. Закончил пьесу он уже в М в гостинице Демута на Мойке. В июне он пишет Б: «Читал я ее Крылову, Жандру, Шаховскому… Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет».

Но надежды автора не сбылись: ни лит-ная, ни театральная цензура комедию не пропустили. Тогда друзья начали распространять ее в списках - они переписывали комедию вручную и распространяли среди близких, родственников, друзей.

Законченная в 1824 и напечатанная при жизни Г только в отрывках, пьеса долго не пропускалась цензурой на сцену. В 1829 г, уже после смерти Г на сцене ставились некоторые акты пьесы, в 1831 г, сильно исправленная цензурой, комедия была поставлена полностью. В дальнейшем и по сей день «Горе от ума» ставят в самых разных театрах, в различных интерпретациях; взгляды на пьесу меняются в соответствии со временем и ценностями, но само произведение не перестает входить в список величайших драм русской литературы.

Давайте же прикоснемся к этому величию, попробуем составить собственное мнение о пьесе и ее героях.

Нам необходимо понять, в какой исторический период происходит действие комедии. Это нетрудно определить, проанализировав ист соб-я, обсуждаемые персонажами пьесы. Итак, война с Наполеоном уже закончена, но еще свежа в памяти героев. Прусский король Фридрих-Вильгельм побывал в М. Известно, что этот визит состоялся в 1816 г. Герои обсуждают обвинение трех профессоров Педагогического института в «призвании к покушению на законную власть», их изгнание из вуза произошло в 1821г. Закончена комедия в 1824. Следовательно, время действия – первая половина 20х гг 19 века.

Обратим свое внимание на действующих лиц комедии.

Открываем афишу. Вы видите, что персонажей много, но Г мастерски поработал над каждым из них. Поэтому некоторые черты хар-ра можно прочесть уже в именах и фамилиях героев. Как называются такие имена и фамилии? (говорящие)

Итак, идем по порядку.

Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте – лат. fama – «молва» или англ. Famous – «знаменитый». Государственный служащий, занимающий довольно высокое положение.

Софья Павловна, его дочь – Софиями часто называют положительных героинь, мудрость. («Недоросль» Фонвизина)

Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме – молчалив, «враг дерзости», «на цыпочках и небогат словами», « дойдет до степеней известных – ведь нынче любят бессловесных».

Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич – часто неадекватно реагирует на слова героев, «скалозубит».

Наталья Дмитриевна, молодая дама, Платон Михайлович, муж ее, - Горичи - не первом месте женщина (!) , ПМ – друг и единомышленник Ч, но невольник, находится под давлением жены и общества – «горе».

Князь Тугоуховский и Княгиня, жена его, с шестью дочерями . – опять много женщин, на самом деле плохо слышат, мотив глухоты.

Хрюмины. – фамилия говорит сама за себя – параллель со свиньями.

Репетилов . – латинское, повторяет за собеседниками.

Александр Андреевич Чацкий – изначально Чадский (в чаду, Чаадаев); неоднозначная многогранная личность, чей характер не выразишь в одном слове; сущ-ет мнение, что имя Александр Г дал, чтобы подчеркнуть некоторую схожесть с собой. Сам Г говорил, что в его пьесе «двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека», коим он считал Чацкого. Возможно, поэтому Г и поместил Ч в самый конец афиши, как намек на его «непохожесть» на других персонажей.

Переходим к 1 действию. Мы прочтем его частично, обращая внимание на моменты, которые помогут нам ближе познакомиться с основными героями комедии, выяснить, какие конфликты и мотивы пьесы намечаются в 1 действии. Вы должны помнить, что в большинстве пьес 1 действие играет роль экспозиции. Что это такое?

Экспозиция –

Итак, 1 действие комедии начинается с ремарки:

Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софии, откудова
слышно фортопияно с флейтою, которые потом умолкают. Лизанька середи комнаты спит, свесившись с кресел. (Утро, чуть день брежжится)

Уже здесь присутствует комизм. В чем? (в несоответствии звуков классической музыки со спящей, развалившись в кресле, служанкой)

На какой предмет интерьера обращает наше внимание автор? (часы)

Как вы думаете, почему гостиная не описана более подробно? (Очевидно, интерьер уточнит постановщик пьесы)

Я прочитаю для вас 1 явление пьесы, а вы обращайте внимание на крылатые выражения, которые встретятся в тексте.

