Биографии Характеристики Анализ

Игры в работе. Зачем это нужно? Если вам приходится постоянно преодолевать препятствия, значит вы идете через чужую дверь Препятствия — испытания

ФОТО Getty Images

Мы часто ставим себе цели: похудеть/найти новую работу/выучить иностранный язык/наладить режим дня – у каждого свой список. Цель воодушевляет, наполняет нас энергией. Обдумываем, как ее достичь, разбиваем путь к ней на более реалистичные и достижимые этапы. По крайней мере, такими они нам кажутся, пока процессом управляет наш рациональный мозг…

Но через какое-то время мы сталкиваемся с серьезным противодействием. В игру вступает эмоциональный мозг, и наше видение желаемых перспектив сменяется внутренним хаосом. Теперь все будет зависеть от того, к какому мозгу – рациональному или эмоциональному – мы прислушаемся.

Кто возьмет верх?

Учитывая, что большинство из нас бросает свои цели на полдороге, чаще мы становимся жертвами своего эмоционального мозга. Ничего удивительного, ведь он гораздо активней и настойчивей, нежели рациональный – по своей природе ленивый и склонный следовать на буксире за эмоциональным.

При столкновении с каким-либо внешним препятствием между ними происходит примерно такой диалог:

Эмоциональный мозг: «О! Препятствие! Оно несет угрозу для нас!»

Рациональный мозг: «Наверное, я соглашусь… Оно выглядит довольно устрашающе…»

Эмоциональный мозг (в панике): «Почему мы все еще здесь? Бежим отсюда – быстро!!!»

Рациональный мозг (готовый на все, лишь бы эта история поскорей закончилась): «Да, пожалуй, нам не справиться, мы недостаточно способные/знающие/привлекательные…»

Душевный хаос нарастает, ощущение «я недостаточно хорош для этого» все сильней резонирует с бессознательными установками. Внешние препятствия вскоре превращаются во внутренние, в которые мы начинаем искренне верить, и наше продвижение к цели останавливается.

Эмоциональный мозг убеждает нас сдаться перед трудностями, рациональный чаще всего подчиняется ему

Чтобы достичь цели, нам нужно взбодрить наш рациональный мозг, чтобы он взялся за дело всерьез, не поддаваясь паническим настроениям эмоционального мозга.

Поясним это на таком примере. Представьте, что едете в машине с маленьким ребенком, и он от испуга отпихивает вас от руля, думая, что если он станет рулить, вы оба будете в безопасности. Как вы поступите?

Как включить рациональный мозг

1. Присутствуйте в настоящем моменте

Первым делом нужно вернуть ребенка на его место на заднем сиденье, чтобы он не мешал управлять машиной. Это вопрос безопасности, но не только – ребенок станет спокойней, видя, что вы взяли ответственность на себя. Поскольку в данном случае ребенок и взрослый представлены в одном – вашем – лице, это означает, что вам нужно не поддаваться истерике и соблазну немедленно капитулировать, а восстановить свое присутствие в настоящем моменте.

Когда между стимулом и реакцией есть зазор, вы контролируете себя и свои действия. Как показывают исследования, в этом случае мы не отступаем перед трудностями, открыты для разнообразных возможностей и, выбрав подходящую, действуем смелее.

2. Трансформируйте энергию

Даже на заднем сиденье ребенок может продолжать кричать и плакать по инерции. В этом случае не рассчитывайте, что он сам успокоится и расслабится. Переключите его с негативной эмоции на столь же сильную позитивную. Хорошо помню, что, когда моему сыну было два года и он начинал плакать, легче было заставить его рассмеяться, чем успокоить.

Точно так же, когда мы, взрослые, объяты страхами или беспокойством, мы можем перевести негативную энергию в конструктивное русло.

3. Добивайтесь согласованной работы

Рациональный и эмоциональный мозг имеют разные мотивационные системы. Первый настроен планировать и осуществлять планы, второй стремится избежать боли и обеспечить безопасность. Секрет успеха состоит в том, чтобы примирить эти разные намерения и добиться согласованной работы. Если мы представим, как прекрасно будем себя чувствовать, достигнув цели, эмоциональный мозг настроится на ее достижение.

