Биографии Характеристики Анализ

Художественное своеобразие поэмы мцыри. Сочинение на тему Художественное своеобразие поэмы «Мцыри

Другие материалы по творчеству Лермонтов М.Ю.

  • Краткое содержание поэмы "Демон: восточная повесть" Лермонтова М.Ю. по главах (частях)
  • Идейно-художественное своеобразие произведения "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • Краткое содержание "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности» В.Г. Белинский
  • Горькая дума Лермонтова о судьбах своего поколения (по лирике и роману «Герой нашего времени»)

История создания

Замысел поэмы «Мцыри» возник у Лермонтова еще в 1831 году. Семнадцатилетний поэт размышлял о судьбе своего ровесника, монаха, томящегося в монастыре: «Написать записки молодого монаха 17 лет. - С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. - Идеалы...». На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа, знакомство с кавказским фольклором. Впервые на Кавказе Лермонтов побывал в детстве вместе с бабушкой. Ребенком его возили на воды лечиться. Позже впечатления от кавказской природы еще более усилились. Биограф поэта П.А. Висковатов пишет (1891): «Старая военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы». Одна из таких легенд - народная песня о тигре и юноше. В поэме она нашла отзвук в сцене боя с барсом.

Историю возникновения сюжета «Мцыри» со слов двоюродного брата Лермонтова А.П. Шан-Гирея и родственника поэта по материнской линии А.А. Хастатова изложил П.А. Висковатов (1887): «Когда Лермонтов, странствуя по старой Военно-грузинской дороге (это могло быть в 1837 г.), изучал местные сказания,... он наткнулся в Мцхете... на одинокого монаха, или, вернее, старого монастырского служку, «бэри» по-грузински. Сторож был последний из братии упразднённого близлежащего монастыря. Лермонтов с ним разговорился и узнал от него, что он родом горец, пленённый ребёнком генералом Ермоловым во время экспедиции. Генерал вёз его с собой и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырём, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался жить в монастыре, где особенно привязался к старику монаху. Любопытный и живой рассказ «бери» произвёл на Лермонтова впечатление. К тому же он затрагивал уже знакомый поэту мотив, и вот он решился воспользоваться тем, что было подходящего в «Исповеди» и «Боярине Орше», и перенёс всё действие... в Грузию».

На рукописи поэмы рукой Лермонтова поставлена дата её завершения: «1839 года. Августа 5». В следующем году поэма была напечатана в книге «Стихотворения М. Лермонтова». В черновом варианте поэма носила название «Бэри» (сноска Лермонтова: «Бэри по-грузински: монах»). Послушник - на грузинском языке - «мцыри».

Поэт и мемуарист А.Н. Муравьёв (1806-1874) вспоминал: «Песни и поэмы Лермонтова гремели повсюду. Он поступил опять в лейб-гусары. Мне случилось однажды, в Царском Селе, уловить лучшую минуту его вдохновения. В летний вечер я к нему зашёл и застал его за письменным столом, с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны. «Что с тобою?» - спросил я. «Сядьте и слушайте», - сказал он, и в ту же минуту, в порыве восторга, прочёл мне, от начала до конца, всю свою великолепную поэму «Мцыри» («послушник» по-грузински), которая только что вылилась из-под его вдохновенного пера. Внимая ему, и сам я пришёл в невольный восторг: так живо выхватил он, из рёбр Кавказа, одну из разительных сцен и облёк её в живые образы перед очарованным взором. Никогда никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления. Много раз впоследствии перечитывал я «Мцыри», но уже не та была свежесть красок, как при первом одушевлённом чтении самого поэта».

«Мцыри» -.любимое произведение Лермонтова. Он с удовольствием читал ее вслух. В мае 1840 года Лермонтов читал отрывок из «Мцыри» - бой с барсом - на именинах у Гоголя в Москве. «И читал, говорят, прекрасно, - передавал писатель С.Т. Аксаков со слов гостей, присутствующих в тот день на именинном обеде» (по И.Л. Андроникову).

Род, жанр, творческий метод

Поэма - излюбленный жанр Лермонтова, им было написано около тридцати поэм (1828-1841), но опубликовал Лермонтов только три из них: «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Тамбовскую казначейшу» и «Мцыри». «Хаджи Абрек» был напечатан в 1835 году без ведома автора. Не увидел свет и «Демон», над которым Лермонтов работал с 1828 года.

Поэмы, как и лирика Лермонтова, носили исповедальный характер, часто они представляли собой монолог или диалог героев, становились психологическим портретом исключительной личности. Но в отличие от лирики, лиро-эпический жанр давал редкую возможность показать героя в действии, со стороны, в самой гуще жизни. Предметом изображения, особенно в поэмах 30-х годов, становится столкновение героя с миром, романтический конфликт.

Поэма «Мцыри» является романтическим произведением со всеми характерными чертами этого литературного направления. Это, в первую очередь, противоречие между идеалом и действительностью, исповедальное начало, а также символичные сюжет и образы. Образ самого Мцыри также наделен романтическими чертами, которые сочетаются с реалистичностью. Исповедь героя дает возможность психологически точно раскрыть внутренний мир героя.

Поэме предшествует эпиграф, являющийся ключом к содержанию. Это фраза из библейской легенды об израильском царе Саулу и его сыне Ионафане, который нарушил запрет отца не принимать пищу до вечера. Вся земля источала мед, а воины были голодны после сражения. Ионафан нарушил запрет и фразу «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» он произносит в ожидании казни. Однако разум народа восторжествовал над «безумием» царя. Народ вступился за осужденного и спас его от казни, потому что юноша помог разбить врагов. «Мед земной», «медовая тропа» - некогда популярные образные выражения, восходящие к этой легенде и ставшие символическими.

Поэма написана в форме страстной исповеди героя.

Тема

Многочисленные определения темы поэмы «Мцыри» рациональны. Каждое из них дополняет палитру поэтического замысла Лермонтова.

Поэма о свободолюбивом горце, исповедующем мусульманскую веру и погибающем вдали от родины в христианском монастыре. В поэме выразилось отношение Лермонтова к кавказской войне и к судьбам молодых людей своего поколения. (А.В. Попов)

«Мцыри» - поэма «о юноше, лишенном свободы и погибающем вдали от родины. Это поэма о современнике Лермонтова, о его сверстнике, о судьбе лучших людей того времени». (И.Л. Андроников)

В поэме «Мцыри» «выдвинута... проблема борьбы за моральные ценности, человеческого поведения, гордости и убеждений, проблема «веры гордой в людей и жизнь иную». (Б. Эйхенбаум)

Родина и свобода объединяются в один многозначный символ. Ради Родины герой готов отказаться от рая и от вечности. Мотив узника перерастает в мотив обречённости на одиночество. Но это одиночество тоже не может быть состоянием героя - он должен или «принять монашеский обет», или, «глотнув свободы», умереть. Эти две жизни непримиримы, и выбор обусловлен «пламенной страстью», живущей в Мцыри. Все перечисленные темы нашли свое отражение в поэме Лермонтова. Все они ведут читателя к пониманию внутреннего мира героя, его мыслей и чувств.

Идея

Революционерам-демократам был близок бунтарский пафос поэмы. Белинский писал, что Мцыри - «любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью». По мысли Н.П. Огарева, Мцыри у Лермонтова - «его самый ясный или единственный идеал».

В современном прочтении «Мцыри» актуален вовсе не бунтарский пафос поэмы, а ее философский смысл. Естественная среда, с которой стремится слиться Мцыри, противостоит его монашескому воспитанию. Мцыри пытается перепрыгнуть пропасть и вернуться в совершенно иной культурный мир, когда-то родной и близкий ему. Но разорвать с привычным укладом жизни не так просто: Мцыри отнюдь не «природный человек», он не умеет ориентироваться в лесу, среди изобилия страдает от голода.

