Биографии Характеристики Анализ

Характеристика героев главы тамань. План главы тамань

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» - это необычное по своему построению произведение, состоящее из отдельных повествований, соединенных воедино при помощи одного единственного героя. Привычное для читателя расположение событий в хронологическом порядке также не свойственно данному произведению. Все происходящее описывается с двух сторон, главный герой сначала рассматривается со стороны, а затем мы узнаем о нем из его собственного дневника. Я думаю, что именно благодаря такому нестандартному подходу к написанию романа, автор позволяет читателю в полной мере раскрыть душевный мир главного героя и познать все грани его характера.

Глава «Тамань» является одной из первых в цикле повестей, относящихся к запискам главного героя. Именно тут мы имеем возможность проследить за собственными размышлениями Печорина по поводу событий, происходящих с ним. Еще до этой главы в «Бэле» мы узнаем, что герой произведения любит неоправданно и неограниченно рисковать, попадая в различные неприятности, там с черкешенкой, а здесь с контрабандистами. Но в «Тамани» мы видим Печорина анализирующего ситуации, в которые он попадает, что приводит героя к выводу, что все, что с ним происходит - не случайно, что он является своеобразным «топором в руках судьбы»: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как камень едва сам не пошел ко дну!» Печорину становится ясно, что во всех рискованных ситуациях именно он являлся главным действующим персонажем.

Именно в этой главе наш герой осознает свое значение в судьбах встречающихся ему людей. Печорин приравнивает себя к «камню», брошенному судьбой в «гладкий источник». Он понимает, что его присутствие в судьбах окружающих вносит в их жизнь хаос и беспокойство. В данной главе мы впервые встречаем Печорина за размышлениями о том, что именно приготовила ему судьба, какая участь ждет его дальше.

Однако автор сумел удивить нравственным итогом размышлений главного героя. Печорин полностью равнодушен к проблемам окружающих, он никак не желает осознать своей вины в происходящем, обвиняя во всем судьбу. Вот как Печорин говорит в итоге своих размышлений: «Что сталось с старухой и с бедным слепым — не знаю. Да и какое дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..»

Также необходимо отметить, что в главе «Тамань» очень гармонично переплетаются романтические и реалистические способы повествования. Автор романтически описывает окружающие пейзажи, в частности море, картина которого помогает читателю лучше понять образ романтика Янко. Реалистически в рассказе описаны характеры и быт контрабандистов: из лодки «вышел человек в татарской шапке, но острижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож».

Несмотря на то, что в «Тамане» мы впервые встречаем собственные размышления Печорина, эта глава является завершающей в первой части романа. Многие специалисты считают, что деление произведения на части у Лермонтова нет, однако я думаю, что именно главой «Тамань» завершается тот раздел произведения, где автор описывает главного героя преимущественно со стороны. Ведь здесь на первом плане перед читателем происходящие события и поступки Печорина. Только финальная часть главы демонстрирует собственные мысли героя, раскрывающие его внутренний мир. В полной мере Печорин показывает себя в следующих главах романа «Княжна Мери» и «Фаталист», где он ясно осознает собственную «избранность» и трагедию, которые представлены его жизненными принципами по отношению к окружающему миру.

Главу «Тамань» можно отнести к тем частям романа, смысл которых понятен, а изложение точно и лаконично. Все душевные терзания главного героя переданы читателю простым и понятным языком. Повесть небольшая, однако, очень познавательна и интересна.

Я считаю, что глава «Тамань» - неотъемлемое связующее звено между двумя частями романа. Именно в ней начинается процесс раскрытия внутреннего мира героя, приоткрываются истоки его личной драмы.

«Тамань», по сути, является отправной точкой приключений Печорина на Кавказе. Она является отдельной повестью и составной частью романа Лермонтова « ». Эта глава открывает перед нами дневник главного героя, знакомит с внутренним миром Григория Печорина.

Главный герой описывает Тамань, как очень скверный приморский российский город, где царил голод, и где его чуть не утопили. Печорин приезжает в этот городок по служебным делам. Остановившись у странных людей, главный герой замечает, что с ним по соседству живет слепой мальчишка и странная девушка-ундина. Поведение этой пары настораживают Печорина и зарождают в нем подозрения. Он решет, во что бы то ни стало, разгадать их тайну, устроив за ними слежку. Оказывается ундина и слепой мальчик сотрудничали с контрабандистами. Раскрытие этой тайны чуть не лишило жизни главного героя, ведь девушка пыталась утопить Печорина.

Глава «Тамань» помогает нам приоткрыть и понять внутренний мир главного героя. Тут мы видим потребность Печорина в испытании новых эмоций, ведь его никто не заставлял следить за ундиной и мальчишкой, им руководствовало внутреннее желание раскрыть тайну этой парочки.

