Биографии Характеристики Анализ

Интересная информация про море и моряков. Несколько фактов из жизни мореплавателей (1 фото)

1. Свой самый известный снимок фотограф Альфред Эйзенштадт сделал 14 августа 1945 года, когда Америка отмечала победу над Японией. Он ходил по Таймс-Сквер, фотографируя радующихся людей, и заметил матроса, который « целовал всех женин подряд и вдруг заключил в объятия что-то белое. Я едва успел поднять камеру и снять его целующим медсестру». Это фото, в шутку названное автором « Безоговорочная капитуляция», стало для американцев символом победы во Второй мировой войне.

2. По подсчетам специалистов, с 1600 по 1800 г. от цинги умерло около миллиона моряков, что превышает человеческие потери во всех морских сражениях за тот же период.

3. Тельняшка - нательная (отсюда и название) матросская фуфайка с чередующимися синими и белыми полосами. Появилась во времена парусного флота: такое « цветовое решение» как раз для того и выбрали, чтоб видеть действия матросов при работе с парусами на реях, – теперь же это просто традиция. В России тельняшки как обязательная часть матросской формы введены приказом великого князя Константина Николаевича от 19 августа 1894 года. В некоторых городах неофициально отмечается « день тельняшки».

4. В сексологии есть понятие « синдром моряка дальнего плавания». После долгого воздержания у мужчины возникают временные дисфункции в интимной сфере. Согласно исследованиям моряку дальнего плавания требуется в среднем пара недель, чтобы привести в порядок организм, восстановиться и избавиться от малоприятного синдрома.

5. В некоторых странах существовало поверье: если девушка в день Святого Валентина увидит у себя над головой малиновку, значит, она выйдет замуж за моряка.

6. В 1974-м The Rolling Stones сняли телевизионный промо-ролик к песне « It’s Only Rock-n-roll». Музыканты в матросских костюмах исполняли песню, стоя под полосатым бело-синим тентом, который постепенно наполнялся пеной. С пеной явно переборщили: к концу « роллинги» вытягивали шеи и подпрыгивали на месте, чтобы не наглотаться пузырьков, а ударнику Чарли Уоттсу пришлось даже покинуть свой « боевой пост».

7. Когда-то татуировки моряков не только показывали принадлежность к « морскому братству», но и служили своеобразны оберегом, что неудивительно, если вспомнить их склонность к суевериям. Кроме якорей, парусов и пр., тела моряков украшали и наколки, вроде бы не связанные с морской тематикой. Например, свинья, наносившаяся на левую ногу, и петух (соответственно, на правую) явно не относятся к разряду водоплавающих, а потому помогут « хозяину» вернуться в привычное для них место, т.е. на сушу.

8. Голландка Лаура Деккер может стать самым юным (20 сентября ей исполнится 17 лет) моряком, совершившим одиночную « кругосветку». Лаура хотела начать плавание еще раньше, но из-за противодействия голландских властей задержалась с отправлением почти на год. А в случае удачного исхода путешествия ее рекорд не будет признан официально: Книга рекордов Гиннесса и Всемирный совет регистрации рекордов скорости под парусом больше не фиксируют достижения из разряда « самый юный».

9. В феврале 1891 г. близ Фолклендских островов повторилась знаменитая история, приключившаяся когда-то с библейским Ионой. Моряк китобойного судна « Звезда Востока» Джеймс Бартли во время охоты на кашалота попал в чрево к смертельно раненному животному и провел там 16 часов. От нестерпимого смрада моряк потерял сознание и очнулся уже на борту судна, когда его извлекли при разделке туши кашалота.

10. Последнее сражение и гибель крейсера « Варяг» в свое время восхитили даже противника: то, что российские моряки, затопив собственное судно, по сути, поступили по канонам самурайской чести, было использовано в пропагандистских целях - как пример для подражания. Уже после войны японское правительство открыло в Сеуле музей памяти героев « Варяга» и наградило командира крейсера В.Ф. Руднева орденом Восходящего Солнца.

11. В 1950 г. в казино Лас-Вегаса некий моряк победил в игре в кости 27 раз подряд! Теоретически вероятность этого составляет один к 12.467.890. Если б моряк делал максимальные ставки, то смог бы выиграть 268 млн долларов. Но он предпочел не рисковать и получил лишь $750. А кости, которыми играл моряк, выложены под стеклом на бархате в том самом игровом зале.

