Биографии Характеристики Анализ

Игра во вкладыши от жвачек правила. Игра рамки и вкладыши монтессори

Фантики и вкладыши

Удивительным образом появлявшиеся у детей обертки и вкладыши от жвачек превратились в предмет фетиша. Причем обычным коллекционированием не ограничилось. Параллельно с коллекционированием вошла в моду игра на вкладыши. Шлепком ладони по вкладышу нужно было перевернуть его обратной стороной. На удивление, эта игра была возведена в ранг азартных, игроков в школах ловили, отбирали коллекционные материалы и строго наказывали вплоть до вызова в школу родителей.

Игра «Монополия»

Достать такую игру было почти нереально. Мне привезли ее из Югославии. В силу незнания сербского, мы придумали свои правила, которые, как я подозреваю, имели мало общего с исходными. А настоящие правила нам объяснить было некому. И, тем не менее, игра «монополия» была удивительно увлекательной и азартной (в самом лучшем смысле слова).

Электронный морской бой

Удивительная игра, со звуком и световыми эффектами. Ни о какой полифонии, разумеется, речь не шла. Скрипящий звук имитировал взрыв от торпеды.

Лосины

В какой-то момент среди девушек в моду вошли обтягивающие ноги колготки из плотного материала, которые сразу получили название лосин (по названию таких же чулок, которые в средние века носили мужчины и которые были сделаны из лосиной кожи). Это был обязательный атрибут сексуальности. Стандартом были лосины, надетые под миниюбку или под удлиненный свитер. Никого не смущало, что в Европе лосины - рабочая одежда проституток. Еще одно (более позднее) название «дольчики» (так обычно называли цветные лосины), судя по всему, уходило корнями в название фирмы Дольче и Габбана.

Напульсники

Специальные кожаные напульсники для тяжелоатлетов было принято украшать металлическими заклепками и шипами. В результате получался атрибут человека, который позиционировал себя как «металлиста», то есть поклонника музыки соответствующего направления. Однако, через какое-то время брутальные напульсники стали носить все остальные. Выглядело крайне устрашающе.

Электронные игры Зеленоградского завода

Сейчас трудно кого-либо удивить портативной игровой приставкой. А вот тогда это было пределом мечтаний. И никого не смущало, что играть приходилось всего в одну игру на маленьком монохромном дисплее (иллюзию цвета создавали, нанося рисунки поверх дисплея). Игра стоила 25 рублей, что соответствовало стоимости некоторых моделей велосипедов. Первоначально это была «Ну, погоди», потом появились «Веселый пекарь», «Тайны океана» и другие. Ходил слух, что при наборе тысячи очков устройство показывает мультик. Судя по всему, миф имел в своей основе представление о том, что набрать такое количество очков просто невозможно. Лично меня постигло разочарование, когда после набора такой цифры, я никакого мультика не увидел.

Велосипеды

Персональное транспортное средство всегда было мечтой мальчишек, независимо от эпохи. В моем детстве основными моделями были «Орленок» (наиболее демократичный по цене, с горизонтальной рамой, на которой можно было возить второго пассажира), «Салют» (считавшийся рекордсменом по скорости из-за размера колес), и уступавший ему по скорости, но выигрывавший по проходимости и маневренности «Кама». Из детских моделей я бы отметил «Дружок» и «Бабочка» - к ним приделывалась дополнительная пара колес, помогавшая держать равновесие. Стандартным тюнингом для велосипеда были дополнительные катафоты и трещалки, устанавливавшиеся на колеса для придания дополнительного шумового эффекта.

Духовые ружья

Несложная конструкция из деревянного цевья, пластиковой трубки и резинки, позволявшая стрелять шариками из пластилина. Отражение мальчишечьей страсти к оружию. Назывались «самострелами».

Настольный хоккей

При всем кричащем примитивизме этой игры, она была одной из самых популярных и востребованных. Подразделялась на хоккей с плоскими металлическими игроками (они были выполнены в виде персонажей известного мультика «Шайбу, шайбу!» и более современную - с пластиковыми, объемными игроками. Мы с моими одноклассниками даже проводили целые турниры. Победить должна была, конечно, сборная СССР.

Брызгалки

Я не знаю откуда, но взялась мода на поливание друг друга водой при помощи брызгалок и одноразовых шприцов. Конструкции брызгалок были самыми разными. Как правило - пластиковая бутылка (тогда она была большим дефицитом - как правило использовался флакон из-под бытовой химии), со вставленной в нее корпусом шариковой ручки. Однако шприц позволял обеспечить намного более высокую точность попадания. Тем более - шприц, даже «заряженный» было реально проносить в школу в кармане формы незамеченным.

Кроссовки Адидас

Показатель статуса. Возможность купить такие кроссовки была отличительной чертой обеспеченного человека с возможностями. Эти кроссовки были жутким дефицитом. И это несмотря на то, что шились они в Москве на заводе, расположенном в Бескудниково. Удивительное дело - спортивная обувь стала обувью парадной, «на выход».

Пинг-понг

Дефицитом было все, что необходимо для этой игры. Ракетки, мячики, столы, сетка. Самая доступная ракетка - «сухарь». Самая почетная - «Мягкая» (ею можно было «крутить», а ее качество проверяли, проводя плоскостью по волосам). Модным было расписывать поверхность «мягкой» ракетки названиями любимых музыкальных групп. Самые простые шарики - отечественные, «деревянные». Самые прогрессивные - китайские.

Крашенные челки

Удар новой культуры, которую принято называть «новой волной», был настолько силен, что смог преодолеть «железный занавес». Люди, понятия не имевшие, что такое Duran Duran, при помощи перекиси водорода высветляли себе челки именно так же, как у членов этой группы. Это обеспечивало почти стопроцентный успех среди девчонок. Девчонки же отвечали «стоячей челкой», на создание которой уходило значительного количества лака для волос.

Джинсы Пирамиды

Удивительный по своей форме вид джинсовых брюк, завоевавших невероятную популярность. Одежный ансамбль из «пирамид», вкупе с мокасинами, белыми носками и фирменной майкой или белой рубашкой был призван сигнализировать о том, что человек знает толк в моде.

Фотографии рок-групп

Образы членов групп Kiss и фотокопии обложек альбомов Iron Maiden продавались по цене от 50 копеек до рубля в туалете любой школы. Популярность таких фотографий для меня до сих пор является загадкой.

Магнитофон «Электроника»

Главный музыкальный фетиш моего поколения. Удивительно живучий, устойчивый к разрушению от частых падений, простой как автомат ППШ, он всегда был главным участников всех компаний и тусовок. При его помощи можно было вполне организовать компактную дискотеку. Магнитофон ставился на пол, а желавшие потанцевать становились кругом вокруг него. Основным критерием качества записи являлась ее громкость. Зачастую запись производилась напрямую - из динамика одного магнитофона в микрофон другого. Главной технологической проблемой интерфейса этого устройства являлась нефиксировавшаяся кнопки перемотки. Для решения этой проблемы применялась отвертка, которой и фиксировалась кнопка. Самым ценным являлись крайне дефицитные батарейки, которые (при наличии специального «батареечного» блока питания) давали возможность делать устройство мобильным. Магнитофон отлично лежал в согнутой в локте руке. Особым шиком были прогулки компании с включенным магнитофоном.

Аудиокассеты

Поначалу представляли собой страшный дефицит, при том, что цена за одну кассету была 10 рублей. Кассеты делились на отечественные и импортные, и по времени звучания - 30 минут, 90 и 120 (последние были самые капризные - в них пленка была тонкая и скоропортящаяся от частого прослушивания). Потом в большом количестве начали плодиться палатки, где можно было купить кассету с записью. Можно было также сдать свою кассету, чтобы тебе на нее записали нужного исполнителя (списки исполнителей с альбомами вывешивались на стене палатки). Был, правда, риск, что из сданной тобой приличной кассеты Denon вынут лентопротяжный механизм с пленкой и взамен запихнут ленту из отечественной кассеты. Потом появились польские кассеты с записью, отличительной чертой которых было оформление «под родную». Полиграфия, которой наносилась картинка с официальной кассеты, была ужасной, однако это было круто. Если поблизости не было розетки для магнитофона, то перемотка кассеты осуществлялась при помощи карандаша - на него идеально надевалось отверстие лентопротяжного механизма. Это позволяло экономить крайне дефицитные батарейки в магнитофоне.

