Биографии Характеристики Анализ

Интересные факты из биографии рэя брэдбери. Рей брэдбери интересные факты Рэй Брэдбери — человек, который изменил литературу

22 августа 1920 года родился Рэй Дуглас Брэдбери - один из самых ярких и любимых писателей XX века, подаривший миру такие чудесные книги, как “451 градус по Фаренгейту”, “Марсианские хроники” и “Вино из одуванчиков”.



1. Хотя Рэя Брэдбери чествуют как писателя, благодаря которому научная фантастика поднялась на новый уровень, сам автор не считал себя писателем этого жанра. Для него научная фантастика описывает то, что реально, в отличие от фэнтези, которое обращается к тому, что никогда не произойдет. Таким образом, по мнению Брэдбери, единственная фантастическая книга, которую он написал - это “451 градус по Фаренгейту”, а “Марсианские хроники” относятся к фэнтези.

Рэй в 1923 году в Уокигане

2. Рэй Брэдбери родился в небольшом городке Уокиган, штат Иллинойс, однако затем переехал в Лос-Анджелес, где прожил большую часть своей жизни. К переезду семью Брэдбери подтолкнула Великая депрессия, приведшая к огромной безработице по всей Америке. Всего с 40 долларами в кармане семья перебралась в Калифорнию, где жила на эту скромную сумму до тех пор, пока отец Рэя не сумел найти постоянную работу в кабельной компании.

15-летний Рэй и Марлен Дитрих возле студии Paramount, 1935 год.


3. Рэй был счастлив остаться жить в Лос-Анджелесе, поскольку обожал Голливуд. Семья жила всего в четырех кварталах от Uptown Theater - главного театра киностудий Metro-Goldwyn-Mayer (MGM) и Fox. Мальчик научился проскальзывать в него на закрытые кинопоказы, которые проходили почти каждую неделю. Но главным развлечением была охота за звездами: “Я катался на роликах по всему городу, как одержимый хотел заполучить автографы больших звезд. Это было великолепно. Я видел больших звезд MGM, таких как Норма Ширер, Лорел и Харди, Рональд Колман. Или же я проводил весь день перед студиями Paramount или Columbia, затем проносился к ресторану Браун Дерби, чтобы увидеть, как звезды заходят или выходят. Я видел Кэри Гранта, Марлен Дитрих, Фреда Аллена, Бернса и Аллен - в общем, тех звезд, что в тот момент были на побережье”.

Большой любитель книг и фанат библиотек


4. Из-за невозможности заплатить за обучение, Рэй Брэдбэри никогда не посещал колледж и уж тем более университет. Чтобы прокормиться, он продавал газеты (1938-1942), а оставшееся свободное время посвящал жадному чтению и писательству. “Библиотеки вырастили меня. Я не верю в колледжи и университеты. Я верю в библиотеки, поскольку у большинства студентов нет денег. Я выпустился из старшей школы во времена Великой депрессии, у нас не было денег. Я не мог посещать колледж, так что ходил в библиотеки - три раза в неделю на протяжении десяти лет моей жизни”, - рассказал писатель в интервью New York Times (2009).

5. Брэдбери рано понял, что хочет быть только писателем - и стал развивать в себе привычку писать каждый день, по меньшей мере, 1000 слов. Напряженная работа принесла свои плоды - писатель продал свой первый рассказ в 1941 году, едва перешагнув порог двадцатилетия.

6. Первую рукопись “451 градуса по Фаренгейту” Брэдбери напечатал в публичной библиотеке на арендованной машинке. Название книги - это температура, при которой бумага начинает гореть. Забавно, что имена двух главных героев книги - Монтэг и Фабер - повторяют названия фирм по производству бумаги и карандашей. Брэдбери утверждает, что совпадение было совершенно непреднамеренным.

Брэдбери в машине времени - съемочный реквизит для фильма по Г. Уэллсу.


7. Всю свою творческую жизнь писатель печатал свои произведения на печатной машинке. Он не доверял компьютеру и не был в восторге от электронных книг. “После этого я добавлю - любые технические новшества вызывают у меня панику. Я их попросту ненавижу. Нет, лифт еще нормально, правда, мне в доме он не нужен. Я бы не отказался, конечно, от личного космического корабля, но только в том случае, если его подарят вместе с командой и ящиком снотворного. Принял таблетки - и спи по дороге на милый Марс” - поделился Рэй Брэдбери в интервью газете “Аргументы и факты” в честь своего 90-летия.