Чаще всего добиться цели нам мешают не внешние обстоятельства, а препятствия, которые мы создаем себе сами

Не менее важно и приучить рациональный мозг прислушиваться к нашим эмоциям: они могут служить ему компасом, помогающим выбрать не цель, но путь. Продолжая наш пример с ребенком в машине – допустим, мы воодушевили его, рассказав, в какое чудесное место едем, однако нам хочется, чтобы и само путешествие его радовало, и ради этого мы можем немного изменить намеченный маршрут, например, поехать в объезд.

Реже всего достичь цели мешают внешние обстоятельства. Это лишь первый уровень препятствий. Чаще всего мешают препятствия, которые мы создаем себе сами. Если научиться распознавать, когда нами управляет эмоциональный мозг (в этот момент мы испытываем страх), мы сможем передать ответственность более продвинутым областям мозга. И сумеем достигать поставленных целей.

Подробней см.на сайте Happify Daily.

Об эксперте

Хомайра Кабир (Homaira Kabir), позитивный психолог, коуч, когнитивно-поведенческий терапевт. Как автор сотрудничает с такими изданиями, как Forbes, The Huffington Post, The Globe and Mail.

Для команды Бориса Белозерова финал начался грустно - 0:3, 1:4. Потом знатоки стали подбираться к сопернику, возникло несколько спорных эпизодов. Например, при ответе на вопрос седьмого раунда (задал студент Алексей Лубинец из Краматорска): «Посмотрите внимательно на этот флаг. В каком году, по какой причине, и при каких обстоятельствах этот флаг был поднят в столице СССР?» знатоки ответили: «Это флаг Лос-Анджелеса. Предполагаем, что путём поднятия этого флага в 1980 году на закрытии Московской Олимпиады таким образом была передана эстафета от одного города, который принимал Олимпиаду, другому, следующему. Причина – передача эстафеты от одного города к другому. Возможно, пытались избежать поднятия флага США в разгар холодной войны. Не то, чтобы боялись, но ключевая причина – это, я так понимаю, многовековая традиция передачи эстафеты от одного города к другому». А правильный ответ оказался таким: «Флаг Лос-Анжелеса был поднят в Москве летом 1980 года на церемонии закрытия ХХII летних Олимпийских игр. США бойкотировали эти игры, а следующие должны были проходить в Лос-Анжелесе. Поэтому символическую эстафету передали не стране, а городу». Ведущий попытался уточнить ситуацию с помощью защитников прав знатоков и телезрителей, а также с помощью членов академии телезрителей - и никто (в частности, Медведева) не поставил под сомнение полноту и точность ответа.
В седьмом раунде Илья Широколобов из Красноярска спросил: «Что философ Бернард Сьютс назвал добровольной попыткой преодолевать ненужные препятствия?» Капитан знатоков упомянул в ответе спорт и игру, первое слово - зря. При этом в зале отчетливо слышался голос Магистра игры Александра Друзя. Ведущий посчитал этот подсказкой, но саратовчанка встала на защиту соперников: «Друзь просто сказал: «Белозеров - настоящий мужчина». Опротестовать вердикт попытался защитник прав телезрителей Верохошинский, но ему не дали высказаться. Счет стал 4:4, еще через два раунда - 6:4 в пользу команды Белозерова.
После игры многие зрители усомнились в справедливости победы: «Очень странные ощущения. С одной стороны - молодцы, не рассыпались после тяжелого начала, а с другой стороны - два неверных ответа были засчитаны. Ведь в вопросе про флаг принципиальной была причина, по которой флаг передали городу, а не стране, а этого-то команда и не ответила. В вопросе «спорт-игра» ответ был заменен - это тоже как-то не очень правильно», «Победу команды Белозерова не считаю стопроцентно чистой. Как говорится, осадочек остался... Ведь вся страна видела, что на один из вопросов капитан дал однозначный ответ «Спорт», ведущий должен был принять такой ответ и признать его ошибочным. Вместо этого он стал подводить Белозерова к правильному ответу «Игра». В итоге Белозеров дал двойной ответ "Спорт" и "Игра". И лишь у Друзя в конце игры хватило смелости сказать об этом».

Головной мозг - мощное орудие. Зная, как им управлять, можно решить широкий спектр проблем. Процесс управления состоит из двух элементов: осознание и вовлечённость.

Осознание - это понимание, что такое барьер, что его вызывает, как он препятствует достижению цели и каким образом с ним справиться.

Вовлечённость - это выполнение шагов, которые вы считаете необходимыми для развития новых подходов к мышлению и действию, а также способность достигать любой поставленной задачи.