Кадры из фильмов

Тоже довольно странное увлечение - сбор кадров из фильма «Гостья из будущего». Каким-то образом находилась пленка, которая разрезалась на кадры. Их можно было потом смотреть через диафильм-проектор. Как-то мне посчастливилось найти тайник, в котором лежал огромный пакет с кусками пленки с кадрами. Это было настоящим счастьем.

Видео

Возможность зарядить в магнитофон кассету с фильмом, который ты хочешь посмотреть в данный момент, волновала умы всех. То есть теперь ты был независим от официальных медиа-ресурсов, не нужно было ждать, когда они покажут тебе то, что ты хочешь смотреть именно сейчас. Не говоря уже о том, что большую часть видеофильмов дождаться по телевизору было практически невозможно. Пожалуй, это был самый сильный удар по официальным средствам массовой информации. Фактически, само устройство запретить не могли. Могли придраться только к фильмам, которые на нем просматривались. Любимой тактикой борьбы милиции с просмотром запрещенной кинопродукции было неожиданное выключение электричества к подъезде (достать кассету их видеомагнитофона без тока было невозможно). После этого борцы за нравственность вламывались в квартиру и производили изъятие кассеты. И горе было владельцам устройства, если на этой кассете было что-то, включенное в список запретных фильмов. В более позднее время повсеместно начали организовываться «видеосалоны», в которых можно было посмотреть западные фильмы - от 50 копеек до полутора рубля за просмотр. Особым интересом пользовались фильмы «с элементами эротики». Салон представлял собой комнатушку со стульями, стоявшими в ряд, перед которыми стоял телевизор более менее приличной диагонали с подключенным видеомагнитофоном.

Значки

В какой-то момент в палатках и на лотках начали продаваться значки с изображениями киногероев, музыкальных кумиров и веселыми поговорками. Самой популярной была фразы «Куй железо пока Горбачев». Никто не видел ничего плохого в том, чтобы вся твоя одежда была утыкана такими значками.

Плеер

Персональный переносной источник музыки - это было что-то такое, за что можно было продать душу. Возможность слушать любимую музыку в любой обстановке - в метро, на уроке, дома, на улице - это было пределом мечтаний. Возможность добыть нормальный walkman появилась не сразу. Поначалу приходилось пользоваться продукцией отечественных производств. Штука была тяжелая и бестолковая. Наушники представляли собой нечто устрашающее. Корпус был выполнен из металла. Но функцию свою это устройство выполняло.

Жвачка

Официально можно было купить четыре вида жевачки: мятная, апельсиновая (с Незнайкой на упаковке), малиновая и самая противная - «кофейный аромат». Неофициально жевачка завозилась выездными из заграничных поездок (это был самый лучший сувенир). Жевание носило удивительно сакральный смысл. По сути, неважно было, что ты жуешь (умельцы творили самодельную жевачку из зубной пасты, запекая ее на обычной батарее отопления). Сам факт жевания символизировал твою причастность к современной культуре и моде. Жевать было модно. Никакими разговорами про вредоносность этого действия для желудка и сравнением со жвачными животными нельзя было отбить желание жевать. Сама жевачка (особенно импортная) являлась универсальной валютой, на которую можно было выменять что угодно.

Пиво в банках

Вот это было реально круто. Осознание того, что нормальное пиво не может храниться в жести, пришло позже. Сам факт поглощения пива из жестяных банок - это был повод предаться иллюзиям о красивой жизни, которую видел только на видео. Там все пили только из банок. И еще было принято устраивать коллекции из жестяных банок из-под пива на кухне, на специальной полочке.

Компьютер Микроша

Человеку, родившемуся после 2000 года, будет очень сложно доказать, что игры в компьютер можно загружать посредством магнитофонных кассет. Честно говоря, для меня до сих пор загадка, как эта скрипяще-визжащая какофония из динамика магнитофона превращалась в примитивную (по нынешним понятиям) компьютерную игру на монохромном телевизоре, который служил монитором. За возможность поиграть в такие примитивы в специальных «компьютерных центрах» платились немалые деньги.

Кола

Пепси-колу было вполне реально купить в магазине, хотя и стоила одна значительно дороже отечественного лимонада - 45 копеек за Пепси против 18 копеек за такую же, к примеру, Померанцевую Флору. А вот бутылки с кока-колой попадались намного реже, и потому ценились намного выше. Находились люди, которые на полном серьезе заявляли, что чувствуют вкусовую разницу между этими напитками.

Набор «Юный химик»

Прекрасная возможность почувствовать себя алхимиком, смешивающим что угодно с непонятно чем. Инструкция, понятное дело, терялась первой. Процесс смешивания веществ в пробирках, колбах и ретортах был намного увлекательней, чем какая-то там инструкция. Как результат - прожженная кислотой футболка и первый самодельный порошок для лимонада.

Полнометражные мультфильмы

Их было совсем немного и все они пользовались невероятным успехом. «Властелины времени» лично я просмотрел в кинотеатре 12 раз, и каждый раз на последних кадрах у меня перехватывало дыхание. Кроме них были «Король и птица» и «Лисенок Вук», а более редкий мультфильм «Корабль-призрак» было принято пересказывать по ночам как «страшную историю».

Квас

Тогда он не воспринимался как отечественная альтернатива Кока-коле и продавался на разлив из палатки или передвижной цистерны. Я никогда не мог себе отказать в удовольствии выпить большую (пивную) кружку за 6 копеек. И очень жалел, когда квасные палатки пропали с улиц Москвы. Квас был свежим, непастеризованным. И окрошка из него получалась самая вкусная.

Автосимулятор «За рулем»

Управление магнитом в форме автомобиля, который движется по кругу, доставляло неописуемое удовольствие. Особым шиком считалось умение проскакивать через небольшой участок дороги, не предназначенный для движения (кто играл, тот должен помнить). Для этого требовалось филигранное владение рулем и чувством момента.

Арабские сигареты

Даже не представляю, кому в голову пришло завозить на наш рынок сигареты из арабских стран, но точно знаю, что они были дико популярны среди молодежи. Причиной тому была яркая пачка (черная или темно-синяя), дающая полное ощущение, что ты куришь «фирму», то есть дефицитные импортные сигареты. Очарование импортных сигарет тогда было очень сильным.

Телеканал 2х2

Это было настоящим прорывом. Совершенно новый подход к подаче информации. Теперь не надо было вылавливать мультики и музыкальные программы в сетке вещания. Их крутили целый день. Это было почти мечтой. Первые музыкальные ролики показали именно на этом канале. Savage, Duran Duran, Sabrina, Alphaville, Мальчишник - первыми эти ролики показал именно 2х2. Вращающаяся эмблема канала под бодрую классическую музыку производила почти магнетическое воздействие.

Скейтборд

Их привозили в качестве дорогого подарка откуда-то из Прибалтики. Кататься на них мало кто умел, но иметь «скейт» было мечтой любого мальчишки. От современного он отличался так же, как «Жигули» отличаются от «Мерседеса». Увековечен в культовой картине «Курьер» Карена Шахназарова. Именно на таком там катаются Иван с Базиным.

Новогодний конфетный набор

Как правило, упаковывался в коробку в виде одной из кремлевских башенок. Содержал в себе самые разные конфеты - от банальных ирисок «Кис-кис» до самого почетного - леденцов на палочке. Содержимое конфетного набора всегда было предметом для обмена, в зависимости от вкусовых предпочтений хозяина. Были такие, что и ириски любили.

Программируемый танк

Вызывал восторг не столько сам танк, сколько возможность программировать его действия. Придумывался целый спектакль с его участием - движение, стрельба, издавание звуков.

Снегокаты

Поначалу это был классический «Чук и Гек», однако скоро к нему присоединился более футуристичный «Аргамак», с почти автомобильным рулем. Это было намного круче, чем простые санки. Для остроты ощущений снегокат можно было привязать к бамперу автомобиля.

Электронные часы

Иметь часы - всегда было мечтой любого мальчишки. Однако век прогресса наступал, и иметь обычные часы было уже не так почетно. Мечтой стали электронные часы. Их дизайн до сих пор остается поводом для раздумий современных дизайнеров, однако тогда критерии оценки были совсем другие. В часах обязательно должно было быть звуковое сопровождение. Качество оценивалось количеством мелодий, установленных в часах.