Какое место в композиции пьесы занимает 1 явление? (знакомит нас обстановкой в доме Ф и некоторыми происходящими в нем событиями, предваряет первую конфликтную ситуацию)

В чем важность экспозиции в пьесе? (позволяет ввести читателя\зрителя в атмосферу, в которой происходит действие)

Учитель: Вот так начинается действие комедии. Уже здесь в действиях Лизы есть намек на мотив, который станет одним из главных в 1 действии. Что же такого сделала Л? (перевела часы --- обманула --- мотив лжи)

Что мы узнаем о взаимоотношениях некоторых героев? (У Софьи роман с Молчалиным, который она скрывает от отца)

Определено ли точное время начала действия? (нет, Лиза отвечает неопределенно: «Седьмой, осьмой, девятый…»)

Во 2 явлении появляется хозяин дома – Фамусов. Он открыто заигрывает с Л, на что та отвечает довольно смело для служанки: «Вы баловник, к лицу ль вам эти лица» и «Опомнитесь, вы старики». Про С Л лжет, что та «ночь целую читала» и только «сейчас започивала». Л старается говорить громко, чтобы предупредить С о появлении Ф, но тот не задерживается. Когда барин выходит, Л произносит фразу, ставшую крылатой: «Минуй нас пуще всех печалей \ И барский гнев, и барская любовь». В 3 явлении мы впервые видим С и М, которые появляются из дверей комнаты С. Л упрекает барышню в безрассудстве, и здесь появляется еще одно выражение, которое ушло в народ: «Счастливые часов не наблюдают» - говорит С.

Ф застает С, М и Л в гостиной. Он подозревает, что все трое, особенно С и М неслучайно оказались в одной комнате в столь ранний час, и отчитывает своего секретаря и дочь:

Фамусов

Друг. Нельзя ли для прогулок
Подальше выбрать закоулок?

Как вы думаете, почему Ф говорит такое М?

(он заботится о благочестии дочери, поэтому и просит М в такое раннее время держаться подальше от С)

А ты, сударыня, чуть из постели прыг,
С мужчиной! с молодым! - Занятье для девицы!
Всю ночь читает небылицы,
И вот плоды от этих книг!


А все Кузнецкий мост , * и вечные французы ,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!..

Кузнецкий мост - улица в центре Москвы. Во времена Грибоедова на Кузнецком мосту было множество различных магазинов, принадлежавшим
преимущественно французским купцам: книжных, кондитерских ("бисквитных
лавок"), модных нарядов и т.д.

Ф старается казаться хорошим отцом, поставить себя в пример С и указать М его место:

Фамусов

Вот попрекать мне станут,
Что без толку всегда журю.
Не плачь, я дело говорю:
Уж об твоем ли не радели
Об воспитаньи! с колыбели!
Мать умерла: умел я принанять
В мадам Розье вторую мать.
Старушку-золото в надзор к тебе приставил:
Умна была, нрав тихий, редких правил.
Одно не к чести служит ей:
За лишних в год пятьсот рублей
Сманить себя другими допустила.
Да не в мадаме сила.
Не надобно иного образца,
Когда в глазах пример отца.
Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем;
Однако бодр и свеж, и дожил до седин,
Свободен, вдов, себе я господин...
Монашеским известен поведеньем!..

Какие стороны личности Ф раскрываются в этом монологе? (Ф – хороший отец, заботится о воспитании дочери, старается сам стать для нее примером)

Лиза

Осмелюсь я, сударь...

Фамусов

Молчать!
Ужасный век! Не знаешь, что начать!
Все умудрились не по летам.
А пуще дочери, да сами добряки.
Дались нам эти языки!
Бepeм же побродяг, * и в дом и по билетам, *
Чтоб наших дочерей всему учить, всему -
И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам. *
Ты, посетитель, что? ты здесь, сударь, к чему?
Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора * и взял в секретари;
В Москву переведен через мое содейство;
И будь не я, коптел бы ты в Твери.

"Берем же побродяг" - имеются в виду учителя и гувернеты.

"И в дом, и по билетам" - учителя, не живущие "в доме", а "приходящие", в конце каждого урока получали "билеты" (особые квитанции) от родителей своих учеников. По этим билетам начислялась плата за ученье.

Асессор (коллежский асессор) - гражданский чин. Получение этого чина
давало право на личное дворянство.