Идеи жизни и свободы пронизывают художественную ткань произведения. Утверждается активное, деятельное отношение к жизни, полнота ее, достигаемая в борьбе за свободу, в верности идеалу свободы даже в трагических условиях поражения.

Характер конфликта

Романтический конфликт поэмы задан исключительностью главного героя. Бегство Мцыри - это стремление к воле и свободе, неодолимый зов природы. Поэтому в поэме такое большое место занимают упоминания о ветре, птицах, зверях. Да и у самого Мцыри природа рождает первобытную звериную силу. Современники Лермонтова указывали на необузданную страстность Мцыри, рвущегося на широкий простор, охваченного «безумной силой», вопиющей «против всяких общественных понятий и исполненной к ним ненависти и презрения».

Выявляется характерный для творчества Лермонтова конфликт между взглядом на мир и непосредственным восприятием окружающего. Родство Мцыри с вольной, стихийной природой заметно отчуждает его от мира людей, на фоне природы глубже постигается мера одиночества героя. Поэтому для Мцыри близость с природой - это возможность обрести род, родину, вернуться к первоначальным истокам. Трагедия Мцыри заключается в противоречии между мужественностью его духа и слабостью тела.

Основные герои

Поэма Лермонтова с одним героем. Это молодой горец, взятый в шестилетнем возрасте в плен русским генералом (подразумевается генерал А.П. Ермолов). Вся его недолгая жизнь прошла в стенах монастыря. «Жизнь, полную тревог» противопоставляет Мцыри «жизни в плену», «чудный мир тревог и битв» -- «душным кельям и молитвам». Своим идеалам он остаётся верен до конца. И в этом его нравственная сила. Путь на Родину, попытка обрести «родную душу» становится единственной возможностью для существования.

Образ Мцыри сложен: это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец, и «естественный человек», и жаждущий познания дух, и сирота, мечтающий о доме, и юноша, вступающий в пору столкновений и конфликтов с миром. Особенность характера Мцыри - ироническое соединение строгой целеустремленности, могучей силы, твердой воли с исключительной мягкостью, задушевностью, лиризмом по отношению к родине.

Мцыри чувствует гармонию природы, стремится слиться с ней. Он ощущает её глубину и тайну. Речь в данном случае идёт о реальной, земной красоте природы, а не о существующем лишь в воображении идеале. Мцыри прислушивается к голосу природы, восхищается барсом как достойным противником. И дух самого Мцыри непоколебим, несмотря на физический недуг. "

Белинский назвал «Мцыри» любимым идеалом поэта. Для критика Мцыри - это «огненная душа», «могучий дух», «исполинская натура».

Одним из действующих лиц выступает в поэме природа. Пейзаж в поэме не только составляет романтический фон, который окружает героя. Он помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа. Так как природа в поэме дается в восприятии Мцыри, то о его характере можно судить по тому, что именно привлекает в ней героя, как он о ней говорит. Многообразие и богатство пейзажа, описанного Мцыри, подчеркивают монотонность монастырской обстановки. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней. Например, он наслаждается великолепием беспредельного голубого свода ранним утром, а затем терпит иссушающий зной в горах.

Сюжет и композиция

В основе сюжета Мцыри лежит традиционная романтическая ситуация бегства из неволи. Монастырь как тюрьма всегда привлекал мысль и чувства поэта, причем Лермонтов не ставил знак равенства между монастырем и верой. Бегство Мцыри из монашеской кельи не означает безверия: это яростный протест героя против неволи.

В поэме 26 глав. Мцыри в поэме не только герой, но и рассказчик. Форма исповеди является средством наиболее глубокого и правдивого раскрытия психологии героя. В поэме она занимает большую часть. Исповеди предшествует авторское вступление, которое помогает читателю соотнести действие поэмы с определенными историческими событиями. Во вступлении Лермонтов уделяет внимание наиболее ярким эпизодам поэмы: это созерцание природы Кавказа и мысли героя о родине, сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря, встреча героя с грузинкой, его поединок с барсом, сон в степи. Сюжетной завязкой поэмы является сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря. Кульминацией поэмы можно назвать поединок юноши с барсом, в котором нашел свое воплощение основной мотив всего творчества поэта - мотив борьбы. Композиционное построение поэмы имеет замкнутую форму: в монастыре действие началось, в монастыре оно и закончилось. Таким образом, в поэме находит свое воплощение мотив судьбы, рока.

Художественное своеобразие

М.Ю. Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ ге-роя-бунтаря, неспособного к компромиссам. Это характер исключительный по глубине и тщательности психологической проработки. В то же время личность Мцыри - поразительно цельная, завершенная. Он - герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника, стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы.

Герой и автор внутренне близки. Исповедь героя - это исповедь автора. В единый взволнованный и волнующий монолог поэмы включены и голос героя, и голос автора, и сам величественный кавказский пейзаж. Воплощению авторского замысла помогают поэтические образы. Среди них важную роль играет образ грозы. Гроза - это не только явление природы, но и выражение гнева Божия. Противопоставляются образы « Божьего сада» и «вечного леса».

Как уже отмечалось, трем дням свободы посвящена вся исповедь героя. Уже во времени: три дня - свобода, вся жизнь - неволя, автор обращается к антитезе. Временная антитеза усиливается образной: монастырь - тюрьма, Кавказ - свобода.

В поэме большое многообразие средств художественной выразительности. Самым употребительным является такой троп, как сравнение. Сравнения подчёркивают эмоциональность образа Мцыри (как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник; он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал). Сравнения отражают мечтательность натуры юноши (я видел горные хребты, причудливые, как мечты, когда в час утренней зари курилися, как алтари, их выси в небе голубом; в снегах, горящих, как алмаз; как узор, на ней зубцы далёких гор). С помощью сравнений показано как слияние Мцыри с природой, сближение с ней (сплетясь, как пара змей), так и отчуждённость Мцыри от людей {Я сам, как зверь, был чужд людей и полз прятался, как змей; я был чужой для них навек, как зверь степной).

В этих сравнениях - сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом оборачивается сознанием высокой ценности борьбы, мужества. С помощью сравнений она показана как схватка диких природных сил. Сравнения подчёркиают эмоциональность образов, раскрывают жизненный опыт и представления героев.

Метафорические эпитеты передают: душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв. (пламенная страсть; сумрачные стены; блаженные дни; пылающая грудь; в холодной вечной тишине; бурное сердце; могучий дух), поэтическое восприятие мира (снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул; сонные цветы; две сакли дружною четой).

Метафоры передают напряжённость, гиперболичность переживаний, силу чувств Мцыри, эмоциональное восприятие окружающего мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств (бой закипел; но земли сырой покров их освежит и смерть навеки заживит; судьба... смеялась надо мной! я тайный замысел ласкал; унестъ в могилу за собой тоску по родине святой, надежд обманутых укор; мир божий спал в оцепенении глухом отчаянья тяжёлым сном). С помощью развёрнутых олицетворений передаётся понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи предельно романтические. Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи, она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна. В природе Кавказа поэт-романтик находит то величие и красоту, которых недостаёт человеческому обществу (там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры; и миллионом чёрных глаз смотрела ночи темнота сквозь ветви каждого).

Риторические вопросы, восклицания, обращения также являются средством выражения сильных душевных переживаний. Большое количество риторических вопросов и восклицаний придают поэтической речи взволнованность и страстность (дитя моё, останься здесь со мной; о милый мой! Не утаю, что я тебя люблю).

Созданию лиризма способствует анафора (единоначатие). Анафоры усиливают впечатление, нагнетают ритм. Бурное, радостное биение жизни ощущается в самом ритме строфы с её бесконечным разнообразием эпитетов, с симметричным синтаксисом строк, с повторением союзов.

Тогда на землю я упал;
И в исступлении рыдал,
И грыз сырую грудь земли,
И слёзы, слёзы потекли...
Он с детских глаз уже не раз
Сгонял виденья снов живых
Про милых ближних и родных,
Про волю дикую степей,
Про лёгких бешеных коней...
Про битвы чудные меж скал,
Где всех один я побеждал!..