Мороженное

Лакомство на все времена. Пожалуй, наиболее гениальное из всего изобретенного человечеством. Выбор был невелик - Пломбир «за 48 копеек», Эскимо, молочное в вафельном стаканчике и фруктовое в бумажном, а так же самые неудобные для поедания на ходу - «Лакомка» и вафельный брикет. Принято было считать, что самое вкусное мороженное продавалось на углу ГУМа (время от времени выезжала тележка с тетенькой). У этого мороженного был значительный минус - оно накладывалось в стаканчик шариком. А под ним было пустое пространство. То есть стаканчик не был заполнен до конца. А самое необычное - мороженное «Полет» в ресторане гостиницы «Россия».

Книги писателя Волкова

На фоне всеобщего книжного дефицита книги Волкова о приключениях Урфина Джуса, Элли, Тотошки и их производных стояли особняком. «Урфин Джус и его деревянные солдаты», «Желтый туман» еще можно было разыскать, а вот последняя книга (дописанная за умершего к тому времени автора художником книги) «Тайна заброшенного замка» была крайне дефицитной. Я ее, кстати, так и не успел найти и прочитать. Ее давали на одну ночь и строго следили за возвращением. Популярности этой книжной серии могли позавидовать многие маститые авторы.

Головоломка змейка

Отличный способ для убивания времени и развития фантазии. Какие только фигуры не приходилось из нее складывать…

Колбы для сока

Почти в любом универсаме был отдел, где наливали соки и молочные коктейли. Сок наливали из особых конусов. Это был обычный сок, но сам факт наливания его из столь необычной тары превращало процесс в нечто загадочное.


Рамки-вкладыши впервые придумала Мария Монтессори. Она заметила, что в разные периоды жизни ребенок концентрируется на определенных занятиях. Например, в возрасте одного года - полутора лет дети любят подбирать предметы по форме и размеру.

Игры из серии «Рамки-вкладыши» позволяют им не только заниматься любимым делом, но и узнавать много нового и интересного, тренировать мелкую мускулатуру рук. Вы можете найти много рамок-вкладышей: «Листья деревьев», «Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Бабочки», «Рыбы», «Птицы», «Животные Африки», «Домашние животные», «Геометрические фигуры», «Дроби», «Алфавит»,» Цифры» и т. д. Эти рамки и вкладыши имеют свои степени сложности, но варианты игры в них похожи.

Отзывы о детских интернет-магазинах читайте по ссылке kidstovary.ru .

Какие бывают рамки-вкладыши

В рамке-вкладыше ребенку нужно вытащить из планшета изображение, вырезанное в нем. Потом вынутая деталь должна быть помещена обратно, что сделать бывает нелегко, ведь важно правильно подобрать вкладыш к рамке, точно его повернуть и вставить.

Картинка-вкладыш представляет собой картинку с вырезанными частями. Нужно найти недостающие кусочки и вложить на свои места, чтобы получилось целостное изображение. Занятия с картинками-вкладышами очень хороши для становления и развития только появляющегося у малыша наглядно-образного мышления, развития речи.

Выбирать картинки-вкладыши, необходимо исходя из возраста ребенка: чем он младше, тем меньше должно быть вырезано кусочков, тем крупнее детали.

Рамки-вкладыши обучают:

1. Основам классификации и логике (поганка, боровик, опята - грибы).

2. Обучают понятиям, связанным с формой.

3. Ориентации на плоскости (необходимо вставить определенный вид животного в подходящую для этого рамку).

4. Различать предметы по силуэтам.

5. Ребенок с помощью рамок-вкладышей учиться обводить, раскрашивать, заштриховывать, не вылезая за контур рисунка, следуя от простого к сложному.

6. Ребенок учиться распознавать предметы по видам (например, увидев на картинке в книжке боровик, он скажет не просто «грибок», а, как минимум, гриб-боровик).

Рамки-вкладыши развивают:

  • мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию
  • целостное восприятие
  • любознательность, познавательный интерес
  • обогащение словаря
  • расширение представлений детей о явлениях и предметах окружающего мира
  • формирование умения выделять связи между предметами и явлениями окружающего мира

Рамки-вкладыши можно выбрать не только по степени сложности, но и в соответствии с интересами ребенка.

С какого возраста можно играть рамками-вкладышами

Примерно с 8 месяцев, когда малыш уже что-то умеет делать ручками. Для малышей подбирайте разнообразные рамки-вкладыши, где просто нужно вытаскивать и вставлять обратно. Вы достаете вкладыш и пытаетесь вставить его обратно, примеряя ко всем «окошкам» пока не найдете нужное. С помощью этих нехитрых манипуляций развивается глазомер малыша и совершенствуется координация движений.

Еще один вид вкладышей для малышей являются вкладыши с маленькой ручкой на каждой фигурке. Для чего нужна ручка? Думаете для удобства? Вовсе нет! Малыш берет такой вкладыш с ручкой с помощью трех пальцев: большого, указательного, среднего. Эти пальцы в дальнейшем участвуют в процессе письма, и таким образом происходит заблаговременная косвенная подготовка руки к письму.

В играх с рамками-вкладышами, связанных с выкладыванием, вкладыванием происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи.

Для детей до 2 лет выбирайте рамки-вкладыши с игрушками, фруктами и овощами, геометрическими формами. Словом, выбирайте рамки с яркими и знакомыми ребенку предметами, рамки с сюжетом.

В своей повседневной жизни дети очень часто сталкиваются с частями целого (половинка яблока, четвертинка хлеба и т. д.), поэтому, представление о частном как части целого, может сформироваться у них рано. Поэтому, деткам после 2 лет можно предложить рамки-вкладыши, состоящие не из одной, а из нескольких частей.

Сами по себе фигурки тоже являются игрушками, подходящими, например, для разыгрывания небольшого спектакля. Можно также попросить ребенка назвать цвета фигур, спросить его какая из них больше. Вы сможете объяснить малышу понятия «большой», «маленький», «средний», «самый маленький», «самый большой», «больше чем», «меньше чем». Играя с ребенком, давайте ему задания на сравнение фигурок, счет, выстраивание их в правильной последовательности (по росту). Такие задания развивают аналитическое мышление и словарный запас.

Что еще можно делать с фигурками?

Их можно обводить и закрашивать, дорисовывать части тела, определять на ощупь, и даже вешать на елку в качестве новогодних игрушек, фигурки можно использовать как счетный материал. Можно описывать фигурки, называть их свойства. Придумывать истории. Можно разыграть настольный театр, где будут задействованы все фигурки рамки.

Игры с рамками-вкладышами

Демонстрация

Покажите новую игру малышу, не давая в руки. Выньте и вставьте вкладыш любой формы (например, квадрат) в рамку. Ребенок увидит, что вкладыш вошел в рамку. Повторите это действие несколько раз, вынимая вкладыш. Примерьте по очереди два разных вкладыша к рамке. Ребенок увидит, что один из них точно совпадает с рамкой, а второй - не совпадает. Обычно двух-трех показов достаточно для того, чтобы малыш заинтересовался Вашими действиями и потребовал игру к себе.

Не забывайте разговаривать с ребенком при показе игры, не употребляя слишком много слов, не спеша, не повышая голоса. Например, скажите: «ЧТО ЭТО? - ЭТО КВАДРАТ, А ЭТО КРУГ!». Не забывайте хвалить самих себя «Как хорошо!» и ребенка «Молодец, Ваня, сложил квадрат!»

А теперь пусть малыш сам повозится и новой игрушкой.

Обводка фигур на листе бумаги

Это тоже игра. Игру желательно проводить, сидя за столом, держа ребенка на коленях. Для этого особенно хороши рамки без подложки, изнутри их легче обводить. Возьмите одну из любимых фигур (по выбору ребенка) и положите на лист бумаги. Это может быть любая часть фигуры - вкладыш или рамка.

Удерживайте вкладыш, прижав его к листу бумаги одновременно рукой ребенка и своей рукой. Помогите обвести цветным фломастером фигуру. Передвиньте вкладыш на листе и возьмите фломастер другого цвета. Полюбуйтесь результатом вместе с ребенком. У вас получатся красивые фигуры одинаковой формы, но разных цветов. Прежде чем обводить фломастером, дайте ребенку ощупать игру, проведите его пальцем по периметру. При этом не забудьте, что можно расположить вкладыш не только в любом месте листа, но и в любом положении. Например, из квадрата, расположенного по диагонали, получится ромб.