Уникальность «Тамани» заключается в том, что в этой главе Печорин самостоятельно дает оценку своим поступкам. Он считает, что все происходящее с ним не случайно. видит себя «орудием» судьбы: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как камень едва сам не пошел ко дну!».

Печорин понимает, что своей любопытностью он вероломно вторгся в жизнь других людей, принеся им страдания. Эти мысли беспокоят и тревожат Печорина постоянно. Именно эти душевные переживания главного героя мы впервые встречаем в «Тамани».

Кроме того, заслуживают внимания выводы Печорина, сделанные в результате душевных переживаний. Отождествляя себя с «орудием» судьбы, главный герой не усматривает в случившемся своей вины, он остается безразличным к судьбе других людей, она его попросту не интересует. Печорин думает лишь о своих интересах и потребностях, реализация которых порой ломает человеческие жизни.

Глава «Тамань» построена на взаимном проникновении романтического и реалистического повествования. Так, романтическое описание природных пейзажей помогают раскрыть образ контрабандистов. Романтизм присутствует в описании вольного образа жизни, ловкости и смекалке контрабандистов. Но если внешний облик контрабандистов Лермонтов показывает нам с помощью приемов романтизма, то скудный внутренний мир показан, как он есть. Так, контрабандистами руководила их алчность, отношения между ними были построены на личной выгоде.

В заключении нужно сказать, что «Тамань» написана простым и доступным языком. Все душевные переживания, психологические моменты, поднимаемые в этой главе понятны читателю. В этой главе перед нами впервые открывается внутренний мир Печорина и дается оценка его поступков.

Разработка урока(9 класс)

Тема урока : " И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов ?" (анализ повести "Тамань")

Цель урока: анализ первой главы дневника Печорина, раскрытие внутреннего мира героя ; проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина

Задачи урока:

Обучающие:

    отработка умения школьников анализа эпизода художественного текста;

    выявление роли эпизода в составлении учащимися психологического портрета, данного в самораскрытии героя;

Развивающие:

    развитие способностей учащихся к оценке и интерпретации внутриличностного диалога героя;

    развитие навыков сравнения, аргументирования.

Воспитательные:

    определение ценности своей способности понимания подтекста художественного произведения, выраженного в правдивой исповеди героя, которая открывает историю души человеческой и тайну характера.

Оборудование и материал к уроку: текст , толковый словарь , фрагменты экранизации романа «Герой нашего времени» режиссёр С. Ростоцкий (1965г), раздаточный материал

Ход урока:

1.Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Учитель сообщает о своём отношении к уроку как таковому, предлагает подумать о предстоящем уроке. Начало урока- поиск и осознание личностных проблем старшеклассников и возможности «объединения» их в данном художественном материале.(НЕ проговариваются конкретные проблемы конкретных учеников!) Учитель ставит перед классом вопросы определённого характера, которые позволяют личности решать свои внутренние проблемы сообща, но в то же время, не выходя за пределы своей интимности:

    Что вы думаете о собственной жизни, какой её себе представляете?

    Можно ли сказать, что вы живёте правильнее, чем другие?

    Свободен ли человек в своих поступках, несёт ли он за них нравственную ответственность?

Повесть, к которой мы обращаемся на этом уроке, - дневник Печорина. Раздаточный материал: «Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души».

Повесть «Тамань» открывает журнал Печорина. Если раньше мы видели его со стороны, то теперь от него узнаём, о чём он думал, мечтал, чувствовал, делал. Повесть «Тамань» – это рассказ об одном приключении, произошедшем с ним во время следования в действующую армию.

Проблемный вопрос:

Вернёмся к этому вопросу и попытаемся ответить на него в конце нашего урока.

2. Проверка домашнего задания (Задание : кратко передать сюжет повести «Тамань», обмен впечатлениями )

3. Работа в проблемных группах:

Предлагается совместный поиск ответов на предложенный вопрос, поиск аргументов, коллективные ответы на предложенные вопросы по конкретному эпизоду.

Проанализируйте эпизод и ответьте на вопросы: Как раскрывается характер Печорина в этом эпизоде? Как воспринимает мир и относится к другим героям повести?

1-ая группа: Прочитайте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра». Как в этом эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов?

2-ая группа: Прочитайте портрет девушки-ундины. Какие оценки дает ей Печорин и как это характеризует его самого? Какова роль пейзажа в раскрытии характеров героев повести «Тамань»?

3-ая группа: Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке. Дайте оценку поведению Печорина в этой сцене. Почему Печорин называет контрабандистов «честными»? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере? Почему активность героя приносит людям несчастье?

