Биографии Характеристики Анализ

Имение м а шан гирей. Потомки шахин гирея и нахчыван

«Покойная мать моя была родная и любимая племянница Елизаветы Алексеевны, которая и уговаривала ее переехать с Кавказа, где мы жили, в Пензенскую губернию, и помогла купить имение в трех верстах от своего, а меня, из дружбы к ней, взяла к себе на воспитание вместе с Мишелем, как мы все звали Михаила Юрьевича, - вспоминал Аким Павлович Шан-Гирей. - Таким образом все мы приехали осенью 1825 года из Пятигорска в Тарханы».

Пока Арсеньева собирала деньги для покупки Апалихи, для чего ездила в Москву, чтобы заложить в Опекунский совет часть своего имения, пока там все благоустраивалось и приводилось в жилой вид, семья Шан-Гиреев жила в Тарханах.

«Помнится мне еще, - продолжал Шан-Гирей, - как бы сквозь сон, лицо доброй старушки немки Кристины Осиповны, няни Мишеля, и домашний доктор Левис, по приказанию которого нас кормили весной по утрам черным хлебом с маслом, посыпанным крессом, и не давали мяса, хотя Мишель, как мне всегда казалось, был совсем здоров... Жил с нами сосед из Пачелмы (соседняя деревня) Николай Гаврилович Давыдов, гостили довольно долго дальние родственники бабушки, два брата Юрьевы, двое князей Максютовых, часто наезжали и близкие родные с детьми и внучатами, кроме того, большое соседство, словом, дом был всегда битком набит... Бабушка сама была очень печальна, ходила всегда в черном платье и белом старинном чепчике без лент, но была ласкова и добра, и любила, чтобы дети играли и веселились, и нам было у нее очень весело».

Мальчик Аким был еще мал. В общем шуме и веселье он видел только самое наружное. Вот Мишель, сосредоточенный и потный, голыми красными руками катает огромные снежные шары и потом лепит колоссальные фигуры, потрясая малышей силой и мастерством. И лепит он не простых снежных баб, а бородатых рыцарей со щитами и мечами. Малыши суетятся кругом, визжат от восторга.

Дома - тоже лепка. Мишель страшно ею увлечен. Он мнет крашеный воск и раздумывает... Младшие друзья тоже тут. Они торопят Мишеля. Каждый выкрикивает, чего бы ему хотелось видеть вылепленным. «Зайца!» - кричит один. «Охотника!» - другой. «Собаку!» - третий. Мишель лукаво улыбается и начинает работу. Все довольны: на картонке явилась целая сцена - охота на зайца с борзыми.

Иногда Миша увлекается лепкой так, что уже ни на кого и ни на что не обращает внимания. Идут часы. Зовут к обеду. Он - ни с места. У него уже весь стол уставлен фигурами воинов, конных и пеших. Идет сражение. Вот скачет воин в латах и шишаке, он держит в боевом положении большую бабушкину иглу вместо копья. А вот черкесы в папахах подняли коней на дыбы - какое сражение без джигитовки... Глубоко задумавшись, Мишель мнет кусочек воска и вспоминает Кавказ. Он лепит сцену из поэмы: конный черкес тащит на аркане пленного офицера. Пытается лепить ашуга, но разве может воск передать все это волшебство?..

Он просит Марию Акимовну, уезжающую в Пензу, купить как можно больше «восков». Еще просит не забыть разного цвета фольги и бумаги. Восковые сражения разрастаются, делаются все пестрее; фольга, палочки, стеклярус, иглы, нитки - все идет в ход. И вот поднимаются горы. Вырастают на крутизнах крепости... В долине пенится река, и стоят шатры военачальников... Малыши поражены и подавлены. Нет, это уже не игра, не развлечение! Это что-то другое. И Мишель другой. Он не носится с нагайкой по саду, не командует. Лучше него никто из детей командовать не умел, - он сожмется как стальная пружина да так глянет, что мороз по спине... «Хоть умри, но ты должен это сделать!» - говорит он, и тот, кому это сказано, тотчас идет умирать или делать.

Аким ночью спит беспробудно. Он еще мал. А Миша часто просыпается, словно это сама ночь будит его. Можно выйти и быть одному. В прохладу осени. Или, вот как сейчас, в колкую стужу. Никто не знает, что такое ночные звезды, ночные облака. Какие тайны во всем этом! Но Миша знает одну тайну и про человека, точнее - про себя. Он может в любой миг увидеть свой земной мир из небесной глубины. Чувство полета стало для него привычным и любимым. А ну-ка... Темны Тарханы, укрытые снегом и безмолвием. Темнеет деревянная церковка Николая Чудотворца на кладбище. Вон могила матери («Под камнем сим лежит тело Марии Михайловны Лермонтовой, урожденной Арсеньевой, скончавшейся 1817 года февраля 24-го в субботу. Житие ей было 21 год, 11 месяцев и 7 дней»)... Где она теперь? Миша погружается в думу и прислушивается к чему-то, поющему в душе, - это тень песни. Не вспугнуть бы ее, ускользающую...

Только так, с неба, можно увидеть сразу Тарханы и Горячеводск - тот дом, где единственные в мире синие глаза обожгли его душу. Сквозь эту синь встают, маня к себе пылкую душу Миши Лермонтова, горная гряда, сверкающая белыми вершинами, водопад, разбивающийся на ручьи, прыгающие среди камней, стремительные всадники в развевающихся бурках возле Бештау. Кавказ...

О, Кавказ! Любовь к нему иногда прямо-таки разрывает душу, и Миша не знает, чем облегчить ее. Слезы не помогают. Он лепит. Рисует. Но - втайне даже от него самого - глубоко в груди, рядом с тенью материнской песни, уже затеплилось другое желание - не лепить, не просто думать и плакать. Он открывает «Кавказского пленника», которого знает наизусть, и, подперев голову руками, смотрит на изображение кудрявого юноши. Пушкин... Лермонтов боится признаться себе, что он ничего так страстно не хочет, как сочинять стихи.

В Тарханах мало книг. Почти одни только учебные. Псалтирь, грамматики разных языков, словари, история, арифметика... «Зрелище вселенныя». Поэма «швейцарского Феокрита» Геснера «Смерть Авеля» в переводе с немецкого на французский (весьма любимая, как сказал Капэ, во Франции), два или три тома из Собрания сочинений Беркена (его детская хрестоматия) на французском языке, и стихи Сент-Анжа и Лагарпа, любимцев Капэ. Эти книги изрядно потрепаны им в походах...