Позднее, используя прием обводки, Вы можете предложить малышу составлять из обведенных геометрических фигур рисунки. Например, «домик» состоит из прямоугольника и треугольника, «Солнышко» получается при обводке круга и так далее. Но, НЕ ДОПУСКАЙТЕ преобладания обводки, как художественного приема в творчестве малыша. То есть сначала ребенку необходимо показать и научить его рисовать солнышко без использования круглого вкладыша. С помощью обводки вы можете создавать новые фигуры.

Счетный материал

Отсчитываем вкладыши и раскладываем (либо раздаем игрушкам), сопровождая словами: «ОДИН, ДВА! НА, ТЕБЕ, МИШКА! НА, ТЕБЕ, ЗАЙКА!». «Зайке один, Мишке один!» Здесь же можно показать вычитание и сложение. «Один, два и еще один! Один, два, три! Получилось три!»

Особой игрой можно сделать складывание фигур (вкладышей и рамок) в мешок, сумку, или чашечку. Этот прием можно использовать в конце занятия, а можно сделать самостоятельным занятием. Положите несколько вкладышей и несколько рамок в большую емкость (тазик, кастрюлю, коробку и т.д.). Покажите малышу: «Вот сколько!». Берите по одной фигуре, не слишком быстро и не слишком медленно, и называйте их, не употребляя лишних слов: «КРУГ!», «ТРЕУГОЛЬНИК!» и опускайте в мешочек. Берите следующую фигурку и показывайте ребенку: «КВАДРАТ!». Берите следующую: «КРУГ!».

Можно придумать разные игры, главное, чтобы вам нравилось этим заниматься. В начале, вы сами будете показывать и многократно повторять свои действия. Но не думайте, что все это напрасно. Ничего подобного. Ваши действия будут только поддерживать интерес к игре, подкидывая все новые и новые варианты ее использования. Только обязательно на некоторое время «забывайте» об этой игре, чтобы потом снова испытать радость встречи с ней и открыть ее новые возможности.

Подготовила Юлия Билык

Идея этой игры была взята из трудов известного итальянского педагога Марии Монтессори (1870 - 1952). Монтессори была первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицины и одной из первых носительниц учёной степени доктора наук. Мировую известность Мария Монтессори приобрела благодаря разработанной ею педагогической системе. Ей удавалось с помощью ряда своеобразных заданий и умелого применения принципа саморазвития, когда малыш занимается сам, так успешно влиять на развитие умственно отсталых детей, с которыми она занималась, что к моменту поступления в школу они по своему развитию даже превосходили нормальных детей.

Игра "Рамки и вкладыши Монтессори" развивает детей в нескольких направлениях:

Во-первых, вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь);

Во-вторых, готовит детей к овладению письмом и рисованием - вырабатывает умение владеть карандашом, как говорят художники, дает "твердость руки", умение проводить линии по линейке, по угольнику, по лекалу и на глаз, различать границы фигур и видеть линии-контуры;

В третьих, знакомит с геометрической терминологией - названиями фигур.

В эту игру можно играть даже с полуторагодовалыми и двухлетними малышами, если их развитие не слишком задержано недостатком свободы в познании мира. В возрасте 8 - 9 месяцев до 2 лет нехватка свободы (детям не разрешают ползать по полу) особенно сильно сказывается на развитии.

Игра представляет собою набор квадратных рамок - пластинок размером 100Х100 мм, толщиною полтора-два миллиметра. В центре каждой из них вырезано отверстие, закрывающееся крышкой - вкладышем такой же формы и размера, но другого цвета, как показано на рисунке ниже.

Набор состоит из следующих фигур:

1. Круг (диаметр - 50 мм).

2. Квадрат (сторона - 40 мм).

3. Треугольник равносторонний (сторона - 50 мм).

4. Эллипс (диаметры - 70 и 40 мм).

5. Прямоугольник (стороны - 60 и 40 мм).

6. Ромб (сторона - 40 мм и острый угол - 60 градусов).

7. Трапеция (основания - 60 и 40 мм, высота - 40 мм).

8. Четырехугольник неправильный (стороны - 65 и 35 мм, один прямой угол).

9. Параллелограмм (стороны - 50 и 42 мм, острый угол - 75 градусов).

10. Треугольник равнобедренный (стороны - 65, 40 мм).

11. Шестиугольник правильный (сторона - 30 мм).

12. Звезда пятиконечная (диаметр описанной окружности - 65 мм).

13. Треугольник прямоугольный равнобедренный (катеты - 60 мм).

14. Пятиугольник правильный (диаметр описанной окружности - 60 мм).

15. Шестиугольник неправильной формы (стороны - 30 мм, два противоположных угла - 90 градусов).

16. Треугольник разносторонний (стороны - 40, 60, 80 мм).

Как изготовить рамки и вкладыши

Листы цветной бумаги разделите на квадраты 100Х100 мм и в центре каждого аккуратно начертите в натуральную величину по одной из 16 геометрических фигур.

Затем тщательно наклейте листы на плотный картон толщиной полтора-два миллиметра и высушите под прессом или под доской с грузом. Когда клей высохнет, разрежьте листы на квадраты и каждый квадрат прорежьте аккуратно по контуру фигуры (вырежьте вкладыши). Делать это удобнее острым канцелярским ножом на доске. Чем тоньше и острее лезвие ножа, тем аккуратнее получается фигура. Края отверстия в картонном квадратике и края вырезанной фигуры зачистите так, чтобы фигура легко входила в отверстие рамки и полностью закрывала его. Чтобы малыш мог вставлять и вынимать фигуры-вкладыши, к ним надо прикрепить маленькие рукоятки-выступы.

Рамки и вкладыши из пластмассы были бы несравненно удобнее картонных и дольше бы служили, но, если их нет, можно пользоваться материалом, легко доступным в домашних условиях.

Для рамок и вкладышей нужна коробка с крышкой размером 200Х105 мм, высотой четыре-шесть сантиметров, в зависимости от толщины картона для рамок.

Чтобы края отверстий в рамках были тверже и по ним легче скользил карандаш, рамки можно прокрасить светлой масляной краской или покрыть бесцветным лаком. При этом можно сделать одинаковыми по цвету лицевую и оборотную стороны рамки. Это имеет особый смысл: несимметричные фигуры-вкладыши входят в отверстия рамок только с одной стороны. Малыши бывают очень удивлены, когда и отверстие в рамке и вкладыш как будто одинаковой формы, а отверстие закрыть не удается. Надо всего-навсего перевернуть рамку на другую сторону, но как это трудно сделать малышу. Проходит не один день, пока ребенок сумеет открыть этот "секрет". Но сколько радости, что непокорные вкладыши вдруг плотно входят в отверстия! Вкладыши надо окрасить в другой цвет.

Номера на вкладышах можно не ставить, а на рамках их следует обязательно сохранить. Когда малыш начнет усваивать цифры, эта нумерация рамок позволит ему раскладывать их в определенном порядке.

Задания к игре

Рамку с вкладышами с самого начала называют по форме отверстия в ней (круг, квадрат, треугольник и т. д.). В зависимости от возраста малыша и уровня его развития подбираются задания и количество рамок. Вначале подбирают задания полегче, а потом все труднее и труднее. К сожалению, здесь нет такой постепенной "лесенки" заданий, как в игре "Сложи узор" , и задания надо подбирать самому папе или маме, пользуясь умением "чувствовать возможности" малыша. Поэтому сначала лучше всего родителям познакомиться со всеми заданиями, выполнить некоторые из них, а потом уже предложить их малышу.

1. Найди вкладыши к рамкам и вставь их. Это самое любимое задание у детей.

Они его повторяют бесчисленное количество раз и когда они совсем еще малы, и когда станут постарше. Видимо, есть в этом процессе отыскивания что-то притягательное. Увлекает, может быть, сам процесс сравнения, поиска, всегда интересный для малыша. Поэтому не запрещайте ребенку выполнять это задание.