Итак, на основе предшествующего анализа мы можем сделать вывод о том, что в многообразии изобразительновыразительных средств лермонтовской поэмы проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя. С их помощью создаётся страстный, приподнятый тон поэмы. Поэтика переключает на высокую и вневременную волну. Время поэмы ближе к обобщённому, чем к реальному. Это философское произведение о смысле бытия, об истинной ценности человеческой жизни, которую поэт видит в свободе, активности, человеческом достоинстве. Не только в словах и мыслях героя, но и во всей поэме ощущается пафос свободы и человеческой активности.

Поэма написана 4-стопным ямбом с мужскими окончаниями, который, по словам В.Г. Белинского, «...звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонирует с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы». Смежные мужские рифмы, четкое и твердое звучание обрамляемых или разрываемых этими рифмами фраз укрепляют энергичную мужественную тональность произведения.

Значение произведения

Лермонтов - крупнейший представитель русского и мирового романтизма. Романтический пафос в значительной мере определил направление всей лермонтовской поэзии. Он стал продолжателем лучших прогрессивных традиций предшествующей ему литературы. В поэме «Мцыри» до конца раскрылся поэтический талант Лермонтова. Не случайно Мцыри - герой, близкий по духу самому поэту, «любимый идеал Лермонтова» (В.Г. Белинский).

Поэма «Мцыри» вдохновляла не одно поколение художников. В разное время иллюстрировали поэму В.П. Белкин, В.Г. Бехтеев, И.С. Глазунов, А.А. Гурьев, Н.Н. Дубовской, Ф.Д. Константинов, П.П. Кончаловский, М.Н. Орлова-Моча-лова, Л.О. Пастернак, К.А. Савицкий, В.Я. Суреньянц, И.М. Тоидзе, Н.А. Ушакова, К.Д. Флавицкий, Е.Я. Хигер,

А.Г. Якимченко. Рисунки на тему «Мцыри» принадлежат И.Е. Репину. Фрагменты поэмы были положены на музыку М.А. Балакиревым, А.С. Даргомыжским, А.П. Бородиным и другими композиторами.

Поэма «Мцыри» Лермонтова, написанная в 1839 г., является вершиной развития классической русской романтической поэмы. При ее создании Лермонтов придерживался традиций байронической поэмы, но в тоже время сумел привнести в произведение исключительно свои, авторские особенности. «Мцыри» повествует о типичном романтическом герое. В то же время композиция поэмы «Мцыри» Лермонтова, как и ее сюжет, своеобразны.

Особенности композиции

Поэма разделена на две неравные части. Первая, занимающая две главы из двадцати шести, знакомит читателя с местом действия (дается описание монастыря), и кратко рассказывает о жизни героя до происходящих событий. Здесь же, во второй главе, излагается сюжет поэмы «Мцыри». Главный герой - пленный кавказский мальчик, был привезен в монастырь, где после долгой болезни остался жить в качестве послушника. В монастыре он получил воспитание, выучил чужой язык и готовился к постригу, но однажды грозовой ночью исчез. Три дня длились безуспешные поиски, когда же монахи наконец нашли его, Мцыри был уже при смерти. Собрав последние силы, он произносит свою знаменитую исповедь.

Вся судьба главного героя открывается уже во время чтения второй главы, но, в таком случае, чему же посвящена большая часть поэмы? В ней Лермонтов предоставляет слово своему главному герою, дает Мцыри возможность «душу рассказать». Переживания романтического героя, его поиски свободы, как внешней, так и внутренней и, в конце концов, отчаяние от постигшей его неудачи - вот что положено в основу оставшихся двадцати четырех глав. Для того, чтобы как можно полнее раскрыть внутренний мир Мцыри, Лермонтов выбирает форму исповеди, которая считалась одной из наиболее удачных форм для романтических произведений.

Как видим, в композиции поэмы Мцыри содержатся все основные элементы, идущие в прямом порядке. Дана экспозиция - рассказ о жизни героя в монастыре, завязкой сюжета может считаться момент побега Мцыри из монастыря. Имеется и традиционная для романтической поэмы концовка - смерть персонажа. При сохраненных основных элементах поэмы особенности композиции «Мцыри» заключаются именно в соотношении временных планов в поэме и размере частей композиции. Акцент делается на трех днях, проведенных Мцыри на свободе: им, а не всей остальной жизни героя посвящена поэма. Лермонтов подчеркивает значимость этих дней композиционно, благодаря их обширному описанию. Обращается он также и к художественно-стилистическим приемам. Смена сухого, краткого, как заметки в дневнике стиля повествования в начале поэмы на образную, а кое-где даже восторженную речь от лица главного героя еще раз подчеркивает значимость его исповеди.

Кульминация поэмы

Важным композиционным элементом, необходимым для продвижения вперед сюжета, является кульминация - момент прямого столкновения героя и его антипода, либо же борьбы их идей. В случае с «Мцыри» кульминацией поэмы может быть назван эпизод битвы героя с барсом. Здесь Мцыри предстает перед читателем на пике своей физической и духовной красоты. Он не только одерживает победу, но и сливается с природой в единой гармоничное целое. Момент его торжества не омрачен ненавистью к сопернику, Мцыри искренне восхищается им и упивается красотой битвы. Для него это противостояние на равных. Это также является необычным для классической романтической поэмы, в которой обычно четко определены стороны добра и зла. В поэме же Лермонтова невозможно с уверенностью обозначить, кто считается для героя основным противником и на противопоставлении чего с чем строится сюжет «Мцыри».

Особенности конфликта в поэме

Природа в поэме олицетворена, она является активно действующим персонажем, и ее проявления: барс, темный лес, дневной зной сбивают героя с пути и закрывает ему путь на родину. Это происходит оттого, что Мцыри, как он сам о себе отзывается, дитя неволи, выращенный в монастырских стенах «цветок». Чересчур яркий луч солнца - так метафорически обозначается в поэме свободная жизнь - может его погубить, что и происходит. Но природу невозможно считать врагом для главного героя, поскольку он сам - ее часть, и лишь в единении с ней он может считать себя счастливым. «Три блаженных дня» - так вспоминает Мцыри о днях, проведенных на воле.

Можно счесть основным врагом героя общество, породившее такие уродливые, искалечившие судьбу Мцыри вещи, как война и монастырь. Но общество дано в поэме скорее в качестве подтекста, прямо оно нигде не выражено. Герой сетует на то, что он «умрет рабом и сиротой», но при этом не стремится никого обвинить: «И никого не прокляну!». Лермонтов поводит читателя к мысли о неразрешенности данного конфликта, потому что тюрьмой для Мцыри становится не только монастырь, но и весь мир в целом. Выращенный чужими людьми, он оказался оторванным от родной культуры, и теперь и она столь же враждебна и непонятна для него. Единственно возможный выход для него - смерть, и смерть Мцыри в поэме продиктована не требованиями сюжета романтической поэмы, она является единственным средством разрешения конфликта.

Действие поэмы начинается в монастыре - там же оно и завершится. Поэтому композиция «Мцыри» относится к замкнутым композициям. Благодаря этой замкнутости в последних строках особенно сильно звучит излюбленный мотив Лермонтова - мотив рока, неотвратимого и неизбежного. «Но тщетно спорил я с судьбой: / Она смеялась надо мной!» – восклицает Мцыри перед смертью. Тщательно выстроенная композиция в сочетании с необычным сюжетом помогают в полной мере раскрыть трагедию жизни Мцыри и поднять поэму Лермонтова до вершин романтического творчества.

Тест по произведению

Другие материалы по творчеству Лермонтов М.Ю.