Мальчики и девочки в доме Арсеньевой зубрят английские, немецкие, французские и даже греческие фразы, сочиняют или переводят несложные тексты, и все это, страшно скучая, с желанием убежать в сад, пойти на пруд, играть. День за днем идут уроки; никакого движения вперед нет, - ничего в голове не прибавляется к заученному вчера и позавчера. Немного веселее на уроках музыки и танцев. Тут можно посмеяться и пошуметь. Миша скучал и веселился, как все. Или это казалось так.

Был предмет, который нравился всем, а Мише особенно. Это история, которой занималась с детьми Мария Акимовна Шан-Гирей. Большие карие глаза Миши как будто даже не мигали, когда она читала по учебнику Шреккера об Александре Македонском. Казалось, он слушал глазами.

Александр Македонский! Войска этого Наполеона древности шли через горы и пустыни, чтобы завоевать весь мир. Они шли в Индию. И откуда брались силы у его воинов - путь бесконечен, зной изнурителен, часто нет питья и пищи. Но сражение следует за сражением, и Александр Македонский побеждает.

Миша опять берется за свои воски и начинает творить чудеса. И вот уже идут воины в пернатых шлемах, трубят, подняв хоботы, богато украшенные боевые слоны, мчатся в бой колесницы... Сам Александр в центре сражения. В пылу битвы он забыл про осторожность. Враг, подскакавший на своем коне сзади, уже занес над его головой меч... Но Клит, друг Александра, поспел вовремя: он отсек руку врага вместе с поднятым мечом. Не только дети, но и взрослые искренне дивились Мишиному дару лепить столь сложные вещи. Тут без таланта ничего не сделаешь... Но также и без адского, бесконечного терпения, какого ни у кого в Тарханах, кроме Миши, не было.

Но уроки истории редки - Шан-Гиреи, оба, Павел Петрович и Мария Акимовна, заняты своим новым жильем - поместьем, находящимся всего в трех верстах от Тархан, на той же Милорайке, которая протекает и через Тарханы. У них много хлопот. Перестраивается усадебный дом, хоть и не роскошный, одноэтажный, но поместительный. Расчищается парк... Строится плотина на реке - какое же имение без пруда... Лето 1826 года было все занято этими делами. Павел Петрович решил несколько благоустроить и деревню - у крестьян, имевших маленькие наделы, разваливались избы. Шан-Гиреям часто приходилось ездить в Пензу и Москву за разными разностями. Миша любил бывать в Апалихе, когда там кипели земляные и плотницкие работы. Свежий, новый строился мир! Вот уже и лодка спущена на пруд. А осенью Шан-Гиреи переселились туда. Акима оставили пока жить с Мишей в мезонине...

Елизавета Алексеевна оказывала Шан-Гиреям всяческую помощь - крепостными мастерами, лесом. А у нее летом и осенью этого года была своя забота. Она решила снести деревянную церковь Николая Чудотворца и на ее месте поставить новую, каменную, но освятить ее хотела во имя Архистратига Божия Михаила - то есть в честь покровителя ее внука и покойного супруга. Этой перемены было добиться не так легко - бабушка писала прошения, ездила к епархиальным властям в Пензу и в «духовное правление», заведовавшее Тарханами, - оно располагалось в Нижнеломовском монастыре. Это были недальние поездки, и бабушка нередко брала с собой внука.

Тем временем в Тарханах заготавливали камень для будущей церкви, которая должна была стать одним из оплотов, созданных защитить Мишу Лермонтова от возможных ударов судьбы. Казалось, как крепко охранен мальчик. И теперь, и на будущие времена... Бабушка, Шан-Гиреи, гувернер, бонна да еще дядька - собственный Мишин крепостной, подаренный ему в 1816 году Александром Васильевичем Арсеньевым, братом деда.

Этот дядька, Андрей Иванович Соколов, со всей своей семьей стал собственностью Лермонтова. В 1826 году ему был 31 год. Он почти неотлучно находился при своем маленьком барине, ухаживая за ним как добрая нянька и всячески оберегая его. Если случалась дальняя прогулка - в леса, к Гремучему оврагу с пещерами, - Соколов был при этом главной порукой в том, что ничего не случится - никто не потеряется, не убьется, не наскочит на зверя, не оборвется в страшный, похожий на кавказское ущелье каменистый овраг, ощетинившийся яростно вздыбленными корнями косо растущих деревьев и путаницей кустарника. При Соколове мальчикам разрешалось даже залезать в полуобвалившиеся пещеры, где, как рассказывала бабушка, в «черный год» прятались помещики от пугачевской напасти. Овраг был сухой. Но весной проносились по нему буйные талые воды.

Миша с презрением подумал об этих помещиках. Прятаться! Это как-то нехорошо... Надо быть сильным и идти навстречу врагу (Капэ постоянно твердит об этом). Сильного и недруг уважает. У Миши крепкие мускулы. Он любит подтягиваться на перекладине, лазать по деревьям, бегать, бороться. Он уже не понимал, как можно этого не делать: настанет же время взяться за оружие. Поэтому и в играх Миша серьезен, вспыльчив. Играть нужно в полную силу, не кое-как, и обязательно соблюдать справедливость. После игр, в которых верховодил Миша, а особенно если это была игра в войну, во взятие крепости, мальчики, обессиленные, все в поту валились на землю. Такие игры их немного пугали, потому что мало походили на них.

Он много думал об отце, ни слова не говоря о нем с бабушкой. Знал, что отец тяжко страдает от разлуки с ним, своим единственным сыном, и как ни скрывал он это свое страдание, сын чувствовал его по глазам, по голосу... Поэтому, что бы он ни делал, о чем бы ни думал, за всем смутно виделось мужественное, но глубоко печальное любимое лицо отца.

Что он делает там, в Кропотове? Мальчик выходит на дорогу и так стоит, словно чего-то ожидая, глядя то на облака, то на дорогу. А там, вдалеке, за поворотом, нет-нет да пыль заклубится... Не зная ничего в точности, Миша все-таки знал, что между отцом и бабушкой легла страшная черная трещина. Что она, откуда? Спросить? Но всей правды все равно не узнаешь.