Как отзывается Ф о нравах современного ему общества? (он настроен против лишнего ученья – языков и необходимых в свете мелочей)

Почему он называет век «ужасным»? (для него, может быть, слишком много суеты и забот, особенно в ученье)

Что мы узнаем о судьбе М и роли Ф в ней? (М не из богатой влиятельной семьи, даже не из Москвы, а Ф посодействовал его продвижению по службе, причем значительно --- Ф имеет влияние и может позволить себе покровительство над кем-либо)

Дальше С, пытаясь отвлечь отца, на ходу придумывает странный сон, который якобы ее и напугал и заставил прибежать в комнату, откуда она слышала голос отца. Сон, кстати, хоть и выдуман, однако предсказывает появление в доме гостя:

София

Позвольте... видите ль... сначала
Цветистый луг; и я искала
Траву
Какую-то, не вспомню наяву.
Вдруг милый человек, один из тех, кого мы
Увидим - будто век знакомы,
Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,
Но робок... Знаете, кто в бедности рожден...

С, конечно же, хочет намекнуть на М, но Ф этого не замечает, ему важнее другое:

Фамусов

Ах! матушка, не довершай удара!
Кто беден, тот тебе не пара .

Это первое, что говорит Ф во время рассказа С, он даже перебивает ее. Что же не понравилось Ф в речи дочери и почему? (Ф не понравилось, что герой сна С «в бедности рожден», а он не желает отдавать ее за бедного, пусть даже и любимого человека)

В итоге С удается без особого труда убедить отца, что она здесь случайно, М тоже, не особо раздумывая, избавляет себя от подозрений, сказав, что шел к Ф с бумагами. Ф отвлекается легко, не настаивая на правде. Обратите внимание, его заключительные слова:

Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.

О какой черте характера Ф говорит эта фраза? (о нежелании всерьез заниматься какими бы то ни было делами: он подпишет, наверное, любую бумагу, лишь бы она не доставила ему хлопот, и дальнейшая судьба дела его не интересует)

Так почему же Ф позволяет себя обмануть, ведь ситуация была довольно прозрачной?

Вспомните его заключительные слова. (он и не хочет ничего видеть, ему просто лень заниматься этими проблемами, он боится хлопот, ведь если принять все всерьез, придется идти на скандал с С, гнать М. поэтому он принимает любую хоть сколько-нибудь правдоподобную версию, и «с плеч долой» проблему. К тому же уж слишком увлечен он собой, говорит больше всех, никому не давая сказать. Такая болтливость и неспособность остновиться на одном предмете рассуждения, возможно, сами побуждают собеседников ко лжи)

В 5 явлении Л и С наедине обсуждают возможных кандидатов на руку С.

Лиза

Вот, например, полковник Скалозуб:
И золотой мешок, и метит в генералы.

Куда как мил! и весело мне страх
Выслушивать о фрунте * и рядах;
Он слова умного не выговорил сроду, -
Мне все равно, что за него, что в воду.

Как относится С к Скалозубу? (считает его недалеким, поэтому не сможет с ним жить: «Что за него, что в воду»)

Здесь вспоминают и о Ч, с которым С была дружна в детстве. Л отзывается о нем как о веселом, остроумном и, главное, влюбленном в С человеке.

Но С не воспринимает всерьез детскую дружбу, и мы понимаем, что она действительно по-настоящему влюблена в М.

София

Кого люблю я, не таков:
Молчалин, за других себя забыть готов,
Враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело
Ночь целую с кем можно так провесть!
Сидим, а на дворе давно уж побелело,
Как думаешь? чем заняты?

Бог весть,
Сударыня, мое ли это дело?

Возьмет он руку, к сердцу жмет,
Из глубины души вздохнет,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.

Обратите внимание, С очень откровенна с Л, а ведь та всего лишь служанка. Как вы думаете, почему? (они ровесницы и, вероятно, Л уже давно в доме Фамусовых, поэтому девушки нашли общий язык, несмотря на разные социальные положения)

6 явл состоит из одной только реплики: входит слуга и объявляет: «К вам Александр Андреич Чацкий».

Слова Чацкого читает учитель, реплики Софьи и Лизы – подготовленный ученик.

Какими чувствами переполнен Чацкий? (восторг от встречи с С, он в приподнятом, даже в возбужденном настроении, поэтому многословен)

Исходя из слов Ч, как его встречает С? (довольно холодно, прикрываясь шаблонными светскими любезностями)

Что заставляет С перейти на почти враждебный тон? (замечание Ч о М)

Почему Ч пытается не придавать значения иронии и холодности С? (он восхищен ею, пытается вернуть прежний тон отношений)

Как Ч отзывается о Москве и ее нравах? (что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два)

Почему же тогда он вернулся? (из этого явления можно сделать вывод, что любовь к С – причина приезда)


Крылатые выражения:

Чуть свет уж на ногах, и я у ваших ног


Помилуйте, не вам, чему же удивляться?