  • Краткое содержание поэмы "Демон: восточная повесть" Лермонтова М.Ю. по главах (частях)
  • Идейно-художественное своеобразие произведения "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • Краткое содержание "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности» В.Г. Белинский
  • Горькая дума Лермонтова о судьбах своего поколения (по лирике и роману «Герой нашего времени»)

История создания

Замысел поэмы «Мцыри» возник у Лермонтова еще в 1831 году. Семнадцатилетний поэт размышлял о судьбе своего ровесника, монаха, томящегося в монастыре: «Написать записки молодого монаха 17 лет. - С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. - Идеалы...». На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа, знакомство с кавказским фольклором. Впервые на Кавказе Лермонтов побывал в детстве вместе с бабушкой. Ребенком его возили на воды лечиться. Позже впечатления от кавказской природы еще более усилились. Биограф поэта П.А. Висковатов пишет (1891): «Старая военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы». Одна из таких легенд - народная песня о тигре и юноше. В поэме она нашла отзвук в сцене боя с барсом.

Историю возникновения сюжета «Мцыри» со слов двоюродного брата Лермонтова А.П. Шан-Гирея и родственника поэта по материнской линии А.А. Хастатова изложил П.А. Висковатов (1887): «Когда Лермонтов, странствуя по старой Военно-грузинской дороге (это могло быть в 1837 г.), изучал местные сказания,... он наткнулся в Мцхете... на одинокого монаха, или, вернее, старого монастырского служку, «бэри» по-грузински. Сторож был последний из братии упразднённого близлежащего монастыря. Лермонтов с ним разговорился и узнал от него, что он родом горец, пленённый ребёнком генералом Ермоловым во время экспедиции. Генерал вёз его с собой и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырём, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался жить в монастыре, где особенно привязался к старику монаху. Любопытный и живой рассказ «бери» произвёл на Лермонтова впечатление. К тому же он затрагивал уже знакомый поэту мотив, и вот он решился воспользоваться тем, что было подходящего в «Исповеди» и «Боярине Орше», и перенёс всё действие... в Грузию».

На рукописи поэмы рукой Лермонтова поставлена дата её завершения: «1839 года. Августа 5». В следующем году поэма была напечатана в книге «Стихотворения М. Лермонтова». В черновом варианте поэма носила название «Бэри» (сноска Лермонтова: «Бэри по-грузински: монах»). Послушник - на грузинском языке - «мцыри».

Поэт и мемуарист А.Н. Муравьёв (1806-1874) вспоминал: «Песни и поэмы Лермонтова гремели повсюду. Он поступил опять в лейб-гусары. Мне случилось однажды, в Царском Селе, уловить лучшую минуту его вдохновения. В летний вечер я к нему зашёл и застал его за письменным столом, с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны. «Что с тобою?» - спросил я. «Сядьте и слушайте», - сказал он, и в ту же минуту, в порыве восторга, прочёл мне, от начала до конца, всю свою великолепную поэму «Мцыри» («послушник» по-грузински), которая только что вылилась из-под его вдохновенного пера. Внимая ему, и сам я пришёл в невольный восторг: так живо выхватил он, из рёбр Кавказа, одну из разительных сцен и облёк её в живые образы перед очарованным взором. Никогда никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления. Много раз впоследствии перечитывал я «Мцыри», но уже не та была свежесть красок, как при первом одушевлённом чтении самого поэта».

«Мцыри» -.любимое произведение Лермонтова. Он с удовольствием читал ее вслух. В мае 1840 года Лермонтов читал отрывок из «Мцыри» - бой с барсом - на именинах у Гоголя в Москве. «И читал, говорят, прекрасно, - передавал писатель С.Т. Аксаков со слов гостей, присутствующих в тот день на именинном обеде» (по И.Л. Андроникову).

Род, жанр, творческий метод

Поэма - излюбленный жанр Лермонтова, им было написано около тридцати поэм (1828-1841), но опубликовал Лермонтов только три из них: «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Тамбовскую казначейшу» и «Мцыри». «Хаджи Абрек» был напечатан в 1835 году без ведома автора. Не увидел свет и «Демон», над которым Лермонтов работал с 1828 года.

Поэмы, как и лирика Лермонтова, носили исповедальный характер, часто они представляли собой монолог или диалог героев, становились психологическим портретом исключительной личности. Но в отличие от лирики, лиро-эпический жанр давал редкую возможность показать героя в действии, со стороны, в самой гуще жизни. Предметом изображения, особенно в поэмах 30-х годов, становится столкновение героя с миром, романтический конфликт.

Поэма «Мцыри» является романтическим произведением со всеми характерными чертами этого литературного направления. Это, в первую очередь, противоречие между идеалом и действительностью, исповедальное начало, а также символичные сюжет и образы. Образ самого Мцыри также наделен романтическими чертами, которые сочетаются с реалистичностью. Исповедь героя дает возможность психологически точно раскрыть внутренний мир героя.

Поэме предшествует эпиграф, являющийся ключом к содержанию. Это фраза из библейской легенды об израильском царе Саулу и его сыне Ионафане, который нарушил запрет отца не принимать пищу до вечера. Вся земля источала мед, а воины были голодны после сражения. Ионафан нарушил запрет и фразу «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» он произносит в ожидании казни. Однако разум народа восторжествовал над «безумием» царя. Народ вступился за осужденного и спас его от казни, потому что юноша помог разбить врагов. «Мед земной», «медовая тропа» - некогда популярные образные выражения, восходящие к этой легенде и ставшие символическими.

Поэма написана в форме страстной исповеди героя.

Тема

Многочисленные определения темы поэмы «Мцыри» рациональны. Каждое из них дополняет палитру поэтического замысла Лермонтова.

Поэма о свободолюбивом горце, исповедующем мусульманскую веру и погибающем вдали от родины в христианском монастыре. В поэме выразилось отношение Лермонтова к кавказской войне и к судьбам молодых людей своего поколения. (А.В. Попов)

«Мцыри» - поэма «о юноше, лишенном свободы и погибающем вдали от родины. Это поэма о современнике Лермонтова, о его сверстнике, о судьбе лучших людей того времени». (И.Л. Андроников)

В поэме «Мцыри» «выдвинута... проблема борьбы за моральные ценности, человеческого поведения, гордости и убеждений, проблема «веры гордой в людей и жизнь иную». (Б. Эйхенбаум)

Родина и свобода объединяются в один многозначный символ. Ради Родины герой готов отказаться от рая и от вечности. Мотив узника перерастает в мотив обречённости на одиночество. Но это одиночество тоже не может быть состоянием героя - он должен или «принять монашеский обет», или, «глотнув свободы», умереть. Эти две жизни непримиримы, и выбор обусловлен «пламенной страстью», живущей в Мцыри. Все перечисленные темы нашли свое отражение в поэме Лермонтова. Все они ведут читателя к пониманию внутреннего мира героя, его мыслей и чувств.

Идея

Революционерам-демократам был близок бунтарский пафос поэмы. Белинский писал, что Мцыри - «любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью». По мысли Н.П. Огарева, Мцыри у Лермонтова - «его самый ясный или единственный идеал».

В современном прочтении «Мцыри» актуален вовсе не бунтарский пафос поэмы, а ее философский смысл. Естественная среда, с которой стремится слиться Мцыри, противостоит его монашескому воспитанию. Мцыри пытается перепрыгнуть пропасть и вернуться в совершенно иной культурный мир, когда-то родной и близкий ему. Но разорвать с привычным укладом жизни не так просто: Мцыри отнюдь не «природный человек», он не умеет ориентироваться в лесу, среди изобилия страдает от голода.

Идеи жизни и свободы пронизывают художественную ткань произведения. Утверждается активное, деятельное отношение к жизни, полнота ее, достигаемая в борьбе за свободу, в верности идеалу свободы даже в трагических условиях поражения.