А разве не жаль бабушку? Она ведь добрая. Добрая ко всем, за исключением отца. Всем помогает, за всех хлопочет, а сама ходит в неснимаемом трауре, плачет на долгих молитвах, особенно ввечеру... Родни у нее - Столыпиных и Арсеньевых - множество, но два любимых брата умерли: Аркадий Алексеевич Столыпин в мае прошлого года, Дмитрий Алексеевич - в январе этого, 1826-го (один скончался сорока семи, другой сорока одного года). Тяжко, тяжко теснит ее судьба... Супругу ее, Михаилу Васильевичу Арсеньеву, Мишиному деду, было всего сорок два года, когда отравился он из-за тяжелой любовной истории, много мучившей его и бабушку. Случилось это в день встречи нового, 1810 года. Миша понимает, что он для бабушки - последнее дорогое на свете.

Он чувствует, какой мучительный узел многих бед и несчастий завязался на нем. Зачем? Конечно, это тайна. Но это действительно узел, не дающий пошевелиться и сделать что-нибудь для всех - для бабушки, для отца, для покойной матери. Остается страдать и ждать. Эти чувства гудели в нем, как скрытое пламя. А если бы сказать о них, если бы вдруг как-нибудь сказалось! Они не получили бы разрешения, но преисполнились бы великого смысла. Столько всего накопилось в душе, чуть тронь - сорвется лавиной. Миша стал побаиваться бумаги. Почти не рисовал. Учебные упражнения выполнял на листках, которые оставлял в классной комнате.

Елизавета Алексеевна заботливо подбирала эти листочки, а потом решила, что так не годится. Раз Миша не хочет писать в простых тетрадях, нужно сделать ему что-нибудь получше. Осенью, когда случилось ей поехать в Москву, она заказала в лучшей переплетной мастерской тетрадь для внука. По ее желанию обложка тетради была обтянута прекрасным голубым бархатом, а по бархату, кроме каймы на обеих крышках, на лицевой стороне - вензель M J L в круге, унизанном цветами, и листочки по углам, а на задней - такие же листочки и год: 1826. Все было искусно вышито по бархату золотом, позолочен был и обрез тетради. Это был скорее альбом и гораздо больше альбома Марии Акимовны.

В день рождения Миши, в октябре 1826 года, бабушка преподнесла ему свой подарок. Увидев альбом, Миша побледнел и с трудом заставил себя открыть его, чтобы посмотреть бумагу и поблагодарить бабушку... Она была довольна своей выдумкой.

Ну вот и хорошо, а то я уж устала листки твои собирать...

Выбрось их, бабушка.

Нет-нет, вот поедем в Москву, они тебе пригодятся. Будешь готовиться в пансион, а там и поступать. Листки свои пересмотришь, припомнишь, чего учил.

Миша отнес альбом к себе в комнату. А на уроках снова писал на листочках. Альбом хорош, очень хорош! Именно таким и должен он быть. Миша мысленно открывал его и клал на стол, где горела свеча, отражающаяся в ночном окне. Весь дом спал, а он сидел, подперев голову рукой и глядя в темное стекло, в свои собственные глаза. Как бы сами собой на чистых листках являлись - строка за строкой - стихотворные строфы... Вечно бы длиться такой ночи! Но альбом лежал в ящике стола нетронутым. И пролежал так осень и зиму.

Шла зима 1827 года.

Как всегда, много было забав и веселья в Тарханах. Барчуки вместе с крестьянскими детьми строили крепости и устраивали снежные побоища, разделившись на две стороны. А во время масленицы на большом пруду устраивали «кула?чки» - то есть кулачный бой стена на стену, начинавшийся после обеда и продолжавшийся до темноты. Крестьяне, господа - все тарханские жители собирались на плотине смотреть это сражение, не обходившееся без крови. Мише такая битва между своими не казалась забавой. Как ни серьезно относился к играм он сам, изрядно мучая своих партнеров, но у него до драки, а уж тем более до крови никогда не доходило.

И вот он смотрит с плотины на всю эту жестокую кутерьму - и недоумение, душевная боль терзают его. Какие полновесные удары! Прямо по лицу! Какие крики, аханье, кряканье, крепкая брань, зверские прибаутки... Сколько сбитых и затоптанных в снегу шапок, порванных полушубков... Сила! Миша сжал кулак. Я тоже, думал он, мог бы так треснуть... так, что только держись! Но со всей силой можно бить только по врагу. И когда садовник Василий Шушеров, не дождавшись окончания боя, с окровавленным лицом, без шапки, взлохмаченный и мрачный, выбрался из свалки и побрел на усадьбу, Миша заплакал, так ему стало жаль его. Он знал, что Василий всегда бьется на кулачки по справедливости и силы ему не занимать. А теперь вот ушел он с обидой на односельчан, с рассеченной губой, с выбитыми зубами. Миша вытер слезы. Один только маленький Аким успел увидеть их, и это его страшно изумило, он никогда не видал Мишу плачущим.

Пойдем отсюда, Аким, - позвал его Миша. - Нечего тут смотреть.

В праздники усадьба Арсеньевой всегда была полна народу. Не только тарханские, но и окрестные - из Подсоты, Дерябихи, Апалихи, Михайловки - крестьяне идут в церковь Марии Египетской, что расположена вблизи барского дома. Собственно, это бабушкина домовая церковь... Когда-то на месте церкви Марии Египетской стоял дом Арсеньевых - в нем умер дед Лермонтова, в нем же угасла от чахотки его мать... Елизавета Алексеевна приказала сломать его и выстроить на этом месте церковь в память дочери-страдалицы. А усадебный дом был построен неподалеку. Но, увы, поселилось и в этом доме страдание, как бы обещая новые беды...

Миша любил эту церковь, напоминающую ему о матери. Он заходил сюда во время службы постоять среди пахнущих дымом и морозом крестьян и крестьянок. Вместе с ними он молился, исповедовался, причащался... Несколько раз мужики просили Мишу быть крестным отцом их детей. Так, в семье Соколовых он крестил младенца Дионисия, а в семье ополченца Отечественной войны 1812 года Степана Ивановича Рыбакова крестниками Лермонтова были трое детей: Петр, Федор и Валериан. Последний был крещен 13 февраля 1827 года. Лермонтов крестил мальчика в семье собственного крепостного Дмитрия Летаренкова. Двоих - у дьякона церкви Марии Египетской Ивана Иевлева. Он делал это с большим воодушевлением. Всех этих ребятишек, своих крестников, он считал родней. Да и у крестьян возникало особенное, теплое чувство к Мише.