Гоненье на Москву!


И дым отечества нам сладок и приятен!


Смешенье языков – французского с нижегородским


На этом заканчивается 1 действие комедии.

Со всеми ли действующими лицами комедии мы познакомились? (нет, только с несколькими)

Какие мотивы уже наметились в 1 действии? (мотив лжи и мотив глухоты как нежелания слышать правду)

Как вы думаете, какие наметившиеся конфликты станут ведущими в пьесе? (конфликт Ч с московским обществом, его образом жизни и любовный конфликт, ведь Ч влюблен в С, а она – в М)

Вывод: в 1 действии пьесы наметились некоторые основные мотивы и проблемы: мотив лжи и глухоты (Л обманывает С, С врет отцу, а тот легко поддается обману, не желая видеть правды); недовольство Ч московскими порядками, пока еще пассивное; влюбленность С в М и неопределенность его чувств к ней; желание Ч восстановить отношения с С. Наметился любовный конфликт.

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

Урок 1

Нравственный конфликт в комедии. Тема достоинства человека в «Горе от ума»

    Страницы Грибоедова в чтении и высказываниях учеников: искусство чтения стихотворного монолога (обсуждение чтения и его совершенствование; достижение артистичности чтения, чувства меры и такта в исполнении монолога и сцен).

    Композиция комедии; смысл завязки. Загадки сюжета и поступков героя. – Меняется ли Чацкий и ваше отношение к нему? Что, может быть, в словах его и поведении вызвало недоумение? А в самом деле: почему слова любви сменяются язвительными насмешками и колкостями? – Что же происходит в доме Фамусова? Как построил Грибоедов комедию? Почему Чацкий становится и чужим, и опасным, не только для Фамусова – для Софьи? Где это противостояние впервые сказалось открыто и остро? – Каким вопросом вы, может быть, невольно задавались? Действительно: что влечет Чацкого в Москву? Когда-то известный историк академик Нечкина, предложив этот вопрос, уверенно заявила: Чацкий приезжает в Москву жениться! Вы согласны? Подтверждается ли это предположение текстом комедии? Но, с другой стороны, странно, даже неловко за Чацкого: любя Софью, даже не делает попытки предложить ей стать его женой. Пофантазируем: представляете ли вы Чацкого семьянином? Вспомним его поступок, оскорбивший Софью: «Ах, если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?» В самом деле: с чего это Чацкий отправился путешествовать, поплатившись разлукой с Софьей и ее охлаждением? Вот загадки Чацкого! – Существенен ли в комедии Грибоедова мотив путешествия? Единичен ли этот эпизод и только ли с Чацким он связан? Вспомните «путешествия» современников Грибоедова, их «одиссеи». – Какова интонация сцен, где Чацкий «встречается» с Фамусовым? Проследите за их поединками. Как написал Грибоедов их словесную «дуэль»? Например, монолог Фамусова о Максиме Петровиче. Ваше мнение об этой странице? Что придает ей едкость, не замечаемую Фамусовым? Как он выглядит в этой сцене? Сравните два соседних монолога: «Вот то-то, все вы гордецы» Павла Афанасьевича и - ответ Чацкого: их лексика, синтаксис, интонация. Какими увидели вы в словесном поединке Фамусова и Чацкого? Наконец, какие перемены происходят в дальнейшем на этих страницах и в самих стихах, которыми «обмениваются» Фамусов и Чацкий, - в ритме. Интонации их реплик? – прояснилась ли для вас ситуация грибоедовской комедии, ее конфликт? Где он достигает предельного накала? Как вы прочитаете монолог Чацкого «А судьи кто?» В чем тайна его, как бы сказал Вяземский, «вулканической» страсти? Как меняется стихотворная речь Чацкого, ее лексика, ритм, интонация? – Вспомните обвинения, брошенные Фамусовым Чацкому: справедливы ли они («опасный человек», «карбонарий!»)? Разрушитель ли Чацкий? Мятежник ли?