Характер конфликта

Романтический конфликт поэмы задан исключительностью главного героя. Бегство Мцыри - это стремление к воле и свободе, неодолимый зов природы. Поэтому в поэме такое большое место занимают упоминания о ветре, птицах, зверях. Да и у самого Мцыри природа рождает первобытную звериную силу. Современники Лермонтова указывали на необузданную страстность Мцыри, рвущегося на широкий простор, охваченного «безумной силой», вопиющей «против всяких общественных понятий и исполненной к ним ненависти и презрения».

Выявляется характерный для творчества Лермонтова конфликт между взглядом на мир и непосредственным восприятием окружающего. Родство Мцыри с вольной, стихийной природой заметно отчуждает его от мира людей, на фоне природы глубже постигается мера одиночества героя. Поэтому для Мцыри близость с природой - это возможность обрести род, родину, вернуться к первоначальным истокам. Трагедия Мцыри заключается в противоречии между мужественностью его духа и слабостью тела.

Основные герои

Поэма Лермонтова с одним героем. Это молодой горец, взятый в шестилетнем возрасте в плен русским генералом (подразумевается генерал А.П. Ермолов). Вся его недолгая жизнь прошла в стенах монастыря. «Жизнь, полную тревог» противопоставляет Мцыри «жизни в плену», «чудный мир тревог и битв» -- «душным кельям и молитвам». Своим идеалам он остаётся верен до конца. И в этом его нравственная сила. Путь на Родину, попытка обрести «родную душу» становится единственной возможностью для существования.

Образ Мцыри сложен: это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец, и «естественный человек», и жаждущий познания дух, и сирота, мечтающий о доме, и юноша, вступающий в пору столкновений и конфликтов с миром. Особенность характера Мцыри - ироническое соединение строгой целеустремленности, могучей силы, твердой воли с исключительной мягкостью, задушевностью, лиризмом по отношению к родине.

Мцыри чувствует гармонию природы, стремится слиться с ней. Он ощущает её глубину и тайну. Речь в данном случае идёт о реальной, земной красоте природы, а не о существующем лишь в воображении идеале. Мцыри прислушивается к голосу природы, восхищается барсом как достойным противником. И дух самого Мцыри непоколебим, несмотря на физический недуг. "

Белинский назвал «Мцыри» любимым идеалом поэта. Для критика Мцыри - это «огненная душа», «могучий дух», «исполинская натура».

Одним из действующих лиц выступает в поэме природа. Пейзаж в поэме не только составляет романтический фон, который окружает героя. Он помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа. Так как природа в поэме дается в восприятии Мцыри, то о его характере можно судить по тому, что именно привлекает в ней героя, как он о ней говорит. Многообразие и богатство пейзажа, описанного Мцыри, подчеркивают монотонность монастырской обстановки. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней. Например, он наслаждается великолепием беспредельного голубого свода ранним утром, а затем терпит иссушающий зной в горах.

Сюжет и композиция

В основе сюжета Мцыри лежит традиционная романтическая ситуация бегства из неволи. Монастырь как тюрьма всегда привлекал мысль и чувства поэта, причем Лермонтов не ставил знак равенства между монастырем и верой. Бегство Мцыри из монашеской кельи не означает безверия: это яростный протест героя против неволи.

В поэме 26 глав. Мцыри в поэме не только герой, но и рассказчик. Форма исповеди является средством наиболее глубокого и правдивого раскрытия психологии героя. В поэме она занимает большую часть. Исповеди предшествует авторское вступление, которое помогает читателю соотнести действие поэмы с определенными историческими событиями. Во вступлении Лермонтов уделяет внимание наиболее ярким эпизодам поэмы: это созерцание природы Кавказа и мысли героя о родине, сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря, встреча героя с грузинкой, его поединок с барсом, сон в степи. Сюжетной завязкой поэмы является сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря. Кульминацией поэмы можно назвать поединок юноши с барсом, в котором нашел свое воплощение основной мотив всего творчества поэта - мотив борьбы. Композиционное построение поэмы имеет замкнутую форму: в монастыре действие началось, в монастыре оно и закончилось. Таким образом, в поэме находит свое воплощение мотив судьбы, рока.

Художественное своеобразие

М.Ю. Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ ге-роя-бунтаря, неспособного к компромиссам. Это характер исключительный по глубине и тщательности психологической проработки. В то же время личность Мцыри - поразительно цельная, завершенная. Он - герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника, стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы.

Герой и автор внутренне близки. Исповедь героя - это исповедь автора. В единый взволнованный и волнующий монолог поэмы включены и голос героя, и голос автора, и сам величественный кавказский пейзаж. Воплощению авторского замысла помогают поэтические образы. Среди них важную роль играет образ грозы. Гроза - это не только явление природы, но и выражение гнева Божия. Противопоставляются образы « Божьего сада» и «вечного леса».

Как уже отмечалось, трем дням свободы посвящена вся исповедь героя. Уже во времени: три дня - свобода, вся жизнь - неволя, автор обращается к антитезе. Временная антитеза усиливается образной: монастырь - тюрьма, Кавказ - свобода.

В поэме большое многообразие средств художественной выразительности. Самым употребительным является такой троп, как сравнение. Сравнения подчёркивают эмоциональность образа Мцыри (как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник; он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал). Сравнения отражают мечтательность натуры юноши (я видел горные хребты, причудливые, как мечты, когда в час утренней зари курилися, как алтари, их выси в небе голубом; в снегах, горящих, как алмаз; как узор, на ней зубцы далёких гор). С помощью сравнений показано как слияние Мцыри с природой, сближение с ней (сплетясь, как пара змей), так и отчуждённость Мцыри от людей {Я сам, как зверь, был чужд людей и полз прятался, как змей; я был чужой для них навек, как зверь степной).

В этих сравнениях - сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом оборачивается сознанием высокой ценности борьбы, мужества. С помощью сравнений она показана как схватка диких природных сил. Сравнения подчёркиают эмоциональность образов, раскрывают жизненный опыт и представления героев.

Метафорические эпитеты передают: душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв. (пламенная страсть; сумрачные стены; блаженные дни; пылающая грудь; в холодной вечной тишине; бурное сердце; могучий дух), поэтическое восприятие мира (снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул; сонные цветы; две сакли дружною четой).

Метафоры передают напряжённость, гиперболичность переживаний, силу чувств Мцыри, эмоциональное восприятие окружающего мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств (бой закипел; но земли сырой покров их освежит и смерть навеки заживит; судьба... смеялась надо мной! я тайный замысел ласкал; унестъ в могилу за собой тоску по родине святой, надежд обманутых укор; мир божий спал в оцепенении глухом отчаянья тяжёлым сном). С помощью развёрнутых олицетворений передаётся понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи предельно романтические. Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи, она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна. В природе Кавказа поэт-романтик находит то величие и красоту, которых недостаёт человеческому обществу (там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры; и миллионом чёрных глаз смотрела ночи темнота сквозь ветви каждого).

Риторические вопросы, восклицания, обращения также являются средством выражения сильных душевных переживаний. Большое количество риторических вопросов и восклицаний придают поэтической речи взволнованность и страстность (дитя моё, останься здесь со мной; о милый мой! Не утаю, что я тебя люблю).

Созданию лиризма способствует анафора (единоначатие). Анафоры усиливают впечатление, нагнетают ритм. Бурное, радостное биение жизни ощущается в самом ритме строфы с её бесконечным разнообразием эпитетов, с симметричным синтаксисом строк, с повторением союзов.

Тогда на землю я упал;
И в исступлении рыдал,
И грыз сырую грудь земли,
И слёзы, слёзы потекли...
Он с детских глаз уже не раз
Сгонял виденья снов живых
Про милых ближних и родных,
Про волю дикую степей,
Про лёгких бешеных коней...
Про битвы чудные меж скал,
Где всех один я побеждал!..