Он заходил к товарищам своих игр в избы, крытые соломой и топившиеся по-черному. Их вид, их запах давно привычны ему, стены, покрытые слоем сажи, не удивляют... Два длинных ряда таких домов вдоль замерзшей Милорайки и еще короткая улочка вбок... Снегу намело под самые стрехи.

Миша вспоминает рассказ бабушки о том, как его мать, сама уже слабая и больная, шла в какую-нибудь из этих избушек, едва узнав, что там есть заболевший человек. Дворовый мальчик нес за ней коробку с лекарствами. Над ней было низкое серое небо, а вокруг - зимние поля и леса. Она возвращалась домой и бродила по горницам, кутаясь в шаль и пытаясь согреться. Мише казалось, что он помнит это. Потом она садилась за фортепиано, а Миша забирался к ней на колени и, сжавшись в комок, сидел тихо. Она играла. Музыка была грустная, и у него текли слезы. Эта музыка до сих пор слышится ему над Тарханами - и над усадьбой, и над крестом Марии Египетской... Мелодия уже забылась, но все равно звучит.

Миша берет аккорды на старом фортепиано, прислушивается к улетающим звукам. Потом выводит на скрипке один долгий минорный звук... другой... Он уже умеет играть кое-какие несложные пьесы на том и другом инструментах, но играет редко. Чаще любит просто извлекать звуки и слушать их медленное угасание... Ему кажется, что он уносится вместе с ними. Все реже был слышен его голос в доме и на усадьбе. Все реже он атаманствовал в играх. Он начинал понимать одиночество. Все нужнее оно было ему.

Уже вовсю развернулась весна - парк блестел свежей листвой, гудел шмелями и пчелами, пестрел цветами. Миша полюбил сидеть в беседке у дамбы и думать или читать. Вокруг беседки густо запуталась акация... Сквозь ветви видно отражение облаков у дамбы, в темной воде.

Весной 1827 года он много раз перечитывал в этой беседке «Шильонского узника» Байрона в переводе Жуковского. Это была великая поэма Одиночества и Силы - силы духа, конечно. «Мученик веры и патриотизма» (как сказал в предисловии Жуковский) Бонивар, проведший долгие годы в подземелье замка Шильон на Женевском озере, разбудил в Мише Лермонтове неопределенные, по страстные мечты о каком-то мученичестве, может быть, и в таком вот каменном подземелье, в цепях, о некоем подвиге, который сотрясет мир, но за который он получит больше проклятий, чем славы, и даже казнь, так как мир этот жесток и завистлив.

Все поражало Мишу в этой поэме. И непрерывно текущий рассказ от первого лица, словно исповедь перед кем-то, может быть, перед теми людьми, которые первыми встретили Бонивара на воле... И - железные, кованые стихи с постоянным ударением на конце строки, словно удары молота, заклепывающего или, наоборот, разбивающего цепь узника.

Как мало страдал пленник кавказский по сравнению с женевским! Тот видел горы, любовался Эльбрусом и горными потоками, хоть и в цепях, но бродил по воле, даже был любим, и, наконец, плен его был краток - он бежал... Этот же был накрепко прикован к одной из колонн темницы. К двум другим были прикованы его братья, которые скончались у него на глазах и были похоронены тут же, в земляном полу их тюрьмы. Тюремщики обрекли их на неволю даже и после смерти. Железные окончания строк стучали у Миши в висках. Они словно подталкивали, гнали его куда-то... Так - размеренно и целеустремленно - скачет конь. Поэтому Миша с особенным азартом мчался на лошади по длинным аллеям сада и по сельской дороге... Душа его рвалась к какой-то цели, как ему казалось - уж близкой! Что-то начнется... Будут большие перемены.

Бабушка уже давно готовится к переезду в Москву - надо отдавать Мишу в учение. Она решила поместить его в Московский университетский благородный пансион, где учился ее покойный брат Дмитрий Алексеевич. Миша с учением явно запаздывал. Елизавете Алексеевне все не хотелось выпускать его из теплого гнезда. Но вот двоюродного брата его, Мишу Пожогина-Отрашкевича, сразу после поездки на Кавказ отправили в кадетский корпус. А они одних лет. Конечно, Мишу должны взять уже не в начальные классы, - пожалуй, еще с год ему надо будет позаниматься с учителями, хорошо бы пригласить самих пансионских... В Москве нанять дом. Там много близкой и дальней родни - Столыпины, Арсеньевы, Мещериновы.

А лето придется провести в деревне - у брата покойного супруга, Григория Васильевича Арсеньева, в Васильевском, и - в Кропотове у Юрия Петровича Лермонтова. Это давно договорено, и никуда тут не денешься. Надо Мише и с отцом побыть. Но Елизавета Алексеевна, обрадовав этой вестью внука, решила, что большую часть летних дней они все же постараются провести в Васильевском. Пусть Юрий Петрович туда наведывается, тем более что он там, как давний сосед, совсем свой человек. В Васильевском он познакомился с Марией Михайловной, здесь, именно здесь она, на беду свою, полюбила его...

Миша хотел читать. Есть, верно, что-нибудь в Кропотове... Ну и, конечно, в Москве. Нужно найти, прочитать, переписать стихи Пушкина, Жуковского, Козлова, о которых Мария Акимовна говорит, что это лучшие российские стихотворцы. Она читала на память «Людмилу» Жуковского - та же головокружительная скачка, что и в его переводе поэмы Байрона!

Скоком, лётом по долинам,

По буграм и по равнинам;

Пышет конь, земля дрожит;

Брызжут искры от копыт;

Пыль катится вслед клубами;

Скачут мимо них рядами

Рвы, поля, бугры, кусты;

С громом зыблются мосты.

При этих строках все гудит вокруг и пол грозит провалиться...

Нужно найти «Чернеца» Козлова. Бабушка говорит, что слепой поэт Иван Иванович Козлов - дальняя родня Столыпиным, а значит, и ему, Мише. Его охотно печатают в альманахах, и он славен не меньше Пушкина. У него есть перевод поэмы Байрона «Невеста абидосская». И еще другие поэмы и стихи. Миша расстроен - ну как же ничего этого нет в Тарханах. И никто не привезет...

Приезжал весной в Тарханы на несколько дней Святослав Раевский, бабушкин крестник, сын ее подруги. Он студент, к осени кончает Московский университет. Бабушка взяла с него слово, что если он останется в Москве, то будет жить у нее. Святослав сразу же прознал про любовь Миши Лермонтова к стихам. Уезжая, обещал приготовить многое для чтения. Это было очень кстати.