Если ребенку полтора два года не предлагайте сразу все 16 рамок, ему следует дать только 4 - 5 рамок и вкладыши к ним. Рамки можно назвать окошками в волшебном доме, где живет добрая фея, а вкладыши - ставнями, которыми фея и закрывает свои "окошки" на ночь плотно-плотно, чтобы "комар не пролетел через окошки в дом. А когда наступает утро и фея хочет увидеть доброе солнышко, она спешит открыть ставни своих окошек и впустить теплые, светлые лучи".

Главное - с первых встреч с игрой малыш должен понять задачу - плотно закрывать отверстия вкладышами, т.е. находить отверстие точно той же формы, что и вкладыш, и поворачивать его до совпадения, до точного совмещения.

Для детей более старшего возраста это же задание можно дать как задачу: "сложить 4-этажный дом с 4 окошками на каждом этаже".

Если есть несколько комплектов игры и задание уже всем знакомо, можно устроить соревнование - кто быстрее сумеет вставить все вкладыши в рамки, например: "Гроза приближается - надо окна закрыть! Кто быстрее?" В этом случае развивается и умение рационально, организовать свою работу. Ведь малыш может достать одну рамку и перебрать все вкладыши, пока найдет тот, что нужен, потом вторую и т. д. Но может сначала разложить на столе рамки, а потом брать вкладыши по одному и отыскивать среди рамок ту, которая необходима. У трехлетнего малыша на закрывание всех 16 отверстий может уходить пять-восемь минут, а шести-семилетние дошкольники могут это делать уже за полторы две минуты.

2. Обведи контур фигуры. Сначала лучше обводить контур по рамке, это намного легче, чем по вкладышу. А из фигур легче всего обводить круг и эллипс, очень трудно - звездочку.

Пусть малыш на чистый лист бумаги положит рамку "круг" и попробует обвести контур цветным карандашом. Не спешите сказать и показать, что рамку надо плотно прижимать к бумаге. Пусть малыш посмотрит и догадается, почему у других ребят или у взрослых рисунки получаются четкие и правильные, а у него - нет. "Тут есть секрет. Если ты его узнаешь, то и у тебя будет хорошо получаться круг." Таким замечанием можно настроить малыша на поиск этого секрета.

Еще удачнее получается игра, если перед этим малыш рисовал от руки солнышко, а оно не получалось круглое. И теперь по рамке солнышко вдруг так "закруглится", так пригладится, что малыш, конечно, будет доволен.

Ребенку сравнительно трудно правильно нарисовать квадрат, треугольник или вообще какую-нибудь фигуру, а с помощью рамок они вдруг станут выходить идеально правильными.

Это задание можно усложнить: "Сделай на одном листе ровно три (можно четыре, пять и больше) кружка ("печем блины") или ромба ("делаем клумбы")", т.е. дать задание, связанное со счетом нарисованных фигур. "Нарисуй все эллипсы в рядок ("огурцы на полке") или равнобедренные треугольники в колонку ("елочка выросла")", причем можно еще предлагать второе условие: "так, чтобы они не касались друг друга" или, наоборот, "чтобы они зацепились друг за друга" ("цепочка").

Кто нарисует больше фигур на одной страничке, но так, чтобы они касались друг друга. Это "портняжное" задание - как из одного куска материи выкроить больше заготовок или как сделать, чтобы меньше осталось обрезков? Тут тоже есть варианты: можно фигуру задать заранее (кто больше нарисует кружков?), а можно предложить выбрать (какую фигуру взять лучше, чтобы на этом листе поместилось как можно больше фигур?).

Такое задание пригодится и для дела, если вы готовите украшения для елки из цветной бумаги и, нарисовав на ней кружки, ромбы или звездочки, вырезаете их ножницами.

Обведи вкладыш. Обводить вкладыши карандашом намного труднее, чем рамки. Карандаш легко "отъезжает" от вкладыша, а на углах фигуры особенно. Получаются "хвостики", которые портят сразу вид контура. Видимо, из-за этого малыши, уже умеющие делать контуры по вкладышам, обычно предпочитают рамки. Бороться с этим не следует, но, чтобы укрепить руку ребенка и развить его внимательность, надо научить его делать контуры и по вкладышам. Можно и тут применить игровую ситуацию: дозор из пяти человек идет по крепостной стене, стена узкая, легко упасть. Сорвался карандаш - дозор лишился одного солдата. Сколько солдат доберется до конца?

3. Раскрась фигуру цветным карандашом. Чаще всего это задание выполняется одновременно со вторым. После того как малыш нарисует несколько контуров фигур по рамке или вкладышу, ему можно дать задачу закрасить их цветными карандашами. Основная трудность закрашивания в том, что малышам трудно не выходить за контур, водить карандаш от линии до линии. Но здесь есть опять спасительный "секрет", узнав который малыш станет делать контур с четкими границами. Он состоит в том, что поверхность фигуры сначала закрашивают вблизи самого контура штрихами, параллельными линиям контура. Сам контур становится широким, в три-четыре миллиметра, и тогда внутреннюю часть можно закрашивать уже смело. Не спешите "передать секрет". Малыш сначала должен увидеть разницу в окраске, когда она сделана знающим "секрет" и им самим, он должен оценить эту разницу и тогда найти способ делать так же. Если этот "секрет" ребенок откроет сам, тогда он приобретет для него особую ценность и он будет помнить его всю жизнь.

Цвет окраски лучше подбирать соответственно тому предмету, который изображает контур. Если это "солнышко", то оно будет желтым, оранжевым или красным, если арбуз, то зеленым или полосатым, а если это воздушный шарик, то любым. Хорошо, когда малыш сам выбирает цвет. У него свои планы, о которых взрослые не всегда могут догадаться, и свои поэтому решения.

Одобряйте и деликатно подавайте новые идеи. Чем больше малыш проявляет в игре собственной инициативы, тем это лучше во всех отношениях: больше возможностей для развития творческих способностей самого малыша и лучше для старших - им не надо быть постоянными поводырями и двигателями, не надо все время "тянуть", не надо искать, чем занять малыша. Игры как раз и представляют собою средство, с помощью которого можно значительно поднять самостоятельность и инициативу самих малышей.

Кроме сплошной штриховки фигур можете пробовать иногда и штриховку в виде сетки параллельных линий различной густоты, идущих в одном случае горизонтально, в другом - вертикально, в третьем - наклонно. Можно сделать даже двойную штриховку, так что фигура окажется покрытой квадратиками или ромбиками.

Все эти виды штриховки - великолепная подготовка малыша к овладению письмом, где требуются движения обязательно "от линейки до линейки", определенный наклон линий, точное соблюдение формы букв, т.е. совершенное владение карандашом и ручкой. А здесь малыш занимается интересной игрой, совершенно не подозревая, какие нужные качества он приобретает к школе.

4. Сделай фигуру с двойным контуром. Покажите малышу образец фигуры с двойным контуром, например: эллипс - синий контур, а внутри равномерно отстоящий от него красный контур (просвет - два-три миллиметра).

"Как это делают два эллипса?" - удивитесь вы - "Снаружи - синий, а внутри - красный? Давай попробуем сделать такой же!"

И начните с малышом совместные пробы. Не спешите знакомить ребенка со способами, какие даны в книге. Еще лучше, если малыш сумеет сам изобрести хотя бы один способ. А способов есть несколько. Наиболее простой - первый контур сделать по рамке, а второй контур от руки, на глаз, не торопясь и выдерживая постоянную величину просвета между контурами. Но по качеству второй контур будет уступать первому. Если контур состоит из отрезков прямых линий, то можно второй контур сделать с помощью линейки.

Можно, сделав первый контур по рамке и сняв ее, накрыть контур вкладышем и обвести его. Тогда второй контур может выйти таким же, как и первый, но тут трудно добиться точного совмещения, чтобы они не оказались сдвинутыми в одну сторону или повернутыми друг относительно друга.

Старшие дети пробуют, и не без успеха, делать второй контур двумя плотно прижатыми или даже связанными ниткой карандашами. Но просвет между контурами здесь получается большой - в толщину карандаша.

И наконец, изобретательные головы применяют маленькую шайбу диаметром пять шесть миллиметров и толщиною один-два миллиметра. Тогда оба контура делают по рамке, но первый - карандашом, как обычно, а второй, вставив острие карандаша в отверстие шайбы. Видимо, возможны и иные способы.