8. С еще большей настороженностью Брэдбери относился к автомобилям и самолетам. Писатель никогда не учился водить после увиденной в детстве страшной дорожной аварии. Даже проведя большую часть своей жизни в Лос-Анджелесе, где тяжело обходиться без личного транспорта, Брэдбери не завел автомобиля. Испытывая жуткий страх перед полетами, писатель впервые ступил на борт самолета только в 1982 году.

Семья Брэдбери в 1958 году

9. Все свою жизнь Рэй Брэдбери провел с одной женщиной - Маргарет или, как ее называли близкие, Мэгги. Они поженились в 1947 году и с тех пор не расставались до самой смерти Мэгги в 2003 году. У них родилось четыре дочери - Беттина, Рамона, Сьюзен и Александра.
С уверенностью можно сказать, что без Маргарет писательская карьера Брэдбери сложилась бы куда труднее - когда произведения Рэя еще не приносили должного дохода, жена много работала, чтобы дать своему возлюбленному возможность раскрыть свой талант.

10. Брэдбери известен как большой любитель кино и театра, так что не удивительно, что его книги словно сами просятся на экран. Многие произведения автора были экранизированы. В 1966 году режиссер Франсуа Трюффо поставил фильм по книге “451 градус по Фаренгейту”. Сам Рэй Брэдбери был автором и ведущим цикла телепередач из 65 мини-фильмов по мотивам его рассказов - “Театр Рэя Брэдбери”.

Будущий писатель-фантаст родился 22 августа 1920 года (по другим источникам – 25 числа этого же месяца) в Уокигане. Небольшой городок находится в штате Иллинойс, рядом с озером Мичиган. Родители назвали мальчика по имени известного актера немого кино Дугласа Фербенкса (полное имя писателя Рэй Дуглас Брэдбери). Когда вся страна погрузилась в Великую депрессию, Брэдбери переехали жить в Лос-Анджелес, куда их пригласил один из родственников.

Родители с детства прививали мальчику любовь к природе и чтению книг. Они жили бедно и не могли обеспечить Рэю обучение в колледже – Брэдбери получил только среднее образование. Поэтому следующие три года, мальчик продает газеты на улице.

Рэй Брэдбери

Начало творческой деятельности

Рэй Брэдбери написал свой первый рассказ в 12 лет. Это произведение продолжало известный рассказ «Великому воину Марса», одного из его любимых писателей – Эдгара Райса Берроуза. Еще в 1937 году, когда он заканчивал обучение в школе, Брэдбери становится участником «Лиги научных фантастов» Лос-Анджелеса. Именно тогда автор начинает свои первые публикации в журналах.

Не имея денег на получение образования в колледже, Рэй занимается самообразованием. Мальчик проводит по 3-4 дня в неделю в городской библиотеке, читая разнообразные книги.


Помимо самообразования, Рэй Брэдбери часами пишет произведения, оттачивая свое литературное мастерство. В конце 1939 года – начале 1940, Брэдбери занимается издательством журнала «Футуриа фантазия». На страницах журнала он делится своими мыслями про будущее человечества и тех опасностях, которые оно в себе таит.

Уже в 1942 году Брэдбери заканчивает продавать газеты и вплотную занимается написанием фантастических рассказов. В год Рэй Брэдбери издает до 50 произведений, литературный заработок становится основным источником дохода. Писатель всегда пристально следил за научными прорывами, был участником двух всемирных научных выставок в Чикаго и Нью-Йорке.

Увлечение Брэдбери достижениями в современной науке и его виденье будущего, сформировали дальнейшее направление в творчестве писателя. Фантаст писал свои рассказы и романы в жанре технократической утопии. В будущем, которое описывал Рэй, не существовало войн, голода и беззакония. В своих произведениях он раскрывал жизнь героев, состоящую из любви и встреч, боли, разлуки и надежды.

Личная жизнь и всемирная известность

В 1946 году в книжном магазине, где он был частым посетителем, писатель увидел Маргарет Маклюр. Она и стала единственной любимой женщиной Рэя Брэдбери. В течение следующего года Маргарет и Рэй оформили свой брак. Он продлился до 2003 года – в этом году Маргарет скончалась.