Святослав и раньше бывал в Тарханах, но только в этот приезд обратил серьезное внимание на Мишу. И был приятно удивлен тем, что вместо мальчика нашел очень серьезного, странного, но любопытного отрока, полного фанатичной любви к поэзии. И при том он не хлипкий мечтатель, а сильный и ловкий паренек - бороться с ним лучше и не берись... Читал он мало, но как читал! «Кавказского пленника» и «Шильонского узника» он не просто прочитал, а вобрал в душу, как-то спаял, слил со всем своим существом. Словом - присвоил себе безраздельно! «Да, - подумал Святослав, - это действительно его собственные поэмы, потому что можно сколько угодно клясться, что другого такого читателя, как Миша Лермонтов, эти поэмы не нашли».

Итак, Миша уезжал из Тархан. Конечно, он не покидал их навсегда и даже намеревался побывать здесь следующим летом, но чувство у него было такое, что он пускается в дальнее плавание, в неизведанные дали. Многого ему было жаль.

Жаль было и Жана Капэ, который еще зимой сильно захворал, долго крепился и пытался «исполнять свой долг», то есть опекать Мишеля и заниматься с ним своими любимыми французскими поэтами Лагарпом и Сент-Анжем. Он послал письмо каким-то своим родственникам в Турень или Овернь, ждал ответа, но его все не было. Весной он вообще слег и лежал в своей комнатке, выставив из-под одеяла орлиный нос, - он был спокоен, но печален. У него была чахотка. Миша пожелал ему выздоровления. Жан Капэ приподнялся, и они обнялись.

«Больше я его не увижу», - подумал вдруг Миша и испугался этой невольной мысли. Он еще раз взглянул на длинное тощее тело, укрытое суконным одеялом, и с отчаянно горьким чувством пожалел этого одинокого человека, погибающего на чужбине. Он представил себя на его месте - это было ужасно... Боевой наполеоновский офицер, железная воля и сила, и вдруг - это серое одеяло, чужой дом на краю света... Но на что и долгая жизнь, если Император уже шесть лет как угас, а на родине заправляют всем убийцы маршала Нея, трусливые Бурбоны. Тарханы для Капэ - тот же остров Святой Елены.

Династия Гиреев почти 350 лет правила Крымским ханством. Она явила миру много известных личностей, одни из которых были выдающимися государственными деятелями, а другие нашли свое призвание в служении науке и культуре. К последнему типу относился знаменитый искусствовед и этнограф Султан Хан-Гирей. Биография этого человека, а также история династии Гиреев в целом станет предметом нашего обсуждения.

Биография Хан-Гирея

Султан Хан-Гирей родился в 1808 году на территории современной Адыгеи. Он был третьим сыном крымскотатарского аристократа, происходившего из ханского рода - Мехмеда Хан-Гирея. Кроме того, в жилах Султана текла и черкесская кровь. Лучшие качества этих двух народов переплелись в нем.

После достижения 29-летнего возраста участвовал в ряде войн Российской империи, имея при этом офицерское звание и командуя отдельным подразделением. Но в Кавказской войне, в то время раздиравшей его родину, участия не принимал, хотя, безусловно, этот трагический конфликт отозвался в его сердце.

Хан-Гирей написал целый ряд работ по этнографии, фольклору и искусствоведению черкесского народа, которые получили мировую известность. Среди них «Записки о Черкесии» и «Черкесские предания». Также он - автор ряда художественных произведений. Но большинство его творений было опубликовано только после смерти. Хан-Гирей известен также как составитель адыгской азбуки.

С 1841 года он проводил активную агитацию среди горцев (по поручению российского правительства) с целью их примирения. Впрочем, его попытки окончились безрезультатно. Умер Хан-Гирей в возрасте 34 лет, в 1842 году, на своей малой родине.

Этот выдающийся человек оставил после себя сына - Султан Мурат-Гирея, родившегося в год смерти отца. Но вклад Султана Хан-Гирея в развитие адыгской культуры и литературы - бесценен.

По одной из версий, именно в честь него крымские татары хотят переименовать в Хан-Гирей Херсон.

Давайте узнаем, кем же являлись предки столь выдающейся личности.

Основание династии

Основателем династии правителей Крыма был Хаджи-Гирей. Он происходил из рода Тукатимуридов - одного из ответвлений потомков Чингизхана. По другой версии, корни династии Гиреев происходили от монгольского рода Киреев, а к Чингизидам они были приписаны уже позже, чтобы оправдать свое право на власть.

Хаджи-Гирей был рожден около 1397 года на территории современной Беларуси, в то время относившейся к Великому княжеству Литовскому (ВКЛ).

В тот период Золотая Орда переживала не лучшие времена, фактически распавшись на несколько независимых государств. Власть в Крыму при поддержке литовского князя удалось в 1441 году захватить Хаджи-Гиреею. Таким образом, он стал родоначальником династии, которая правила в Крыму почти 350 лет.

У истоков могущества

Менгли-Гирей - хан, который заложил фундамент могущества Крымского ханства. Он был сыном Хаджи-Гирея, после смерти которого (в 1466 году) разгорелась борьба за власть между детьми.

Изначально ханом стал старший сын Хаджи-Гирея - Нур-Девлет. Но Менгли-Гирей решил оспорить это право. Несколько раз в ходе этой междоусобной борьбы у Крымского ханства менялся правитель. При этом если Нур-Девлет в своих притязаниях опирался на силы Золотой Орды и Османской империи, то Менгли сделал ставку на местную крымскую знать. Позже к борьбе присоединился ещё один брат - Айдер. В 1477 году престол удалось захватить Джанибеку, который вообще не принадлежал к династии Гиреев.

Наконец, в 1478 году Менгли-Гирей смог окончательно победить своих соперников и утвердиться у власти. Именно он заложил основы могущества Крымского ханства. Правда, в ходе борьбы с другими претендентами ему пришлось признать своего государства от Османской империи и отдать юг Крыма, который колонизировали его союзники - генуэзцы, в непосредственное управление турок.

Крымский хан Менгли-Гирей заключил союз с Московским государством против Большой Орды (наследницы Золотой Орды) и Литвы. В 1482 году его войска разорили Киев, который в то время принадлежал ВКЛ. При нем крымские татары совершали массовые грабительские набеги на земли Великого княжества Литовского в рамках соблюдения договора с Москвой. В 1502 году Менгли-Гирей окончательно уничтожил Большую Орду.