Если на бумаге есть 2 контура, то можно заштриховать просвет между этими контурами, делая фигуру как бы с жирным контуром. Можно делать и больше двух контуров в одной фигуре и карандашами разных цветов, например в последовательности цветов в радуге, и т. п.

5. Сделай орнамент из фигур. Орнаменты (украшения обычно из повторяющихся элементов) можно делать как из одинаковых, так и разных фигур, как с одним, так и с двойным контуром, располагая фигуры в линейку, веером, цветком, накладывая их частично друг на друга или располагая отдельно. Здесь широкий простор для фантазии, но, чтобы ребенок понял, что в них ценится, ему надо показать несколько образцов. Для начала покажите ему детские рисунки, приведенные на рисунке ниже.

6. Узнай фигуру на ощупь. Малышу завязывают глаза, как при игре в жмурки, и дают стопочкой рамки, названия которых он уже знает. Ребенок на ощупь определяет фигуру и говорит, как она называется.

"Правильно!" - одобрительно встречают "зрячие" узнавание фигуры, и малыш откладывает фигурку вправо. Если он ошибся, то совсем иным, печальным тоном говорят "налево", и малыш кладет ее слева ("направо" и "налево" считать с точки зрения малыша). Если малыш не один, можно играть "кто больше узнает фигур на ощупь", "кто скорее их узнает" (если знают уже названия всех рамок). В этой игре хорошо развивается осязание, необходимое в работе с фотоматериалами при ориентировке в темноте и в некоторых других случаях. Можно узнавать на ощупь и вкладыши.

7. Вставь вкладыши в рамки на ощупь. Это вариант первого задания, исполнение его вслепую. Задавать его можно после того, как малыши узнают названия фигур и станут легко выполнять всё первое задание. Но тут надо соблюдать чувство меры и задавать столько фигур, сколько малыш в состоянии сделать с интересом и удовольствием. Здесь может помочь сказка о злом крокодиле, который проглотил солнышко, и на земле от этого стало темно-темно. Что тогда оставалось делать всем животным, птицам, людям? Всем пришлась все делать в темноте, как с завязанными глазами, и даже в свои дома пробираться ощупью. В первый раз можно дать только одну-три рамки и вкладыши к ним, а затем увеличивать их число, пока дети на ощупь не смогут найти все шестнадцать вкладышей к шестнадцати рамкам.

8. Разложи рамки и вкладыши по сортам. Задание это небольшое и несложное, но предлагать его можно детям, которые хорошо считают до десяти и знают, что такое угол и треугольники, шестиугольники. "Сорт" здесь определяется числом углов в фигуре. Например, надо в один ряд отобрать все треугольники, затем в другой ряд - четырехугольники, пятиугольники, шестиугольники и т.д.

Это задание на классификацию фигур дает малышу представление о возможности такого подхода, о выделении такого признака для классификации, приведения в систему как будто бы разрозненных элементов, очень разных фигур. Задание на классификацию будет встречаться и в других играх и у некоторых малышей создает даже подобие "системного подхода", стремление расположить предметы по какому-то порядку: матрешки - по росту, части квадратов - по цвету, карточки - по числу точек на них, кубики - по числу красных или синих граней на каждом, пластины металлического "конструктора" - по числу отверстий в них и т.д.

С середины 1980х годов в отсталой от всех плодов цивилизации стране советов стали появляться предметы известные во всем мире. Нельзя сказать, чтобы этих, дорогих детским ртам развлечений-жвачек не было раньше. И в 70х годах дети уже собирали вкладыши от «иностранной жевательной резинки». Кто-то привозил, кто - где-то выменивал. Школьные перемены самое любимое время дня учеников, можно поболтать с друзьями, просто проболтаться. Играли всегда - девочки в «резиночки», мальчики в «лягушку» (били монетки от стены). И все - и мальчишки и девчонки играли во «вкладыши» от жвачки. Моя подруга подробно рассказала принцип этой игры. Она была заядлой «фанаткой» игры во вкладыши в 1990м году. Я не играла, - всегда, почти всегда читала материал к следующему уроку, так как дома - просто читала художественную литературу. Итак. Двое садятся напротив друг друга. Можно играть на столе, можно на полу, на подоконнике. Лишь бы поверхность была ровная. Выкладывается фантик - вкладыш - уже расправленный, разглаженный. Рука-ладошка складывается так, как будто прикрывает яблоко, и, нужно было ударить по фантику - вкладышу от жвачки, чтобы он подскочил, и, падая, лег картинкой кверху. Если у твоего соперника - не вышло - фантик уходил к тебе. Моя подруга, как выяснилось, была ассом в этой увлекательной игре. Она выигрывала множество редких вкладышей. Особенно ценились вкладыши с комиксами типа «Микки Маус» и «Дональд Дак», чуть менее ценными были вкладыши из жвачек «Турбо». Из других источников - оказывается, существовала целая система складывания ладошки и самого удара:1)«на ладошку» — когда после удара ладонь уходит не вверх, а в сторону; 2)«на ладошку со скидкой» — то же самое, только ладонь не просто уходит в сторону, а убирается быстро, решительно, что заставляет вкладыши побурлить сильнее;3)«по носу» — это когда рука при ударе идёт по дуге, от пола до лица;4)«прямо» — рука при ударе идёт вертикально вниз и вертикально вверх. Существовали и варианты на тему правил игры. Играли и по двое, и большим количеством игроков. И вкладыши от жвачек выкладывались целой кучей или по одному. Ставки делались. Хранились эти детские богатства тщательно, разглаженными - в коробочках, а у моей подруги - в формулярах для коллекционирования марок. Можно считать, что игра во вкладыши от жвачки, в которую наши советские школьники самозабвенно «рубились» на переменах в школе в 1980х -1990х являла собой зачатки азартных игр казино. Многие потом, надо заметить, подсели на игральные автоматы. Кому-то весьма фартило, кому-то, совсем напротив, а кто-то оставался «при своих». Но это уже взрослые игры.

Виктория Мальцева

Вареные джинсы

На смену обычным джинсам, которые стали намного более доступными, пришли джинсы из вываренной ткани. Степень выварености была разной, рецепты варки и название необходимых химикатов передавались по секрету. Наиболее смелые вываривали синие джинсы до предела, превращая их в белые. Белые джинсы были верхом пижонства.

Фантики и вкладыши

Удивительным образом появлявшиеся у детей обертки и вкладыши от жевачек превратились в предмет фетиша. Причем обычным коллекционированием не ограничилось. Параллельно с коллекционированием вошла в моду игра на вкладыши. Шлепком ладони по вкладышу нужно было перевернуть его обратной стороной. На удивление, эта игра была возведена в ранг азартных, игроков в школах ловили, отбирали коллекционные материалы и строго наказывали вплоть до вызова в школу родителей.

Игра «Монополия».

Достать такую игру было почти не реально. Мне привезли ее из Югославии. В силу незнания сербского, мы придумали свои правила, которые, как я подозреваю, имели мало общего с исходными. А настоящие правила нам объяснить было некому. И, тем не менее, игра «монополия» была удивительно увлекательной и азартной (в самом лучшем смысле слова).

Машинки из бумаги.

Разновидность игры во вкладыши. С той только разницей, что игровые машинки делались своими руками из бумаги и раскрашивались цветными чернилами. Два игрока дули в машинки, которые сталкивались. Если чужая машинка переворачивалась, то она доставалась противнику.

Электронный морской бой

Удивительная игра, со звуком и световыми эффектами. Ни о какой полифонии, разумеется, речь не шла. Скрипящий звук имитировал взрыв от торпеды.

В какой-то момент среди девушек в моду вошли обтягивающие ноги колготки из плотного материала, которые сразу получили название лосин (по названию таких же чулков, которые в средние века носили мужчины и которые были сделаны из лосиной кожи). Это был обязательный атрибут сексуальности. Стандартом были лосины, надетые под миниюбку или под удлиненный свитер. Никого не смущало, что в Европе лосины – рабочая одежда проституток. Еще одно (более позднее) название «дольчики» (так обычно называли цветные лосины), судя по всему, уходило корнями в название фирмы Дольче и Габбана.

Напульсники

Специальные кожаные напульсники для тяжелоатлетов было принято украшать металлическими заклепками и шипами. В результате получался атрибут человека, который позиционировал себя как «металлиста», то есть поклонника музыки соответствующего направления. Однако, через какое-то время брутальные напульсники стали носить все остальные. Выглядело крайне устрашающе.