Итак, на основе предшествующего анализа мы можем сделать вывод о том, что в многообразии изобразительновыразительных средств лермонтовской поэмы проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя. С их помощью создаётся страстный, приподнятый тон поэмы. Поэтика переключает на высокую и вневременную волну. Время поэмы ближе к обобщённому, чем к реальному. Это философское произведение о смысле бытия, об истинной ценности человеческой жизни, которую поэт видит в свободе, активности, человеческом достоинстве. Не только в словах и мыслях героя, но и во всей поэме ощущается пафос свободы и человеческой активности.

Поэма написана 4-стопным ямбом с мужскими окончаниями, который, по словам В.Г. Белинского, «...звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонирует с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы». Смежные мужские рифмы, четкое и твердое звучание обрамляемых или разрываемых этими рифмами фраз укрепляют энергичную мужественную тональность произведения.

Значение произведения

Лермонтов - крупнейший представитель русского и мирового романтизма. Романтический пафос в значительной мере определил направление всей лермонтовской поэзии. Он стал продолжателем лучших прогрессивных традиций предшествующей ему литературы. В поэме «Мцыри» до конца раскрылся поэтический талант Лермонтова. Не случайно Мцыри - герой, близкий по духу самому поэту, «любимый идеал Лермонтова» (В.Г. Белинский).

Поэма «Мцыри» вдохновляла не одно поколение художников. В разное время иллюстрировали поэму В.П. Белкин, В.Г. Бехтеев, И.С. Глазунов, А.А. Гурьев, Н.Н. Дубовской, Ф.Д. Константинов, П.П. Кончаловский, М.Н. Орлова-Моча-лова, Л.О. Пастернак, К.А. Савицкий, В.Я. Суреньянц, И.М. Тоидзе, Н.А. Ушакова, К.Д. Флавицкий, Е.Я. Хигер,

А.Г. Якимченко. Рисунки на тему «Мцыри» принадлежат И.Е. Репину. Фрагменты поэмы были положены на музыку М.А. Балакиревым, А.С. Даргомыжским, А.П. Бородиным и другими композиторами.

Поэма “Мцыри” – типично романтическое произведение (единство человека с природой – сцена грозы и побег из монастыря; романтическая любовь – встреча с грузинкой; борьба – поединок с барсом; свобода – побег из монастыря, являющегося олицетворением несвободы). В произведении нашла яркое выражение тема родины. Композиция поэмы замкнутая.