За годы семейной жизни, супруги воспитали четырех девочек: Беттину, Рамону, Сьюзен и Александру. Первые годы после замужества, Маргарет была основным кормильцем в семье. Писатель еще не завоевал всемирную славу и денег катастрофически не хватало. Но супруга положила финансовые заботы на свои плечи, чтобы Рэй продолжал заниматься написанием рассказов.

Брэдбери продолжал писать произведения и в 1947 выпустил свой первый сборник «Темный карнавал». Но рассказы были прохладно оценены критиками. Спустя три года после публикации, в мир выходят знаменитые «Марсианские хроники» писателя. Это был первый успешный проект автора. В дальнейшем Брэдбери признался, что всегда считал «Марсианские хроники» своим лучшим творением.

Мировая известность пришла к Рэю Брэдбери после издательства романа «451 градус по Фаренгейту». Причем первый раз роман был напечатан не в фантастических журналах, а в «Playboy». В романе писатель показывает тоталитарное общество в недалеком будущем, которое борется с инакомыслием путем сожжения всех книг. Произведение завоевало такую популярность, что в 1966 году его экранизировали, сняв одноименный фильм.

Последние годы Рэя Брэдбери и его смерть

Рэй Брэдбери верил, что работа продлевает жизнь. Утро фантаста начиналось с того, что он писал несколько страниц к очередному роману или повести. Теперь новые книги Брэдбери появлялись на прилавках магазинов каждый год. Роман «Лето, прощай» увидел свет в 2006 году и стал финальным произведением в творчестве писателя.

Последние годы писатель проводил в инвалидном кресле, после перенесенного в 76 лет инсульта. Но, несмотря на это, он всегда был в хорошем настроении и с отличным чувством юмора. Например, когда его спросили, почему Марс не колонизировали до сих пор, Брэдбери отшутился: «Потому что люди – идиоты. Они хотят заниматься только потреблением».


Интересные факты из жизни писателя

Рэй Брэдбери был неординарной личностью, его биография наполнена интересными и интригующими фактами:

  • В 4 года мальчик смотрел фильм «Собор Парижской Богоматери». В нем силы добра вели войну с темными силами. Фильм так испугал Брэдбери, что после этого он засыпал только при включенном освещении, боясь темноты.
  • Всю свою жизнь, как утверждал сам автор, он мечтал полететь на Марс. В то же время, все изобретения, не связанные с космосом, вызывали у него панику – даже с появлением персональных компьютеров он продолжал писать рассказы на печатной машинке.
  • Рэй Брэдбери создал более 800 произведений. Несмотря на то, что основным направлением его творчества были фантастические рассказы, Брэдбери писал стихи и даже драмы. Он так же написал несколько сценариев к фильмам и сериалам – «Надвигается беда», «Пришелец из космоса» и другие.
  • В семье писателя бытовала легенда, что его бабушка была ведьмой и ее сожгли во время печально известного «Салемского процесса». Документальных подтверждений легенды нет, но сам писатель верил в это всю жизнь.
  • Рэй Брэдбери никогда сам не водил автомобиль – он боялся садиться за руль после того, как в детстве стал свидетелем двух страшных аварий.
  • Брэдбери был верным семьянином и прожил всю жизнь с одной женщиной. Именно ее руками и набирался первый экземпляр «Марсианских хроник».

В детстве Рэй Брэдбери считал себя правнуком Мэри Брэдбери - колдуньи, якобы сожженной в 1692 году во время знаменитого Салемского процесса. Приговоры всем осужденным ведьмам были отменены в 1957 году. Ведьмы из Салема постоянно фигурируют в мистических произведениях, в «Дневниках вампира», «Гарри Поттере», «Американской истории ужасов». Сейчас телеканал WGN America снимает сериал «Салем», в котором салемские ведьмы показаны не невинными жертвами, а могущественными колдуньями.

Уникальная память

Рэй Брэдбери обладал уникальной памятью. По его словам, он помнил все, что услышал и увидел, едва ли не с момента рождения. Позже с такой же легкостью он запоминал все прочитанное. Брэдбери писал, что может мысленно вернуться к часу своего рождения: «Я помню обрезание пуповины, помню, как в первый раз сосал материнскую грудь. Кошмары, обыкновенно подстерегающие новорожденного, занесены в мою мысленную шпаргалку с первых же недель жизни». Некоторые исследователи считают, что Рэй мог родиться переношенным, десятимесячным. В последний месяц пребывания в утробе у младенца могли развиться зрение и слух.

