Биографии Характеристики Анализ

Григорий кукарека биография. Кукарека, Григорий Григорьевич - Чистое поле: стихи

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Разработка

внеклассного мероприятия в начальной школе

«Природа родного края» по материалам

стихов члена союза писателей России Г.Г. Кукареки

Мероприятие разработала - Литовкина Надежда Дмитриевна

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 18 им. Б.Б.Городовикова»

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте уважаемые родители, гости!

Сегодня у нас в школе День открытых дверей для родителей, общественности.

Заканчивается учебный год, и, прощаясь с 1 классом, мы решили нашу встречу посвятить родной степной природе, ее красоте, бережному отношению к ней.

Сегодня на нашем внеклассном мероприятии присутствует член союза писателей России Григорий Григорьевич Кукарека. Поприветствуем его. (Слайд 1)

Учитель:

Через все творчество нашего поэта проходит мысль единства природы и человека, единения и братства людей, святой преемственности поколений.

Сегодня мы пригласили Григория Григорьевича к нам, чтобы он тоже вместе с нами услышал свои стихи в исполнении детей нашего класса.

И так:

«Красива степь, что зелена весной, красив твой край, уж тем, что он родной»

Степь у Маныча весной –

изумрудный океан

В дымке нежно-голубой

Как верблюд прилег курган

Изо всех своих силенок

Жаворонок песню льет

Словно беленький ягненок

В небе облачко плывет

Так и хочется обнять

Степь в ее цветении

Вольным ветром целовать

Буйные растения. (Слайд 2)

(Учащиеся исполняют песню «Мы с утра пораньше побежим на речку») (Слайд 4)

Учитель:

Неотразимо очарование степной природы, хотя благодатной и щедрой ее не назовешь. Возрастить дерево в безводной степи – нелегкая задача. (Слайд 5)

Когда-то эта земля была дном огромного моря. Отступая и наступая вновь, его воды ушли в пределы нынешнего Каспия – загадочного, гигантского озера. И вот уже миллионы лет простираются здесь великие равнины, бескрайние и древние, как и породившие их стихии. Это наша степь. (Слайд 6)

Весной степь чарует взор и душу сплошным зеленым ковром, по которому цветут тюльпаны: алые, желтые, лиловые, темно-лиловые. Вы были в стране Апреля?

Страна Апреля – это страна тюльпанов. (Слайд 7)

Это Калмыкия в месяце коня по калмыцкому календарю. (Слайд 8)

Отрывки из поэмы Г.Г.Кукарека «Тюльпаны на Солончаке» прочитают наши дети.

Ученик 1:

Тюльпаны родины моей

Что их нарядней и скромней?

Лицом к заре обращены,

Вобрали все цвета они

Сложились лепестки в тюрбан –

Отсюда и пошло – тюльпан. (Слайд 9)

Ученик 2:

Бамб-цецек – говорит калмык

Ликует в слове солнца блик

Лазориками на Донщине

Их величают и поныне.

Желтогорячие цветки –

Так прозывают старики –

И замечают все они:

«Росло их больше в наши дни (Слайд 10)

Ученик 3:

Тюльпаны Шренка по буграм,

Волнуясь, тянутся к рукам

И Биберштейна врос тюльпан

В суглинок, где мутнел лиман

Белы, сиреневы, желты

Степей Приманычья цветы

Но больше всех в полях весны

Тюльпанов, что красным - красны.

В моей бы силе приказать:

«Тюльпаны никогда не рвать!» (Слайд 11)

Ученик 4:

Тюльпан Голландии сырой,

Твой предок наш тюльпан степной.

Исколеси весь шар земной

Не встретишь красоты такой (Слайд 12)

Ученик 5:

Рожденный в Диком поле он

Европу всю забрал в поклон

И поклонялись короли

Цветам просоленной земли!

Ученик 6:

А Гаарлема карнавал!

Он в честь тюльпана заиграл.

И записал Дюма роман

В котором он воспел тюльпан.