    Антитеза как основа построения комедии. Осмеяние подобострастия и угодничества – идеалов «века минувшего». Сатирическое мастерство Грибоедова в монологе Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы»; искусство панегирика как само развенчания героя. Напряженность нравственного конфликта комедии в интонационно-лексическом контрасте монологов Фамусова и Чацкого (упоение придворным шутом, благоговение перед великолепием и важностью вельмож и – сарказм и грустное раздумье Чацкого о «веке нынешнем и веке минувшем»; резкая смена монологов краткими парирующими репликами, ускорение темпа сценического действия, его переход в словесный поединок. Порывы юного сердца, его наивные упования как трагический мотив грибоедовского творения; психологизм «Горе от ума». Независимость, суверенность юной личности, воплощенные в Чацком. Пафос «свободной мысли», просвещения и «творческих искусств» в страстных инвективах Чацкого и его оде «молодым людям», поборникам прекрасного. Путешествие как знаменательный мотив пьесы, символ «духовной жажды» и свободы молодого современника. Тема путешествия в литературе грибоедовской эпохи («Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина, «Судьба Одиссея» К.Н. Батюшкова). Овладение лексическими формулами со значением «свобода личности»: независимость, суверенность человеческого «я»; духовная свобода; достоинство; «самостоянье человека» (Пушкин).

    Домашнее задание: завершить чтение комедии; представить сцены 3-го и 4-го действий в театре или на экране: «Твой фильм (спектакль) по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», «Бал у Фамусова на сцене»: подготовить чтение наизусть одного из монологов или сцены.

Урок 2

Чацкий в поединке с «обществом».

    Опыт «театрализации». – Сравните 3-е действие с предыдущими. Почему оно столь многолюдно? Какие сцены вы видите особенно отчетливо? Ваш спектакль или фильм. Мнение критиков? Есть ли иные варианты? Ваш выбор?

    «Мильон терзаний» Чацкого. – Меняется ли Чацкий? Каким вы видите его на балу? Как произнесете его монологи? Сопоставьте их с предыдущими излияниями грибоедовского героя: интонации, слова, срывающиеся с уст Чацкого, ритм стихотворных строк прежде и сейчас. В каких словах весь Чацкий с его болью, досадой, отчаяньем? Как отозвались вы на его «мильон терзаний»? И в чем тайна этой грибоедовской формулы? – Справедлив ли Чацкий в своих укорах Москве? Разделяет ли их автор? Какие сцены комедии вы вспоминаете, слушая инвективы Чацкого с их «желчью и досадой»? – Жанр «Горя от ума»? Действительно ли комедия? Разве уж так смешна пьеса Грибоедова? Если настаиваете на том, что перед нами комедия, покажите, как создает драматург комедийность пьесы? На каких страницах вас особенно изумило его комедийное мастерство (в диалогах, репликах, в построении сцен)? Каково вам было читать сцены бала? Почему общество, собравшееся у Фамусова, так уморительно? Проследите, как представляет его читателю и зрителю автор. В каких словах вы передали бы впечатления от общества, которое принято называть «фамусовским»? Не забыли ли мы одного из самых любопытных персонажей комедии? Действительно, Молчалина! Вернитесь к нему: он ясен вам? И какова его роль в пьесе? Как прочитали вы «поединок» Чацкого и Молчалина? Каким видите каждого из них? В спектакле Ленинградского Большого драматического театра, поставленном Г.А. Товстоноговым, Чацкого играл Сергей Юрский, Молчалина – Кирилл Лавров: вы согласны с таким распределением ролей? Ясен ли вам замысел режиссера? Действительно, Молчалин-Лавров заставлял пасовать Чацкого, был горд и уверен в себе: он не в будущем, а уже сейчас «блаженствовал», торжествовал победу над Чацким. Вы согласны с таким прочтением комедии Грибоедова, и в частности сцены 3-го действия? – Как встретили вы финал 3-го действия? Его заключительная ремарка?

    Сатирическое искусство Грибоедова в изображении персонажа и в собирательном «портрете» общества; выразительность речи, поз, жестов, мастерство ремарок, их лаконизм и зримость, невольно выдающие отношение автора; мгновенная нарицательность грибоедовских типов (Тугоуховские, Хрюмины, Хлестова). Ничтожество светской толпы в сценах бала. Одиночество и страдания Чацкого как рушение недавних надежд и упований. Трагизм его монологов, отчаяние их исповедальности на виду у «света». Судьба Чацкого в ремарке, прерывающей монолог его, и сцены бала. Композиционное искусство Грибоедова. Овладение лексической точностью психологической характеристики («мильон терзаний» Чацкого): сомнения, разочарование, надежда, досада, отчаяние, горечь, одиночество, достоинство, оскорбленное чувство.

Урок 3-4

Смысл заглавия и трагикомизм «Горя от ума».

    Новаторская пьеса. Интересно ли читать «Горе от ума»? А обсуждать комедию Грибоедова? Что в ней вас особенно тронуло? Удачно ли заглавие пьесы? Разве согласуется оно с ее жанром: «горе» и «комедия»? Сравните творение Грибоедова с комедийными пьесами других авторов.