Мцыри волею рока возвращается в монастырь (романтическая идея неодолимого рока, пессимистический пафос произведения).
В. Г. Белинский
“Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности “.
“Несмотря на незрелость идеи и на некоторую натянутость в содержании “Мцыри”, – подробности и изложение этой поэмы изумляют своим исполнением. Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, – что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда он писал эту поэму”.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Одной из любимейших книг юношества являетеся поэма Лермонтова “Мцыри”. Страстная, написанная как бы одним дыханием, она близка молодежи неудержимым порывом к счастью, яркостью и определенностью чувств. С конца прошлого столетия поэма заняла прочное место в анналах русской литературы. Главная мысль, которую надо передать, это мысль о неистребимости человеческого стремления к свободе и счастью и о […]...
  2. Своеобразие поэмы ” Мцыри” М. Лермонтова Романтизм – литературное направление, особенностями которого является уход от действительности, которая осмысливалась писателями как страшная неприглядная картина, в фантастический мир. Характерной чертой романтических произведений является изображение авторами экзотической природы. В романтических произведениях герой противопоставлен обществу или не понят им. Для писателя-романтика главное – утвердить свою мечту и идеал, который […]...
  3. Пафос и основное идейное содержание поэмы находится в той же плоскости, что и поэмы “Бахчисарайский фонтан”. Однако герой поэмы “Цыгане” – это уже несколько иная модификация героя-индивидуалиста. Если сравнивать героев Пушкина с классическими романтическими героями (героями Байрона, например, к которым очень часто апеллирует сам Пушкин), то Гирея вполне можно сравнить с героем байроновского “Корсара”, а […]...
  4. Идейно-художественное своеобразие поэмы Вся поэма выдержана в элегически-грустном тоне. Поэт вспоминает о своей безвозвратно ушедшей юности, о том, как был весел, о своей первой, безответной любви. Он приезжает в село, где все, от окружающего пейзажа до изб и калитки, напоминает ему о юности. Однако деревня сильно изменилась. Это подчеркивается как при помощи чисто внешних, описательных […]...
  5. Идейно-художественное своеобразие поэмы Построение и язык поэмы призваны утвердить новую форму, соответствующую ритму и содержанию новой жизни (1 глава). Поэт хочет воспеть событие эпического масштаба, но событие это в его понимании настолько огромно, что соответствовать ему может только новая форма – “телеграфный стиль”. Поэта не интересует субъективное мнение отдельного человека, он “пьет из источника” по […]...
  6. Мцыри – романтический герой. Появление Мцыри в монастыре. (Пленного шестилетнего мальчика привез в монастырь русский генерал. Постепенно он стал понимать чужой язык, принял христианскую веру, готовился стать монахом.) Побег из плена. (Монастырь не стал домом для мальчика. Он чувствовал себя пленником, поэтому и задумал побег. Он бежал в неизвестность, не зная, что его ждет, мечтая […]...
  7. Общая идейная направленность “Медного всадника” во многом имеет свое начало еще в “Полтаве” и продолжается в “Борисе Годунове”. Пушкин не случайно обращается к образу Петра, который в его интерпретации становится своего рода символом своевольной, самодержавной власти. Вопреки всему Петр строит Петербург на болотах, чтобы “отсель грозить шведу”. Этот поступок предстает в поэме высшим проявлением самодержавной […]...
  8. Кульминацией поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова “Мцыри” является поединок главного героя с барсом, где моло­дой человек в полную силу проявляет задатки смелого воина. После побега из монастыря Мцыри ведет жизнь в единении с силами природы. Они олицетворяют для него свободу, кото­рой он так долго был лишен. Его не страшит даже мощная гро­за, которая так напугала других […]...
  9. Идейно-художественное своеобразие поэмы “Кому на Руси жить хорошо” 1. Проблематика произведения построена на соотнесении фольклорных образов и конкретных исторических реалий. Проблема народного счастья – идейный центр произведения. Образы семи мужиков-странников – символический образ России, тронувшейся с места (произведение не окончено). 2. В поэме отразились противоречия русской действительности в пореформенный период: а) Классовые противоречия (гл. “Помещик”, […]...
  10. Идейно-художественное своеобразие поэмы Поэма была написана в 1918 году, сразу после революционных событий. В поэме отразились как реальные события, которым Блок был свидетель (суровая зима 1918 года, костры на улицах, красноармейцы, патрулировавшие улицы, разговорная речь тех времен), так и взгляды самого поэта на историю, сущность цивилизации и культуры. Понять суть взглядов Блока, а стало быть, […]...
  11. Поэма “Полтава” предтавляет собой важный этап творческой эволюции Пушкина. Если вписывать произведение в контекст творчества поэта, то в первую очередь следует выделить два момента: 1. По своему идейно-философскому содержанию поэма во многом аналогична “южным” поэмам. В центре повествования находится герой-индивидуалист, который, желая “свободы лишь для себя”, не считается с чувствами и правами других людей. Злодеяние […]...
  12. Идейно-художественное своеобразие поэмы “Мертвые души” 1. “Мертвые души” как реалистическое произведение: А) В авторском отступлении о двух типах писателей Гоголь формулирует основные принципы художественного реализма. Гоголь причисляет к критическому направлению и свое творчество. Б) Принципы реализма в поэме: Историзм Гоголь писал о своей современности – приблизительно конец 20-х – начало 30-х гг., в период кризиса […]...
  13. Умчался век эпических поэм, И повести в стихах пришли в упадок. М. Ю. Лермонтов Слово “поэма” нам хорошо знакомо: это большое сюжетное произведение в стихах, в котором есть и повествование, и в то же время отчетливо слышен голос автора. Поэмы пришли к нам из старины, где представляли эпос, торжественное, неспешное и величественное повествование о далекой […]...
  14. И была роковая отрада В попиранье заветных святынь… А. Блок В январе 1918 года А. Блок создает самую знаменитую свою поэму – создает за несколько дней, в едином вдохновенном порыве. Обычно требовательный к себе, он, оценивая свое творение, пишет: “Сегодня я гений”. Напечатанная в феврале поэма вызвала бурные и противоречивые отклики. О ней говорили везде. […]...
  15. Романтическим героем, а точнее, антигероем, в поэме является Гирей. Индивидуализм его подчеркивается Пушкиным с самого начала. Считаясь только со своей волей и желаниями, Гирей попирает права, чувства и достоинства других людей. Трагический финал для подобного героя закономерен – он сам его предрекает. “Гений и злодейство – две вещи несовместные”, – скажет Пушкин в “Моцарте и […]...
  16. Одним из лучших произведений я считаю его поэму “Мцыри”. В этом произведении наиболее сильно отображены писательские и жизненные искания автора, его нелегкие мысли, философские вопросы, которые он сам затруднялся решить. Лирический герой поэмы ненавидит всякое проявление несправедливости, пытается найти правду. Кроме того в поэме Лермонтова “Мцыри” показаны великие чувства – дружба и любовь. Природа оживает […]...
  17. В своей автобиографии “Я сам” В. Маяковский отмечал: “Хорошо” считаю программной вещью”. Поэма писалась в 1926-1927 годах и называлась первоначально “Октябрь”, потом “25 октября 1917 г.”. Заглавие “Хорошо!” было дано уже после того, как поэма была закончена. Именно такое название и предопределяло новые поэтические возможности и обобщало смысл поэмы. Жанр произведения необычен – поэтохроника. С […]...
  18. Июн В своей автобиографии “Я сам” В. Маяковский отмечал: “Хорошо” считаю программной вещью”. Поэма писалась в 1926-1927 годах и называлась первоначально “Октябрь”, потом “25 октября 1917 г.”. Заглавие “Хорошо!” было дано уже после того, как поэма была закончена. Именно такое название и предопределяло новые поэтические возможности и обобщало смысл поэмы. Жанр произведения необычен – поэтохроника. […]...
  19. Поэма “Василий Теркин” стала этапной для всей русской поэзии. Она продолжила пушкинскую традицию создания реалистического романа в стихах, повествующего о типичном представителе молодого поколения. У Твардовского ориентация на “Евгения Онегина” соединилась со стремлением представить художественное обобщение народного характера. Это шло вразрез господствующему в советской литературе изображению героя как активного строителя или защитника социалистического государства, носителя […]...
  20. На мой взгляд, романтическая поэма “Мцыри” – одна из лучших в творчестве М. Ю. Лермонтова. Автору удалось создать яркий и живой образ главного героя поэмы – одинокого, но мятежного, ведомого мечтой и не принимающего действительность, ищущего гармоничного единения с природой. Мы знакомимся с Мцыри в монастыре, куда он попал еще шестилетним ребенком, плененным русским генералом. […]...
  21. Исследователи, как правило, не считают нужным отмечать художественное своеобразие лермонтовской поэмы, во многом построенной в резком противоречии с канонами романтической эстетики,- они категорически и однозначно утверждают: “Мцыри” – романтическая поэма. Подобной констатацией практически и завершается изучение поэмы; задача чрезвычайно облегчается описательным подходом: перечислить в доказательство тезиса хорошо известные черты традиционной романтической поэмы. Особое место занимает […]...
  22. Мцыри – главный герой поэмы “Мцыри” Лермонтова, которую поэт напишет в 1839 г. Уже в самом имени содержится намек на будущую судьбу героя, ведь “мцыри” с грузинского можно перевести двумя разными способами. В первом случае получится “монах, послушник”, во втором же – “чужак, иностранец”. Между двумя этими полюсами и проходит жизнь Мцыри. Его история начинается […]...
  23. Кавказ своей первозданной красотой не раз привлекал русских поэтов, но, пожалуй, ярче всего проявилась тема красоты южной природы в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Побывав впервые в окрестностях Пятигорска в возрасте десяти лет, он навсегда был упоен величественной красотой горы Машук, у подножия которой и погиб, не дожив до полных 28 лет. Когда в 1837 году […]...
  24. Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы. М. Лермонтов. Мцыри М. Ю. Лермонтов за все время своей творческой деятельности успел создать множество ярких и запоминающихся образов. Среди них меня больше всех привлекает романтический герой Мцыри из одноименной поэмы. С детства оторванный от родины, дома, друзей и родных, он лелеет в своем сердце […]...
  25. По жанру “Песня…” – историческая поэма в народном стиле. Доказано, что Лермонтов не опирался на какой-либо источник. Особенности композиции: зачин, рефрен и концовка (обращение гусляров к царю – связь с традициями устного народного творчества). Существуют две точки зрения на конфликт в “Песне…”: 1. Конфликт между Калашниковым, в образе которого отразились лучшие черты представителя народа, и […]...
  26. Неподалеку от монастыря в Грузии русский генерал везет с собой из гор пленного шестилетнего ребенка. В пути пленник заболел, ничего не ел и “тихо, гордо умирал”. Один монастырский монах оставляет ребенка у себя. Приняв крещение, мальчик вскоре должен был тоже стать монахом. Осенней ночью юноша неожиданно исчезает, и после трехдневных поисков его находят без сознания […]...
  27. Реалистическое и романтическое начала в творчестве писателя. Творчество М. Ю. Лермонтова – послепушкинский этап в развитии русской поэзии. В нем отражен важный период в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы. Сознание распавшейся связи времен порождало чувство собственной […]...
  28. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ПОЭМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (НА ПРИМЕРЕ ПОЭМЫ “МЦЫРИ”) Сочинение написано в классе по итогам изучения темы. На подготовку и написание было отведено 4 ака­демических часа. Сочинение анализировали трое одно­классников автора. Сочинение представляет собой анализ поэтики поэ­мы “Мцыри”. Автор работы указал в первую очередь на жанрообразующие особенности романтической поэмы, верно отметив слияние […]...
  29. Картина развалин монастыря в Грузии. Русский генерал везет с собой пленного ребенка лет шести “из гор к Тифлису”. Тот в пути занемог, “он знаком пищу отвергал, и тихо, гордо умирал”. Один из монахов оставляет мальчика у себя. Тот вначале живет в стороне от всех, “бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая, на восток”. Его окрестили, скоро он […]...
  30. Поэма Мцыри – один из последних классических образцов русской романтической поэзии. Проблематика этого произведения тесно связана С центральными темами лирического творчества Лермонтова: темой одиночества, неудовлетворенности окружающим миром, жаждой борьбы и свободы. Мцыри герой-борец, протестующий против насилия над личностью. Он жаждет воли, свободы, просит бури, подобно парусу, не удовлетворяясь тихой судьбой монаха, не покоряясь року: Таких […]...
  31. Личность М. Ю. Лермонтова видится теперь в совокупности исторических и социальных связей, он отходит все дальше от поэтизации мятежного и трагического героя-отшельника. Такая переоценка традиционных представлений романтизма прослеживается и в произведениях зрелого Лермонтова, и в более поздних редакциях “Демона”. Работу над поэмой Лермонтов начал в 1829 году, к 1831 году он наметил сразу четыре ее […]...
  32. Мцыри-главный герой романтической поэмы Н. Ю. Лермонтова …что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! В. Г. Белинский. Поэма Лермонтова “Мцыри” – произведение романтическое. В ней автор обращается к необычному герою с трагической судьбой, существующему в непривычной обстановке. Что заставило Лермонтова придумать именно такой сюжет для своей поэмы? Думаю, писатель, не видя […]...
  33. Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – яркое явление романтической литературы. Произведение сохраняет все необходимые каноны романтизма: один герой, в котором воплощен абстрактный “любимейший идеал” – человек, рвущийся к свободе, передача его душевных переживаний; условный сюжет; развернутый монолог; напряженность; гиперболизированность переживаний; резко волевая интонация. В соответствии с традициями романтизма цельность личности Мцыри связана с представлением о […]...
  34. Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – яр- кое явление романтической литературы. Произведение сохраняет все необходимые каноны романтизма: один герой, в котором воплощен абстрактный “любимейший иде- ал” – человек, рвущийся к свободе, переда- ча его душевных переживаний; условный сю- жет; развернутый монолог; напряженность; гиперболизированность переживаний; резко волевая интонация. В соответствии с традициями романтизма цельность личности Мцыри […]...
  35. М. Ю. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций А. С. Пушкина и поэтов-декабристов, но в то же время его поэзия стала новым звеном в цепи развития национальной культуры. Романтическая поэма “Мцыри” является одной из вершин художественного наследия поэта. В основу поэмы положен реальный факт. Мцыри мог стать одной из жертв кавказской войны, но […]...
  36. …Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, – И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога… М. Лермонтов, “Когда волнуется желтеющая нива…” Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем обречены на вечную жизнь и незаурядный, одаренный скептик Печорин, и озлобленный, опустошенный ненавистью Демон, презирающий ничтожество земли, […]...
  37. Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма “Мцыри”, которая поднимает важнейшие вопросы нравственности, судьбы, проблемы свободы и места родины в жизни людей. В поэме “Мцыри” действие развивается в двух направлениях: тоска по идеалу, стремление к далекой, но близкой сердцу, России, и блуждание героя, который бежал из монастыря. Лермонтов развивает идею мужества и протеста, которая […]...
  38. Поэма “Мцыри” была написана М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. Это романтическое произведение, где, по главному принципу романтизма, мы видим исключительного героя в исключительных обстоятельствах. Главный герой этой поэмы – кавказский юноша Мцыри, попавший в плен к русским, а оттуда – в монастырь. Произведение написано в форме его исповеди. Повествованию предшествует эпиграф: “Вкушая, вкусих мало […]...
  39. Мцхет – древняя столица Грузии, основанная там, “где, сливаяся, шумят, / Обнявшись, будто две сестры, / Струи Арагвы и Куры”. Тут же, в Мцхете, и собор Светицховели с усыпальницами последних царей независимой Грузии, “вручивших” “свой народ” единоверной России. С тех пор (конец XVII в.) и осеняет благодать Божья многострадальную страну – цветет она и благоденствует, […]...
  40. Действие поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри” разворачивается на Кавказе, в местном монастыре, где жили мирные монахи. Проезжавший мимо монастыря русский генерал оставил монахам пленного измученного ребенка лет шести. Мальчик томился в неволе, не ел, избегал общения, “смотрел, вздыхая, на восток…”. Монахи выходили иноверца, который остался в монастыре, но все так же тосковал “по стороне своей […]...