Электронные игры Зеленоградского завода.

Сейчас трудно кого-либо удивить портативной игровой приставкой. А вот тогда это было пределом мечтаний. И никого не смущало, что играть приходилось всего в одну игру на маленьком монохромном дисплее (иллюзию цвета создавали, нанося рисунки поверх дисплей). Игра стоила 25 рублей, что соответствовало стоимости некоторых моделей велосипедов. Первоначально это была «Ну, погоди», потом появились «Веселый пекарь», «Тайны океана» и другие. Ходил слух, что при наборе тысячи очков устройство показывает мультик. Судя по всему, миф имел в своей основе представление о том, что набрать такое количество очков просто невозможно. Лично меня постигло разочарование, когда после набора такой цифры, я никакого мультика не увидел.

Велосипеды.

Персональное транспортное средство всегда было мечтой мальчишек, независимо от эпохи. В моем детстве основными моделями были «Орленок» (наиболее демократичный по цене, с горизонтальной рамой, на которой можно было возить второго пассажира), «Салют» (считавшийся рекордсменом по скорости из-за размера колес), и уступавший ему по скорости, но выигрывавший по проходимости и маневренности «Кама». Из детских моделей я бы отметил «Дружок» и «Бабочка» - к ним приделывалась дополнительная пара колес, помогавшая держать равновесие. Стандартным тюнингом дл велосипеда были дополнительные катафоты и трещалки, устанавливавшиеся на колеса для придания дополнительного шумового эффекта.

Духовые ружья.

Несложная конструкция из деревянного цевья, пластиковой трубки и резинки, позволявшая стрелять шариками из пластилина. Отражение мальчишечьей страсти к оружию. Назывались «самострелами»

Настольный хоккей.

При всем кричащем примитивизме этой игры, она была одной из самых популярных и востребованных. Подразделялась на хоккей с плоскими металлическими игроками (они были выполнены в виде персонажей известного мультика «Шайбу, шайбу!» и более современную – с пластиковыми, объемными игроками. Мы с моими одноклассниками даже проводили целые турниры. Победить должна была, конечно, сборная СССР.

Брызгалки.

Я не знаю, откуда, но взялась мода на поливание друг друга водой при помощи брызгалок и одноразовых шприцов. Конструкции брызгалок были самыми разными. Как правило – пластиковая бутылка (тогда она была большим дефицитом – как правило использовался флакон из-под бытовой химии), со вставленной в нее корпусом шариковой ручки. Однако шприц позволял обеспечить намного более высокую точность попадания. Тем более – шприц, даже «заряженный» было реально проносить в школу в кармане формы незамеченным.

Кроссовки Адидас.

Показатель статуса. Возможность купить такие кроссовки была отличительной чертой обеспеченного человека с возможностями. Эти кроссовки были жутким дефицитом. И это несмотря на то, что шились они в Москве на заводе, расположенном в Бескудниково. Удивительное дело – спортивная обувь стала обувью парадной, «на выход».

Пинг-понг

Дефицитом было все, что необходимо для этой игры. Ракетки, мячики, столы, сетка. Самая доступная ракетка – «сухарь». Самая почетная – «Мягкая» (ею можно было «крутить», а ее качество проверяли, проводя плоскостью по волосам). Модным было расписывать поверхность «мягкой» ракетки названиями любимых музыкальных групп. Самые простые шарики – отечественные, «деревянные». Самые прогрессивные – китайские.

Крашенные челки

Удар новой культуры, которую принято называть «новой волной», был настолько силен, что смог преодолеть «железный занавес». Люди, понятия не имевшие, что такое Duran Duran, при помощи перекиси водорода высветляли себе челки именно так же, как у членов этой группы. Это обеспечивало почти сто процентный успех среди окружавших его девчонок. Девчонки же отвечали «стоячей челкой», на создание которой уходило значительного количества лака для волос.

Джинсы Пирамиды.

Удивительный по своей форме вид джинсовых брюк, завоевавших невероятную популярность. Одежный ансамбль из «пирамид», вкупе с мокасинами, белыми носками и фирменной майкой или белой рубашкой был призван сигнализировать о том, что человек знает толк в моде.

Фотографии рок-групп

Образы членов групп Kiss и фотокопии обложек альбомов Iron Maiden продавались по цене от 50 копеек до рубля в туалете любой школы. Популярность таких фотографий для меня до сих пор является загадкой.

Магнитофон «Электроника 302»

Главный музыкальный фетиш моего поколения. Удивительно живучий, устойчивый к разрушению от частых падений, простой как автомат ППШ, он всегда был главным участников всех компаний и тусовок. При его помощи можно было вполне организовать компактную дискотеку. Магнитофон ставился на пол, а желавшие потанцевать становились кругом вокруг него. Основным критерием качества записи являлась ее громкость. Зачастую запись производилась напрямую – из динамика одного магнитофона в микрофон другого. Главной технологической проблемой интерфейса этого устройства являлась нефиксировавшаяся кнопки перемотки. Для решения этой проблемы применялась отвертка, которой и фиксировалась кнопка. Самым ценным являлись крайне дефицитные батарейки, которые (при наличии специального «батареечного» блока питания) давали возможность делать устройство мобильным. Магнитофон отлично лежал в согнутой в локте руке. Особым шиком были прогулки компании с включенным магнитофоном.

Аудиокассеты

Поначалу представляли собой страшный дефицит, при том, что цена за одну кассету была 10 рублей. Кассеты делились на отечественные и импортные, и по времени звучания – 30 минут, 90 и 120 (последние были самые капризные – в них пленка была тонкая и скоропортящаяся от частого прослушивания). Потом в большом количестве начали плодиться палатки, где можно было купить кассету с записью. Можно было так же сдать свою кассету, чтобы тебе на нее записали нужного исполнителя (списки исполнителей с альбомами вывешивались на стене палатки). Был, правда, риск, что из сданной тобой приличной кассеты Denon вынут лентопротяжный механизм с пленкой и взамен запихнут ленту из отечественной кассеты. Потом появились польские кассеты с записью, отличительной чертой которых было оформление «под родную». Полиграфия, которой наносилась картинка с официальной кассеты, была ужасной, однако это было круто. Если поблизости не было розетки для магнитофона, то перемотка кассеты осуществлялась при помощи карандаша – на него идеально надевалось отверстие лентопротяжного механизма. Это позволяло экономить крайне дефицитные батарейки в магнитофоне.

Кадры из фильмов

Тоже довольно странное увлечение – сбор кадров из фильма «Гостья из будущего». Каким-то образом находилась пленка, которая разрезалась на кадры. Их можно было потом смотреть через диафильм-проектор. Как-то мне посчастливилось найти тайник, в котором лежал огромный пакет с кусками пленки с кадрами. Это было настоящим счастьем.

Возможность зарядить в магнитофон кассету с фильмом, который ты хочешь посмотреть в данный момент, волновала умы всех. То есть теперь ты был независим от официальных медиа-ресурсов, не нужно было ждать, когда они покажут тебе то, что ты хочешь смотреть именно сейчас. Не говоря уже о том, что большую часть видеофильмов дождаться по телевизору было практически невозможно. Пожалуй, это был самый сильный удар по официальным средствам массовой информации. Фактически, само устройство запретить не могли. Могли придраться только к фильмам, которые на нем просматривались. Любимой тактикой борьбы милиции с просмотром запрещенной кинопродукции было неожиданное выключение электричества к подъезде (достать кассету их видеомагнитофона без тока было невозможно). После этого борцы за нравственность вламывались в квартиру и производили изъятие кассеты. И горе было владельцам устройства, если на этой кассете было что-то, включенное в список запретных фильмов. В более позднее время начали организовываться «видеосалоны», в которых можно было посмотреть западные фильмы – от 50 копеек до полутора рубля за просмотр. Особым интересом пользовались фильмы «с элементами эротики». Салон представлял собой комнатушку со стульями, стоявшими в ряд, перед которыми стоял телевизор более менее приличной диагонали с подключенным видеомагнитофоном.

В какой-то момент в палатках и на лотках начали продаваться значки с изображениями киногероев, музыкальных кумиров и веселыми поговорками. Самой популярной была фразы «Куй железо пока Горбачев». Никто не видел ничего плохого в том, чтобы вся твоя одежда была утыкана такими значками.