12. Перепечатывая в 1870 г. доклад доктора Эвона Вольфа, машинистка по ошибке « сдвинула» запятую в числе - и превысила содержание железа в шпинате в 10 раз! Ошибка, гулявшая из статьи в статью, породила миф о большой пользе шпината. Ее обнаружили в 1937 г., но обнародовали лишь в 80-е, спустя более чем сто лет после ляпа! Популяризации мифа способствовали также мультфильмы с бравым моряком Попаем, поедавшим шпинат в немыслимых количествах. Неудивительно, что в городке Альма (штат Арканзас), претендующем на звание « шпинатной столицы мира», установлены аж три статуи мультяшному моряку.

13. Испанский моряк Родриго де Триана - первый европеец, увидевший берега Америки. Родился в 1469 г. в Севилье, его настоящее имя - Хуан Родригес Бермехо. 12 октября 1492 г. он был вахтенным матросом каравеллы « Пинта» и увидел землю. Кстати, он не получил обещанное королем Фердинандом II денежное вознаграждение, поскольку Колумб записал в бортовом журнале, что он « видел свет» еще в 22 часа предыдущего дня, но тот якобы был настолько нечеток, что адмирал не осмелился утверждать, будто точно видел землю. Сведения о дальнейшей судьбе де Триана противоречивы, а в родном городе ему установлен памятник.

Пожалуй, в каждом человеке живёт исследователь, но для некоторых тяга к приключениям и исследованию мира становится смыслом жизни. О знаменитых путешественниках-первооткрывателях известно много, а здесь собраны любопытные факты с ними связанные.

1. Америго Веспуччи

Флоренция
Венесуэла получила свое название, когда Америго Веспуччи увидели, как туземцы строят дома на сваях над водой, подобно тому, как это делают в Венеции. Венесуэла переводится, как «Маленькая Венеция».

2. Адмирал Чжэн Хэ



Китай
Чжэн Хэ был китайским адмиралом, дипломатом и исследователем, который был широко известен в 1300-х годах. В детстве мальчика кастрировали и он пребывал в рабстве.

3. Джордж Мюррей Левик



Англия
В 1911 году британский исследователь Джордж Мюррей Левик наблюдал случаи некрофилии у пингвинов в Антарктиде. Результаты его исследований не были опубликованы до 2012 года, потому что они были сочтены слишком неприличными на то время.

4. Джеймс Кук



Англия
Когда Джеймс Кук впервые прибыл на Гавайи, местные жители сочли его богом. Позже он вновь вернулся на острова, когда его корабль пострадал от шторма, и по-видимому чем-то оскорбил туземцев. Впоследствии они убили и съели Кука.

5. Лоуренс Оутс



Англия
Антарктический исследователь Лоуренс Оутс получил гангрену и обморожение во время экспедиции. Зная, что его неспособность нормально передвигаться ставит под угрозу шансы на спасение его товарищей, он вышел из палатки на 40-градусный холод, чтобы никогда не вернуться. Он в конечном итоге потерял свою лошадь, припасы, попал в гейзер и заработал обморожение, прежде чем был найден спустя несколько месяцев едва живым.

7. Абель Тасман



Голландия
Голландский исследователь Абель Тасман во время своей первой экспедиции обнаружил Новую Зеландию и Тасманию, но каким-то образом не заметил Австралию. Только во время второго путешествия он сумел найти материк.

8. Уолтер Рэли



Англия
Когда английский исследователь сэр Уолтер Рэли захватил португальское судно Madre de Deus («Матерь божья»), на борту корабля был найден колоссальный по стоимости груз. Его итоговая сумма составила примерно половину национальной казны Англии.

9. Пифей



Греция
Греческий исследователь Пифей был первым человеком, который обнаружил полярные льды и полуночное солнце. Кроме того, он также был первым, кто предположил, что приливы вызываются Луной.

10. Христофор Колумб



Испания
В 1503 году Колумб был вынужден провести некоторое время на Ямайке по пути к новому миру. Зная, что вскоре предстоит лунное затмение, он сказал местным жителям, что если они не позаботятся о его экипаже, то луна исчезнет.

11. Родриго де Триана


Испания
Капитан корабля Колумба, Родриго де Триана был первым, кто обнаружил землю, но Колумб утверждал, что он заметил ее несколькими часами ранее. Таким образом, он обеспечил себе пожизненную пенсию, обещанную королем Фердинандом тому, кто первый найдет новые земли.

12. Хью Гласса



США
Во время исследования Южной Дакоты экспедиция бросила умирать Хью Гласса, после того, как его сильно помял гризли. Затем Гласс пополз 320 км до ближайшего населенного пункта.