Сбои в мышлении образуют барьеры, а в итоге мы тормозим, начинаем плыть по течению и даже отступать. Эти барьеры превращают мотивацию в остановку, результативность - в имитацию деятельности, а мечты - в зелёную тоску. Наши действия становятся бесцельными, неэффективными и не ведут к успеху.

А теперь рассмотрим пять скрытых барьеров мозга и стратегии их преодоления.

Барьер 1: сомнение в себе

Монстр внутри нас. У него много имён: недостаток уверенности, чувство незащищённости, застенчивость, низкая самооценка, нехватка веры в свои силы и так далее. Когда не ясно, что делать, становится страшно. Испуг блокирует действие и внушает чувство уязвимости. Человек начинает сомневаться в собственных способностях, сообразительности, силе, успешности. Внимание переключается с того, что надо сделать, на самозащиту, и это приводит в тупик. Вы избегаете пробовать новое, общаться, быть в центре внимания и менять жизнь. Нет ничего более жалкого, чем жизнь в постоянном страхе.

Решение

Сомнение включается, когда мозг начинает реагировать на тревогу, хотя реальной опасности нет. Чтобы этого избежать, необходимо тренировать мозг подавлять ненужные опасения. После неоднократного столкновения с необычной задачей мозг перестаёт чрезмерно реагировать и привыкает.

Изучите, чего вы боитесь. Знакомый демон лучше незнакомого.

Часто сомнения в себе связаны с нехваткой информации. Факты и данные переключают мозг с примитивной четырёхфазной схемы «замри-беги-бей-сдавайся» на более сложную и менее эмоциональную, поэтому испугу труднее подавить вас.

В своей книге «Гении и аутсайдеры. Почему одним всё, а другим ничего?» Малкольм Гладуэлл пишет, что успех зависит от продолжительной практики и что у лучших специалистов в своей области за плечами тысячи часов опыта. Мораль: возьмитесь за то, чего не умеете, и делайте это снова и снова.

Барьер 2: прокрастинация

Если существует преступление, в котором нет-нет да и виновен каждый человек, то это - откладывание дел на потом. А ведь основной ингредиент успеха - действие. Без него не достичь желаемого. Поскольку прокрастинация приводит к задержкам, поддаваться ей - то же самое, что вообще ничего не делать.

Откладывание до бесконечности приводит к непредсказуемым последствиям.

У жизненных целей - карьерного роста, открытия бизнеса, финансовой независимости, самореализации - нет заданной даты. Нет сроков - нет и последствий их срыва. Это также означает отложенное действие. А нет действия - нет и результатов. Замкнутый круг. Хватит откладывать борьбу с прокрастинацией!

Решение

Иногда связь между желаемым и тем, что нужно сделать для этого, неясна. Когда то, что предстоит сделать, кажется не имеющим отношения к вашим целям, задача получает низкую степень значимости и откладывается. Чтобы прояснить картину и начать двигаться к цели, учтите несколько моментов.

Какие навыки вам нужны? И нужно ли вам самому выполнять эту задачу? Можно её перепоручить или вообще не выполнять? Если делать всё-таки надо, какие есть варианты решения задачи?

Проведите мозговой штурм. Рисуйте в воображении результат как можно живее. Сильное желание получить задуманное не даст вам сбиться с пути. Заранее определите, сколько у вас есть ресурсов, а сколько ещё понадобится. Делайте в день хотя бы немножко. Немного - это много.

Барьер 3: многозадачность

Многие годы считалось, что умение делать несколько дел сразу - непременный атрибут любого уважающего себя успешного человека. Позже проявились серьёзные побочные эффекты: оказалось, что мешает сосредоточиться, довести начатое до конца, вызывает беспокойство и усталость, постоянное ощущение спешки.

Пришло время разрушить миф о многозадачности. Это невозможность сосредоточиться на чём-то одном. Это рассеянность, перегрузка и проблемы с определением приоритетов в конкретный момент.

Многозадачность похожа на жизнь внутри скобок: надо постоянно начинать и заканчивать дела, в какой-то момент нити событий переплетаются и человек запутывается. Это напоминает решение примера:

(14 + (4 × 5 (6 + 1 – 9)) / (6 + 72 / (3 × 3) + 7 + (9 – 4) / 5 × (3 + (8 / 4) / 5)))) = x

Чем больше увлекаешься многозадачностью, тем больше остаётся незакрытых скобок, и их число непрерывно растёт.