Борьба со смертью

Хотя маленький Рэй был окружен заботой и вниманием, одним из самых ярких впечатлений детства для него стала смерть. Мальчику было шесть лет, когда в один год умерли его дедушка и годовалая сестренка. Тогда же он сделал свой литературный выбор. Мистика, фэнтэзи, фантастика, сказка - миры, в которых смерть не является окончательной, а умершие близкие иногда возвращаются. «Смерть! Я буду бороться с ней моими произведениями, моими книгами, моими детьми, которые останутся после меня».

Бойкотирование отца

Мать Рэя потеряла двух маленьких детей, поэтому излишне опекала младшего сына. Стоило мальчику простудиться, и его надолго укладывали в постель. Дошло до того, что до шести лет его не могли отучить от бутылочки с соской. Наконец папе Брэдбери это надоело, и однажды во время ужина он подошел к сыну, выдернул из его рук бутылочку и швырнул ее в раковину. Бутылка разбилась, а папа стал единственным человеком из окружения Рэя, не удостоившимся литературного воплощения. Все остальные члены семьи вплоть до дядюшек и тетушек встречаются на страницах «Вина из одуванчиков» и других произведений. Только после смерти отца Рэй посвятил ему книгу «Лекарство от меланхолии». Там были слова: «Отцу с любовью, проснувшейся так поздно и даже удивившей его сына».

Боязнь авто

Во время Великой депрессии семье пришлось несколько раз пересекать страну в поисках места, где можно было обосноваться. Несколько раз Рэй становился свидетелем страшных автомобильных аварий. Однажды он оказался совсем близко возле разбитой машины, в которой лежала умирающая женщина. Некоторое время они смотрели друг другу в глаза. Впечатлительный мальчик в тот же день заболел. Он дал слово никогда не садиться за руль автомобиля, и до конца жизни не мог избавиться от тяжелых воспоминаний, иногда прорывавшихся в его рассказах. Позже в его кабинете на стене висел автомобильный номер «F-451» - но это уже была отсылка к «451 градусу по Фаренгейту».

Костюм с дядиного плеча

Рэй окончил школу в разгар Великой депрессии. У семьи не было денег, чтобы купить приличную одежду, поэтому на выпускной вечер Рэй пошел в костюме покойного дяди Лестера. Дядю застрелили уличные грабители. Маме пришлось привести пиджак в порядок и аккуратно заштопать дырки от пуль на спине и на животе.

Вместо университета - библиотека

В 1938 году Рэй окончил среднюю школу. На этом его формальное образование завершилось. Дни напролет Рэй проводил в библиотеке, читая Шоу, Честертона, Стивенсона, Шекспира, Диккенса. «Когда мне было 19 лет, я не мог поступить в колледж: я был из бедной семьи. Денег у нас не было, так что я ходил в библиотеку. Три дня в неделю я читал книги. В 27 лет вместо университета я окончил библиотеку».

Жена - муза и критик

Рэй познакомился со своей будущей женой Мэгги Маклюр в книжном магазине. Обаятельная женщина с тонким чувством юмора, сразу освободила его от поиска дополнительного заработка. Публикации приносили Брэдбери стандартные 250 долларов гонорара. Первый экземпляр «Марсианских хроник» был отпечатан Маргарэт, ей же и был посвящен этот сборник. «Марсианские хроники» стали первым успехом писателя. Брэдбери вез издателю сборник из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк на автобусе, на поезд денег не хватило. В следующий приезд в Нью-Йорке его встречала толпа людей с изданной книгой, все они пришли за автографом. Позже Маргарэт выучила четыре языка и стала настоящим знатоком литературы. Вместе они прожили 56 лет, воспитав четырех дочерей. Любимыми писателями Мэгги были Марсель Пруст, Агата Кристи и Рэй Брэдбери.

«451 градус по Фаренгейту» в Playboy

Мировую славу писателю принес роман «451 градус по Фаренгейту». Интересно, что был он опубликован в первых номерах журнала «Плэйбой» в далеком 19951 году. У Брэдбери было такое определение фантастики: «Фантастика - это наша реальность, доведенная до абсурда». В романе Брэдбери предугадал и описал нашу современную жизнь, точнее уничтожение мировой культуры массовой. Годы спустя, отвечая на вопрос, почему не сбылись многие его предсказания, писатель ответил: «Потому что люди - идиоты». Современное общество хочет заниматься потреблением - пить пиво и смотреть сериалы. Они придумали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и бесполезные штуки вроде айфона. А ведь можно было развивать науку и осваивать космос.