    Две «комедии». А теперь послушайте еще одну «комедию», созданную за 5 столетий до Грибоедова гениальным итальянским поэтом Данте, - его «Божественную (как называли ее современники) комедию». Чтение фрагментов «Ада»: песен третьей, четвертой или иных страниц по выбору учителя. – Ваши впечатления от строк Данте? Они действительно «божественны»? Но почему «комедия»? Нет ли в этом слове коварного смысла? Заметьте: среди «грешников», попавших в ад, - «славнейшая из школ», чьи «песнопенья вознеслись над светом», - великие поэты Греции и Рима, и «семья мудролюбивая» философов древности во главе с Сократом, и ваш знакомый «геометр Эвклид», и целитель Гиппократ, и иные бессмертные, кого поэт «назвать не в силах поименно». Чем не горе от ума! Даже трагичней: кара, муки за ум и гений! Но Бог покарал и «того, кто от великой доли отрекся в малодушии своем». Хорошо хоть в этом не грешен Чацкий! В малодушии и отречении от судьбы своей его не упрекнет даже самый пристрастный судия. Как объясните вы эти неожиданные переклички величественных терцин! Данте с комедией Грибоедова? Может быть, эта близость хоть как-то «оправдает» стихотворную форму «Горе от ума» (помнится кто-то из вас поначалу был недоволен тем, что «Грибоедов написал пьесу стихами», читать, мол, труднее, чем «Недоросля» и «Ревизора»).

    Смысл заглавия. Почему же «Горе от ума»? И что такое «ум»? Проясните этимологию слова («умение», «умение жить»!). «Умен» ли Чацкий? – вот далеко не праздный вопрос. Но разве только Чацкий «умен» в комедии Грибоедова? А Фамусов с его житейским опытом, знанием порядков и обычаев («на все свои законы есть»), успехами по службе? Скалозуб с его «философствованием» относительно «разных каналов» добывания чинов? И особенно – Молчалин. Как же быть с «умом» в комедии Грибоедова? Каждому – свое? Молчалину – «блаженство», успех, Чацкому – одиночество, отверженность, «горе»? Отчего же? – Совсем рядом с творением Грибоедова стихотворение Пушкина «Поэту» («Поэт, не дорожи любовию народной»). Приложимо ли оно к Чацкому? – Итак, «ум» и «ум». Как он оказался в языке, в «стихах» персонажей? Ваш выбор? Ваш «ум»?

    «Горе от ума» как трагическая и возвышенная тема мировой культуры, ее поэтическое воплощение в величавых терцинах и мифологических картинах «Божественной комедии», в стихотворных сценах и житейском сюжете грибоедовской пьесы. «Горе от ума» как трагикомедия. Тема «ума» как нравственно-житейский выбор. Развенчание низменного, ловкого ума и утверждение «свободной мысли», ума возвышенного и благородного как умения жить достойно. Житейская назидательность монологов и реплик Фамусова, Скалозуба, Молчалина и афористичность, поэтическая выразительность, ораторская отточенность строки в сценическом языке Чацкого. Трагедия ума и таланта в комедии Грибоедова.

    Овладение сопоставительной лексикой в высказываниях о ритмических и интонационных особенностях поэтических произведений (неторопливые, величавые строки «Божественной комедии» - живые, легкие стихи «Горе от ума»; страстный, трагический голос автора в поэме Данте – комичные интонации персонажей в грибоедовской пьесе, печальные раздумья Чацкого; взволнованный разговор Данте с «грешниками», обращения-воспоминания поэта, прерывистый ритм терцин – интонационное многообразие реплик и монологов «Горе от ума»; монологичность «Божественной комедии» - многоголосие «Горе от ума»).

    Домашнее задание: чтение наизусть новых фрагментов «Горе от ума»; подготовиться к семинару «Чацкий – победитель или побежденный»? Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний» в сопоставлении с комедией Грибоедова; прав ли критик в оценке Чацкого и постижении смысла «Горе от ума»? Задание на опережающее чтение: чтение «Божественной комедии» Данте («Ад»).

Урок 5

Смысл комедии А.С. Грибоедова и ее истолкование И.А. Гончаровым и читателем (семинар)

    «Горе от ума» в оценке и чтении учеников. Мы завершили чтение комедии Грибоедова. Ваше отношение к ней и нашим урокам. Кто предложит свои вопросы для заключительных раздумий над творением Грибоедова? Ваши суждения с непременными аргументами текстом. – Жива ли сегодня комедия? Или она всего-навсего тема школьной программы? Будете ли вы перечитывать «Горе от ума»? А цитировать? Доставляет ли вам наслаждение создание Грибоедова? Ваши любимые страницы «Горе от ума». Ваш герой.