Решение

Большинство исследователей выделяют четыре основных типа управления вниманием.

  • Фокусировка: включить фонарик. Человек видит обстановку и выбирает, на что обратить внимание. Это как в тёмной комнате включить фонарик, посветить им перед собой и увидеть обстановку.
  • Удержание: не дать свету погаснуть. Удержание внимания - это способность концентрироваться на чём-то продолжительное время.
  • Выбор и игнорирование: удержать свет в одной точке. Это способность концентрироваться на чём-то одном и не обращать внимания на отвлекающие факторы.
  • Переключение, или чередование внимания: переходить от одной важной задачи к другой, остановиться в процессе выполнения, перенаправить внимание на что-то ещё, а потом вернуться к отложенной задаче и начать с того места, где вы прервались.

В выступлении на TED в 2012 году Паоло Кардини предложил прекрасное противоядие от многозадачности - однозадачность. Это умение стоит развивать! Вспомните о своей цели. Спросите себя, чем надо заниматься в этот момент, и включайте режим однозадачности!

Барьер 4: негибкость

Между твёрдой позицией и ненужным упорством большая разница. Следовать плану - это настойчивость. Отказываться его исправлять в изменившихся обстоятельствах - негибкость. Отстаивать свою правоту - добродетель. Верить в собственную непогрешимость - слепота.

Первичным действием, связанным с негибкостью, становится сопротивление. Сопротивление переменам, сопротивление новому, сопротивление прогрессу. Человек продолжает поступать и думать как раньше, хотя условия стали другими и прежние методы уже не работают. Он перестаёт реагировать на изменения, его творческое мышление и способность угасают.

Решение

Противоположность негибкости - креативность. Вот простой тест на психическую гибкость. Возьмите лист бумаги или телефон и за несколько минут напишите все возможные варианты применения носков. Сколько способов вы придумали? Насколько ваши примеры похожи между собой? Насколько продуманны ответы? Сложно ли было справиться с заданием?

Возьмите какую-нибудь насущную проблему: это может быть непринятое решение, затянувшаяся ситуация, нервирующее событие - всё, что требует действий. Зафиксируйте. Теперь приступайте к мозговому штурму: выпишите как можно больше возможных вариантов решения, сколько сможете выдумать. Соблюдайте два принципа: ассоциации спонтанные, и их не надо оценивать.

Осознанное внесение корректив в рутину и привычки - бесспорный способ приучать мозг к изменениям.

Барьер 5: перфекционизм

Перфекционизм меньше всего похож на проблему. Стремиться к кажется чем-то нужным и возвышенным. Но «идеал» и «высочайший уровень» очень сложно сформулировать и измерить, поэтому цель перфекциониста ускользающая и абстрактная. Для него неприемлемо всё, кроме идеального. Если что-то не соответствует критериям, это нужно отвергнуть, заменить или переделать. Однако в таком случае у работы не будет конца. Всегда можно что-то поправить, изменить и улучшить - и всё равно этого будет мало, потому что идеал недостижим.

Решение

Перфекционизм - это неспособность определять приоритеты. Вторичное становится первичным. Фон выходит на передний план. Надеть правильную одежду важнее, чем получать удовольствие от вечера, а сервировке уделяется больше внимания, чем приготовлению обеда. Прежде чем приступить к работе над проектом, спросите себя: «К чему я стремлюсь в этот момент?» Сформулируйте простую и прямую цель, например «приготовить ужин» или «сделать презентацию для работы». Установите железные ограничения. Если появляются зацикленность и озабоченность мелочами, остановитесь и напомните себе о цели.

Мы очень любим игры. На многих занятиях наших курсов мы устраиваем игровые активности и проводим необычные тренинги. Так почему же мы так любим играть и почему это не просто отличный способ проводить досуг, но и полезный вид деятельности?

Что такое игра

Игра — инструмент, известный человечеству с самого его становления. Он позволяет учиться и обучать, имитировать реальные ситуации и моделировать гипотетические, выявлять определенные качества играющего и т. д. При этом игры — это, в первую очередь, развлечения, поэтому всё вышеперечисленное может происходить в легкой для восприятия непринужденной обстановке.

Что именно делает игру столь эффективной и почему именно этот инструмент стал так активно использоваться в обучении и работе? Большинство исследований на этот счёт показывают, что любая деятельность в формате игры способствует более продуктивной работе мозга, эмоциональной открытости, готовности к сотрудничеству и социализации, умению сосредотачиваться на проблеме и поиску конструктивных решений. Одно из этих исследований приводит такую таблицу.