Умер Менгли-Гирей в 1515 году.

Дальнейшее укрепление ханской власти

Ещё больше укрепил государство Мехмед-Гирей - хан, правивший после смерти Менгли-Гирея и приходившийся ему сыном. В отличие от отца, он с молодости готовился стать правителем, получив титул - калга, который соответствовал званию наследного принца. Мехмед-Гирей руководил многими походами и набегами, организованными Менгли-Гиреем.

Ко времени своего вступления на престол он уже держал в своих руках все нити управления государством, так что попытки его братьев поднять мятеж были обречены на провал.

В 1519 году Крымское ханство значительно усилилось, так как на его территорию переселилась часть Ногайской Орды. Это было вызвано тем, что ногайцев разбили казахи, и тем пришлось просить убежище у Мехмеда-Гирея.

При Мехмеде произошла смена курса внешней политики Крымского ханства. После того как Большая Орда была разгромлена его отцом, потребность в союзе с Московским княжеством отпала, поэтому Мехмед-Гирей-хан заключил союз с Литвой против Руси. Именно при нем в 1521 году был организован первый крупный поход крымских татар на Московское княжество.

Мехмеду-Гирею удалось посадить на престол Казанского ханства своего брата - Сахиба-Гирея, тем самым распространив свое влияние на Среднее Поволжье. В 1522 году он захватывает Астраханское ханство. Таким образом, Мехмеду-Гирею фактически удалось подчинить себе значительную часть бывшей Золотой Орды.

Но, пребывая в Астрахани, хан настолько был упоен своим могуществом, что распустил армию, чем воспользовались недоброжелатели, организовавшие заговор против Мехмеда-Гирея и убившие его в 1523 году.

Вершина могущества

В период с 1523 по 1551 год попеременно правили братья и сыновья Мехмеда-Гирея. Это время было насыщенно острой борьбой внутри Крымского ханства. Но в 1551 году к власти пришел Девлет-Гирей - сын Мубарека, который, в свою очередь, был отпрыском Менгли-Гирея. Именно во время его правления Крымское ханство достигло пика могущества.

Девлет-Гирей - крымский хан, который особенно прославился набегами на Русское государство. Его поход 1571 года увенчался даже сожжением Москвы.

Девлет-Гирей находился у власти 26 лет и умер в 1577 году.

Ослабление ханства

Если сыну Девлета-Гирея ещё удавалось держать престиж Крымского ханства, то при его преемниках значение татарского государства на международной арене значительно упало. Сам Мехмед II в 1584 году был свергнут турецким султаном, а вместо него посажен брат Ислям-Гирей. Следующие крымские ханы были мало чем примечательными правителями, а в самом государстве смуты стали довольно частым явлением.

В 1648 году на арену большой политики попытался выйти Ислям-Гирей III, заключив союз с запорожскими казаками в освободительной войне против Речи Посполитой. Но этот союз вскоре распался, а гетманщина перешла в подданство к русскому царю.

Последний правитель

Последним правителем Крымского ханства оказался хан Шагин-Гирей. Ещё во время правления его предшественника Девлета-Гирея IV, в 1774 году, Крымское ханство получило независимость от Османской империи и признало протекторат России. Это было одним из условий Кючук-Кайнарджийского мира, завершившего очередную русско-турецкую войну.

Крымский хан Шагин-Гирей пришел к власти в 1777 году как ставленник России. Он был возведен на престол вместо протурецки настроенного Девлета-Гирея IV. Впрочем, даже поддержанный русским оружием, на троне он сидел некрепко. Об этом свидетельствует то, что в 1782 году он был смещен с престола своим братом Бахадыр-Гиреем, пришедшим к власти на волне народного восстания. С помощью русских войск Шагин-Гирею удалось вернуть трон, но дальнейшее его правление стало фикцией, так как реальной власти он уже не имел.

В 1783 году эта фикция была устранена. Шагин-Гирей подписал отречение от престола, а Крымское ханство было присоединено к Российской империи. Так закончился период правления Гиреев в Крыму. Свидетельством правления Шагина теперь могут служить разве что монеты хана Гирея, изображение которых можно наблюдать выше.

Шагин-Гирей после отречения сначала жил в России, но потом переехал в Турцию, где в 1787 году был казнен по приказу султана.

Гиреи после потери власти

Султан Хан-Гирей - не единственный представитель рода, который стал широко известным после потери власти династии над Крымом. Знамениты были его братья - Султан Адиль-Гирей и Султан Сагат-Гирей, которые прославились на военном поприще во благо Российской империи.

Двоюродный племянник Хан-Гирея Султан Давлет-Гирей стал основателем адыгского театра. Брат последнего, Сутан Крым-Гирей, являлся председателем комитета конной дивизии. Оба были убиты в 1918 году большевиками.

В настоящее время на титул крымского хана номинально претендует Джеззар Памир-Гирей, который проживает в Лондоне.

Значение рода Гиреев в мировой истории

Род Гиреев оставил заметный след в истории Крыма, да и мировой истории в целом. С именем этой династии практически неразрывно связано существование Крымского ханства - государства, которое в свое время играло одну из ведущих ролей в Восточной Европе.

Гиреев помнит и нынешнее поколение крымских татар, ассоциируя этот род со славными временами в истории народа. Недаром от них исходит инициатива переименовать в Хан-Гирей Херсон.

Муса Гулиев – ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Нахчыванского отделения Национальной академии наук Азербайджана, доктор философии.

Согласно историческим данным, предком крымских ханов был Чингиз-хан. Сами же крымские ханы династии Гиреев считали себя прямыми наследниками старшего сына Чингиз-хана Джучи. Независимое Крымское ханство возникло в XV веке после крушения Золотой орды . Как отмечает турецкий автор Халил Иналчик, исследовавший историю династии Гиреев (Гераев), первым правителем Крымского ханства стал Хаджи Гирей I, правивший с 1428 года, а последним – Шахин Гирей I . В 1783 году Крым был захвачен и аннексирован Российской империей, и правившие в 1784-1785 гг. Бахадур Гирей II и Шахин Гирей II стали последними крымскими ханами .