    Театральное воплощение комедии. Чацкий на сцене. – А теперь, в порядке «эпилога» уроков по пьесе, - страницы ее «сценической истории». Рассказ учеников о наиболее заметных спектаклях по пьесе, по книгам о пьесе. – В чем различие актерского исполнения роли Чацкого? Какого Чацкого вы принимаете? Сопоставьте его с грибоедовским. – Итак, ключевой вопрос: «Чацкий – победитель или побежденный?» Можете ли вы усилить аргументацию, обратившись к тексту комедии? Вспомните ее поворотные сцены. Чацкого и Фамусова в эти кульминационные моменты. Да и экспозицию, первые сцены: почему так раздражен, обеспокоен Фамусов и оправдано ли его состояние дальнейшим ходом пьесы? А как держится в поединках с ним Чацкий? Почему он «владеет собой», как очень точно вы заметили, полон достоинства, остроумно парирует выпады Фамусова? Кстати: согласны ли вы с тем, как поставил Товстоногов Г.А. сцену встречи Чацкого с Молчалиным? Сопоставьте наши наблюдения со статьей Гончарова. – Мы мало говорили о полковнике Скалозубе. Его роль в пьесе? Бал? К чему он? Влияют ли эти сцены на ход комедии и ее смысл? Как встретили вы молву о сумасшествии Чацкого? Верят ли ей Софья, Фамусов, все гости? Как выглядит под пером Грибоедова «общество№ в спорах о Чацком? Кто же одерживает верх в комедии? Почему в финале комедии рядом Молчалин и Чацкий? – Попытки «современного прочтения» комедии. Чацкий и мы. Товстоногов поставил странную трактовку пьесы: Чацкий побежден. Режиссер ставил пьесу как современную. Молчалины замордовал Чацкого. Согласны?

    Овладение лексикой и оборотами со значением художественных закономерностей (обусловленность приема, его смысл): Скалозуб неслучайно появляется. Он необходим в комедии: в его образе писатель воплотил. Без него пьеса. Сцены бала – кульминация комедии: в них Грибоедов. А разве напрасно Фамусов под пером Грибоедова. Если бы «общество» не пустилось в россказни о сумасшествии Чацкого, мы бы. И оно, конечно, верит собственной выдумке: драматургу это-то и надо, чтобы.

    Домашнее задание: подготовка к сочинению по пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Урок 6

Сочинение

Ориентировочные темы:

    Мое отношение к Чацкому

    Читая комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума»

    Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума»

    Анализ эпизодов (на выбор один): Я на балу у Фамусова, Мой любимый персонаж, Дом Фамусова, Москва на страницах комедии

    Самая волнующая страница пьесы «Горе от ума»

    Смешное и грустное в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

    Твоя тема по пьесе А.С. Грибоедова

План

  1. Утро в доме Фамусова.
  2. Приезд Чацкого. Холодность Софьи к нему.
  3. Разговор Фамусова и Чацкого. Монолог Фамусова о дяде Максиме Петровиче.
  4. Визит Скалозуба.
  5. Монолог Чацкого о крепостном праве.
  6. Падение Молчалина с лошади.
  7. Бал в доме Фамусова.
  8. Отношение гостей к сплетне о сумасшествии Чацкого.
  9. Несостоявшееся свидание Софьи и Молчалина, которому помешал Чацкий.
  10. Отъезд Чацкого из Москвы.
Основные действующие лица: Павел Афанасьевич Фамусов — управляющий в казенном месте. Софья — его дочь. Лиза — служанка. Алексей Степанович Молчалин — секретарь Фамусова, про-живающий в его доме. Александр Андреевич Чацкий. Сергей Сергеевич Скалозуб — полковник. Супруги Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович Горичи. Князь Тугоуховский, его жена и шесть дочерей. Графиня-бабушка и графиня-внучка Хрюмины. Антон Антонович Загорецкий. Хлестова — свояченица Фамусова. Г. N. Г. D. Репетилов.

Действие происходит в Москве, в доме Фамусова.

Утром Лиза просыпается в гостиной, в кресле. Она всю ночь следила, чтобы никто не застал Софью и Молчалина наедине во время их свидания. Появившийся Фамусов сталкивается в дверях с Молчалиным, которому рекомендует «для прогулок подальше выбрать закоулок», так как твердо уверен в том, что тот, кто беден, не пара его дочери.