Творческое задание для всех групп:

    На основе пересказов близких по стилю к пейзажам повести составьте литературную композицию:

4.Анализ работы в группах

- анализ эпизода

-литературная композиция: «Небо, море и земля как единый мир»

-ответы на вопросы:

    Какие черты романтического героя проявляются в поступках Печорина?

    Как удалось Печорину победить в неожиданных обстоятельствах, угрожавших его жизни?

    Как в художественных деталях проявляется мотив изгнанничества, тоски?

    С какими стихами (строчками) М.Ю. Лермонтова можно обнаружить связь?

    Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям подчеркивает автор?

Вывод:

Печорин во власти предубеждений, но ведь он не предубежден в дурном, напротив, герой все переводит в возвышенную, поэтическую среду и наделяет все и всех нереальными качествами. Какими?

Романтический пейзаж (море, полный месяц, крутые волны) – иллюзорный мир;

Янко облекается в ореол удальства, благородного разбойника;

В слепом видится что-то мистическое;

Русалка окружена тайной,загадкой

- Печорин, как человек эпохи романтизма, воспитанный на романтических романах с благородными стремлениями и высокими порывами, оказавшись вдали от шумной столицы, в Крыму не может иначе представлять жизнь. Но все в реальности оказалось не так. Реальная жизнь оказалась простой и грустной. Разгадка наступает, когда герой чуть не погибает.

русалка – «змеиная натура»:

таинственный слепой – жалкий слепец на самом деле ;

отважный Янко – жестокий, плохой человек

Весь надуманный романтический флер рассыпался и обнажился жестокий мир, в котором нет места слабым. Беспомощный слепой никому не нужен, и он, и старуха обречены. Вот оно, по-настоящему «нечистое» место

Без образа – «слепой» дом

безобразный – бездуховный

безбожный мир

5. Просмотр фрагментов фильма «Герой нашего времени» режиссёра С. Ростоцкого (1965г) (обмен впечатлениями)

Роман «Герой нашего времени» - настоящий шедевр литературного творчества, т.к. образы, художественные находки и утверждения интерпретируются в других произведениях искусства, так происходит диалог культур. Талантливый режиссер С.Ростоцкий экранизировал роман.

Ответить на вопросы после просмотра фрагментов фильма:

    Проанализируйте образы контрабандистов, совпало ли ваше представление после прочтения текста с образами, созданными режиссёром Ростоцким: Янко, слепой мальчик, ундина, старуха.

6.Подведение итогов:

Проанализируйте слова В.Г. Белинского: Вы видите человека с сильною волею, отважного, не бледнеющего никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги, чтобы занять себя чем-нибудь и наполнить бездонную пустоту своего духа, хотя бы и деятельностию без всякой цели”.

Проблемный вопрос:

    Прав ли Печорин, показывая в своем журнале относительность моральных ценностей? Как проявлялась эта проблема в первых повестях и каковы ответы на «вечные вопросы» (что такое любовь рок, характер)?

    Вывод: никакие положительные качества характера (сила воли, мужество, находчивость, смелость, решительность) не приносят человеку удовлетворения и радости, если у него нет какой-то цели в жизни.

Поведение Печорина говорит об интересе, который пробудили в нём незнакомые люди, он не безразличен к окружающему, даже взволнован его необычностью. Он мгновенно схватывает все детали обстановки хаты, улавливает интонации в голосе, восхищается пейзажем и т.д. В «Тамани» он воспринимает рок, судьбу как поединок между жизнью и смертью, любовь – как игру, увлечение, фантазию.

7. Совместное заполнение таблицы

Внутреннее состояние Печорина

Разум

Герой подгоняет живой образ явившейся перед ним девушки под готовый литературный шаблон (он видит в ней гётевскую Миньону). Уверенность в силе своего разума при столкновении с действительностью оказывается всего лишь силой предубеждения»

Печорин сознательно и расчётливо включается в предложенную ему жизненную игру, пытается разгадать тайну происходящего

Страсть

Вспыхнувшая страсть тоже оказывается «слепой», не даёт герою знания и ощущения, соответствующего жизненной реальности.

Искреннее чувство к девушке увлекает его, игра отступает на второй план

Разум

Печорин открывает трагическую суть своего разума и чувств, которые остаются в кругу его романтической субъективности(печоринское «я»)

В свои права вступает ирония и самоанализ - и всё рушится

Трагичность личности Печорина- разрыве между разумом и чувствами.

Символична в этой связи в финале «Тамань» фигура брошенного всеми, плачущего слепого мальчика Янко. В таком положении оказывается и Печорин, когда жизнь, поманив, оставляет его ни с чем

8. Домашнее задание:

Творческое задание (по выбору обучающихся):

    Составить литературную композицию

«Мир глазами Печорина» (презентация),

    Сравнить стихотворение «Нищий» с повестью «Тамань»

«Кто более слеп в этой повести?»