После 1785 года, когда Крымское ханство практически прекратило существование, для крымских татар наступили тяжелые времена. Часть их, в том числе и сам Шахин Гирей, были насильственно христианизированы. Один из его потомков Аким Павлович Шан Гирей (1815-1883) занимал должность начальника уездного управления Нахчывана. Его отец Павел Петрович Шан Гирей имел обширные поместья на Северном Кавказе, мать Мария Акимовна (1799-1875) была дочерью Акима Хастатова. Ее мать Екатерина доводилась родной сестрой Елизавете, бабушке по матери поэта М. Лермонтова; сестры принадлежали к известному роду Столыпиных и были очень богаты .

Имения Екатерины «Шелковое» и «Земной рай» на Кавказе были известны по всей России. В 1825 году по совету бабушки Лермонтова Елизаветы Шан Гиреи переехали в Пензенскую губернию – в Апалих близ Тарханы. И детство Михаила Лермонтова и Акима Шан Гирея, состоявших в близком родстве, прошло вместе. Аким Шан Гирей окончил артиллерийское училище в Петербурге, служил в армии и был демобилизован в звании подпоручика , а в 1844 году после смерти Лермонтова на дуэли переехал в Пятигорск. В 1845 году его назначают начальником управления Нахчыванского уезда , и в этом, как представляется, решающую роль сыграл тот факт, что сестра Акима была замужем за Столыпиным.

В годы работы на этой должности Аким Шан Гирей занимался также ирригационными работами. Он арендовал участок близ реки Арпачай в Шарурском округе на 24 года и начал строить канал Шенгилей. Источники того времени свидетельствуют о помехах строительству канала со стороны некоторых влиятельных армян. Несмотря на неоднократные конфликты, он не отказался от своего прогрессивного проекта, и в этом ему очень помогал его близкий друг Калбалы хан Нахчыванский. Аким Шан Гирей не терял связи с Нахчываном уже после ухода с должности, занимаясь делами арендованных земель .

Среди исследователей идут споры относительно времени смерти Акима Шан Гирея – 1883-й или 1913-й год. Поводом для спора стала подпись «Шан Гирей», под которой вплоть до 1918 года управлялось его имение в Шаруре. Русский ученый и востоковед К.Н. Смирнов писал в книге «Материалы об истории и этнографии Нахичеванского края»: «Бывший начальник уезда Шан Гирей купил земли, построил канал и его сын стал одним из помещиков Нахичеванского края» . В этой работе указывается, что живший до 1913 года Аким Шан Гирей был сыном Акима Шан Гирея-старшего, настоящее имя его Арим, а его супруга Дорохова была казачкой . Подробную информацию об Акиме Шан Гирее-младшем дает в своей книге ныне покойный ученый историк Али Алиев, который указывает, что этот последний был убит в 1913 году армянами в Иреване . В книге отмечается, что «Шенгилей-канал» строился с 1870-го по 1896-й год (11). После смерти Акима Шан Гирея-старшего в 1883 году строительство канала Шенгилей продолжил его сын, инженер Аким (Арим) Шан Гирей-младший, причем основные проекты были разработаны и начаты отцом. Помимо этого, А. Шан Гирей-старший по просьбе упоминавшегося выше Калбалы хана приступил к восстановлению озера-водохранилища Ганлыгель (Канглы-гель), которое было построено еще в 1747 году нахчыванским Гейдаргулу ханом с целью орошения засушливых низменных территорий, и закончил работы в 1865 году .

Супругой А.П. Шан Гирея-старшего была Эмилия Александровна Клингенберг (1815-1891), и у них было двое детей – Аким и Евгения; последняя скончалась в 1943 году . Следует отметить, что в имении А. Шан Гирея было много слуг-армян, и многие исследователи, видимо, по этой причине приняли крымского татарина Акима за армянина. В то же время источники содержат сведения о неоднократных судебных тяжбах против Шан Гиреев со стороны Джахана Поладова, айсора по происхождению, сколотившего состояние в Нахчыване, Саака Егизарова, из иранских армян, и других. Документы об этих процессах, принадлежащие А. Шахину Гирею-младшему, хранятся в Государственном архиве НАР .

Аким Шан Гирей-младший занимался в Шарурском округе также садоводством. В своей статье «Садоводство, виноградство, бахчеводство и другие отрасли сельского хозяйства в Шарурдаралагезском округе», опубликованной 20 августа 1901 года в Петербурге, он описывает выращиваемые на этой земле различные сорта персиков и абрикосов , указывал на необходимость развития садоводства в Шарурском округе.

А.П. Шан Гирей был очень мужественным человеком. Его молочная мать и няня были черкески. В то время среди крымских татар бытовал обычай отправлять новорожденных на Кавказ в черкесские села, где они получали воспитание и обучались военному искусству. Таким образом, между крымскими татарами и горцами Северного Кавказа существовали тесные отношения. Поэтому с большой вероятностью можно предположить, что и Аким Шан Гирей был воспитан в одном из черкесских аулов . Известно, что выдающиеся русские писатели Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов неоднократно и с большим уважением отзывались в своих произведениях о черкесах и их боевых качествах. Так, Азамат и Казбич, воспетые М. Лермонтовым, были черкесы , а прототип Казбича – реально существовавший Гызыл-бек .

С тех пор прошло почти два столетия, но творения потомков крымских ханов – Шахин Гиреев и сегодня служат азербайджанскому народу, оставаясь символом дружбы и братства Крыма и Азербайджана.

Литература:

  1. Босворт К.Э. Мусульманские гимнастии. Москва, 1971.
  2. Там же.
  3. Там же.
  4. Лермонтов М. Ю. Проза и письма, т. IV. Ленинград, 1981.
  5. А.П. Шан-Гирей. М.Ю.Лермонтов. В кн.: М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников.
  6. Там же.
  7. Сагалетов. Ираванская губерния и экономика Гекчагюла. Тифлис, 1879.
  8. К.Н.Смирнов. Материалы об истории и этнографии Нахичеванская края. Баку, 1999.
  9. Государственный архив Нах. А.Р ф. 23. опись 1, д. 1188.
  10. Qliyev Э. Qlinca yadda§i. Naxgivan, 1914-1922. Baki, 1997.
  11. Там же.
  12. Там же.
  13. Лермонтов М.Ю. Указ раб.
  14. Государственный архив Нах. АР. ф.1, опись 1, дело 22/1, ф. 27, д. 195.
  15. Babayev S. Naxgivan Muxtar Respublikasinin cografiyasi. Baki, 1999, s. 215.
  16. ASE (Azarbaycan Sovet Ensiklopediyasi).
  17. Лермонтов М.Ю. Проза и письма, т. IV. Ленинград, 1981.
  18. Виноградов. Горцы в романе Лермонтова «Герой нашего времени». В кн.: М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Орджоникидзе, 1963.