Писатель в наших был краях

Тюльпаном здесь простор пропах

Тюльпаны родины моей

Цветете вы и мир светлей! (Слайд 13)

Ученик 7:

Тюльпаны родины моей

О вас веду рассказ с тех дней

Когда мальчишкой шустрым я

Бежал в росистые края

И приходил домой в обед

И маме приносил букет

За самый теплый в мире взгляд (Слайд 14)

Ученик 8:

Я видел молодел старик –

К тюльпана он щекой приник.

Тюльпаны маревых степей.

Я их дарил любви своей. (Слайд 15)

Ученик 9:

Когда бутоны их крупны,

Бывают закрома полны.

Когда бутоны поскромней –

Засушит лето суховей.

Так говорит в степи народ –

Примета счет векам ведет. (Слайд 16)

Учитель:

Тюльпан Шренка – самый красивый цветок Калмыкии. Когда весной это растение зацветает степи покрываются фантастическим ковром ослепительных красок. Ведь цветки тюльпана Шренка бывают белыми, желтыми, розовыми, красными, фиолетовыми и даже с черным глазком у основания. Цветы занесены в Красную книгу. (Слайд 17)

А вот это тюльпан Биберштейна. Нежным ароматом веет от желтых тюльпанов Биберштейна и рука невольно тянется к блестящим пятиконечным звездам этих цветов. (Слайд 18)

В разных уголках Европы и Азии произрастают более 100 видов тюльпанов. Но самым первым из них люди начали выращивать в своих садах тюльпан Шренка. В глубокой древности ими украшали персидские шахи и турецкие султаны свои сады. (Слайд 19)

(Учащиеся исполняют песню: «Живет на свете красота»)

Учитель:

Ученик 10:

Тюльпанов дивные огни

Видны все реже в наши дни

Безжалостно весной их рвут

И на базарах продают.

Или сорвут такой букет

Что трудно удержать в руке

Зачем? Ведь в комнате они

Погасят лепестков огни,

Поникнут гордой головой

Не оживить живой водой. (Слайд 20)

Ученик 11:

И больно мне тюльпан родной

Как обращаются с тобой

Глупцы, невежи, торгаши

В ком мало доброты души

Должны ль тюльпанные побеги

Терпеть разбойные набеги?

Увозят зори в лепестках

На запорожцах, москвичах

Бегут тюльпаны от дорог

Чтоб их никто сорвать не мог

Ученик 12:

Да будем все мы как цветок

Достойны будем красоты

Она живет в любом из нас –

В улыбке, жесте, цвете глаз

Тюльпаны родины моей

Еще порадуют людей. (Слайд 21)

Учитель:

Ранней весной среди прошлогодней травы в степи загораются ярко-синие, желтые, фиолетовые, белые цветы карликового ириса. К сожалению, цветет недолго, полторы, две недели. Карликовый ирис занесен в Красную книгу Калмыкии. (Слайд 22)

(Учащиеся исполняют песню «Подснежники»)

Учитель:

«Поедем в заповедные места» Г.Г.Кукарека

Ученик 1:

Поедем в заповедные места

Немного этих мест сейчас осталось

Там выдохнешь: какая красота –

Свалив с души сомненья и усталость.

Ученик 2:

Там встретит нас царевна – тишина

Доверчиво покажет птичьи гнезда

Речушку, что до камешков видна

В ней по ночам купаться любят звезды.

Трава там и душиста и густа

Ряса там придавала предкам силы.

Ученик 3:

А нас все кружит жизни суета

Как пахнет молочай мы позабыли

Себя мы растворяем в мелочах

Порою распаляемся до жажды

Ученик 4:

А жизнь нам всем дана только однажды

Ты вспомни: «мир спасет лишь красота»

Поедем в заповедные места.

Учитель:

Одна из величайших ценностей Республики 13 госзаказников с уникальной флорой и фауной. Здесь можно встретить десятки редких и исчезающих видов растений и животных, многие из которых нуждаются в охране.