13. Ричард Фрэнсис Бертон



Англия
Ричард Фрэнсис Бертон был английским исследователем, который говорил на более чем 40 языках. Однажды он замаскированным под местного жителя пробрался в Мекку. А также Бертон перевел Камасутру на английский язык.

14. Персиваль Харрисон Фосетт



Англия
В 1925 году британский солдат Персиваль Харрисон Фосетт умер в бассейне Амазонки в поисках мифического Эль Дорадо. В течение последнего столетия погибли более ста человек в попытках найти его останки.

Пожалуй, самый известный человек из эпохи Великих Географических Открытий. Прославился Христофор Колумб тем, что подарил миру целый неизведанный материк. Со школьной скамьи каждый знает ответ на вопрос «Кто открыл Америку?». Многая информация о нём до сих пор под вопросом, ведь первооткрыватель жил более 500 лет назад, но существуют довольно интересные достоверные факты.

Происхождение Колумба

Большинство источников позиционирует его как «испанского мореплавателя» . Однако, судя по сохранившимся документам семьи, родился и рос он в Генуе – городок на Итальянском побережье в Лигурии. Там остался дом, где жил и творил отец Христофора – Доминико Коломбо. Он был ткачом-суконщиком, хранителем городских ворот, поэтому о нём достаточно известно историкам. Отсюда следует, что скорее всего путешественник был итальянцем.

Откуда такая вариация национальностей?

Точные свидетельства найдены только об одной, но причисляют его и к португальцам, и к испанцам (в основном), и к грекам, а иногда и к иудеям. По поводу последних существуют только догадки, кроме наличия евреев в экспедиции и переноса плавания со дня иудейского праздника доказательств нет.

По-испански Колумб говорил и писал, но имел характерный для португальцев диалект. Учил латынь и греческий, на которых вёл дневники. Но всё это просто разносторонность – никаких загадок происхождения.

Свидетельства внешности

В большинстве учебников и энциклопедий представлено изображение Христофора Колумба, где читатели видят серьёзное лицо с большими глазами и удлинённую причёску. Интересно то, что все портреты были написаны после ухода мореплавателя из жизни. Они созданы по словам друзей и оставшейся экспедиционной команды: огромные голубые глаза, нос с горбинкой, рыжие волосы, которые рано поседели на почве частых перемещений и стрессов.

«Птичья» фамилия

В первом факте было сказано о фамилии отца – Коломбо, нестыковка! На самом деле это итальянская вариация привычного нам «Колумб». Колон – в Испании, Колом – в Португалии, всё это обозначает «голубь» и происходит от названия Columbus на латыни. Практически Голубев в русской вариации.

Цель экспедиций

На самом деле открытие нового материка никогда не было целью плаваний Колумба. Поскольку уже были подтверждены теории того, что Земля не плоская, географ составил проект самой быстрой дороги до юга Азии. Если быть точнее – Индии. Это подтвердил картограф Паоло Тосканелли, по чьей карте от Канарских островов до Японии было не более 5000 километров . Продвинутые для того времени расчёты оказались неверными, никто не предположил, что на пути через Атлантику кораблям помешает необъятный кусок суши.

Американская земля

Сойдя с судна, Христофор Колумб всё ещё был уверен, что достиг Азии. Новая территория была признана частью Китая, Японии или Индии. Эти страны, именуемые раньше восточными, стали западными на довольно большой срок. Факт в том, что на известный нам материк нога Колумба не ступала. Максимум, что ему удалось исследовать – нынешние Багамские острова. Первый открытый получил имя Сан-Сальвадор, открыт 12 октября 1492 года, что и признано датой прибытия европейцев в Америку. В этой же экспедиции были исследованы несколько других Багамских островов.

Чрезмерное упорство

Одной своей самой известной экспедицией адмирал не ограничился. В поисках Индии было совершено 4 масштабных плавания. Планировалось создание постоянной колонии, с собой повезли скот и семена культурных растений. Индейцев даже пытались закрепостить для работы на Испанскую казну, но большого дохода работа не принесла.

Колумб – обманщик?

С таким заявлением выступил португалец Васко да Гама , который действительно доплыл до Индии и привёз в доказательство специи и индийские ткани. Власти Испании признали, что достигнутые Колумбом земли – вовсе не «Западная Индия», а значит почести за эти земли для Колумба были отменены. И это после трёх экспедиций! Однако, он смог получить разрешение на четвёртую. Слишком сильна была уверенность в расчётах и гипотезах. Вернувшись он признал, что между Атлантикой и Индией есть «непреодолимый барьер», который переплыть не удалось.