Ибраим ВОЕННЫЙ

В 1844 году, по выходе в отставку, пришлось мне поселиться на Кавказе, в Пятигорском округе, и там узнал я достоверные подробности о кончине Лермонтова от очевидцев, посторонних ему. Летом 1841 года собралось в Пятигорске много молодежи из Петербурга, между ними и Мартынов, очень красивый собой, ходивший всегда в черкеске с большим дагестанским кинжалом на поясе. Лермонтов, по старой привычке трунить над школьным товарищем, выдумал ему прозванье Montagnard au grand poignard; оно было бы, кажется, и ничего, но, когда часто повторяется, может наскучить. 14 июля, вечером, собралось много в доме Верзилиных; общество было оживленное и шумное; князь С. Трубецкой играл на фортепьяно, Лермонтов сидел подле дочери хозяйки дома, в комнату вошел Мартынов. Обращаясь к соседке, Лермонтов сказал: «M-lle Emilie, prenez garde, voici que s"approche le farouche montagnard» .

Это сказано было довольно тихо, за общим говором нельзя было бы расслышать и в двух шагах; но, по несчастию, князь Трубецкой в эту самую минуту встал, все как будто по команде умолкло, и слова le farouche montagnard раздались по комнате. Когда стали расходиться, Мартынов подошел к Лермонтову и сказал ему:

– M. Lermontoff, je vous ai bien des fois prié de retenir vos plaisanteries sur mon compte, au moins devant les femmes .

– Allons donc, – отвечал Лермонтов, – allez-vous vous fâcher sérieusement et me provoquer?

– Oui, je vous provoque , – сказал Мартынов и вышел.

На другой день, пятнадцатого, условились съехаться после обеда вправо от дороги, ведущей из Пятигорска в шотландскую колонию, у подошвы Машука; стали на двенадцать шагов. Мартынов выстрелил первый; пуля попала в правый бок, пробила легкие и вылетела насквозь; Лермонтов был убит наповал.

Все остальные варианты на эту тему одни небылицы, не заслуживающие упоминания, о них прежде и не слыхать было; с какою целью они распускаются столько лет спустя, бог весть; и пистолет, из которого убит Лермонтов, находится не там, где рассказывают, – это кухенрейтер № 2 из пары; я его видел у Алексея Аркадьевича Столыпина, на стене над кроватью, подле портрета, снятого живописцем Шведе с убитого уже Лермонтова.

Через год тело его, в свинцовом гробу, перевезено было в Тарханы и положено около могилы матери, близ сельской церкви в часовне, выстроенной бабушкой, где и она теперь покоится.

Давно все это прошло, но память Лермонтова дорога мне до сих пор; поэтому я и не возьмусь произнести суждение о его характере, оно может быть пристрастно, а я пишу не панегирик.

Да будет благосклонен ко мне читатель и не осудит, если неинтересная для него личность моя так часто является пред ним в этом рассказе. Единственное достоинство его есть правдивость; мне казалось необходимым для отклонения сомнений разъяснить, почему все, о чем я говорил, могло быть мне известно, и назвать поименно несколько лиц, которые могут обнаружить неточность, если она встретится. Прошу и их не взыскать, если по этой причине я дозволил себе, без их разрешения, выставить в рассказе моем имена их полностью.


Впервые опубликовано в «Русской старине», 1872, № 2, с. 293.
Первые четыре из дошедших до нас писем М. Ю. Лермонтова адресованы двоюродной тетке Марии Акимовне Шан-Гирей (1799 - 1845), урожденной Хастатовой. Мария Акимовна была дочерью Акима Васильевича Хастатова и Екатерины Алексеевны, урожденной Столыпиной, сестры бабушки Лермонтова, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.
М. А. Шан-Гирей выросла в кавказском имении матери «Шелковое», или «Земной рай». В 1825 г. она, по совету Е. А. Арсеньевой, переехала в Пензенскую губернию, где в 1826 г. приобрела деревню Апалиху недалеко от Тархан. В 10-х гг. Мария Акимовна вышла замуж за Павла Петровича Шан-Гирея (1795 - 1864). От этого брака были дети: Аким (Еким) (1819 - 1883), друг детства Лермонтова, воспитывавшийся с ним вместе в Тарханах, автор воспоминаний о поэте; Екатерина (Катюша), позже вышедшая замуж за В. П. Веселовского (р. 1823 - умерла в 80-х годах); Алексей (р. 1821) и Николай (р. 1829), которых в письме Лермонтов называет «братцами».
Письмо написано Лермонтовым, вероятно, осенью 1827 г., вскоре после приезда с бабушкой в Москву, в дни, когда он уже занимался с приглашенными на дом учителями для подготовки к поступлению в Университетский благородный пансион.
Занятиями руководил Алексей Зиновьевич Зиновьев (1801 - 1884), занимавший в пансионе долждость надзирателя и учителя русского и латинского языков. При его содействии были приглашены и другие учителя. Занятия шли довольно успешно, и 1 сентября 1828 г. Лермонтов поступил прямо в 4-й класс Университетского пансиона полупансионером (он занимался, обедал и проводил целый день в пансионе, а ночевать возвращался домой).
Домашние уроки рисования Лермонтову давал художник Александр Степанович Солоницкий.
В письме упоминается опера «Невидимка», которую Лермонтов «видел в Москве 8 лет назад». Это свидетельство о его более раннем приезде с бабушкой в Москву.
«Князь-Невидимка, или Личарда-Волшебник, опера в четырех действиях с большим представлением, украшенная пантомимами, военными эволюциями, сражениями и семнадцатью превращениями», была написана К. А. Кавосом на слова Лифанова, который в основу либретто положил французскую пьесу-феерию М. С. Б. Апде «Князь-Невидимка, или Арлекин-Протей». Опера поставлена впервые в Москве 7 июля 1819 г., часто исполнялась в сезон 1819 - 1820 гг. и была возобновлена 30 августа 1827 г.
Сохранились свидетельства А. П. Шан-Гирея и М. Е. Меликова об увлечении Лермонтова в это же время театром марионеток, которых он сам изготовлял из воска. Любовь к театру Лермонтов пронес через всю свою жизнь. Как нам недавно стало известно, и в 1838 г. Лермонтов принимал участие в любительских спектаклях, которые ставились в дружеском кружке Карамзиных.