3 госзаказника имеют федеральный статус, 23 памятника природы, 2 национальных природных парка. А заповедник «Маныч-Гудило» из-за исключитльной ценности флоры и фауны включен в систему водно-болотных угодий всемирного значения. (Слайд 23)

Из 171 вида птиц 35 видов охраняются Красной Книгой России. Здесь можно увидеть Черноголового журавля – красавку – лирика степи.

Полупустыни Калмыкии одно из немногих районов их современного обитания. (Слайд 24)

Журавли-красавки откладывают яйца прямо на землю или в едва заметную ямку. (Слайд 25)

А грациозность этих птиц показана человеком в танце. (Слайд 25)

Орлы – гроза степи и ее величие. (Слайд 26)

На Маныче есть уникальная колония редких чаек – черноголовых хохотунов, занесенных в Красную Книгу России. (Слайд 27)

Лебеди стали постоянными обитателями водоемов нашей Республики. У этих красивых и сильных птиц мало врагов. Охота на них запрещена так давно, что этот запрет сам собой перешел в привычку. (Слайд 28)

Редкие птицы, занесенные в Красную Книгу розовые и кудрявые пеликаны. Единственная в Европе большая гнездовая колония размещается на одном из островов Маныча. (Слайд 29)

На водоемах Республики можно даже встретить розового фламинго на пролете. И все это пестрое население живет по своим законам шумно и привольно. (Слайд 30)

Учитель: «Я родился в сайгачьем краю»

Ученик 1:

Я родился в сайгачьем краю

Без тебя я ничто, моя степь

Степь, где каждый курган прячет тайну

Расспросить бы мне всех стариков

Стариков так похожих на стопы

Ученик 2:

Есть для всех на земле свои сроки

Травы сохнут и птицы слабеют

И не вечен любой человек

Старики, вы оставьте нам мудрость

Травы – росы свои

Птицы – крылья

Чтоб потомки, пришедшие после

Были мудры и счастливы были.

Учитель:

Степи Калмыкии – единственное в Европе место обитания сайгаков. Степные антилопы – современники мамонтов. Их совсем мало осталось. Численность по неточным данным 12-18 тысяч особей. Планируется пересчет. До 2020 года охота запрещена. (Слайд 30)

Сфотографировать стадо сайгаков с близкого расстояния почти невозможно. Антилопы очень осторожны, пугливы и от любой опасности спасаются бегством.

Сайгачонок пока не окрепнет несколько часов неподвижно лежит на земле среди типчака и полыни. (Слайд 31)

Взятый на руки, он не вырывается и терпеливо принимает ласку. (Слайд 32)

(Учащиеся исполняют песню «Доброта»)

(добрым быть совсем, совсем не просто…)

«Раздумья» Г.Г.Кукарека

Ученик 1:

Травостоем вы славитесь степи

Шапку бросишь – не гнулась трава

Но земля до поры только терпит,

Ведь ранима она, ведь жива.

Ученик 2:

И нуждается в нашей охране

Мы о том забывать не должны

Как зловеще дымятся барханы

За тюльпанной улыбкой весны.

«Природы братья» Г.Г.Кукарека

Ученик 1:

Встает рассвет – и сердце радо

Отцвел закат – оно грустит

Давно бы нам признаться надо

Что без природы нет пути –

Пути к прекрасному, к познанью

Любви, участья, доброты.

Ученик 2:

За все мы с вами отвечаем

Природы братья и друзья

Она мельчает – мы мельчаем

А нам мельчать никак нельзя.

(Учащиеся исполняют песню «Облачко»)

«Все в степи люблю» Г.Г.Кукарека

Ученик 1:

Хлебушка пичужкам накрошу

Уступлю дорожку муравьям

И легка дороженька моя.

Ученик 2:

Никогда тюльпаны я не рву

Радуют пусть нашу детвору

Бабочек нарядных не ловлю

Потому, что все в степи люблю.

(Учащиеся исполняют песню «Мы на свет родились»)

Учитель:

Уважаемый Григорий Григорьевич, мы благодарим вас за ваши стихи и за то, что Вы нашли время послушать их в исполнении наших детей.