Персональный переносной источник музыки – это было что-то такое, за что можно было продать душу. Возможность слушать любимую музыку в любой обстановке – в метро, на уроке, дома, на улице – это было пределом мечтаний. Возможность добыть нормальный walkman появилась не сразу. Поначалу приходилось пользоваться продукцией отечественных производств. Штука была тяжелая и бестолковая. Наушники представляли собой нечто устрашающее. Корпус был выполнен из металла. Но функцию свою это устройство выполняло.

Официально в СССР можно было купить четыре вида жевачки: мятная, апельсиновая (с Незнайкой на упаковке), малиновая и самая противная – «кофейный аромат». Неофициально жевачка завозилась выездными из заграничных поездок (это был самый лучший сувенир). Жевание носило удивительно сакральный смысл. По сути, неважно было, что ты жуешь (умельцы творили самодельную жевачку из зубной пасты, запекая ее на обычной батарее отопления). Сам факт жевания символизировал твою причастность к современной культуре и моде. Жевать было модно. Никакими разговорами про вредоносность этого действия для желудка и сравнением со жвачными животными нельзя было отбить желание жевать. Сама жевачка (особенно импортная) являлась универсальной валютой, на которую можно было выменять что угодно.

Пиво в банках

Вот это было реально круто. Осознание того, что нормальное пиво не может храниться в жести, пришло позже. Сам факт поглощения пива из жестяных банок – это был повод предаться иллюзиям о красивой жизни, которую видел только на видео. Там все пили только из банок. И еще было принято устраивать коллекции из жестяных банок из-под пива на кухне, на специальной полочке.

Компьютер Микроша

Человеку, родившемуся после 2000 года, будет очень сложно доказать, что игры в компьютер можно загружать посредством магнитофонных кассет. Честно говоря, для меня до сих пор загадка, как эта скрипяще-визжащая какофония из динамика магнитофона превращалась в примитивную (по нынешним понятиям) компьютерную игру на монохромном телевизоре, который служил монитором. За возможность поиграть в такие примитивы в специальных «компьютерных центрах» платились немалые деньги.

Пепси-колу было вполне реально купить в магазине, хотя и стоила одна значительно дороже отечественного лимонада – 45 копеек против за Пепси против 18 копеек за такую же, к примеру, Померанцевую Флору. А вот бутылки с кока-колой попадались намного реже, и потому ценились намного выше. Находились люди, которые на полном серьезе заявляли, что чувствуют вкусовую разницу между этими напитками.

Набор «Юный химик».

Прекрасная возможность почувствовать себя алхимиком, смешивающим что угодно с непонятно чем. Инструкция, понятное дело, терялась первой. Процесс смешивания веществ в пробирках, колбах и ретортах был намного увлекательней, чем какая-то там инструкция. Как результат – прожженная кислотой футболка и первый самодельный порошок для лимонада.

Полнометражные мультфильмы

Их было совсем немного, и все они пользовались невероятным успехом. «Властелины времени» лично я просмотрел в кинотеатре 12 раз, и каждый раз на последних кадрах у меня перехватывало дыхание. Кроме них были «Король и птица» и «Лисенок Вук», а более редкий мультфильм «Корабль-призрак» было принято пересказывать по ночам как «страшную историю».

Тогда он не воспринимался как отечественная альтернатива Кока-коле и продавался в разлив из палатки или передвижной цистерны. Я никогда не мог себе отказать в удовольствии выпить большую (пивную) кружку за 6 копеек. И очень жалел, когда квасные палатки пропали с улиц Москвы. Квас был свежим, не пастеризованным. И окрошка из него получалась самая вкусная.

Автосимулятор «За рулем»

Управление магнитом в форме автомобиля, который движется по кругу, доставляло неописуемое удовольствие. Особым шиком считалось умение проскакивать через небольшой участок дороги, не предназначенный для движения (кто играл, тот должен помнить). Для этого требовалось филигранное владение рулем и чувством момента.

Арабские сигареты

Даже не представляю, кому в голову пришло завозить на наш рынок сигареты из арабских стран, но точно знаю, что они были дико популярны среди молодежи. Причиной тому была яркая пачка (черная или темно-синяя), дающая полное ощущение, что ты куришь «фирму», то есть дефицитные импортные сигареты. Очарование импортных сигарет тогда было очень сильным.

Телеканал 2х2

Это было настоящим прорывом. Совершенно новый подход к подаче информации. Теперь не надо было вылавливать мультики и музыкальные программы в сетке вещания. Их крутили целый день. Это было почти мечтой. Первые музыкальные ролики показали именно на этом канале. Savage, Duran Duran, Sabrina, Alphaville, Мальчишник – первыми эти ролики показал именно 2х2. Вращающаяся эмблема канала под бодрую классическую музыку производила почти магнетическое воздействие.

Скейтборд.

Их привозили в качестве дорогого подарка откуда-то из Прибалтики. Кататься на них мало кто умел, но иметь «скейт» было мечтой любого мальчишки. От современного он отличался так же, как «Жигули» отличаются от «Мерседеса». Увековечен в культовой картине «Курьер» Карена Шахназарова. Именно на таком там катаются Иван с Базиным.

Новогодний конфетный набор

Как правило, упаковывался в коробку в виде одной из кремлевских башенок. Содержал в себе самые разные конфеты – от банальных ирисок «Кис-кис» до самого почетного – леденцов на палочке. Содержимое конфетного набора всегда было предметом для обмена, в зависимости от вкусовых предпочтений хозяина. Были такие, что и ириски любил.

Программируемый танк

Вызывал восторг не столько сам танк, сколько возможность программировать его действия. Придумывался целый спектакль с его участием – движение, стрельба, издавание звуков.

Снегокаты

Поначалу это был классический «Чук и Гек», однако скоро к нему присоединился более футуристичный «Аргамак», с почти автомобильным рулем. Это было намного круче, чем простые санки. Для остроты ощущений снегокат можно было привязать к бамперу автомобиля.

Электронные часы

Иметь часы – всегда было мечтой любого мальчишки. Однако век прогресса наступал, и иметь обычные часы было уже не так почетно. Мечтой стали электронные часы. Их дизайн до сих пор остается поводом для раздумий современных дизайнеров, однако тогда критерии оценки были совсем другие. В часах обязательно должно было быть звуковое сопровождение. Качество оценивалось количеством мелодий, установленных в часах.

Мороженное

Лакомство на все времена. Пожалуй, наиболее гениальное из всего изобретенного человечеством. Выбор был невелик – Пломбир «за 48 копеек», Эскимо, молочное в вафельном стаканчике и фруктовое в бумажном, а так же самые неудобные для поедания на ходу – «Лакомка» и вафельный брикет. Принято было считать, что самое вкусное мороженное продавалось на углу ГУМа (время от времени выезжала тележка с тетенькой). У этого мороженного был значитеьный минус – оно накладывалось в стаканчик шариком. А под ним было пустое пространство. То есть стаканчик не был заполнен до конца. А самое необычное – мороженное «Полет» в ресторане гостиницы «Россия».

Рисовалка по песку.

(картинки не нашел)

Один из самых необычных на тот момент способов выявления рисовального
таланта. Рисовать на простой бумаге и в книжках-раскрасках было скучно.
А вот водить двумя манипулятора, заставляя скрытый от глаз механизм
чертить линии на серебристом песке, который облеплял экран – это было
крайне модно.

Книги писателя Волкова.

На фоне всеобщего книжного дефицита книги Волкова о приключениях Урфина Джуса, Эли, Тотошки и их производных стояли особняком. «Урфин Джус и его деревянные солдаты», «Желтый туман» еще можно было разыскать, а вот последняя книга (дописанная за умершего к тому времени автора художником книги) «Тайна заброшенного замка» была крайне дефицитной. Я ее, кстати, так и не успел найти и прочитать. Ее давали на одну ночь и строго следили за возвращением. Популярности этой книжной серии могли позавидовать многие маститые авторы.

Головоломка змейка

Отличный способ для убивания времени и развития фантазии. Какие только фигуры не приходилось из нее складывать…

Колбы для сока.

Почти в любом универсаме был отдел, где наливали соки и молочные коктейли. Сок наливали из особых конусов. Это был обычный сок, но сам факт наливания его из столь необычной тары превращало процесс в нечто загадочное.