Непризнанный гений

При жизни идеи Христофора Колумба во многом высмеивались, а власти не пытались финансировать экспедиции. Добиваться их было сложно, а малая результативность только раззадоривала общество.

Первые его возвращения были триумфальны: в Европе с почестями встретили корабли полные каучука, табака, картофеля и кукурузы. Только золота и пряностей не нашлось в «псевдо-Индии», поэтому позже адмирал был лишён прав на свои открытия, даже считался шарлатаном. Испании были нужны колонии и драгоценности, которые она всё-таки получила после смерти Колумба. Его труд был признан, когда с открытых территорий повезли серебро и золото.

Последнее желание мореплавателя

В последние годы жизни Колумб сильно болел, ударом стал и полный отказ властей дать ему привилегии за путешествия. В 1506 году он скончался почти незамеченным, но было задокументировано последнее его желание: быть похороненным в «Вест-Индии», куда из Севильи его останки повезли на нынешний о. Гаити (тогда – Эспаньола) в 1540 году.

Исторический анекдот

Когда во время последней экспедиции команда Колумба наткнулась на агрессивно настроенных индейцев, которые зареклись больше не отдавать европейцам свои ресурсы и природные богатства, адмирал прибег к хитрости. Путём простых расчётов на 29 февраля 1504 года было прогнозировано лунное затмение, которое для туземцев было ужасным небесным знамением. Когда Колумб предостерёг аборигенов и сказал, что помолится за них, только в случае продолжения снабжения продовольствием. План сработал – экспедиция спасена.

Несколько других кратких фактов

  • Первый раз на борт корабля юный любитель моря попал в 14 лет.
  • Условия для экспедиций будущий первооткрыватель поставил чрезмерные: назначить его вице-королём открытых земель, а также присвоить звание «главный адмирал моря-океана». Король Фердинанд назвал его нахалом.
  • Колумб первым использовал гамак в качестве спального места. Перенял тенденцию он у тех же аборигенов.
  • Несмотря на свою любовь к золоту, умер путешественник почти нищим. Всё нажитое отдал в помощь команде, на год застрявшей в море после крушения корабля.
  • Христофор Колумб так и не узнал, что открыл Америку. Только после его смерти стало известно, что это – не Восточная Азия. Прорыв совершил Америго Веспуччи, в честь которого материк и назван.
  • В честь великого мореплавателя назван округ Колумбия в США, река, Колумбийское плато и множество городов. Наследие его колоссально!

Один из самых известных мореплавателей эпохи Великих географических открытий. Он считается первооткрывателем Америки - в 1492 году Колумб достиг берегов американского континента, проплыв поперек Атлантического океана. Его открытие положило начало исследованию Центральной и Южной Америки.

1. Знаменитое открытие нового континента произошло 12 октября 1492 года. После долгого путешествия по Атлантическому океану матрос, наблюдавший со шхуны «Пинта», закричал заветное «Земля!». Колумб и его команда искали короткий путь в Азию, при котором не пришлось бы огибать всю Африку, и были уверены, что они его нашли. Это было бы очень полезным открытием, так как в то время Великий шелковый путь был перегорожен Османской империей, и Европе приходилось искать новые способы попасть в Азию. Плавать вокруг Африки было опасно и долго, новые торговые пути очень пригодились бы европейским купцам, которых манили азиатские сокровища. Колумб прекрасно знал, что Земля круглая и справедливо решил, что доплыть до Азии можно с другой стороны. Только в расчетах ее размеров он существенно ошибся - от нового континента до Азии оставалось еще около пятнадцати тысяч километров. Но сам мореплаватель даже не узнал, что стал первооткрывателем. Впрочем, это звание тоже приписано ему незаслуженно, так как еще в Средние века в Америке побывали викинги из Исландии. Но никому за пределами Скандинавии не было известно об этих северных походах, поэтому открытие Колумба стало сенсацией.

2. Христофору Колумбу понадобилось более семи лет, что убедить королевскую чету Испании в необходимости экспедиции. Король Фердинанд и его супруга Изабелла, а также все чиновники и сановники не могли понять, каким образом можно попасть на восток, двигаясь при этом на запад. Мореплаватель столкнулся с множеством предубеждений - например, многие считали, что он не сможет подняться на огромную водяную гору, образованную выпуклостью земного шара. Ему пришлось подбирать подходящие аргументы и всяческими способами уговаривать испанского короля, и в конце концов - в 1491 году - ему это удалось, и король одобрил экспедицию.