Вам слово…


В республике на одного народного поэта Калмыкии стало больше. Это звание было присвоено известному в регионе писателю, краеведу и экологу Григорию Кукареке. В этом году ему исполнилось 70 лет. На творческом вечере в Национальной библиотеке собрались почитатели его многогранного таланта, а также коллеги, родные и близкие. Они говорили о признательности юбиляру за бесконечную любовь к родному краю, его природе и людям. Конечно, были на встрече стихи, строчки из прозы именинника.

Автору полутора десятков стихотворных и поэтических сборников, переводчику с калмыцкого и украинского языков, известному в республике краеведу и экологу Григорию Кукареке исполнилось 70 лет. И более 40 из них сразу после окончания в 1971-м Литературного института им. Горького безраздельно отданы служению слову. Все его произведения, бесчисленное количество статей и публикаций посвящены единственной, любимой и неповторимой Родной степи, о которой он знает всё. Даже об изнуряющей жаре, страшном суховее писатель говорит с любовью. «И сколько бы не клял я суховей, Он всё же ветер родины моей».

А истоки всего, признаётся писатель, в его отце. Григорий Кукарека-старший, инвалид войны, чьи предки пришли в эти края в 18 веке из Малороссии. В детстве сын заслушивался его рассказами о древних курганах, чей покой нельзя тревожить, о населяющих эти края птицах, рыбах и животных, об удивительных свойствах местных трав. А сколько интересного связано со степными колодцами?! У каждого своё название, своя история.

Он абсолютно согласен с великим сыном калмыцких степей Велимиром Хлебниковым, назвавшим эти края «Конецарством», «Солнцестаном» и «Лебедией». Григорий Кукарека словно ведёт долгий диалог длиною в жизнь с растущими в калмыцкой степи травами, многовековыми курганами, помнящими и сарматов и скифов. И главная его задача сегодня рассказать обо всём, что знает юным читателям. Этот спокойный и вдумчивый человек всегда окружён шумной ватагой детей. Те слушают его, затаив дыхание. Не одно поколение любознательных и неравнодушных людей вырастил Григорий Григорьевич за эти годы.

А с внуком Святославом за увлечённым разговором их можно видеть в парке, в степи, у реки, на берегу любимого им Маныча… Дети всегда рядом с этим высоким и статным человеком. Он говорит с ними на их языке. А коллеги и преданные читатели называют его «певцом калмыцкой степи». Но он известен ещё и как блестящий переводчик стихов с калмыцкого и украинского языков на русский. Благодаря этим переводам стали известны за пределами республики имена многих калмыцких авторов, регулярно появляющиеся в «Литературной газете» и различных альманахах.

У юбиляра много планов. Скоро должна выйти в свет его новая книга. Он, умный и талантливый наставник и яркий автор, полон творческих сил и созидательной энергии. Без Кукареки литературную жизнь Калмыкии уже невозможно представить.

Элла Хаптаханова, Сергей Очиров

Иностранные студенты Калмыцкого университета встретились с членом Союза писателей России, заслуженным работником культуры, лауреатом премии в области литературы Республики Калмыкия «Улан Зала » Григорием Григорьевичем Кукарекой.

Григорий Григорьевич, узнав, что студенты, изучающие русский язык как иностранный, хотят быть переводчиками, заметил, что это тяжелый труд. Переводчики - это почтовые лошади просвещения, писал Пушкин. Они должны быть образованнейшими людьми.

Во время беседы ребята заинтересованно спрашивали у поэта, кстати, награждённого в 2010 году медалью А.П. Чехова за переводческую деятельность, как переводить безэквивалентную лексику в литературных произведениях, чтобы она звучала правильно и красиво. Ответ был прост: «Чем больше вы будете знать, тем легче вам будет переводить. Лев Толстой подсчитал, что у русского крестьянина, который пахал землю, косил траву, в словарном запасе было не более 300 слов - хлеб, квас, коса. И он обходился. А в современном мире этого мало, запас слов должен быть большой ».

Сам поэт ложится спать в полпервого ночи, потому что работает со словарём. Слова, по образному выражению гостя вуза, - это колодец, из которого берут воду. И студентам он посоветовал работать со словарями С.И. Ожегова и В.И. Даля.