Романтизм — литературное направление, особен-ностями которого является уход от действительности, которая осмысливалась писателями как страшная не-приглядная картина, в фантастический мир. Харак-терной чертой романтических произведений является изображение авторами экзотической природы. В романтических произведениях герой противопостав-лен обществу или не понят им. Для писателя-роман-тика главное — утвердить свою мечту и идеал, кото-рый бы противостоял действительности. Это направ-ление в литературе характеризуется особой эстетической концепцией — двоемирием, разладом, несоответствием идеального мира и реального, мечты и жизни. В романтизме различаются два направле-ния — пассивный и активный, каждый из которых зависит от характера идеала, созданного писателем. К представителям пассивного романтизма относятся авторы, в чьих произведениях изображаются не под-властные человеку явления, бессилие и смирение лю-дей перед судьбой, роком (В. А. Жуковский, К. Н. Ба-тюшков); в текстах активных романтиков звучат сво-бодолюбивые мотивы, чувствуется мятежный дух (А. С. Пушкин, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов).

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — романтиче-ская. Ее герой, Мцыри, не похож на окружающих, он отрицает их жизненные ценности, стремится к дру-гой жизни. Действие поэмы происходит на Кавказе, среди вольной и мощной природы. В одном из грузин-ских монастырей томится юный послушник, Мцыри. Привезенный маленьким мальчиком в монастырь в качестве пленника, он вырос среди монахов и сам об-речен стать монахом. Не смирившись со своей судь-бой, Мцыри отваживается бежать из монастыря во время грозы.

«Мцыри» продолжает традицию пушкинских кавказских поэм. Но М. Ю. Лермонтов несколько изме-нил традиционную романтическую ситуацию. У Пушкина герои рвут связи с привычным миром и бе-гут в чужой, экзотический мир. Мцыри же, наоборот, в детстве был вырван из родной среды, и, совершив побег, пытается вернуться из чужого, насильственно навязанного, ненавистного мира в родной. М. Ю. Лер-монтов воплотил в образе Мцыри мечту о сильном, гордом и свободном герое, для которого понятия «ро-дина» и «свобода» равнозначны.

Важную роль в поэме играют картины природы, упоминания о ветре, буре, птицах. Природа родствен-на герою, зовет его на свободу. Этот зов становится не-преодолимым: когда монахи, напуганные непогодой, «ниц лежали на земле», Мцыри «как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи... следил, Рукою мол-нию ловил...». Пейзаж дан в восприятии героя и ста-новится средством характеристики последнего.

В романтических произведениях исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах. В 6-й главе поэт нарисовал романтический пейзаж, каждая деталь его необыкновенна:

...Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял,

И думы их я угадал...

Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты,

Когда в час утренней зари

Курилися, как алтари,

Их выси в небе голубом,

И облачко за облачком,

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляло бег -

Как будто белый караван

Залетных птиц из дальних стран!

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих как алмаз,

Седой, незыблемый Кавказ;

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему.

В данном случае и характер героя, и обстановку действия нельзя назвать исключительными; они ху-дожественно правдивы и мотивированны. И эта прав-дивость и конкретность не умаляют романтичности поэмы.

В своей поэме М. Ю. Лермонтов создал образ героя, который не стремится уйти от действительности, а жаждет активного вмешательства в жизнь с целью ее изменения, стремится к борьбе. Мцыри — исключи-тельный герой. На свободе он открывает в себе такие стороны, о которых, возможно, и сам не подозревал (битва с барсом).

Поэма написана в форме исповеди: Мцыри расска-зывает старику-монаху о трех днях, которые "провел на свободе. Автор старается показать читателю не столько события жизни героя, сколько раскрыть его внутренний мир. И такая форма повествования позво-ляет автору сделать это. Старик безмолвно слушает беглеца, и это дает возможность читателю увидеть все происходящее с героем исключительно глазами само-го героя.

В. Г. Белинский писал об образе Мцыри: «...что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполин-ская натура у этого мцыри! Это любимый идеал наше-го поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности».

Необходимо отметить, что беглый монах в общест-ве того времени воспринимался отрицательно, так как символизировал человека, отказавшегося от слу-жения Богу. Но образ Мцыри не вызывает негатив-ных эмоций, ведь для него монастырь — это не символ веры, а символ неволи; он не отказывается от Бога, а бросает вызов против оков, наложенных на него обществом! Основная идея поэмы — утверждение необхо-димости свободы для человека и отрицание смирения и рабства. Мцыри — не разочарованный индивидуа-лист и вовсе не испытывает ненависти к людям, на-против, он стремится к тем, кого считает родным себе по духу.

Лермонтовский романтизм не был уходом от совре-менности, а означал жажду ее изменения и являлся выражением передовых идеалов времени; сложив-шийся под воздействием лучших традиций романти-ческого творчества А. С. Пушкина, Дж. Г. Байрона, К. Ф. Рылеева, он открыл новую страницу в истории мировой романтической литературы, оказав влияние на следующие поколения русских писателей и поэтов (в частности, на творчество М. Горького).