3. До Колумба ни один корабль не заходил так далеко в открытое море. В основном все корабли двигались вдоль береговой линии, а океана все боялись. Обычные моряки отказались принимать участие в такой рискованной экспедиции - если король не верил в шарообразную форму Земли, то неграмотные моряки и подавно считали, что Земля плоская, и они обязательно упадут к черту на рога. Поэтому Колумбу пришлось набирать команду из заключенных - они предпочитали рискнуть в страшной экспедиции, чем умереть в тюремной камере.


4. Неудивительно, что в те времена никто не отваживался выйти в открытый океан - судна пятнадцатого века были маленькими и неподходящими для дальних плаваний. Экспедиция Колумба двигалась на трех каравеллах - это слово является уменьшенным от испанского «карава», что означает небольшое судно на парусах. «Санта-Мария» была крупнейшим кораблем Христофора Колумба, но ее длина составляла всего около сорока метров - необычайно маленькое судно по современным меркам. А две других каравеллы, «Пинта» и «Нинья», были еще меньше - около двадцати метров, даже для тех времен очень маленькие корабли.

5. Матросы-бывшие заключенные, осознав рискованность предприятия, часто впадали в панику. Они были полны суеверий и предубеждений: видя альбатросов и водорослей, они думали, что земля близко. И Колумб не хотел их огорчать, тем более правда посеяла бы большую панику среди команды. Поэтому мореплаватель значительно уменьшал цифры, рассказывая морякам о пройденном расстоянии - так они считали себя в безопасности.

6. Во время экспедиции первооткрыватель обнаружил, что стрелка компаса начала показывать не на север (на Полярную звезду), а немного в сторону. Колумб сильно нервничал по этому поводу, но команду не стал пугать и промолчал. В то время еще никто не знал, что компас показывает магнитные полюса Земли, а не географические.


7. Колумб был настолько убежден, что открыл путь в Индию, что многие верили в это. Поэтому американских коренных жителей назвали индейцами (в русском языке названия различаются, но в английском они произносятся и пишутся одинаково «indians»).


8. После экспедиции Колумба индейцы впервые увидели коров, лошадей и виноград. А мореплаватель привез в Европу картофель, кукурузу и помидоры. Еще несколько последующих веков между Америкой и Европой велась сельскохозяйственная торговля, которая была известна под названием «Колумбов обмен».


9. Всего Христофор Колумб совершил четыре экспедиции в Америку. Во время последней он с командой попал в сложную ситуацию - у него сломались корабли, закончилась еда, а местные жители были враждебно настроены по отношению к европейцам. И Колумб решил пойти на хитрость - приближалось лунное затмение, которое можно было использовать для внушения уважения индейцам. Мореплаватель рассказал местным вождям, что белый бог может наложить страшную кару на индейцев - отнять луну. Вскоре началось затмение, и луна стала темнеть. Коренные американцы были испуганы и согласились на мир, предоставив Колумбу и его команде необходимую провизию и материалы.


10 место:
Долгое время моряки вообще не знали, куда они двигаются. Первая морская карта была составлена только во II веке до нашей эры, а до этого вся навигация сводилась к тому, чтобы выпустить птицу и плыть туда, куда она полетела: дескать, птица-то уж точно знает, где берег. К сожалению, проверить насколько надежным был такой метод - невозможно. Те, кто доплывали, говорили, что птица летела правильно, а у тех, кто не доплыл - спросить уже не получится.

9 место:
Полинезийцы подвешивали на мачту продырявленную во многих местах скорлупу кокосового ореха, и по тону свиста определяли, куда пирога плывет.

8 место:
В Европе кокосовых орехов, к сожалению, не растет, поэтому древние викинги использовали в качестве компаса ложку с длинной ручкой. Главный викинг перегибался через борт, зачерпывал этой ложкой водичку, задумчиво прихлебывал и потом авторитетно говорил: "Правильно плывем - вода не такая соленая и родными помоями пахнет!" Можете не верить, но викинги по этому компасу почти всегда доплывали правильно.

7 место:
А вот как оригинально использовал советский Минморфлот особенности линии перемены дат: в 50-х годах вышел специальный приказ - чтобы советские суда пересекали эту линию только с востока на запад. При этом один день выпадает, и зарплату за него можно не платить.