Студентов спросили, научиться читать стихи на русском языке с выражением, с чувством. У них не всегда это получается. Григорий Кукарека посоветовал выбрать то стихотворение, которое больше всего нравится, и тогда всё получится само собой.

Напоследок Григорий Григорьевич пожелал всем до конца жизни быть любознательными. Украшения, дорогая одежда уйдут, сказал он, но знание не уйдёт никогда. Ещё в молодости поэт записал в блокнот такую фразу: «Каждый день, который я не обогатил себя кусочком новых знаний, считаю для себя безвозвратно потерянным ». Только так можно достичь высот. А иначе ничего не добьёшься.

Отрывки из выступления поэта :

Я поэт - это тот, кто пишет стихи. Самое настоящее русское слово - это песняр. Песняр - это поэт (от слова «песня»). В русском языке очень много иностранных слов, а вам как переводчикам, наряду со словами «менеджер», «интеграция» надо знать исконно русские слова. Это фундамент, на котором держится весь дом - русский язык и вся культура.

Я очень любил литературу и начал писать стихи в восьмом классе. Отец давал мне деньги на завтраки, а я эти деньги не тратил, а складывал их, и покупал книги. Эти книги до сих пор у меня в библиотеке. Это моя кормилица: и в духовном плане и в материальном.

Поэтому я бы вас призвал в наш век компьютеризации иметь дома библиотеку из книг. Тем более что бумагу в первом веке нашей эры изобрели китайцы, из старых тряпок, конопли, травы. И так получилась бумага. А русские писали на дереве. С берёзы сдирали кору и на ней писали. Книги были деревянные.

…Чем стихи отличаются от прозы? Они рифмуются. Что такое рифма? Рифма - это созвучие:

Степь калмыцкая весной

Вся зелёный океан

В дымке нежно-голубой

Стихи складываются из самых лучших слов и в самом лучшем порядке. В стихах никогда нет грубости. Настоящие стихи состоят из светлых, солнечных слов.

Я считаю, что любой язык лучше изучать, отталкиваясь прежде всего от природы. Природа нас окружает, природа всегда с нами, и когда человек отрывается от природы, он становится компьютером.

В Калмыкии выходит для детей журнал «Байр », по-калмыцки это «радость». В нём я пишу стихи, чтобы дети знали и любили родную природу и, конечно, родной язык.

Сейчас я вам прочту одно стихотворение:

Тюльпанов дивные огни

Видны всё время в наши дни,

Безжалостно их люди рвут

И на базарах продают

Или сорвут такой букет,

Что трудно удержать в руке.

Зачем? Ведь в комнате они

Погасят лепестков огни,

Поникнут гордой головой

Не оживить живой водой.

Бегут тюльпаны от дорог,

Чтоб их никто сорвать не мог.

Цель моей работы - чтобы подрастающее поколение берегло животный мир, его красоту. И если мы сайгаков уничтожим, значит, в нашем языке не будет слова «сайгак». Если мы все тюльпаны вырвем, значит, не будет слова «тюльпан»… И если мы будем к кому-то относиться хорошо только потому, что у него хорошая машина или есть деньги, это будет подмена настоящих чувств. В человеке надо видеть только светлое, что есть в его душе.

Надежда Акименко ,

кандидат филологических наук,

доцент кафедры иностранных языков и общей лингвистики,

доцент кафедры русского языка как иностранного и общегуманитарных дисциплин

  • Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
    ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!
    Сотрудники следственного отдела по городу Элиста следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Калмыкия провели урок мужества,
    Следственный комитет
    06.02.2020 Курсанты 4-го курса Академии Государственной противопожарной службы МЧС России и Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России прошли производственную практику в пожарно-спасательных частях г. Элисты.
    МЧС Республики Калмыкия
    05.02.2020 Сегодня на базе Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова состоялось итоговое совещание Управления ветеринарии Республики Калмыкия по результатам работы ветеринарной службы за 2019 год.
    КалмГУ
    04.02.2020

    Студенческие игры «Что? Где? Когда?» с использованием сервиса ВКС между различными вузами и городами ЮФО уже стали традиционными.
    Информационный портал ВКалмыкии
    04.02.2020
    КалмГУ
    03.02.2020

  • Окончил Литературный институт им. .