Цитирование коллег

Названия многих произведений Брэдбери - это дань уважения великим писателям и поэтам. «Что-то страшное грядет» - строка из «Макбета» Шекспира. «Диковинное диво» - из неоконченной поэмы Колриджа; строка Йейтса «Золотые яблоки солнца, серебряные яблоки Луны». «Электрическое тело пою» - отсылка к Уитмену (о теле электрическом я пою; Легионы любимых меня обнимают, и я обнимаю их); «И по прежнему лучами серебрит простор луна...» - это Байрон (…не бродить уж нам ночами, хоть душа любви полна). Второе название рассказа «Уснувший в Армагеддоне» - «И видеть сны, быть может» - это слова Гамлета. «Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря!» - этими словами начинается «Реквием» Роберта Луиса Стивенсона. Рассказ «Машины счастья» озаглавлен строкой Уильяма Блейка. В его рассказах оживают Томас Вулф («О скитаниях вечных и о Земле»), Чарльз Диккенс («Самое прекрасное время»), Хемингуэй («Машина Килиманджаро»), Стендаль («Эшер-2»), Бернард Шоу («Марк-5»). Его герои постоянно цитируют любимых авторов. Как говорил Гренджер из «451 по Фаренгейту»: «…когда они спросят нас, что мы делаем, мы ответим: мы вспоминаем. Да, мы память человечества, и поэтому мы в конце концов непременно победим». Благодаря рассказу «Будет ласковый дождь» многие читатели открыли для себя американскую поэтессу Сару Тисдейл. Стихотворение заканчивалось строфой:

И ни птица, ни ива слезы не прольёт,
Если сгинет с Земли человеческий род
И весна… и Весна встретит новый рассвет
Не заметив, что нас уже нет.

Рэй Дуглас Брэдбери – это уникальный писатель, подаривший миру более 400 уникальных произведений. Своё творчество автор начал с рассказов, а закончил серьезными романами. Он получил множество наград и премий в области литературы, сделал жанр научной фантастики мейнстримом, хотя написал в этой области мало историй. Он – легенда. Я не буду переписывать историю жизни Рэя Брэдбери, для этого можно открыть Википедию. Но в этой статье я открою вам интересные факты, которые помогут узнать писателя лучше. Вы уже в предвкушении? Тогда начинаем.

Рэй Брэдбери — человек, который изменил литературу

1. Рэй Брэдбери верил, что его прабабушка Мэри Брэдбери была сожжена как ведьма на «Салемском процессе» в 1692 году.

2. На протяжении всей жизни писатель любил только одну женщину – свою жену Маргарет. Он пережил её на 8 лет.

Когда человеку 17, он знает все. Если ему 27 и он по-прежнему знает все - значит, ему все еще 17.

3. Первый сборник рассказов Рэя Брэдбери «Темный карнавал» был не удачным, его не восприняла публика. Но практически перед смертью писателя, сборник был переиздан с пометками Рэя (у меня, кстати, есть эта версия, и нужно отметить – это моя любимая книга).

4. При создании сборника «Темный Карнавал» писатель копировал стиль Эдгара Алана По. Но из всех произведений автора, в этой книге собраны воспоминания писателя.

Первое, что узнаешь в жизни, - это то, что ты дурак. Последнее, что узнаешь, - это что ты все тот же дурак.

5. В одном из рассказов писатель описывает детские впечатления, свою первую детскую любовь до встречи с женой. Девочка утонула, оставив в памяти Рэя глубокий шрам.

6. В 2005 году был снят фильм «И грянул гром» по одноименной повести Рэя Брэдбери.

Улыбайся, не доставляй беде удовольствия.

7. Писатель также писал стихи, но публика их восприняла холодно.

Книги только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть.

9. В 1983 году студия Уолта Диснея экранизировала роман «Что-то страшное грядет». Фильм «Именно так зло и приходит» дважды получил кинопремию «Сатурн» в 1984 году (Моё знакомство с автором началось с этой книги, возможно, она и послужила началом моей профессиональной деятельности).

10. В 2015 году по мотивам произведения «Урочный час» был снят телесериал «Шёпот».

Я испытывал простое и самое большое на свете счастье - я был жив.