«Тамань» – третья повесть «Героя нашего времени» (см. его краткое содержание и полный текст по главам), и первая, чьё содержание заимствовано из «дневников Печорина». (См. Образ Печорина , Характеристика Печорина с цитатами .)

Автор романа пишет в предисловии: узнав, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер, я получил право печатать его записки и решил это сделать, потом что заинтересовался тем, с какой беспощадной искренностью автор выставляет в них наружу собственные слабости и пороки. История души человеческой, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление.

Будучи на военной службе, Печорин раз ночью приехал по казённой надобности в захудалый городишко Тамань. Казачий десятник долго не мог найти ему хату для постоя: все были заняты. Свободна оказалась лишь одна, но десятник загадочно предупредил, что «там нечисто».

Лермонтов. Герой нашего времени. Максим Максимыч, Тамань. Художественный фильм

Эта хата стояла на обрыве моря. На стук дверь не сразу отперли, но наконец из дома вышел слепой мальчик лет 14-ти, с бельмами в обоих глазах. Хозяйки дома не было. Слепой мальчик, сирота, жил у нею из милости.

Войдя в хату, Печорин со слугой-казаком легли спать на лавках. Казак быстро заснул, но Печорин долго не мог сомкнуть глаз – и вдруг увидел быстро мелькнувшую за окном тень. Он встал, вышел из хаты и увидел, как слепой мальчик с каким-то свёртком идёт к пристани, наощупь находя дорогу.

Печорин тихо пошёл за ним. У морского берега рядом со слепым появилась женщина. Они стояли, разговаривая, пока вдали, среди волн, не показалась лодка.

По обрывкам разговора Печорин понял, что в лодке плывёт контрабандист Янко. На море был шторм, но Янко, умело гребя вёслами, счастливо причалил к берегу. Втроём со слепым и женщиной они начали вытаскивать из лодки какие-то узлы и уносить их куда-то. Не став больше следить за ними, Печорин пошёл спать.

Утром вернулась старая хозяйка хаты. На попытки Печорина заговорить, эта старуха прикидывалась глухой. В досаде он взял слепого за ухо, спрашивая: «Ну-ка, слепой чертенок, говори, куда ты ночью таскался с узлом!» Тот в ответ только хныкал.

Выйдя посидеть у забора, Печорин вдруг увидел на крыше хаты красивую девушку – по всей вероятности, дочь хозяйки. Одетая в полосатое платье, с распущенными косами, она была похожа на русалку и пела песню о лодке, которая в бурю плывёт по морю, а правит ею «буйная головушка». По голосу Печорин понял, что именно она ночью стояла со слепым на берегу. Девушка стала, как бы играя, пробегать рядом с ним, пристально глядя в глаза. Эти её шалости продолжались до конца дня.

Под вечер Печорин остановил резвую красавицу в дверях, сказав ей, сам не зная почему: «Я знаю, что вчера ночью ты ходила на берег. Что если б я вздумал донести об этом коменданту?» Девушка лишь хохотала, и Печорин не предвидел, что эти слова будут иметь для него весьма важные последствия.

Когда вечером он сел пить чай, внезапно вошла «русалка», села напротив, нежно глядя на него – и вдруг обняла и поцеловала в губы. Он хотел обнять её, но девушка ловко выскользнула, шепнув: «Нынче ночью, как все уснут, выходи на берег».

Поздно вечером Печорин отправился к морю. Девушка встретила его у воды, повела к лодке, села с ним в неё и оттолкнулась от берега. В лодке она стала обнимать и целовать его, но потом неожиданно перегнула через борт – и попыталась сбросить в море.

Между ними закипела отчаянная борьба. Девушка толкала Печорина в воду, повторяя: «Ты видел, ты донесёшь!» Из последних сил он вырвался и скинул в волны её саму. Мелькнув раза два, «русалка» пропала из виду.

Печорин догрёб до пристани и побрёл к хате, но издалека опять увидел девушку: она доплыла до берега и теперь выжимала мокрые волосы. Вскоре подплыл Янко на вчерашней лодке. Девушка сказала ему: «Всё пропало!». Появился слепой мальчик. Янко объявил ему, что сейчас уплывёт с девушкой, ибо им двоим больше нельзя здесь оставаться. Слепой просился с ними, но Янко прогнал мальчика, бросив ему какую-то мелкую монету.

Этот странный и опасный случай не вызвал в душе Печорина ничего, кроме тягостного недоумения. Он думал: «На что судьба закинула меня к ним? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»