ИСТОЧНИК

РАБОТА

ИГРА

Задачи

репетативные , скучные

репетативные , весёлые

Фидбэк

раз в год

постоянно

Цели

противоречивые , туманные

Путь к совершенству

Правила

неясные , непрозрачные

ясные , прозрачные

Информация

слишком много и недостаточно

правильное количество в правильное время

Неудачи

запрещены , наказываются , не обсуждаются

ожидаемы , поощряемы , потрясающи , можно хвастаться

Статус пользователя

прозрачный , временный

Повышение

подлизократия

меритократия

Сотрудничество

Скорость / риск

Автономия

средняя — низкая

Нарратив

только если повезёт

Препятствия

случайны

задуманы

Итак, мы видим, что решение практически любой задачи будет более эффективным, если сама проблема представлена в форме игры. Главный вызов тут в том, чтобы так сформулировать правила, чтобы игра в должной мере симулировала реальную ситуацию, но при этом была ее упрощенной формой.

Игры в работе

Отличный пример данного подхода и применения игры в работе — так называемый Scrum poker, или покер планирования. Это техника оценивания, чаще всего используемая для определения сложности предстоящей работы или относительного объёма решаемых задач при разработке программного обеспечения. Участники группы выражают свои мнения, выкладывая на стол пронумерованные карты числом вниз (например, туз, 2, 3, 5, 8 и король. Король буквально означает: «Данный пункт слишком большой или его слишком сложно оценить»). После этого карты вскрываются и игроки обсуждают оценки. Смысл сокрытия оценок на первом этапе в том, чтобы избежать эффекта якоря, когда первая озвученная оценка создаёт прецедент и влияет на оценки следующих пользователей.

Подобно этому примеру, игровой подход возможен во многих других сферах:

  • Тимбилдинг — игры вроде “10 общих”, где для знакомства людей из разных отделов их разбивают на команды и предлагают найти 10 схожих интересов или характеристик, свойственных всем участникам этой команды.
  • Планирование — пре-мортем, где участникам предлагается обсудить причины, по которым проект может с треском провалиться, перед тем как он будет запущен.
  • Образование — игры ESL, используемые для обучения взрослых английскому языку.
  • Решение проблем — метод “анти-проблемы”, где игроки должны решить проблему, противоположную реально имеющейся, например “как уменьшить количество клиентов” вместо того, чтобы думать как его увеличить. Смысл игры в том, чтобы заставить участников посмотреть на проблему с нового ракурса.

Игра возникает тогда, когда правила и цели добавляются намеренно, чтобы сделать процесс более интересным. Есть много определений игр в зависимости от точки зрения, но мне больше всего нравится такое: «играть в игру — значит добровольно пытаться преодолеть ненужные препятствия». Веселье возникает как раз в результате преодоления себя для достижения поставленных целей.

Идея интерактивного, вовлекающего обучения не нова. Старая китайская пословица гласит: “Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и возможно я вспомню. Заставь меня участвовать, и я пойму”. Несмотря на это, данный инструмент используется на тренингах, курсах и собраниях на удивление редко. А ведь он может служить отличным способом “ввести” человека в новую обстановку, протестировать его или же подготовить к дальнейшим более сложным задачам.

Использование игр для достижения реальных целей не обязательно означает, что процесс будет лишён серьёзности. Вместо этого мероприятия должны быть спроектированы таким образом, чтобы оставить место для творчества, экспериментов и создания инновационных решений. Именно в этом состоянии человек готов принимать серьёзные вызовы и выполнять достаточно сложные задачи. Кроме того, игры предполагает сотрудничество, которое в большинстве ситуаций позволяет достичь результатов, которых невозможно добиться в одиночку.

Ещё одно неопровержимое достоинство игр а том, что они учат мозг учиться. В процессе игры человек узнает что-то новое и принимает сложные решения. Если он сделал все правильно — игра тут же поощряет подобное поведение призом. Игры учат не бояться сложных задач. Всем известна фраза “не корову проигрываешь”.

Именно поэтому так важно иногда играть в работе и проектировать игры на бизнес-темы. Это отличный способ посмотреть на ежедневную работу с другой стороны, решить застарелые проблемы и развить потенциал сотрудников.