6 место:
А знаете, зачем на носу парусных кораблей устанавливали фигуры чудесных женщин? Они скрывали туалеты! Поскольку, если поставить туалет на корме, попутный ветер будет задувать все на корабль, а с носа все запахи отлично сносит. Слово гальюн произошло именно от названия "галеонные фигуры".

5 место:
Термин "небоскреб" - тоже морской. Так назывались самые верхние треугольные паруса еще 200 лет назад. С ними, кстати, иногда были проблемы: при сильном ветре они начинали гнуть мачту, так что на мостике всегда стоял капитан с пистолетом. Когда мачта уж слишком сгибалась, он стрелял в небоскреб, парус рвался и все приходило в норму.

4 место:
Русский язык получил у моряков слово "каталажка": на старинных русских судах-расшивах провинившихся сажали в клетушку, где хранился такелаж.

3 место:
Морской способ накрывать на стол. При качке на кораблях никогда не используются сухие скатерти. Столы накрывают мокрыми, чтобы тарелки не падали на пол.

2 место:
Уборка. Знаете, почему корабли так тщательно драят? Чтобы у матросов не оставалось свободного времени. Если им нечем будет заняться, они начнут думать, а от этого возникают революционные ситуации. Раньше после таких ситуаций моряки уходили в пираты.

1 место:
И именно с пиратами связан самый удивительный факт. В знаменитой своими пиратскими похождениями Англии все пираты имели специальные свидетельства о том, что они пираты. А для того, чтобы такое свидетельство получить, нужно было предоставить капитану корабля справки от родителей и священника о своем безукоризненном моральном облике.

Рубрики:
Метки:

Процитировано 2 раз

Джек_Северянин Пятница, 14 Октября 2011 г. 21:43 ()

Многие из этих интересных фактов обыкновенная выдумка дилетантов далёких от моря, особенно про викингов и каталажку. Про викингов есть статья "Викинги использовали в море "каменный GPS", выяснили ученые".
Приведу эту статью, почитайте:

Международная группа ученых раскрыла одну из тайн викингов, выяснив, каким образом у них получалось точно ориентироваться на море в условиях густого тумана. Викинги отличались в раннее Средневековье особым умением совершать плавания на далекие расстояния в любую погоду.
"Как сейчас установлено, в эпоху, предшествовавшую изобретению компаса, они использовали для определения своего местоположения по отношению к Солнцу полудрагоценный "солнечный камень", известный также как гелиолит", - отмечает журнал Scientific American.
Этот камень, представляющий собой разновидность полевого шпата, обладает способностью преломлять попадающие на него даже слабые лучи света и тем самым дает возможность узнать даже в густом тумане положение Солнца, рассказывает ИТАР-ТАСС.
По мнению ученых, викинги могли использовать не один, а сразу несколько камней для повышения точности расчетов. Чтобы определить положение Солнца, камень следовало поднять вверх и исследовать, как распределятся по его поверхности появившиеся на нем отблески света. Это позволяло вычислить положение Солнца - даже закрытого толщей тумана, облаками или скрывшегося за горизонтом.

Определять местонахождение Солнца за облаками было действительно необходимо, поскольку во время полярного лета постоянный дневной свет не позволяет увидеть звезды, а компас тогда еще не изобрели, к тому же вблизи Северного полюса компас мало помогает.
Секрет солнечного камня держался викингами в глубокой тайне и был известен лишь ограниченному кругу лиц. Последние занимали особое положение советников во время крупных военных морских походов.
Упоминание об ориентации судов викингов по драгоценным камням содержится в нескольких древних сагах. Однако научные круги скептически относились к данным фрагментам, считая их художественным вымыслом. Но сейчас ученым удалось восстановить древнюю секретную технологию ориентации в тумане с помощью солнечного камня.
Некоторые историки утверждали, что способ срабатывал только в случае, если кристалл направляли на участок ясного неба. Но в подобных случаях положение Солнца можно установить и невооруженным глазом - по отблескам на краях облаков, например.

Но ученые с 2005 года исследовали поляризацию света. Например, однажды они сфотографировали облачное небо в Северной Финляндии через 180-градусную линзу и попросили добровольцев определить местонахождение Солнца. Поскольку подопытные допускали ошибки, отклоняясь от истинного местонахождения светила иногда на целых 99 градусов, стало ясно, что невооруженным взглядом человек не может найти Солнце при столь плотной облачности. А значит, и викинги не могли обойтись без дополнительного инструмента.
Эффективность солнечного камня была проверена также в 2005 году - ученые пересекли Северный Ледовитый океан на шведском ледоколе "Один", успешно определяя местонахождение Солнца в различных погодных условиях.