11. Единственный человек, чей образ Рэй Брэдбери не использовал в книгах – его собственный отец. Только после его смерти, писатель посвятил ему целый сборник рассказов «Лекарство от меланхолии».

12. Рэй Брэдбери всю жизнь боялся автомобилей и никогда не садился за руль.

13. Писатель не получил высшего профессионального образования. Он выучился сам. Как пишет сам автор «я закончил библиотеку».

Главный секрет творчества в том, чтобы относиться к своим идеям как к кошкам - просто заставьте их следовать за вами.

14. Рэй Брэдбери никогда не ругался матом, только однажды, когда группа студентов вывела его из себя, объясняя, о чем на самом деле писал писатель в своем романе «451 градус по Фаренгейту» (Думаю, любой автор на его месте поступил точно также же).

15. Все свои книги и рассказы писатель печатал только на печатной машинке.

Каждое его произведение было искренним рассказом о маленьких людях и больших мирах, о любви и будущем человечества, о вопросах жизни и смерти и мгновенно становилось достоянием мировой литературы.

Sputnik Грузия рассказывает о 10 наиболее малоизвестных фактах из жизни и творчества Рэя Брэдбери — человека, сумевшего пробудить у читателей интерес к жанрам научной фантастики и фэнтези, которые до него были на периферии современной культуры.

1. Близость смерти

Брэдбери чувствовал близость смерти с малых лет. У него было два старших брата-близнеца, родившихся в 1916 году: Леонард и Сэм, Сэм умер в возрасте двух лет. Сестра Элизабет, появившаяся на свет в 1926 году, также умерла в детском возрасте от воспаления легких, в том же году ушел из жизни дед писателя. Такое раннее знакомство со смертью не могло не найти отражения во многих будущих работах писателя.

"Смерть! Я буду бороться с ней моими произведениями, моими книгами, моими детьми, которые останутся после меня", — писал Брэдбери.

2. Потомок колдуньи

В семье Брэдбери существовала легенда, что на знаменитом "Салемском процессе" 1692 года была сожжена прабабка писателя Мэри Брэдбери. Приговоры всем осужденным ведьмам были отменены в 1957 году. Этот факт достоверно не подтвержден, но сам Рэй верил в него.

© AP Photo /

3. Нет образования - есть будущее

У Рэя не было высшего образования. В 1938 году он окончил среднюю школу. Из-за затрудненного материального положения семьи денег на высшее образование не было, Брэдбери так и не смог поступить в колледж. Три последующих года своей жизни юноша провел, продавая газеты на улицах Лос-Анджелеса. Но отсутствие дальнейшего образования не помешало ему в жизни, о чем писатель упомянул в своей статье "Как вместо колледжа я закончил библиотеку, или Мысли подростка, побывавшего на луне в 1932-м". Дни напролет Рэй проводил в библиотеке, читая Шоу, Честертона, Стивенсона, Шекспира, Диккенса. Писатель вспоминал: "Три дня в неделю я читал книги. В 27 лет вместо университета я окончил библиотеку".

© AP Photo / Doug Pizac

4. Любовь всей жизни

Свою будущую жену и любовь всей своей жизни Маргарет (Мэгги) Маклюр Брэдбери встретил в 1946 году в книжном магазине Лос-Анджелеса, где та работала. Уже через год, в 1947 году, Мэгги и Рей поженились, их брак продлился до смерти Маклюр в 2003 году. В течение первых нескольких лет Мэгги много работала, чтобы Рэй имел возможность заниматься творчеством. Писательская деятельность в то время не приносила ему особых доходов. Общий месячный доход семьи составлял около 250 долларов, из которых половину зарабатывала Маргарет. В их браке родились четыре дочери: Беттина, Рамона, Сьюзен и Александра. К Маклюр обращено посвящение автора в романе "Марсианские хроники": "Моей жене Маргарет с искренней любовью".

5. Слава из Playboy

Всемирная слава пришла к Брэдбери после издания романа "451 градус по Фаренгейту" (Fahrenheit 451) в 1953 году. Примечательно, что роман впервые был опубликован в недавно тогда появившемся журнале Playboy. В романе Брэдбери показал тоталитарное общество, в котором любые книги подлежат сожжению. В 1966 году режиссер Франсуа Трюффо экранизировал роман, выпустив полнометражный фильм "451 градус по Фаренгейту".