Лиза в разговоре с Софьей вспоминает Чацкого, с которым та вместе-воспитывалась и который уехал странствовать примерно три года назад. Вошедший слуга докладывает о приезде Чацкого.

Появляется Чацкий. Он пытается убедить Софью в том, что проскакал почти семьсот верст без отдыха только для того, чтобы увидеть ее. Спрашивает про общих знакомых, затем рассуждает о российском воспитании и образовании. Признается Софье в любви.

Фамусов тем временем старается отгадать, в Молчалина или в Чацкого влюблена его дочь. Он спрашивает Чацкого, не думает ли тот жениться на Софье, советуя сначала ему пойти послужить. Далее рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который добился высокого положения в обществе и сделал блестящую ка-рьеру при помощи того, что постоянно угождал начальству и за-искивал при дворе. Он служил при государыне Екатерине, а од-нажды во время приема во дворце упал, в результате чего был «высочайшею пожалован улыбкой». В ответ на это Максим Петро-вич упал уже нарочно, а затем точно так же и в третий раз. Но Чацкий возражает Фамусову, осуждая подобное поведение.

Фамусова навещает полковник Скалозуб, которому хозяин очень рад. Фамусов пытается поговорить с гостем о родственни-ках, о его брате, но Скалозуб способен рассуждать только о службе.

Речь заходит о женитьбе, о современном обществе. Чацкий вновь возражает Фамусову и произносит гневный обличительный моно-лог, резко осуждая крепостное право.

В комнате появляются Софья и Лиза, которые видят в окно, что Молчалин упал с лошади. Софья теряет сознание. Очнувшись и придя в себя после обморока, она беспокоится только о само-чувствии Молчалина. Чацкий начинает подозревать, что Софья в Молчалина влюблена.

Гости съезжаются в дом Фамусова на бал. Здесь Чацкий встре-чает своего давнего друга Платона Михайловича, с которым ког-да-то служили. Платон Михайлович изменился до неузнаваемос-ти, безвыездно живет в Москве, находясь под каблуком своей жены, Натальи Дмитриевны. Появляются княгиня и князь Туго-уховские и шесть их дочерей. Затем входят графини бабушка и внучка Хрюмины, Загорецкий, Хлестова, Скалозуб, Молча-лин.

В разговоре с Г. N. Софья говорит, будто ей кажется, что Чац-кий сошел с ума. Г. N. делится этим известием с Г. D., который, в свою очередь, рассказывает Загорецкому, что Чацкий лишился рассудка.

В сплетню о сумасшествии Чацкого все сразу поверили, пото-му что он всем успел дать советы, которые никому не пришлись по душе. Обсуждая причины сумасшествия Чацкого, Фамусов утверждает, что всему виной учение. Чацкий, разговаривая с Со-фьей, осуждает бездумное подражание людей всему иностран-ному.

Гости постепенно разъезжаются. Репетилов, радуясь встрече с Чацким, зовет его с собой в клуб, но тот отказывается.

Чацкому становится известно о нелепой сплетне, которую рас-пространила о нем Софья. Кроме того, он узнает, что Софья на-значила Молчалину свидание, и следит за ними. Материал с сайта

Служанка зовет Молчалина к Софье, тот заигрывает с Лизой, уверяя ее, что Софья Павловна ему не нравится. Говорит, что отец завещал ему угождать всем людям, поэтому он любит дочь хозяина «по должности». Софья слышит эту беседу и, обманутая в лучших чувствах, приказывает Молчалину покинуть до утра их дом. Из-за колонны выходит Чацкий. Он тоже все слышал. Появляется Фамусов со слугами. Увидев Чацкого и Софью, подо-зревает, что у них тайное свидание. Рассердившись, Фамусов угрожает дочери, что отправит ее к тетке «в глушь, в Саратов». Чацкий же произносит гневный монолог, упрекая Софью в том, что она предпочла ему Молчалина, не рассказала, что «все бы-лое» между ними она «обратила в прах», советует ей помириться с Молчалиным, ведь из него выйдет отличный муж-слуга, а Фа-мусову заявляет, что не станет свататься к его дочери. Затем требует карету и уезжает.

Фамусов — Софье: «Ну что, не видишь ты, что он с ума со-шел? …Моя судьба едва ли не плачевна? Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • максим петрович упал
  • план по повести грибоедова комеди горе от ума
  • планы сочинений по комедии горе от ума
  • сочинение горе от ума смысл названия комедии
  • конспект комедии горе от ума 1824