    Член Союза писателей России. Автор сборников и прозы: «Журавли над Манычем», «Степные свидания», « Тюльпаны на солончаке», «Чистое поле»,»Сиреневые ночи»,»Наташина роща».Стихи и новеллы переведены на украинский и калмыцкий языки, вошли в школьные программы.

    Тема России, родной степи – главная в творчестве Григория Кукареки.

    Родилась в селе Успенка Локтевского района Алтайского края СССР в семье артиста, поэта, драматурга, писателя Михаила Ванькаевича Хонинова. Выпускница средней школы № 4 г. Элисты Калмыцкой АССР. После окончания филологического факультета (отделение русский язык и литература) Калмыцкого государственного университета стажировалась в Ленинградском государственном университете, закончила аспирантуру филологического факультета ЛГУ. Кандидат филологических наук, доцент.

    Работает доцентом на кафедре истории русской и зарубежной литературы Калмыцкого государственного университета. Член правления Союза писателей Калмыкии «Шинрлт» («Обновление»). Член Союза писателей России (1998).Первая книга стихов «Зимний дождь» вышла в 1993 г. в Элисте. Автор сборника стихов «Взлететь над мира суетой» (Элиста, 1994), книжки стихов для детей «Умная мышка», библиотечка журнала «Баир» (Элиста, 2002).

    Михаил Ванькаевич Хонинов (01.01.1919–22.09.1981)

    Михаил Ванькаевич Хонинов родился 1 января 1919 г. в cеле Цаган-Нур Малодербетовского улуса Калмыцкого уезда Астраханской губернии в семье животновода.

    Окончил Астраханский техникум искусств (1936), Литературный институт им. (1974).


    Артист Калмыцкого драматического театра, первый диктор Калмыцкого радио.

    Поэт, прозаик, драматург, переводчик. Член Союза писателей СССР (1961).

    Участник Великой Отечественной войны на Смоленщине и в Белоруссии, легендарный партизанский командир Михаил Черный. Почетный гражданин г. Березино. Кавалер орденов Красного Знамени и Дружбы народов.

    Герой документальных и художественных повестей «В атаку поднимался первым» А. Демидова (Элиста, 1967), «Искры под пеплом» А. Дугинца (М., 1970), пьесы «Жаворонки везде поют одинаково» (М., 1980), очерков, поэм, стихотворений.

    Автор 36 книг прозы и поэзии на разных языках, среди них роман «Помнишь, земля смоленская…», документальные повести «Миша Черный – это я!» и «Сражение продолжается», поэтические сборники: «Гимн человеку», «До последней атаки», «Битва с ветром», «Все начинается с дороги», «Орлы над степью», «Подкова», «Музыка в гривах», «Орлица», «Исповедь» и др.

    Книги для детей: «Хитрый ёж» (М., 1973), «Мой верблюжонок» (М., 1979), «Чудо-кони» (Элиста, 1986).

    Стихотворение «Мать с Березины» (перевод А. Николаева) вводит читателя в обстановку первой партизанской зимы:

    Мокрый снег и дождь над деревней.

    Весь большак раскис у реки.

    Туча хмуро висит на деревьях,

    Напоролась на их штыки.

    Белорусская мать спасает раненого, измученного солдата от гибели и укрывает его в своем доме как родного сына.

    Сын-калмык здесь пробыл недолго.

    Но почудилось, как во сне:

    Мать-калмычка пришла от Волги

    На свиданье к Березине.

    Гитлеровцы по-своему засвидетельствовали почтение бесстрашному партизану, убившему и ранившему около трехсот карателей и полицаев: «За голову Михаила Черного - 10000 оккупационных марок!» Это было напечатано огромными, далеко видными буквами. А ниже мелким текстом шло объяснение, кто такой Михаил Черный и почему так дорого ценится его голова.