© AP Photo / Katy Winn

6. Страх автоаварий

На протяжении всей жизни Брэдбери панически боялся автомобильных аварий. Во время Великой депрессии семье приходилось частенько пересекать страну в поисках места, где можно было обосноваться, и Рэй не раз становился свидетелем кошмарных автомобильных аварий. Однажды он оказался совсем близко возле разбитой машины, в которой лежала умирающая женщина, и некоторое время они смотрели друг другу в глаза. Крайне впечатлительный юноша в тот же день заболел и дал слово никогда не садиться за руль автомобиля. От этих тяжелых воспоминаний он не мог избавиться до конца жизни, а иногда они прорывались и в его рассказах.

7.Феноменальная память

Рэй Брэдбери отличался феноменальной памятью. По словам писателя, он помнил все, что слышал и видел едва ли не с момента рождения. Позже с такой же легкостью он запоминал все прочитанное. Брэдбери писал, что может мысленно вернуться к часу своего рождения: "Я помню обрезание пуповины, помню, как в первый раз сосал материнскую грудь. Кошмары, обыкновенно подстерегающие новорожденного, занесены в мою мысленную шпаргалку с первых же недель жизни". Некоторые его биографы считают, что Рэй мог родиться переношенным, десятимесячным, в результате чего в последний месяц пребывания в утробе у младенца могли развиться зрение и слух.

© AFP / JM HURON

8. Обращение к авторитетам

В своем творчестве Рэй Брюдбери не раз обращался к авторитетам — отдавал дань уважения великим писателям и поэтам. "Что-то страшное грядет" - строка из "Макбета" Шекспира; "Диковинное диво" - из неоконченной поэмы Колриджа; строка Йейтса "Золотые яблоки солнца, серебряные яблоки Луны"; "Электрическое тело пою" - отсылка к Уитмену (о теле электрическом я пою; Легионы любимых меня обнимают, и я обнимаю их); "И по-прежнему лучами серебрит простор луна…" - это Байрон (…не бродить уж нам ночами, хоть душа любви полна). Второе название рассказа "Уснувший в Армагеддоне" - "И видеть сны, быть может" - это слова Гамлета. "Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря!" - этими словами начинается "Реквием" Роберта Луиса Стивенсона. Рассказ "Машины счастья" озаглавлен строкой Уильяма Блейка. В его рассказах оживают Томас Вулф ("О скитаниях вечных и о Земле"), Чарльз Диккенс ("Самое прекрасное время"), Хемингуэй ("Машина Килиманджаро"), Стендаль ("Эшер-2"), Бернард Шоу ("Марк-5"). Его герои постоянно цитируют любимых авторов. Как говорил Гренджер из "451 по Фаренгейту": "…когда они спросят нас, что мы делаем, мы ответим: мы вспоминаем. Да, мы память человечества, и поэтому мы в конце концов непременно победим".

9. Люди — идиоты

Рэй Брэдбери давал следующее определение фантастики: "Фантастика - это наша реальность, доведенная до абсурда". В романе Брэдбери предугадал и описал современную жизнь, точнее уничтожение мировой культуры массовой. Годы спустя, отвечая на вопрос, почему не сбылись многие его предсказания, писатель резко ответил: "Потому что люди - идиоты". По словам фантаста, современное общество хочет заниматься потреблением - пить пиво и смотреть сериалы. Они придумали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и бесполезные "штуки вроде айфона". А ведь можно было развивать науку и осваивать космос, считал Брэдбери.

© AP Photo / Mark Lennihan

10. Вера в лучшее

Рэй Брэдбери до последнего верил в лучшее. Будучи уже довольно пожилым человеком, он каждое утро начинал с работы над рукописью очередного рассказа или повести, веря в то, что еще одно новое произведение продлит ему жизнь. Книги выходили почти каждый год. Последний крупный роман увидел свет в 2006 году, еще до выхода получив высокий покупательский спрос. В 79 лет Брэдбери перенес инсульт, после чего все последние годы жизни был прикован к инвалидному креслу, однако сохранял присутствие духа и чувство юмора.

В одном из своих последних интервью мэтр сказал: "Знаете, а девяносто лет — это вовсе не так круто, как я думал раньше. И дело не в том, что я езжу по дому в кресле-каталке, застревая на поворотах… Сотня просто звучит солиднее. Представьте себе заголовки во всех газетах мира — "Брэдбери исполнилось сто лет!". Мне сразу выдадут какую-нибудь премию: просто за то, что я еще не умер".